Коммуникация детей дошкольников в детском саду
Коммуникация в детском саду – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе. Коммуникативные навыки крайне важны для детей, поскольку все мы живём в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями.
Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.
Система коммуникации в детском саду. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребёнку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребёнка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. Преобладают в дошкольном возрасте внеситуативные формы общения.
В разделе сайта коммуникация в детском саду для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:
- Коммуникация вторая младшая группа
- Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
- Применение информационно-коммуникационных технологии в речевом развитии детей раннего возраста
- Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» во второй младшей группе 3-4 года
- Формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
- Конспект НОД образовательной области «Коммуникация» Для старшей (5-6 лет) группы
- Индивидуальная карта развития по социально — коммуникативной области
- Значение социально – коммуникативных навыков в формировании толерантного сознания дошкольников
- Коммуникативные умения и навыки детей 3-4 лет
- Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе детского сада
- Конспект непосредственно — образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада
- Конспект организованной образовательной деятельности для I младшей группы по образовательной области «Коммуникация»
- Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» в подготовительной группе 6-7 лет
- Конспект по ОО «Коммуникация» во второй младшей группе
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация: развитие речи»
- Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации ФГОС
- Реализация образовательной области Коммуникация через развивающие игры в детском саду
- Коммуникативные игры в детском клубе креативно-делового общения
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» развитие речи
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» и «Художественное творчество»
- Развитие коммуникативных отношений среди детей в детском саду
- Игры на коммуникативное развитие детей
- Коммуникативные игры в детском саду
- Технологии коммуникативных игр, как средство взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников детских садов
- Развитие коммуникативных качеств дошкольников в игре
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. С раннего детства малыш постигает секреты поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников, в общественных местах и т. д. Важнейшая роль на этапе взросления отводится именно родителям. Члены семьи первыми прививают ребёнку основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Это необходимо для того, чтобы дети могли комфортно ощущать себя среди окружающих, общаться.
Понимание коммуникации подводит воспитателей, педагогов и психологов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков. Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации.
Речь дошкольника – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях. Коммуникативные способности дошкольника — научить общению с детства.
Главные задачи коммуникативного развития дошкольников — в семье, в детских учреждениях, в обществе. Способы развития коммуникативных качестве у детей. Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребёнка и возможные проблемы в коммуникации.
Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.
Дошкольник.ruПедагогамПраздникиРукоделиеДошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. СервисыРазмещаем статьи
| Коммуникация
| Журнал«Дошкольник.РФ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общение: Дети дошкольного возраста | Virtual Lab School
Задачи
- Определить типичные языковые и коммуникативные вехи в дошкольном возрасте.
- Обсудите роль взрослых в поддержке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
- Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие ребенка.
Учиться
«Связь работает для тех, кто на ней работает». Джон Пауэлл
Знать
Дошкольники умеют и готовы общаться. Они общаются в основном с помощью языка, но также полагаются на жесты, мимику и поведение. В следующем разделе будут освещены вехи языка и общения для детей дошкольного возраста. За ним последует раздел, в котором обсуждаются эти вехи, вводя три аспекта языка и общения, о которых могут думать лица, осуществляющие уход: рецептивная речь, выразительная речь и разговорные навыки.
Вехи
Язык и общение развиваются с необычайной скоростью в раннем детстве. Большинство детей лепечет около 6 месяцев, произносят свои первые слова примерно в 1 год, используют комбинированные слова примерно в конце второго года жизни, а к 4 и 5 годам у них уже есть сложный словарный запас и они знают основные правила грамматики. . В дошкольном возрасте дети увеличивают свой словарный запас, используют более длинные и сложные предложения, участвуют в решении проблем и говорят не только о том, что происходит в данный момент. Они говорят о вещах, которые произошли в прошлом, а также о вещах, которые произойдут в будущем. Подумайте, как увлекательно наблюдать за тем, как трехлетний ребенок растет от сложения нескольких слов до ведения замысловатой беседы! Информация в приведенной ниже таблице представляет собой исчерпывающий список языковых и коммуникативных вех, которые дети обычно осваивают в дошкольном возрасте. Краткую версию этой информации, предназначенной для родителей, можно найти в удобном контрольном списке Центров по контролю и профилактике заболеваний. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором дошкольники достигают этих вех, и что каждый ребенок уникален. Как вы, возможно, уже узнали из курсов «Когнитивный и физический», вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения. Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут вам узнать, когда и на что следует обращать внимание по мере взросления маленьких детей. Как воспитатель дошкольного образования, вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали от семей, и свои собственные знания во взаимодействиях, опыте и среде, которую вы создаете для детей дошкольного возраста.
Вехи развития речи и общения в дошкольном учреждении
Возраст 3 года
- Поддерживает разговор, используя по крайней мере два или более двусторонних обмена
- Задает вопросы «кто», «что», «где» или «почему»
- Сообщает, какое действие происходит в книжке с картинками, когда его спрашивают, например, «есть» или «бегать».
- Говорит имя, когда его спрашивают
- Говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли понять большую часть времени
- Использует предложения, состоящие из трех или четырех слов
Возраст 4 года
- Говорит предложения, состоящие из 4 и более слов
- Произносит несколько слов из знакомой песни, сказки или детской песенки
- Рассказывает по крайней мере об одном случае, произошедшем в течение дня, например: «Я играл в мяч».
- Отвечает на простые вопросы, например: «Для чего нужен мелок?»
- Говорит имя и фамилию, когда его спрашивают
- Знает некоторые основные правила грамматики, например, правильно использует «он» и «она»
Возраст 5
- Рассказывает историю, включающую как минимум два события, о которых они либо слышали, либо выдумали
- Отвечает на простые вопросы о книге или истории, прочитанной или рассказанной им
- Продолжает разговор, используя как минимум три или более двусторонних обмена
- Использует или распознает простые рифмы (летучая мышь, кошка, мяч, высокий)
- Может определять общие предметы по использованию (например, вилка — это предмет, которым вы едите)
- Рассказывает простую историю, используя полные предложения
Обучение общению — уникальный процесс, специфичный для каждого дошкольника и семьи. Многие аспекты окружения ребенка могут способствовать проблемам с развитием коммуникации. Семья может интересоваться коммуникативным и языковым развитием своего маленького ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают, а также в том, чего ожидать. Как воспитатель дошкольного учреждения, у вас есть возможность сначала поучиться у семьи и подумать о том, чтобы предложить дополнительную информацию о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. The Kids Included Together может быть для вас ценным ресурсом (http://www.kitonline.org), а также вехи развития и ранняя информация о действиях, размещенная на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, https://www. cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В таблице ниже также указаны возможные тревожные признаки для дошкольников:
Возможные предупреждающие признаки задержки речи и общения у дошкольников
Трехлетние дети
- Текут слюни или очень нечеткая речь
- Не говорит предложениями
- Не понимает простых инструкций
- Не смотрит в глаза
Четырехлетние дети
- Не могу пересказать любимую сказку
- Не соответствует команде из 3 частей
- Не правильно использует «я» и «ты»
- Говорит неразборчиво
- Игнорирует других детей или не реагирует на людей вне семьи
Пятилетние
- Имя и фамилию назвать нельзя
- Не использует правильно множественное число или прошедшее время
- Не говорит о повседневных делах или переживаниях
- Не отвечает на людей или отвечает поверхностно
Как дошкольники общаются
Изучая приведенную выше таблицу, вы можете заметить, что некоторые вехи связаны со способностью детей понимать и понимать язык или то, что говорят другие (рецептивное общение), другие — со способностью детей использовать слова и говорить (выразительное общение), а другие — с их способностью участвовать в языковом обмене со сверстниками или взрослыми (социальная активность). Давайте посмотрим, как эти аспекты общения раскрываются в процессе замечательного развития маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет.
Восприимчивая коммуникация относится к способности ребенка слушать и понимать язык. Дети начинают понимать больше слов, более длинные предложения и более сложные вопросы. Они понимают названия большинства вещей в своей повседневной жизни и действий, которые они видят или совершают каждый день. Дети также начинают понимать новые описательные слова, такие как «мягкий», «жесткий» или «гладкий», и слова для эмоций, такие как «безумный», «грустный», «счастливый», «страшный»).
Понимание языка тесно связано с когнитивным развитием маленьких детей. Например, трехлетние дети начинают использовать и понимать вопросы «что», «где» и «почему». К 4 годам дети понимают многие слова, обозначающие цвета, формы и размеры. Понимание языка также тесно связано с грамотностью и ранним развитием математики. В течение четвертого года дети учатся понимать названия букв и звуков, а также названия и значения чисел. Восприимчивый язык необходим для успеха в дошкольном учреждении, поскольку дети должны понимать, как следовать указаниям, и слушать, что говорят учителя, другие значимые в их жизни взрослые или сверстники.
Выразительное общение относится к способности детей выражать себя с помощью слов, жестов и выражений. Они сообщают о своих действиях, эмоциях, потребностях и идеях. Они также реагируют на то, что говорят другие. Это становится ясно, когда вы наблюдаете, как дети играют друг с другом: они говорят об игре, описывают свои действия и идеи и реагируют на то, что говорят и делают их друзья. Дети дошкольного возраста могут также разговаривать сами с собой, когда они заняты сложными задачами, думают вслух или когда они взволнованы. Например, ребенок может говорить сам с собой, когда строит высокую башню из блоков, говоря что-то вроде «Еще один, не упади!», или когда он выполняет новое или сложное задание: «Я собрал большую головоломку все сам!»
Социальная активность включает в себя понимание и использование правил общения, таких как слушание, чередование и соответствующие способы использования звуков и выражений лица. Разговоры включают как понимание (рецептивное общение), так и выражение (экспрессивное общение). Дошкольники учатся использовать звуки, жесты, мимику и слова на языке (языках) своей семьи, когда взрослые взаимодействуют, разговаривают, читают и поют с ними.
Поддержка общения, языка и грамотности
Навыки эффективного общения являются неотъемлемой частью детского самовыражения, развития социальных отношений и обучения. Основы этих навыков закладываются с рождения и закладываются в течение всех лет раннего детства. Когда вы участвуете и поддерживаете взаимодействие с дошкольниками на основе их интересов, вы помогаете укрепить роль ребенка как партнера в общении. Общение и языковое развитие лучше всего происходят в контексте постоянных, заботливых и отзывчивых отношений.
Ваша роль воспитателя дошкольных учреждений дает возможность поддерживать эти навыки в течение дня. Вы можете использовать свои знания об общении и языковом развитии наряду с вашими наблюдениями за детьми, находящимися под вашим присмотром. Вместе эта информация может создать возможности для партнерства с детьми, чтобы поддерживать их интерес посредством общения. Например, во время еды с дошкольниками вы можете поддерживать зрительный контакт, улыбаться, повторять и добавлять контекст к попыткам общения дошкольников или следить за глазами дошкольника, когда он смотрит на зеленые овощи на своей тарелке, а затем говорить: «Ты глядя на ваш зеленый горошек. Что еще такое зеленое?» Или расскажите о том, кто сидит рядом с ребенком. «Кто будет сидеть рядом с тобой сегодня за обедом, Томми? О, смотри, Кассандра сядет рядом с тобой.
Ваша роль воспитателя дошкольных учреждений также дает возможность создать среду, в которой маленькие дети нуждаются в том, чтобы стать хорошими коммуникаторами в раннем возрасте. Коммуникабельная среда характеризуется преднамеренным и частым использованием таких стратегий, как:
- Обучение общению и развитию речи у детей дошкольного возраста
- Общение с семьями и обучение у них, а также наблюдение и определение стадии развития отдельных дошкольников, а также предложение опыта и занятий, которые могут наилучшим образом способствовать их развитию и обучению
- Добавление слов и идей, чтобы лучше всего описать понимание дошкольниками опыта
- Реагирование на попытки общения детей и развитие того, что говорят дети
- Использование новых, сложных и интересных слов в разговоре
- Следование указаниям, сигналам и предпочтениям детей
- Разговоры с детьми в течение дня о событиях дня
- Внедрение языковых игр, песен и стишков в повседневную жизнь и занятия
- Задавать детям содержательные открытые вопросы об их действиях, интересах, событиях или чувствах
- Частое чтение детям и предоставление детям возможности заниматься с книгами и печатными материалами
- Использование альтернативных способов и систем общения, основанных на индивидуальных потребностях детей (например, использование изображений или визуальных подсказок для развития общения)
- Предоставление ежедневных возможностей участвовать в мероприятиях, которые помогают им осваивать новые навыки или практиковать существующие навыки в веселой, стимулирующей и поддерживающей среде
- Предоставление детям возможности общаться друг с другом с помощью различных видов деятельности.
См.
Видео недоступноНаблюдайте за общением и развитием речи в дошкольном возрасте.Делать
Понимание основных этапов развития является важным аспектом работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как общаются дошкольники, поможет вам узнать, как поддержать их в развитии языковых и коммуникативных навыков, а также какие виды обучения запланировать в вашем классе и программе. В своей повседневной работе с детьми дошкольного возраста учтите следующее:
- Планируйте осмысленно: В своем повседневном общении с детьми вы можете целенаправленно планировать мероприятия, которые позволят вам получать информацию о детях и о том, как они развивают и совершенствуют свои коммуникативные навыки. Например, вы можете наблюдать за тем, как дети общаются со сверстниками или выражают себя во время ежедневной работы в интересующих вас областях в классе, как они следуют указаниям, когда вы ведете их через такие виды деятельности, как кружковое время, или как они общаются во время свободной игры со сверстниками. . Вы должны использовать эту ценную информацию наблюдений для планирования занятий, способствующих дальнейшему развитию детей, или для адаптации целей и занятий для удовлетворения уникальных потребностей в обучении отдельных детей.
- Будьте внимательны к индивидуальным потребностям детей: Принимая участие в этих наблюдениях, помните, что все дети разные и что иногда дети могут не достигать вех, как ожидалось. Однако, если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите с тренером. Это может быть сложно, но это может иметь значение для удовлетворения потребностей ребенка. Инструкторы могут делиться с семьями информацией о типичном развитии и сообщать им, что ваша программа готова помочь. Если ваша программа предоставляет инструменты для скрининга развития, они могут помочь начать разговор о ваших проблемах. Вы всегда должны обсуждать с инструктором, тренером или супервайзером способы помочь ребенку прогрессировать в вашем классе.
- Прислушивайтесь к потребностям и предпочтениям семьи: Если члены семьи обращаются к вам и высказывают опасения по поводу развития своего ребенка, направьте их для обсуждения своих опасений с инструктором. Инструктор несет ответственность за решение проблем, связанных с развитием, и он или она начинает процесс идентификации или направления ребенка. Семьи с детьми старше 3 лет также могут обратиться в местный школьный округ. Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка, чтобы ребенок мог получить услуги и поддержку, отвечающие его или ее индивидуальным потребностям. Кроме того, педиатр может провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка к специалисту.
Узнайте об инструментах, которые ваша программа использует для понимания развития каждого ребенка. Например, ваша программа может попросить семьи заполнить такие инструменты, как Анкета возраста и стадии (ASQ). Этот и подобные ему инструменты предоставляют вашей программе информацию об уникальном развитии каждого ребенка. Поговорите со своим инструктором, руководителем или коучем, чтобы узнать больше об инструментах и процессах, используемых в вашей программе, и о том, к кому обратиться, если у членов семьи возникнут вопросы.
Исследовать
Действия в этом разделе направлены на то, чтобы помочь вам узнать больше о:
- о том, как общаются дети в вашем классе, и
- насколько вы отзывчивы, когда речь идет о развитии детского общения.
Выполните задания и обсудите свои ответы со своим инструктором, тренером или администратором.
Наблюдение за общением
Наблюдайте за тем, как дети общаются в вашем классе
Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе с вашим инструктором, руководителем или администратором
Контрольный список отзывчивого учителя: развитие навыков общения
Оцените, как вы развиваете коммуникативные навыки в классе.
Применять
Фонологическая осведомленность, или способность идентифицировать и быть чувствительным к тому, как звучит язык, играет большую роль в развитии чтения. Перейдите по ссылке на статью от Reading Rockets о фонологической и фонематической осведомленности: https://www.readingrockets.org/helping/target/phonologicalphonemic.
Далее прочтите и просмотрите Упражнения на фонологическую осведомленность , чтобы узнать, как вы можете помочь детям в вашем классе распознавать звуки языка и становиться чувствительными к ним. Затем потратьте несколько минут на заполнение контрольного списка для фонологически богатого класса и подумайте, как часто вы развиваете фонологическую осведомленность дошкольников в своем классе.
Если семьи ищут идеи о хороших книгах для дома, вы можете направить их на сайт Common Sense Media Best Books for Families (https://www.commonsensemedia.org/book-lists#). На этом веб-сайте есть списки книг для детей от дошкольного до подросткового возраста.
Деятельность по фонологической осведомленности
Попробуйте выполнить эти задания, чтобы улучшить фонологическую осведомленность в классе.
Контрольный список фонологически богатого класса
Оцените использование вами методов, способствующих фонологической осведомленности в дошкольном классе
Глоссарий
Продемонстрировать
Правда или ложь? Использование или распознавание простых рифм обычно происходит к 3 годам.Верно
Ложно
Вы заметили, что 4-летний Кайден способен понять большинство указаний, но не может ответить на вопросы о том, что он делает, с кем играет и т. д. В каком из трех типов общения Кайден сильнее?Восприимчивая коммуникация
Экспрессивная коммуникация
Социальная активность
Закончите это утверждение: Если вас беспокоит общение ребенка, вам следует…предложить родителям пройти обследование ребенка.
скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он обращал пристальное внимание на разговоры, которые он слышит во время кружка.
поговорите со своим инструктором, тренером или руководителем.
подождите и посмотрите, по-прежнему ли вы обеспокоены.
Ссылки и ресурсы
Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.
Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Изучите знаки, действуйте рано: вехи развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf
Харт, Б., и Рисли, Т.Р. (1995). Значимые различия в повседневном опыте маленьких американских детей. Балтимор, Мэриленд: Brookes Publishing.
Комплект для детей (KIT). (2022). https://www.kit.org/
Национальный совет по стандартам профессионального обучения (2012 г.). Универсальные стандарты раннего детства для учителей в возрасте от 3 до 8 лет (3 rd ed.).
Пол Х. Брукс Паблишинг Ко., Инк. (2002). Опросник возраста и стадии (ASQ). https://agesandstages.com/
Филлипс, Б.М., Клэнси-Менчетти, Дж., и Лониган, С.Дж. (2008). Успешное обучение фонологической осведомленности детей дошкольного возраста: уроки в классе. Темы специального образования в раннем детстве, 28 (1), 3–17.
Травик-Смит, Дж. В. (2014). Раннее развитие детей: мультикультурная перспектива, (6-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.