Как высказывать и принимать конструктивную критику [2022] • Asana
Что, если мы скажем вам, что вы не идеальны?
Конечно, вы и так это знаете, но подобные замечания всё равно могут задевать. Любая критика может быть неприятной, особенно когда речь идёт о том, на что вы тратите время и усилия. Все мы стремимся делать работу хорошо. Но критика не менее (а может быть и более) важна, чем похвала. Хорошие, конструктивные критические отзывы помогают развиваться и ведут вас к новым высотам, которых вы могли бы и не достичь, если бы их не было.
Это вовсе не означает, что высказывать и принимать конструктивную критику легко. Но когда вы знаете, как на неё реагировать, вы совершенствуетесь как работник, товарищ и участник коллектива. В этой статье мы расскажем обо всём, что нужно знать о конструктивной критике, в том числе о том, как её формулировать, высказывать и принимать.
Что такое конструктивная критика?
Чтобы научиться правильно высказывать и принимать конструктивную критику, сначала нужно понять, что это такое. Конструктивная критика — это адекватная обратная связь, подкрепляемая конкретными примерами и помогающая совершенствоваться в той или иной области. Конструктивную критику следует подавать в уважительном и доброжелательном тоне. В идеале человек, от которого исходит конструктивная критика, также должен быть готов помочь продумать возможные решения и дальнейшие меры, чтобы грамотно использовать возможности этого инструмента личностного роста.
Повысить эффективность командной работы с помощью AsanaВажно отметить, что конструктивная критика не бывает и не должна быть негативной. И хотя она не всегда бывает позитивной, такая критика должна быть сосредоточена на созидании, а не разрушении.
Конструктивная и деструктивная критика
Иногда можно столкнуться с таким явлением, когда обратная связь подаётся под видом конструктивной критики, но на деле представляет собой лишь завуалированные отрицательные комментарии. Такие отзывы называются деструктивной критикой. В отличие от конструктивной деструктивная критика — это обратная связь, которая никак не способствует исправлению ситуации, личностному росту или совершенствованию профессиональных качеств. Напротив, деструктивная критика:
Применяется для личных нападок
Направлена на снижение чьей-либо самооценки
Высказывается публично
Не конкретизируется и не несёт практической пользы
Избыточная или излишне придирчивая
Столкнувшись с деструктивной критикой, не стесняйтесь пресекать её или просить помощи у наставника. В таких случаях исправить ситуацию можете вы сами, ваш наставник или специалисты отдела кадров вашей компании.
Читать о лучшей стратегии разрешения конфликтов, которой вы не пользуетесьПреимущества конструктивной критики
Даже если это идеальный совет, высказывать и принимать конструктивную критику всегда непросто. Но не стоит избегать подобной обратной связи только потому, что она такая сложная. Конструктивная критика помогает и вам, и тому, кому вы её направляете, расти как в личностном, так и в профессиональном плане.
На самом деле конструктивная критика скорее укрепляет ваши взаимоотношения, нежели разрушает их. ”
—Джастин Розенштейн, соучредитель Asana
Реализуя конструктивную критику, вы создаёте атмосферу открытости и доверия. Не всякая беседа с коллегами даётся просто, но сложные разговоры — это неотъемлемый компонент успешной команды.
В Asana обратная связь всех типов является важной частью нашей культуры. Все наши сотрудники проходят обучение в группе ответственного лидерства, поэтому они прекрасно владеют техникой конструктивной критики. Кроме того, цености нашей компании базируются на принципах взвешенного и реалистичного распределения ответственности. Когда что-то идёт не так, мы применяем метод пяти «почему», чтобы выяснить первопричины происходящего.
У каждой компании свои ценности и методы работы. Но открытость для конструктивного и честного диалога поможет вам преодолеть психологический барьер, завоевать доверие и наладить более тесный контакт с коллегами. Если вы готовы попробовать, читайте дальше.
Одиннадцать советов о том, как высказывать конструктивную критику
Любой может высказывать конструктивную критику, но для этого важно правильно подойти к такому разговору. Если вам ещё не приходилось высказывать критику в этом ключе, ознакомьтесь с 11 рекомендациями о том, как сделать критику полезной, конструктивной и доброжелательной.
1. Рекомендуется: говорить от первого лица
Выступая от первого лица, вы имеете возможность выразить своё мнение, сосредоточившись на ситуации, а не на человеке, о котором идёт речь. Разговор от первого лица подразумевает использование таких фраз, как «Я полагаю…» или «На мой взгляд…» вместо «Вы сказали…» или «вы сделали…».
Говоря от первого лица, вы делаете критику менее личной и опираетесь на собственный опыт. Формулируя каждое предложение от первого лица, вы тем самым подчёркиваете, что делитесь своими соображениями и мнением, а не констатируете объективные факты. Это поможет снизить эффект самозащиты, который зачастую возникает при любой критике, и сделать обратную связь более продуктивной.
Пример общения от первого лица
«Я думаю, в слайдах можно было бы использовать больше изображений. Иногда я слишком увлекаюсь чтением текста на странице. А что, если на каждом слайде оставить только основные темы?»
2. Не рекомендуется: применять метод чередования похвалы и критики
Возможно, вы слышали о так называемом методе сэндвича (который иногда также называют обратной связью по принципу бутерброда), ведь это, пожалуй, самая известная стратегия подачи критики. Согласно этому методу начинать следует с положительной ноты, потом высказывать конструктивную критику, а в заключении приводить ещё один позитивный комментарий.
Несмотря на свою популярность, метод сэндвича не является эффективным способом подачи полезной и конструктивной критики. Поскольку вы таким образом завуалируете конструктивную критику, у вас практически не остаётся возможности сделать её полезной или продумать дальнейшие действия. Во избежание такого развития событий, уделите время, чтобы сделать критику как можно более конкретной и полезной, и неважно, сколько раз вам придётся её озвучивать.
3.
Рекомендуется: формулировать критику так, чтобы она подразумевала выполнение практических действийЦель конструктивной критики состоит в том, чтобы человек мог что-то сделать для исправления ситуации. Помимо указания на недостатки, которые можно было бы устранить, конструктивная критика содержит идеи и меры, которые человек может реализовать для дальнейшего развития своих навыков. Высказывая обратную связь, дайте понять, что вы готовы продолжать диалог и продумать дальнейшие действия, если это поможет человеку, которому адресуется такой отзыв.
Если обратная связь не подразумевает каких-либо практических действий, воздержитесь от неё или дождитесь момента, когда можно будет предложить человеку выполнить какие-то шаги по исправлению ситуации. Без практически реализуемых советов критика перестаёт быть конструктивной и опасно отклоняется в сторону разрушения.
Пример эффективной конструктивной критики, подразумевающей практические действия
«Мне нравится идея, которую вы озвучили на совещании по маркетинговой кампании. Но, по-моему, причина, по которой она не вызвала должного интереса, заключается в отсутствии привязки этой идеи к процессу. На вашем месте я бы привёл несколько ярких примеров в поддержку вашего плана».
4. Не рекомендуется: высказывать критику публично
Даже идеально сформулированную критику бывает сложно принять, особенно если человек, с которым вы разговариваете, потратил много времени и сил на выполнение своей работы. Чтобы обратная связь была конструктивной и полезной, необходимо начать разговор с того, как ваш собеседник может улучшить ситуацию.
Такой разговор будет невозможен, если вести его публично. Вместо вступления в диалог человек может засмущаться, зажаться или закрыться от нападения. И тогда он уйдёт в глухую оборону и просто не будет воспринимать обратную связь. Постарайтесь провести беседу в непринуждённой атмосфере, чтобы разговор получился максимально продуктивным. Выделите в своём расписании время на предоставление конструктивной критики или проводите беседы тет-а-тет для этой цели.
5. Рекомендуется: делать положительные комментарии, если они уместны
Тот факт, что метод сэндвича — это не лучший способ подачи обратной связи, вовсе не означает, что нельзя отмечать положительные моменты. Конструктивная критика не должна идти исключительно в негативном ключе. Отмечать, что было сделано хорошо, тоже очень полезно. Это позволяет оттачивать сильные стороны и прорабатывать слабые.
Пример позитивной конструктивной критики
«На прошлой неделе ваша работа была поистине новаторской. Я оценил, как вы подошли к отзывам клиентов под новым углом. Похоже, вам удалось найти решение, о котором мы даже не задумывались».
6. Не рекомендуется: притягивать позитив за уши
Как и в случае метода сэндвича, следует избегать напускного позитива. Конструктивная обратная связь заключается не в том, чтобы осыпать человека бессмысленными комплиментами, а в том, чтобы помогать ему совершенствоваться и двигаться вперёд.
Независимо от того, с каким видом обратной связи вы имеете дело, тщательно продумайте её, чтобы она была действительно осмысленной. Неискренние отзывы могут быть восприняты как бесполезные, что затруднит дальнейшую обратную связь.
7. Рекомендуется: высказывайте критику в форме беседы
Конструктивная критика ничего не стоит, если она не предполагает обмен мнениями. Смысл ведения разговора от первого лица состоит в том, чтобы обратная связь подавалась, исходя из ваших представлений. При этом у собеседника может быть иная точка зрения. Дайте человеку возможность спросить, почему вы так считаете, и как он может улучшить ситуацию, учитывая эту критику. Помните, что обратная связь более эффективна, когда она подаётся в виде помощи, а не приказа.
Пример конструктивной обратной связи в форме беседы
«Мне кажется, что в прошлом проекте у вас что-то пошло не так. Как думаете? Может быть, вам не совсем понятен наш подход к этому проекту?»
8. Не рекомендуется: пытаться сделать обратную связь сюрпризом
Высказывать критику может быть неудобно. Иногда бывает неловко или неприятно давать человеку понять, что вы пришли к нему с критикой, ведь он может занять защитную позицию или станет задавать вам другие вопросы.
Но хотя доносить критические отзывы не всегда комфортно, попытка подать их внезапно может создать негативный опыт там, где человек мог бы получить импульс для роста. Неудачно высказанная обратная связь может вызвать такие чувства, как смятение и подавленность, и заставить человека воспринимать критику как нападение. Во избежание такого эффекта дайте человеку понять, что предстоит обмен мнениями.
9. Рекомендуется: высказывать критику своевременно
Конструктивная критика полезна, если она высказывается сразу. Это позволяет обсудить ситуацию, пока она не забылась. Если слишком задержаться с обратной связью, она потеряет актуальность и станет гораздо менее полезной. Старайтесь высказывать свои отзывы в течение 2–7 дней с момента возникновения ситуации.
Пример своевременной обратной связи
«Хотелось бы обсудить презентацию, которую вы провели для руководства в прошлый четверг. Слайды получились весьма информативными, но было бы ещё лучше, если бы вы уделили больше времени ответам на вопросы. Может быть, имеет смысл в следующий раз заранее разослать ознакомительные материалы, чтобы можно было пропустить некоторые слайды».
10. Не рекомендуется: предоставлять непродуманную обратную связь
Хотя своевременно предоставлять обратную связь действительно важно, не следует делать это бездумно. Даже если у вас был момент озарения, и вы сразу поняли, как можно исправить ситуацию, выждите хотя бы один день и тщательно сформулируйте критику, чтобы она получилась конструктивной и позитивной. Прежде чем запланировать разговор по поводу критики, ответьте себе на следующие вопросы:
Поможет ли такая критика исправить ситуацию?
Нужно ли озвучивать эту критику?
Смогу ли я помочь в выработке решения для исправления ситуации?
Какие дальнейшие действия может предпринять сотрудник?
11. Рекомендуется: использовать дружелюбный тон и жесты
Конечная цель критики — помочь человеку изменить что-то к лучшему. Хотя высказывать критику всегда непросто, следите за тем, чтобы используемый тон был дружественным, а жесты — неагрессивными.
Поначалу может быть некомфортно высказывать конструктивную критику, поэтому можно попробовать порепетировать то, что вы собираетесь сказать, и продумать подачу. Обратите особое внимание на свой тон, следите за тем, чтобы на вашем лице не было выражения недовольства или ухмылки, и не принимайте закрытые позы со скрещёнными руками. Даже если вы и не имели в виду ничего такого, эти сигналы могут вызвать защитную реакцию и сделать обратную связь непродуктивной. Если вы высказываете критику удалённо, обязательно включайте видео при звонке.
Шесть шагов к принятию конструктивной критики
Допустим, вы научились правильно высказывать конструктивную критику. А как насчёт того, чтобы её принять? Принимать конструктивную критику, не закрываясь от неё, может быть весьма непростой задачей. Даже если вы осознаёте, что отзыв должен вам помочь, человеку свойственно защищаться от критики, пусть даже и полезной.
Хорошо, если вам заранее дадут понять, что собираются высказать критику в ваш адрес. Когда вы знаете, что у кого-то есть конструктивная обратная связь, вы можете подготовиться к ней, чтобы она не застала вас врасплох.
Но чтобы быть готовым адекватно принять даже внезапную конструктивную критику (если только она не является деструктивной), выполните следующие шесть действий:
Не реагируйте на критику мгновенно.Обратная связь способна активировать механизм антистрессорной защитной реакции, в результате чего изначально конструктивный разговор может вызвать лишь выброс адреналина. Прежде чем отреагировать на критику, сделайте глубокий вдох и постарайтесь сдержать желание ответить или поспорить.
При необходимости напомните себе, что конструктивная критика помогает вам стать лучше. Даже если конструктивная критика в ваш адрес поступила внезапно, не забывайте, что это делается в ваших же интересах.
Выслушайте собеседника, чтобы понять его, а не ради спора. Когда кто-то высказывает вам конструктивную критику, выслушайте его, не отвечая и не закрываясь от такой критики. Помните, что, высказывая критику, человек хочет вам помочь, поэтому постарайтесь выслушать её без предвзятости.
Высказываемая критика относится к тому делу, которым вы занимаетесь, а не лично к вам. Мы часто воспринимаем критику как нечто личное, потому что думаем, что критикуют именно нас. Но в деловой среде конструктивная критика обычно направлена на то, чем вы занимаетесь. Хорошая обратная связь помогает улучшить работу, как правило она не настолько личная, как может показаться.
Благодарите за обратную связь. Предоставление конструктивной обратной связи — дело непростое. Поблагодарите человека за его усилия и желание помочь вам.
Задавайте вопросы, но не оспаривайте критику. Хотя обратную связь не следует опротестовывать или опровергать, вполне допускается задавать вопросы и обсуждать способы улучшения ситуации. Если вы не готовы спрашивать сразу после получения критики, это тоже нормально. Договоритесь о ещё одной встрече, чтобы подробнее изучить варианты улучшения ситуации.
Конструктивная обратная связь способствует слаженной командной работе
Правильно поданная эффективная критика помогает создать здоровую атмосферу в коллективе и способствует слаженной командной работе. Это происходит потому, что члены сплочённых коллективов открыты и честны друг с другом и не боятся говорить о реальных вещах. Даже просто прочитав это, вы встали на путь к более эффективной совместной работе.
Чтобы продолжить развитие навыков командного взаимодействия, прочитайте также нашу статью о совместной работе в команде.
Техника конструктивной критики
Хвалить легко — гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие возможные варианты несложных критических оценок.
Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.
1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.
2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.
3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.
4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.
5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.
6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.
7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.
8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.
9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.
10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь — сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10—30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.
11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.
12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.
13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.
14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.
15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».
Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.
Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.
ФОРМЫ КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ
Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.
- Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;
- Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;
- Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;
- Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку.
- Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;
- Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;
- Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как…»;
- Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано…»;
- Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;
- Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)…»;
- Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;
- Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;
- Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо…»;
- Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;
- Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;
- Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;
- Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;
- Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;
- Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;
- Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».
Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.
Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.
КАК ВОСПРИНИМАТЬ КРИТИКУ
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.
— Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.
— Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.
— Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
— Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.
— Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
— Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.
— Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».
— Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.
— Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум — как исправить положение.
— Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.
— Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.
— Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
— Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.
— Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.
— Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.
— У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.
— Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, — искажать факты ради оправдания.
— Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.
— Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я — сильная личность.
— Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.
— Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.
— Признать критику — это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.
— Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.
Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.
Автор: Г. В. СтаршенбаумКонструктивная критика: значение, советы и примеры
Что такое конструктивная критика?
Конструктивная критика — это тип обратной связи, который предлагает конкретные и действенные советы, помогающие сотрудникам совершенствоваться. Он должен быть четким и прямым и включать практические шаги, которые сотрудник может предпринять для продвижения вперед.
Когда вы высказываете конструктивную критику сотруднику, вы также должны подчеркивать то, что он делает хорошо, что помещает критику в контекст. Если рассматривать критику как область для улучшения, а не как проблему, сотрудники могут принять ее во внимание, не чувствуя себя оскорбленными или обиженными.
Преимущества конструктивной критики
Предоставление обратной связи в форме конструктивной критики вместо того, чтобы просто сообщать сотрудникам, что они сделали неправильно, может иметь много преимуществ. Например, конструктивная критика:
Укрепляет доверие: Когда сотрудники получают конструктивную критику от своего руководителя, они понимают, что руководитель хочет, чтобы они добились успеха, и не нападают на них лично. Это также показывает им, что их работодатель доверяет им делать работу, необходимую для улучшения.
Предоставляет контекст для обратной связи: Конструктивная критика ставит любые проблемы в контексте хорошей работы, которую выполняет сотрудник. Это помогает им увидеть, что в целом они не плохо справляются со своей работой — есть лишь определенные области, в которых они могли бы улучшиться.
Включает практические советы: Критика сотрудника без указания, как добиться большего, никому не поможет. Вместо этого предоставляя конструктивную критику, вы можете показать им шаги, которые им необходимо предпринять для решения любых проблем.
Создает среду для совместной работы: Когда сотрудникам удобно давать и получать конструктивную обратную связь, это создает лучшую среду для эффективной совместной работы.
Как давать конструктивную критику: 5 советов для менеджеров
Не знаете, как начать эффективную конструктивную критику, чтобы расширить возможности своих сотрудников и повысить производительность? Вот несколько советов:
1. Используйте метод «сэндвича обратной связи» 9.0050
Когда вы высказываете конструктивную критику, вы должны помещать ее в контекст, говоря сотрудникам, что они делают хорошо. Метод сэндвича с обратной связью включает в себя размещение вашей критики между двумя положительными моментами. Иногда это называют обратной связью PIP, что означает «положительное-улучшение-позитивное».
Например, если вы хотели предложить сотруднику улучшения в том, как он управляет проектом, вы можете сказать:
‘ Вы проделали большую работу, мотивируя команду и следя за тем, чтобы все всегда знали, что они делают.
Однако мне хотелось бы больше общаться с вами о том, как продвигается проект, так как я часто не получал ответа на свои электронные письма и должен был следить. В следующий раз давайте установим график проверок по всему проекту, чтобы я мог следить за прогрессом.
Тем не менее, проект прошел очень гладко, и клиент был очень доволен тем, что вы сделали. Молодец!»
2. Будьте ясны и конкретны
Расплывчатая обратная связь или содержащая общие заявления могут сбивать с толку и не сообщать сотрудникам, что именно им нужно изменить. Это может даже заставить их чувствовать себя атакованными, поскольку они могут подумать, что вы критикуете их в целом, а не какой-то конкретный аспект их работы.
Важно, чтобы ваш отзыв был четким и конкретным, а также приводились примеры того, что сотрудник мог бы сделать по-другому. Вот пример, чтобы было понятнее:
Расплывчатая критика:
«Вам нужно лучше управлять своим временем». «Я хотел бы, чтобы вы провели некоторое время в начало проекта по созданию плана для себя, в котором указано, что нужно сделать и к какому сроку. Это должно помочь вам убедиться, что вы больше не пропустите дедлайны. Если хотите, я могу помочь вам сделать это, чтобы вы увидели, как я распоряжаюсь своим временем, когда у меня в руках большой проект».
3. Помните о сроках
Важно высказывать конструктивную критику, когда сотрудник готов ее принять. Это означает помнить об их эмоциях и принимать их во внимание. Например, если произошла бурная дискуссия, лучше подождать, пока все не успокоятся и не будут готовы к разговору.
Возможно, вы также захотите оставить отзыв в режиме реального времени, вместо того, чтобы ждать следующей плановой проверки или ежегодной проверки. Таким образом, события все еще будут свежи в памяти всех, что облегчит сотруднику улучшение своей работы.
4. Сосредоточьтесь на ситуации
Когда вам нужно выступить с конструктивной критикой, важно сосредоточиться на ситуации, а не на личности или мотивации сотрудника. Лучше всего основывать свою критику на наблюдаемом поведении, чтобы сотрудник мог видеть, что речь идет не о нем лично.
Еще один важный момент: конструктивная критика должна быть объективной, а это значит, что ваше личное мнение должно быть исключено из нее. Например, вместо того, чтобы говорить « Мне не понравились цвета, которые вы использовали на плакате ’, вы могли бы сказать:
‘Цвета текста и фона на плакате могут затруднить чтение для некоторых людей. Не могли бы вы изменить их на более контрастные цвета?»
5. Включите рекомендации и советы
Конструктивная критика всегда должна включать рекомендации для ваших сотрудников о том, как они могут улучшить свою работу. Вместо того, чтобы просто говорить им, что они делают неправильно — что может разочаровать — покажите им, что вы действительно хотите, чтобы они преуспели, дав им практические советы, которые помогут им стать лучше.
Сообщите своим сотрудникам, что они могут обратиться к вам за помощью, если они в ней нуждаются, это также поможет создать культуру доверия и сотрудничества.
Примеры конструктивной критики
Вот несколько примеров, демонстрирующих, как вы можете высказывать конструктивную критику сотруднику:
Пример №1
Ситуация: презентация
Конструктивная критика:
‘Я думаю, что вы отлично справились с презентацией, и примеры, которые вы выбрали, действительно помогли понять.
В следующий раз я бы предложил сократить эти примеры до одного на слайд, так как презентация была немного длинной, и я обнаружил, что примеры отвлекают от главного в некоторых местах.
Но в целом презентация прошла хорошо, и мне нравится, как вы представили информацию в увлекательной форме».
Пример № 2
Ситуация: Обращая обратную связь сотруднику, который не берет на себя инициативу
Конструктивная критика:
‘Я знаю, что у вас есть много знаний о маркетинге и ваш вклад в эту часть. проекта были чрезвычайно ценны. Спасибо!
Но я заметил, что вы не вмешивались в эту часть проекта, пока вас об этом не попросили — разве это не то, над чем вам нравится работать?
В будущем, я был бы рад, если бы вы возглавили те области проекта, в которых вы активно участвуете. Возможно, мы могли бы организовать встречу на следующей неделе, чтобы обсудить виды работы, которые вам было бы удобно выполнять. лид?»
Часто задаваемые вопросы о конструктивной критике
Все еще есть вопросы о конструктивной критике? Вот ответы на некоторые часто задаваемые вопросы:
Конструктивная критика — это хорошо или плохо?
Конструктивная критика считается хорошей вещью на рабочем месте, потому что она укрепляет сотрудников, а не расстраивает их. Хотя его основная цель — указать области для улучшения, он не просто фокусируется на проблемах.
Это также позволяет сотрудникам узнать, что они уже делают хорошо, что помещает критику в контекст. Получив конструктивную критику, сотрудники получают всю информацию, необходимую им для улучшения.
Что противоположно конструктивной критике?
Противоположностью конструктивной критике является деструктивная критика. Этот тип обратной связи фокусируется исключительно на проблемах и не дает никаких указаний по улучшению. Деструктивная критика вместо того, чтобы укреплять кого-то и давать им возможность делать свою работу лучше всех, может подорвать доверие и снизить моральный дух в организации.
Упрощение обратной связи с сотрудниками с помощью Personio
Используя Personio, вы можете легко настроить циклы производительности для отдельных команд или всей организации, чтобы вы могли высказывать продуктивную и конструктивную критику в нужное время.
Руководителям и работодателям автоматически предлагается завершить свои обзоры, и вы можете запланировать рабочие встречи прямо из платформы, когда необходима обратная связь лицом к лицу. Вы даже можете запросить отзывы коллег о своей команде, а члены команды могут давать положительные отзывы своим менеджерам.
Заинтересованы? Закажите бесплатную демонстрацию , чтобы узнать, как Personio может изменить культуру обратной связи в вашей организации.
5 полезных советов о том, как высказывать конструктивную критику
Часто ли ваши сотрудники неправильно понимают вас, когда вы даете им предложения или замечания? Ваши сотрудники часто игнорируют ваши рекомендации? Как менеджер, вы когда-нибудь высказывали конструктивную критику, которая была проигнорирована?
Если вы сталкивались с такими проблемами со своими сотрудниками, возможно, вам не хватает навыков конструктивной критики. Вы наверняка думали о конструктивной критике, но потерпели неудачу, потому что не знаете, как правильно?
«Люди редко отказываются от помощи, если ее правильно предложить». — AC Бенсон.
В этом руководстве в первую очередь рассказывается о том, как кто-то может конструктивно критиковать кого-то, особенно на рабочем месте. Как лидер, если вы считаете, что ваши работники могут стать лучше, не сдерживайте свои идеи, а конструктивно выражайте эту критику.
Нужно внимательно следить за тем, когда наступает подходящее время, чтобы поговорить или поделиться своими хорошими отзывами с коллегами. Выберите подходящий момент и поделитесь своими идеями, не нарушая межличностных отношений. В противном случае вы можете показаться импозантным, потому что критикуемый человек мог не нуждаться в вашем совете в тот момент.
Если вы хотите освоить навык конструктивной критики, прокрутите страницу ниже, где мы перечислили полезные советы о том, как дать конструктивную критику?
Но сначала давайте разберемся-
Что такое конструктивная критика?
конструктивная критика (существительное)
Критика осуществляется с сострадательным отношением к лицу, имеющему право на критику.
Конструктивная критика — это полезный метод критики, который дает четкие, важные рекомендации. Вместо того, чтобы давать общую обратную связь, полезная критика предлагает подробные предложения о наиболее эффективном способе внесения положительных улучшений. Конструктивная критика ясна, прямолинейна и проста в применении.
Лидеры и менеджеры действительно могут использовать этот метод критики, чтобы улучшить стратегии сотрудников для постановки и достижения своих рабочих целей. Это помогает создать позитивную рабочую среду, устраняющую токсичность и негатив. Сотрудники чувствуют себя уверенно, задавая вопросы, обращаясь за помощью и предлагая свои отзывы и идеи. Когда вы просто критикуете, вы только склонны навязывать, но когда вы критикуете конструктивно, вы, как правило, имеете возможность общаться с вашими сотрудниками.
Ниже мы упомянули 5 полезных советов по реализации конструктивной критики на работе:
- Метод сэндвича
- Фокус на ситуации на человеке
- Не будьте расплывчатыми, будьте конкретными
- Дайте рекомендации по улучшению
- Не предполагайте
Продолжайте читать, чтобы узнать советы в деталях, как их применять и какой метод подходит вам лучше всего-
1.
Метод «сэндвич»Первый метод также называется PIP (Positive. Improvement. Positive). Метод сэндвича, широко используемый в Toastmaster и корпоративной культуре, может быть адаптирован для улучшения отношений с сотрудниками.
С помощью PIP вы можете разделить свой отзыв на три сегмента.
Начните с указания на сильные стороны вашего сотрудника — что вам нравится в том, что он сделал. Пример — «Мне очень понравилось то, что вы сделали с веб-сайтом с точки зрения внешнего вида».
Во-вторых, сосредоточьтесь на том, что им нужно улучшить — это часть критики. Пример — «Тем не менее, вы можете немного больше поработать над улучшением копии и цветовой палитры».
Наконец, вы заканчиваете отзыв на положительной ноте и хвалите — это укрепляет доверие между сотрудниками и улучшает командную работу. Пример- «Сказав это, мне очень нравится результат, просто немного изменений здесь и там, как уже упоминалось. Пожалуйста, работайте с остальной частью команды, и вы обязательно получите потрясающий конечный продукт. Всего наилучшего!»
Подобно тому, как вы кладете котлету между двумя булочками, вы склонны помещать критику между положительными похвалами, поэтому этот метод называется методом бутерброда. Хотя это один из методов позитивной критики, некоторые лидеры считают его негативным и лживым. Они считают, что это сбивает с толку человека, получающего конструктивную критику, поскольку она состоит как из положительных, так и из отрицательных комментариев. Хотя для некоторых руководителей это сработало довольно хорошо, вы можете решить, применять ли это или нет, в зависимости от поведения вашей рабочей силы.
2. Сосредоточьтесь на ситуации, а не на человеке
Как лидер, вы всегда должны сосредотачиваться на ситуации, а не на человеке, давая конструктивную критику. Используя этот метод, можно убедиться, что вероятность недопонимания между ними и их сотрудниками исключена.
Хитрость в использовании этого метода заключается в использовании языка «Я». Использование таких фраз, как «я думаю», «я чувствую», «я хотел бы добавить», гарантирует, что человек, получающий обратную связь, понимает, что речь идет о ситуации или поведении, а не о нем как о личности.
Позвольте нам показать вам, как использовать язык «I» на примере — «Мне понравилась ваша идея для новой рекламной рекламы. Тем не менее, я чувствую, что план и исполнение могли бы быть более подробными с учетом продукта; это только даст нашей аудитории лучшее представление о продукте и бренде».
Звучит гладко, точно и старательно, не так ли? Вы не будете звучать неуважительно или навязчиво, если воспользуетесь этим методом.
3. Не говорите расплывчато, будьте конкретны.
Третий совет при конструктивной критике — конкретность. Чем конкретнее предложение, тем больше действенности. Не делайте общих заявлений; вместо этого подробно перечислите возражения; Таким образом, между вами и вашими работниками существует хороший объем связи.
Здесь мы привели примеры расплывчатой и конкретной критики и упомянули способы быть конкретными.
Расплывчатая критика- «Эй, Алиса, я хочу, чтобы ты написала статью о лидерстве».
Конкретная критика — «Эй, Алиса, если ты закончила работу над статьей о лидерских качествах, я бы хотел, чтобы ты написала еще одну статью о принципах лидерства. Пожалуйста, дайте мне знать, когда вы сможете начать, и держите меня в курсе».
Расплывчатое замечание сбивает с толку, поскольку лидерство — это обширная область, которую нужно охватить. Но когда читаешь конкретный комментарий, становится ясно. Если вы реализуете этот метод, ваш сотрудник, как правило, понимает конкретное требование, помогает ему работать над конкретной задачей, а не теряется и нервничает.
Если вам интересно, как быть конкретным, давая предложения, мы скажем вам-
- Ваше внимание должно быть сосредоточено на объективных, а не на субъективных моментах.
- Вы должны использовать ключевые моменты и фрагментировать свой отзыв в указатель для ясности.
- Предоставьте своим работникам достаточное количество примеров для каждого требования.
Таким образом, вы можете реализовать конкретику и избежать расплывчатости при отзыве или критике. Использование этого метода конструктивной критики помогает сотрудникам лучше понять свои требования к работе и не беспокоиться о том, что и как нужно делать.
4. Дайте рекомендации по улучшению.
После успешного применения упомянутых выше методов вы можете постепенно переходить к рекомендации необходимых улучшений, на которых должны сосредоточиться ваши сотрудники.
В первую очередь ваши рекомендации будут звучать позитивно и многообещающе.
В зависимости от поведения ваших сотрудников вы должны избирательно давать предложения о том, как и где их нужно улучшить, поскольку критика может быть интерпретирована по-разному.
Предоставление конкретных рекомендаций по улучшению поможет вашим сотрудникам лучше понять вас и ваши ожидания. Положительные отзывы улучшают общение и командную работу.
Пример того, как давать рекомендации по улучшению —
Например, вы даете отзыв о презентации.
Слабая рекомендация — «Презентация слишком длинная и скучная, сделайте ее короче». Такие рекомендации не помогают. Это означает грубость и властное поведение.
Положительная рекомендация — «Я чувствую, что презентация хороша, но ее можно сократить, так как указатели кажутся слишком длинными, что вы думаете? Попробуйте сделать это как всего 2 указателя, каждый с четким сообщением. Таким образом, презентация становится более действенной». Если рекомендации положительные и разговорные, вы воздерживаетесь от навязывания и властности. Такие предложения помогают им совершенствоваться, поскольку вы предоставляете обоснование и конкретику.
5. Не предполагать
Предположения могут вызвать много неприятностей и беспокойства на рабочем месте, особенно с комментариями и отзывами. Как лидер или менеджер, вы не должны предполагать, вместо этого наблюдайте.
Делайте предложения или рекомендации только в том случае, если вы знаете факты об этом конкретном предмете или человеке. Не просто предполагайте. Неправильные предположения не только выставляют ваших сотрудников в дурном свете, но и выставляют вас в дурном свете. Следовательно, следует избегать предположений.
Мы привели пример, чтобы подчеркнуть разницу между предположением и критикой для лучшего понимания.
Критика- «Оратор показался посредственным; он казался нервным и не мог нормально общаться с публикой».
Успенская- «Динамик был плохой; у него не было опыта публичных выступлений». Это предположение и уничижительно. Некоторые спикеры являются сезонными и могут нервничать, поскольку аудитория отличается от места к месту. Предполагать, что кто-то неопытен, потому что он нервничает, — это напыщенное поведение.
Как принимать конструктивную критику?
Получение и предоставление конкретной обратной связи в виде конструктивной критики требует большого количества коммуникативных и лидерских навыков. Следует понимать, что не только сотрудники получают негативные отзывы, но и лидеры и менеджеры страдают от снижения производительности.
Важно, чтобы все на рабочем месте понимали важность обратной связи и критики, поскольку они только подчеркивают области улучшения сотрудников и не наносят ущерба их личности и достоинству.
Критикуют не только сотрудников. Иногда человек, получающий обратную связь, может быть также менеджером или руководителем.
Но умеют ли они принимать такую критику? Расскажем, как нужно принимать конструктивную критику.
- Получая или высказывая критику, вы не должны впадать в гнев
- Попытайтесь понять мотивацию и восприятие вашего критика
- Ты должен уметь слушать
- Вы должны исследовать, чтобы иметь ясность восприятия
- Сохраняйте спокойствие
- Цените их усилия, которые работают над вашим улучшением
Заключение-
Мы благодарим вас за то, что вы остались с нами до конца.