История понятия «Коммуникация» в науке, философии, методологии и социальном управлении Текст научной статьи по специальности «Философия»
Секция 7. «Коммуникации и медиабизнес»,
научный руководитель С.Ю. Горлов, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии
УДК 316.773.4
История понятия «коммуникация» в науке, философии, методологии и социальном управлении
Е.С. Борцова
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются принципиальные отличия натуралистического и деятельностного подходов в процессе исследовательской работы в области коммуникационных наук, обозначаются основные исторически сложившиеся подходы к пониманию коммуникации с точки зрения науки, философии, методологии и социального управления.
Ключевые слова: коммуникация, деятельностный подход, деятельность, методология.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня не существует «сколько-нибудь удовлетворительных представлений» о коммуникации: ни предметных, ни онтологических. Существует много работ, в которых, по мнению их авторов, проблемы коммуникации ставятся и обсуждаются, но в большинстве из них коммуникация рассматривается либо как передача сообщений, либо как циркуляция
447
информации, либо как целенаправленное организационное воздействие. Таким образом, рассматривается не коммуникация в своей сущности, а некоторые сопутствующие, побочные явления, «отражающие» внешние события, без разбора внутреннего смысла и содержания самого процесса [6].
Повышенное внимание к коммуникации со стороны разных наук связано с тем, что как справедливо отмечает Г.Г. Почепцов, «общество стало более зависимым от коммуникации. Ни в одном столетии не развивалось столько разнообразных дисциплин, связанных с воздействием человека на человека» [4, с. 13]. Но при этом представления о коммуникации в значительной степени формируются разнообразными прикладными областями, где коммуникативное воздействие играет определяющую роль.
По своей сути коммуникация существует как системное целое, которое можно рассматривать с разных сторон и выделять соответствующие предметы. Поэтому, нельзя не согласиться с мнением известного философа-методолога Г.П. Щедровицкого, что «должна идти постоянная игра между этими двумя формами работы (предметной и онтологической) и их постоянное обогащение» [6].
Неразработанность данного вопроса связана с традиционным подходом к исследованию — выделение некой соцелостности в качестве предмета анализа считается чисто искусственным делом, не схватывающим подлинную организацию нашего деятельного мира. Соцелостность должна существовать всегда, во все периоды развития мира, но при этом в каждую историческую эпоху существует особая форма мыследеятельности (МД), которая выдвигается на передний план и берет на себя функции рефлексивного представления и рефлексивной организации всей сферы МД. В предантичный период это была мифология, в античный — философия, в средние века — теология, в XVII — XVIII вв. — снова философия, в XIX и XX вв. — наука [16].
Таким образом, теоретические истоки понятия коммуникация обнаруживаются в классическом периоде античной философии, когда центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Усложнение общественных связей и отношений влечет за собой структурное усложнение и большее разнообразие понятия коммуникации. До XIX в. включительно осмысление проблем человеческой коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. В XX в. большой вклад в развитие теории коммуникации и методологии исследования коммуникативных процессов внесли социология, психология, культурология, филологические, технические и другие науки [4, с. 10].
Американские ученые Ф. Дэнс и К. Ларсон заявляют о существовании 126 определений термина «коммуникация». Все многообразие дефиниций может быть обобщено в три большие группы.
448
1. Коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, то есть как определенная структура.
2. Коммуникация — это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией.
3. Под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты [5, с. 11].
Если рассматривать коммуникацию с точки зрения этимологии, которая, как правило, подчеркивает изначальную сущность понятий, то коммуникация — это деятельность по формированию общего из разного. Слово происходит от лат. communicatio «сообщение, передача», далее из communicare «делать общим; сообщать, соединять», далее из communis «общий», из cum (варианты co-, com-, con-) «с, вместе» + mGnus «обязанность, служба» [9].
Коммуникация как термин появляется в научной литературе только в начале ХХ в. Автор этого термина, американский социолог Чарльз Кули, определил коммуникацию как «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени» [1, c. 379].
Таким образом, в начале ХХ в. коммуникация понималась как все, что способствует развитию человеческих отношений. Сущность коммуникации не входила в задачи научных исследований того времени. Исследование коммуникации носило преимущественно прикладной характер, так как в связи с развитием науки и техники необходимо было обозначить новое для того времени явление объединения разделенных огромными расстояниями людей с разными картинами мира с помощью различных технических достижений [5, с. 4].
Следует также отметить принципиальную разницу в западных и отечественных подходах к исследованию коммуникации. В целом, российская интеллектуально-философская традиция сориентирована на познание всеобщих законов, «таинств бытия» и сильна прежде всего своими концептуализирующими и абстрагирующими сторонами. Американская коммуникативная школа впитала, и во многом воспроизводит принципы интеллектуального прагматизма, и заявляет о себе прежде всего как практическая теория [12].
Чтобы определить общее в разных подходах к коммуникации, обозначить ее как системное целое, нужно понять логику развития понимания коммуникации в разных областях мыследеятельности.
Понимание коммуникации в науке связано, прежде всего, со спецификой научного познания. Так, любая наука исходит из того, что исследователю уже дан объект его рассмотрения, что он сам противо-
449
стоит этому объекту и применяет к нему определенный набор исследовательских процедур и операций, которые и дают исследователю знания об объекте. Исследователь-натуралист никогда не задает вопросов, откуда взялся «объект» и как он в принципе получается, так как с натуралистической точки зрения природа с самого начала состоит из объектов.
Таким образом, натуралист работает в субъект-объектной схеме, сформировавшейся на рубеже XVI-XVII вв. за счет введения понятия «природа» (в первую очередь в работах Ф. Бэкона). Следует отметить, что такой тип мышления, фиксирующий только объект исследования, имеет большое практическое преимущество в своей простоте. Вся сложнейшая структура мышления и деятельности в данном случае сводится к двум морфологическим фокусам — объекту и субъекту, между которыми проводится граница, предполагающая познавательно-исследовательскую связь. Эта особенность была четко описана в работе Г.П. Щедровицкого «Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов» [16].
Все множество исторически сложившихся научных подходов к понятию коммуникации можно объединить в несколько групп: технократические, социологические (итерационные), лингвистические.
Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены бурным ростом технических новаций и общим убыстрением научно-технического прогресса во второй половине XX в. Коммуникация рассматривалась прежде всего как процесс передачи информации. Она понимается прежде всего как передача сообщения (кода) от одного субъекта к другому, не рассматривается как системное целое.
В ХХ в. оформилась лингвистическая парадигма коммуникации, сторонники которой ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:
1) система символической коммуникации, то есть коммуникации путем фонетических и письменных знаков. Именно коммуникация отличает человеческие существа от всех остальных видов;
2) знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом [11].ХХ век недаром назван веком лингвистики, как отмечает Г.П. Щедровицкий в докладе на совещании по коммуникации и пониманию: «Современная психология и современная логика отстают, по крайней мере, на 70 лет, и пока они не сделают в этом плане шага вперед и не выровняют свои представления с лингвистическими, до тех пор никакого подлинного развития у них не будет» [6].
Следующий исторически сложившийся подход к пониманию коммуникации связан с рассмотрением коммуникации как социального процесса. Наиболее важные выводы социальных наук о коммуникации можно обобщить следующим образом.
450
1. Коммуникация — способ человеческого существования, основополагающий, формирующий социальный процесс, в котором люди — неизбежные участники.
2. Коммуникация — не просто процесс обмена информацией, это процесс создания общего, в котором мы осмысливаем информацию, стремясь к взаимопониманию через совместное смыслосозидание между участниками коммуникации.
3. Коммуникативные процессы протекают и приобретают тот или иной смысл лишь в определенном контексте, культуре.
4. В процессе коммуникации конструируется не только социальная реальность, но и собственное «я».
5. Коммуникация — это процесс создания общих смыслов посредством использования символов, прежде всего — языка.
6. Коммуникация — «практическая дисциплина», так как исследователь, включенный в процесс исследования, испытывает на себе влияние исследуемой коммуникативной практики, и при этом он одновременно преобразует, формирует, «культивирует» эту коммуникативную практику [12].
Таким образом, социальные науки рассматривали коммуникацию как «склеивающий» момент социальных отношений, первичный социальный процесс формирования социальной реальности, подчеркивали практический характер коммуникации. Задачей социологии является изучение общества, закономерностей его функционирования, поэтому коммуникация здесь — инструмент познания социального объекта, не рассматривающаяся в своей сути.
Интерес к коммуникации и смыслообразованию является ответом на вызов, который в общем виде можно описать как неизбежность взаимодействия с «Другим» [7]. Поэтому проблема коммуникации интересовала мыслителей уже в античной культуре, несмотря на то, что термин «коммуникация» был введен в научный оборот только в начале XX в.
В рамках традиционного мифологического мировоззрения, дофилософского этапа развития культуры, проблема отношения человека к человеку не выделялась как самостоятельная. Человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. Рубеж, когда эта тема становится особо явственной, — V в. до н.э. Именно в этот период центральной для философских рассуждений становится тема человека, вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики [11].
Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства. На смену риторике, знавшей по преимуществу гражданское и судебное красноречие, приходит гомилетика — искусство произнесения проповеди.
451
На рубеже XVIII—XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, прежде всего понятие субъекта и объекта, принципиально важные для построения теории коммуникации. Практически все мыслители этого времени были склонны трактовать и человеческое общение в категориях субъект-объектной связи, а не субъект-субъектной. Таким образом, вместо принципа диалогичности межличностной коммуникации торжествовал принцип ее монологичности [11].
В принципе, в философии коммуникация понималась по-разному: от признания принципиальной некоммуникабельности между людьми до отождествления самого мира с коммуникацией. Так, в центре интереса экзистенциалистов — человеческое бытие (экзистенция), противостоящее чуждой и враждебной человеку действительности. Как отмечает А. Камю, люди принципиально одиноки, они обречены на взаимное непонимание. Следовательно, о коммуникации между ними речь не идет. С другой точки зрения, для К. Ясперса мир — это всегда мир коммуникации. Он выступает сторонником непрекращающейся коммуникации людей, решающих с помощью дискуссий, споров, столкновения точек зрения и позиций научные, политические, социальные проблемы, коммуникация является универсальным условием человеческого бытия [11].
Принципиально важно, что именно в философии разрабатывался деятельностный подход, преодолевающий границу между субъектом и объектом, которая была возведена в науке, натуралистическом подходе. К середине ХХ столетия это движение оформилось как установка на создание наук о мышлении и деятельности [16].
Наибольший интерес в рамках данной работы представляет деятельностный подход к понятию коммуникации, который развивался в методологии. Как отмечал Г.П. Щедровицкий, «в самом сопоставлении и анализе разных подходов в научных исследованиях и разработках я реализую другой — деятельностный, или, точнее, системодеятельностный, подход, который в задании основной организационной структуры мышления исходит не из оппозиции «субъект-объект», или, в более специфических терминах, не из оппозиции «исследователь-исследуе-мый объект», а из самих систем деятельности и мышления, из тех средств и методов, той техники и технологии, тех процедур и операций и, наконец, тех онтологических схем и представлений, которые составляют структуру мыследеятельности (МД) (в частности, исследовательской) и задают основные формы ее организации» [16].
Именно в переводе нашего внимания и наших интересов с объекта как такового на средства и методы нашей собственной МД, творящей объекты и представления о них, и состоит суть деятельностного подхода [1 6] .
452
Основные деятельностные представления развивались в рамках работы Московского методологического кружка (ММК). Перед его представителями стояла задача построить онтологическую картину мыследеятельности, в которой мышление, деятельность, рефлексия, понимание, коммуникация были бы увязаны друг с другом, «склеены» в целое, место и функции коммуникации были бы четко определены [16].
В результате этой работы коммуникация была определена как то, что собирает мышление, понимание, рефлексию и деятельность в одно целое, позволяет построить обобщенную онтологическую картину. Другими словами, коммуникация является ядерным, основным образованием, через которое можно объединить между собой и деятельность, и понимание, и мышление и обеспечить организационный современный подход ко всем этим явлениям. Именно коммуникация, формы этой коммуникации определяют формы организации мыследеятельности. Смена форм коммуникации влечет за собой изменение отношений между мышлением и деятельностью и изменение самой этой мыследеятельности [6].
Таким образом, в ММК была разработана онтологическая картина мыследеятельности, намечены принципиальные связки между чистым мышлением и практическим действованием и взаимодействием людей (кооперацией, борьбой, конкуренцией), была в принципе решена проблема связи практического и теоретического. Но здесь не хватало предметного определения коммуникации, то есть ответа на вопрос, «в чем же, в каких единицах эта коммуникация существует и как она осуществляется внутри мыследеятельности», для этого нужно было «выйти в другую область и извлечь много разных предметов, с разных сторон выделяющих то, что мы называем коммуникацией» [6].
Для обслуживания этой промежуточной части возникает то, что мы привыкли называть «естественной наукой», снимающей фотографию, были намечены возможные программы развития техник — коммуникации, понимания, мышления, затем, исходя из этого, определены типы знаний, которые мы должны иметь, чтобы определить единицы теории коммуникации [6].
На основе этих данных можно сделать вывод, что в методологии коммуникация — это не взаимодействие между отдельно взятыми субъектами, осуществляющими собственную интеллектуальную деятельность, а конституирующая форма организации самой деятельности. Кроме того, в рамках данного подхода построено понятие и принципиальная техническая схема мыследеятельности как особой формы организации работы интеллекта, учитывающей его сложносоставный характер. В рамках этой схемы именно коммуникация выступает центральным звеном интеллектуальной работы, объединяющим в единое целое другие интеллектуальные функции: мышление и действование, понимание и рефлексию [15].
453
Но необходимо отметить, что мыследеятельность — это идеал, который реализуется преимущественно в условиях специальной организации [12].
Термин «управление» возник в древности, он активно используется в различных областях человеческой деятельности. В то же время, как отмечает И.В. Семенова, анализ этимологии термина «управление» однозначно показывает «правомерность его применения только к общественной жизни, в которой только и имеются права и пользование ими. Ибо под управлением принято понимать процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности» [13].
Социальное управление можно рассматривать с точки зрения философии, методологии, науки. Но только в случае, если рассматривать его на основе представлений методологии социальных наук и методологии управления, удастся не допустить потерю социальных параметров и преодолеть низкую «проектосообразность» (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями) [2].
Понятие социальное управление, социальные коммуникации сегодня применяется в трех методологических контекстах.
1. Классическая позитивистская методология субъектнообъектных диспозиций. Социальные коммуникации в данном подходе основываются на системных связях и функциях. Коммуникативные технологии должны сконструировать желаемые образ определенного субъекта и социальные связи в системе. С точки зрения управления данный подход можно сравнить с принципом классической кибернетики, предполагающим жесткий контроль за поведением системы и исключающим все ненужные взаимосвязи.
2. Неклассическая методология. Основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений по поводу объекта. Методология выделяет сферу интеракции (коммуникации) в качестве особого онтологического объекта. Автор этой методологии немецкий философ Юрген Хабермас отдавал предпочтение позитивной науке в изучении социальных субъектов. Межчеловеческие «интеракции» он рассматривает как инструмент реализации практических интересов людей, как способ освобождения от экономических, политических и других влияний, которые искажают коммуникации и играют роль принуждения. К этому «освобождению» должен вести разумный диалог всех со всеми другими, то есть развитие коммуникативных отношений и рационализации систем массовых коммуникаций, что должно привести к развитию гражданского общества. Хабермас также пытается обосновать «техническую рациональность» путем переноса технических средств и методов на область межчеловеческих интеракций.
454
3. Постнеклассический подход сводит природу социального к субъектно-субъектным отношениям, к принципу интерсубъективности, исключая объектность. Общество здесь рассматривается как сеть коммуникаций, а коммуникации имеют возможность к самоописанию общества и его самовоспроизводству (принципы самореферентности и аутопоэзиса Н. Лумана). Иными словами, коммуникация предстает не как послушный объект управленческих решений, а как активная самоорганизующаяся среда. Простейшие социальные системы — «интеракции» — формируются через взаимосогласование действий и переживаний присутствующих участников общения. Такой подход к рассмотрению природы коммуникации выводит ее на новый уровень и придает ей со-циетальную роль [5, с. 13-14].
Специфика управления социальными системами требует совершенно иных интеллектуальных подходов, в отличие от заложенных в традиционной философии научного знания и в классической философии. Социальное управление связано с объектами особой природы. Это рефлексивные, активные образования, способные ставить цели и способные к организации (С. Попов называет такого рода объекты «общественными организациями»). Очевидно, что такого рода организации (люди, их объединения, организации, институты) невозможно рассматривать с позиции теоретика. Адекватный способ обращения с ними — взаимодействие и коммуникация. При этом мыслящая инстанция должна участвовать в качестве организующей и управляющей стороны [3].
Понятие управления в методологии понималось как деятельность над деятельностью в 1960-х гг., управляющая система деятельности оказывает реальное воздействие на нижнюю — управляемую систему, как на объект преобразования. В 80-е гг. управление было переосмыслено как мыследействования над мыследействованием и представлено с помощью схем организационно-технической системы (ОТС) и шага развития. Схема шага развития является результатом пошагового конкретизирующего развертывания исходной абстрактной схемы переноса опыта [8].
Большое внимание в процессе управления уделялось организованности, которая трактовалась как процесс в возможности. Можно сказать, что любая организованность есть программа, она обладает инерцией и порождающей силой по отношению к какому-то классу или к какой-то группе процессов. В этом смысле это не только след, но это еще и коридор, по которому с большей вероятностью будет течь определенный процесс, процесс с каким-то определенным артиклем [17].
Именно коммуникация обеспечивает такую организованность, то есть делает возможным процесс социального управления. Так, например, социальный проект (специфическая управленческая деятель-
455
ность) как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных. Именно коммуникация может объединить, организовать все эти элементы в единую систему [2].
Таким образом, понятие коммуникации в социальном управлении развивалось параллельно формированию основных философских и методологических представлений о коммуникации. В социальном управлении коммуникации отводилась сначала роль инструмента, средства управления, а затем коммуникация стала рассматриваться как ключевой системообразующий, интегрирующий фактор всей деятельности.
Таким образом, каждый из рассмотренных выше подходов по-разному понимает коммуникацию. Но чтобы получить достоверное понимание коммуникации необходимо иметь в виду, что полное понятие не может быть получено суммированием или синтезом существующих понятий. Необходимо конструировать полное понятие на основании методологического смысла коммуникации и форм ее материального осуществления. Понятие «мыслекоммуникации» Г.П. Щедровицкого отвечает этим требованиям [10].
Необходимость методологического исследования коммуникации обусловлена тем, что нельзя исследовать коммуникацию как нечто морфологически, вещно данное, чтобы избежать таких редукций, как «передача сообщений», «циркуляция информации» и т.д. В мире гуманитарного знания главное — это функциональное место того или иного образования [6].
Но чтобы определить функции коммуникации, надо иметь онтологическую картину мыследеятельности как целого с вписанной туда коммуникацией, так как по словам Г.П. Щедровицкого: «Коммуникация и есть то, что собирает мышление, понимание, рефлексию и деятельность в одно целое. <…> Коммуникация, формы этой коммуникации определяют формы организации мыследеятельности. Смена форм коммуникации влечет за собой изменение отношений между мышлением и деятельностью и изменение самой этой мыследеятельности» [6].
Библиографический список
1. Кули Ч. Общественная организация. Тексты по истории социологии XIX-XX веков. — М.: Наука, 1994.
2. Курбатов В.И. Социальное проектирование. — М.: Феникс,
2001.
456
3. Попов С.В. Введение в социально-гуманитарное проектирование. Хрестоматия. Красноярск: РИО СФУ, 2007. — С. 179.
4. ПочепцовГГ Теория коммуникации. — М.: Рефл-бук, 2009.
5. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. — М.: РИП-Холдинг, 2006.
7. Данилова В.Л, Матьяш О.И. Идея коммуникации у Г.П. Щедровицкого и communication studies [Электронный ресурс]: презентация // Myshared.ru: хостинг презентаций. 2015. URL: http:// www.myshared.ru/slide/813977/ (дата обращения: 17.04.2015).
8. Дубровский В.Я. Понятие управления в СМД-методоло-гии [Электронный ресурс]: от схемы оргтехнической системы к схеме шага развития // fondgp.ru: офиц. сайт некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». 2012. URL: http:// www.fondgp.ru/lib/chteniya/xv/abstracts/3 (дата обращения:
15.04.2015) .
9. Коммуникация [Электронный ресурс]: словарная статья // Wiktionary.org: свободная энциклопедия Викисловарь. 2014. URL: https:// ru.wiktionary.org/wiki/%EA%EE%EC%EC%F3%ED%E8% EA%E0%F6%E8%FF (дата обращения: 03.04.2015).
10. Литвинов В.П. Мышление по поводу языка в традиции Г.П. Щедровицкого [Электронный ресурс] // shkp.ru: офиц. сайт Школы Культурной Политики. 2004. URL: http://www.shkp.ru/lib/archive/ humanitarian/5/7 (дата обращения: 14.04.2015).
11. Ляхова О.С. История и основные этапы развития теории коммуникации. Основы коммуникации [Электронный ресурс]: текст видеолекции // distanz.ru: офиц. сайт Института профессиональных инноваций. 2014. URL: http://www.distanz.ru/videoLecture/3404/ (дата обращения: 10.01.2015).
12. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование [Электронный ресурс] // jarki.ru: эпис-темический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. 2008. URL: http://jarki.ru/wpress/ 2008/10/13/48/ (дата обращения: 15.04.2015).
13. Семенова И.В. Анализ этимологии терминов «менеджмент» и «управление» [Электронный ресурс] // Журнал «Фундаментальные исследования». 2012. № 11. URL: www.rae.ru/fs/?section= content&op=show_article&article_id = 9999919 (дата обращения:
20.04.2015) .
14. Семиотика [Электронный ресурс]: словарная статья // dic.academic.ru: онлайн-словарь Академик. 2014. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/461/%D0%A1 % D0%95%D0% 9C%D0%98% D0%9E%D0% A2%D0%98% D0% 9A%D0%90 (дата обращения: 19.04.2015).
457
15. Щедровицкий Г.П. Интеллект и коммуникация [Электронный ресурс] // fondgp.ru: офиц. сайт некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». URL: http:// www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/78/ (дата обращения: 12.04.2015).
16. Щедровицкий Г.П. Лекция о пространстве проектирования [Электронный ресурс] // shkp.ru: офиц. сайт Школы Культурной Политики. 2001. URL: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/7 (дата обращения: 18.04.2015).
17. Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов [Электронный ресурс] // fondgp.ru: офиц. сайт некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». 2012. URL: http:// www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/59 (дата обращения: 10.04.2015).
18. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. -М.: Наследие ММК, 2005.
458
cyberleninka.ru
КОММУНИКАЦИЯ это что такое КОММУНИКАЦИЯ: определение — Философия.НЭС
Коммуникация
общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности; понятие, используемое в социальной психологии для характеристики структуры деловых и межличностных связей и для характеристики обмена информацией в человеческом обществе вообще; языковая коммуникация- общение с помощью языка, взаимная передача и восприятие при помощи языка некоторого мыслительного содержания. Коммуникативная деятельность педагога направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественности.
Оцените определение:
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
КОММУНИКАЦИЯ
от лат. сотmunicare — совещаться с кем-либо) — у К.Ясперса процесс, в котором Я действительно становится самим собой благодаря тому, что оно обнаруживает себя в другом. «Этот процесс обнаружения себя в коммуникации является той единственной в своем роде борьбой, тождественной любви: «любящая борьба», — которая не смотрит на мир как на гармонию, делающую коммуникацию вообще невозможной, а ставит все под вопрос, порождает затруднения и претензии которой, при исключительной солидарности касающихся, т. о., друг друга лиц, весьма серьезны… Коммуникация может совершаться также и в молчании: подобно тому как, с точки зрения Хайдегтера (и аналогично — Кьеркегора), молчание образует собственную возможность речи, оно порождает также и общность, невозможную без определенной коммуникации» (F. J. Brecht. Einfьhrung in die Philosophie der Existenz, 1948). В экзистенциализме Сартра зависимость, которая возникает при общении с другими, является «перво-несчастьем» для самобытия.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
КОММУНИКАЦИЯ
отношения между людьми. Эти отношения возможны благодаря языку; тем не менее большая часть людей рассматривает объективный язык лишь как несовершенное средство для реального общения, и очевидно, что речь — это всегда лишь средство выражения в распоряжении личности, не сводимой к тому, что она говорит (именно поэтому два живых существа никогда не скажут друг другу все раз и навсегда). Но язык также является единственным объективным типом коммуникации, который всецело уважает личность другого и.признает ее право на существование: нужна была высокая степень культуры и должно было пройти много времени, прежде чем люди узнали, что язык создан для сохранения и обмена идеями. Философия коммуникации ищет законы, управляющие отношениями между людьми; ее фундаментальная проблема — познание другого. Для Платона (который, кроме того, осуществил анализ любви), как и для Сенеки, самое чистое межличностное отношение — это «дружба». Для Канта — это «уважение»; для Шелера — «симпатия». Философия коммуникации представлена сегодня Бубером в Германии и Левинасом во Франции. Психологи, как Лагаш, сводят коммуникацию к фундаментальному понятию «влияния», которое Фихте в своей «Теории права» определил как «воздействие свободы на другую свободу», что противоположно как насилию, так и безразличию.
Оцените определение:
terme.ru
1. Определение, значение и содержание понятия коммуникация.
Слово коммуникация(от лат.communicatio) – делаю общим, связываю, общаюсь.
Коммуникация это прежде всего одна из форм взаимодействия людей в процессе общения. (А. Леонтьев) Одни ученые практически отождествляют коммуникации и общение. Однако под общением обычно понимается нечто многоплановое – взаимодействие общественных субъектов (классов групп), обмен деятельностью, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Посредниками при общении выступают не только продукты духовной, эмоциональной деятельности, но и орудия труда, предметы материальной культуры. (И. Алешина) Другие ученые рассматривают коммуникацию как информационный аспект общения.
Коммуникации – это обмен информацией между двумя или более людьми.[ ]
Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.
У психологов «коммуникация» – процесс обмена продуктами психической деятельности.
Согласно энциклопедическому словарю, коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку.[ ]
Экономический словарь трактует коммуникацию, как процесс обмена информацией, контактная линия связи.[ ]
Обобщив различные суждения можно коммуникацию определить, как процесс передачи интеллектуального и эмоционального содержания.
В тоже время коммуникация возможна лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, если они говорят на одном языке. Наверное мы не поймем африканского барабанщика, который дробью своего барабана передает в соседнюю деревню последние новости или прогноз погоды.
Информация.
Как не бывает дыма без огня, так не бывает коммуникации без информации.
Если коммуникациюмы рассматриваем какпроцесс, тоинформация– это то, чтопередаетсяв ходе этого процесса, то чем людиобмениваютсяприкоммуникации.
Выделяют два вида информации: биологическую (генетическую) и социальную.
Биологическая информациясодержится в хромосомах организмов и передается по наследству.Социальная информацияприобретается каждым поколением заново.
По определению Н. Винера «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. [ ]
В повседневной практике под информацией понимают сведения, предоставляющие обычно определенный интерес, которыми обмениваются люди в процессе общения. Циркулирующая в обществе информацию можно разделить на два больших блока. Первый блок – систематизированная информация, которая регламентирована по времени, объему содержанию, составу отправителей и получателей. Второй блок – несистематизированная информация, это случайная, безадресная. Если в роли источника выступает субъект управления, говорит об управленческой информации.
В зависимости от направления информацию подразделяют на вертикальную(циркулирующую между органами управления разного уровня) игоризонтальную(между структурами одного уровня). В. Афанасьев предлагает различать управленческую информацию в зависимости от того, какие функции управленческого процесса она обслуживает. Информацию, которая берется в основу принятия решения называютисходной. Информацию, которую используют для выполнения конкретных организационных действий при реализации решений называюторганизационной.
Любое управленческое решение сопровождается предписаниями, рекомендациями. Такая информация называется регулирующей. На завершающем этапе управленческого цикла действуетучетно-контрольная информация.
Управленческая информация так же делится на внешнюю(об окружающей организацию среде) ивнутреннюю(непосредственно о данной организации.
Американские исследователи Р. Аноффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений разделили на три вида.
Сообщения информирующего характера.
Сообщения инструктирующего характера.
Сообщения мотивирующего характера.
Множество сообщений может содержать в себе признаки каждого из этих трех типов.
Информация формирует человека, делает из него личность.
Носителем социальной информации является речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства.
Источником социальной информации является человеческая деятельность.
Ученые и специалисты выделяют четыре основных способа выработки информации:
Самонаблюдение– это собственные источники информации: образование, квалификация, опыт и другие приобретенные знания.
Взаимодействие– это общение с одним или несколькими людьми, сопровождающие взаимным обменом информации.
Сообщение– это письма, файлы данных и специально, организованные исследования.
Анализ– это выработка информации путем количественных моделей и методов принятия решений.
studfiles.net
1. Теоретические основы социальной коммуникации
1.1 Определение социальной коммуникации
Понятие «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача) имеет множество определений и используется в разных науках. Впервые термин «коммуникация» появился в научном обороте в конце XIX — начале XX вв. Изначально процесс коммуникации рассматривался исключительно как процесс человеческого общения.
Например, Владимир Даль давал такое определение «коммуникации» в своём словаре: «коммуникация» – это сообщение, пути, дороги, средства связи мест» [13]. В словаре С. И. Ожегова определение звучит так: «коммуникация» – путь сообщения, линия связи [13]. В энциклопедическом словаре можно встретить следующее определение: Коммуникация – (лат. communicatio от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем) [13]. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.
Еще совсем недавно в сфере коммуникации перед человечеством как первоочередные стояли задачи массового овладения грамотой и накопления, усвоения имеющихся знаний и сведений. Современные же процессы информатизации и глобализации выдвигают на передний план новые социально значимые задачи, о которых на протяжении веков ученые и мыслители могли только мечтать.
С появлением современных электронных систем связи, с развитием кибернетики и математической теории коммуникации понятие «коммуникация» получило широкое распространение в различных отраслях науки: лингвистике, психологии, информатике, семиотике, социологии и др. Уже в начале 1960-х годов только в зарубежной научной литературе насчитывалось около ста определений коммуникации. В качестве примеров приведём, следующие определения данного термина: «Коммуникация» – информационная связь субъекта с объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган) [17]; «Коммуникация» – акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри) [17]; «Коммуникация» (в биологии) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис) [17]; «Коммуникация» – это «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений, включающие в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени» (Ч. Кули) [17]; Коммуникация – социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри) [17].
Для социальной коммуникации больше подходят определения Ч. Кули и К. Черри, так как приоритет отдан формам социального взаимодействия людей по поводу передачи, хранения и использования информации, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.
Из вышеприведённых определений ясно, что коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, культурами посредством различных знаковых систем (языков). Различают несколько видов коммуникаций, поэтому термин «коммуникация», кроме общего, универсального, имеет дополнительные и уточняющие значения, в зависимости от того, какой смысл, вкладывается в него в рамках того или иного научного подхода.
Ознакомившись с несколькими интерпретациями определения «социальная коммуникация», мы выбрали, наиболее ёмкое и простое определение. «Социальная коммуникация – это всё многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни» [4, с. 9]. К ним мы относим, прежде всего, общение, межличностные отношения и взаимодействия, под социальной коммуникацией подразумевается необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д.
Объектом социальной коммуникации выступает сама коммуникация, представленная ее разновидностями; предметом – специфика взаимодействия, определяемая социальными факторами; субъектом – индивиды, группы индивидов, системы управления и организации в целом.
В качестве участников коммуникации выступают два субъекта (отдельный человек, группа людей), обязательно должно быть наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, подарок и т. д.) или не иметь её. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента (внушая ему доверие, симпатию, любовь, неприязнь и т. д.)
