СОВЕТ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: Как предупредить развитие комплексов неполноценности у ребенка?
СОВЕТ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: Как предупредить развитие комплексов неполноценности у ребенка? | «Фонд Рината Ахметова»03.10.2017
Каждому родителю хочется, чтобы ребенок рос уверенным в себе, имел адекватную самооценку, но порой что-то идет не так. Некоторые дети становятся неуверенными, замкнутыми в себе. Но родителям надо понимать, что гена «комплекс» не существует! Ребенок рождается чистым листом. А вот поведение родителей приводит к формированию различных комплексов. Как предупредить развитие комплексов неполноценности у ребенка — рассказывает Марина Сорокина, координатор Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова.
Из поведения родителей ребенок делает вывод, что его любят не за то, что он есть, а за то, насколько успешен в каком-либо деле. Если при этом родители еще и сравнивают его с другими детьми (конечно, другие дети лучше-послушнее, красивее, умнее и т. д.), тогда может развиться комплекс неполноценности.
Если папа или мама негативно оценивает внешность ребенка, говоря ему: «Ой, какие у тебя редкие волосы» или «Жаль, что у тебя такие ноги короткие, это папина порода». Подобные высказывания оставляют незаживающие раны в душе малыша, которые остаются с ним на всю жизнь. Потом взрослые люди тратят годы на психотерапию, чтобы начать принимать и любить себя!
Если ребенка бесконечно критиковать, говоря ему: «Боже, какой ты неумеха» или «Ничего не можешь сделать нормально, у тебя что, руки кривые?!». А если критика осуществляется в присутствии других взрослых или детей – обязательно сформируется пара-тройка комплексов. Ребенок будет сгорать от чувства вины, стыда за собственное несовершенство и остро ощущать себя неполноценным. Некоторые родители считают, что подобными способами мотивируют ребенка, но это мнение абсолютно ошибочно.
Как помочь ребенку?
- Никогда и ни при каких условиях не оценивайте личность ребенка. Конкретный поступок может вызывать у вас различные чувства, именно поступок, не сам ребенок.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми
- Не предъявляйте к ребенку требований, не соответствующих возрасту и не завышайте ожиданий.
- Позволяйте ребенку ошибаться и формируйте здоровое отношение к ошибкам. «Ошибка-это всегда зона роста», «Если ты не ошибаешься, значит ты не учишься».
- Никогда не высказывайтесь негативно о внешности ребенка.
- Если ваш стиль воспитания авторитарный, вы слишком строги и требовательны, риск развития множества комплексов у вашего ребенка достаточно велик. Пересмотрите собственное поведение и отношение к ребенку.
- Любите и принимайте ребенка потому, что он есть, а не за различные достижения и обязательно сообщайте ему об этом.
- Любите и принимайте ребенка с его слабостями и недостатками. Ведь у нас с вами их тоже достаточно. А как хочется быть принятыми и любимыми.
- Чаще хвалите ребенка. За самое маленькое достижение – за зашнурованные ботинки, самостоятельно встал после звонка будильника или именно сегодня палочки прописью получились особенно ровными.
Нам очень хочется, чтобы наши дети выросли самодостаточными и счастливыми людьми. Во многом это зависит от родителей. Ребенок должен быть уверен в том, что самые близкие люди принимают и любят его со всем набором его характеристик и качеств, а еще близкие люди верят в него и его способности. Важно научить ребенка жить в гармонии и миром с собой. Научите малыша, что он совершенно не обязан угодить всем окружающим людям. Он ценен и важен такой какой он есть.
Поделиться новостью:
Показать больше
Комплекс неполноценности у детей и подростков
Комплекс неполноценности у детей – устойчивое снижение самооценки, постоянная неуверенность в себе. Ребенок считает, что он хуже окружающих, думает, что мало знает, плохо делает. Возможны постоянное чувство вины и страх унижения или ощущение враждебности мира, несправедливости придирок и требований окружающих. Если вы заметили такие проявления у вашего ребенка, запишитесь на прием к психотерапевту по телефону 8(969)060-93-93.
Причины развития
Комплекс неполноценности формируется в контакте с другими людьми и возникает у детей старше 4 лет – до этого возраста ребенок еще не способен к анализу собственных поступков и реакций окружающих. Нарушение может развиваться на любом этапе взросления, провоцируется изменениями семейной и социальной среды, появлением новых значимых фигур и другими обстоятельствами.
Особенно уязвимы дети до 8 лет и подростки. Малыши еще не умеют критично относиться к словам других людей и воспринимают все на веру. Телесные, гормональные и психологические изменения в период пубертата способствуют неустойчивости и резким колебаниям самооценки, что при неблагоприятных внешних влияниях может обернуться комплексом неполноценности.
Возникновению проблемы способствуют следующие факторы:
- Особенности здоровья и внешности. Наличие инвалидности или серьезных соматических заболеваний не позволяет ребенку делать некоторые вещи наравне со сверстниками, поэтому дети чувствуют себя отстающими. Внешние недостатки (в том числе – являющиеся физиологической личной нормой, например, телосложение или черты лица) становятся причиной насмешек.
- Психологические и умственные особенности. Дети с высокочувствительной психикой воспринимают все близко к сердцу. Меланхолики больше «зацикливаются» на незначительных травмирующих событиях по сравнению с сангвиниками. Малыши с ЗПР и умственными отклонениями чувствуют себя хуже окружающих.
- Проблемы в семье. Низкий уровень жизни, неблагоприятная семейная атмосфера, насилие, потеря родителя вследствие смерти или развода (особенно – с полным прекращением отношений) негативно влияют на самовосприятие. Нежеланные дети ощущают себя лишними, ненужными, недостойными помощи родителей.
- Стили воспитания. Две крайности – гиперопека и жесткое авторитарное воспитание – одинаково не полезны при формировании здоровой самооценки. В первом случае значимую роль играет недостаток пространства для выражения себя, тревоги и волнения родителей. Во втором ребенок постоянно является объектом критики, нередко вынужден соответствовать завышенным стандартам.
- Характер социальных контактов. Непринятие коллективом, буллинг, неспособность вписаться в окружение, плохие отношения с учителями создают благоприятную почву для неуверенности, недооценки собственных способностей и черт характера, искаженного восприятия себя.
Симптомы
Комплекс неполноценности у ребенка и подростка имеет общие черты, но в периоде пубертата типичная картина дополняется новыми особенностями, связанными с взрослением ребенка, изменением социальных и личных приоритетов. Общими симптомами нарушения являются:
- Внешний вид. Ребенок может быть небрежным, неряшливым. Возможна, напротив, болезненная «зацикленность» на соответствии собственной одежды, прически и других параметров определенным стандартам при сильной тревоге из-за малейших изменений (например, оторванной пуговицы или запачканных брюк).
- Поведение в контакте. Характерны тихий голос, неразборчивая речь, попытки подстроиться к взглядам и эмоциям собеседника, постоянные извинения за незначительные ошибки или вовсе без повода.
- Невербальные сигналы. Дети с комплексом неполноценности часто выглядят грустными, одинокими. Они сутулятся, сидят на краю стула или, напротив, вжимаются глубоко в кресло, как будто пытаясь спрятаться. Переплетают ноги, скрещивают руки, создавая дополнительную защиту от окружающих.
- Отношение к себе. Малыши излишне критично оценивают свои поступки, преувеличивают ошибки и недостатки, склонны к самобичеванию.
- Отношения с другими. Отмечаются необщительность, склонность занимать позицию ведомого, частые жалобы на здоровье, обстоятельства, проблемы в отношениях с учителями и сверстниками.
- Чрезмерные реакции. Незначительные замечания или нейтральные слова могут вызвать грубость или приступ агрессии. Дети не верят себе, поэтому не доверяют никому и подозрительно относятся к другим людям. Они тяжело воспринимают критику, часто плачут.
- Потребность всегда быть первым. Если не можешь доказать себе, что ты не хуже других – докажи другим, что ты лучше всех. Такая тактика в случае побед в учебе и спорте помогает временно скомпенсировать негативные переживания, но отнимает много сил, не приносит настоящего покоя и удовлетворения результатом.
Для комплекса неполноценности у подростков характерно возрастание доли компенсационных способов реагирования: активной агрессии, демонстрации оригинальности и самоуверенности. Одновременно увеличивается значимость характеристик, которые влияют на взаимоотношения между полами и восприятие представителями своего пола.
Девочки сильно переживают из-за внешности. Мальчики страдают от недостатка мужественности. В обоих случаях большое влияние оказывает не только мнение непосредственного окружения, но и общие социальные стандарты, информация из СМИ. Подростки тратят много сил и разочаровываются в себе в погоне за идеалом мужественности или женственности либо, напротив, выбирают позицию протеста или отрицания своего взросления.
Диагностика
Диагностические мероприятия осуществляют психологи и психотерапевты. Специалисты подробно изучают историю и условия жизни ребенка, выявляют предрасполагающие факторы, определяют тип темперамента и особенности характера. Для выявления комплекса неполноценности применяются следующие методы:
- Беседа. Психолог расспрашивает ребенка о жизни, учебе, интересах, увлечениях, способах проведения досуга, отношениях с родственниками, друзьями и одноклассниками.
- Опросники. Имеют большее значение при работе с представителями старшей возрастной группы. По результатам тестов определяются заниженная самооценка, напряженность, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень стресса.
- Проективные тесты. Выходят на первый план при диагностике малышей, которые еще не могут пройти опросники или связно рассказать о своих переживаниях. Информативны для любых возрастов, поскольку обращаются к области психики, находящейся за пределами сознательного контроля. Ребенка просят нарисовать человека или рассказать о том, что изображено на предложенной картинке.
Лечение
Коррекция комплекса неполноценности требует участия не только самого ребенка, но и его родителей. Всем детям нужны внимание, понимание и принятие. Родители подчас не дают сыну или дочери необходимого не со зла, а из-за неумения, занятости и отсутствия опыта. Подобные причины нарушения устраняются путем бесед с родителями и проработки семейных отношений.
- В работе с малышами активно применяются игровые методики, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. В зависимости от возраста также могут использоваться следующие методы:
- Создание «щита». Ребенка обучают устанавливать здоровые границы, правильно реагировать на завистников и обидчиков, понимать, что поведение других людей зачастую обусловлено их собственными проблемами, глупостью или невоспитанностью, а не недостатками пациента.
- Диалоги. Ребенок учится отстаивать свою позицию и регулировать эмоциональное состояние во время разговора путем тренировки диалогов с неживыми предметами или воображаемыми недоброжелателями.
Возможны групповые занятия и тренинги. Тактика и методы работы подбираются индивидуально с учетом возраста, психологических и интеллектуальных особенностей малыша или подростка. Психологи клиники «Лето» имеют большой опыт работы с подобными проблемами, хорошо разбираются в возрастных особенностях психики и умеют найти подход к каждому ребенку. Просто наберите 8(969)060-93-93.
Как помочь ребенку избавиться от комплекса неполноценности?
19 июля 2021
Джессика Робинсон
•
Поддержка
По данным Американской психологической ассоциации, комплекс неполноценности — это базовое чувство неадекватности и незащищенности, возникающее из-за реального или воображаемого физического или психологического дефицита, выражающееся в поведении начиная от снятия обездвиживающей робости до гиперкомпенсации чрезмерной конкуренции и агрессии.
Проще говоря, комплекс неполноценности можно определить как хроническую низкую самооценку, говорит доктор Джеймс Э. Мэддакс, доктор философии. психолог и автор книги «Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью». Он также добавляет, что с комплексом неполноценности вы во всем вините себя и формируете негативное представление о себе. Мало того, вы занимаетесь интенсивной самокритикой, что еще больше снижает вашу самооценку.
Когда такое поведение преобладает, вы становитесь предубежденным против себя. В результате вы развиваете склонность к самосаботажу и шаблоны мышления, которые мешают вам свободно двигаться вперед в личной и профессиональной жизни. Вы сгибаетесь под давлением постоянной неадекватности, что в дальнейшем может породить множество психических расстройств.
По словам доктора Арона, когда вы чувствуете, что вы не так хороши, как другие, вы, вероятно, будете испытывать тревогу во многих жизненных ситуациях. Кроме того, тревога сама по себе может вызвать у вас еще большее беспокойство и спровоцировать самосаботажное поведение. Все это приводит к порочному кругу. Мало того, крупномасштабный метаанализ 77 предыдущих исследований, опубликованных в журнале Psychological Bulletin, показал, что низкая самооценка играет значительную роль в развитии и поддержании депрессии.
Итак, дорогие родители, если у вас есть хоть малейшие сомнения в наличии у вашего ребенка комплекса неполноценности, самое время принять меры и помочь ему избавиться от него. В противном случае он может столкнуться с тревожными состояниями психического здоровья и неудовлетворительной жизнью в будущем. Но, заботливые родители, волноваться не стоит. С вашим ребенком ничего не случится, даже если у него комплекс неполноценности. Всего несколько простых шагов, и вы сможете вытащить его из заниженной самооценки и помочь ему взрастить высокую самооценку.
Теперь давайте обсудим некоторые простые признаки, которые помогут вам определить комплекс неполноценности у вашего ребенка:
1. Вспышки гнева
Вспышки гнева являются распространенным признаком комплекса неполноценности у детей. Если ваш ребенок часто злится и проявляет агрессивное поведение или действия, это может указывать на скрытую проблему. У него могут быть некоторые самосаботажные убеждения о себе, и что-то из того, что вы сказали, могло подогреть эти убеждения и спровоцировать его. Итак, в следующий раз, когда ваш ребенок впадет в гнев, постарайтесь не злиться на него за то, что он злится. Скорее, вам следует сохранять спокойствие, утешать ребенка теплыми объятиями, пытаться его успокоить и спрашивать, не беспокоит ли его что-то. Так вы получите доступ к его внутреннему миру.
2. Потеря интереса к обычным занятиям
Отсутствие чувства собственного достоинства может заставить вашего ребенка чувствовать, что он недостаточно хорош. Бремя этих чувств может настолько беспокоить его, что он может потерять интерес к обычным занятиям и полностью уйти в себя. Вы также можете обнаружить, что он прокрастинирует, даже если речь идет о занятиях, которые раньше ему нравились. Так что, если вы заметили такую потерю интереса к своему ребенку, пора поговорить с ним с любовью и разобраться в вопросе.
3. Недостаток энергии
Если Ваш ребенок уже не такой игривый, как раньше, или большую часть времени проводит в постели, или жалуется на постоянную усталость, возможно, у него развился комплекс неполноценности. Когда вы живете с комплексом неполноценности, вы испытываете крайнее чувство неадекватности. В результате вам не хочется смотреть в лицо миру или обществу. Вы вовлекаетесь в постоянные самосаботажные модели мышления, которые истощают всю вашу энергию. Таким образом, недостаток энергии может быть красным флагом того, что у вашего ребенка есть комплекс неполноценности.
4. Постоянное сравнение с другими
Те, у кого есть комплекс неполноценности, обычно постоянно сравнивают себя с другими. Они делают это бессознательно, чтобы обрести чувство превосходства. Если ваш ребенок также имеет привычку сравнивать себя с другими, а затем относиться к ним снисходительно, возможно, у него развился комплекс неполноценности.
5. Перфекционизм
Когда у тебя комплекс неполноценности, ты стараешься все делать идеально. Это представляет собой подсознательное усилие, которое вы предпринимаете, чтобы избавиться от чувства неадекватности и недостаточности. Если вы обнаружите, что ваш ребенок изо всех сил пытается сделать все с абсолютным совершенством, пришло время поговорить с ним и выяснить, почему он хочет, чтобы все было идеально?
6.
Поиск подтвержденияНизкая самооценка порождает неуверенность в себе. В результате многие дети с комплексом неполноценности ищут постоянного одобрения со стороны таких людей, как вы (их родителей) и своих друзей, чтобы убедиться, что все, что они делали или говорили, было правильным. Если ваш ребенок также ищет от вас постоянного одобрения, это может быть тревожным сигналом о том, что он борется с комплексом неполноценности.
7. Неприятие ошибок
Детям с комплексом неполноценности трудно принять свои ошибки. Это потому, что эти маленькие души уже задыхаются внутри из-за низкой самооценки. Им уже кажется, что их недостаточно. Ошибки усиливают это чувство неадекватности. Таким образом, не принимая своих ошибок, дети пытаются уберечь себя от многократного переживания существующей боли неадекватности.
Если вы заметили некоторые из этих признаков у своего ребенка, возможно, он страдает комплексом неполноценности. Но не волнуйтесь, это не то, что нельзя лечить. Есть несколько простых способов, с помощью которых вы можете помочь своему малышу избавиться от комплекса неполноценности и жить полноценной жизнью. Давайте обсудим их по порядку:
1. Цените своего ребенка таким, какой он есть
Это одна из самых важных вещей, которые вам нужно сделать, чтобы помочь вашему ребенку избавиться от комплекса неполноценности. Вы должны ценить его таким, какой он есть. Например, если ваш ребенок плохо учится, но отлично владеет музыкой, вы должны похвалить его за талант. Таким образом, вы поможете ему развить уверенность в себе и повысить его самооценку. Не только это, вы также должны показать, что гордитесь своим ребенком и любите его только потому, что любите его. Вам не нужно, чтобы он получал отличные оценки, чтобы получить вашу любовь. Его любят таким, какой он есть. Такие вещи значительно поднимут его самооценку и помогут преодолеть комплекс неполноценности.
2. Позвольте ему совершать ошибки и помогите ему воспринимать свои ошибки как простой урок
В большинстве случаев у ребенка возникает комплекс неполноценности, когда он чувствует себя виноватым за свои ошибки. Большинство из нас совершают ошибки, сожалеют о них какое-то время, извлекают уроки и идут дальше. Но, в случае комплекса неполноценности, вы отождествляете себя со своими ошибками. Вы носите их как часть своей личности, словно застреваете на своих ошибках и никогда не двигаетесь дальше. Итак, чтобы помочь ребенку избавиться от комплекса неполноценности, вам придется помочь ему увидеть ошибки в новом свете. Вам придется позволять ему совершать ошибки и не критиковать его за это. Скорее, вам придется положить ему руку на плечи и сказать ему, что все совершают ошибки. Не нужно чувствовать вину за каждую маленькую ошибку, но важно усвоить уроки, которые они приносят, и стараться не повторять ту же ошибку снова. Вот и все!
3. Повысьте его уверенность в себе, помогая ему научиться чему-то новому
Когда мы узнаем что-то новое, наша уверенность в себе естественным образом повышается. Если у вашего ребенка комплекс неполноценности, он может избегать пробовать что-то новое из-за страха потерпеть неудачу. Но, если вы возьмете его за руку, уверите, что неудачи случаются со всеми и это всего лишь ступеньки к успеху, он обязательно почувствует себя лучше. Можно даже добавить, что мы сто раз падаем, прежде чем научимся ходить, и падать совершенно нормально. Такая уверенность с вашей стороны придаст вашему малышу смелости попробовать что-то новое без колебаний. Итак, просто обнимите своего малыша сегодня и отправьте его в путешествие, чтобы узнать что-то новое. Вы можете научить его готовить, плавать или чему-то еще, что может его заинтересовать. Поверьте мне, как только ваш ребенок увидит, что преуспевает в своих усилиях по обучению, он постепенно выйдет из своего комплекса неполноценности.
4. Не сравнивайте своего ребенка ни с кем
Одна из самых больших ошибок, которую совершают большинство родителей, — это сравнивать своего ребенка с кем-то еще. Мы делаем это неосознанно, не понимая, как наши слова могут сломить уверенность нашего малыша и заставить его чувствовать себя хуже других. Возможно, мы научились этому от наших родителей, когда они сравнивали нас с другими. Но пришло время внести изменения в мир воспитания. Дети восприимчивы. Они могут запомнить каждое слово, которое мы им скажем, на всю жизнь. Поэтому нам важно ни с кем их не сравнивать. Скорее, мы должны ценить их за их уникальность и дать им возможность быть теми, кто они есть на самом деле.
5. Укрепляйте отношения с ребенком
Знаете ли вы, что больше всего нужно вашему ребенку, чтобы преодолеть комплекс неполноценности? Это твоя любовь. Вы должны укрепить свои отношения с ребенком до такой степени, чтобы он знал, что вы всегда будете любить его, и ему не нужно делать экстраординарные вещи, чтобы завоевать вашу любовь. Как только он разовьет эту уверенность, он, естественно, попрощается с комплексом неполноценности и начнет двигаться вперед по жизненному пути с высокой самооценкой. Кроме того, вы можете развивать крепкие отношения со своим ребенком, время от времени выражая свою безусловную любовь к нему, ценя его за все, что он есть, будучи открытым с ним, делясь с ним своим опытом, слушая его опыт и участвуя в все подобные мероприятия.
6. Выведите его на улицу, чтобы поиграть с другими детьми, и расскажите ему все хорошее, что он сделал
Комплекс неполноценности может заставить вашего ребенка отдалиться от всех. Чувство неполноценности может побудить его избегать игр с другими детьми его возраста. Но когда ваш ребенок демонстрирует такое поведение, для вас крайне важно с любовью держать его за руку, заверять его, что вы рядом с ним, и брать его на улицу, чтобы поиграть с другими детьми. Следите за тем, чтобы, когда ваш ребенок играет, вы оставались рядом. Это заставит его чувствовать себя в безопасности. Когда вы вернетесь домой, вы также должны рассказать ему обо всех замечательных вещах, которые вы заметили в нем, когда он играл. Например, вы можете сказать ему, что гордитесь им за то, что он помог своему другу, когда тот упал. Когда ваш ребенок регулярно слушает такие вещи, он постепенно выходит из комплекса неполноценности и начинает жить своей жизнью с уверенностью.
7. Позвольте вашему ребенку найти решение проблем и будьте рядом, чтобы поддержать его
Когда у вашего ребенка развивается комплекс неполноценности, неуверенность в себе тяготит его. В результате ему не хватает уверенности, чтобы решать проблемы самостоятельно. Он всегда обращается к другим людям за помощью в поиске решений. Чтобы помочь ребенку избавиться от комплекса неполноценности, вам придется помочь ему снова поверить в свои способности решать проблемы. Для этого вы должны поощрять его решать проблемы самостоятельно всякий раз, когда он обращается к вам за решением. Скажем, ваш ребенок приходит к вам и спрашивает, поливать растения утром или вечером? Тогда вместо того, чтобы отвечать на его вопрос, вы должны сначала спросить его, что, по его мнению, он должен делать? Если вы чувствуете, что его решение верное, похлопайте его по спине и скажите, что он умен и не нуждается в вашей помощи. Если вы чувствуете, что он должен сделать что-то еще, вы можете сказать ему, что то, что он говорит, хорошо, но есть еще один вариант, который он может попробовать. Таким образом, вы сможете давать ему советы так, чтобы не повредить его самооценке.
Комплекс неполноценности может значительно снизить радость и счастье вашего малыша. Если его не лечить, он также может подвергнуть его различным психическим расстройствам, таким как тревога и депрессия. Поэтому для вас крайне важно на раннем этапе выявить признаки комплекса неполноценности у вашего ребенка и принять соответствующие меры, чтобы помочь ему избавиться от него. А теперь желаю вам всего наилучшего и благословенной жизни впереди!
Об авторе: Джессика Робинсон — воплощение творчества. Она посвятила свою жизнь образовательному письму и работает в «The Speaking Polymath». Она творит магию своими мощными словами уже более десяти лет
Как помочь ребенку преодолеть комплекс неполноценности
Когда дети часто не уверены в себе или своих способностях, они нередко сталкиваются с трудностями со сверстниками, учителями, а иногда даже со своими семьями.
Но когда это чувство неадекватности сочетается с гневным поведением, беспокойством, плохим настроением и избеганием игр, вечеринок и других социальных ситуаций, это может сигнализировать о комплексе неполноценности, говорит Лей Джонсон-Мигальски, доктор психологических наук, доцент психологии. в Адлерском университете в Чикаго.
Хотя этот термин не используется в текущем Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации, комплекс неполноценности можно рассматривать как совокупность мыслей и поведения, которые вместе препятствуют способности человека чувствовать себя компетентным почти во всех аспектах жизни.
Специфические признаки того, что у ребенка может развиться комплекс неполноценности, включают:
- Обычное избегание зрительного контакта
- Слишком критичны к себе и другим
- Часто называют себя неудачниками
- Часто выражают смущение
- Постоянно сравнивают себя с другими, включая друзей, братьев, сестер и одноклассников хорошо с ними
Важно отметить, что эти признаки могут проявляться и при других психологических проблемах, таких как депрессия и социальное тревожное расстройство. Если вы видите изменения во взглядах вашего ребенка на себя или на то, как он или она относится к другим, и это влияет на его или ее социальную и школьную жизнь, психотерапевт (будь то в школе или за ее пределами) может быть полезен. Если уверенность в себе является основной проблемой вашего ребенка, ниже приведены способы, которыми вы можете помочь.
Как узнать, плохо ли себя чувствует ваш ребенок?
Для начала спросите себя: «Последовательно ли мой ребенок младшего школьного возраста сотрудничает с учителями, друзьями или товарищами по играм?» советует д-р Джонсон-Мигальски. «Они борются с друзьями в сообществе или членами семьи?»
Дети, которые считают себя меньше, чем часто, выражают чувство, что они не вписываются или не принадлежат, что может привести к проблемному поведению, такому как замкнутость или отыгрывание. Они также могут периодически плохо себя вести, потому что обнаруживают, что это привлекает их внимание в ситуациях, когда в противном случае они чувствовали бы себя невидимыми, отмечает она. Они ошибочно полагают, что их «борьба за власть, поиск внимания или оскорбительное поведение являются для них основными способами связи с другими», — объясняет Джонсон-Мигальски.
Как помочь ребенку с комплексом неполноценности?
Один из способов помочь ребенку с комплексом неполноценности — это поощрять его, «точно так же, как поливать растение», — говорит Джонсон-Мигальски. Она также советует:
Позвольте им найти решение проблем «Если у ребенка проблемы с друзьями, вместо того, чтобы говорить ему или ей, что делать, спросите: «Как вы относитесь к этой ситуации? Как вы пытались это исправить? Что произошло, когда вы попробовали это?». Это помогает вашему ребенку обрести чувство принадлежности и связи с другими, а также помогает им поверить в свои способности, объясняет она.
Совместные мозговые штурмы — это прекрасно, добавляет Джонсон-Мигальски. Но пусть в конечном счете ребенок сам решает, какие действия предпринять. Это способствует критическому мышлению, которое очень важно для развития чувства компетентности. «Если мы все исправим для наших детей, они не будут знать, как вести себя во взрослом возрасте», — объясняет она.
Похвала за усилия ребенка Самое важное, что вы можете сделать, — это избегать критики. Вместо этого распознавайте и привлекайте положительное внимание к любым усилиям ребенка.
Поощрение самодостаточности Распределение обязанностей по дому и других соответствующих возрасту задач помогает ребенку развить чувство мастерства и не дает ему стать слишком пассивным или зависимым, что усиливает чувство незащищенности.
«Пусть ребенок соберет свой собственный рюкзак и не забудет вернуть библиотечные книги в школьную библиотеку», — говорит Джонсон-Мигальски. «Если вы помните все, что ребенок должен принести в школу, это лишает ребенка возможности делать свои собственные ошибки и учиться на них».
Если ваш ребенок, скажем, забывает вернуть библиотечную книгу и расстраивается из-за того, что ему нельзя брать другую книгу до тех пор, пока он этого не сделает, вы можете обнять его после школы и сказать, что это поможет ему лучше запомнить книга в следующий раз, говорит Джонсон-Мигальски. «Важно позволить детям испытать эти боли, чтобы они выработали устойчивость».
Моделирование сострадания к себе Когда вы совершаете ошибки, например, теряете ключи от машины или опаздываете на встречу, не ругайте себя перед ребенком. Используйте эти моменты как возможность показать ребенку, как восстанавливаться. Признайте ошибку искренне, примите последствия, при необходимости извинитесь, а затем отпустите ее. Если можете, укажите, что вы рады возможности извлечь из этого урок, чтобы избежать повторения той же ошибки в будущем.
Практика медитации осознанности вместе Все больше исследований, в том числе исследование шестиклассников, проведенное в Центре исследований политики в области образования Гарвардского университета, и анализ более 100 предыдущих исследований, опубликованных в Clinical Psychology Review , показали, что Практика осознанности — сидите спокойно, обычно с закрытыми глазами и спокойно следите за своим дыханием и своими мыслями без осуждения — увеличивает оптимизм, снижает реакцию на стресс, уменьшает беспокойство и агрессивное поведение, повышает устойчивость и дает множество других преимуществ в обоих случаях. детей и взрослых.
ReGain Therapy 2023: обзоры и стоимость
ReGain Therapy — это платформа BetterHelp с лицензированными терапевтами, которые предоставляют консультации по вопросам взаимоотношений.