Красота души человека 5 класс самопознание – Разработка урока по самопознанию по теме «Красота души человека» 5 класс

Разработка урока по самопознанию по теме «Красота души человека» 5 класс

Самопознание

5 класс

Тема: Красота души человека

Цель: формировать представление о внутренней красоте, учить видеть прекрасное в себе, людях, окружающем мире расширять представление учащихся о внутренней красоте человека. 

Задачи: 
— раскрытие значения понятия «красота души человека»; 
— развитие умения видеть красоту души человека, красоту его поступков; 
— воспитание стремления к нравственно-духовному совершенствованию. 

Ход урока

  1. Круг радости

Игра «Волшебная почта»

— перед началом игры встаем в круг, ведущий стоит в центре круга, к концу игры наш круг должен остаться таким же дружным

– Волшебной почта называется потому, что она помогает пересылать только волшебные пожелания, и волшебные слова, волшебные потому что добрые, нужные, главные.

– Вы знаете такие слова? Умеете делать такие пожелания? А кому мы говорим эти слова?

(Рассуждения детей).

– Сегодня вы можете отправить свое пожелание по нашей волшебной почте своим друзьям одноклассникам, родным, близким. Самое главное не забывайте, что пожелание должно быть волшебным. И обязательно должно быть кому – то адресовано.

Условия игры: тот, кто отправляет пожелание, делает шаг вперед. Задача всем дойти до ведущего.

  1. Игра – тренинг «Бабочка и таракан»

— сидим в кругу

Ведущий говорит ребятам, что он сегодня самый великий маг и волшебник и может исполнить любое желание, самое заветное, но есть одно условие: за это нужно раздавить таракана. Ничего не обсуждается вслух. Ведущий просит хорошо подумать и молча встать тех, кто согласен на это условие. Не обсуждая решение участников, ведущий просит их сесть, отметив для себя тех кто встал. Продолжается игра. Ведущий сообщает, что условия немного изменились и за то, чтобы желание исполнилось нужно убить очень красивую бабочку. Кто согласен на это условие, так же молча встает. После того как сели те, кто встал во второй раз, ведущий начинает работу. Начинается обсуждение решений ребят. Если есть в классе такие участники, которые встали первый раз, а во второй остались сидеть, то лучше начать с них.

– почему бабочку пожалели, а таракана нет?

— а кроме красоты в чем еще отличие бабочки и таракана?

— что общего?

Вывод: они живые существа, и отличаются только тем, что внешне бабочка привлекательное существо, а внешность таракана не вызывает у людей чувства восторга.

А всегда ли в жизни красота имеет такое важное значение?

Рассуждения ребят

  1. Чтение сказки (Использую технику: Чтение с остановками
    — Я расскажу вам казахскую сказку «Две сестры». 

    У одного бая было две дочери. Старшая, Камилла, была красивая, стройная, ладная, одевалась в красивые платья, умела беседу поддержать, пошутить. А другая, младшая сестра, Джамиля, скромнее была, да и красавицей ее трудно было назвать, робела в компании, не разговаривала много ни с кем, всегда в сторонке сидела. (1 остановка. Обсуждение. Какая из сестер вам более симпатична? Почему?) 
    А еще жила в этом селении старуха. Юрта ее была самой бедной, а одежда вся в прорехах. И от красоты ее былой ничего не осталось. Она не чуралась никакой работы, и все вырученные деньги посылала сыну, который уехал учиться в далекую страну. 
    Однажды, когда женщина шила одежду в доме сестер, Камилла нечаянно, а может быть, нарочно, рассыпала бисер, которым старуха расшивала ей праздничный камзол. 
    Женщина сделала девушке замечание. А та раскричалась: 
    — Ты – жалкая, уродливая старуха! Как ты посмела в моем доме рот открывать? Ты такая страшная, а я такая красивая и ты завидуешь мне, поэтому решила испортить мой красивый наряд. Ты даже не заслуживаешь того, чтобы я с тобой здоровалась! 
    А ее сестра, наоборот, помогла старухе собрать весь бисер, извинилась за грубость сестры, и предложила помощь в работе. А с тех пор старшая сестра перестала здороваться с бедной женщиной. (2 остановка, Обсуждение. А какая сестра вам нравиться больше теперь, почему?)
    Однажды в аул на красивом коне в сопровождении других всадников въехал красивый, как солнце, джигит. Его одежда сверкала, расшитая жемчугом и золотом, а черные глаза сияли, как два алмаза. (3 остановка. Как вы думаете кто это приехал? К кому он приехал?)

Нигде не останавливаясь, всадники направились прямиком юрте бедной старухи. Выбежала она навстречу и расплакалась от счастья. 
— Здравствуй, мама, — сказал джигит ласково, — падишах, у которого я теперь служу советником, разрешил мне забрать тебя во дворец. Собирайся! 
Старшая сестра, надела самую красивую одежду и первая прибежала к юрте старухи, чтобы познакомиться с джигитом. И Джамиля пришла в своем обычном домашнем платье. (4 Остановка. Как вы думаете, на кого обратил внимание джигит?)

Камилла вышла вперед и хотела было первой поздороваться с красивым юношей, чтобы обратить внимание на себя, но язык ее не повернулся, точно каменный стал. Зато Джамиля, молчунья и тихоня, вдруг разговорилась, как соловей весной. А старуха взяла за руку своего сына и подвела его к младшей из сестер, сказав, что это самая добрая, вежливая и работящая девушка на свете, лучшей невестки она бы себе не пожелала. 
Сказано — сделано. На следующий день сын старухи прислал сватов к родителям Джамили, а еще через несколько дней сыграли свадьбу. 
Говорят, что сын старухи и его жена Джамиля жили долго и счастливо, и у них было много детей. 
(Остановка 5. Вы хотите знать, что стало с грубиянкой Камиллой?) 
Говорят, она все еще ждет богатого да красивого жениха, потому что так и не научилась говорить слово «Здравствуйте».

Беседа по содержанию 
— каковы ваши впечатления?

— кого из сестер вы бы назвали красивым человеком?

  1. Просмотр видеоролика «Интервью с малышами»

Воспитанникам мини — центра и кпп был задан вопрос, какого человека, вы считаете красивым? Какого человека можно назвать по–настоящему красивым?

Работа по содержанию ролика. Чьи высказывания вам показались наиболее точными? С кем бы вы согласились, а с кем нет? Какая бывает красота человека?

А вот то, что вы перечисляете, это можно увидеть? Нет. Это спрятано в душе у человека, это его внутренняя красота, красота души!

  1. Цитата урока

Мне кажется главная мысль нашего занятия очень точно отражена в  казахской пословице: «Тені сұлү — сұлү емес, жаны сұлү — сұлү». (По-русски она звучит так: «Красивый человек не тот, у которого красивое тело, а тот, у которого красивая душа)
— Вы согласны со мной?

— Как вы понимаете её смысл?

6. Чтение стихотворения

Читаю стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девочка» (чтение сопровождается демонстрацией слайдов и спокойной лирической музыкой )

  1. Творческая работа
    последние строки стихотворения звучат еще раз и остаются на экране?

Что такое красота? 
И почему её обожествляют люди? 
Сосуд она, в котором пустота, 
Или огонь, мерцающий в сосуде?

На вопрос поставленный автором в стихотворении пробуем ответить вместе с ребятами (высказывания детей). 
— Представьте, что душа человека – это сосуд (на доске рисунок кувшина). Я предлагаю вам наполнить этот сосуд качествами, которые делают душу красивой, которые зажигают в ней огонь человечности и вытесняют пустоту

(Из цветной бумаги дети вырезают цветы, улыбки, бабочек и т.д., записывают на них качества души, которые способны сделать ее красивой и приклеивают на ватман). 
(звучит музыка) 
— Мы наполнили сосуд души хорошими качествами. А в чём эти качества могут проявляться? (в словах, добрых делах, благородных поступках) 

— именно по поступкам человека можно оценить его красоту души.

  1. Игра «Подари карточку»

Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». (в ходе игры ведущий может также прикреплять карточки, особенно это важно сделать тому ребенку, который наименее оценен одноклассниками).

Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Ведущий делает вывод, что мы сегодня тоже наполнили и напомнили друг другу о том. Какими красивыми качествами обладаем, а в течение жизни можно и нужно наполнять свою душу только положительными качествами, совершая добрые красивые поступки

  1. Круг от сердца к сердцу. 
    «Шкатулка впечатлений» — по кругу из шкатулки каждый ребенок вытягивает листочек, на котором написано начало фразы, которую нужно закончить. 
    «Сегодня я понял, что красота…..» 
    «Я понял, что быть красивым, значит…..» 
    «Человечность – это ….» 
    «Сегодня мне понравилось…..» 
    «Сегодня я понял, что человечность ……» 
    «Думаю, что главное в человеке…..» 
    — Спасибо вам, за ваши высказывания и предлагаю вам закончить наш урок песней: «Если добрый ты» 
    звучит песенка «Дорогою добра» 

  2. Учитель раздает ребятам сердечки с высказыванием. Прочитайте внимательно про себя эти слова. В них много мудрости и смысла, оставьте их себе на память, а если вдруг будет необходимость перечитайте их еще раз.

    Я желаю вам всем в жизни совершать только красивые дела, и чтоб каждого из вас окружали люди красивые душой.

«Сегодня я понял, что красота…..» 


«Я понял, что быть красивым, значит…..» 


«Человечность – это ….» 


«Сегодня мне понравилось…..» 


«Сегодня я понял, что красота души ……» 


«Думаю, что главное в человеке…..» 

«Красивый человек…..»

«Я желаю своим одноклассникам….. »

«После сегодняшнего урока я …..»

«Мне кажется, что в человеке главное…..»

«Сказать о человеке, что он красив можно тогда …..»

«Красота души человека заключается …..»

«Хочу пожелать себе…..»

«Хочу пожелать всем людям на земле….. »

infourok.ru

Конспект поурочного плана по предмету самопознание на тему «Красота души человека» (5 класс)

Рассказывание стихотворения (подарок). А.Барто «В зеркале»

 

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Я не красавец, не урод –

Обыкновенный парень.

Обычный нос, обычный рот!

Глаза какие? Карие.

 

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Но вдруг одна история

Со мной произошла.

В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой,

Ну что ж, случается в игре,

Её задели клюшкой!

 

Она – словцо, и я – словцо,

Война у нас в разгаре,

Вдруг, вижу в зеркале лицо –

Губастый злющий парень!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

Оно так исковеркало

Испортило меня!

Обычный нос, обычный рот,

Но, оказалось, я урод!

 

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днём,

И каждый раз по-разному

Себя я вижу в нем.

 

Хромую кошку приласкал

Случайно на бульваре.

Иду домой мимо зеркал –

Смотрю: красивый парень!

 

Меняюсь 10 раз на дню.

С сестренкой начал я возню

И мячик отнял силой –

Смотрю: я некрасивый!

Обычный нос, обычный рот,

То я пригож, то я урод!

 

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица.

И наши мысли и дела

В них могут отразиться.

 

Вопросы:

·         Какое открытие сделал для себя герой стихотворения?

·         Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

infourok.ru

Урок по самопознанию «Красота души человека»

Основной этап урока

Объявление темы урока:

Позитивное высказывание (цитата): » Красота человека заключается в его делах. » Народная мудрость

Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!

Беседа

Цель беседы — акцентировать внимание учеников на внешних и внутренних проявлениях красоты и гармонии че­ловеческой личности.

  1. Какого человека вы можете назвать красивым? По­чему?

  2. Как вы понимаете выражение «красота души чело­века»?

Учебная информация

Красота души человека проявляется в благородных де­лах и поступках, в чистых помыслах, в умении человека ви­деть прекрасное в людях и окружающем мире.

Чтение

Чтение рассказа «Стакан молока» А. Могилевской позво­лит расширить и углубить понятие «красота души», понять с чего начинается красота человека и его души.

Учащиеся читают рассказ и отвечают на вопросы, пред­ложенные после текста:

  1. Что помогло мальчику поверить в доброту людей?

  2. Как изменилась жизнь мальчика?

3. Как вы понимаете выражение «Каждое доброе дело возвращается» ?

Согласны ли вы с мнением, что все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе дело?

СТАКАН МОЛОКА

А. Могилевская

Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы зарабо­тать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить по­кормить его. Дверь открыла молодая обаятельная девушка. Мальчик совсем растерялся и решился попросить у нее лишь стакан воды.

Девушка поняла, что мальчик был голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спро­сил: «Сколько я Вам должен?».

«Вы ничего мне не должны», — ответила девушка. — Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела».

«В таком случае — сердечно благодарю», — ответил он.

Когда мальчик вышел из дома, он почувствовал себя не только физически, но и морально крепким, поверив в добро­ту людей. Эта история произошла в детстве известного вра­ча Ховарда Келли. (так звали мальчика).

Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболе­ла. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов они решили послать её в большой город на обследование. Док­тора Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же под­нялся и пошёл в её палату. Врач сразу же узнал её. После об­следования он вернулся в свой кабинет с твердым решением сделать всё возможное, чтобы спасти её.

После долгой и упорной борьбы доктор одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил под­готовить ему счет за лечение. Когда ему принесли счет, врач что-то написал внизу и попросил отнести в её палату. Полу­чив счет, женщина боялась его развернуть. Она была увере­на, что ей придётся платить по нему всю свою оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счет и прочитала надпись:

«Полностью оплачено стаканом молока. Доктор X. Кел­ли». Слёзы радости навернулись на её глаза, и сердце напол­нилось теплом и благодарностью.

Обобщив ответы учащихся, учитель акцентирует внима­ние детей, что красота души человека начинается с красивых мыслей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются слова и поступки. Внутренняя красота делает человека добрым, любящим, заботливым, дружелюбным, такой человек приятен, с ним хочется дружить.

Упражнение

Учитель предлагает учащимся прочитать стихотворение Р. Буркитбаевой-Нукеновой, прочитать пословицы и отве­тить на вопрос: какая из перечисленных пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания авторской по­зиции?

Что может быть красивей человека? -Лишь цветок.

Что может быть нежнее кожи? -Лепесток.

Что может быть изящней стана? -Тонкий стебелек. Но манит нас сильней души и сердца огонек.

Не все то золото, что блестит. Молодец красив, да на душу крив. Не ищи красоты, а ищи доброты. Красная ягодка, а на вкус горькая. С лица воду не пить.

Чтение

Для уточнения понимания учащимися, что такое красо­та человека, в чем она заключается, что такое красота души человека, учитель знакомит учеников со стихотворением Н. Ашурова, представленное в учебнике под рубрикой «По­читаем». Для более глубокого осмысления этого произ­ведения рекомендуется его художественно-выразительное чтение самим учителем. Предваряя чтение, учитель может предложить ученикам прислушаться к своим ощущениям в процессе прослушивания стихотворения и затем поделиться своими впечатлениями.

По Н. Ашурову

С угрюмым видом молчаливо

Ты возле зеркала не стой –

Труднее в жизни быть красивым,

А не родиться с красотой.

Открытий много в нашем веке,

Но эта истина проста:

В любом обычном человеке

До срока дремлет красота.

Жизнь красотою не обидела

Ни мудреца, ни подлеца,

Но красоту души увидеть

Всегда труднее, чем лица.

Увы, но может не растрогать

Лица иного красота,

Когда в душе его нет Мира –

Душа по-прежнему пуста.

Лишь только души раскрывая,

Мы понимаем до конца –

Душа красивою бывает

У некрасивого лица.

1. Чем отличается смысл фраз «быть красивым» и «ро­диться с красотой»?

  1. Какой Мир должен быть в душе, чтобы она стала красивой?

  2. Объясните смысл фразы «душа красивою бывает у некрасивого лица»?

В процессе беседы подвести детей к выводу, что судить о красоте человека можно и нужно через его поступки, че­рез его внутреннее душевное состояние.

Инсценирование

Следующий этап урока помогает учащимся соотнести свой жизненный опыт с предложенной в рубрике «Разыгры­ваем сценку» ситуацией и дает им возможность расширения навыков общения. Учитель может предложить ученикам разделиться на пары и проинсценировать диалог.

Прочитайте и разыграйте сценку.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ КРАСОТА

Гаухар: Почему я такая некрасивая, словно серая мышь?

Мама: Ты очень красивая. В твоем облике все сочета­ется.

Гаухар: Родителям всегда нравятся собственные дети.

Мама: Ты просто смотришь на отдельные черты лица и не замечаешь, какая ты добрая и хорошая.

Гаухар: И все-таки, почему у одних лица красивые, и всем нравятся, а у меня — обыкновенное.

Мама: Ты должна учиться видеть в себе красоту, тогда и другие увидят. Не бывает некрасивых лиц.

Гаухар: Почему?

Мама: Потому что в лице отражается душа человека. У молодых все еще впереди: планы, мечты, надежды, а это всегда прекрасно. Посмотри, какая ты красивая!

videouroki.net

Урок по самопознанию «Красота души человека»

Тема: Красота души человека

Ценность: мир

Качества:доброта, любовь

Класс: 5 класс

Учитель: Клаубаева Г.А.

Цель: развивать стремление учащихся к нравственно – духовному совершенствованию

Задачи:

  • Раскрытие значения понятия «внутренняя красота человека»

  • Развитие умения видеть красоту души человека и его поступков

  • Формирование умения характеризовать героя на основе его взаимоотношений с другими персонажами

  • Формирование ценностного отношения к душевным качествам человека

  • Воспитать любовь к людям, уважение к каждому человеку.

Ход урока:

Круг радости: Здравствуйте, ребята. Настроимся на наше занятие:

Мы дружные, мы умные,

Мы внимательные,

5мин Мы старательные,

Мы отлично учимся,

Все у нас получится.

Доброжелательно улыбнитесь друг другу.

Целеполагание: урок у нас сегодня необычный. Мы будем говорить о вещах, которые важны в нашей жизни. Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке:

Красиво жить – не просто звук пустой

3 мин Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой

И. Бехер

С чем ассоциируется у вас слово красота? (Ответы учащихся)

Да, речь пойдет о красоте внешней и внутренней.

Беседа: Прочтите тему урока. 5 мин

Предположите, какой вывод мы можем сделать в конце урока?

Красота – понятие многогранное и относительное. Если мы окажемся в разных точках мира, жители по – разному ответят на наш вопрос о том, что они считают красивым. Общим будет то, что люди назовут красивыми те предметы окружающего мира, которые они любят, чем дорожат, ведь любимое всегда красиво. Красота восхищает.

Давайте просмотрим презентацию «Красота вокруг нас» (показ слайдов 10 мин).

Что вам понравилось больше всего?

Что восхитило?

Что на предложенных иллюстрациях вы красивым не назовете?

А человек? Всегда ли он красив?

Какого человека можно назвать красивым? Почему?

Как вы понимаете выражение «Красота души человека»?

Вывод: человек с красивой душой умеет любить

Красота души человека проявляется в благородных делах и поступках, в чистых помыслах, в умении человека видеть прекрасное в людях и окружающем мире.

Анализ сказки: «Синяя звезда» 15 мин

Итак, ребята, мы пришли к выводу, что красота души человека проявляется в поступках. Найдем подтверждение этому в художественном произведении в сказке — легенде А.И.Куприна «Синяя звезда». На прошлом уроке мы узнали, что жители Эрнотерры ценили своего короля Эрна Великого как «человека легендарной красоты души», за что ему прощали даже его «безобразную наружность».

Вопросы для обсуждения:

Почему жителей Эрнотерры огорчило рождение принцессы-дурнушки?

(красота это стремление к идеалу, к совершенству. Кроме того, жители Эрнотерры добры и наивны).

Как относились родители к ее уродству?

Вывод: любящее сердце все видит красивым, ведь любовь порождает красоту.

Задание:

  1. Сравните внешний облик принцессы Эрны и остальных жителей страны. Чем она отличалась от них?

  2. Но внешняя непривлекательность не мешала жителям Эрнотерры любить свою принцессу. Как вы думаете, за что любили жители Эрнотерры принцессу-дурнушку?

  3. Найдите в тексте, какими качествами обладала Эрна в 3 года, в 15 лет. (ученики находят примеры из текста и записывают их в таблицу)

В 3 года

В 15 лет

Доброта, Терпение, Кротость, Внимание к окружающим, Любовь к людям и животным

Доброта, Ум, Приветливость, Участие, Справедливость, Сострадание

Вопросы

Что изменилось в Эрне с возрастом?

Какое участие принимала Эрна в жизни эрнотерраннов?

Вывод: Она стала еще более терпимой и доброй к людям. Душевных качеств в ней больше, чем внешней красоты. Она проявляла доброту и участие к жителям Эрнотерры, и жители были преданны ей и боготворили ее за внутренние духовные качества.

Выставка рисунков: «Эрна глазами детей»

Что вы хотели передать в облике принцессы Эрны в своих рисунках?

С вашей точки зрения она красива?

Цитата урока: Красота человека заключается в его делах. Народная мудрость

Как эти слова относятся к Эрне

Проблемный вопрос: (через рисунок дети доводят до нас свою точку зрения, после чего защищают свой проект)

Что важнее для человека: доброта или красота?

Что важнее для человека: иметь красивую внешность или добрую душу?

Творческая деятельность

Создание формулы человеческой красоты. Вместо точек необходимо найти слагаемые этой суммы:

…+…+…+…+…+…= красивый человек

Например: сердечность+чистота помыслов+ человеколюбие+доброта и т д.

От сердца к сердцу:

Перед вами лежат звездочки синие и желтые. Звездочки синие- если урок вам понравился и вы довольны своей работой, звездочки желтые- урок не заинтересовал и вы не удовлетворены своей работой.

Домашнее задание

  1. Придумать сказку о человеке с красивой душой

  2. Письменный ответ на вопрос : Что мне понравилось в сказке А.И.Куприна «Синяя звезда»?

Дополнительное задание:

Решение ситуаций

infourok.ru

Открытый урок по самопознанию на тему «Красота души человека» (5 класс)

Тема: «Красота души человека»

5 «Б» класс

Антонова

Юлия

Геннадьевна

Февраль 2015г.

Урок 24. Тема: «Красота души человека»


В человеке всё должно быть прекрасно:

и мысли, и душа, и чувства, и одежда.

А.П. Чехов, русский писатель

Цель: формировать и расширять у учащихся понятие о подлинной красоте человека.

Задачи:

– раскрывать понятие «красота души человека»;

– развивать способность анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;

– воспитывать стремление быть отзывчивым  и  добрым человеком.

Ресурсы: 3 плитки шоколада, «волшебная» шляпа. 

  1. Круг радости

– Я очень рада видеть вас, ребята. Сегодня мы будем говорить о вечном и прекрасном, о доброте и любви, о чудесной красоте, которая повсюду есть на нашей земле. Давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбками и рукопожатиями.

  1. Упражнение «Шоколад»

Учитель сообщает, что сегодняшний урок начнется и закончится сюрпризами.

Класс делится на 3 группы. На поднос учитель кладет 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Представителю от группы предлагается выбрать 1 шоколадку, вернуться к своей группе и развернуть шоколад.

В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке – половина шоколадной плитки. В тетрадный лист завернута целая плитка шоколада. Учитель просит поделиться своими чувствами.

– Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад?

– Что почувствовали после?

– Чему научило это упражнение?

– Что вы поняли?

Обобщение

– Конечно же, упражнение мы выполнили не шутки ради. Оно помогло нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное, броское бывает действительно ценным. Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит». Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не кажутся окружающим привлекательными. Почему так бывает? Какого человека можно назвать красивым? Это и предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке.

3 . Чтение. Сихотворение “Любочка” А. Барто

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота! —
Говорит она старушке:
— Это детские места.

— Ну, садись, — вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.

Вот какая Любочка
Во всей своей красе. 

Обобщение

Внешняя красота и внутренняя могут не совпадать.

— Иногда можно заметить, что красивый улыбающийся человек оказывается совсем неприятным и даже плохим. А некрасивый, строгий и серьезный человек может иметь красивую душу и доброе сердце. Внутри под внешней красотой может быть спрятано как красивое, так и некрасивое…

4. Цитата урока.

Учитель обращает внимание детей на цитату урока: «В человеке  всё должно быть прекрасно: и мысли, и душа, и чувства, и одежда.», – считал А.П.Чехов.

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.

5. Задание

— Давайте сделаем человечка красивым! Пусть каждый из вас напишет ему какое – нибудь качество красивого человека, то есть какими качествами человек должен обладать, чтоб быть красивым во всех смыслах этого слова.

Фигурка человечка прикрепляется к доске, ученики по командам пишут на листочках качества человека, которые делают его красивым, зачитывают, прикрепляют к доске.

6. Игра ребус «Пословицы».

Работа в группах.

— У вас на столе  лежат листы, на которых нарисован ребус, ваша задача отгадать и объяснить смысл:

  •  Хороша очами, да нехороша речами.

  • Снаружи красота, внутри пустота.

7. Домашнее задание

Составьте свою формулу человеческой красоты. Вместо точек найдите слагаемые этой суммы:

…+…+…+…+…+…= красивый человек.

8. Упражнение

Напиши в сердечке совет, который  поможет человеку стать красивее. Подарите его своему однокласснику.

9. Упражнение. Сюрприз «Волшебная шляпа»

Учитель достает шляпу-цилиндр, в которой лежат сердечки, на которых написаны имена ребят. Дети вытаскивают сердечко и пишут друг другу комплименты или пожелания.

10. Круг от сердца к сердцу

Учитель предлагает детям встать в круг, затем исполняют все вместе песню

«Живет повсюду красота»

Живёт повсюду красота:
Живёт ни где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
А-а-а…

Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она наверно неспроста.
А-а-а…

infourok.ru

Методическая разработка урока самопознания «Красота души человека»

Слушание музыки

«Дорога добра»

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Направиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Оставь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не забывай, судьба тебя
Ведет не как сестра,
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь —
Не детская игра,
Ты прочь гони соблазны,
Ты путь запомни главный —
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Ты путь запомни главный —
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Слушание музыки

«Дорога добра»

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Направиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Оставь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не забывай, судьба тебя
Ведет не как сестра,
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь —
Не детская игра,
Ты прочь гони соблазны,
Ты путь запомни главный —
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Ты путь запомни главный —
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Слушание музыки

«Дорога добра»

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Направиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Оставь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не забывай, судьба тебя
Ведет не как сестра,
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь —
Не детская игра,
Ты прочь гони соблазны,
Ты путь запомни главный —
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Ты путь запомни главный —
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

multiurok.ru

Урок по самопознанию Красота души человека 5 класс

Класс: 5

Тема: Красота души человека

Цель: расширять представления учащихся о внутренней красоте человека, основанной на любви

Задачи:

— раскрыть значение понятия «красота души человека»;

— развивать умение видеть «красоту души человека», красоту его поступков;

-воспитывать стремление к нравственно-духовному совершенствованию.

Ценность: Любовь

Качества: искренность, доброта, вежливость.

Ресурсы: Мелодия «Хрустальная грусть», лепестки ромашки из бумаги.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.

Волшебная Композиция «Хрустальная грусть».

Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову, опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее. Ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. Выход на тему урока:

— Ребята, тема, которую мы сегодня с вами будем проходить зашифрована на доске. Буквы в словах поменялись местами. Я предлагаю вам поставить буквы на место и произнести тему нашего урока. («Кратасо дуиш векачело», «Красота души человека»).

— Ребята, запишите в тетради цитату нашего урока:

  1. Позитивное высказывание (цитата).

“Красота человека заключается в его делах ”

Народная мудрость

Вопросы:

1 .Как вы понимаете смысл данного высказывания?

2. Согласны ли вы с цитатой?

3. А вы можете привести пример поступка, который укажет нам на душевную красоту человека?

В качестве хорошего примера, я предлагаю вашему вниманию рассказ А.Могилевской «Стакан молока».

  1. Подарок учителя. Рассказ Ангелины Могилевской «Стакан молока».

Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы заработать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить покормить его. Когда дверь открыла молодая, обаятельна женщина, он совсем растерялся.

Он решился попросить у неё стакан воды. Она поняла, что он был голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спросил: «Сколько я вам должен?» «Вы ничего мне не должны»,- ответила девушка. — «Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела». «В таком случае, сердечно благодарю», — ответил он. Когда Ховард Келли вышел из её дома, он чувствовал себя не только физически крепко, но и морально, поверив в доброту и красоту души людей.

Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболела. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов, они решили отправить её в большой город на обследование специалистов. Доктора Ховарда Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же поднялся и пошел в её палату.

Врач вошел в палату в своем белом халате и сразу же узнал её. После обследования он вернулся в свои кабинет с твердым решением сделать все возможное, чтобы спасти её. С этого дня он уделял ей особое внимание. После долгой и упорной борьбы доктор Келли одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил бухгалтерию подготовить ему счёт за лечение.
Когда ему принесли счет, врач посмотрел на него, что-то написал внизу и попросил отнести счет в её палату. Получив счет, женщина боялась его развернуть. Она 6ыла уверена, что ей придется платить по нему всю оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счёт и прочитала надпись с краю: Полностью оплачено стаканом молока. Д-р Х. Келли. Слёзы радости навернулись на её глаза, и сердце наполнилось теплом и благодарностью.
«Спасибо, за любовь и красоту души, живущую в сердцах людей по всему миру».

Вопросы для обсуждения:

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, что помогло мальчику поверить в доброту людей?

  2. Как изменилась жизнь мальчика?

  3. А как вы понимаете выражение «Каждое доброе дело возвращается»?

— Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы (по временам года) и поработаем над ситуациями. Каждая группа пытается инсценировать и разрешить определенную ситуацию.

1 группа – «Зима». Ситуация «На почте». Мне нужно было срочно отправить по почте посылку в другой город. Передо мной стояло множество людей, которые изнывали от ожидания. Среди них была одна старенькая бабушка, которая стояла впереди меня. У нее тряслись руки, были грустные глаза и потерянный взгляд. Очередь потихоньку дошла до нее. Бабушку попросили заплатить около четырех тысяч тенге. Голос прозвучал как приговор, для старушки это была огромная сумма. Бабушка быстро полезла в сумку и достала пакетик, в котором хранила свои деньги. От волнения бедная бабушка рассыпала по всему полу всю мелочь. Как бы вы поступили?

2 группа- «Весна». Ситуация «В такси». Прохладным апрельским деньком мы с мамой собирались на дачу, которая находилась за городом. Дачные инструменты были слишком тяжелы, и мама вызвала такси. Когда мы садились в машину, я заметил на сиденье что темное и упругое. Оказалось, это кожаный бумажник, явно оброненный одним из пассажиров. Как бы вы поступили?

3 группа – «Лето». Ситуация «Гнездо». День выдался очень жарким. От палящего солнца земля казалась раскаленными углями. Я долго сидел у окна и наблюдал за ребятами, играющими около дерева. Вдруг один из них поднял вверх сжатый кулак и радостно закричал: «Посмотрите, кого я нашел!» Все ребята, находившиеся во дворе, ринулись к нему. Я тоже поспешил к ним. Оказалось, Тимка из первого подъезда нашел на дереве гнездо и вынул из него птенца. Над деревом кружила тревожно, не смолкая птица. Каждому хотелось подержать птенца и даже забрать домой. Тимка предложил взобраться на дерево и достать остальных…..Как бы вы поступили?

4 группа – «Осень». Ситуация «Ваза». Наш класс готовился к празднованию Осеннего бала. Мы с Костей собрались в лесу огромное количество шишек. Юля принесла удивительные по окраске листья. Часть класса подготовила необычные по форме овощи и фрукты. Мария Васильевна принесла из дома очень красивую вазу и отлучилась за водой. Цветы для вазы нарезала в саду наша отличница- Кузнецова. Цветы тоже были красивыми, но их было так много, что они не могли уместиться в вазе. -«Погоди, там нет воды!»,- крикнула Юля. В этот момент Кузнецова выронила вазу, и та разбилась на мелкие осколки. Через мгновенье, в кабинет вошла Мария Васильевна с водой…Как бы вы поступили?

Хорошо, ребята! Я не сомневаюсь, что вы обязательно поступите правильно в подобных ситуациях и поможете тому, кто в этом нуждается.

6. Упражнение «Ромашка».

Наверняка у вас были случаи, когда вам нужна была посторонняя помощь, и рядом оказывался человек с красивой душой, который вам помогал. Я предлагаю вам на заготовленных лепестках ромашки, написать имя этого человека. Возможно, это ваши одноклассники, друзья, или родственники. Напишите имя этого человека и прикрепите к центру ромашки на доске.

Ребята, посмотрите, какая красивая ромашка у нас с вами получилась! Пусть луч Света, который мы представляли сегодня, согреет нашу ромашку и тех людей красивой души, которых вы указали. А теперь, я предлагаю вам исполнить песню кота Леопольда «Если добрый ты…».

7. Групповое пение. Песня «Если добрый ты» Композитор: Савельев Б. Автор слов: Хайт А.

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — это хорошо,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — это хорошо,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.

Выводы: — Ребята, в чем же заключается красота души человека? ( Возврат к цитате урока: Красота души человека заключается в его делах).

  1. Домашнее задание. Подготовить пословицы и поговорки о красоте души человека в параграфе 23.

  2. Заключительная минута тишины.

— А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, которые вы совершали, поместите это добро в свое сердце и пронесите его через всю свою жизнь! А теперь можете открыть глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *