Конфликт в школе: Конфликты в школе: что делать родителям?

Школьные конфликты: как их решать и какие права есть у учителя — Обрсоюз

Конфликтные ситуации в школе могут быть нескольких видов: конфликты педагогов с учениками (их родителями), коллегами и администрацией школы. Когда в образовательных организациях возникают конфликты, чаще всего они рассматриваются в ключе защиты прав и интересов учеников и их родителей.

Но сегодня мы расскажем, что делать педагогу, если возник конфликт с его участием: как учителю защитить свои права? какие нормы защищают педагогов в конфликтных ситуациях с администрацией школы, коллегами и учениками (их родителями)? какие способы решения конфликтов предусмотрены законодательством?

В части 3 ст. 47 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены следующие академические права учителей: на защиту профессиональной чести и достоинства; на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников; на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, учитель имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Конфликтные ситуации с участием педагогов часто сопряжены с нарушением педагогической этики, ведь особенностью профессии учителя является неукоснительное соблюдение норм и правил поведения педагога, обеспечивающих нравственный характер педагогической деятельности.

Требования профессиональной этики педагогов установлены в Письме Минпросвещения России от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников», в том числе, учителя обязаны:

• быть доброжелательными, вежливыми к обучающимся, их родителям и коллегам;

• уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений,

• уважать обычаи и традиции, учитывали культурные особенности различных социальных групп,

• придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;

• избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) школы и др.

Что же делать, если учитель столкнулся с неуважением к себе, унижением своей личности, чувства достоинства или другим нарушением педагогической этики со стороны коллег или администрации школы?

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Первый способ защитить свои права учителю – это обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (основание деятельности комиссии – часть 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Именно этот орган в школе призван справедливо и объективно расследовать нарушения норм профессиональной этики педагогов, и защищать права педагогов и других участников образовательного процесса. Кроме того, учитель может обратиться в комиссию по урегулированию споров по любым разногласиям, возникающимв ходе реализации права на образование между ним и администрацией школы, другими учителями, родителями учеников (например, вопросы применения локальных нормативных актов в школе, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания и др. ).

Данная комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников школы.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязательную силу решения, принятого комиссией, для всех участников образовательных отношений (ч. 4 ст. 45). Но в то же время решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке при несогласии с ним (ч.5 ст. 45).

Школьная медиация

Второй способ решить конфликтную ситуацию – использовать службу школьной медиации (примирения).

В отличии от комиссии по урегулированию споров, которая урегулирует разногласия между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, школьная служба примирения обычно работает с другими видами конфликтов: она решает споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, а также работает с правонарушителем и жертвой по криминальным ситуациям.

Правовые основания деятельности служб примирения в школах:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность»,

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от № 07-4317 от 18.12.2015 г.),

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Письмо Минпросвещения России № ДГ-375/07 от 28.04.2020 г.).

Обращение в суд

Еще один способ защитить свои права педагогу – обратиться в суд для защиты своей чести и доброго имени, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации). Достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация – это личные нематериальные блага человека, за посягательство на которых предусмотрена гражданская ответственность в виде компенсации морального вреда (Ст.151 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, который влечет наложение на виновное лицо мер административной ответственности – штрафа (ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Если учитель столкнулся с нарушением других прав, охраняемых законом, он также вправе использовать судебный способ защиты для их восстановления.

Читайте ещё

У ребенка конфликт в школе. Что делать?

Печаль­ная кар­тина – ребе­нок воз­вра­ща­ется со школы или из дет­сада чуть ли не со сле­зами на гла­зах. Его снова оби­дели. Взрос­лые оби­дели, а не сверстники…

Увы, педа­гоги и вос­пи­та­тели не все­гда могут найти общий язык со сво­ими под­опеч­ными. Кто-то агрес­си­вен по отно­ше­нию к ним, кто-то пред­взято по тем или иным при­чи­нам отно­сится. Допу­стив ошибку, непра­вильно рас­це­нив пове­де­ние и не разо­брав­шись, могут уни­жать его на гла­зах у всех и подав­лять его волю.

Что тво­рится в такие моменты на душе детей… Несложно пред­ста­вить. Но пред­при­ни­мать что-то надо, не давая затя­нуться кон­фликту на дол­гие месяцы. Чтобы ребе­нок и зна­ний наби­рался, и пло­хих эмо­ций не испытывал.

Как и что ска­зать ему в таких ситу­а­циях? Что пред­при­нять родителям?

Ничего слож­ного, надо всего-то запом­нить неко­то­рые моменты.

Если ребе­нок при­шел со сле­зами и жалобой

Не игно­ри­руйте его рас­сказ, мол, чепуха, все прой­дет. Само ничего не решится. Напро­тив, усу­гу­бится, осо­бенно, если это не разо­вый эпи­зод, а система. Пой­мите, что пустя­ком подоб­ная исто­рия может пока­заться только вам, взрос­лому. Для малыша – это тра­ге­дия, из кото­рой он не видит выхода, иначе бы и не ска­зал бы вам ничего.

Не спе­шите горячо оце­ни­вать чьи-то действия

Мол, если бы не был вино­ват, то ничего бы и не было. Или: учи­тель все­гда прав. Дайте выго­во­риться оби­жен­ному. Пусть он уви­дит, что вы его не про­сто слу­ша­ете, а и слы­шите. Т.е. пони­ма­ете и готовы разо­браться, т.к. и взрос­лые, увы, могут ошибаться.

Не надо, выслу­ши­вая дитя, обес­це­ни­вать его мне­ние о конфликте

К его чув­ствам и пере­жи­ва­ниям надо отне­стись вни­ма­тельно. Вот и пусть выра­зит их, попро­бует вслух выяс­нить, что к чему. Ска­жем, пусть рас­ска­жет, как злится и в какие моменты, что его раз­дра­жает, боится ли он чего-то или кого-то, что думает об учи­теле и ситуации.

Выска­зав­шись, дети, как пра­вило, успо­ка­и­ва­ются. Вот тут и надо про­го­во­рить с ними то, как можно решить вопрос с педа­го­гом. Они должны понять, что это дела­ется не с тем, чтобы нака­зать кого-то, а для того, чтобы найти ком­про­мисс. А это зна­чит, что подоб­ных ситу­а­ций больше не будет. Это на прак­тике хорошо работает!

Важно про­го­во­рить с ребен­ком и его виде­нье реше­ния про­блемы. Напри­мер, какое реше­ние он видит, чего боится, о чем пере­жи­вает. Если рас­ска­жет о страхе про­яс­нять ситу­а­цию, воз­ник­шую с учи­те­лем, узнайте о при­чине. Ведь он может пере­жи­вать по раз­ному поводу. Напри­мер, в ожи­да­нии мести со сто­роны учи­теля, зани­же­ния оце­нок. Воз­можно, он не все рас­ска­зал вам, и теперь, при выяс­не­нии, могут всплыть не очень при­ят­ные для ребенка моменты.

Что делать, если ини­ци­а­то­ром кон­фликта ста­но­вится ребенок

Тогда маме надо пове­сти себя так, чтобы он понял – вы не руга­ете его, ведь он правду ска­зал, и в буду­щем надо точно так посту­пать. Ведь глав­ное не в том, чтобы ули­чить его во лжи, а в том, что про­блему лучше раньше решить, не доводя до конфликта.

Пока­жите ребенку, что любите его и защитите

Ребе­нок дол­жен понять и дру­гое. Роди­тели его любят, дове­ряют ему и он важен для них, как лич­ность. Даже если и оши­ба­ется, он дол­жен знать – его не заклюют дома, а напро­тив, под­дер­жат, про­го­во­рят все моменты и он пой­мет, что недо­пу­стимо и что бази­ру­ется на здо­ро­вых принципах.

Пусть ребе­нок знает, что не надо мол­чать о кон­фликте и лучше сразу про­яс­нить острую ситу­а­цию, ведь вы помо­жете и защи­тите. Ему надо знать и о том, что ни у кого нет права уни­жать его и оскорб­лять, кто бы это ни был.

Если учи­тель обо­звал, оскор­бил, уни­зил досто­ин­ства ребенка…

Срочно идите к педа­гогу. Что бы ни про­изо­шло, никто не имеет права себе такое поз­во­лять. При этом не давайте собою мани­пу­ли­ро­вать и вести себя с вами, как со школь­ни­цей. Но и не фами­льяр­ни­чайте, ведь ваша задача – защи­тить ребенка.

Если учи­тель пыта­ется ускольз­нуть от ответ­ствен­но­сти, виня ваше чадо, семью или копе­еч­ную зар­плату и пр., вы, как роди­тель, должны пойти сразу в адми­ни­стра­цию школы. Важно попро­бо­вать мирно решить вопрос.

Вы в ответ видите поощ­ре­ние такого пове­де­ния учи­теля, слы­шите оправ­да­ния, мол, детей  море, а зар­плата мизер­ная, никто вам тут ничего не дол­жен. Если не помо­жет и обра­ще­ние в еще более высо­кие инстан­ции, это явный знак того, что пора поме­нять не класс, а даже школу.

Будьте вни­ма­тельны к тому, что гово­рят ваши дети

И инте­ре­суй­тесь каж­дый день о том, как у них дела в школе или во дворе, при­смат­ри­вай­тесь к малей­шим пере­ме­нам в их настро­е­нии и пове­де­нии, при­слу­ши­вай­тесь к их жало­бам, стра­хам, неже­ла­нию идти в школу, дет­сад или во двор.

И еще о страхе, тре­воге, эмо­ци­о­наль­ной неустой­чи­во­сти, агрес­сив­но­сти и гипе­р­ак­тив­но­сти детей

Как гово­рят спе­ци­а­ли­сты, не все­гда все это вызвано пси­хо­ло­ги­че­скими про­бле­мами. Ведь у детей могут быть и про­блемы физио­ло­ги­че­ского харак­тера. Напри­мер, орга­низму не хва­тает жир­ных кис­лот Омега 3 и 6, кото­рые в ответе за раз­ви­тие дет­ской нерв­ной системы и мозга. Или в раци­оне малыша недо­стает про­дук­тов с полез­ными кис­ло­тами в составе.

Все реша­емо. Доста­точно схо­дить к педи­атру, кото­рый ком­плексно подой­дет к про­блеме и посо­ве­тует, как ее решить.

Школьные конфликты: причины и способы их разрешения

Введение
Конфликты будут возникать всегда, поскольку они являются основой человеческой природы и необходимы для морального и эмоционального развития. Они тоже есть в каждой школе. Школа расположена в среде, где конфликты возникают часто и приобретают значение в результате многочисленных межличностных взаимодействий, происходящих в школьной среде.

Поскольку в школах часто возникают конфликты, педагоги должны уметь справляться с ними позитивно. Крайне важно решать конфликты лицом к лицу и находить решения, которые являются как интегративными, так и конструктивными, создавая при этом отношения сотрудничества. В учебной среде должны сосуществовать гармония и признательность, а разногласия не должны отрицательно сказываться на том, как обучают учащихся и как они учатся.

Разнообразие людей — одна из их самых выдающихся черт. Отношения между людьми отмечены различиями в потребностях, мировоззрениях и этических взглядах, а также в способах бытия, мышления и бытия.

В этом смысле напряженность между противоположными интересами или точками зрения называется межличностным конфликтом. Межличностные конфликты являются естественной частью человеческих отношений и могут возникать в различных социальных условиях, включая школу.

Школа, микрокосм общества, объединяет множество мировоззрений, способов мышления и образа жизни, что делает ее местом, символизирующим социальные разногласия, и местом, где ежедневно возникают различные конфликты. Решение таких проблем требует обучения, поэтому учителям необходимо пройти обучение управлению конфликтами, чтобы они могли надлежащим образом справляться с разногласиями в классе и обучать своих учеников управлению конфликтами.

Признавая, что школа является местом, способствующим социальному разнообразию, и предполагая, что межличностные разногласия являются естественной частью человеческих отношений.

Школа является идеальной средой для развития конфликтных ситуаций в силу присущих ей особенностей. В результате диалектика между макроструктурой системы образования, направленной на нее широкой политикой и преобладающими в каждой школе управленческими практиками позволяет наблюдать напряженность в системе образования.

Школьные конфликты
Школа – это микросистема общества, в которой представлены текущие события.

В результате подготовка учащихся, учителей и родителей к жизни в мире, характеризующемся быстрыми изменениями и межличностными трениями, является одной из самых важных ролей, которые школы играют в поддержке роста каждого учащегося. Поскольку это микрокосм общества, объединяющий различные способы жизни, мышления, чувств и отношений, он создает среду, способствующую межличностным спорам.

В связи с тем, что школьные конфликты чаще всего возникают в отношениях ученик-ученик и ученик-учитель, школьный конфликт описывается как спор между отдельными лицами или группами об идеях, интересах, убеждениях и ценностях внутри школьного сообщества.

Конфликты в школе можно разделить на категории в зависимости от их коренных причин и участников. Мартинес считает, что отсутствие общения, индивидуальные мотивы, прошлые споры, опасения властей, а также идеологические и политические разногласия являются основными причинами споров между преподавателями.
Конфликты между учащимися и учителями, по мнению этого автора, возникают из-за множества факторов, в том числе из-за непонимания объяснения учителя, произвольных оценок и расходящихся критериев оценки, отсутствия дидактического материала, дискриминации, незаинтересованности в учебном материале и учениках. ‘ уши.

Конфликты между учащимися также могут возникать из-за недопонимания, ссор, драк, группового соперничества, дискриминации, издевательств, использования ресурсов и мест, свиданий, сексуальных домогательств, потери или повреждения школьного имущества, различных выборов, путешествий и вечеринок.

Нападения между учащимися и учителями, потеря рабочих материалов, проблемы в школьной столовой или аналогичной обстановке, нехватка учителей, отсутствие педагогической поддержки со стороны учителей, критериев оценки, одобрения и неодобрения, невыполнение административных и бюрократических требований управления могут привести к конфликтам между родителями, учителями и администраторами.

Конфликт в классе
Конфликты увеличивают сложность учебного процесса в школе, где они часты и повседневны на уроках.

В результате в классе возникают конфликты нескольких типов, из-за чего большинству учителей трудно справляться, управлять и разрешать эти споры.

Конфликт между учителем и учеником часто упоминается как новыми, так и опытными учителями как частое явление в сложных классах. Учителя часто рассматривают конфронтации как недисциплинированность, насилие, неуважение и как любые ситуации, угрожающие его авторитету. Сильва и Флорес говорят о пагубном влиянии этих обстоятельств на академическую успеваемость и мотивацию учащихся в этом контексте, подчеркивая безотлагательность поиска способов предотвратить или уменьшить эти воздействия.

Основными причинами проблем сосуществования в классе являются образовательные и социальные изменения. В этом списке представлены различные конфликтные ситуации, с которыми учителя могут столкнуться в процессе обучения.

Некоторые из указанных учителями, а именно:

1. Отсутствие ученика, отвлекающее от деятельности;
2. Учащиеся с серьезными проблемами в общении и обучении; ученики, которые агрессивно и вызывающе ведут себя в группах во время занятий;
3. Учащиеся, проявляющие негативное отношение к учебе, своей работе или работе других, а также враждебное и агрессивное поведение по отношению к учителям и другим учащимся;
4. Учащиеся, которые апатичны и лишены энтузиазма на уроках;
5. В крайних случаях учащиеся, проявляющие неуважение к учителю, приносят и используют в классе предметы, способные использовать оружие.

Стратегии разрешения конфликтов
Вот пять стратегий управления конфликтами:
(a) Избегание: когда стороны в споре мало заботятся об интересах других и мало заботятся о себе. стратегия, при которой не учитываются ни ее собственные интересы, ни интересы ее противников, и которая характеризуется низким уровнем напористости и сотрудничества;

(b) Доминирование: проявление желания продвигать свои интересы за счет интересов других.

высокий уровень агрессивности и отсутствие сотрудничества, когда преследование целей ставится выше интересов другой стороны. Кроме того, это часто расценивается как агрессивная тактика;

(c) Обязательный: обычно используется людьми, которые пытаются преуменьшить различия и подчеркнуть сходство, чтобы развеять беспокойство другой стороны. Представляет собой стиль управления конфликтами, при котором агрессивность низкая, а сотрудничество активно;

(d) Интеграция: этот метод связан с решением проблем, потому что те, кто его использует, решают проблемы напрямую и совместно, активно стремясь работать вместе, чтобы найти решения. Чтобы использовать его эффективно, нужно быть открытым для обмена информацией, изучения альтернатив, изучения различий и поиска решения, которое работает для всех сторон, вовлеченных в конфликт.

(e) Компромисс: Эта стратегия имеет элементы, общие со всеми остальными четырьмя, и указывает на попытку скромно и частично удовлетворить интересы всех сторон, вовлеченных в конфликт. это тактика, которая требует уступок и компромиссов. Компромисс заключается в поиске приемлемой средней позиции для всех сторон, вовлеченных в разногласия. Компромисс — это промежуточная тактика напористости и сотрудничества.

5 Конфликты между школьными коллегами и способы их разрешения

Избегайте зрительного контакта, когда идете друг с другом в пустых коридорах. Кровь кипит под поверхностью, когда вы слышите их имя. Это чувство страха в животе (которое, как вы надеетесь, не отразится на вашем лице), когда вы вместе. Нет, я не говорю о драме между студентами; Я имею в виду проблему конфликта со школьными товарищами.

Преподавание вызывает стресс. При высоких ставках, ограниченных ресурсах и стольких личностях под одной крышей неизбежно возникает конфликт. И когда это происходит, это вызывает напряжение, увеличивает стресс и снижает производительность. Как бы мы ни пытались это скрыть, наши ученики тоже это чувствуют. Я буду первой, кто признает, что на протяжении многих лет у меня были конфликты со школьными коллегами, и хотя это не способствует созданию счастливой обстановки, это, безусловно, преподало мне ценные уроки о том, как справляться с конфликтами. Вот несколько распространенных конфликтов между школьными коллегами и способы их решения.

1. Конфликт: Вы новичок и списаны как неопытные.

Что делать: Пусть ваша работа говорит сама за себя.

Разве мы все не выходим из колледжа со сверкающими ружьями?! Я знаю, что сделал! И учителя-ветераны в моем здании были не в восторге от того, что они называли «всей дополнительной работой, которую я создавал с помощью своих блестящих идей». Я обнаружил, что путь к успеху позволяет моим действиям говорить громче, чем мои слова. Налаживание искренних связей со студентами, установление хороших взаимоотношений с коллегами и открытое общение с администрацией — лучший способ начать облачаться в мантию компетентности.

2. Конфликт: Между учителями наблюдается непоследовательность.

Что делать: Привлечь кого-то беспристрастного.

Мы с еще одним учителем преподавали английский для второкурсников, также известный как «Год исследовательской работы». Хотя ожидания учеников были ясны на бумаге, а именно в рубрике, которую мы создали вместе , позже я узнал, что другому учителю требовалось всего две страницы, когда мы изначально договорились от трех до пяти страниц. Она изменила и другие требования, например, количество времени в классе, которое она позволяла своим ученикам работать. Было трудно отвечать на вопросы учеников и родителей, например: «Почему мы делаем так много больше?!» не бросая моего коллегу под автобус. В конце концов, я обратился за помощью к нашему заведующему кафедрой. С посредником мы пришли к решению и двинулись дальше. (И следил за рубрикой, большое спасибо.)

3. Конфликт: Вы ладите со своим директором, но он плохо обращается с другими.

Что делать : Используйте юмор и высказывайтесь.

У меня были фантастические отношения с директором нашего здания; он поддерживал меня и осыпал комплиментами мою работу. Но он никогда не скрывал своего пренебрежительного отношения к другим, и мне было некомфортно быть получателем его профессионализма и доброты, в то время как он скрывал это от некоторых из моих коллег. Я использовал юмор, чтобы растопить лед, и в конце концов сказал своему директору что-то вроде: «Знаешь, я думаю, что такая-то и такая-то пойдет домой и будет плакать после того, что ты сказал ей сегодня». Это открыло честный диалог о том, как он относился к некоторым нашим учителям. Я не знаю, осознавал ли он когда-нибудь, насколько резко он звучал, поэтому я рад, что заговорил.

4. Конфликт: Групповое обучение — это крушение поезда.

Что делать: Попробуйте новый подход.

Групповое обучение может стать прекрасным опытом как для преподавателей, так и для учащихся. Однако, чтобы быть эффективным, это нужно делать правильно. Например, групповое обучение — это , а не , когда один учитель преподает, а другой «наставляет». Это случилось с моей подругой, и, к счастью, решение было очень простым: узнав, что ее учитель группы не очень уверенно готовит определенные уроки, моя подруга начала составлять списки дел. Ее коллега нашел их полезными, а не неприятными, и так начались их успешные профессиональные отношения!

РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *