Конфликт интересов — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 декабря 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 декабря 2017; проверки требуют 6 правок.Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника.
Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов. Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у чиновников, государственных и муниципальных служащих и иных лиц. Федеральный закон Российской Федерации — России № 273 «О противодействии коррупции», от 25 декабря 2008 года определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами
ru.wikipedia.org
Типовые ситуации | Порядок урегулирования конфликта интересов |
Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего | |
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, например:
| Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник. При этом далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. Если государственный служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем (родственником) не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом он не обладает полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов в большинстве случаев является незначительной. |
Выполнение иной оплачиваемой работы | |
| Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме, отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу. |
| В уведомлении государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. Рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в этой организации. В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги. |
| Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности. |
| При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях. В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу. |
Принятие решений о закупке товаров, выполнении услуг | |
Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от участия в соответствующем конкурсе. Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса. | |
Владение ценными бумагами, банковскими вкладами | |
| В случае если государственный служащий Государственный служащий (его родственники) владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать (рекомендовать родственникам передать) ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении. До принятия мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники. |
| Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, вкоторых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых. |
Получение подарков и услуг | |
| Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности. Следует оценить, действительно ли оказание услуг может привести к необъективному исполнению государственным служащим его должностных обязанностей. Если вероятность конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении указанных физических лиц или организаций. |
| Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим такого подарка, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением государственным служащим его должностных обязанностей. Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения. В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:
|
| Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя. Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов. |
Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами | |
| Государственному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют имущественные обязательства. |
| Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. |
| Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. |
| Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. |
Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы | |
| Государственному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, в которой он работал до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если эта вероятность есть, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя. |
| Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления, до момента увольнения с государственной службы. Следует также учитывать требования статья 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Если указанные переговоры начались, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы. Возможны ситуации, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть урегулированы в рамках действующего законодательства:
|
Нарушения запретов, установленных законодательством | |
| В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности. |
| В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством. Представителю нанимателя при принятии решения об указанном разрешении рекомендуется выяснить, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить» какую именно работу он там выполняет. |
| Государственному служащему при выявлении нарушений законодательства в ходе контрольно-надзорных мероприятий рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений. |
| Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности. В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности. Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности. |
archives.ru
Конфликт интересов: примеры ситуаций :: BusinessMan.ru
Конфликт интересов порой лежит буквально на поверхности и хорошо виден окружающим. Тем не менее наиболее серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда подобное явление внешне незаметно. Если его вовремя не выявить, то в итоге это может сильно навредить репутации человека или организации.
Можно привести множество примеров конфликта интересов из жизни. Например, человек является боссом, а его сын работает у него помощником. И даже если последний будет блестяще справляться со своей работой, люди никогда объективно не оценят подобную ситуацию.
Что же такое конфликт интересов и как его можно обнаружить? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.
Область распространения
Конфликт интересов – это повсеместно встречающееся явление. Подобные ситуации могут возникнуть в любых сферах жизни. Примеры конфликта интересов нередко встречаются между членами семьи и одноклассниками, среди сотрудников, входящих в штат одной организации, а также в сообществах, созданных единомышленниками. Причем их наличие вовсе не означает того, что люди испытывают друг к другу личную неприязнь. Наиболее сложные сферы, в которых имеет место конфликт интересов, – политический и общегосударственный сектор.
Определение понятия
Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.
В 2009 г. в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.
Рассмотрим некоторые наглядные примеры конфликта интересов:
- Фармацевтическая компания вручает доктору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным прописывать своим пациентам лекарства именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
- Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает боссу достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
- Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
- По итогам года босс выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у владельцев компании имеются серьезные убытки.
В большинстве случаев подобные ситуации не являются нарушением закона. Именно поэтому в любых организациях так много примеров конфликта интересов. Но имеющаяся проблема непременно поставит под сомнение репутацию сотрудника, его надежность и честность. В дальнейшем это негативно отразится на работе всей команды.
Признаки и формы
Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.
Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.
В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.
Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.
Урегулирование конфликтов
Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.
Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.
Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.
Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.
Образец уведомления
Каким же образом государственный служащий должен предотвратить возможность возникновения проблемы личного плана в решении того или иного вопроса? Для этого ему понадобится написать уведомление о конфликте интересов, с примером заполнения которого можно ознакомиться ниже.
Документ должен быть составлен на имя начальника. Далее следует его название: «Уведомление о конфликте интересов». В тексте документа указывается фамилия, имя и отчество государственного служащего, а также его должность. После этого описывается ситуация, которая провоцирует вероятность того, что возможно проявление конфликта интересов. Например, она может касаться заключением организацией договоров с фирмой-поставщиком, во главе которой находится близкий родственник должностного лица. Далее следует согласие или несогласие служащего присутствовать во время заседания комиссии, созданной для урегулирования данного конфликта интересов. Внизу уведомления проставляется подпись лица, написавшего его, а также его Ф. И. О. и дата составления документа.
Рассмотрим типовые ситуации и примеры конфликта интересов на государственной службе России.
Отношения с родственниками
Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:
- Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
- В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
- В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.
Исполнение иной работы, подлежащей оплате
Примером конфликта интересов на государственной службе является ситуация, когда должностное лицо, а также его родственники или прочие близкие для него лица собираются выполнять или уже выполняют работу для организации, где трудится данный сотрудник, на условиях оплачиваемого гражданско-правового или иного договора.
В этом случае также должно быть составлено уведомление о наличии конфликта интересов. Но при этом у представителя нанимателя нет права указать на невозможность выполнения иной работы этим должностным лицом.
Примером конфликта интересов на государственной службе является и такая ситуация, когда сотрудник совместно со своими родственниками или же иными лицами, с которыми осуществляется выгодное взаимодействие, выполняет работу в дочерней, материнской или иной подобной компании, в отношении которой этим служащим выполняются управленческие функции.
И в этом случае представителю нанимателя должно быть составлено уведомление. В нем государственный служащий должен указать на те связи, которые имеют место между взаимодействующими организациями. Представителю нанимателя, согласно нормам законодательства, рекомендуется отстранить сотрудника от исполнения им обязанностей в принятии управленческих решений в отношении аффилированной компании.
Пример конфликта интересов на госслужбе можно увидеть и в несколько иной ситуации. Она касается выполнения работ, заказчиком которых является орган, в котором человек замещает должность. Представитель нанимателя в данном случае должен указать на появление конфликта интересов. Если человек не принимает никаких мер для устранения проблемы, то его следует отстранить от замещаемой должности.
Владение определенными ценными бумагами
Рассмотрим и другие случаи возникновения конфликта интересов. Примеры на службе в государственных или муниципальных органах могут касаться владения служащим или (и) его родственниками ценных бумаг, принадлежащих данной организации. Об этом также должно быть составлено уведомление в письменной форме. Ценные бумаги в таком случае должны быть переданы в доверительное управление. Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об их отчуждении.
Примеры конфликта интересов могут касаться и тех ситуаций, когда госслужащий имеет вклады в банках или иных кредитных организациях, в отношении которых им осуществляются управленческие функции. В этом случае также потребуется написание уведомления об имеющейся личной заинтересованности на имя непосредственного начальника. До принятия необходимых мер сотрудник должен быть отстранен от исполнения им тех должностных обязанностей, которые касаются работы с банками и кредитными организациями.
Получение услуг и подарков
Возможна и такая ситуация, когда госслужащий или его родственники получают различные блага. Это могут быть скидки и ссуды, бесплатные услуги, оплата транспортных расходов, развлечений и т.д.
Подобные подарки, если они предоставлены организациями или физическими лицами, в отношении которых госслужащий осуществляет в настоящее время или осуществлял ранее управленческие функции, являются предметом разрастания конфликта интересов. Для избежания подобной ситуации рекомендуется просто не принимать эти блага. Если же представителю нанимателя стало известно о получении подарков госслужащим, то он должен оценить связь полученного с исполнением возложенных на сотрудника должностных обязанностей, и в случае необходимости принять меры дисциплинарной ответственности.
Сфера образования
Помимо государственной службы можно привести примеры конфликта интересов и в школе. Это касается ситуаций, когда преподаватель параллельно с осуществлением своей трудовой деятельности оказывает платные услуги.
Законодатель стремится бороться с такой ситуацией, когда педагог занимается с учеником, который обучается в школе, являющейся местом работы этого педагога. В результате подобных действий и возникает конфликт интересов в образовании. Примеры оказания подобных платных услуг можно встретить повсеместно. При этом некоторые педагоги искусственно создают такие ситуации, при которых родители детей или их законные представители вынуждены согласиться с предоставлением навязанного им репетиторства. Порой коллеги «поставляют» друг другу таких обучающихся. При этом они пользуются принципом «ты – мне, а я – тебе».
Стоит понимать, что закон вовсе не запрещает оказывать образовательные платные услуги. Они могут быть предоставлены школой на договорной основе. В этом случае тот педагог, который проводит у ребенка обычный урок, согласно учебному расписанию, вполне может оказывать платные услуги. То есть на законных основаниях сделать это можно только являясь представителем исполнителя при заключении договорных обязательств.
В каких же случаях оказываемые педагогом услуги нарушают нормы действующего законодательства? Происходит это при выполнении следующих условий:
- услуга, оказываемая учителем, носит неофициальный характер и является платной;
- школьник обучается в той организации образования, где работает репетитор;
- оказание платной услуги становится причиной возникновения конфликта интересов учителя.
При соблюдении всех перечисленных выше условий дополнительное обучение не соответствует требованиям законодательства и находится под запретом. Касается это и тех случаев, когда учитель не ведет уроки у конкретного ученика. Ведь в таком случае невозможно доказать факт отсутствия сговора среди педагогических работников.
Конфликт интересов в сфере образования заключается в том противоречии, которое возникает между профессиональными обязанностями и личной выгодой человека. Ведь придя в школу, педагогический работник сталкивается с возможностью приобретения материальной или же нематериальной выгоды. Это и является причиной невыполнения им профессиональных обязанностей или их ненадлежащего исполнения.
businessman.ru
что это такое, определение и примеры
Государственная служба требует от работника предельной ответственности и самоотдачи, но что делать, если личные интересы становятся прерогативой, и служащий вместо демонстрации качественного рабочего процесса обнаруживает свое честолюбие и жажду наживы.
Содержание статьи
Что представляет собой конфликт интересов
Это преследование личных интересов служащим в процессе исполнения должностных обязанностей, что несет существенный вред окружающим, организации и государству в целом.
Впервые данный термин применился в 2001 году в Концепции реформирования системы госслужбы.
Конфликт интересов определяется в двух вариантах:
- Организационный – когда предприятие, обслуживающее государственные структуры, обладает необъективными конкурентными преимуществами перед прочими поставщиками.
- Личный конфликт – преимущество частных интересов над профессиональными обязанностями.
Данный термин изначально применялся, как определение противоречий в предпринимательской деятельности между интересами, защищенными правом и должным удовлетворением действиями уполномоченного принципалом лица. Относительно государственных структур данный термин начал использоваться значительно позже с целью предотвращения коррупционных схем.
Важность задачи
Противодействие коррупционным схемам в государственных структурах стало основной задачей реформирования системы, в связи с чем, как продолжение принятой Президентом Концепции в 2001 году был утвержден ФЗ №79 от 2004 года о регулировании деятельности и предотвращения конфликта в госструктурах.
Он несет пояснения к понятию конфликта, определяет, когда столкновение интересов происходит и при каких условиях происходит нанесение ущерба государству.
Принятый закон 2008 года Президентом РФ указывает на основные механизмы противодействия возникновению коррупции и предотвращения ее развития на местах.
Данный вопрос является приоритетным у государства, постоянно разрабатываются новые механизмы противодействия и предотвращения этой проблемы на национальном уровне.
Почва для столкновения интересов
Среди основных причин образования коррупции можно выделить следующие:
- Нарушение правил поведения государственными служащими.
- Пренебрежение исполнением вменяемых обязанностей.
- Пренебрежение законными правами граждан, организаций, сослуживцев, государства.
- Несоблюдение требований законодательных актов.
- Нарушение наложенных законодательными актами запретов, связанных с исполнением трудовых обязанностей госслужащего.
Условиями для противостояния являются:
- Некомпетентное поведение служащих.
- Дублирование полномочий государственных органов, структурных подразделений, госслужащих.
- Отсутствие полномерной информации о деятельности госорганов.
- Противоречия в нормативных актах относительно требований к деятельности государственных структур различного ранга, наличие пробелов в законодательных актах, что способствует манипуляции ими в корыстных целях.
- Несоблюдение служебной этики.
- Недостаточное соблюдение моральных норм, отсутствие достаточного наличия материальных ресурсов для обеспечения прозрачности системы.
Кроме этого существует ряд правонарушений, способствующих развитию коррупции:
- Отсутствие реакции по предотвращению возникновения и развития конфликтных ситуаций.
- Отсутствие информирования вышестоящее руководство о возникновении конфликта, осуществляющееся лицом, во власти которого находятся ценные бумаги, акции, доли.
- Занятие оплачиваемой деятельностью, к которой не имеет отношение занимаемая должность.
Определение личной заинтересованности
Это злоупотребление своей должностью с целью собственного обогащения любым имуществом и ценностями – деньги, имущество, услуги, ценности в результате выполнения тех или иных просьб.
Отсюда вытекает, что конфликт интересов — это ситуация, подвластная заинтересованному лицу, решающему ее таким способом, чтобы получить от результата выгоду.
При этом могут быть должностные или служебные злоупотребления, последние в свою очередь определяются ст. 18 и 29 Закона о гражданской службе и применимы к органам внутренних дел, таможни, наркоконтроля, военнослужащих, прокуратуры.
При этом, согласно определению в законодательных актах, личная заинтересованность бывает не только прямой, но и косвенной, когда лицо не прямо получает прибыль, а формирует дела так, чтобы ее получить.
Полностью устранить причины конфликтной ситуации невозможно, но воздействовать на количество их уменьшения допустимо.
Законодательная база
Данный процесс регулирует несколько законодательных актов:
- Статья 19 ФЗ №79 от 2004 года относительно государственной гражданской службы, в данном документе указаны следующие моменты: когда государственный служащий под влиянием собственных интересов может воздействовать или воздействует на ситуацию, в каких ситуациях возникает противодействие между интересами служащего и государственными, когда такое противостояние может нанести ущерб государству.
- ФЗ №25 от 2007 года в отношении муниципальной службы – данный закон полностью повторяет ст. 19 предыдущего только с указанием на муниципальных служащих.
- Статья 10 ФЗ №273 от 2008 года относительно противодействия коррупции, в данном законодательном акте также идет определение коррупции и указывает на варианты противодействия.
- Указ №821, принятое Президентом ПФ относительно поведения госслужащих и регулирующий порядок формирования проверочных комиссий от 2010 года.
Что такое конфликт интересов? Ответ на вопрос — на данном видео.
Ситуации, вызывающие образование конфликта
Согласно детальному анализу прокурорских докладов, можно выделить несколько самых распространенных жизненных ситуаций возникновения коррупционных схем:
- Ситуации, когда служащий реализуете свои функции и обязанности в угоду семейным интересам, например, участие в аттестационной комиссии относительно способностей своего родственника, в конкурсной комиссии на замещение значимой должности, где среди конкурсантов имеется родственное лицо.
- В результате возникновения интереса к деятельности предприятия, которое курирует служащий, а акциями этого предприятия владеет один из родственников, с целью разрешения ситуации в угоду семье.
- В результате прямого принятия подношения или родственниками служащего от одного из предприятий, которое находиться под властью служащего.
- С целью влияния на принятие решения судебными органами.
- В результате выполнения служащим любой возмездной работы.
С целью предотвращения корыстных мотивов об их возникновении необходимо сообщать в письменном виде, например, докладной запиской вышестоящему руководству.
Правила регулирования и препятствия
Благодаря закону о противодействии коррупции существует несколько способов ее предотвращения:
- Изменение места положения служащего, его статуса в учреждении, например, понижение в должности вплоть до увольнения, с целью ограничений его возможностей.
- Признание служащим правонарушения и отказ от возможной выгоды.
- Отвод или самоотвод государственного служащего с соблюдением всех законодательных требований.
Наниматель имеет право согласно законодательным актам отстранять такого служащего от исполнения обязанностей на весь период расследования.
В этот период отстраненное лицо имеет право на все полагающиеся его должности выплаты.
При наличии у такого лица ценных бумаг, паев, долей, уставного капитала он должен передать их в доверительное управление с целью предотвращения возникновения конфликта.
Такие меры вправе принимать руководитель, предварительно оценив всю ситуацию, так как согласно законодательным актам именно с оценочной позиции руководитель должен принимать те или иные меры.
Но существует в данной ситуации и третье лицо, которое разрешает подобный конфликт – специальная комиссия, контролирующая наличие подобных противостояний и предотвращает их возникновению.
Данный орган образуется на основании правового акта государственного органа и состоит из:
- Представителя руководства – уполномоченное им лицо.
- Представителя контролирующего органа.
- Независимых экспертов по протекции нанимателя и приглашению государственного контролирующего органа, это могут быть представители образовательных учреждений, юридических фирм или других организаций.
Однако, первичный законопроект несколько ограничивал действия комиссии, что приводило к получению малоэффективных результатов, обновление законодательного акта в 2010 году несколько расширило полномочия комиссии, сделало ее деятельность более прозрачной, изменило подход к ее формированию.
Теперь контролирующий орган вправе не только проверять компетентность служащих, но и проверять достоверность предоставленных ей сведений.
Примеры противостояний интересов в муниципальных и государственных структурах
Пример 1: принятие решения банковским работником о выдаче кредитных средств близкому человеку на выгодных условиях, что принесет ему обогащение.
Решение проблемы заключено в отстранении работника от полномочий по принятию подобных решений.
Пример 2: руководитель принимает решение относительно увеличения оклада для должности, которую занимает его подчиненный и родственник в одном лице.
Решение сложившийся ситуации, следующее – отстранение руководителя от принятия подобного решения и перевод починенного-родственника в другое подразделение или ведомственную структуру.
Пример 3: работник, ответственный за закупку материалов. принимает решение о закупке партии большого объема у поставщика, родственно связанного с ним.
Или такая ситуация – работник, обладающий конфиденциальной информацией, получает предложение от конкурента работать в его организации.
Для этого в обеих ситуациях необходимо ограничить доступ работников к особо ценным или важным материальным и информационным средствам, кроме этого необходимо выдать рекомендацию работнику не сотрудничать с конкурентами.
Пример 4: работник проверяющей организации работает по совместительству в организации, которая подпадает под ее юрисдикцию, при этом именно он является проверяющим лицом.
Решение ситуации заключена в выдаче рекомендации уволиться с дополнительного места работы, отстранить сотрудника от проверяющей деятельности, ограничить его в полномочиях относительно подопечной фирмы.
Заключение
Из всего следует, что сегодня достаточно существует законодательных актов, уполномочивающих и обязующих высшее руководство, а также проверяющую комиссию на адекватные действия относительно устранения и предотвращения конфликта интересов.
Ниже представлена лекция на тему понимания конфликта интересов государственными служащими.
znaybiz.ru
➤ Конфликт интересов это
Рассмотрим понятие конфликта интересов. Расскажем, с какими видами мошенничества сталкиваются компании и как нейтрализовать нечестных сотрудников. В конце статьи — памятка с практическими советами, которые помогут вам устранить противоречие.
Из статьи вы узнаете:
Используйте три популярных теста, чтобы проверить мотивацию сотрудников и кандидатов:
Что такое конфликт интересов
Конфликт интересов — это ситуация, когда сотрудник действует не по правилам и не на пользу компании. Он подталкивает руководителя на неверные решения или принимает их самостоятельно. Работник преследует корыстные цели, желает извлечь личную выгоду, не берет во внимание стремление и планы другой стороны. На этом фоне и возникает конфликт. Определение конфликта интересов подробно описано в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года под № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Личная заинтересованность не всегда проявляется в получении материальных или других выгод для себя. Злоупотреблять полномочиями и лоббировать интересы можно и в пользу родственников, знакомых, прочих лиц или организаций, перед которыми у человека есть обязательства.
Варианты конфликтов интересов в государственных структурах и муниципалитете
Ситуации, когда возникает конфликт интересов, встречаются практически в каждой организации. Они не всегда нарушают закон, но ставят под сомнение репутацию сотрудника, его честность и надежность. В дальнейшем это плохо отражается на работе команды, организации, других людях.
В государственных кругах наиболее распространены такие случаи конфликтов интересов:
- выполнение оплачиваемой работы, которая не входит в число разрешенных видов деятельности госслужащих;
- получение материального или нематериального вознаграждения, в том числе услуг;
- лоббирование интересов работодателя, к которому государственный служащий планирует устроиться на работу.
Памятка от экспертов журнала «Директор по персоналу»: основные способы мошенничества в компании
Узнать виды мошенничества и способы борьбы с ними
В среде госслужащих конфликт интересов чаще всего проявляется в следующем:
- подрядные работы по выполнению госзаказов передают организациям, принадлежащим родственникам тех, кто принимает решения или влияет на них;
- в эксплуатацию принимают объекты, которые построены аффилированными компаниями с нарушениями СНиПов;
- разрабатывают законопроекты, предусматривающие преференции для лиц, перед которыми у государственного служащего есть обязательства.
Важно! Как предотвратить и урегулировать конфликт интересов в государственном аппарате, узнайте в ст.11 Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ. |
Конфликт интересов: примеры из коммерческой среды
Если описывать, что такое конфликт интересов своими словами, можно привести несколько наглядных примеров. Они демонстрируют случаи, когда человек делает то, что ему хочется, а не то, что нужно в конкретной ситуации или выгоднее второй стороне.
Пример №1. Трудоустройство родственников, партнеров, друзей
Руководитель отдела Екатерина представила директору кандидата на вакантную должность. Она в красках описала его как отличного специалиста, но не упомянула, что он — ее племянник. Понятно, что оценка родственника была субъективной. Такой специалист бесполезен для компании, хотя в интересах Екатерины добиться его трудоустройства.
★ Узнайте, как получить бонусы от трудоустройства друзей
Пример №2. Закупочная деятельность
Руководитель Алексей поручил одному из топ-менеджеров найти поставщика. Тот, недолго думая, предложил в ответ услуги компании, часть акций которой принадлежат ему. Это не самый выгодный вариант, но Алексей не знает подробностей.
Пример №3. Участие сотрудника в принятии решений, которые могут принести выгоду
По итогам года директор выписал себе и команде весомые премии, хотя в организации и так были финансовые проблемы. Возник конфликт интересов владельцев бизнеса и сотрудников.
Пример №4. Работа в конкурирующих организациях
Сотрудник, который работает по совместительству в других компаниях, передает третьим лицам часть важной информации, составляющей коммерческую тайну.
Приказ об утверждении перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне, с подсказками экспертов «Системы Кадры»
Смотреть образец
Пример №5. Другое использование полномочий в своих интересах
Руководитель отдела закупок списал партию товаров как брак, а сам использовал их для строительства пригородного домика. Вместо «непригодных» товаров он приобрел новые.
Что должен сделать HR при обнаружении конфликта интересов: пошаговый алгоритм
Руководитель, который обнаружил проблему, должен незамедлительно принять меры, чтобы в последующем не допустить конфликта интересов. Придерживайтесь пошагового алгоритма, если впервые столкнулись с подобным и не знаете, как действовать в данной ситуации.
Шаг 1. Проведите расследование
Прежде чем наказывать работника, спровоцировавшего конфликт интересов, постарайтесь узнать причины, которые побудили его поступить так. Учитывайте, что иногда сотрудниками манипулируют лидеры организации: они заставляют подчиненных действовать в чужих интересах.
Шаг 2. Проинформируйте работодателя
Известите нанимателя или вышестоящего руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его появления.
Шаг №3. Разработайте план действий
Если работодатель не дал указаний, как поступить с сотрудником, который создал ситуацию, разработайте план действий самостоятельно и согласуйте его с нанимателем.
Шаг №4. Примите меры
В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение служебного или должностного лица, вплоть до того, что вы полностью отстраните его от обязанностей. В частных компаниях наказание подбирают индивидуально. Это может быть выговор, понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы или увольнение. При выборе наказания, опирайтесь на причиненный ущерб. Учитывайте требования закона, если решили принять радикальные меры относительно сотрудника, спровоцировавшего конфликт интересов.
★ Эксперты «Системы Кадры» подскажут, в каких случаях можно прекратить трудовые отношения с работником
Шаг №5. Проинформируйте о результатах нанимателя
Отчитайтесь перед руководителем о результатах проделанной работы, принятых мерах. Если сотрудника уволили, согласуйте с нанимателем кандидатуру, которую можно переместить на свободную должность из кадрового резерва. Приступите к поиску нового специалиста, если нет достойного претендента.
Важно! Если в результате принятия неверных решений компания понесла серьезные убытки, попросите работника компенсировать их. Объясните ему, что добровольное урегулирование конфликта интересов — лучший вариант для обеих сторон. В случае его отказа обратитесь за помощью в правоохранительные органы, инициируйте судебное разбирательство. |
Способы профилактики конфликтов интересов
В государственных, муниципальных и коммерческих организациях тщательно разрабатывают меры по предотвращению конфликта интересов. Главная цель HR-а — избежать проблем или минимизировать их последствия. Ведь одно неверное решение, принятое по настоянию сотрудника или им самим, может спровоцировать череду неприятных последствий.
Полезная памятка: как HR-у избежать конфликта интересов
Особенности работы с соискателями |
Методы контроля сотрудников |
|
|
Учитывайте, что все ваши действия должны быть в рамках закона. Посягательства на личную жизнь сотрудников могут привести к судебным разбирательствам и немалым штрафам. Чтобы свести к минимуму риск возникновения конфликта интересов, проведите профилактическую беседу с сотрудниками, которые работают с контрактами, отслеживают поставки, выполняют расчеты. Они должны проверять чистоту сделок в каждом случае, не важно, кто выступает инициатором ее совершения.
Вывод Своевременно предотвращайте и урегулируйте конфликт интересов, чтобы избежать материальных трудностей и поддерживать здоровый климат в коллективе. Проводите профилактику — пересматривайте заработные платы работников, чтобы у них не было желания улучшить положение дел иными путями. |
www.hr-director.ru
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ — NovaUm.Ru
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ
Юридические науки
Овчинко Оксана Аркадьевна
Ключевые слова: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ; ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ; ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО; КОРРУПЦИЯ; A CONFLICT OF INTEREST; PERSONAL INTEREST; OFFICIAL CORRUPTION.
Аннотация: В статье рассматривается понятие конфликта интересов на государственной службе, его причины и разновидности. Анализируются составляющие понятия «конфликт интересов»: интерес, личная заинтересованность, должностное лицо.
12 августа 2002 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов поведения служебного поведения государственных служащих», в статье 2 которого было установлено, что государственный служащий, «сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами», должен «воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа» и «принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов». Отметим, что такие правила были приняты впервые в законодательстве о публичной службе.
На первый взгляд, понятие «конфликт интересов» сложности не вызывает, потому как оба слова данного определения ясны и понятны любому человеку. Однако в юридической литературе отмечается, что конфликт интересов – весьма сложное социальное явление, в основе которого находится множество различных факторов объективного и субъективного свойства, институциональных погрешностей и недочетов в организации системы государственной службы [14].
В самом общем плане под конфликтом интересов в деятельности государственного служащего понимается «противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред)», связанное с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей [11]; ситуации, «когда происходит столкновение личной заинтересованности и объективного исполнения должностных обязанностей служащим, что может привести к ущемлению законных интересов граждан, организаций, общества» [1, с. 94], когда «личный финансовый или иной интерес служащего или зависимость его от других граждан или организаций могут помешать или мешают должным образом исполнять должностные обязанности» [8, с. 46].
Законодательное определение конфликта интересов дано в Федеральном законе «О противодействии коррупции», согласно ч. 1 ст. 10 которого «под конфликтом интересов … понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».
Под личной заинтересованностью согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» понимается «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями». С одной стороны, такое определение вводит в круг «личных интересов» очень большое количество лиц, с которыми «дети родителей и родители детей» могут быть связаны близкими отношениями. Данное определение может быть вообще расширено до необъятных пределов, если учитывать, что личная заинтересованность может быть прямой или косвенной, а также вспомнить правило «шести рукопожатий», согласно которому каждый из нас так или иначе опосредованно знаком с любым другим жителем нашей планеты через всего шесть общих знакомых.
С другой, – на наш взгляд, трудно не согласиться с А.Ф. Ноздрачевым, указывающим, что данное определение неоправданно сужает понятие «личная заинтересованность», сводя его к получению имущественных «доходов» или иных «выгод». Ведь кроме имущественных могут быть иные интересы, которые трудно отнести к «выгодам», например сексуальные или, допустим, конфессиональные [10]. Так, постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 656 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» содержит понятие «личная выгода» – «выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды». Хотя, на наш взгляд, достаточно спорным является следующее положение данного постановления, согласно которому не является личной выгодой повышение по службе.
Нельзя не отметить, что законодательное определение носит так называемый вероятностный характер – личная заинтересованность «может повлиять» на выполнение обязанностей. Кроме того, поскольку в законе речь идет о «возможности получения доходов…», вероятно, такая возможность тоже может существовать только лишь в будущем. Такая большая степень вероятностного допущения, безусловно, не прибавляет определенности понятию конфликта интересов.
Еще один момент – понятие объективного исполнения должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий). Данное понятие не имеет ни законодательного закрепления, ни устоявшегося толкования, хотя, конечно, каждый человек имеет представление о содержании понятия «объективный».
Таким образом, следует признать, что понятие конфликта интересов является оценочным, причем оценка в данном случае должна осуществляться вне нормативно установленных критериев. Полагаем, совершенно прав А.Ф. Ноздрачев, указывающий: «Конфликт интересов должен устанавливаться исключительно на реальности фактов, а не на том, что можно думать относительно возможности действий лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов» [10].
Очень важным для применения данного закона является определение того, кто является лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Таковыми являются не только государственные и муниципальные служащие, но и очень широкий круг лиц, замещающих государственные должности, работников государственных и негосударственных организаций – к такому выводу позволяет прийти Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ, внесший изменения во многие законы в связи с установлением в Федеральном законе «О противодействии коррупции» общего для всех нормативных актов понятия конфликта интересов. В частности, к таким лицам отнесены Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, Секретарь Совета безопасности Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянный представитель Российской Федерации при международной организации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Председатель Центрального банка Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, Трудовой кодекс РФ (ст. 349.1, 349.2) распространяет анализируемую обязанность на работников государственных корпораций и государственных компаний, работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Вместе с тем не совсем ясно, является ли установленный перечень исчерпывающим. Совершенно очевидно, что с любым изменением штатных структур определенных органов или созданием каких-либо органов или организаций этот список может измениться. Следует признать, что казуистичное перечисление определенных должностей не является идеальным.
Конфликт интересов вовсе не равнозначен коррупции. Например, государственный служащий может принять законное решение в ситуации, когда он имеет личный интерес в таком решении, однако действовать он будет в строгом соответствии с законом, несмотря на его наличие – и в данном случае мы имеем конфликт интересов, но отсутствует коррупция. Государственный служащий может взять денежное вознаграждение за принятие решения, которое и так было бы принято в данной ситуации – и в этом случае налицо коррупционное проявление, однако нет никакого конфликта интересов.
Государственной службе самой по себе свойственна высокая степень конфликтности, обусловленная компетенцией службы, наличием властных полномочий, возможностью применения государственного принуждения, принятием решений, отражающихся на деятельности иных лиц, а также особенностями порядка исполнения служебных обязанностей и административно-служебных отношений в целом [3]. Непосредственно источник конфликтов содержится в самом управленческом процессе, который «представляет собой выбор альтернатив, привлечение и распределение ресурсов, применение власти и мер принуждения к выполнению определенных действий, ограничение и организацию несистемного поведения» [6, с. 337] .
Если говорить о причинах конфликта интересов, то непременно нужно сделать оговорку о том, что в данном случае речь идет не о конфликте интересов как таковом, а о ситуации, когда возможная ситуации переросла в конфликт, когда человек совершил какие-либо действия вопреки интересам службы и общества, преследуя свои личные интересы, то есть когда сам конфликт интересов явился причиной коррупционного поведения.
По мнению О.Н. Костюк [6], основными объективными причинами возникновения и развития конфликта интересов являются: неэффективное распределение компетенции, неэффективность межведомственного взаимодействия органов государственной власти, недостаточное использование современных технологий государственного управления (информационных, телекоммуникационных), отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов, несоответствие государственного служащего требованиям к замещаемой должности – то есть, иными словами, неэффективный подбор кадров. Кроме того автор указывает на несовершенство законодательства Российской Федерации (наличие пробелов, коллизий и противоречий, коррупционных факторов в положениях нормативных правовых актов) и отсутствие современных механизмов стимулирования государственных служащих и компенсации соблюдения ими ограничений и запретов, связанных с государственной службой.
На наш взгляд, очень важно выделение ею субъективных причин конфликта, среди которых: неадекватный уровень притязаний и предпочтений государственных служащих, неудовлетворенные потребности государственных служащих (социальным статусом, денежным содержанием и т.д.), недостаточная социально-психологическая компетентность и развитость морально-психологических качеств государственных служащих.
Кроме причин в современной юридической литературе выделяются ряд условий, способствующих возникновению конфликта интересов [13]:
1) высокий уровень неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих;
2) недостаточная информированность общества о деятельности органов государственной власти;
3) наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании;
4) несоблюдение служебной и организационной дисциплины;
5) отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.
Р. Кандыбин не выделяет причины и условия, однако пишет о «факторах, в связи с которыми может возникать конфликт интересов» [4]:
– персональная предрасположенность государственного служащего к противоправному поведению;
– возможность использования должностного (служебного) положения для лоббирования своих интересов и интересов третьих лиц;
– наличие в служебных полномочиях сфер, подразумевающих принятие решений на основе субъективных оценок;
– возможность использования должностного (служебного) положения для нарушения запретов и ограничений, несоблюдения требований к служебному поведению;
– отсутствие контроля со стороны непосредственного начальника за деятельностью государственных служащих по исполнению ими своих должностных (служебных) обязанностей;
– наличие в коллективе устоявшегося приемлемого отношения к коррупционным проявлениям при выполнении государственными служащими возложенных на них обязанностей (задач).
Отметим, что О.Н. Костюк несовершенство законодательства относит к причинам коррупционного поведения, а А.М. Шилкин – к условиям, О.Н. Костюк говорит об отсутствии механизмов стимулирования, а А.М. Шилкин – об их недостаточном использовании, Р. Кандыбин рассматривает способствующие коррупционному поведению с совершенно иной стороны, но в целом получается единый причинно-условный комплекс, знать который необходимо в целях противодействия коррупционному поведению в сфере государственной службы.
Конфликт интересов – ситуация, которая может разворачиваться в различных областях исполнения государственным служащим своих служебных обязанностей и иметь достаточно большое количество конкретных выражений, предусмотреть которые все просто невозможно. Соответственно, возникает необходимость в осуществлении некоей группировки существующих множественных вариантов для выработки определенных типовых алгоритмов воздействия на разворачивание конфликта или предотвращения его.
По мнению А.В. Соловьева, следует говорить о конфликтах юридическом (конфликт права) и экономическом (конфликт интересов) [12, с. 142], которые разрешаются по-разному: экономический – путем согласования интересов в процессе обоюдного рассмотрения предмета спора или при участии третьих лиц, юридический – при вмешательстве административного органа или органа судебной власти.
Е.А. Максименкова в числе наиболее частых случаев конфликта интересов указывает совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров государственного служащего и выполнение государственным служащим иной оплачиваемой работы, владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего [9].
С.Ю. Кабашов выделяет два вида конфликтов интересов на государственной службе [2, с. 54]:
– при формировании различных комиссий – личная заинтересованность может выражаться в покровительстве чьим-либо интересам, в использовании конфиденциальной информации, а также в обыкновенном взяточничестве;
– при проведении конкурса на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
А.В. Кудашкин и Т.Л. Козлов выделяют следующие наиболее часто встречающиеся ситуации, связанные с конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе [7]:
1) владение государственным или муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к передаче принадлежащих ему указанных активов в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов;
2) замещение должности государственной (муниципальной) службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным (муниципальным) служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
3) занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов.
А.М. Цирин и М.А. Цирина выделяют конфликты интересов в частной и публичной сферах, а в целом авторы учебника [5] рассматривают виды конфликта интересов применительно к сферам деятельности – в сфере образования, в сфере здравоохранения, в законодательном процессе.
В Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (письмо Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088) выделяются ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
– выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
– выполнение иной оплачиваемой работы;
– владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
– получение подарков и услуг;
– имущественные обязательства и судебные разбирательства;
– взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
– явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
В рамках выделенных ключевых областей обзор рассматривает более 20 типовых ситуаций конфликта интересов.
Очень интересно, на наш взгляд, к определению ситуаций возможного конфликта интересов подходит А.Ф. Ноздрачев, рассматривая конфликт интересов с точки зрения его реальности [5, с. 53].
Ситуация действительного конфликта интересов – это ситуация, в которой констатируются наличие какого-либо личного интереса и его реальное влияние на то, как данное лицо выполняет свои профессиональные и служебные обязанности. Лицо, замещающее должность, сознательно не принимает мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в результате чего получает искомый доход.
Ситуация возможного конфликта интересов – это ситуация, когда личная заинтересованность лица, замещающего должность, ещё недостаточна для возникновения конфликта интересов, поскольку пока ещё нет никакой связи между его должностными обязанностями и его личными интересами, но гипотетически может проявиться и повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей. Во всех подобного рода случаях необходимо проводить проверку, не могут ли личные интересы должностного лица повлиять на то, как оно будет исполнять свои обязанности в новых служебных условиях или новые должностные обязанности, с тем чтобы убедиться, что реальный конфликт интересов не наступил и остается по-прежнему лишь потенциальным.
Ситуация кажущегося конфликта интересов – это ситуация, в которой личной заинтересованности лица, замещающего должность, в реальности не существует или имеющиеся по этому поводу факты являются недостоверными. Чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, необходимо провести служебное расследование. Необходимо установить, что должностные обязанности лица не являются несовместимыми с его личной ситуацией, что оно не совершает правонарушений и не проявляет недобросовестности, необъективности и пристрастности при исполнении им своих должностных обязанностей. До тех пор пока эти факты не доказаны, налицо видимость конфликта интересов, и предъявлять обвинения данному лицу нельзя.
Вместе с тем следует отметить, что отсутствие в законодательстве разработанной типологии конфликта интересов в сфере государственного управления является, по мнению авторов, занимающихся исследованием этой области знаний, недостатком современного знания и затрудняет разработку алгоритмов урегулирования конфликтов.
Итак, конфликт интересов – достаточно сложное и многоаспектное понятие, практика применения которого привела к закреплению в Федеральном законе «О противодействии коррупции» единого для всех нормативных правовых и подзаконных актов определения. Однако это определение все же вызывает ряд вопросов и нареканий со стороны исследователей и, вероятнее всего, ещё ни один раз будет корректироваться в соответствии с объективными реалиями.
Законодательное понятие конфликта интересов позволяет выделить его признаки, при наличии которых, причем только в их сочетании, можно говорить о наличии конфликта интересов:
во-первых, возможность конфликта интересов связывается не со всеми трудящими нашей страны, и даже не со всеми государственными служащими, а с определенной категорией лиц, то есть понятие конфликта напрямую связано с замещаемой должностью;
во-вторых, наличие конфликта интересов определяется личной заинтересованностью – прямой или косвенной – определенных в законе лиц, которая «влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)»;
в-третьих, наличие конфликта интересов связывается не с получением доходов (и иных выгод), а только с возможностью такового.
Поиск сочетания частных и публичных интересов на государственной службе, не приносящего вреда эффективности управленческой деятельности, является одной из актуальных проблем современной юридической теории и практики, от решения которой зависит успех проводимых в стране административных реформ и развитие страны в целом как правового, демократического, социального государства.
Список литературы
- Иванова Л.Л. Конфликт интересов на государственной гражданской службе и особенности его урегулирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2013. – № 4. – С. 93-101.
- Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика : учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 196 с.
- Казина Т.В. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 9. – С. 48-53.
- Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства // Военное право: электрон. научн. изд. – 2013. – № 1. – URL: http://www.voennoepravo.ru.
- Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организации: причины, предотвращение, урегулирование : научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016. – 224 с.
- Костюк О.Н. Причинная обусловленность конфликта интересов на государственной службе // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 337-340.
- Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Конфликт интересов на государственной муниципальной службе: объект, предмет, субъекты // Актуальные проблемы экономики и права. – 2010. – № 3(15). – С. 156-163.
- Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. – 2010. – № 10. – С. 45-50.
- Максименкова Е.А. Конфликт интересов на государственной службе // // Советник бухгалтера бюджетной сферы. – 2014. – № 2. – С. 90-100.
- Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции. – URL: http://отрасли-права.рф/article/22819 (дата размещения: 28.02.2017).
- О совместном прохождении службы в органах внутренних дел сотрудников, состоящих в близком родстве : письмо Минтруда России от 28.08.2014 № 18-2/В-599. Документ опубликован не был. СПС Консультант-Плюс.
- Соловьев А.В. Конфликты на государственной службе: типология и управление : учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 292 с.
- Шилкин А.М. Оптимизация механизмов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе // Управление в современных системах. – 2014. – № 2. – С. 18-27.
- Щеколдин С.Ю. Сложные аспекты нормативно-правового понимания категории «конфликт интересов» // Вестник ВГУ. Серия «Право». – 2009. – № 1. – С. 210-220.
Вконтакте
novaum.ru
понятия, определения, правовые нюансы и примеры
Проблема конфликта интересов на работе, то есть ситуация, когда индивидуальная заинтересованность служащего может повлиять на принятие им тех или иных решений, существовала всегда. Разные термины, которыми обозначалось это понятие, не меняли саму суть дела. Только последние годы рассмотрение вышеуказанной проблемы вышло на новый, законодательный, уровень.
Столкнуться с конфликтом интересов можно везде. Наиболее сложные сферы – это общегосударственный и политический сектор. Так, с экранов телевизора только и можно слышать о борьбе с поголовной коррупцией. Поэтому данный вопрос является наиболее обсуждаемой темой среди руководителей не только бюджетных структур, но и частных компаний.
Оглавление: 1. Выражение конфликта интересов на работе 2. Законодательная база 3. Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов 4. Заключение
Выражение конфликта интересов на работе
Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.
Выделяют следующие проявления конфликта интересов:
- организационный
- личный
Организационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу. Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.
Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.
Рекомендуем прочитать: Можно ли штрафовать сотрудника или лишить премии?
Законодательная база
В юриспруденции тема конфликта интересов нашла свое отражение сравнительно недавно.
Так, были разработаны положения и нормы, уточняющие, что же подразумевается под этим термином. Также созданы специальные комиссии по урегулированию данной вопроса в каждом из сегментов экономической и социальной активности.
- В 2004 г., в Федеральном законе № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», появилась соответствующая поправка, регламентирующая правила несения службы работниками гражданских сфер деятельности. Она направлена на то, чтобы избежать возникновения конфликта интересов на гражданской службе (ст. 19 «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»).
- В 2008 году был утвержден Национальный план по борьбе с коррупцией, где указано, что решение подобного вопроса является одной из приоритетных мер по искоренению взяточничества.
Рассматривая решение данного вопроса в контексте отечественного опыта, необходимо обратиться к международной практике, в частности, осознать необходимость осуществления мероприятий в публичном секторе (из трудов Организации экономического сотрудничества и развития).
Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов
Для того чтобы разобраться с конфликтами интересов, нужно понять, что заинтересованность делится на два типа:
- материальная
- нематериальная
Первый подразумевает под собой непосредственное получение финансовых выгод от противоправного поступка. Включает в себя не только получение денежных средств, но и различных объектов собственности, движимого и недвижимого имущества.
К нематериальному типу можно отнести дружеские или родственные отношения. Здесь нарушитель не получает финансовых выгод, но может навредить стабильной деятельности организации.
Для того, чтобы контролировать служащих, было введено обязательное декларирование дохода. Однако в частных компаниях такая отчетность не носит обязательный характер.
Важно знать: На государственных учреждениях дело обстоит по-другому. Занимая руководящую должность, необходимо декларировать не только свой доход, но и ближайших членов своей семьи (супруг/супруга, детей). Механизм описан в ФЗ № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам».
Во многих странах такие документы выносятся на общественное обозрение, и любой гражданин может с ними ознакомиться. Это можно отнести к эффективному инструменту народного контроля, который может оказать существенное влияние на решение вопроса конфликта интересов.
В РФ данная мера хоть и не особо эффективна, но значительно повышает уровень прозрачности отчетности должностных лиц. Регламентируются подобные деяния Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно законодательным нормам, могут быть осуществлены различные способы публичного обнародования документов:
- обнародование данных в средствах массовой информации;
- в сети интернет;
- в служебных помещениях со свободным доступом к ним работников.
Помимо вышеперечисленного, созданные независимые комиссии (Independent Commission Against Corruption) призваны противодействовать развитию коррупционных схем. Их деятельность регламентируется законодательством.
Заключение
Российское законодательство еще не совершенно в решении вопроса конфликта интересов. В документах и постановлениях отсутствует четкая формулировка действий того или иного характера, поэтому можно по-разному интерпретировать данное нарушение. Отметим также недостатки в системе декларирования. Так что, область контроля специальных мониторинговых органов велика.
Говоря о микроуровне, отметим, что вышестоящему руководству необходимо оперативно реагировать на ситуацию конфликта интересов внутри своей организации, а представителям общественности ‒ наблюдать за работой власть имущих и, в случаи неправомерных действий, всеми возможными способами пресекать их.
Загрузка…pravo.moe