Конкретное понятие и абстрактное – Абстрактное и конкретное | Гуманитарная энциклопедия

Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «землетрясение», «поэма В.В. Маяковского «Хорошо!»

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»).

      1. Относительные и безотносительные понятия

Относительные - такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» - «родители», «ученик» - учитель», «начальник» - «подчинённый»).

Безотносительные - такие понятия, в которых мыслятся предметы. Существующие самостоятельно, вне зависимости от другого («дом», «человек», «доменная печь»).

      1. Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок.

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом, и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «безупречность», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствуют в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «бескорыстная помощь»).

      1. Собирательное и несобирательные понятия

Собирательные называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая»). Проверяем так. Об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и единичными(«созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»).

Приведём примеры полной логической характеристики некоторых понятий.

«Коллектив» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

«Недобросовестность» - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.

«Стихотворение» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

    1. Отношения между понятиями

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определённых отношениях. Далёкие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, халатность и нитка). Остальные понятия называются сравнимыми.

Сравнимые понятия делятся на совместимые (объёмы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые, объёмы которых не совпадают ни водном элементе.

studfiles.net

Конкретные и абстрактные понятия

Понятия, в которых обобщаются конкретные предметы и явления действительности по тем или иным признакам, называются конкретными.

Понятия, в которых мыслятся признаки предметов или отношения между ними, называются абстрактными.

Например, понятия «корабль», «DVD плеер» являются конкретными, а понятия «белизна», «смелость» – абстрактными понятиями.

Упражнение 6

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1. Политическая система. 2. Толерантность. 3. Невоспитанность. 4. Равенство. 5. Институт. 6. Флора. 7. Валентность. 8. Менеджер. 9. Героизм. 10. Отличник учебы. 11. Алиби. 12. Идеал. 13. Биссектриса. 14. Периферия. 15. Реальность.

Пример: Кафедра философии понятие конкретное.

Положительные и отрицательные понятия

Понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки, называются положительными.

Понятия, в которых признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются, называются отрицательными.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с частицами «не», «без»; в словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «асимметрия», «аморфный», «аморальный».

Примеры положительных понятий: «грамотный», «говорящий по-английски», «порядок»; понятия «неграмотный», «неговорящий по-английски», «беспорядок» – отрицательные.

Упражнение 7

Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. Вероятность. 2. Аморальный. 3. Беззаконие. 4. Трудолюбие. 5. Производство. 6. Принципиальность. 7. Недра. 8. Анонимность 9. Ананас. 10. Антипатия. 11. Незнайка. 12. Профан. 13. Регресс. 14. Беззаботность. 15. Запрет.

Пример: Рентабельность – понятие положительное.

Безотносительные и соотносительные понятия

Безотносительные понятия описывают предметы, существующие раздельно и потому воспринимаемые вне связи с другими предметами.

В содержании таких понятий нет указания на отношение к другим предметам, например: «дерево», «книга», «государство».

В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только взаимосвязано и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся одно без другого. Например, понятия «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие».

Упражнение 8

Укажите безотносительные и соотносительные понятия.

1. Администрация Президента РФ. 2. Верх. 3. Форма. 4. Племянник. 5. Работа. 6. Теория. 7. Строитель. 8. Автор. 9. Авария. 10. Защитник. 11. Соратник. 12. Независимое государство. 13. Прокурор. 14. Обвинитель. 15. Отдаленное место.

Пример: Учебное пособие по логике – понятие безотносительное.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, означает придать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий уточняет смысл употребления слов, которыми эти понятия описаны.

Упражнение 9

Дайте логическую характеристику понятиям.

1. Созвездие Большой Медведицы. 2. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 3. Абзац. 4. Коллекция почтовых марок. 5. Родственные отношения. 6. Безбилетный пассажир. 7. Студент факультета рекламы. 8. Восточная граница России. 9. Театр «Геликон опера». 10. Московская консерватория имени П. И. Чайковского. 11. Лидер. 12. Непустое понятие. 13. Реальность происходящего. 14. Редакционная коллегия. 15. Компьютер.

Пример: Растение – понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

studfiles.net

Конкретные и абстрактные понятия

Конкретным называется понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоя­тельно существующее (книга, свидетель, государство). Конкрет­ные понятия могут быть как общими, так и единичными.

Абстрактным называется понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами (сме­лость, ответственность, белизна, дружба, посредничество). Абстрактные понятия могут быть общими (посредничество, белизна) или единичными (гениальность Эйнштейна).

Безотносительные и соотносительные понятия

Безотносительными называются понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения с другими предметами (студент, государство, за­кон).

Соотносительными называются понятия, содержащие признаки, указывающие на отношение одного понятия к дру­гому (родители — дети, начальник — подчиненный, истец — от­ветчик).

4. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости и несовместимости.

●Понятия находятся между собой в определенных отноше­ниях. По содержанию между понятиями могут быть только два вида отношений — сравнимость и несравнимость. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (безответственность и нитка, романс и кирпич). Между ними невозможны логические от­ношения.

Сравнимые понятия — это понятия, имеющие в своем со­держании общие, существенные признаки (по которым они и сравниваются). От­ношения между понятиями изображают с помощью схем — кругов Эйлера.

Между сравнимыми понятиями возможны два вида отноше­ний по объему: совместимость и несовместимость, а сами соот­носящиеся понятия называются совместимыми или несовмес­тимыми.

Совместимые понятия — это такие, объемы которых пол­ностью или частично совпадают. Между совместимыми поняти­ями складываются следующие отношения:

1 — равнообъемность (поня­тия, которые различаются по своему содержанию, но объе­мы которых совпадают)

2 — перекрещивание (понятия, объемы ко­торых частично совпадают)

3 — подчинение/субординация (поня­тия, если объем одного полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его)

●Несовместимыми называются понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия могут находиться между собой в следующих отношениях.

1 — соподчинение/координация (по­нятия, объемы которых исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему родовому понятию)

2 — противоположность (понятия, признаки которых противоречат друг другу, а сумма их объемов не исчерпывает родового понятия)

3 — противоречие (два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками)

5. Обобщение и ограничение понятий. Основное требование к выполнению данных операций и ошибки в обобщении и ограничении.

Логическая операция обобщения понятий.

Обобщение объема А - логическая операция, в ре­зультате которой образуется имя с объемом В, содер­жащим в себе объем А. Иными словами, обобщить имя А - значит образовать такое другое имя В (род), кото­рое подчиняло бы себе имя А (вид).

На первый взгляд, обобщение - то же, что и включение. Однако это не совсем так. Разница прежде всего в том, что при обобщении более общее имя В может быть в принципе неизвестным. Его содержание надо еще выработать, объем установить или уточнить, а само имя, быть может, заново сформулировать, в то время как при включении А в В эти имена выступают как данные. Процессы обобщения - неотъемлемые свойства научного познания. Прежде чем появилось обобщающее имя «закон Бойля-Мариотта», прошли десятилетия упорного труда ученых по исследованию зависимости между давлением и объемом различных газов.

В процессе познания обобщающее имя в свою очередь может быть обобщено и т.д. Пределом обоб­щения в каждом конкретном случае выступает некое универсальное имя. В различных науках - это имена, фиксирующие фундаментальные понятия (научные категории): точка, прямая, плоскость - в геометрии, материальная точка, масса, сила, ускорение - в меха­нике; атом, молекула, валентность - в химии; труд, товар, деньги, стоимость - в экономической теории; предмет, свойство, отношение - в логике.

Логическая операция ограничения понятий.

Ограничение - логическая операция, обратная обобщению. Она состоит в нахождении имени с объе­мом В, который содержится в объеме А. Ограничить объем А - значит найти такое другое имя В (вид), ко­торое находилось бы в отношении подчинения к А (роду). Пределом ограничения выступают имена, объемы которых равны одному предмету (единичные име­на). Так, пределом ограничения имени «столица» яв­ляются имена отдельных государств: Минск, Москва, Токио и т.д.

Особой разновидностью ограничения является выделение типа, или типизация. Тип - это имя, кото­рому однородные предметы соответствуют в той или иной мере. Если некоторые предметы составляют объ­ем имени А и среди них есть такие, что безусловно (т.е. со степенью, равной 1) принадлежат к объему В, а другие обладают этим свойством в некоторой (меньшей) степени, то имя с объемом В представляет собой тип. Так, ограничивая объем имени «человек», можно получить имя «высокий человек». Это будет тип, поскольку, исходя из практики и разумных сооб­ражений, можно выделить, безусловно, высоких людей, остальных же упорядочить по степени их принадлеж­ности к высоким людям, до той границы, за которой находятся, безусловно, невысокие люди (степень их принадлежности к объему имени «высокий человек» равна 0). Тип, таким образом, есть имя с нечетким объемом.

●Логические операции с объемами имен не следу­ет смешивать с мысленными переходами от части к це­лому и, наоборот, от целого к части. Специфика по­следних наиболее отчетливо выявляется при их сопос­тавлении с операциями обобщения и ограничения.

Обобщаемое имя заключает в себе все содержа­ние результата обобщения, но не наоборот. Иными словами, вид обладает всеми признаками рода. Напри­мер, можно, обобщив имя «газета», получить имя «периодическое издание», и ни одна газета не мыслима без этого родового признака.

Иначе обстоит дело при переходе от части к це­лому. Ознакомившись с отдельными помещениями в новой квартире, можно составить представление о квартире в целом, но нельзя переносить свойства всей квартиры (например, то, что она состоит из трех ком­нат), на каждую из частей квартиры. Часть, таким об­разом, не обладает содержанием целого (здесь имеется аналогия с отношениями между собирательными и несобирательными именами).

Поэтому смешение операции обобщения (ограничения) с операцией мысленного перехода от части к целому (от целого к части) непозволительно и может служить источником серьезных заблуждений. Напри­мер, восточнославянское племя кривичей можно рас­сматривать иногда как разновидность, иногда как часть славян. В первом случае, зная, что восточные славяне поклонялись Перуну, мы не сделаем ошибки, заклю­чив, что и кривичи поклонялись Перуну (операция ограничения). Во втором же случае из знания о том, что восточные славяне подвергались набегам степня­ков, вовсе не следует, что и любая их часть, например, кривичи, подвергались этим набегам (переход от це­лого к части). В противном случае допускается логиче­ская ошибка.

studfiles.net

Конкретные и абстрактные понятия

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 32Следующая ⇒

Конкретными называются понятия, в которых отражены од­ноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «поэма Владимира Маяковского «Хорошо!», «землетрясение» и др.

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправед­ливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимае­мые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдель­ных свойств предмета, отражают и отношения между предмета­ми (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходст­во» и др.).

 

Относительные и безотносительные понятия

Относительные — такие понятия, в которых мыслятся пред­меты, существование одного из которых предполагает сущест­вование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — «южный полюс магнита», «базис» — «надстройка»)1 .

Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом», «человек», «доменная печь», «деревня»).

 

Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок, эксп­луататор и т. д.2

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха»), то поня­тия, выраженные такими словами, также называются положи­тельными. В русском языке нет понятий «упречность» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «неряха» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»).

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, «не­грамотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный ре­жим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную ча­стицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующе­му положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются проти­воречащими понятиями.

 

Собирательные и несобирательные понятия

Собирательными называются понятия, в которых группа од­нородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Проверяем так. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и еди­ничными («созвездие Большая Медведица», «Российская государ­ственная библиотека», «экипаж космического корабля, впервые осуществивший совместный полет»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каж­дому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»). При этом будут возникать истинные сужде­ния. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.

В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. В суждении «Студенты этой группы успешно сдали экзамен по педагогике» понятие «студент этой группы» является общим и употребляется в разделительном (несобирательном) смысле, так как утверждение об успешной сдаче экзамена по педагогике относится к каждому студенту этой группы. В суждении «Студенты этой группы провели общее собрание» понятие «студенты этой группы» употреблено в соби­рательном смысле, так как студенты этой группы взяты как единый коллектив и это понятие является единичным, ибо данная совокупность студентов (именно этой группы) одна, другого такого коллектива нет.

В целях пояснения приведем следующие примеры.

Дать логическую характеристику понятиям «коллектив», «не­добросовестность», «стихотворение».

«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, поло­жительное, собирательное.

«Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотноситель­ное, отрицательное, несобирательное.

«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

 

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях.

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не име­ющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «нитка»; «романс» и «кирпич»), оста­льные понятия называются сравнимыми.

 

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объ­емы этих понятий совпадают полностью или частично) и несов­местимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)

Отношения между понятиями изображают с помощью круго­вых схем (кругов Эйлера3), где каждый круг обозначает объем понятия (рис. 3). Если понятие единичное, то оно также изоб­ражается кругом.

Равнозначными (или тождественными) называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы кото­рых совпадают, т. е. в них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) «река Вол­га»; «самая длинная река в Европе»; 2) «автор рассказа «Человек в футляре»; «автор комедии «Вишневый сад»; 3) «равносторон­ний прямоугольник»; «квадрат»; «равноугольный ромб». Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью со­впадающими.

Понятия, объемы которых частично совпадают, т. е. содер­жат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания. Примерами их являются следующие пары: «колхозник» и «ор-деноносец»; «школьник» и «филателист»; «спортсмен» и «сту­дент». Они изображаются пересекающимися кругами (см. рис. 3). В заштрихованной части двух кругов мыслятся студенты, явля­ющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся студентами, в левой части круга А мыслятся студен­ты, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыс­лятся спортсмены, которые не являются студентами.

Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода; А — подчиняющее понятие («млекопитающее»), В — подчиненное понятие («кошка»).

 




infopedia.su

Абстрактное и конкретное

  Процесс естественно-научного познания осуществляется двумя взаимосвязанными путями: путем восхождения от конкретного, данного в восприятии и представлении, к абстракциям и путем восхождения от абстрактного к конкретному. На первом пути наглядное представление «испаряется» до степени абстракции, на втором пути мысль движется снова к конкретному знанию, но уже к богатой совокупности многочисленных определений.

Под абстрактным понимается одностороннее, неполное отражение объекта в сознании. Конкретное же знание есть отражение реальной взаимосвязи элементов объекта в системе целого, рассмотрение его со всех сторон, в развитии, со всеми свойственными ему противоречиями. Конкретное – результат научного исследования, отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования. Методом теоретического познания объекта как целого является восхождение от абстрактного к конкретному.

Аналогия

В природе самого понимания фактов лежит аналогия, связывающая нити неизвестного с известным. Новое легче осмысливается и понимается через образы и понятия старого, известного. Аналогией называется вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Заключение оказывается тем более правдоподобным, чем больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем эти признаки существеннее. Несмотря на то, что аналогии дают лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез – научных догадок и предположений, которые в ходе последующего этапа исследований и доказательств могут превратиться в научные теории. Аналогия с тем, что нам известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с простым помогает понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире. Аналогия с течением жидкости в трубке сыграла важную роль в появлении теории электрического тока. Аналогии с механизмом действия мышц, мозга, органов чувств животных и человека подтолкнули к изобретению многих технических сооружений: экскаваторов, роботов, логических машин и т. п.

Аналогия как метод чаще всего применяется в теории подобия, на которой основано моделирование.

Моделирование

  В современной науке и технике все большее распространение получает метод моделирования, сущность которого заключается в воспроизведении свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели. Если модель имеет с оригиналом одинаковую физическую природу, то мы имеем дело с физическим моделированием. Модель может строиться по принципу математического моделирования, если она имеет иную природу, но ее функционирование описывается системой уравнений, тождественной той, которая описывает изучаемый оригинал.

Моделирование широко применяется потому, что оно позволяет исследовать процессы, характерные для оригинала, в отсутствии самого оригинала и в условиях, не требующих его наличия. Это часто бывает необходимо из-за неудобства исследования самого объекта и по другим соображениям: дороговизны, недоступности, трудности доставки, необозримости и т. п.

Ценность модели заключается в том, что ее значительно легче изготовить, с ней легче осуществить эксперименты, чем с оригиналом и т. д.

В последнее время активно разрабатываются электронные моделирующие устройства, в которых с помощью электронных процессов воспроизводится по заданной программе реальный процесс. Принцип моделирования составляет основу кибернетики. Моделирование применяется в расчетах траекторий баллистических ракет, в изучении режима работы машин и целых предприятий, в распределении материальных ресурсов и т. д.

studfiles.net

Конкретные и абстрактные понятия — МегаЛекции

Конкретными называются понятия, в которых отражены од­ноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «поэма Владимира Маяковского «Хорошо!», «землетрясение» и др.

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправед­ливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимае­мые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдель­ных свойств предмета, отражают и отношения между предмета­ми (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходст­во» и др.).

 

Относительные и безотносительные понятия

Относительные — такие понятия, в которых мыслятся пред­меты, существование одного из которых предполагает сущест­вование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — «южный полюс магнита», «базис» — «надстройка»)1 .

Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом», «человек», «доменная печь», «деревня»).

 

Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок, эксп­луататор и т. д.2

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха»), то поня­тия, выраженные такими словами, также называются положи­тельными. В русском языке нет понятий «упречность» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «неряха» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»).



Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, «не­грамотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный ре­жим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную ча­стицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующе­му положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются проти­воречащими понятиями.

 

Собирательные и несобирательные понятия

Собирательными называются понятия, в которых группа од­нородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Проверяем так. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и еди­ничными («созвездие Большая Медведица», «Российская государ­ственная библиотека», «экипаж космического корабля, впервые осуществивший совместный полет»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каж­дому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»). При этом будут возникать истинные сужде­ния. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.

В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. В суждении «Студенты этой группы успешно сдали экзамен по педагогике» понятие «студент этой группы» является общим и употребляется в разделительном (несобирательном) смысле, так как утверждение об успешной сдаче экзамена по педагогике относится к каждому студенту этой группы. В суждении «Студенты этой группы провели общее собрание» понятие «студенты этой группы» употреблено в соби­рательном смысле, так как студенты этой группы взяты как единый коллектив и это понятие является единичным, ибо данная совокупность студентов (именно этой группы) одна, другого такого коллектива нет.

В целях пояснения приведем следующие примеры.

Дать логическую характеристику понятиям «коллектив», «не­добросовестность», «стихотворение».

«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, поло­жительное, собирательное.

«Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотноситель­ное, отрицательное, несобирательное.

«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

 

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях.

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не име­ющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «нитка»; «романс» и «кирпич»), оста­льные понятия называются сравнимыми.

 

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объ­емы этих понятий совпадают полностью или частично) и несов­местимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)

Отношения между понятиями изображают с помощью круго­вых схем (кругов Эйлера3), где каждый круг обозначает объем понятия (рис. 3). Если понятие единичное, то оно также изоб­ражается кругом.

Равнозначными (или тождественными) называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы кото­рых совпадают, т. е. в них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) «река Вол­га»; «самая длинная река в Европе»; 2) «автор рассказа «Человек в футляре»; «автор комедии «Вишневый сад»; 3) «равносторон­ний прямоугольник»; «квадрат»; «равноугольный ромб». Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью со­впадающими.

Понятия, объемы которых частично совпадают, т. е. содер­жат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания. Примерами их являются следующие пары: «колхозник» и «ор-деноносец»; «школьник» и «филателист»; «спортсмен» и «сту­дент». Они изображаются пересекающимися кругами (см. рис. 3). В заштрихованной части двух кругов мыслятся студенты, явля­ющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся студентами, в левой части круга А мыслятся студен­ты, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыс­лятся спортсмены, которые не являются студентами.

Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода; А — подчиняющее понятие («млекопитающее»), В — подчиненное понятие («кошка»).

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

абстрактное и конкретное - это... Что такое абстрактное и конкретное?

        АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (от лат. abstracts — отвлеченный и concretus — густой, уплотненный) — философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как отвлеченное понятие обычно противопоставлялось К. в форме реальности, данной в чувственном созерцании. Такое представление имеет свои корни в традиционном познании, поскольку А. отвлекается от всей сложности и многосторонности конкретной эмпирической действительности и поэтому никогда не может отобразить ее во всей полноте и целостности. Но при таком подходе происходит умаление и недооценка роли теоретического мышления как неспособного постичь К. Против такого понимания отношения между А. и К., при котором А. рассматривается как некоторое общее представление, а К. сводится к чувственному восприятию действительности, выступила диалектическая философия. Гегель подчеркивал, что мышление не сводится к образованию абстрактно-всеобщих понятий, отвлеченных от К., т. е. рассудочных определений, а создает К., являющееся понятиями разума. Однако для Гегеля как объективного идеалиста понятия разума возникают в результате самостоятельного развития абсолютного духа, а поэтому не имеют какой-либо связи с реальным объективным миром.

        К. Маркс, отвергая идеалистическую интерпретацию категорий А. и К., рассматривает их, как и Гегель, в диалектической взаимосвязи, а достижение конкретного знания — как процесс восхождения от А. к К., которое приводит к более полному, глубокому и целостному познанию действительности. Если категория А. выражает неполноту, односторонность и отвлеченность воспроизведения предмета в мышлении, то К. стремится воспроизвести его в достижимой полноте и целостности. В противоположность Гегелю, Маркс указывает, что «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». На аналитической стадии исследования создаются отдельные абстракции, возникают определенные понятия и суждения в форме гипотез, законов, которые на синтетической стадии объединяются в теоретические системы, концепции и научные дисциплины. С современной системной точки зрения метод восхождения от А. к К. представляет собой способ построения системного теоретического знания, в котором отдельные его элементы — понятия, суждения, законы и даже теории объединяются в единую, целостную систему с помощью разных форм логических взаимосвязей. Все понятия в такой системе определяются посредством логических правил определения, а все утверждения и факты выводятся как логические следствия из небольшого числа аксиом, основных законов и принципов. Типичным примером такой системы является научная теория.

        Восхождение от абстрактного к конкретному знанию достигается путем построения все более полных теоретических систем, в котором решающая роль принадлежит новым понятиям, законам и принципам, отображающим существенные связи и отношения изучаемой действительности. Все эти элементы будущего системного знания создаются на аналитической стадии исследования, но до времени остаются отдельными абстрактными знаниями, не связанными друг с другом определенными логическими отношениями. Переход к конкретному знанию означает установление логических взаимосвязей между ними и возникновение нового целостного, системного знания об исследуемой действительности. «Конкретное, — пишет Маркс, — потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного». Эта идея о К. как единстве многообразного находит свое точное воплощение в современном системном методе построения теоретического знания.

        Г.И. Рузавин

        Лит.: Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М, 1960; Швырёв В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *