Кратко для чего нужна философия: Зачем мне нужна философия — Эссе

что она может дать современному человеку — Офтоп на vc.ru

9306 просмотров

Каким скилам может научить философия? Как пандемия повлияла на ее востребованность? И как отличить философию от нефилософии? В поисках ответов на эти вопросы мы обратились к современным философам. Собрали в материале самое интересное из бесед Александры Московской, кандидата философских наук и куратора курса «Понять философию: точки входа» в Skillbox, с Владимиром Нишуковым, Александрой Володиной, Сержем Степанищевым, Светланой Поляковой и Петром Резвых.

Запрос на философию вне академических стен

В течение жизни многие люди невольно сталкиваются с философией. Её преподают в некоторых школах, это обязательный предмет на любом вузовском факультете. Как правило, люди забывают о парах философии как о страшном сне: «ничего не понятно», «ничего не помню», «очень сложно».

Но со временем жизнь преподносит различные вызовы и сложности, и немало людей начинает обращаться к философии.

Кто-то сходил на выставку современного искусства и захотел понять, почему оно существует именно в такой форме. А кто-то узнал про проблему эвтаназии и понял, что это сложная этическая дилемма. Некоторые задумались о процессах познания, о природе мышления, в конце концов, о том, что такое бытие. Что действительно есть, а что — иллюзия? В свою очередь, философия уже давно дала свои ответы на эти и другие вопросы.

Сегодня запрос на философию особенно велик. Об этом свидетельствует появление новых просветительских площадок, курсов, сообществ, которые обращаются к фундаментальным проблемам философии. Их аудитория — люди, не имеющие отношения к академическому классу.

Почему философия может казаться сложной?

Современные люди относятся к философии двояко. С одной стороны, действительно наблюдается органический запрос на ее методологию; с другой — философия как дисциплина все еще сложна и закрыта для большинства. Можно выделить три основные причины того, почему человеку бывает трудно подступиться к философии:

  • Травматичный опыт столкновения с философией в вузах. Философия обладает специфическим языком и понятиями, с которыми очень сложно работать. Зачастую они кажутся несоотносимыми с жизнью. Курсы длятся один-два семестра, в которые пытаются втиснуть всю историю философии. Это не дает возможности студентам погрузиться в дисциплину, вникнуть в тексты, в результате — зубрежка перед экзаменом, высокомерие преподавателя и самокритика. Такой опыт может навсегда отвернуть человека от философии.
  • Замещение философии историей предмета. Большинство образовательных программ и преподавателей вузов склонны строить обучение по хронологическому принципу. У самых мотивированных студентов это может выработать определенную эрудицию, в остальных случаях в головах по результатам обучения останутся лишь самые яркие образы. Такое образование не только не учит работе с концепциями, но и накладывает на дисциплину узкие рамки, не соответствующие всей широте развиваемых ею навыков.
  • Закрытость философского сообщества. Запрос общества на философский инструментарий сталкивается с закрытостью философского комьюнити. Всё еще актуально деление на «кабинетных философов» и неформальных философов. Первые занимаются университетской философией, а вторые — более андеграундными направлениями. Вторые, конечно, ближе к обществу, но все равно есть нехватка профессиональных посредников между обществом и философией.

Философия — это способ проснуться

Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людеи, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним!

Иммануил Кант

Люди, как социальные существа, от рождения помещаются в уже установившийся порядок вещей. Нас учат, что врать плохо, а вести себя нужно хорошо. Учат соблюдать законы, уважать старших, учиться на отлично, помогать родителям и так далее. Затем мы вырастаем, начинаем работать, заводим семьи. Во всех этих жизненных системах существуют свои правила, которые мы принимаем на уровне здравого смысла. То же самое и с более широкими контекстами: мы просто знаем, что Земля круглая, что есть сила притяжения, что пространство и время связаны друг с другом. Но некоторые люди задают себе вопрос: «А почему всё это именно так и никак иначе?».

Философское пробуждение как раз и происходит в тот момент, когда люди начинают интересоваться происхождением своих убеждений. Они дистанцируются от самих себя и рассматривают свое мышление в виде объекта: как оно работает, почему оно содержит какие-то идеи, что в нем принято на веру, а что получено благодаря исследованию. Это именно то, чем занимается философия испокон веков — римский политик Цицерон даже называл ее матерью всех наук. Не только потому, что это одна из самых древних наук, но и потому, что философия дает инструменты для того, чтобы каждая наука могла осмыслить себя. Поэтому существует философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии. Если физик оперирует формулой, то философ физики интересуется тем, что за этой формулой стоит: какое восприятие мира, какое отношение ко времени, какое представление о человеке. Не зря многие физики приходят со временем к философии: физика не отвечает на вопросы о глубоком смысле того, что происходит в природе, она просто описывает эти процессы.

Философия — это способ пробудиться. Сделай небольшое усилие, может быть, тебя затянет. Скорее всего, тебя затянет, если ты отнесешься к этому всерьез. Например, в известном фрагменте из „Государства“ Платон пишет о том, что если человек не владеет диалектикой, как он отдаст себе и другим отчет хоть в чем-нибудь? Как он сможет идти к поставленной цели, идти стойко как воин? Как он может действовать, не имея понятия о благе? То есть этот человек — некий платоновский приговор — еще спит. И философия дает возможность проснуться

Светлана Полякова, Доцент философского факультета МГУ, кандидат философских наук

В экзистенциальном смысле философ — это любой порядочный, чистоплотный во взаимоотношениях с истиной (и научной, и этической) человек, старающийся не путать мнение и знание, а удовлетворительное решение — с оптимальным, всегда решающий с точки зрения неразрешимости.

Серж Степанищев, кандидат философских наук, автор курса «Философия: современный футуризм» в Skillbox

Философия — это инструмент обретения языка

Философия — это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты.

Жиль Делез, Феликс Гваттари

Когда человек в своей повседневной практике начинает задаваться вопросами о смысле различных событий — например о насилии, о статусе человеческой жизни, о власти, о прекрасном и безобразном, — то ему трудно говорить на эти темы, выражать мысли и эмоции. И каково удивление людей, когда они, обратившись к философии, понимают, что она предоставляет язык говорения о таких сложных вещах. В философии, как и в любой науке, есть устоявшийся понятийный аппарат — экзистенция, бытие, конатус, абсолют, трансцендентное и трансцендентальное, субстанция и прочее. У всех этих понятий есть своя история развития и значения, и они описывают вещи, которые нельзя нащупать.

Но они все же существуют. И интересуют людей, которые к философскому сообществу не принадлежат.

У языка философии есть уникальное свойство: с одной стороны, он обладает научной формой и структурностью, аргументация на нем выстроена исходя из строгих требований; с другой стороны, он описывает те измерения реальности, которые науке или обыденному сознанию напрямую недоступны. Обретение такого языка дает возможность легитимировать эти мысли о, казалось бы, абстрактном — материализовать их в конкретной форме, чтобы затем общаться с другими людьми на эти темы.

Когда люди только соприкасаются с философией, обычно их волнуют вопросы практической философии, этики, вопросы о значимости того, что человек конечен, об обоснованиях наших предпочтений. Когда человек с этими вещами сталкивается, он обнаруживает, что, оказывается,

были какие-то люди, которые тоже об этом думали, пытались выразить то, как они думают, на своем странном языке, в котором он вдруг узнает структуру той сложности, с которой он имеет дело. И вдруг перестает быть безъязыким. У него появляется язык, на котором он про эти вещи может, во-первых, сам с собой выяснять какие-то отношения. А, во-вторых, у него появляется почва для того, чтобы разговаривать об этом с другим человеком. Мы живем в мире, в котором невероятно умножились разнообразные трудносоизмеримые друг с другом языки. Философия может предложить какой-то универсальный язык, в который все остальные как в ячейки уложатся.
Который гибок и позволяет увидеть, где, в какой точке два языка не сходятся и почему. И таким образом, может быть, через прояснение исходного неполного понимания или непонимания, прийти к какому-то возможному разговору между изолированными, далеко уже ушедшими друг от друга способами осмысления мира. И потребность в таком понимании усугубляется осознанием того, что, несмотря на огромное влияние науки и технологии в современном мире, особенно в свете событий, связанных с пандемией, мы чем дальше, тем больше понимаем, насколько явно и наука, и техника наталкиваются на жесткие границы

Петр Резвых, доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, кандидат философских наук, спикер курса «Понять философию: точки входа

Философия сегодня — это один из немногих способов приблизиться к тому, чтобы подумать мысль, которую до тебя никто не думал.

Людей, которым это удается, очень-очень немного

Владимир Нишуков, преподаватель философского факультета МГУ

Философия — это способ навигации в мире

И, наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или в других, ему чуждых средах.

Платон

Специфика языка философии — в том, что он может охватить мир не в локальном, а в более глобальном масштабе. Он предполагает описание мира одновременно с нескольких углов. Например, если мы понимаем, какие метафизические представления были у античного человека, то можем сразу же определить, к каким этическим и политическим идеям он приходил. Например, Платон делил мир на вещи и идеи — последние он наделял реальным, подлинным бытием, в то время как у вещей оно ниже по статусу, т. к. они постигаются чувственным познанием. А оно обманчиво. Этика Платона также выводилась из этого принципа: т. к. человек постигает идеи душой, значит, основой его добродетели и будут качества души.

Мы живем в своих информационных пузырях. Даже интернет разделен на эти пузыри, и мы все сидим не в каком-то одном интернете, а в разных. Это особенно видно на материале споров проваксеров и антиваксеров: люди существуют в абсолютно разных информационных пузырях, поэтому даже не задумываются об основаниях своего мышления. Философ в данном случае способен понять, что корни антиваксерства лежат в консервативном образе мысли, в котором биология мыслится как что-то устойчивое, во что нельзя вмешиваться. Также здесь играет большую роль конспирологическое мышление, которое используется различными дискурсами власти для удержания контроля. Философия помогает воспарить над этими пузырями, походить по ним, посмотреть, что происходит внутри, сопоставить, сравнить и проанализировать.

То есть философские инструменты помогают осознать, каковы основания как текущих событий или положений дел, так и прошлых. Например, понять, почему в истории искусства мы видим реализацию мифа о «великом художнике»: то есть почему творчество каких-то людей всячески исключалось из истории (женщин, неевропейцев, наивных художников и т. д.), а других, наоборот, поощрялось. Из этого складывался канон искусства и наши представления о красоте, о мастерстве, об эстетическом — это фигуративное изображение атлетичных тел, природы только в её лучших формах, симметрии и т. д. Философия поддерживала этот канон, но затем настала пора критической философии — и она сама, обнаруживая свои основания, их поставила под вопрос. Очень важное умение, которому философия может научить — определять, почему ты мыслишь именно так, что за этим стоит и к чему это ведет.

Философия — это один из важных инструментов того, что Ф. Джеймисон называл когнитивным картированием. Это как способ навигации в мире, в себе, который помогает понимать, что происходит, помогает планировать, переосмыслять собственную историю, собственные нарративы. Это ценный инструмент для жизни, технология для жизни, без которой мне было бы сложно справляться <…> Мне, наверное, хотелось бы, чтобы какие-то сообщества тоже разделяли эту идею, когда философия могла бы их поддерживать в навигации по современному миру, который нам очень сложно представить. Сегодня мы сталкиваемся с огромным массивом процессов и событий. Сложно ориентироваться, легко потеряться. Философия дает какой-то способ навигации. Это одна из ее важнейших функций сегодня.

Александра Володина, Кандидат философских наук, культуролог, преподаватель программы «Современное искусство» в НИУ ВШЭ

Философия — это инструмент принятия решений

Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю, выбирая себя, я выбираю человека вообще

Жан-Поль Сартр

Как могло показаться, философия помогает людям исключительно на уровне мышления: анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. Но это не совсем так. Философский анализ всегда имеет результат в виде конкретных действий: если человек действительно ориентируется в массиве событий и информации, то его поведение будет более выверенным. Он будет учитывать, какую может вызвать реакцию, как это скажется на различных социальных группах, на окружающей среде, на политике. Порой люди оказываются в ситуациях, которые можно назвать чрезвычайными — в них надо делать осмысленный, судьбоносный выбор. Кто-то сделает его исходя из шаблона, а кто-то попытается осмыслить ситуацию так, что выбор окажется более дерзким, сложным, но это будет действительно личный выбор.

Для того чтобы выйти навстречу вот этой ситуации, где нужен поиск смысла или оснований, это требует усилий. Но это усилие не то, которое специально кто-то директивно сверху спустил, как начальник сказал — ты должен быть философом. А это усилие отвечает всегда на какой-то вызов, который из человеческой биографии просто приходит <…> Каждый человек рано или поздно оказывается в ситуации, когда, например, он должен решить, подписывать или не подписывать бумажку, которую ему предлагают подписать. Решить, нажимать или не нажимать на спусковой крючок, когда ему дали в руки автомат. И понятно, что люди очень часто оказываются в ситуации, когда они действуют по некоему шаблону. То есть я делал как член системы все максимально честно. Я хороший гражданин и семьянин. Я делал все, думая о том, чтобы это понравилось фюреру. Почти категорический императив, но в урезанном виде. Я делал все очень добросовестно, но случилось страшное зло

Петр Резвых

Сегодня мы поставлены в ситуацию, когда нужно взять на себя ответственность за почти каждый выбор в своей жизни: как вести себя в условиях климатических изменений; как зарабатывать деньги, чтобы это не вредило обществу; как следует строить свой образовательный путь; какие ценности стоит вкладывать в свои проекты, чтобы это вело к устойчивости, а не к хаосу. Мы сейчас находимся в ситуации глобальной неопределенности, и философские инструменты могут подсказать, какие решения будут более релевантны ей.

Как говорят китайцы: „Несчастен тот, кто родился в эпоху перемен“. Высокая востребованность философии объясняется тем, что мы живем именно в такую эпоху. Для нее характерна неопределенность и турбулентность, столкновение экономических, политических, интеллектуальных и религиозных систем. А в последние два года свою лепту вносит пандемия. В совокупности эти факторы сделали мир предельно неопределенным, теряющим свои привычные очертания, опоры и основания. Современный человек нуждается в смыслах и принципах, по которым он сможет жить и действовать

Светлана Полякова, Доцент философского факультета МГУ, кандидат философских наук

Философия — полезный инструмент для человека в современном мире

Как бы ни казалось, что философия занимается абстрактными размышлениями и имеет мало общего с реальным миром, это не так. Любая философская концепция возникает в результате осмысления действительности: общества, природы, искусства, политики, культуры. Специфика лишь в том, что она оперирует общими категориями, и это создает впечатление, что она отдалена от обычного человека и предназначена только для тех самых кабинетных философов. Но это не совсем так: инструменты философии дают нам важный навык — умение предсказывать тенденции и события в мире. Способность видеть мир в его огромном масштабе, связывать различные аспекты реальности, препарировать её, а также придавать событиям смысл, ориентироваться как в истории, так и в современности.

Философия дает ряд очень важных навыков, без которых трудно обойтись современному человеку:

  • хорошую эрудицию;
  • критическое мышление;
  • умение работать с текстами и источникам;
  • умение находить неочевидные связи между явлениями;
  • умение ориентироваться в мире, его событиях и их восприятии;
  • умение создавать контексты и работать с ними.

Глоссарий

Экзистенция — у понятия «экзистенция» долгая история, в разные времена оно использовалось в разных значениях, но расцвет свой получило в философии экзистенциализма. Экзистенция (лат. существование) — способ бытия человеческой личности (в философии экзистенциализма).

Бытие — «бытие» тоже претерпело изменения в своем определении. Можно выделить ряд свойств, которые ему приписывают: бытие — это то, что есть; бытие истинно; бытие и сущность очень тесно связаны; бытие — это благо; бытие — это начало всего, неделимая субстанция, божественное.

Конатус — склонность чего-либо к продолжению своего существования.

Абсолют — это самодостаточная, вечная, актуально бесконечная духовная реальность.

Трансцендентное — это то, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет границы возможного опыта и указывает на возможность переступить их.

Трансцендентальное — слово трансцендентальное означает не то, что выходит за пределы всякого опыта, а то, что опыту (а priori) хотя и предшествует, но предназначается лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание. Когда эти понятия выходят за пределы опыта, тогда их применение называется трансцендентным и отличается от имманентного применения, т. е. ограничивающегося опытом».

Субстанция — то, что существует самостоятельно, само по себе, она устойчива и постоянна, в отличие от изменчивого и преходящего.

Информационный пузырь — это ситуация, когда алгоритмы создают ленты, ориентируясь на данные о пользователе. Что человеку нравится — попадает в ленту, а что не нравится — исчезает. Это помещает его в ограниченное поле информации.

Философия в техническом вузе: разговор начистоту

Сложилось так, что, окончив философский факультет МГУ, я пошел работать преподавателем философии в химико-технический вуз. К настоящему времени я проработал там уже четыре года, и за это время я понял, с одной стороны, что работать с непрофильными студентами может быть очень интересно, но, в то же время, эта работа связана с целым рядом сложностей, характерных для технических вузов.

Первая и наиболее очевидная проблема связана с самим отношением к предмету. Причем дело здесь не столько в студентах, сколько в самой системе технического образования в России (это, подчеркну, отнюдь не специфика конкретного вуза). Снисходительное отношение к гуманитарным предметам культивируется систематически на уровне деканатов и преподавателей профильных (технических) дисциплин. Выражается это, в частности, в том, что слабо успевающим студентам могут запросто сказать: мол, да что такое эта философия, все равно сдадите, готовьтесь лучше к профильным предметам.

Такое отношение создает проблемы не только в преподавании, но и в научной работе, в случае с которой финансирование гуманитарных факультетов происходит, в большинстве случаев, по остаточному принципу. Это относится к выпуску печатных изданий, организации конференций и едва ли не всем видам научной работы. В итоге, получается порочный круг: к факультету относятся пренебрежительно и слабо финансируют, потому что он выполняет мало научной работы, однако сделать такую работу невозможно, потому что факультет слабо финансируют и блокируют большинство инициатив. Это, опять же, специфика не какого-то конкретного университета, а линия, которая, что называется, «спускается сверху». Напомню, что еще в 2013 году Дмитрий Ливанов предложил отменить обязательный кандидатский минимум по философии, оставив только специальность и иностранный язык. И, хотя кандидатский минимум удалось пока что отстоять, давление на гуманитарные дисциплины в технических вузах сейчас становится все более заметным.
Все это создает атмосферу подавленности и уничтожает творческий подход к работе, потому что, собственно говоря, такой подход как раз и не поощряется. В свете этого, не удивительно, что многие перспективные преподаватели, в итоге, уходят из технических вузов, и качество кадров в них стабильно снижается.

Надо сказать, что, по мировым меркам, ситуация эта не нормальна, и относится скорее к непреодоленному наследию советского прошлого. В качестве примеров того, как обстоит дело в Европе и США, можно привести такие вузы как Массачусетский технологический институт, где успешно работает знаменитый лингвист Ноам Хомский, или Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе, где работает один из крупнейших европейских специалистов в той области, в которой работаю я, президент Европейского общества по изучению западного эзотеризма, Андреас Килхер. И Хомский, и Килхер – знаковые для своих областей исследователи-гуманитарии, которые известны далеко за пределами своих стран. Тем не менее, они работают в технических вузах, и ни у кого в Европе или США это не вызывает вопросов.

В России же сформировалась и во многом доминирует культура, которая, с одной стороны, часто относится к гуманитарным наукам в целом с некоторым пренебрежением (относительно естественных и технических наук), и, в частности, особенно негативно оценивает присутствие гуманитарных дисциплин в технических вузах. Это порождает стереотипы, которые необходимо преодолевать, поскольку преподавание гуманитарных дисциплин непрофильным студентам, в действительности, важная задача.

На второй курс, на котором я веду философию, студенты часто приходят, слабо владея как навыками связной письменной и устной речи, так и базовыми понятиями и законами логики. Хуже того, вызывают затруднение вопросы из истории науки. Например, из года в год я задаю студентам вопрос: «Чьим именем были названы физические законы, описывающие правильное движение объектов Солнечной системы?» В лучшем случае студенты вспоминают Коперника или Галилея (которого, как убеждены многие студенты, «сожгли на костре инквизиторы»), а вот Кеплера вспоминает, в среднем, одна учебная группа из пяти. Как правило, вызывают затруднение и такие темы как различение объекта и предмета научного исследования, и мало кто может дать корректно определение научной гипотезы, теории и научного закона.

Само по себе это не страшно, хотя и свидетельствует об удручающе низком уровне школьного образования. Но, в конце концов, студенты приходят в вуз для того, чтобы учиться, поэтому любые пробелы можно восполнить. В идеале, это как раз и может сделать правильно организованный курс философии. Не важно, «технарь» ты или «естественник», как минимум навыки логической аргументации и умение внятно изложить свои мысли устно или на бумаге, не говоря уже об умении корректно аргументировать и критически осмыслять собственные представления о мире, сегодня совершенно необходимы.

Но научиться этому можно только в том случае, если относиться к изучению философии по-настоящему ответственно, и я говорю об отношении как со стороны преподавателей, так и стороны студентов, руководства вузов, Министерства образования. На практике же многие не хотят этого делать, поскольку, в действительности, не очень заинтересованы в получении высшего образования, которое себя во многом дискредитировало в нашей стране. Что еще хуже, культура игнорирования знания поддерживается и воспроизводится на институциональном уровне.

И тут мы переходим к другой проблеме, которая, возможно, еще важнее, чем описанное выше. Она состоит в том, что сами преподаватели в технических вузах часто идут по пути наименьшего сопротивления, превращая занятия гуманитарными дисциплинами в своего рода «шоу», ориентируясь на то, чтобы студентам было «весело» и «интересно», потому что так видит приоритеты и руководство, и многие студенты. Такие преподаватели часто пользуются популярностью у студентов, но проблема в том, что, по существу, они просто-напросто не ведут свой предмет, иначе говоря, не справляются с работой. Однако многих студентов это устраивает, так что «на бумаге» все выходит отлично. Показательно, что в прошлом номере «Финикового компота» один из авторов, представлявший взгляд на преподавание философии со стороны непрофильных студентов, очень удачно сформулировал это, пытаясь обрисовать свой идеальный курс философии: «В общем, поменьше философии и побольше общих рассуждений  о ней и ее истории» (курсив мой — С. П.).

Таким образом, заключается своего рода «пакт» между преподавателями и студентами: студенты охотно готовы «поговорить за жизнь» или, в лучшем случае, послушать исторические анекдоты про Диогена, и не очень хотят изучать собственно философию, а преподавателей часто это устраивает. Ведь поговорить «за жизнь» всегда проще, чем провести полноценный семинар. А уж если все это дополняется высокими баллами в конце семестра, то студенты такого преподавателя и вовсе будут на руках носить.

Признаться, сперва я и сам подошел к работе подобным образом, давая студентам свободно высказаться и основываясь на том, о чем интересно поговорить им самим. Результаты были удручающими: студентам курс, в целом, понравился, но к моменту экзамена они не могли ответить на вопросы буквально ничего, даже если, вроде бы, хорошо работали на семинарах.

В фильме «Философы» главный герой, преподаватель философии, говорит отличную фразу: «Мне безразлично, если вы станете меня ненавидеть, но знать философию вы будете». Сегодня мне кажется, что именно такого отношения часто не хватает преподаванию философии в технических вузах. Нужно много работать, стараясь сделать лекции содержательными, понятными, актуальными и интересными. Но нельзя переступать ту границу, где преподаватель превращается в клоуна и подменяет учебный курс веселыми байками и разговорами «за жизнь», после которых у студентов не остается в голове ровным счетом ничего, за исключением приятно и с интересом проведенного времени.

Как же сделать лекции по философии в техническом вузе более интересными? Это вопрос уже намного более трудный и во многом сталкивается с ограничениями, накладываемыми учебными планами. Главных проблем здесь видится две: недоучет специфики аудитории и отсутствие актуальных философских идей в программе.

Первое связано с тем, что курс философии, преподаваемый химикам, формируется как сокращенная версия стандартного курса, в то время как, в действительности, его необходимо существенно перерабатывать. Больше внимания в нем нужно уделять фигурам и темам, находящимся на стыке философии и науки. Следует больше говорить о таких людях как, скажем, математик Роджер Пенроуз и о его полемике с Хокингом, а также об идеях самого Хокинга. В этом семестре мы, например, разбирали на одном из семинаров (хотя и кратко) полемические тезисы Грэма Хармана, направленные против высказывания Хокинга по вопросу об отношении науки и философии, которые были опубликованы в 2012 г. На мой взгляд, именно обращение к таким дискуссиям позволяет студентам понять, что такое философия, в чем состоит ее специфика и чем занимаются современные философы. Больше внимания стоит уделять и взаимосвязи научных и философских идей в работах Декарта, Лейбница, Канта, Рассела, не просто указывая, что они были учеными, а заостряя внимание именно на том, как они оценивали значение философии для развития науки.

При этом больше времени необходимо уделять современным фигурам. Из-за того, что часов на преподавание философии отводится немного, нередко получается, что, пытаясь изложить тщательно историю философии, преподаватель завершает курс на начале ХХ века, а то и раньше. Подобную ошибку допускал и я, когда только пришел на работу, и заканчивалось это всегда тем, что студенты приходили ко мне с главным вопросом: есть ли сегодня живые философы, или они все уже вымерли, как динозавры и мамонты. В этом случае не удивительно, что у студентов складывается впечатление о том, что философия себя давно исчерпала и на сегодняшний день не может представлять никакого интереса. Чтобы избежать такого ложного впечатления, теперь в курсе философии мы обязательно хотя бы в общих чертах затрагиваем таких авторов как Чалмерс, Жижек, Серл, Деннет, Пенроуз.

Разговор о древних философах тоже нужно стараться выводить на их современное значение. Скажем, изучать античных скептиков может быть гораздо интереснее, если задаться вопросом: мог бы принцип воздержания от суждений, выработанный ими, быть положен в основу этики общения в Интернете? Или, скажем, может ли идея стоиков о том, что судьба «покорного ведет, а сопротивляющегося тащит» быть руководством к тому, как относиться к самому курсу философии? Ведь сдавать экзамен предстоит всем, и изменить это нельзя, но можно изменить свое отношение к нему. И тогда получается, что античная философия – это не про древность, а про нас всех и про вполне актуальные этические проблемы.

Изменение учебных программ и их приведение к современным стандартам, тем не менее, происходит достаточно медленно, несмотря на то, что работа в данном направлении ведется. Представляется, что большую пользу здесь могло бы принести внедрение опыта зарубежных коллег и принятых в зарубежных технических вузах стандартов преподавания философии.

В целом, ситуация начинает меняться к лучшему, но все еще очень далека от идеала. Огромный массив работы еще предстоит проделать, если мы хотим, чтобы в России гуманитарные предметы в технических вузах преподавались на должном уровне. Для этого, безусловно, необходимо, чтобы работали в них пусть и не фигуры масштаба Ноама Хомского, но, во всяком случае, специалисты-гуманитарии высокого уровня подготовки, а это, опять же, невозможно, пока не изменится отношение к этой достаточно специфической профессии.

Нужно добиться в масштабах общества осознания того, что преподавание философии студентам технических вузов – самостоятельная, сложная и требующая специфической квалификации профессия, а не просто сомнительное занятие, которое можно поручить тем, кто недостаточно хорош, чтобы преподавать профильным студентам. Ключевую роль в таком изменении общественного сознания должны, безусловно, сыграть сами преподаватели, потому что никто за них этого не сделает.

Студентам технических вузов, в свою очередь, хотелось бы пожелать не противопоставлять себя преподавателям гуманитарных дисциплин, а стараться сотрудничать с ними, воспринимая их, прежде всего, в качестве коллег и членов общей академической корпорации, а также стремиться извлечь максимум пользы из прослушанных курсов, требуя от своих преподавателей не интересного шоу или высоких баллов, а компетентности и высокого качества преподавания. Если всестороннее образование, а не просто получение диплома, будет реальным приоритетом, ситуация, в итоге, обязательно изменится к лучшему.


Рассылка статей

Не пропускайте свежие обновления

Социальные сети

Вступайте в наши группы

YOUTUBE

×

ВКонтакте

Что такое философия простыми словами?

Что такое философия? Философия — это область исследования, которая пытается ответить на вопросы, на которые нельзя ответить, предоставив какой-либо факт, но которые требуют более глубокого понимания вопроса. Основными направлениями философии являются логика и критическое мышление, этика, эстетика, эпистемология, метафизика и многие другие, более подробно рассмотренные ниже.

При желании вы можете прослушать аудиоверсию этой статьи прямо здесь или в проигрывателе подкастов. Ищите «Философский подкаст с акцентом».

Философия и ее основные направления

«Философия» для многих кажется сложной темой, чем-то невероятно сложным и скучным. Но в своей самой базовой форме это очень похоже на то, что мы все делали в детстве: задавали вопросы о мире.

Философия — это область исследования, которая пытается ответить на вопросы, на которые невозможно ответить, предоставив какой-либо факт, но которые требуют более глубокого понимания самого вопроса. Например:

  • Что означает слово «красота»? (Эстетика)
  • Какие действия мы считаем правильными или неправильными? (Этика)
  • Как мы можем привести правильные аргументы и избежать ошибок в мышлении? (Критическое мышление)
  • Что значит действительно что-то «знать»? (эпистемология)
  • Что такое наука и как правильно заниматься наукой? (философия науки)
  • Какова конечная природа вещей? (метафизика)
  • Что такое хорошее государство или правительство? (политическая философия)

Что такое этика?

Этика — это наука о том, как мы должны себя вести и почему. Существует множество различных теорий этики, которые мы кратко обсудим в этой статье.

Цель философии — прояснить вопросы, которые мы задаем

Из-за того, что философия уделяет особое внимание постановке правильных вопросов, ее иногда называют «наукой задавать правильные вопросы». Это особенно важно, потому что иногда мы склонны задавать вопросы, на которые невозможно ответить, потому что сам вопрос задан неправильно. Например:

«Существует ли Бог?» На этот вопрос нельзя отвечать так. Сначала мы должны были бы прояснить, что означает «существующий» для существа, подобного Богу. Мы можем видеть и трогать физические, материальные вещи, но не все существует так, как бутылка или стол. Например, числа. Число 42, безусловно, существует, но где оно? Я не могу ни на что в материальном мире указать, что — это число 42.

Или ту идею для стихотворения, которая пришла мне вчера. Конечно, в некотором роде моя идея существует. Я помню это, я могу прочитать стихотворение. Но где это это? Моя идея лежит там на столе? Нет. Числа, идеи и многие другие вещи существуют иначе, чем материальные объекты, но они, безусловно, «существуют» в действительности. Христианство тоже существует, но я не могу его найти.

Философия — это область исследования, которая пытается ответить на вопросы, на которые нельзя ответить, предоставив какой-либо факт, но которые требуют более глубокого понимания самого вопроса.

Или, скажем, правительство Германии. Даже эту очень реальную вещь я не могу найти или указать. Это не конкретное здание. Правительственные учреждения могут быть перенесены в другое место или даже полностью разрушены (скажем, при землетрясении) без уничтожения самого правительства. Правительство тоже не народ. Люди, составляющие правительство, постоянно меняются, но правительство остается тем же правительством. Если я должен тысячу долларов правительству по налогам, то я должен ту же тысячу долларов тому же правительству, даже если все политики сменились после выборов.

Вот почему философ не принял бы вопрос «существует ли Бог?» без дальнейших разъяснений. Если мы достаточно долго будем думать о том, как разные виды вещей «существуют», мы придем к гораздо более сложному вопросу, но, возможно, с большей вероятностью на него действительно будет дан ответ.

Рекомендуем для вас:
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э.), родившийся в Стагире, Греция, является одним из самых влиятельных философов, которые когда-либо жили. Он занимался не только философией, но и написал десятки книг на все темы, от астрономии и биологии до теории литературы.

«Философия…»

Помимо этих основных вопросов философии, существует множество областей изучения, которые обычно называют «философией (чего-либо)» и которые изучают какой-либо предмет глубже, чем обычная наука, применяя методы философского вопрошания по этому конкретному предмету.

Например, Философия счастья спрашивает, что на самом деле означает понятие счастья, каковы условия для счастья, что значит быть «по-настоящему» счастливым (в отличие от поверхностного счастья), каковы отношения между политическая организация общества и счастье его граждан, как экономические системы (например, капитализм) или различные религии влияют на человеческое счастье, как счастье связано с нравственным поведением (всегда ли морально правильно делать других счастливыми?) и так далее.

Философия любви исследует, что означает любовь и чем она отличается от дружбы или милосердия, является ли любовь исключительной или мы можем любить нескольких людей одновременно, чем любовь родителей или братьев и сестер отличается от эротической любви , можем ли мы любить страну или животное, могут ли любить животные, каковы отношения между любовью и сексуальностью, как понимание и практика любви менялись на протяжении веков, одинакова ли любовь во всем мире или воспринимается по-разному в разных странах мира. культуры и как социальные или технологические разработки влияют на любовь (онлайн-секс, проституция, секс с роботами, любовь к системам ИИ).

Философия любви исследует, что означает любовь и чем она отличается от дружбы или милосердия, является ли любовь исключительной или мы можем любить нескольких людей одновременно, чем любовь родителей или братьев и сестер отличается от эротической любви и многое другое такие вопросы.

A Философия кино может спросить, что делает фильм фильмом, почему мы хотим смотреть фильмы, которые заставляют нас грустить или пугаться, что делает смешной фильм смешным, как наше восприятие реальности в кино отличается от реальной действительности (например, как годы времени могут быть сжаты в фильме до двух часов и все равно кажутся зрителям годами), и приемлемо ли насилие в фильмах или способствует ли оно насилию в обществе.

Точно так же есть Философия городов , посвященная таким вопросам, как: что такое город, как города меняют жизнь и восприятие горожан, живущих в них, что такое хороший город, как мы можем улучшить города, которые позволяют горожанам жить лучше, и так далее.

A Философия освоения космоса может спросить: кому принадлежит космос, кто должен иметь доступ к ресурсам в космосе, как космические путешествия влияют на наши взгляды на жизнь, связь между космическими путешествиями и религией, теоретически возможно ли, что мы могли бы летать быстрее света или путешествовать во времени, если бы мы обнаружили жизнь в других мирах, как бы мы узнали ее и общались с ней, и какие моральные обязательства у нас были бы по отношению к инопланетной жизни?

Практически нет предела «философии» субдисциплин. Есть философия религии, философия истории, философия музыки, философия культуры, философия транспорта, философия техники, философия образования, философия моды, философия еды и множество других.

Откуда произошло слово «философия»?

Слово «философия» происходит от древнегреческого. «Филос» означает друг или любовник, а «София» означает мудрость. Таким образом, философия означает «любовь к мудрости» или «любящая мудрость».

Как думают философы: Пример

В качестве примера того, как могут думать философы, давайте просто посмотрим на ручку. Очень распространенная, обычная, одноразовая пластиковая ручка. Если вы посмотрите на него обычными глазами, то скажете, что это ручка. Это то, что мы можем использовать для записи. Вот и все.

Фотография Джона Тайсона на Unsplash.

Философ не остановится на этом, а начнет задавать больше вопросов перу. Во-первых, что значит сказать, что перо используется для письма? Что, если я использую его для чего-то другого? Если я возьму ручку, сниму колпачок и нанесу ей удар, останется ли она ручкой или станет оружием? Возможно, теперь это и ручка, и оружие. Можно ли использовать ручку в качестве оружия? Я могу вынуть внутреннюю часть с чернилами, и тогда у меня останется прозрачная пластиковая трубка, похожая на толстую соломинку. Я могу использовать это, чтобы пить. Можно ли использовать ручку как соломинку? Есть ли разница, использую ли я его как оружие или как соломинку? А если я кого-нибудь убью своей ручкой/оружием, то это, хотя бы частично, тоже входит в обязанности производителя ручки? Придется ли ему оправдывать свое решение сделать ручки, которые можно использовать в качестве оружия? Но разве нельзя все использовать в качестве оружия?

Если я возьму ручку, сниму колпачок и нанесу ей удар, останется ли она ручкой или станет оружием?

Видите ли, здесь мы подходим к ответственности, ответственности и этике, а также к вопросам определения: если вещи делятся на несколько категорий, существует ли основная категория? Как определить какой именно? Является ли вещь, которую я держу, ручкой, используемой в качестве оружия, или это оружие выглядит как ручка?

Но ручка может рассказать нам больше.

Когда я его израсходую, мне придется выбросить ручку. Я мало что могу сделать с такой ручкой после того, как в ней закончились чернила. Ручка окажется на свалке и в конечном итоге загрязнит окружающую среду. Он разложится на частицы микропластика, которые войдут в круговорот воды и спустя годы окажутся в чьем-то стакане с водой. Это может быть опасно и вызвать рак у человека, который думает, что пьет воду, но на самом деле он также пьет части моей выброшенной ручки.

Что с этим делать?

Должно ли правительство запретить такие одноразовые ручки? Обязано ли правительство защищать меня (и других) от последствий использования (а затем выбрасывания) таких одноразовых пластиковых предметов? Или я должен быть свободен в выборе? Здесь мы вступаем в роль государства по отношению к свободному предпринимательству и обществу потребления. Какой властью должно обладать государство, чтобы регулировать нашу жизнь? Можно ли заставить нас отказаться от чего-то удобного (одноразовой ручки) ради всеобщего блага в долгосрочной перспективе? Это жизненно важные вопросы, которые сейчас находятся в центре дебатов о глобальном потеплении. Так перо привело нас к экологической и политической философии, к вопросам государственного регулирования и свободы, государственного патернализма и многому другому.

Мы также можем рассматривать ручку как технологию, как часть более крупной системы вещей, которые должны работать вместе, чтобы придать ручке смысл. Одной ручкой толку мало. Один загон в джунглях не принесет нам большой пользы. Ручка требует бумаги для работы. Бумага и ручка должны производиться на фабриках, распространяться, оплачиваться. Им требуется надежная инфраструктура, обеспечивающая дороги, электроэнергию, безопасность, коммерческую среду, в которой можно продавать ручку, и многое другое. Таким образом, мы попадаем во всевозможные экономические вопросы о ручке, а также в вопросы геополитических силовых структур: ручка сделана из пластика, а пластик сделан из масла. Немногие страны имеют коммерчески жизнеспособную нефть, и это привело на протяжении 20-го века к огромному росту могущества Ближнего Востока. Внезапно целая часть мира, которая в противном случае была бы просто пустыней, становится ключевым политическим игроком, который может диктовать политику во всем мире. Это поднимает вопросы международного сотрудничества и этических обязанностей по отношению к другим обществам, колониализму и международной справедливости.

Мы также можем рассматривать ручку как технологию, как часть более крупной системы вещей, которые должны работать вместе, чтобы придать ручке смысл. Одной ручкой толку мало. Один загон в джунглях не принесет нам большой пользы.

Но эта ручка тоже капиталистическая ручка. Этого не могут сделать счастливые фермеры в доиндустриальном, аграрном обществе. Ему нужен завод, который может перерабатывать пластмассы, а это доступно только в странах, которые мы называем «развитыми» экономиками. Часто в этих странах деньги концентрируются в руках немногих; в этом случае все люди, которые пользуются ручками, будут платить за них, но все эти деньги текут в одном направлении и к небольшому числу людей: тем, кто владеет фабрикой. Итак, перед вами вопрос власти в обществе, борьбы за власть, богатства и бедности, фабричных рабочих и фабричных начальников, отчуждения, марксизма и мечты о лучшем обществе.

Полное руководство по философии Эриха Фромма

Подробный обзор философии счастья Эриха Фромма. Мы обсуждаем его жизнь, его идеи и его основные работы как в их историческом контексте, так и в том, насколько они актуальны для нас сегодня.

Тогда вы могли бы рассматривать ручку как часть чьего-то самоопределения как человека определенного типа. Одни профессии зависят от ручек больше, чем другие, и ношение ручки в кармане рубашки — это послание своему окружению, констатация того, что носитель ручки — это человек определенного типа: интеллигент, служащий, учитель. Таким образом, перо, как и любой артефакт, играет определенную роль в определении типа человека, который его использует, и теперь мы находимся в хайдеггеровских идеях о том, как люди реализуют свое Бытие посредством выбора инструментов. «Учитель» — это не тот, кто имеет специальное образование, чтобы стать учителем. Образование может быть необходимым в некоторых странах, но на самом деле это не так. 0007 составляет или определяет учителя. Кто-то в менее развитой части мира может быть учителем, не имея формального образования. Однако они все равно были бы учителями, если бы действительно учили. А учитель с образованием, уволившийся с преподавательской работы и теперь водящий автобус, будет считаться не учителем, а водителем автобуса. Таким образом, наличие и использование этой ручки в учебном контексте поможет определить учителя как учителя. Затем это перо становится частью самоописания и реализации конкретной человеческой роли.

Итак, вы видите, как много можно говорить, когда мы просто смотрим на что-то столь обычное и ничем не примечательное, как дешевая пластиковая ручка. И мы могли бы продолжать гораздо дольше, исследуя внешний вид пера (эстетика), вклад пера в общественные традиции и ритуалы (конфуцианская этика), структуры власти, которые подталкивают общество к необходимости ручек (философия техники), особенности пера. вклад в свое счастье или несчастье (эпикурейство), назначение пера внутри всего общества и вселенной (Аристотель и теория естественного права) и многое другое. Но мы остановимся здесь.

Мне было бы интересно узнать, как вы относитесь к этому вопросу, являетесь ли вы профессиональным философом или просто время от времени интересуетесь философией. Что для вас философия ? Чем она отличается от других областей знаний? Ответь мне в комментариях!

Если вы хотите узнать больше о философии, не стесняйтесь просматривать этот сайт! Вы также можете найти отличные, понятные введения в философию в виде книг. Обзор лучших вступлений в философию здесь:

Введение в философию

Мы обсуждаем три лучших вводных книги по философии.

Изображение на обложке Даники Перкинсон на Unsplash.

Поделись этим:

Похожие

5 минут Основы Философия обеденного перерыва Вопросы

Философия Определение и значение — Merriam-Webster

фи ·​лос·​о·​фи fə-ˈlä-s(ə-)fē

1

а(1)

: все обучение, кроме технических правил и практических искусств

(2)

: науки и гуманитарные науки, кроме медицины, права и теологии

доктор философии

(3)

: 4-летний курс высшей семинарии

б(1)

архаичный : физика

(2)

: этика

с

: дисциплина, включающая в себя логику, эстетику, этику, метафизику и эпистемологию

2

а

: стремление к мудрости

б

: поиск общего понимания ценностей и реальности преимущественно умозрительными, а не наблюдательными средствами

с

: анализ оснований и понятий, выражающих фундаментальные убеждения

3

а

: система философских понятий

б

: Теория, лежащая в основе или относящаяся к сфере деятельности или мышления

философия войны

4

а

: самые основные убеждения, концепции и взгляды человека или группы

б

: спокойствие нрава и суждения, приличествующие философу

Синонимы

  • кредо
  • вероучение
  • доктрина
  • догма
  • евангелие
  • идеология
  • идеалология
  • завещание

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Виноватых много: плохое регулирование, восемь лет неудачной экономической философии республиканцев, дружественные Уолл-стрит демократы, которые помогли заблокировать реформы, ошибочные двухпартийные усилия по продвижению домовладения, жадность Уолл-стрит, коррумпированные руководители, неудачная попытка спасения, болезненно ошибающиеся центральные банки. — Дэниел Гросс, Newsweek , 9 марта 2009 г. Вообще говоря, у философии есть три проблемы: как мир держится вместе, как можно оправдать наши убеждения и как жить. — Джим Холт, 9 лет0007 New York Times Book Review , 15 февраля 2009 г. Почти никто из детей не был старше двадцати пяти, как будто у радикальной социальной философии был срок годности, установленный законом возрастной ценз, после которого нужно отказаться от высоких идеалов и сбрить все дреды. — Мэтью Пауэр, Harper’s , март 2008 г. В своем заявлении о миссии редакторы хвастались своей твердой приверженностью равенству и социальной справедливости, но их философия не помешала им вызвать Линдси для выполнения всех своих черных задач. — Ким Вонг Келтнер, 9 лет.0007 Тусклая сумма всех вещей , 2004

Ее степень находится в философии и религии. Группа в конце концов раскололась из-за конфликтующих политических философий . Ее основная кулинария 9Философия 0007 заключается в использовании только свежих ингредиентов. Узнать больше

Недавние примеры в Интернете Поток ресурсов в этот сектор может изменить виды природоохранной практики, которой занимаются люди, говорит Рональд Сэндлер, профессор философия и директор Института этики Северо-восточного университета в Бостоне. ПРОВОДНАЯ , 31 января 2023 г. Ответ пришел от Патрика Денина, профессора политической философии в Нотр-Даме. — Джей Нордлингер, National Review , 24 января 2023 г. Книга Мартина Пучнера «Культура» — это не только книга о философии , но и обширная история, рассчитанная, но смелая в своем подходе к исследованию и анализу столетий искусства, развлечений и знаний. — Лорен Пакетт-Папа, 9 лет.0007 ELLE , 11 января 2023 г. В то время как суть философии заключается в устранении отходов, предприятия свели принцип «точно в срок» к идее иметь низкие или даже нулевые запасы. — Fortune , 11 января 2023 г. Но Джессика Вулфендейл, профессор философии в Международном центре этики и передового опыта Инамори Университета Кейс Вестерн Резерв, говорит, что такие обвинения, вероятно, преувеличены. — Сольсире Бурга, Время , 9 января 2023 г. Скользя по поверхности философии (Ницше, Фрейд, Фердинанд де Соссюр и постструктуралисты хвалят за их скептицизм), Муньос-Ренгель также пытается придать своей полемике научный лак, ссылаясь на мир природы. — Люси Эльвен, The New Yorker , 5 января 2023 г. Корнел Уэст — заведующий кафедрой Дитриха Бонхёффера в Объединенной теологической семинарии, бывший профессор общественной практики.0007 философия в Гарвардском университете и почетный профессор Принстонского университета. — Патрик Дж. Денин, Harper’s Magazine , 5 января 2023 г. Гарри Джаффа, который был профессором политической философии в Клермонтской высшей школе, альма-матер Истмана, считается интеллектуальным отцом Клермонтского института; он был основан несколькими его бывшими учениками. — Розалинда С. Хелдерман, 9 лет.0007 Washington Post , 23 декабря 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «философия». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Среднеанглийский philosophie , англо-французский , латинский philosophia , греческий , philosophos philosoph

Первое известное использование

14 век, в значении, определенном в смысле 1a(1) Time Traveler

5

Первое известное использование философии было в 14 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи рядом с

философия

философствовать

философия

философия жизни

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Философия».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/philosophy. По состоянию на 17 февраля 2023 года. сущ.

фи ·​лос·​о·​фи fə-ˈläs-(ə-)fē

1

: изучение основных идей о знании, истине, правильном и неправильном, религии, природе и смысле жизни

2

: философские учения или принципы человека или группы

греческий философия

3

: общие принципы области исследования или деятельности

Философия Истории

4

: Чи-то основные убеждения о том, как люди должны жить

БОЛЬШЕ из Merriam-Webster на

Философии

Nglish: перевод философии для носителей испанского

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *