Космополитизм — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Согласно Дж. Р. Солу, космополитизм — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма[1].
Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген[2]. В то время космополитизм развивался в учении киников, сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война, приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов. В дальнейшем теоретическое обоснование развивали стоики, особенно в римскую эпоху, чему способствовал универсальный характер империи.
В средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении католической церкви создать папскую теократию, но не развивался в теоретическом плане. Начиная с XVI века космополитизм носит преимущественно светский характер. В 1544 году Гийом Постель заново изобретает термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого. Тем не менее, космополитизм находился ещё в стадии становления, развиваясь в тайных обществах алхимиков и герметистов.
Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию[3]. Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев, это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями. На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно дейс
ru.wikipedia.org
КОСМОПОЛИТИЗМ • Большая российская энциклопедия
КОСМОПОЛИТИ́ЗМ (от греч. ϰοσμοπολίτης – гражданин мира), мировоззрение «мирового гражданства», ставящее интересы и ценности всего человечества выше интересов отд. нации и государства. В разные периоды понятие «К.» имело разл. содержание, определяемое конкретно-историч. условиями. Термин «космополит» впервые употреблён киниками и отражал их негативное отношение к полису, переживавшему кризис, а также являлся реакцией на вытеснение киников из системы внутриполисных связей (Диоген Синопский: «без общины, без дома, без отечества»). Взгляды киников получили новое осмысление в филос. школе стоицизма. Её основатель Зенон из Кития разработал учение о «космополисе» – всемирном государстве, равноправными гражданами которого должны быть все разумные существа, независимо от происхождения и социального положения. В Древнем Риме в силу универсального характера этого государства К. может рассматриваться как составная часть мировоззрения его граждан, считавших, что они принадлежат «всему миру», а «весь мир» принадлежит им. В период Средневековья своеобразным проявлением идеологии К. являлись планы создания всемирной монархии, а также всемирного теократич. государства во главе с папой Римским. Против феод. раздробленности Италии были направлены идеи «мирового гражданства», развивавшиеся Данте и Т. Кампанеллой. Абстрактно-гуманистич. идеал «единства рода человеческого» эпохи Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков. В Германии в 18–19 вв. в условиях зарождения общегерманского объединит. движения такого рода идеи (представлены в творчестве К. М. Виланда, И. Г. Гердера, Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера и др.) были направлены в т. ч. против партикуляризма и «удельного патриотизма» мелких герм. государств. Важный вклад в развитие идеологии К. внёс И. Кант, доказывавший, что исторически человечество движется к своей великой цели – всеобщему правовому гражд. обществу.
Новый этап развития космополитич. идей начался с возникновением пром. капитализма, которому объективно присуща тенденция к интернационализации. К. Маркс и Ф. Энгельс, указывая на космополитич. природу капитала и космополитич. характер произ-ва и потребления в условиях эксплуатации буржуазией всемирного рынка, выдвинули тезис об отсутствии родины как у буржуазии, так и у пролетариата. В дальнейшем это получило отражение в лозунгах пролетарского интернационализма, мировой социалистич. революции, создания всемирного пролетарского государства (всемирной республики советов), отказа пролетариата в условиях войны от поддержки собств. правительств и т. д., а также в создании междунар. объединений революционных (реформистских) организаций, в акциях солидарности и мн. др. После крушения надежд на мировую социалистич. революцию и перехода к построению социализма лишь в СССР лозунг пролетарского интернационализма был дополнен принципом пролетарского социалистич. патриотизма. В 1947–53 в СССР прошла политич. кампания по борьбе с «буржуазным К.», который был объявлен оборотной стороной национализма угнетающих наций, обслуживающим интересы государств, добивающихся установления мирового господства.
В 20 в. космополитич. идеи, претерпев значит. трансформацию, получили новое звучание в связи с концепциями мировой политич. и экономич. интеграции, разработки мирового права, основанного на отрицании нац. и гос. суверенитета, создания мирового государства и др. В условиях усиливающейся глобализации всё чаще высказывается мысль, что человечество вступило в стадию складывания единой планетарной цивилизации, в которой произойдёт стирание нац., языковых и культурных различий между народами, будут выработаны единая для всех людей шкала ценностей, единые нормы права, введено «мировое гражданство» и пр., а существование нац. государств со всеми их институтами утратит смысл.
К. сохраняет своё значение также как идеология социального протеста. Лица, не согласные с существующими порядками, нередко объявляют себя «гражданами мира», руководствующимися «интересами и ценностями всего человечества». Действует ряд междунар. организаций, объединяющих «граждан мира», в т. ч. Ассоциация граждан мира, Междунар. список граждан мира (Париж) и др.
bigenc.ru
КОСМОПОЛИТ — это… Что такое КОСМОПОЛИТ?
космополит — а, м. cosmopolite <гр. kosmopolites гражданин мира. 1. Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающий весь мир своим отечеством. Сл. 18. Космополит.. иногда означает оно человека, равно любящего все… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
космополит
— гражданин вселенной, гражданин мира Словарь русских синонимов. космополит гражданин мира (или вселенной) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимовКОСМОПОЛИТ — КОСМОПОЛИТ, космополита, муж. (греч. kosmopolites от kosmos вселенная и polites гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
КОСМОПОЛИТ — КОСМОПОЛИТ, а, муж. 1. Последователь космополитизма. 2. Растение или животное, встречающиеся на большей части обитаемых областей земли (спец.). | жен. космополитка, и (к 1 знач.). | прил. космополитический, ая, ое (к 1 знач.) и космополитный, ая … Толковый словарь Ожегова
космополит — Виды растений и животных, обитающие в разных условиях и имеющие обширные ареалы (например, тростник обыкновенный растет от тропиков до Арктики, в водоемах и на суше), противопоставляются эндемичным видам. Syn.: убиквист; эвритопобионт … Словарь по географии
Космополит — (от гр. kosmopolites гражданин мира; англ. cosmopolite, cosmopolitan; фр. citoyen du monde; нем. Weltkind) человек, не считающий себя принадлежащим к какой либо национальности, гражданином определенного государства, а признающий своим отечеством… … Энциклопедия права
космополит — всемирный гражданин Ср. Храня пристойный вид, Кто поумней, зовет себя: космополит. Я иначе людей подобных называю… Космополиты вы? прочь громкие слова! Всегда я презирал и ныне презираю Бродяг, не помнящих родства! А.М. Жемчужников. Сумасшедшие … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Космополит — Космополитизм (от др. греч. κοσμοπολίτης космополит, гражданин мира) мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации. Содержание 1 История 2 Космополитизм и патриотизм … Википедия
космополит — КОСМОПОЛИТ, а, м Человек, проповедующий отказ от национальных традиций и культуры, выдвигающий идеи «мирового государства» и «мирового гражданства». // ж космополитка, и, мн род. ток. дат. ткам. Мой друг, убежденный космополит, тем не менее… … Толковый словарь русских существительных
космополит — Через нем. Kosmopolit или франц. соsmороlitе от лат. соsmороlitа, греч. κόσμος вселенная , πολίτης гражданин … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
dic.academic.ru
Космополитизм — Традиция
Космополитизм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites), «космополит» «гражданин мира») — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.
Другие определения[править]
Космополитизм имеет несколько определений, зависящих от политических предпочтений того или иного пространства и времени, зачастую входящих друг с другом в противостояние:
- расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества; христианство по своему идеалу космополитично. Неправильно понимается космополитизма как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он даёт лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. (Словарь Брокгауза и Ефрона)
- идеология так называемого «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет. (БСЭ)
- теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода. (Словарь по общественным наукам)
- идеология, которая под прикрытием понятий «мирового государства» и «мирового гражданства» отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедует отказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма.
- идеология так называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации.
Определение космополитов[править]
Космополит — свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлагают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учёные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).
Вместе с тем имеется мнение, что есть такая категория космополитов, как воинственные космополиты. Эти люди пытаются навязать свою точку зрения тем, кто по их мнению ещё не настолько продвинулся в своей цивилизованности, что до сих пор пребывает в пелене национальных традиций, государственных границ и явно расовых предрассудков. Воинственные космополиты навязывают обществу свою точку зрения на общественные отношения и государственное устрйство, зачастую делая это насильственным путём.
Космополиты не приверженцы рабской и услужливой идеологии, не стремятся к управлению, влиянию или владычествованию — навязыванию своей идеологии или своего мнения, их не привлекают выборы или назначение на высокие должности, они вне всякой зависимости насильственного объединения и не пропагандируют свою исключительность или приоритеты перед другими людьми ни в каком виде.
Насильственного космополитизма не существует и это значение, зачастую, подменяется и применяется к понятию неонацизма (исключительности нового объёдинения народов по какому-либо признаку в новое целостное государство).
Одна из форм стихийного космополитизма — глобализация[ТСДНЭ] бизнеса[ТСДНЭ] и интеллектуальной собственности[ТСДНЭ], свобода[ТСДНЭ] информации и её доступность для любого гражданина мира[ТСДНЭ] любого государства (Интернет, электронные энциклопедические словари, кино и телевидение, радио и т. п.), свобода на перемещение и проживание граждан в любой точке планеты, объединение государств.
Первые древние проявления космополитизма просматриваются в ненасильственном объединении племён, родов и сообществ различных народов по идеологическому, экономическому или религиозному признаку по необходимости выживания в диких природных условиях и обычаях, что являлось противоположностью воинственного или обманного образования в княжества, империи и государства по семейно-родовому или нацональному признакам.
Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космполитизм означал превалирование интересов личности над государственными.
Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.
В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.
С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.
В отечественной истории термин «космополитизм» известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в СССР в 1947—1953 годах.
Космополитизм, патриотизм и интернационализм[править]
Современный безродный космополит — Валерия Новодворская.Крайний космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму в том, что считает нации пережитком, вторичными как по отношению к индивидууму, так и по отношению к человечеству в целом.
Весьма часто космополитизм берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.
По мнению космополитов, современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных самодостаточных единиц. Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в своё время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать чем-то ради неведомых им интересов государства.
Безродный космополит[править]
Бранное выражение «безродный космополит» появившееся в конце 1940-х годов в советском партийном и пропагандистском лексиконе и применявшееся к интеллигентам, сочтённым представителями антипатриотических влияний (отнюдь не только к евреям[1]). Его автор — А. А. Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из инициаторов преследования А. Ахматовой и М. Зощенко). В январе 1948, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, он говорил:
«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом.»
Год спустя в газете «Правда» появилась редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», отредактированная лично И. Сталиным. В ней говорилось:
«Эти критики утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят её движение вперёд. Им чуждо чувство национальной советской гордости.»
В статье космополитизм подразделялся на «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм» и «безродный космополитизм», но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин. В СССР кампания борьбы с антипатриотизмом стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». В дальнейшем термин «антипатриотизм» был заменён на термин «космополитизм».
См. также в других словарях Традиции
traditio.wiki
Кто такой космополит и что означает космополитизм 🚩 Общественные движения
Как пишет Большая Советская Энциклопедия, космополиты — это мухи дрозофилы, тараканы, из растений – некоторые злаки, крапива двудомная, ряска, из млекопитающих – серые крысы, которых можно встретить на большей части обитаемых сфер земли. Поэтому, скорее всего, люди, называемые космополитами, это тоже что-то не очень приятное… Во всяком случае, советская пропаганда внедряла в сознание советского народа данную концепцию многие десятилетия.Илья Эренбург и Эдуард Багрицкий, Александр Грин и Леон Фейхтвангер — оказаться в такой приличной компании считали бы за честь многие современные интеллектуалы. Повезло немногим. А ведь было время, когда оказалось, что все эти люди космополиты. Да еще и безродные, то есть не понятно где их родина, кто их вскормил, вспоил, воспитал, дал образование. Но понятно, что они неблагодарные, не любящие страну подозрительные личности и, скорее всего, предатели. Может быть, даже агенты зарубежной разведки или даже враги условного Уралвагонзавода. Поэтому не приведи господь оказаться с ними в одной компании.
И не то, чтобы все эти люди особо путешествовали по миру. Хотя, Леон Фейхтвангер вообще иностранец, а Эренбург не просто путешествовал, а подолгу проживал за рубежом, и водил дружбу со многими подозрительными личностями гуманитарного направления. Может быть, даже шпионами.
Во всяком случае, программная редакционная статья газеты «Известия» от 10.02.1949 года о театральных критиках – безродных космополитах, — скорее всего, именно на это намекала, поскольку написано в ней было следующее: «Антинародная по самому существу своему, эта группа театральных критиков стала носителем чуждого, враждебного советскому человеку безродного космополитизма. Особенно развязно выступая на страницах искусствоведческой печати, антипатриотическая, космополитская критика ополчилась на советское театральное искусство, третировало искусство нашей родины, театр и драматургию».
Поскольку посыл всей статьи был обращен напрямую к товарищу И.В.Сталину, и так как товарищ Сталин всей своей жизнью показал, что он против третирования, всю указанную группу театральных критиков и примкнувших к ним других многочисленных деятелей науки, искусства и литературы, ожидало многолетнее исправление на бескрайних просторах ГУЛАГа.
Все театральные критики, упомянутые в статье, и другие выведенные на чистую воду космополиты, помимо профессий имели еще одну общность – незначительную деталь: в пятой графе их советских анкет, в графе национальность у них было написано – еврей. Так как после подписания Молотовым пакта «Риббентропа-Молотова» слово «еврей» произносить стало неприлично, ему нашли эквивалент-замену – космополит. Что значит «человек мира», «человек вселенной», поскольку в этом слове соединены два греческих слова: космос и гражданин. А кто как не евреи как нация более всего путешествовали по миру? Все логично. Поэтому, в концепцию советской логики вполне укладывается, что вредящий стране гражданин – это безродный космополит.
Страны, ступающие на путь изоляционизма обычно нещадно борются с теми, кто считает себя «человеком мира». Кто считает, что границ существовать не должно, мир открыт и прекрасен и неважно где жить и работать, приносить пользу или просто наслаждаться жизнью: главное – это свобода. Свобода передвижения, свобода слова, свобода волеизъявления. Для космополита весь мир, вся вселенная – родина.
Поэтому эти люди не признают ограничения по гражданству. Спокойно обходятся без той самобытной культуры, в которой были рождены, и, как правило, владеют несколькими языками, а понятие патриотизма считают пошлостью.
Приверженцами космополитизма были философы Сократ и Диоген, Иммануил Кант, Стив Харвиц и Ульрих Бек. Один из сборников рассказов Сомерсета Моэма называется «Космополиты», а у писателя Александра Гениса сборник лучшей путевой прозы — «Космополит. Географические фантазии». Один из самых популярных международных женских журналов Cosmopolitan переводится на русский язык не иначе как «Космополитен».
www.kakprosto.ru
Космополитизм — это… Что такое Космополитизм?
Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, (человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.
История
Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными интересами греческого рабовладельческого полиса.
Упадок политической жизни греческих городов после пелопоннесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии, было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.
В истории СССР этот термин известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополит», связанных с одноимённой идеологической кампанией в 1947—1953 годах.
Космополитизм (греч. kosmopolites — гражданин мира) — буржуазная теория, призывающая к отказу от патриотических чувств, от национальной культуры и традиций во имя «единства человеческого рода». К. в той форме, в к-рой он проповедуется совр. буржуазными идеологами, выражает стремление империализма к мировому господству. Пропаганда К. (идеи создания всемирного правительства и Др.) ослабляет борьбу народов за национальную независимость, за государственный суверенитет. К. несовместим с интернационализмом. (Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)
Космополитизм и патриотизм
Часто космополитизм подвергается критике со стороны сторонников патриотизма, как отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей.
Высказывалось также и другое мнение, известным выразителем которого был Лев Николаевич Толстой. В соответствии с этой концепцией патриотизм — пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:
ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма—войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся[1]
Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы.[1]
Таким образом, космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея.
Синонимом слова «Космополитизм» является универсализм, «вселенскость».
Отмечают, что В. И. Ленин развивал идеи об уничтожении в далекой перспективе, «после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе», не только «раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближения наций, но и слияния их»[2].
Источники
Примечания
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Космополит — это… Что такое Космополит?
Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης — космополит, гражданин мира) — мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.
История
Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными.
Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.
В истории СССР этот термин известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в 1947—1953 годах.
Космополитизм и патриотизм
Весьма часто космополитизм берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Таким образом, в соответствии с этой точкой зрения мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса.
Высказывалось также и другое мнение, наиболее известным выразителем которого был Лев Николаевич Толстой. В соответствии с этой концепцией патриотизм — пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:
ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма—войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся[1]
Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы.[1]
Космополитизм и интернационализм
Космополитизм, хотя и схож с интернационализмом, не тождественен ему. Более того, возможны случаи противоречия между ними. Например, националист может быть космополитом, если у его нации нет своего государства. И наоборот, многие коммунисты мира, оставаясь интернационалистами, в 1920-х годах считали Советский Союз своим отечеством, даже ни разу не побывав в СССР. Патриотизм, за исключением своих крайних форм, вполне уживается с интернационализмом в идеологии многих современных государств мира.
Источники
Примечания
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru