Психология успеха: 7 навыков коммуникации для жизни и работы
Стиль жизни
26 августа 2020
Сергей Артемьев
трансформационный тренер, основатель школы быстрого личностного роста и реализации потенциала «Степень Свободы», @sergeartemyev
Все сферы нашей жизни — личная, деловая, социальная — устроены по одним и тем же принципам. И навыки общения в них важны одни и те же. Вне зависимости от характера, темперамента и образа жизни каждому из нас полезно понимать, зачем нужно оттачивать умение взаимодействовать с окружением. Сегодня этот вопрос для нас прояснит трансформационный тренер, основатель школы быстрого личностного роста и реализации потенциала «Степень Свободы» Сергей Артемьев.
№1 — Навык знакомства
Если навыка нет
- При знакомстве с новыми, интересными и важными людьми приходят стресс и неуверенность.
- Образуется болото замкнутого круга общения.
- Блокируются новые контакты — это называется «состоянием танкиста»: закрытость, напряженность и даже агрессивность.
Если навык есть
- Человек может быть генератором новых возможностей и новых связей.
- Умеет решать задачи любой сложности и никогда не окажется в одиночестве.
№2 — Навык сближения и контакта
Если навыка нет
- Люди отдаляются и закрываются — и непонятно, что не так и что делать.
- Когда личные границы произвольно или невольно нарушаются, хочется разорвать общение, вместо того чтобы эти границы обозначить и отношения сохранить.
- Вообще пропадает желание сближаться с людьми, чтобы не оказаться «слоном в посудной лавке» и в очередной раз все не испортить.
Если навык есть
- Нет проблем с пониманием границ при сближении и отдалении.
- Можно влиять на границы собеседника, даже если он закрыт.
- Умение быть «своим» и жить в мире без шторки между эконом- и бизнес-классом.
№3 — Навык передачи информации без искажения
Если навыка нет
- Даже хорошие идеи и важные мысли не доходят до собеседников: то ли непонятны, то ли люди просто не хотят слушать. В итоге — отказ и игнор, разочарование в своих идеях и ценности собственного труда.
- В отношениях партнеры по-разному понимают договоренности и соглашения. В итоге — нет результата, зато есть потеря партнерства.
- Привычный негативный, критический, сварливый тон в семье превращает любые разговоры в фон, в стресс для домашних. От этого всегда проигрывают все.
Если навык есть
- Можно говорить так, чтобы все слушали и слышали, а также устранять любые искажения во входящей информации. Только тогда и будет возможность получить желаемый результат.
№4 — Навык запуска обмена
Это умение перевести любое общение в результат: соглашение, действие, обмен информацией, деньги и так далее. Даже наличие усиливающего окружения не дает гарантию того, что люди захотят что-то для тебя делать.
Если навыка нет
- Не получается договариваться с мужем/женой/другом так, чтобы соглашение было выполнено.
- Сложно заинтересовать детей полезным делом, попросить знакомых одолжить деньги или, наоборот, заставить должника вернуть долг. Очень сложно договориться о повышении зарплаты или разделении прибыли с партнерами.
Если навык есть
- Есть возможность делать эффективные предложения — просить так, чтобы людям хотелось делать требуемое, вовлекать в свои идеи и проявлять лидерство, реализуя идеи любой сложности.
№5 — Навык управления конфликтами
Если навыка нет
- При столкновении интересов в общении с партнером человек сдает свои позиции, отказываясь от важных для себя потребностей.
- Неизбежны эмоции, срыв на выяснение отношений, конфликты переходят в скандалы.
- Замалчивание неприятного ведет к накапливанию хронических проблем, которые приводят к разрушению отношений.
Если навык есть
- Это умение переводить конфликты в возможности и находить решения, усиливающие всех участников.
№6 — Навык защиты от манипуляций и давления
На нас давят и нами манипулируют с самого детства. В результате мы попадаем в зависимость и вынуждены делать то, чего на самом деле не хотим. В конечном итоге мы сами обучаемся манипулировать и давить, создавая почву для новых конфликтов.
Если навыка нет
- Есть постоянный риск незаметно для себя оказаться в вынужденной ситуации и связанным нежелательными долгами.
- Формируется привычка срываться в агрессию или манипулировать другими, создавая отложенные проблемы в отношениях.
Если навык есть
- Работает умение распознавать подобное воздействие и переводить разговор в конструктив.
№7 — Навык завершать отношения и управлять репутацией
Это самый важный навык, ведь от него зависит новое начало. Важно уметь не сжигать мосты и перезапускать старые отношения, зашедшие в тупик.
Если навыка нет
- Можно обнаружить себя едущим на «мертвой лошади».
- Конфликты приводят к разрыву контакта и повисают незавершенными, потребляя силы и занимая место в жизни.
- Падающая репутация приводит к одиночеству и нереализованности.
Если навык есть
- Даже старые отношения оживляются благодаря возможности «знакомиться заново».
- Освобождается свободное пространство для новых идей, возможностей и проектов.
- Люди хотят иметь с вами дело, потому что вы их усиливаете и не пытаетесь поставить в зависимость от себя.
26 августа 2020
Сергей Артемьев для раздела Стиль жизни
кассиры и психология, вейпы и коммуникации / Хабр
В одной из недавно прочитанных статей поднималась тема мышления сотрудников государственных служб и коммерческих предприятий. И основной тезис звучал как «не люблю работников, пришедших из госструктур, они заточены на то, чтобы к ним было не придраться, а не на то, чтобы получить результат». И сейчас я хочу попробовать натянуть сову на глобус, то есть, попытаться экстраполировать эту идею на сферу тренингов и психологического консультирования. А потом все это белыми нитками подшить к статье про вейпы, общение и воспитание детей.
Дисклеймер: статья написана в свободном стиле. Возможно, даже слишком свободном для данного ресурса, поэтому, я пойму, если она вызовет несогласие. Пусть это неправильно, но зато более результативно (на мой субъективный взгляд).
Дисклеймер №2: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.
Но начнем издалека — с логики коммерческих структур. Когда компания сталкивается с необходимостью сокращения издержек/увеличения дохода/достижения иной цели, обычно разрабатывается некий план — последовательность действий, которые должны привести к ожидаемому результату. И вот если вы разработали этот план, то важно понять — а компания его потянет? Есть у неё ресурсы?
Возьмем условный супермаркет «Шестёрочка». Финансист посчитал-посчитал финрез (финансовый результат) и говорит: «Друзья, всё у нас неплохо, но затраты на кассиров, их поиск и обучение слишком высок. Нужно их сократить тыщ на триста (шутки не будет, так как тракториста уволили во время предыдущей оптимизации)». Задача ясна — нужно выполнять. В течение месяца лучшие умы компании просчитывают варианты и, по итогу, приходят с презентацией, говорят «я сделяль» и предлагают сократить 10 кассиров, поставив на их место кассы самообслуживания. Все рады, обнимаются, лобызаются и поздравляют друг друга с сокращением фонда оплаты труда и экономией трех сотен в месяц. В этот момент человек, который придумывал план, если он ориентирован на «правильность», чувствует себя молодцом.
Но в коммерческой структуре, после третьей торжественно распитой бутылки шампанского руководство рассаживается по местам и спрашивает, когда этот чудо-проект можно реализовать и сколько он стоит. Гордый собой создатель плана бодро рапортует, что это займет полгода и стоить будет всего-то 15 миллионов. На этом моменте финансист забивает данные в калькулятор, чтобы посчитать срок окупаемости. Старый советский калькулятор выдает ответ «никогда», после чего создателя плана не менее торжественно сажают на бутылку, ибо время потрачено, а результата нет. Все замечательно и правильно, только нереально.
Теперь возвращаемся к психологии. Читая форумы и слушая рассказы знакомых и клиентов, которые были на приёме психолога, создаётся ощущение, что весомая часть психологического сообщества работает чисто механически, совершенно не ориентируясь на клиента, его потребности и, главное, возможности. И поэтому они дают очень правильные, логичные, разумные и абсолютно бесполезные рекомендации:
— Вы состоите в абьюзивных отношениях, у вас забрали паспорт, деньги и телефон? Вас бьют? Бросьте его, вы достойны лучшего! Съезжайте и начните новую жизнь!
— Вы потеряли работу, вам не на что купить еду и вас вот-вот выселят со съемной квартиры? Вам нужно заняться тайм-менеджментом и личными финансами.
— Вас постоянно обманывают и бросают партнеры? Вами пользуются и вы уже стоите на подоконнике перед петлей с пистолетом у виска? Вам нужно работать над своей самооценкой и осознать свою роль в треугольнике Карпмана.
Согласитесь, всё ведь правильно и разумно. И даже очевидно. До противного очевидно. Клиент улыбается, говорит «Спасибо, всё понятно» и уходит, разочарованный в бессмысленности и бесполезности психологии. А психолог в это время сидит довольный и ставит в «блокнотике спасенных душ» еще одну галочку.
А ведь это мы говорим про людей, одной из профессиональных обязанностей которых является общение. Даже не просто обязанностью, а базовой компетенцией, без которой сама возможность осуществления функции ставится под вопрос. Что же тогда сказать про людей, которые не тратили годы и десятилетия на освоение данного навыка? Зачастую они живут в парадигме «правильности», и на то есть минимум четыре причины:
1) Общение зачастую воспринимается навыком «по умолчанию», который не требует развития. Я говорить могу? Могу. Меня понимают? Понимают. Я понимаю других? Понимаю. Мы можем о чем-то договориться? Можем. Значит общаться умею. Поэтому лучше займусь другими делами.
2) Из первого пункта плавно проистекает второй. Общаться мы учимся преимущественно в родительской семье. И учителя далеко не всегда блещут профессионализмом. Но так как на этапе активного формирования речи именно родители составляют основную языковую среду, то мы во многом повторяем их стиль и ошибки.
3) Отсутствие четкого результата общения. В моменте общения не всегда можно оценить эффективность общения, так как сложно найти маркеры непонимания.
4) Является следствием первой и третьей причин. Низкая критичность к своим навыкам общения и низкая рефлексия в этом вопросе.
А сейчас сделаем шаг в сторону (помните, как в фильмах условного Линча, когда в самый интересный момент начинается показ скучного вступления второй сюжетной линии) и разберем доминанту рациональности. У людей, живущих «от головы», есть одна общая проблема – они умные и убедительные. Аргументируют, заразы, своё мнение, да еще и делают это грамотно. Могут доказать свою точку зрения, подкрепив её фактами. А мнение оппонента разбить в пух и прах, найдя по три контраргумента на каждый довод.
И это кажется логичным, но есть нюанс. Правота сама по себе чаще не помогает общению, а мешает ему. Подумайте сами – когда человек уверен в своей правоте, он менее чуток и внимателен к точке зрения собеседника, нежели когда он находится в сомнениях и жаден до информации, чтобы сформулировать своё мнение по вопросу. А так как люди «от головы» чаще (по моим наблюдениям) потребляют разнообразную информацию, следовательно они уже сформировали своё мнение по бо́льшему количеству вопросов, что может усложнить коммуникацию.
Объединяем! Получается гремучая смесь уверенности в своих коммуникативных навыках, правоте и объективности собственной точки зрения, а также сниженного внимания к процессу общения, состоянию и мнению собеседника. И вот спросите себя – вы бы прислушались к такому собеседнику? Как бы вы себя чувствовали во время общения? Как на ваших решениях отразилось бы чувство сопротивления, рожденное нечуткостью собеседника?
А теперь вернемся к заголовку статьи – правильно или результативно? С точки зрения информирования – подобная коммуникация «от головы», вероятно, будет более правильной, объективной и содержательной. Но у такой коммуникации с высокой вероятностью не будет достигнута цель (а ведь у каждой коммуникативного акта она есть). Поэтому, с точки зрения результативности в коммуникации, выгоднее занимать роль любопытного ребенка и некоторые переговоры вести именно из нее. Относиться к собеседнику как к эксперту, особенно, если речь идет о субъективной реальности (чувства, мнения, эмоции, отношение, страхи, желания и т.д.). Да, с точки зрения истины это неправильно. Зато результативно.
С уважением Сергей Максимов.
Психолог.
P.S. другие статьи по психологии можно найти в ТГ-канале https://t. me/maximov_psy
домашняя страница — Департамент психологических наук
Департамент психологических наук объединяет сильные стороны психологии и коммуникативных наук. Мы предлагаем две специальности бакалавриата: психология и коммуникативные науки, а также две несовершеннолетние: психология и коммуникация для медицинских работников. Студенты могут адаптировать свой опыт для достижения своих карьерных и образовательных целей. Этого можно достичь разными способами, в том числе с помощью независимых исследований и возможностей экспериментального обучения с преподавателями, проектов Capstone и Pathways. Pathways предоставляет студентам рекомендации по структурированию курсовой работы на основе их конкретных профессиональных интересов. Пути включают в себя клинические исследования, развитие на протяжении всей жизни, предварительное здоровье, неврологию и исследования. Учащиеся могут выбрать несколько Путей, отвечающих их потребностям.
Мы также предлагаем программы для выпускников, в том числе магистра в области коммуникационных наук и трех докторов наук. программы: коммуникативные науки, клиническая психология и науки о развитии, когнитивных и эмоциональных науках (DCAS). Наш доктор философии студенты проводят передовые исследования, изучают эффективные и привлекательные педагогические навыки, а студенты программ клинической психологии и коммуникативных наук учатся проводить эмпирически подтвержденные методы лечения в различных условиях.
Отделение Case Western Reserve Национальной ассоциации студентов по изучению речи, языка и слуха (NSSLHA) было удостоено награды Главы года 2022 года Американской ассоциацией по изучению речи, языка и слуха и национальной организацией NSSLHA. В Соединенных Штатах насчитывается более 340 отделений, и отделение CWRU было признано за помощь в повышении осведомленности…
Учить больше
БЕТЕСДА, Мэриленд — За последние 20 лет уровень самоубийств в США увеличился на 24%, причем наибольший рост приходится на девочек в возрасте 10–14 лет и афроамериканских детей в возрасте 5–11 лет. Эти статистические данные подчеркивают острую потребность в более эффективных способах понимания и предотвращения самоубийств среди молодежи и…
Учить больше
Новое исследование показывает, что стратегия «установки на рост», которой отдают предпочтение некоторые преподаватели для повышения успеваемости учащихся, не оправдала возложенных на нее надежд — в результате время и усилия, потраченные на установку на рост в классе, не привели к существенному повышению оценок или результатов тестов. Более 30 лет назад известный психолог Кэрол Двек предложила…
Учить больше
Когда аспирантка Рана Дамра присоединилась к междисциплинарному студенческому исследовательскому проекту, она и представить себе не могла, что ее команда получит национальное признание за свою работу. Но они это сделали, и это привело к приглашению представить исследование в Национальном центре межпрофессиональной практики и образования 2022 NEXUS Summit…
Учить больше
Fox 8 Cleveland: Элизабет Шорт, профессор психологии развития и директор Программы развития и раннего вмешательства в Колледже искусств и наук, объяснила, как медицинские работники могут черпать вдохновение у персонажей комиксов при лечении детей.
Учить больше
Специальность: Коммуникативные науки Незначительное: психология Год: третий год Язык играет неотъемлемую роль в том, как мы передаем мысли, идеи и чувства, но мы не всегда можем оценить его значение. Реальность такова, что миллионы людей страдают от коммуникативных расстройств, и Эмбер Си ставит перед собой задачу помочь обеспечить их голоса…
Учить больше
Центр цифровых стипендий Фридмана при Библиотеке Келвина Смита объявил об отборе стипендиатов факультета Фридмана на 2022–23 годы. Ежегодная программа стипендий поддерживает штатных или штатных преподавателей, а также преподавателей, занимающихся клиническими исследованиями, и помогает этим исследователям интегрировать цифровые инструменты и технологии в свою работу по всему миру…
Учить больше
Целью Американского клуба жестового языка является активизация информационно-пропагандистской деятельности в кампусе и продвижение более доступных курсов в сентябре в рамках Месяца осведомленности о глухих. Члены сообщества Университета Кейс Вестерн Резерв могут следить за усилиями организации и узнавать больше об этой теме в Instagram. В течение месяца организация…
Учить больше
Позитивная психология
Термин «позитивная психология» может ввести многих в заблуждение, заставив рассматривать его как философию «самопомощи», которая фокусируется на силе позитивного мышления и позитивном самоутверждении. Но на самом деле дисциплина гораздо больше. Его цель состоит в том, чтобы основывать ответы на вопросы о том, что сделает мир лучше, на науке, а не на мнениях. Позитивная психология родилась из ощущения, что психология как дисциплина ограничивается изучением всего плохого в человеке (недостатков, депрессии, зависимости), а не положительных сторон его жизни (доброта, превосходство).
ra2 studio/Доллар Фотоклуб
Жизнь человека состоит из счастливых и несчастливых моментов. Основное внимание психологии уделялось исправлению дефицита в одиночку. Не было дисциплины, которая адекватно исследовала бы, что составляет хорошую и осмысленную жизнь, и предоставила бы информацию, которая отвечала бы потребностям обычного человека. Плохие вещи в жизни не имеют приоритета над хорошими. Они оба одинаково искренни. Поэтому было понятно, что положительные аспекты жизни требуют своего собственного изучения, а не объяснения их как полной противоположности теориям беспорядка.
Именно в этот момент Абрахам Маслоу ввел термин «позитивная психология» для описания нового прикладного научного подхода, в котором основное внимание будет уделяться излечению патологии и поиску способов помочь людям вести полноценную и приятную жизнь. В позитивной психологии те же инструменты, которые используются для предотвращения или лечения болезней/слабостей в основной психологии, применяются для выявления психологических сильных сторон и положительных эмоций у человека, чтобы способствовать позитивному функционированию, счастью и благополучию.
Позитивная психология — это наука, изучающая факторы, которые делают жизнь достойной жизни и помогают человеку быть максимально счастливым. Хорошие аспекты жизни не переживаются простым устранением проблемы. Проснуться без депрессии и проснуться с излучающей энергию и энтузиазмом — две разные вещи. После того, как выявлено, что хорошего и сильного в человечестве, он ищет способы взращивания и поддержания этих факторов, которые приведут к актуализации личности. Это приведет к тому, что человек будет вносить больший вклад в мир, что в конечном итоге приведет к построению более здоровых и счастливых обществ.
Дисциплина с ее наукой и применением фокусируется на том, что ниже
- Изучение положительных эмоций, таких как уверенность, надежда и доверие, которые наиболее полезны не в хорошие времена, а когда мы сталкиваемся с испытаниями и невзгодами. Это обеспечивает счастье и благополучие
- Изучение положительных качеств, таких как сильные стороны, добродетели (честность, справедливость, лояльность) и способности (интеллект и атлетизм), которые нужны больше в плохие времена, чем в хорошие. Участие в увлекательной деятельности может сделать жизнь более полноценной
- Изучение положительных институтов (демократия), отношений (семья, друзья) и свободного исследования, которые действуют как вспомогательный механизм, развивающий наши положительные черты и достоинства, что, в свою очередь, способствует росту положительных эмоций.