Школьные конфликты: как их решать и какие права есть у учителя — Обрсоюз
Конфликтные ситуации в школе могут быть нескольких видов: конфликты педагогов с учениками (их родителями), коллегами и администрацией школы. Когда в образовательных организациях возникают конфликты, чаще всего они рассматриваются в ключе защиты прав и интересов учеников и их родителей.
Но сегодня мы расскажем, что делать педагогу, если возник конфликт с его участием: как учителю защитить свои права? какие нормы защищают педагогов в конфликтных ситуациях с администрацией школы, коллегами и учениками (их родителями)? какие способы решения конфликтов предусмотрены законодательством?
В части 3 ст. 47 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены следующие академические права учителей: на защиту профессиональной чести и достоинства; на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников; на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, учитель имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Конфликтные ситуации с участием педагогов часто сопряжены с нарушением педагогической этики, ведь особенностью профессии учителя является неукоснительное соблюдение норм и правил поведения педагога, обеспечивающих нравственный характер педагогической деятельности.
Требования профессиональной этики педагогов установлены в Письме Минпросвещения России от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников», в том числе, учителя обязаны:
• быть доброжелательными, вежливыми к обучающимся, их родителям и коллегам;
• уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений,
• уважать обычаи и традиции, учитывали культурные особенности различных социальных групп,
• придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;
• избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) школы и др.
Что же делать, если учитель столкнулся с неуважением к себе, унижением своей личности, чувства достоинства или другим нарушением педагогической этики со стороны коллег или администрации школы?
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Первый способ защитить свои права учителю – это обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (основание деятельности комиссии – часть 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Именно этот орган в школе призван справедливо и объективно расследовать нарушения норм профессиональной этики педагогов, и защищать права педагогов и других участников образовательного процесса. Кроме того, учитель может обратиться в комиссию по урегулированию споров по любым разногласиям, возникающимв ходе реализации права на образование между ним и администрацией школы, другими учителями, родителями учеников (например, вопросы применения локальных нормативных актов в школе, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания и др. ).
Данная комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников школы.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязательную силу решения, принятого комиссией, для всех участников образовательных отношений (ч. 4 ст. 45). Но в то же время решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке при несогласии с ним (ч.5 ст. 45).
Школьная медиация
Второй способ решить конфликтную ситуацию – использовать службу школьной медиации (примирения).
В отличии от комиссии по урегулированию споров, которая урегулирует разногласия между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, школьная служба примирения обычно работает с другими видами конфликтов: она решает споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, а также работает с правонарушителем и жертвой по криминальным ситуациям.
Правовые основания деятельности служб примирения в школах:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность»,
Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от № 07-4317 от 18.12.2015 г.),
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Письмо Минпросвещения России № ДГ-375/07 от 28.04.2020 г.).
Обращение в суд
Еще один способ защитить свои права педагогу – обратиться в суд для защиты своей чести и доброго имени, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации). Достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация – это личные нематериальные блага человека, за посягательство на которых предусмотрена гражданская ответственность в виде компенсации морального вреда (Ст.151 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, который влечет наложение на виновное лицо мер административной ответственности – штрафа (ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Если учитель столкнулся с нарушением других прав, охраняемых законом, он также вправе использовать судебный способ защиты для их восстановления.
Читайте ещё
У ребенка конфликт в школе. Что делать?
Печальная картина – ребенок возвращается со школы или из детсада чуть ли не со слезами на глазах. Его снова обидели. Взрослые обидели, а не сверстники…
Увы, педагоги и воспитатели не всегда могут найти общий язык со своими подопечными. Кто-то агрессивен по отношению к ним, кто-то предвзято по тем или иным причинам относится. Допустив ошибку, неправильно расценив поведение и не разобравшись, могут унижать его на глазах у всех и подавлять его волю.
Что творится в такие моменты на душе детей… Несложно представить. Но предпринимать что-то надо, не давая затянуться конфликту на долгие месяцы. Чтобы ребенок и знаний набирался, и плохих эмоций не испытывал.
Как и что сказать ему в таких ситуациях? Что предпринять родителям?
Ничего сложного, надо всего-то запомнить некоторые моменты.
Если ребенок пришел со слезами и жалобой
Не игнорируйте его рассказ, мол, чепуха, все пройдет. Само ничего не решится. Напротив, усугубится, особенно, если это не разовый эпизод, а система. Поймите, что пустяком подобная история может показаться только вам, взрослому. Для малыша – это трагедия, из которой он не видит выхода, иначе бы и не сказал бы вам ничего.
Не спешите горячо оценивать чьи-то действия
Мол, если бы не был виноват, то ничего бы и не было. Или: учитель всегда прав. Дайте выговориться обиженному. Пусть он увидит, что вы его не просто слушаете, а и слышите. Т.е. понимаете и готовы разобраться, т.к. и взрослые, увы, могут ошибаться.
Не надо, выслушивая дитя, обесценивать его мнение о конфликте
К его чувствам и переживаниям надо отнестись внимательно. Вот и пусть выразит их, попробует вслух выяснить, что к чему. Скажем, пусть расскажет, как злится и в какие моменты, что его раздражает, боится ли он чего-то или кого-то, что думает об учителе и ситуации.
Высказавшись, дети, как правило, успокаиваются. Вот тут и надо проговорить с ними то, как можно решить вопрос с педагогом. Они должны понять, что это делается не с тем, чтобы наказать кого-то, а для того, чтобы найти компромисс. А это значит, что подобных ситуаций больше не будет. Это на практике хорошо работает!
Важно проговорить с ребенком и его виденье решения проблемы. Например, какое решение он видит, чего боится, о чем переживает. Если расскажет о страхе прояснять ситуацию, возникшую с учителем, узнайте о причине. Ведь он может переживать по разному поводу. Например, в ожидании мести со стороны учителя, занижения оценок. Возможно, он не все рассказал вам, и теперь, при выяснении, могут всплыть не очень приятные для ребенка моменты.
Что делать, если инициатором конфликта становится ребенок
Тогда маме надо повести себя так, чтобы он понял – вы не ругаете его, ведь он правду сказал, и в будущем надо точно так поступать. Ведь главное не в том, чтобы уличить его во лжи, а в том, что проблему лучше раньше решить, не доводя до конфликта.
Покажите ребенку, что любите его и защитите
Ребенок должен понять и другое. Родители его любят, доверяют ему и он важен для них, как личность. Даже если и ошибается, он должен знать – его не заклюют дома, а напротив, поддержат, проговорят все моменты и он поймет, что недопустимо и что базируется на здоровых принципах.
Пусть ребенок знает, что не надо молчать о конфликте и лучше сразу прояснить острую ситуацию, ведь вы поможете и защитите. Ему надо знать и о том, что ни у кого нет права унижать его и оскорблять, кто бы это ни был.
Если учитель обозвал, оскорбил, унизил достоинства ребенка…
Срочно идите к педагогу. Что бы ни произошло, никто не имеет права себе такое позволять. При этом не давайте собою манипулировать и вести себя с вами, как со школьницей. Но и не фамильярничайте, ведь ваша задача – защитить ребенка.
Если учитель пытается ускользнуть от ответственности, виня ваше чадо, семью или копеечную зарплату и пр., вы, как родитель, должны пойти сразу в администрацию школы. Важно попробовать мирно решить вопрос.
Вы в ответ видите поощрение такого поведения учителя, слышите оправдания, мол, детей море, а зарплата мизерная, никто вам тут ничего не должен. Если не поможет и обращение в еще более высокие инстанции, это явный знак того, что пора поменять не класс, а даже школу.
Будьте внимательны к тому, что говорят ваши дети
И интересуйтесь каждый день о том, как у них дела в школе или во дворе, присматривайтесь к малейшим переменам в их настроении и поведении, прислушивайтесь к их жалобам, страхам, нежеланию идти в школу, детсад или во двор.
И еще о страхе, тревоге, эмоциональной неустойчивости, агрессивности и гиперактивности детей
Как говорят специалисты, не всегда все это вызвано психологическими проблемами. Ведь у детей могут быть и проблемы физиологического характера. Например, организму не хватает жирных кислот Омега 3 и 6, которые в ответе за развитие детской нервной системы и мозга. Или в рационе малыша недостает продуктов с полезными кислотами в составе.
Все решаемо. Достаточно сходить к педиатру, который комплексно подойдет к проблеме и посоветует, как ее решить.
Школьные конфликты: причины и способы их разрешения
Введение
Конфликты будут возникать всегда, поскольку они являются основой человеческой природы и необходимы для морального и эмоционального развития. Они тоже есть в каждой школе. Школа расположена в среде, где конфликты возникают часто и приобретают значение в результате многочисленных межличностных взаимодействий, происходящих в школьной среде.
Поскольку в школах часто возникают конфликты, педагоги должны уметь справляться с ними позитивно. Крайне важно решать конфликты лицом к лицу и находить решения, которые являются как интегративными, так и конструктивными, создавая при этом отношения сотрудничества. В учебной среде должны сосуществовать гармония и признательность, а разногласия не должны отрицательно сказываться на том, как обучают учащихся и как они учатся.
Разнообразие людей — одна из их самых выдающихся черт. Отношения между людьми отмечены различиями в потребностях, мировоззрениях и этических взглядах, а также в способах бытия, мышления и бытия.
Школа, микрокосм общества, объединяет множество мировоззрений, способов мышления и образа жизни, что делает ее местом, символизирующим социальные разногласия, и местом, где ежедневно возникают различные конфликты. Решение таких проблем требует обучения, поэтому учителям необходимо пройти обучение управлению конфликтами, чтобы они могли надлежащим образом справляться с разногласиями в классе и обучать своих учеников управлению конфликтами.
Признавая, что школа является местом, способствующим социальному разнообразию, и предполагая, что межличностные разногласия являются естественной частью человеческих отношений.
Школа является идеальной средой для развития конфликтных ситуаций в силу присущих ей особенностей. В результате диалектика между макроструктурой системы образования, направленной на нее широкой политикой и преобладающими в каждой школе управленческими практиками позволяет наблюдать напряженность в системе образования.
Школьные конфликты
Школа – это микросистема общества, в которой представлены текущие события.
В результате подготовка учащихся, учителей и родителей к жизни в мире, характеризующемся быстрыми изменениями и межличностными трениями, является одной из самых важных ролей, которые школы играют в поддержке роста каждого учащегося. Поскольку это микрокосм общества, объединяющий различные способы жизни, мышления, чувств и отношений, он создает среду, способствующую межличностным спорам.
В связи с тем, что школьные конфликты чаще всего возникают в отношениях ученик-ученик и ученик-учитель, школьный конфликт описывается как спор между отдельными лицами или группами об идеях, интересах, убеждениях и ценностях внутри школьного сообщества.
Конфликты в школе можно разделить на категории в зависимости от их коренных причин и участников. Мартинес считает, что отсутствие общения, индивидуальные мотивы, прошлые споры, опасения властей, а также идеологические и политические разногласия являются основными причинами споров между преподавателями.
Конфликты между учащимися и учителями, по мнению этого автора, возникают из-за множества факторов, в том числе из-за непонимания объяснения учителя, произвольных оценок и расходящихся критериев оценки, отсутствия дидактического материала, дискриминации, незаинтересованности в учебном материале и учениках. ‘ уши.
Нападения между учащимися и учителями, потеря рабочих материалов, проблемы в школьной столовой или аналогичной обстановке, нехватка учителей, отсутствие педагогической поддержки со стороны учителей, критериев оценки, одобрения и неодобрения, невыполнение административных и бюрократических требований управления могут привести к конфликтам между родителями, учителями и администраторами.
Конфликт в классе
Конфликты увеличивают сложность учебного процесса в школе, где они часты и повседневны на уроках.
В результате в классе возникают конфликты нескольких типов, из-за чего большинству учителей трудно справляться, управлять и разрешать эти споры.
Основными причинами проблем сосуществования в классе являются образовательные и социальные изменения. В этом списке представлены различные конфликтные ситуации, с которыми учителя могут столкнуться в процессе обучения.
Некоторые из указанных учителями, а именно:
2. Учащиеся с серьезными проблемами в общении и обучении; ученики, которые агрессивно и вызывающе ведут себя в группах во время занятий;
3. Учащиеся, проявляющие негативное отношение к учебе, своей работе или работе других, а также враждебное и агрессивное поведение по отношению к учителям и другим учащимся;
4. Учащиеся, которые апатичны и лишены энтузиазма на уроках;
5. В крайних случаях учащиеся, проявляющие неуважение к учителю, приносят и используют в классе предметы, способные использовать оружие.
Стратегии разрешения конфликтов
Вот пять стратегий управления конфликтами:
(a) Избегание: когда стороны в споре мало заботятся об интересах других и мало заботятся о себе. стратегия, при которой не учитываются ни ее собственные интересы, ни интересы ее противников, и которая характеризуется низким уровнем напористости и сотрудничества;
(b) Доминирование: проявление желания продвигать свои интересы за счет интересов других.
(c) Обязательный: обычно используется людьми, которые пытаются преуменьшить различия и подчеркнуть сходство, чтобы развеять беспокойство другой стороны. Представляет собой стиль управления конфликтами, при котором агрессивность низкая, а сотрудничество активно;
(d) Интеграция: этот метод связан с решением проблем, потому что те, кто его использует, решают проблемы напрямую и совместно, активно стремясь работать вместе, чтобы найти решения. Чтобы использовать его эффективно, нужно быть открытым для обмена информацией, изучения альтернатив, изучения различий и поиска решения, которое работает для всех сторон, вовлеченных в конфликт.
(e) Компромисс: Эта стратегия имеет элементы, общие со всеми остальными четырьмя, и указывает на попытку скромно и частично удовлетворить интересы всех сторон, вовлеченных в конфликт. это тактика, которая требует уступок и компромиссов. Компромисс заключается в поиске приемлемой средней позиции для всех сторон, вовлеченных в разногласия. Компромисс — это промежуточная тактика напористости и сотрудничества.
5 Конфликты между школьными коллегами и способы их разрешения
Избегайте зрительного контакта, когда идете друг с другом в пустых коридорах. Кровь кипит под поверхностью, когда вы слышите их имя. Это чувство страха в животе (которое, как вы надеетесь, не отразится на вашем лице), когда вы вместе. Нет, я не говорю о драме между студентами; Я имею в виду проблему конфликта со школьными товарищами.
Преподавание вызывает стресс. При высоких ставках, ограниченных ресурсах и стольких личностях под одной крышей неизбежно возникает конфликт. И когда это происходит, это вызывает напряжение, увеличивает стресс и снижает производительность. Как бы мы ни пытались это скрыть, наши ученики тоже это чувствуют. Я буду первой, кто признает, что на протяжении многих лет у меня были конфликты со школьными коллегами, и хотя это не способствует созданию счастливой обстановки, это, безусловно, преподало мне ценные уроки о том, как справляться с конфликтами. Вот несколько распространенных конфликтов между школьными коллегами и способы их решения.
1. Конфликт: Вы новичок и списаны как неопытные. Что делать: Пусть ваша работа говорит сама за себя.Разве мы все не выходим из колледжа со сверкающими ружьями?! Я знаю, что сделал! И учителя-ветераны в моем здании были не в восторге от того, что они называли «всей дополнительной работой, которую я создавал с помощью своих блестящих идей». Я обнаружил, что путь к успеху позволяет моим действиям говорить громче, чем мои слова. Налаживание искренних связей со студентами, установление хороших взаимоотношений с коллегами и открытое общение с администрацией — лучший способ начать облачаться в мантию компетентности.
2. Конфликт: Между учителями наблюдается непоследовательность. Что делать: Привлечь кого-то беспристрастного.Мы с еще одним учителем преподавали английский для второкурсников, также известный как «Год исследовательской работы». Хотя ожидания учеников были ясны на бумаге, а именно в рубрике, которую мы создали вместе , позже я узнал, что другому учителю требовалось всего две страницы, когда мы изначально договорились от трех до пяти страниц. Она изменила и другие требования, например, количество времени в классе, которое она позволяла своим ученикам работать. Было трудно отвечать на вопросы учеников и родителей, например: «Почему мы делаем так много больше?!» не бросая моего коллегу под автобус. В конце концов, я обратился за помощью к нашему заведующему кафедрой. С посредником мы пришли к решению и двинулись дальше. (И следил за рубрикой, большое спасибо.)
3. Конфликт: Вы ладите со своим директором, но он плохо обращается с другими. Что делать : Используйте юмор и высказывайтесь.У меня были фантастические отношения с директором нашего здания; он поддерживал меня и осыпал комплиментами мою работу. Но он никогда не скрывал своего пренебрежительного отношения к другим, и мне было некомфортно быть получателем его профессионализма и доброты, в то время как он скрывал это от некоторых из моих коллег. Я использовал юмор, чтобы растопить лед, и в конце концов сказал своему директору что-то вроде: «Знаешь, я думаю, что такая-то и такая-то пойдет домой и будет плакать после того, что ты сказал ей сегодня». Это открыло честный диалог о том, как он относился к некоторым нашим учителям. Я не знаю, осознавал ли он когда-нибудь, насколько резко он звучал, поэтому я рад, что заговорил.
4. Конфликт: Групповое обучение — это крушение поезда. Что делать: Попробуйте новый подход.Групповое обучение может стать прекрасным опытом как для преподавателей, так и для учащихся. Однако, чтобы быть эффективным, это нужно делать правильно. Например, групповое обучение — это , а не , когда один учитель преподает, а другой «наставляет». Это случилось с моей подругой, и, к счастью, решение было очень простым: узнав, что ее учитель группы не очень уверенно готовит определенные уроки, моя подруга начала составлять списки дел. Ее коллега нашел их полезными, а не неприятными, и так начались их успешные профессиональные отношения!
РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
5.