Конфликтность личности — Психология жизни
Что такое конфликтность личности?
Конфликтность личности — это психологическая готовность и склонность личности к созданию конфликтной ситуации, это интегральное свойство личности, которое отражает частоту её вступления в межличностные конфликты.
Конфликтность бывает повышенной, что отражает степень вовлеченности человека в развитие конфликтов. Конфликтная личность и типы конфликтных личностей
Конфликтность личности также может быть внутренней, которая зависит от личного отношения человека к окружающему миру, либо внешней, которая навязывается человеку окружающими.
Итак, конфликтность личности — это свойство, которое отражает частоту вступления человека в межличностные конфликты. Повышенная личностная конфликтность человека ведёт к постоянному провоцированию им напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими, при этом проблемной ситуации при взаимодействии может не возникать.
Основные факторы конфликтности личности
Конфликтность личности обусловлена совокупным влиянием нескольких факторов
Психологические факторы. Такая конфликтность зависит от типа темперамента человека, уровня его личностной агрессивности и психологической устойчивости, а также уровня притязаний и акцентуаций характера, актуального эмоционального состояния индивида на момент взаимодействия.
Социально — психологические факторы конфликтности личности. Среди них важное значение имеют социальные установки и ценности человека, его личное отношение к оппоненту и уровень компетентности в общении Как влиять на людей? Психологические хитрости
Сугубо социальные факторы личностной конфликтности, среди которых можно выделить: условия жизни и деятельности человека, наличия возможности отдохнуть, специфика социального окружения, общий уровень культуры, а также наличие определенных возможностей для удовлетворения ведущих, значимых потребностей личности. Могут ли конфликты быть полезными?
Конфликтное поведение человека
Сам процесс взаимодействия субъектов происходит не всегда в том направлении, в котором предполагалось. Само слово взаимодействие ассоциируется с объединением определенных субъектов для достижения определенных целей. Бывают случаи, когда взаимодействие превращается в конфликтное поведение. Тест покажет конфликтная ли вы личность?
Конфликтное поведение (взаимодействие) — это в первую очередь открытое столкновение оппонентов, у которых возникли определенные противоречия определенной проблемы.
Конфликтные процессы возникают потому, что нет идеальных личностей, которые всегда в любых обстоятельствах ведут себя по нравственным нормам. К причинам возникающих в конфликтном взаимодействии можно отнести: наличие различных взглядов; наличие определенных конфликтующих лиц; мотивов и способов решения конфликтов.
Абрахам Маслоу считал: «Что главная причина возникновения конфликтного взаимодействия, зависит от невозможности личности удовлетворить самые важные жизненные потребности».
Причины повышенной конфликтности личности
Один из ведущих специалистов в области конфликтологии Билл Эдди считает, что конфликтность не является психическим расстройством личности. По его мнению, причинами конфликтного поведения являются неуверенность в себе и всевозможные страхи. От страха остаться незамеченным или брошенным, до страха быть униженным, или страха попасть под влияние, проявляющийся в виде защитной реакции Психологическая самозащита в конфликте
Выявление личностной конфликтности
К наиболее популярным тестам и опросникам, целью которых является диагностика уровня межличностной конфликтности, можно отнести: «опросник А. Басса — А. Дарки», «диагностика МЛО Т. Лири», «личностный опросник Г. Айзенка», «16-факторный личностный опросник Кеттелла», «шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера», а также методика «Q-сортировка», и «опросник К. Томаса» Формула конфликта
psylive.com.ua
Конфликтная личность: поведенческие характеристики
Определенно, в каждом рабочем или учебном коллективе есть незаменимый человек, которого просто хочется заменить. Он постоянно провоцирует окружающих на конфликты или ведет себя так, будто он центр Земли. В коллективе наблюдается нездоровая и тяжелая психологическая атмосфера, но как только этот человек исчезает, все довольные, дружно пьют чай и ведут задушевные разговоры о жизни. Кто же этот деспот, калечащий психику окружающих? Он такой же человек, просто, как говорится, конфликтная личность.
Конфликт – мое хобби
Среди основной массы людей психологи различают индивидов независимых, которые сохраняют свои убеждения, не навязывая их первому встречному. И конфликтных личностей, для которых навязать свое мнение первому встречному – святое дело. Среди индивидов, склонных к конфликтам, очень часто можно встретить авторитарных людей. В своих глазах они до безобразия идеальные, о существовании своих отрицательных качеств даже не догадываются. От жизни им нужно только одно – достичь успеха и престижа, которые окружающие смогут увидеть и оценить. В межличностных отношениях достаточно скупы на проявление каких-либо чувств.
Для конфликтной личности естественно обострять вокруг себя ситуацию. Обычным людям сложно переносить состояние противостояния, поэтому они стремятся найти выход и достичь какой-никакой стабильности. Человеку конфликтному переносить состояние конфронтации намного легче. Во-первых, конфликтная личность имеет сниженный уровень чувствительности. Ее не пугает неопределенность, поскольку она может вполне реалистично спрогнозировать исход противостояния. Во-вторых, таким людям свойственна завышенная самооценка, категоричность суждений и жесткая система оценки окружающих. У такого человека априори не может возникнуть мысли, что можно как-то попытаться сблизиться с окружающими, найти компромисс или подстроиться. Из-за чрезмерно завышенной самооценки вполне естественно возникает чувство неудовлетворения не только собой, но всеми людьми, что находятся поблизости, а застывшая система ценностей просто не дает возможности сохранять гибкость и объективность в процессе суждения. На этой почве возникает конфликт.
Если обстановка в коллективе спокойная, то конфликтный человек находится в крайне напряженном состоянии. Для таких людей выход из конфликта существует только один – все соглашаются с их мнением. То есть они навязывают решение проблемы. Очень часто это самое навязывание может выражаться в угрозах и запугивании. Конфликтная личность может грозить ужасным насилием, хотя вряд ли до него опустится. Как показывает практика, такие люди достаточно трусливые и не лезут в драки. Пусть их позиция и необоснованная, но они будут громко о ней заявлять. Хотя одно достоинство за такими людьми все же числится – они умеют признавать свое поражение. И не потому, что поменяли мнение, а только из-за того, что уже успели насладиться ходом борьбы.
Таким образом, можно подытожить, что конфликтная личность – это индивид, для которого характерна повышенная частота вступления в конфликты.
Характеристика конфликтной личности
Конфликтного человека практически с первых минут видно в коллективе. Он очень бурно реагирует на высказывания коллег, что не соответствуют его понятиям, и пытается всячески привлечь людей на свою сторону. К тому же если в самом коллективе есть определенные трудности в общении, то они обязательно станут противостояниями, носящими затяжной характер. И даже если устранить причины, что породили этот конфликт, то ситуация не изменится. Конфликтный человек будет искать себе поддержку и ободрять конфликт.
Е. Романова и Л. Гребенников дают следующие характеристики конфликтной личности:
- Девиантное поведение. То есть человек, любящий конфликты, ведет себя в группе совершенно не так, как принято в конкретной социокультурной среде. Все, что бы он ни делал, не соответствует стандарту.
- Конфликтность – это качество людей со слабым здоровьем. Из медицинской практики известно, что дети и подростки с девиантным поведением страдают от различных вегетососудистых заболеваний. Это же касается и взрослых.
Повышенный уровень конфликтности характерен для больных неврозами и психопатиями. Иногда эти диагнозы могут быть скрытыми не только от стороннего наблюдателя, но и от глаз самого больного. Но если любитель поконфликтовать будет длительное время терпеть неудачи в спорах, то он может заработать инсульт или инфаркт. Все-таки ссоры даже для людей с закаленным характером не проходят бесследно.
Немного истории
Конфликты и конфликтные личности всегда вызывали интерес к своему изучению. В 50-х гг. прошлого века появилась дисциплина под названием конфликтология. Эта наука существовала и ранее, но называлась социологией конфликтов, а только во второй половине ХХ века смогла оформиться в самостоятельную дисциплину. Огромный вклад в развитие этой отрасли внесли работы А. Козера и Р. Дарендорфа. Благодаря трудам Д. Рапопорта, М. Шерифа, Р. Доза, Д. Скотта оформилось новое веяние конфликтологии – психология конфликта. В 70-х гг. появилась потребность в практиках, которые обучали бы поведению в конфликтной ситуации. Начинают появляться различные практики и методики решения спорных вопросов наиболее мирным путем.
Стоит отметить, что изначально предметом исследования конфликтологии был конфликт как социальное явление. Ученые описывали типы противостояний и пытались найти наиболее приемлемые пути их разрешений. Однако в последнее время в обществе все больше начало появляться конфликтных личностей, что сложно не заметить.
Конфликтологи подразумевают под конфликтной личностью индивида с противоречиями в сознании и подсознании. В. Мерлин отмечает, что наиболее конфликтными являются люди с творческим складом ума и активной жизненной позицией. Существует множество теорий относительно возникновения такого типа характера у человека. К примеру, конфликтная личность по теории Фрейда – это столкновение человеческого «Я» с его же инстинктивной, бессознательной составляющей «Оно». Существует по теории Фрейда и третья составляющая личности «Сверх Я», то есть идеал, к которому человек стремится. Таким образом, индивид постоянно страдает от столкновения этих трех «Я», и это часто может выливаться во внешние конфликты.
С другой стороны, было учение К. Юнга, который утверждал, что человеческий невроз и сложность адаптации к окружающим формируются еще в детстве. Ученый подчеркивал, что важно научить ребенка понимать и осознавать свои мысли и желания для решения внутренних конфликтов. Согласно его примерам, конфликтная личность может появиться, если взрослые станут обманывать ребенка или перестанут обращать на него внимание. Тогда ребенок может сделать неверные выводы, что затруднят процесс восприятия самого себя.
Еще одна интересная теория была озвучена Карен Хорни. Она тоже обратила внимание на процесс формирования личности в детстве и ввела в обиход понятие «базальная тревога» – ощущение одиночества и полной изоляции во враждебно настроенном мире. Такое состояние возникает, когда в детском возрасте ребенок не смог удовлетворить свою потребность в безопасности. Как итог, «базальная тревога» становится базисом, на котором формируется конфликтная личность. Такие люди требуют к себе больше внимания и остро реагируют, если пошло что-то не так, как им хотелось бы. У них намного выше потребность в любви и признании, чем у остальных людей. Одним словом, конфликтные личности пытаются найти доказательства своей значимости, по крайней мере, так утверждает Карен Хорни.
Типы конфликтных личностей
Диагностика конфликтной личности показывает, что существует несколько типов таких людей. Во-первых, это шестерка основных типов:
- Демонстративный.
- Ригидный.
- Неуправляемый.
- Сверхточный.
- Бесконфликтный.
- Рационалист.
Но так как разные исследователи по-разному классифицируют поведенческие характеристики конфликтной личности, то существуют такие типы, как «крикуны», «жалобщики», «всезнайки», «грубияны» и другие. Стоит рассмотреть подробнее особенности личностей, которые встречаются чаще всего в обществе. Сложно предугадать, чем закончится общение с конфликтной личностью, поэтому нужно знать, чем один конфликтный человек отличается от другого.
Демонстративная и ригидная конфликтная личность
Слово «ригидный» переводится как «негибкий». Если применять этот термин к личности, то можно сказать, что это человек с завышенной самооценкой, не принимающий в расчет чужого мнения. Ригидный тип конфликтной личности обладает следующими характеристиками:
- Подозрительный.
- Имеет завышенную самооценку.
- Требует постоянного подтверждения собственной значимости.
- Почти не реагирует на изменение ситуации или обстоятельств.
- Всегда высказывается прямо, не имеет ни малейшего понятия о дипломатичных переговорах.
- Ему трудно принять во внимание чужую точку зрения.
- Ожидает от окружающих почтения.
- Обижается, если кто-то с ним недоброжелателен.
- Не может критиковать собственные поступки.
- Обидчивый и чувствительный.
Чаще всего конфликтная личность ригидного типа – эгоцентрик, он живет по достаточно простому принципу: «если факты не устраивают, тем хуже для фактов».
Для конфликтной личности демонстративного типа важнее всего быть в центре внимания. Такому человеку жизненно необходимо хорошо выглядеть в глазах окружающих, к тому же он относится к другим точно так же, как окружающие относятся к нему. Стоит отметить, что только при несерьезных конфликтах демонстративные личности чувствуют себя хорошо, если же конфликт приобретает глубину и остроту, то они непременно отойдут в сторону. Такие люди умеют приспосабливаться к ситуациям, их отличает эмоциональное поведение, они избегают кропотливой и систематичной работы, что касается планирования, то делают это эпизодически. Чаще всего поступают спонтанно или так, как того потребует сложившаяся ситуация. Этот человек часто становится зачинщиком спора, однако себя таким не считает. Он может раздуть конфликт на пустом месте, чтобы хоть таким способом быть на виду.
Неуправляемый и сверхточный типы личности
Исходя из названия, можно понять, что неуправляемая конфликтная личность отличается особой импульсивностью. Ее поведение сложно предсказать, к тому же такие люди всегда ведут себя вызывающе и агрессивно. Они часто нарушают принятые общественные нормы, отличаются непомерно завышенной самооценкой и постоянно требуют подтверждения собственной значимости. Эти люди не склонны брать на себя ответственность и в любых своих неудачах винят других. Неуправляемые личности не могут планировать свою деятельность, для них практически невозможно воплотить планы в жизнь. Им сложно сопоставить свои поступки с целями и обстоятельствами, к тому же такие люди не умеют делать выводы.
Что касается сверхточного типа личности, то такие люди очень скрупулезно относятся к своей работе, они требовательны к себе и окружающим. Тем, кто с ними работает, может даже показаться, что они придираются по мелочам. Такие люди чувствительны к деталям, обладают повышенной тревожностью и болезненно реагируют на замечания. Из-за мелкой и нелепой обиды они могут порвать все отношения с окружающими. Они склонны переживать из-за неудач и просчетов, в результате расплачиваются бессонницей и головными болями. Такие люди сдержаны в проявлении своих эмоций и неадекватно оценивают взаимоотношения в группе. Стоит также отметить, что конфликтные личности сверхточного типа часто страдают от неустроенной личной жизни.
Бесконфликтный и рациональный типы личности
Может ли конфликтная личность быть бесконфликтной? Это действительно парадокс, можно даже сказать, когнитивный диссонанс. Модель поведения конфликтной личности бесконфликтного типа носит ситуативный характер. Такие люди отличаются отсутствием собственных взглядов и легко поддаются чужому влиянию, из-за которого могут стать источником многих бед. Опасность этого типа заключается в том, что от таких людей не ждут подвоха, они добрые и спокойные. И если такой человек становится зачинщиком конфликта, то коллектив воспринимает такую ситуацию объективно и беспристрастно.
Люди бесконфликтного типа не имеют стойких убеждений касательно оценок и мнений. Им легко внушить новую идею. Они непоследовательны в своем поведении и страдают от внутренних противоречий. Им импонирует сиюминутный успех, перспектив такие люди видеть не умеют. Они зависимы от мнения окружающих, в частности лидеров. Если возникает спорная ситуация, то всегда ищут компромисс. Силой воли такие люди не обладают даже теоретически, к тому же они не задумываются о последствиях своих поступков и бездействий.
И последний – рациональный, или же расчетливый, тип личности. Если смотреть на поведение конфликтной личности рационального типа, становится очевидным, что конфликт для такого человека – не что иное, как способ достижения собственной цели. Такие люди могут быть активной стороной, что пытается развязать конфликт. Они тонкие манипуляторы и без зазрения совести пользуются манипулятивными навыками в личных взаимоотношениях. Если вступают в конфликт, то всегда ведут себя рационально. Прежде чем принять какую-то сторону, они просчитают все возможные варианты, оценят силы и позиции сторон и выберут только того оппонента, с которым наверняка окажутся в выигрыше. Такие люди обладают хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Они могут долгое время не проявлять себя, быть исполнительными и послушными сотрудниками, но когда увидят возможность занять руководящую должность, то проявят себя на все 110%.
Другие типы конфликтных личностей. Способы работы с ними
Помимо основных типов, существуют и другие виды конфликтных людей. Они не обладают таким многообразием характеристик, зато имеют яркие выразительные черты поведения. И если придется взаимодействовать с конфликтной личностью определенного типа, нужно уметь правильно себя вести, чтобы не довести простое недоразумение до ссоры мирового масштаба.
«Грубиян-танк» никогда не обратит внимания на что-либо или кого-либо. Неважно, что стоит у него на пути, он всегда будет идти напролом, и в такие моменты с ним бесполезно говорить. Если придется работать с таким человеком, то лучшая тактика – не попадаться ему на глаза. Если придется встретиться, то нужно быть спокойным как внешне, так и внутренне. Сначала нужно дать ему высказаться, так сказать, выпустить пар, а потом уже он обратит внимание на собеседника и его слова.
«Грубиян-крикун» повышает голос в любой непонятной ситуации. С ним в общении главное — самому не перейти на крик.
«Граната» – спокойный и мирный человек, но в какой-то момент он в секунду превращается в монстра. Это происходит, когда человек начинает терять контроль над ситуацией, и появляется чувство собственной беспомощности. Если после «взрыва» уверить такого человека, что все образуется, то он очень быстро успокоится.
«Всезнайка», пожалуй, один из самых раздражающих типов. Такие люди не умеют слушать, они постоянно принижают значимость сказанных собеседником слов, перебивают его и критикуют. Они пытаются всеми правдами и неправдами поставить себя на пьедестал, продемонстрировав интеллектуальное превосходство и компетентность. С такими людьми бесполезно спорить, лучше всего соглашаться с ними, даже если они и говорят кучерявую ересь.
Пессимизм, агрессия, покладистость
«Пессимист» – это еще один раздражающий тип конфликтной личности. Но если он начинает критиковать, то не нужно отмахиваться от его замечаний, они могут быть конструктивными. Стоит минимизировать недостатки, о которых говорил такой человек, и поблагодарить его за критику. Тогда он почувствует себя полезным и, вполне возможно, станет союзником.
«Пассивно-агрессивный» – это один из самых сложных типов конфликтной личности. Такие люди ничего не делают открыто, они не будут критиковать или сопротивляться. Зато если у такого человека появится конкретная цель, то вполне вероятно, что он начнет достигать ее при помощи других людей. Эти люди скрытные и осторожные, вывести их на чистую воду практически невозможно. Для них характерно постоянно находить отговорки по невыполненным заданиям, работать спустя рукава. Иногда такие люди хотят быть полезными и начинают активно предлагать свою помощь, хотя на деле ничего не будут делать. Им трудно выполнять поставленные задачи, и лучшая тактика – не злиться на такого человека, ведь вызвать в свой адрес отрицательные эмоции – это именно то, чего он пытается достичь. Такие люди сильны, пока остаются незамеченными, и если поговорить с кем-то на виду у других, то он растеряется.
«Сверхпокладистый» тоже со всем соглашается. Он активно предлагает свою помощь, но никогда и ничего не выполняет. И при всем этом он свято верит, что его благородные порывы никто не ценит. Он хочет понравиться всем и пытается выглядеть полезным. В итоге набирает столько обязательств, что не справляется с ними. Этот человек не умеет говорить «нет», и, чтобы наладить с ним отношения, нужно создать в коллективе эмоционально благоприятную атмосферу.
«Снайпер», «Пиявка», «Обвинитель», «Жалобщик»
«Снайпер» врывается в жизнь с колкостями и насмешками, он пытается доставить неприятности, используя интриги, сплетни и махинации. На подобное поведение лучше никак не реагировать, а если нападать, то в лоб.
«Пиявка». Этот тип конфликтной личности никогда и никого не обвинит, не нагрубит и не оскорбит. Но после общения с ним определенно будут чувствоваться усталость и дурное настроение. Единственное, что может сделать человек в общении, – это сказать, как он себя чувствует в конце разговора. Возможно, удастся выяснить причину плохого самочувствия.
«Обвинитель» все время критикует свое окружение, а помимо него – политиков, врачей, футболистов и других. Он постоянно придумывает новые нелицеприятные факты. И лучше его не останавливать, иначе придется выслушать шквал раздражения. Такие люди просто хотят выговориться.
«Жалобщики» бывают реалистичными и параноидальными. Они ярко и красочно описывают всевозможные неудачи и не нужно доказывать, что они неправы. Такие люди тоже хотят высказаться. Чтобы не слушать жалобы по второму кругу, нужно просто перефразировать своими словами все, что сказал собеседник, тогда он поймет, что его слушают, и успокоится.
Вот такими разными могут быть люди, любящие конфликты. Такой человек может явно показывать свою агрессию и наклонности диктатора, а может никак не проявлять себя, но в то же время становиться катализатором конфликтов.
fb.ru
Конфликтность Конфликтный | Что такое Конфликтность Конфликтный
Я убежден: чаще всего люди конфликтуют именно потому, что нечетко формулируют абстрактные понятия. Тот, кто предпочитает размытые формулировки, неосознанно, в глубине души, сам ищет конфликта. Никакого другого объяснения я этому не нахожу.
Харуки Мураками. Страна Чудес без тормозов и Конец Света
Конфликтность как качество личности – высокая частота и степень готовности к развитию и завершению проблемных ситуаций социального взаимодействия путем конфликтов, склонность к агрессивно-оборонительному стилю поведения.
Однажды к великому мастеру боевых искусств пришел ученик и спросил: “Что ты будешь делать, учитель, если окажешься на узкой горной тропе, где справа пропасть, а слева отвесные скалы, а сзади и спереди на тебя наступают твои давние враги, хорошо подготовленные и вооруженные?” “Я не понял тебя” – ответил мастер. Ученик в точности повторил все, что сказал в первый раз. “Тропа, скалы, пропасть, враги – всё это я понял, – сказал мастер, – Я не понял одного – как я окажусь на этой тропе?”
Конфликтность – это архитектор инцидентов. Подобно бойцовой собаке, она предрасположена к «драке». Конфликтность сама по себе не появляется. Нужно чтобы в человеке были проявлены обидчивость, гневливость, вспыльчивость и подозрительность. Обладая таким набором пороков, конфликтность во «всеоружии» агрессивно и воинственно настроена к окружающему миру. Если еще в ней много огня, темперамента, если она вдобавок ко всему некультурна, развязна и расхлябана, живет в невежественное среде, то всё, как в карточном пасьянсе, сложилось. Идеальный психологический портрет конфликтности готов.
Опытная конфликтность использует всякий шанс, чтобы «вздрогнула» Вселенная. Эгоистичная, повышенно возбудимая и внушаемая, она начинает «рвать тельняшку» даже если внешний мир не проявляет к ней никакой агрессии. Достаточно плохого настроения, утомления, страха, чувства неуверенности и неопределенности, и она грозовым ливнем обрушится на всякого, кто попадет ей под руку.
Как не парадоксально, человеку, зачастую нравится его конфликтность. Например, обидчивые люди постоянно ищут повода обидеться, ибо им по душе состояние обиды, через него они добиваются каких-то своих целей – привлечение к себе внимания, вызывание у другого чувства вины, исполнения своих прихотей. Обидчивость — одна из составляющих конфликтности. Другая ее составляющая – вспыльчивость предполагает склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям — эмоциональной несдержанности, взрывной раздражительности на обычные раздражители. Конфликтность гневлива, ибо склонна быстро переходить к эмоции гнева в ответ на внешние раздражители, мешающие удовлетворению каких-то важных для нее потребностей либо нарушающие ее критерии и нравственные ценности. Подозрительность необходима для конфликтности, поскольку склонна отказывать людям в доверии, безосновательно усматривать их враждебные намерения, избегать привязанностей из опасений оказаться обманутым, предполагать обман в действиях контрагентов.
Обладатель конфликтности оценивается внешним миром как конфликтная личность. Люди уклончиво говорят: «У него сложный, тяжелый характер». Психологи выделяют шесть характерных типов конфликтных личностей: демонстративные, ригидные, неуправляемые, сверхточные, рационалисты и безвольные.
«Демонстративные» характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду. «Ригидные» отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. «Неуправляемые»
отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее. «Сверхточные» — это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни. «Рационалисты» — расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьерных или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя. «Безвольные»В русской поэзии было два носителя конфликтности – Маяковский и Есенин. Первый провозглашал:
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Второй писал:
Сыпь, гармоника. Скука… Скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали —
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Иль в морду хошь?
В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.
Вечные противники и антагонисты, оба, каждый по-своему, сотрясали общественные устои и предписания. Есенин любил называть себя хулиганом:
Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,—
Я такой же, как ты, хулиган.
Он искал вдохновения то в изысках имажинизма, то в народной песне, буянил в кабаках и женился на стареющей танцовщице. Маяковский начинал громко как талантливый кубофутурист, жил в странной «семье на троих» с Лилей Брик и ее мужем. Один носил косоворотку и нелепый цилиндр, другой – желтую кофту. Оба, Маяковский и Есенин, приняли и поддержали Октябрьскую революцию. Обоих она, в конце концов, и погубила, приготовив для одного разочаровавшегося петлю, а для другого – пистолет.
Петр Ковалев 2013
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
podskazki.info
В основе психологии конфликта – разногласия и столкновения, постоянно возникающие в отношениях между людьми и в душе отдельного человека. Явлению, обозначаемому латинским словом confluctus, столько же лет, сколько и нашей цивилизации. Веками ученые мужи бились над проблемой бесконфликтного общества.
В конце XX века появилась даже специальная дисциплина – конфликтология. Отпочковавшись от социальной психологии, она призвана была найти панацею от раздоров. Однако по сей день, как и во времена Каина и Авеля, «стычки» и «выясняловки» не ушли из нашей жизни.
Психология конфликта: «ссоры замиряй»
Традиционно вражду считают абсолютным злом – подрывающим здоровье, разрушающим мир и покой в семье, испепеляющим отношения, вредящим делу. Это мнение отражено во многих пословицах и наставлениях.
Все они хулят ссору, даже если она «добрая» и хвалят мир, даже если он «худой». Подобные нравоучения известны еще с античных времен. К примеру, Клеобул советовал замирять ссоры и силой ничего не делать. Публий считал разгоревшийся конфликт «наихудшим аргументом»
Другие древние философы, понимая неизбежность споров между людьми, учили как владеть собой в острых ситуациях. Хилон советовал обуздывать гнев, а Периандр призвал браниться так, чтобы остаться друзьями.
Психология конфликта: «война общепринята»
Второе поколение античных мыслителей провело ревизию взглядов своих предшественников на природу противоречий. Первым высказал новое суждение о конфликте Гераклит. Он утверждал, что антагонизм – это норма, присущая не только человеческому бытию, но и всему космосу. Вражда, по мнению философа, это родитель нового в мире, поэтому война не просто «общепринята» – это «обычный порядок вещей»
В дальнейшем размышления по поводу вреда и пользы конфликта выскажут такие философы Декарт и Бэкон, Кант и Локк, Маркс и Гегель, Бердяев и Соловьев. Не раз поднимется этот вопрос и в художественной литературе. Интересные мысли о скрытых войнах в душе человека выразил Лев Толстой в романе «Война и мир». Писатель считал, что борьба внутренних противоречивых, или, как сейчас говорят, амбивалентность личности – признак «диалектики души», в то время как спокойствие – «душевная подлость».
Психология конфликтов разного вида
По содержанию столкновений различают два их варианта:
• эмоциональные – возникающие на почве личной неприязни и часто переносящими агрессию с причины ссоры на личность оппонента;
• рациональные – сопутствующие деловому взаимодействию и связанные с распределением ресурсов либо вопросами менеджмента.
По восприятию противоборствующими сторонами конфликты бывают:
• истинными – объективно существующими, осознаваемыми всеми участниками и редко завершающимися «победой дружбы»;
• случайными – вызываемыми некими обстоятельствами и всегда оставляющими возможность для примирительного маневра;
• подменными – являющимися безопасным прикрытием деликатных спорных вопросов либо слишком острых проблем;
• латентными – скрытыми или подавленными, зачастую не осознаваемыми, а значит, не способными привести к прогрессу;
• фальшивыми – не имеющими объективного основания, отличающимися ложными представлениями участников о предмете спора.
По производимому эффекту конфликты делятся на:
• деструктивные – не имеющие удовлетворительного исхода ни для одного участника и разваливающими общее дело;
• конструктивные – приводящие к удовлетворению всех сторон и идущие на пользу их отношениям.
По характеру противодействующих сторон конфликты классифицируют как:
• межгрупповые – инициируемые различными подразделениями одной структуры;
• межличностные – развивающиеся внутри одной структуры как по вертикали, так и по горизонтали иерархии;
• личностно-групповые – возникающие на основе неприятия коллективной позиции отдельной личностью;
• внутриличностные – порождаемые разногласием ценностных установок во внутреннем мире одного человека.
Проблема «яблока раздора» в психологии конфликтов
Говоря о причинах конфронтации, можно выделить 5 основных факторов конфликтогенеза в отдельной организации:
1. Столкновение новаторства с ретроградством, борьба со стереотипами и непродуктивными традициями.
2. Игнорирование индивидуальных интересов во благо трудовым как следствие неграмотного менеджмента, нерациональной организации и оплаты труда, психологической несовместимости членов команды.
3. Эгоистические мотивы – карьеризм, корысть – подавляющие интерес об общем благе.
4. Отсутствие культуры коммуникации: дефицит информации либо подача ее в искаженном виде.
5. Психологический диссонанс, возникающий при формальном объединении людей с разными потребностями и способами их достижения.
Как избежать острых углов в психологии конфликта?
Каждый из нас знает по опыту: войти в конфликт гораздо легче, чем из него выйти. Поэтому разумней предупредить спорную ситуацию, могущую иметь деструктивные последствия. Важно вовремя создать объективные условия, исключающие возникновение предконфликтных ситуаций
5 основных способов предупреждения конфликтов:
1. Четкое разъяснение всеми лицами своих позиций, требований, претензий.
2. Согласование целей и путей их достижения, формирование обоюдоприемлемых ценностей.
3. Сообщение оппоненту о своих планах, готовящихся изменениях в стиле поведения.
4. Отказ от решений, содержащих «конфликтогенный заряд».
5. Моральное или материальное поощрение оппонента с целью предупреждения его потребностей и блокировки претензий.
5 основных стратегий в психологии конфликта
1. Непримиримая борьба. Одна из сторон принуждает принять свою позицию, не считаясь с мнением оппонентов. Подобная категоричность, вредящая отношениям, может быть оправдана только в случае форс-мажора.
2. Уклонение от конфликта. Данная линия поведения уместна, когда предмет спора пустяковый или в данный момент невозможно найти эффективного решения.
3. Приспособление. Одна из сторон подлаживается под другую, добровольно отказываясь от своих интересов. Так целесообразно вести себя лишь тогда, когда важно сохранить взаимоотношения с ним.
4. Компромисс. Обе конфликтующие стороны достигают согласия по принципиальным вопросам и соглашаются на взаимные уступки по менее значимым проблемам. Склонность к компромиссным решениям особо ценится в менеджменте, однако половинчатость таких шагов всегда несет в себе риск новых недоразумений.
5. Сотрудничество. Каждый участник конфликта принимает мнение своего оппонента во избежание дальнейших разногласий. Это стратегия мудрых людей, руководствующихся девизом: «Мы не друг против друга, мы против проблемы».
В завершение разговора о конфликтах отметим: важно не только предупреждать и разрешать спорные ситуации, но и использовать их как источник самообучения и самовоспитания.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
rostduha.ru
конфликт — это… Что такое конфликт?
КОНФЛИКТ (с. 321)
Любой из нас, наверное, согласится, что конфликт — внутрисемейный, производственный или межгосударственный — это всегда неприятность, которой желательно избегать. Чтобы жить спокойно и счастливо, саму возможность возникновения конфликта надо подавлять в зародыше. Хорошо, если б конфликтов не было вовсе. Однако психологические наблюдения показывают, что это вопрос спорный. По крайней мере, решается он не столь однозначно.
Оказалось, что не так опасно иной раз излить раздражение и гнев, как сдерживать и копить хроническое недовольство, чреватое либо разочарованием и депрессией, либо «неожиданным» взрывом. Случается, что оставляют безупречно положительных мужей и жен, пресытившись однообразием бесконфликтных будней. И наоборот — пары подчас неосознанно стремятся к конфликту, периодические обострения нужны им для сохранения гармонии.
Психологический парадокс состоит в том, что для полноты жизненных ощущений нам необходимы не только позитивные переживания, но и негативные. Экспериментально обнаружено стремление многих людей к немотивированному риску — само по себе переживание опасности и азарта для человека часто ценнее, чем выигрыш. Порой мы недоумеваем, заметив, как при наличии свободного выбора люди не стремятся уклониться от противоречия, а идут навстречу ему, охотнее воспринимают эмоционально негативную, нежели эмоционально позитивную информацию. На этом принципе строится и работа прессы: известия о скандалах, преступлениях, ужасах грядущего апокалипсиса притягивают сильнее (и оплачиваются выше), чем данные об успехах.
Мы почему-то убеждены, что чувствовали бы себя вполне комфортно в беспроблемной среде, где все потребности легко удовлетворяются и все окружающие разделяют один только наш (единственно правильный) взгляд на вещи. Однако издревле существовали мудрецы, сомневавшиеся в справедливости такого убеждения. Еще в V веке до н.э. Эмпедокл создал учение, согласно которому Вселенная периодически достигает господства всеобщей Любви. Но такое состояние непрочно, потому что невыносимо скучно. Спасением от скуки становятся ростки ненависти, которые, усиливаясь, разрывают Сфайрос — Шар Любви. И начинается обратная фаза вселенского цикла.
Похоже, человеку как воздух нужны трудности, огорчения, неудачи. Только на таком фоне возможны успехи, которые и создают душевный комфорт.
Но это значит, что человек повсюду должен встречать сопротивление среды. Противодействующие силы, вызывающие с его стороны ответное напряжение, нужны ему и в физической работе, и в интеллектуальном труде, и в общении с себе подобными. Без противоборства нет общения.
Конфликты отвечают глубинным потребностям человека, поскольку прогресс в любой сфере возможен лишь через конструктивное противоречие в интересах, суждениях и оценках. Плохо, когда такого конструктивного преодоления достичь не удается и конфликт приобретает хронически неразрешимый характер. И тут на помощь могут прийти конфликтологи — специалисты по разрешению противоречий. В зависимости от конкретной проблемы их рекомендации могут быть самыми разными. Но знание некоторых основных принципов разрешения конфликтов может значительно сгладить остроту любой проблемы.
Суть любого конфликта состоит в том, что противоборствующие стороны по-разному подходят к решению одной проблемы. В этом — основа их противоречия, которое чревато конфликтом, но необязательно должно к нему привести. Устранение противоречия возможно лишь тогда, когда обе стороны заинтересованы найти взаимоприемлемое решение. Если же каждая сторона настроена в качестве окончательного решения добиться принятия своего собственного, то конфликт неизбежен.
Полностью настоять на своем фактически означает заставить противоположную сторону отказаться от своей позиции и принять вашу. Добиться этого чистой логикой невозможно, поскольку у другой стороны своя логика и ваша для нее неубедительна. Остается единственный способ — принуждение силой. Но даже если удается таким способом добиться «успеха», то это — пиррова победа. Поверженный противник лишь притворится, что подчинился, а сам затаится, накапливая силы для реванша.
Для конструктивного решения необходимо вернуться к источнику противоречия, а именно — к вызвавшей его проблеме. Именно она требует решения, причем ни одно из тех, на которых настаивают конфликтующие стороны, по всей вероятности, не подходит. Взаимоприемлемое решение находится между позициями сторон, и каждая из них должна сделать свой шаг навстречу.
Недопустимо расширение проблемы, выход за ее пределы. А ведь даже в банальных житейских ситуациях в самый разгар ссоры стороны уже и не могут вспомнить, из-за чего она началась. Подобно тому как из мелкого снежка скатывается огромный ком, так и первоначальный повод спора порой обрастает комом производных претензий и обид.
Еще одна серьезная ошибка — нагнетание враждебности к партнеру. Его несогласие с нашей позицией мы склонны объяснять в первую очередь корыстью, злонамеренностью, безнравственностью и прочими неприятными чертами. Если такое отношение взаимно, то выход найти крайне трудно.
Бывает, что противоречивые позиции не только несовместимы, но абсолютно антагонистичны. Остается единственный выход — разведение сторон, создание буфера между ними. Именно такую роль призваны играть так называемые миротворческие силы, которые в последние годы все чаще привлекаются для «остужения» горячих точек планеты.
Исследователи давно подметили, что источником многих межгосударственных противоречий являются различия в национальном менталитете. Американские психологи выделили некоторые особенности «постсоветского» человека, которые затрудняют общение с ним и приводят к противоречиям. Можно не соглашаться с мнением заокеанских экспертов, но прислушаться к нему полезно.
В большинстве своем мы не разделяем деловые (производственные, политические, финансовые) и личные отношения. То есть умом, конечно, разделяем, но сердцем — нет. Слишком мы для этого эмоциональны и экспрессивны. Многие из нас живут делом, хотя легко могут его забросить в минуты меланхолии. Даже на вечеринке мы не можем обойти стороной тему работы (не говоря уже о политике), а на работе обсуждаем семейные проблемы. Личная ссора с коллегой может отразиться на деятельности всего предприятия. Зато тому, кого мы считаем другом, мы готовы распахнуть все двери.
Мы привыкли, что в нашу жизнь непременно вмешивается судьба в облике секретарши, таксиста или стрелочника. Мы легко даем обещания, ибо уверены — жизнь обязательно помешает вытолнить любое обязательство. Для деловых людей всегда находится оправдание, и срыв условий договора никого не удивляет. Все претензии — к географии, истории и метафизике.
Для человека как существа социального важно соизмерять свое поведение с поведением себе подобных, хотя бы ради того, чтобы избежать хаоса и непонимания. Это относится к любой сфере жизнедеятельности, будь то общение, профессиональная деятельность или дорожное Движение. Люди вырабатывают определенные правила, нормы, которые затем оформляются в обычаи и законы. Естественно ожидать выполнения этих правил, что и демонстрируют благонравные англичане, корректные немцы и прочие народы, но не русские. Наверное, реальные позитивные перемены в нашей жизни начнутся тогда, когда люди станут останавливаться на красный свет.
Впрочем, все перечисленные особенности русских затрудняют их жизнь не больше, чем национальные особенности индусов, итальянцев или японцев. Просто их необходимо учитывать, если мы не хотим, чтобы любое противоречие у нас перерастало в конфликт.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
psychology.academic.ru