Концепция я психология: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Содержание

Глава 23. «я-концепция» личности

23.1. Общие представления о «я-концепции»

«Я-концепция» —это динамическая система представлений чело века о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), само оценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов1. 1Верно Р.. Развитие Я-концепции п Воспитание. — М., 1986.

Одна из первых теорий, описывающих «Я~концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной2 (табл. 23.1).

Джеймс У, Психология. — М.: Педагогика, 3991.

Таблица 23.1, Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая

Описание

«Духовное Я»

Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок

«Материальное Я»

То, что человек отождествляете собой (его дом частная собственность, семья, друзья и пр.)

«Социальное Я»

Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль

«Физическое Я»

Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» про изошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже

представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.

«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью, восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концеиции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

23.2. Структура «я-концепции» личности и ее роль в жизни личности

23.2.1. Структура «я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения

(своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

В рамках.каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

Что такое Я-концепция в психологии и как она формируется у человека

Я-концепция – это ментальная модель, которая содержит идеи, мысли, способности и оценки самого себя. Термины самооценка и Я-концепция часто используются как синонимы. Оба относятся к знанию, которое человек имеет о себе. То есть, какую картину он строит из своих восприятий, ощущений и своего существования. Это отношение к себе постоянно меняется, поскольку информация непрерывно воспринимается и собирается через отношения и опыт с другими людьми.

В этой статье:

Взаимосвязь между самооценкой и Я-концепциейРазвитие Я-концепцииПоддержка позитивных представлений о себеЯ-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающихКак сформировать адекватную самооценку?

Новости СМИ2

Взаимосвязь между самооценкой и Я-концепцией

Фото автора Antonio Friedemann: Pexels

Я-концепция влияет на развитие различных компетенций личности. В зависимости от того, какой опыт и отзывы получил человек, это влияет на дальнейшее использование его собственных качеств. Если он чаще получает положительные отзывы, это побуждает его придерживаться своей компетенции и расширять ее.

В случае неудачи или отрицательной обратной связи это может привести к предвзятому и осторожному подходу к этим компетенциям. Навыки и способности сохраняются в самооценке. Поскольку это, в свою очередь, влияет на будущее управление собственным внутренним потенциалом, можно говорить о взаимном взаимодействии компетенций и Я-концепции.

Разделение на когнитивный и аффективный уровни иллюстрирует различие между самооценкой и Я-концепцией.

На когнитивном уровне представления о собственной личности собираются из отдельных ситуаций, и формируется вышестоящая (надситуационная) самооценка. Здесь возникает вопрос: как я вижу себя? Примеры: «Я не умею хорошо делать то-то» или «Другие люди такие же, как я».

На аффективном уровне человек оценивает отдельные ситуации и использует их для создания чрезмерного чувства собственного достоинства. Ключевой вопрос здесь: как у меня дела? Какие у меня чувства? Примеры: «Неважно, что я не умею хорошо делать что-либо, ведь я получаю удовольствие от другого» или «Я счастлив и горд, когда я нравлюсь другим».

Психология. Понятие, структура и функции «Я»-концепции.

Самоуважение — это оценка отношения к себе, которая может иметь большое влияние на мысли, настроение и (обучающееся) поведение. Через действия и опыт люди познают свою реальность и развивают представление о возможностях своего влияния на вещи.

Этот опыт обучения затем превращается в контрольные убеждения. Примеры: «Если я буду очень стараться, я могу делать что-то лучше всех остальных» или «Что бы я ни делал, я просто не могу создать что-то лучше остальных».

Развитие Я-концепции

Это процесс начинается еще в детстве. В первую очередь, через взаимодействие со своими родители младенцы получают начальный опыт своего самовосприятия. Они понимают, что «я» существует, и что они отделены от других людей. В первый год жизни дети учатся на собственном опыте, что они могут чего-то достичь, и получают новые для них ощущения компетентности.

В середине второго года жизни дети узнают друг друга и себя в зеркале. Внешняя составляющая тоже очень важна для развития Я-концепции.

Они говорят о себе как о личности и все чаще используете личное местоимение «я». Сознание Я начинает развиваться. Дети уже лучше распознают категории и присваивают себе такие определения, как «ребенок» или «мальчик/девочка».

Со временем у малышей раскрывается еще один компонент себя: они ищут положительные отзывы о своем поведении. Способность узнавать себя позволяет им подражать другим, что имеет огромное значение для процесса обучения.

Примерно с 2,5 лет дети начинают описывать себя словесно и с характерными чертами. Они описывают различную деятельность («Я могу бегать, рисовать, строить…») или связаны с физическими характеристиками («У меня каштановые волосы»), или объясняют социальные отношения («У меня есть старший брат») или говорят о психологических характеристиках («Я люблю макароны»). Эти описания самих себя могут быть нереалистично положительными («Я могу водить машину»), потому что дети еще не могут различать свой идеал (идеальное я) и реальный образ (реальное я).

Giphy

На 4-м году жизни большую роль играет развитие гендерной идентичности. Хотя трехлетний малыш может сказать, мальчик они или девочка, все же требуется некоторое время, чтобы понять, что гендерная идентичность – это черта, которая не меняется.

Дошкольники думают, что могут добиться всего, если будут достаточно стараться. У них ярко выраженный чрезмерный оптимизм, который, однако, играет важную роль в мотивации и любопытстве. Рекомендуется не противопоставлять чрезмерный оптимизм реализму, а рассматривать это мотивированное отношение как возможность для процесса обучения.

Самооценки детей младшего школьного возраста по-прежнему в основном положительные, но теперь их можно объединить с другими атрибутами или отнести к вышестоящим категориям: описываются индивидуальные действия (чтение, письмо, гимнастика), а затем резюмируются («Я хорошо учусь в школе»).

В процессе дальнейшего развития подростки могут оторваться от индивидуальных описаний и выразить более общие, более абстрактные описания («Когда я с друзьями, мне хорошо»). Кроме того, отрицательные и положительные эмоции могут сочетаться друг с другом. Молодые люди все чаще сравнивают себя с другими сверстниками – в школе и во всех повседневных ситуациях. Это создает более реалистичную оценку их собственных способностей.

Фото автора Anastasiya Lobanovskaya: Pexels

Вывод: в детсадовском возрасте от 3 до 6 лет еще нет устойчивой Я-концепции. Однако самооценка и чувство собственного достоинства формируются в детском саду и в младшем школьном возрасте. Опыт, полученный детьми в это время, очень важен для развития их личности. Однако Я-концепция, хоть и сформирована, но продолжает развиваться и меняться всю жизнь. Поэтому на нее можно влиять.

Поддержка позитивных представлений о себе

В повседневной жизни все люди получают широкий спектр отзывов о себе и своем поведении через окружающую среду, как во взаимодействии посредством языка, так и посредством невербального поведения. Если теперь учесть, что все, что личности воспринимают на себе каждый день, влияет на самооценку, это дает повод для размышлений. Важно подкреплять свои сильные стороны и не критиковать себя за слабые!

Например, детям в процессе формирования самооценки нужна возможность попробовать что-то, узнать свои навыки, получить физический опыт. Обратная связь с окружающей средой помогает классифицировать собственные компетенции. Предоставление разнообразных и дифференцированных отзывов о действиях, навыках и поведении является важной задачей родителей и других родственников.

Я-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающих

Представление о себе подпитывается различными факторами, такими как:

  • опыт
  • навыки
  • осознание тела
  • значения
Фото автора Gabriela Cheloni: Pexels
  • пожелания
  • статус.

Все это влияет на внешний образ. Даже, например, может переходить в позу. Человек, который ходит с опущенной головой и плечами, почти не смотрит вверх, скорее всего, будет иметь низкую самооценку, низкий статус. Возможно, что в прошлом он получал в основном негативную критику, возможно, еще и пережил травлю или избиения. Он не будет очень доверять себе.

Очевидно, что Я-концепция всегда влияет на работу, здоровье и социальное взаимодействие. Кто-то с негативным представлением о себе, вероятно, не станет пробовать новые вещи, совершить действия, полные энергии и стремления к действию, потому что его уверенность в своих силах подорвана. И тем, кто не любит себя, тоже будут знакомы трудности в общении с другими людьми.

Опасность здесь, конечно, заключается в том, что собственное поведение скатится в самоисполняющиеся пророчества, проще говоря: если кто-то говорит, что я ничего не могу сделать, тогда я действительно ничего не могу сделать.

Понятно, что ни самооценка, ни внешний образ не всегда основываются на фактах – строго говоря, оба являются результатом личных впечатлений и оценок. И это включает ошибки.

Фото автора Ivan Samkov: Pexels

Потому что противоположный пример, конечно, так же возможен: кто-то думает, что он одаренный оратор. Но просто еще никто не критиковал его риторику. Те, кто скрывают свои слабости и неудачи, делают это для защиты своей самооценки, опасаясь негативной обратной связи. Мнение окружающих имеет большое значение для формирования Я-концепции.

То, как другие оценивают человека естественно, также зависит от их опыта и ожиданий от него. Кто-то может иметь о нем положительное мнение. Но независимо от того, является ли представление негативным или не соответствует представлению о себе, имеет смысл бороться с этим.

Например, любому, кто анализирует свои сильные и слабые стороны приходится много работать над собой, постоянно переформируя Я-концепцию.

Если, с другой стороны, он просит своих друзей или коллег дать оценку, он получает внешний образ, который, возможно, завершает восприятие самого себя.

Как сформировать адекватную самооценку?

Самооценка – наиважнейший инструмент принятия своей личности в окружающем мире. От умения правильно оценить и принять себя зависит вся будущая жизнь индивида, его отношения с обществом, карьера, профессиональная карьера.

Низкая самооценка – это прямой путь в никуда, то есть к неврозам, депрессиям, неудачам. Неоправданно высокая самооценка приводит к завышенным ожиданиям, труднодостижимым целям, фантастическим идеям, и все это в конце концов заканчивается полным провалом и депрессивными состояниями.

Здоровая, адекватная самооценка – самый верный способ реализовать все свои жизненные планы, достичь успеха и повысить качество своей жизни. В этом случае личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие человека основывается на правильном восприятии своих возможностей, способностей, сил и энергии. Это позволяет сохранить уверенность в себе, правильно планировать свои действия.

К сожалению, низкая самооценка – явление весьма распространенное в современном мире, особенно среди девушек. Многие часто задаются вопросом, откуда она взялась. Причины подобного отношения к себе, как правило, кроются в далеких детских психологических потрясениях, опыте и первых столкновениях с действительностью.

В результате вырастает человек, обладающий внутренней неуверенностью в себе. Вместо перспектив в этой жизни он видит одни только трудности и препятствия.

Причины низкой самооценки

  • Ужасно неуверенные в себе родители с низкой самооценкой. Социальные модели поведения ребенок усваивает еще в детстве на подсознательном уровне, перенимая опыт у своих родителей. Для таких детей поведение родителей становится нормой, и они не раздумывая перенимают их образ мыслей, действий, ощущения и даже самосознание.

Так происходит в каждой семье. В этом случае работает достаточно простой принцип: неуверенный родитель воспитывает неуверенного в себе ребенка.

  • Частые ошибки в воспитании. И опять здесь огромную роль играют родители. Если они постоянно дергают ребенка, указывают на его ошибки, проявляют жестокость, неуравновешенность, все время критикуют и никогда не хвалят, то для ребенка возникает благодатная почва для развития неуверенности в себе. Такая воспитательская стратегия губительна для юной личности, и ее всеми силами следует избегать.
  • Неудачный опыт первой любви, телесных отношений. Отношение противоположного пола во многом определяют самооценку девушки. Разрыв, уход, «он меня бросил», обман и пр. влияют на состояние психики, постоянно напоминая о некоторой ущербности, неполноценности.
  • Различные трудности при общении с одногодками. В подростковом периоде нередко встречаются такие явления, как травля, психологическое насилие. Взгляд на себя как на существо на порядок ниже остается с человеком почти на всю жизнь, пока он серьезно не начнет работать над собственной самооценкой.
  • Негативный предыдущий опыт. Не сдала экзамен, забыла слова на сцене перед публикой, бросил парень, провалила собеседование и иные события подобного рода могут прочно засесть у тебя в голове, формируя устойчивую мысль: «Я — неудачница».

Как повысить самооценку?

  • Для решения данной проблемы необходимо ее полностью осознать и посмотреть на себя с другой стороны. Понимание того, что ты действительно неуверенный в себе человек – великое дело на пути формированию своей новой личности и системы ценностей. Прими реальную ситуацию такой, какой она есть и начни работать над собой.
  • Наблюдай за своим поведением. Если ты по малейшему поводу начинаешь себя критиковать, ругать и поносить последними словами, то пора поставить точку на таком взаимодействии с собой. Это очень разрушительно для психики. Твоя задача почувствовать свою ценность в своем мире и принять себя такой, какая ты есть.
  • Каждый человек испытывает потребность в похвале, ласке и нежности. Старайся хвалить себя как можно чаще пусть даже за совсем мелкие действия, стань к себе добрее и внимательнее. В любой компании постарайся поставить свои желания на первое место, принимай участие в беседах и дискуссиях, не бойся выражать свое мнение, и твоя самооценка начнет постепенно расти.
  • Ты должна действовать и получать результаты. Это идеальный способ быстро поднять свою самооценку. Займись, например, бизнесом, спортом, напиши книгу или устройся на новую работу. В мире существует преогромное количество возможностей заявить о себе. Так используй их! И отмечай все свои успехи в блокноте, гордись своими результатами и не забудь о них рассказывать окружающим.
  • Достижение твоих целей поднимет твою самооценку до небывалых высот. Совершенствование своих профессиональных качеств, высокий рост по карьерной лестнице, активная социальная деятельность также заставит тебя поверить в собственные силы.
  • Не иди на поводу у других, не слушай мнение большинства. Живи своими целями, планами и мечтами. Не ставь себя в зависимость от чужого мнения. Не допускай чужого влияния на себя.
  • Позволь себе быть собой и сформируй свой индивидуальный подход к жизни и ее трудностям. Больше обращай внимания на свои убеждения, принципы, характер и работай над ними. И главное – не прогибайся «под изменчивый мир».
  • Избегай эмоциональной зависимости и не позволяй манипулировать собой. Чтобы этого избежать, ты хорошо должна понимать, чего ты на самом деле хочешь от жизни.
  • Не позволяй к себе относиться как к второсортному человеку. Заявляй о своих целях, желаниях и стремлении их достигать во что бы то ни стало.
  • Будь смелой и не бойся пробовать что-то новое. Не думай, что у тебя все получиться с первого раза, но пусть никакие трудности тебя не останавливают.
  • Обладай мужеством принять свои неудачи и научись из них извлекать бесценный опыт, правильно делать выводы и двигаться дальше. Хотя порой кажется, что весь огромный мир взял и разом рухнул, не останавливайся. Люби себя, люби жизнь и двигайся вперед.
  • Выработай психологические установки для общения с токсичными людьми. Твой ответ на их постоянные заунывные просьбы должен быть «Нет».
  • Стремись к личностному росту, самопознанию, самосовершенствованию. Открывай в себе новые грани и гордись этим!
  • Забудь про свои негативные мысли, эмоции, сценарии. Научись быть на позитивной волне. И даже в очень неприятных ситуациях или в действительно тяжелых жизненных трудностях научись видеть что-то хорошее.
  • Займись своим образованием, реализацией давно задуманных проектов, идей. Работай в разных направлениях, чтобы в случае неудачи можно было переключиться на что-то другое, тоже близкое и интересное. Обрати особое внимание на самопрезентацию в обществе, компании или просто группе близких друзей. Так начнется формироваться твоя новая личность, уверенная, сильная и независимая.
  • Займись собой. Поработай с телом. Сбрось вес, подтяни пресс, мышцы. В процессе работы с телом уходят многие психологические зажимы, неврозы и прочие проблемы. Сильное тело воспитает в тебе уверенность. Не забывай о внешнем виде. Красиво одевайся, используй качественную косметику, создай себе образ красивой, независимой девушки, способной перевернуть весь мир при одном только желании.

концепций | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. в языке или символике.

Огромное количество счетов пытается объяснить природу понятий. Согласно классическим представлениям, понятие обозначает все сущности, явления и/или отношения в данной категории или классе с помощью определений. Понятия абстрактны в том смысле, что они опускают различия вещей в своем расширении, трактуя члены расширения как тождественные. Классические понятия универсальны в том смысле, что они одинаково применимы ко всем вещам в своем расширении. Понятия также являются основными элементами предложений, подобно тому как слово является основным семантическим элементом предложения. В отличие от восприятий, представляющих собой частные образы отдельных объектов, понятия не могут быть визуализированы. Поскольку сами по себе они не являются индивидуальными восприятиями, понятия дискурсивны и являются результатом разума.

Ожидается, что концепции будут полезны при работе с реальностью. Вообще говоря, понятия понимаются как (а) приобретенные диспозиции к распознаванию воспринимаемых объектов как принадлежащих к тому или иному онтологическому типу и в то же время (б) к пониманию того, на что похож тот или иной объект, и следовательно, (в) воспринимать ряд воспринимаемых частностей как одинаковые и проводить различие между ними и другими чувственными частностями, отличающимися по роду. Кроме того, понятия представляют собой приобретенные предрасположенности к пониманию того, на что похожи определенные виды объектов как (а) когда объекты хотя и воспринимаемы, но в действительности не воспринимаются, так и (б) также и тогда, когда они вообще не воспринимаемы, как в случае с все концептуальные конструкции, которые мы используем в физике, математике и метафизике. Импульс к созданию онтологически полезной теории понятий был настолько сильным, что выдвинул теории, которые понимают понятие как имеющее глубокую связь с реальностью.

В некоторых случаях могут быть агенты (возможно, некоторые животные), которые не думают о , а скорее используют относительно базовые концепции (такие как демонстративные и перцептивные концепции для вещей в их поле восприятия), даже если это обычно считается, что они не мыслят символами. [Как ссылаться и ссылаться на резюме или текст] По другим данным, владение символическим мышлением (в частности, языком) является предпосылкой для концептуального мышления. [1]

Концепты являются носителями смысла, а не его агентами. Одно понятие может быть выражено любым количеством языков. Понятие DOG может быть выражено как dog на английском языке, Hund на немецком языке, как chien на французском языке и perro на испанском языке. Тот факт, что понятия в некотором смысле не зависят от языка, делает возможным перевод — слова в разных языках имеют одинаковое значение, потому что они выражают одно и то же понятие.

Термин обозначает или обозначает концепции. Несколько частично или полностью различных понятий могут иметь один и тот же термин. Эти разные понятия легко спутать, ошибочно используя их взаимозаменяемо, что является заблуждением. Кроме того, понятия термина и понятия часто путают, хотя это не одно и то же.

Приобретение понятий изучается в машинном обучении как классификация с учителем и классификация без учителя, а также в психологии и когнитивных науках как изучение понятий и формирование категорий. В философии Канта любая чисто эмпирическая теория, имеющая дело с приобретением понятий, именуется ноогонией.

Содержание

  • 1 Возникновение и приобретение понятий
    • 1.1 Апостериорные абстракции
    • 1.2 Априорные концепции
  • 2 Концептуальная структура
  • 3 Концептуальное содержание
    • 3.1 Контент как прагматическая роль
    • 3.2 Воплощенный контент
  • 4 Философские последствия
    • 4.1 Концепции и метафилософия
    • 4.2 Понятия в эпистемологии
    • 4.3 Онтология понятий
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки

Происхождение и приобретение понятий

Апостериорные абстракции

Описание Джоном Локком общей идеи соответствует описанию понятия. Согласно Локку, общая идея создается путем абстрагирования, отвода или удаления общих характеристик или характеристик из нескольких частных идей. Эта общая черта свойственна всем разным индивидуумам. Например, абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «красный», есть то свойство, которое является общим для яблок, вишен и крови. Абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «собака», представляет собой совокупность тех характеристик, которые являются общими для эрдельтерьеров, колли и чихуахуа.

Следуя той же традиции, что и Локк, Джон Стюарт Милль утверждал, что общие понятия формируются посредством абстракции. Общее понятие — это общий элемент среди многих образов членов класса. «…[Когда] мы формируем набор явлений в класс, то есть когда мы сравниваем их друг с другом, чтобы установить, в чем они совпадают, в этой умственной операции подразумевается некоторая общая концепция» ( A System of Логика , книга IV, глава II). Милль не считал, что понятия существуют в уме до акта абстракции. «Это не закон нашего интеллекта, что, сравнивая вещи друг с другом и отмечая их соответствие, мы просто признаем реализованным во внешнем мире то, что уже имелось в наших умах. мы как результат такого сравнения. Оно было получено (метафизически) путем абстрагирования от отдельных вещей» ( Там же ).

Для Шопенгауэра эмпирические понятия «… являются простыми абстракциями того, что известно посредством интуитивного восприятия, и они возникли из нашего произвольного размышления или отбрасывания одних качеств и сохранения других». ( Парерга и Паралипомена , Том I, «Очерк истории идеального и реального»). В его О воле в природе , «Физиология и патология», Шопенгауэр говорил, что понятие «извлекается из предшествующих образов… путем откладывания их различий. по словам». Ницше, находившийся под сильным влиянием Шопенгауэра, писал: «Всякое понятие возникает благодаря тому, что мы приравниваем неравное. Ни один лист никогда полностью не равен другому, а понятие «лист» образуется путем произвольного отвлечения от этих индивидуальных различий, путем забвения различий. … ». [2]

В отличие от вышеупомянутых философов, Иммануил Кант считал, что трактовка понятия как абстракции опыта верна лишь отчасти. Он назвал те понятия, которые являются результатом абстракции, «апостериорными понятиями» (имея в виду понятия, возникающие из опыта). Эмпирическое или апостериорное понятие есть общее представление ( Vorstellung ) или неспецифическая мысль о том, что является общим для нескольких конкретных воспринимаемых объектов. (Логика, I, 1., §1, примечание 1)

Понятие – это общий признак или характеристика. Кант исследовал, как создаются эмпирические апостериорных понятий.

Логическими актами рассудка, которыми порождаются понятия по форме, являются: (1) сравнение , т. е. уподобление мысленных образов друг другу по отношению к единству сознания; (2.) размышление , т. е. возврат к разным ментальным образам, как их можно постичь в одном сознании; и наконец (3.) абстракция или выделение всего остального, чем различаются ментальные образы. … Чтобы превратить наши мысленные образы в понятия, нужно, таким образом, уметь сравнивать, отражать и абстрагировать, ибо эти три логические операции рассудка являются существенными и общими условиями порождения всякого понятия. Например, я вижу ель, иву и липу. При первом сравнении этих предметов я замечаю, что они отличаются друг от друга стволом, ветвями, листьями и т. п.; далее же я размышляю только о том, что у них общего, стволе, ветвях, самих листьях, и отвлекаюсь от их размеров, формы и т. д.; таким образом я получаю представление о дереве.

— Логика, §6

Кантовское описание создания концепта было перефразировано так: «…постичь — значит по существу мыслить абстракционно то, что является общим для множества возможных случаев…». (Х. Дж. Патон, . Метафизика опыта Канта , I, 250). В своем обсуждении Канта Кристофер Джанауэй писал: «… родовые понятия образуются путем абстрагирования от более чем одного вида». [3]

Априорные концепции

Основная статья: Категория (Кант)

Кант заявил, что человеческий разум обладает чистыми или априорными понятиями. Вместо того чтобы абстрагироваться от индивидуальных восприятий, подобно эмпирическим понятиям, они возникают в самом уме. Он назвал эти понятия категориями в том смысле, в каком это слово означает предикат, атрибут, характеристику или качество. Но эти чистые категории суть предикаты вещей вообще , а не отдельной вещи. По Канту, существует 12 категорий, составляющих понимание феноменальных объектов. Каждая категория есть тот один предикат, который является общим для множества эмпирических понятий. Чтобы объяснить, как априорное понятие может относиться к отдельным явлениям аналогично апостериорному понятию, Кант использовал техническое понятие схемы.

Концептуальная структура

Интуитивно кажется очевидным, что концепты должны иметь какую-то структуру. До недавнего времени доминирующим взглядом на концептуальную структуру была модель вмещения, связанная с классическим взглядом на понятия. Согласно этой модели, понятие наделено некоторыми необходимыми и достаточными условиями в своем описании, однозначно определяющими протяженность. Модель сдерживания не допускает никаких степеней; вещь находится либо внутри, либо вне расширения понятия. Напротив, модель вывода понимает, что концептуальная структура определяется градуированным образом в соответствии с тенденцией использования понятия в определенных видах выводов. В результате понятия не имеют своего рода структуры в терминах необходимых и достаточных условий; все условия условны. (Марголис:5)

Однако некоторые теоретики утверждают, что у примитивных понятий вообще отсутствует какая-либо структура. Например, Джерри Фодор представляет свою теорию асимметричной зависимости как способ показать, как содержание примитивного понятия определяется надежной связью между информацией в ментальном содержании и миром. Такого рода утверждения называются «атомистическими», потому что примитивное понятие рассматривается так, как если бы оно было настоящим атомом.

Концептуальное содержание

Содержание как прагматическая роль

Понятие может быть абстрагировано от нескольких восприятий, но это только его происхождение. Что касается его значения или его истинности, Уильям Джеймс предложил свое прагматическое правило. Это правило гласит, что значение понятия всегда можно найти в каком-то конкретном различии в ходе человеческого опыта, которое сделает его истинность ( Some Problems of Philosophy , «Percept and Concept — The Import of Concepts»). Чтобы понять значение концепции и обсудить ее важность, концепцию можно проверить, спросив: «Какую ощутимую разницу для кого-либо будет иметь ее истинность?» Существует только один критерий значения понятия и только один критерий его истинности. Этим критерием или тестом являются его следствия для человеческого поведения.

Таким образом, Джеймс обошел полемику между рационалистами и эмпириками относительно происхождения понятий. Вместо того, чтобы решить их спор, он проигнорировал его. Рационалисты утверждали, что понятия являются откровением Разума. Концепции — это проблеск другого мира, который содержит вечные истины в таких областях, как логика, математика, этика и эстетика. Чистой мыслью люди могут обнаружить отношения, которые действительно существуют между частями этого божественного мира. С другой стороны, эмпирики утверждали, что понятия были просто дистилляцией или абстракцией от восприятий мира опыта. Следовательно, значение понятий зависит исключительно от восприятий, которые являются их референтами. Прагматическое правило Джеймса не связывает значение понятия с его происхождением. Вместо этого он связывает значение с целью понятия, то есть с его функцией, использованием или результатом.

Воплощенное содержание

В когнитивной лингвистике абстрактные понятия представляют собой преобразования конкретных понятий, полученных из воплощенного опыта. Механизм преобразования представляет собой структурное картирование, при котором свойства двух или более исходных доменов выборочно отображаются на смешанное пространство (Fauconnier & Turner, 1995; см. концептуальное смешение). Распространенным классом смесей являются метафоры. Эта теория контрастирует с рационалистическим взглядом на то, что понятия представляют собой восприятия (или воспоминаний 9). 0029, в терминах Платона) независимо существующего мира идей, поскольку он отрицает существование любой такой области. Это также контрастирует с эмпирическим взглядом, согласно которому понятия являются абстрактными обобщениями индивидуального опыта, поскольку случайный и телесный опыт сохраняется в понятии, а не абстрагируется. В то время как перспектива совместима с прагматизмом Джеймса (выше), понятие преобразования воплощенных понятий посредством структурного картирования вносит особый вклад в проблему формирования понятий.

Философские следствия

Концепции и метафилософия

Давняя и устоявшаяся традиция в философии постулирует, что сама философия есть не что иное, как концептуальный анализ. Эта точка зрения имеет своих сторонников как в современной литературе, так и в исторической. Согласно книге Делёза и Гваттари Что такое философия? (1991), философия – это деятельность по созданию понятий. Эта творческая деятельность отличается от прежних определений философии как простого рассуждения, общения или созерцания Универсалий. Концепты специфичны для философии: у науки есть «восприятие», а у искусства «аффекты». Концепция всегда подписано : таким образом, Cogito Декарта или «трансцендентальное» Канта. Это сингулярность, а не универсалия, и она соединяется с другими понятиями на «плане имманентности», прослеживаемом конкретной философией. Понятия могут перескакивать с одного плана имманентности на другой, комбинируясь с другими понятиями и, таким образом, вовлекаясь в «становление-Другим».

Понятия в эпистемологии

Подробнее по этой теме см. Список понятий в науке.

Концепции жизненно важны для развития научных знаний. Например, трудно представить физику без таких понятий, как: энергия, сила или ускорение. Концепции помогают интегрировать явно несвязанные наблюдения и явления в жизнеспособные гипотезы и теории, основные составляющие науки. Карта понятий — это инструмент, который помогает исследователям визуализировать взаимосвязи между различными понятиями.

Онтология понятий

Хотя основная литература по когнитивной науке рассматривает понятие как своего рода ментальную частность, некоторые теоретики предполагают, что понятия являются реальными вещами. (Марголис: 8) В наиболее радикальной форме реалист концепций пытается показать, что предположительно психические процессы вовсе не являются психическими; скорее, это абстрактные сущности, столь же реальные, как и любой земной объект.

Платон был самым решительным сторонником реалистического тезиса об универсальных понятиях. По его мнению, понятия (и идеи вообще) — это врожденные идеи, которые были воплощениями трансцендентного мира чистых форм, лежащего за завесой физического мира. Таким образом, универсалии объяснялись как трансцендентные объекты. Излишне говорить, что эта форма реализма была тесно связана с онтологическими проектами Платона. Это замечание о Платоне представляет не только исторический интерес. Например, представление о том, что числа являются платоническими объектами, было возрождено Куртом Гёделем в результате некоторых загадок, которые, по его мнению, возникают из феноменологических объяснений.

Готтлоб Фреге, основатель аналитической традиции в философии, знаменито выступал за анализ языка с точки зрения смысла и референции. Для него смысл выражения в языке описывает определенное положение дел в мире, а именно способ представления какого-либо предмета. Поскольку многие комментаторы рассматривают понятие смысла как тождественное понятию понятия, а Фреге рассматривает чувства как лингвистические репрезентации состояний дел в мире, из этого, кажется, следует, что мы можем понимать понятия как способ, которым мы постигаем мир. . Соответственно понятия (как смыслы) имеют онтологический статус. (Морголис:7)

Согласно Карлу Бенджамину Бойеру, во введении к его История исчисления и его концептуального развития , понятия в исчислении не относятся к восприятиям. Пока концепции полезны и взаимно совместимы, они принимаются сами по себе. Например, считается, что понятия производной и интеграла не относятся к пространственному или временному восприятию внешнего мира опыта. Они также никак не связаны с таинственными пределами, в которых количества находятся на грани возникновения или исчезновения, то есть возникновения или исчезновения или исчезновения. Абстрактные понятия теперь считаются полностью автономными, даже если они возникли в процессе абстрагирования или изъятия качеств из восприятий до тех пор, пока не остались только общие, существенные атрибуты.

См. также

  • Абстракция
  • Классификация
  • Класс (философия)
  • Познания
  • Концепция и объект
  • Формирование концепции
  • Изучение концепции
  • Инвентаризация концепции
  • Концептуальная карта
  • Концепция разработки
  • Концептуальное смешение
  • Концептуальная кластеризация
  • Концептуальная основа
  • Концептуальные изображения
  • Концептуальный темп
  • Представленная концепция
  • Анализ формальных понятий
  • Гипостатическая абстракция
  • Идея
  • Мем
  • Математика (понятия)
  • Заблуждение
  • Философия
  • Схема (Кант)
  • Социальное строительство
  • Проблема заземления символов

Ссылки

  1. ↑ Дамасио, Антонио Р. «Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг», Avon 1994, с. 106 сл.
  2. ↑ «О правде и лжи во внеморальном смысле», Портативный Ницше , с. 46
  3. ↑ Кристофер Джанауэй, Я и мир в философии Шопенгауэра , гл. 3, с. 112, Оксфорд, 2003, ISBN 0-19-825003-7
  • История исчисления и его концептуального развития , Карл Бенджамин Бойер, Dover Publications, ISBN 0-486-60509-4
  • Сочинения Уильяма Джеймса , University of Chicago Press, ISBN 0-226-39188-4
  • Логика , Иммануил Кант, Dover Publications, ISBN 0-486-25650-2
  • Система логики , Джон Стюарт Милль, University Press of the Pacific, ISBN 1-4102-0252-6
  • Парерга и Паралипомена , Артур Шопенгауэр, Том I, Oxford University Press, ISBN 0-19-824508-4
  • Что такое философия? , Жиль Делёз и Феликс Гваттари
  • Метафизика опыта Канта , Х. Дж. Патон, Лондон: Allen & Unwin, 1936
  • «Концептуальные сети интеграции». Жиль Фоконье и Марк Тернер, 19 лет98. Когнитивные науки. Том 22, номер 2 (апрель-июнь 1998 г.), страницы 133-187.
  • Портативный Ницше , Penguin Books, 1982, ISBN 0-14-015062-5
  • Стивен Лоуренс и Эрик Марголис. «Концепции и когнитивная наука». В Concepts: Core Readings , MIT Press, стр. 3-81, 1999.

Внешние ссылки

  • E. Margolis and S. Lawrence (2006), Concepts at the Stanford Encyclopedia of Philosophy
  • Смешение и концептуальная интеграция
  • v:Conceptualize: учебный проект Викиверситета
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Четыре психологические теории о понятиях — веб-сайт Лукаса Бехбергера

Я уже представил понятие понятия в двух предыдущих сообщениях в блоге (см. понятия полезны. Короче говоря, понятие — это мысленное представление категории вещей в мире. Например, концепция яблоко связывает воедино все наши знания о яблоках в целом, например, об их типичных формах и размерах, а также о том, для чего их можно использовать (например, есть или бросать). Для того чтобы встроить рамки концептуальных пространств в общую область исследования понятий, сегодня я набросаю четыре психологические теории о понятиях (основанные на большом обзоре Мерфи [1]) и покажу, как они могут быть связаны с концептуальным понятием. рамки пространств.

Классический вид

Классический взгляд на понятия восходит к Аристотелю и был преобладающим подходом, неявно которого придерживались многие психологи в начале исследования понятий. Его можно резюмировать следующим образом: Понятия мысленно представляются в виде определений, которые дают перечень необходимых и по совокупности достаточных условий принадлежности к категории: Если одно из условий не относится к объекту, он не может быть членом категории (необходимость), а если объект удовлетворяет всем перечисленным условиям, то он должен быть членом категории (совместная достаточность). Другими словами, определение включает все, что относится к категории, и исключает все, что не относится. Классический взгляд на понятия тесно связан с формальной логикой, где понятия можно интерпретировать как четко определенные множества, а для их объединения можно использовать логические связки.

Классическая точка зрения была оспорена на теоретических основаниях, например, Витгенштейном, который отметил, что очень трудно дать определение многим повседневным понятиям (таким как спорт) на основе набора необходимых и достаточных условий. Если бы понятия представлялись мысленно в виде таких определений, то, тем не менее, вербализовать эти определения было бы относительно просто. Классический взгляд также не учитывает многие эмпирические наблюдения, связанные с изучением и использованием понятий. Поэтому в области психологии от него по существу отказались.

Представление прототипа

Теория прототипов понятий восходит к новаторской работе Роша. Предполагается, что каждое понятие может быть описано прототипическим элементом. Принадлежность к категории основывается тогда не на выполнении списка условий, а на сходстве объекта с прототипом категории. Представление о прототипе может объяснить, почему некоторые примеры считаются более типичными представителями данной категории, чем другие (например, малиновка — очень типичный птица , тогда как пингвин довольно нетипичен), один из самых сильных и последовательных эффектов, наблюдаемых в отношении понятий.

Самая простая реализация теории прототипов состоит в представлении каждой концепции списком взвешенных признаков, где веса указывают относительную важность соответствующих признаков. Затем можно провести классификацию путем сравнения характеристик наблюдаемого объекта и списка характеристик, используемого для определения концепций.

Более продвинутая модель основана на схемах: Схема представляет собой набор слотов с возможными заполнителями. Каждый слот также может иметь ограничения на возможные заполнители, как в отношении их общего типа, так и в отношении их фактических значений. Поскольку каждый слот может быть заполнен только одним наполнителем, различные наполнители, применимые к одному слоту, конкурируют друг с другом. Это препятствует тому, чтобы конкретные примеры содержали противоречивую информацию, такую ​​как наличие обоих свойств «летает» и «не летает». Кроме того, различные слоты могут быть соединены друг с другом путем ограничения значений друг друга, таким образом кодируя корреляции.

Представление-образец

В отличие от классического представления и представления-прототипа, теория понятий-образцов отвергает идею о том, что понятия представлены в форме некоего сводного представления всей категории. Вместо этого теория образцов утверждает, что каждое понятие представлено как набор всех наблюдений членов понятия, которые были сделаны до сих пор. Например, концепция собаки представлена ​​набором всех встреч с реальными собаками. Очевидным аргументом в пользу такого представления об образце является то, что когда кто-то начинает изучать понятие, т. е. когда наблюдают первый пример, он в основном должен запомнить сам этот пример, поскольку для формирования абстракции недостаточно информации. Однако эталонная теория идет дальше, постулируя, что формирование абстракции вовсе не обязательно.

Принадлежность концепта к представлению экземпляров основана на сходстве объекта с сохраненными экземплярами концепта. Как правило, лучше иметь высокое перекрытие с несколькими экземплярами, чем умеренное перекрытие с большим количеством экземпляров. Затем общее сходство можно сравнить с порогом, чтобы определить принадлежность концепта. Интересно отметить, что это основанное на экземплярах определение концептуального сходства также способно воспроизводить эффекты типичности, поскольку типичные члены категории имеют тенденцию быть похожими на многие экземпляры, в то время как нетипичные члены категории сходны лишь с очень немногими экземплярами.

Представление знаний

Четвертый подход к представлению понятий, который мы здесь рассмотрим, можно назвать представлением знаний. Он подчеркивает, что понятия не возникают изолированно, а всегда находятся в отношениях с другими понятиями и с нашим общим знанием мира. Отдельные концепции часто интерпретируются как ментальные «микротеории» о конкретных аспектах мира. Эти микротеории часто неполны и лишь частично интегрированы, но они обеспечивают не только определение членства в категории, но также объяснения и связи с другими микротеориями.

Поскольку представление знаний не предлагает конкретных механизмов для оценки сходства, как представление прототипа и образца, его можно рассматривать как дополнение к этим подходам. Основное внимание уделяется влиянию фоновых знаний на обучение и рассуждения, которое обычно игнорируется подходами с использованием образцов и прототипов, но которое требуется во многих контекстах.

Как вписываются концептуальные пространства?

Гарденфорс [2] утверждает, что требование выпуклости для концептуальных областей позволяет нам связать структуру концептуальных пространств с прототипной теорией понятий. Если понятия представлены выпуклыми областями, можно присвоить степень центральности каждой точке этой области, измерив ее расстояние от центра области. Таким образом, прототип (в смысле «лучший пример») можно получить, вычислив центр тяжести для концептуальной области. И наоборот, Гарденфорс показывает, что, предполагая представление на основе прототипа, можно легко создать выпуклую область. Например, если свойства цвета, такие как красный и оранжевый представлены их прототипными точками в цветовом пространстве (например, их соответствующими фокальными цветами), можно сопоставить каждую точку в пространстве с ее ближайшим прототипом и, таким образом, получить разделение всего пространства на выпуклые области. . Используя эту основанную на прототипах интерпретацию концептуальных пространств, можно легко смоделировать изучение понятий, определив прототип как среднее значение по всем примерам, наблюдаемым для соответствующего понятия.

Совсем недавно Lieto et al. [3] использовали структуру концептуальных пространств для построения вычислительной модели концептуальной категоризации, которая объединяет теорию прототипов, образцовые подходы и классический взгляд на понятия. В своей двойной системе PECCS они используют гибридную базу знаний, которая использует концептуальные пространства для представления информации о прототипах и образцах (оба из которых хранятся в виде точек в концептуальном пространстве) и которая использует онтологию OpenCyc для представления классической информации о определениях концептов. в логике описания.

Чтобы классифицировать новую точку данных, Lieto et al. сначала используйте представление концептуальных пространств: если экземпляр достаточно близок к заданной точке запроса, категория, связанная с этим экземпляром, используется в качестве ответа-кандидата. Если подходящего экземпляра не найдено, система также учитывает все прототипы. Затем он выбирает наиболее близкое совпадение среди всех прототипов и экземпляров в качестве ответа-кандидата. Этот ответ-кандидат (который основан на концептуальном сходстве) затем проверяется путем проверки соответствия запроса и предлагаемой категории в соответствии с определением из онтологии. Таким образом, можно сказать, что прототипы и образцы используются для генерации ответов-кандидатов, а онтология используется для их фильтрации.

Кроме того, недавно было предложено заменить онтологию, используемую в двойных PECCS, подходом, основанным на теории [4]. По сути, это соответствует замене классического взгляда взглядом, основанным на знаниях. Полученная в результате обновленная система затем использует свои фоновые знания в форме теорий для определения степени согласованности категоризации на основе сходства с этой теорией. Это заменяет бинарное решение, основанное на необходимых и достаточных критериях онтологии.

В целом, вы можете видеть, что структура концептуальных пространств может рассматриваться как геометрическая реализация подходов прототипа и образца, которые также могут быть объединены с классическим представлением и представлением, основанным на знаниях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *