Конфликты в школе – «Конфликты в школе и пути их разрешения»

Классный час на тему «Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения»


Классный час

«Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения»

Автор : Масалкина Алёна Юрьевна,

учитель начальных классов

г. Ирбит

Тема работы » Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения»

Форма проведения — классный час

Содержание:

Введение ——————————————————————————стр.3

Основная часть ———————————————————————-стр. 4-8

Заключение —————————————————————————стр.9

Список литературы——————————————————————стр. 10

Введение

 С каждым годом увеличивается количество детей, которые не умеют общаться, взаимодействовать с другими, им трудно понимать людей, регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и взрослыми, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Работа с такими детьми сложная и трудоемкая. Но конфликты неизбежны. Ведь именно так дети учатся вести себя в обществе и начинают проявлять свою самостоятельность. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель — передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта.

Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций. Сделать это можно при разборе и проигрывании различных ситуаций на классном часе. Поэтому представляю фрагменты классного часа «Конфликты в школьной жизни и пути их разрешения»

Цель работы:

Оказание помощи детям в умении слушать, слышать, уважать мнения и различные точки зрения других людей, изучение причин и поиск путей решения конфликтных ситуаций на базе одной из серии киножурнала «Ералаш»

Задачи :

  • Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта;

  • Способствовать формированию  у  учащихся  представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения;

  • Выработать памятку с правилами поведения

Ход классного часа.

«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними» Д.Карнеги

I. Организационный момент. Эмоционально — психологический настрой на  деятельность.

Приветствие Цель: создание благоприятного климата среди  участников

Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

II Определение темы классного часа.

В любой ситуации можно найти хорошее и плохое. И от того как мы относимся к различным ситуациям в жизни, могут возникнуть различные ссоры и недопонимания.

— А теперь давайте подумаем, что же такое конфликт? Какие ассоциации оно вызывает?

Прошу обсудить это в группах и дать ответ виде схемы.

Конфликт

Драка

Ссора

Война

Потасовка

Спор

Послушайте, как об этом говорится в толковом словаре

Конфликт – (от лат. conflictus — столкновение), столкновение сторон, мнений, сил. Большой энциклопедический словарь

— Какие конфликты случались в Вашей жизни?

— Какие чувства Вы тогда испытывали?

— Ребята, а как вы думаете,  часто ли  происходят конфликты между людьми? 

— Значит, чему же мы будем учиться сегодня на классном часе?

— Правильно, мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, в которых страдают люди. Все конфликты в классе и в школе происходят от того, что люди не знают способа выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре.  Мы узнаем, почему  происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать.

 III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.

(Просмотр видеоролика «Битва»)

Анализ ситуации. 

Из-за чего возник конфликт? 

А что же могло произойти между мальчиками до этой ситуации?

  Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

Кто помогал, по-мнению мальчиков, справиться им с конфликтом?

Но на самом деле помогали родственники мальчикам или нет? Почему?

 Почему же все-таки возник конфликт?

А как бы вы поступили в подобной ситуации? Какие пути выхода из конфликта вы предлагаете?

Главное,  чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться)

В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются участники конфликта или оппоненты. В нашем случае оппонент 1 это первый мальчик, а оппонент 2 -это второй мальчик. Предмет конфликта — это борьба за лидерство. Объект -это взаимоотношения двух учеников. У каждого из них есть группа поддержки -это их родственники, которые задействованы в конфликтной ситуации. Ребята пользуются активной деструктивной стратегией (соперничество), что наносит вред имуществу. В конфликте усиливается образ «врага» в другом участнике , что проявляется в стремлении причинить оппоненту максимальный ущерб.

У нас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске — “У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)

— Назовите основные причины возникновения конфликтов?

—          неумение слушать,

—          непонимание;

—          неумение договориться;

—          несдержанность.

Давайте все-таки подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт.

(Класс делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)

Сейчас вы записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта.

 

Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.

Ученик:

В конфликте выясняется истина

Открываются вещи, которые мы раньше не замечали

Выявляется мнение каждого человека

В ситуации конфликта человек раскрывается

Человек в конфликте может самосовершенствоваться

Давайте послушаем другую группу. Минусы конфликта.

Ученик:

Падает настроение

Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье

Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе

Мысли направлены не на дело, а на конфликт

Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми

Плохое настроение может передаваться на семью

 

Вывод: конфликт несет и хорошее и плохое.

— Чего же больше плюсов или минусов?

Конечно, лучше обходиться без конфлткта или уметь безболезненно из него выйти.

IY. Итог. Выработка памятки

А сейчас давайте вместе составим памятку или правила, по которым мы будем жить в нашем классе.

  1. Выслушивать точку зрения другого человека до конца.

  2. Контролировать себя! Не позволять гневу победить вас.

  3. Говорить спокойно, не переходить на оскорбления.

  4. Чаще говорить вежливые слова.

  5. Говорить всегда правду. Ложь не красит человека

  6. Не бояться правды, высказанной в ваш адрес .

  7. Никогда не оправдывать себя. ( Меня не понимают, не ценят)

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст и внешность, мы по–разному можем воспринимать одни и те же вещи, явления После классного часа давайте попробуем жить по этим правилам и посмотрим, изменится ли что-то в нашем классе или нет, станет меньше конфликтов и ссор или нет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее…

(Е.Евтушенко)

Заключение

Можно ли избежать конфликта? Чтобы предотвратить конфликт необходимо научиться понимать и договариваться, решая конфликтную ситуацию. Важно помнить, что кроме выражения наших собственных интересов нам необходимо уметь выслушать интересы другого человека. Таким образом, мы можем прийти к сотрудничеству. Важно понять причину конфликта, при решении попытаться встать на место другого и почувствовать то, что он чувствует.

Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. .

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях. И тогда решение окажется верным.

Список литературы.

1 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология – Москва ,Изд-во Юнити, 2004.

2 Кибанов, А.Я. Конфликтология – Москва ,Изд-во Инфра-М, 2007.

3 А. Коновалов .Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений (практическое руководство) — Москва, 2012 год

4 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 − 2017 годы

5 ФЗ » Об образовании в РФ», ст. 45

infourok.ru

» Как разрешить конфликты в школе».

Лекция  Роль школьной психологической службы в разрешении конфликтов

 

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

 Педагогические конфликты могут быть распределены по трем большим группам. В первую входят мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации учащихся или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

 Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса. Имеются в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе. Так, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена его ведущей деятельности (с игровой на учебную), меняется социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возникают новые требования и обязанности. Психологическая адаптация к школе может длиться от трех месяцев до полутора лет.

      Только ученик привыкает к своей новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период, он переходит в среднее звено. Вместо одного учителя появляются разные учителя-предметники. И если учитель начальных классов, как правило, опекает своих ребят, помогает им, заботится о них, то педагоги средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме этого, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

 Следующий конфликтный период наступает в начале 9-го класса, когда возникает новая болезненная проблема: нужно решить, что делать, — идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в школе. Ребята, идущие в техникумы и училища, часто испытывают своеобразный «комплекс неполноценности” по сравнению с другими школьниками. Довольно часто возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в 10-й класс, но получает отказ по причине низкой успеваемости. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный учащийся вынужден идти в среднее специальное учебное заведение по причинам материального характера. Таким образом, для многих молодых людей девятый класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами.

 И, наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит своих питомцев к выполнению определенных ролей «взрослой жизни”. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным: неудачи, срывы, проблемы.

 Третью группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых и ценностных ориентаций. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за свое первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют мальчики и девочки. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик”, помимо мотивационных, могут иметь нравственно-этический характер. Часто учителя не придают должного значения этой стороне их взаимодействия со школьниками: нарушают данное ими слово, открывают ребячьи секреты. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителю. По данным психологов, только 3-8% процентов школьников имеют доверительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.

 Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка. В большинстве школ, особенно городских, существует типичный конфликт между учителями начальной школы и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензий кратко можно обозначить следующим образом: учителя-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из третьих классов, недостаточно самостоятельны и привыкли к излишней опеке взрослого. В свою очередь, учителя начальных классов с горечью говорят о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать, писать, и упрекают учителей-предметников за недостаток внимания и теплоты к детям. Видимо, данный конфликт обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.

Во взаимодействиях «учитель — администрация школы” возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения, а в последнее время — связанные с введением новшеств. Таким образом, школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами.

 Многоплановость учебно-воспитательного процесса обуславливает разнообразие возможных межличностных конфликтов и конкретных форм их протекания. Трудность в том, что ситуации, приводящие к столкновениям, часто по-своему уникальны, неповторимы, и поэтому отсутствуют универсальные способы их разрешения.

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся помимо анализа причин, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, необходимо учитывать возрастные особенности школьников. В младших классах конфликты между педагогом и его подопечными, как правило, порождены невыполнением последними дисциплинарных требований. Таким образом, конфликтная ситуация расценивается учителем как сугубо деловая. В то же время дети в большинстве случаев пока еще не способны определить ее истинный характер и воспринимают позицию педагога как обиду для себя, как лично недоброжелательное отношение к ним. Это порой и определяет выбор ребенком несоответствующего реальному содержанию ситуации поведения. Он может замкнуться в себе, что называется «надуться на взрослого”. В этом случае задача педагога — раскрыть ему истинные причины недовольства, а уже затем показывать необходимость соблюдения предъявляемых требований, разъяснить нецелесообразность продолжения конфликта и нежелательный характер его возможных исходов.

 

Подросток в отличие от младшего школьника ощущает себя равноправным участником межличностного конфликта с учителем. Наряду с деловыми конфликтными ситуациями, возникающими между педагогом и школьниками этого возраста, нередки противоречия и чисто личного характера. Как правило, они вызваны, с одной стороны, усиливающимися тенденциями индивидуализации, возникающими у подростка чувством взрослости и стремлением к признанию себя таковым, а с другой — отсутствием у педагога серьезных объективных оснований для признания его равным себе. Конфликтное поведение здесь может реализоваться в форме резкой конфронтации, быть необычайно ярко эмоционально окрашенным и в случае неверной тактики, выбранной учителем, способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

Что касается старшеклассников, то межличностный конфликт между ними и педагогом может привести к значительно более серьезным последствиям, чем подобная ситуация с подростком, а тем более с младшим школьником. Порой незначительный, казалось бы, конфликт, носящий личный характер, будучи перенесен в деловую сферу, может во многом повлиять на дальнейшую судьбу юноши и девушки, толкнуть их на неверный шаг, который приведет к многочисленным неудачам вступающего во взрослую жизнь молодого человека.

Вот несколько типичных ситуаций.

Первая. Мама ученицы начальной школы уверена, что по английскому языку ее дочь должна иметь «четыре», а не «три». Со своими претензиями она идет не к учителю, а сразу к завучу. Учитель, с которым мама предварительно не поговорила, считает этот поход к завучу некорректным и не желает давать никаких объяснений.

 Вторая. Учительница начальных классов, ученики которой перешли в среднее звено, продолжает общаться с родительским комитетом теперь уже пятого класса. Обсуждая проблемы, часто высказывает критические замечания в адрес «предметников», преподающих в «ее» классе, иногда критикует «классную». Но кто-то из родителей сообщает новой классной руководительнице об идущих разговорах, и та просит администрацию освободить ее от этой должности.

 Третья. Учителя не устраивает расписание, составленное учебной частью. Заместитель директора отказывается его изменить: всем не угодить, кто-то все равно останется недоволен. В ответ учитель не согласился вести уроки вместо заболевшей коллеги.

 Четвертая. Урок в 8-м классе. Проверяя домашнее задание, учительница трижды вызывает одного ученика. Все три раза мальчик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал. В результате

«двойка» В журнале. На следующем уроке опрос вновь начался с него. И когда он опять не стал отвечать, учительница удалила его с урока. Та же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в школу. Но родители выразили учительнице недоверие за то, что не сумела найти подход к их сыну. А та, в свою очередь, высказала претензии им — родителям, не уделяющим, по ее мнению, должного внимания сыну и его школьным делам. Разговор продолжился в кабинете директора.

 Любой конфликт можно рассматривать с двух позиций: деструктивной и конструктивной.

Конфликт деструктивен, если он уводит в сторону от более важных проблем и дел; разрушает состояние духа, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; поляризует группы людей и ужесточает позиции внутри групп; углубляет различия в ценностных ориентациях; вызывает безответственное или заслуживающее сожаление поведение или проявление насилия.

 Конфликт конструктивен, если он открывает для всех острую проблему; приводит к столкновению с реальной проблемой; расширяет вовлечение сотрудников в решение проблем; вызывает реальное общение; дает выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу; помогает признанию взаимозависимости и укреплению единства; помогает совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

 Любой конфликт можно проанализировать по определенному алгоритму. При этом можно накопить опыт решения и суметь спокойнее и точнее разбираться в конфликтных ситуациях.

Алгоритм анализа конфликтной ситуации:

1. Описание ситуации, ее участники.

2. Природа и суть ситуации.

3. Поведение одной стороны.

4. Поведение другой стороны.

5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт.

6. Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).

7. Каким был выход из конфликта.

8. Какие приемы взаимодействия с конфликтующими я мог использовать; как я их использовал.

9. Анализ моего поведения в данной ситуации: правильно — ошибочно.

10. Варианты поведения после конфликта.

11. Что делать, чтобы избежать аналогичных конфликтов.

 Отношения между педагогами, родителями и учениками сегодня напоминают битву трех сторон. Не случайно школьные конфликты все чаще приводят в суд, причем дело дошло до того, что ученики кончают жизнь самоубийством из-за ошибок педагогов или, наоборот, избивают или убивают своих учителей. И не случайно для разрешения конфликтов во многих школах стали привлекаться школьные психологи, начали создаваться школьные психологические службы. Эти службы помогают педагогам, родителям и ученикам найти конструктивные выходы из сложных конфликтных ситуаций, дают знания и навыки по мерам профилактики конфликтных ситуаций, помогают снизить уровень агрессивности в школьной среде, обучают навыкам конструктивного взаимодействия всех участников учебно-образовательного процесса.

В сложившихся условиях функционирования образовательной системы школьный психолог становится связующим звеном в системе взаимодействия «семья-школа», гармонизирующим отношения между родителями и школой и способствующим удовлетворению потребностей в позитивных контактах каждой из сторон. Участие школьного психолога во взаимодействии между родителями и школой способствует увеличению позитивных связей, изменяя качественную структуру отношений, которые становятся более доверительными и открытыми.

В основные функции школьного психолога входит психологическое сопровождение учебного процесса, профориентация, выявление склонностей, интересов, способностей учащихся, ведение тренингов по различным проблемам, индивидуальное консультирование по вопросам успеваемости, взаимоотношений в классе, взаимоотношений ученика с учителями, с родителями и др.

Невозможно одному специалисту полноценно осуществлять мониторинги, тестирования, тренинги, профилактику наркомании и прочее. Как и всякий человек, психолог не может хорошо уметь всё, поэтому оптимальное решение – создание в школе психологической службы, где работает несколько психологов, специализирующихся в различных областях психологического знания.

Психолог должен позиционировать себя как независимый специалист. Именно такая позиция укрепит роль психолога как реального помощника, а не как «шпиона» администрации. Да, и самому психологу это во многом облегчит задачу по сохранению психического здоровья школьников, работу по психологической коррекции. Позволит более свободно решать реальные проблемы учащегося, чтобы ребенок не чувствовал себя один на один со своими часто недетскими проблемами, ощущал себя комфортно в школе, не чувствовал себя брошенным и несчастным.

Ученики, как правило, сами не обращаются к психологу, особенно это касается младших школьников. Обычно за них это делают родители или учителя. Учителя приводят детей чаще, поскольку хотят, чтобы психолог разобрался с проблемами трудного ребенка, с которым сами они уже не в состоянии бороться. Родители обращаются реже по нескольким причинам: некоторые считают, что их ребенок самый лучший и поэтому предпочитают не замечать сложностей, другие просто не доверяют психологу, поскольку не имеют правильного представления о выполняемых им функциях, или просто не верят, что он способен что-то сделать.

Старшеклассники, случается, приходят сами, без советов и рекомендаций. В основном их волнуют проблемы выбора профессии, особенно в отсутствии ярко выраженных интересов и способностей. Также часто обращаются за помощью неуверенные в себе ребята, имеющие трудности в общении со сверстниками.

 

Наиболее распространенной проблемой в младших классах является так называемая «школьная дезадаптация», т.е. отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющиеся в виде затруднений в обучении, конфликтов с одноклассниками, нарушении дисциплины. Симптомы школьной дезадаптации могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, но при этом могут проявляться либо в субъективных переживаниях, либо в форме ряда психогенных нарушений, среди которых можно выделить неадекватную реакцию на проблемы и стрессы, конфликты с окружающими, резкий спад интереса к учебе и повышенную тревожность.

 

В старших классах у ребят в первую очередь возникают проблемы с поведением и адаптацией в коллективе. Для некоторых детей в какой-то момент учителя перестают быть авторитетом, теряется стимул к учебе. Корень проблемы обычно кроется в педагогах, которые не умеют создать благоприятной атмосферы, пользуются примитивными способами наказания и поощрения, в результате чего у них не получается наладить контакт с ребенком. Наиболее свойственны детям в этом возрасте такие качества, как импульсивность, нетерпеливость, сниженная ответственность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость. Большинство параметров имеет тесную связь со сферой общения. Стремление быть лидером без необходимых коммуникативных навыков порой приводит к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми.

Также можно выделить такое свойство характера подростка, как пониженная самооценка, которая наблюдается у большинства детей с нарушениями адаптации (84%), а также у значительного числа школьников, у которых с адаптацией все в порядке (38%). Она выражается в неуверенности в себе, зажатости, боязни сделать ошибку. Повышение самооценки и формирование позитивного отношения к жизни и учебе являются одной из основных задач школьного психолога.

 

Психологическая служба школы – это специализированное подразделение в системе образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность психологической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, СУЗ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности психологической службы школы — психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

 

Цель психологической службы — обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

1. Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

2. Психопрофилактика — психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

3. Психоконсультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

4. Психодиагностика — проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.

5. Психокоррекция — устранение отклонений.

 

Основная идея психологической службы — идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

Главный принцип организации психологической службы — системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически. В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Можно выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначить как психологическое консультирование и проектирование (или «конструирование»).

 

Проектирование деятельности.

Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.

 

Консультирование.

Под консультированием же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.

 

Школьная психологическая служба в своей работе опирается на три основных компонента.

Первый компонент — систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса школьников с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.

Второй компонент — создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» школьников. Создание таких условий осуществляется как в ходе непосредственной работы психолога со школьниками (психолог проводит развивающие занятия, организует специальную развивающую психологическую среду, консультирует по актуальным вопросам), так и опосредованно — через консультирование и методическую помощь школьной администрации, педагогам, классным руководителям или в меньшей степени родителям. Общая цель всех направлений и форм работы в данном направлении — создать самому или помочь организовать педагогам и родителям конкретные ситуации, образовательное и воспитательное пространство в целом, которые учитывали бы потенциал, психологические особенности школьников, их актуальные интересы и потребности.

Третий компонент — создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников или ученических коллективов. С одной стороны, психолог действительно организует и осуществляет коррекционную, консультативную работу с самими школьниками, их педагогами и родителями в плане решения проблем обучения, поведения, общения или психического самочувствия детей и подростков. В случае необходимости он помогает найти специалиста для оказания квалифицированной помощи и оказывает психологическую поддержку во время работы с ребенком или его семьей. Однако чрезвычайно важным аспектом его деятельности является методическая работа с администрацией школы, педагогами, родителями. Ее цель — помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. То есть такие условия, которые не провоцировали бы отклонений в поведении, внутриличностных конфликтов, позволяли бы в доступной ребенку форме р

infourok.ru

Из опыта «Конфликт в школе»

Конфликт в школе и пути его решения.

В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. А трудные ситуации, так или иначе, всегда связаны в нашей жизни с конфликтом. Можно даже сказать, что конфликт той или иной степени накала это явление повседневное и повсеместное. Это не хорошо и не плохо, это просто кусочки нашей с вами жизни. Там где существуют человеческие взаимоотношения, всегда найдется питательная среда для возникновения конфликтов. Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Таким образом, конфликт — это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом.

Возможно, ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учитель и родитель. В то же время конфликтная ситуация — это сигнал, звонок, какого-то нарушения. Не замечать его нельзя. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента сию минуту не могут. Данный конфликт возник во второй четверти 2 класса между родителями учащихся. Но, чтобы возник конфликт, одной конфликтной ситуации недостаточно: конфликтная ситуация существовала задолго до того, как произошло прямое столкновение оппонентов. Данный конфликт можно записать следующей формулой: конфликтная ситуация + инцидент = конфликт (конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта; инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта). В данном конфликте конфликтогеном («способствующие конфликту») выступила мама ученика, так как ей предъявлялись многочисленные претензии по поводу агрессивного поведения ребенка. Со стороны классного руководителя была назначена в отдельности встреча с теми (мама ученика, родители класса), кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации.

Участники конфликта: родители учащихся, классный руководитель, учитель группы продленного дня, завуч начальной школы, школьный психолог.

Причиной было то, что ученик класса на переменах и в группе продлённого дня без спросу детей брал их блокноты и тетради и рисовал в них, снимал и прятал обложки с тетрадей, переставлял местами вещи детей, задирал юбки девочкам, обзывал детей плохими словами, на переменах мешал играть одноклассникам, звонил домой детям по – нескольку раз и бросал трубку, красками пачкал одежду, в портфель бросал мусор. Ученик просто хотел привлечь к себе внимание. Дети всё это рассказывали учителю и родителям. Классным руководителем проводились неоднократно классные часы на тему поведения в школе, о доброте и уважении, давались ответственные поручения этому ученику чаще других, разыгрывались детьми на уроках литературного чтения и окружающий мир похожие ситуации и способы выхода из них, проводились классные мероприятия, где этому ученику отводилась главная и серьёзная роль, поощрялись позитивные взаимоотношения между учащимися с тем, чтобы школьники меньше вовлекались в конфликты, обучала школьников навыкам разрешения конфликтов, для того чтобы они имели возможность самостоятельно справиться с конфликтом.

Классный руководитель беседовал с мамой этого ученика о поведении сына, предлагала прийти в школу и помимо версии своего ребенка узнать, как видят ситуацию другие участники конфликта: учителя, дети, родители (только не прокурорским тоном!). Мама ученика выслушала мнение со всех сторон и обвинила всех детей в том, что они сами пристают к её сыну. После такого разговора сын ещё чаще стал «шкодничать» по отношению к своим одноклассникам. Поведение ученика не менялось

По просьбе классного руководителя, в работу была привлечена психолог школы. Педагог-психолог по результатам психодиагностических исследований и по результатам наблюдений пришла к выводу, что стиль воспитания, которого придерживаются родители Саши, либеральный, так как он учится хорошо. По результатам социометрического исследования «Наша группа» Моткова, Саша хочет быть замечен всеми, стремиться к лидерству, он дезорганизатор в классе, не пользуется популярностью у одноклассников, завышенная самооценка, не умеет себя контролировать, недостаточно развита произвольность, возбуждение преобладает над торможением. С учеником была организована консультативная и коррекционная работа. Психологом были даны рекомендации классному руководителю: максимальное вовлечение в работу органов детского самооуправления; формирование адекватной самооценке, учебно – управленческих навыков, положительного лидерства.

Тогда к серьёзному разговору с классным руководителем, учителем группы продлённого дня и завучем начальной школы была приглашена мама этого ученика. Мама в разговоре вела себя грубо и бесцеремонно, считая, что все вокруг обманывают и наговаривают на сына, так как убеждена в своей правоте. В разговоре выяснилось, что этот ребёнок у неё поздний и ему разрешается многое. Маме была дана возможность «спустить пар», затем спокойно и уверенно была высказана собственная точка зрения происходящего на всё всем участникам разговора, не ставя под сомнения её правоту.

В разговоре с классным руководителем, куда была приглашена и завуч начальной школы, мама потребовала, чтоб учеников, которые мешают учёбе её сына, перевели в другой класс. Предмет спора был сложен и требовал обсуждения для выработки компромиссного решения.

Обоюдным стало решение перевести временно ребёнка в параллельный класс и определить степень его комфортности. Решение мамы и ребёнка было положительным. С третьей четверти учащийся учился в параллельном классе, в котором он обучается (по заявлению мамы) до настоящего времени. Учебная успешность этого ученика осталась на том же уровне. Мама активнее включилась в воспитание сына. Конфликт между ребятами разрешился сам по себе, так как, обучаясь в параллельных классах, у них появилась возможность обмениваться своими впечатлениями о том интересном, что с ними происходило в течение дня. Сейчас ребята с желанием общаются на переменах, в группе продлённого дня, на совместных мероприятиях, проводимых на параллели: выезды на базу отдыха, посещение культурно – досуговых мероприятий.

Роль в конфликте педагогического состава, была определена, как роль миротворцев, которые стоят над конфликтом. Цель: подавить ярость мамы, собственным спокойствием, что помогло ей справиться со своей агрессией и прийти к общему решению. Разрешить конфликт — это значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент. Исходя из произошедшей ситуации, очередное родительское собрание было проведено классным руководителем на тему: «Бесконфликтное общение в рамках семьи и школы»; психологическая площадка «Формирование адекватной самооценки». Для того чтоб подобный конфликт не повторился, с ребятами продолжаются проводиться мероприятия на сплочение детского коллектива (выезды на базу отдыха, посещение кинотеатров, театров и центров детского творчества, походы на выставки, совместные мероприятия на параллели, создание уюта в классной комнате и т.п.).

Существует несколько способов разрешения конфликтов: юмор, т.е. беззлобно – насмешливое отношение к чему – нибудь или кому – нибудь; признание достоинств; компромисс; третейский суд; анализ; ультиматум. В данном конфликте был применён способ разрешения его – компромисс.

Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: “… без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели”.

Когда учитель входит в класс, он попадает в конфликтогенную зону, но не стоит содрогаться от этого объективного обстоятельства. Нужно просто решать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. Это есть формула решения школьных конфликтов.

Из опыта работы: Юркина С.В.

infourok.ru

Доклад по теме: «Конфликты в школе»

Конфликты в школе

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 4 Сопоева С.К.

Ситуации, когда отношения с учителем не складываются, пугают и родителей, и детей. Но если подросток в 15–16 лет может понять и причины, и суть происходящего, найти поддержку у друзей и у других учителей, то для младшеклассника такой конфликт может стать тяжелым испытанием, основой серьезных нарушений развития на все следующие годы.

Ведь в сознании ребенка младшего школьного возраста учитель – самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит – расцветает от ощущения собственной успешности.

Страх быть непринятым учителем, стать объектом критики и даже насмешек не дает ребенку возможности получать удовольствие от процесса познания. Ребенок или начинает покорно приспосабливаться, «зубрить» в надежде, что его, наконец, похвалят, или становится замкнутым, агрессивным, грубым.

Причины конфликтов

По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, – родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем. «Самый острый конфликт, – говорит известный физиолог, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких, – это конфликт непонимания. Учитель не понимает, отчего ребенок мешает на уроке, крутится, не умеет решать задачи, плохо запоминает и т. п. А так как не понимает, не может помочь. Чаще при этом обвиняет родителей. Родитель, в свою очередь, не понимает претензии учителя. И тоже не может помочь ребенку».

Среди множества непохожих ситуаций психологи все же выделяют несколько, которые чаще других становятся причиной конфликтов:

1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом – угрозу своему авторитету.

2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников – самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.

3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.

4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

Тревожные симптомы

Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Признаки серьезных проблем в школе:

• Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый – начинает ужасно грубить.

• Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.

• Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».

• На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.

• Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

Надо учитывать и то, что младшие школьники часто преувеличивают масштаб проблемы, на взгляд взрослых, конечно. Из-за того что сейчас учитель для них – царь и бог, они впадают в панику по «несерьезным», со стороны взрослых, причинам: не спросили, когда он знал правильный ответ, не нарисовали «улыбочку» в дневнике, сравнили с более успешным соседом по парте и т. д. Такие вроде бы мелочи могут стать основанием для того, чтобы заявить родителям: «Учительница меня не любит и обижает».

Порядок действий

Главная задача родителей – не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом. Проделав вместе с ребенком все шаги по разрешению трудной ситуации, вы дадите ему в руки инструмент, который он сможет применить дальше.

Шаг 1: Выслушайте ребенка

Любой психолог скажет, что главное в процессе «слушания» – не оценивать то, что вам говорят. Не мешайте ему выражать свои эмоции, даже если вам покажется, что он слишком груб и даже агрессивен в выражениях. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», – а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь». Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет». Просто слушайте, кивайте, задавайте дополнительные вопросы. Ребенок должен чувствовать при этом, что вам действительно интересно его мнение, что вы не злоупотребите его доверием и не обернете его откровенность против него. Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен. Он поймет, что вы – на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность – при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

Шаг 2: Начните обсуждение

Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача – вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?» Главная мысль, которая должна прийти в голову ребенку по ходу этой беседы: суть конфликта не в том, что кто-то старается причинить зло другому, а в непонимании. Разработайте план дальнейших действий. Даже если вы не придумаете выхода из конфликта, ребенок поймет, что, прежде чем действовать, нужно проанализировать ситуацию, поставить себя на место другого и постараться понять его.

Шаг 3: Поговорите с педагогом

Но приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков. В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны. Как бы ни было трудно, нужно постараться сохранить спокойствие и беспристрастность, «выключить» собственные родительские эмоции. Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

Шаг 4: Побеседуйте втроем – вы, учитель и ребенок.

Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником – собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5: Примите решение

Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Сегодня случаются конфликты, основанные на вымогательстве, когда учитель настаивает на дополнительных платных занятиях, для этого сознательно занижая отметки. Это повод для разбирательства, и не надо бояться давления школы на ребенка. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации – как можно быстрее сменить школу и педагога. И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится». Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

infourok.ru

Конфликты в школе

27 Январь 2016      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:   1194

Плохая новость для взрослых в том, что школа – потенциальное место для конфликтов. Самые распространенные комбинации: учитель – ученик, ученик – одноклассники, младший школьник – старшеклассники, учитель – родители. 

Сегодня конфликты в школе стали настолько распространенным явлением, что на эту тему пишутся социологические и педагогические исследования, выясняются их поводы и темы, по которым чаще всего происходят разногласия, анализируются социальные и психологические причины. Однако проблема становится все более острой, и вот уже некоторые родители единственным выходом из создавшейся ситуации видят перевод своего ребенка в другую школу.

Причины конфликтов между детьми

Из-за чего чаще всего происходят конфликты детей в школе и что предпринять взрослым?

Вот суровая статистика: больше 60 % детей признаются, что испытывают при определенных обстоятельствах ненависть к одноклассникам. Половина говорит о том, что приятели их «подло предали», «обидели». 25 % с ненавистью относятся к «подхалимам и любимчикам учителей». Другими распространенными причинами, по которым одни школьники ненавидят других, стали зависть к чужому успеху, личные обиды и соперничество.

Замечено, что конфликтов в разы больше, если в классе есть агрессивные дети, постоянно дестабилизирующие обстановку. Сами ребята говорят о том, что именно приход агрессивного ученика в коллектив порождает конфликты детей в школе (примерно 35% опрошенных).

Также сами учащиеся считают, что причина может быть в семье, в желании ребенка выделиться и доминировать над остальными, девочки признаются, что часто конфликтуют из-за мальчиков.

Конфликт с учителем

К сожалению, не все взрослые стремятся понять современного подростка. Некоторые в «лучших традициях» школ времен «застоя» предпочитают авторитарный метод общения с ними, зачастую не делая различия в подходе к старшим и младшим школьникам, унижая и тех, и других.

Если учащийся начальных классов в силу своего воспитания, испытав обиду от несправедливости, станет искать помощи и поддержки у родителей, старшеклассник все постарается решить сам. Возникает конфликт с учителем, который все чаще принимает крайне опасные формы. За унижение собственного достоинства дети могут отомстить не только сомнительными розыгрышами, но и нападением на учителя.

Основными причинами конфликтов с учителями сами дети считают предвзятое отношение к ним, несправедливую оценку знаний, неоправданную жесткость требований. При этом больше половины этих причин имеют явно надуманный характер: подросткам свойственно искать «врага», потому что конфликты для них – своеобразный способ существования. Зная это, мудрые педагоги проявляют сдержанность, поощряя ответственность у детей и не ущемляя их достоинство.

Как реагировать на конфликты в школе?

Поскольку конфликты в школе невозможно прекратить силовыми методами, взрослым нужно понимать, как минимизировать ущерб от них. Главный способ – быть как можно ближе к ребенку, интересоваться тем, что происходит в его школьной жизни.

Изменение в поведении, расстроенный вид, стремление отгородиться от приятелей могут свидетельствовать о том, что не все благополучно в детском коллективе: возможно, вашего сына или дочь обижают, дразнят. Запускать ситуацию нельзя. Постарайтесь вызвать своего ученика на откровенный разговор, потом поговорите с учителем, побеседуйте с ребенком и подскажите, как реагировать на колкости одноклассников.

Если это не помогает, вынесите вопрос о поведении ребят на родительский комитет. Чаще всего одна угроза  этого, озвученная учителю, решает все проблемы: педагоги не любят, когда родители вмешиваются в учебно-воспитательный процесс.

Если, по вашему мнению, в конфликте не прав именно учитель, лучше не полагаться полностью на слова вашего ребенка, а постараться выслушать и вторую сторону. При нежелании педагога общаться с вами, проинформируйте директора, что конфликт с учителем вас беспокоит, и попросите содействия. Главное – не терпите и не доводите ситуацию до высокого «накала страстей»: чем раньше погашен конфликт, тем менее травматичны его последствия.

    Метки: агрессивный, конфликт, Конфликты в школе, одноклассник, педагог, постараться, причина, происходить, развитие детей, распространить, ребенок, родитель, ситуация, ученик, учитель, школа, школьник     

sonyaclub.ru

Конфликты в школе

 Причины возникновения и профилактика конфликтов в школе.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

 Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ, где

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

 Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием — подавление — уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. В школе можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители — родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух – трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех – четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости т травле себе подобных.

Конфликты «ученик-ученик» возникают, по мнению А.И. Шипилова, в таких ситуациях:

из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11%;

из-за отсутствия взаимопонимания – 7%;

в связи с борьбой за лидерство – 7%;

из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7%;

в связи с общественной работой – 6%;

у девочек из-за парня – 5%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.

Профилактика конфликтов – это их предупреждение.

Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться по четырем основным направлениям:

— создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями;

— оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».

— устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов в каждом классе для данной группы учеников; обращаться  за поддержкой и советом к школьному психологу и социальному педагогу.

Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.

Педагог – психолог МБОУ СОШ № 8

Рябчикова Н.А.

Несколько правил, которые можно использовать в работе по профилактике большинства видов конфликтов как с детьми, так и с взрослыми:

1. Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие наоткрытое обсуждение.

2. Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.

3.Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете.

4.Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.

5.Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала

6.Научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).

Таким образом, предупреждение конфликтов является одной из важнейших задач педагогического коллектива школы, предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его.

lubschool8.edumsko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *