Конформизм — что это такое | Определение конформности
Наверняка, вы замечали, что практически в любой компании есть люди, которые стараются быть как все, а есть и такие, кто с точностью до наоборот, старается делать все наперекор большинству. Это связано с понятием конформизма, как его называют в психологии, и в этой статье мы рассмотрим, почему люди себя ведут тем или иным образом, хорошо это или плохо, и как избавиться от конформности, если она стала мешать.
Что такое конформизм в психологии?
Конформизм — это изменение человека в поведении и мыслях, которое произошло в результате влияние извне (другим человеком, группой людей и т. д.). То есть, если другой человек может повлиять на то, что мы делаем, и мы подсознательно «доверяемся» его позиции и не анализируем сами, это можно описать, как конформность.
Кто такой конформист, характеристика личности
Конформист — это человек, занимающий подчиненное положение в обществе, согласен с большинством, способен изменить свои мысли и действия под влиянием другого человека. За счет удобности такой позиции конформистов в мире гораздо больше, чем нонконформистов.
Что такое конформное поведение?
При такой форме поведения, человек подавляет свои истинные мысли и интересы, и действует так же, как большинство. Люди, привыкшие к конформному поведению, слабовольные, легко внушаемые.
Достоинства и недостатки конформности
Польза от конформизма в том, что это своеобразная экономия ресурсов и психологический блок на часть бытовых решений. Конформизм позволяет сохранять энергию и тесно общаться с другими людьми как с единомышленниками. Конформизм в компаниях помогает руководителям успешно управлять группами людей, а также способствует соблюдению законов, например, ПДД.
Недостатками конформного поведения являются утрата своей индивидуальности, консервативные взгляды, мешающие изобретению новых решений, неспособность нести ответственность за собственную жизнь и снижение самооценки.
Виды конформизма
Даже конформное поведение, с которым, казалось бы, все понятно, может быть разным, в зависимости от действий и целей.
I work!
Внешний конформизм
Часто это можно назвать своего рода лицемерием. Человек внешне соблюдает правила и согласен с большинством, но его истинные мысли, планы и цели могут быть совершенно другими.
Внутренний конформизм
При внутреннем конформизме человек даже не отличает мнение большинства от своего, поступает так, как действует большинство, потому что искренне считает, что он согласен.
Социальный конформизм в психологии
Конформизм в психологии давно стал обыденностью: на них основана мода, политические программы, искусство в разное время. Зная предпочтения большинства, можно разработать идею, у которой будет миллионная аудитория.
Причины конформизма
Конформность с нами уже много тысяч лет, она проявлялась с эволюцией человека и была тесно связана с инстинктом самосохранения. также конформные люди часто предпочитают быть такими, чтобы добиться успех, но здесь, скорее всего, имеет место быть внешний конформизм.
Факторы влияния
На предрасположенность к конформному поведению могут влиять следующие факторы.
Источник: https://astro7.ru/online-journal/luchshie-stati/chem-opasen-konformizm.html
- 1. Особенности характера: некоторые с рождения отличаются высокой степенью внушаемости и мягкохарактерности;
- 2. Осведомленность проблемы: чем меньше человек разбирается в предмете дискуссии, тем охотнее он займет позицию большинства;
- 3. Уровень культурности: конформное поведение часто продиктовано желанием мирного сосуществования.
Этапы развития
Развитие конформного поведения можно разделить на 3 основных этапа.
- 1. Вхождение в группу и подчинение. Человек старается понравится окружающим и не провоцировать конфликтов, чтобы пользоваться благами этого сообщества;
- 2. Этап перестройки. Человек анализирует свои прежние мысли и идеи и находит их неправильными, так как люди из новой группы ему уже пояснили, «как правильно». Человек начинает перестраиваться даже мысленно.
- 3. Этап деятельности. Персона хочет получать высокое положение в данной группе, поэтому, даже несмотря на то, что она не со всем из сказанного соратниками согласна, человек продолжает поступать по модели социального одобрения.
Как не допустить развития конформности?
- 1. Всегда думайте и не забывайте о своих истинных целях;
- 2. Работайте над уверенностью в себе и вашей самооценкой;
- 3. Уделяйте внимание развитию творческого и критического мышления;
- 4. Работайте над осознанностью, анализируйте все, что с вами происходит;
- 5. Больше читайте. Как мы помним, одна из причин конформного поведения — неосведомленность в вопросе дискуссии;
- 6. Знакомьтесь с новыми разными людьми, дискутируйте.
Примеры конформности в жизни
К проявлениям конформности относятся некоторые стереотипы, например, человек в очках — умный, человек в галстуке — деловой. Также дети и подростки часто группами сбегают с уроков, собираются с разными целями после занятий — это тоже проявление конформизма. Также вышеупомянутая мода возможна также благодаря конформизму — люди начинают носить одежду одного фасона, цветов, слушать одну и ту же музыку, смотреть одинаковые фильмы и т. д..
Конформность — это не хорошо, и не плохо, это просто явление, которое остается с нами со времен эволюции. Учитесь пользоваться преимуществами такой модели поведения и избегать недостатков. Если вас беспокоит ваша конформность и вы не можете справиться самостоятельно, пишите на astro7.ru — наши эксперты будут рады помочь вам стать увереннее.
Конформность . Психологос [Энциклопедия практической психологии]
Конформизм – следование тому, что принято окружающими или властью, установка (желание и привычка) быть как все.
Как все – думать, говорить, одеваться, жить… Все носят джинсы – и я буду, у всех дома плакаты с любимыми музыкальными группами – и у меня такие должны быть.
Конформность – склонность к конформизму, к изменению своих взглядов и позиций вслед за теми, которые преобладают в данном обществе, группе или просто у значимых окружающих. Конформное поведение – соглашательское, бездумное поведение по принципу «Я согласен. Я как все!». Конформист – человек, для которого характерны конформизм или конформность. Если конформизм становится определяющей чертой, говорят о конформном типе личности.
Конформизм бывает внешним и внутренним, пассивным и активным, осознанным и бездумным.
Внешний конформизм – когда человек подчиняется для виду, чтобы не конфликтовать с окружающими или властью, при этом внутренне остается при своих взглядах и мнении. Внутренний конформизм – когда человек действительно меняет свои взгляды и внутреннюю позицию.
Преподаватель политологии читал лекцию, придерживаясь некоторой точки зрения. Следующим утром вышло постановление правительства, и тот же самый лектор теперь искренне стоит на позиции, полностью противоположной той, которую он озвучивал вчера.
С другой стороны, можно выделить пассивный и активный конформизм. Пассивный конформизм порождается внешним давлением: на человека надавили – он подчинился. Активный конформизм идет от самого человека: даже если преобладающая позиция не объявляется и не спускается сверху, он старается почувствовать, какой она может быть, и реагирует на атмосферу и знаки. Вариант активного конформизма – воинственный конформизм, который активно борется со всеми отличающимся от «как все», со всеми инакомыслящими.
Что касается осознанности и бездумности данной черты, то осознанный конформизм – явление достаточно редкое. Иногда он является рационализацией предыдущего негативного опыта противостояния внешнему давлению, иногда – жизненной философией (например, философией ловчилы или нестандартной, чаще восточного толка, индивидуальной философией жизни). Обычно же конформизм – это бездумность, некритичное приспособленчество, основанное скорее на страхе и отсутствии веры в себя, собственных убеждений и ценностей.
В одном из детских садов провели эксперимент и сняли его на кинокамеру. Детям примерно пятилетнего возраста предлагали попробовать кашу из одной большой тарелки. Никто из них не знал, что часть каши вместо сахара была сдобрена солью, и когда им предлагали нормальную кашу, все дети с удовольствием отвечали, что она очень вкусная. После того как большинство детей сказали, что каша сладкая, экспериментатор дала девочке попробовать пересоленную, практически горькую кашу. От первой же ложечки лицо ребенка скривилось, из глаз потекли слезы, но на вопрос: «Каша сладкая?» девочка ответила: «Сладкая».
Какова природа конформизма? В основе конформного поведения обычно лежит страх «Высунешься – хуже будет!»: как правило, группа негативно реагирует на того, кто ей противостоит. Люди, активно выходящие за рамки шаблонов, обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов – «молчаливого большинства». Конформное поведение и соглашательство иногда может быть проявлением осознанной лояльности к внешним требованиям: «Как мне скажут, так я и буду думать, так и правильно. Тем, кто сверху, виднее». Такая осознанная лояльность – иногда мудрость, но чаще это трусость и нежелание думать самому, превращающиеся в привычный стандарт поведения в группах, в которых ответственность распылена. Страх и нежелание думать самостоятельно – две главные причины конформного поведения.
Конформизм – качество врожденное или приобретенное? Бывает и так, и так. Некоторые появляются на свет с установкой на конформизм, есть бунтари от рождения, есть не конформисты и не бунтари, а просто здраво смотрящие на всё.
Конформность – склонность к изменению своих взглядов и позиций вслед за теми, которые преобладают в данном обществе, группе или просто у значимых окружающих. Конформное поведение – соглашательское, бездумное поведение по принципу «Я согласен. Я как все!».
Уровень конформности личности зависит от многих моментов. Чем больше группа и чем выше в ней единодушие, тем труднее ей противостоять. Если группа склонна к агрессии к тем, кто ей противостоит, конформизм также повышается: никто не хочет неприятностей для себя. При этом большую роль играют личностные особенности: обычно более конформны женщины, дети и подростки, лица с низким социальным статусом и невысоким интеллектом, люди тревожные и внушаемые. Чем больше у человека привязанность к группе или зависимость от нее, тем выше у него уровень конформности. С другой стороны, практически у любого человека конформность проявляется в ситуациях, когда он мало что понимает и ему неважно то, что обсуждается.
Наиболее известны следующие экспериментальные исследования конформизма: 1935 год – эксперимент Музафера Шерифа, 1951 год – «Эксперимент Аша», 1963 год – «Эксперимент Милгрэма», он же «Тест Эйхмана».
Если быть не конформистом, то кем? «Я не ругаюсь матом, всегда уступаю место женщинам в метро, не опаздываю, люблю слова „пожалуйста“, „будьте добры“, „спасибо“, я не прерываю собеседника и тактично делаю замечания начальникам, если при общении со мной они повышают на меня голос. Большинство вокруг меня, признаюсь, люди хамоватые. Я не борюсь с ними, но и принять их стиль поведения не могу. Коллеги за спиной надо мной подшучивают, и все называют меня белой вороной. Как мне быть? Неужели стать таким, как все?» Не надо плыть по течению, не надо плыть против него, а надо плыть туда, куда надо. Глупо быть «как все», так же как и нет необходимости быть «не как все». Надо думать, прислушиваться к умным людям и вырабатывать собственные ценности, жить так, как вам представляется достойным.
На уровне здравого смысла конформизму часто противопоставляется нонконформизм, протестная реакция на жизнь «как у всех», однако между конформистом и нонкомформистом есть то, что их объединяет: оба мыслят несамостоятельно. Конформист – как все. Нонконформист – как все, только наоборот, наизнанку, под знаком «нет». Конформизм, как и нонконформизм, чаще встречаются у людей с низким уровнем социально-психологического развития. Чем выше личностное развитие человека, тем реже ему присущ как конформизм, так и нонконформизм. Более характерно для такого человека свободное самоопределение.
И конформизм, и нонконформизм являются элементами незрелого, детского (подросткового) поведения. Более взрослое, зрелое поведение – это поведение свободно самоопределяющейся личности. А еще более взрослое – любовь и забота, когда человек свою свободу использует не для того, чтобы что-то не делать, а для того, чтобы делать то, что считает достойным, во имя того, что ему дорого.
Определение конформизма в психологии — манекены
В психологии c конформность — это изменение поведения, возникающее в результате реального или предполагаемого группового давления. Большинство людей удивляются, когда осознают, насколько люди конформны.
В исследовании 1937 года Музафер Шериф, один из основателей социальной психологии, изучал, как люди меняют свои суждения, зная, как другие люди отвечают на вопросы. Испытуемых просили оценить, как далеко свет перемещается по темной комнате. Шериф обнаружил, что ответы других людей влияют на ответы испытуемых.
В 1955 году Соломон Аш, еще один пионер социальной психологии, обнаружил то же самое, когда он объединил людей в группы и попросил их оценить длину линий. Субъекты изменили свои ответы, чтобы согласиться с групповым консенсусом. Оба этих эксперимента являются хорошими примерами того, как человек может подчиниться групповому давлению, даже если это давление незначительно.
Послушание — это крайняя форма подчинения, которая часто подразумевает нарушение здравого смысла или истинных намерений.
Большинству из нас хотелось бы думать, что мы вышли из эксперимента, в котором мы должны были пытать кого-то электрическим током, но большинство испытуемых в одном известном исследовании следовали приказам и не прекращали применять электрошок. Почему?
Психолог Гарвардского университета Стэнли Милгрэм в 1965 году провел эксперимент по послушанию, который граничил с крайностью. Это было настолько экстремально, что сегодня его бы не допустили, потому что оно не прошло бы требуемой этической проверки. Испытуемых усаживали за панель управления с выключателем для подачи электрического тока «субъекту» по другую сторону перегородки. Субъекты на самом деле были экспериментаторами, притворяющимися реальными субъектами.
Предпосылка: Субъект должен испытывать шок каждый раз, когда он или она неправильно отвечает на вопрос. С каждым последующим неправильным ответом шок становится все сильнее и сильнее. Удары начинаются с 75 вольт и доходят до 450 вольт.
В какой-то момент субъект кричит и умоляет настоящего субъекта прекратить применять шок. Экспериментатор стоит рядом с реальным испытуемым с планшетом и белым лабораторным халатом, настаивая на том, чтобы настоящий испытуемый продолжал эксперимент и продолжал наносить удары током, несмотря на протесты воображаемого испытуемого и очевидную боль.
На самом деле фальшивые субъекты вообще не испытали никакого шока; они только притворились, что были потрясены. Но спросите себя: «Когда бы я перестал бить током?» Может быть, вы думаете, что остановились бы, как только субъект начал кричать и просить вас остановиться
Однако шокирующим результатом (извините за это, не мог устоять) было то, что 63 процента реальных испытуемых прошли весь путь до 450 вольт в согласии (или повиновении) с экспериментатором! Этого напряжения достаточно, чтобы потенциально вызвать смерть.
Существует восемь факторов, повышающих конформизм и послушание:
Эмоциональная дистанция: Чем больше личного контакта у человека с человеком, тем меньше вероятность того, что он будет действовать без сострадания по отношению к этому человеку. Труднее быть жестоким к другому человеку, когда у жертвы есть лицо.
Близость и легитимность власти: Когда авторитетная фигура находится рядом, подчинение более вероятно. Легитимность власти также имеет значение. Вы, скорее всего, будете послушны человеку, который, по вашему мнению, обладает подлинной властью, чем тому, кого вы считаете позером.
Институциональная власть: Когда авторитетная фигура является частью признанной организации, подчинение более вероятно. Другими словами, вы с большей вероятностью согласитесь с предложениями назначенного судом судьи, чем какого-нибудь парня, сидящего рядом с вами на автобусной остановке (при условии, что он не судья). Признанный институциональный авторитет оказывает сильное влияние на послушание.
Размер группы: Максимальное влияние на давление конформизма оказывают группы из трех-пяти человек; группы, состоящие менее чем из трех и более чем из пяти человек, имеют менее сильный эффект.
Единодушие: Когда группы находятся в полном согласии, одному человеку труднее сопротивляться подчинению.
Сплоченность: Чем больше группа чувствует себя связанной и тесно организованной, тем больше власти она имеет над своими членами. Униформа — это один из способов повысить сплоченность, потому что выглядеть так же, как и другие в группе, укрепляет чувство единства.
Статус: Люди с более высоким статусом, чем вы, как правило, имеют большее влияние на ваше послушание/уступчивость.
Реакция общественности: Люди больше подчиняются, когда их поведение предается гласности. Легче не соглашаться в частном порядке или анонимно.
Хотя соответствие и послушание не обязательно плохие вещи, научиться сопротивляться обоим может быть важно — на всякий случай. Достаточно вспомнить нацистскую Германию, пожалуй, самый ужасный пример опасностей конформизма, чтобы понять, почему в любой социальной группе важно поддерживать определенную степень индивидуального разнообразия.
Лучшим способом предотвратить конформизм может быть поддержание чувства и уважения к человеческой уникальности. Свобода слова и религиозная терпимость также являются хорошей защитой от конформизма. Пока люди чувствуют себя комфортно, будучи самими собой, и могут свободно высказывать свое мнение, конформизм немного сложнее.
Эту статью можно найти в категории:
- Общая психология,
Определение, эксперимент, причины, факторы, упрощенные
Оставить комментарий / Психология
Содержание страницы
Что такое соответствие?
Простое понимание конформизма означает принятие общественного мнения. В психологии конформизм — это поведение, которое нравится и принимается друзьями, обществом или группой. Люди принимают социальные нормы, чтобы понравиться другим и изменить свое отношение, т. е. они возвращаются в соответствие с окружающими их людьми.
Чтобы быть принятыми другими общеизвестными и негласными социальными нормами, люди должны принять.
Разговорные нормы : Во многих контекстах есть устные правила, указывающие, как мы должны вести себя в данной ситуации. Эти правила известны как социальные нормы, и часто они оказывают сильное влияние на наше поведение. Например, правительства обычно действуют на основе писаных конституций и законов, спортивные соревнования обычно регулируются письменными правилами и знаками во многих общественных местах, например. вдоль автомагистралей, в парках, в аэропортах, вдоль оживленной дороги описывают ожидаемое поведение. Например, ограничение скорости: 55, запрещается рожать район школы или район больницы, показывать им фотографии детей и т. д.
Негласные нормы : Другие нормы негласные или подразумеваемые. «Не стой слишком близко к незнакомцу» и «Не приходи на вечеринку вовремя». Точно так же на нас часто влияют текущие и быстро меняющиеся стандарты одежды, речи и моды. Большинство людей подчиняются им большую часть времени. Люди встают, когда на спортивных мероприятиях или других массовых мероприятиях звучит национальный гимн их страны. Люди, ожидающие получения государственной услуги, должны выстроиться в очередь и ждать своей очереди.
Соломон Аш Эксперимент с конформизмом
Конформизму как социальному процессу уделялось относительно мало внимания в социальной психологии до времен Соломона Аша (1951). В своем исследовании Аш попросил участников ответить на ряд простых проблем восприятия. В каждой задаче участники должны были сопоставить три линии сравнения со стандартной линией длины. Во время сеанса также обычно присутствовало шесть-восемь человек, которые были помощниками экспериментатора. Эти лица были неизвестны реальному участнику. Как и было задумано, все эти помощники единогласно выбрали неправильную строку (ответы) в качестве соответствия стандартной строке.
Они ответили раньше, чем настоящие участники эксперимента. Это привело к тому, что человек в исследовании Аша запутался в этих критических чертах. Сталкиваются ли они с дилеммой, должны ли они согласиться с другими присутствующими или больными людьми со своими собственными суждениями? Результаты ясно показали, что подавляющее большинство участников исследования Аша выбрали конформизм. 76 процентов протестированных согласились с ложным ответом группы. 76 процентов допустили ошибки. Когда позже участников тестировали в одиночку, они допустили только 5% таких ошибок.
В этом отношении были большие индивидуальные различия. Почти 25% участников ни разу не поддались групповому давлению. С другой стороны, некоторые люди почти все время соглашались с большинством.
Исследование Аша послужило отправной точкой в социальной психологии для изучения природы конформизма, выявления факторов, влияющих на него, и установления его пределов.
Факторы, влияющие на соответствие
Соответствие не проявляется в одинаковой степени во всех условиях. Например, сейчас в моде сережки и длинные волосы (особенно у подростков). Тем не менее, многие не идут с ним. Есть подростки с короткими волосами и не надевающие серьги. Почему? Систематические исследования показывают, что многие факторы играют роль. Вот эти факторы:
Сплоченность
Принятие влияния от тех, кто нам нравится. Сплоченность определяется как степень влечения людей к какой-либо группе. На нас не влияют те люди, которых считают необычными и непопулярными. Когда сплоченность высока, мы любим и восхищаемся какой-то группой людей, когда сплоченность низка, давление в сторону конформизма невелико. Мы не особенно любим или восхищаемся.
Размер группы
Asch (1956) и другие ранние исследователи обнаружили, что конформизм увеличивается с увеличением размера группы, но только до трех членов, после чего он, по-видимому, снижается. Более поздние исследования (например, Бонд и Смит, 1996) обнаружил, что чем больше группа, тем сильнее наша склонность соглашаться с ней.
Описательные и предписывающие социальные нормы
Социальные нормы могут быть формальными или неформальными по своему характеру. Существуют два вида социальных норм: описательные и предписывающие. Описательные нормы — это те, которые просто описывают действия большинства людей в данной ситуации, обычно рассматриваемые как нормальные и эффективные или адаптивные в этой ситуации. Например. выбросьте мусор в мусорное ведро. Напротив, запретительные нормы определяют, какое поведение одобряется или не одобряется в данной ситуации, например. всегда ездите по левой стороне и не собирайте цветы в чужом саду. Люди могут не подчиняться или игнорировать эти строгие нормы, если чувствуют, что они одни. Запретительные нормы могут оказывать более сильное воздействие обычно на антиобщественное поведение.
Причины конформизма
Многие люди часто соглашаются с нормами своих групп, ценностями, социальными результатами или ожиданиями. Они боятся сопротивляться им. Это основной факт общественной жизни. У всех людей есть мотив быть:
- Нравиться или приниматься другими: нормативное социальное влияние
- Желание быть правым: информационное социальное влияние
- и их когнитивные процессы, как смотреть на социальный мир
Желание Быть любимым другими (нормативное социальное влияние)
Групповые нормы играют важную роль в нашей повседневной жизни. Нарушение этих норм создает сложные проблемы. Люди не хотят, чтобы их отвергали и игнорировали другие, они хотят, чтобы их любили и хотели делиться, получать ласку и теплоту. Это заставляет нас соглашаться с людьми вокруг нас, такими как родители, учителя, друзья и другие. Мы узнали, что это может помочь нам завоевать одобрение и признание, которых мы жаждем. Часто мы хвалим окружающих нас людей. Этот источник соответствия известен как нормативное социальное влияние.
Основано на желании человека понравиться или быть принятым другими людьми. Мы боимся быть отвергнутыми и тем самым еще больше соответствуем существующим социальным нормам. Один из способов сделать это — более точно придерживаться того, что считается «приемлемым» или «уместным» в нашей группе. Например, мы смущаемся, если появляемся на свадьбе в повседневном платье и видим, что все одеты официально. Исследования Джин и Олсон (2000) показали, что, когда люди боятся быть отвергнутыми другими, они проявляют большую склонность к конформизму.
Желание быть правым (Информационное социальное влияние)
Люди собирают информацию, чтобы иметь точное восприятие и понимание социального мира. Они склонны полагаться на других как на источник информации там, где они не уверены. Например, если мы хотим узнать свое кровяное давление, мы можем измерить его напрямую. Но чтобы узнать социальные взгляды на то, какие платья и цвета подходят нам лучше всего, нам нужна помощь других. Физических тестов или измерительных приборов для решения этих задач не существует. Нам нужны другие, чтобы помочь получить ответы на такие вопросы. Мы используем их мнения и действия в качестве ориентира. Такая зависимость от других является мощным источником подтверждения. Это известно как информационное социальное влияние.
Обычно это происходит в ситуациях, когда мы сильно не уверены в том, что правильно или точно, а затем в ситуациях, когда мы больше уверены в своей способности принимать такие решения.
Когнитивные последствия сотрудничества с группой
Некоторые люди легко заявляют, что они неправы, а другие правы.