Концепцию ассоцианизма спенсера называют – . —

Теория эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера

Если знания человека в беспорядочном
состоянии, то чем больше он имеет их,
тем сильнее расстраивается его мышление.
Г. Спенсер


СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820—1903) — английский философ, социолог и психолог. Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение.  Работал инженером на железной дороге (1837—1841), затем сотрудничал в журнале "Economist" (1848—1853). С 1850-х гг. всецело посвятил себя разработке философских проблем. Свои взгляды Спенсер изложил в десятитомном труде "Система синтетической философии" ("System of synthetic philosophy", v. 1—10, L., 1862—1896), в которую входили "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии", "Основания этики".
Спенсер был величайшим систематизатором, хотя сам считал себя вторым Ньютоном. Он построил всю философию вокруг ламаркистской эволюции, в которую поверил еще в 1852 г.
Спенсер понимал, что эволюция вселенной есть необходимый процесс. Начальный пункт эволюции — нестабильная гомогенность. «Во всех случаях мы наблюдаем прогрессивное движение к равновесному состоянию». Что касается человека, «эволюция может закончиться только с установлением величайшего совершенства и полнейшего счастья». Разумеется, равновесие может нарушиться, но даже условия хаоса и распада нельзя считать окончательными, т.к.  с них может начаться новый процесс эволюции. Следовательно, вселенная прогрессирует, развивается к лучшему. На этом основан оптимизм Спенсера: «Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную трансформацию».

Сформулированный общий закон эволюции Спенсер  распространил на всю Вселенную — неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т. е. социальную жизнь (социология).


Итак, он дал три характеристики эволюции: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, т. е. характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному.

Это утверждение продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Спенсера — Г. Лейбниц, Г. Гегель. Однако, в отличие от них, оно основывается на данных наук — геологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории и др.
Закон эволюции Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В 1854 г. Спенсер писал: «Если доктрина Эволюции верна, неизбежен вывод о том, что Разум можно понять, лишь наблюдая, как он эволюционирует».
В своей теории Спенсер сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения, учение о биологической эволюции. Он разработал систему психологических понятий, соответствующих эволюционной теории.
Психические явления  Спенсер рассматривает как один из видов жизненных проявлений.  Предметом изучения в психологии должно стать не только сознание, но и поведение, рассматриваемое как связь сознания с окружающей средой. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда — это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Спенсер считает, что задача психологии - изучение соотношения и ассоциаций поведения с сознанием.

1. Возникновение психики обусловлено спецификой окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика является механизмом адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды, ее задача - приспособление внутренних отношений к внешним.
2. Психика является высшей ступенью психического развития человека, так как возникает не сразу, а постепенно, и механизмом ее возникновения являются все более усложняющиеся в процессе эволюции Вселенной условия жизни.
3. Исходным этапом развития психики является возникновение ощущения, обусловленного раздражимостью, и на его основе формируется любое другое, более сложное средство психической жизни.
4. Все средства приспособления индивида к окружающей среде располагаются в поле двух субъектов психики: ощущение, память, воля, разум, интеллект находятся в сознании и являются высшими формами приспособления, а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении.

Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его «отождествление с сознанием неудовлетворительным». Пересматривая предмет психологии Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними: "Психологию отличает от других наук, на которых она базируется, то, что каждое из ее положений охватывает в одно и то же время как связанные между собой внутренние явления, так и связанные между собой внешние явления, к которым они относятся".  Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутрипсихическими процессами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром.

Исследуя роль психики в эволюции человека, летом 1854 г. Герберт Спенсер начал писать труд по психологии, «направление мысли которого имело мало общего с направлением мысли, преследуемым ранее».  Его работа под названием «Принципы психологии» появилась на следующий год. В ней  Спенсер говорил о том, что психика является механизмом адаптации к среде. В своих трудах, он объединил ассоцианизм и сенсомоторную концепцию с ламарксистской эволюцией. Более того, он не только поднял два вопроса эволюции, но также и дал ответы на них в таком стиле, который с тех пор стал основным в англо-американской психологии.

Особое значение в психологических объяснениях Спенсера заняло распространение разработанного эволюционной биологией нового понимания детерминации явлений. Если прежде организм трактовался как система, которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, то в психологии Спенсера утвердилось понимание не организма самого по себе, а новой системы: "организм — среда" как особой целостности, эволюционирующей по своим особым законам. Это четко выразила одна из главных идей Спенсера, согласно которой "жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним", т. е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции.
С этой точки зрения должен быть рассмотрен и психический процесс как разновидность жизненного. Сознание тем самым анализировалось в контексте биологической адаптации. Существование и развитие не может иметь иного смысла, кроме как приспособительного. Если бы психика не служила этой цели, считал Спенсер, ее появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает психику с неумолимой необходимостью, и она служит одним из могучих орудий выживания.

Так в науке появился новый подход к детерминации психики - биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. Из этого подхода следует, что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их психического отражения невозможно – таков основной тезис психологической теории Г.Спенсера.  Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте). Утверждался  особый вид ассоциаций - между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями.
Так свершился крутой поворот в движении психологической мысли. Из "поля сознания" она устремилась в "поле поведения". Отныне не физика и химия, как прежде, а биология становится путеводной звездой в разработке ассоциативной доктрины, обретающей  новый облик в бихевиоризме и рефлексологии. Спенсер стоял у истоков того пути, по которому продвигались Сеченов, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Уотсон и другие пионеры объективной психологии.
Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ.
Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение.  Доказательство правильности своей теории он черпает из рассмотрения зачаточной душевной жизни, в которой, прежде всего, возникают чувства, т.е. простейшие ощущения.  Например, ребенок, который не имеет еще никаких представлений, может плакать, т.е. испытывать чувство неудовольствия. Спенсер поэтому считает чувство первичным потому, что оно, по его мнению, раньше всего возникает в душевной жизни.
Ощущение развилось из раздражимости. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок, который имеет и субъективный эффект— чувствование, т. е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Затем из простейших ощущений, т.е. из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы психики, отражающие связанные между собой уровни становления сознания и поведения. 
Все формы психики являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. К таким частным формам приспособления относятся:

сознание - поведение
ощущение -рефлекс
чувства -инстинкт
память -навык
разум -волевое поведение

В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они суть фазы психического развития, стадии приспособления.
Человеческий разум, отмечал Спенсер, отличается от психики животных тем, что не имеет ограничений, присущих низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Основным ядром психики человека является его интеллект - этот постулат Г. Спенсера определил все дальнейшее развитие психологии (в том числе и его крайность, выразившуюся в так называемом интеллектуализме).

Интеллект — высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. "Интеллект,- пишет Спенсер, - рассматриваемый с самых разнообразных сторон, состоит в установлении соответствий между отношениями в организме и отношениями в среде, а все развитие мыслительной способности может быть сформулировано как прогресс таких соответствий в пространстве, во времени, в специальности, в общности и в сложности".
Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически. Волевые поступки отличаются от автоматических тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала XX века.
На вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциации идей.
В психологии Спенсер твердо придерживался ассоцианистской доктрины, господствующей в середине XIX века.
Принцип ассоциации Спенсер рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Он объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических  состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое.  Спенсер писал: «Рост интеллекта в огромной степени зависит от закона, который гласит следующее: когда два физических состояния следуют непосредственно одно за другим, возникает такой эффект, что если первое состояние впоследствии вновь происходит, то есть некоторая тенденция, что второе последует за ним». Эта тенденция усиливается по мере того, как идеи все чаще ассоциируются друг с другом.
Спенсер пытался логическим путем вывести законы психических ассоциаций из сенсомоторной конституции нервной системы и головного мозга.  Он изображал мозг как сенсомоторное ассоциативное устройство, утверждая, что «человеческий мозг — это организованный регистр бесконечно многочисленных переживаний». Спенсер объяснил, каким образом мозг накапливал опыт в ходе эволюционной цепочки. Таким образом, врожденные рефлексы и инстинкты представляют собой всего лишь ассоциативные привычки, настолько хорошо заученные, что они стали частью генетического наследия вида. Подобные привычки могут быть приобретены в течение не индивидуальной жизни, а жизни всего вида, в соответствии с законами ассоциации.
К этому наследственному опыту предшествующих поколений, закрепленному в нервной системе, присоединяется индивидуальный опыт. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они и образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы — привычки. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также некоторые знания и умения, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений. Ассоциации, сопряженные с чувством удовольствия, закрепляются в организме и передаются по наследству следующим поколениям, тогда как вызывающие отрицательные чувства нивелируются.
Второе следствие объединения эволюции и сенсомоторной концепции нервной функции более знаменательно: различия в психических процессах у разных видов сводятся к тому, какое количество ассоциаций в мозге они способны установить. Любой головной мозг работает одним и тем же способом, посредством ассоциаций, и существуют лишь количественные различия в богатстве этих ассоциаций. Как писал Спенсер: «С впечатлениями, полученными более низким интеллектом, вплоть до самого низкого, обращаются согласно модели». Таким образом, отвечая на вопрос вида, Спенсер отрицает качественные различия между видами и допускает лишь количественные, ассоциативные различия. Эта идея касается как внутривидовых различий, так и межвидовых; он говорил, что  «...европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас... такие способности, как способность к музыке, почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких. Вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, неспособных сосчитать числа своих пальцев и говорящих - языком, состоящим только из существительных и глаголов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспиры». Это подразумевает, что «цивилизованный человек обладает более сложной или гетерогенной нервной системой, чем нецивилизованный».
Итак, развитие психики Спенсер  рассматривал как частный случай действия общей закономерности, выраженной им формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Это означало, что психическая жизнь (и в животном мире, и у отдельного индивида) имеет единый "вектор" эволюции, в процессе которого нерасчлененные, разрозненные формы становятся все более дифференцированными и интегрированными.
Так, Спенсер выступил как основоположник эволюционного ассоцианизма. Это и придало исключительную популярность его труду "Основы психологии" (1855), который в дальнейшем  дал толчок возникновению и развитию генетической и сравнительной психологии. Первое издание этой книги (появившееся еще до "Происхождения видов" Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. И не удивительно, т.к. на первый взгляд она представляла очередной трактат в защиту ассоциативной психологии. Утверждалось, что развитие интеллекта в огромной степени зависит от закона, который гласит: когда два психических состояния следуют одно непосредственно вслед за другим, то при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы второе непременно последовало за ним.
То, что ассоциация оказалась у Спенсера поставленной в зависимость от факторов, неведомых прежней ассоциативной психологии, внимания не привлекло. Это стало ясно лишь тогда, когда в мире идей разыгралась буря, вызванная дарвинистским учением. Спенсер сразу же оказался одним из апостолов теории эволюции. И второе издание  "Основ психологии" (1870-1872) принесло Спенсеру всеевропейскую славу создателя эволюционистской психологии, оказав влияние на психологические учения в различных странах, в том числе и в России.
Для середины XIX в. учение Спенсера  было совершенно необычным, поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм. Именно неудовлетворенность интроспекционизмом побудила идеолога позитивизма О. Конта, на позиции которого опирался Спенсер, отказать психологии в праве считаться настоящей наукой.  Однако Спенсер признает психологию автономной наукой.  Разделив психологию на субъективную и объективную, он подчиняет вторую первой. Он пишет: "...Объективная психология не может существовать, как таковая, не заимствуя своих данных от субъективной психологии". Противоречие двух систем - субъективной и объективной - в эволюционном ассоциационизме Спенсера, являющееся результатом столкновения научного знания с идеалистической методологией, разрешается в пользу последней.  Объективная психология, согласно мнению Спенсера, не может существовать как таковая, не заимствуя свои данные у субъективной психологии, орудие которой - "заглядывающее внутрь себя сознание". 
Объективная психология  трактует психические явления у животных и человека как коррелянт нервно-мышечных устройств,  посредством которых живые существа приспосабливают свои действия к окружающим их вещам и отношениям; ее метод - внешнее наблюдение. Субъективная психология - занимается состояниями сознания: изучает мысли и чувствования, открытые только для их носителя  - субъекта,  посредством внутреннего наблюдения.
Спенсер  доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная, которая рассматривает поведение не с точки зрения внутренних переживаний, а с позиций, позволяющих рассматривать психику как совокупность нервно-мышечных приспособлений. Посредством этих приспособлений высшие организмы каждое мгновение прилаживают свои действия к окружающим их "сосуществованиям и последовательностям".
Спенсер писал о том, что  объективная психология  изучает строение мозга, а субъективная психология занимается состоянием души. Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы  в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Таким образом, психология, как утверждал Спенсер, имеет своим предметом  «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями».     И внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования природы, происхождения и значения связей между сознанием и внешней средой, невозможные при сведении психики только к сознанию.
Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой.
Он также подчеркивал специфику психологического исследования, говоря об уникальности психологии как единственной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология). Важным моментом в таком определении было исследование процесса, что, по мнению позитивистов, открывало выход на более широкие закономерности.  Эти положения Спенсера развивали в американской психологии В. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.
Человеческую психику Спенсер рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, хотя и подчеркивая, что человеку, в отличие от животных, необходимо приспосабливаться не только к  природной, но и к надорганической, т. е. социальной среде.  Поэтому его психика развивается в процессе развития человеческого общества. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов — языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.
Одним из первых в психологии Спенсер сравнивал психологию дикаря и современного человека, делая вывод, что у современного человека более развито мышление, в то время как у первобытных людей было более развито восприятие.  Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны. Они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и  живущих в  разном времени,  Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования знаний.  Закон упрочения ассоциаций от их повторения, принятый ассоциативной психологией, приобретал у Спенсера новый смысл. Он перенес его с истории индивида на историю рода.  Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству: каждое поколение от рождения имеет знания о пространстве и времени, но они были приобретены в продолжение длительного периода, через который произошло развитие человечества. То, что апостериорно для рода, становится априорным для индивида.
Таким образом, «сознание – не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций».
Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучение и воспитания.
В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Поэтому аccоциативная психология имеет и прикладное значение. Аccоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение  в клинической практике (Р.Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.
Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие психологии; способствовала созданию экспериментальной психологии и формированию генетической (детской) психологии.
Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. “Чистая психология сознания” - так называл английскую психологию Эд.Гартман в своей книге “Современная психология”.
Спенсеру  принадлежит первая серьезная попытка объяснить психику (как со стороны содержания, так и со стороны изменения и развития) с позиций общих начал органической эволюции. Эти объяснения дали импульс внедрению новых идей в различные психологические направления как материалистического, так и идеалистического толка.
В России влияние учения Спенсера испытал И.М. Сеченов, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции», и на этом основании разработал новое учение об "элементах мысли". Взгляд Спенсера на сознание как инструмент приспособления к среде был воспринят Джейсом, от которого он перешел к американскому функционализму, а затем — инструментализму.
Известное влияние на психологию оказали и другие положения Спенсера, в частности, касающиеся наследственной детерминации форм познания, трактовки общества как организма, развивающегося по общим законам эволюции. Если впоследствии труды Спенсера потеряли актуальность, то в период формирования психологии как науки, имеющей свой предмет, они создали идейную атмосферу, способствовавшую ее переориентации на биологические науки и тем самым укреплению естественно-научной ориентации психологии.

www.dvdrw.name

Теория эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера

Если знания человека в беспорядочном
состоянии, то чем больше он имеет их,
тем сильнее расстраивается его мышление.
Г. Спенсер


СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820—1903) — английский философ, социолог и психолог. Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение.  Работал инженером на железной дороге (1837—1841), затем сотрудничал в журнале "Economist" (1848—1853). С 1850-х гг. всецело посвятил себя разработке философских проблем. Свои взгляды Спенсер изложил в десятитомном труде "Система синтетической философии" ("System of synthetic philosophy", v. 1—10, L., 1862—1896), в которую входили "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии", "Основания этики".
Спенсер был величайшим систематизатором, хотя сам считал себя вторым Ньютоном. Он построил всю философию вокруг ламаркистской эволюции, в которую поверил еще в 1852 г.
Спенсер понимал, что эволюция вселенной есть необходимый процесс. Начальный пункт эволюции — нестабильная гомогенность. «Во всех случаях мы наблюдаем прогрессивное движение к равновесному состоянию». Что касается человека, «эволюция может закончиться только с установлением величайшего совершенства и полнейшего счастья». Разумеется, равновесие может нарушиться, но даже условия хаоса и распада нельзя считать окончательными, т.к.  с них может начаться новый процесс эволюции. Следовательно, вселенная прогрессирует, развивается к лучшему. На этом основан оптимизм Спенсера: «Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную трансформацию».
Сформулированный общий закон эволюции Спенсер  распространил на всю Вселенную — неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т. е. социальную жизнь (социология).


Итак, он дал три характеристики эволюции: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, т. е. характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному.
Это утверждение продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Спенсера — Г. Лейбниц, Г. Гегель. Однако, в отличие от них, оно основывается на данных наук — геологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории и др.
Закон эволюции Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В 1854 г. Спенсер писал: «Если доктрина Эволюции верна, неизбежен вывод о том, что Разум можно понять, лишь наблюдая, как он эволюционирует».
В своей теории Спенсер сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения, учение о биологической эволюции. Он разработал систему психологических понятий, соответствующих эволюционной теории.
Психические явления  Спенсер рассматривает как один из видов жизненных проявлений.  Предметом изучения в психологии должно стать не только сознание, но и поведение, рассматриваемое как связь сознания с окружающей средой. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда — это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Спенсер считает, что задача психологии - изучение соотношения и ассоциаций поведения с сознанием.

1. Возникновение психики обусловлено спецификой окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика является механизмом адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды, ее задача - приспособление внутренних отношений к внешним.
2. Психика является высшей ступенью психического развития человека, так как возникает не сразу, а постепенно, и механизмом ее возникновения являются все более усложняющиеся в процессе эволюции Вселенной условия жизни.
3. Исходным этапом развития психики является возникновение ощущения, обусловленного раздражимостью, и на его основе формируется любое другое, более сложное средство психической жизни.
4. Все средства приспособления индивида к окружающей среде располагаются в поле двух субъектов психики: ощущение, память, воля, разум, интеллект находятся в сознании и являются высшими формами приспособления, а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении.
Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его «отождествление с сознанием неудовлетворительным». Пересматривая предмет психологии Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними: "Психологию отличает от других наук, на которых она базируется, то, что каждое из ее положений охватывает в одно и то же время как связанные между собой внутренние явления, так и связанные между собой внешние явления, к которым они относятся".  Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутрипсихическими процессами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром.

Исследуя роль психики в эволюции человека, летом 1854 г. Герберт Спенсер начал писать труд по психологии, «направление мысли которого имело мало общего с направлением мысли, преследуемым ранее».  Его работа под названием «Принципы психологии» появилась на следующий год. В ней  Спенсер говорил о том, что психика является механизмом адаптации к среде. В своих трудах, он объединил ассоцианизм и сенсомоторную концепцию с ламарксистской эволюцией. Более того, он не только поднял два вопроса эволюции, но также и дал ответы на них в таком стиле, который с тех пор стал основным в англо-американской психологии.

Особое значение в психологических объяснениях Спенсера заняло распространение разработанного эволюционной биологией нового понимания детерминации явлений. Если прежде организм трактовался как система, которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, то в психологии Спенсера утвердилось понимание не организма самого по себе, а новой системы: "организм — среда" как особой целостности, эволюционирующей по своим особым законам. Это четко выразила одна из главных идей Спенсера, согласно которой "жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним", т. е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции.
С этой точки зрения должен быть рассмотрен и психический процесс как разновидность жизненного. Сознание тем самым анализировалось в контексте биологической адаптации. Существование и развитие не может иметь иного смысла, кроме как приспособительного. Если бы психика не служила этой цели, считал Спенсер, ее появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает психику с неумолимой необходимостью, и она служит одним из могучих орудий выживания.
Так в науке появился новый подход к детерминации психики - биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. Из этого подхода следует, что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их психического отражения невозможно – таков основной тезис психологической теории Г.Спенсера.  Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте). Утверждался  особый вид ассоциаций - между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями.
Так свершился крутой поворот в движении психологической мысли. Из "поля сознания" она устремилась в "поле поведения". Отныне не физика и химия, как прежде, а биология становится путеводной звездой в разработке ассоциативной доктрины, обретающей  новый облик в бихевиоризме и рефлексологии. Спенсер стоял у истоков того пути, по которому продвигались Сеченов, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Уотсон и другие пионеры объективной психологии.
Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ.
Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение.  Доказательство правильности своей теории он черпает из рассмотрения зачаточной душевной жизни, в которой, прежде всего, возникают чувства, т.е. простейшие ощущения.  Например, ребенок, который не имеет еще никаких представлений, может плакать, т.е. испытывать чувство неудовольствия. Спенсер поэтому считает чувство первичным потому, что оно, по его мнению, раньше всего возникает в душевной жизни.
Ощущение развилось из раздражимости. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок, который имеет и субъективный эффект— чувствование, т. е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Затем из простейших ощущений, т.е. из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы психики, отражающие связанные между собой уровни становления сознания и поведения. 
Все формы психики являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. К таким частным формам приспособления относятся:

сознание - поведение
ощущение -рефлекс
чувства -инстинкт
память -навык
разум -волевое поведение

В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они суть фазы психического развития, стадии приспособления.
Человеческий разум, отмечал Спенсер, отличается от психики животных тем, что не имеет ограничений, присущих низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Основным ядром психики человека является его интеллект - этот постулат Г. Спенсера определил все дальнейшее развитие психологии (в том числе и его крайность, выразившуюся в так называемом интеллектуализме).
Интеллект — высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. "Интеллект,- пишет Спенсер, - рассматриваемый с самых разнообразных сторон, состоит в установлении соответствий между отношениями в организме и отношениями в среде, а все развитие мыслительной способности может быть сформулировано как прогресс таких соответствий в пространстве, во времени, в специальности, в общности и в сложности".
Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически. Волевые поступки отличаются от автоматических тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала XX века.
На вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциации идей.
В психологии Спенсер твердо придерживался ассоцианистской доктрины, господствующей в середине XIX века.
Принцип ассоциации Спенсер рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Он объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических  состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое.  Спенсер писал: «Рост интеллекта в огромной степени зависит от закона, который гласит следующее: когда два физических состояния следуют непосредственно одно за другим, возникает такой эффект, что если первое состояние впоследствии вновь происходит, то есть некоторая тенденция, что второе последует за ним». Эта тенденция усиливается по мере того, как идеи все чаще ассоциируются друг с другом.
Спенсер пытался логическим путем вывести законы психических ассоциаций из сенсомоторной конституции нервной системы и головного мозга.  Он изображал мозг как сенсомоторное ассоциативное устройство, утверждая, что «человеческий мозг — это организованный регистр бесконечно многочисленных переживаний». Спенсер объяснил, каким образом мозг накапливал опыт в ходе эволюционной цепочки. Таким образом, врожденные рефлексы и инстинкты представляют собой всего лишь ассоциативные привычки, настолько хорошо заученные, что они стали частью генетического наследия вида. Подобные привычки могут быть приобретены в течение не индивидуальной жизни, а жизни всего вида, в соответствии с законами ассоциации.
К этому наследственному опыту предшествующих поколений, закрепленному в нервной системе, присоединяется индивидуальный опыт. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они и образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы — привычки. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также некоторые знания и умения, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений. Ассоциации, сопряженные с чувством удовольствия, закрепляются в организме и передаются по наследству следующим поколениям, тогда как вызывающие отрицательные чувства нивелируются.
Второе следствие объединения эволюции и сенсомоторной концепции нервной функции более знаменательно: различия в психических процессах у разных видов сводятся к тому, какое количество ассоциаций в мозге они способны установить. Любой головной мозг работает одним и тем же способом, посредством ассоциаций, и существуют лишь количественные различия в богатстве этих ассоциаций. Как писал Спенсер: «С впечатлениями, полученными более низким интеллектом, вплоть до самого низкого, обращаются согласно модели». Таким образом, отвечая на вопрос вида, Спенсер отрицает качественные различия между видами и допускает лишь количественные, ассоциативные различия. Эта идея касается как внутривидовых различий, так и межвидовых; он говорил, что  «...европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас... такие способности, как способность к музыке, почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких. Вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, неспособных сосчитать числа своих пальцев и говорящих - языком, состоящим только из существительных и глаголов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспиры». Это подразумевает, что «цивилизованный человек обладает более сложной или гетерогенной нервной системой, чем нецивилизованный».
Итак, развитие психики Спенсер  рассматривал как частный случай действия общей закономерности, выраженной им формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Это означало, что психическая жизнь (и в животном мире, и у отдельного индивида) имеет единый "вектор" эволюции, в процессе которого нерасчлененные, разрозненные формы становятся все более дифференцированными и интегрированными.
Так, Спенсер выступил как основоположник эволюционного ассоцианизма. Это и придало исключительную популярность его труду "Основы психологии" (1855), который в дальнейшем  дал толчок возникновению и развитию генетической и сравнительной психологии. Первое издание этой книги (появившееся еще до "Происхождения видов" Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. И не удивительно, т.к. на первый взгляд она представляла очередной трактат в защиту ассоциативной психологии. Утверждалось, что развитие интеллекта в огромной степени зависит от закона, который гласит: когда два психических состояния следуют одно непосредственно вслед за другим, то при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы второе непременно последовало за ним.
То, что ассоциация оказалась у Спенсера поставленной в зависимость от факторов, неведомых прежней ассоциативной психологии, внимания не привлекло. Это стало ясно лишь тогда, когда в мире идей разыгралась буря, вызванная дарвинистским учением. Спенсер сразу же оказался одним из апостолов теории эволюции. И второе издание  "Основ психологии" (1870-1872) принесло Спенсеру всеевропейскую славу создателя эволюционистской психологии, оказав влияние на психологические учения в различных странах, в том числе и в России.
Для середины XIX в. учение Спенсера  было совершенно необычным, поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм. Именно неудовлетворенность интроспекционизмом побудила идеолога позитивизма О. Конта, на позиции которого опирался Спенсер, отказать психологии в праве считаться настоящей наукой.  Однако Спенсер признает психологию автономной наукой.  Разделив психологию на субъективную и объективную, он подчиняет вторую первой. Он пишет: "...Объективная психология не может существовать, как таковая, не заимствуя своих данных от субъективной психологии". Противоречие двух систем - субъективной и объективной - в эволюционном ассоциационизме Спенсера, являющееся результатом столкновения научного знания с идеалистической методологией, разрешается в пользу последней.  Объективная психология, согласно мнению Спенсера, не может существовать как таковая, не заимствуя свои данные у субъективной психологии, орудие которой - "заглядывающее внутрь себя сознание". 
Объективная психология  трактует психические явления у животных и человека как коррелянт нервно-мышечных устройств,  посредством которых живые существа приспосабливают свои действия к окружающим их вещам и отношениям; ее метод - внешнее наблюдение. Субъективная психология - занимается состояниями сознания: изучает мысли и чувствования, открытые только для их носителя  - субъекта,  посредством внутреннего наблюдения.
Спенсер  доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная, которая рассматривает поведение не с точки зрения внутренних переживаний, а с позиций, позволяющих рассматривать психику как совокупность нервно-мышечных приспособлений. Посредством этих приспособлений высшие организмы каждое мгновение прилаживают свои действия к окружающим их "сосуществованиям и последовательностям".
Спенсер писал о том, что  объективная психология  изучает строение мозга, а субъективная психология занимается состоянием души. Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы  в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Таким образом, психология, как утверждал Спенсер, имеет своим предметом  «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями».     И внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования природы, происхождения и значения связей между сознанием и внешней средой, невозможные при сведении психики только к сознанию.
Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой.
Он также подчеркивал специфику психологического исследования, говоря об уникальности психологии как единственной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология). Важным моментом в таком определении было исследование процесса, что, по мнению позитивистов, открывало выход на более широкие закономерности.  Эти положения Спенсера развивали в американской психологии В. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.
Человеческую психику Спенсер рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, хотя и подчеркивая, что человеку, в отличие от животных, необходимо приспосабливаться не только к  природной, но и к надорганической, т. е. социальной среде.  Поэтому его психика развивается в процессе развития человеческого общества. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов — языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.
Одним из первых в психологии Спенсер сравнивал психологию дикаря и современного человека, делая вывод, что у современного человека более развито мышление, в то время как у первобытных людей было более развито восприятие.  Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны. Они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и  живущих в  разном времени,  Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования знаний.  Закон упрочения ассоциаций от их повторения, принятый ассоциативной психологией, приобретал у Спенсера новый смысл. Он перенес его с истории индивида на историю рода.  Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству: каждое поколение от рождения имеет знания о пространстве и времени, но они были приобретены в продолжение длительного периода, через который произошло развитие человечества. То, что апостериорно для рода, становится априорным для индивида.
Таким образом, «сознание – не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций».
Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучение и воспитания.
В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Поэтому аccоциативная психология имеет и прикладное значение. Аccоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение  в клинической практике (Р.Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.
Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие психологии; способствовала созданию экспериментальной психологии и формированию генетической (детской) психологии.
Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. “Чистая психология сознания” - так называл английскую психологию Эд.Гартман в своей книге “Современная психология”.
Спенсеру  принадлежит первая серьезная попытка объяснить психику (как со стороны содержания, так и со стороны изменения и развития) с позиций общих начал органической эволюции. Эти объяснения дали импульс внедрению новых идей в различные психологические направления как материалистического, так и идеалистического толка.
В России влияние учения Спенсера испытал И.М. Сеченов, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции», и на этом основании разработал новое учение об "элементах мысли". Взгляд Спенсера на сознание как инструмент приспособления к среде был воспринят Джейсом, от которого он перешел к американскому функционализму, а затем — инструментализму.
Известное влияние на психологию оказали и другие положения Спенсера, в частности, касающиеся наследственной детерминации форм познания, трактовки общества как организма, развивающегося по общим законам эволюции. Если впоследствии труды Спенсера потеряли актуальность, то в период формирования психологии как науки, имеющей свой предмет, они создали идейную атмосферу, способствовавшую ее переориентации на биологические науки и тем самым укреплению естественно-научной ориентации психологии.

www.dvdrw.name

ассоцианизм - это... Что такое ассоцианизм?

(ассоциационизм)

— Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:

1) душа понимается как сознание — в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы — образы ощущений — имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования — представления, мысли, чувства — вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций — смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (см. эксперимент ассоциативный).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

36. Эволюционная теория г.Спенсера

Герберт Спенсер: эволюционная психология. Английский философ и психолог Г.Спенсер (1820-1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология. Его стремление сделать психологию объективной наукой совпало и с общими тенденциями в ее развитии. Основой такой позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма, который Спенсер и перерабатывает исходя из своих стремлений к построению новой психологии. Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Исследуя роль психики в эволюции человека, Спенсер говорил, что психика является механизмом адаптации к среде. То есть психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно. Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни – ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики. Все они являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. Такими частными формами приспособления являются: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, и ощущения, память, воля, разум, существующие в сознании. Говоря о роли каждого этапа. Спенсер подчеркивал: главное значение разума в том, что он лишен ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала XX века.

37. Выделение психологии в самостоятельную науку

Стремясь отстоять самостоятельность психологической науки, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник, и они, соответственно, требуют других законов. К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив). От Вундта принято вести родословную психологии как самостоятельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу. Прошедшие эту школу молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали там лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно преобретшей самостоятельность. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих других ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. С внедрением в психологию эксперимента открывается первая глава ее летописи в качестве самостоятельной науки. Именно благодаря эксперименту поиск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива математически точной формулировки реальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических закономерностей. Центрами психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие в различных странах. Первоначально приоритет принадлежал немецким университетам. Параллельно интенсивные исследования проводились в России и Соединенных Штатах Америки, в меньших масштабах – во Франции, Англии, Италии и скандинавских странах. В конкретной научно-исследовательской практике культивировались направления, объединение которых оснастило полную наступательного духа молодую науку экспериментальным оружием (психофизиология органов чувств, психофизика, психометрия).

studfiles.net

Ассоцианизм (ассоциативная психология) | Психологическая энциклопедия 1vc0

Ассоцианизм или ассоциативная психология — одно из основных направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций — устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформулирован Аристотелем («Образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации»). В XIX в. были исследованы условия образования ассоциаций и их нейрофизиологические, условно-рефлекторные механизмы.

Ассоциативная психология — психологические направления, в которых единицей анализа — психики — признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

  1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
  2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
  3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Ассоциативная психология — различные по своей научно-идейной сущности психологические направления, использующие понятие ассоциации в качестве главного объяснительного принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психических явлений и что эти сочетания имеют определенные телесные предпосылки, зародилась уже у Аристотеля («О душе»). Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистической методологии на изучение психической деятельности эта идея становится научной доктриной, положившей начало ассоциативной психологии. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его физиологические сочинения), Спинозы и Гоббса. По Гоббсу, порядок, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физических тел, и поэтому течение всех психических процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определенной целью. Тем самым была выдвинута задача, над которой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный характер процесса мысли. В отличие от Гоббса, применившего материалистическое представление о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в философском лексиконе термином «ассоциация идей» только те связи, которые обусловлены случаем или привычкой (Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, 1690, рус. пер. 1898). Локк видел в ассоциации помеху для правильного мышления и считал образование новых сложных идей продуктом рефлексии как особой способности познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психических фактов от материальных причин (эта зависимость понималась первоначально с позиций механистического мировоззрения) идеализм противопоставил концепцию, согласно которой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психические феномены, из совокупности которых строится якобы не только вся психическая жизнь, но и внешняя реальность. Такой взгляд, отрицательно влиявший на развитие научного познания психики, защищали Беркли, Юм и их последователи.

Расцвет материалистического направления ассоциативной психологии в 18 веке выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психической деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологических знаний, понимал как процесс вибрации). Будучи механистическим материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психических явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от других сторонников психофизического параллелизм, Гартли признавал первичным – воздействие внешнего мира и производным – связи в сфере психического. Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоятельный источник идей и выводил все стороны психической деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психическими явлениями) мышечных движений. Теория Гартли оказала значительное влияние не только на психологию, но и на многие другие области знания – этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей ассоциативной психологии выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического.

Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и доказательство независимости ассоциативной психологии от материализма. Они отрицают необходимую связь психических явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установленной ассоциативной психологией фактов и зависимостей их детерминистический смысл. В Англии Браун употреблял вместо термина «ассоциация» заимствованный у Беркли термин «суггестия», под которым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде Философский с ним, без того, чтобы была какая-либо необходимость в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820).

Английский философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом «рединтеграции» (целое состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистическая ассоциативная психология в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психических процессов «статикой и динамикой» представлений как первичных атомов сознания.

К середине 19 века наиболее видными представителями ассоциативной психологии были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний механицизм (психологический «атомизм») ассоциативной психологии своего отца Дж. Милля, предложил концепцию «ментальной химии». Согласно этой концепции образцом для понимания психических явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психические состояния (ощущения), образуя более сложные психические продукты, могут изменяться до неузнаваемости. Бэн, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно которому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855).

С развитием эволюционной теории предпринимались попытки перестроить ассоциативную психологию на основе новых биологических представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести ассоциативную психологию из кризиса, так как придерживались ложного интроспекционистского взгляда на сознание и законы, которым оно подчинено. В новой экспериментальной психологии, выделившейся в 70–80-ых годах 19 века в самостоятельную научную дисциплину, по отношению к принципам ассоциативной психологии наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания экспериментальному изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетическому акту сознания – апперцепции. Другие исследователи (Эббингауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психический факт. В целом идеи ассоциативной психологии, несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (H. Ebbinghaus, Über die Gedächtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов ассоциативной психологии, ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистических школ (в особенности так называемой гештальтпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны ассоциативной психологии (игнорирование системного характера психической деятельности и качественных различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистического крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психических актов и их обусловленность нервными процессами.

Циген, сторонник ассоциативной психологии, взгляды которого подвергнуты критике Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистические схемы ассоциативной психологии, отбрасывая ее былые достижения. К началу 20 века традиционная ассоциативная психология, пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но многие ее выводы унаследовал бихевиоризм. Развив материалистическую и детерминистическую трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную современной психологией в основу изучения закономерностей психической деятельности.

wiki.1vc0.ru

Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера

Отступление от механизма в трактовке психической жизни А. Бэна

Теоретическая несостоятельность ассоциативной психологии во взглядах Джона Стюарта Милля

Джон Стюарт Милль (1806 — 1873), сын Джеймса Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логику — ʼʼСистема логикиʼʼ (1843). Защищая ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Поскольку в психологии нет средств для реального анализа сознания, она не может существовать как наука. Вместе с тем ее описания тем не менее имеют практическую полезность.

Дж. Ст. Милль критически анализирует также понимание предмета в ассоциативной психологии. ʼʼТолько кажется, будто одна мысль вызывает другую посредством ассоциации; на самом же делœе… ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя состояниями мозга, предшествовавшими разным мыслям…ʼʼ [8]. Это означает, что ассоциативная психология не имеет своего предмета͵ так как является всœего лишь ветвью физиологии. При этом психология ʼʼзначительно более продвинута вперед, чем соответствующая ей часть физиологииʼʼ [8]. Исходя из этого предмет психологии всœе же существует: законы, по которым одно психическое состояние следует за другим.

Дж. Ст. Милль вводит в ассоциативную психологию ʼʼЯʼʼ в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.

Александер Бэн (1818 — 1903) – автор двух обширных томов: ʼʼЧувство и интеллектʼʼ (1885) и ʼʼЭмоции и воляʼʼ (1859). Стремился теснее связать психические процессы с телœесной организацией.

Бэн отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни. Он вводит представление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Из связи разных обстоятельств с движениями образуется всœе многообразие человеческого поведения – навыки. Эти взгляды Бэна получили отзвук в последующем в учении о формировании навыков путем проб и ошибок.

Используя понятие удерживающей силыдуха в учении об образовании произвольных движений, Бэн приписывал духу первичные свойства (акты) ума: различение, нахождение сходства, удержание впечатлений и способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации.

Ряд новых моментов в ассоциативную психологию вносит Герберт Спенсер (1820 — 1903), автор десятитомного труда ʼʼСинтетическая философияʼʼ (1862 — 1896), в состав которого входит и психология.

Взгляды Спенсера - ϶ᴛᴏ эволюционный ассоцианизм. Ученый сформулировал общий закон эволюции: повсюду во Вселœенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, ᴛ.ᴇ. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, т. е. характеризуется дифференциацией; от неопределœенного к определœенному, индивидуальному.

Применяя общий закон эволюции к пониманию психики, Спенсер считает, что психику можно понять только через анализ ее развития. Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развилось из первоначальной раздражительности. Из разного рода сочетаний ощущений образуются многообразные формы душевной жизни животных.

Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. В процессе приспособления организма к среде образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля как фазы психического развития.

Приспособление происходит следующим образом. Внешние отношения и связи производят связи внутренние – индивидуальный опыт (ощущения, восприятия, чувства, привычки). К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе (безусловные рефлексы, инстинкты, а также некоторые знания и умения, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений).

Биологизация в понимании законов развития человеческой психики привела Спенсера к откровенно реакционным расистским выводам. ʼʼ...Европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас... такие способности, как способность к музыке, почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких. Вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, неспособных сосчитать числа своих пальцев и говорящих языком, состоящим только из существительных и глаголов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспирыʼʼ.

Построенная на основах позитивистского эволюционизма теория человека Спенсера натуралистически трактует его развитие. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых в процессе развития человечества, происходит в объективированной, непсихологической форме социального наследования. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта͵ которой нет у животных и которая занимает основное место в становлении человеческой психики.

referatwork.ru

Ассоцианизм в философии и психологии

Введение

Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах) но и неотделимы от них. Слово психология впервые появилось в западноевропейских текстах в 16 веке.

Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.

К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).

К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга.

Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа – по Аристотелю – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, – говорил Аристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течение полутора тысячелетий.

Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.

Ассоцианизм в философии и психологии

ассоцианизм психологический память эмоция

Ассоцианизм – это общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциации главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов.

Ассоцианизм – это одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации[1] . Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания.

Ассоцианизм стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу ассоцианизма легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм.

Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно[2] . Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже – и с проблемами психологии личности и психологией педагогической.

Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания.

Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма[3] :

1) душа понимается как сознание – в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы – образы ощущений – имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства – вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций – смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе – самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован.

Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин – при объяснении эмоций, И.М. Сеченов – в учении о рефлексах мозга головного[4] . Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении[5] . В 80-е – 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.

В теории немецкого психолога и педагога И.Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с представлений традиционными подходами немецкой психологии – идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Для того чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, вопроса, который служил своего рода водоразделом между разными направлениями в теории познания, Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего.

Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

1. Предпосылки возникновения ассоцианизма: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. – нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк).

2. "Классический Ассоцианизм" (середина XVIII – нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы ассоцианизма, в которых ассоциация выступает объяснительный принцип психики вообще. Наиболее характерная черта ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).

3. Середина XIX – нач. XX в. Начало кризиса ассоцианизма в теории и разработка отдельных идей ассоцианизма в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию ассоцианизма активности субъекта, Я; предпринимаются попытки рассмотрет

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о