Коммуникации свойственна целесообразность, она может выражаться в трёх формах:
Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве, из одного пункта в другой. Так происходит транспортная или энергетическая коммуникация.
Взаимодействие субъектов в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. (Носителями смыслов являются знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание).
Элементарная схема коммуникации (коммуникант – сообщение –реципиент) пригодна для генетической связи (дети – родители, передаваемым объектом в этом случае будет генетическая информация). Цель коммуникации заключается в передаче биологического образца от поколения к поколению [15].
Отличительными признаками социальной коммуникации является то, что объектом взаимодействия между коммуникантом (участник коммуникационного акта, отправляющий информацию) и реципиентом (участник коммуникационного акта, принимающий информацию) является осмысленное сообщение. А также то, что совершается это взаимодействие не в психическом пространстве, а в социальной среде. Надо сказать, что сообщение как правило, имеет чувственно воспринимаемую форму, но может и не иметь её [14].
Понятие социальной коммуникации является межнаучным. В его разработке участвуют несколько наук (психология, логика, лингвистика, социология, философия и т. д.). Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций связано с постижением многообразия жизненных сфер человека. Эти тенденции проявляются, прежде всего, в стремлении изучить особенности социального поведения в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие течение всей жизни человека и удовлетворяющие его различные социогенные потребности.
Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Коммуникация – это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. Смыслы, движущиеся от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции. Социальное пространство – интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальное время – интуитивно ощущаемое людьми течение социальной жизни, зависящее от интенсивности социальных изменений.
Социальная коммуникация обычно имеет материальную, чувственно воспринимаемую форму и духовное, постигаемое умом содержание.
studfiles.net
понятие, определение, виды, классификации и основные принципы
Люди — это не только биологические существа, но и социальные личности. Человеку мало удовлетворения только естественных, природных потребностей. Помимо желаний в еде, воде, сне, продолжении своего рода каждому необходимо реализовать себя в обществе. Найти себя, своё «я», выплеснуть свою энергию и умения во что-то нужное людям, стать полезным, а в ответ получить признание и чувство собственного удовлетворения. Это действительно важно для всего человечества. Для того чтобы находиться в обществе, быть среди людей и выражать свои чувства, мысли, идеи, человеку нужно общение. Коммуникации встречаются повсеместно, где бы ни находилась та или иная личность, в какой бы отрасли занятий себя ни нашла, всегда необходимо встречаться с людьми, наставлять их или, наоборот, перенимать их идеи.
Что же такое коммуникации?
Сейчас в русском языке очень много новых, заимствованных слов. Так и термин «коммуникации» пришёл к нам от латинского слова communico, что в русском языке означает «общий», «совместный». В связи с этим зачастую говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения.
Это ситуация, когда 2 или более человек переговариваются на темы, которые знакомы обеим сторонам. Они могут советоваться, спорить, высказывать своё мнение, но собеседник всегда принимает эту информацию и представляет обратную ответную реакцию в форме коммуникации. Понятие, виды данного термина необходимы для понимания и правильного общения.
Классификационная структура
Коммуникации — понятие достаточно сложное, но имеющее свою структуру. Коммуникации можно подразделить на 2 больших группы: организационные и межличностные. Последняя состоит из формальных и неформальных. Из названий подгрупп становится понятно, что есть коммуникации, которые проводятся по правилам, с нужной интонацией, с определённой официальностью, присущей тому или иному мероприятию. А есть неформальные, то есть это то, как мы общаемся со своей семьёй, друзьями, не соблюдая особых правил и предписаний, а ведём себя естественно и непринуждённо.
Организационные коммуникации можно разделить на внешние, которые происходят между самой организацией и окружающей её внешней средой, а также внутренние, которые происходят внутри компании между различными подразделениями и ветвями власти. Эта группа, в свою очередь, подразделяется на горизонтальную интеграцию, то есть общение между подразделениями одного уровня, и вертикальную, между начальниками и подчинёнными. Так, коммуникации — понятие требующее своего специфического подхода и понимания.
Основные термины сферы коммуникаций
Основные понятия коммуникаций:
- Культура речи — это правильное, корректное употребление языковых элементов для общения. Каждый уважающий себя человек знает и понимает, каким образом он может и должен вести себя в той или иной обстановке, а какое поведение просто неприемлемо.
- Речевое общение — это случайное или целенаправленное использование речевых конструкций для высказывания своего мнения и поддержания разговора.
- Речевое поведение — использование тех или иных оборотов в различных ситуациях (на работе, в компании друзей, в семье, в школе и т. д.)
- Речевое событие состоит из двух элементов: конкретной жизненной ситуации, обстановки, в которой происходит разговор, и непосредственно самого языка, на котором и совершаются переговоры.
- Речевая деятельность — это своего рода обособленное, целенаправленное воздействие на людей с помощью языка.
Таким образом, коммуникации — понятие, включающее в себя целый набор языковых структур, участвующих в обмене информацией.
Понятие общения
Общение же — это многоплановый, сложный процесс развития и установления контактов между людьми. Он порождается потребностью в проведении общей, совместной деятельности, а также включает в себя обмен информацией, который выработан единой стратегией взаимодействия или понимания.
Виды общения
Существует 2 вида общения:
- Вербальное. Это общение, при котором контакт между людьми происходит посредством слов, предложений. Это вид, к которому мы прибегаем ежедневно в устной или письменной форме, но так или иначе мы складываем звуки в слова, а из них создаём целые высказывания, отражающие мысли и идеи каждого из нас.
- Невербальное. Средством выражения своих эмоций при данном виде общения являются своего рода невербальные действия, такие как жесты, мимика, поза человека, взгляды, интонации, территориальное расположение и дистанция по отношению к собеседнику и так далее. Понятие и виды невербальных средств коммуникации — достаточно интересная тема для изучения. Так как такие методы общения помогают прочувствовать собеседника и сделать большой шаг ему навстречу.
Методы воздействия партнёров в процессе общения
В процессе общения всегда происходит невольное доминирование одного из собеседников. Он может убеждать своего товарища в чём-то или, наоборот, разубеждать, давать советы или осуждать за какой-либо проступок. Таким образом, в науке выделяют 4 способа и метода воздействия партнёров друг на друга:
- Заражение — ситуация, когда происходит невольная, бессознательная подверженность человека конкретному психическому состоянию. То есть когда партнёр в буквальном смысле заражает вас своей идеей, кроме неё, вы перестаёте что-либо видеть.
- Внушение — неаргументированное, целенаправленное воздействие человека на своего собеседника. Зачастую такой метод мы встречаем в магазинах, когда продавцы буквально всовывают нам товар, расписывая его достоинства. Хотя плюсы продукта могут быть не всегда обоснованы.
- Убеждение — данный способ воздействия основан на том, чтобы с помощью приведения аргументированных доводов добиться согласия от человека, который принимает информацию. То есть не пустые слова, а обоснованные высказывания, способствующие принятию нужной вам информации.
- Подражание — в отличие от внушения и заражения этот метод состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт другого человека, а конкретное воспроизведение образа демонстрируемого поведения. То есть собеседник старается стать в ту же позу, так же разговаривать, так же себя вести, как и его партнёр. Зачастую такое поведение способствует раскрепощению и убеждению человека.
Цель коммуникационного процесса
Следует понимать, в чём состоит весь цикл, когда рассматривается понятие коммуникации. Коммуникационный процесс состоит в обмене информацией. Он может происходить между группой людей или лично с партнёром.
Если говорить о понятии процесса коммуникаций, то цель данного процесса — донести необходимую информацию так, чтобы собеседник понял, о чём идёт речь. Однако использование определённых речевых оборотов не является гарантией того, что партнёр вас понял и принял информацию.
Базовые элементы коммуникационного процесса
Для достижения обоюдного понимания между собеседниками необходимо следовать следующим звеньям целого процесса.
Существуют четыре звена:
- Получатель — это тот человек, который слушает и непосредственно воспринимает всю информацию.
- Поток связи — то, с помощью чего происходит передача той или иной информации.
- Сообщение — та информация, которую хочет донести человек до своего собеседника.
- Отправитель — то лицо, которое непосредственно отправляет и доводит нужную информацию до партнёра.
Таким образом, понятие коммуникации и коммуникативного процесса говорит о том, что они являются взаимодополняющими элементами одной структуры.
Основные отличия коммуникации от общения
Понятие общения и коммуникации говорит о том, что они довольно схожи, и большинство из нас не различает их в разговоре. Однако эти слова не синонимы, они имеют ряд различий:
- В общении, в отличие от коммуникаций, помимо получения информации и проведения её анализа важны также эмоциональный фон и непосредственно само содержание данных.
- Основной, главной функцией общения является установление контактов между партнёрами, а в случае с коммуникациями главное — установить и подобрать способы связи, то есть выбрать вербальные или невербальные средства выражения мнения.
- Общение — это более общее понятие, которое включает в свою структуру термин «коммуникации».
Заключение
В заключение нужно упомянуть тот факт, что коммуникации — понятие многоплановое, требующее тщательного рассмотрения и изучения для донесения нужной информации. Зная все тонкости этого дела, можно предоставить собеседнику ту информацию, которая нужна именно вам. Применяя разные речевые обороты, невербальные средства общения и принимая во внимание содержание данных и эмоциональный фон собеседника, можно создать идеальную среду для коммуникативного процесса. Необходимо помнить правила и соблюдать цензуру общения во время деловых переговоров, а при личной, неофициальной встрече можно расслабиться и быть собой. Запоминание и употребление таких элементарных правил станет залогом прекрасного дружеского общения и надёжных успешных заключений контрактов.
fb.ru
Понятие процесса коммуникаций по мнению различных авторов — КиберПедия
Исследователи | Значение термина «коммуникации» |
А.П. Дурович | Следует понимать как совокупность действий, характерных только для социальных систем, при осуществлении которых происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача [10, с.15] |
И.П Яковлев | Следует понимать совокупность исследований роли коммуникации в обществе, имея в виду её развитие, содержание и структуру коммуникационных процессов[16, с.32] |
С. В. Бориснев | Следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам коммуникаций [9, с.21] |
М. С. Андрианов | Исследователь ограничивает понимание коммуникации исследованиями смысловых аспектов социального взаимодействия [7, с.13] |
Бакстер, Силларс и Вангелист | коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения[29] |
Все же большинство исследователей склоняются к версии А.П. Дуровича. Он оценивает комплекс маркетинговых коммуникации как процесс обмена информацией, его смысловое значение, при этом разделяя их на межличностные (общение и взаимодействие) и безличностные коммуникации. Межличностные исполняются между объектом и субъектом, а также между группой лиц, которые непосредственно ведут разговор с внедрением или же без них каких-либо средств коммуникаций (телевидение, телефонные переговоры, интернет). Безличные коммуникации, исполняются в критериях недоступности объекта к оппоненту собственного контакта, при этом не имея обратной связи с ним. Чаще всего данная коммуникация выступает с внедрением средств глобального и избирательного влияния (печать, радио, TV, баннеры, листовки и т.д.) [10, с.46]
Стратегические решения коммуникаций туристической компании находятся в зависимости от стратегических рекламных целей организации. Концепция позиционирования заключается в формировании популярности компании, в сознании целевого мотивированного сегмента покупателей. При стратегическом планировании собственной работы турфирма обязана соотносить реализуемую коммуникационную стратегию, подключающую в себя (полностью или же частично) составляющие раздела рекламных коммуникаций, с совместной стратегией управления компанией.
По мнению Ф. Котлера [14,c. 21], разработка маркетинговых коммуникаций включает в себя семь типов работ:
1. определение целевой аудитории;
2. определение коммуникационных целей;
3. создание обращения;
4. выбор коммуникационных каналов;
5. определение бюджета;
6. оценка результатов;
7. управление маркетинговыми коммуникациями.
Непосредственно сам процесс коммуникации включает в себя девять элементов и представлен Ф. Котлером в разработанной им модели. Данная модель включает основные факторы эффективной коммуникации и определяет основные этапы работы над созданием действенной системы коммуникаций (рис 1.1.1).
Рис 1.1.1 Процесс маркетинговых коммуникации по Ф.Котлеру[14, с.27]
Действенная модель маркетинговых коммуникаций имеет несколько этапов:
1. выявление целевой аудитории;
2. определение степени покупательской готовности аудитории;
3. определение желаемой ответной реакции целевой аудитории;
4. составление обращения к целевой аудитории;
5. формирование комплекса маркетинговых коммуникаций фирмы;
6. разработка бюджета комплекса маркетинговых коммуникаций;
7. претворение в жизнь комплекса маркетинговых коммуникаций;
8. сбор информации, поступающей по каналам обратной связи;
9. корректировка комплекса маркетинговых коммуникаций.
Важной целевой аудиторией (адресатами) рекламных коммуникаций туристской компании считаются последующие:
1. Работники компании. Результат достижения установленных перед компанией целей в большой мере находится в зависимости от того, в какой степени руководство добилось взаимопонимания с персоналом, равно как велика мотивация работников на предприятии, какова та или иная общепсихологическая атмосфера, царствующая в коллективе.
2. Реальные и потенциальные покупатели (целевой рынок). Концепция коммуникаций с целевым рынком различается чрезмерным многообразием конфигураций, средств и инструментов (рекламное объявление, бонусы, состязания, игры и т.д.). Предпочитаемый, с точки зрения туристической компании, встречный отклик способен быть различным. В конечном же счете она состоит в приобретении туристического продукта, предлагаемого фирмой-коммуникатором.
3. Маркетинговые посредники. В среду данных лиц вступают трейдерские посредники (турбюро, экскурсионные конторы, туристские учреждения), а кроме того личности и компании, содействующие осуществлению единичных рекламных функций (к примеру, агентства маркетинговых исследований, рекламные агентства и т.д.). Характерной чертой данного адресата коммуникаций считается в таком случае, то что рекламный посредник имеет возможность быть промежуточным звеном в коммуникации компании с мотивированным рынком и контактными аудиториями.
4. Контактная аудитория. Она объединяет организации и лица, не принимающих непосредственного участия в рыночной деятельности
5. Производители туристских услуг. Компании, предоставляющие обслуживание согласно размещению, питанию, автотранспортному сервису и т.д. В свойстве инструментов коммуникационного влияния могут применять рекламное объявление и связь с общественностью.
Более результативным орудием комплекса рекламных коммуникаций в области туризма считается рекламное объявление. Реклама проявляет огромное возможное воздействие на все, без исключения, другие компоненты данного ансамбля, таким образом, она способна заинтересовывать большое количество народа, однако, помимо этого, считается и наиболее дорогостоящей.
Функционируя в рамках концепции менеджмента, рекламное объявление считается сильным орудием и имеет большое влияния на покупателя. Но её значимость и роль невозможно абсолютизировать. Прибегая к применению рекламы в практике маркетинговой работы, необходимо не забывать о том, что рекламное объявление является сильным орудием влияния на покупателя. Вследствие этого один из основных условий к рекламе состоит в её достоверности. К огорчению, «золотое» правило туристкой бизнес индустрии «никак не брать обязательство выполнить перед покупателем, то чего осуществить никак не можешь» не всегда выполняется, при этом довольно зачастую бессознательно, с хороших побуждений заинтересовать покупателя разными средствами и способами. Неумение осуществить личные обязательства негативно влияет на восприятие компании в целом, а также довольства покупателя услугой или товаром.
Характерные особенности рекламы как одного из ведущих средств маркетинговых коммуникаций в области туризма формируются равно как спецификой рекламы, так и особенностями туристской индустрии и ее товара — туристского продукта, а именно:
1. Неличный характер. Коммуникационный сигнал поступает к возможному посетителю не непосредственно от работника компании, а через маклера (СМИ, проспекты, сборники, афиши и другие рекламоносители).
2. Односторонняя направленность. Реклама в действительности нацелена исключительно в одном направлении: от рекламодателя к адресату (объекту действия). Сигналы оборотной взаимосвязи поступают только в форме окончательного поведения вероятного посетителя — приобретения либо отказа от туристического продукта.
3. Неясность с точки зрения измерения эффекта. Эта отличительная черта считается закономерным продолжением предшествующей. Противоположная взаимосвязь в маркетинговой работе вынашивает вероятный вид. Обстоятельство заинтересованности покупателя находится в зависимости от значительного числа условий, зачастую никак не обладающих непосредственным взаимоотношением к рекламе, носящих индивидуальный вид и почти никак не поддающихся формализации.
4. Общественная форма. Туристское рекламное объявление обладает особенной обязанностью из-за подлинности, искренности и чёткости, подаваемой посредством ее данных.
5. Информационная содержательность. Туристское обслуживание, в различие с классическими продуктами никак не обладает вещественностью форм и непрерывностью свойств, имеет необходимость в первенствующем формировании подобных функций рекламы, равно как информативность и популяризация.
6. Заметность и вескость. Особенность туристских услуг объясняет потребность применения наглядных средств, которые обеспечивают абсолютное понимание о предмете туристской заинтересованности.
Таким образом, можно выявить, что реклама в комплексе всех маркетинговых стратегий считается более весомым составляющим коммуникационного ансамбля. Реклама является одним из самых распространенных и важных элементов маркетинговых коммуникаций. Во все времена она выполняла функцию информации покупателей о существовании того или иного товара. С помощью рекламы можно убедить потребителя в достоинствах товара и тем самым протолкнуть продукцию на рынок.
cyberpedia.su
КОММУНИКАЦИЯ — это… Что такое КОММУНИКАЦИЯ?
КОММУНИКАЦИЯ — в широком смысле передача сообщения, сообщение. У К. Ясперса проводится различие между «объективной» и «экзистенциальной» К. Объективная К. обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.).… … Философская энциклопедия
коммуникация — (от лат. communico делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) … Большая психологическая энциклопедия
КОММУНИКАЦИЯ — (лат. communicatio, от communis общий). Сообщение между двумя пунктами водным или сухим путем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОММУНИКАЦИЯ [лат. communicatio Словарь иностранных слов русского языка
Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации. Коммуникация… … Финансовый словарь
коммуникация — и, ж. КОММУНИКАЦИОН communication f., лат. communicatio > пол. komunicacyia. 1. Связь одного места с другим (первоначально во время войны, военных действий; путь сообщения. Сл. 18. Генерал граф Мерси намерился было пересечь коммуникацию между… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
коммуникация — диалог, общение; связь, средство сообщения; биокоммуникация, сообщение Словарь русских синонимов. коммуникация сущ., кол во синонимов: 10 • биокоммуникация (3) • … Словарь синонимов
коммуникация — Управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами. [ГОСТ 7.0 99] коммуникация 1. Процесс обмена информацией в системе. 2. Термином «К.» определяют также совокупность технических средств, обеспечивающих… … Справочник технического переводчика
Коммуникация — Коммуникация ♦ Сommunication Обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Сама по себе коммуникация не имеет никакого значения; важно ее содержание или результат. Глупость, разошедшаяся тиражом в тысячи… … Философский словарь Спонвиля
КОММУНИКАЦИЯ — (латинское communicatio, от communico делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно… … Современная энциклопедия
КОММУНИКАЦИЯ — (лат. communicatio от communico делаю общим, связываю, общаюсь),1) путь сообщения, связь одного места с другим.2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно трудовой… … Большой Энциклопедический словарь
КОММУНИКАЦИЯ — процесс обмена информацией, контактная линия связи. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
sociologicheskaya.academic.ru