Коммуникативные отношения это – Коммуникативные отношения в системе управления

Содержание

Коммуникативные отношения в системе управления

Статья посвящена анализу коммуникативных процессов в управлении. Рассматриваются две системы коммуникативных отношений.

Коммуникационный процесс в управлении рассматривается как обмен информацией между индивидами с целью выявления проблем и поиска путей их решения.

Информационный обмен сегодня является основополагающим для любой организации. В процессе управления участвуют все индивиды непосредственно или опосредованно. Поэтому управление можно представить как коммуникативный процесс, протекающий в формах межличностного, внутригруппового и массового информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие вплетено во все виды и уровни управленческой деятельности. Тем самым коммуникация является механизмом интеграции, связующим и упорядочивающим процессом многообразия деятельностей в единое целое [1].

А одним из важнейших инструментов управления является находящаяся в распоряжении менеджера информация. Особое значение имеет информационная роль руководителя, в рамках которой он действует в качестве центра обработки информации [2,3]. Руководитель принимает информацию, поступающую из внешних источников, от сослуживцев, экспертов, передает ее подчиненным и во внешние организации и, наконец, сам выступает источником информации.

Американский теоретик менеджмента Питер Дракер, анализируя переход от индустриального хозяйства к посткапиталистическому обществу, особо подчеркивает изменение роли руководителя: сегодня это не просто «человек, отвечающий за эффективность и результаты работы коллектива», а «человек, отвечающий за применение и эффективность знания» [4].

Процесс управленческой деятельности предполагает две системы коммуникативных отношений. В рамках первой – информация как совокупность сведений, данных используется субъектом управления для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации. В данной модели управления используются такие методы коммуникации как приказы, директивы, распоряжения. Коммуникация в данном случае есть субъект-объектная связь, где объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять и соответственно ей поступать. Коммуникация является однонаправленным, линейно-циркулярным процессом. Полезность и эффективность информации оценивается по степени ее влияния на поведение объекта. Коммуникация строится не только по факту передачи информации, но и по личностным ее оценкам. То есть, каждый индивид имеет свой уровень интеллектуального развития, свои интересы, потребности, ценностную систему и знания. Работники также могут самостоятельно собирать, обрабатывать, систематизировать информацию, обмениваться знаниями, предложениями, вырабатывать инновационные идеи. С этих позиций управление – это диалектическое взаимодействие между субъектами, состоящее из прямых и обратных связей, а коммуникация – процесс обмена информацией между равноправными субъектами управления, где обе стороны играют активную роль [5].

Менеджеру следует помнить, что человек является главным субъектом социальной деятельности. А знания и информация выступают как цель, средство, ресурс и результат этой деятельности. Развитие интеллектуального потенциала работника, его знания, умения, образование способствуют развитию интеллектуального инновационного потенциала организации и всего общества [6].

Таким образом, задача и роль современного руководителя заключается в создании условий для получения работниками новых знаний, образования, реализации их способностей, привлечения их в управленческий процесс, использования их интеллектуального потенциала в фактор развития организации. В этом случае возможна положительная обратная связь, взаимопонимание и сотрудничество.

novainfo.ru

это... Определение понятия. Развитие коммуникативности

Коммуникативность – это взаимодействие людей в процессе общения, основанное на обмене информацией. Это не только обращенная к определенному человеку речь, но и слушание. Видом коммуникативной связи также являются письменная речь и чтение, когда автор и читатель «общаются» автономно, без прямого контакта. В процессе такого общения принимающая информацию сторона так же активно включена в процесс, как и при живом общении, – она воспринимает текст не только на уровне ознакомления. Читатель реагирует на прочитанное эмоциями, может сопереживать автору, негодовать, не соглашаясь с авторской точкой зрения или манерой письма.

Видом коммуникации является также невербальное воздействие и реакция. Когда вы рассказываете собеседнику что-либо или выступаете слушателем, то демонстрируете друг другу определенные жесты, а мимика лиц свидетельствует об испытываемом в этот момент чувстве.

Общение - главная потребность общества

Коммуникативность и общение - неотъемлемая часть социального взаимодействия, в котором нуждается каждое разумное существо. Сложно представить себе человека, который бы желал всю жизнь провести в одиночестве. Общение – одна из базовых потребностей людей, через окружающих мы познаем мир, приобретаем опыт. Выбор окружения, с которым строится коммуникация, напрямую влияет на образ жизни. По тому, с кем человек общается, можно судить о разных сторонах его личности.

Формула успеха

Книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» в доступной и увлекательной форме раскрывает главный принцип коммуникативности – умение не только говорить, но и слушать. Формула успеха, продиктованная известным автором, основана на сопереживании и внимательности к чужим потребностям. Такая тактика помогает быстро расположить к себе оппонента.

Большинство из нас с упоением и подолгу готовы рассказывать о себе, в потоке слов забывая обо всем. Карнеги же предлагает строить диалог так, чтобы закрепить главную роль за собеседником, искренней заинтересованностью подчеркнуть ценность его суждений и чувств. Правильно выстроенная коммуникативность – это прежде всего обоюдно приятная связь.

Коммуникабельность

Коммуникативность нераздельно связана с развитием коммуникабельности. В чем разница? Если первый термин включает в себя компоненты общения (речь, ответную реакцию на нее, слушание и т. д.), то второй определяет их качество. Коммуникативность – это совокупность способов общения, а коммуникабельность – их свойство, характер.

Коммуникабельный - не значит болтливый

Особенностью коммуникабельного человека будет легкость в общении – такие люди не претендуют на лидерские позиции в беседе, они держатся с собеседником на равных. Коммуникабельному человеку всегда есть что сказать, а главное – что спросить, но это вовсе не означает, что такой человек болтлив. Его не бывает «слишком много» и именно развитое чувство меры в своих высказываниях отличают коммуникабельность от болтливости.

Навыки общения, которыми он обладает, делают его чувствительным к потребностям ситуации. Он одинаково легко входит в диалог с совершенно разными людьми, выдерживая соответствующий обстановке тон. Коммуникабельный человек - это талантливый дипломат, умеющий плавно и эффективно вести переговоры.

Такие люди эрудированны и с удовольствием используют в общении комплекс знаний о культуре и истории, адаптируют их к интересам аудитории.

Способы развития коммуникативных качеств

Коммуникативность – это инструмент, который требует постоянного совершенствования. Навыки коммуникации можно развивать, то есть если сегодня вы боитесь вступать в диалог и считаете, что не умеете общаться, работайте над собой. Научиться быть активным и приятным собеседником способен каждый.

Для этого важно применять простой набор правил, направленных на развитие коммуникативности.

  1. Выходим из зоны комфорта. Не бойтесь обогащать свою жизнь новыми знакомствами только потому, что, как вам кажется, вы не будете приняты обществом. Будьте доброжелательны и уверенны в себе. Отбросьте прочь лишнее волнение и поверьте – все идет хорошо.
  2. Ищите хорошее. Самый тяжелый в общении или неприятный для вас человек не может быть абсолютно плохим и не иметь достоинств. Стремитесь находить лучшее в людях. Желайте увидеть собеседника с его лучшей стороны.
  3. Будьте снисходительны к чужим недостаткам. Прежде чем осудить кого-либо, попытайтесь поставить себя на его место. Никто не идеален. Вы в том числе.
  4. Проявляйте инициативу. Столкнувшись с малознакомым человеком, не спешите бежать прочь. Заговорите с ним первым. Пусть приветствие и ваш вопрос не отличаются оригинальностью, но в следующий раз, увидев его снова, вам будет намного проще завязать беседу. Вероятнее всего, вам вообще не придется этого делать, и ваш знакомый решится подойти к вам сам!

Любите людей, открывайтесь для общения. Кто знает, может сегодняшний случайный знакомый завтра станет для вас лучшим другом, опорой и щитом?

fb.ru

Межличностная коммуникация - это... Понятие, формы, принципы, особенности

На сегодняшний день существует убеждение, что сформировавшиеся навыки коммуникативных отношений имеют тесную связь с материальной составляющей. Деньги, карьера, отношения, друзья — во всем этом коммуникации играют далеко не последнюю роль. Для успешного выстраивания процесса межличностной коммуникации необходимо владеть некоторыми хитростями, с которыми вы ознакомитесь в данной статье. При грамотном взаимодействии с собеседником расположить его к себе не составит труда.

Групповая, массовая и межличностная коммуникации

Прежде чем перейти к терминологии основного понятия, предлагаем ознакомиться с другими видами коммуникации:

  • Массовая коммуникация является процессом распространения информации и влияния на окружающих при помощи радио, телевидения, печати, кино и др., в результате чего сообщения такого рода охватывают большую массу людей.
  • Межличностная коммуникация — это процесс взаимодействия и передачи информации от одного человека другому, предполагающий информационный обмен. Главной целью этого вида является взаимопонимание двух или группы людей.
  • Групповая коммуникация подразумевает общение внутри группы людей, число которых достигает, как правило, до двадцати человек. Стоит отметить, что межличностные и групповые коммуникации имеют некоторые сходства, так как в обоих вариантах взаимодействие людей происходит посредством речи. Возвращаясь к групповым коммуникациям, следует добавить, что совокупность коммуникационных взаимодействий позволяет как укрепить группу, так и повысить конфликтность среди участников. Если понятие межличностной коммуникации предполагает информационный обмен, главной целью которого является взаимопонимание двух людей, то целью групповой коммуникации является осуществление взаимозависимых действий и решение совместных задач.

Немного подробнее

Межличностная коммуникация заключается в непосредственном контакте с людьми тет-а-тет, то есть лицом к лицу. Межличностной коммуникации характерна психологическая близость собеседников, наличие сопереживания, понимания и сочувствия. Этот вид коммуникаций содержит в себе три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная — заключается в обмене информационных устных сообщений между собеседниками, передаче и приеме чувств и мнений;
  • перцептивная — затрагивает процесс понимания и восприятия взаимодействующих сторон, что способствует формированию определенных межличностных отношений;
  • интерактивная — состоит в обмене действиями между партнерами по общению (например, просьба — согласие или отказ).

Межличностная коммуникация — это одна из важнейших категорий психологической науки, так как общение играет главную роль при взаимодействии людей. В данном виде коммуникаций существует два вида общения: невербальное и вербальное. Первый вариант имеет свое начало еще с древних времен, а вербальная появилась значительно позже, но является универсальным способом общения на сегодняшний день. Иными словами, межличностная коммуникация — это общение по крайней мере двух лиц, которое направлено на взаимное установление, познание и развитие взаимоотношений, предполагающее взаимовлияние на поведение, настроение, взгляды, состояние участников этого процесса. Также она наиболее свободна от формальных, регламентирующих стиль и форму сообщения рамок, что позволяет сделать ее более доходчивой и доступной. Помимо этого, в процессе личного общения эффект восприятия может быть усилен за счет интонации собеседника, его жестов, тембра голоса, мимики, обаяния, ориентированные исключительно на определенно человека. Стоит отметить, что в межличностной коммуникации открываются большие неограниченные возможности для применения эффекта обратной связи.

Формы

В зависимости от канала передачи, межличностную коммуникацию принято подразделять на устные и письменные. К письменной форме межличностных коммуникаций в общении относится информация в виде отчетов, докладов, приказов и пр., где символом кодирования является письменное слово. Выделяют следующие преимущества данной формы коммуникаций:

  • возможность хранения информации;
  • наибольшая точность и тщательность при создании сообщения.

К недостаткам можно отнести:

  • требуется больше времени на формирование сообщения, в отличии от устной формы коммуникации;
  • отсутствует возможность установления обратной связи и обмена информации.

Выбирая форму коммуникаций, следует придерживаться правил:

  • устная форма предпочтительней в тех случаях, когда до собеседника необходимо донести персональное, новое, двусмысленное, эмоциональное сообщение (телефонный разговор, личная встреча) ;
  • письменная форма наиболее эффективна при передачи рутинного, обезличенного, простого и длинного послания (электронная почта, официальное письмо).

Для эффективности межличностной коммуникации рекомендуется комбинировать обе формы. Например, с помощью телефонного звонка можно предупредить о важной встрече и получить незамедлительный ответ от собеседника, а напоминающее сообщение в письменной форме с указанным временем и датой, гарантирует что получатель не забудет об этом. На сегодняшний день существует масса различных планшетов, мобильных телефонов, факсов, компьютерных сетей, которые стирают границы между письменной и устной формами коммуникаций и делают каждую из них наиболее эффективной.

Устная форма заключается в виде диалога, беседы, обсуждений, телефонного разговора, где символом кодирования выступает слово. Помимо устной речи, огромную роль в межличностную коммуникацию вносит невербальное общение: интонация, улыбка, мимика, жесты, выражение лица и прочее. Такая информация способна передать ощущения и мысли наиболее эффективным способом, чем любые слова, подобранные тщательным образом. У устных коммуникаций существуют и недостатки. Как правило, к ним относят следующее:

  • сложность в хранении информации из-за того, что такой вид не оставляет заметок, записей и документов;
  • возникновение некоторых барьеров межличностных коммуникаций, которые в последующем могут привести к ошибкам и непониманию, обычно к барьерам относят: неумение слушать, стереотипы, разное восприятие и другое.

Рассмотрим их более подробно.

Восприятие

Восприятие — процесс получения и преобразования информации, благодаря которому индивид получает понимание реальности. Стоит отметить, что оно носит субъективный характер, так как каждому человеку свойственно интерпретировать ту или иную ситуацию по-разному. С помощью звуковых, зрительных и осязательных каналов получения информации человек воспринимает только то, что для него имеет значение. Таким образом, от восприятия зависит, насколько точно получит человек информацию, которую хотел донести до него отправитель.

Стереотипы

Одним из барьеров межличностных коммуникаций являются стереотипы. Как правило, стереотипы — это устойчивое мнение относительно каких-либо ситуаций или людей. С ними у человека отсутствует возможность объективного анализа, что отрицательно сказывается как на отправителе, так и получателе. В связи с этим, перед тем как доносить конкретную информацию до собеседника, важно убедиться в его реальном понимании сути проблемы.

Неумение слушать

Отсутствие концентрации на собеседнике и неумение слушать является серьезным барьером межличностной социальной коммуникации. Чтобы корректно принять устное сообщение, его нужно слышать. В процессе разговора важно принимать информацию от собеседника, правильно ее интерпретировать и дать адекватный ответ, если того требует ситуация.

Специалисты приводят несколько советов для повышения эффективности межличностной коммуникации в процессе слушания:

  • не рекомендуется говорить и перебивать своего собеседника;
  • во время разговора задавайте вопросы, поддерживая тем самым интерес партнера;
  • создайте собеседнику благоприятную атмосферу, найдите интересные и общие темы;
  • во время разговора не критикуйте и не спорьте с говорящим, старайтесь оценивать суть, а не слова.
  • дайте понять собеседнику, что вы его слушаете.

Невербальные преграды

К невербальным символам относят: жесты, позу, дистанцирование, мимику, зрительный контакт, голосовые интонации. Их передача происходит одновременно с вербальными сигналами (словами), которая способна усиливать или видоизменять смысл сообщения.

Плохая обратная связь

Успешная деятельность посредством межличностных коммуникаций определяется эффективностью или, напротив, неэффективностью обратной связи. В любом разговоре всегда подразумевается двусторонняя направленность. Проще говоря, в процессе беседы для повышения эффективности обмена устных сообщений от собеседника необходима обратная связь. Не стоит забывать о ее важности, так как она позволяет оценить, насколько корректно собеседник понял информацию. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть не только плохо налаженная обратная связь, но и полное ее отсутствие.

Принципы в межличностном общении

Наверное, многие замечали, что одни испытывают трудности в общении с людьми, а другие, напротив, очень быстро находят общий язык. Секрет прост — для успешного и продуктивного информационного обмена каждому стоит знать процессы и принципы межличностной коммуникации. Ежедневно мы сталкиваемся с большим потоком людей и, порой, социальные контакты неизбежны. Сами того не замечая, при общении человек оказывает определенное воздействие на своих собеседников, и тем самым вырабатывает свою индивидуальную линию поведения. Предлагаем ознакомиться с простыми правилами межличностных коммуникаций:

  • В общении с собеседником важно соблюдать спокойствие, ведь чрезмерная эмоциональность способна помешать восприятию информации. После того как оппонент закончил свою речь, обязательно покажите, что вы его поняли и услышали.
  • Не стоит забывать и про внешний вид, так как это позволяет создать первое впечатление о собеседнике. Во время разговора человеку свойственно непроизвольно наблюдать за своим оппонентом и составлять о нем собственное мнение не только исходя из его слов, но и внешнего облика. Поэтому так важно следить за походкой, манерой разговора, прической, одеждой.
  • Как ранее говорилось, межличностная коммуникация — это процесс взаимодействия двух и более лиц, поэтому для успешной взаимосвязи необходимо внимательно слушать своего собеседника. В процессе разговора постарайтесь сконцентрироваться исключительно на участнике диалога и не отвлекаться на составление вопросов, которые планируете задать.
  • Не стоит забывать тот факт, что понадобится лишь около пяти минут разговора, чтобы сформировать первое впечатление о своем собеседнике. В первые минуты общения все органы чувств направлены на то, чтобы как можно лучше узнать оппонента. Как правило, уже через четыре минуты человек готов сделать выбор о том, стоит ли продолжать вести беседу. Поэтому, если вы хотите завоевать доверие и добиться успеха в общении с собеседником, с самого начала необходимо следить за своей мимикой, жестами и тоном.
  • Специалисты советуют в начале беседы затрагивать нейтральные темы. В процессе коммуникации стоит проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность. Одним из проверенных и простых способов расположить к себе оппонента является открытая и искренняя улыбка.
  • Во время беседы важно следить за своей мимикой и выражением лица. Яркое выражение эмоций (как отрицательных, так и положительных) может стать преградой для построения конструктивного разговора.

Особенности

Предлагаем рассмотреть отличительные черты межличностной коммуникации:

  • Необратимость заключается в отсутствии возможности вернуть высказанные слова.
  • Отношения являются определяющим фактором в поэтапности процесса межличностной коммуникации, которые складываются в результате творческих и деловых контактов, а также способности людей эмоционально воспринимать друг друга — эмпатии.
  • Неизбежность и неотвратимость объясняется тем, что человек — социальный феномен, существование которого без общения невозможно.

Таким образом, говоря об особенностях межличностной коммуникации, следует выделить следующие аспекты:

  • Активность партнеров по общению. Направляя информационные сообщения, один участник предполагает активность другого, которому в свою очередь также нужно ориентироваться на цели, мотивы и установки своего собеседника.
  • Активный обмен мыслями участников разговора способствует налаживанию межличностной коммуникации.
  • В процессе словесного взаимодействия происходит взаимопонимание или же недоразумение, которое получается при наличии обратной связи.
  • Суть межличностной коммуникации заключается в том, чтобы информация была не только принята собеседником, но проанализирована и осмыслена.
  • Информация, которая поступила собеседнику и вернулась обратно, организует участников межличностных отношений в общее информационное поле.

Критерии

На точность передачи смысла информационных сообщений наибольшее влияние оказывают такие факторы, именуемые барьерами. Специалисты выделяют следующие критерии межличностной коммуникации, с помощью которых можно определить эффективность:

  • затраты на функционирование межличностных отношений;
  • точность смысла передаваемой информации.

Виды

Существуют виды межличностной коммуникации — вербальная (речь) и невербальная, где передача информации осуществляется с помощью жестов, мимики, и движений тела. Предлагаем рассмотреть каждый по отдельности.

Невербальная коммуникация

Психологи уделяют большое внимание языку тела, так как он может многое рассказать о намерениях и чувствах любого человека. Движения и позы людей нельзя считать полностью врожденными: как правило, их приобретают в процессе общения. Язык тела включает такие составляющие, как:

  • мимика — является способом использования выражения лица;
  • жесты — передача информации происходит при помощи рук;
  • проксемика — метод применения пространства, где при общении учитывается расстояние между собеседниками;
  • положение тела — подразумевает управление своим телом;
  • тактильная коммуникация — говорит о статусе, степени близости или дружбы между партнерами по общению.

Паралингвистические средства

Паралингвистическим средствам свойственно приукрасить речь эмоциональной окраской, которые говорят о сиюминутном состоянии человека (усталость, спокойствие, взволнованность). К ним относят интонацию, а также тональный уровень голоса, например громкость, с помощью которой свойственно выражать гнев.

Вербальная коммуникация

Вербальное общение принято считать наиболее распространенной и исследованной разновидностью межличностной коммуникации. Речевой вид межличностной коммуникации имеет сложную структуру и выступает в разнообразных стилистических разновидностях (литературный и разговорный язык, различные жанры и стили и т. д.). Все вышеперечисленные характеристики и другие элементы коммуникативного процесса способствуют его реализации.

Пути совершенствования межличностных коммуникаций

Любое общение подразумевает взаимодействие людей друг с другом. Для того чтобы каждая беседа проходила успешно, психологи уделяют много внимания развитию межличностных коммуникаций. Придерживаясь следующих правил во время контакта с оппонентом, можно значительно улучшить межличностные коммуникации:

  • Учитесь абстрагироваться от психологических барьеров, которые являются весомым препятствием в плодотворном общении. Внутренние барьеры достаточно часто могут возникать в процессе разговора. Избежать их можно с помощью концентрации на важных моментах в процессе беседы.
  • Не забывайте про хорошие манеры и обаяние. Многим людям доступна такая «сверхспособность», как харизма, благодаря которой можно получить от общения все необходимое без особых проблем. Данная черта не является исключительно врожденным качеством, а это значит, что его можно развивать.
  • Скажите «нет» психофизическим зажимам. Развязные или слишком скованные телодвижения станут сигналом для собеседника о наличии психологических и физических отклонений. Возможно, оппонент не сможет дать четкого определения этому состоянию, однако сразу почувствует неладное. В связи с этим успешность вашего разговора будет под большим вопросом. Во избежании таких случаев важно уметь расслабляться во время разговора и, конечно же, тренироваться.
  • Станьте протеже. Если среди ваших друзей или знакомых имеются такие люди, которые превосходны в общении, то стоит попробовать понаблюдать за ними и подражать. Перенимая уже проверенную модель поведения можно добиться значительных успехов.
  • Говорите как можно больше, особенно это касается очень стеснительных людей. Спасти от чувства стеснения помогут беседы на отвлеченные темы, высказать свое мнение по поводу которых сможет каждый: о погоде, о ценах на бензин или пробках на дорогах. Такой простой секрет поможет улучшить межличностные отношения.
  • Коммуникация подразумевает активное взаимодействие индивидов, но не стоит забывать, что все люди разные, и подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Ежедневно общаясь на разнообразные темы с теми, кто вас окружает, будь это коллега по работе или продавец из супермаркета, вы получите бесценный опыт в коммуникации в разных стилях и увеличите свою уверенность в себе.
  • Овладейте искусством задавать вопросы. Научные исследования показали, что правильно заданный вопрос — это наполовину решение проблемы. В процессе беседы корректным и точным вопросом станет тот, на который оппонент захочет ответить и задуматься над ним. Для того чтобы разговорить партнера по общению, стоит использовать вопросы открытого типа, которые обычно начинаются со слов «зачем», почему», «каким образом» и т. п. Помимо этого, в процессе разговора важно смягчать вопросы, чтобы не задеть собеседника.

Метод утвердительных ответов

Специалисты советуют применять на практике этот метод, суть которого проста: человеку не нужно упоминать в самом начале разговора те темы, которые могут привести к разногласию. Сглаживая острые углы, можно добиться наилучшего результата. Психологи рекомендуют начинать разговор с таких вопросов, на которые собеседник однозначно ответит положительно.

В заключение

Мы выяснили, что межличностная коммуникация — это сложный процесс взаимодействия двух и более лиц друг с другом, без которых никак не обойтись в современном мире. Таким образом, для успешного выстраивания процесса коммуникации необходимо воздерживаться от оценки и критики в адрес своего собеседника, избегать конфликтных ситуаций и споров. Чтобы не стать скучным собеседником, не рекомендуется часто рассказывать о своих проблемах. Если вы хотите, чтобы с вашим мнением считались, уважайте точку зрения другого человека. Помните, что проявление раздражительности и бестактное поведение может стать непреодолимым препятствием для установки контакта между собеседниками.

Автор: Ирина Котова

labuda.blog

Базовые коммуникативные отношения человека и их

Базовые отношения жизнетворчества унаследованы как плод многовековой эволюции и в этом смысле проявляют себя как неизбежные, даже фатальные. Поэтому их осознание также является неизбежным условием полноценного существования современного человека. По сути, они отражают четыре основных пласта эволюционного развития человека как существа растительного, животного, социального и культурного.

Можно сказать, что потенциал трансформации этих отношений в образовании лежит в основе определения системы коммуникативных и личностных компетенций участников образовательного процесса.

А Паразитарные отношения (творчество выживания), в которых мы существуем за счет других, точнее, поглощая других, ассимилируя их в собственный жизненный мир. В контексте образования, например, ученики в учителе неизбежно ожидают и видят «материнское или отцовское начало». Чтобы не быть ханжой, учитель должен понимать, что паразитарные отношения пронизывают нашу жизнь не только экспансивно, «горизонтально» (по сферам), но и вертикально, «снизу доверху». Зачатый плод почти насильственно присасывается к материнскому чреву и заставляет женщину становиться матерью. В дальнейшем разрастающийся материнский инстинкт (как другая сторона паразитарного отношения) не выпускает из своих объятий своего отпрыска, который уже давно созрел для автономной жизни. В свою очередь, материнское начало учителя, преподавателя не менее 10-15 лет провоцирует уже достаточно автономного школьника на сохранение этих паразитарных отношений, вплоть до получения аттестата зрелости и даже диплома специалиста. Поэтому не стоит удивляться, если школьники и студенты ожидают продолжения такого типа отношений.

Этот тип первичной идентификации человека со сферой выживания, в котором реализуется паразитарный эгоизм, соответствует интраком-муникативным отношениям (замкнутым, но уже децентрированным). Этот уровень отношений определяется исходными внутренними свойствами индивидов и интерсубъективный контекст еще не сформирован.

Транскоммуникативная потенциализация паразитарных отношений в отношения служения возможна при актуализации общего мировоззренческого контекста, где позитивное отношение к миру и к эволюции является ключевым. Жизнь фатально паразитарна, поскольку все более высокие формы жизни существуют за счет поглощения или ассимиляции более простых форм. Ноэтическая потенциализация отношений на этом уровне может рассматриваться как переход от исходно агрессивных отношений взаимопоглощения и взаимоистребления (дидактический диктат и эксплуатация) к конструктивным отношениям взаимного служения, обеспечивающего социальную преемственность предков и потомков, организаторов и исполнителей (они существуют в одной лодке и взаимно ответственны за качество жизни).

В. Симбиотические отношения (полезное творчество), в которых мы терпим других, в той мере, в какой они нам выгодны в самом широком смысле — от источника пищи до источника высоких наслаждений. Важно на этой основе управлять формированием взаимовыгодных отношений по возможности с каждым партнером. Здесь открывается возможность учитывать и оптимально задействовать сильные и слабые стороны партнеров, их индивидуальные особенности. Важно понимать глубинную укорененность этого типа отношений, проявляющихся уже на ранних этапах развития животного царства. Можно найти тысячу примеров гениального симбиоза, обеспечивающего взаимное выживание животных разных ступеней эволюции. Например, союз птички и бегемота, одинокой домохозяйки и кота. Этот тип адаптивных, ситуативно-ориентированных на внешние свойства среды отношений соответствует экстракоммуникативным отношениям.

«Эволюционная обязанность» — научиться договариваться с очень разными существами. Транскоммуникативная потенциализация симбио-тических (инстинктивно-корыстных) отношений возможна в отношения согласия, договоренности и контракта.

C. Социальные отношения (достойное творчество) — плод истории
социума. Жизнь человека в социуме с доисторических времен оформля-
ется в виде отношений «социальной иерархии», «социального порядка»,
«социального долга» и, в конечном счете, власти. Социум живет в не-
соразмерно больших пространственно-временных масштабах, чем от-
дельная особь. Поэтому неизбежный процесс социализации индивида за-
ключается в приобщении его к исторически оформленным ритуальным,
статусным, ролевым отношениям долженствования. Они часто отяго-
щены взаимным недоверием и подозрительностью в несправедливости и
фальши, прикрытой изощренной идеологией.

Статусно-ролевые отношения «организатор — исполнитель» развиваются как взаимное принятие своих прав и обязанностей в отношении друг друга и формирование соответствующих взаимных ожиданий.

Поэтому такие отношения соответствуют интеркоммуникативным отношениям. В этом контексте образуются множество представлений людей друг о друге в разных ситуациях взаимодействия, называемых персонификациями. Эта множественность и противоречивость персонификаций в отношении друг друга раскрывает сложности такого типа отношений.

Транскоммуникативная потенциализация деперсонализированных властных отношений возможна в личностные достойные отношения взаимной порядочности, честной игры, прозрачности и справедливости. Они кристаллизуются в традиционной культуре в виде справедливого долга и связанных с ним чести и достоинства (гражданин — отечество, учитель — ученик). Этот тип отношений до сих пор далек от совершенства и является горячей точкой культуры вообще и культуры образования в частности. Поэтому эффективное понимание долга и справедливости чаще всего является и проблемой образовательного процесса.

D. Автономные отношения (свободное творчество). Стремление к
автономии, самодетерминации, самореализации современные психологи
относят к базовым врожденным потребностям человека, определяющим его общий потенциал развития и потенциал достижений. Они являются основой альтруистических отношений, бескорыстность которых рождается из глубинных потребностей или внутренней мотивации к исследованию, новизне как таковой, коммуникабельности и компетентности в отношениях. В социальном контексте нужна особая отвага вступления в бескорыстные отношения.

Разговоры о бескорыстных альтруистических отношениях часто выглядят ханжескими, лицемерными, поскольку большинство людей имеют горький опыт открытия в них тех же замаскированных корыстных и паразитарных отношений. Ощущение несбыточности надежд построения таких хрустальных чистых отношений базируется на плохом понимании природы собственно человеческого общения.

До сих пор в специальной литературе, посвященной психологии общения, наиболее распространенными являются «концепции обмена» информацией, чувствами и т.п. При этом не осознается и не раскрывается главный специфический фактор общения, отличающий его от простого обмена. В обмене партнерами контролируется соотношение затрат и вознаграждений, т.е. уже знакомый принцип выгоды. Понятно, что при этом человеческое общение низводится до описанных выше симбиотических отношений. Однако говоря о человеческом общении, принципиально важно понять, что бескорыстный альтруистический его аспект заключен в самой его природе. Подумайте о принципиальном различии двух простейших ситуаций:

1. Вы спонтанно решили обменяться с коллегой фруктами. Вы отдали ему свое яблоко, а он Вам свой апельсин. Дети при этом открыто бы начали раздумывать и рассуждать, что вкуснее и что больше и кто в выигрыше. Мазохизм ситуации в том, что чувство обретения апельсина не стирает чувства утраты яблока. Это как в интермедии Р. Карцева с раками: за пять, но большие, за три, но маленькие. Как часто азарт обмена загоняет людей в тупик…

2. Вы узнали об удивительном благотворном действии на здоровье человека простого яблока и поделились этим с коллегой, а он по ассоциации рассказал Вам об уникальных свойствах цитрусовых. В этом диалоге никто ничего не утратил, но обрел каждый. Даже более простые разделенные знания оказываются в диалоге удвоенными.

Такие отношения, содержащие чудо самовозрастания, соответствуют транскоммуникативным отношениям (в соответствии с концепцией транскоммуникации).

Поэтому в моих работах подчеркивается, что коммуникативный альтруизм как транскоммуникация является базовым принципом свободного жизнетворчества, конституирующим атрибутом человеческой природы.

Таким образом, транскоммуникативная потенциализация автономных комплементарно-уважительных отношений возможна в отношения доверия, доброты, милосердия, симпатии и любви. Этот высокий тип отношений строится на взаимной эмпатии, выходящей за рамки исполняемого долга. Это отношения, открывающие чудо человеческого общения в виде взаимного дара. В них общение лишено утрат и делает человека щедрым и великодушным в силу естественного преодоления проблем корысти и долга. Здесь взаимная доброта является бескорыстной наградой каждого и каждому. Но именно в этом типе отношений может полноценно раскрываться и реализовываться творческий потенциал достижений созидательного жизненного процесса.

psihologia.biz

Психология. Коммуникативные способности - это что такое?

Ни для кого не секрет, что успех человека – это не только жизненное везение и сила его характера. Определяющим фактором во многих делах являются его взаимоотношения с окружающими. А коммуникативные способности – это залог хороших отношений. От того, насколько они развиты, зависит успешность человека как в личной, так и в профессиональной сфере.

Коммуникативные навыки

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Сюда включается как правильная отправка сигналов, так и их правильное принятие.

Эффективные коммуникативные способности – это фундамент успеха практически во всех жизненных областях. Если они гармонично развивались в течение жизни, то станут ключом к налаживанию всех межличностных отношений, как личных, так и деловых.

Коммуникативные способности личности: психология и период развития

Коммуникативные способности начинают развиваться у человека почти сразу же после рождения. Считается, что чем раньше малыш научится разговаривать, тем проще ему будет взаимодействовать с людьми, которые его окружают.

Коммуникативные способности личности формируются строго индивидуально. Факторов, влияющих на их развития достаточно много: это и отношения с родителями и родственниками, позже со сверстниками, с коллегами и руководством. Кроме того, важна и общая социальная роль человека в обществе.

Коммуникативные способности – это… Определение и характеристика

Если в детстве человек не получил должного понимания и поддержки со стороны родных, что не дало ему получить опыт коммуникации, он может стать неуверенным в себе и замкнутым. То есть его коммуникативные навыки будут находиться на низком уровне. Как выйти из этой ситуации? Развить навыки общения. Однако, прежде чем разобраться, как действовать в подобной ситуации, необходимо понять структуру коммуникации.

Коммуникативные способности личности, характеристика которых представлена ниже, включает в себя следующие виды.

  • Регуляционно-коммуникативные: способность помогать человеку в сложной ситуации, а также принимать чужую помощь, когда в затруднительном положении оказались вы сами. Кроме того, этот вид отвечает за умение решать назревающие конфликты адекватными методами.
  • Аффектно-коммуникативные: способность замечать эмоциональные состояния окружающих, а также вовремя и правильно на них реагировать. Кроме того, это вид отвечает за проявление отзывчивости и уважения к собеседнику.
  • Информационно-коммуникативные: способность начинать, поддерживать и завершать беседу. Кроме того, эта способность помогает привлечь внимание собеседника, используя как вербальные, так и невербальные средства общения.

Развитие коммуникативных навыков

Коммуникативные способности - это (в психологии) одни из важнейших для человека. Именно поэтому их необходимо развивать в течение всей жизни. Но как это сделать? Рассмотрим основные приемы развития коммуникативных навыков.

Больше слушайте

Коммуникативные способности личности – это умение грамотно налаживать взаимодействие с человеком. Можно ли это сделать, не слушая собеседника? Вряд ли.

Возможно, этот коммуникативный навык - самый недооцененный. Люди, как правило, сосредоточены на себе и эгоистичны. Многие из них привыкли говорить исключительно о себе, причем везде и всегда. Такие люди не слышат и не слушают собеседника: они ждут, когда он закончит говорить, чтобы снова начать говорить самим. Можно ли преодолеть эту дурную привычку?

Лучший способ – это забыть о себе хотя бы на время. Сконцентрируйте свое внимание в разговоре на том, о чем говорят окружающие, а не на своем «Я» или внутреннем диалоге. Поменьше думайте о себе любимом и больше – о собеседнике, с которым вы ведете беседу и которого слушаете.

Кроме того, внимательное слушание собеседника поможет вам определить лучший способ продолжения диалога. Следует задавать вопросы, которые подразумевают расширенные ответы, а не односложные «да» и «нет». Это поможет сделать беседу более интересной и содержательной.

Не растягивайте монолог: краткость - сестра таланта

Это правило напрямую относится к умению слушать и слышать собеседника. Если человек выступает в роли рассказчика слишком долго, он лишает себя шанса услышать собеседника. Когда вы фокусируете свое внимание на другом человеке, то автоматически начинаете меньше говорить сами.

Поработайте над своим актерским мастерством

Коммуникативные способности – это, в свою очередь, богатство различных интонаций и жестов. Именно это характеризует людей как представителей общества. Коммуникабельный человек – это отличный рассказчик и имитатор, которому присущ вкус к сочной детали, к подробности. Он предпочитает разнообразие в жизни, так как такому человеку легко переходить из одной социальной роли в другую, кроме того, он легко адаптируется к любой ситуации. Такие люди обладают обаянием и умеют нравиться.

Общаясь, используйте не только слова, но и невербальные средства общения

Слова по сравнению с языком тела – это ничтожно малая часть общения.

Психологи утверждают, что через невербальные средства – тон, интонацию, язык тела и мимику – человек передает около 90% всего сообщения. Если вы лучше овладеете этими аспектами, то вам станет легче донести свою мысль до собеседника.

К примеру, вы можете научиться говорить более эмоционально. Чтобы подчеркнуть свой интерес к тому, о чем рассказывает собеседник, можно слегка наклониться в его сторону и смотреть ему в глаза. Если вы позитивны и открыты, это отразится в вашей мимике и жестах.

Обращайте внимание на телодвижения и тон своего голоса, общаясь с окружающими, и корректируйте их, если возникнет такая необходимость.

Уважайте мнение собеседника

Даже если точка зрения человека, с которым вы общаетесь, противоположна вашей, это не повод ее не выслушать. Это не обязывает вас согласиться с ним.

Просто внимательно выслушайте, а потом укажите собеседнику на те места, которые вызвали ваше несогласие. При этом не надо говорить ему, что он неправ или некомпетентен. Лучше согласиться с собеседником хотя бы формально, ведь диалог – это поиск точек соприкосновения между разными людьми.

Проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике

Когда вы проявляете искренний интерес к собеседнику, вы совершенно непроизвольно начинаете слушать его более внимательно, пытаясь понять, что он думает и чувствует. То есть это поможет вам определить, что его по-настоящему интересует.

Когда вы слушаете собеседника, проявляете интерес к его персоне, вы легко сможете обнаружить, что он не настолько отличается от вас или не так скучен, как показался вам при знакомстве.

Кроме того, люди будут чувствовать себя более комфортно, если будут видеть ваши интерес и внимание к ним, что пойдет на пользу беседе.

С пониманием относитесь к критике

Древнегреческий философ Эпиктет советовал прислушиваться к критике. Если человек почувствует в ней зерно истины, то стоит подумать, как можно исправиться.

Однако, следует помнить, что в подавляющем большинстве случаев критика является отражением эмоционального состояния и настроения критикующего. Возможно, у него неудачно прошел день. Может быть, заболел домашний питомец или ребенок. Возможно, ваш собеседник сердиться на кого-то или ревнует вас. Из-за того, что люди зачастую сосредоточены на себе и своих переживаниях, очень легко сделать ошибочный вывод.

Помните, что мир не вращается вокруг вашей персоны. Осознайте, что люди думают о вас, о ваших поступках и настроении крайне мало. Это знание может значительно облегчить вашу жизнь. Таким образом, проблема, которая связана с боязнью сделать неверный шаг и сказать что-то не так (и это якобы как-то повлияет на мнение окружающих о вас), превращается в небольшую преграду.

Старайтесь выступать инициатором разговора

Жителям большого города уже давно привычно сделать вид, что они, идя по улице, перемещаясь в автобусе или на метро, не замечают знакомого человека или не узнают его. Опущенные вниз глаза, как правило, говорят о нежелании человека общаться с кем-либо, и это срабатывает – с вами тоже теряют желание разговаривать.

Подобная взрослая версия игры в прятки заставляет людей испытывать больше стресса и отрицательных эмоций, чем беседа пусть даже с самым нежелательным собеседником.

Когда вы видите знакомого, но усиленно прячетесь, делая вид, что не замечаете его, вы находитесь в состоянии ожидания. В голове роем проносятся вопросы: он узнал меня? Хочет ли он поговорить? А может, у него плохое настроение и он не настроен на беседу? Подойти или не стоит?

Чтобы не подвергаться стрессу и не мучить себя лишний раз, лучше просто подойти и начать диалог, выступить в роли его инициатора. Вы удивитесь, что это достаточно легко. Если же собеседник действительно будет не настроен на беседу, то можно просто попрощаться и отойти.

fb.ru

Основные положения коммуникативной этики | Информационный Вкус

В процессе жизнедеятельности, человеку необходимо общение. Общаясь между собой, люди особо не вникают в сущность такого понятия, как общение и не задумываются над его многофункциональностью.

Общение это сложнейший, многоуровневый процесс, включающий в себя речь, интеллект и психологию человека, направленную на развитие и налаживание взаимоотношений между людьми в социуме.

Главным атрибутом общения является универсальность, умение связать между собой все формы человеческих взаимоотношений, давая шанс каждому человеку, осознать себя уникальной личностью, находя взаимопонимание с другими людьми.

Общение это форма межличностных отношений, включающая в себя коммуникативные, интерактивные и перцептивные функции.

Коммуникативная функция это возможность людей обмениваться
информацией между собой; перцептивная функция регулирует восприятие друг друга;
интерактивная функция организовывает взаимодействие между людьми по типу делового, личного, официального общения.

Одним из важнейших видов человеческого общения является коммуникация.

Коммуникация – это вид взаимодействия межличностного характера, ее функции связаны с двумя видами получения информации: вербальным и невербальным.

Коммуникация это различные вербальные и невербальные действия, благодаря которым, в межличностных отношениях, происходит информационный обмен. Процесс коммуникации включает в себя связь со знаковыми системами, а так же с речевой деятельностью человека.

Коммуникация, это вид общения, который включает в себя, помимо речевой способности человека, еще и такие способы восприятия, как визуальный и тактильный (жест, мимика, поза).

Важным моментом в коммуникации является информация, ее получение и оценка, включая способ ее передачи.

Человек в процессе общения не только разговаривает с собеседником и воспринимает информацию, но и выражает, к содержанию услышанного, свое отношение. Он произносит фразы с иронией, восторгом, улыбается, хмурится, кивает головой, соглашаясь с собеседником, демонстрирует недоверие к словам собеседника. Вербальное восприятие дополняет собой невербальную информацию, этот тандем составляет основу общения.

Исходя из концепции действия, коммуникативного действия, такие понятия, как благо, свобода, на каждом этапе, тесно переплетены. Благо это первоначальное распределение труда, на сферы интересов, интеракция — это сфера свободы, уступающая место диалектическому переплетению. Прагматично ориентированное действие требует свободы, чтобы выбрать соответствующие (положительные) средства, для достижения поставленной цели. Действие, относящееся к коммуникации это представление индивидуума о благе, являющейся ступенью для осмысления и достижения — понимания.

Человеку, не рациональному, понятие «благо» не дано. Его формирование и обоснование может произойти в процессе рационализации ожиданий, собственных ожиданий, а также благодаря интерпретации, рационализированной, интерпретацией социума.

Правомерность через действие исходит из принципа свободного, рационального консенсуса, и понимания его, как принципа, главного принципа коммуникативного действия.

Окончание коммуникативного действия является сферой этических норм, вершиной человеческих ценностей. В этом аспекте очень важно не то, какова его цель и как он сможет достичь ее, а то, кем хотел бы он стать после ее достижения. Возникновение подобного вопроса имеет место только тогда, когда утрачено представление о собственном благе, цель не ясна, свобода не только ограничивает, но и не дает направления ориентиров деятельности, а наоборот, затрудняет поиск таковых.

Этика это учение о морали, свод правил и норм нравственного поведения в социуме. Речевой этикет воплощает принципы коммуникативной этики.

Любое общение имеет цель либо цели, они могут быть самыми разнообразными, благодаря им можно выделить четыре основных типа общения:

— Этикетный (неглубокий, поверхностный, формальный), определенный обычаями, отношениями между людьми : пассажиры, покупатели, случайные знакомые.

— Деловой, профессиональный (сфера общественной, трудовой деятельности, производство), где формируются определенные социальные группы людей, объединенные единой целью, выполняющие свои функциональные обязанности: сотрудники, ученики, студенты, другие коллективы;

— Тверской, формирование происходит на базе деловой сферы отношений, когда члены коллектива связанны принципами признания друг друга, чувством команды, единства, проявления соучастия, поддержки, объединенные как общим делом, так и идей;

— Дружеский, подразумевает под собой глубокий уровень духовного единства, особенный, прочный тип отношений основанный на общих интересах, симпатии, психологической совместимости, общих ориентиров, ценностей, готовности к самопожертвованию, бескорыстной поддержке и т. д.;

Культура общения во многом зависит от практического владения человеком этическими правилами поведения. Процесс общения это усовершенствование, самовоспитание и воспитание самого себя. Применение вербальных и невербальных методик в процессе общения, позволяет людям обмениваться информацией, и непосредственно влиять друг на друга.

Слово вербальный, от латинского слова Verbum – общение, осуществляется посредством речи письменной и устной, а так же благодаря электронно-техническим средствам. Речь это орудие общения, передачи и обмена мыслей, чувств, идей. Взаимосвязь речи и мышления тесно переплетены с культурой человека. Умение использовать культуру речи, в зависимости от ситуации, применять разговорную или литературную речь, возможность обратиться к использованию письменной или устной форме общения это дар либо кропотливая работа над собой.

Для непринужденного, понятного и доступного изъяснения необходим достаточный словарный запас, умение мыслить логически, следить за излагаемыми мыслями их последовательностью. В культуре общения важна чистота речи, необходимо избегать ошибок в произносимых словах, избегать слов-паразитов, следует следить за дикцией, тональностью, тембром, так же надо помнить о многогранности речевой коммуникации. Не маловажной деталью является соответствие речи, культурному и профессиональному уровню слушателя.

Общение обычно сопровождается «языком тела» это взгляд, мимика, жесты, осанка, различные выразительные движения, которые являются элементами невербальной коммуникации. Человек делает разнообразные движения на сознательном, но чаще на подсознательном уровне, это его природная физиология. Поэтому даже применяя значительные усилия, упорно тренируясь, ему не удастся полностью контролировать свое тело, то есть невербальное поведение.

В зависимости от сложности ситуации у человека потеет лоб, меняется цвет лица (краснеет, бледнеет), дрожат или подрагивают руки, зрачки глаз расширяются, заметно бегают глаза и т.д. Осанка, жесты, походка, манера одеваться могут многое рассказать о характере человека. Плодотворное общение это – искусство, основанное на умелом, правильном использовании невербальной системы средств, развитии таких качеств, как наблюдательность, внимательность для того, чтобы адекватно воспринимать, оценить партнера и вести себя сообразно сложившейся ситуации.

Коммуникативная этика как вид межличностных отношений

Коммуникативная этика как вид межличностных отношений основывается на таких понятиях:

— золотое правило – основа нравственности;
— нравственные принципы, отношение к другим людям;
— атрибуты нравственной жизни: вина, раскаяние, прощение;
— толерантность фундамент межличностных взаимоотношений, любые межличностные отношения основываются на принципах морали. Важнейшим принципом в человеческих отношениях является «золотое правило», «справедливость», «гуманизм», « толерантность».

Золотое правило это универсальный принцип нравственного отношения к другому человеку не зависимо от ситуации, для каждого человека, который не лишен нравственности, оно обязательно. Лишь тогда, когда сможешь войти в положение другого человека, сможешь к нему относиться, как к самому себе.

Нравственное поведение по отношению к другому человеку это основа признания ценности личности, человеческого достоинства. На основе нравственных отношений базируется принцип гуманизма.

Золотое правило совместно с принципом гуманизма способствует формированию ценностей в межличностных отношениях, тем самым влияя на все сферы деятельности человека. Эти ценности определяются такими понятиями как : толерантность, деликатность, корректность, тактичность, вежливость, снисходительность.

Понятие прощение, вина, раскаянье это производное нравственной жизни. Человек не всегда способен соответствовать моральным принципам, это происходит тогда, когда он, оказывается в не простых жизненных ситуациях, либо в ситуациях морального выбора. Чувство вины вызывает, не выполнение морального долга и не соответствие поведения моральным принципам. Не исполнение должного, возможность совершения безнравственного, неблаговидного проступка является источником чувства вины. Избавление от чувства вины это и есть прощение.

Прощение включает в себя, такие понятия, как:
— обида, избавление от нее
— уважение другого человека
— возможность каждого на ошибку.

Толерантность – терпимость, это способность к поддержанию общения с людьми, которые имеют отличие от других ( цветом кожи, физическими отличиями, индивидуальными особенностями, стилям мышления, культурой) и не придерживаются обще принятых мнений.

Толерантность это восприятие других людей такими, какими они есть, уважительное отношение к их обычаям, точке зрения, вере.

Принимать людей такими, какими они есть значит осознавать право других людей на отличие, не выявлять неприязни, не испытывать раздражения значит быть толерантным.

Произведя детальный анализ всех видов коммуникативных, человеческих взаимоотношений, можно сделать однозначный вывод, что любые отношения основываются на этических нормах, а золотое правило это эталон человеческих отношений.

moral.infotaste.com

Коммуникация это (виды)

Общение – важная составляющая человеческого существования, ведь без передачи информации невозможна любая созидательная деятельность. Огромную роль в выстраивании эффективного взаимодействия между людьми играют средства коммуникации, такие как вербальные, невербальные, СМИ и телевидение.

Скорость передачи информации в современном мире в разы выше, чем пятьдесят лет назад, изменилась сама аудитория, поэтому понятие коммуникации также претерпело определенные изменения. Современная психология дает двойственное определение:

  • Первое, более широкое, подразумевает, что коммуникация – это целостная система, в рамках которой осуществляется передача, усвоение информации.
  • Согласно второму определению, это канал массовой передачи, обмена информацией с целью влияния на общество в целом, а также его составные части.

Часто понятия «общение» и «коммуникация» объединяют, однако они не тождественны. Общение включает коммуникативную составляющую и представляет собой процесс установления, поддержания контактов между людьми, стимулируемый потребностями совместной деятельности. Оно может выступать в форме межличностного взаимодействия, например влиятельных связей, образующихся в результате совместной созидательной деятельности. Основы коммуникации несколько иные, они предполагают, что результатом передачи данных будет являться влияние на мнение, личные убеждения индивида.

Основные способы коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальные представляют собой передачу информации посредством звука, а также письма. Невербальные способы выражаются посредством речевого тона, акцентов, движений тела. Разнообразие форм может порождать разногласия между собеседниками, поэтому главные условия эффективной коммуникации – одинаковое понимание ситуации ее участниками, а также правильное восприятие неявных сигналов, передаваемых от участника к участнику.

Рекомендуем: Общественное мнение: подробнее про понятие

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Принципы коммуникации детально рассматриваются в модели SPEAKING, разработанной Д. Хаймсом. С точки зрения ученого, это динамический, непрерывный, необратимый процесс, состоящий из символов, предполагающий после получения информации ее переработку, генерацию выводов о предмете беседы. Сам процесс ориентирован на индивида, он всегда имеет последствия в виде ответной реакции на сообщенную информацию.

Уровни и модели коммуникативного взаимодействия

В психологии выделяют такие уровни коммуникации, как внутриличностные и межличностные, групповые, межкультурные, деловые. Первый тип подразумевает внутренний диалог индивида с собой, скрытые переживания и мнения. Межличностная коммуникация означает передачу информации для осмысления от одного индивида к другому. По сравнению с первым это более высокий уровень взаимодействия, он предполагает наличие обратной связи, т.е. реакции на полученное сообщение.

Межличностная коммуникация имеет рациональный характер, это выражается в ее функциях: информационной, прагматической, социальной, экспрессивной. Концепция речевой деятельности утверждает, что важную роль в этом виде взаимодействия играет вербальное общение, а главными факторами являются цель и мотивация.

Цели коммуникации всегда осознанны, но могут не совпадать с мотивом, который побуждает индивида к активному взаимодействию. Теория коммуникации предполагает, что для эффективного общения необходимо, чтобы индивиды умели разгадывать настоящий мотив собеседника, особенно в тех случаях, когда высказывания носят неясный, двусмысленный характер.

Рекомендуем: Что такое соперничество?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Коммуникации в организации служат средством передачи информации по формальным или официальным каналам, которые подразделяются по уровням иерархии. Деловая коммуникация подчиняется правилам, определенным политикой организации, должностными инструкциями. Стили коммуникации также регламентированы, но могут зависеть от различных факторов, например от национальности.

Групповые и межкультурные типы коммуникаций предполагают участие большой общности людей. Групповые взаимодействия проходят между двумя и более семейными, неформальными и формальными общностями индивидов. Второй тип означает общение между участниками, принадлежащими к разным этническим группам с разными устоями, культурными обычаями. Здесь особая роль принадлежит средствам массовой информации, которые могут сформировать положительный или отрицательный канал взаимодействия.

Модели коммуникации разрабатывались многими авторами, широко известны модель с обратной связью, линейная модель, разработанная Лассуэлом, циркуляционная модель Шрамма и ее модификация, предложенная Осгудом. Кроме того, получили распространение нелинейная модель Ньюкомба, упрощенная модель Воронцова и генеральная модель, автором которой является Гербнер. Все эти разработки позволили выявить основные принципы эффективной коммуникации, что позволило во многом повысить качество взаимодействия между людьми.

Рекомендуем: Сотрудничество — это

Что такое коммуникативные навыки с точки зрения психологии общения? Прежде всего это способность вступать во взаимодействие с другими людьми, правильно воспринимать и передавать полученную информацию. Индивид должен знать и понимать ограничения, культурные нормы общения, традиции и обычаи, этикет и уметь показать себя воспитанным человеком.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Масштабы информационного взаимодействия

Классификация коммуникаций уделяет особое внимание воздействию на большие группы людей с использованием современных технических средств. Так, массовая коммуникация подразумевает систематическое распространение информационных сообщений для оказания политического, идеологического, организационного, экономического влияния с целью формирования нужного мнения людей. Современная наука выделяет следующие функции массовой коммуникации:

  • Познавательная – дает возможность индивиду удовлетворять потребность в информации о внешнем мире. Благодаря этой функции возникает иллюзия всезнания, исчезают границы, отделяющие человека от мира.
  • Интегрирующая (связывающая) – призвана объединять дифференцированные группы посредством продвижения общечеловеческих и моральных ценностей.
  • Формирующая – настраивает индивида на определенные ожидания: социальные, политические, культурные и т.д.
  • Социализирующая – один из способов интеграции человека в общество посредством информационного влияния.
  • Гармонизирующая и альтернативная – дают чувство органичности существования человека в обществе, отсутствия границ, возможности выражать мнение, отличное от мнения большинства.

Психология массовых коммуникаций – достаточно новая дисциплина, возникшая на стыке таких наук, как социология, психология, коммуникативистика. С точки зрения этой науки, массовая коммуникация – способ влияния на общество или социальные группы с целью создания общих настроений и ожиданий, а также стабилизации ценностных приоритетов. Цели информационного вброса определяются через индивидуальную призму ценностей индивида, на которого осуществляется воздействие.

Ученые полагают, что важнейшим толчком к интеграции общества явилась именно коммуникация, виды которой изменялись вместе с развитием техники и технологии. Например, информационные коммуникации предполагают общение между специалистами в определенной области, обмен данными неформальными, устными, письменными, безличными, опосредованными и прочими способами. В этом случае функции коммуникации заключаются в распространении специальных знаний, популяризации научной информации с целью ускорения прогресса.

Рекомендуем: Особенности межличностных отношений

Социальная коммуникация – способ передачи информации, эмоционального состояния посредством вербальных и невербальных каналов. Данный процесс позволяет объединить части социума и механизм реализации власти. Формы коммуникации в этом случае будут различаться в зависимости от таких параметров, как:

1. Тип аудитории, который может быть массовым или специализированным и характеризуется восприимчивостью индивида к распространяемой информации.

2. Источник распространения информации: формальные каналы (заявления правящей власти), неформальные (сплетни, слухи). Автор: Наталья Яковлева

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о