3.4. Психологические методы в конфликтологии
Конфликтология, как сравнительно молодая наука, объективно вынуждена использовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии.
Наблюдение — метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий. Применяется для изучения конфликтов различного уровня — от внутриличностного до межгосударственного. Удобство использования метода обеспечивается тем, что в ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспечено или участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов), или восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, медиатор).
Эксперимент — метод научного познания, отличающийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществляющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими переменными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении.
Метод опроса предлагает испытуемым согласиться или не согласиться с содержанием определенного набора предложений, подготовленных в виде стандартизированной анкеты. Используются анкетирование, беседы, массовые и экспертные опросы.
Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заменить непосредственный анализ конфликтов анализом свойств и характеристик их математических моделей. Математическое моделирование с привлечением средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени.
Личностные тесты. При отсутствии тестов, специально предназначенных для определения межличностной конфликтности человека, специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.
Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.
Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.
В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей.
1. Тесты: Спилбергера, Тейлора, Филлипса на исследование тревожности. Они позволяют по уровню тревожности косвенно судить о развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у человека.
Если уровень личностной тревожности у человека достаточно высокий, то, вероятнее всего, проблемы коммуникативного характера у него проявляются в самых различных жизненных ситуациях. Если высоким окажется уровень так называемой ситуативной тревожности, то, по-видимому, коммуникативные трудности возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.
2. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга), методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера, методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.
По уровню агрессивности человека, установленному при помощи данного теста, можно судить о том, есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка.3. Существуют тесты для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению: ваш способ реагирования в конфликте К.Томаса; конфликтная ли вы личность; самооценка конфликтности; тактика поведения в конфликте.
4. Если возникло предположение о том, что человеку недостает каких-либо существенных коммуникативных личностных качеств, то это можно практически проверить при помощи следующих методик: теста на оптимизм, теста на объективность в отношениях к людям, теста на независимость, теста на поиск выхода из затруднительных жизненных ситуаций, теста на качества лидера, теста на эффективность лидерства.
Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей информации о характере коммуникативных проблем, имеющихся у человека. Они лишь подтверждают или опровергают результаты предварительной беседы, проведенной с человеком, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения за его поведением во время беседы.
Методы изучения конфликта — Конспект по психологии конфликта (Конфликтология)
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА
1. Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях:
А. Р. Лурия (Внутриличностные конфликты) вносил изменения в выполняемые испытуемым задания, фиксируя возникающие у него реакции на психофизиологическом уровне: конфликт темпов, «сшибка» внутренних установок, чего-то привычного (типа задачи, алгоритма выполнения и т. д.) и внезапно появляющихся новых условий. На тех же принципах строил экспериментальные исследования конфликта Н. Миллер (на животных).
Наибольшее число методических процедур для экспериментального изучения конфликта было предложено представителями бихевиористской парадигмы.
Матричные игры («дилемма заключенного»), переговорные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы).
Создание реальных конфликтных ситуаций между участниками эксперимента в лабораторных условиях с участием подставного испытуемого («сообщника» экспериментатора).
Исследования с помощью гомеостатических аппаратурных методик.
2. Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях
Исследования Шерифа – межгрупповые конфликты в детском лагере.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон исследуя агрессию, создавали искусственные помехи в движении водителей или вводили в естественную ситуацию взаимодействия подставное лицо (ассистента экспериментатора), который пытался пройти куда-то без очереди или грубо толкал других при входе в транспорт и т. д.
3. Изучение специфических форм социального взаимодействия
как моделей конфликта
П. М. Ершов — монография «Режиссура как практическая психология»
Н.В. Крогиус изучал специфику взаимодействия в условиях шахматной игры.
В.Л. Васильев, Филонов, Давыдов исследовали в качестве конфликта взаимодействие людей в различных ситуациях судебной практики.
Методы математического моделирования в изучении конфликтов.
4. Опросные методы
В.П. Левкович и О.Э. Зуськова — методика «Межличностный семейный конфликт» на основе представлений, что нарушение взаимоотношений между супругами и возникновение конфликтов являются следствием противоречий в сфере потребностей.
Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» . Он содержит описание 32 ситуаций взаимодействия супругов, которые носят конфликтный характер.
М. Штраус и С. Штайнметц разработали «Шкалу тактики поведения в конфликтах» для изучения конфликтов между членами семьи.
Тест К. Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары суждений то, которое он считает более соответствующим его типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»).
Тест Ф. Розенцвейга состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентификация с одним из них.
Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации производственного характера. Процедура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга.
С.И. Ерина разработала шкалу диагностики ролевого конфликта, позволяющую выявить наличие психологического конфликта у руководителей первичных производственных коллективов, степень его выраженности, зоны деятельности руководителя, вызывающие эти конфликтные переживания.
Т.А. Полозова — методическая процедура для изучения межличностного конфликта в группе, основанная на экспертных оценках отношений между членами обследуемого коллектива.
На тех же принципах основана «Модульная методика диагностики межличностных конфликтов» А. Я. Анцупова. Одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме этого, оцениваются выполнение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы организации, нравственные качества и профессиональные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликтные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и другие особенности отношений в группе.
Для изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, решает опросник А. А. Ершова. Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализируются в конфликтных ситуациях: 1) на труд и его эффективность, 2) на себя, свои взгляды, опыт, 3) на авторитет коллег и руководителей, 4) на официальную субординацию, права и обязанности.
Московскими исследователями разработана методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах. Предполагается, что прогнозирование может осуществляться на основе информации о сфере и уровне притязаний человека, а также на результатах оценки его активности и эмоциональности, потенциально ведущих к конфликтам.
Применительно к жизнедеятельности трудовых коллективов наиболее существенными параметрами взаимных оценок, по методике А. Н.Лебедева, являются: уровень профессиональной подготовки, отношение к труду, уровень развития нравственных качеств, уровень способностей к руководству коллективом, уровень развития инновационных качеств.
Люди также интересуются этой лекцией: 3.4 Защита листов и рабочих книг.
Для исследования педагогического общения Э.И. Киршбаумом предложены ситуации взаимодействия учителя с учениками.
Внутриличностные конфликты могут быть диагностированы путем выявления внутренних противоречий между различными сторонами «Я», личностными мотивами, тенденциями и т. д. Конфликты у больных неврозами связывались с расхождением их представлений о своем «реальном» и «идеальном» «Я» (Иовлев и др.).
Е.Б. Фанталова — методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», предлагающая приемы распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между «ценностью» и «доступностью».
А.И. Тащева считает, что интерпретация человеком понятия «конфликт» позволяет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. С этой целью ею предложена «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» , направленная на выявление семантического поля понятия конфликта.
Проективные методики, выявляющие соответствующие личностные особенности (например, ТАТ).
Специализированные личностные опросники в клинической психодиагностике
Оценка локуса контроля, метод «субъективный уровень контроля».
Оценка алекситимии в клинике (Торонто алекситимическая шкала)
Оценка психической ригидности по методике «Томский опросник ригидности».
Шкала SCL-90-R
Оценка психосоматического поведения, тест Дженкинса.
Методы оценки качества жизни SF-36.
Уровень социальной фрустрированности (УСВ)
Тип поведенческой активности
Опросник Гиссена соматических жалоб
Опросник Келера «Жизненные трудности»
Методика «Проверка отношения к болезни».
Оценка субъективного комфорта А. Леонова
Шкалы диагностического уровня психической адаптации:
Шкала «Уровень нейротизма».
Тест нейропсихологической адаптации.
Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (МПК-АМ) и Маклакова А.Г., Чермянина С.В.
Исследование психического стресса: клиническое применение. Методы оценки уровня фрустрации в клинике.
Копинг-стратегии (Д.Амирхан)
Копинг-тест Лазаря.
Опросник «Индекс образа жизни».
Анкета Хайма.
Проективные методики в клинической психодиагностике
Тематический апперцептивный тест
Тест незаконченных предложений
Метод живописных ассоциаций К. Розенцвейга
Метод выбора портрета, тест-драйв восьми М.Л. Сондхи Метод Г.Роршаха
Цветовой тест Люшера.
Изобразительно-проективные техники в клинике.
Тесты для диагностики когнитивных расстройств
Мини-тест психического состояния MMSE,
0003
КОНФЛИКТОЛОГИЯ ОСНОВЫ
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются существенным конфликтом.
2. Конфликт — это всегда антагонистический субъект социального взаимодействия, для которого характерно нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.д.).
Этиология конфликта
1. Социально-политические и экономические причины, связанные с общественно-политической и экономической ситуацией в стране.
2. Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивациях людей, обусловленные их полом, возрастом, этнической принадлежностью и др.
3. Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: отношения, лидерство, коллективная мотивация, коллективный голос, настроение и др.
4. Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности (способности, темперамент, характер, мотивы и др. ).
Основные причины конфликта
1. Распределение ресурсов.
2. Взаимозависимость задач.
3. Различия в целях.
4. Различия во взглядах и ценностях.
5. Различия в манере поведения и переживаниях.
6. Неудовлетворительное общение
Частные причины конфликта
1. неудовлетворенность работой;
2. нарушение профессиональной этики;
3. нарушение трудового законодательства;
4. ограниченность ресурсов;
5. различия в целях, ценностях и средствах достижения целей;
6. неудовлетворительная коммуникация
Конфликтное администрирование
прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
предотвращение или стимулирование конфликта;
урегулирование конфликта;
разрешение конфликта.
Управление конфликтами
I этап. Признание реальности конфликта сторонами конфликта.