Коммуникация в доу – Презентация на тему: Коммуникация в ДОУ

Презентация на тему: Коммуникация в ДОУ

Слайд 1

«Коммуникация в ДОУ» Составила презентацию – Гребенникова Г.Н.

Слайд 2

Федеральными государственными требованиям и к организации образовательного процесс а в ДОУ определены 10 образовательных областей Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие

Слайд 6

Коммуникация Праздники и развлечения Праздники Досуги Вечера развлечения Вечер Создание рукописных книг. Дидактические игры. Индивидуальная работа. Настольно – печатные игры Утро Дидактические игры. Работа по вос-питанию культурно гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Сюжетно – ролевые игры. Конструктивные игры. Подвижные, хо-роводные игры. Организация дежурств, наблю-дений в природе е. НОД По развитию речи и подготовке к обучению грамоте Комплексные Интегрированные

Слайд 7

В подготовительной группе задачи образовательной области «Коммуникация» реализуются и на занятиях и направлены на формирование языковых умений и навыков, развитие речемыслительной деятельности, моторно-двигательной сферы; совершенствования коммуникативных умений, практическое употребление различных частей речи.

Слайд 8

Развиваем речь и коммуникативные способности детей Задачи воспитания и развития детей Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Развитие всех компонентов устной речи Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)

Слайд 9

Организация детей в образовательной области О чем узнают дети Связная речь Подготовка к обучению грамоте Словарь Звуковая культура речи Грамматически правильная речь Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета) Приемы и формы работы: Специально организованное обучение (занятия), дидактические игры, театральная деятельность, режиссерские игры, чтение худ.литературы и другие

Слайд 10

Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель создает условия для общения детей с разными людьми; Процесс создания альбомов, книг, книгоиздательств, библиотеки, чтение художественных произведений Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические, конкурсы, этюды, жизненные ситуации; Работа по ЗКР проводится в процессе индивидуального взаимодействия детьми, нуждающимися в помощи

Слайд 11

Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) Ребенок организует детей на совместную деятельность; Свободно вступает в общение с разными людьми; Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми; Проявляет интерес к речи как особому объекту познания; Проявляет устойчивый интерес к литературе; Самостоятельно использует речевые формы в процессе общения; Активно проявляет творчество в процессе общения; Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Проявляет интерес к чтению.

Слайд 12

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей: Ребенок не проявляет интереса к общению со сверстниками; Общается с ограниченным кругом близких людей, не имеет друзей; Неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях; Не проявляет интереса к письменной речи; В обсуждениях и спорах принимает позицию других, не пытаясь настоять на собственном мнении; Используемые формулы речевого этикета однообразны; Допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов. Не умеет читать.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Консультация на тему: Коммуникативная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования

Коммуникативная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из наиболее важных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое «Я» среди других людей. Таким образом, актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.

В то же время мы всё чаще   сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.

Ведь ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым,испытывает при этом сильнейшее эмоциональное неблагополучие. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка, по расширению и обогащению опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных  видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.            

Умение общаться положительно влияет не только на взаимоотношение с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

 Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.

Согласно взглядам отечественных психологовЛ.С.Выготского,А.В.Запорожеца,А.Н.Леонтьева,М.И.Лисиной,В.С.Мухиной,С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконинакоммуникативность выступает в качестве основного условия развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой  деятельности, направленного на познание и оценку самого себя и посредством других людей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально- коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, непосредственно связанно не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.

Современный образовательный процесс в детском саду построен на значимых для развития дошкольников видах деятельности. Они определены в ФГОС ДО:

Какие это виды деятельности?

  • Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Познавательная  деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
  • Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

 Одним из приоритетных их них является  коммуникативная деятельность. Содержание образовательногораздела «коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром через решение определенных  задач:

Слайд                  Задачи коммуникативного развития:

  • Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами современного русского языка.
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

        Исходя из представленных на слайде задач, нетрудно определить основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

o        Создание психолого-педагогических условий для  речевой практики детей развития коммуникативных навыков;

o        Реализация комплексного воздействия на речевое развитие дошкольников;

o        Оптимизация работы педагогов;

o        Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье;

o        Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Интеграция – один из важнейших принципов ФГОС. Сегодня очень важно перестроиться и предусмотреть интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах деятельности. А коммуникация, как локомотив, который интегрирует, объединяет все значимые для развития наших воспитанников виды деятельности, образовательные области, обеспечивает целостность образовательного процесса.

Важно, чтобы у каждого нашего воспитанника были сформированы коммуникативные способности:

  • желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу»;
  • умение организовать общение «Я умею!»;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим «Я знаю!»

ФГОС приводят в качестве одного их интегральных показателей усвоения программы умение налаживать конструктивное взаимодействие с партнером, свободно общаться со взрослыми и детьми, вести диалог, проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.

Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как средства формирования коммуникативных умений обусловлен становлением у дошкольника внеситуативно — деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно — личностной со взрослыми.

В соответствии с ФГОС ДО изменилось представление о том, какорганизовать коммуникативную деятельность,  изменился способ организации деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность с детьми, которая осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов. Сейчас мы используем новые формы работы с детьми, которые позволяют обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми — это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с формированием коммуникативных умений детей, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.

А это предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений, ведь игра – ведущий вид деятельности, в процессе которой дети учатся сотрудничать, общаться, взаимодействовать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Именно в игре дети:        

  • активно вступают в диалог;
  • задают вопросы,
  • слушают и понимают речь,
  • строят общение с учетом ситуации,
  • легко входят в контакт,
  • ясно и последовательно выражают свои мысли,
  • пользуются формами речевого этикета,регулируют свое поведение в соответствии с нормами и правилами

Таким образом, учитывая, что игра в дошкольном возрасте — ведущий вид деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.

В работе по данной проблеме можно использовать научно- методическую литературу таких авторов, как: Богоуславская Н.Е Васильева Н.Н., Ермолаева М., Купина Н.А., Панфилова М.А., Чистякова М.И. и многих других. Основываясь на их взглядах, игрыпо развитию коммуникативных навыков детей можно классифицировать следующим образом:

На первом этапе целью используемых коммуникативных игр является:

Этап

Цель

Игры

первый

Формирование у детей дошкольного возраста базовых коммуникативных навыков таких как: умение выслушать другого, поддержать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать, хвалить другого, выражать чувства с помощью улыбки, спокойной речи, сочувствовать, сопереживать друг другу, четко и ясно выражать свою точку зрения, договаривать до конца, внимательно выслушивать каждого, не перебивать, научить снимать мышечное напряжение в различных стрессовых ситуациях.

«Комплименты», «Волшебные очки», «Связующая нить», «Как поступить», «Сказка по кругу», «Общий круг», «Глаза в глаза», «Передай настроение», «Покажи стихи руками» и другие.

второй

Формирование адекватной самооценки, развитие интереса к своим товарищам, уважения их мнения таких как: критиковать поступки других, а не личность; понимать индивидуальность других; видеть хорошее в людях; высказываться доброжелательно; фиксировать свое внимание на достоинствах других; ценить общение с ними; создавать атмосферу доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг другу.

«Имя», «На кого я похож», этюды: «Ой-ой, живот болит», «Соленый чай», игры: «Биография по фотографиям», «Связующая нить», коллективная беседа «Что можно пожелать друг другу», упражнение «Проигрывание ситуаций» и др.

третий

Освоение моделей поведения в конфликтной, стрессовой или просто сложной ситуации таких как: чувствовать себя в роли воспитателя; самостоятельно решать ряд сложных проблем; проявлять внимание по отношению к другим

Упражнения: «Шефы в старшей группе», «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «Очередь в магазине», «Волшебный магазин».

Предлагаемые принцип систематизации игр помогает детям пережить чувство общности друг с другом, учит замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии, а так же индивидуальности ребенка в целом. Все игры на развитие коммуникативных навыков можно использовать во всех режимных моментах, а также в различных формах, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры- хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

В основе метода руководства играми дошкольников лежат принципы:

  • Воспитатель должен играть вместе с детьми;
  • На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
  • на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия,так и на пояснение его смысла партнерам.

Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные, народные, дидактические и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.Общение является важным элементом любой игры.И именно играпозволяет интересно, естественно и  эмоционально активизировать общение со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать.

        Давайте перейдем к конкретным примерам использования игр и игровых приемов в практической деятельности по формированию коммуникативных навыков.

                 Важнейшей предпосылкой совершенствования коммуникативной деятельности  дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

        Создать   такие ситуации помогает оригинальный способ – использование  волшебной палочки, предметов перевоплощения (короны, колпачка, волшебной ручки), образной игрушки, например, Петрушки. Мой Петрушка – это  всегда сюрпризный момент, это способ организовать детей, привлечь внимание, вызвать эмоциональное отношение, побудить к диалогу. Петрушка, изготовленный своими руками,  вызывает у детей неподдельный интерес и желание вступать в речевой контакт.

        Любому взрослому, будь то родитель или педагог, стоит помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребёнком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку, именно в общении ребёнок воспринимает и усваивает его образцы. Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении — наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Особенностью детского коллектива в детском саду является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе, они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а так же как элементы начала любой совместной деятельности детей. С целью организации детей,  привлечения их внимания можно использовать игры  в кругу: «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Поздороваемся необычно»  Такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. В таких играх можно всегда использовать  сказочныйперсонаж или предметы перевоплощения, с помощью этих предметов дети с легкостью вступают  в диалог, отвечают на заданные вопросы.

         Используя Петрушку, можно предложить детям поиграть в очень интересную игру  «Петрушкины забавы».  Воспитатель должен объяснить правила игры:

когда Петрушка прячется, слова становятся уменьшительными, а когда появляется, — слова становятся увеличительными.

Дом – домик – домище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище. Рука- ручка- ручище. Усы – усики – усищи.  Мороз- морозик — морозище. Нос – носик – носище. Ум – умишко – умище.

        Организуя игры, не будьте занудами.  Не отвлекайте детей, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.

Работая с детьми, следует обратить внимание на развитие у детей организаторских умений, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рекомендую рассматривать картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводить этические беседы.

В моей картотеке очень много словесных игр, которые доставляют детям удовольствие, увлекают их, активизируют словарный запас. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети с удовольствием вступают в игру, которая называется «Отгадай название сказки»

Водящий называет  первое слово задуманной сказки, а дети отгадывают  и произносят ее полное название:

Сивка…,   Заюшкина….., Конек….,    Гадкий……, Мороз……..,   Царевна….,    Гуси…..,      Мальчик…..,    Красная…..,    Крошечка…..,    Дюй…

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.

Существует такое понятие «визуальная коммуникация» — это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. Визуальная коммуникация обладает преимуществом  — она понятна большинству. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 70% информации.

Существуетбольшая группа игр на развитие невербальных средств общения, одна из них игра, в которую дети играют с большим удовольствием — «Разговор через стекло», позволяющаяразвивать у детей мимику, жесты, пантомимику, телодвижение.

Содержание игры следующее: детям предлагается представить, что перед нимистоит толстое стекло, оно не пропускает звука, один из детей получил задание: с помощью жестов, мимики, движения тела ребенок должен показать определенную информацию, а остальные дети должны отгадать, что они увидели.

Для эффективного совершенствования деятельности детей, воспитателю требуется использование большого разнообразия методов и приемов, при этом можно работать как индивидуально, так и с группой в целом.

К примеру, игра«Серия картинок».

 Задача детей собрать 3 истории в правильной последовательности

 Слайд 6 (…)

Первую пару помогает найти взрослый:мишка…(шишка), а остальные пары находят дети сами:

шарик….(фонарик), мак… (рак), подушка…(лягушка), роза…(мимоза), незнайка…(балалайка).

Играя в эту игру, дети могут самостоятельно собирать пары, используя картинки, далее по этим картинкам дети могут составлять свои рассказы.

Следующая игра  помогает овладеть связной диалогической речью.

Подчеркиваем, что в развитии связной речи понятия «диалогическая и монологическая» речь является центральными. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная, естественная форма языкового общения, которое состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как: вопрос, ответ, добавления, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Давайте же познакомимся с игрой, которую я использую на своей практике с детьми — игра «Почемучка»

В начале игры детям надо рассказать историю:

Где-то на белом свете жила – была бабушка с внучкой. Девочка очень любила задавать вопросы. Только и слышала бабушка:

— Почему деревья большие?

— Откуда приходит дождик?

— Кто рисует радугу на небе?

Бабушка отвечала, отвечала, а потом рассмеялась и сказала: «Ты у меня не внучка, а Почемучка». Как вы думаете, дети,  хорошо  быть Почемучкой?

Сейчас мы с вами тоже превратимся в Почемучек, надев на голову воображаемую волшебную шапочку.  Внимательно посмотрите на иллюстрацию из сказки и придумайте свой вопрос к этой картине.

— Сколько медведей на картине? Что делают медведи? Какая погода изображена? Какие медведи?  Кто нарисовал картину? и.т.д.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими.

Детям нравится еще одна игра из игровой  копилки  «Чебурашка».

Для этой игры необходима игрушка, всем полюбившийся детям чебурашка.

Взяв, в руки игрушку, воспитатель начинает свой рассказ:

— В одном густом тропическом лесу жил да был забавный зверёк. Однажды он проснулся утром рано и отправился прогуляться. Около фруктового сада он увидел ящики с апельсинами. Недолго думая, он забрался в один из них и стал завтракать. Удалив голод, он уснул, а когда проснулся, то оказалось, что он вместе с апельсинами прибыл в далёкий неизвестный город.

Продавщица вытащила его из ящика и посадила на стул. Но так как у него затекли лапы, то он не удержался и чебурахнулся.

-Фу –ты, Чебурашка какой!

Теперь он знал, что его зовут Чебурашка, но что он за зверь ему предстояло выяснить. А мы ему поможем.

Итак, Чебурашка оказался в зоопарке. (начинается диалог со зверями; воспитатель задает вопрос  от имени Чебурашки, а дети от имени зверей отвечают)

-…может быть я слон, у меня такие же большие уши…

— ребенок говорит свой ответ, почему чебурашка не слон .

-…может быть я мартышка, потому что я так же люблю апельсины…

-ответ

-… может быть я хомячок, я такой же маленький и у меня нет хвостика…

-ответ

-…может быть я медведь, у меня такая же мягкая и коричневая шерсть…

-ответ

-Я точно не медведь, тогда кто же я? С кем мне дружить?

Играющие выстраивают  свою версию с кем будет дружить, и где будет жить Чебурашка.

Насыщенная игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития позволяет детям  овладеть доступными для них способами моделирования окружающей жизни, усвоения образцов речевого поведения. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей.         

В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской игровой деятельности, а высокий уровень коммуникативности всегда выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

nsportal.ru

Доклад по дошкольному воспитанию «Понятие коммуникации в ДОУ»

Уважаемые участники конференции, коллеги, присутствующие! Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме: «Понятие коммуникации в ДОУ».

Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Основной функцией является обмен информацией между участниками коммуникации, а также выражение эмоционального отношения к определенной информации, факту. Для детей коммуникация имеют особую значимость, поскольку является важным фактором развития ребенка, расширения кругозора, познания окружающей реальности.

Традиционно в коммуникации выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности) [3].

Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация — передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть проти-вопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нор-мального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному [8].

Преобладают в дошкольном возрасте венситуативные формы общения.

Под внеситуативно-познавательной формой общения между детьми и взрослыми подразумевают такую форму, при которой общение между ребенком и взрослым базируется на естественном стремлении ребенка к познанию. Эта форма появляется еще в среднем дошкольном возрасте и устойчиво сохраняется в старшем возрасте. На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции.

Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности.

Так возникает внеситуативная форма общения, направленная на получение информации и новых впечатлений о внешней среде, окружающей ребенка, и основных явлениях и процессах, происходящих в ней. Это форма также эффективно вплетается в совместную деятельность воспитателя с воспитанниками, часто переплетается с совместной познавательной деятельностью. Характерной чертой этого периода является то, что у ребенка появляется потребность в уважении, ему важно ощущать равное и уважительное отношение к себе со стороны взрослого.

Отличие этой формы общения состоит в том, что оно тесно переплетается с различными видами деятельности и совместной работой с воспитателем, но при этом носит теоретический характер. Направлена такая деятельность на удовлетворение естественного стремления к познанию, которое свойственно старшему детскому возрасту. Преобладание в этом возрасте познавательного интереса ведет к тому, что ребенок начинает задавать большое количество вопросов. При этом зачастую вопросы очень разнообразны и удивляют взрослого человека. Тем не менее, они охватывают всю сферу знаний, присущих ребенку в этом возрасте. Приведем некоторые примеры таких вопросов:

«Почему рыбы в воде не тонут?»

«Почему деревья не ходят?»

«Правда, что апельсин — папа мандарина?»

«А на чем пирожные растут?» и пр.

Ребенок усваивает все, что он слышит от взрослого, сравнивает с тем, что он видит сам. При этом он пытается сопоставить, проанализировать информацию, установить свои принципы и закономерности. Таким образом, в качестве ведущего мотива этой формы деятельности выступает познавательный мотив. При этом взрослый предстает перед ребенком в роли эрудита, который знает ответы на все вопросы, а также как источник новых знаний [4].

Если у ребенка появляется вопрос, то он не видит другого способа удовлетворения своего познавательного интереса, кроме, как спросить у взрослого. Он считает, что взрослый сможет дать ему ответы на все интересующие вопросы, а также разрешит возникающие трудности и диллемы. При этом часто идет обсуждение различных тем, которые могут быть весьма далеки от личности взрослого или ребенка, а также от окружающей среды. В таком русле общение впервые приобретает черты внеситуативного общения.

Также появляется потребность в уважении. Именно в связи с высоким уровнем этой потребности, возникает высокий уровень обидчивости ребенка. При этом для ребенка огромную значимость приобретает мнение и оценка его взрослым человеком. Ребенку свойственно то, что он воспринимает любое замечание критику в свой адрес как личную обиду и отвержение.

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы).

Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения, естественно, является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

Ребенок в этом возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир [3].

Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой. Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в дошкольном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка [6].

Наглядно – действенное мышление является новой формой, точнее новой ступенью развития личности ребенка. Это подготовительный уровень, на котором происходит интенсивное накопление фактов и сведений об окружающем мире. В это время формируется своеобразная модель восприятия, которая является основой для дальнейшего формирования представлений и понятий. Наглядно – образное мышление является предпосылкой к формированию новой более сложной формы общения – внеситуативно-личностной.

Это форма, при которой основное содержание разговора переключается на мир людей. Вещи уже находятся за пределами внимания ребенка, поскольку он достаточно хорошо их познал для своего возраста. Ребенка начинают интересовать отдельные человеческие качества, черты характера. Складывая отдельные элементы, у ребенка формируется целостный образ определенного человека. При этом дошкольники часто разговаривают о себе, своих родителях, членах семьи. Его начинают интересовать правила поведения, культура общения. Таким образом, ведущим мотивом становится личностный. Главным стимулом, который побуждает ребенка начать разговор, является сам человек, вне зависимости от его функций и характеристик.

Внеситуативно-личностное общение нельзя назвать одной из сторон какой-либо деятельности. Оно представляет собой самостоятельную ценность. Отличие от предыдущих форм общения состоит в том, что ребенок начинает воспринимать взрослого не как абстрактную личность, а как конкретного индивида и члена общества [5].

Интерес ребенка направлен не только на реакцию и поведение взрослого в конкретной ситуации, но и на анализ отдельных его качеств и свойств. Например, ребенок рассматривает и анализирует отдельные качества человека, например, его внимательность, доброжелательность, общительность. Также ребенок обращает внимание и на социальные установки, положение человека в обществе и различные ситуативные проявления. Например, ребенок обращает внимание на то, где и как человек живет, кем и как работает, как одевается, есть ли у него семья, дети.

На основании этого у ребенка происходит сопоставление его качеств, манер поведения, социальных установок, особенностей внешнего вида. Это дает ему основание сделать для себя определенные выводы об этом человеке, сформировать собственное отношение к нему. Тем не менее, ребенок не только получает информацию об окружающих его людях, но и с удовольствием расскажет о себе, своей семье, родителях, ничего не скрывая, не анализируя.

Способность к минимальному анализу и формированию образа определенного человека, приводит к тому, что в процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности взрослого: родителя, воспитателя.

На этом этапе педагогическое воздействие на воспитанников осуществляется в первую очередь посредством личности воспитателя. Для ребенка очень важен личный пример, поскольку дети часто подражают и перенимают образ того человека, который является для них авторитетом. Воспитатель всегда воспринимается учащимися как авторитет и образец для подражания. Именно по этой причине необходимость развития личностных качеств приобретает особую значимость и актуальность для педагога [1].

В ходе реализации педагогической деятельности воспитатель должен проявить себя как личность. В общении с воспитанниками проявляются личностные качества педагога, раскрывается его мировоззрение, отношение к миру, другим людям.

Для этого воспитатель должен развивать свое педагогическое мастерство, заботиться о развитии и совершенствовании своих профессиональных качеств, быть для ребенка образцом для подражания, быть примером высоких моральных принципов, эталоном нравственности, этики, культуры поведения. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов.

Внеситуативно-личностное общение между воспитателем и ребенком представляет собой наивысший уровень социального развития ребенка в дошкольном возрасте. На данном этапе ведущим мотивом общения является личностный, при котором воспитатель выступает в качестве авторитета, раскрывает максимум своих способностей и дарований. Воспитатель воспринимается ребенком как личность, умудренная жизненным опытом, обладающая определенным набором качеств и основных черт характера [7].

Благодарю за внимание!

infourok.ru

Организация коммуникативной деятельности дошкольников в детском саду

В современном обществе, его духовной и материальной сфере, проблема общения актуальна. Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет, образовывается. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.

В нашем детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции нарушения речевого развития воспитываются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание в возрасте от 3-х до 7 лет.

Многочисленные публикации Б.М.Гриншпуна, Г.В.Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Л.Б.Халиловой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов и как следствие — снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности.

Поэтому вся система воспитательно-образовательной работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции речи направлена на осуществление совместной коррекционно-развивающей деятельности всего педагогического коллектива, итогом которой является стабильно — положительный результат на протяжении многих лет. Наиболее сложные речевые нарушения устраняются в относительно короткие сроки, и дети часто имеют возможность продолжать обучение в среде детей с нормальным речевым развитием.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Исходя из опыта работы, мы определили основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

  • Создание психолого — педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.
  • Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.
  • Оптимизация работы педагогов.
  • Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье.
  • Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, необходимо создание специальных психолого - педагогические условий:

  • Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;
  • Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;
  • Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;
  • Организация воспитательно — образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;
  • Недопустимость стандартизации методических приемов;
  • Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения).

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях в течение дня. Поэтому учитель - логопед, которому принадлежит ведущая роль в коррекционной работе, составляет перспективный план работы с педагогами детского сада.

Устойчиво сформированная мотивация к языковой деятельности у ребенка значительно сокращает время коррекционного периода. Не секрет, что однообразие и шаблонность занятий вызывает у детей апатичность и нежелание работать со звуками, слогами, словами родного языка. В результате происходит блокировка познания родного языка. Все это показывает на необходимость поиска ресурсов для разработки эффективных технологий обучения детей.

По мнению В.М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Применение последних методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Приведем пример использования учителями — логопедами детского сада нетрадиционных технологий.

Работа с пробками помогает открывать рот ребенку и удерживать его в этом положении определенный промежуток времени. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию дикции и формирует мышечные кинестезии.

Использование песка.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект: во-первых, существенно увеличивается интерес ребенка к коррекционной работе; во-вторых, погружение в песок обеих рук снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук; в-третьих, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

Используя игры с песком на занятиях по развитию речи, учитель — логопед реализует следующие задачи:

  • опосредовано стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  • нормализовать мышечный тонус, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи;
  • способствовать снятию фактора тревожности, неуверенности, боязни речи;
  • развивать и корректировать сенсомоторные процессы и способности;
  • координировать согласованную работу зрительных, двигательных и речевых функций;
  • стимулировать навыки творческого рассказывания и воображения.

Обучение детей на музыкальных инструментах (металлофон, флейта). Музыкальный руководитель детского сада совместно с логопедом занимается восстановлением речи у заикающихся детей средствами музыки. Игра детей на металлофоне, флейте способствует коррекции нарушенного чувства ритма у заикающихся детей, правильному диафрагмальному дыханию и помогает равномерно распределить струю воздуха на музыкальную фразу с последующим переносом на речь ребенка.

Процесс развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекцию речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только учителем - логопедом, но и воспитателем, узкими специалистами. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель и узкие специалисты закрепляют их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях, в течение дня.

Применение разнообразных заданий и форм работы с дошкольниками в течение дня способствует активизации коммуникативной деятельности дошкольников. Это развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.), беседа, сказкотерапия, музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), импровизация, рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п.

На прогулке организуются игры для закрепления правил поведения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах, формирование представлений о себе. Это игры: «Волшебный клубочек», «Соберем волшебные слова в лукошко», «Вручи подарок» и др. Проводятся «кукольные разговоры», т.е. разговоры о здоровье друг друга, помощи, праздниках, родственниках.

Во второй половине дня организуются игры на понимание разного эмоционального и физического состояния (радости, печали, усталости, огорчения, любви, гнева, раздражения), проявляющегося в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: «Найди жильцов домиков», «Угадай настроение», «Определи настроение людей по фотографии» и др.

Все предлагаемые игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.

Для каждого воспитателя важно, чтобы группа была дружной, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, чтобы все были активны и конструктивно деятельны. Такая идиллическая картина складывается из у

urok.1sept.ru

Коммуникативная деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности

 

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня. 

В настоящее время я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР, где вся деятельность воспитателя и других специалистов, в основном, направлена на развитие речи детей.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Для детей с ОНР очень важно иметь коммуникативные навыки для позитивной социализации. Поэтому мы большое внимание уделяем совершенствованию грамматического строя речи, автоматизации звуков в слогах и в словах; формировании движений артикуляционного аппарата; активизации и расширению словарного запаса детей, развиваем связную речь, учим вежливому обращению к сверстникам и взрослым, слушать друг друга, уважать мнение старших и своих сверстников и т.д.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. Например, для решения проблемы развитие коммуникативных умений детей средней группы в образовательной деятельности мы разрабатываем свои методические разработки, исходя из индивидуальных речевых особенностей детей в группе. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОО следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

dohcolonoc.ru

Материал (старшая группа) на тему: Перспективный комплексно-тематический план образовательной области «КОММУНИКАЦИЯ» старшей группы

январь

Неделя, тема ,цель.

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная, осуществляемая в ходе режимных моментов.

2.Тема: «Рождественские вечера»

Цель: закрепление знаний детей о культуре, традициях, о стране, в которой они живут. Уточнить и вспомнить знания детей о таком понятии, как традиция; традиции русского народа, о которых им рассказывали.

Тема: пересказ художественного произведения Н.Калинина «Про снежный колобок»

Рассказ воспитателя «Что за праздник Рождество Христово»

утро

Рассмотрение сюжетных картинок, составления рассказа по ним.

Разучить с ребенком рождественские колядки

Беседа с детьми о зимних забавах.

прогулка

СРИ «Колядуем»

Пересказ рассказа «Про снежный колобок»

вечер

Нарисуем ангелочков

3.Тема: «В свете искусства»

Цель: привлечь внимание детей к значимости творчества человека; воспитывать познавательный интерес и стремление к творческой деятельности.

Тема: рассказывание по серии картинок-иллюстраций детских книг «Книжный магазин».

Беседа «Золотые руки мастеров»

утро

СРИ «Библиотека»

Консультация: «Влияние малых форм фольклорных жанров на развитие речи»

СРИ «Балет»

прогулка

Вспомнить скороговорки

 Вспомнить пословицы и поговорки о труде .

вечер

Изготовление « книжки-малышки»

4.Тема: «Здравствуй, сказка»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры сказками; развить интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Тема: пересказ художественного произведения – русская народная сказка «У страха глаза велики»

Рассказ детьми любимых сказок

утро

Настольная игра «Собери сказку»

Рекомендация для чтения: сказки  «Сивка-бурка», «Снегурочка»

Беседа о зимнем пейзаже нашего участка.

прогулка

Придумать сказку по пейзажу на твоем участке.

Театрализованная деятельность детей « В гостях у сказки»

вечер

Рассмотрение иллюстраций из книг.

5. Тема: «Зимние забавы»

Цель: воспитывать положительное отношение к природе, воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам. Обогащать словарь по теме «Зимние забавы»; закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
уточнять знания о зимних праздниках, забавах.

Чтение стих.Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…», обсуждение

утро

Рассматривание тематических картинок

Совместная прогулка с зимними забавами

Построим крепость

прогулка

СРИ «Захватим крепость»

Чтение стихов о зиме

вечер

Нарисуй любимую зимнюю забаву

февраль

Неделя, тема ,цель.

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1.Тема: «Что было до…(в мире техники)»

Цель: Уточнить знания о различных видах бытовой техники в окружающей жизни; познакомить с предметами, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, к ним нужно бережно относиться; акцентировать внимание детей на то, что именно человек создал технику, он её совершенствует и преобразует.

Тема: «Техника — наша помощница» «Воробей»

Игра «Опиши предмет, а мы отгадаем из чего он состоит»(Мяч из резины, кубик из пластмассы)

утро

Рассматривание тематических картинок

Консультация «Роль книги в развитии детей»

Наблюдение за грузовым транспортом.

прогулка

СРИ «Снегоуборочная машина»

Беседа:  «Какая техника есть у вас дома»

вечер

Игра «Расскажи, как предметы помогают человеку»

Игра «Что было — что есть»

2.Тема: «Путешествие вокруг света (едем, плывём, летим)»

Цель: дать детям элементарные представления об особенностях географического положения той или иной страны, формировать представления о взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Тема: творческое рассказывание «Как мы на бал собирались»

Составление рассказов о видах транспорта

утро

Рассматривание сюжетных картинок по теме

Оформление тематического альбома

Беседа о способах передвижения

прогулка

СРИ «На чем поедем по..»

Игра «Стрелок» (соединить выражение с его изображением)

вечер

Работа в центре изодеятельности

3.Тема: «День защитника Отечества»

Цель: закрепит знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей Родины. Воспитывать уважение к российским войскам»

Тема: пересказ художественного произведения Л.Толстого «Пожарные собаки»

Чтение  Л.Толстого «Пожарные собаки»

утро

Рассматривание сюжетных картинок по теме

Праздничный утренник

Беседа о подвигах, героях

прогулка

СРИ «Пограничники»

Составление рассказа «Мой папа самый лучший»

вечер

Рисование иллюстраций к произведениям

4.Тема: «Современные профессии (об экономических отношениях)».

Цель: Закрепить знания детей о различных профессиях людей. Уточнить и систематизировать знания, учить объединять, группировать профессии людей по общему образцу. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает.

Тема: Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка».

Беседа о профессиях

утро

Рассматривание тематических картинок

Рекомендация: рассказать ребенку о своей профессии

Наблюдение за работой взрослых людей.

прогулка

Поможем дворнику

Игра «Для чего руки нужны»

вечер

ДИ «Кому что нужно»

nsportal.ru

Статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Попытка использования альтернативной коммуникации в условиях ДОУ.

Использование альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с ребенком ,не способным к эффективному речевому общению, в условиях ГБДОУ.

Впервые мы столкнулись  с непростым решением использовать альтернативную систему коммуникации (общение с помощью карточек PECS), когда в ГБДОУ появился воспитанник с комплексными нарушениями развития.

Мальчику было 4 года, он был не способен не только к эффективному речевому общению (полное отсутствие речи, не пытался имитировать, подражать, не использовал даже отдельные звуки ,ничего кроме крика),но и демонстрировал чрезвычайно агрессивное, непредсказуемое поведение: ребенок хватал все в подряд, бросал игрушки и другие предметы в педагогов и детей, если совершались попытки забрать их у него, кусался, дрался, царапался, при этом избегал зрительного  и тактильного контакта. Помимо этого постоянно пытался покинуть  пределы группы. Мама ребенка настаивала на его пребывании в учреждении, и было принято решение использовать альтернативную систему коммуникации, общение с помощью карточек PECS. Чтобы решить хотя бы частично проблему контроля поведения мальчика нам удалось добиться для него тьютора.

Основным нашим источником информации по данной методике   стала книга Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Эта система была разработана авторами для обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициированному общению. В основе системы – прикладной анализ поведения (его принципы), а также методика дополнительной  и альтернативной коммуникации. В книге даны подробные инструкции по этапам, представлены шаги обучения, даются полезные советы, а также представлены образцы таблиц и диагностических листов.

Цель программы: побудить ребенка спонтанно начать коммуникативное взаимодействие, что и требовалось в нашем случае.

Повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности, считают авторы. Сначала определяются стимулы (то, что ребенок любит, особенно сильно хочет и фактически всегда выбирает из ряда других предложений). Это могут быть не только игрушки, но и еда, действия с предметами, игрушками, другие раздражители (щекотка, прыжки, просто полежать). В нашем случае учитывая  присутствие других детей рядом с мальчиком, мы решили отказаться от большинства пищевых стимулов, но исключить их совсем у нас не получилось. У нашего ребенка выявилось достаточное количество других предпочтений (мыльные пузыри, игрушки, щекотка), поэтому мы решили, что особенных проблем с подкреплением у нас не будет. Стимулы могут меняться достаточно часто, поэтому мы старались подготовиться к этому ,основательно заполнив лист предпочтений.

Обучение мы начали, как и предполагалось, с обмена карточки на предмет, при этом обмен подкрепляется каждый раз стимулом. Всего в обучении данной системе шесть этапов. На заключительных этапах ребенок должен использовать карточки, для выражения просьбы, отвечать ими на вопрос  «Что ты хочешь?», реагировать на простые вопросы: «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?» и др.

Основной принцип  работы с карточками PECS: коммуникация основывается на обмене картинок, которые показывают желаемой предмет, или желаемую активную деятельность ребенка.

Так как мы работали с тьютором первый этап прошел на удивление хорошо, позитивно. Тьютор исполняла роль то «Собеседника» (человека, предлагающего карточку), то «Помощника» (контролирующего обмен со стороны ребенка), а потом соответственно менялась ролями с педагогом, обучающим мальчика системе.

Первый этап:

Цель: обмен карточки на стимулы.

Стимулы при этом должны быть наиболее выбираемыми, стоящими в списке предпочтений на первых ролях.

Ребенок (помощник сзади него) сидит перед Собеседником, обменивает карточку на стимул. Если он пытается схватить стимул, помощник направляет руку ребенка к карточке, протягивает карточку Собеседнику. Как только картинка касается руки Собеседника, он берет карточку, называет картинку, дает стимул ребенку, хвалит, одобряет его. Одновременно ребенок с помощью Помощника возвращает картинку на место.

В течение дня должно быть как можно больше количества обменов ( с разными стимулами), не менее 20 – 40 раз. Затем увеличивается расстояние (этап №2).

Первейшая задача – передать карточку прямо в руки Собеседнику, постепенный отказ от помощи, затем увеличение расстояния от книги PECS до Собеседника, т. е. ребенок должен подойти к книге PECS, взять картинку, подойти к Собеседнику, отдать карточку, взять (получить) стимул. На этом этапе делается книга – PECS.

Лучше сделать страницы разноцветными, обозначить их разноцветными разделителями по темам, снабдить «липучками»  — дорожками. Возможны разные варианты.

В нашем случае мы использовали папку – регистратор со страницами из плотного картона, разделив темы цветными разделителями. Все стимулы фотографируются. Следует сказать, что книгой ребенок пользуется всегда и везде, т. к. если     используется только дома или в учреждении, то работу по этой методике и начинать бессмысленно.

На этом этапе картинки (стимулы) меняются, разнообразие необходимо, желательно, чтобы менялись и Помощники с Собеседниками.

Также ребенок учится привлекать внимание Собеседника различными знаками, приемами (потрепать по руке, зайти спереди, поймать взгляд).

Третий этап:

Цель: выбор между желаемым и нейтральным предметом.  На этом этапе ребенок должен подходить к своей книге, брать карточку с изображением желаемого стимула, приносить ее педагогу.

На этом этапе вводится важные шаги: отвлечение и повтор.

Ребенок выбирает картинку с желаемым предметом – получает предмет, педагог его хвалит. Выбирает нейтральный предмет – педагог использует цепочку «обратных шагов» — показывает – помогает – отвлекает – повторяет.

Мы отвлекали ребенка различными действиями: бросали карточку на пол, подбрасывали платок вверх, пытались показать движение, которое мальчик должен был повторить, хлопали альбомом PECS (отвлечь надо на 1-2 секунды).

Наш мальчик на удивление быстро научился выбирать не только из двух, но и из большего количества карточек. При этом (учитывая его нарушение слуха), устная инструкция давалась, но не отрабатывалась специально, а только визуально.

При необходимости  на этом этапе в помощь ребёнку  вводятся несколько размеров карточек («нужную» карточку делают большего размера, используют только цветные картинки, или наоборот – черно  белые, не используются пиктограммы, если ребенок их не понимает). У нашего малыша способность узнавать не зависела ни от  цвета, ни от размера, ни от способа представления этого предмета ,поэтому этот этап не потребовал особых усилий.

Четвертый этап:

Вводится карточка «Я хочу» ,которая лепится на полоске с липучками, а ребенок выбирает желаемую карточку и крепит ее справа от «Я хочу» и приносит ленту педагогу.

Усложнение: ребенок отлепляет карточку «Я хочу» с дорожки на книге, крепит на ленту, дополняя предложение картинкой с желаемым объектом и приносит педагогу.

Пятый этап:

Вводятся карточки: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» (карточка «Что ты слышишь?» в нашем случае не вводилась вплоть до шестого этапа. Мы предварительно составили таблицу звуков, на которые ребенок реагировал хотя бы ложно – положительной реакцией, но этого было недостаточно, чтобы ввести соответствующую карточку – вопрос).

На этом этапе наш мальчик уже умел кивать головой в знак согласия, и отрицательно качать головой, если предмет его не интересовал (следует сказать, что навыки подражания, самостоятельного использования жестов и имитации идут параллельно с использование методики PECS).

Наш мальчик часто использовал отрицательный жест (поворот головой), т. е. демонстрировал нежелание составлять предложение с карточкой «Я вижу», но стимулы всегда были под рукой.

Например, ребенок желал кататься на машине, она  и была стимулом, а описывали мы мяч или большой кубик.

Шестой этап:

Цель: комментирование.

Называние предмета обязательно ребенком, он уже умеет различать, видит предмет, о котором спрашивают, подбирает соответствующие карточки. Вводится пиктограммы, ориентиры цветов, форм, размеров, количество предметов.

Помощник на этом этапе предпочтителен, он  внимательно контролирует последовательность шагов, постепенно убирая помощь, используя систему «обратных  шагов». Помощь убирается постепенно, в обратном порядке. На этом этапе вводится система жетонов, поощрений за выполнение заданий. В конце, накопив определенное количество жетонов, ребенок обменивает их на стимулы. Естественно, это отдельный тренинг, необходимый и сложный для ребенка.

Некоторые особенности нашего общения с помощью карточек PECS:

  1. Мальчик сам убирал карточки в книгу после получения просимого, описания предмета, после занятий.
  2. Тьютор постоянно носила книгу за мальчиком, помещая ее на определенные места в помещениях сада, где в данный момент находился ребенок.
  3. Пока не было возможности обозначить страницы по темам, педагог, взаимодействующий с ребенком до четвертого этапа раскрывала книгу в случае затруднения поиска карточек, иногда помещала руку рядом с карточкой, но никогда не использовала указательных жестов.
  4. Часть карточек была взята с сайта, посвященного обучению аутистов, но в основном все карточки были фото, которые обрабатывались на компьютере, чтобы предметы на них были значимыми и реальными для ребенка. Даже игры, движения ребенка, которые были значимы для него тоже переносились на карточки.
  5. Мама мальчика получила ссылки на видео – уроки, соответствующие этапам обучения ее ребенка, также занятия (часть занятий) с ее ребенком записывалось с ее согласия на видео и передавалось ей с комментариями.

Не было возможности контролировать использование PECS дома, поэтому нам показалось, что этапы овладения методикой несколько затягиваются.

В итоге после 6 месяцев использования методики мальчик стал значительно спокойнее, почти перестал уходить, т. к. возможность предложить стимул появилась у воспитателей, тьютора. Несмотря на его гиперактивность увеличивалось время нахождения за столом во время занятий, истерики часто стали заменяться карточками или ожиданием.

Например, педагог помещал карточку «машина едет» и «объятия» на ленту, а ребенок шел одеваться, т. к. понимал, что мама на машине скоро приедет забрать его домой.

Или во время истерики предлагалась карточка «корабль», в который ребенок очень любит играть, и в большинстве случаев это срабатывало ,мы шли за кораблем.

Мы считаем, что цель оправдывает средства: в нашем случае добиться какого – либо взаимодействия с таким сложным ребенком уже большое достижение и такая замечательная и опробованная методика, как общение с помощью карточек PECS имеет право на существование, несмотря на сложность оснащения карточками (что, безусловно, ложится на плечи педагогов, как и решение спонтанных ситуаций в обучении методике каждого конкретного ребенка с нарушением коммуникации).

 

    

       

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *