Космос для детей дошкольного возраста – 9 интересных фактов о космосе, которые понравятся детям

Содержание

9 интересных фактов о космосе, которые понравятся детям

Татьяна Бурцева

Почти все дети увлекаются космосом. Кто-то лишь на короткое время, пока узнает о том, как устроен мир. А кто-то — всерьез и надолго, мечтая однажды полететь на Луну или еще дальше, повторить подвиг Гагарина или открыть новую звезду.

В любом случае, ребенку будет интересно узнать о том, что прячется за облаками. О Луне, о Солнце и звездах, о космических кораблях и ракетах, о Гагарине и Королеве. К счастью, есть множество книг, которые помогут и малышам, и школьникам, и даже взрослым открыть для себя Вселенную. А вот несколько отрывков из них:

1. Луна

Луна является спутником Земли. Так астрономы называют ее, потому что она постоянно находится рядом с Землёй. Она вращается вокруг нашей планеты и никуда от неё не может деться, потому что Земля Луну к себе притягивает. И Луна, и Земля — небесные тела, но Луна гораздо меньше Земли. Земля — планета, а Луна — её спутник.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

2. Месяц

Сама Луна не светит. То свечение Луны, которое мы наблюдаем по ночам, — это отражённый Луной свет Солнца. В разные ночи Солнце освещает спутник Земли по-разному.

Земля, а вместе с ней и Луна вращаются вокруг Солнца. Если взять мячик и осветить его фонариком в темноте, то с одной стороны он будет казаться круглым, потому что свет фонаря падает прямо на него. С другой стороны мячик будет тёмным, потому что он находится между нами и источником света. А если кто-нибудь посмотрит на мячик сбоку, он увидит освещённой только часть его поверхности.

Фонарик — это как будто Солнце, а мячик — Луна. А мы с Земли смотрим на Луну в разные ночи с разных точек зрения. Если свет Солнца падает прямо на Луну, она видится нам полным кругом. А когда свет Солнца падает на Луну сбоку, мы наблюдаем на небе месяц.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

3. Новолуние и полнолуние

Бывает, что луны на небе вообще не видно. Тогда мы говорим, что наступило новолуние. Оно случается каждые 29 суток. В следующую после новолуния ночь на небе появляется узкий лунный серпик, или, как его еще называют, месяц. Затем серпик начинает расти и постепенно превращается в полный круг, луну — наступает полнолуние.

Потом луна снова уменьшается, «спадает», до тех пор пока опять не превратится в месяц, а затем и месяц исчезнет с небосвода — наступит следующее новолуние.

Если месяц похож на букву «С», значит, луна «спадающая». А если к месяцу можно сбоку пририсовать палочку и получится буква «Р», значит, луна «растущая».


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

4. Лунный прыжок

Хочешь узнать, как далеко ты мог бы прыгнуть, если бы находился на Луне? Выйди во двор с мелом и рулеткой. Прыгни как можно дальше, пометь свой результат мелом и измерь рулеткой длину своего прыжка. А теперь отмерь от своей пометки ещё шесть таких же отрезков. Вот какие были бы у тебя лунные прыжки! А всё потому, что на Луне меньше сила тяжести. Ты будешь дольше находиться в прыжке и сможешь поставить космический рекорд. Хотя, конечно, скафандр будет мешать тебе прыгать.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

5. Вселенная

О нашей Вселенной наверняка мы знаем только то, что она очень-очень большая. Вселенная возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. Его причина по сей день остаётся одной из самых главных загадок науки!

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы — «кирпичики», из которых сложено всё, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве. Но понадобились ещё сотни миллионов лет, прежде чем атомы объединились в громадные облака, из которых родилось первое поколение звёзд. Когда эти звёзды разделились на группы, образовав галактики, Вселенная стала напоминать то, что мы видим теперь, глядя на ночное небо. Сейчас Вселенная продолжает расти и с каждым днём становится только больше!

6. Рождение звезды

Думаешь, что звёзды видно только ночью? А вот и нет! Наше Солнце — тоже звезда, но его мы видим днём. Солнце мало чем отличается от других звёзд, просто остальные звёзды находятся гораздо дальше от Земли и поэтому кажутся нам такими маленькими.

Звёзды образуются из облаков водородного газа, который остался после Большого взрыва или после взрывов других звёзд, постарше. Постепенно сила тяготения соединяет водородный газ в сгустки, где он начинает вращаться и разогреваться. Это продолжается до тех пор, пока газ не становится достаточно плотным и горячим, чтобы ядра атомов водорода смогли слиться. В результате этой термоядерной реакции происходит вспышка света, и рождается звезда.


Иллюстрация из книги «Профессор Астрокот и его путешествие в космос»

7. Юрий Гагарин

12 апреля — день первого полёта человека в космос — стал в нашей стране Днём космонавтики. Совершил этот полёт Юрий Гагарин.

Гагарин был лётчиком-истребителем в Заполярье, потом его отобрали из сотен других военных лётчиков в отряд космонавтов. Юрий отлично учился и идеально подходил по росту, весу и физической подготовке. 12 апреля 1961 года, после знаменитых 108 минут полёта в космосе, Гагарин стал одним из самых известных людей в мире.


Иллюстрация из книги «Космос»

8. Солнечная система

Солнечная система — очень оживленное место. Вокруг Солнца по эллиптическим (слегка вытянутым кольцевым) орбитам вращается восемь планет, в том числе наша Земля. Еще семь — это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Марс и Меркурий. Оборот каждой из планет длится по-разному, от 88 суток до 165 лет.

Вокруг всех планет, за исключением Меркурия и Венеры, обращаются собственные большие и малые естественные спутники. У Земли всего один спутник, у Марса — два, у Сатурна — десятки и в придачу потрясающие ледяные кольца, которые можно разглядеть даже с Земли.


Иллюстрация из книги «Открываем космос»

9. Созвездия

Большая Медведица — одно из крупнейших созвездий Северного полушария. О ней сложено множество мифов и легенд, многие из которых очень древние. Большой ковш — это лишь часть созвездия Большая Медведица.

Самая яркая звезда Большой Медведицы находится примерно в 83 световых годах от Солнца.


Иллюстрация из книги «От звезды к звезде»

По материалам книг «Увлекательная астрономия», «Космос», «Открываем космос», «Профессор Астрокот и его путешествие в космос», «От звезды к звезде».

Обложка поста: иллюстрация из календаря «12 месяцев в Чевостиком».

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Космос для детей дошкольного возраста: опыты, стихи, видео

Космос для детей дошкольного возраста, какая интересная тема! А самое главное, что нам родителям даже не нужно увлекать ею детей. Они сами интересуются Луной, планетами солнечной системы, что там в небе, насколько далеко от нас звезды и имеют ли они названия (имена). Дошкольники обладают очень пытливым умом и наша задача дать им ответы в игровой форме. У нас с сыном собралась уже целая серия занятий-игр о космосе. Если вы собираетесь дать своему дошкольнику ответы на вопросы, уверена, что в одной из моих статей вы найдете об этом информацию, которая даст ответ на уровне развития вашего ребенка. В конце статьи вы увидите список на всю серию занятий.

Итак, летим дальше, нам так понравились наши путешествия и знания полученные в процессе, что чувствует мое сердце нас вынесет за пределы галактики.

Из статьи космос для детей дошкольного возраста вы узнаете

  1. Невесомость: как ее почувствовать
  2. Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты
  3. Стихи о космосе для самых маленьких
  4. Изучаем с ребенком туманности в космосе
  5. Видео для детей о космосе

Кстати о космическом пространстве. Недавно просматривала папку творческих работ, куда я собираю работы Александра и подписываю дату их исполнения. Так вот, там я нашла одну замечательную картину, которая поразила меня и мужа до глубины души. Александру нравятся блестящие материалы для рисования, мы много их использовали к новогодним праздникам. И вот 5 месяцев назад (сами понимаете разгар весны) Александр выпросил у меня все тюбики с блестками. Чтобы не было гигантских потерь я поставила на стол краски в палитре, воду, кисточки и ушла на кухню. Вот что нарисовал мой дошкольник.

Звездное небо рисунок 3 года 6 месяцев

Невесомость: как ее почувствовать

Невесомость вещь, которую нелегко почувствовать на Земле. Она чувствуется на определенной глубине под водой – так тренируются космонавты, в современных скоростных лифтах также можно ее почувствовать, а для детей самый легкий способ это качели. Но не просто при катании на качелях, а почти при 90 градусном наклоне, когда мягкое место ребенка как бы отрывается от сиденья. Вот в эти доли секунды и чувствуется невесомость.

Изучая невесомость в рамках проекта космос для детей дошкольного возраста, мы посмотрели пару видео. Они рассчитаны на детей постарше – школьников, но нам всё равно было интересно.

Урок из космоса: Физика невесомости

Опыты дилетанта: Невесомость на Земле

После просмотра второго видео Александр понял, что космонавты в течении года тренируются для полета в космос. Одна из главных тренировок – это вестибулярный аппарат. Который, как мы с вами знаем, заканчивает свое развитие в 7-10 лет
, а сейчас моему дошкольнику всего 3 года 11 месяцев. При последних походах в парк, я заметила, что мой юный космонавт старается бежать там где он раньше ходил пешком, хочет выше “лететь” на качелях и даже нашел в нашем парке вот такую установку для катания на досках, где он старается добежать до самого верха. Но пока это ему не удается.

О том какие упражнения в домашних условиях мы делали для тренировки вестибулярного аппарата, можно прочитать в отдельной статье.

Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты

Я хотела завершить наш полет на Луну, о котором мы говорили в посте Луна – спутник Земли, запуском лунохода. Но не луноход, никакая другая из 276 машинок Александра не захотели двигаться при помощи воздушного шарика
. Хорошо, что я пробую всё сама до показа ребенку, иначе бы разочарование постигло нас обоих. Ничего, значит запустим шарик в виде ракеты! И даже если все мамы планеты уже провели этот трюк со своими детьми, я всё равно хотела повторить, так как эмоции ребенка этого стоят
.

Попробовав в детской комнате, я поняла, что ее длины не достаточно для восхитительного запуска. Поэтому наш опыт был перенесен в зал, где один конец шерстяной нити (можно использовать любую) я привязала к двери на террасу, а второй к детскому стульчику. Длина полета примерно 5 метров. Заранее я одела на нить пластмассовую  трубочку и скотч, чтобы шарик прикреплялся к трубочке.

Это я мужа привлекла к помощи
 , он держит ракету из шара.

Этот сюрприз ждал Александра по возвращению из лицея. Ребенок бежал снимать обувь и мыть руки, чтобы посмотреть что там мама выдумала на этот раз. Стоит ли говорить, что мы повторили опыт с запуском ракеты  множество раз?
10,9,8,7,6,5,4,3,,…ПУСК!

Но самое главное наверное не новые впечатления ребенка, а его новое умение, которое он приобрел после того. Как же долго мы с Александром учились дуть! Дуть на свечи, на кораблики, при логопедической гимнастике и много еще чего мы делали на эту тему. И вот наконец-то, почти к 4-ём годам свершилось – ребенок просто сам захотел надуть воздушный шарик. Он хотел запустить СВОЮ ракету и он это сделал! Я не знаю сколько раз в тот день он надувал шарики, вечером папа взмолился о пощаде и просил убрать эти шарики с глаз долой
, но не тут то было…

В последнее время Александр очень любит всё записывать и, наверное трудно в полной мере понять что я под этим имею ввиду, поэтому приведу наглядный пример. Мы часто занимаемся по распечатанным мною материалам – проведения по линиям, для практики руки. Вот так и в этот раз, в распечатанных материалах о космосе, были задания обвести цвета звезд выделенные пунктирными линиями. Ребенок обвел их, взял маркеры и начал писать только что обведенные слова на английском языке на магнитной доске.

Первое слово было написано им заглавными буквами и я просто обратила его внимание, что в заданиях он их писал письменным шрифтом. Что привело к тому, что на доске были написаны слова двумя шрифтами. Весь процесс занял у Александра 30-40 минут, в связи с чем одно из запланированных занятий было перенесено на следующий день. Но в таких ситуациях я придерживаюсь точки зрения “дай ребенку сделать то, что ему интересно” .

И да, пишет мой дошкольник то левой, то правой рукой. Он еще явно не определился, а может быть и не определится. Время покажет, этот процесс нельзя форсировать.

Что-то я отвлеклась от темы космоса
.

Стихи о космосе для детей дошкольного возраста

Стихи не только развивают память и литературный вкус, они также могут быть очень познавательными. Если вы только начали тему, то будет полезным выучить вот это замечательное стихотворение Хайта. В нем представлены планеты солнечной системы по порядку в очень легкой, запоминающейся форме. Его изучение можно приурочить ко Дню Космонавтики или просто к интересному занятию. После того, как ваше дитя будет знать порядок планет, вы можете сделать макеты и создать сенсорную коробку для игр.

А вот еще один стих про Млечный путь, написала его Римма Алдонина. Чтобы

www.millionairekids.ru

Расскажите детям про космос. Пособие для детей 3-7 лет.

«Расскажите детям про космос» — увлекательное пособие с карточками для занятий в детском саду и дома.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО

Черный бархат неба
Звездами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.

(Р. Алдонина)

 

Звездное небо видел каждый. Огромное количество звезд, которое, на первый взгляд, невозможно сосчитать, Луна, непонятные туманности. Звездное небо притягивает и завораживает. Чего только нет на небе — туманности, звезды, созвездия, планеты, галактики. Еще в далекие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звезды располагаются в определенном порядке, а не хаотично, их можно объединить в созвездия.

Наиболее древние названия у созвездий, которые образуют так называемый зодиак. С греческого «зодиак» переводится как «круг животных». По созвездиям зодиака Солнце совершает свой годовой путь, проходя каждое из них примерно за месяц, поэтому созвездий ровно двенадцать. Имена зодиакальным созвездиям дали древние греки: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей. Самое известное созвездие — Большая Медведица. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой. Древние греки рассказывали миф о том, как бог Зевс влюбился в нимфу Каллисто, а его рев-

нивая жена Гера превратила девушку в медведицу. Зевс поместил ее на небо в виде созвездия.

На Руси это созвездие называли Возом, Кастрюлей и Ковшом, а украинцы — Телегой.

Рядом с Большой Медведицей находится созвездие Малой Медведицы, которое тоже похоже на ковш, только поменьше. На самом конце ручки «ковша» сверкает Полярная звезда.

На севере звезда видна,

И называется она

Полярною звездой.

Она надежный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

(В. Лепилов)

Млечный Путь — полоса, кольцом охватывающая небо. Древние эскимосы считали ее заснеженной дорогой, кочевники Востока — путем, усеянным соломой, а греки — дорогой богов. На самом деле Млечный Путь — это миллионы звезд, которые составляют нашу галактику. Само слово «галактика» по-гречески и обозначает «молочный». Астроном Уильям Гершель доказал, что Млечный Путь — это скопления звезд.

к оглавлению ↑

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звезд.
— Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,
Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!
(Г. Сапгир)

Кометы считаются самыми загадочными объектами во Вселенной. Хвостатые звезды, которые внезапно появлялись в ночном небе, пугали древних людей. Кометы считались вестниками несчастий. Когда очередная комета приближалась к Солнцу, ждали самых невероятных бедствий, эпидемий и кровопролитных войн.

Астрономы выяснили, что кометы — обычные небесные тела, огромные каменные глыбы, покрытые толстым слоем льда. Чем ближе комета к Солнцу, тем выше поднимается температура, и лед начинает испаряться — за кометой вырастает огромный хвост, который тянется на миллионы километров.

Самая известная — комета Галлея, которая возвращается к Солнцу каждые 76 лет. Последний раз

она сияла на земном небе в 1986 году. Это посещение было уже тридцатым на памяти человечества. Сообщения о комете Галлея теряются в глубине веков. Иногда она так близко подходила к Земле, что была видна даже днем, наводя ужас и смятение.

Когда в 1910 году наша планета должна была пройти через хвост кометы Галлея, многих жителей Земли охватила паника. Срочно строились убежища — люди думали, что в хвосте содержатся ядовитые вещества, которые отравят все живое. Но ученые уже тогда знали, что хвост кометы — всего лишь сильно разреженный газ, через него можно даже наблюдать звезды, и частички этого газа никак не могут пробиться сквозь плотную атмосферу Земли.

Современные астрономы изучают кометы с помощью автоматических зондов. Впервые космические корабли отправились к комете Галлея в 1986 году. Приблизившись к комете, они передали на Землю ее снимки.

к оглавлению ↑

КОСМИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП

Астрономы всегда мечтали о хороших условиях для наблюдения за звездами. Они забирались высоко в горы, где чище атмосфера, строили большие телескопы, чтобы различить слабые звезды. Но лучшее место для изучения звездного неба — космос, в котором нет атмосферы. И в 1990 году на земную орбиту был выведен Космический телескоп Хаббла. Телескоп весил 12 тонн, диаметр его зеркала составил 2,5 метра.
С помощью космического телескопа астрономы получили фотоснимки чрезвычайно высокого разрешения, недоступного земным телескопам. «Острота зрения» телескопа Хаббла такова, что он может увидеть небольшую муху с расстояния 10 километров. Космический телескоп помог открыть тысячи новых звезд, галактик и туманностей. Впервые была сфотографирована поверхность огромной звезды Бетельгейзе в созвездии Ориона.
Результаты наблюдений телескопа действительно превзошли все возможные прогнозы. Он заглянул в глубины Вселенной, показал астрономам звезды, расположенные от нас на расстоянии многих миллиардов световых лет.
Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры, 

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно —

«Изучайте глубины Вселенной!»

(Тим Собакин)

Сегодня на земной орбите находятся десятки различных специализированных телескопов, каждый из которых исследует небесные объекты в особом диапазоне волн: «Коперник», «Астрон», «Ухуру», «Эйнштейн» и многие другие.

В июле 1999 года корабль «Колумбия» вывел на орбиту рентгеновский телескоп «Чандра», предназначенный для исследования космического излучения и загадочных «черных дыр».

к оглавлению ↑

ЛУНА

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!
(Р. Алдонина)

Луна — спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Ее можно наблюдать даже невооруженным глазом, а в небольшой бинокль на поверхности Луны можно заметить темные протяженные пятна, которые были названы морями.

Галилей первым обнаружил на Луне горы и равнины. Он выяснил, что моря — это равнины более темного оттенка, чем другие области, которые назвали материками. На материках много кратеров, образовавшихся после падения метеоритов.

Астрономы дали названия лунным хребтам и горным цепям. Как и на Земле, они назвали их Апеннинами, Кавказом, Альпами. На карте Луны появились Океан Бурь, Море Кризисов, Море Спокойствия, Море Дождей. Кратеры получили имена земных ученых: Коперника, Кеплера, Тихо Браге. Объекты на обратной стороне Луны, сфотографированные космическими зондами, получили имена современных ученых и космонавтов.

На Луне нет ни воды, ни воздуха. Днем температура достигает +120 градусов, ночью — мороз -170 градусов.

Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа, иногда ее совсем не видно. Мы видим только ту часть, на которую падают солнечные лучи.

Как возникла Луна? Есть три версии, объясняющие происхождение нашего спутника. В XIX веке астроном Джордж Дарвин предположил, что Луна и Земля сначала были одной расплавленной массой, которая разорвалась на две части.

Другие ученые выдвинули версию, что первоначально Луна была астероидом, который был захвачен притяжением Земли и стал ее спутником. Отечественные ученые во главе с О. Ю. Шмидтом в середине XX века разработали гипотезу, что Луна и Земля образовались из облака мелких частиц.

к оглавлению ↑

ЛЮДИ НА ЛУНЕ

В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат — советский зонд «Луна-I». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны. В сентябре этого же года «Луна-2» совершила жесткую посадку на земной спутник.
«Луна-17» и «Луна-21» доставили на Луну самоходные аппараты — луноходы, которые управлялись с Земли по радио. «Луноход-1» проработал 11 лунных дней (10,5 земных месяцев) и прошел по поверхности Луны около 10 километров, «Луноход-2» преодолел около 37 километров за 5 месяцев. «Луноходы» фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его химический состав.

Конечно, самоходные аппараты на Луне — значительное достижение науки. Но человеку хотелось большего — самому ступить на поверхность спутника Земли. В 1962 году американцы начали подготовку к пилотируемому полету на Луну. Американские конструкторы разработали наилучшую траекторию полета к Луне, облет ее и возвращение на Землю. 24 декабря 1968 года космический корабль «Аполлон-8», командиром которого был Фрэнк Борман, достиг орбиты Луны и совершил 10 витков вокруг нее.

В июле 1969 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель «Сатурн-5», которая

вывела на околоземную орбиту «Аполлон-11». Командиром корабля был Нейл Армстронг. 19 июля «Аполлон-11» вышел на лунную орбиту. Астронавты Армстронг и Олдрин пересели в лунный модуль «Орел» и начали снижаться. В 21 час по среднеевропейскому времени астронавты прилунились в Море Спокойствия. Олдрин и Армстронг ступили на поверхность Луны. Это было самое дальнее путешествие человека в космосе.

Там, на Луне, на Луне,

На голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной

Шар голубой, шар земной.

Очень красиво всходит и заходит!

(Ю. Михайлов)

Всего на Луне побывало 12 астронавтов в составе шести экипажей. Они доставили на Землю для изучения более 300 килограммов лунной породы. В последних экспедициях астронавты передвигались по Луне на четырехколесных электромобилях. «Аполлон-17» стал последним пилотируемым земным кораблем, совершившим посадку на Луне.

к оглавлению ↑

МАРС

А во тьме,
Горя багровым светом,

Из глубин

Космического льда

Смотрит Марс —

Безлюдная планета,

Хмурая военная звезда.

(С. Золотцев)

Марс — четвертая планета от Солнца. Писатели-фантасты считали, что на Марсе живут разумные существа — марсиане.

В конце XIX века итальянский астроном Скиапарелли обнаружил на Марсе длинные прямые линии,
которые он назвал каналами. Американский астроном Персиваль Ловелл предположил, что марсиане страдали от засухи, повторяющейся каждый год, и потому прорыли каналы от полюсов к экватору. Лишь спустя десятки лет, когда были построены мощные телескопы, ученые установили, что каналы на самом деле лишь цепочки кратеров или высоких гор, которые на большом удалении кажутся прямыми линиями.

С началом эры космических полетов Марс стали исследовать автоматические зонды. В 1962 году советская станция «Марс-1» прошла на расстоянии 197 тысяч километров от планеты. В июле 1965 года около Марса пролетел американский корабль  «Маринер-4». Он передал первые фотографии поверхности Марса.

В 1976 году два спускаемых аппарата «Викинг» приземлились на Марс и обнаружили там безжизненный холодный мир.

… Чернели грозно кратеры

И россыпи камней,

Но были скалы дикие

Мрачнее и грозней!

Они, как пики, врезались

В безоблачный простор.

Ни кустика, ни травки,

Ни речек, ни озер.

(С. Баранов)

На Марсе находятся самые большие горы в Солнечной системе. Потухший вулкан Олимп имеет высоту 27 километров. Он в три раза выше Эвереста!

Геологи полагают, что раньше на Марсе было много воды. На снимках, сделанных космическими аппаратами, видны длинные ветвящиеся долины, похожие на пересохшие русла рек. Их длина — десятки и сотни километров. Сегодня ученые считают, что разумной жизни на Марсе нет, хотя, возможно, здесь могли (или могут и по сей день) существовать простейшие организмы. Исследования космических зондов пока не подтвердили, но и не опровергли этот факт.

к оглавлению ↑

ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

Вот так выглядит международная космическая станция (МКС) на орбите Земли. Постоянно, сменяясь каждые 2-3 месяца, на ней работают интернациональные экипажи космонавтов.
Двадцатый век, к галактикам взлетая,

Несет нам всем торжественную весть:

Есть космонавт — профессия такая, 

Уже такая должность в мире есть.

(Б. Божилов)

Первой долговременной станцией, работающей на орбите, стал наш «Салют». Она была выведена в космос в 1971 году. Станция была разделена на несколько отсеков: рабочий, спальный, приборный. На «Салюте» было все, что нужно космонавтам для долгого полета, даже велотренажер и беговая дорожка.

Первая станция проработала три года. Следом за ней на земную орбиту отправились другие, более современные станции.

С 1986 по 2001 год на земной орбите летала станция «Мир». Это был целый научный комплекс. На «Мире» был свой металлургический цех, астрономическая обсерватория и даже оранжерея. «Мир» стал первой станцией, на которую прилетали как советские аппараты «Союз», так и американские корабли многоразового использования. За 15-летний срок существования станции на ней побывало более 100 человек различных национальностей. На станции «Мир» был побит рекорд продолжительности полета. Российский космонавт Валерий Поляков провел на борту станции 14 месяцев с января 1994-го по март 1995 года.

В 1998 году на орбиту были запущены первые два модуля (российский «Заря» и американский «Единство») международной космической станции. А в 2000 году на МКС прибыл первый экипаж в составе двух российских и одного американского космонавта. Были развернуты солнечные батареи, которые обеспечили станцию электричеством. В ближайшее время к станции будут достроены все модули, и ее длина превысит 100 метров.

к оглавлению ↑

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)
Вокруг Солнца обращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. Самая красивая и самая интересная из планет — это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса — недаром ее называют «голубой планетой».

Земля — единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Земля образовалась одновременно с другими планетами Солнечной системы около 4,5 миллиардов лет назад. Жизнь на Земле возможна потому, что у нашей планеты есть плотная атмосфера, в которой присутствует кислород. Атмосфера появилась на Земле миллиарды лет назад в результате извержений вулканов.

Если бы на Земле не было бы атмосферы, температура в разных точках планеты колебалась бы от +160 до -100 градусов. Ни одно живое существо не выдержало бы такие перепады.

На Земле разнообразный климат. В тропических лесах на экваторе жарко и влажно, а на полюсах очень холодно.

Большую часть нашей планеты (три четверти) занимают моря и океаны, поэтому ее правильнее было бы назвать планетой Океан. Самая глубокая точка мирового океана — Марианская впадина. Она расположена на глубине больше 11 километров. А самая высокая гора — Эверест в Гималаях. Она немного не дотянула до 9 километров. В нашей стране самой высокой горой является Эльбрус на Северном Кавказе. . ‘ »

В центре Земли находится твердое металлическое ядро. Выше лежит слой расплавленных пород — мантия. Поверхность Земли состоит из земной коры, ее толщина колеблется от 6 до 40 километров. Кора сложена из платформ, которые постоянно движутся по верхней мантии. На границах плит часто происходят землетрясения и извержения вулканов. На заре истории Земли, когда наша планета еще не успела достаточно остыть, на ней извергались тысячи вулканов, а пласты земли постоянно передвигались. Сейчас вулканические извержения и землетрясения происходят не так часто.

 

к оглавлению ↑

САТУРН

У каждой планеты есть что-то свое,

Что ярче всего отличает ее.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Ученые вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.
(Р. Алдонина)
Сатурн легко узнать по поясу из ярких широких колец. Это вторая по величине планета, ее диаметр 120 тысяч километров. Вокруг Солнца Сатурн обращается за 29 лет.

За Сатурном люди наблюдали с древних времен, это самая дальняя планета Солнечной системы, которую можно различить невооруженным глазом. Первым человеком, который направил на нее телескоп, был Галилео Галилей. Его телескоп был маломощным и не позволил ученому четко увидеть кольца. Галилею удалось увидеть лишь диск планеты, по обеим сторонам которого были расположены еще два маленьких диска — планета как бы имела большие уши. Галилей решил, что это спутники Сатурна. Лишь в 1655 году Кристиан Гюйгенс в более мощный телескоп определил, что у Сатурна есть кольца.

Астрономы выдвинули гипотезу, что кольца Сатурна — это обломки его спутника, разорванного

притяжением Сатурна. Гравитация планеты не дает частицам кольца вновь соединиться в один объект.

Как и Юпитер, Сатурн почти полностью состоит из газа. Температура на Сатурне ниже, чем на Юпитере, поэтому его атмосфера выглядит не такой яркой, как на соседней гигантской планете. На Сатурне дуют самые сильные ветры в Солнечной системе. Их скорость достигает почти двух тысяч километров в час.

У Сатурна очень много спутников, а самый большой — Титан. Это второй по величине спутник в Солнечной системе. Он окружен плотной атмосферой, которая состоит из азота и углеводородов. На поверхности Титана есть океаны, наполненные жидким метаном. Астрономы предполагают, что на Титане могут существовать простейшие формы жизни. В 2005 году Титан исследовал космический зонд «Кассини». На поверхность Титана был сброшен спускаемый аппарат, который передал на Землю фотографии далекой планеты.

к оглавлению ↑

СОЛНЦЕ

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,
Сядь на пенек, погуляй весь денек.

Солнце — это ближайшая к Земле звезда, но до нее все равно так далеко, что даже свет, движущийся со скоростью 300 тысяч километров в секунду, идет к нам от Солнца 8 минут. От Земли до Солнца — 150 миллионов километров.

Без Солнца не было бы и жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: это смена дня и ночи, наступление зимы или лета.

Люди начали исследовать Солнце более двух тысяч лет назад. Китайцы первыми обнаружили странные темные пятна на поверхности светила. Выражение «и на Солнце есть пятна» стало поговоркой, обозначающей, что в мире нет ничего идеального.

Наблюдать Солнце в телескоп небезопасно — можно ослепнуть от яркого света. Чтобы ослабить сияние Солнца, астрономы применяли специальные темные стекла-фильтры. Астрономы заметили, что если про-
пустить солнечный луч сквозь призму, он разложится на семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это может показаться удивительным, но видимый нами белый свет состоит именно из сочетания этих цветов.

С помощью прибора-спектрографа ученые определили температуру и давление внутри Солнца, а также химические элементы, которые входят в его состав. Солнце состоит из раскаленных газов. Его поверхность нагрета до 6000 градусов. Температура в недрах Солнца достигает 15 миллионов градусов.

Что такое звезды?

Если спросят вас —

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда,

Ядерный реактор —

Каждая звезда!

(Р. Алдонина)

На поверхности Солнца часто происходят вспышки и взрывы, появляются факелы-протуберанцы.

Луна, вращаясь вокруг нашей планеты, иногда оказывается точно между Землей и Солнцем. Тогда происходит солнечное затмение. Во время полного затмения становится видна солнечная корона и большие протуберанцы.

к оглавлению ↑

СТАРТ КОРАБЛЯ

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.
(С. Баруздин)
Чтобы изучать звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали
космические корабли. Они отправляют их далеко от Земли с различными научными целями.

Космическая ракета — это сложная конструкция, в создании которой участвовали специалисты самых разных профессий. Одни готовили двигатели, другие строили каркас корабля, третьи работали с научными приборами.

Космический корабль в космос выводит ракета-носитель, которая состоит из двух или трех ступеней. Когда заканчивается топливо в первой ступени, она отбрасывается, начинают работать двигатели второй ступени. Потом — третьей. На орбиту выводится «полезный груз» — искусственный спутник Земли, корабль с космонавтами или орбитальная станция.

В 1981 году первый полет совершил американский корабль многоразового использования — шаттл «Колумбия». По внешнему виду шаттл напоминал большой самолет с крыльями и хвостом. На орбиту шаттл выводили две ракеты-ускорители. Израсходовав топливо, они отделялись на большой высоте от корабля и на парашютах спускались в океан. Там их вылавливали и отправляли на завод для повторной заправки.

Приземлялся шаттл как обычный самолет. Посадочная полоса для него была очень длинной, выложенной прочными бетонными плитами.

Мне сказал конструктор главный:

— Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть,

Часто в пятки уходить… 

—Задеру повыше пятки,

Вот и будет все в порядке!

И тогда за весь полет

Сердце в пятки не уйдет.

(А. Шлыгин)

Ракеты запускают на орбиту со специальных стартовых площадок — космодромов. Сейчас таких сооружений много, почти каждая страна имеет свой космодром, есть даже плавучие космодромы.

Самый знаменитый российский космодром — Байконур, расположенный в казахских степях. В наши дни это территория Республики Казахстан, но там по-прежнему работают российские граждане, которые обслуживают космодром.

ЮПИТЕР
По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля, 

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн, 

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идет по счету

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.
(А. Хайт)
Юпитер — самая большая планета в Солнечной системе. Диаметр Юпитера в 11 раз
больше, чем у нашей планеты. Путь вокруг Солнца Юпитер проходит за 12 лет.

Юпитер был известен с древних времен благодаря большой яркости. Древние греки назвали его именем своего верховного бога, владыки неба Зевса (в римской мифологии — Юпитер).

Долгое время Юпитер считали звездой. В 1610 году знаменитый астроном Средневековья Галилео Галилей, внимательно понаблюдав за Юпитером в телескоп, пришел к выводу, что это не звезда, а планета. Галилей заметил, что Юпитер не совсем круглый,

а сплющен с полюсов. Ученый открыл и четыре крупных спутника планеты, которые позднее назвали галилеевыми. В 17 веке английский астроном Кук обнаружил на поверхности планеты пятна, а итальянец Кассини открыл Большое Красное Пятно в южном полушарии планеты. Природу этого загадочного образования объяснить он не смог.

В наше время ученые наблюдают за Юпитером в телескопы с Земли. К самой большой планете посылают космические корабли. Исследования показали, что внутреннее строение Юпитера сильно отличается от Земли. Видимая поверхность диска Юпитера — это на самом деле облака, состоящие из метана и аммиака. В центре планеты находится небольшое твердое ядро. Пятна на поверхности Юпитера — атмосферные циклоны и вихри. Большое Красное Пятно — самый мощный ураган в Солнечной системе. Он бушует уже более трехсот лет. За это время он не раз менял свой цвет, становясь то темнее, то светлее. Размеры Большого Красного Пятна таковы, что внутрь него могла бы свободно уместиться наша Земля.

mishka-knizhka.ru

Ребенка интересует космос: что ему показать

Ваши дети еще относятся к тому редкому виду малышей, которые хотят стать не трэвел-блогерами, бьютимейкерами и мерчендайзерами, а космонавтами? Поздравляем! В нынешнее время интерес к космосу уже не так силен, но все-таки есть еще ребята, которые смотрят в небо с любопытством и предвосхищением чуда. Именно для них мы и собрали нашу космически большую подборку всего-всего-всего на тему космоса.

А еще для тех родителей, которые хотят увлечь этой темой своих непоседливых чад. Или просто интересно и познавательно отпраздновать День космонавтики. Три, два, один, «Поехали!».

Куда зайти: 9 интересных сайтов

Начнем с того, что в космосе и его окрестностях можно побывать, не выходя из дома и не предпринимая почти никаких усилий. Есть огромное количество невероятно интересных космических сайтов, многие из которых интерактивны.

Например, на этом сайте вы можете изучить Солнечную систему и весь Млечный путь. Приближаем, удаляем, крутим во всех направлениях и смотрим, как выглядит это место из космоса, жаль только, что возможности масштабирования сильно ограничены.

А еще можно погулять прямо по Марсу! А точнее, посмотреть панораму красной планеты, созданную из фотографий с марсохода Curiosity. Это одна из первых панорам с очень большим разрешением. Еще есть такая версия от НАСО, если предыдущей вашему маленькому исследователю недостаточно.

Можно отправиться на Международную космическую станцию — МКС. Тут ведется прямая трансляция с включениями изнутри МКС, где можно послушать переговоры экипажа станции и Центра управления полетов в режиме реального времени. А еще, если повезет, можно увидеть удивительные и захватывающие виды ночных городов с высоты в 400 километров!

На этом сайте можно узнать, сколько человек сейчас находятся в космосе (и даже кто именно, и как давно). А на этом отправиться в виртуальное путешествие на ракете и наглядно посмотреть, на какой высоте находятся спутники, планеты и прочие небесные тела.

Список возможностей сайта spacegid огромен: послушайте звуки Юпитера, покрутите в руках галактику, посмотрите карту марсохода… И вообще, изучите раздел «Интерактив», там очень интересно.

А еще очень советуем вам почитать твиттер нашего космонавта — Антона Шкаплерова. Пишет редко, но метко, как говорится. А еще блоги наших космонавтов есть на сайте Центра подготовки космонавтов имени М.Ю. Гагарина. Обновлялись последний раз давно, зато таких подробностей о быте космонавтов больше нигде не узнать.

Что посмотреть: мультфильмы, передачи и фильмы

Для тех, кто хочет окунуться в мир космоса поглубже, можно посмотреть обучающие мультфильмы и фильмы.

Для малышей на YouTube есть мультики «Астрономия для самых маленьких» и «Космос для детей». Несколько обучающих видео есть на сайте Роскосмоса. Тут и выпуски передачи «Пора в космос!», и мультик «Космические Юра и Нюра», и короткометражка «Как стать космонавтом» и много всего другого, очень интересного.

ЛУЧШИЕ МУЛЬТИКИ ПРО КОСМОС

Для тех, кто уже чуть-чуть постарше и влюблен в космос давно и надолго, предлагаем попробовать посмотреть два научно-популярных цикла. Первый из них — «Космос: Пространство и время». Это серия документальных 40-минутных видео о мире космоса, возможностях межпланетных путешествий и наблюдений за космическими процессами. В проект вложено очень много средств, сил и времени, поэтому смотрится он просто потрясающе.

Второй — «Discovery: Сквозь пространство и время с Морганом Фриманом». Как вы догадались, ведет его легендарный актер Морган Фриман. Он рассказывает не только о космосе, но формулировка тем этой передачи может заинтересовать ребенка куда сильнее. Например, как должны выглядеть пришельцы? Может ли человек обогнать скорость света? Как могла возникнуть вселенная? Даже про зомби серия есть, но это к космосу не относится.

Детям-подросткам, которые хотят узнавать что-то про космос и вселенную, можно посмотреть и несколько популярных космических фильмов. Например, тот же «Интерстеллар», у него рейтинг 12+ стоит скорее из-за поднимаемых тем, чем из-за каких-то страшных слов или сцен, которые нельзя показывать ребенку. Для думающих и увлеченных детей мы бы снизили ценз до 10+.

Ну, а для тех, кто хочет что-то повеселее — «Марсианин». У нас он получил аж «16+» (международный PG-13), но знаем, что многие родители показывали его детям с 12 лет. Но если вы совсем боитесь показывать «такое» ребенку — дайте хоть одноименную книгу почитать, она еще лучше.

И про наши фильмы не забываем: и «Время первых» (6+), и «Салют-7» (12+). Патриотично, документально и с душой.

Во что поиграть: 6 настольных игр

Мы уже делали подборку из 9 мобильных игр на тему космоса и 9 приложений для юных астрономов. За прошедшее время к ним добавилась замечательная игра с любимыми «Ми-ми-мишками» — «Ми-ми-мишки в космосе». Но о ней почитайте в нашем обзоре, а мы сейчас поговорим об играх настольных.

«Мемо Космос». Игра на запоминание, тренирующая память, только вместо детских картиночек или животных тут космические тела и пейзажи. Для детей от 4 лет.

«Солнечная система». Обычная игра-бродилка, где нужно кидать кубик. Но при этом вы передвигаетесь не просто по полю, а по просторам солнечной системы, изучая ее и запоминая названия планет. Подходит для детей от 4 лет.

«Инопланетяшки». Игра на тренировку счета. Игрок превращается в героя-первооткрывателя. Исследуйте планеты, стройте на них космические станции, а дружелюбные инопланетяне помогут космонавтам обжиться на новой земле! Для детей от 6 лет.

«Сундучок Знаний: Космос». Игра-викторина. Изучаем планеты и космические тела, узнаем все о бескрайних галактиках, а главное — учимся и запоминаем много новых и интересных фактов. Для детей от 8 лет.

«Исследование космоса». Набор для опытов и экспериментов, конечно, не совсем игра, но почти. Тут есть детали для сбора Солнечной системы и телескопа Хаббла, карта звездного неба и несколько наборов для опытов. Для детей от 8 лет.

«Покорители космоса». Игра, где каждый игрок становится руководителем научно-исследовательского корпуса в условном Центре космических исследований. Нужно собрать команду специалистов, отправить в космос корабль или спутник и изучать нашу солнечную систему. Рекомендована для детей от 10 лет.

Что почитать: 7 интересных книг

Мы уже предлагали вам подборку книг для юных астрономов, но решили добавить к ней еще несколько замечательных детских изданий.

«Звездная карусель» (Генрих Сапгир)

Пусть первое знакомство детей с космосом пройдет интересно и сказочно. В книге есть карта звездного неба и удивительные иллюстрации Виталия Стацинского. Два цикла стихотворений «Звездная карусель» и «Улица Космическая» расскажут малышам о созвездиях легко и весело.

«Космическая Азбука» (Лена Де Винне, Денис Трусевич)

Еще одна книга для самых маленьких покорителей космоса. Нестандартные иллюстрации, которые помогут детям выучить русский алфавит. Интересная лексика и удивительные факты о космосе и жизни на орбите.

«Звездные сказки. Моя первая книжка по астрономии» (Ефрем Левитан)

Главная героиня книги — Машенька, девочка необычная. Она дружит с Луной и звездами, была в гостях у Солнца и путешествовала по всей солнечной системе! О чем она и рада вам рассказать. Книга интерактивная — в ней можно вырезать планеты и наклеивать их на нужные места, чтобы проверить, правильно ли малыши запомнили их порядок.

«Пластилиновый космос. Приключения на орбите» (Елена Дурова)

С помощью этой книги дети смогут вылепить из пластилина целую солнечную систему, инструкция прилагается! А еще лепим НЛО, пришельцев, спутники, луноход и вообще — космос, он же пластилиновый!

«Космос» (Дмитрий Костюков, Зина Суркова)

В основе этой книги — реальные интервью автора с космонавтами, а в качестве иллюстраций тут использованы фотографии из архивов летчика-космонавта Олега Котова. Вся история покорения космоса простым и легким языком.

«Циолковский. Путь к звездам» (Александр Ткаченко)

Весело и просто в этой книге рассказана история жизни великого ученого Циолковского, который придумал ракету, открывшую людям путь к звездам. Очень интересные факты, объяснение всех сложных слов и удивительные иллюстрации Ольги Громовой покорят сердца маленьких любителей космоса.

«Занимательная астрономия» (Яков Перельман)

И, напоследок, книга для детей постарше (от 12 лет). Неожиданная сторона привычных вещей, объяснение сложных научных открытий простым языком (но с математическими формулами на полях) и настоящее погружение в мир космоса.

Куда сходить: 6 космических мест Москвы

А для тех, кто живет в Москве, есть еще и много отличных мест, куда можно сходить посмотреть или послушать что-то на тему космоса. Почти везде ко Дню космонавтики запланированы какие-то увлекательные и интересные мероприятия.

Планетарий Москвы

Тут детей ждут: большой и малый звездные залы, Парк неба, обсерватория, интерактивный музей «Лунариум», музей Урании и 4D-кинотеатр. В игровой форме детям расскажут об устройстве Вселенной и сложных космических явлениях.

Планетарий Дворца Пионеров

Еще один планетарий, находится на Воробьевых горах. Любуемся космическими красотами и уникальными глобусами Марса, Земли и Луны. А еще тут можно погладить по холодному боку настоящий метеорит, увидеть коллекцию минералов с Марса и послушать самые интересные лекции на самые космические темы.

Музей космонавтики на ВДНХ

8 выставочных залов, более 93 000 экспонатов, лекции, экскурсии и куча всего интересного. Уникальные тренажеры для космонавтов, мини-Центр управления полетами и виртуальные 5D путешествия.

Обсерватория в парке Горького

12 апреля открывается сезон наблюдений в обсерватории. Так что уже в эти выходные можно понаблюдать за Солнцем, Луной и Венерой в огромный зеркально-линзовый телескоп. Увеличение в 841 раз! Звезды ближе, чем кажутся.

Интеракториум «Марс-Трефо»

Полноразмерная модель космической станции будущего на Марсе. Здесь можно поуправлять моделью марсохода, рассмотреть марсианские пейзажи, пройти интересные мастер-классы и поиграть в декорациях космической станции. А в Космической Академии центра можно узнать все о самых современных профессиях.

Звездный городок, музей центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина

Для тех, кто готов ненадолго покинуть столицу, лучше всего отправиться в Звездный городок. Тут дети могут увидеть специальные тренажеры для космонавтов, попробовать космическую еду, походить около 18-метровой центрифуги и узнать ответы на все интересующие вопросы.

Удачи вам в изучении бескрайних космических просторов!

Еще больше интересного в нашей группе в «Одноклассниках» и Вконтакте.

 

Интересное по теме:
Что подарить любителю космоса?
Как появилось созвездие Гарри Поттера

tlum.ru

Астрономия для детей

Занимательная астрономия для детей рассказывает все о планетах Солнечной системы, объектах глубокого космоса, предлагая обучающие видео, онлайн игры, викторины.

Не знаете как рассказать детям о космосе, чтобы они вас поняли? Не можете заинтриговать своих домочадцев просторами Вселенной? Наш портал поможет вам!

Изучайте Вселенную на доступном для детей языке и наслаждайтесь нашими бесплатными играми, увлекательными фактами, забавными викторинами, документальной информацией и многим другим. Ребенок с радостью освоит новую информацию, поданную не только в виде интересных фактов, но и как увлекательный рассказ.

Узнайте все о планетах, спутниках, звездах, галактиках, астероидах, кометах, телескопах и всех разновидностях астрономических объектов. Кроме познавательной информации на страничке Астрономия для детей всех возрастов есть также планы уроков, рабочие программы для преподавателей, идеи для научных проектов и целая полка онлайн-учебников для всех, кто увлечен космическим пространством.

Разделы астрономии для детей

Но с чего же начать? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик и других странных объектов. Мы начнем обзор с Солнечной системы, а именно с планет и конечно все будет написано на доступном для детей языке. Взгляните! Планеты расписаны по порядку с картинками и фото, поэтому детям будет интересно познакомиться с соседними мирами, вращающимися вокруг Солнца. К некоторым добавлены видео и мультики, которые в доступной визуальной форме раскрывают документальную составляющую информации. Космос для детей становится максимально понятным и доступным.

Объекты глубокого космоса

Мы покидаем пределы Солнечной системы и отправляемся в занимательное путешествие по просторам открытого космоса. По пути нам встретится множество странных и загадочных объектов: галактики, астероиды, кометы, метеориты, черные дыры, туманности, звезды и квазары, к каждому из которых предоставляется занимательный рассказ с фактами и фото. Вперед к приключениям:

Мы рады, что вы остановились на нашем сайте для познания астрономии. Мы постарались сделать все статьи максимально интересными и понятными, чтобы каждый любопытный ребенок мог с радостью исследовать красоту нашей Вселенной. Здесь вы сможете узнать все о Солнечной системе и ее планетах, а также познакомитесь с удивительными космическими объектами и даже перешагнете границы галактики Млечный Путь. Мы верим, что раздел «Астрономия для детей» поможет совершить это захватывающее и познавательное путешествие.

Обучающие игры

Внимание! Для правильной работы приложений необходимо использования компьютера, а не мобильного телефона. Интересные обучающие игры для детей связаны с астрономией с космосом, поэтому дети всех возрастов смогут не только получить удовольствие от процесса, но и узнать много нового о планетах Солнечной системы, проблемах космического мусора, а также силе гравитации. Ребенок способен играть в режиме онлайн совершенно бесплатно. К каждой игре предоставляется понятная инструкция. Развивающие игры для детей любого возраста станут замечательным дополнением к книгам и учебникам, а также помогут скоротать время с пользой.


Наука о Вселенной слишком огромная, так как включает буквально все, что существует: все разновидности небесных объектов и формирований, материю и прочие явления. Здесь собраны ответы на частые вопросы по астрономии. Это полезно для детей, потому что помогает доступно и понятно освоить базу, чтобы потом приступить к более серьезным темам. Это также и помощь родителям, которые хотят объяснить своему ребенку, как устроен это мир на доступном языке. Ответы представлены в виде увлекательных документальных видео — мультики для детей.

Обучающее видео про космос на доступном для детей языке:

Как устроена Вселенная?

Мультфильм о темной материи, скоплениях галактик и будущем Вселенной:


Что осталось от Большого взрыва?

Мультфильм о реликтовом излучении, Большом взрыве и расширении Вселенной:


Откуда взялись химические элементы?

Мультфильм о нуклеосинтезе, поиске химических элементов и составе звезд:

v-kosmose.com

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: ДЕТЯМ О КОСМОСЕ И КОСМОНАВТИКЕ тематический утренник

Тематический утренник: О КОСМОСЕ И КОСМОНАВТИКЕ

ЦЕЛЬ:

  1. Создание условий для развития познавательно-речевой активности детей.
  2. Развитие мотивации любознательности, стремления к познанию и размышлению.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия и положительного заряда.
  4. Приобщение к знаниям о космосе, космонавтике и космонавтах.
  5. Создание условий для интеграции знаний и умений в области космонавтики.
  6. Укрепление условий целостности психических, физических, умственных и духовных процессов в развитии личности ребенка.
  7. Взаимодействовать с семьями детей в данном разделе.

ЗАДАЧИ:

  1. Прививать любовь к РОДИНЕ и чувство гордости за успехи своей РОДИНЫ в области космической науки и техники.
  2. Познакомить детей с историей развития космонавтики.
  3. Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор.
  4. Стимулировать развитие у детей фантазии и творческого воображения.
  5. Развивать у детей творческое воображение и мышление, а также коммуникативные навыки.
  6. Воспитание эмоционально-целостного отношения к произведениям искусства

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в зал, под звуки музыки из к/ф. « ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»

Ребенок:

Есть одна планета-сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая, перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —
Ведь, другой, похожей, нету! (Яков Аким)

Ведущая: Сегодня, ребята, мы собрались , чтобы поговорить о нашей планете ЗЕМЛЯ И О КОСМОСЕ. Сегодня мы отмечаем ДЕНЬ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ЧЕЛОВЕКОМ.

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток», он облетел вокруг Земли один раз /за 1 час 48 минут/ и вернулся на Землю живым и здоровым. После чего ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

 Ребенок: «Юрий Гагарин» В.Степанов
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущая: А как же он улетел в космос?

Ребенок: Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. 

Ведущая: Ракету создавали ученые много лет. Главные русские создатели ракеты:

  1. ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857–1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.
  2. Запуск первого в мире космического корабля, был осуществлен под научно-техническим руководством академика С.П. КОРОЛЕВА.

Ребенок:

Мне сказал конструктор главный:
-Будет взлет не очень плавный…
Будет сердце, может быть,
Часто в пятки уходить…

-Задеру повыше пятки-
Вот и будет все в порядке!
И тогда за весь полет
Сердце в пятки не уйдет… (А. Шлыгин)

ИГРА С ТАНГРАМОМ: «СТАНЬ КОНСТРУКТОРОМ РАКЕТЫ»

/необходимо построить космический корабль из ТАНГРАММА/

Ведущая: Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт-это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах — в России и в Америке.  На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, Америки,  Японии,  Китая и из многих других стран.

Космонавты — мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях — в невесомости, в космическом корабле.

Ребенок: «Космонавт» (автор неизвестен)
Когда последний закруглен
виток.
Так хорошо сойти на Землю
снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных
трасс,
Нам на нее глядеть,
не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо,
всякий раз
Своей Земле мы оставляем
сердце.

Ведущая: Вы. все знаете, что космонавты одевают  на себя специальную одежду. А называется эта одежда СКАФАНДР. Костюм космонавта — СКАФАНДР имеет резиновые камеры, наполняющиеся при перегрузке сжатым воздухом и обжимающие тело. Кабина защищает от пониженного давления. И скафандр — тоже. В кабине аппаратура связи с Землей. В скафандре микрофон и датчики аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте, на Земле.

Скафандр применяется  для выхода в открытый космос, для прогулок по Луне. В других  мирах, наверное, всегда будут нужны средства индивидуальной защиты.

ИГРА: « КТО СКОРЕЙ ОДЕНЕТ СКАФАНДР?»

Ребенок: «В космосе так здорово!» О. Ахметова

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!

В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!

Ведущая: Ученые хотели знать. с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных

Первыми «космонавтами»-разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы.
Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была, не больше кошки и  весила 4-6 килограммов, должно быть ей было не больше 2-3 лет, и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнеженны и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

 В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка.

Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели в специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете.

Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на землю

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Ребенок:

На площадке во дворе,
Вместе с малышами,
Бегал ма-а-а-ленький щенок
С длинными ушами.
Веселили щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!

Было так, друзья мои:
Теплой ночью в мае,
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шел ученый человек:
-Песик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть,
С Луною золотою?
В ракете хочешь полететь?
-А вы меня возьмете?
-Ты капитаном можешь стать,
У нас на звездолете!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растет,
Вот-вот отправиться в полет.

Марсик нарядный, в костюме зеленом.
Отнес его лично в кабину ученый:
Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, заяц и еж.
(Зверушек таких
На Луне не найдешь!)
Рабочие с крысами
Клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну! (С.Баранов)

Ведущая: Давайте посмотрим, ребята, что увидели в космосе первые космонавты. Они его сфотографировали, и написали на художественных полотнах, чтобы его могли увидеть и те люди, которые не могут полететь в космос.

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ФОТОГРАФИЙ О КОСМОСЕ ПОД МУЗЫКУ ГРУППЫ «СПЕЙС» /окончить показ на фотографии планеты ЗЕМЛЯ/.

Ведущая: Вот так выглядит наша планета ЗЕМЛЯ из космоса. Земля…

Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Главная особенность её в том, что это единственная планета солнечной системы, пригодная для существования живых организмов.

Долгие годы люди считали, что земля плоская, затем представляли её похожей на правильный шар, но на самом деле Земля наиболее близка к эллипсоиду.  

Большую поверхности планеты занимает Мировой океан /жидкая вода, необходимая для жизни всех живых организмов/, остальную часть поверхности занимают континенты и острова.

Атмосфера Земли Земная атмосфера состоит из нескольких слоёв: нижний слой (тропосфера) азот и кислород; остальную часть составляют водяные пары, углекислый газ и другие газы. Температура на поверхности планеты колеблется от — 60?С (на полюсах) до +50?С (на экваторе).

Ребенок:

Земля – песчинка в Океане,
Среди бесчисленных миров.
И мы не только лишь земляне,
Коль слышим межпланетный зов.
И если крылья для полёта,
Сумел расправить и взлететь –
Нет совершенней звездолёта,
Магнит земной преодолеть. (Нумен)

Ведущая: Земля имеет один естественный спутник — Луну. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца   Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Температура на поверхности от −169 °C до +122 °C.

 Поверхность покрыта реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеороидов с лунной поверхностью.

Высадка человека на Луну была осуществлена Соединенными Штатами Америки 12 июля 1969 года.

 Слово «луна» обозначает «светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи.

Ребенок: «Луноход» Валентин Берестов

Прилунился лунолёт.
В лунолёте — луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!

Ведущая: Но в космическом пространстве есть не только наша планета, но и другие планеты.

Дети:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Аркадий Хайт

Ведущая: Это планеты СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. А почему их так назвали?

Предполагаемые ответы детей: /они всегда находятся рядом СОЛНЦЕМ, они движутся вокруг СОЛНЦА//

 Ведущая: СОЛНЦЕ – это единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращается наша планета и все планеты Солнечной системы. Оно в миллион раз больше Земли.   Светило Солнечной системы невероятно горячее.

ТАНЕЦ СОЛНЦА И ПЛАНЕТ

Ведущая: Вы сегодня узнали много нового о космосе и солнечной системе. А теперь я я хочу проверить что вы узнали нового из нашего разговора , а может быть кто-то из вас уже дома с родителями говорил о космосе и знает немного больше. Я буду загадывать загадки, а вы, если знаете ответ, поднимите руку, а я вызову.

Цепочка загадок для детей.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете

— На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (Света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора

 — Это черная … (Дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Автор загадок: Олеся Емельянова

Ведущая: Предлагаю построить КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ и отправиться в большое космическое путешествие.
ИГРА: «ПОСТРОЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ»

/Две команды детей строят из большого конструктора космический корабли на скорость /

ПЕСНЯ:  НАШ ЗВЕЗДОЛЕТ (песенка про космос) Автор музыки и текста. Олеся Емельянова.

Первый куплет:
Вот наш звездолет летит вперед
Навстречу звездам.
До свиданья, дом!

Пусть нам вильнет хвостом
Комета, а потом
Припев:
Мы сквозь самый дальний космос
Дальше полетим! Дальше полетим!
Мы, пока еще не поздно,
Всё увидеть в космосе хотим!
Второй куплет:
Да! Летим туда, ногой куда
Ступить не просто!
Мы откроем всё, преграды все снесём,
От чудищ всех спасём
Припев:
И сквозь самый дальний космос
Дальше полетим! Дальше полетим!
Мы, пока еще не поздно,
Всё увидеть в космосе хотим!
Второй куплет:
Там все рады нам! Космопотам
Зовет нас в гости!
Тысячи планет нам говорят: «Привет!
Останьтесь здесь!» Но нет –
Припев:
Мы сквозь самый дальний космос
Дальше полетим! Дальше полетим!
Мы, пока еще не поздно,
Всё увидеть в космосе хотим!

Ведущая: А теперь, ребята, давайте проверим ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

1. Первый космонавт планеты Земля.

2. Сколько планет в Солнечной системе?

3. Кого считают «отцом космонавтики»? 

4. Земля – это планета или звезда?

5.Почему на луне остаются рисунки от колес Луноходов?

6. Как называется специальная одежда космонавта?

7. Назовите спутник Земли.

Ведущая: МОЛОДЦЫ! Я вам всем вручаю медали ЮНОМУ КОСМОНАВТУ!

ПОД МУЗЫКУ ГРУППЫ « СПЕЙС» дети покидают зал.

nsportal.ru

Презентация на тему: «Презентация о космосе для детей»

Слайд 1

КОСМОС

Слайд 2

Посмотри на этих малышей – они с интересом смотрят в ночное небо! Там столько красивых звезд ! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!

Слайд 3

И вот однажды они решили полететь в космос! К звездам! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам.

Слайд 4

Но дело в том, что в космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.

Слайд 5

Самым первым космонавтом, который полетел в космос, был Юрий Гагарин .

Слайд 6

Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо.

Слайд 7

Она поднималась все выше и выше! Посмотри! Она уже выше облаков!

Слайд 8

И вот ракета оказалась в открытом космосе! Вот что космонавты увидели в космосе!

Слайд 9

Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – она круглая – похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке.

Слайд 10

Посмотри, синие пятна на нашей планете – это вода – моря и океаны. Зеленые пятнышки – это зеленые леса и луга. Коричневые пятна – это горы. Правда она очень красивая, наша планета? А этот небольшой шарик в уголке – это наша Луна!

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о