Конфликт учитель родитель – Конфликт «Учитель – родитель». Формула решения конфликта

Консультация: Конфликты педагог - родитель. Причины и пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Причины конфликтов

Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.

  • Объективные причины - например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
  • Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей.

1 причина:

К ней можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития своих питомцев, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи. Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

2 субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

3 - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

4 причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5- Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница положила одну котлету, а не две?" - будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями? » Устно

Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные Отрицательные

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения • Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,

«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество) .

Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов предлагаю ряд упражнений.

Упражнение «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.

Упражнение «Список претензий к родителям».

Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Инструкция: наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными.

Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.

Упражнение «Желаю Вам. ».

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Психологические рекомендации,

при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации, таковы:

  • Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
  • Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас понял (поняла? ", это поможет избежать умственных барьеров.
  • Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
  • Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.
  • Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
  • Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
  • В минуты торжества над другим давайте ему возможность » спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством.
  • Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь? »

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

nsportal.ru

Конфликт с учителем. Учитель — родитель: кто кого? | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Тысячи мелких конфликтов остаются в стенах школы, вписываются в семейную историю и, как правило, имеют одного пострадавшего — собственно самого ребенка, ради блага оного, на первый взгляд, и затевался весь сыр-бор.

2 25651 30 Сентября 2013 в 01:16

Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог

Конфликты между учителем и родителями возникают все чаще. Самые одиозные из них становятся достоянием общественности, например как случай избиения молодой учительницы из школы № 339 Невского района г. Санкт-Петербурга (культурной столицы России) отцом ученика, по которому было возбуждено уголовное дело по статье 119 УК РФ.

Тысячи мелких конфликтов остаются в стенах школы, вписываются в семейную историю и, как правило, имеют одного пострадавшего — собственно самого ребенка, ради блага оного, на первый взгляд, и затевался весь сыр-бор.

Воспользуемся новыми данными науки с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» и рассмотрим, что нужно делать, чтобы предотвратить конфликт между педагогом и родителями и какое значение имеет само выяснение отношений для всех сторон конфликта.

Всех нас учили понемногу

Конфликт учителя и родителей относится к категории педагогических проблем. В образовательной программе педагогических вузов предусмотрено изучение теории подобного конфликта.

Под конфликтом понимается столкновение противоположных интересов, позиций, это крайняя стадия обострения межличностных отношений. Детально разбираются этапы протекания конфликта, и главный совет по его прекращению или предотвращению невероятно прост: найдите компромисс, придите к консенсусу.

Для этого предлагается использовать следующие методы:

1. Посмотреть на ситуацию глазами конкурентов.

2. Остановиться и осознать, в чем проблема конфликта, на какой он сейчас находится стадии, продумать решение конфликта, которое удовлетворило бы обоих участников.

3. Вспомнить о ребенке, его интересах и вести себя «по-взрослому».

Тем не менее красивая теория расходится с практикой.

Причины конфликтов

Почему двое взрослых людей, один из которых получил педагогическое образование, не могут найти общего языка, договориться друг с другом? Опросы родителей по данному вопросу показывают, что искрой, превратившейся в пламя конфликта, становятся:

— некомпетентность учителя: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями;

— неумение педагога найти подход к ребенку: «он мальчик способный, а ее боится»;

— успеваемость ребенка: занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования.

Педагоги же в свою очередь сетуют на:

— несостоятельность родителей в воспитании ребенка: не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их сын ходил в школу в школьной форме, имел необходимую форму для занятий физкультурой; не уделяют ребенку должного внимания;

— повышенные, нередко безосновательные требования к учителю — почему классный руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки: «вы обязаны любить наших детей», «вы должны поставить моему Васе пятерку».

Интересно, что педагоги, выступающие в двух ипостасях: учителей и родителей, нередко завязывают конфликты, хотя, казалось, уж кому, как не им, знающим подноготную учительской профессии, жить мирно и взаимодействовать эффективно с педагогом.

Они так же, как и рядовые родители, чувствуют себя бесправными, униженными учителем, не хотят ходить на родительские собрания.

«Придешь и слушаешь, что мы должны делать, как плохо ведут себя наши дети, с нами не советуются, а ставят перед фактом, озвучиваются одни требования и претензии».

Это то, что лежит на поверхности, то, что осознается нами. Глубинные причины конфликтов зачастую остаются за кадром.

Системно мыслим

Корнем конфликта между педагогом и родителем является не конкретная сложность в обучении ребенка, это всего лишь повод, катализатор конфликта, а психологические проблемы самих взрослых. Недаром жертвой педагогического конфликта в любом случае является ребенок (на него противоборствующие стороны выливают негатив), он живет в ситуации между двух огней, что, несомненно, сказывается на его психическом и физическом здоровье. Перевод к другому учителю, в другой класс, в другую школу тоже больнее всего бьют по нему.

Сам факт вредности конфликтов, ситуации, когда его участники до капли последней крови отстаивают собственную правду, останавливает некоторых родителей от защиты прав ребенка.

«Потерпи, сынок. Ну и что, что на тебя учитель орет, придирается, линейкой по рукам ударил. Сам виноват. Надо доучиться».

Это другая крайность, несущая не меньше отрицательных последствий для детской психики: ребенок оказывается один на один со своими проблемами, теряет чувство защищенности, не ощущает себя в безопасности, утрачивает доверие к родителям, а значит, не может полноценно развиваться.

Какой выход предлагает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана? Как ни странно, но само системное мышление способствует предотвращению конфликта.

Счастье понимания

Различая людей по их врожденным векторам, уровню их развития и степени реализации можно точно знать, что от кого ожидать. Как будет вести себя человек, какими ценностями он живет, что движет его поступками. Соответственно, появляется возможность легко найти общий язык, доступно и понятно объяснить возникшие трудности в образовательном процессе.

Трудно педагогам дается осознание факта, что родителей уже не переделаешь, не перевоспитаешь (согласно Системно-векторному анализу Юрия Бурлана, векторы развиваются до пубертата, реализация же их происходит в течение всей жизни).

Новую семью мы не можем дать ребенку (если, конечно, речь не идет о лишении родительских прав), как и родить его обратно, но помочь ему в конкретных условиях раскрыть свой природный потенциал, научить его выстраивать отношения с родителями — вполне реально.

Кожные родители в развитом состоянии — дисциплинированные, организованные, успешные в карьере, целеустремленные, направлены на экономию сил, времени, энергии. Любят получать информацию по делу, слушать рациональные, логичные доводы учителя. Способны договариваться, мыслят в рамках пользы-выгоды. Им важно устроить свое чадо в престижную школу, где можно завязать выгодные знакомства.

В плохом состоянии кожные родители мельтешат, неадекватно ограничивают ребенка, экономят на добрых словах в адрес малыша, улыбках, объятиях, потребительски относятся к школе («А можно ребенка утром в школу приводить и в восемь вечера забирать?») — не хотят они сидеть с дитем и делать уроки (по их мнению, это пустая трата времени), лучше делами заняться, деньги заработать.

Это они рассуждают: «Проблемы с дисциплиной у моего сына? Так сами воспитывайте! Я же вас к себе на работу не зову и не прошу решить вопрос с поставщиками!» Для них главное, чтобы ребенок был обут, сыт, одет и не мешал им работать. В таком случае желательно ребенка пристроить на продленку, записать в кружки, родителей под подпись ознакомить с правилами поведения в школе, обязанностями родителей и санкциями за неисполнение.

Анальные родители — заботливые, их жизненными ориентирами являются дети, семья, дом. Для них значима похвала, общественное уважение, это на них распространяется избитый совет педагогам — начинать с похвалы детей, благодарить родителей за их труд воспитания. С ними нужно разговаривать спокойным, тихим голосом — от крика они впадают в ступор, опасаются перемен, их необходимо заранее готовить к предстоящим изменениям, к примеру, что ждет детей после начальной школы. Они с радостью откликаются на зов о помощи учителя, будь то окна помыть, постирать и развесить шторы или сопровождать детей на экскурсию, еще и пирожков на всех настряпают. От детей они требуют послушания, прилежания и чтобы доводили начатое дело до конца.

Обратной стороной анального вектора является обидчивость, злопамятность, домашняя тирания. Это анальники в плохих состояниях любят использовать грязные ругательства: «школа — дерьмо, учитель — полная ж...», а также рукоприкладство. От них желательно держаться подальше и способствовать тому, чтобы ребенок имел возможность посещать кружки, участвовал в общественной жизни школы, и уж точно не жаловаться анальному папаше на ребенка — изобьет, других способов воспитания он не воспринимает («так лучше дойдет»).

Следует иметь в виду, что большинство педагогов обладают анальным вектором, и в развитом, реализованном состоянии это золотые учителя, готовые жизнь отдать ради учеников, как известный Януш Корчак. Встречаются и те, кто «добирается» за счет детей, унижая их, выплескивая свою обиду на весь мир из-за несостоявшейся карьеры, неудавшейся семьи. Лучше не отдавать к такому педагогу ребенка.

Итак, самым верным способом избежать конфликта является его недопущение. Мнение о том, что конфликт полезен, помогает сбросить накопившиеся негативные эмоции, упускает тот момент, что противоборствующие стороны родитель — учитель всегда остаются при своей правде, никто никого не переубеждает, внешне появляется победитель и проигравший, хотя на самом деле проигрывают все: конкретная проблема не решается, накал страстей возрастает, свою жизненную энергию человек тратит впустую на противостояние.

Более того, конфликт крайне вреден для ребенка, он выступает разменной монетой. В конфликте каждый участник пробует, осознанно или нет, решить накопившиеся собственные проблемы, закрыть душевные дефициты, но никак не помочь ребенку получить качественное образование и преодолеть трудности в школе. Как учитель пытается самоутвердиться, воспитывая родителей, указывая им на недостатки их воспитания, так и родители порой за счет написания жалоб, запугивания учителей пытаются закрыть собственные психологические бреши (к примеру, вспоминают старые обиды на несправедливость учителей, хотят быть родителем отличников, чтобы воплотить нереализованные мечты и вырасти в глазах общества).

Научиться понимать других людей, самого себя, получить действенный инструмент, позволяющий не допустить того, чтобы ваши психологические комплексы, нехватки накладывались на взаимоотношения с детьми, окружающими, можно — знания, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, открыты для каждого желающего.

Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Методическая разработка ( класс) на тему: Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Возникшие вопросы, проблемы и задачи учителя и родители должны решать сообща,  приходя к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения взаимопонимания.

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается.

Казалось бы, родителям и учителям   делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Однако между учителями и родителями обучающихся может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку, а родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение  по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе.

При этом, некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя.

Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования.

 В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Причины конфликтов между родителями и учителями могут быть следующие: по мнению родителей-

• Учителя-предметники приходят на собрания часто  с отрицательными эмоциями.

• Учителя-предметника трудно увидеть. Большинство родителей во время школьных занятий находятся на работе.

• Домашние телефоны учителей   многие родители не знают.

♦ отсутствие взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы обучающегося;

♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;

♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем обучающемуся;

♦ непринятия обучающегося сверстниками, одноклассниками;

♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка.

2. Учителя-предметники обвиняют  родителей в отсутствии с их стороны должного контроля за успеваемостью и поведением детей.

  • что родители не принимают мер к детям:

• систематически получающим неудовлетворительные оценки;

• значительно снизившим свою успеваемость в течение четверти;

• неоднократно нарушающим дисциплину в классе.

Если говорить о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.

 Вот перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации со стороны родителей:

♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

♦ постоянные придирки к деятельности учителя;

♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;

♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

♦ активное навязывание своей точки зрения;

♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

♦ втягивание обучающихся и родителей в назревающий конфликт;

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

♦ отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;

♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным обучающимся  и родителям;

♦ игнорирование интересов обучающихся и родителей;

♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться следующими рекомендациями предупреждения конфликта:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных обучающихся.

3. Относиться к родителям  вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или обучающимися.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

 Если конфликт уже возник,то для его разрешения:

* создайте атмосферу сотрудничества;

* переведите конфликт из эмоционального состояния в рациональное;

* учитывайте индивидуальные особенности детей и родителей участвующих в конфликте;

* найдите оптимальные способы управления конфликтом;

* Без амбиций относитесь к критическим замечаниям.

  • Говорите родителям об их ребёнке объективно и непредвзято.
  • Верьте в потенциальные возможности их ребёнка, даже если он неважно учится и ведёт себя.
  • Не сравнивайте его с другими детьми.

Психологические рекомендации

1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3. Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.

 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы,  дети и родители  будут дорожить вашими словами, помнить их.  

5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.

Компромиссное решение – это самое гармоничное разрешение конфликта, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить.

Важная роль в решении конфликтных ситуаций между учителем  и родителями принадлежит классному руководителю.

 Возникнет ли конфликт или же общение будет развиваться конструктивно –  во многом зависит от стратегии классного руководителя.

Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.

1. Используйте  механизм прямой связи родителей и учителей.

  • Для этого можно попросить учителей назначить время встречи с родителями в школе. Это не обязательно должен быть личный визит, достаточно организовать  своего рода дежурство на телефоне учителя в определенный день и час (например, тогда, когда у него перерыв между уроками).
  • создайте совместно с администрацией школы на сайте  учреждения гостевую книгу или странички он-лайн консультации с учителями. Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома, или объяснить родителям как  можно  задать вопрос через Дневник.ру
  • Обеспечьте родителей и учителей контактной информацией друг о друге. Эти сведения можно записать в дневнике учеников. Можно подготовить для родителей информационные буклеты, включающие сведения о школе, информацию об администрации, социальном педагоге, психологе, медицинском работнике, учителях (их телефоны, кабинеты, в которых они работают).
  • Учителям предоставьте сведения о семьях учеников.  

Родителям можно раздать рекомендации в виде памятки

❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.

❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.

❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.

❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.

❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.

❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.

❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»

❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.

❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.

❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.

❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.

❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.

Уважаемые коллеги, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций помните слова А. Сухомлинского: "Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям,

 для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой",

для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", -

 и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.

 Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.

nsportal.ru

Примчина конфликтов. Родитель и учитель.

Родитель и Учитель: причина конфликтов и непонимания

«Мой сын — самый умный, а учитель этого не видит», «родители вообще не уделяют детям внимания» — подобные заявления слышал каждый из нас. Почему так сложно найти общий язык? И реально ли педагогам и родителям общаться нормально, без взаимных упреков? Будем разбираться.

Причины конфликта между учителем и родителями

Выясним, откуда у непонимания растут ноги. Чаще всего причиной недовольства учителем становятся:

  • Плохие методы обучения. «Мой все сам сидит учит, находит, выписывает и читает. Чем вообще учительница в школе занимается?» — согласитесь, монолог очень популярный.

    Родителям сложно понять, какие требования Министерства образования, структура урока и учебный план сейчас актуальны. А вот покритиковать всегда пожалуйста. Да и в присутствии ребенка.

  • Личная неприязнь. «Высокомерная выскочка. Нос от меня воротит. А еще учительница!». Педагог не в силах угодить каждому.

    Он тоже человек со своими сильными и слабыми сторонами, особенностями в общении, которые не всегда соответствуют индивидуальным предпочтениям каждого родителя.

  • Несправедливая оценка. «Я же видела: учила дочка всю ночь перед контрольной, и опять 4? За что? Кто из детей больше чем она занимается?! Несправедливо».

    Родитель не может объективно оценить подготовку своего чада. Это во-первых. А во-вторых, вы уверены, что он/она действительно все написал или выучил?

Но не только родители высказывают претензии к классным руководителям или предметникам. Нередко и учителя жалуются на родителей. Лидеры в списке жалоб:

  • Халатное исполнение родительский обязанностей. Нет спортивной формы, ребенок педагогически запущен, неопрятный, плохо выглядит.

  • Завышенные ожидания от педагога. За 45 минут урока учитель физически не может объяснять материал только вашему ребенку, спрашивать лишь его. В классе же еще есть дети с разным уровнем подготовки, способностями и желанием учиться. Это нереально трудно объяснить родителям.

Совет родителям: Желаете индивидуального подхода, всепоглощающего внимания все 45 минут и детального разжевывания темы вашему чаду? Наймите репетитора.

Способы решения конфликта с родителями ученика

Если ситуация напряжена до предела, и накала страстей не избежать, то:

  • Взгляните на все трезво. Признайте собственные ошибки, примите сторону другого.

  • Проговорите ситуацию. Пускай в открытом диалоге родитель и учитель выскажут все, что волнует или беспокоит. Часто в разговоре выясняется, что проблема надумана или решается просто.

  • После разрешения конфликта сделайте выводы. Классическое «кто виноват» и «что делать» тут очень кстати.

Памятка учителю на случай конфликта с родителями

Чтобы не допустить конфликтных ситуаций, помните:

  • Предупредить проще, чем решить спор. При сложной ситуации не прячьте голову в песок, а спокойно поговорите с родителем.

  • Эмоции на замок. Да, вы живой человек. Но на работе, прежде всего, — учитель. Поэтому контролируйте негатив и придержите язык в конфликтных ситуациях. Это не значит не защищать свои интересы. Просто помните о чувстве достоинства и такте.

  • Не манипулируйте учениками и родителями. Разговорам типа: «Если вы пойдете на мировую, то я поставлю «5» за четверть» не место.

  • Не вовлекайте других детей. Не позорьте ученика, с родителями которого у вас возник конфликт. Добра это точно не принесет, а судовое разбирательство — вполне.

  • Не прогибайтесь, не ломайте людей под себя. Точка зрения ученика и его родителей имеет право на жизнь независимо от вашего мнения.

  • Оценивайте знания объективно. Обращайте внимание на то, сколько ученик потратил времени и стараний, насколько качественно готовится.

  • Не злоупотребляйте положением. У вас социально-психологический статус выше, но это не дает права унижать ученика, оскорблять его, его родителей или других участников конфликта, устраивать расправу над неугодными.

Говорят, что хороший человек и хороший специалист — разные понятия. Но не в педагогике. Поэтому желаем вам не растерять человечность, выдержку и чувство юмора в любых разговорах с родителями и их чадами.

  

 

infourok.ru

Конфликт с учителем: как поступать родителям?

Одной из основных причин вызова родителей в школу и тягостных разговоров с директором или классным руководителем является конфликт с учителем – конфликт между учителем и учеником. В отношениях «педагог – ученик – родитель» последнему достается не самая простая роль, поскольку он оказывается меж двух огней. С одной стороны – педагог со стажем, опытом и высокой квалификацией, с другой – любимый ребенок. И хотя большинство родителей хоть раз, но оказывалось в подобном положении не все знают, как себя вести и как выйти из конфликтной ситуации, если не хочется портить отношения с преподавателем, нельзя потерять детское доверие и нельзя ухудшить контакт ребенка с учителем.

Самые частые жалобы детей на школу и стоит ли им верить

Начиная с первого класса родителям приходится ежедневно выслушивать из уст ребенка школьные новости, среди которых не только обсуждения одноклассников, уроков, питания, но и жалобы на учителей. Так было и два десятка лет назад и будет ровно до тех пор, пока существует школа и система отношений «учитель – ученик». Жалуются дети на придирчивость, излишнюю строгость, несправедливо заниженную отметку за работу у доски, завышенные требования и постоянные замечания за пустяковые мелочи. Зачастую эти жалобы проходят сами по себе, но нередко требуют непосредственного вмешательства родителей и посещения школы.

Не стоит с порога обвинять учителя в непедагогичности и излишней требовательности. Кто из родителей знает, как ведет себя ребенок на уроках и почему его дневник пестрит замечаниями от педагогов?! Возможно, он разговаривает с одноклассниками, забывает принести тетради или учебники, долго «копается» в портфеле и переговаривается, нарушает дисциплину. Все это мешает работе учителя, усвоению и закреплению нового материала остальными учениками, написанию контрольных и проверочных работ, поскольку не дает сосредоточиться на учебном материале и на том, что говорит учитель. В такой ситуации проблему поможет решить только терпеливое взаимодействие между педагогом и родителями. Ведь дома у ребенка может быть одна тактика поведения, а в школе, в коллективе среди сверстников – совершенно полярная.

Почему родители не видят проблем

Любовь меняет людей к лучшему, так говорят и школьные психологи. Но если это слепая любовь, то несет она в себе разрушающее начало. Чувствуя за спиной родительскую защиту, ребенок буквально отбивается от рук: хамит учителям, срывает уроки, издевается над педагогами, дерется, оскорбляет. Безнаказанность, вседозволенность и бесконтрольность часто ведет к тому, что ребенка уже в классах среднего звена ставят на учет в милиции. И самое трагическое в такой ситуации, что часто родители сами отказываются от диалога с учителем, занимают сторону ребенка и начинают войну против педагога: публично высказываются о его некомпетентности, пишут заявления и жалобы в органы управления образованием, обвиняют в придирках и предвзятом отношении, несоответствии званию учителя.

Если родительские жалобы на педагога не получают подтверждения, чаще всего такие истории заканчиваются переводом ребенка в другое учебное заведение. Но никто не скажет стопроцентно, что ситуация не повторится. Поэтому школьные психологи советуют родителям внимательно пересмотреть свое отношение к ребенку, перестать его слепо любить и начать воспитывать. Участие, внимание к проблемам, конечно, никто не отменял, но информацию, полученную из уст ребенка всегда нужно делить на два. А также не забывать терпеливо, спокойно и доходчиво объяснять, что за все свои поступки и слова ребенок должен отвечать сам. И говорить о том, что иногда поступки, совершенные под властью неконтролируемых эмоций, могут иметь далеко идущие неприятные и серьезные последствия.

Советы родителям школьников: как вести себя с учителем

Если похода в школу не избежать, то нужно знать, как вести себя с учителем, чтобы встреча оказалась продуктивной и не оставила в памяти неприятного осадка. Для начала стоит запомнить, что мнение о педагоге не должно складываться только со слов ребенка. Строгость, требовательность и принципиальность – это те профессиональные качества, без которых педагогика и дисциплина в школе невозможна. А значит, невозможно продуктивное обучение. Можно, конечно, уволить учителя, можно перевести чадо в другую школу – но это лишь побег от проблемы, а не решение ситуации. Вечно строчить жалобы на учителей и переводить ребенка из школы в школу не получится.

Поскольку причина родительского визита в школу – детский конфликт с учителем, нужно решать именно его и решать с минимальными потерями для всех. А для этого лучше провести беседу втроем, то есть помимо педагога желательно присутствие и ребенка. Родительские «личные» просьбы о том, чтобы учитель был лояльнее к ребенку, подбадривал его хорошими оценками и похвалами, «натянул» в четверти положительную отметку не всегда заканчиваются хорошо. Конечно, мотивировать к учебе ребенка необходимо, но одни дети, получив авансом пятерку добросовестно стараются ее отработать, а другие – вообще перестают учиться и. И здесь педагогу виднее, кому поблажка пойдет во благо, а кому – во вред. Стоит прислушаться к мнению учителя, не пытаясь его переспорить или обвинить.

Как выйти из конфликтной ситуации

Если конфликт – следствие случайной ошибки, беспокоиться не стоит. Как правило, и учитель, и ученик быстро забывают об инциденте и продолжают дальше взаимодействовать. Но если конфликт затягивается, ребенок постоянно нервничает перед школой, у него наблюдаются психосоматические расстройства, а педагог настойчиво приглашает на разговор, лучше ситуацию не усугублять. Чем глубже и дольше конфликт, тем сложнее найти оптимальное и безболезненное для всех решение. Стоит обязательно сходить в школу и выяснить претензии педагога. Но прежде чем защищать ребенка и обвинять учителя в некомпетентности, выяснять с ним отношения, необходимо объективно оценить поведение собственного чада.

Иногда, узнавая подробности и особенности поведения ребенка в школе, родителей ждут удивительные открытия и сюрпризы, но отнюдь не радостные. Можно попросить педагога пересмотреть мнение и отношение относительно ребенка, дать школьнику шанс исправиться, но пообещать со своей стороны полный контроль, помощь и содействие. Главное, что придется делать: помогать и контролировать на самом деле, а не на словах. Придется проверять домашние задания, дневник, помогать с тем материалом, который непонятен. В конце концов, нанять репетитора и записаться на прием к психологу. В противном случае, ситуация только усугубится.

Если сомнений в предвзятом отношении педагога к ребенку нет, то вариантов разрешить конфликтную ситуацию два. В первом случае придется доступно объяснить ребенку, что нравиться всем невозможно. Иногда на отношения влияют не личные достоинства и недостатки, а личные качества. И здесь, можно посоветовать школьнику только добросовестно изучать проблемный предмет, продолжать учиться, упорно идти к поставленной цели, а со своей стороны пообещать помощь и поддержку. Второй вариант – сменить класс или школу. Это снимет эмоциональный накал, внутреннее напряжение и избавит от стресса, которые тоже негативно влияют на процесс обучения. Правда, ребенку придется объяснить, что на новом месте не будет все гладко и прекрасно, но шанс начать все с чистого листа у него есть.

Похожее

uchitelskaia.ru

Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?

Посетители блога довольно часто в своих комментариях сетуют на конфликты с учителями. Порой учителя и  родители только усугубляют конфликт, вовлекая в него все больше и больше участников. При этом главный субъект конфликта – ребенок, как правило, выпадает из поля зрения.

Разрешение конфликтов – не простое дело. Этим занимаются специально обученные специалисты – конфликтологи.  Методиками разрешения конфликтов должны владеть также школьные психологи  и педагоги. Обычно конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Вариантов таких конфликтов множество: учитель не «взлюбил» ученика, занижает оценки, пятиклассник срывает уроки учителя и т.п.  Часто родители, не разобравшись по существу, склонны винить во всем учителя, что не всегда так.

В случае возникновения подобных конфликтов специалисты советуют родителям поступать следующим образом.

Прежде всего необходимо учитывать человеческий фактор: ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым.

Поскольку, как правило, о конфликте родители узнают тогда, когда он уже разросся, следует быть внимательным к ребенку и, не дожидаясь вызова в школу, определить, что между учителем и учеником возник конфликт. Это можно сделать по некоторым признакам. Например, ребенок стал терять интерес к учебе; отказывается идти в школу, «забывает сделать» домашнее задание, учебник или тетрадь по какому-либо предмету; имеет тетрадь по определенному предмету намного грязнее, чем другие;  стал плохо  учиться по определенному предмету, а на расспросы отвечает, что ему «плевать», и этот предмет ему «не нужен»;  обнаруживает, неуверенность в себе; имеет множество записей в дневнике о плохом поведении на определенном уроке и т.д.

Заметив эти характерные признаки у ребенка, родителям следует прежде всего побеседовать с ним. Цель разговора – дать возможность ребенку высказать то, что его тревожит, рассказать все, что у него накипело, что он думает обо всем этом, как бы он хотел решить назревшую проблему, и хочет ли он ее вообще как-то  решать. При этом  не следует перебивать его и  вставлять свои комментарии.

После этого следует пойти в школу и выслушать  другую сторону – учителя, чтобы составить более-менее объективную картинку конфликта. Также  надо поговорить с другими педагогами, расспросить одноклассников, что они думают по поводу этого конфликта. Информации надо  собрать как можно больше. Это поможет составить более или менее объективную картину причин  конфликта и выработать приемлемые пути его решения.

Совет.  При разговоре с учителем следует исходить из того, что  он тоже человек со своими сильными и слабыми сторонами, симпатиями и антипатиями, своими установками. Не следует «давить на учителя», проявлять агрессию, применять оценочные суждения. Лучше всего говорить на равных, применять дипломатию, так как следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием считается спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию учителя. Главное – убедить педагога в том, что родители  видят в нем союзника,  что родители и учитель должны выступать единой командой.

Если  с учителем состоялся конструктивный разговор, установлены причины конфликта, то можно договориться, что делать учителю и родителям, исходя из установленных причин.

Возможные причины конфликтов между учителем и учеником:

  • отсутствие единства в требованиях учителей;
  • чрезмерное количество требований к ученику;
  • непостоянство требований учителя;
  • невыполнение требований самим учителем;
  • ученик считает себя недооцененным;
  • учитель не может примириться с недостатками ученика;
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).

Возможные причины конфликта между учителем и родителями:

  • разные представления сторон о средствах воспитания;
  • недовольство родителя методами обучения педагога;
  • личная неприязнь;
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.

Таким образом, алгоритм решения школьного конфликта может выглядеть так:

  1. Прежде всего — спокойствие.
  2. Объективный анализ ситуации.
  3. Открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  4. Выявление общей цели, способов решения проблемы для достижения поставленных целей.
  5. Выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Предпринимаемые действия должны быть направлены на устранение  причин  конфликта.

Например, если ребенок  проявляет агрессию, с учителем надо обговорить вопросы его перевоспитания. Если ребенок является жертвой нападок со стороны одноклассников и учителя – попробовать поговорить с  учителем, классным руководителем, чтобы всем вместе постараться поднять авторитет ребенка в классе. Если тема отметок актуальна не только для одного ученика, можно поднять ее на родительском собрании, обратиться к администрации школы, в органы управления образованием  с требованием назначить комиссию для урегулирования возникшего конфликта. Также следует поступить и в том случае, если учитель —  жесткий, властный педагог, который стремится разрешать конфликты только силой и подавлением, т.е и сам признает только силу. Если нет адекватной  реакции —  обращайтесь в прокуратуру по месту нахождения учебного заведения.

Совет. Если ученик или его родители  считают, что учитель придирается к ученику, занижает отметки, то не дожидаясь,  когда ситуация перерастет в конфликт, родителям стоит встретиться с учителем и высказать ему свои претензии, выслушать критерии оценки работы ученика, постараться понять друг друга и прийти к согласию. Если согласие достигнуто, то ребенок не будет бояться, что его недооценивают, перестанет тревожиться и ситуация изменится к лучшему, ведь когда детям кажется, что их учитель не любит, они и предмет учить  перестают. Также стоит поступить и в том случае, если по данному поводу родители будут приглашены в школу учителем.

Радикальным способом разрешения конфликта – смена класса, школы  можно воспользоваться  в исключительном случае, когда стороны не в состоянии разрешить конфликт. При этом родителям рекомендуется сформулировать для себя требования, которые они хотят, и спросить у самого ребенка, хочет ли он уходить из школы.

Совет. При разрешении конфликта надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

Ничего не надо доказывать, ибо в конфликте никто никогда и никому ничего не сможет доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться.

Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Надо искать выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обеих сторон.

Независимо от результата разрешения противоречий не следует разрушать отношения.

При подготовке использованы материалы:

https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=47976#close

http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4306

Конфликты в школе

http://sok.bspu.ru/YangPed2/?p=208

http://www.aif.ru/health/children/15985

и др.

Также в блоге

Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Неуспешность школьника можно предупредить

Посещение классных родительских собраний – необходимость или обязанность

Коллегиальные органы управления школой — новые возможности для родителей

eduinspector.ru

Конфликтные ситуации: учитель - родитель

Бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования

«Мегионский профессиональный колледж»

Родительское собрание

на тему:

«Конфликтные ситуации: учитель - родитель»


разработали:

Бумина С.П.

Логинова Т.Н.

Тема родительского собрания

«Конфликтные ситуации учитель - родитель»

ЦЕЛИ:
Как предостеречь родителей и педагогов от конфликтных ситуаций во время обучения их детей в данном учебном учреждении.

Выявление личностных стратегий поведения в процессе разрешения конфликтных ситуаций.

ЗАДАЧИ:
1. Построение профиля успешности разрешения конфликтных ситуаций.

2. Определение успешности межличностного общения для профессий типа "Человек - Человек"
3. Создать все условия для сближения родительского состава и классного руководителя.
4.Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в данном учебном заведении.

Текст приглашения на собрание для родителей:

«Уважаемая Ирина Петровна!

Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли. Кто как не родитель может быть союзником классного руководителя. Для обсуждения будущего обучения и развития вашего ребенка в стенах колледжа я приглашаю Вас на родительское собрание, которое состоится 25.11.10г. в 1500, кабинет № 302.

Куратор группы Бумина Светлана Петровна

Психолог Логинова Татьяна Николаевна

Форма проведения собрания – круглый стол с «рамкой» [3]. Форма выбора объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и осознать свою родительскую позицию, сравнить её с позицией других родителей, сформулировать общий вывод по обсуждаемой проблеме, что помогает формировать общее воспитательное поле вокруг ребенка.

Самопредставление учителя
Классный руководитель проводит самопредставление приблизительно так: Рассказ о себе, рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с новой группой.

Самопредставление родителей – это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании, на магнитофон. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи:
а) фамилия, имя, отчество;
б) чей он родитель;
в) интересы, увлечения семьи.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

Примерный ход собрания

КР-Добрый вечер уважаемые родители, мы рады приветствовать вас в стенах нашего учреждения, меня зовут Светлана Петровна, я являюсь классным руководителем в группе М-10, на нашем собрании присутствует психолог, разрешите его представить – Логинова Татьяна Николаевна.

Кр - так как мы встречаемся с вами впервые, давайте поближе познакомимся, для этого представьтесь, пожалуйста (родители называют ФИО и своего ребёнка, интересы и увлечения семьи).

Тема нашего собрания «Конфликтные ситуации учитель - родитель», хотелось бы сказать, что очень часто родители проговаривают такие вещи как: «Мы всё время работаем, нам некогда отслеживать, чем занимается наш ребёнок». В первую очередь – это не отговорка, а ленивая «отмашка» от острой проблемы. Мы просто не имеем морального права отмахиваться от своих детей, ведь к нам это может вернуться «сторицей». В первую очередь отношения с детьми строятся на любви к ним.
Поскольку у нас присутствует психолог на родительском собрании, он нам пояснит, что такое конфликт.

Психолог благодарит родителей за то, что они нашли время для встречи и говорит: «Для того чтобы в будущем избежать конфликтных ситуаций, мы проведём сегодня собрание за круглым столом и выясним, как можно выйти из конфликтной ситуации.
Конфликт - характеризуется отсутствием согласия между двумя сторонами.

Проведение сегодняшнего собрания объясняется тем, что позволяет вам родители не только получить информацию, но и осознать свою родительскую позицию, сравнить её с позицией других родителей, сформулировать общий вывод по обсуждаемой проблеме.

Социальный фон семьи — сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.

II. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

Обработка результатов

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

На ваше обозрение мы сейчас представим диалог «Учитель - родитель»

Происходит мизансцена

Диалог

Классный руководитель:

– Здравствуйте Екатерина Ивановна, Вас беспокоит классный руководитель вашей дочери Елена Сергеевна. Сегодня проводился совет профилактики, на который приглашалась Ваша дочь. Я хотела бы ознакомить вас с результатами данного заседания. Маше вынесли строгий выговор с занесением в личное дело …

Мама:

- Что, какой строгий выговор за что?

Классный руководитель - Екатерина Ивановна, вообще-то вы приглашались в колледж и должны были присутствовать на данном заседании (прозвучал упрек)

Мама - Почему вы так со мной разговариваете? И что это за учебное заведение! Мы платим деньги! И вообще, что только одна моя дочь, находится в таком положении. Сколько можно звонить…

Крик мамы не успокаивается, не дает высказаться классному руководителю, на что классный руководитель отключает телефон, так как монолог затянулся, звонок финансово зависит от учителя.

4. Обсуждение проблемы

Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения по данному диалогу. Какие вы находите выходы из этой ситуации, приведите свои примеры, как бы вы поступили на месте родителя и на месте классного руководителя?

Ссылаясь на методику К.Томаса мы констатируем факт поведения родительницы - ПРОТИВОБОРСТВО

Поведение классного руководителя- уход от разрастания конфликта.

Уступчивость - действие, которое предпринимается при такой стратегии направлено на сохранение благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий. Человек жертвует своими интересами ради другого с готовностью уступить. Например, эта стратегия может быть связана со стремлением не задеть достоинств и чувств другого человека; стремлением сделать жест "доброй воли"; желанием не допустить разрастания или углубления конфликта и т.д.

Компромисс - предполагает, что обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки. Действие направленно на то, чтобы урегулировать разногласия и выработать промежуточные решения, устраивающие обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает. Формула компромисса "Для того, чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть". Примеры причин принятия компромиссных решений: переговоры зашли в тупик, а компромисс единственный выход, плохое решение лучше его отсутствия; совместный выигрыш (проигрыш) представляется справедливым и практичным и т.д.

Противоборство - форма поведения в конфликтной ситуации, которая может привести к доминированию и в конечном итоге к уничтожению одного из оппонентов конфликта. При данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем, путем открытой борьбы за свои интересы, использования атрибутов власти, различных средств давления на оппонента. Противоборство основано на принципе "чтобы я победил, ты должен проиграть". Противоборство предполагает тенденцию занимать жестко фиксированные позиции и проявлять непримиримый антагонизм в случае сопротивления оппоненту.

Сотрудничество - это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение взаимных интересов оппонентов более важно, чем само решение. Действия сторон направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего, как собственные интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями и проблемами, о том, как она представляется оппонентам. Эта стратегия предполагает совместное обсуждение разногласий для выработки общего решения. Например, переговоры о принципах, которые являются основополагающими в анализе конкретной ситуации (экономические ресурсы, порядок, ограничения, закон).

А теперь, чтобы прийти к правильному решению, давайте сделаем окончательные выводы:

Педагогу важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Иначе то, что происходит, застает врасплох, бывает неожиданным. Приходится по ходу преодолевать возникшие препятствия, конфликты. Человеческое мышление способно на 80% спрогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности.

Как правильно:

Здравствуйте, Уважаемая Екатерина Ивановна, извините за беспокойство, я хотела бы вам напомнить, что у вашей дочери имеются задолженности по предметам. Вчера я приглашала вас на совет профилактики, но вы в силу каких-то обстоятельств не появились? Ставлю вас в известность, что на совете профилактики вынесли Маше строгий выговор в личное дело. В данный момент Маша находится в трудной ситуации и кто, как ни мы должны ей помочь. Я прошу Вас найти время и прийти в колледж для беседы с преподавателями. Давайте вместе искать выход из сложившейся ситуации. Большое спасибо, всего доброго!

А если конфликт возник? Прежде всего, надо проанализировать причины как внутриличностного, так и межличностного конфликта, его возможные последствия. Внушить себе, что ты способен к самоуправлению и преодолению недостатков. Причины недоразумений следует устранять не за счет нервотрепки, а путем психологической переориентации. Аргументированность и спокойный тон — необходимые элементы для решения конфликтов. При межличностных конфликтах необходимо дать возможность высказаться конфликтующим сторонам. Иногда открытое предъявление претензий в коллективе к личности или одной личности к другой способствует в дальнейшем, как правило, снижению напряженности и часто разрешению конфликта.

Конфликты быстро решаются при условии:

  • признания позиции или превосходства одной стороны и подчинения ее другой;

  • согласия на основе взаимных уступок при сохранении своих основных несхожих позиций;

взаимного согласия за счет формирования общих интересов. Человек оценивает вероятность своих потребностей, сопоставляя знания о том, как можно достичь цели, с собственными возможностями. Если итогом этого сопоставления окажется высокая вероятность удовлетворения потребности, значит, ждите в гости положительные эмоции.

Часто в межличностных конфликтах каждый что-то доказывает, не слыша другого. Для решения конфликта необходимо найти сначала общее во взглядах, затем — новое, над чем раньше не думал, но не разрушающее собственные противоречия; после этого выявить противоречащее и обдумать его: а может быть, другой прав больше, чем я?

Различают три уровня разрешения конфликтов:

  1. Немедленное срочное вмешательство, когда нет времени и возможности долгое время разбираться с взаимными претензиями сторон, их требованиями, интересами, основаниями, ценностями, просто надо «развести» конфликтующие стороны и начать с ними «переговоры», вести открытый разговор.

  2. Достигнутое «перемирие» делает возможным углубленные переговоры, направленные уже на принципиальное рз решение конфликта.

  3. Профилактика конфликтов, своевременное раскрытие, обнаружение неизбежных конфликтов и введение их в конструктивное русло разрешения.

Задачи и функции профилактики конфликтов:

  1. Диагностика и отслеживание конфликтных ситуаций;

  2. Поддержка сил каждой стороны, стремящейся к мирному и справедливому разрешению конфликта;

  3. Предоставление необходимой помощи одному или другому или тому и другому;

  4. Посредничество в переговорах сторон;

  1. Опора на права и обязанности сторон;

  1. Механизм штрафных санкций для тех, кто не идет на разумные решения.

Наиболее вредны для здоровья скрытые конфликты, особенно между руководителями и подчиненными, преподавателями и студентами. Главный путь их преодоления — познание друг друга, умелое взаимное обхождение, терпение и чуткость, откровенный разговор, который можно вести как наедине друг с другом, так и в присутствии третьего лица. Этот третий должен быть авторитетным человеком, занимающим объективную позицию по отношению к предмету разногласий. Именно при посредничестве третьих лиц лучше разрешаются тяжелые и длительные скрытые конфликты.

Здесь не рассматривались возможные мелкие конфликтные ситуации в нашей педагогической практике, например, опоздание студентов, их пассивность, поведение студентов-выскочек, подсказки на занятиях и пр. Все они решаются с помощью общих рекомендаций, изложенных в данном разделе. Правила педагогической этики помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы не возник конфликт.

Каждому преподавателю полезно ознакомится с рекомендациями Д. Карнеги «Как расположить к себе собеседника».

Напомню основные из них:

  • подбирайте слова, соответствующие подготовке собеседника;

  • прежде чем высказать указание, обдумайте его;

  • распоряжение должно быть максимально кратким по форме;

  • высказывайте мнение как можно определеннее;

  • снижайте или наоборот усиливайте аргументы собеседника;

  • старайтесь, чтобы подчиненные не во всем соглашались с вами;

  • наблюдайте, какое впечатление производит ваша речь.

Когда слушаете собеседника:

  • запоминайте существенные моменты из сказанного собеседником;

  • не прекращайте слушать, как бы тяжело это ни было;

  • не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;

  • постарайтесь понять, чем вызван спор — различием точек зрения или неодинаковой постановкой вопроса.

Выводы:

Особенность данного конфликта состоит в активном взаимодействии его субъектов. Таким образом, ситуация должна разрешиться через изменение обстоятельств и воздействие на поведение участников конфликтной ситуации (разрушение стереотипного отношения друг к другу). Не только учитель, но и родитель должны вырабатывать устойчивые навыки неконфликтного поведения (несогласие, расхождение во мнениях, взглядах, желаниях, интересах), поскольку, живя в социуме, мы все обязаны контролировать свои действия.

«Уважаемые родители! Если Вы хотите научиться взаимодействовать с вашим сыном/дочерью/, а также и с нами педагогами без конфликтов, мы вам сейчас предложим видеоролик, после чего вы сможете заходить на этот сайт и черпать для себя уникальную информацию в области «Как стать настоящим другом для своего ребёнка» и «Взаимодействие учитель - родитель». Желаем успехов!!! Надеемся на совместное благотворное сотрудничество!

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о