Коммуникация психология – Коммуникация — психология

Содержание

Коммуникация (психология) Википедия

Общение посредством речи и жестов

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[2].

Представления о развитии общения

Филогенетическое развитие общения

Филогенез — историческое формирование группы организмов[3], в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты

[4].

Онтогенетическое развитие общения

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения[5].

Формы коммуникационного действия

Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

  • Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего
    ко многим
    слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[источник не указан 1822 дня].

Подражание

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным[6].

За подражанием стоят разные психологические механизмы[7]:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.

Классификации сторон общения

В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения[8]:

Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:

  • информационно-коммуникативная — приём и передача информации;
  • регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;
  • аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.

Ещё один вариант классификации:

  • инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;
  • синдикативная — сплочение групп;
  • трансляционная функция — передача знаний, оценок;
  • самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.

Функции общения

Функции по целям общения:

  • контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;
  • информационная — приём и передача информации в ответ на запрос;
  • побудительная — целевая стимуляция активности;
  • координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
  • функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
  • эмотивная — обмен эмоциями;
  • функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении не учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
  • Предметное общение - общение с предметами, наделив эти предметы эмоциональным фоном, например детские игрушки, или роботов, "умных" изделий, носителей информации с эмоциональным содержанием или проявления.

Средства общения

  • Вербальные (речевые)
  • Паравербальные. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств[9]. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами[9], однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь[10]. Различают три вида паралингвистических средств[9]:
    • фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
    • кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
    • графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).
  • Невербальные

Речь

Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Язы́к — знаково-символическая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь — это система знаков, включающая:

  1. слова с их значениями,
  2. синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.

Существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи:[11]

В итоге сейчас можно выделить следующие основные функции речи:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации), в том числе функции выражения, воздействия, указательная
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Свойства речи:

  1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Невербальное общение

Невербальная коммуникация

 — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[12].

Средства невербального общения:

  • Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[13]
  • Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
    • Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
  • Визуальный контакт
  • Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

Составные элементы общения

Модель общения: источник, канал, сообщение, получатели, обратная связь

Процедура общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Общение животных

Биокоммуникация (гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.

Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.). Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.

Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.

Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.

Зоосемиотика — научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).

Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:

  • к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
  • к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
  • к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.

По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)

Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого[14].

Помехи в общении

Во всех моделях описывающих процесс общения, для описания помех в декодировке сообщения посланного по каналу общения применяется термин «шум». Существуют разные типы шумов[15]:

Шум окружающей среды

Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорителями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство.

Физиологический шум

Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения (например, глухота или слепота).

Смысловой шум (семантический барьер)

Шум, происходящий от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим сообщение. Например, слово «трава» может означать определённую форму растений, а может иметь сленговое значение — марихуана.

Синтаксический шум

Ошибки в грамматике или синтаксисе могут сильно затруднять общение. Как правило, от этого типа шума страдают люди, передающие сообщение на неродном для себя языке.

Культурный шум (социально-культурный барьер)

Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений[16]. Общение между представителями разных культур может быть затрудненно взаимонепониманием связанным с использованием кодов, подходящих лишь к конкретной культуре. В качестве примеров можно привести пожелание «счастливого рождества» обращённое к человеку, не являющемуся христианином.

Психологический шум

Настроение принимающего сообщение может способствовать эффективному общению или, наоборот, затруднять его. Сильный гнев или печаль мешают сфокусироваться на приёме сообщения[15]. Между «донором» и «реципиентом» информации могут возникать коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения[16]:

  • Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
  • Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
  • Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств.
  • Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
  • Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.

Психологические расстройства, как, например, аутизм, могут затруднять общение до уровня, когда оно перестаёт быть возможным[15].

Межличностное общение

В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления как:

Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории — ролевые предписания; основная идея гуманистической психологии — способность человека к самосовершенствованию[17].

Мотивы общения

Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других)[18].

См. также

Примечания

  1. ↑ Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89353-411-5.
  2. 1 2 Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
  3. ↑ Филогенез // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
  4. Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
  5. ↑ Глава 20 Общение // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
  6. ↑ Подражание — Социальная психология — Яндекс. Словари Архивная копия от 2 апреля 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1204 дня])
  7. Подольский А. И. Подражание // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 65. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5, ISBN 5-9268-0340-3. Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
  8. ↑ Общение // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — ISBN 985-433-167-9. (копия)
  9. 1 2 3 Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  10. ↑ Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  11. ↑ Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  12. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  13. ↑ Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  14. ↑ Часть Общая характеристика психической деятельности животных. Глава Инстинктивное поведение. Инстинктивное поведение и общение. Основы зоопсихологии. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
  15. 1 2 3 Roy M. Berko, et al. Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
  16. 1 2 Філоненко М. М. Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.
  17. 1 2 Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
  18. ↑ Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.

Литература

wikiredia.ru

Коммуникация (психология) Вики

Общение посредством речи и жестов

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[2].

Представления о развитии общения[ | код]

Филогенетическое развитие общения[ | код]

Филогенез — историческое формирование группы организмов[3], в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты[4].

Онтогенетическое развитие общения[ | код]

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения[5].

Формы коммуникационного действия[ | код]

Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

  • Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[источник не указан 1822 дня].

Подражание[ | код]

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным[6].

За подражанием стоят разные психологические механизмы[7]:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.

Классификации сторон общения[ | код]

В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения[8]:

Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:

  • информационно-коммуникативная — приём и передача информации;
  • регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;
  • аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.

Ещё один вариант классификации:

  • инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;
  • синдикативная — сплочение групп;
  • трансляционная функция — передача знаний, оценок;
  • самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.

Функции общения[ | код]

Функции по целям общения:

  • контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;
  • информационная — приём и передача информации в ответ на запрос;
  • побудительная — целевая стимуляция активности;
  • координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
  • функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
  • эмотивная — обмен эмоциями;
  • функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Виды общения[ | код]

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении не учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
  • Предметное общение - общение с предметами, наделив эти предметы эмоциональным фоном, например детские игрушки, или роботов, "умных" изделий, носителей информации с эмоциональным содержанием или проявления.

Средства общения[ | код]

  • Вербальные (речевые)
  • Паравербальные. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств[9]. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами[9], однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь[10]. Различают три вида паралингвистических средств[9]:
    • фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
    • кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
    • графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).
  • Невербальные

Речь[ | код]

Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Язы́к — знаково-символическая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь — это система знаков, включающая:

  1. слова с их значениями,
  2. синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.

Существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи:[11]

В итоге сейчас можно выделить следующие основные функции речи:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации), в том числе функции выражения, воздействия, указательная
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Свойства речи:

  1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Невербальное общение[ | код]

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[12].

Средства невербального общения:

  • Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[13]
  • Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
    • Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
  • Визуальный контакт
  • Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

Составные элементы общения[ | код]

Модель общения: источник, канал, сообщение, получатели, обратная связь

Процедура общения[ | код]

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Общение животных[ | код]

Биокоммуникация (гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.

Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.). Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.

Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.

Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.

Зоосемиотика — научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).

Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:

  • к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
  • к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
  • к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.

По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)

Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого[14].

Помехи в общении[ | код]

Во всех моделях описывающих процесс общения, для описания помех в декодировке сообщения посланного по каналу общения применяется термин «шум». Существуют разные типы шумов[15]:

Шум окружающей среды[ | код]

Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорителями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство.

Физиологический шум[ | код]

Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения (например, глухота или слепота).

Смысловой шум (семантический барьер)[ | код]

Шум, происходящий от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим сообщение. Например, слово «трава» может означать определённую форму растений, а может иметь сленговое значение — марихуана.

Синтаксический шум[ | код]

Ошибки в грамматике или синтаксисе могут сильно затруднять общение. Как правило, от этого типа шума страдают люди, передающие сообщение на неродном для себя языке.

Культурный шум (социально-культурный барьер)[ | код]

Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений[16]. Общение между представителями разных культур может быть затрудненно взаимонепониманием связанным с использованием кодов, подходящих лишь к конкретной культуре. В качестве примеров можно привести пожелание «счастливого рождества» обращённое к человеку, не являющемуся христианином.

Психологический шум[ | код]

Настроение принимающего сообщение может способствовать эффективному общению или, наоборот, затруднять его. Сильный гнев или печаль мешают сфокусироваться на приёме сообщения[15]. Между «донором» и «реципиентом» информации могут возникать коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения[16]:

  • Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
  • Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
  • Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств.
  • Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
  • Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.

Психологические расстройства, как, например, аутизм, могут затруднять общение до уровня, когда оно перестаёт быть возможным[15].

Межличностное общение[ | код]

В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления как:

Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории — ролевые предписания; основная идея гуманистической психологии — способность человека к самосовершенствованию[17].

Мотивы общения[ | код]

Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других)[18].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89353-411-5.
  2. 1 2 Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
  3. ↑ Филогенез // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
  4. Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
  5. ↑ Глава 20 Общение // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
  6. ↑ Подражание — Социальная психология — Яндекс. Словари Архивная копия от 2 апреля 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1204 дня])
  7. Подольский А. И. Подражание // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 65. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5, ISBN 5-9268-0340-3. Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
  8. ↑ Общение // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — ISBN 985-433-167-9. (копия)
  9. 1 2 3 Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  10. ↑ Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  11. ↑ Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  12. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  13. ↑ Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  14. ↑ Часть Общая характеристика психической деятельности животных. Глава Инстинктивное поведение. Инстинктивное поведение и общение. Основы зоопсихологии. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
  15. 1 2 3 Roy M. Berko, et al. Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
  16. 1 2 Філоненко М. М. Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.
  17. 1 2 Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
  18. ↑ Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.

Литература[ | код]

ru.wikibedia.ru

Коммуникация (психология) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общение посредством речи и жестов

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках ; использование общения в деятельности изучается социологией[2].

Представления о развитии общения[ | ]

Филогенетическое развитие общения[ | ]

Филогенез — историческое формирование группы организмов[3], в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.), и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты[4].

Онтогенетическое развитие общения[ | ]

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения[5].

Формы коммуникационного действия[ | ]

Основная статья:

encyclopaedia.bid

Коммуникативная психология – 9psy.ru

Несмотря на то, что все больше людей вовлекается в виртуальное общение, ценность межличностных коммуникаций возрастает. Высокоразвитая коммуникабельность помогает решить личностные проблемы, обеспечивает успешное обучение, карьерный рост. Умение общаться с окружающими, способность донести до них свои мысли и намерения, привлечь на свою сторону, сделать их соратниками и последователями обеспечивает успешное взаимодействие с миром.

В рыночных отношениях — это умение вести переговоры, заниматься рекламой, обучением (а для этого еще понадобятся знания о том, как развить память и внимание), успешно торговать, пользоваться опытом и достижениями окружающих.

Содержание статьи

Значение коммуникабельности

Развитые коммуникативные навыки плюс личный опыт и знания помогают справиться со многими проблемами, часто возникающими неожиданно и в необычных для нас ситуациях. Здесь важны не только врожденные способности к общению, но и наработанные в течение всей жизни навыки.

Более того, эти навыки можно и нужно специально тренировать, чтобы расширить коммуникативный опыт, более эффективно использовать уже имеющийся, в определенных ситуациях.

Имея в запасе, наработанные варианты и стереотипы общения, творчески используя их в различных условиях, можно чувствовать себя уверенно и спокойно (вам интересно также будет узнать о тренинге повышения уверенности в себе).

Развитие навыков общения

Психологи предлагают свою помощь в развитии коммуникативных навыков, организуя специальные групповые тренинги коммуникативной компетентности.

Тренеры на занятиях ставят обучающимся задачи, которые могут быть решены в результате переговоров, и предлагают условия, осложняющие общение.

В игровой форме применяются, нарабатываются новые варианты и опыт коммуникативного общения.

Обычно предлагается диалог с собеседником, задача которого не помогать решению поставленной проблемы, а стимулировать творческий подход. «Ученик» должен манипулировать собеседником, попытаться превратить его в партнера, заставить принять предлагаемый вариант, используя различные аргументы. Другие участники группы, становясь критиками и помощниками, также вовлекаются в процесс общения, делятся своим коммуникативным опытом.

Задачи тренинга коммуникабельности

Одна из задач тренинга — разрушить неправильные, неэффективные стереотипы общения, приобрести умение сменить позицию, продолжать диалог, постоянно оценивая свои действия и реакцию собеседника. Психологи должны научить своих слушателей умению видеть слабые места в аргументации партнера, использовать это, опираясь не только на логику, но и на личностные качества, эмоциональность. Другая задача — совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения.

Имеется в виду не только умение говорить, но и невербальные приемы общения. В итоге, тренинг коммуникативных навыков должен вывести вас на более высокий уровень коммуникабельности. Вы должны овладеть новыми навыками взаимодействия:

  • психотехникой общения с аудиторией;
  • умением создавать комфортную атмосферу психологического существования в рабочем коллективе и дома, преодолевать конфликты;
  • легко вступать в беседу, быстро завоевывать доверие собеседника, понимать его психологическое состояние;
  • активно вести диалог, выделяя манипуляции партнера и нейтрализуя их;
  • оставаясь на своей позиции, отстаивая свои интересы, реагировать на реакцию окружающих, корректируя свои мотивировки и аргументацию;
  • использовать невербальные приемы эффективной коммуникации для убеждения окружающих;
  • умением работать с возражениями

Заключение

Важно помнить, что с окончанием курсов, не заканчиваются тренинг коммуникативных навыков.

Сознательное, постоянное совершенствование техники общения позволит выстроить доверительные отношения с друзьями и коллегами, уважительные с партнерами, расширит круг общения, сделает вашу жизнь интересней. Вскоре вы оцените силу и власть слова.

9psy.ru

Психология коммуникации в организации

МГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ: «МЕНЕДЖМЕНТА И ЭП»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Психология»

на тему:

«Психология коммуникации в организации»

ВЫПОЛНИЛ: АСЕССОРОВА Е.С.

СТУДЕНТКА 3 КУРСА

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ШИФР: 906190

ПРОВЕРИЛ: ____________________

Москва, 2008/2009 учебный год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Основы коммуникации………………………………………………………….4

2.Коммуникация как структура… ……………………………………………...6

2.1.Школа научного управления ………………………………………………6

2.2.Школа «человеческих отношений»…………………………………………8

2.3.Школа социальных систем…………………………………………………..9

2.4.Структура коммуникации в организации………………………………….10

3.Коммуникация как процесс…………………………………………………….14

3.1.Структура межличностной коммуникации в организации……………….14

3.2.Диалог как актуальное взаимодействие……………………………………14

3.3.Парциональное взаимодействие в организации……………………….…..17

3.4.Полное взаимодействие в организации……………………………………18

Заключение………………………………………………………………………...20

Список используемой литературы……………………………………………….21

Введение.

Современные ученые по-разному дают определение организационной коммуникации, начиная от «социального клея», помогающего организации быть сплоченной и целостной, и до «сущности организации».

В процессе своей трудовой или учебной деятельности люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производственного или учебного процесса.Результат взаимодействия людей проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовле­творенности потребностей в общении, в привлекательности деятельности и куль­туры организации. Именно коммуникация формирует целостность организации.

Известный теоретик менеджмента Ч.Барнанд говорил: «Структура, обширность и сфера деятельности организации почти всецело определяется техникой коммуникации». Действительно, управленцы 80% своего времени посвящают каким-либо формам общения: им приходится разговаривать, слушать других, писать или читать материал, подготовленный другими.

В данной работе определим, что же такое коммуникация, а также рассмотрим процесс общения.

1. Основы коммуникации

Коммуникация в организации — это процесс общения, информационные взаимодействия, в которые люди вступают и которые поддерживают при выполнении своихфункциональных обязанностей или должностных функций.

К организациям вданном случае относятсяшколы, вузы, различные коммер­ческие и государственные предприятия, в том числе управленческие и политиче­скиеструктуры. В психологии принято называть человека, передающего информацию (сооб­щение), коммуникатором, а того, кто воспринимает информацию или на кого оказывается воздействие, — реципи­ентом. (Их взаимодействие представлено на рис.1.)

Исследования показывают, что от 50 до 90% рабочего времени менеджера при­ходится на коммуникацию. При этом 85% японских, 73% американских и 63% анг­лийских менеджеров считают коммуникативную некомпетентность основным пре­пятствием на пути повышения эффективности деятельности организации.

Коммуникация людей в организациях — это их взаимодействие друг с другом преимущественно с целью:

- получения или сообщения информации, необходимой для качественного вы­полнения функциональных и должностных обязанностей;

Среда Коммуникатор Реципиент

Обратная связь

Рис.1. Структура коммуникативного акта.

- собственно воздействия, т. е. управления поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;

- удовлетворения потребности в общении.

«В целом коммуникация в любой организации представляет собой единство двух взаимосвязанных аспектов: коммуникации как структуры сложившихся тра­диций, норм и стереотипов коммуникативного воздействия, т. е. элемента культу­ры организации, и коммуникации как динамического процесса, как элемента про­фессиональной деятельности людей и их взаимоотношений».*

Рассмотрение коммуникации как структуры взаимодействия персонала важно для понимания всего возможного диапазона его осуществления: от повсеместного контроля и регламентации, до стихийно складывающихся взаимодействий людей в организации. Коммуникация как структура в значительной степени опосредуется техноло­гией производства, материально-техническим, сбытовым, финансовыми и прочи­ми особенностями организации. Научное осмысление этого факта привело к воз­никновению в менеджменте логистики и реинжениринга корпорации, новейшим и высокоэффективным технологиям управления информационными и коммуникативными потоками в организации.

2. Коммуникация как структура.

В эволюции менеджмента можно выделить три основные школы, каждая из кото­рых внесла свои существенные изменения в понимание коммуникации как струк­туры организации: школу научного управления, школу «человеческих отноше­ний» и школу социальных систем.

2.1. Школа научного управления.

Ф. Тейлор в рамках развиваемой им теории научного управления отводил коммуникации роль передатчика информации от администрации к работникам, т. е. только сверху вниз. Горизонтальные связи, на­пример, между отделами или сотрудниками, не только не поощрялись, а исключа­лись. Этой идее более всего отвечает скалярный (вертикальный) принцип струк­туры организации (см. рис.2).

«А. Файоль, автор «административной доктрины» в управлении, обратил вни­мание на то, что, когда необходимо действовать быстро, скалярная структура ока­зывается неэффективной, так как действует очень медленно. Коммуникация, на­пример, исполнителя а с исполнителем б (см. рис.2, скалярная структура) могла произойти только последовательно через все восходящие ступени управления и высшее руководство, а затем через нисходящие ступени управления, на что требо­валось длительное время.

Скалярная Линейно-штабная Функциональная

структура структура структура


ЛР ЛР Зам.
ЛР

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о