Комплексное мышление: комплексное мышление | это… Что такое комплексное мышление?

мышление комплексное | это… Что такое мышление комплексное?

Толкование

мышление комплексное

— понятие, использованное Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. Образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами. Выготский выделил в мышлении пять форм комплексов:

1) комплекс ассоциативный — объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;

2) комплекс-коллекция — объединяет разнородные предметы, имеющие общность по некоему одному, обычно практическому признаку;

3) комплекс цепной — образован на базе временного объединения отдельных предметов при наличии у них парных соответствий признаков;

4) комплекс диффузный — формируется на базе одного признака, часто не имеющего универсального характера;

5) псевдопонятие — здесь обобщение имеет единое основание, но сильно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

(англ. complex thinking) — мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. По Л. С. Выготскому, «мышление в комплексах» — стадия в развитии понятий ребенка, промежуточная между синкретами (см. Синкретизм) и истинными понятиями. Он выделил 5 форм комплексов. 1. Наиболее типичные обобщения состоят из отдельных, связанных в единую цепь элементов, которые не имеют единого структурного центра; такой

ассоциативный комплекс есть объединение разнородных предметов на основе их связи с образцом (прототипом) по любому признаку. 2. Комплекс-коллекция — это группа разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга и объединенных с образцом по к. -л. одному, обычно практическому признаку. 3. Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного признака к др. 4. Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам, выходящим за пределы практического опыта ребенка. 5. В
псевдопонятиях
(см.) обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими в нее элементами, сливается в ними.


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Игры ⚽ Нужен реферат?

  • мышление интуитивное
  • мышление наглядно-действенное

Полезное


Мышление комплексное — Психологос

01 октября 2022 г. , 21:37

Л. С. Выготский выделил 5 форм комплексов:

  1. Ассоциативный комплекс — объединение разнородных предметов на основе их связи с образцом (прототипом) по любому признаку.
  2. Комплекс-коллекция — группа разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга и объединенных с образцом по какому-либо одному, обычно практическому признаку.
  3. Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного признака к другому.
  4. Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам, выходящим за пределы практического опыта ребенка.
  5. В псевдопонятиях обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими в нее элементами, сливается с ними.
  • Мышление
  • Научная теория

Комментарии (2):

Сергей, 14 июня 2015 г., 00:47

В пятом пункте последняя «в» «с».)))

1

ответ

Н.И. Козлов, 14 июня 2015 г., 07:06

Спасибо, поправили!

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Методы мышления, или Как думать, чтобы придумать?

Когда мы ищем решение, мы можем воспользоваться либо быстрым мышлением, либо медленным. В быстрое мышление он включил все то, что к нам приходит само и мгновенно: инсайт, интуиция, узнавание…

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Мышление

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

7Подробнее

31 дек. 1971 г.

Мышление в психологии

Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Продуктивная личность

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Муж секс не выпрашивает
  • Райк Герд Хамер, создатель Германской новой медицины
  • Обманывать папу не советую
  • Новогодний тариф Дистанции
  • 5 признаков того, что мужчина хочет развестись

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Убираю нетки: отчеты
  • Максимум жизни 1

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией
  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Интонации: профнабор руководителя
  • Комплименты. Отчеты

7 ключевых посылов комплексного мышления – максимизация

Комплексное мышление относится к способности связывать между собой различные измерения реальности.

Это определение очень короткое, и его очень трудно реализовать на практике. С помощью бизнес-симуляций мы улучшаем комплексное мышление (помимо других навыков или мышления).

В этой статье сначала мы объясним сложное мышление лучше, чем это короткое определение. Во-вторых, мы выделяем 7 ключевых моментов, которые могут помочь вам, используя комплексное мышление. Наконец, мы даем вам метод, который вместе с вами может улучшить ваше комплексное мышление.

Время чтения: 5 минут

Если говорить о сложном мышлении, то следует упомянуть Эдгара Морена, французского философа и социолога, получившего международное признание за свои работы о сложности и «сложном мышлении». Для лучшего понимания сложного мышления приведем некоторые мысли из его работы.

Чтобы понять сложное мышление, мы должны сначала поговорить о «системах».

Как сказал Аристотель:

система это больше, чем сумма ее частей

Продолжая с Морином:

Говоря о системах, первое, что нужно отметить, это то, что системы сложны. Система представляет собой единство, хотя и состоит из множества частей.

Если мы читаем дальше мысли Морена, мы понимаем, почему трудно использовать сложное мышление.

Когда вы смотрите на сложную проблему, вы сразу же видите пределы классической логики, потому что мы можем видеть, что система одновременно и больше, и меньше, чем сумма ее частей .

Подробнее: Система обладает определенными качествами и свойствами, которые мы не можем найти в частях самих по себе. Эти качества исходят из организации системы.

Меньше: Система также меньше, чем сумма ее частей, в том смысле, что она накладывает ограничения на поведение частей, так что некоторые качества или свойства частей не могут быть выражены.

Например. в социальных системах: как личности мы обладаем многими качествами и потенциалами, которые предоставляют нам множество возможностей для поведения, которое мы не можем демонстрировать из-за ограничений, из-за социально определенных законов или запретов из-за групповых норм.

Основная проблема комплексного мышления состоит в том, чтобы справиться с такого рода сложностью, парадоксом: система больше и меньше , чем сумма ее частей в то же время .

Если у вас есть достаточно времени, посмотрите это видео с Морином о сложных уроках в образовании

Как говорит Морин, классическая точка зрения не учитывает системный контекст объекта. И вы совершите ту же ошибку, если не сделаете ни того, ни другого. Итак, в следующей главе мы собираем то, что вы можете узнать из сложного мышления.

  1. Всегда учитывайте контекст окружающей среды
    Это означает совсем другое, когда ваша жена называет вас «дорогой» в вашем доме, и когда вас называет «дорогой» проститутка на улице — разные контексты полностью меняют значение .
  2. Забудьте при прочих равных условиях (~остальные вещи остаются неизменными)
    Если ваша доля на рынке недостаточно высока, это не значит, что причиной является ваша цена. Может случиться так, что ваша компания продает по лучшим ценам, но из-за вашей плохой маркетинговой стратегии никто об этом не знает.
  3. Учтите , что каждое решение содержит неопределенность в отношении последствий.
    Важно понимать пределы возможностей человеческого принятия решений и контроля. Даже в случае самых определенных стратегий у нас есть ограничения в нашей способности следовать и корректировать траекторию решения и даже, возможно, предотвращать негативную реакцию на решение.
  4. Имейте дело со случайностью, неожиданностью и неопределенностью на стратегическом уровне
     Вы должны изучить стратегические принципы работы со случайностью, неожиданностью и неопределенностью, а также способы изменения этих стратегий в ответ на постоянное получение новой информации. Вы должны научиться ориентироваться в море неопределенностей, плавая вокруг островов уверенности.
  5. Использование рефлексивного мышления

    С появлением событий или многомерных, интерактивных объектов и случайных компонентов мы обязаны разработать стратегию мышления, которая не будет упрощенной или тотальной, а скорее рефлексивной.
  6. Лучше понимать других людей
    Понимание является и средством, и целью человеческого общения. Наша планета призывает к взаимопониманию во всех направлениях. Вы должны изучить непонимание в его источниках, модальностях и последствиях.
  7. Вы должны развить естественную способность своего разума помещать всю информацию в контекст и сущность
    Вы должны научиться методам понимания взаимоотношений и взаимных влияний между частями и целым в сложном мире. Преобладание фрагментарного обучения, разбитого на дисциплины, часто делает нас неспособными связать части и целые; оно должно быть заменено обучением, которое может постичь предметы в их контексте, в их комплексе, в их тотальности.
    Вы должны искать возможности обучения, которые отвечают этим требованиям.

Было бы намного проще, если бы комплексное мышление преподавалось в школе. Но это не так. Преобладание фрагментарного обучения, разделенного на дисциплины, часто делает людей неспособными соединить части и целое. Так что вместо школьного образования вы должны улучшать его самостоятельно.

Есть обычные методы, которые могут быть полезны: прочитать несколько книг, статьи в блогах, посмотреть видео на YouTube. Это может оказать немедленный эффект повышения ваших знаний о сложном мышлении.

Однако это может быть ключевым элементом для обучения на практике . В этой части вам могут помочь наши бизнес-симуляторы .

В наших симуляциях вы должны принимать решения в сложной среде . Мы предоставляем многопользовательскую среду, в которой вам приходится иметь дело с неопределенностью решений, принимаемых другими игроками .

Вы должны постоянно изменять свою стратегию в соответствии со стратегиями других игроков. Вы играете в деловой среде, где все участники рынка (потребители и конкуренты) влияют на события рынка . нет действий, отделяющих от решений других команд.

Вы должны относиться к своей компании в целом , но также принимать стратегические решения на уровне отдела, кроме того, вы также должны учитывать изменения рынка.

Сложное мышление — непростая тема для понимания или объяснения, но преимущества его изучения и включения в вашу жизнь многообразны. Мы надеемся, что этот пост дал вам некоторые идеи о том, как вы можете мыслить более комплексно в своей жизни.

Как сложное мышление помогло вам? Есть ли какие-то важные советы, которые мы пропустили? Поделитесь ими в комментариях.

Что означает сложное мышление | Определение и что такое сложное мышление; Дидактическая энциклопедия

Эдгар Морин (2014): Комплексное мышление для сложного для сложного мира – о редукционизме, дизъюнкции и системизме; система 2014 | Том 2 Выпуск 1 | 14–22, ISSN 2305-6991BCSSS

Эдгар Морен (1999): Les sept savoirs necessaires a I’education du futur

 

Восприятие достижения комплексного мышления

Развитие жизненных компетенций стало одной из основных задач современных университетов. Помимо обеспечения того, чтобы учащиеся приобретали знания, образовательные учреждения стремятся развивать профессиональные навыки, которые позволяют их выпускникам знать, как выполнять определенные задачи, особенно решать проблемы. Одна из этих компетенций, комплексное мышление, ценит способность людей рассуждать, когда они сталкиваются со сложными ситуациями или проблемами. Глобализация, повседневное использование технологий, взаимодействие в различных средах и постоянно растущее давление со стороны социальных движений означают, что новым профессионалам требуются более широкие мыслительные способности, чем у предыдущих поколений, что ставит перед университетами задачу обеспечить адекватную подготовку.

высшее образование образовательные инновации уровень бакалавриата компетенция комплексного мышления

1.

Способность рассуждать о сложности

Способность рассуждать о сложности можно считать мега-компетенцией. Комплексное мышление или рассуждение относится к способности человека применять интегративное мышление к анализу и синтезу информации для решения проблем и развития навыков непрерывного обучения [1] . Комплексное мышление включает количественное, качественное, алгоритмическое, аналоговое, контекстуальное, комбинаторное, нечеткое, образное, условное, эвристическое и этическое мышление [2] .

Комплексное мышление видит реальность за пределами суммы частей или факторов, т. е. как единое целое, рассматривающее части и результаты их взаимодействия. Согласно Морину [3] , сложность включает в себя полное понимание окружающей среды, ее размеров и множества элементов, которые взаимодействуют в любом явлении. На профессиональном уровне компетенция комплексного мышления позволяет людям всесторонне и стратегически противостоять вызовам реальности, рассматривая различные дисциплины и подходы, опираясь на свой анализ и выбор [4] .

Комплексное мышление также включает в себя сквозные компетенции высокого уровня, которые необходимо учитывать в программах обучения. Критическое мышление, решение проблем, общение, сотрудничество, креативность, инновации, межкультурные навыки, продуктивность, ответственность и лидерство — это комплексные мыслительные навыки, необходимые для принятия решений в профессиональных областях [5] . Таким образом, комплексное мышление имеет решающее значение для способности людей решать свои проблемы и для того, чтобы у людей были интеллектуальные инструменты для решения проблем.

Три типа мышления (или подкомпетенций) оцениваются при овладении компетенцией рассуждений о сложности:

Системное мышление: это способность комплексно анализировать междисциплинарные и трансдисциплинарные проблемы. Системное мышление позволяет оценивать реальность взаимосвязанно, учитывая ее сложность и многоэлементность. Человек, который мыслит системно, подходит к проблемам целостно, избегая редукционизма и понимая динамику элементов и окружающих факторов [6] .

Критическое мышление: критическое мышление — это подкомпетенция, позволяющая людям оценивать обоснованность рассуждений, чтобы делать логические суждения о ситуации или проблеме, что имеет основополагающее значение для понимания современного мира; это позволяет им оценивать реальность, проблематизировать развитие и переосмысливать существующие парадигмы с точки зрения текущих дел [7] .

Научное мышление: эта подкомпетенция основана на визуализации и решении проблем с помощью объективных, проверенных и стандартизированных методов, которые обращаются к реальности посредством запросов и исследований, основанных на фактических данных. Доказательства добавляют определенности процессам принятия решений в сложном мире. В дополнение к системному мышлению и критическому мышлению научное мышление позволяет человеку решать экологические проблемы, используя различные когнитивные процессы, такие как индуктивное и дедуктивное мышление, а также формулирование и проверка гипотез 9. 0148 [8] .

2. Обоснование сложности и дисциплинарных областей

В исследованиях в области образования нередко можно найти исследования, которые связывают выбор профессиональной карьеры с конкретным профилем студента, что позволяет привлекать внимание к образовательным программам на основе вступление, тем самым влияя на учебные предложения и профессиональную деятельность. Такие исследования, как исследования Пеннингтона, Винсента, Госселина и Томпсона [9] показали четкую взаимосвязь решения социально-экологических проблем, характерных для определенных профессий, с профилем и опытом обучающихся, связав впоследствии это со стилем обучения. В том же смысле Дюран, Паес и Ноласко [10] считали, что глобализация и новые экологические потребности требуют определенных специфических профилей среди студентов университетов, поэтому университеты должны разрабатывать или адаптировать учебные программы, соответствующие этим потребностям.

В литературе имеются исследования, связывающие типы мышления с конкретными дисциплинами. Например, по типам мышления Лема-Руис, Эспиноза-Севаллос, Тенесака-Ромеро и Руис-Сангинес [11] сообщили о различиях между различными группами профессионалов, оценив, что рассуждения частично социализированы и, следовательно, распространены среди групп. Для Хивера, Аль-Хури и Ларсена-Фримана [12] стили мышления разрабатываются и модифицируются в соответствии с удобством и потребностями людей, при этом определенные способы мышления поощряются в соответствии с сообществом, культурным контекстом и типами общества. проблемы, с которыми столкнулись. В связи с этим можно найти различные исследования, направленные на выявление типов мышления, наиболее подходящих для конкретных дисциплин, исходя из того, что существуют различия между профессиями и в том, как они рассуждают и решают проблемы.

Поощрение различных типов мышления в программах обучения в университетах поддерживает обучение на высоком уровне. Согласно Eyzaguirre [13] , студенты, изучающие дисциплины, связанные с философией, имеют тенденцию к заметному развитию критического мышления, что согласуется с исследованиями, проведенными Azurin [14] и Valadez and Zarabozo [15] . Анализируя выборку студентов гуманитарных и социальных наук, они отметили тенденцию к развитию более критического видения реальности и окружающей среды при решении проблем и написании аргументированных текстов. В том же духе Гутьеррес и Медина [16] подчеркнул важность критического мышления в дисциплинах, связанных с архитектурой и дизайном, учитывая, что эти специалисты должны анализировать, размышлять и подвергать сомнению свою реальность, чтобы преобразовать ее. Для Мартинеса и Хименеса [17] творческое мышление является наиболее актуальным при обучении профессиям, ориентированным на художественное творчество, дизайн и архитектуру.

Научное мышление связано с обучением здоровью. Например, Паредес [18] и Rojas and Cortés [19] подчеркивали важность того, чтобы медицинские работники развивали научное мышление наравне с критическим. Студенты-медики должны осознавать этические и социальные последствия реальности и проявлять открытость к постоянной обратной связи в постоянно меняющемся мире. Колина и Камачо [20] также отметили, что преподавание медицинских наук делает упор на научное мышление, оставляя в стороне развитие системного и критического мышления.

Подготовка инженерных специалистов должна также включать научные компетенции. Ruidiaz Villalobos [21] провел исследование, в котором он проверил развитие научного мышления в дисциплинах STEM (наука, технология, инженерия и математика) в отличие от других профессиональных групп. Chamizo [22] и Vázquez and Manassero [23] дополнили этот вывод, указав, что научное образование в области инженерии должно быть направлено на развитие аргументации критического мышления, что улучшит научное мышление, характерное для профессий STEM.

Можно было бы продолжать цитировать исследования, подкрепляющие идею о том, что различные дисциплинарные области преимущественно задействуют определенные типы мышления, считая это преимуществом, а не ограничением при решении проблем, выходящих за рамки их дисциплины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *