Роль философии в жизни человека и общества, функции философии
Содержание:
- Понятие философии
-
Возникновение философии: предпосылки и подходы
- Разделение труда
- Потребность в знаниях
- Генезис философии
-
Предмет и сущность философии
- Типы мировоззрения
- Основные вопросы философии
- Функции
-
Развитие философии, влияние на общество и человека
- Античность
- Древний Восток
- Средневековье
- Возрождение
- Новое время
- Просвещение
- Философия XX века
Содержание
- Понятие философии
-
Возникновение философии: предпосылки и подходы
- Разделение труда
- Потребность в знаниях
- Генезис философии
-
Предмет и сущность философии
- Типы мировоззрения
- Основные вопросы философии
- Функции
-
Развитие философии, влияние на общество и человека
- Античность
- Древний Восток
- Средневековье
- Возрождение
- Новое время
- Просвещение
- Философия XX века
Понятие философии
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Дословно с древнегреческого языка «философия» переводится как «любовь к мудрости», «любомудрие»: fileo — любить, sofia — мудрость. Зачастую философию ошибочно называют наукой, однако она таковой не является. Философия — это теоретическая форма мировоззрения и духовная деятельность, основанная на рациональном постижении действительности.
Возникновение философии: предпосылки и подходы
Рассмотрим несколько факторов, повлиявших на появление философии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Разделение труда
Улучшение орудий труда и разделение хозяйственных обязанностей привело к увеличению производительности и появлению излишков продукции. Так за счет прибавочного продукта стала возможной эксплуатация чужого труда, что стало предпосылкой возникновения первого классового общества — рабовладельческого. С появлением классов эксплуатируемых и эксплуататоров труд также разделился на физический и умственный.
Потребность в знаниях
Вторым фактором, повлиявшим на возникновение философской мысли, стала потребность общества в новых знаниях и решениях проблем. Устоявшиеся представления о мире уже не отвечали современным запросам, отчего и появилась необходимость такой системы знаний, которая будет соответствовать им.
Генезис философии
Также существует несколько подходов к определению генезиса (происхождения) философии.
Мифогенный заключается в том, что возникновение философии происходит в процессе эволюции чувственного мышления в рационально-логическое. Гносеогенный подход утверждает, что появление философии обусловлено развитием и обобщением достижений донаучного знания.
Для обозначения периода в истории, когда философское мировоззрение пришло на смену мифологическому, немецкий философ Карл Ясперс ввел понятие «осевого времени». В европейской традиции так называемое «осевое время» датируется VI–V веками до н.э., а родоначальником является Фалес Милетский. В восточной традиции — VI–V веками до н.э. в Древней Индии (родоначальник Будда) и VI — III веками до н.э. в Древнем Китае (родоначальник Конфуций).
Предмет и сущность философии
Предметом философии является целостное познание принципов и основ бытия человека в мире, природы, общества и культуры.
В свою очередь философское знание имеет собственную структуру, состоящую из таких областей, как:
- Онтология — учение о фундаментальных принципах бытия, его общих категориях и закономерностях.
- Аксиология — учение о ценностях жизни и культуры.
- Гносеология — дисциплина, которая занимается исследованиями и теориями познавательной деятельности.
- Эпистемология — дисциплина, исследующая структуру и функционирование знания как такового.
- Праксиология — учение о деятельности человека.
- Логика — наука о законах мышления и интеллектуальной деятельности.
- Эстетика — учение о прекрасном и безобразном, об искусстве.
- Этика — дисциплина, изучающая общие принципы нравственных отношений и морали.
- Социальная философия — наука о законах общества и месте человека в нем.
- Философская антропология — наука о сущности человека.
В течение веков у людей формировались различные системы взглядов и суждений, основанные на тех или иных оценках мира и действительности.
Типы мировоззрения
Выделяют пять типов мировоззрения:
- Обыденное — складывается под влиянием практической деятельности, на основе личного или коллективного опыта.
- Мифологическое — основано на эмоциональном восприятии мира и традиции.
- Религиозное — основано на вере в сверхъестественное начало и связь с ним, также ему присущ догматизм (непоколебимые вечные положения, не подвергающиеся критике).
- Научное — заключается в рациональном и эмпирическом познании и предполагает использование специальных методов и средств.
- Философское — основано на теоретическом знании и рациональном постижении мира.
Философское мировоззрение носит определенные черты:
- невозможность совершить эмпирическую проверку выводов и положений;
- оперирование строгими понятиями;
- ориентация на целостное понимание мира и человека;
- использование логических методов;
- обоснованность, критичность и доказуемость выводов.
Основные вопросы философии
Перед философами всех эпох вставали новые вопросы, ответы на которые, в свою очередь, вызывали необходимость более тщательного изучения.
Тем не менее, в философии сложилось несколько «вечных» вопросов:
- Онтологический (о сущности бытия):
- направление: идеализм — дух и сознание первичны по отношению к материи, настоящая реальность лишена материальных свойств и доступна только разуму.
- направление: материализм — материя существует независимо от мыслей человека, первична.
- Антропологический (о сущности человека):
- направление: идеализм — сущность человека духовна.
- направление: материализм — сущность человека материальна.
- Гносеологический (о познании мира):
- направление: агностицизм — мир нельзя познать.
- направление: гносеологический оптимизм — мир познаваем.
- Методологический (о методе познания):
- направление: эмпиризм — ведущая роль чувственного опыта.
- направление: рационализм — первостепенность разума и мышления.
Функции
Помимо поиска ответов на вопросы, философия выполняет следующие функции:
- Мировоззренческая. Состоит в формировании целостной и последовательной картины мира, представлений о месте человека в нем.
- Гносеологическая (познавательная). Заключается в рациональном объяснении того, что не может быть исследовано опытным путем (наукой).
- Методологическая. Предполагает разработку системы общенаучных методов и принципов познания действительности.
- Интегративная. Проявляется в обеспечении междисциплинарных связей, согласовании всех видов человеческого опыта и знаний.
- Этическая. Формирует ценностно-нормативную систему, прививает ее обществу.
- Культуротворческая. Заключается в накоплении и передаче культурного опыта от одного поколения другому; нацелена на развитие культуры.
- Социальная. Состоит в объяснении обществу причин его возникновения, структур и элементов.
- Прогностическая. Основана на имеющихся философских знаниях и предполагает построение прогнозов об их дальнейшем развитии.
Развитие философии, влияние на общество и человека
Каждая эпоха характеризуется определенной философской картиной мира и оригинальной направленностью исследования. Рассмотрим эти эпохи, их основные философские идеи, задачи и изучаемое поле.
Античность
Мыслители античности рассуждали о первоначалах мира, космоса, идеалах государственного устройства и человека. Именно в этот период закладывались основы философского знания. Философы вводили принципиально новые категории, отличающиеся от сложившихся мифологических представлений о действительности. Однако эти идеи, в силу своей новизны, нередко подвергались общественному неодобрению.
Главными характеристиками философии античности являются космоцентризм — упорядоченное постижение мира через призму космоса, и созерцательность — отсутствие заинтересованности в практической пользе занятий. На второе повлиял рабовладельческий строй и возникновение дополнительного времени на творчество и саморазвитие у свободных граждан полиса (античного города).
Философию античности принято делить на несколько этапов:
- Натурфилософский (VI–V века до н.э.): стремление познать сущность мироздания и природы, первоначало космоса.
- Классический (V–сер.VI века до н.э.): изучение жизни человека и общества (социально-политическое устройство, моральные аспекты, искусство).
- Эллинистический (сер.VI–I века до н.э.): углубление в проблемы личности; характеризуется индивидуализмом и субъективизмом.
Древний Восток
В Восточной традиции ответы на вопросы об идеальном порядке, эффективной общественной морали и облике высоконравственной личности человек, в первую очередь, искал внутри духовного «я». В отличие от европейской культуры, философия Востока не отвергала религию и веру в сверхъестественное, а наоборот, была синтезом философского знания и религиозной практики. Помимо религиозности, особой характеристикой является интровертность — ориентация на внутренний мир и духовный опыт человека.
Средневековье
Основные вопросы, которыми занимались мыслители Средневековья, были связаны с истолкованием божественных истин, описанных в Библии. Такая философия носила ярко выраженный теологический характер (религиозный). Кроме этого, еще одной отличительной чертой эпохи выступает символизм — стремление приблизиться и понять божественное бытие сквозь внешнюю форму.
Средневековую философию делят на следующие этапы:
- Апологетика (II–III века): обоснование христианского учения, доказательство истинности религиозных представлений.
- Патристика (IV–VIII века): деятельность «отцов церкви» (духовно-религиозных лидеров), разработка основополагающих учений.
- Схоластика (IX–XIV века): создание логических аргументов для рационального истолкования религиозных идей, систематизация положений.
Возрождение
Именно в эпоху Возрождения начали меняться взгляды общества на мир. Теперь в центре внимания находились не божественная сущность и религиозные догматы, а сам человек и его интересы (антропоцентрическая картина мира). Философы эпохи Возрождения рассуждали над возможностью преобразования мира, его естественнонаучной картиной и идеальным государством. Главные черты философской мысли этого периода — антропоцентризм и антитеологизм. На новое отношение к миру и действительности повлияло развитие техники и естествознания, укрепление светской власти и распространение идей гуманизма.
Антропоцентризм — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Теологизм — концепции в науке и научные картины мира, включающие аппеляцию к понятию бога как необходимому объяснительному ресурсу для полного описания происхождения и функционирования природы, космоса как целостности, а также возможности их адекватного познания Человеком.
Рассмотрим отдельные направления философии Возрождения:
- Гуманистическое. В центре внимания — человек и его достоинства. Характерна антидогматическая направленность.
- Неоплатоническое. Развитие учения Платона, стремление познать природу, космос и человека.
- Реформационное. Пересмотр взглядов на церковную идеологию, отрицание церковной иерархии как посредника между человеком и богом.
- Натурфилософское. Характерны естественнонаучное мировоззрение и свобода от теологии. Развенчание положений церкви об устройстве мироздания.
- Социально-утопическое. Стремление найти или создать идеальную модель общества, основанную на равенстве, справедливости и отсутствии частной собственности.
- Политический реализм. Изучение специфики управления государством, идея отделения политики от морали, критика утопических политических теорий.
Эпоха Возрождения задала направление последующему развитию западноевропейской цивилизации, утвердила новые ценности и идеи.
Новое время
Деятельность философов Нового времени носила рационалистический характер и искала пути преобразования мира, возможность истинного познания. Одной из главных задач философии этого периода было создание автономной от религиозных предпосылок системы знаний и построение цельной картины мира на основе разума.
Философскую мысль Нового времени можно характеризовать стремительным развитием гносеологии и поиском истинной методологии изучения внешнего мира.
Гносеология — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.
Отличительными чертами являются рационализм и прагматизм — доминирование практически полезных целей постижения мира.
Мыслители Нового времени активно занимались поиском истинного метода познания действительности. В связи с быстрым развитием техники и становлением науки в качестве одной из важнейших производительных сил, в философии возникло два подхода к проблеме методологии:
- Эмпирико-индуктивный — основан на опыте и обобщении.
- Рационально-дедуктивный — заключается в разумном познании и отрицании познания чувственного.
Просвещение
В эпоху Просвещения идеи Нового времени получили широкое распространение и легли в основу социально-политических программ. Ведущую роль все так же играли разум, борьба с религиозными настроениями и предрассудками, а также научный прогресс и развитие техники.
Философия XX века
Главной отличительной чертой философии XX века является плюрализм — сосуществование новых концепций и подходов, раскрытие различных аспектов действительности.
Качественные изменения в политической, правовой, экономической, культурной и социальной ситуациях ставили новые вопросы перед человеком и общественностью. Помимо плюрализма, второй характеристикой философии данного периода является полемизм — признание вариативности взглядов на истину.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Поиск по содержимому
Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности
Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Подобно тому, как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.
До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия та же поэзия, только высший градус ее. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии — первые философские сочинения были написаны в поэтической форме. И хотя в дальнейшем философы перешли на прозу, но во все времена их произведения зачастую облекаются в формы художественных произведений: диалоги, исповеди, философские повести и письма, философско-литературные эссе, рассказы путешественников и т. п.
Философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры человечества: политике, морали, религии и т. п. С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в философии неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических учений. С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям природы и общественной жизни. А именно на эту сторону дела в истории развития предмета философии обращали пристальное внимание такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, B.C. Соловьев и ряд современных западных философов: К. Ясперс, А. Камю. Только философия может быть названа квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя наиболее существенные достижения практически всей культуры, включая науку. Она единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. И эта целостная природа философии, заключающая в себе единство науки и культуры, как нельзя лучше соответствует духу нашего времени, новым историческим задачам.
Конкретно роль философии в духовной жизни общества заключаются в следующих функциях:
Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.
Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.
В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе – эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.
В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.
В пятых, практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.
Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическую – она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов.
Специалисты в конкретных областях науки нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т. д., однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но сами ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философское мировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
Тема 2. Становление философии: основные направления, школы и этапы исторического развития
Безлепкин Н.
И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философииГлавная страница =>философия=> к оглавлению
Природа и функции философии
Философия для всех. На самом деле, хотя большинство людей могут иметь смутное представление о том, что такое философия, мы все занимаемся философией, осознаем мы это или нет. У всех нас есть некоторые представления о свободе воли, человеческой природе, морали, смысле жизни и тому подобном. Все в тот или иной момент, либо из-за поразительных событий, либо из-за простого любопытства, задают философские вопросы, например: «Существует ли Бог?» «Есть ли жизнь после смерти?» «Существуют ли какие-либо абсолютные или универсальные моральные принципы?» «Что означают этические термины, такие как хорошее , плохое , правильное и неправильное среднее?» «Что такое красота?» «Каковы характеристики «хорошего» произведения искусства?» «Из каких источников мы получаем наши знания? » «Дает ли чувственный опыт несомненное знание?»
Так что же такое философия? Буквально термин философия происходит от греческих слов philos («любящий») и sophia («мудрость») и означает » любовь к мудрости». Но философы не всегда согласны с природой и функцией философии. Вот четыре определения, которые пытаются объяснить, что обычно подразумевается под термином 9.0003 философия . Эти определения не обязательно отражают консенсус философских мнений.
1. Философия анализирует основания и предпосылки, лежащие в основе других дисциплин. Философия исследует и изучает основы науки, искусства и богословия. Философы не спрашивают: «Являются ли картины Пабло Пикассо «хорошими» произведениями искусства?» (как это делают искусствоведы), но «Эстетическое суждение — это вопрос личного вкуса или существуют объективные стандарты, которые мы можем применить для оценки произведения искусства?» Философы не спрашивают: «Верна ли теория эволюции?» (как это делают биологи и физические антропологи), но «Как нам отличить правду от ошибки?»
2. Философия пытается разработать всеобъемлющую концепцию или понимание мира. Философия стремится интегрировать знание науки со знанием других областей исследования для достижения некоего последовательного и последовательного мировоззрения. Философы не хотят ограничивать свое внимание фрагментом человеческого опыта или знания, а скорее хотят размышлять о жизни как о целом. Говоря об этой конкретной функции, Чарли Данбар Брод, английский философ двадцатого века, говорит: «Ее цель состоит в том, чтобы перенять результаты различных наук, добавить к ним результаты религиозного и этического опыта человечества, а затем размышлять о целом. Есть надежда, что таким образом мы сможем прийти к некоторым общим выводам о природе вселенной, а также о нашем положении и перспективах в ней». ( Scientific Thought , Нью-Йорк: Harcourt, 1923, с. 20)
3. Философия изучает и критически оценивает наши самые глубокие убеждения и взгляды; в частности, те, к которым часто относятся некритично. Философы склонны к критическому и логическому мышлению. Они заставляют нас видеть значение и последствия наших убеждений, а иногда и их несоответствия. Они анализируют свидетельства (или их отсутствие) наших самых ценных убеждений и стремятся удалить из наших взглядов всякую грязь и следы невежества, предрассудков, суеверий, слепого принятия идей и любой другой формы иррациональности.
4. Философия исследует принципы и правила языка и пытается прояснить значение неясных слов и понятий. Философия исследует роль языка в общении и мышлении, а также проблему того, как определить или обеспечить наличие смысла в нашем использовании языка. Это метод — практика, — которая направлена на выявление проблем и путаницы, возникающих в результате неправильного использования языка, а также на разъяснение значения и использования расплывчатых терминов в научном и/или повседневном дискурсе.
Назад к Джеймсу Гранитто Главная
Философия человека | Модуль II: Знакомство с иезуитскими традициями | Учебная программа | University Core
Этот курс знакомит студентов с методами строгого философского рассуждения; знакомит студентов с философскими вопросами, методами и цифрами, сыгравшими ключевую роль в формировании иезуитского подхода к образованию и науке; и учит студентов критически исследовать предположения о реальности (особенно предположения о нашей природе как человеческих существ). Каждый раздел исследует два или более из следующих фундаментальных философских вопросов: проблема человеческого познания, проблема разума/тела, проблема личной идентичности, проблема свободы и детерминизма и проблема других людей. Этот курс также направлен на развитие навыков критического мышления, чтобы подготовить учащихся к более углубленному изучению этики (в последующем курсе «Этическое мышление»), улучшить навыки критического мышления и письма, а также улучшить понимание учащимися сложности и двусмысленности.
Могу ли я познать себя?
Факультет: Янси Хьюз Доминик
Этот курс знакомит студентов с философским мышлением посредством тщательного изучения нашей человеческой природы. Характер человека был ключевой темой философии, по крайней мере, со времен Сократа, а также центральной темой интеллектуальной традиции иезуитов. Изучая эту тему, мы сосредоточимся на описаниях природы и пределов человеческого знания, а также на обсуждениях человеческого разума и его связи с телом.
Философия человека
Факультет: Мария Карл
Этот курс исследует фундаментальные вопросы, касающиеся природы, ценности и способностей человека, а также служит введением в дисциплину и предмет философии. В частности, мы обсудим идею того, что значит быть человеком, что значит быть личностью и что значит оставаться одной и той же личностью во времени; феномен человеческого познания и природа разума; возможность бессмертия и отношения между душой или разумом и телом; противостояние свободы и детерминизма; и значение социального измерения человеческого существования. На протяжении всего курса учащиеся будут развивать свои навыки критического чтения, письма и мышления, а также создадут основу для понимания этической значимости этих основополагающих вопросов, касающихся знания, существования и человеческой природы.
Философия человеческой личности: философская жизнь
Факультет: Элизабет Сайкс
Направляющие вопросы для этого класса: что такое философская жизнь и почему я должен вести ее? В чтениях и мероприятиях, призванных ответить на эти вопросы, мы откроем дверь для дальнейшего исследования некоторых классических проблем иезуитской философской традиции, а также более современных проблем, связанных с ролью природы и технологий в созерцательной жизни.