Коммуникатор это тот кто – Коммуникатор — Психологос

Содержание

Коммуникатор — Психологос

Фильм «Правила съема: Метод Хитча»

Коммуникатор — человек, влияющий на партнеров по общению адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, для того чтобы получить нужную реакцию или ответ. Коммуникатор входит в общение, имея свои, определенные и заранее сформулированные, цели. Противоположный коммуникатору тип — простой человек, действующий без цели, по причине, по принципу «потому что».

В бизнесе востребованы коммуникаторы, в бытовом общении больше любят простых людей. В бытовом общении люди просто общаются, не ставя конкретные цели и не добиваясь заранее поставленных целей от собеседника. Люди не любят тех, кто от них явно отличается, и человек, имеющий заранее определенные цели в общении и последовательно добивающийся нужного ему от собеседника, нередко получает негативный ярлык манипулятора.

Однако отождествлять коммуникатора и манипулятора – неверно, манипулятор — это только одна из разновидностей коммуникатора. Манипулятор действует скрыто, а коммуникатор свою тактику выбирает по ситуации. Когда нужный результат можно получить с помощью открытого и прямого взаимодействия, коммуникатор будет действовать прямо и открыто. Если более эффективно в конкретной ситуации действовать более скрыто, используя обходные пути, коммуникатор пойдет обходными путями. Ничего личного — просто эффективность.

Естественно, коммуникатор готов к тому, что его партнер будет действовать так же, и подобные скрытые действия, хотя и по определению являются манипуляциями, в бизнес-среде так не квалифицируются. Просто — профессиональные приемы. Тем не менее, коммуникация имеет свой этический кодекс, и грубые, грязные манипуляции в деловой среде не приветствуются также.

www.psychologos.ru

ЛИЧНОСТЬ КОММУНИКАТОРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЛИЧНОСТЬ КОММУНИКАТОРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Личность коммуникатора можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

К ним относятся:

1. Возраст коммуникатора. Вопросы возрастного оптимума для работников в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проведя анализ материалов, собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе – 59 лет. Однако при наборе новых сотрудников предпочтение отдается кандидатам в возрасте от 30 до 40 лет, желательно семейным. Считается, что именно в этом возрасте сотрудники наилучшим образом справляются со своими обязанностями, даже перевыполняя их, стремясь сделать карьеру. К тому же они уже имеют достаточный опыт, в том числе и для делового общения. Такие люди надежны и стабильны, так как прошло время беготни из компании в компанию.

Вот что думает о данной проблеме Ли Якокка, известный американский менеджер: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Иными словами, возраст — это во многом опыт, не только природная, но и социальная характеристика человека.

Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокие достижения в его профессиональной деятельности. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.

Таким образом, возраст коммуникатора не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно справляться с поставленными работодателем заданиями или руководить самому. Зависимость между возрастом и эффективностью коммуникации так и остается не определенной.

2. Пол коммуникатора. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением при деловом общении. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена.

Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся эффективными коммуникаторами и не проявляют такого желания, как мужчины, добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным «дипломатам» и собеседникам приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами коммуникаторами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности коммуникации, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в деловом общении: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин в данном виде коммуникации по сравнению с представительством сильной половины человечества.

3. Социально-экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для коммуникатора. Эффективный коммуникатор должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время люди соответствующих профессий стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. Им необходимо знание иностранных языков. Этому способствует постоянное развитие отношений многих организаций и предприятий с зарубежными партнерами. И коммуникатор, вне зависимости от того, какую должность занимает, но как лицо, представляющее организацию, должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком.

Социально-экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие его карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля», но покорили высокие вершины бизнеса.

СПОСОБНОСТИ КОММУНИКАТОРА

Следующей составляющей личности коммуникатора являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность коммуникации оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью общения носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-либо конкретный эффективный коммуникатор может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью общения оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт коммуникатора, а так же его отношения с вышестоящим руководством, подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт коммуникатора, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта коммуникатора на эффективность его деятельности.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения коммуникационной деятельности эти способности.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ КОММУНИКАТОРА

Следующая характеристика коммуникатора – черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности.

1. Доминантность или способность влиять на людей.

Коммуникатору необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно общаться с людьми, не оказывая на них влияния. Умение делать это незаметно для собеседника можно считать одним из определяющих факторов в процессе делового общения. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в любой коммуникационной или руководящей деятельности.

Д. Карнеги предлагает шесть правил, следование которым позволяет эффективно влиять на людей.

Правило первое: искренне интересуйтесь другими людьми.

Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно среди таких людей рождаются неудачники.

Поэтому прежде чем приступать к обсуждению интересующих коммуникатора проблем, бывает полезно поговорить о предметах, которые волнуют собеседника. Он станет доброжелательно настроен к предстоящему деловому общению и скорее решит вопросы. Эту мысль удачно выразил римский поэт Публий Сир: «Мы интересуемся другими людьми тогда, когда они интересуются нами».

Правило второе: улыбайтесь!

Умение улыбаться можно считать характерным отличием жителей США вообще и американских предпринимателей в частности. Так, по мнению заведующего отделом найма крупного универсального магазина, лучше принять на работу девушку-консультанта с начальным образованием, но обладающую чарующей улыбкой, чем доктора философии с постным лицом.

Редкий человек испытывает радость в процессе делового общения, поэтому «вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами». Этой мудростью владели древние китайцы. Они говорили: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин».

Правило третье: помните, что на любом языке имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук!

Люди придают поразительно большое значение собственному имени. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, коммуникатор делает человеку тонкий и весьма эффективный комплимент. Если же в процессе общения коммуникатор забудет имя человека, неправильно его произнесет или напишет, то поставит себя в весьма невыгодное положение. При деловых контактах способность запомнить имена имеет огромное значение.

Правило четвертое: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Многим коммуникаторам не удается произвести благоприятное впечатление только потому, что они не умеют внимательно слушать. Они слишком озабочены тем, что собираются сами сказать. Хорошим ораторам большинство людей предпочитает хороших слушателей. Только дружелюбный, сочувственно настроенный слушатель вызывает симпатии любого собеседника. К тому же проявляя искреннюю заинтересованность к высказываниям, проблемам делового партнера, можно пробудить его симпатию. Немногие люди могут устоять перед скрытой лестью восторженного внимания. Не менее важно для коммуникатора умение задавать вопросы, на которые деловому партнеру будет интересно отвечать. Поощряя собеседника к рассказу о себе, о своих достижениях можно завоевать его расположение.

Правило пятое: говорите о том, что интересует вашего собеседника.

К каждой деловой встрече коммуникатор основательно готовится. Читая деловую прессу, расспрашивая общих знакомых, определяет те вопросы, которые больше всего интересуют его будущего собеседника. Для эффективного общения пополняет собственные знания по этим темам.

Правило шестое: внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне!

Д. Карнеги возводит шестое правило в важнейший закон человеческого общения. Следуя ему, человек ограждает себя от многих бед, приобретает множество друзей и чувство морального удовлетворения. Как только этот закон нарушается, человек встречается с трудностями. Человеку не нужна дешевая, неискренняя лесть, но он страстно желает реальной оценки своих достоинств. Важно следовать этому золотому правилу и давать другим то, что мы хотели бы получить от них.

2. Уверенность в себе.

«…Застенчивость и робость так же предосудительны, как опрометчивость и бесстыдство. Спокойная уверенность в сочетании с наружной скромностью – вот та золотая середина, которой необходимо придерживаться»

(Лорд Честерфильд. Из писем к сыну).

Влияние этой характеристики непосредственно отражается на собеседниках, которые в случае уверенности коммуникатора ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к достижению взаимовыгодного результата. К тому же уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним; неуверенные в себе имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним, что в любом случае мешает эффективной коммуникации.

Один из самых практичных способов стать уверенным предложил основоположник американской психологии Вильям Джеймс. Он говорит: «Кажется, что действие следует за чувством, но на самом деле действие и чувство сочетаются: управляя действием, которое находится под более непосредственным контролем воли, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем.

Итак, превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорить так, словно вы же проникнуты бодростью. Если такое поведение не побудит вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет.

Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».

3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны коммуникатора за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между собеседниками должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии участвующих в общении людей. Негативный всплеск эмоций у коммуникатора может понизить чувство уверенности у собеседников, следствием этого будет снижение их восприятия сказанного. Участники беседы будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с конкретными проблемами.

Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж коммуникатора в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями – неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому коммуникатор должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общения с друзьями и близкими людьми, увлечения всевозможными хобби. Так, в Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей.

4. Креативность или способность к творческому решению задач.

Залогом эффективного общения является то, способен ли коммуникатор воспринимать элементы новизны и творчества непосредственно во время коммуникации с собеседниками, а также поддерживать их идеи. Такой специалист обладает поразительной изобретательностью и находчивостью для достижении цели, умеет найти выход из безвыходного положения.

5. Стремление к достижению цели и предприимчивость.

Пожалуй, это важнейшие черты эффективного коммуникатора. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Коммуникатор не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Именно путем смены точки зрения на какие-то проблемные вопросы были совершены самые выдающиеся инновации.

6. Ответственность и надежность в исполнении заданий.

Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Коммуникатор должен быть ответственным и надежным человеком. Примерно 3/4 наших преуспевающих считают себя «очень деятельными» при выполнении поставленных задач. Все они согласны с тем, что стать таковыми им помогло усердие. Один преуспевающий бизнесмен, создавший одну из крупнейших бухгалтерских фирм на северо-западе США, сказал: «Формула успеха в моей сфере занятий – не только гордость за то, что я делаю, но и мужество, выносливость, чтобы отсидеть все часы, необходимые для достижения целей».

7. Независимость.

Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой коммуникатора, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах общения. Какие бы советы ни принимал коммуникатор от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать всегда сам. Чем самостоятельнее он себя ведет, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению собеседников. Главное, чтобы коммуникатор имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в собеседниках.

8. Чуткость, внимательность.

Эффективный коммуникатор, чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к своим собеседникам, строг и объективен. Наравне с убеждением он должен оказывать определенную поддержку людям, которые вступают с ним в коммуникацию.

9. Способность воодушевлять.

Способность коммуникатора стимулировать энтузиазм у собеседников, вселять в них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела.

10. Способность ставить цели.

Коммуникатор уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь.

11. Умение решать проблемы.

Коммуникатор берет на себя инициативу по решению возникающих в процессе общения проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца.

12. Способность планирования.

Коммуникатор составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (определенные звонки, подготовка всего необходимого для деловой беседы – диски, блокноты, канцелярские принадлежности, подготовка и рассылка пригласительных и т.д.).

13. Пунктуальность. Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

14. Конфиденциальность. Секреты учреждения, корпорации или конкретной беседы необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

15. Грамотность. Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если коммуникатор всего лишь приводит слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть его собственного лексикона.

16. Внешний облик. Главный подход любого коммуникатора – вписаться в окружение. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу.

Для деловых переговоров больше подходят однотонные костюмы – серые, темно-серые, темно-синие, черные. Близкими по тону должны быть и цвета галстуков: соответственно серо-жемчужные, сине-красные, темно-бордовые; при этом на галстуке должен доминировать цвет костюма, желателен рисунок. Такое сочетание цветов не будет отвлекать и раздражать собеседников, а внешний вид подчеркнет уважение к ним. Яркий галстук с вычурным рисунком, напротив, окажет некоторое эмоциональное давление. Оптимальная длина галстука – до пояса брюк, он должен быть аккуратно завязан.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. Это касается как переговоров, так и совещаний: в застегнутом пиджаке заходят в кабинет на заседание, сидят в президиуме, выступают с докладом. В таком же виде входят в зрительный зал театра и ресторан. При этом нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Сидя в кресле, а также за столом во время еды, пиджак можно расстегнуть. В верхние наружные карманы пиджаков и жакетов нельзя класть ручку, карандаш, расческу и прочие предметы так, чтобы они торчали наружу.

Этикет деловых приемов всех видов требует надевать белые рубашки. В остальных случаях цвет рубашки должен гармонировать с цветом костюма. Днем и в летнее время предпочтительнее светлые костюмы и платья, вечером и зимой – более темных тонов. К светлому костюму следует надевать светлую обувь.

Такой же принцип в одежде справедлив и для женщин: цветовая гамма туалета, платья и прочих деталей должны дополнять друг друга, фасон одежды – соответствовать специфике фигуры, хотя, несомненно, женская мода более подвержена изменениям, чем мужская.

Костюм деловой женщины, ведущей переговоры с представителями других фирм, должен быть функционален, т.е. соответствовать целям такого мероприятия, чтобы способствовать успеху. Нежелательны платья с глубокими вырезами и очень короткие юбки – одежда не должна отвлекать партнера от серьезного разговора. В ней не должно быть ярких цветов, множества сверкающих нитей. Основу деловой одежды женщины составляет костюм или платье-костюм. Брючные костюмы и вязаные вещи подходят далеко не всегда. Важный элемент – украшения. Во-первых, их не должно быть много, а во-вторых, они должны быть высокого качества, от престижных фирм.

Таким образом, мы рассмотрели и оценили достаточно большой перечень разнообразных личных характеристик коммуникатора, которые способствуют эффективности его общения. Но для успеха в работе коммуникатор не должен обладать всеми этими характеристиками одновременно. Для лучшей коммуникации необходим какой-то определенный минимум. Но что представляет собой этот минимум, из каких конкретно личностных особенностей он должен состоять – сказать трудно или невозможно.

studfiles.net

Коммуникатор и манипулятор — Психологос

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

Задача коммуникатора — быть искренним и расколоть наивного собеседника. Это даже не называется манипуляцией — это просто работа такая.
скачать видео

​​​​​​​Манипулятор — это разновидность коммуникатора. Коммуникатор — человек, влияющий на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, для того чтобы получить нужную реакцию или ответ. Коммуникатору нужен результат, и когда этот результат можно получить с помощью открытого и прямого взаимодействия, коммуникатор будет действовать прямо и открыто. Если более эффективно в конкретной ситуации действовать более скрыто, используя обходные пути, коммуникатор пойдет обходными путями.

Ничего личного — просто эффективность.

Естественно, коммуникатор готов к тому, что его партнер будет действовать так же, и подобные скрытые действия, хотя и по определению являются манипуляциями, так не квалифицируются. Просто — профессиональные приемы.

Тем не менее, коммуникация имеет свой этический кодекс, и грубые, грязные манипуляции в нем не приветствуются. Коммуникатор, использующий грязные манипуляции, рискует получить негативный ярлык манипулятора.

В бытовом общении, коммуникатор — не самая типовая фигура. В бытовом общении люди чаще просто общаются, не ставя конкретные цели и не добиваясь заранее поставленных целей от собеседника. Поэтому тот, кто в бытовом общении проявляет себя как коммуникатор (имеет заранее поставленные, определенные цели в общении и последовательно добивается нужного ему от себеседника), нередко получает негативный ярлык манипулятора.

www.psychologos.ru

А вы хороший коммуникатор? 17 вопросов для самопроверки

1. Вам действительно есть что сказать?

Люди получают сотни сообщений в день. Размытые и глобальные послания они читают с большой неохотой. Как проверить, интересно ли будет вашему адресату ваше очередное послание? Сформулируйте свою мысль в одном предложении. Если вам это не удастся, скорее всего, ваша мысль непонятна даже вам.

2. Вы используете истории?

Истории — прекрасный прием зацепить внимание людей на эмоциональном уровне. Постарайтесь найти истории, которые усилят ваше сообщение и запомнятся.

3. Вы используете цифры?

Если история в вашем выступлении неуместна, возьмите на вооружение цифры. Они очень эффективны для донесения сообщения и аргументации. При этом подумайте о том, какими способами лучше донести статистику до вашей аудитории.

4. Вы используете в речи активный залог?

Глаголы в активном (действительном – Executive.ru) залоге ставят вас в центр действия. Это делает речь более естественной и убедительной. Сравните два высказывания: «Эта критическая ситуация была мной улажена, когда утром внезапно пришло решение» и «Я решил эту проблему». Второй вариант звучит намного конкретнее и увереннее.

5. Вы используете жаргон?

Давайте проясним: есть много специфических слов и выражений, которые применяются в разных профессиональных отраслях. Если вы уверены, что значение употребляемых жаргонизмов всем понятно, то продолжайте их использовать. Хотя в отдельных случаях слишком специфическая терминология раздражает. Так что не ищите легких путей: постарайтесь сделать свое выступление понятным для всех без исключения слушателей.

6. Вы используете клише?

Как вы реагируете, когда читаете «секретный ингредиент», «один на миллион», «краеугольный камень»? Скорее всего, даже не вникаете в прочитанное. Так делают и те, кто слушает или читает вас, если в вашем тексте встречаются избитые выражения. Мы настолько к ним привыкли, что уже не обращаем на них никакого внимания.

7. Вы многословны?

Конечно, детали бывают полезны. Но если ваши письма и презентации ими переполнены, есть риск, что за ними потеряется суть выступления. Люди ценят лаконичные и ясные сообщения.Если вам кажется, что ваша речь длинновата, скорее всего, так и есть. Подумайте, что можно сократить.

8. Вы чересчур лаконичны?

Возможно, это другая крайность, и ее также стоит избегать. Особенно, если вы беседуете с рекрутером, клиентом или человеком выше вас по статусу. Не жалейте времени на полные предложения, уважительные приветствия и подписи. Односложные реплики вряд ли создадут о вас хорошее впечатление.

9. Вы уделяете внимание оформлению текста?

Если вы пишете нечто грандиозное, сделать сообщение доступным помогут подзаголовки или параграфы. Хорошо выглядят списки и перечни, как в этом тексте.

10. Вы перечитываете написанное?

Когда вы тратите много времени на подготовку выступления, есть соблазн опубликовать его немедленно, чтобы как можно скорее покончить с работой. Но вы посмотрите на написанное совсем другими глазами, если позволите тексту «отлежаться». Оптимально, если вы вернетесь к тексту через 24 часа. Но даже тридцатиминутный интервал поможет затем найти более удачные формулировки, произвести полезные сокращения или добавления.

11. Вы просите оценить свои тексты?

Многие люди, которым приходится много писать, значительно улучшили свои навыки благодаря советам коллег, умеющих посмотреть на текст профессиональным взглядом. Не стесняйтесь обращаться за обратной связью к людям, чье мнение вы уважаете.

12. Вы называете вещи своими именами?

Даже если вы затрагиваете сложную и неприятную тему, старайтесь говорить прямо, хотя соблазн ходить вокруг да около в таких случаях очень велик. Не ждите, что люди сами догадаются о том, что у вас в голове. Будьте вежливы, но прямы и честны.

13. Какой канал коммуникации вы используете?

Какой способ связи лучше использовать? Twitter, Facebook, электронное письмо, телефонный звонок? Это зависит от того, каков ваш статус и с кем вы общаетесь. Для сложного общения предпочтительнее выбрать телефон или разговор с глазу на глаз, в крайнем случае – email.

14. Вы умеете выбирать стиль общения?

Говорить с родителями, как с коллегами по работе – не лучшая идея. Также не стоит писать письмо своему директору в том же стиле, что твит. Если вы не уверены, что выбрали правильный тон, посоветуйтесь с тем, кому вы доверяете, прежде чем нажать кнопку «Отправить».

15. Хорошо ли вы знаете тех, к кому обращаетесь?

Нет смысла держать речь перед публикой или мучить клавиатуру, если вы понятия не имеете о том, кто ваша аудитория. Плодотворные деловые коммуникации невозможны без хотя бы краткого знакомства с людьми, к которым вы обращаетесь.

16. Как понять, о чем стоит сказать?

Google Alerts дает много инструментов, чтобы понять, что интересует людей. Допустим, вы знаете, что вашу аудиторию волнует вопрос личной продуктивности. Вы можете настроить Google Alerts так, что он будет присылать вам уведомления по этой теме, и вы будете знать, что обсудить.

17. Вы общаетесь регулярно?

Странно ожидать от других людей вовлеченности, участия и рекомендаций, если вы выходите на связь с ними раз в месяц, а то и раз в год. Регулярное общение важно, чтобы показать: вы цените взаимоотношения с этими людьми.

Сильные коммуникативные навыки позволят вам быстрее двигаться по карьерной лестнице. Понаблюдайте за собой и оцените, что именно необходимо улучшить.

Перевод с английского. Источник: businessinsider.com

Фото: pixabay.com

www.e-xecutive.ru

Коммуникатор — это… Что такое Коммуникатор?

Коммуникатор Qtek S100

Смартфо́н, реже смартофо́н (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон c расширенной функциональностью, сравнимой с карманным персональным компьютером (КПК). Также для обозначения некоторых устройств, совмещающих функциональность мобильного телефона и КПК часто используется термин «коммуникатор».

Коммуникатор (англ. Communicator, PDA Phone) — карманный персональный компьютер дополненный функциональностью мобильного телефона.

Смартфоны и коммуникаторы отличаются от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы, открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками (операционная система обычных мобильных телефонов закрыта для сторонних разработчиков). Установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов и коммуникаторов по сравнению с обычными мобильными телефонами.

Смартфоны и сотовые телефоны

Наличие полнофункциональной операционной системы не делает смартфоны и коммуникаторы более привлекательными в глазах большинства пользователей. Современные телефоны (модели средней ценовой категории и выше) прекрасно справляются со многими задачами, выходящими за рамки телефонных: работа с электронной почтой, просмотр текстовых документов и электронных таблиц, работа с планировщиком задач и другими. Расширение функциональности телефонов возможно за счет J2ME-программ, которые поддерживаются практически всеми мобильными телефонами, смартфонами и коммуникаторами. Экран целого ряда мобильных телефонов не уступает большинству смартфонов (в последнее время телефоны оснащаются и сенсорными экранами), многие модели оснащены разъемом для карты памяти. Смартфоны в глазах данной категории пользователей выглядят более привлекательными за счет других факторов (частично обусловленных продвижением смартфонов и коммуникаторов производителями), таких как: продвинутые мультимедийные функции (более качественная камера, расширенные возможности воспроизведения видеофайлов, улучшенные музыкальные способности), GPS и других.

Важно отметить, что программы, написанные специально для операционной системы смартфона или коммуникатора являются полноценными скомпилированными в двоичный код последовательностями низкоуровневых микропроцессорных команд. А с учётом того, что во всех смартфонах установлены более мощные процессоры чем в мобильных телефонах, возможности программиста по созданию таких приложений практически не ограничены. Специализированные приложения более функциональны и рациональней использут ресурсы процессора, чем «универсальные» J2ME-программы. Поэтому смартфоны пользуются популярностью среди разработчиков программного обеспечения и энтузиастов.

Смартфоны и коммуникаторы

В настоящее время не существует четкого разграничения между смартфонами и коммуникаторами, поскольку функциональность обоих классов устройств примерно одинакова. Различные эксперты и производители по разному трактуют эти термины. Часто применяется так называемый «исторический подход», который заключается в следующем: если устройство ведет свою родословную от КПК — то это коммуникатор, а если от мобильных телефонов — то это смартфон. В рамках этого подхода под коммуникаторами обычно подразумеваются устройства с сенсорным экраном (может быть дополнен клавиатурой) работающие под управлением операционной системы Windows Mobile. Устройства с Windows Mobile, использующие для ввода информации исключительно QWERTY и/или цифровую клавиатуру (аналог телефонной) называются смартфонами. Большинство устройств под управлением Symbian OS традиционно относят к смартфонам (за исключением Nokia серий 9xxx, Nokia E90 и некоторых других). В остальных случаях позиционирование устройства зависит от производителя (обычно устройства с сенсорным экранам относят к коммуникаторам, а к смартфонам относят устройства без оного).

Также часть специалистов разделяет коммуникаторы и смартфоны соответственно наличием или отсутствием полноразмерной (QWERTY/ЙЦУКЕН) клавиатуры (виртуальной или физической).

В начале 2000-х граница между смартфонами и коммуникаторами была более выражена. Первые коммуникаторы фактически являлись КПК с дополнительным GSM-модулем. Они не отличались от КПК ни размером (диагональ экрана 3,5—4 дюйма, разрешение 320×240), ни весом, а дополнительные телефонные функции удорожали аппарат и сокращали время автономной работы. Смартфоны, в свою очередь, мало отличались от телефонов, размер экрана и его разрешение были невысоки, а функциональность не дотягивала до КПК. Компания Nokia продвигая свои смартфоны основной упор делала на дизайне, игровых и мультимедийных возможностях и т. п., не заостряя внимание на интеллектуальности устройств. Однако, с течением времени, продукты, называемые смартфонами и коммуникаторами сближались. Размеры коммуникаторов уменьшались, а телефонные функции выходили на первый план. Размеры смартфонов наоборот, увеличивались, а функциональность достигла уровня КПК. В настоящее время размеры экрана большинства коммуникаторов составляют 2,6—2,8 дюймов, а смартфонов — 2,0—2,6 дюйма, типичное разрешение экрана обоих классов устройств 320×240 точек.

История смартфонов и коммуникаторов

Nokia 9000 Communicator в закрытом виде

Линейка коммуникаторов Nokia 9xxx (9000, 9110, 9210, 9500)

Идеи объединения функциональности сотового телефона и карманного персонального компьютера появились практически сразу после появления первых карманных персональных компьютеров в начале 90-х годов XX века. Первой подобной попыткой считается телефон IBM Simon, впервые представленный публике в качестве концепта в 1992 году компанией 1994 году данный аппарат был выпущен в продажу американским сотовым оператором Bell South. Стоимость устройства составляла 900 долл. с контрактом и чуть более 1000 без оного. Помимо телефонных функций аппарат включал в себя функции органайзера, мог отправлять и получать факсы, позволял работать с электронной почтой, а также содержал несколько игр. Клавиш управления не было, все действия совершались посредством сенсорного экрана. Вследствие больших габаритов и веса (более 1 кг) аппарат не получил значительного распространения.

В начале 1996 года компания Nokia выпустили КПК HP 700LX. Фактически это была переработанная модель HP 200LX с местом для установки сотового телефона Nokia 2110. Программная часть также была доработана для более тесного взаимодействия с мобильным телефоном. Разумеется, данный аппарат нельзя считать коммуникатором, поскольку он состоял из двух независимых устройств.

В августе 1996 года появился первое успешное устройство, объединяющее КПК и сотовый телефон в одном корпусе — Nokia 9000 Communicator, работавший под управлением операционной системы Handheld PC) того времени. Коммуникатор Nokia 9000 по функциональности не уступал КПК того времени и позволял совершать звонки, однако ОС была закрыта и сторонние приложения установить было нельзя. Главным недостатком устройства (по сравнению с КПК) было отсутствие разъёмов для расширения функциональности (карт памяти). Впоследствии линейка коммуникаторов 9xxx была продолжена моделями 9000i, 9110, 9110i.

В 1997 году в Тайване была образована компания High Tech Computer Corporation (HTC), главной целью которой была разработка мобильных устройств, совмещающих в себе функциональность КПК и мобильного телефона.

В 1998 году компаниями Nokia, Motorola был основан консорциум Symbian, целью которого была разработка полноценной операционной системы для мобильных устройств.

Вплоть до начала 2000-х устройства, конкурентов у коммуникаторов Nokia практически не было. Отдельные модели выпускались на локальных рынках и успехом практически не пользовались. Например, в 1999 году были для американского рынка были выпущены коммуникаторы Qualcomm pdQ 800 и pdQ 1900, работавшие под управлением Palm OS. Из-за большого веса и высокой цены данные аппараты провалились в продаже.

Термин «смартфон» был введен компанией Ericsson в 2000 году для обозначения своего нового телефона Ericsson R380s. Устройство обладало относительно малыми габаритами (130×50×26 мм) и сравнительно небольшим весом (169 г). Особенностью устройства был сенсорный экран, закрытый откидной крышкой (флипом). Названием «смартфон» производитель подчеркивал интеллектуальность устройства, однако этот аппарат нельзя считать полноценным смартфоном, поскольку он не позволял устанавливать сторонние приложения (ОС была закрытой).

Бурное развитие смартфонов и коммуникаторов началось в 2001 году: компания Nokia выпускает очередную модель коммуникатора: Nokia 9210. Данная модель работала под управлением Simbian OS 6.0 и была первым устройстовом серии 9xxx с открытой ОС. Устройство было основано на новой платформе series 80, несовместимой с программами для предыдущих поколений коммуникаторов Nokia. Модель обладала весьма внушительной функциональностью, внутренний экран был цветным. Кроме того был анонсирован телефон Nokia 7650, который считается первым «настоящим» смартфоном, поскольку он работал под управлением открытой для сторонних разработчиков операционной системы Symbian OS 6.1 (платформа series 60). Однако, компания Nokia позиционировала данную модель в первую очередь как имиджевый телефон с расширенными мультимедийными функциями, а не как интеллектуальное устройство с открытой ОС. Впрочем, маленький размер доступной памяти (4 Мб) и отсутсвие разъёма для карты памяти сильно ограничивали возможности аппарата. В том же году появились первые коммуникаторы под управлением Pocket PC 2000 (например, Siemens SX45).

В 2002 году выходит целый ряд коммуникаторов на базе платформы HTC Wallaby (ОС Microsoft PocketPC 2002) и смартфонов на базе платформы HTC Canary (ОС Microsoft Smartphone 2002) под разными торговыми марками (Qtek, O2, BlackBerry (получили большое распространение в США и Канаде) с QWERTY-клавиатурой, ориентированные на работу с электронной почтой. В то же время выпускается целый ряд коммуникаторов на базе Palm OS, которые стали весьма популярными. Коммуникаторы Nokia из-за высокой цены так и остались нишевыми устройствами.

В 2003 году компания Microsoft выпускает операционную систему Windows Mobile 2003. Nokia представляет сразу несколько смартфонов под управлением Symbian OS, а ряд производителей — под управлением Windows Mobile. Рынок смартфонов начинает стремительное развитие. В том же году выходит первый смартфон на платформе UIQ: Sony Ericsson P800. Данная модель продолжила ряд телефонов Ericsson с сенсорным экраном, закрываемым флипом, но уже с полным правом носила название «смартфон». В конце 2003 года компания Nokia также анонсировала свой первй сенсорный аппарат — Nokia 7700 на базе новой программной платформы series 90. Устройство должно было выйти в середине 2004 года, однако, после нескольких переносов срока выпуска было отменено и в широкую продажу не попало. Вместо него в конце года была выпущена модель Nokia 7710 — первый и единственный смартфон на рынке на базе series 90.

В 2005 году компания Microsoft выпустила Windows Mobile 5.0, обладающую целым рядом значительных улучшений. Операционная система была выпущена в трёх вариантах: для смартфонов (Windows Mobile 5.0 for Smartphone), для КПК (Windows Mobile 5.0 for Pocket PC) и коммуникаторов (Windows Mobile 5.0 for Pocket PC Phone Edition). Все три версии ОС были построены на единой платформе, этот факт способствовал увеличению функциональности смартфонов и размыванию границ между смартфонами и коммуникаторами. Компания Nokia объявила о прекращении поддержки программных платформ series 80 и series 90 и концентрации усилий на развитии единой для всех устройств платформы series 60. В конце 2005 года были представлены первые смартфоны Nokia на обновлённой платформе series 60 version 3

В 2006—2007 годах рынок смартфонов испытывает значительный рост (увеличение поставок смартфонов и коммуникаторов примерно в два раза). В начале 2006 года тайваньская компания High Tech Computer Corporation приняла решение о ликвидации торговой марки Qtek и продвижении своей продукции под единым брендом HTC. В этом же году компания выпустила HTC MTeoR — первый в мире 3G смартфон на базе Windows Mobile. Компания Palm, Inc. объявляет о начале сотрудничества с Microsoft и анонсирует коммуникатор Treo 700w под управлением Windows Mobile 5.0.

Компания Nokia выпускает линейку смартфонов на базе новых Symbian OS 9.1 и Symbian OS 9.2 (основаны на обновлённой series 60 version 3). Целый ряд устройств получил функции, характерные ранее только для коммуникаторов (такие как Wi-Fi и GPS), обновлённая программная платформа позволила осуществить поддержку больших разрешений (большинство моделей получили экраны с разрешением 320×240 точек). Кроме того, некоторые устройства обладали QWERTY/ЙЦУКЕН-клавиатурой. Линейка коммуникаторов Nokia была продолжена аппаратом Nokia E90. Одной из главных особенностей данной модели является то, что в сложенном виде она представляет собой полноценный смартфон (предыдущие модели сочетали в себе обычный телефон на базе программной платформы series 40 и коммуникатор на базе series 80). Все смартфоны N-серии в официальных пресс-релизах Nokia именуются «мультимедийными компьютерами». На базе обновлённой UIQ 3 (Symbyan OS 9.1) был выпущен ряд сенсорных смартфонов Sony-Ericsson (модели M600i, P990, P1, W950, W960)). Кроме того, в 2007 году появился первый смартфон на базе UIQ 3.1 без сенсорного экрана Motorola Z8.

В первой половине 2007 года компания Microsoft выпустила Windows Mobile 6. Из названия версий операционной системы были исключено слова Smartphone и Pocket PC (версия для аппаратов без сенсорного экрана называлась Standard, а с поддержкой оного — Professional). Это окончательно закрепило объединение смартфонов и коммуникаторов в один класс устройств. Версия 6.0 отличалась от предыдущей в основном переработанным интерфейсом и рядом незначительных улучшений. Новая операционная система была совместима с программами для предыдущей версии.

В середине 2007 года компания iPhone. Аппарат не отличался функциональностью (например, отсутствовала возможность MMS-сообщений, передачи файлов посредством 2008 года. Смартфон от Apple привлёк значительное внимание, многие производители выпустили телефоны и коммуникаторы с интерфейсом, ориентированным на управление пальцами. Часто анонс таких аппаратов освещался в прессе как появление «убийцы iPhone».

В конце 2007 года компанией Android, основанная на ядре Open Handset Alliance (OHA), целью которой является разработка открытых стандартов для мобильных устройств.

В середине 2008 года компания Google объявляет об открытии исходных кодов Android.

Компания Nokia также объявляет о намерении открыть исходный код Symbian OS и начинает процесс покупки полного пакета акций Symbian, с целью образования некоммерческой организации Symbian Foundation. Процесс покупки был завершен 2 декабря 2008 года. Предполагается, что унифицированная открытая платформа Symbian появится в 2010 году.

В 2008 году Apple представила обновлённую версию своего смартфона iPhone 3G. В аппарате появилась поддержка сетей 3-го поколения, GPS и исправлены некоторые недостатки предыдущей модели. Официальные поставки устройства осуществляются более чем в 70 стран (в том числе и в Россию). Благодаря успешным продажам iPhone компания Apple завоевала значительную долю рынка смартфонов.

Осенью 2008 года вышел первый аппарат на базе Android — T-Mobile G1 (HTC Dream).

В конце 2008 года компания Nokia выпускает сенсорный аппарат Nokia 5800 на базе Symbian OS 9.4. Смартфон поддерживает управление без использования стилуса и ориентирован на массовый рынок. Одновременно с данным устройством был анонсирован флагманский смартфон Nokia N97 c сенсорным экраном и выдвижной QWERTY/ЙЦУКЕН клавиатурой.

Наиболее распространённые производители смартфонов

Статистика рынка смартфонов по производителям[1][2]:

Производитель3 кв. 2007 г.%3 кв. 2008 г.%изменение
3 кв 08 / 3 кв 07
RIM (HTC850 4002,7 %2 308 2105,8 %171,4 %
Прочие7 816 10025,1 %6 791 53017,0 %−13,1 %
Все производители31 156 240100,0 %39 850 100100 %27,9 %

Операционные системы

Наиболее распространённые операционные системы и платформы для смартфонов[3]:

  • Symbian — занимает бо́льшую часть продукции ОС для смартфонов. В настоящее время на базе этой ОС существуют 2 альтернативные платформы: Series 60 (используется преимущественно в устройствах Samsung) и Sony Ericsson и [4]).
  • Windows Mobile и Windows CE
  • Maemo (Используется в интернет-планшетах Nokia N770-N810), Neo 1973, Neo Freerunner).
  • AES.[5]
  • iPhone OS — используется в iPod touch, разрабатывается Mac OS X. Оффициальная поддержка установки приложений сторонних разработчиков появилась только в версии 2.0 (с помощью Apple App Store).
  • Palm OS — некогда популярная платформа, в настоящее время аппараты на базе Palm OS малораспространены. Последний смартфон под управлением данной операционной системы был представлен в конце 2007 года (Palm Centro), также 8 января 2009 года был анонсирован смартфон Palm Pre (должен выйти в первой половине 2009 года) под управлением новой ОС Palm webOS.[6]
  • OHA (группа компаний во главе с HTC Dream (G1), до конца 2009 года могут выйти ещё два десятка.[7]

Статистика продукции смартфонов по доле операционных систем[1][2][8]:

Платформа3 кв. 2005 г.%3 кв. 2006 г.%3 кв. 2007 г.%3 кв. 2008 г.%
Symbian OS8 164 79059,7 %13 217 98072,8 %21 219 39068,1 %18 583 06046,6 %
Mac OS1 107 4603,6 %6 899 01017,3 %
RIM (Windows Mobile302 2802,2 %1 025 5405,6 %3 797 36012,2 %5 425 47013,6 %
Palm OS621 7004,5 %333 3401,8 %
Прочие85 5800,6 %51 3080,3 %372 1301,2 %862 3402,2 %
Итого12 389 89090,5 %18 164 618100 %31 156 240100 %39 850 100100 %

Смартфоны и вредоносные программы

Открытость операционной системы смартфонов и коммуникаторов порождает еще одну проблему, хорошо знакомую пользователям персональных компьютеров — компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Для защиты от этой опасности большинством ведущих разработчиков антивирусного ПО созданы специальные версии антивирусных программ для мобильных операционных систем (например Kaspersky Mobile Security от Лаборатории Касперского).

Большинство современных вредоносных программ для мобильных устройств (в основном это троянские программы[9])распространяются через интернет под видом полезных программ (игр, кодеков для видеопроигрывателей и других), либо локально в людных местах посредством bluetooth от незнакомых людей, не устанавливать подозрительные программы из ненадежных источников и т. п. Однако в перспективе, с ростом использования смартфонов и коммуникаторов для выхода в интернет (благодаря внедрению новых технологий беспроводной связи WiMAX и других) вредоносные программы для мобильных устройств могут стать серьёзной опасностью.

Также необходимо отметить, что обычные мобильные телефоны тоже могут подвергнуться заражению вредоносными программами (существуют вредоносные J2ME-программы[10], возможно использование уязвимостей ОС телефона и т. п.).

Примечания

Ссылки

Мобильные телефоны
ОбщееИстория · Развитие · Функции · Сетевые операторы · Сравнение стандартов · Частоты · SIM-карта · WAP · XHTML-MP
КультураБлоггинг · Знакомства · Безопасность при вождении · Азартные игры · Игры · Обучение · Мания звонка
ДругоеСмартфоны · Электронные отходы

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Коммуникатор — Психология масс — Конспект лекций

Коммуникатор

В самом простом понимании коммуникатор — это некоторая инстанция, организую­щая и контролирующая массовую коммуникацию. Однако и организация, и конт­роль — все это далеко не единственные функции коммуникатора. Это, скорее, функ­ции того, кого ныне принято называть «вещатель» или «издатель». Понятие же «ком­муникатор» в общепринятом понимании скорее ближе к понятию «источник», от которого исходит некоторое сообщение.

Источник в данном контексте — это тот, кто определяет коммуникационную по­литику, собирает необходимую информацию, каким-то образом обрабатывает ее, определяет ее окончательный вид и содержание, «подписывает» ее и «выпускает в свет», в тираж. Таким образом, источник выполняет шесть основных функций:

1)  определение коммуникационной политики и контроль за ее осуществлением;

2)  сбор информации; 3) обработка информации; 4) создание «сообщения», определе­ ние его окончательного содержания; 5) принятие на себя ответственности за данное сообщение, поскольку оно идет от его имени (в широчайших вариантах от «Я счи­ таю…» до «ТАСС уполномочен заявить…»), т. е., реально, «подписывает» выпускае­ мое в тираж «сообщение»; 6) выпуск «в свет» (в тираж, в эфир) данного «сообщения». В качестве отдельной интегративной функции коммуникатора с легкой руки К. Ле­ вина иногда выделяется «функция вратаря», принимающего решения при отборе и подаче информации.

Коммуникатором или источником может быть правительство страны, политичес­кая партия, общественная организация, информационное агентство, редакция газе­ты, издательский дом, медиа-холдинг, ведущий отдельной радиопередачи или теле­визионной программы. Формат коммуникатора достаточно вариативен. Однако дело не в формате, а. в перечисленных основных функциях. Каким бы ни был формат, он всегда подразумевает уровни, на которых определяется его общая политика и форму­лируются соответствующие директивы (в том числе и так называемая «внутренняя цензура» в случае, когда коммуникатором является отдельный журналист), а также уровни, на которых практически готовится и осуществляется коммуникационная де­ятельность.

298            Часть 3. Массовые социально-психологические явления

От источника зависят эффективность коммуникации и основная цель, которую будет преследовать коммуникация. Обобщенно, цель может быть двоякой. Либо это оказание содействия в формировании «естественной» массы нуждающихся в этом людей (удовлетворение их основных информационных, эмоциональных и целого ряда прочих запросов и потребностей), либо формирование «искусственной» и «техни­ческой» массы не в интересах этих людей, а исключительно для достижения собст­венных целей источника и стоящих за ним социальных, экономических и политиче­ских сил.

Аудитория

Начиная от первых исследований массовой коммуникации, согласно традициям, за­ложенным ведущими представителями Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хорн-хаймером, массовая коммуникация стала трактоваться как целенаправленный меха­низм массовизации общества, очень удобный в политических целях, прежде всего для тоталитарных социально-политических устройств. Это было подтверждено на иссле­дованиях геббельсовской пропаганды в Германии и сталинской пропаганды в СССР.

Соответственно полученным выводам, аудитория массовой коммуникации до сих пор многими понимается как в основе своей пассивный, безвольный и лояльный про­дукт соответствующей обработки. Подвергаясь ей, формируемая массовой коммуни­кацией «масса» в значительной части и поныне выступает как своеобразное «множе­ство самодовольно-ограниченных, непоколебимо уверенных в своей суверенности, а на самом деле легко манипулируемых индивидов» («Политология: Энциклопедиче­ский словарь», 1993). Такой субъект-объектный подход, при котором активным субъ­ектом выступает только сам источник, а аудитория фигурирует в виде пассивного объекта, отражал откровенно манипулятивную суть массовой коммуникации своего времени. В определенной части такое понимание сохранилось и поныне. Например, господствующая в современной массовой коммуникации так называемая «индустрия развлечений» рассматривается некоторыми исследователями как «социальная тера­пия побега от действительности» (X. Хольцер), как удобный «способ наделения жи­вых людей уровнем умственного развития манекенов», как подмена всего проблем­ного занимательным.

Трудно возражать подобным подходам. Отчасти они безусловно верны и справед­ливы. Однако в последние десятилетия ситуация стала меняться. Под влиянием по­стоянно снижавшейся эффективности субъект-объектной схемы коммуникационно­го воздействия стал развиваться иной, более гибкий субъект-субъектный подход. Сама реальность показывает, что пассивные аудитории, готовые принимать любое со­общение, уходят в прошлое. У большинства жителей развитых стран сформировались сложные, дифференцированные коммуникационные потребности. Сегодняшний че­ловек уже не может обходиться в повседневной жизни без газеты, радио, телевиде­ния. Более того, теперь ему совсем недостаточно одной газеты, одной радиостанции или одного телеканала. При обилии информации, в которой трудно разобраться са­мому, он ждет от средств массовой коммуникации помощи в их интерпретации и тре­бует ее. Он требует выбора для того, чтобы, сравнив, затем выбрать «свой» источник. Эта активность аудитории — одна сторона вопроса.

Глава 3.4. Психология массовой коммуникации       299

В то же время, с другой стороны, конкурентное развитие средств массовой ком­муникации, вынужденных уже бороться за аудиторию, постоянно расширяет возмож­ности выбора для людей. Развитие коммуникаций само активизирует аудиторию, вы­нуждая ее к поиску «своих» источников, к постоянному выбору между нарастающим числом альтернатив. В отличие от, скажем, Северной Кореи, где граждане до сих пор имеют лишь один телеканал, который они обречены смотреть до 23.00 (после этого — всем спать!), в развитых странах существуют десятки телеканалов. Легенда расска­зывает, что на заре появления телевидения в СССР, когда счет телеприемников шел на единицы (понятно, в чьих квартирах они находились), ежевечерние передачи на­чинались с того, что диктор прямо обращался: «Дорогой товарищ Сталин! Начинаем передачу программы новостей советского телевидения…». Естественно, что в ситуа­ции такого типа о выборе можно было только мечтать. Теперь положение в мире иное.

Современная аудитория активно «щелкает кнопками», часто переключая каналы, а ежедневные социологические рейтинги каналов и телепрограмм жестко отражают степень и направленности ее активности. Соответственно, «источник» теперь просто не может не считаться с этим, особенно в тех странах, где средства массовой ком­муникации освободились от политико-пропагандистской монополии властей и уже перешли на рыночные, коммерческие рельсы. Перестав быть’тупым «объектом» ком­муникации, современная аудитория стала весьма разборчивым и очень активным субъектом потребления коммуникационного «товара».

Фактор роста активности аудитории, в целом, оказался даже полезным для средств массовой коммуникации, хотя и создает им немало проблем. Дело состоит в том, что активная аудитория самостоятельно ретранслирует значительную часть со­общений среди населения и реализует их в своем потребительском поведении, что ока­зывается практически предельно важным для рекламной части массовых коммуни­каций, на средства от которой, в основном, и развивается коммуникатор.

Отсюда — растущее повышенное внимание к психологическим, социологическим и социально-психологическим исследованиям аудитории, к совершенствованию форм и методов той «обратной связи» между коммуникатором и аудиторией, о кото­рых речь пойдет дальше.

Коммуникационное сообщение

В наиболее простом понимании, коммуникационное сообщение — это сгусток инфор­мации о некой случившемся факте. Однако если информационные факты в жизни и бывают «сами по себе», то информационных сообщений о «самих по себе» фактах в массовой коммуникации не бывает. По самым разным, причем неизбежным, причи­нам нет и не может быть сообщения о факте «в чистом виде». Так или иначе, объек­тивно или субъективно, осознанно или неосознанно, целенаправленно или спонтан­но, к информации о факте всегда примешивается отношение к нему.

Речь не о пропаганде — там все ясно. Один и тот же информационный факт мож­но изложить диаметрально противоположными способами. Один и тот же взрыв, до­пустим, в Чечне, может быть и «очередным злодейским преступлением бандитов», и, с той же достоверностью, «еще одной успешной операцией повстанцев». Здесь все за­висит от общей политики коммуникатора.

300            Часть 3. Массовые социально-психологические явления

Речь о другом — о том, что в самом процессе сбора информации, ее сортировки, обработки и оформления к информационному факту все равно неизбежно приме­шивается значительная доля субъективного отношения тех людей, которые заняты в этом процессе. Это отношение к факту, к своей работе, к начальству, к зарплате, к аудитории и т. д.

Исходя из этого коммуникационное сообщение и принято определять как «факт, спрессованный с отношением к нему». Отношение может быть разным — идеологи­ческим или коммерческим, осознанным или неосознанным. Но оно есть всегда, и иг­норировать это — значит, отказаться от понимания механизмов действия массовой коммуникации.

Однако отдельное сообщение — это только одна молекулярная единица инфор­мационного потока массовых коммуникаций. Для понимания же природы всей совре­менной массовой коммуникации надо обязательно иметь в виду, что она представля­ет весь мир в виде непрестанно обновляющегося набора сообщений, как правило, не связанных друг с другом прямой, однозначной логической или смысловой связью. Пример — обычная ситуация, когда, скажем, в программе новостей появляется совер­шенно разномасштабная и разноракурсная информация из всевозможных сфер жиз­ни, от объявления войны против вашего государства до успешного разрешения от бремени слонихи в провинциальном зоопарке.

Именно поэтому для психологии восприятия массовой коммуникации более чем естественным оказывается связывать всю поступающую «мозаику» сообщений не че­рез причинно-следственные отношения (которые непосредственно не представлены аудитории), а как бы «через интервалы». По мнению специалистов, «аудитория ока­зывается вынужденной как бы «высекать» смысл элементов «мозаики», сталкивая их между собой, добиваясь их «резонанса» (взаимоусиления), стягивая их в одну точку пространства и времени, приурочивать к «здесь и сейчас». Мозаичность массовой ком­муникации очевиднее всего в телевидении, как ее наиболее развитом виде. По мере усложнения и уплотнения его программ длительность каждого из их элементов со­кращается во времени. Сжатие программ как неизбежное следствие их мозаичной структуры создает противоречие между действительным содержанием освещаемого события и отведенными для его демонстрации узкими временными рамками. В ре­зультате информация может превращаться в дезинформацию, «резонанс» будет за­глушать и оглуплять здравую мысль, в головах зазвучит хаос». В последние годы все более пристальное внимание исследователей привлекает в этой связи роль массовой коммуникации «как мощного генератора мифов, когда уже наполняемость каждого мига жизни массово-коммуникационного сознания всемирным бытием человека де­лает его аналогичным сознанию мифологическому с его принципом «все во всем»» («Политология: Энциклопедический словарь», 1993).

По мнению многих, современное коммуникационное сообщение в своей психоло­гической основе является особого рода мифом. В последние десятилетия деятель­ность роль средств массовой коммуникации в целом рассматривается как мифопро-изводящая. Это особого рода мифотворчество, причем не в образном, а в буквально-психологическом понимании. Не случайно еще в 1871 г. К. Маркс писал о тогдашних средствах массовой информации: «Ежедневная пресса и телеграф, который мо­ментально разносит свои открытия по всему земному шару, фабрикуют больше ми-

Гпава 3.4. Психология массовой коммуникации       301

фов (а буржуазные ослы верят в них и распространяют их) за один день, чем раньше можно было изготовить за столетие» (Маркс, Энгельс, 1951-1984). В то время еще жили в умах примеры формирования политических мифов с помощью газетных заго­ловков. Так, до сих пор наиболее ярким примером считается смена заголовков одних и тех же парижских газет в течение нескольких дней, понадобившихся Наполеону для возвращения к власти после ссылки на остров Эльба. Заголовки первого дня: «Корсиканское чудовище вырвалось на свободу!». Второй день: «Узурпатор бежал с острова Эльба». Через насколько дней: «Бонапарт находит поддержку в провинции». Следующий этап: «Наполеон с поддержавшей его армией приближается к столице». Наконец, апофеоз: «Париж приветствует его величество императора!». Так, от резко негативного через нейтральное к восторженному может меняться содержание мифов, формируемых коммуникационными сообщениями. Сохраняя объективность инфор­мационного компонента (факта), это осуществляется за счет смены компонента эмо­ционального —- отношения к приводимому факту.

В наше время особенно подчеркивается эта роль в случае телевидения. Так, впол­не откровенно считается, что зрителю бессмысленно «нанизывать» мозаично сообща­емые на телеэкране сообщения на «линейно-перспективную», логически стройную последовательность (когда причина — это то, что в начале, а следствие — то, что в конце. Сталкиваясь с таким потоком, в поисках устойчивой опоры сознание стремит­ся выйти за пределы этой событийной поверхности жизни, обнаружить ее глубинные, «извечные» первоосновы. В этой связи и напрашивался вывод известных исследова­телей данных процессов М. Маклуэна и У. Онга о том, что в силу самой своей сути и природы средства массовой информации возвращают и погружают человека в миф. Что «миф тем самым снова, как когда-то в исторически далеком прошлом, оказыва­ется органичным способом отношения к действительности… Следует при этом иметь в виду, что уже под действием товарного фетишизма отношения мифотворчества дей­ствительно распространяются как на теоретическое, так и на обыденное сознание, естественно захватывая и массовое духовное производство, создавая положение, ко­гда люди склонны наделять могуществом средства массовой информации уже в силу того, что от них узнают почти все, что происходит в мире» (Маркс, Энгельс, 1951-1984).

Таким образом, для аудитории мифом становится и само телевидение, и переда­ваемые им сообщения. В итоге, несмотря на внешнюю свободу выбора, все равно фор­мируется сакральное отношение к массовой информации и ее коммуникаторам. Дело, однако, совсем не в уважительном отношении к работникам телевидения. Мифотвор­чество перестраивает восприятие и мышление аудитории. Особый, клиповый харак­тер непрерывного потока сообщений диктует иную скорость психических процессов. Сокращение времени для комментариев и аналитических программ ведет к деграда­ции мышления аудитории. В итоге, она становится все более легковерной для воспри­ятия разного рода мифов.

Это дополнительно облегчается целенаправленным упрощением мифов. Еще в на­чале XX века У. Липман всерьез утверждал, что можно создать такой символ, кото­рый собирает воедино эмоции, оторванные от идей. Он полагал, что главная задача транслируемых средствами массовой коммуникации сообщений — это «интенсифи­кация чувств и деградация зависимости». Современное телевидение активно исполь­зует эти возможности.

302            Часть 3. Массовые социально-психологические явления

Сопоставление основных структурных и социально-психологических характери­стик мифа и образов массовой коммуникации обнаруживает их подчас удивительное подобие, изоморфизм и способность к взаимоусилению. Так, в мифе происходит слияние общего и единичного в единую, нераздельную целостность. Все в действи­тельности неродственное обычно понимается в мифе как ближайшим образом род­ственное, а мифологическое время предполагает наличие «всего во всем», соединяя в единый сплав прошлое, настоящее и будущее. Отметим в этой связи еще и простран­ственно-временную замкнутость мифа, «космос» которого, воспроизводя себя снова и снова, в итоге все равно оказывается равным самому себе. Это совершенно анало­гично действию представляющих как бы «все времена и пространства сразу» инфор­мационных блоков современной массовой коммуникации.

Нельзя сбрасывать со счета и то, что миф культивируется массовой информаци­ей. Удобен он и для психологии масс: он формирует определенное мироощущение, создает установки, обладающие стойкостью предрассудков. Миф устанавливает вы­мышленные причинные связи между реальными объектами, порождает ложные объекты (например, героические образы вполне заурядных политических лиц), леген­ды о славном прошлом, соединяет действительность с вымыслом, вносит вымышлен­ные отношения в реальность социальной жизни.

Собственно говоря, здесь и возникает совершенно особое, мозаично-клипово-ми-фологическое массово-коммуникационное сознание. Довольствуясь исключительно осколочными сообщениями и фантастическими связями между ними, оно вполне успешно функционирует в массовом сознании, порождая и укрепляя иллюзии всеобъ­емлющего знания о мире и происходящих в нем событиях. В итоге же, так склады­вается гипертрофированное влияние, например, телевидения на психологию масс. В конечном счете это влияние и выразилось в возникновении совершенно особых об­щностей, например «телевизионного электората». В последние десятилетия люди ста­ли голосовать, по сути, не за программу или лозунги той или иной партии, а исключи­тельно за телевизионный имидж претендентов. Своего рода обратная сторона этого процесса — появление новой, особой власти, «телекратии», состоящей из числа наи­более рейтинговых и часто выступающих телеведущих, реально обладающих возмож­ностью тиражировать свои прежде всего личные симпатии и антипатии, тем самым во многом предопределяя социально-политическое поведение населения. Такая «те-лекратия» — это не виртуально-абстрактная «четвертая власть», которую никто и всерьез-то не воспринимает. Это совершенно конкретные люди, которые более или менее успешно, но управляют-таки массовым сознанием, и к которым теперь уже ре­гулярно вынуждены ходить на поклон политики, мечтающие стать любимцами масс. Как верно отмечал один из наиболее известных исследователей данных процессов Дж. Барбер, «с упадком партий люди обращаются к газетам, журналам и телевизорам за руководством. И именно здесь, в политическом журнализме, они находят новую элиту», обладающую серьезной властью (Barber, 1980).

 

78

bookwu.net

6.3. Типы коммуникаторов.

Существует четыре теории коммуникации, с помощью которых можно сгруппировать свойства коммуникаторов. Это гипотетические описания, сделанные для удобства наблюдения. Редко можно обнаружить человека, который всегда передает сообщения строго в соответствии с одним из подходов.

Развивающий коммуникатор. Этот подход не является предопределенным и неизменяемым, он не пред­полагает, что некто всегда прав. Этот стиль подра­зумевает желание вносить идеи и предложения. Он также стремится к выработке совместного понимания проблем и задач.

Сила развивающего коммуникатора – в дву­направленной коммуникации. Такой коммуникатор ищет новые подходы и побуждает к исследованию и экспериментированию. Развивающий коммуникатор крайне желателен и по моральным соображениям.

Слабость — недостаток скорости и точности.

Управляющий (контролирующий) коммуникатор – не любит рассматривать альтернативы. Что касается таких людей, они не заинтересо­ваны в экспериментировании, поскольку считают, что их собственные идеи и подходы лучше всего. Их целям отвечает однонаправленная связь, так как ответная речь может только задержать их, когда они пытаются навязать или внушить собственную точку зрения.

Уместен управляющий подход:

  • если начальник обладает всей полнотой знаний о ситуации и, имея необходи­мый опыт или знания, способен принять хорошее решение;

  • в кризисных ситуациях, требующих неотложных действий;

  • когда совместные действия или мотивация не имеют значения.

С другой стороны, управ­ляющие методы редко оказываются эффективны, когда имеется сильное сопротивление изменению.

Уступчивый коммуникатор. Уступчивые коммуника­торы уверены в одном: у других людей явно больше сведений для сообщения. Они самокритичны и неве­роятно скромны. Они нечасто выдвигают собственные идеи и всегда стараются переложить груз на других. Они готовы к рассмотрению альтернатив, но не к тому, чтобы с энтузиазмом их исследовать.

Уместен:

— когда другой участник обладает большей информа­цией, опытом, фактами или эрудицией;

— если в ситуациях, требующих немедленных действий, кто-то уже взял на себя лидерские функции, нет особых оснований оспа­ривать его власть и вовлекаться в развивающий про­цесс коммуникации.

Отстраненный коммуникатор — заинтересован в сохранении существующе­го положения вещей. Такой человек считает, что ничто не способно улучшить ситуацию, и поэтому, если по­явятся новые неизвестные, все может стать гораздо хуже.

Отстраненные коммуникаторы избегают взаимо­действия, и как сами не вносят никакого вклада, так и от других вкладов не требуют. Ситуаций, где желателен отстра­ненный способ коммуникации, не так уж много. В управленческой ситуации руководитель перестает быть руководителем, если уклоняется от ситуации.

Для успеха коммуникации весьма существенны самовосприятие человека и отношение к окружающим людям. Транзактный анализ помогает понять наше поведение и коммуникацию с другими людьми.

ТА-подход – это средство, помогающее по­нять, что же происходит, когда взаимодействуют любых два человека. По этой теории каждый имеет три типичных режима поведения. Они называются:

  1. родительское-эго-состояние,

  2. взрослое-эго-состояние,

  3. детское-эго-состояние.

Ребенок. Ребенок – это та основная часть опыта, которая откладывается в психике человека, пока он маленький.

Характерно: спонтанная активность, творчество, интуиция, любознательность, доверчивость, желания и влечения.

Недостатки: страхи, капризы и недовольство, робость и неуверенность, беспомощность, несдержанность

Родитель. Родитель порождается детс­кими наблюдениями за поведением матери, отца или других «больших людей». Родителя часто называют «преподанной концеп­цией жизни».

Характерно: установление правил, осмотрительность, «автопилот».

Недостатки: догматизм, безапелляционность, сознание превосходства, присвоение права наказывать.

Взрослый. Взрослый – это та часть, которая постигает вещи, собирая и рассматривая факты и т. п. Это эго-состояние можно рассматривать как свой внутренний компьютер, которым пользуются для оценки вероятностей и для принятия решений, основанных на фактах. Взрослого иногда называют «обдуманной концепцией жизни».

Характерно: расчет, контроль, трезвые оценки.

Недостатки: скепсис, скованность, недостаток импровизации, недооценка эмоциональных сторон жизни.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *