Расскрытие понятий «коммуникация» и «общение»
Издавна коммуникация и общение являлись синонимичными понятиями. Однако современные исследователи в области психологии определяют «коммуникацию» лишь одним из компонентов «общения», который носит информационно-смысловой характер.
Как таковое, общение — это сложный процесс, состоящий из трех составляющих:
- коммуникация — обмен информацией путем использования знаков или символов;
- перцепция — создание и поддержание взаимосвязей между субъектами;
- интеракция — взаимодействие с субъектом.
Общение применяется в качестве инструмента для обмена знаниями, навыками, опытом и т.д. Степень эффективности общения, усваиваемости информации напрямую зависит от глубины задействованных эмоций. Чем они сильнее и ярче, тем сильнее включают в работу память.
Коммуникация, в свою очередь, также состоит из трех составляющих:
- когнитивная — степень осведомленности в данном контексте;
- эмотивная — манипулирование эмоциями субъекта, своим состоянием;
- коннотативная — определение поведения субъекта.
Кроме этого, субъекты процесса коммуникации выполняют следующие функции:
- информационно-коммуникативная — совершение процесса обмена информации, ее усвоения;
- аффективно-коммуникативную — оказание влияния на эмоциональную составляющую участника общения;
- регулятивно-коммуникативную — направление деятельности участников общения, контролирование каждого субъекта.
Между описанными функциями наблюдается прочная связь.
Сразу несколько исследований указывают на высокую степень различия межличностной и массовой коммуникации. Исследователи сравнивают их по конкретным параметрам, что описано на рисунке 1.
Информационно-коммуникативная функция побуждает участников общения к творчески продуктивному взаимодействию, желанию осознать позиции и мнения друг друга, ведению дискуссий.
Рисунок 1. Межличностная и массовая коммуникация
Регулятивно-управляющая функция служит для настройки участников общения на один лад путем их воздействия друг на друга в степени, которая зависит от психологического состояния и свойств каждого из субъектов. Стандартными инструментами для воздействия на другого человека являются: убеждение, внушение, подражание и заражение.
Эмоционально-коммуникативная функция влияет на ход общения путем воздействия на эмоциональное состояние участников коммуникации. Дает возможность как снять напряжение в общении, так и создать раздражительную, негативную атмосферу.
Теория массовой коммуникации
Массовая коммуникация, аналогично межличностной, основывается на следующих уровнях общения:
- рациональный — определение причинно-следственных связей и мотивов путем логических рассуждений;
- эмоциональный — идентификация эмоционального состояния аудитории;
- интуитивный — предполагает действия, самопроявления субъектов.
Выбор инструмента для управления группой должен быть основан, исходя из ее особенностей, которые необходимо фиксировать на каждом из уровней. Для налаживания контакта с аудиторией, стоит применять на практике следующие правила:
- Информированность. Информация должна быть общеизвестна и представлять интерес для публики.
- Полнота описания. Необходимо выявлять главное в любой информации.
- Тождественность. Информация должна быть понятна и передана в одном контексте.
- Детерминизм. При передаче информации нужно сохранять причинно-следственные связи.
- Общая память. Обе стороны должны иметь набор общих знаний о мире.
- Прогностические способности. Обе стороны должны иметь представления о будущем развитии ситуации.
- Истинность. Все сообщения должны соответствовать реально существующим явлениям.
- Релевантность. Сообщение не должно прерываться отклонениями от темы.
- Ясность. Сообщение должно однозначно и ясно пониматься.
- Мотивированность.
Информация, которую желает передать субъект, должна сопровождаться авторской оценкой и доступной мотивацией толкования. Кроме этого, необходимо помнить, что полноценный контакт в общении можно получить только психологически расположив другую сторону к говорящему. Именно так зарождается взаимопонимание.
Психологическими факторами общения являются контекст, культурный фон (язык, традиции, нормы), определяющие форму общения. Непосредственно сам процесс общения и его исход определяются уровнями общения: макросоциальный — общезначимые формы; микросомальный — чет текущей обстановки разговора (интервью, заседание суда и т.д.). Человек, как социальное существо, испытывает симпатию и интерес субъектам, которые схожи с ним по какому-то из признаков — происхождению, социальному положению, позициям в тех или иных ситуациях. Каждый разговор побуждается с каким-то мотивом, будь он осознанным или нет. Им может быть желание самовыразиться, узнать партнера, проявить ум, ведение беседы с объектом обожания, восстановление справедливости, вмешательство в ситуацию и т.д. Очень часто мотивом начала разговора выступает желание привлечь к себе внимание, популярность. Коммуникатор заботится о поддержании мотива общения.
По заявлениям исследователей в области психологии, индивидуум старается удовлетворять свои потребности по мере важности. Таким образом, на первом месте будут естественные потребности (еда, воздух, сон), далее потребность комфорта и безопасности, социальная реализованность и самоутверждение.
В рекламе, например, иерархию мотивов можно представить в общем виде:
- Эмоциональные мотивы (обрести привлекательность, сохранить внимание близких, выделиться из массы себе подобных, вызвать восхищение, быть принятым в определенной среде, преодолеть страх, удовлетворить любопытство, почувствовать себя комфортно и т.д.).
- Рациональные мотивы.
- Утилитарные мотивы.
- Эстетические мотивы.
- Мотивы престижа.
- Мотивы уподобления и мотивы моды.
- Мотивы самоутверждения.
- Мотивы традиции.
Также часто используются в рекламных кампаниях следующие глубинные мотивы:
- Чувство уверенности.
- Надежность.
- Самоудовлетворение.
- Творческие наклонности.
- Объекты любви.
- Семейные традиции.
- Зависть.
- Недоверчивость.
- Лесть.
Стоит учитывать то, что мотивы, как таковые, имеют неоднозначный характер: одни выражают боль, другие — радость. В общении с массами важно избавиться от предубеждения, чтобы обрести мотивацию. Именно благодаря ней коммуникатор сможет успешно достигать цели общения. Главным мотиватором журналиста должна быть серьезность его намерений.
Замечание 1Журналист может манипулировать препятствующими факторами и контактом с собеседником, если он разбирается в психологической составляющей общения. Преследуя свои цели, журналист может легко менять предрасположенность к себе, совершая те или иные действия.
Предрасположенность к человеку основывается на прошлом опыте общения, оценке действия коммуникатора, сходство взглядов и суждений. Оно управляет выстраиванием взаимоотношений общающихся. В процессе общения полученные в прошлом навыки собираются в конкретный поведенческий шаблон, который корректируется в зависимости от социальной группы. Это помогает сократить трату психологических ресурсов и быстрее настроить благоприятную атмосферу.
Чтобы верно выстроить свое поведение, необходимо верно распознать собеседника, оценить его мотивы.Принципы ведения общения
Общение, как таковое, имеет три иерархические ветви, которые тесно связаны между собой: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
- Коммуникативная сторона общения описывает обмен данными (навыками, информацией) между субъектами процесса с помощью символов и знаков, мимики, жестикулирования и других инструментов передачи информации.
- Интерактивная сторона общения описывает взаимодействие субъектов определенным образом (сотрудничество, конкуренция, доминирование).
- Перцептивная сторона общения описывает построение взаимоотношений между субъектами путем совместного познания друг друга, формировании на основе полученной информации образа собеседника. Основным механизмом познания собеседника является идентификация (построение ассоциаций объекта с образом) и рефлексия (оценка объекта третьими лицами). Основой профессионального общения является умение различать вербальные и невербальные знаки собеседника, выбирать адекватную реакцию и правильно взаимодействовать.
Эмпатия — это сочувствующее состояние, вызванное произошедшим у собеседника.
Осведомленность о социальном статусе собеседника и его социальной роли способствует устранению психологических барьеров в общении. Журналист может настроить собеседника на правильный лад, получив от него дополнительную информацию, если будет обладать хорошим умом и способностями к эмпатии.
Познания и навыки в психологии общения помогают брать на себя доминирующую роль в разговоре, достигая поставленных целей. Если же ее игнорировать, коммуникатор станет заложником ситуации и будет либо следовать свободному течению общения, либо поддаваться манипуляциям собеседника.
Замечание 2В профессиональной карьере журналиста необходим навык применения техники эффективного расспроса, умению аргументировать, вести дискуссию, адекватно оценивать собеседника и уметь снимать эмоциональное напряжение в разговоре.
При общении с людьми, верной практикой является совершенствование навыков ведения разговора путем применения новых практик психологической психологии, накоплению опыта успешного разговора. Понимание психологических процессов и закономерностей делает чрезвычайно важно для журналиста.
Ожидания коммуникатора о предстоящей беседе могут не соответствовать действительности. Как правило, это связано с предвзятым отношением к собеседнику, применением к нему ряда стереотипов, которые мешают в полной мере раскрыть собеседника, понять его мотивы и взгляды. В работе по устранению таких стереотипов помогают взаимные контакты. С приобретением опыта, установка взаимного контакта становится для журналиста естественным процессом.
Предметной подготовки недостаточно, чтобы в полной мере осознать методологический принцип оценочных суждений, развивать умение поддержания целевых тем разговора. Для успешного выполнения поставленных задач необходим опыт. На содержание разговора влияет не только предмета обсуждаемых тем, но и от окружающей среды, атмосферы.
Журналист обязан быть крайне сосредоточенным во время интервью, раскрыть внутренний слух. Необходимо тонко улавливать язык жестов собеседника, не перебивать его (особенно в тех случаях, когда партнер по общению раскрывается и начинает в полной мере описывать свои позицию, взгляды). Во время разговора допускается оказание знаков внимания (расслабляют собеседника и снижают напряжение). В случае нежелания говорить у собеседника, необходимо брать управление разговором на себя, направляя его в удобное для партнера русло, чтобы эмоциональное напряжение спало, собеседник почувствовал психологическое спокойствие. После этого целесообразно снова переходить на целевые темы общения.
В журналистике необходимо грамотно подходить к выбору собеседника. Коммуникатор должен проанализировать его поведение, определить психологические свойства, степень раскрепощенности и отрицательные настрои. Это не только повысит продуктивность беседы, но и позволит сэкономить потраченное время на нецелесообразный разговор.
Степень эффективности беседы зависит от следующих факторов: социальные роли собеседников, их психологическое состояние, сценарий беседы, мотивы, желание познавать и принимать взгляды, харизма (т.е. личностные свойства, вызывающие веру в силу, возможности, достоинства человека), выражение экспрессии (мимика, жесты, интонация). Все это формирует образ собеседника, который сохраняется в памяти, выражает определенные чувства и побуждает ряд процессов.
Замечание 3Психология воздействия работает в том случае, если собеседники общаются в одной системе передачи информации. Однако, стоит учитывать появление различных барьеров: социальных, политических, профессиональных, религиозных.
В работе коммутатора неизбежно встречаются ошибки. Риск их возникновения можно значительно снизить, если исключить типичные причины их появления. В первую очередь следует развить в себе навык самодисциплины и максимальной внимательности к собеседнику. Это повысит уровень ответственности в подходе к работе.
Замечание 4Для общения следует выбирать знакомые локации в подходящее время, следует расписать возможные сценарии беседы и быть готовым к возможным неожиданным обстоятельствам.
Каждый участник общения совершает следующие процедуры: устанавливает характеристики и особенности других участников, дает оценку их поступкам на на основе эмоций, логики и интуиции, фиксирует причинно-следственные связи, выбирает средство реагирования или воздействия на деятельности других участников общения.
Главным указателем для журналиста при работе с источниками информации является общее правило «не навреди», убежденность в удачном разрешении ситуации. Двусмысленность может негативно сказаться на репутации человека.
При удовлетворении информационных потребностей, аудитория вовлекается в сознательно устанавливаемую связь – коммуникацию, обеспечивающую обмен информацией между большими общностями, между социальными институтами и территориальными группами, каждым человеком в отдельности. В условиях массовой коммуникации психические процессы, переходя от объекта к другим, проходят через этап «овеществления» или «символизирования».
Структура массового общения и понятие коммуникатора
В структуре массового общения выделяют следующие компоненты:
- коммуникатор (тот, кто говорит) – субъект информации;
- аудитория (реципиент) – тот, на кого направлена информация, кому адресовано сообщение;
- сообщение – что именно сообщается, сама информация;
- канал – техническое средство передачи информации.
Существует несколько определений понятия «коммуникатор».
- Коммуникатор (communicator) – инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, медиатексты.
- Коммуникатор (адресант) – человек, направляющий информацию.
- Коммуникатор – источник информации, создатель сообщения.
- Коммуникатор – 1) лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения; 2) средство массовой информации; 3) механизм, передающий информацию.
В нашем представлении, коммуникатор — это вещатель информации. Он объединяет три основные группы лиц. Во-первых, это источники коммуникации, т.е. люди, заинтересованные в доведении информации до широкой публики. Во-вторых, это исполнители, т.е. люди, которые придают информации форму, пригодную для понимания (репортеры, обозреватели, комментаторы). В-третьих, это люди, использующие технические средства для передачи сообщений (режиссеры, редакторы и т.д.).
Таким образом, коммуникатор представляется некой совокупностью, что имеет все атрибуты источника информации. Это дает ему преимущество при работе с аудиторией.
Любой информационный канал обладает определенными особенностями и имеет определенные плюсы и минусы. Исследователи в области психологии указывают основные принципы телевидения:
- Выстраивание изображение путем представления несвязной между собой информации (отличная по величине, типу, содержанию).
- Закрепление данной информации путем вызова резонанса в подсознании аудитории, что вызывает преодоление раздробленности, соединение информации в единую логическую цепь.
Потребность в улучшении коммуникативных навыков диктуется распространенностью широких потоков информации, в которых требуется умение налаживать конструктивное общение на всех уровнях.
Быстрый рост сети распространения информации привел к увеличению коммуникативных процессов. Кроме этого, произошли изменения в способе мышления, подходу к информации как таковой. Под воздействием СМИ изменяется не только сознание людей, но и их психологические характеристики, свойства, состояния.
Полная картина кругооборота информации, ее возникновения и перемещения не может быть составлена, несмотря на разработку методов подхода к ней. Проводимые исследования работали по принципу «источник-текст-канал-массы-коммуникатор». Одни ученые изучают семантический и прагматический моменты функционирования СМИ: смысл и ценности сигналов; другие исследуют механизмы приема и переработки информации в памяти человека под воздействием СМИ; третьи – информационные потребности аудитории как сложные психосоциальные категории; четвертых интересуют личностные доминанты усвоения информации, которые они связывают с психикой и описывают на разных уровнях: интроспективном и поведенческом, нейрофизиологическом, эвристическом, информационном, социальном; пятые рассматривают поведенческие эффекты под воздействием СМИ; шестые заняты анализом проблем организации СМК в разных масштабах – вселенском, глобальном (планетарном), региональном, национальном и т.д.
Можно говорить о разных подходах к проблеме применения теории массовой коммуникации: медиаориентированном и медиа центристском. В первом случае внимание уделяется механизму подчинения человека силе воздействия массовой коммуникации; изучается выполнение психологических функций последней и социального заказа. Это направление представлено школой экспериментальной риторики (убеждающей коммуникации). В лабораторных условиях исследователи пытаются выделить в чистом виде и замерить действие отдельных факторов коммуникативного воздействия на человека (особенности построения сообщения, способы и формы общения, социальные характеристики коммуникатора). Известна теория «использования и удовлетворения», сторонники которой утверждают, что скорее люди приспосабливают СМИ к своим потребностям, чем СМИ подчиняют себе людей. Выбирая из сообщений прежде всего то, что отвечает его потребностям, человек влияет на СМИ, создавая спрос и рынок информации, и, кроме того, самостоятельно интерпретирует поступающую к нему информацию.
Массовая коммуникация предполагает кругооборот информации в социуме, которая оказывает определенное влияние на аудиторию. Массовая коммуникация как канал общения имеет организационно-управленческие функции, а также функции социальной ориентированности и институциональности.
Общение и коммуникация – что это и отличия
Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.
Содержание
- Определение понятий
- Сравнение
- Выводы
Определение понятий
Общение представляет собой сложный и разноплановый процесс. В нем задействованы несколько видов деятельности человека – речь, интеллектуальные и психические возможности. Все они направлены на то, чтобы установить контакт с другим человеком (или несколькими людьми), укреплять и развивать его.
Коммуникация является совокупностью доступных человеку вербальных и невербальных операций. Результатом становится обмен информацией. Поступает она на уровне взаимодействия между личностями.
Сравнение
Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.
Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.
Гибок язык человека; речей для него изобильно всяких; поле для слов и сюда и туда беспредельно (Гомер – цитаты).
Выводы
Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.
Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.
Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными – интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка. Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон.
коммуникация Общение отличия что это такое
определение психологии общения | Словарь определений английского языка
n
1 действие или случай общения; передача или обмен информацией, идеями или чувствами
2 что-то сообщаемое, например сообщение, письмо или телефонный звонок
a обычно pl; иногда функционирует как пение изучение способов общения людей, включая речь, жесты, телекоммуникационные системы, издательские и радиовещательные средства массовой информации и т. д.
b (в качестве модификатора)
теория связи
4 соединительный маршрут, переход или связь
шнур связи
n (британский) шнур или цепь в поезде, за которые пассажир может потянуть, чтобы остановить поезд в чрезвычайной ситуации
интерфейс связи
n электронная схема, обычно разработанная в соответствии с определенным стандартом, которая позволяет одной машине обмениваться данными с другой машиной
невербальная связь
n (Психология) те аспекты общения, такие как жесты и мимика, которые не связаны с вербальной коммуникацией, но могут включать невербальные аспекты самой речи (акцент, тон голоса, скорость речи и т. д.)
шнур связи, коммуникационный интерфейс, невербальная коммуникация, общение
Collaborative Dictionary Определение английского языка
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Межличностное общение — IResearchNet
Межличностное общение — это динамичное и сложное человеческое явление, включающее как минимум двух коммуникаторов. Эти коммуникаторы намеренно ориентируются друг на друга как на субъекта и как на объект, чьи действия воплощают взгляды друг друга как на себя, так и на других. По сути, межличностное общение — это целенаправленное взаимодействие как минимум между двумя людьми, которое обычно происходит в среде лицом к лицу. Однако научные тенденции движутся в сторону изучения опосредованного межличностного общения с помощью коммуникативных технологий. Межличностное общение в организациях представляет собой процесс взаимодействия, включающий множество реляционных ситуаций. Эти внутренние ситуации включают в себя общение между начальником и подчиненным, а также со сверстниками. Эта статья посвящена внутреннему межличностному общению. Во-первых, будет дан обзор процесса межличностного общения. Во-вторых, межличностное общение расположено в организациях путем изучения общения между начальником и подчиненным и общения со сверстниками. Наконец, процесс межличностного общения контекстуализируется путем рассмотрения влияния доверия и технологий на межличностное общение в организациях.
Процесс межличностного общения
Процесс межличностного общения рассматривается с точки зрения общего общения, предложенной Клодом Шенноном и Уорреном Уивером. Эта модель в самом базовом формате включает отправителя, сообщение, канал и получателя. Шум обеспечивает дополнительную составляющую.
Первыми двумя компонентами межличностного общения являются отправитель и сообщение. Отправитель мысленно составляет сообщение для передачи другому лицу, принимая во внимание причину или намерение отправки сообщения. Возможно, оно предназначено для того, чтобы убедить или сообщить. Акт передачи этого сообщения от мысли к словам называется кодированием.
Канал в этой модели относится к режиму связи, используемому для ретрансляции сообщения. Знакомые каналы включают телевидение, радио и газеты. Однако межличностная коммуникация отличается от массовой коммуникации в этом отношении, потому что используемый канал представляет собой общение лицом к лицу, в котором сообщения передаются посредством вербального взаимодействия в одном месте.
Четвертым компонентом этой модели является приемник. Этот человек отвечает за получение сообщения отправителя и его расшифровку. Действие декодирования приводит к присвоению значения получателем.
Описанный обмен является одной из основных единиц взаимодействия между коммуникаторами. Как только получатель декодирует сообщение и придает ему смысл, этот человек может закодировать другое сообщение для передачи отправителю. Результирующее действие характеризуется как обратная связь. Обратная связь помогает уточнить исходное сообщение или улучшить его. В процессе обратной связи первоначальный получатель становится отправителем, который кодирует сообщение, а первоначальный отправитель становится получателем, который декодирует сообщение. Опять же, канал связи остается лицом к лицу. Этот процесс может продолжаться циклически, создавая диалог между обоими людьми.
Дополнительным компонентом, влияющим на взаимодействие, представленное в этой модели, является шум. Шум относится ко всему, что может помешать передаче сообщения от отправителя к получателю, и его можно отнести к ряду источников. Физические источники часто гораздо легче распознать, и к ним относятся громко проезжающий грузовик, когда отправитель разговаривал с получателем во время встречи, или если у получателя возникли проблемы со слуховым аппаратом во время прослушивания речи отправителя.
Шум, связанный с различиями в восприятии, также может помешать коммуникаторам передать сообщение. Этот тип шума объясняется рядом факторов, включая невербальное общение и культурные различия. Различия в восприятии могут привести к конфликту между коммуникаторами.
Общение между начальником и подчиненным
Отношения между начальником и подчиненным являются основными межличностными отношениями, структурированными в организации. Отношения отдельных лиц со своим руководителем являются одним из наиболее важных аспектов общения в их организационной жизни. Эти отношения настолько важны, что они могут определять, как люди идентифицируют себя с организацией, а также их работу и организационную удовлетворенность и приверженность. В частности, качество надзорной коммуникации и обмена информацией было связано с показателями доходов и производительности всей организации.
В большинстве организаций обычно существуют отношения начальник-подчиненный между членами организации. Как правило, исследования в области межличностного общения между начальником и подчиненным сосредотачиваются на обмене информацией и влиянии между членами организации, по крайней мере один из которых имеет формальные полномочия, предоставленные организационной структурой, для управления и оценки деятельности других членов организации. Дэниел Кац и Роберт Кан предположили, что общение начальника с подчиненным обычно сосредоточено на информации, касающейся организационных процедур и методов, идеологической обработки целей, должностных инструкций, обоснования работы или отзывов о производительности. Точно так же общение подчиненного с начальником обычно сосредоточено на информации о самих подчиненных, их коллегах и их рабочих или личных проблемах; информация о задачах, которые необходимо выполнить; или об организационной политике и практике.
- Ф. Смит и С. А. Хеллвег в 1985 г. обнаружили, что подчиненные более удовлетворены своей работой, когда между подчиненным и руководителем налажено хорошее общение. Надежным предиктором удовлетворенности подчиненных является способность начальника слушать, быстро реагировать на сообщения, быть чутким, эмпатичным и понимающим.
- Р. Уолдрон и М. Д. Хант в 1992 г. также утверждали, что подчиненные, сообщившие о хороших отношениях со своими руководителями, с большей вероятностью будут вступать в неформальные, дружеские отношения со своими начальниками, подчиняться формальным и неформальным просьбам, пытаться разъяснить ожидания и принимать критику со стороны руководителей, чем лица, сообщающие о более низком качестве отношений.
Теория обмена лидер-член (LMX) часто информирует об отношениях начальник-подчиненный. Теория LMX была связана с различными способами общения и предполагает, что лидеры имеют ограниченное время и ресурсы и по-разному делятся как личными, так и позиционными ресурсами со своими подчиненными. Подводя итог, Джесоб Ли и его коллеги в 1999 году предположили, что лидеры склонны развивать и поддерживать обмены со своими подчиненными, которые различаются по степени качества. Эти отношения варьируются от высокого (внутри группы) до низкого (вне группы) обмена. Внутригрупповой обмен считается высококачественными отношениями, отражаемыми высоким уровнем обмена информацией, взаимной поддержкой, неформальным влиянием и доверием, а также большей свободой переговоров и влиянием на принятие решений. С другой стороны, внегрупповой обмен отражает некачественные отношения, характеризующиеся формальным надзором, меньшей поддержкой, меньшим доверием и вниманием со стороны руководителя.
Исследование отношений между начальником и подчиненным
Существует несколько областей исследований, изучающих вопросы общения между начальником и подчиненным. К ним относятся следующие:
- Шаблоны взаимодействия . Исследования, изучающие модели общения между руководителями и их подчиненными. Сколько времени уходит на общение друг с другом? Кто инициирует общение? В чем важность взаимодействий?
- Открытость в общении . Это направление исследований исследует два аспекта открытости в отношениях между начальником и подчиненным: отправка сообщения (сообщение плохих новостей, откровенность в общении, сообщение важных фактов о компании) и получение сообщения (поощрение откровенного выражения альтернативных взглядов).
- Искажение вверх . Это происходит, когда лица более низкого иерархического ранга в организациях общаются с лицами более высокого ранга. Восходящее искажение делится на четыре основные категории:
- Подчиненные склонны искажать восходящую информацию, говоря то, что, по их мнению, понравится их начальникам.
- Подчиненные склонны фильтровать информацию и сообщать своим начальникам то, что они, подчиненные, хотят, чтобы они знали.
- Подчиненные часто говорят начальникам то, что, по их мнению, начальник хочет услышать.
- Подчиненные, как правило, передают руководителям благоприятную информацию о себе, но не сообщают начальникам неблагоприятную информацию о себе.
- Восходящее влияние . Это направление исследований сосредоточено на двух измерениях влияния: (а) влияние влияния начальника в иерархии на его или ее отношения с подчиненными и (б) использование подчиненными влияния на своих начальников.
- Семантико-информационное расстояние . Это исследование описывает разрыв в согласии и/или понимании по конкретным вопросам между начальниками и подчиненными (например, должностные обязанности и полномочия руководителей).
- Эффективное и неэффективное начальство . Исследует предписывающие характеристики эффективного и неэффективного коммуникативного поведения руководителей организаций, а также коммуникативные качества эффективных лидеров.
- Личные качества . Они изучают опосредующие эффекты личностных характеристик начальников и подчиненных (например, опасения общения, коммуникативная компетентность, локус контроля и стиль общения).
- Обратная связь . Исследования, посвященные взаимосвязи между обратной связью и производительностью, обратной связью и мотивацией, обратной связью и процессами атрибуции, использованием вознаграждений и наказаний в качестве обратной связи и поведением людей, стремящимся получить обратную связь.
- Конфликт . Исследования, изучающие роль общения в конфликте между начальником и подчиненным (например, стиль управления конфликтом, организационный уровень, власть, восприятие навыков, восприятие личности подчиненного).
Общение с коллегами
Общение с коллегами является важным аспектом межличностного общения в повседневной жизни организации. Эта область исследования фокусируется на общении коллег внутри и между рабочими группами. Общение с равными важно по трем причинам:
- Межличностное общение с равными отличается от общения между начальником и подчиненным (например, правила взаимоотношений, выбор стратегии сообщения).
- Общение с коллегами и использование групп для достижения рабочих целей в организациях растет.
- Межличностное общение со сверстниками является важным источником поддержки, дружбы, удовлетворения и приверженности работе.
Сверстники сообщают о требованиях к работе, обеспечивают социальную поддержку и могут давать советы без формальной оценки работы. Коллеги также могут помогать друг другу решать организационные проблемы или проблемы и использовать лучшие стратегии для использования с руководителями. Однако общение со сверстниками не лишено проблем. Сверстники могут скрывать информацию друг от друга, что затрудняет достижение индивидуальных и групповых целей.
Исследование межличностного общения в организациях
Межличностное общение является сложным. Трудно эффективно общаться с другими, сохраняя при этом подлинное чувство собственного достоинства. Общение с другими может быть затруднено из-за большого количества взаимодействий на регулярной основе. Партнеры по общению имеют различный опыт межличностного общения, который влияет на то, как они общаются и взаимодействуют с другими. Воздействие нескольких партнеров по общению может сбивать с толку, если человек не знаком с распознаванием и приспособлением к различным стилям и моделям общения.
Процессу межличностного общения в организациях способствуют несколько факторов. К ним относятся межличностное доверие, использование невербального общения, культурные различия между партнерами и технологии в межличностных отношениях.
Межличностное доверие в организациях
Роль межличностного общения в развитии отношений является популярной областью исследований среди исследователей коммуникации. Межличностное общение может происходить между людьми, которые постоянно общались, или между людьми, у которых нет прошлого опыта друг с другом, что позволяет сократить использование исторической системы отсчета. Независимо от межличностной ситуации доверие является решающим фактором во всех межличностных отношениях. Хотя это общий термин, доверие определяется как позитивные ожидания в отношении поведения других, основанные на ролях, отношениях, опыте и взаимозависимости, как отметила Памела Шокли-Залабак в 2002 году. Шокли-Залабак, Кэтлин Эллис и Руджеро Сезария обсуждали в 2000 году. центральную роль, которую организационная коммуникация играет в поведенческих компонентах доверия. Эти ученые выделяют три основных области организационного доверия, которое укрепляет коммуникацию:
- Точная информация. Предстоящий информационный поток
- Пояснения к решениям. Адекватная и своевременная обратная связь по решениям
- Менеджеры и руководители свободно обмениваются мыслями и идеями со своими сотрудниками
Технологии и межличностное общение
Межличностное общение обычно ограничивается общением, происходящим в среде лицом к лицу. Однако с ростом использования и доступа к технологиям в организациях опосредованное межличностное общение становится важной областью исследований. Знание межличностного общения стало более важным в последние годы, особенно когда организации расширили свою деятельность на другие страны и полагались на компьютерное общение для преодоления физических расстояний. Быстро растущее использование компьютерного общения для связи членов организации привело к увеличению количества исследований, касающихся как компьютерного общения, так и глобализации. В нем поднимаются вопросы, касающиеся ключевых допущений личного взаимодействия, и подчеркивается необходимость понимания межличностного общения. Этот более высокий уровень осведомленности с большей вероятностью приведет к тому, что члены организации осознают свои собственные и чужие потребности в общении, в результате чего коммуникаторы станут более эффективными.
Технологии меняют то, как мы смотрим и вовлекаем друг друга в наши отношения. Коммуникационные технологии уничтожили границы кирпичных и минометных зданий, где преобладало общение лицом к лицу, чтобы расширить временные и пространственные ограничения, которые информируют о межличностном и рабочем общении. Люди выполняют работу в разных часовых поясах, культурных различиях и особенно в географических точках. Из-за этого мы работаем с людьми, не имея достаточной информации об их происхождении, истории или опыте, не говоря уже об их мировоззрении, ценностях и идеологии. Это может создать возможности для эффективного межличностного общения или сильно помешать ему, в зависимости от того, насколько хорошо люди реагируют на этот новый способ работы. Телеработа (люди, которые работают дома или в других организационно контролируемых пространствах) и виртуальные команды (люди, которые работают как часть команды удаленно, используя исключительно коммуникационные технологии) — это новые конфигурации межличностного общения, основанные на технологиях.
Ссылки:
- Cupach, WR, & Spitzberg, BH (Eds.). (1994). Темная сторона межличностного общения. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- Джаблин, Ф. М., и Кроун, К. Дж. (1994). Отношения между задачей и работой: взгляд на всю жизнь. В ML Knapp & GR Miller (Eds.), Справочник по межличностному общению (стр. 621–675). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
- Ли, Дж., Джарес, С.М., и Хит, Р.Л. (1999). Посягательство на принятие решений и отношения сотрудничества между связями с общественностью и юрисконсультами в управлении организационным кризисом. Журнал исследований по связям с общественностью, 11(3), 243-270.
- Литтлджон, Ю. В. (2002). Общение в отношениях. В Теориях человеческого общения (7-е изд., стр. 234262). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
- Миллер, К. (1995). Процессы управления конфликтами. В Организационном общении: подходы и процессы (стр. 231-250). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
- Шокли-Залабак, П. (ред.). (2002). Основы организационной коммуникации: Знание, чуткость, навыки, ценности. Бостон: Аллин и Бэкон.
- Шокли-Залабак, П., Эллис, К., и Сезария, Р. (2000). Измерение организационного доверия. Сан-Франциско: Международная ассоциация деловых коммуникаторов.
- Smith, AF, & Hellweg, SA (1985, май).