Конфликт в психологии: Конфликт (в психологии). Большая российская энциклопедия

что это такое, какие бывают и примеры конфликтов?

У роскоши человеческого общения есть обратная сторона – конфликты. Они рождаются везде: в семье, на работе, на дороге, на улице. Конфликты можно игнорировать, избегать, отрицать, бояться, но они неизбежны. Остается одно – научиться их понимать. Знание природы конфликтов подскажет, как их уладить, как с ними справиться и сделать это с достоинством.

Что такое конфликт?

Конфликт — это столкновение интересов, идей, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей. Ассоциации, которые несет слово «конфликт», окрашены в оттенки негатива: это агрессия, ссора, выяснение отношений, бессилие, стресс, ярость. Но, как у каждой медали, у конфликтной ситуации есть две стороны: темная и светлая. Светлая сторона – это умение извлекать пользу и опыт из некомфортной ситуации.

В конфликтной ситуации происходит обмен энергией, поэтому для нее нужны как минимум двое. Пока спор или столкновение происходит на «нейтральной полосе», конфликт не возникает. Как только начинают звучать фразы «ТЫ меня не так понял», «ТЫ неправ», «ТЫ поступил неправильно», граница конфликта смещается на сторону менее опытного оппонента. Нападающий проявляет агрессию, второй – оправдывается или старается уйти от неприятной ситуации.

Жизнь без конфликтов – это иллюзия. Даже те люди, которые называют себя бесконфликтными, постоянно попадают в неприятные ситуации, но предпочитают смолчать, уйти, прекратить ссору нервным смехом, направить агрессию на самого себя. Терапевты, разбирающие на практике конфликт в психологии, утверждают: поведение в сложных ситуациях заложено в нас с детства. Чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потерь для собственного достоинства, можно разработать собственную тактику поведения. Но сперва — разобраться в их классификации.

Пройти тест на характер человека

Примеры конфликтов.

Тема конфликтов и их разрешения, будоражит не только практикующих психологов. На разном уровне этим озабочены дипломаты, ученые, государственные деятели, бизнесмены. Наука конфликтология проясняет вопросы: что такое конфликт, как он возникает и каким образом может быть разрешен на разных уровнях. Рассматриваются их положительные и отрицательные стороны воздействия, роль личности и группы личностей, его связь с общими и личными ценностями, социальный результат, тип разрешения, значимость.

Конфликты в психологии — это бескрайнее поле для исследования. Некоторые психологи практикуют консультации по одному из конфликтов. С одной стороны такие ситуации уникальны, с другой – типичны. Пройдемся по самым популярным примерам:

  • По количеству сторон различают внутриличностные и межличностные конфликты.
  • Межличностные конфликты в свою очередь делятся на категории по сферам жизни: семейные (любовные или детско-родительские), рабочие, бытовые.
  • Рабочие конфликты делятся на горизонтальные (в них участвуют люди, равные по должности), вертикальные (в них участвуют руководители и подчиненные), смешанные.

Конфликты в «чистом» виде случаются крайне редко. Как правило, внутренние конфликты провоцируют семейные, рабочие переносятся на детско-родительские.

Внутренний конфликт

Понятие внутреннего конфликта не противоречит утверждению, что для данной ситуации сторон должно быть как минимум двое. Просто эти двое умещаются в одной голове и буквально раздирают сознание борьбой желаний и интересов, навязанного и истинного «Я». Для завязки сюжета писатели часто используют внутренние конфликты, примеры с описанием можно встретить в произведениях Достоевского, Льва Толстого, Чехова, Гоголя.

Внутренние конфликты преследуют людей и самых банальных, бытовых ситуациях. Полежать на диване или собраться на пробежку, желание быть вежливым или ответить хамством на хамство – все это вынуждает внутренние голоса спорить, мириться, уговаривать.

Семейные конфликты

Семейные конфликты между супругами не обязательно приводят к разводам. К разрыву приводит непродуктивная форма конфликта – молчаливая или пассивная. Конфликт никуда не испаряется, накапливается, зреет годами, отравляет жизнь мужа и жены, детей и окружающих. Почему это происходит? Потому что бытует мнение, будто счастливые семьи не ссорятся. Мнение популярное, но, увы, ошибочное. Ссориться можно и нужно, просто для этого не обязательно швырять тарелки или резать одежду на тряпки.

Пример конфликта, который рано или поздно приводит к «взрыву» – это молчаливая ревность. Когда один из супругов ревнует, молчит неделями, заставляя другого мучиться в неизвестности. Подобный психологический дискофморт переносят люди, привыкшие к моральному насилию в семье, но и у них когда-нибудь заканчивается терпение.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Семейные конфликты между детьми и родителями могут быть продолжением конфликта между супругами, когда родители пытаются привлечь на свою сторону ребенка, манипулируют отношениями. Детско-родительский конфликт может иметь совершенно отдельную историю и длиться даже тогда, когда дети вырастают и живут отдельно. В психологии такой конфликт называется «не перерезанной пуповиной».

В литературе детско-родительский конфликт, пример сложных отношений и семейную трагедию включают в сюжет все писатели. И не удивительно, ведь тема эту настолько тяжелая, что заставляет плакать взрослых людей.

Рабочие конфликты

Рабочие конфликты – это неизбежное зло. Локальная конфронтация на рабочем месте – обычная ситуация, которая часто решается вполне корректно. Но в любом коллективе есть паникер, который любую рабочую ситуацию умудряется взвинтить на пике эмоций. В дальнейшем конфронтация усугубляется замешанной в нее личной неприязнью. Тогда рабочий конфликт перемещается в плоскость грязных скандалов, сплетен, банального выяснения отношений, мести, унижения. В такие конфликты постепенно втягиваются новые сотрудники и если ситуацию пустить на самотек, страдают обслуживание, имидж, доход компании. В такой ситуации на первый план выходит роль руководителя-миротворца.

Пример рабочего конфликта – нечетко расписанные должностные инструкции. В таких случаях любая сложная работа, дополнительное задание или работа во внеурочное время встречается возмущением: «это не входит в мои обязанности», «почему именно я?», «посмотрите, коллега работает намного меньше, поручите работу ему».

Когда же в конфликте участвует руководитель, ситуация из «горизонтальной» перерастает в «вертикальную». Неважно, случаются разногласия по рабочим вопросам или из-за несовпадения характеров, подчиненному в любом случае приходится несладко. Ведь руководитель наделен дополнительной властью. Если работник дорожит своим местом, он вынужден отыскивать способы выхода из конфликта «малой кровью».

Бытовые конфликты

Совсем недавно бытовые конфликты считались неотъемлемой частью жизни в коммунальных квартирах. На исследовании жизни разных людей в одной квартире даже защищались докторские диссертации. Сегодня примеры бытовых конфликтов собирают миллионы просмотров на ютубе: это скандалы на дорогах, на детских площадках, в магазинах, транспорте.

Что дает определение конфликта обычному человеку?

Во-первых – понимание, что не каждое столкновение приводит к неприятной ситуации. Нужно различать конструктивную критику, обратную связь и искреннее желание помочь от провокации.

Во-вторых – осознание, кто есть просто конфликтные люди, которых в быту называют склочными. Они питаются энергией ссор и постоянно ищут жертвы.

В-третьих – что классификация конфликтов не так важна, как умение из них выходить. Для этого существует компромисс, сотрудничество, разговор, психотерапия.

В-четвертых – что бы человек не пережил в детстве, освоить нелегкую науку разрешения конфликтов можно в любом возрасте. Даже если ощущается паническая боязнь конфликтных ситуаций.

В-пятых – метод выхода из конфликта тоже творческий акт. Искусство разруливать конфликты и извлекать из этого пользу – признак зрелости и мудрости.

Конфликт – это часть общения и нашей повседневной жизни. С одной стороны эти ситуации уникальны, с другой – вполне разрешимы. Эмоции могут бурлить очень сильно, особенно если человека не учили справляться с такими ситуациями с детства. Но не стоит относить себя к жертвам или к агрессорам. Все же лучше использовать конфликт для одного – урока, который нам преподносит жизнь. Ведь именно для этого конфликты и существуют.

Пройти тест на тип личности

Психология конфликта — Институт профилактики

Конфликт (от лат. “столкновение”) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Изучению проблемы конфликта посвещаются исследования в социологии, психологии, политических, исторических науках искусствоведении, педагогике, правоведении, социобиологии, математике, военных науках.

Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета в ее целостности, методический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений.

Подходы к классификации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на макро- или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально — экономический, национально — этнический и политический. Юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно — бытовые, культурные и социально — трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики.

Для управленческой конфликтологии предпочтителен другой подход. Нужно, в частности, более отчетливо представлять, как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования, источники и непосредственные причины происхождения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы противостоящих сторон, движущие силы противоборства, функции конфликтов, их роль в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы (коллектива) и общества в целом.

В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов  приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми.

В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др.

В зарубежной психологии проблему конфликта разрабатывали З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, У.Мак-Дугалл, С.Сигеле, К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей, Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер, Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич и др.

В целом, феномен социально — психологического конфликта изучен достаточно полно. Тем не менее, существует насущная необходимость изучения возможностей возникновения межличностных конфликтов и поиска путей их разрешения.

По формам проявления конфликты имеют место во всех областях общественной жизни. Выделяют социально — экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально — бытовые и иные типы конфликтов.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, в силу складывающихся в организации или ее подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.

Участие человека в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Выбор способа преодоления различных препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

В некоторых случаях восприятие ситуации человеком может быть далеким от реального положения дел, но реакция людей на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ другого человека, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Психологическая помощь в таком случае особенно важна. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Человеку в основном бывает тяжело признать существование конфликта, т.е. осознать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником или клиентом по какому-то вопросу.

Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет. Поэтому каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит. В результате возникают семейные трудности, проблемы на работе и конфликты с обществом. Человек начинает искать выход и порой часто его просто не находит. В этих случаях близкие люди должны оказать поддержку такому человеку, а при возникновении серьёзных проблем, обратиться к специалисту.

Институт Профилактики оказывает психологическую помощь в сложных конфликтах, которые могут возникнуть в Вашей личной и деловой жизни. Врачи и психологи нашего отдела, предоставят Вам всю необходимую информацию для предотвращения, разрешения и профилактики различных конфликтных ситуаций.

Управление конфликтами в психологии — подготовка с Харшитой

К.м.н., Психология обучения и развития

Харшита Джейн 1 комментарий

Управление конфликтами в психологии относится к процессу конструктивного разрешения разногласий или споров между отдельными лицами или группами. Это включает в себя понимание источников и характера конфликтов и использование стратегий для предотвращения, управления или разрешения конфликтов.

Психологи признают, что конфликт является естественной и неизбежной частью человеческого взаимодействия. Оно может возникать из-за различий в ценностях, целях, убеждениях, личности и культуре. Конфликт также может быть вызван недопониманием, нарушением связи или конфликтом интересов.

В психологии существуют различные подходы к управлению конфликтами. Некоторые из широко используемых методов включают:

  1. Совместное решение проблем: Этот подход предполагает совместную работу по выявлению основных проблем и поиску взаимоприемлемых решений.
  2. Компромисс: при таком подходе обе стороны идут на уступки и достигают золотой середины, которая удовлетворяет их интересы.
  3. Избегание: этот подход включает игнорирование или откладывание конфликта до более позднего времени, когда эмоции будут менее интенсивными.
  4. Приспособление: этот подход предполагает, что одна сторона уступает другой, чтобы сохранить гармонию и сохранить отношения.
  5. Конкурентный: этот подход предполагает стремление выиграть любой ценой, что может привести к ситуации «выигрыш-проигрыш».
Читайте также: Оценка личности

Психологи также подчеркивают важность эффективного общения, активного слушания и эмпатии в управлении конфликтами. Они могут использовать такие методы, как посредничество, переговоры или тренинг уверенности в себе, чтобы помочь отдельным лицам или группам разрешить конфликты. Конечная цель управления конфликтами в психологии — способствовать здоровым отношениям, способствовать личностному росту и уменьшать стресс и негативные эмоции.

Управление конфликтами в психологии
Также посетите: Подготовка с Харшитой
управление конфликтамиуправление конфликтами в психологииm.edm.ed notesmdu m.edпсихологияпсихология m.edПсихология обучения и развитияПожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму. Имя *

Первый

Последний

Эл. 6

  • Метапознание и творчество
  • Связь между целями и результатами
  • Учебный план как программа
  • Факторы, влияющие на удовлетворенность работой
  • Экзистенциальная структура учебного плана
  • Харшита Джейн

    Сделайте ваше обучение легким и интересным

    Резюме «Социально-психологические аспекты международного конфликта»

    Проблема гиперполяризации в области разрешения конфликтов: совместное обсуждение BI/CRQ
    BI и Ежеквартальное издание по разрешению конфликтов приглашают вас принять участие в онлайн-исследовании того, что могут сделать люди, обладающие опытом конфликтов и миростроительства, чтобы помочь защитить либеральные демократии и побудить их жить в соответствии со своими идеалами.


    Следите за BI и обсуждением гиперполяризации в информационном бюллетене BI New Substack.

    Резюме

    Резюме этой статьи написано: Сотрудники Консорциума по исследованию конфликтов


    Ссылка : Герберт К. Кельман, «Социально-психологические аспекты международного конфликта», «Миротворчество в международном конфликте: методы и приемы», под ред. И. Уильям Зартман и Дж. Льюис Расмуссен, Вашингтон, округ Колумбия: Институт мира, США, 1997, стр. 191-238.


    Социально-психологический анализ является необходимым компонентом любой общей теории международных отношений. Кельман излагает социально-психологический взгляд на природу международного конфликта. Он описывает социальную и психологическую динамику, которая ведет к эскалации конфликта. Разрешение конфликтов требует обращения этой динамики вспять.

    Социальная психология предлагает четыре тезиса о природе международных конфликтов, каждый из которых существенно расширяет традиционные взгляды на международные отношения. Во-первых, причиной конфликта являются коллективные страхи и потребности людей, а не только рациональные расчеты интересов. Базовые потребности включают в себя вопросы идентичности и безопасности и часто воспринимаются с точки зрения выживания. Угроза того, что базовые потребности не будут удовлетворены, порождает экзистенциальный страх. Такой страх тормозит разрешение конфликта. Для сторон уступки или даже снижение интенсивности их борьбы может показаться опасным для самого их выживания. Эффективное разрешение конфликтов должно удовлетворять основные потребности обеих сторон и успокаивать их страхи. Такие резолюции должны проникать на уровень отдельных лиц.

    Во-вторых, международный конфликт не является чисто межгосударственным или межгосударственным явлением; это интерсоциальное явление. Международные конфликты затрагивают общества на всех уровнях: экономическом, политическом, культурном, психологическом и структурном. Политические акторы должны реагировать как на своих международных оппонентов, так и на различные группировки в своем собственном обществе. Экстремистские группировки могут блокировать возможности для урегулирования, в то время как умеренные фракции могут создавать возможности. Коалиции между фракциями по обе стороны линии конфликта могут способствовать урегулированию. Урегулирования, которые сосредоточены на официальном, политическом уровне, во многих случаях не учитывают более широкие социальные аспекты конфликта и, таким образом, не могут полностью разрешить конфликт.

    В-третьих, международный конфликт предполагает взаимное влияние на многих уровнях. Это не просто состязания в силе принуждения. Келман замечает, что «отзывчивость на нужды и страхи другого — довольно распространенная форма влияния в нормальных социальных отношениях» (стр. 203). Использование угроз и принуждения может вызвать подобное возмездие и привести к эскалации конфликта. Более эффективные, положительные стимулы включают «экономические выгоды, совместное использование основных ресурсов, международное одобрение, интеграцию в региональные или глобальные институты или общее снижение уровня напряженности» (стр. 202). Эффективные стратегии урегулирования должны включать элемент взаимного заверения. , в форме символических жестов, признаний или других мер укрепления доверия. Систематическая стратегия реагирования и взаимности может трансформировать отношения сторон и их определение конфликта в благоприятную сторону.

    В-четвертых, конфликты — это не просто последовательность действий и реакций стабильных акторов. Международные конфликты демонстрируют интерактивную, эскалационную, самовоспроизводящуюся динамику, которая влияет как на ситуацию, так и на стороны. Конфликт вызывает определенные когнитивные и перцептивные искажения, которые, в свою очередь, имеют тенденцию усиливать и увековечивать конфликт, создавая вязкий цикл эскалации.

    Эскалации конфликта способствуют два типа социально-психологических процессов: нормативный и перцептивный. Нормативные процессы включают социальные факторы, которые поощряют конфликтное поведение. Распространенные экзистенциальные страхи перед национальным выживанием и идентичностью способствуют эскалации конфликта.

    Действия по деэскалации или урегулированию считаются опасно рискованными. Всепроникающий экзистенциальный страх также может привести к крайнему насилию во имя самообороны. Опираясь на потребности людей в безопасности и самопревосхождении, лидеры могут мобилизовать интенсивную групповую лояльность, что приводит к чрезмерному усердию в соблюдении конфликтных норм во имя демонстрации групповой лояльности. Движения в сторону деэскалации или примирения рассматриваются как слабые и нелояльные или даже изменнические.

    Нормативные процессы также ограничивают варианты, доступные для рассмотрения лицами, принимающими решения, которые должны беспокоиться о том, что их вытеснят «более сильные», более экстремальные лидеры. Лица, принимающие решения, обычно делают выбор, основываясь на наличии ресурсов для осуществления этого выбора. В затяжном конфликте ресурсы для конфликта, как правило, наиболее доступны. Лица, принимающие решения, могут поддаться групповому мышлению, когда, «чтобы сохранить сплоченность группы, члены старательно избегают любых действий, которые могут нарушить развивающийся консенсус.

    Таким образом, они неохотно задают вопросы, высказывают критику и предлагают различные подходы. или решения проблемы» (стр. 219)

    Нормативные факторы влияют на переговорные процессы. Нормы конфликта заставляют переговорщиков рассматривать спор с нулевой суммой; выигрыш для другого должен повлечь за собой убытки для вас. Страх показаться слабым также заставляет участников переговоров не желать идти на компромисс. Келман отмечает, что «конфликт создает определенные структурные и психологические обязательства, которые затем обретают собственную жизнь» (стр. 221). Стороны с экономическими или личными интересами, связанными с конфликтом, могут быть привержены сохранению статус-кво конфликта. Другие могут стремиться предотвратить компромиссное урегулирование. Люди, возможно, включили конфликт в свое основное мировоззрение.

    Процессы восприятия относятся к когнитивным процессам для интерпретации информации, связанной с конфликтом. Конфликт затрудняет принятие точки зрения другого, и, следовательно, взгляды другого, как правило, эгоцентричны.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *