Разбор задания №12 ОГЭ по обществознанию
Двенадцатое задание проверяет, как хорошо ученики знают темы, связанные с социальной сферой жизни общества. Проверяемые темы совпадают с теми, что были в предыдущем номере, а вот формат задания несколько другой – двенадцатое предполагает так называемое «обращение к социальным реалиям», когда в условии часто дается какая-либо ситуация, но иногда просто приводится какая-либо теоретическая информация. Правильный выбор одного варианта ответа из четырех данных приносит девятикласснику 1 балл.
Разбор типовых вариантов задания №12 ОГЭ по обществу
Первый вариант задания
Евгению 12 лет. Какую социальную роль он способен исполнять?
- Студент
- Работник по найму
- Покупатель
- Избиратель
Студентом Евгений может стать только после того, как окончит в школу, а раз ему 12 лет, он учится в 5 или 6 классе, так что первый вариант отпадает.
Второй вариант задания
Чуть больше 5 лет назад в ОАЭ ввели женское избирательное право. Это является примером
- Дискриминации
- Конфронтации
- Социализации
- Эмансипации
Дискриминация – это ущемление в правах какого-либо отдельного индивида или целой группы людей, к примеру, отказ принимать на работу женщину с ребенком младшего школьного возраста. Конфронтация – какое-либо противостояние, возникающее как следствие личного конфликта из-за разных убеждений, ценностей. Социализация – процесс приобретения индивидом тех навыков, которые необходимы для полноценной общественной жизни.
Эмансипация – уравнение людей в правах; чаще всего используется в значении «эмансипация женщин», когда женщинам предоставляются такие же права, как и мужчинам. В данном случае мы видим яркий пример эмансипации, значит, ответ – 4.Третий вариант задания
Бабушка говорит внучке, чтобы та всегда здоровалась со знакомыми людьми, которых она видит на улице, в транспорте или в магазине. Бабушка хочет, чтобы девочка вела себя в соответствии с:
- Правилами этикета
- Нормами права
- Религиозными обрядами
- Правовыми обычаями
Религиозные обряды и правовые обычаи совсем не относятся к описываемой ситуации. Правила этикета – это определенные нормы вежливого и корректного поведения людей в обществе: например, если вы уронили какую-то вещь и не заметили, а кто-то поднял ее и дал вам, стоит сказать спасибо, иначе вас могут посчитать невоспитанным и невежливым.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 3.3k
Задание 8 ЕГЭ по обществознанию 2023: теория и практика
Русский язык Математика (профиль) Математика (база) Обществознание История Биология Физика Химия Английский язык Информатика Литература
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25
За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 70.5%
Ответом к заданию 8 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Разбор сложных заданий в тг-канале
Посмотреть
Задачи для практики
Задача 1
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная стратификация всегда предполагает мобильность отдельных индивидов и социальных групп.
- Чем выше уровень социальной мобильности в обществе, тем жёстче его стратификация.
- Социальная стратификация — это деление общества на социальные слои, отражающее социальное неравенство и выстроенное по вертикали.
- Стратификация современного общества осуществляется на основе таких критериев, как уровень дохода, уровень образования, престижность профессии, доступ к власти.
- В индустриальном и постиндустриальном обществах главными критериями стратификации являются социальное происхождение и принадлежность к определённой религии.
Решение
Рассмотрим каждый из представленных вариантов ответа. В первом путаются понятия социальная стратификация и социальная мобильность. Во втором суждении делается вывод, что чем выше уровень социальной мобильности, тем жестче социальная стратификация. Но как мы помним из истории, именно низкий уровень мобильности характерен для жестко стратифицированных обществ (сословных и кастовых). Третье суждение – определение социальной стратификации. В четвертом варианте перечисляются основные критерии социальной стратификации. И в пятом суждении критерии социальной стратификации традиционного общества переносятся на индустриальное и постиндустриальное. Таким образом, правильный ответ 3, 4.
Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 2
Выберите верные суждения о положении человека в обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный канал определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.
- Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его социальные статусы.
- Статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.
- Социальная позиция, закрепляемая за индивидом посредством его индивидуального выбора, называется достигаемым статусом.
- Членство в какой-либо организации не может быть основным статусом индивида.
Решение
Проанализируем каждый из предложенных в задании суждений. В первом путаются понятия социальный канал (связан с социальной мобильностью) и социальный статус (как раз определяет положение человека в обществе). Второй вариант правильно определяет зависимость социального положения человека от его социального статуса. В третьем утверждается, что основной статус человека совпадает с главным статусом в обществе.
Ответ: 24
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 3
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная мобильность — это изменение индивидом, семьёй, социальной группой своего места в социальной структуре общества.
- В зависимости от числа субъектов выделяют вертикальную и горизонтальную мобильности.
- Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение родителей на более высокую или более низкую ступеньки социальной лестницы по сравнению с детьми.
- Внутрипоколенная мобильность — это изменение социальной позиции конкретным человеком в течение его жизни.
- Разновидностью вертикальной мобильности является географическая мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная мобильность, как мы знаем, существует двух видов. Если человек не перемещается по социальной лестнице – это горизонтальная, если поднимается или опускается – вертикальная. Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Первый вариант – это определение социальной мобильности. Во втором варианте путается групповая (как вариант – индивидуальная), вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. В третьем варианте вместо слова родители необходимо поставить слово дети, тогда бы это было правильная характеристика межпоколенной социальной мобильности. В четвертом варианте дается верное определение внутрипоколенной социальной мобильности.
В пятом варианте утверждается, что разновидность вертикальной мобильности – географическая. В этом случае человек должен переместиться вверх или вниз по социальной лестнице. Но он просто переехал с одного места жительства в другое, не изменив своего социального статуса. Таким образом, правильные варианты 1, 4.Ответ: 14
Показать решение
Задача 4
Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальный конфликт — это низшая стадия развития противоречий в отношениях между социальными группами.
- В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.
- Негативным проявлением конфликта является усиление групповой сплочённости.
- Особенностью межличностного конфликта является то, что люди, участвующие в противоборстве, непосредственно взаимодействуют друг с другом.
- Социально-психологические черты отдельного человека не могут стать причиной конфликта.
Решение
Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Социальный конфликт, исходя из названия, есть высшая стадия развития противоречий, его кульминация. Во втором варианте ответа перечисляются основные стадии социального конфликта. Усиление групповой сплоченности делает социальную группу более устойчивой и организованной, что, конечно, нужно рассматривать как положительное явление. Само название – межличностный конфликт – предполагает прямой контакт лиц, в нем участвующих. Четвертое суждение верное. И, наконец, в пятом суждении утверждается, что социально-психологические черты отдельного человека не могут стать причиной конфликта. Мы знаем, что бывают межличностные конфликты. таким образом, правильный ответ 2, 4.
Ответ: 24
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 5
Выберите верные суждения о национальных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.
- Межнациональные отношения внутри многонационального государства не могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.
- Результатом взаимодействия народов между собой может стать аккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
- Причиной конфликта на национальной почве может быть несправедливое отношение одной нации к другой.
- В постиндустриальном обществе проблемы дискриминации и геноцида национальных меньшинств не являются актуальными.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Так как формой существования наций являются государства (национальные либо многонациональные), первое суждение абсолютно верное. Межнациональные отношения не могут существовать вне связи с другими общественными отношениями (религиозными, политическими и т. д.). Второе суждение неверное. В третьем варианте ответа дается определение понятия аккультурация. В четвертом суждении приводится одна из возможных причин национальных конфликтов. Национальные конфликты не утратили своей остроты до сих пор. Подтверждением этого служат вспыхивающие в разных местах земного шара столкновения на национальной почве. Исходя из всего вышеизложенного, правильный ответ 1, 3, 4.Ответ: 134
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 6
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В результате вертикальной социальной мобильности индивид или социальная группа изменяют место в социальной структуре.
- Межпоколенная мобильность предполагает изменение индивидом своих социальных позиций на протяжении жизни.
- Социальная мобильность может осуществляться как стихийно, так и под контролем государства.
- В процессе горизонтальной мобильности появляются люмпены.
- Разновидностью вертикальной мобильности является географическая мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная мобильность, как мы знаем, существует двух видов. Если человек не перемещается по социальной лестнице – это горизонтальная, если поднимается или опускается – вертикальная. Рассмотрим каждый из представленных в задании вариантов ответа. Первый вариант – определение вертикальной мобильности, во втором суждении путается внутрипоколенная и межпоколенная социальная мобильность. Социальной мобильности присуща как стихийность, так и организованность (третье суждение). Горизонтальная мобильность не меняет социальное положение человека. Географическая социальная мобильность является разновидностью горизонтальной. Таким образом, правильный ответ 1, 3.
Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 7
Выберите верные суждения о формах социального контроля и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Внешний социальный контроль осуществляется различными социальными институтами и обеспечивается общественным мнением и принудительной силой государства.
- Социальный контроль осуществляется посредством установления норм и определения санкций.
- Внутренний социальный контроль обеспечивается совестью человека.
- Внутренний социальный контроль осуществляется действием норм права и устанавливаемыми ими санкциями.
- Социальные санкции могут быть только негативными.
Решение
Рассмотрим каждый из предложенных вариантов. В первом и третьем суждениях дается характеристика таким формам социального контроля, как внешний и внутренний. Во втором перечисляются механизмы социального контроля: нормы и санкции. В четвертом суждении путается внешний и внутренний социальный контроль. И в пятом утверждается, что социальные санкции могут быть только негативные. Но в таком случае не было бы возможности поощрения человека за должное поведения (в рамках принятых социальных норм). Поэтому существуют и позитивные социальные санкции. Таким образом, правильный вариант 1, 2, 3.
Ответ: 123
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 8
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социально-статусная функция семьи в современном обществе заключается в наделении человека стартовым статусом, который может быть им изменён в процессе жизни.
- Особенностью семейных отношений является личностный характер, они основаны на родстве, браке, усыновлении.
- Семья является агентом первичной социализации и её социализирующее воздействие носит эпизодический характер.
- Одной из функций семьи является хозяйственно-бытовая.
- Семья существует относительно самостоятельно от общества и не испытывает на себе влияния происходящих в нём изменений.
Решение
Рассмотрим каждый из вариантов. В первом утверждается, что в семье человек получает первоначальный статус. Не подлежит сомнению, что это правильный вариант ответа (возьмем пример с рождением ребенка). Личностный характер отношений в семье связан, во-первых, с особенностью семьи как малой группы, и во-вторых, как объединения, основанного на родстве. Третий вариант в первой части суждения (социализирующее влияние), по сути, дополняет первый, но замечание, что это влияние носит эпизодический характер, конечно же неверно. В четвертом варианте ответа указывается на одну из функций семьи, хозяйственно-бытовую. Семья является элементом общества (как социальная группа) и не может существовать вне его рамок. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 4.
Ответ: 124
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 9
Выберите верные суждения о социально-этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, связанная единством языка, культуры, самосознания и менталитета.
- Естественной предпосылкой формирования этноса служит общность территории.
- Устойчивыми признаками этнической общности являются общая духовная культура, общие нормы и образцы поведения.
- Представители одной этнической общности характеризуются одинаковым уровнем материального положения.
- Специфическим признаком этнической общности является уровень интеллектуального развития.
Решение
В условии задания идет речь о социально-этнической общности. Необходимо выяснить, что это такое. Слово этническая говорит о том, что речь идет об этносе, или таких его формах как народ и нация. Теперь выбираем правильные варианты ответа. Первое суждение – определение этноса, 2 и 3 по сути дополняют его. В варианте 4 утверждается, что материальное положение людей одинаково. Однако фактом социальной жизни является имущественное расслоение. Интеллектуальное развитие также не является признаком этноса.
Ответ: 123
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 10
Выберите верные суждения о молодёжи и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Молодёжь как социальная группа в первую очередь выделяется на основе возрастных характеристик.
- Молодёжь отличается внутренней противоречивостью, низким уровнем толерантности, стремлением выделиться.
- Молодёжь имеет меньше экономических проблем, чем любая другая социальная группа.
- Молодёжь склонна к конфликтам меньше, чем старшее поколение.
- В период молодости человек получает образование, вступает в трудовую деятельность.
Решение
Разберем каждый из представленных в задании вариантов ответа. Молодежь, как и, например, старшее поколение, выделяют на основании возраста. Первое суждение верное. В силу возраста и низкого уровня социализации молодые люди бывают несдержанные, не отличаются толерантностью, среди молодежи много представителей разных субкультурных и контркультурных течений. В третьем суждении утверждается, что молодежь имеет меньше экономических проблем. Но давайте вспомним лишь один пример: молодым людям гораздо труднее устроиться на работу, чем соискателям, имеющим опыт работы. Это суждение конечно же неверное. Четвертое суждение противоречит второму. Действительно в период молодости человек учиться и в определенный момент, как правило, начинает трудовую деятельность. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 5.
Ответ: 125
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 11
Выберите верные суждения о социальной общности (социальной группе) и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная общность характеризуется целостностью и может выступать самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
- Социальная общность лишена внутренних конфликтов и противоречий.
- Социальная общность лишена внутренней дифференциации и иерархии.
- Признаком социальной общности является общность потребностей, видов деятельности и идентификации.
- Социальная общность может существовать как непродолжительное, так и очень долгое время.
Решение
Социальная общность, как элемент социальной системы общества, должна характеризоваться такими же признаками, как и само общество. Поэтому мы смело выбираем суждения 1, 4 и 5 как правильные. Варианты 2 и 3 противоречат по смыслу суждениям 1 и 4. Их отмечаем как неверные.
Ответ: 145
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 12
Выберите верные суждения о семье партнёрского типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Супруги живут со своими детьми и родителями мужа.
- Главой семьи является отец.
- В семье отсутствует чёткое разделение обязанностей по половому признаку.
- Все вопросы супруги решают сообща.
- Супруга не может самостоятельно потратить деньги из семейного бюджета без разрешения мужа.
Решение
Само название семьи – партнерского типа – говорит о том, что супруги выступают в роли равноправных партнеров. Соответственно, среди предложенных вариантов выбираем те, которые свидетельствует в пользу этой важнейшей характеристики. Это варианты 3 и 4.
Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 13
Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Последствия социальных конфликтов имеют как конструктивный, так и деструктивный характер.
- Стороны в конфликте продвигают противоположные интересы.
- Любой конфликт можно разрешить путём компромисса.
- Продолжение конфронтации до окончательной победы над противником — единственный способ конструктивного разрешения конфликта.
- Социальный конфликт всегда порождён неразрешимыми противоречиями.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом утверждается, что последствия социальных конфликтов имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Приведем конкретные примеры. Такой социальный конфликт как борьба рабочих за свои права привела к созданию рабочего законодательства и улучшению условий труда. Это конструктивный характер. В результате социального конфликта может расколоться общество и начаться гражданская война. В этом проявляется деструктивный характер социального конфликта. Так как стороны дошли до состояния конфронтации, то они имеют противоположные интересы. В третьем суждении дается однозначный ответ, что не всегда верно, так как имеются исключения. Конструктивное разрешение конфликта не предполагает окончательную победу одной из сторон. Этого можно достигнуть с помощью диалога и переговоров. И, наконец, в пятом суждении встречаем слово «всегда». Как мы уже отметили, могут быть исключения и другие причины социальных конфликтов. Таким образом, правильный ответ 1, 2.
Ответ: 12
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 14
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В индустриальном обществе возможности восходящей социальной мобильности незначительны.
- Вертикальная социальная мобильность осуществляется при помощи социальных лифтов.
- В период экономического подъёма господствует восходящая социальная мобильность.
- В постиндустриальном обществе сложилась жёсткая непроходимая социальная структура.
- Социальные лифты обеспечивают горизонтальную мобильность.
Решение
Прочитаем условие задания. Сразу необходимо определить, что такое социальная мобильность. Это перемещение людей (или социальных групп) вверх или вниз по социальной лестнице. Рассмотрим каждое из представленных в задании вариантов ответа. В индустриальном обществе, как мы помним, господствует классовая социальная структура. Классы –подвижные социальные группы, в отличии от сословий. Первое суждение конечно неверное. Вертикальная социальная мобильность способствует продвижению по социальной иерархии. Лифт (по аналогии с обычным лифтом в многоэтажном доме) «поднимает» человека или социальную группу вверх. Это верное суждение. Далее. Экономический подъем способствует росту благосостояния общества, открывает дополнительные каналы социальной мобильности, у людей появляется больше перспектив для развития. Это безусловно верное суждение. Жёсткая непроходимая социальная структура характерна для традиционного общества, но не постиндустриального. И социальные лифты обеспечивают вертикальную социальную мобильность. Таким образом, правильный ответ 2, 3.
Ответ: 23
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 15
Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
- Взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям.
- Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
- Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
- На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
- Супруги решили открыть собственную парикмахерскую.
Решение
В условии задания говорится о хозяйственной функции семьи. Давайте разберемся, что это означает. Хозяйственная функция связана с экономическими отношениями и обеспечением семьи экономическими благами. Итак, находим среди представленных вариантов ответа те, в которых упоминаются экономические понятия и люди вступают в экономические отношения. Это варианты 2 (продукты), 5 (приобретение автомобиля) и 6 (открытие парикмахерской).
Ответ: 256
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 16
Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус.
- Все социальные роли обусловлены социальным неравенством.
- Социальная роль задана социальной позицией личности.
- Исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску.
- Все социальные роли строго формализованы.
Решение
Рассмотрим каждый из предложенных вариантов ответа. В первом суждении утверждается, что социальная роль тесно связана с социальным статусом. Вне контекста социального статуса социальная роль не существует и наоборот. Это верное суждение. Во втором суждении утверждается, что все социальные роли обусловлены социальным неравенством. Во-первых, обратим внимание на формулировку суждения. Если присутствует слово «все», то оно, как правило, неверное. Всегда найдутся исключения. Во-вторых, мы можем привести пример подобного исключения. Например, социальные роли могут быть обусловлены экономическим неравенством или даже не зависеть от фактора неравенства. В третьем варианте ответа говорится, что социальная роль объективно задана социальной позицией личности. Вспомним, что человек является носителем социально значимых качеств, которые формируют его личность и конечно влияют на его социальный статус. Это верное суждение. В четвертом варианте ответа утверждается, что исполнение социальной роли имеет индивидуальную окраску. Давайте порассуждаем. Носитель социальной роли – это всегда конкретный человек, т.е. индивид. Это верное суждение. И, наконец, в пятом суждении мы встречаем слово «все». Это логическая ловушка. Как правило есть исключения и другие варианты. Таким образом, правильный ответ 1, 3, 4.
Ответ: 134
Показать решение
Бесплатный интенсив
Задача 17
Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер.
- Непонимание сущности причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.
- Стороны конфликта в ходе его развития могут консолидироваться, объединяться для достижения своих целей.
- Одним из конструктивных путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.
- Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом утверждается, что социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Приведем конкретные примеры. Такой социальный конфликт как борьба рабочих за свои права привела к созданию рабочего законодательства и улучшению условий труда. Это конструктивный характер. В результате социального конфликта может расколоться общество и начаться гражданская война. В этом проявляется деструктивный характер социального конфликта. Во втором суждении доказывается, что непонимание причин конфликта может привести к увеличению его масштабов. Как известно, для того, чтобы разрешить конфликт необходимо ликвидировать его причины. Это также верный вариант. В третьем суждении утверждается, что стороны конфликта могут объединяться для его разрешения. Возьмем уже упоминаемый пример с борьбой рабочих за свои права. При разрешении данного конфликта может происходить объединение рабочих и работодателей для его разрешения. Это правильно. В четвертом суждении утверждается, что для разрешения конфликта необходимо продолжение конфронтации. Но логичный вывод, следующий из этого, гласит, что социальный конфликт будет только затягиваться. И, наконец, в пятом суждении говорится, что социальный конфликт всегда порожден экономическими причинами. Однако существуют и социальные конфликты, и межнациональные и культурные и т.д. Таким образом, правильные варианты 1, 2, 3.
Ответ: 123
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.
Включить уведомления
Бесплатный интенсив по обществознанию
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 23 января. Бесплатный интенсив
Противостояние или примирение: есть ли ответ у науки?
В этом посте я хочу поговорить о важной теме, которая зарождается в науке двадцать первого века. Это открытие того, что все мы взаимосвязаны, что мы пористые существа со способностью влиять не только на самих себя, но и друг на друга способами, которые ранее не предполагались. То, что мы раньше знали как реальное, то есть картезианский дуализм разума и тела и понятие обособленности по отношению к индивидуумам и объектам, является быстро исчезающим мифом (Damasio 19). 94, 1999 г., БенЦион, 2010 г.).
Эта новая парадигма понимания и переживания мира имеет глубокие последствия для нашего подхода к конфликту. Это предполагает, что то, как мы думаем, может влиять на развитие и жизненный цикл спора. Другими словами, отношение влияет на результат. В этом контексте нейробиологи и другие исследователи изучают ключевую роль эмоционального и социального интеллекта в принятии решений, переговорах и разрешении конфликтов (Goleman 2011).
Эти научные открытия дают каждому из нас ценную информацию о том, как наши мысли, чувства и поведение могут напрямую влиять на то, как мы и другие справляемся со спорами, и на конечный результат этих споров. Наука также предлагает причины, по которым примирительный подход к конфликту может быть более эффективным, чем конфронтационный, что является важным источником воды для мельницы посредников.
Познакомьтесь с вашим мозгом
Давайте начнем с очень упрощенной работы мозга. Хорошая новость в том, что у нас не один, а три мозга. Наши три мозга, рациональный мозг, эмоциональный мозг и мозг ящерицы, работают вместе, чтобы поддерживать множественный интеллект способами, которые имеют важные последствия для людей в конфликте.
Вопреки тому, что многие думают, эмоции являются неотъемлемым аспектом так называемого «рационального» принятия решений. Рациональное мышление включает в себя информацию от рационального и эмоционального мозга, которые тратят много времени на общение друг с другом и совместную работу. На самом деле именно эмоциональный мозг позволяет нам быстро принимать разумные решения, поскольку он просматривает свою базу данных предыдущего опыта. Если бы нам пришлось полагаться исключительно на наш рациональный мозг (неокортекс), на принятие простых решений, таких как выбор марки зубной пасты, ушла бы вечность. Почему? Потому что рациональному мозгу пришлось бы просеивать все доступные данные, дотошно взвешивая преимущества и недостатки каждой марки. К тому времени, когда вы это сделаете, вы будете готовы к съемке протезов. Следовательно, эмоционально-когнитивные процессы нельзя четко отделить друг от друга; они происходят согласованно.
В некотором смысле эмоции вездесущи. Мы не можем избавиться от них. На самом деле, они имеют решающее значение для принятия разумных решений и получения хороших результатов. Однако мы должны оставаться начеку, потому что эмоции могут быть захвачены. Конфронтация может спровоцировать деструктивные эмоции, которые, кажется, берут верх и подавляют нашу способность разрешать конфликты конструктивным образом.
Когда эмоции захвачены, конфронтация может показаться неизбежной
Когда мы вовлечены в конфликт, наша нервная система меняется, и мы не всегда можем вести себя рационально. Вот что происходит. Это связано с миндалевидной кнопкой громкости, называемой миндалевидным телом, которая помогает регулировать уровни потока данных между рациональной, эмоциональной и рептильной частями нашего мозга. Когда миндалевидное тело функционирует хорошо, принятие решений происходит с участием различных мозговых центров, особенно рационального и эмоционального мозга. Однако иногда миндалевидное тело застревает. Это может произойти, когда мы напряжены, в стрессе или в конфликтной ситуации. Точно так же, как наши мышцы могут становиться скованными и напряженными, ограничивая приток крови и вызывая боль и головные боли, наша миндалевидное тело может блокироваться в напряженном состоянии, так что связь между центрами мозга временно прерывается. Информация поступает в наш мозг и поступает в эмоциональный, а иногда и в мозг ящерицы, как обычно, но доступ к рациональному мозгу ей закрыт. В результате мы реагируем из этих мозговых центров без рационального входа.
Это называется эмоциональным захватом или эмоциональным наводнением. Хорошее мышление захватывается, когда эмоции переполняют мозг и вызывают реакцию бегства или борьбы. Бегство приравнивается к избеганию конфликта, а бегство относится к конфронтации. Ни то, ни другое не полезно. Во время эмоционального захвата в мозг высвобождается гормон кортизол в ответ на стресс и повышает уровень сахара в крови. Исследования нейровизуализации показывают, что это может быть чрезвычайно быстрый и бессознательный процесс — 33 миллисекунды могут быть всем, что нужно нашей миндалине, чтобы отреагировать на эмоциональные стимулы. К сожалению, в то время как эмоциональный захват может произойти очень быстро, требуется гораздо больше времени, чтобы оправиться от этого выброса гормонов, чем для того, чтобы опуститься от естественных максимумов, которые мы испытываем с химическим дофамином вознаграждения и удовольствия — более 20 минут, по словам ученых.
Итак, что это означает для того, как мы разрешаем споры?
Итак, как это проявляется в разрешении конфликтов? Проще говоря, мы не можем мыслить рационально и принимать правильные решения, когда мы эмоционально захвачены, поэтому нам не следует пытаться. То же самое касается и тех, кто нас окружает. Если мы замечаем, что другой человек, кажется, не думает ясно или особенно напряжен и встревожен, тогда зовите на перерыв; дайте им время, чтобы вернуться в хорошее пространство для размышлений. Никому не выгодно, если другая сторона эмоционально обостряется и не может принять решение. Точно так же бесполезно, если другая сторона соглашается на что-то, о чем позже сожалеет, и впоследствии пытается саботировать выполнение соглашения.
Когда вы участвуете в разговоре о прошлом событии, которое вызывает негативные ассоциации у вас или у другого человека, будьте начеку, чтобы не переполниться эмоциями. Это может произойти быстро, когда наши эмоции запускаются через нервные пути, связанные с чрезвычайно яркими переживаниями, которые можно вспомнить с большим количеством эмоциональных и сенсорных подробностей. Прежде чем мы осознаем это, наши тела и наши умы снова застряли в этом споре с прошлой недели.
В конфликтных и стрессовых ситуациях мы все подвержены застреванию миндалевидного тела и передозировке кортизола. Поэтому крайне важно помнить об эмоциональных предупредительных сигналах вашего тела, которые говорят вам, что вы стремительно приближаетесь к состоянию повышенного напряжения, разочарования или гнева. Для кого-то из вас это будет учащенное сердцебиение и покраснение лица, для других напряжение мышц или дискомфорт в животе, связанный с изменением кровотока.
Сила эмпатии и заразительных эмоций
До сих пор я предполагал, что конфронтация имеет тенденцию препятствовать хорошему мышлению по крайней мере у одной из вовлеченных сторон. Кроме того, когда вы обнаружите, что застряли в эмоционально нагруженной конфликтной ситуации, лучше всего сделать перерыв, чтобы вы могли вернуться в эмоционально-рациональное пространство. Но как насчет того, чтобы уйти от конфронтации и пойти другим путем?
Выступая за примирительные подходы к конфликту, эксперты по переговорам говорят нам «отделять людей от проблемы» и относиться к людям иначе, чем к проблеме (Fisher et al 2011). Как иначе? Ну, они предлагают, чтобы мы были «мягкими к людям» и «жесткими к проблеме». Все хорошо и хорошо. Но что это значит? И действительно ли это работает?
Недавние исследования в области неврологии показали, что эмоции заразительны, то есть они могут перемещаться между нами без нашего осознания этого. Это стало возможным благодаря зеркальным нейронам в мозгу, которые возбуждаются и «отражают» то, что, кажется, испытывают другие. Другими словами, когда мы смотрим на выражения лица и тела других людей, наш мозг — посредством возбуждения зеркальных нейронов — отрабатывает способы отношения к этим выражениям. Это помогает объяснить, как мы можем сопереживать людям, с которыми сталкиваемся, даже не разговаривая с ними (Goleman 2007). Это также в некоторой степени объясняет, почему трудно поддерживать конфронтационное поведение по отношению к тому, кто вам симпатичен.
Быть мягким по отношению к людям означает использовать созидательную эмоцию, такую как сочувствие, вместо разрушительной эмоции, такой как гнев, для задания эмоционального тона. Эмпатия — это феномен всего тела: дело не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это говорите; это также о том, что вы не говорите и как вы чувствуете и кинестетически переживаете то, что происходит между вами и другим человеком. Ученый-исследователь Антонио Дамасио (1994, 1999), среди прочего, предполагает, что то, что мы воспринимаем как «эмоции», на самом деле является интерпретацией физических ощущений. Другими словами, у эмоций есть воплощенный аспект.
Поскольку эмоции заразительны, трудно устоять перед сопереживанием — при условии, конечно, что оно подлинное. Таким образом, вместо того, чтобы ждать, пока эмоции захлестнут наше здравомыслящее мышление, мы можем использовать положительные эмоции, в частности эмпатию, чтобы активно формировать то, как мы и окружающие нас люди реагируют на конфликт.
Когда мы демонстрируем эмпатию, люди чувствуют, что их узнают и к ним прислушиваются. Их зеркальные нейроны начинают срабатывать, и они, вероятно, отвечают тем же, слушая, признавая и, в конце концов, сопереживая в ответ. Как только мы сможем слушать друг друга как люди, становится легче (хотя и редко легко) заниматься бизнесом, обсуждая сложные проблемы — вместе.
Социальные и поведенческие науки и российско-украинская война: Сборник
Перейти к содержанию
Social Science Space курирует ресурсы и публикации, касающиеся российского вторжения в Украину, глобального ответа на агрессию, гуманитарного кризиса, разворачивающегося по мере того, как результат, и какие шаги к прекращению насилия доступны. Пока ситуация продолжает развиваться, Social Science Space будет продолжать обновлять эту страницу.
Эта страница будет обновляться с дополнительной информацией и ресурсами по мере их появления. Есть предложение по ресурсу? Электронная почта [email protected].
Издательство SAGE Publishing, материнская компания Social Science Space, создало бесплатную для чтения коллекцию, посвященную исследованиям, связанным с российско-украинской войной, с обширной библиотекой из более чем 1000 журналов и сотен академических книг.
Нажмите на рисунок выше, чтобы получить доступ к полному микросайту.
Справочная информацияРоссийская «красная линия»
Признание, военные действия и международное право
Россия, Украина и международное право: об оккупации, вооруженных конфликтах и правах человека – вопросы и ответы
Почему Россия все равно проиграет, если выиграет войну против Украины
Помощь и беженцы
- 4 Как Екатерина Великие, возможно, вдохновили Путина на вторжение в Украину
Действия России в постсоветских войнах дают ключ к разгадке ее жестокого вторжения на Украину Программа посвящена обучению и исследованиям по широкому кругу исторических и современных проблем, связанных с Россией, Восточной Европой, Центральной Азией и Кавказом.
#ScienceForUkraine
#ScienceForUkraine — это общественная группа студентов-добровольцев и ученых-исследователей из академических учреждений Европы и всего мира.
Узнайте больше об их миссии, о том, как они сейчас помогают украинцам и как вы можете принять в них участие.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев
УВКБ ООН работает в рамках национальных политических, экономических и социальных структур с целью приведения политики, практики и законов в соответствие с международными стандартами в Украине. Узнайте больше об их миссии и о том, как вы можете принять участие и помочь.
Украина Обновления академических новостей- VIINA — это система данных о событиях из нескольких источников почти в реальном времени для вторжения России в Украину в 2022 году. Эти данные основаны на новостных сообщениях украинских и российских СМИ, которые были геокодированы и классифицированы по стандартным категориям конфликтных событий с помощью машинного обучения. Кликните сюда, чтобы узнать больше.
- США Национальная академия наук «Фонд безопасного прохода» поддерживает Польскую академию наук, помогая бежавшим украинским ученым и их семьям переехать в Польшу и соседние страны. Эта инициатива основана на недавних усилиях, предпринятых в рамках инициативы «Ученые и инженеры в изгнании или перемещенных лицах» Национальной академии США. В марте Академия наук Украины заключила соглашение с Польской академией, которая предложила помочь разместить украинских исследователей в институте Польской академии и предоставить грант, который предусматривает поддержку до шести месяцев. Однако, учитывая большой спрос, финансирование, доступное через Польскую академию, было исчерпано в течение нескольких дней. NAS оценит предложения и порекомендует кандидатов для размещения в подходящих учебных заведениях, а также будет использовать собранные средства для предоставления грантов, чтобы помочь поддержать ученых и их семьи. На сегодняшний день ряд фондов США заявили о своей поддержке этих усилий, в том числе Фонд Дэвида и Люсиль Паккард, Фонд Альфреда П. Слоана, Фонд Уолдера, Фонд Саймонса, Фонд Шурла и Кей Керчи, Фонд Премии за прорыв. и Американское химическое общество.
Опубликовано: 05.08.2022
ISA может и не питать большой любви к более богатым странам мира, утверждает Роберт Дингуолл, но ее президент должен уметь различать между взаимопомощью суверенных наций и желанием подчинить другие страны внешнему господству.
Опубликовано: 21.07.2022
Развитие научного потенциала во многих частях мира и установление академических связей имеют решающее значение, когда речь идет о реагировании на новый вирус или отслеживании изменений климата. И все же…
Опубликовано: 06.07.2022
Дополнительные средства для помощи украинским ученым выделяются программе стипендий «Исследователи риска» в Соединенном Королевстве.
Опубликовано: 15.06.2022
Национальные академии наук США, Общеевропейская академия и академии четырех отдельных европейских стран совместно с Национальной академией наук Украины выпустили краткое заявление о восстановлении «а современная и глобально интегрированная система науки и исследований» в Украине.
Опубликовано: 25.05.2022
«Очень сложно, — объясняет сэр Лоуренс Фридман, — мотивировать людей, когда они идут назад».
Опубликовано: 16.05.2022
Доубравка Ольшакова и Сэм Робинсон утверждают, что мы находимся в начале новой эры «пост-наивной» научной дипломатии.
Опубликовано: 12.05.2022
Доубравка Ольшакова и Сэм Робинсон обсуждают, как конфликт в Украине подчеркивает ограниченность концепций «научной дипломатии» с начала 21-го века.
Опубликовано: 26.04.2022
Дэвид Кантер рассматривает странные явления россиян, верящих путинской пропаганде.
Опубликовано: 07.04.2022
Арик Бураковский, эксперт по отношениям между США и Россией, проливает свет на будущее сотрудничества между Россией и Западом в сфере высшего образования.
Опубликовано: 28.03.2022
Теория игр — это формальное исследование стратегического выбора между двумя сторонами. Это полезно для лиц, принимающих решения, потому что может проиллюстрировать диапазон вариантов, открытых для комбатантов в рамках данного кризиса, а также наметить вероятные «выигрыши и проигрыши», стратегически выбранные вовлеченными сторонами. Задача состоит в том, чтобы применить гипотетический спектр к диапазону пассивных и агрессивных вариантов и их последствиям в Украине сегодня.
Опубликовано: 22.03.2022
О чем следует помнить тем, кто находится за пределами зоны конфликта, потребляя новости о российско-украинской войне? Профессор журналистики Даниэла Димитрова предлагает несколько ответов.
Опубликовано: 09.03.2022
Пока Владимир Путин продолжает наступление на Украину, различия между русским и украинским языками стали частью публичного дискурса на Западе
Опубликовано: 08.03.2022
Полная сумма ущерба, нанесенного ученым и исследователям из Украины, еще некоторое время не будет известна, но прогнозы мрачны.
Опубликовано: 25.02.2022
Дэвид Кантер рассматривает виды психологических процессов, которые могут формировать действия Владимира Путина.
ВНЕШНИЙ КОНТЕНТ О ВОЙНЕ И ЕЕ ОТХОДАХ«Вторжение в Украину начинает каскад отторжения от российской науки» | Мария Берк в Chemistry World
«Является ли гостеприимство Канады бегущими украинцами новой эрой политики в отношении беженцев?» | Адель Гарнье, Джейми Чай Юн Лью и Шона Лабман в Беседа
«Как война в Украине повлияет на цены на продукты питания» |Альфонс Версинк и Михаэль фон Массов в Беседа
«Украинские ученые сталкиваются с изгнанием, преследованием и цензурой в продолжающейся войне10 |» | С. Карли Кехо и Эврен Алтинкас в The Conversation
ДОВОЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ КОСМИЧЕСКИЕ ПОСТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ НАМ ПОНИМАТЬСлова имеют значение: беззастенчивая нормализация большой лжи и альтернативных фактов | Рут Водак опирается на свою книгу «Политика страха», чтобы объяснить, как люди с авторитарными наклонностями нормализуют «большую ложь»
Джим Скотт о сопротивлении | В этом подкасте по социальным наукам Скотт описывает, как обычные люди в плохих ситуациях могут развивать «ненавязчивые формы сопротивления».
Комфорт незнакомцев | Глядя на прошлые бедствия, Дэвид Кантер утверждает, что «доминирующий способ взаимодействия между людьми — это доброта и поддержка».
Время игр в лагерях: эссе ESRC Better Lives | Бобби Бомонт подробно рассказывает об опыте работы с детьми, размещенными в европейских лагерях беженцев из-за очередного гуманитарного кошмара.