Конфликтология тест розенцвейга: ТИПЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ И ИХ СВЯЗЬ С ТИПОМ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ С. РОЗЕНЦВЕЙГА (НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ)

3.4. Психологические методы в конфликтологии

Конфликтология, как сравнительно молодая наука, объективно вынуждена использовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии.

Наблюдение — метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий. Применяется для изучения конфликтов различного уровня — от внутриличностного до межгосударственного. Удобство использования метода обес­печивается тем, что в ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредствен­но. Это может быть обеспечено или участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов), или восприятием конфликта со стороны (свидетель, второ­степенный участник, медиатор).

Эксперимент — метод научного познания, отличающийся активным вмеша­тельством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществля­ющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими перемен­ными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении.

Метод опроса предлагает испытуемым согласиться или не согласиться с со­держанием определенного набора предложений, подготовленных в виде стандар­тизированной анкеты. Используются анкетирование, беседы, массовые и эксперт­ные опросы.

Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заме­нить непосредственный анализ конфликтов анализом свойств и характеристик их математических моделей. Математическое моделирование с привлечением средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени.

Личностные тесты. При отсутствии тестов, специально предназначенных для определения межличностной конфликтности человека, специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.

Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.

Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.

В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей.

1. Тесты: Спилбергера, Тейлора, Филлипса на исследование тревожности. Они позволяют по уровню тревожности косвенно судить о развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у человека.

Если уровень личностной тревожности у человека достаточно высокий, то, вероятнее всего, проблемы коммуникативного характера у него проявляются в самых различных жизненных ситуациях. Если высоким окажется уровень так называемой ситуативной тревожности, то, по-видимому, коммуникативные трудности возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.

2. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга), методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера, методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.

По уровню агрессивности человека, установленному при помощи данного теста, можно судить о том, есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка.

3. Существуют тесты для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению: ваш способ реагирования в конфликте К.Томаса; конфликтная ли вы личность; самооценка конфликтности; тактика поведения в конфликте.

4. Если возникло предположение о том, что человеку недостает каких-либо существенных коммуникативных личностных качеств, то это можно практически проверить при помощи следующих методик: теста на оптимизм, теста на объективность в отношениях к людям, теста на независимость, теста на поиск выхода из затруднительных жизненных ситуаций, теста на качества лидера, теста на эффективность лидерства.

Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей информации о характере коммуникативных проблем, имеющихся у человека. Они лишь подтверждают или опровергают результаты предварительной беседы, проведенной с человеком, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения за его поведением во время беседы.

Методы изучения конфликта — Конспект по психологии конфликта (Конфликтология)

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА

1. Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях:

А. Р. Лурия (Внутриличностные конфликты) вносил изменения в выполняемые испытуемым задания, фиксируя возникающие у него ре­акции на психофизиологическом уровне: конфликт темпов,  «сшибка» внутренних ус­тановок, чего-то привычного (типа задачи, алгоритма выполнения и т. д.) и внезап­но появляющихся новых условий. На тех же принципах строил экспериментальные исследования конфликта Н. Миллер (на животных).

Наибольшее число методических процедур для экспериментального изу­чения конфликта было предложено представителями бихевиористской парадигмы.

Матричные игры («дилемма заключенного»), переговорные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с дви­жением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы).

Создание реальных конфликтных ситуаций между участниками эксперимента в лабораторных условиях с участием под­ставного испытуемого («сообщника» экспериментатора).

Исследования с помощью гомеостатических аппа­ратурных методик.

2. Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях

Исследования Шерифа – межгрупповые конфликты в детском лагере.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон исследуя агрессию, со­здавали искусственные помехи в движении водителей или вводили в естественную ситуацию взаимодействия подставное лицо (ассистента экспериментатора), кото­рый пытался пройти куда-то без очереди или грубо толкал других при входе в транспорт и т. д.

3. Изучение специфических форм социального взаимодействия

    как моделей конфликта

П. М. Ершов — монография «Режиссура как практическая пси­хология»

Н.В. Крогиус изучал специфику взаимодействия в условиях шахматной игры.

В.Л. Ва­сильев, Филонов, Давыдов исследовали в качестве конфликта взаимодействие людей в различных ситуациях судебной практики.

Методы математического моделирования в изучении конфликтов.

4. Опросные методы

В.П. Левкович и О.Э. Зуськова — методика «Межличностный се­мейный конфликт» на основе представлений, что нарушение взаимоотношений между супругами и возникновение конфликтов являются следствием противоречий в сфере потребностей.

Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия суп­ругов в конфликтных ситуациях» . Он содержит описание 32 ситуаций взаи­модействия супругов, которые носят конфликтный характер.

М. Штраус и С. Штайнметц разработали «Шкалу тактики поведения в кон­фликтах» для изучения конфликтов между членами семьи.

Тест К. Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из ко­торых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары суждений то, которое он считает более соответствующим его ти­пичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»).

Тест Ф. Розенцвейга состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуе­мому предлагается идентификация с одним из них.

Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изоб­ражающих конфликтные ситуации производственного характера. Проце­дура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга.

С.И. Ерина разработала шкалу диагностики ролевого конфликта, позволяющую выявить наличие психологического конфликта у руководителей первичных произ­водственных коллективов, степень его выраженности, зоны деятельности руково­дителя, вызывающие эти конфликтные переживания.

Т.А. Полозова — методическая процедура для изучения меж­личностного конфликта в группе, основанная на экспертных оценках отношений между членами обследуемого коллектива.

На тех же принципах основана «Модульная методика диагностики межличност­ных конфликтов» А. Я. Анцупова. Одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме этого, оцениваются выпол­нение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы орга­низации, нравственные качества и профессиональные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликтные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и другие особенности отношений в группе.

Для изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, решает опросник А. А. Ершова. Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализи­руются в конфликтных ситуациях: 1) на труд и его эффективность, 2) на себя, свои взгляды, опыт, 3) на авторитет коллег и руководителей, 4) на официальную субординацию, права и обязаннос­ти.

Московскими исследователями разработана методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах. Предполагается, что прогнозирование может осуществляться на основе информации о сфере и уровне притязаний человека, а также на результатах оценки его активности и эмоциональ­ности, потенциально ведущих к конфликтам.

Применительно к жизнедеятельности трудовых коллективов наиболее суще­ственными параметрами взаимных оценок, по ме­тодике А. Н.Лебедева, являются: уровень профессиональной подготовки, отношение к труду, уровень развития нравственных качеств, уровень способностей к руководству коллективом, уровень развития инновационных качеств.

Люди также интересуются этой лекцией: 3.4 Защита листов и рабочих книг.

Для исследования педагогического общения Э.И. Киршбаумом пред­ложены ситуации взаимодействия учителя с учениками.

Внутриличностные конфликты могут быть ди­агностированы путем выявления внутренних противоречий между различными сто­ронами «Я», личностными мотивами, тенденциями и т. д. Конфликты у больных неврозами связывались с расхожде­нием их представлений о своем «реальном» и «идеальном» «Я» (Иовлев и др.).

Е.Б. Фанталова — методика «Уровень соотношения «ценности» и «до­ступности» в различных жизненных сферах», предлагающая приемы распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между «ценностью» и «доступностью».

А.И. Тащева считает, что интерпретация человеком понятия «конфликт» позво­ляет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. С этой целью ею предложена «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» , направленная на выявление семантического поля понятия конфликта.

Проективные методики, выявляю­щие соответствующие личностные особенности (например, ТАТ).

Специализированные личностные опросники в клинической психодиагностике

Оценка локуса контроля, метод «субъективный уровень контроля».

Оценка алекситимии в клинике (Торонто алекситимическая шкала)

Оценка психической ригидности по методике «Томский опросник ригидности».

Шкала SCL-90-R

Оценка психосоматического поведения, тест Дженкинса.

Методы оценки качества жизни SF-36.

Уровень социальной фрустрированности (УСВ)

Тип поведенческой активности

Опросник Гиссена соматических жалоб

Опросник Келера «Жизненные трудности»

Методика «Проверка отношения к болезни».

Оценка субъективного комфорта А. Леонова

Шкалы диагностического уровня психической адаптации:

Шкала «Уровень нейротизма».

Тест нейропсихологической адаптации.

Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МПК-АМ) и Маклакова А.Г., Чермянина С.В.

Исследование психического стресса: клиническое применение. Методы оценки уровня фрустрации в клинике.

Копинг-стратегии (Д.Амирхан)

Копинг-тест Лазаря.

Опросник «Индекс образа жизни».

Анкета Хайма.

Проективные методики в клинической психодиагностике

Тематический апперцептивный тест

Тест незаконченных предложений

Метод живописных ассоциаций К. Розенцвейга

Метод выбора портрета, тест-драйв восьми М.Л. Сондхи Метод Г.Роршаха

Цветовой тест Люшера.

Иконки метода как проективная техника.

Изобразительно-проективные техники в клинике.

Тесты для диагностики когнитивных расстройств

Мини-тест психического состояния MMSE,

0003

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ ОСНОВЫ

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются существенным конфликтом.

2. Конфликт — это всегда антагонистический субъект социального взаимодействия, для которого характерно нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.д.).

Этиология конфликта

1. Социально-политические и экономические причины, связанные с общественно-политической и экономической ситуацией в стране.

2. Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивациях людей, обусловленные их полом, возрастом, этнической принадлежностью и др.

3. Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: отношения, лидерство, коллективная мотивация, коллективный голос, настроение и др.

4. Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности (способности, темперамент, характер, мотивы и др. ).

Основные причины конфликта

1. Распределение ресурсов.

2. Взаимозависимость задач.

3. Различия в целях.

4. Различия во взглядах и ценностях.

5. Различия в манере поведения и переживаниях.

6. Неудовлетворительное общение

 

Частные причины конфликта

1. неудовлетворенность работой;

2. нарушение профессиональной этики;

3. нарушение трудового законодательства;

4. ограниченность ресурсов;

5. различия в целях, ценностях и средствах достижения целей;

6. неудовлетворительная коммуникация

Конфликтное администрирование

прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

предотвращение или стимулирование конфликта;

урегулирование конфликта;

разрешение конфликта.

Управление конфликтами

I этап. Признание реальности конфликта сторонами конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *