Концепция пиаже кратко: Теория когнитивного развития Ж. Пиаже: ключевые понятия

Содержание

Концепция умственного развития Ж.Пиаже

Эта модель — модель равновесия — обсуждается Ж.Пиаже  практически в каждой публикации, он рассматривает процесс уравновешивания  как механизм перехода от одних состояний  познания к другим. Само уравновешивание, непрерывное как процесс жизни, приводит к появлению дискретных, как бы законченных по своему существу, состояний равновесия. В процессе уравновешивания состояния равновесия не являются однородными, они качественно отличаются друг от друга на протяжении всего развития и, кроме того, степень их уравновешенности разная. Понятие уравновешивания тесным образом связано с процессами ассимиляции и аккомодации. Сам Ж.Пиаже видит в своей концепции уравновешивания альтернативу более общепринятой трактовки механизмов изменении как созревания и научения (физического и социального). Модель уравновешивания и равновесия рассматривается им как нечто очень общее, предполагающее причинные воздействия созревания и научения, но подчиняющие их себе.

Модель уравновешивания это метамодель, сверхпрограмма осуществляющегося развития, она, по мнению Ж.Пиаже, особенно подходит для анализа онтогенетических изменений в познавательном поведении, для самого главного источника онтогенеза структур. [7]

          Эта модель приписывает развитию некоторую, даже теоретическую, направленность. В то же время выделением стадий развития интеллекта Пиаже словно бы говорит о его дискретности. Но это не так — он решал (и решил!) задачу поиска основных линий, пронизывающих все развитие, стремился показать его изоморфизм, существующий между разными (внешне предельно несходными) уровнями. С точки зрения идей Ж.Пиаже, можно говорить о логике действий младенца в том же генетическом контексте, что и о логике действий подростка или взрослого. [12]

    Хотя Пиаже и не отрицал  полностью роль обучения, однако  наибольшей критике, как при  его жизни, так и позднее  подвергалась недооценка им роли  среды и влияния взрослого  в психическом развитии детей.

  Исследования П.Я. Гальперина, В.В.  Давыдова, Д.Брунера свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте при правильном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия, представления о сохранении числа, массы и объема и преодолен эгоцентризм. [5] 
 
 
 
 

                                           § 2.3 Критика теории 
 
 
 

       Исследования Пиаже привлекали и продолжают привлекать внимание советских психологов. Л.С. Выготский часто сопоставлял свою теорию развития высших психических функций с концепцией Пиаже. Он рассматривал работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки. Выготский считал, что по сравнению с традиционной детской психологией теория Пиаже представляет собой шаг вперед, потому что Пиаже занимался новыми исследованиями высших форм поведения. Однако, по его мнению, Пиаже использовал при этом старый подход к факторам развития ребенка как природным биологическим процессам, поэтому у него нет реальной возможности их правильного понимания.

Выготский упрекал Пиаже в том, что он описывал психическое развитие ребенка вне его исторического развития как процесс, управляемый внутренними силами, подчиняющийся имманентной логике. Пиаже, по его мнению, рассматривал развитие высших психических функций абстрактно, вне социальной и культурной среды, вне конкретной обстановки, окружающей ребенка. [6]

        Продолжая линию анализа теории Пиаже, начатую Выготским, советские психологи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и др.) считают неверным стремление Пиаже рассматривать психическое развитие ребенка как индивида, который лишь постепенно и довольно поздно вовлекается в систему общественных отношений. Такой первоначальной независимости индивида от общества нет. Пиаже, по их мнению, не учитывал того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни включен в общение с окружающими людьми, становится членом человеческого коллектива. [12]

       По мнению советских психологов, Пиаже прошел мимо того важнейшего факта, что уже первое предметное действие ребенка осуществляется в условиях его общения со взрослыми, которые организуют действия ребенка в соответствии с общественно закрепленной функцией предмета. По словам Леонтьева, отношение ребенка к окружающему предметному миру всегда общественно, «социально» опосредствованно. Вместо прямого отношения «ребенок — предмет», которое мы находим у Пиаже, советские авторы считают более правильным отношение «ребенок — взрослый— предмет» (Выготский, Эльконин и др.) [1]

          Различия взглядов Пиаже и советских психологов проявляются в понимании источника и движущих сил развития. Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как спонтанный, относительно независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Влияние среды Пиаже сводил к задержке или стимуляции процесса умственного развития, а самый источник развития помещал внутрь индивида. В противоположность такому пониманию советские психологи подчеркивают, что источник умственного развития лежит вне ребенка, в его среде. [6] 
        Основной фактор умственного развития советские авторы видят в присвоении ребенком общественно-исторического опыта. Они подчеркивают, что уже самые первые предметные действия ребенка строятся не только в соответствии с физическими свойствами окружающих его предметов, но и в соответствии с их назначением, фиксированным в обществе. Как писал Леонтьев, ближайший к человеку мир, который определяет его жизнь, — это мир предметов, созданных человеческой деятельностью. Этот мир, воплощающий человеческие особенности, непосредственно не дан индивиду. Он стоит перед каждым отдельным человеком как задача и должен быть раскрыт ему в своем специфическом качестве. Ребенок должен осуществить по отношению к этому миру такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна воплощенной в них человеческой деятельности. По словам Леонтьева, духовное, психическое развитие отдельных людей есть продукт особого процесса присвоения, которого нет у животных. Процесс присвоения Леонтьев определял как воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций.

Леонтьев считал, что деятельность человека нельзя трактовать в терминах уравновешивания со средой, как это делал Пиаже. Процесс уравновешивания характеризует только индивидуальное приспособление к естественной среде. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии ребенка, которую особенно подчеркивают советские психологи. [3]

       В работах советских авторов имеется много возражений относительно операциональной концепции интеллекта, предложенной Пиаже. Советские психологи не рассматривают логику как единственный, основной критерий мышления и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования Гальперина, Запорожца и др. показали, что не логические операции, а ориентировка в вещах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от ее характера зависят результаты этой деятельности. [6] 
       Ретроспективный обзор взглядов советских психологов на концепцию Пиаже свидетельствует о том, что на протяжении большого отрезка истории науки, от Выготского до наших дней, советские психологи выступали как «за», так и «против» Пиаже: «за» факты и «против» их интерпретации.

Однако с какой бы позиции Пиаже ни критиковали, его идеи продолжают иметь фундаментальное значение для психологии вообще и для детской психологии в особенности. Глубина и цельность его учения всегда будут помогать нам совершенствовать свои исследования для понимания законов психического развития ребенка. [12]

       В советской психологии есть исследования мышления, которые не затрагивают прямо идей Пиаже (В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова и др.). Немало их и за рубежом. Экспериментальные факты многих авторов, разрабатывающих проблемы детского мышления, и их теоретические идеи, дают богатый материал для дальнейшего анализа концепции Ж. Пиаже. [6]

Заключение

          Ж. Пиаже является одним из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире и число последователей не уменьшается. Главное состоит в том, что он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления, показав, что мышление ребенка совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые были открыты Пиаже, остались непоколебимыми, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении. Открытая им возможность понять и сформировать детский ум является величайшей заслугой Пиаже. Стадии интеллектуального развития, согласно Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом. В отличие от других классификаций психического развития ребенка, в центре системы Пиаже стоял интеллект. Развитие других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.

 
        
Ж.Пиаже — Человек, писавший загадочным языком о самом загадочном и таинственном, — о развитии мышления. Человек, соединивший в своем мышлении о мышлении логику, математику, биологию, философию, психологию и так далее и тому подобное, создавший в науке все, что можно создать: ее предмет, метод, теорию-феноменологию и онтологию. Человек, увидевший в ребенке проявление его сущностных сил и переживший невыразимость ее человеческим языком для постижения другими. Человек, написавший целую библиотеку работ об узнаваемых событиях, таких, как мышление, человек, о котором написана целая библиотека работ… и эти скромные страницы. 

Список  литературы:

  1. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высш. Школа, 1968.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 2. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже (любое изд.).
  3. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1.
  4. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  5. Ждан А. Н., Тихомиров О. К. Состояние и перспективы развития    истории отечественной психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 3. С. 55—62.
  6. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против- М. : изд-во Моск. Ун-та, 1981.-191 с.
  7. Перре-Клермон. Социальное взаимодействие в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  9. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. 1966. № 4.
  10. Пиаже Ж. Теория Пиаже. История зарубежной психологии. 30-е-60-е годы: Тексты. М., 1986.
  11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
  12. Пиаже Ж : теория, эксперименты, дискуссии // Сб. стат. / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.
  13. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

4 этапа познавательного развития Жана Пиаже

4 этапа познавательного развития Жана Пиаже — yes, therapy helps!

образовательная и развивающая психология

February 9, 2023

Жан Пиаже Он является одним из самых важных психологов и исследователей в истории, и ему мы обязаны большой частью того, что мы открыли через психологию развития.

Он посвятил большую часть своей жизни исследованию того, как наши знания об окружающей среде и наши шаблоны мышления развиваются в зависимости от стадии роста, на которой мы находимся, и особенно известен тем, что предложил несколько этапов когнитивного развития посредством которого мы проходим всех людей по мере роста.

  • Может быть, вам интересно: «Мы разыграли 5 экземпляров книги« Психологически говоря »!»

Жан Пиаже и его концепция детства

Идея, выдвинутая Жаном Пиаже, заключается в том, что так же, как наше тело быстро развивается в первые годы нашей жизни, наши умственные способности также развиваются через ряд качественно различных фаз.

В историческом контексте, в котором считалось само собой разумеющимся, что мальчики и девочки были не более «взрослые проекты» или несовершенные версии человеческого бытия, Пиаже указал, что то, как дети действуют, чувствуют и воспринимают, означает не то, что их умственные процессы незавершены, а скорее то, что они находятся на стадии с другими, хотя и последовательными, правилами игры. и сплочены друг с другом. Иными словами, образ мышления детей характеризуется не столько отсутствием умственных способностей, которые характерны для взрослых, сколько наличием способов мышления, которые следуют другой очень разной динамике, в зависимости от стадии развития ребенка. которые они есть.

Вот почему Пиаже считал, что модели мышления и поведения самых маленьких качественно отличаются от моделей взрослых, и что каждая стадия развития определяет контуры этих способов действия и чувствования. Эта статья предлагает краткое объяснение об этих этапах развития поднятый Пиаже; теория, которая, хотя и устарела, является первым кирпичиком, на котором построена эволюционная психология.

Этапы роста или обучения?

Вполне возможно впасть в заблуждение, не зная, описал ли Жан Пиаже этапы роста или обучения, поскольку, с одной стороны, говорит о биологических факторах, а с другой о процессах обучения которые развиваются из взаимодействия между человеком и окружающей средой.

Ответ заключается в том, что этот психолог говорил о двух из них, хотя основное внимание уделялось отдельным аспектам, а не аспектам обучения, связанным с социальными конструкциями. Если Выготский придавал значение культурному контексту как среде, из которой люди усваивают способы мышления и изучения окружающей среды, Жан Пиаже уделял больше внимания любопытству каждого мальчика или девочки как двигатель их собственного обучения, хотя они старались не игнорировать влияние таких важных аспектов окружающей среды, как, например, отцы и матери.

Пиаже знал, что абсурдно пытаться рассматривать биологические аспекты отдельно и те, которые относятся к когнитивному развитию и что, например, невозможно найти случай, когда у двухмесячного ребенка было два года для непосредственного взаимодействия с окружающей средой. Вот почему для него когнитивное развитие информирует о стадии физического роста людей, а физическое развитие людей дает представление о том, каковы возможности обучения индивидов. В конце концов, человеческий разум не является чем-то отдельным от тела, и физические качества последнего формируют умственные процессы.

Однако, чтобы понять этапы когнитивного развития Пиаже, необходимо знать, от какого теоретического подхода уходит его автор.

  • Статья по теме: «История психологии: авторы и основные теории»

Вспоминая конструктивистский подход

Как объясняет Бертран Регадер в своей статье о теории обучения Жана Пиаже, обучение для этого психолога процесс постоянного конструирования новых значений и двигателем этого извлечения знаний из того, что известно, является личность. Поэтому для Пиаже главным героем обучения является сам ученик, а не его наставники или учителя. Этот подход называется конструктивистский подходи подчеркивает автономию, которой обладают люди при усвоении всех видов знаний; В соответствии с этим именно человек закладывает основы своих собственных знаний в зависимости от того, как он организует и интерпретирует информацию, которую он получает из окружающей среды.

Однако то, что двигателем обучения является индивидуум, не означает, что у всех нас есть полная свобода учиться или что когнитивное развитие людей осуществляется каким-либо образом.Если это так, то не имеет смысла разрабатывать эволюционную психологию, посвященную изучению фаз когнитивного развития, характерных для каждой стадии роста, и ясно, что существуют определенные закономерности, которые делают людей одинакового возраста похожими друг на друга и отличаются от людей с совсем другим возрастом.

Этот это точка, на которой этапы когнитивного развития, предложенные Жаном Пиаже, становятся важными : когда мы хотим увидеть, как автономная деятельность вписывается в социальный контекст и связана с генетическими и биологическими условиями, которые развиваются в процессе роста. Этапы или этапы описывают стиль, в котором человек организует свои когнитивные схемы, которые, в свою очередь, будут служить для того, чтобы так или иначе организовывать и усваивать информацию, которую он получает об окружающей среде, других агентах и ​​о себе.

Следует отметить, однако, что эти стадии когнитивного развития не равны совокупности знаний, которые мы обычно можем найти у людей, которые находятся в той или иной фазе роста, а скорее описать типы когнитивных структур, которые лежат в основе этих знаний .

В конце концов, содержание различного обучения, которое человек проводит, во многом зависит от контекста, но когнитивные условия ограничены генетикой и тем, как оно определяется физическим ростом человека. человек.

Пиаже и четыре этапа когнитивного развития

Фазы развития, раскрываемые Пиаже, образуют последовательность из четырех периодов, которые, в свою очередь, делятся на другие стадии. эти четыре основных этапа они перечислены и кратко объяснены ниже с характеристиками, которые им приписывает Пиаже. Однако мы должны учитывать, что, как мы увидим, эти этапы не совсем соответствуют действительности.

1. Сенсорная стадия — моторная или сенсорная моторная

Это первая фаза когнитивного развития, и для Piaget происходит между моментом рождения и появлением артикулированного языка в простых предложениях (к двум годам). Что определяет этот этап, так это получение знаний о физическом взаимодействии с непосредственным окружением. Таким образом, когнитивное развитие выражается в экспериментальных играх, часто вначале непроизвольных, в которых определенный опыт связан с взаимодействием с объектами, людьми и близлежащими животными.

Дети, находящиеся на этой стадии когнитивного развития, демонстрируют эгоцентрическое поведение, в котором основное концептуальное разделение, которое существует, состоит в том, что разделяет идеи «я» и «окружающая среда». Младенцы, которые находятся на сенсорно-моторной стадии, играют, чтобы удовлетворить свои потребности посредством транзакций между собой и окружающей средой.

Хотя в сенсорно-моторной фазе нельзя слишком сильно различать нюансы и тонкости, которые представляет категория «окружающая среда», она завоевывает понимание постоянства объекта, то есть способности понимать, что вещи, которые Мы не воспринимаем в определенное время и можем продолжать существовать, несмотря на это.

2. Предоперационная стадия

Второй этап когнитивного развития по Пиаже появляется более или менее между двумя и семью годами .

Люди, которые находятся в предоперационной фазе они начинают обретать способность ставить себя на место других, действовать и играть за вымышленными ролями и использовать предметы символического характера. Тем не менее, эгоцентризм все еще очень присутствует на этом этапе, что приводит к серьезным трудностям в доступе к мыслям и размышлениям относительно абстрактного вида.

Кроме того, на этом этапе способность манипулировать информацией, следуя правилам логики, для извлечения формально обоснованных выводов еще не достигнута, а также не могут быть выполнены сложные умственные операции, типичные для взрослой жизни (отсюда и название этого периода когнитивное развитие). Следовательно, волшебное мышление На основе простых и произвольных ассоциаций очень присутствует способ усвоения информации о том, как устроен мир.

3. Этап конкретных операций

о от семи до двенадцати лет наступает стадия конкретных операций, стадия когнитивного развития, в которой логика начинает использоваться для получения обоснованных выводов, если предпосылки, из которых она начинается, связаны с конкретными, а не абстрактными ситуациями. Кроме того, системы категорий для классификации аспектов реальности становятся заметно более сложными на этом этапе, и стиль мышления перестает быть настолько заметно эгоцентричным.

Одним из типичных симптомов, с которым ребенок согласился на стадии определенных операций, является то, что он в состоянии сделать вывод, что количество жидкости, содержащейся в контейнере, не зависит от формы, которую приобретает эта жидкость , поскольку он сохраняет свой объем.

4. Стадия формальных операций

Фаза формальных операций является последней из стадий когнитивного развития, предложенных Пиаже, и появляется с двенадцати лет, включая взрослую жизнь .

Именно в этот период вы зарабатываете умение использовать логику для достижения абстрактных выводов которые не связаны с конкретными случаями, которые произошли из первых уст. Следовательно, с этого момента можно «думать о мышлении», о его конечных последствиях, и сознательно анализировать и манипулировать схемами мышления, и вы также можете использовать гипотетические дедуктивные рассуждения.

Линейное развитие?

Факт раскрытия таким образом списка с этапами развития может свидетельствовать о том, что эволюция человеческого познания каждого человека представляет собой совокупный процесс, в котором несколько уровней информации основаны на предыдущих знаниях. Тем не менее, эта идея может привести к обману .

Для Пиаже этапы развития указывают на когнитивные различия в условиях обучения. Следовательно, то, что известно, например, о втором периоде когнитивного развития, откладывается не на всем, что было изучено на предыдущем этапе, а скорее на реконфигурирует и расширяет его до различных областей знаний .

  • Может быть, вы заинтересованы: «7 основных потоков психологии»

Ключ в когнитивной реконфигурации

В теории Пиагето эти фазы происходят одна за другой, каждая из которых предлагает развивающемуся человеку условия для разработки доступной информации для перехода к следующей фазе. Но это не чисто линейный процесс, так как то, что изучено на ранних стадиях развития он постоянно перенастраивается от когнитивных изменений, которые следуют за .

В остальном эта теория этапов когнитивного развития не устанавливает очень фиксированных возрастных ограничений, а лишь описывает возрасты, в которых фазы перехода от одного к другому являются общими. Вот почему для Пиаже можно найти случаи статистически ненормального развития, при котором человек откладывает переход к следующей фазе или достигает его в раннем возрасте.

Критика к теории

Хотя теория этапов когнитивного развития Жана Пиаже была основополагающей частью психологии развития и оказала огромное влияние, сегодня она считается устаревшей. С одной стороны, было показано, что культура, в которой человек живет, влияет на образ мышления и что существует места, где взрослые не склонны мыслить в соответствии с характеристиками этапа формальных операций Среди прочего, благодаря влиянию магической мысли некоторых племен.

С другой стороны, свидетельства в пользу существования этих фаз когнитивного развития также не очень убедительны, поэтому нельзя считать само собой разумеющимся, что они хорошо описывают, как меняется образ мышления в детстве и подростковом возрасте. В любом случае верно то, что в определенных аспектах, таких как концепция постоянства объекта или общая идея, что дети склонны думать на основе подходов, основанных на том, что происходит в окружающей среде, а не в соответствии с абстрактными идеями, они принимаются и они послужили поводом для расследований, которые были обновлены.


Интеллектуальное развитие ребенка по Пиаже: 4 этапа развития (February 2023).


report this ad

Объяснение теории когнитивного развития Пиаже — StudiousGuy

Когнитивное развитие изучается в области психологии и неврологии. Он фокусируется на развитии различных когнитивных процессов, таких как мышление, обучение и обработка. В своем классе вы, должно быть, видели, что не каждый ребенок получил первое место, потому что у каждого ребенка свои способности к обучению и разные когнитивные навыки. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже хорошо систематизированно и систематически объяснил процесс когнитивного развития у детей. Пиаже был глубоко сосредоточен на том, чтобы понять, почему дети разных возрастных групп допускают разные виды ошибок при решении сходных задач. Он считал, что дети совершают разные ошибки, потому что мыслительные способности детей отличаются от способностей взрослых из-за их когнитивного развития. Исследование Пиаже оказало большое влияние на раннее образование детей, и его исследование вдохновило многих других психологов на работу в области когнитивного развития.

Указатель статей (щелкните для перехода)

Жан Пиаже (1896-1980)

Жан Пиаже

Жан Пиаже известен своими работами в области когнитивного развития детей. Он родился в Швейцарии 9 августа 1896 года и умер 16 сентября 1980 года. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Жан Пиаже был профессором детской психологии в Женевском университете до 1929 года, а затем стал руководителем исследований в Институте Жана Жака Руссо в Швейцарии. Пиаже учился в Латинской средней школе Невшателя и очень интересовался биологией. В возрасте 11 лет он опубликовал свою первую «статью» (состоящую из резюме шестидесяти научных книг и сотен статей) о «воробье-альбиносе». Далее он продолжил свои исследования в области биологии, и в 1918 лет он получил докторскую степень за работу над диссертацией, связанной с моллюсками. Ранее он изучал естественные науки и интересовался эпистемологией, которая в конечном итоге развила его интерес к изучению когнитивного развития. Он был очарован развитием детских знаний и тем, как дети узнают о том, что неправильно, а что правильно. Чтобы развить свою теорию когнитивного развития, он начал наблюдать за поведением детей, в том числе своих детей (Жаклин, Люсьен и Лоран). Фактически, многие из его теорий интеллекта и развития речи являются результатом его глубоких наблюдений за собственными детьми, от младенчества до подросткового возраста. Глубоко наблюдая за поведением детей, он разделил стадии когнитивного развития на четыре стадии, т. Е. Сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, конкретную операционную стадию и формальную операционную стадию, которые обсуждаются ниже в этой статье. Большое внимание привлекли и другие публикации Жана Пиаже, в том числе «Происхождение интеллекта (1952), «Детское представление о физической причинности (1927)» и «Нравственное суждение ребенка (1932)».

Ключевые концепции теории когнитивного развития Пиаже

Жан Пиаже представил некоторые важные концепции и идеи в своей теории когнитивного развития. Эти концепции помогают понять процесс обучения и роста детей и дают глубокое представление об их когнитивном развитии.

Схемы

Термин схема был впервые использован Фредериком Бартлеттом, британским психологом, в его теории обучения, но он стал популярным благодаря теории когнитивного развития Жана Пиаже. Схема — это структура когнитивных понятий, которая помогает нам организовывать и интерпретировать огромное количество информации, связывая ее с ранее сохраненной информацией или знаниями, или просто, мы можем сказать, что схема — это наши фоновые знания или опыт, связанные с определенной концепцией или событие. Согласно Пиаже, схемы могут модифицироваться или изменяться по мере того, как мы сталкиваемся с различными новыми вещами в нашей повседневной жизни, поэтому наш опыт меняется, и вновь собранная информация добавляется к ранее сохраненной информации, которая модифицирует или изменяет существующие схемы. Например, когда ребенок впервые встречает животное, скажем, собаку, у него формируется схема, что животное (собака) имеет четыре ноги и один хвост, но когда он встречает корову, наблюдает и собирает новую информацию, например форма и размер коровы, и то, как она выглядит иначе, чем собака, ранее существовавшая «животная схема» ребенка модифицируется, и ребенок называет ее «коровой», а не «собакой». Схемы очень полезны для изучения новых концепций, поскольку они облегчают интерпретацию новой информации. Существуют различные типы схем, такие как схемы личности, схемы объектов, социальные схемы, схемы событий и схемы себя.

Ассимиляция

Ассимиляция определяется как когнитивный процесс интерпретации новой информации путем соотнесения ее с уже имеющимися схемами. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с какой-либо новой информацией, вы наблюдаете, обрабатываете и интерпретируете эту новую информацию в соответствии с ранее сохраненными схемами в вашем мозгу. Например, в приведенном выше примере увидеть корову и обозначить ее по схеме животного — это процесс ассимиляции, поскольку у ребенка есть ранее сохраненная схема, согласно которой у животного четыре ноги и один хвост; однако процесс ассимиляции носит субъективный характер, поскольку у каждого ребенка есть свой способ изучения нового, основанный на его предыдущих знаниях.

Приспособление

Приспособление определяется как процесс модификации схем при встрече с новой информацией. Он отличается от ассимиляции тем, что схемы изменяются в соответствии с вновь собранной информацией, а не с ранее существовавшими знаниями. Аккомодация означает, что ребенок смотрит на ситуацию с более широкой точки зрения, а не просто связывает ее со своими существующими убеждениями. Например, представьте своего лучшего друга, который всегда был добрым, услужливым и вежливым с вами, а затем однажды вы видите, что ваш лучший друг пытается испортить вашу картину. Как бы вы интерпретировали это новое поведение вашего лучшего друга? Если вы интерпретируете это с помощью процесса ассимиляции, то можете проигнорировать новое поведение своей лучшей подруги и по-прежнему будете считать ее своей лучшей подругой; однако, если вы интерпретируете это с помощью процесса приспособления, вы можете получить другое качество своего друга, и есть вероятность, что он/она может не остаться вашим лучшим другом. Итак, ассимиляция и аккомодация — это два разных способа интерпретации новой информации.

Уравновешивание

Согласно теории когнитивного развития Пиаже, процессы обучения детей включают поддержание баланса между процессом ассимиляции и процессом аккомодации, и этот уравновешивающий механизм известен как уравновешивание. И ассимиляция, и аккомодация являются важными частями процесса обучения, потому что некоторая информация добавляется к нашим ранее существовавшим схемам посредством процесса ассимиляции, в то время как другие виды информации изменяют наши ранее существовавшие схемы или развивают новые схемы посредством процессов аккомодации. хороший баланс между ассимиляцией и аккомодацией помогает детям улучшить свой образ мышления и хорошо понимать любую новую информацию или событие. Процесс обучения детей включает в себя то, что они пытаются усвоить или интерпретировать новую информацию, соотнося ее с существующей информацией (ассимиляция), и если какая-то информация не относится к их ранее существовавшей информации, они вносят некоторые изменения в свои ранее существовавшие. схемы, чтобы соответствовать новой информации (аккомодация), и, наконец, они корректируют или изменяют существующие схемы, чтобы понять новую информацию (уравновешивание). Уравновешенность является основным фактором, описывающим разницу в способностях к обучению детей.

Четыре стадии когнитивного развития

Согласно Жану Пиаже, дети понимают вещи иначе, чем взрослые, не потому, что они знают меньше взрослых; это просто потому, что их способ мышления о конкретной задаче или событии отличается от взрослого. Исследуя детские когнитивные уровни, Пиаже заметил, что в определенные моменты жизни ребенка преобладает процесс ассимиляции, а в другие периоды преобладают как аккомодация, так и уравновешивание, и эти уровни доминирования различных процессов на разных этапах жизни неодинаковы. почти одинаково с каждым ребенком. Пиаже считал, что способности мышления и рассуждения различны на разных этапах их жизни, и разделял когнитивное развитие на четыре стадии. Согласно его теории, каждый ребенок проходит через последовательность этих четырех стадий и выполняет познавательные задачи, связанные с каждой стадией, после чего ребенок вступает в следующую стадию когнитивного развития. Остановимся подробно на каждом этапе.

1.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Сенсомоторная стадия – это первая стадия когнитивного развития, она начинается с рождения ребенка и длится около двух лет. Как следует из названия этой стадии, младенцы и дети ясельного возраста используют свои чувства, чтобы понять свое окружение. На сенсомоторной стадии ребенок приобретает опыт или знания благодаря своим рефлексам, двигательным способностям или другим сенсомоторным навыкам. Когнитивное развитие на этом этапе происходит в течение короткого периода времени, но рост и обучение на этом этапе происходят очень внезапно. Постоянство объекта (способность ребенка понимать, что объекты все еще существуют, даже если они не видны и не слышны напрямую) является важным когнитивным развитием, которое достигается на этом этапе. Этот этап делится на следующие подэтапы.

Рефлексы

Каждый ребенок рождается со способностями к врожденным рефлексам, таким как сосание, взгляд и слух. Это включает в себя реакцию на определенные голоса и взгляд на них, открытие рта, взгляд на красочные предметы и закрытие руки, когда вы касаетесь их ладони. Эта стадия длится около 0-1 месяца.

Первичные Циркулярные Реакции

В этот период ребенок работает над собственными действиями, которые выступают для него стимулами, и многократно отвечает на эти действия. Например, когда они сосут большой палец, им это приятно, и они повторяют это действие снова и снова. Этот этап длится около 1-4 месяцев.

Вторичные круговые реакции

На этом этапе ребенок начинает сосредотачиваться на окружающем мире и начинает повторять действия, которые вносят изменения в его окружение. Например, когда ребенок сжимает игрушку, издавающую звук, он с удовольствием слушает этот звук и будет многократно сжимать игрушку. Включение и выключение света снова и снова — тоже вторичная круговая реакция. В этот период улучшается зрительно-хватательная (схватывающая) координация, и ребенок начинает произвольно хватать предметы. Этот этап длится около 4-8 месяцев.

Координация вторичных реакций

На этом этапе прежде всего развивается зрительно-моторная координация. По мнению Пиаже, это очень важный этап познавательного развития, он назвал этот этап «Первый собственно разум», потому что в этот период ребенок начинает планировать шаги для достижения каких-то целей, т. е. начинается целеполагание. Например, они пытаются дотянуться до своих игрушек или еды. В этот период достигается еще одна веха когнитивного развития, то есть постоянство объекта. Если вы спрячете их игрушку от их взгляда, они не будут думать, что их конкретной игрушки не существует, вместо этого они могут попытаться найти свою потерянную игрушку. Эта стадия длится от 8 до 12 месяцев.

Третичные круговые реакции

В этот период ребенок пытается достичь своей цели, и он снова и снова пытается ее достичь, даже после совершения ошибок. Например, если ребенок хочет свою любимую игрушку, которая стоит над столом, но не может до нее дотянуться, ребенок пытается бросить на эту игрушку какие-то предметы, чтобы игрушка упала со стола, и он наконец-то можно поиграть с этим. Пиаже описывает детей на этом этапе как «молодых ученых», поскольку они проводят псевдоэксперименты для достижения своих целей различными методами. На этом этапе детям нравится слушать или издавать различные звуки, такие как удары по табле и метание столовых приборов. Эта стадия длится от 12 до 24 месяцев.

Ранние репрезентативные мысли

Эта стадия знаменует собой конец сенсомоторной стадии и начало пропорциональной стадии и длится от 18 до 24 месяцев. В этот период ребенок может сохранять образы конкретного человека или предмета в своем уме на более длительный период времени после встречи с этим человеком или предметом. В этот период в большей степени наблюдается развитие мыслительных представлений, и ребенок начинает использовать различные мыслительные комбинации для решения основных задач. Например, поставить тарелку с едой, чтобы открыть дверь. На этом этапе ребенок также учится подражать и притворяться.

2. Предоперационная стадия (2-7 лет)

Предоперационная стадия начинается примерно в возрасте 2 лет и длится примерно до 7 лет. На этом этапе дети учатся говорить. Они учатся представлять объекты с помощью слов и образов и начинают мыслить символически (символическое мышление — это способность ребенка думать о событиях или объектах, которых нет в окружающей их среде). Дети начинают понимать события прошлого и будущего, например, если мама идет в офис, то ребенок начинает плакать, так как вспоминает, что мама придет поздно, ребенок держится подальше от высоты, так как вспоминает, что он упал со стола. На дооперационном этапе детям трудно понять чужую точку зрения, у них наблюдается эгоцентризм, так как они не понимают чужую точку зрения и видят вещи со своей точки зрения, начинают думать, что они всегда правы. В этот период дети не полностью понимают концепции логики, и им часто трудно понять информацию, которую мысленно манипулируют, и идею постоянства. Например, если исследователь наливает равное количество воды в два стакана одинаковой вместимости, причем один стакан выше другого, и просит ребенка выбрать один стакан. Дооперационный ребенок с большей вероятностью выберет более высокий стакан, потому что ребенок думает, что в нем больше воды, чем в другом стакане, хотя количество воды в обоих стаканах одинаково.

На этом изображении видно, что дооперационный ребенок думает, что в более высоком стакане больше воды, чем в более широком. Однако количество воды в обоих стаканах одинаково.

На этом этапе дети часто предаются драматическим спектаклям и символическим играм, которые в основном включают в себя манипулирование символами, такими как бумага в качестве тарелок, картонная коробка в качестве стола и банан в качестве мобильного телефона. Все эти действия детей могут показаться обычным людям абсурдными, и они могут назвать детские действия нереалистичными; однако, по словам детей, вся их деятельность реалистична, и бумагу они считают все-таки бумагой, а не тарелкой. На этом этапе они думают о событиях с двух точек зрения: воображаемой и реалистичной, что представляет собой развитие метапознания; это относится к способности человека осознавать свои когнитивные процессы и модели, лежащие в основе их мыслей.

3. Стадия бетонных работ (7-12 лет)

Эта стадия начинается примерно в возрасте 7 лет и продолжается примерно до 12 лет. Термин «операции» на этапе конкретных операций относится к разработке различных логических операций для решения задач. Ребенок учится манипулировать различными символами, используя логику. В этот период дети начинают более гибко и логично наблюдать за вещами или событиями. Они начинают бессознательно следовать некоторым основным правилам. Например, теперь ребенок понимает, что количество вещей остается прежним, если мы ничего не добавляем и не удаляем из него, что позволяет им выполнять простые арифметические вычисления, такие как вычитание и сложение. В конце этого периода их способность понимать различные мыслительные операции возрастает, но они с трудом понимают гипотетические вещи и абстрактные понятия, и по стандартам взрослых их логические способности в этот период остаются базовыми. Эгоцентризм, который в основном обнаруживается на дооперационном этапе, начинает исчезать на этом этапе, когда дети осознают, что их действия могут повлиять на отношение к ним других людей. Ниже рассмотрены основные качества, которые развиваются в этот период у детей.

Логика

Конкретно-оперативные дети хорошо владеют индуктивно-логическим мышлением; индуктивная логика предполагает выведение обобщенного принципа или правила о каком-либо понятии или событии из конкретного наблюдения или опыта, т. е. из обширных данных делаются какие-то конкретные выводы. Например, «Генри — профессор. У Генри седые волосы. Поэтому все профессора седые». Хотя все утверждения верны, вывод не обязательно верен в индуктивной логике.

Идентичность

Еще одна важная особенность, которую теперь понимают дети, заключается в том, что некоторые качества определенных объектов не изменяются при изменении этих объектов каким-либо образом. Например, бумага не изменит своей идентичности, если мы разорвем ее на разные части, она все равно останется бумагой.

Расстановка

Дети в этот период начинают демонстрировать навыки систематизации различных предметов по их длине, ширине, форме, размеру или цвету. Если исследователь дает ребенку на этапе развития конкретных операций шарики разного цвета и просит их разложить их и положить в банку, то дети скорее сложат шарики одного цвета в одну банку.

Консервация

В этот период у детей наблюдается развитие процесса консервации; сохранение означает, что дети понимают, что количество предмета или жидкости остается прежним, даже если их внешний вид изменился. Как мы обсуждали в приведенном выше примере, дооперационный ребенок не может понять, что и в более высоком стакане, и в более широком стакане одинаковое количество сока, но конкретный операционный ребенок может легко понять, что оба стакана содержат одинаковое количество сока.

Обратимость

На этапе конкретных операций ребенок демонстрирует важное развитие в понимании процесса обратимости, т. е. теперь он осознает, что можно восстановить исходное состояние некоторых объектов после того, как оно было изменено. Например, если любимый футбольный мяч ребенка сдувается, то ребенок понимает, что его первоначальную форму можно вернуть, наполнив его воздухом. Другой пример обратимости процесса: если мать нальет молоко из бутылочки в стакан и даст его дооперационному ребенку, то ребенок подумает, что молоко в стакане не такое, как было в бутылочке, и он/она может плакать, чтобы налить молока в бутылочку. Однако конкретный оперативный ребенок понимает обратимость и знает, что молоко остается неизменным, если его налить в стакан из бутылочки. Они также используют обратимость в основных математических операциях, например, если мы прибавим 3 к 7, то результатом будет 10, и мы снова можем получить 7, если мы вычтем 3 из 10, то есть 7 + 3 = 10, и 10-3 =7.

4. Формально-операциональная стадия (от 12 лет до совершеннолетия)

Формально-операциональная стадия является последней стадией теории когнитивного развития Пиаже. Он начинается примерно с 12 лет и продолжается до подросткового возраста. Формальными операциями она называется потому, что дети теперь могут «оперировать» (мыслить) над различными представлениями или «формами», т. е. на этом этапе развивается абстрактно-гипотетическое мышление ребенка. Усовершенствованное гипотетическое мышление помогает им понимать эксперименты и концепции, связанные с наукой и математикой. Дети на этом этапе начинают думать о различных философских, моральных, социальных и этических концепциях, требующих абстрактных рассуждений. Давайте обсудим некоторые важные качества, которые развиваются у детей на этом этапе.

Логика

В этот период у детей наблюдается развитие дедуктивной логики; дедуктивная логика предполагает вывод определенного вывода из гипотезы или обобщенного принципа. Разберемся с аргументом: «Все седовласые — профессора. Гарри — седовласый мужчина. Следовательно, Гарри — профессор. Дедуктивный вывод будет логичным и верным, если утверждения верны.

Абстрактное мышление

В этот период наблюдается развитие абстрактного мышления, дети начинают обдумывать каждую ситуацию не только исходя из своего прошлого опыта, но и с разных точек зрения, таких как причины и последствия ситуации, другие возможные исходы. На этом этапе наблюдается контрфактическое мышление, которое в основном включает размышления о ситуациях «что, если». Например, «а что, если инопланетяне приземлятся на землю?» или «что, если люди могут летать, как птицы в небе?» Пиаже провел исследование под названием «Проблема третьего глаза». В этом исследовании детей разных возрастных групп спрашивали, есть ли у них лишний глаз, а затем куда бы они хотели поставить этот глаз? В ответ дети, относящиеся к этапу конкретных операций, сказали, что они хотели бы поместить третий глаз на лоб, но дети, относящиеся к этапу формальных операций, сказали, что будет полезнее разместить третий глаз на руке, поскольку это даст более широкий обзор во всех направлениях.

Подход к решению проблем

На этом этапе у детей хорошо развиты навыки решения проблем. Дети становятся способными выполнять сложные задачи и систематическое планирование. Пиаже разработал различные тесты для изучения мышления детей на этапе формальных операций, и одним из основных тестов была «задача с маятником» (Piaget & Bärbel Inheldar, 1958). В этом эксперименте детей просили определить, какой фактор больше отвечает за скорость качания маятника; Это длина струны, вес, подвешенный к струне, или сила, с которой натягивается струна? Участников попросили решить эту задачу в уме, а не вычислять ее в тетради. Чтобы решить эту проблему в уме, участники должны были представить все три фактора (длину струны, подвешенный вес, силу толчка) по отдельности, считая остальные факторы постоянными. Формальные операции дети смогли решить в уме, что доказало их способность решать сложные экспериментальные ситуации, мысленно манипулируя различными результатами или переменными.

Влияние теории Пиаже на сферу образования

Жан Пиаже никогда не связывал свою когнитивную теорию с образованием детей, но исследователи изучили эту теорию и объяснили, что некоторые черты теории Пиаже очень полезны для улучшения преподавания и обучения в школы. На самом деле теория Пиаже сыграла решающую роль в разработке различных образовательных политик. Например, в 1996 г. вышла известная публикация «Отчет Плаудена», посвященная системе начального образования; исследование, проведенное правительством Великобритании, в значительной степени основывалось на концепциях теории Пиаже. Одна из важных особенностей исследования Жана Пиаже, которое очень полезно в образовательном секторе, заключается в том, что дети учатся лучше, если они активно исследуют и проводят эксперименты самостоятельно, а не просто читают теорию о понятиях. Эта идея преобразовала учебную программу начальной школы в в Великобритании и продвигал среди детей идею «обучения открытиями».

Berk (2001) обрисовал важные выводы для обучения, вытекающие из теории когнитивного развития Пиаже. Они кратко обсуждаются ниже.

  • Учитель должен всегда сосредотачиваться на мыслительном процессе детей, на том, как ребенок пришел к решению задачи, а не просто на проверке достоверности ответа. Модель мышления ребенка помогает учителю понять уровень когнитивных навыков ребенка, и он / она может варьировать свой стиль обучения в соответствии с их когнитивным уровнем обучения.
  • Детей следует поощрять к участию в различных образовательных мероприятиях и к открытию новых концепций и знаний, взаимодействуя с окружающей средой, вместо того, чтобы копаться в теоретических концепциях. Дети лучше понимают, если они практически усваивают новые понятия или идеи.
  • Учителя должны уменьшить акцент на принуждении детей думать как взрослые. Пиаже сказал, что обучение детей понятиям, которые они не были готовы (развиты когнитивные способности) к пониманию, оказало неблагоприятное воздействие.
  • Учителя должны понимать, что каждый ребенок уникален и имеет разные уровни когнитивных навыков. Успеваемость детей никогда не следует сравнивать с показателями других сверстников, принадлежащих к той же возрастной группе, вместо этого следует анализировать их развитие на основе их собственных предыдущих показателей.

Теория когнитивного развития Пиаже

«Я считаю себя противником взгляда на знание как на пассивную копию реальности. »  – Жан Пиаже

Как мы учимся? Ответы на этот извечный вопрос исследовались и анализировались многими учеными. Существует множество выдающихся теорий, объясняющих когнитивное развитие и помогающих нам понять основы знаний.

Один из наиболее ярких ответов на этот вопрос дал швейцарский психолог Жан Пиже. Что такое теория когнитивного развития Пиаже? Давайте рассмотрим теорию и ее основные концепции, прежде чем анализировать ее приложения и критику, которую получила теория.

ПЬЯЖЕ И ЕГО ТЕОРИЯ В КРАТКИХ СЛОВАХ

Давайте начнем с представления Жана Пиаже, отца-основателя теории, вместе с основной идеей его теории.

Кем был Жан Пиаже?

Жан Пиаже был психологом, прославившимся созданием своей научной теории об интеллектуальном развитии детей. Он родился в Швейцарии в 1896 году, проявляя интерес к природе и науке с раннего возраста. Когда ему было всего 10 лет, он опубликовал научную статью о воробье-альбиносе в журнале натуралистов. Пиаже получил докторскую степень. в естественной истории в возрасте 22 лет в Невшательском университете, после чего он получил формальное образование в области психологии.

Пиаже провел некоторое время, обучаясь у Карла Юнга, и в это время он встретился с Теодором Симоном, который сотрудничал с Альфредом Бине. Саймон предложил Пиаже роль, что привело к тому, что Пиаже заинтересовался когнитивным развитием детей. В этой роли он руководил стандартизацией теста интеллекта, разработанного Бине и Саймоном. Во время работы Пиаже наблюдал за детьми и пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, но разница в том, как они думают и смотрят на вещи.

Интерес Пиаже к когнитивному развитию детей еще больше усилился благодаря его племяннику Жерару и, в частности, к тому, как он играл с игрушками способами, которые взрослым казались иррациональными. Когда у Пиаже родилась дочь Жаклин, он уделил особое внимание ее раннему развитию. Эти наблюдения укрепили его идею о том, что детский разум — это не просто миниатюрный мозг взрослого человека, а развитие и интеллект приобретаются поэтапно. Он твердо верил, что образование является величайшей силой человечества, и сказал:0003

« только образование способно спасти наши общества от возможного краха, будь то насильственного или постепенного ».

Пиаже был одним из первых психологов, выстроивших систематизированное понимание когнитивного развития — как мы учимся? Как мы получаем интеллект? Он внес свой вклад в ряд областей, включая когнитивное развитие детей, а также в генетическую эпистемологию. В 1955 году Пиаже основал в Женеве Международный центр генетической эпистемологии. Он работал на факультете Женевского университета и директором Центра до своей смерти в 19 г.80.

Суть теории Пиаже

Альберт Эйнштейн однажды назвал открытие Пиаже в области когнитивного развития: « так просто мог придумать только гений ». Как показано выше, теория Пиаже родилась из наблюдений за детьми, особенно когда они играли. Анализируя результаты теста интеллекта, он заметил, что дети младшего возраста дают качественно иные ответы детям старшего возраста.

Это подсказало ему, что младшие дети не глупее, так как это будет количественная позиция — старший ребенок умнее с большим опытом. Вместо этого дети просто отвечали по-разному, потому что думали о вещах по-другому. Точно так же, когда Пиаже наблюдал, как его племянник Жерар играет с мячом, он заметил нечто такое, что взрослым кажется иррациональным. Когда мяч скрылся из виду под диваном, Джерард начал смотреть на него с того места, где в последний раз видел мяч, а не под диваном. Эти наблюдения укрепили его идею о том, что у детей младшего и старшего возраста есть качественные и количественные различия в мышлении.

В основе теории Пиаже лежит идея о том, что детей рождаются с базовой психической структурой, которая обеспечивает структуру для будущего обучения и знаний . Он рассматривал развитие как прогрессивную реорганизацию этих психических процессов. Это произошло благодаря биологическому созреванию, а также опыту окружающей среды.

По сути, мы конструируем мир вокруг себя, в котором пытаемся сопоставить то, что уже знаем, и то, что неожиданно обнаруживаем. В процессе ребенок развивает знания и интеллект, что помогает ему или ей рассуждать и думать независимо. Вместо постепенного усложнения поведения и идей 9Развитие 0174 характеризуется качественными отличиями . У нас просто еще нет должного соответствия того, что мы знаем, с тем, что мы открываем. Таким образом, теория Пиаже имеет два основных аспекта:

  • Сначала мы конструируем свой образ мира – познавая что-то.
  • Затем мы проходим этапы внедрения знаний в то, что говорит нам окружающий мир – обнаруживая несоответствия.

Приведенный ниже ролик является прекрасной иллюстрацией теории Пиаже в двух словах:

ТРИ КОМПОНЕНТА ТЕОРИИ

Теория построена вокруг трех основных компонентов: схемы, равновесия, ассимиляции и приспособления, а также различных стадий развития.

Схемы

Схема — это описание умственных и физических действий, необходимых для понимания и познания. Это категория знаний, используемая для интерпретации и понимания мира — строительные блоки знаний. Без них мир был бы непонятен. Мир с его вещами ничего бы не значил.

Но схемы предоставляют вам способ организовать ваши знания, создавая единицы объектов, действий и абстрактных понятий. Согласно собственному определению схемы Пиаже из его книги 1952 года Происхождение интеллекта у детей , они

« сплоченная повторяющаяся последовательность действий, состоящая из составных действий, которые тесно взаимосвязаны и регулируются основным значением ».

У вас много схем о самых разных вещах. Примером может быть ваша схема о картошке — что вы о ней знаете? Ваши знания могут быть основаны на вашем опыте; они приятны на вкус в запеченном виде, у них есть внешний слой, и они выращиваются под землей. Ваша схема — это, по сути, ваши знания (они растут под землей) и ваши переживания объекта/идеи (они приятны на вкус, когда выпекаются). Таким образом, схема будет меняться со временем.

СХЕМЫ
Схема — это когнитивная структура, представляющая знания обо всем, что мы знаем о мире, включая себя, других, события и т. д.
Схема важна, потому что она позволяет нам быстро разобраться в человеке, ситуации, событии или месте на основе ограниченной информации.
Итак, когда схема активирована, она «заполняет» недостающие детали

Источник: SlidePlayer презентация Кадзуё Накабаяши

Пиаже думал, что схемы обладают способностью изменяться по мере того, как люди обрабатывают больше опыта. Согласно его теории, ребенок будет модифицировать, добавлять или изменять существующие схемы по мере появления новой информации или опыта. Итак, если бы ребенок однажды съел отвратительную картошку, он или она дополнили бы существующую схему. Картофель будет не просто вкусным, но иногда может иметь неприятный вкус.

Идеи Пиаже о схемах основывались на его биологии. Он рассматривал схемы как ментальные организации, контролирующие поведение или адаптацию к окружающей среде. Более того, по мере взросления схемы усложняются. Например, ваша схема о картофеле становится намного шире; возможно, вы получите больше информации о различных сортах, поймете, насколько разный картофель отличается на вкус и так далее.

Пиаже предположил, что схемы со временем организуются в иерархическом порядке, от общей схемы к конкретной схеме. У младенца есть схема, например сосательный рефлекс. Когда что-то касается губ ребенка, он начинает сосать. С другой стороны, по мере того, как вы становитесь старше, эти схемы становятся менее генетическими и больше связаны с нашим окружением. Вы не идете в ресторан, оплачиваете счет, едите еду, а затем делаете заказ. Вы делаете все это в обратном порядке, и это пример сложной схемы.

Равновесие, ассимиляция и аккомодация

Второе основное понятие представляет собой компиляцию трех понятий: равновесие , ассимиляция и аккомодация . Из этих трех ассимиляция и аккомодация — это два основных процесса, которые люди используют для адаптации к окружающей среде — попытка осмыслить новую информацию и использовать ее в будущем.

С другой стороны, равновесие — это попытка найти баланс между схемами в вашей голове и тем, что говорит вам окружающая среда.

Ассимиляция

Когда вы получаете новую информацию о вашей существующей схеме, вы ассимилируете. Когда вы сталкиваетесь с картофелем фри и идентифицируете его как картофель, вы ассимилируете картофель фри в свою предсуществующую схему. По сути, вы используете уже существующую схему для работы с новым опытом, ситуацией, объектом или идеей. Вы берете картошку фри и ассимилируете ее внутри схемы, вместо того, чтобы создавать новую. Процесс ассимиляции является субъективным явлением, поскольку мы всегда модифицируем опыт и информацию таким образом, чтобы это соответствовало нашим ранее существовавшим убеждениям.

Таким образом, детская ассимиляция вначале может показаться глупой. Р.С. Зиглер и соавт. привели пример ребенка с уже существующей схемой клоунов в своей книге 2003 года «Как развиваются дети ». У маленького ребенка может быть образ клоуна, и, согласно его или ее схеме, у клоунов бритые головы и много вьющихся волос по бокам. Когда ребенок встречает мужчину со стрижкой (даже без клоунских костюмов и т. п.), ребенок может указать на него и сказать « клоун 9».0177».

Размещение

Ассимиляция — это первая попытка понимания новой информации и переживаний, при которой аккомодация добавляет еще одно решение, если вышеперечисленное оказывается недостаточным. При приспособлении вы пытаетесь изменить свои существующие схемы и идеи, при этом процесс дает вам новый опыт или знания и часто приводит к рождению новых схем. Например, вы можете увидеть картофель фри, но, откусив его, понять, что он сделан из сладкого картофеля. Таким образом, вы адаптируете существующую схему (не все, что выглядит как картофель фри, является картофелем) и добавляете или создаете новую схему (вы можете использовать сладкий картофель для приготовления картофеля фри). Вы меняете существующие структуры или знания, которые у вас есть, чтобы приспособить их к окружающей вас среде.

Как правило, аккомодация является результатом сбоя схемы. Имеющиеся у вас знания просто не работают в той ситуации, в которой вы находитесь — картошка фри просто не похожа на картошку, как бы вы ни старались. Поэтому, чтобы преодолеть это препятствие, вы меняете, добавляете и модифицируете свою стратегию или схему. Если вы подумаете о примере с ребенком и клоуном, родитель ребенка может объяснить, что мужчина не клоун, но что прическа — это просто то, что у него есть, а не для смеха. Теперь ребенку нужно будет изменить схему клоуна, включив в нее другие вещи (рассмешить людей, красный нос, забавный костюм), чтобы она заработала.

Равновесие

Наконец, у вас есть идея равновесия, которую Пиаже считал попыткой ребенка найти баланс между двумя механизмами: ассимиляцией и аккомодацией. Пиаже считал, что это механизм, который дети используют для перехода от одной стадии мышления к другой.

Процесс включает в себя применение ребенком предыдущих знаний (ассимиляция) и изменение поведения, если знания не соответствуют новым знаниям (аккомодация). Процесс прекрасно проиллюстрирован на изображении ниже:

Источник: на основе SlidePlayer  презентация

Согласно теории Пиаже, когнитивное развитие не является устойчивым процессом. Вместо того, чтобы получать знания с постоянной скоростью, мы склонны развиваться скачкообразно. Таким образом, равновесие возникает по-разному и является ключевым процессом, который дети используют, чтобы выйти за рамки простого усвоения вещей. Вы можете думать о равновесии как о процессе восстановления баланса.

Когда вы сталкиваетесь со странным вкусом сладкого картофеля фри, вы не просто расстраиваетесь и недоумеваете, что происходит, но восстанавливаете баланс, приспосабливаясь к своим существующим схемам. В следующий раз, когда вы столкнетесь с картофелем фри, который выглядит так, как будто он из сладкого картофеля, вы больше не будете считать, что это картофель. Если вкус не соответствует сладкому картофелю, вы снова пытаетесь приспособиться — возможно, это была морковь!

Этапы разработки

Последняя основная концепция теории Пиаже, пожалуй, самая важная: стадии развития. Как я упоминал выше, Пиаже рассматривал когнитивное развитие как процесс или построение ментальной модели мира. Развитие является биологическим, и по мере взросления ребенка происходят изменения в когнитивном понимании. Согласно Пиаже, существует четыре универсальных стадии когнитивного развития:

  • Сенсомоторная стадия — Основная идея сенсомоторной стадии — постоянство объекта. Это требует формирования схемы объекта и знания о том, что объект продолжает существовать даже после того, как он исчез из поля зрения. Согласно Пиаже, сцена позволяет людям узнать, что объекты являются отдельными сущностями, существование которых выходит за рамки индивидуального восприятия. Мяч останется мячом, даже если закатится под диван.
  • Дооперациональная стадия – Мышление начинает движение к символическим стадиям в дооперациональном периоде. Вы узнаете, что слова и объекты могут быть чем-то другим, кроме самих себя. Дети начинают развивать воображение, и вещи могут приобретать больше смысла. Возможно, вы помните, что у вас был лучший друг, или вы сделали игрушечный самолет из картона. Тем не менее, предоперационная стадия все еще контролируется эгоцентрическими мыслями. Это означает, что вам будет трудно понять точку зрения другого человека, и нелогичное мышление все еще может возникать. Например, если вы разделите воду на два кувшина, один пошире, а другой повыше, ребенок может подумать, что в более высоком кувшине больше воды.
  • Бетонная рабочая стадия  – Вещи начинают нагреваться во время бетонной рабочей стадии. Согласно теории Пиаже, это когда ребенок начинает демонстрировать логическое или операциональное мышление. Вместо того, чтобы физически пытаться что-то делать (например, выливать воду обратно на себя), ребенок начинает продумывать вещи внутренне. В то время как стадия развития видит больше логики в мышлении, модели мышления остаются жесткими. Другим важным аспектом является уменьшение эгоцентрического мышления. Дети начинают понимать, что их мысли, чувства и идеи уникальны, а другие могут думать и чувствовать иначе.
  • Формальная операционная стадия – Заключительный этап для Piaget был посвящен способности развивать логическое мышление, используя дедуктивные рассуждения и понимание абстрактных идей. Вы не просто думаете, что есть одно решение проблем, но начинаете использовать абстрактные идеи и различные гипотезы в своей жизни. Операционный этап на самом деле не заканчивается, так как мы продолжаем получать новые знания и опыт уже во взрослой жизни.

Пиаже никогда не определял конкретные годы для каждой стадии, хотя позже была предпринята попытка указать средний возраст, в котором ребенок может достичь каждой стадии. Что еще более важно, Пиаже считал, что все стадии проходят в одном и том же порядке, и при нормальном развитии невозможно пропустить ни одной стадии.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ПИАЖЕ

Теория Пиаже — одна из самых влиятельных теорий когнитивного развития. Несмотря на то, что они проводились и подвергались сомнению (как я объясню в следующем разделе), результаты использовались в ряде различных контекстов. Основываясь на наблюдениях Пиаже, идеи применялись в классах, занимающихся с маленькими детьми. Но идеи и концепции в игре также могут многое рассказать об обучении и развитии в целом.

Следует иметь в виду, что Пиаже никогда не связывал свою теорию с образованием, но другие психологи и исследователи применяли его идеи к воспитанию и обучению детей. Теория использовалась в качестве основы для практики начального образования, например, в Великобритании. Тем не менее, у Пиаже было несколько существенных замечаний об обучении и развитии, на которые вам следует обратить внимание.

Во-первых, Пиаже основывал свои идеи на биологическом созревании и стадиях, а это означает, что существует понятие «готовности», связанное с развитием . Он считал, что детям требуется определенный уровень зрелости, прежде чем их можно будет научить определенной концепции. Пока ребенок не станет достаточно зрелым, чтобы думать о чувствах других людей, может быть трудно заставить его понять, почему другие дети могут не находить плюшевых мишек симпатичными.

Пиаже также считал ассимиляцию и приспособление активным опытом обучения . Для него решение проблем — это не навык, которому нужно учить, а тот, который нужно открыть. Поэтому дети и другие учащиеся должны быть активными участниками обучения или образования, а не просто пассивными участниками. Поэтому во многих классах в качестве основы используется активное исследовательское обучение, в котором учитель просто способствует обучению, а не направляет. По сути, ребенок может проводить свои собственные эксперименты во время обучения.

Если вы хотите сделать определенные прикладные выводы из теории Пиаже, они могут быть следующими:

  • Использование реквизита и других вспомогательных средств для обучения . Поскольку разработка — это активный опыт, вы хотите вовлечь человека в процесс обучения. Вы должны предоставить возможность тестировать вещи, чувствовать вещи и экспериментировать с вещами, чтобы повысить заинтересованность и убедиться, что ребенок проверяет усвоение и, возможно, приспособление к новой информации.
  • Сочетание действий со словами. На более ранних этапах особенно важно, чтобы все было просто и кратко . Вы хотите дать презентацию и объяснение одновременно. Например, если вы учите, как построить бумажный самолет, вы должны объяснить процесс сборки и одновременно показать, как это делается.
  • Понимание различного опыта людей . Помимо обучения детей важности понимания переживаний или чувств других людей, вы должны осознавать это. Люди приписывают разные значения словам, и схемы могут быть разными для всех. Когда вы сталкиваетесь с такой ситуацией, вам нужно понять ее, а не бороться с ней. И вам, как учителю, и человеку, как ученику, иногда может потребоваться ассимилировать и приспособить ваши схемы.

Когда дело доходит до применения теории Пиаже, важно помнить, что он не считал интеллектуальное развитие количественным процессом, то есть вы не просто добавляете больше информации к существующим знаниям с течением времени. Вместо этого разработка связана с качественными изменениями, а это означает, что вы постепенно обрабатываете больше информации и соответственно меняете свое существующее понимание .

КРИТИКА ТЕОРИИ ПИАЖЕ

Хотя теория Пиаже привлекла к себе большое внимание и использовалась многими учебными заведениями, эта концепция также вызвала изрядную долю критики. Что больше всего беспокоит исследователей в этой теории? Один из ключевых критических замечаний направлен на акцент теории на развитии как на стадиях.

Хотя Пиаже не считал, что эти стадии возникают в определенном возрасте, он, тем не менее, предлагал переходить от одной стадии к другой. По словам ученых, которые считают это проблематичным, Лев Выготский и Брунер считали развитие полностью непрерывным процессом. Вместо того, чтобы переходить от одного этапа к другому, они считают, что когнитивное развитие — это бесконечный процесс, который не трансформируется в своей сути. Русский психолог Выготский также не соглашался с идеей Пиаже о том, что язык вторичен по отношению к действию. Пиаже считал, что мысли всегда предшествуют языку, в то время как Выготский считал, что происхождение человеческого мышления коренится в нашей способности общаться, а не взаимодействовать с материальным миром.

Кроме того, теорию Пиаже критикуют за то, что она делает акцент на биологическом созревании. Теория рассматривает развитие как генетический и биологический процесс и поэтому не учитывает влияние культуры или социальных условий. В своем эссе в книге Психология и культура Дасен делится своими наблюдениями за детьми аборигенов в Австралии.

Дети выполняли те же задачи по пространственному восприятию и сохранению, что и Пиаже, причем у детей аборигенов способность к сохранению появилась позже, чем у швейцарских детей Пиаже. С другой стороны, аборигены научились пространственному восприятию намного раньше швейцарских детей. Таким образом, согласно Дасену, когнитивное развитие является не только процессом взросления, но и зависит от культурных факторов. В этом случае пространственное сознание имеет решающее значение для выживания кочевых групп и их повседневной жизни.

Теория Пиаже основывалась главным образом на наблюдениях и клинических интервью. Как я отметил в начале, он заинтересовался этой темой, наблюдая за ответами детей и игрой. Но наблюдение более подвержено предвзятости, чем что-либо еще. Мои наблюдения за ребенком, играющим с мячом, могут сильно отличаться от ваших наблюдений.

Это особенно верно для его теории, так как он построил всю теорию только на своих наблюдениях. Если бы он обсудил результаты с другим исследователем, результаты могли бы оказаться более надежными. Например, его интервью не наблюдал другой психолог или наблюдатель — ответы могли быть интерпретированы по-другому, если бы на них смотрел кто-то другой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ

Ключевой вывод из теории Пиаже должен заключаться в том, что обучение и обретение интеллекта — это активный, а не пассивный процесс. Теория считает, что развитие — это непрерывные изменения и адаптация к окружающей среде — вы не просто получаете информацию, но активно трансформируете свои мысли, чтобы они соответствовали окружающей вас действительности.

Вы используете полученные знания, схемы и реализуете новые знания путем ассимиляции или приспособления. По сути, поиск информации — это поиск равновесия — балансирование существующих знаний с новыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *