Основной конфликт комедии «Горе от ума» Грибоедова
Новаторство комедии «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».
Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»
Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.
Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».
Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша).
Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией
В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства.
Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами.
Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.
Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.
Выводы
Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Майли Сайрус
14/15
Тимур Ханбекян
15/15
Татьяна Паскар
15/15
Анастасия Якименко
11/15
Арыстан Мынбаев
13/15
Ирина Дубовская
13/15
Egor Glazunov
15/15
Лия Рябова
15/15
Даня Яскин
10/15
Варвара Перфильева
15/15
Общественный конфликт и любовь в «Горе от ума»
Любовная интрига и общественный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В основе сюжета пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. Однако по жанру эта пьеса – общественная комедия, и основной конфликт здесь социальный. Он выражается в столкновении «века нынешнего» с «веком минувшим». Конфликт комедии оказывается шире любовного сюжета. Эту особенность произведения отметил Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна… частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».
Сюжет комедии «Горе от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической системе амплуа. Этот треугольник образуют героиня – Софья Фамусова, в свои семнадцать лет расцветшая прелестно, и два героя – Чацкий и Молчалин. Один из них наделен положительными чертами характера, ему свойственно благородство, пылкость чувств, способность на самоотверженные поступки ради своей возлюбленной. Другой – «услужлив скромен, тих», но за этими качествами скрывается карьеризм, стремление к собственной выгоде, граничащее с подлостью. Однако оба героя выходят за рамки классицистических амплуа. Молчалин, изображенный с негативной авторской оценкой, удачлив в любви, именно его выбирает Софья. Чацкий же, пафос изображения которого в основном положительный, терпит крах в любви. Отступление от принципов классицизма обнаруживается и в финале пьесы: порок не наказан, а добродетель не торжествует. Молчалину почти удалось избежать разоблачения, так как он до появления Фамусова скрывается у себя в комнате, а Чацкому вместо награды достается «мильон терзаний», он даже вынужден покинуть Москву.
Отличительная черта пьесы – наличие еще двух «любовных треугольников», которые, раскрываясь, усиливают комизм положения. Абсолютно уверенная в своем возлюбленном, Софья не подозревает, что Молчалин не только не любит ее, но увлечен ее служанкой Лизой и даже пытается завоевать ее расположение подарками. Лиза же, в свою очередь, безответно любит буфетчика Петрушу. Кроме того, с ней пытается безуспешно флиртовать сам барин.
Конфликт комедии определяется столкновением жизненных принципов консервативного фамусовского общества и Чацкого, представителя передовой дворянской интеллигенции. Сюжет и конфликт, связанные в один узел, развиваются параллельно. Все узловые моменты развития сюжета комедии сопровождаются монологами Чацкого, выражающего свою неприязнь к барской Москве, к косному застойному быту, отсутствию новизны в общественной жизни дворянства.
В экспозиции, сценах комедии, предшествующих появлению Чацкого в доме Фамусова, из разговора Софьи и Лизы становится известно, что Софья когда-то любила Чацкого, с которым она в детстве воспитывалась. Однако три года назад он отправился путешествовать, и к началу действия комедии его в Москве нет. Теперь ей нравится другой человек. Предпочитая Молчалина Чацкому, Софья основывает свой выбор не просто на чувствах, а на осознании того, что жизненные принципы молодого вольнолюбца не соответствуют ее представлениям о семейном счастье. Тогда как на Молчалина, по ее мнению, она вполне может положиться. Софья осознает, что слишком беспокойный и независимый Чацкий не будет покорным мужем, над которым можно безраздельно властвовать, как Наталья Дмитриевна властвует над Платоном Михайловичем. Уже в экспозиции комедии намечается конфликт между жизненными принципами героев, по сути принадлежащих к разным общественным лагерям. По мере развития действия этот конфликт будет развиваться и углубляться, пока не разрешится полным разрывом отношений между его участниками.
При встрече с Софьей в монологе «Ну что ваш батюшка?..» Чацкий слегка затрагивает их общих знакомых, сетует на пустоту интересов, на отсутствие положительного содержания в светской жизни Москвы. Хотя Чацкий настроен вполне миролюбиво и готов терпеть недостатки тех, с кем ему предстоит жить, становится очевидно, что Софья к нему холодна.
В развитии любовной интриги, связанной со стремлением Чацкого узнать, любит ли его Софья, а если не его, то кого, окончательно выясняется, что Софья предпочитает Молчалина. Она почти признается Чацкому в своей любви к скромному секретарю ее отца, который кажется ей привлекательным. Развитие любовной линии во втором действии дополняется общественными разногласиями, возникшими между Чацким и Фамусовым. Один намек со стороны Чацкого на его возможное сватовство обнаружил, что между ним и известным московским тузом существуют неразрешимые противоречия, связанные с различным отношением к службе, карьере, управлению имением, богатству, свободе суждений.
В монологе «И точно, начал свет глупеть…» Чацкий противопоставляет два века: «век нынешний» и «век минувший» с их разными жизненными ценностями. При этом Фамусов даже затыкает уши, не желая слушать молодого человека, улавливая в его речи крамольные настроения. В монологе «А судьи кто?» Чацкий последовательно излагает жизненную программу людей его круга, состоявших в активной оппозиции к властям и существующему порядку. В результате этих столкновений Чацкий оказывается нежелательным женихом для дочери Павла Афанасьевича не только потому, что он небогат и не преуспел в службе, а потому, что он «карбонари», он «хочет вольность проповедать». Фамусов даже серьезно опасается, что Чацкий может втянуть его в беду.
Кульминация в развитии конфликта и любовной интриги наступает в третьем действии. Софья, рассерженная нападками на Молчалина, намеренно объявляет Чацкого сумасшедшим, чтобы отомстить ему. Все гости охотно верят этой клевете, подхватывая, распространяют сплетню и отворачиваются от человека, который высказывает опасные, с их точки зрения, убеждения. Сплетня объединяет любовный сюжет и общественный конфликт. В момент, когда Чацкий произносит свой монолог о французике из Бордо, никто из присутствующих его не слушает, все с усердием кружатся в вальсе. Герой оказывается в полном одиночестве, общество отвернулось от него.
В четвертом действии наступает развязка: Софья случайно узнает об истинных чувствах Молчалина. Ей становится стыдно оттого, что он оказался таким низким человеком, недостойным ее любви, что она так слепо заблуждалась, высоко оценивая его личные качества. Для Чацкого финальное отрезвление, о котором он говорит в монологе «Не образумлюсь. .. виноват», означает не только утрату надежды на взаимность Софьи, потерю возлюбленной, но он понимает, что его пути с фамусофским обществом окончательно разошлись и их примирение невозможно.
Параллельное развитие общественного конфликта и любовной интриги отражает реальное противостояние общественных сил в жизни дворянского общества и придает психологическую достоверность переживаниям героев, вовлеченных в этот конфликт. Любовная линия завершается разоблачением Молчалина и разрывом Софьи с Чацким.
This Is Your Brain on Heartbreak
Большинству из нас слишком хорошо известно, что когда вы оправляетесь от финала романтических отношений, которые вы не хотели заканчивать, ваши эмоциональные и телесные реакции путаются: вы’ вы все еще влюблены и хотите помириться, но вы также злы и растеряны; одновременно вы подкалываете «лечение» человека, который внезапно ушел из вашей жизни, и вы можете пойти на драматические, даже постыдные шаги, чтобы добиться этого, хотя часть вас знает лучше.
Как выглядит наш мозг, когда мы переживаем такое мучительное горе? Это не просто академический вопрос. Ответ может помочь нам лучше понять не только то, что происходит внутри наших полных любви тел, но и то, почему люди, возможно, эволюционировали, чтобы чувствовать такую внутреннюю боль после разрыва. В этом свете нейробиология разбитого сердца может предложить несколько практических — и провокационных — идей о том, как мы можем оправиться от любви, которая пошла не так.
Пристрастился к любви
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Первые совмещенные исследования мозга и исследования любви, начиная примерно с 2005 года, установили базовую линию, которая будет использоваться в дальнейших исследованиях: как выглядит влюбленный мозг. В исследовании, проведенном психологом Артом Ароном, неврологом Люси Браун и антропологом Хелен Фишер, люди, которые были глубоко влюблены, просматривали изображения своих возлюбленных и одновременно сканировали их мозг с помощью аппарата фМРТ, который отображает нейронную активность, измеряя изменения в кровотоке. в мозгу. Яркие оттенки желтого, зеленого и синего цветов фМРТ — фейерверк в сером веществе — ясно показали, что романтическая любовь активируется в хвостатом ядре посредством выброса дофамина.
© Don BayleyХвостатое ядро связано с тем, что психологи называют «мотивацией и целенаправленным поведением» или «системой вознаграждения». Для многих из этих экспертов тот факт, что любовь вспыхивает там, предполагает, что любовь — это не столько эмоция сама по себе — хотя ее аспекты явно очень эмоциональны — сколько «целенаправленное мотивационное состояние». (Если этот термин кажется вам запутанным, возможно, вам будет полезно подумать о нем с точки зрения выражений лица: эмоции характеризуются особыми мимолетными выражениями лица — хмурый взгляд от гнева, улыбка от счастья, открытый рот от шока — в то время как если бы вы определить лицо кого-то «влюбленного» было бы труднее.) Итак, что касается проводки мозга, романтическая любовь — это мотивация для получения и удержания объекта вашей привязанности.
Но романтика — не единственное, что стимулирует увеличение дофамина и его ракетный путь через вашу систему вознаграждения. Никотин и кокаин следуют точно такой же схеме: попробуйте, высвобождается дофамин, это приятно, и вы хотите еще — вы находитесь в «целенаправленном мотивационном состоянии». Доведите это до логического завершения, и, что касается мозговой проводки, когда вы влюблены, это не , как если бы вы были наркоманом. Вы наркоман.
Точно так же, как любовь в лучшем ее проявлении объясняется сканированием фМРТ, так же и любовь в худшем ее проявлении. В 2010 году команда, которая впервые использовала МРТ-сканирование, чтобы соединить любовь и хвостатое ядро, приступила к наблюдению за мозгом, когда гнев и обида входят в смесь. Они собрали группу людей, которые находились на первой стадии разрыва отношений, и все они сообщили, что думали о своем отвергающем примерно 85% времени бодрствования и страстно желали воссоединиться с ним. Более того, все эти влюбленные сообщали о «признаках отсутствия контроля над эмоциями на регулярной основе с момента первоначального разрыва, которые происходят регулярно в течение недель или месяцев.
Затем, при соответствующем контроле, исследователи пропускали испытуемых через фМРТ-аппараты, где они могли смотреть на фотографии своих возлюбленных (так называемый «стимул отвергающего»), и одновременно предлагали им поделиться своими чувствами и переживаниями, что вызывало такие утверждения, как как «Мне было так больно» и «Я ненавижу то, что [они] сделали со мной».
Появилось несколько особенно интересных моделей активности мозга:
Что касается системы вознаграждения среднего мозга, они все еще были «влюблены». Только потому, что «награда» приходит с опозданием (или, что более важно, не приходит вообще), это не означает, что нейроны, ожидающие «награды», отключаются. Они продолжают идти и идти, ожидая и ожидая «исправления». Неудивительно, что среди испытуемых хвостатый был еще очень влюблен и почти по-павловски реагировал на образ возлюбленного. Несмотря на то, что когнитивно они знали, что их отношения закончились, часть мозга каждого участника все еще находилась в режиме мотивации.
Части мозга пытались взять верх над другими . Активировалась орбитальная лобная кора, которая участвует в обучении на эмоциях и управлении поведением. Как мы все знаем, когда вы находитесь в муках разбитого сердца, вы хотите сделать то, о чем вы, вероятно, потом пожалеете, но в то же время другая часть вас пытается сдержать это.
Они все еще были зависимы. Когда они просматривали изображения своих противников, активировались области мозга, которые обычно срабатывают у людей, страдающих от тяги к наркотикам и зависимых от них. Опять же, ничем не отличается от человека, который пристрастился к никотину или кокаину и пытается избавиться от них.
В то время как эти выводы в общих чертах объясняют, что происходит в нашем мозгу, когда нас бросают, один ученый, с которым я беседовала, описывает то, что происходит в нашем мозгу после расставания, немного по-другому. «В случае потерянной любви, — сказал он мне, — если отношения продолжались долгое время, у скорбящего человека есть тысячи нервных цепей, посвященных потерянному человеку, и каждую из них приходится воспитывать и реконструировать. принять во внимание отсутствие человека».
Что приводит нас, конечно, к боли.
Любовь причиняет боль
Когда вы глубоко в трясине разбитого сердца, есть вероятность, что вы почувствуете боль где-то в теле — возможно, в груди или животе. Одни люди описывают его как тупую боль, другие — как пронзающую, третьи — как сдавливающее ощущение. Боль может длиться несколько секунд, а потом стихнуть, а может быть хронической, висеть над днями и истощать вас так же, как боль, скажем, от травмы спины или мигрени.
Это эссе адаптировано из Маленькая книга разбитых сердец: любовь пошла не так на протяжении веков (Plume, 2012).Но как мы можем примирить ощущение разрыва наших сердец — когда на самом деле это не так, по крайней мере буквально — с биофизической реальностью? Что на самом деле происходит в наших телах, чтобы создать это ощущение? Короткий ответ: никто не знает. Длинный ответ заключается в том, что боль может быть вызвана одновременным гормональным запуском симпатической системы активации 9.0024 (наиболее часто называемый стрессом «бей или беги», который усиливает деятельность сердца и легких) и парасимпатической системы активации (известной как реакция «отдых-и-переваривание», которая замедляет работу сердца и связана с социальной -система взаимодействия). По сути, это может быть так, как будто ускоритель и тормоз сердца нажимаются одновременно, и эти противоречивые действия создают ощущение разбитого сердца.
Хотя никто еще не изучал, что именно происходит в верхней части тела в моменты разбитого сердца, что может быть причиной физической боли, результаты вышеупомянутого МРТ-исследования людей с разбитым сердцем показывают, что, когда испытуемые смотрели и обсуждали их отвергающие, они дрожали, плакали, вздыхали и злились, и в их мозгу эти эмоции вызывали активность в той же области, что и физическая боль. В другом исследовании, в котором изучалась связь между эмоциональной и физической болью, сравнивались результаты фМРТ у испытуемых, которые прикасались к горячему зонду, с теми, кто смотрел на фотографию бывшего партнера и мысленно переживал этот конкретный опыт отторжения. Результаты подтвердили, что социальное неприятие и физическая боль коренятся в одних и тех же областях мозга. Поэтому, когда вы говорите, что вам «больно» из-за того, что вас отверг кто-то из близких, вы не просто опираетесь на метафору. Что касается вашего мозга, то боль, которую вы чувствуете, ничем не отличается от колотой раны.
Это точно соответствует открытиям, что любовь может вызывать привыкание наравне с кокаином и никотином. Хотя мы думаем о «разбитом сердце» как о словесном выражении нашей боли или говорим, что «не можем бросить» кого-то, на самом деле это не искусственные конструкции — они уходят корнями в физическую реальность. Как замечательно, что наука, и особенно изображения нашего мозга, должны показать, что метафоры — это не поэтические полеты фантазии.
Но важно отметить, что разбитое сердце подпадает под рубрику того, что психологи, специализирующиеся на боли, называют «социальной болью» — активация боли в ответ на потерю или угрозу социальной связи. С эволюционной точки зрения «социальная боль» разлуки, вероятно, служила определенной цели еще в саваннах, которые были местами охоты и собирательства наших предков. Там безопасность зависела от числа; исключение любого рода, включая отделение от группы или партнера, сигнализировало о смерти, точно так же, как физическая боль может сигнализировать об опасной для жизни травме. Психологи считают, что нейронные схемы физической боли и эмоциональной боли эволюционировали, чтобы использовать одни и те же пути для предупреждения протолюдей об опасности; физическая и эмоциональная боль, когда саблезубые тигры прячутся в зарослях, были сигналом обратить пристальное внимание или рисковать смертью.
На первый взгляд, эта функциональность сейчас не кажется особенно актуальной — в конце концов, немногие из нас рискуют подвергнуться нападению дикого животного, нападающего на нас из-за сирени в любой момент, а жить в одиночестве не значит медленно, одинокая смерть. Но тем не менее, боль есть, чтобы научить нас чему-то. Он фокусирует наше внимание на значимых социальных событиях и заставляет учиться, исправлять, избегать и двигаться дальше.
Когда вы смотрите на социальную боль с этой точки зрения, вы должны признать, что в нашем обществе нас часто поощряют скрывать ее. Разливаем по бутылкам. Хотя, конечно, можно не говорить о своей боли и при этом справляться с ней, и может быть не так здорово делиться своей слезливой историей со всеми, кого вы встречаете на улице, если вы полностью ее игнорируете, а теория выживания верна. , то вы подвергаете себя риску, потому что не предупреждаете других о потенциальном кризисе.
Таблетка от горя?
Несколько исследований, в которых также использовалась комбинация горячего зонда + изображения + фМРТ, показали, что взгляд на изображение любимого человека на самом деле уменьшает ощущение физической боли почти так же, как, скажем, удерживание любимого человека за руку во время пугающей или болезненной процедуры, или поцелуй детского бу-бу заставляет слезы уйти. Наука показывает, что любовь является эффективным болеутоляющим средством, потому что она активирует те же участки мозга, которые стимулируются морфином и кокаином; более того, эффекты на самом деле довольно сильные.
На одном уровне это предлагает удивительно простое и элегантное решение, хотя и нью-эйджовское, физической или эмоциональной боли: все, что вам нужно, это любовь. И это поддерживает представление, хотя оно может быть ошибочным для некоторых из нас, что если вы страдаете от разбитого сердца, быстрое движение может принести облегчение.
Однако есть момент, когда эта тенденция в исследованиях фМРТ начинает вступать в колючую область: поскольку физическая боль и эмоциональная боль, такие как разбитое сердце, проходят по одним и тем же путям в мозгу, как описано ранее, это означает, что теоретически они могут лечиться таким же образом. На самом деле, недавно исследователи показали, что ацетаминофен — да, обычный старый тайленол — уменьшает чувство социальной боли. «Мы впервые показали, что ацетаминофен, безрецептурный препарат, обычно используемый для уменьшения физической боли, также уменьшает боль социального отторжения как на нервном, так и на поведенческом уровне», — пишут они в своей статье в журнале 9.0023 Психологическая наука .
Но некоторые эксперты утверждают, что в тот момент, когда вы ступаете на скользкий путь приема таблеток, чтобы почувствовать себя лучше эмоционально, вы должны задаться вопросом, не нарушает ли это план природы. Вы должны чувствовать себя плохо, сидеть с этим, пересматривать, что пошло не так, вплоть до одержимости, чтобы усвоить урок и больше не повторять ту же ошибку.
Хотя они могут и не признавать этого, для биологов и психологов понимание любви на химическом уровне равносильно нахождению святого Грааля. Ведь чем больше мы понимаем о любви с точки зрения науки. . . что ж, чем ближе мы к пониманию того, что делает людей людьми, прогресс, который может быть наравне с физиками, разгадывающими тайну пространственно-временного континуума.
В конечном счете, весь этот прогресс указывает на одно: лечение как обезболивающими, так и лекарствами от зависимости. Возможно, оправиться от разбитого сердца можно так же просто, как надеть пластырь (Lovaderm!), пожевать специальную резинку (Lovorette!) или выпить таблетку (Alove!), которая просто уменьшит боль.
Если бы вы могли принять таблетку, гарантирующую, что вы можете влюбиться, разлюбить или остаться в любви по команде, вы бы ее приняли?
Конфликт головы и сердца: можете ли вы связать?
Алисса Клуг
Работая с сотнями (а теперь, может быть, и тысячами) людей, одной из самых больших проблем, над которыми я работаю, является душевная боль и горе. Не имеет значения возраст, не имеет значения пол, не имеет значения сексуальная ориентация — даже когда кто-то приходит в мой офис, желая поработать над чем-то другим, мы неизбежно возвращаемся к прошлым отношениям, которые были впечатляющими.
Одной из самых сложных вещей, которые мы можем исследовать, являются отношения. В отношениях так много движущихся частей, почему мы собрались вместе, почему мы остались вместе, пики и спады, которые происходят внутри отношений. И, наконец, неизбежный конец (или предполагаемый конец) отношений. Именно с этого я обычно начинаю со своим клиентом, когда большинство людей обращаются за терапией, а затем мы работаем в обратном направлении, чтобы помочь им исцелиться, чтобы они могли двигаться вперед.
То, что постоянно и постоянно всплывает в этих ситуациях, — это парадокс между головой и сердцем. Вы когда-нибудь оказывались между ними? Толчок и притяжение между тем, что логично, и тем, что «кажется» правильным, очень сложно. Вот некоторые озарения, которые у меня были как в личной, так и в профессиональной жизни, когда я имел дело с этим парадоксом. Вы решаете, можете ли вы общаться.
Делюсь этим с вами от второго лица, чтобы продемонстрировать, что у всех нас есть этот опыт.
У тебя много мыслей. Ваше сердце полно, но тяжело. У вас много неуверенности, но вы также чувствуете, что инстинктивно знаете ответы. Это сложно. По-прежнему любить кого-то кажется полным, но в то же время разрушительным. На данный момент, если бы был какой-то шанс на будущее, это было бы будущее с постоянной неопределенностью, отсутствием доверия и запутанным, запутанным пониманием того, что предназначено для отношений.
Вы бы знали, что получаете, если бы попытались заставить что-то работать — вернуться и попробовать еще раз, потому что вы знаете, что они не изменились и, возможно, не захотят меняться в ближайшее время. Вероятность того, что они продолжат причинять вам боль, все еще существует. Это всегда существует, пока вы уязвимы. Вы знаете, что должны просто вычеркнуть их из своей жизни, но боретесь с этим. «Заблокируйте их в социальных сетях» «Заблокируйте их в своем телефоне» — это совет, который гораздо легче произнести тому, кто советует, чем тому, кто ранен. Это ты. Жертва. По крайней мере, так это чувствуется. Ты готовишься это сделать, может быть, даже какое-то время, но потом решаешь не делать этого — снова впадаешь в чувства, которые ты испытывал, и в опасную для твоего сердца ситуацию. Это отстой.
Ваш разум и ваше сердце говорят о двух разных вещах.
Что вы делаете, когда они не согласны? Один говорит с логикой. Он берет реальные факты и указывает вам правильное направление. Он знает, что приведет вас по пути наименьшего сопротивления. Это то, что дает вашим друзьям дельный совет. Мы знаем, что это имеет смысл. Это правильный вид критического. Взвешивает все за и против. Это также, чаще всего, в полной оппозиции вашего сердца.
У твоего сердца свои идеи.
Это то, что заставляет вас чувствовать. Это заставляет вас вспомнить трудные времена и то, что вам нужно, чтобы не пережить боль. Он поможет вам испытать любовь, радость и счастье. Все эти прекрасные жизненные переживания. Проблема в том, что это не всегда ведет вас к устойчивости этих эмоций все время. Он направляет вас к этим блаженным эмоциям, какими бы краткими они ни были. Он ничего не знает о времени. Он ничего не знает об обстоятельствах. Он знает только, что значит испытывать эти эмоции. Он знает, чего хочет, что ему нравится здесь и сейчас, но не говорит логически. Он нашептывает вам все плохие идеи, которые, как вы знаете, в глубине души, вероятно, не годятся для вас, но, черт возьми, они приятны. Он говорит с эмоциями — наша движущая сила. Что будет чувствоваться лучше всего прямо сейчас и что поможет нам почувствовать наименьшее количество боли — не говоря уже о боли, которую вы можете почувствовать сразу после радости и блаженства.
Сердце не для долголетия. Речь идет о мгновенном удовольствии.
Итак, зачем нам дана голова и сердце, когда они так явно противоречат друг другу?
Почему нам постоянно кажется, что нам нужно выбирать?
Потому что, если честно, есть шанс, что мы выберем сердце. Снова и снова — пока наш мозг, наконец, не закричит на нас достаточно громко, чтобы сделать логическую вещь, которую мы слушаем. Или до тех пор, пока у нас не останется другого выбора, потому что мы так сильно пострадали. Или, может быть, это потому, что другой человек больше не дает нам такого шанса.
Но разве мы действительно слушаем? Мы продолжаем хотеть, чтобы наши сердца были правы. Мы продолжаем касаться пламени, которое обжигает нас, надеясь, что либо привыкнем к ожогу, либо на этот раз оно волшебным образом перестанет причинять нам боль.
Нам мешают делать то, что кажется нам приятным сейчас, и нам остается собирать осколки после того, как все закончится — и все это время наш мозг стыдит нас за то, что мы приняли это глупое, основанное на сердце решение… снова.
Выбрать мозг — значит выбрать жизнь воспринимаемого базового удовлетворения. Жизнь логики и никакого волнения. По крайней мере, это то, во что наши сердца хотят, чтобы мы верили.
Как мы продолжаем справляться с болью, которую мы постоянно испытываем? Мы настолько полны решимости, что можем «справиться» на этот раз, что мы достаточно сильны, чтобы волшебным образом не почувствовать того опустошения, которое мы чувствовали раньше. Мы не непобедимы. Наш мозг хочет, чтобы мы верили, что мы есть. Что мы устойчивы и можем оправиться от чего угодно, потому что, честно говоря, мы можем.
Самая большая разница между нашим разумом и нашим сердцем: Мозг может гнуться. Сердце может разбиться.
Вы можете понять этот парадокс? Ваш разум борется с тем, что говорит ваше сердце? Давайте даже не будем говорить о кишечнике и его роли во всем этом. Правда в том, что если мы чего-то достаточно хотим, мы собираемся оправдать наши действия. Мы собираемся извинить непростительное. Мы собираемся сделать неоправданное оправданным. Мы будем делать то, что хотим, несмотря ни на что. Даже если это всего лишь временное решение и если оно приводит к боли.
Одна из самых больших проблем заключается в том, что наш разум побуждает нас найти любовь Агапе , в то время как наши сердца стремятся к любви Эроса. Любовь агапе безопасна. Это безопасно. Он цельный и осмысленный, но не обязательно содержит много страсти. Но эта любовь Эроса, чувак, это зверь. Это безусловная любовь. Тип любви, который заставляет вас чувствовать, что вы готовы на все ради другого человека, и вы, вероятно, так и делаете. Это страстно. Его молнии. Это взлеты и падения. Это крайность. Это то, что мы склонны искать. Мы ищем не стабильную, осмысленную и здоровую любовь, а любовь сбивающую с толку и эмоциональную. Мы ищем то, что нам показывают в кино, в соцсетях, в литературе. Это тот тип любви, которого мы жаждем, но, к сожалению, он не всегда служит нам хорошо.
Когда мы включаем парадокс разум-сердце, мозг хочет, чтобы мы были в безопасности. Он выбирает Эрос. Но сердце. Это чёртово сердце. Он хочет, чтобы чувствовали , и неважно, приятные это ощущения или нет. Это просто сильное, мощное чувство. И здесь мы застреваем. Безопасно и безопасно? Или авантюрный и страстный? Я знаю, что звучит как лучший выбор, но будет ли это выбор долговечным? Возможно нет.
Мы не вносим изменений, пока не будем действительно готовы. Наш разум, наши семьи и наши друзья могут вдохновлять нас на все изменения в мире — и они могут иметь полный смысл; однако, если мы не готовы сделать другой выбор… мы останемся прежними. Такой же застрял. Те же маленькие радости. Те же большие боли.
Будем учиться. Но мы научимся в свое время.
Терпение может быть таким сложным. Но мы научимся. Мы перейдем к тому, что лучше всего служит нам. Со временем мы начнем делать более логичный выбор. Мы будем продолжать делать ошибки, отступать. Но мы доберемся туда. Нам постоянно будут давать одни и те же ситуации, пока мы не усвоим уроки, которые должны были усвоить.
Будучи терапевтом и человеком, я слишком хорошо все это понимаю. Я осознаю трудности перемен и благодарен, когда кто-то достаточно готов, чтобы появиться в моем офисе. С этим присутствием приходит ответственность — ответственность за то, чтобы начать вносить изменения, обдумывать их и иногда делать неправильный выбор. Это всего лишь набор мини-уроков, ведущих нас по пути, по которому мы должны быть.