Биология Высшая нервная деятельность. Рефлексы
Сохранившиеся сочинения древнегреческих медиков, философов и записи в священных древнеиндийских книгах свидетельствуют о том, еще 5 тысяч лет назад люди стремились познать сущность человека и его мышления. Слова «познай самого себя» принадлежат древнегреческому философу Сократу. Они сохранили свое значение и в настоящее время.
Высшей нервной деятельностью называется сложная работа отделов центральной нервной системы, в результате которой человек приспосабливается к окружающей среде, формирует правильные варианты поведения из нескольких возможных. В основе высшей нервной деятельности лежат сложные процессы, происходящие в коре больших полушарий головного мозга.
Изучением центральной нервной системы, в частности головного мозга, занимался Иван Михайлович Сеченов, выдающийся русский естествоиспытатель, «отец русской физиологии» и основоположник материалистической психологии в России. Опираясь на основы, заложенные И. М. Сеченовым, Иван Петрович Павлов создает учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что рефлекс — универсальная форма взаимодействия организма со средой, что непроизвольные и произвольные движения рефлекторны.
Рефлекс начинается с раздражителя органов чувств, продолжается в мозге и ведет к запуску определенной ответной реакции. Согласно учению Сеченова, работа мозга — это чередование возбуждения и торможения, соответственно, усилении и ослабление рефлекса. Нервная система, получая сигнала раздражения от внешней среды, может усиливать одни стимулы и задерживать другие.
Сеченов говорил о существовании у человека двух типов рефлексов — врожденных, которые достаются от предков, и приобретенных, возникающих в течение жизни.
Работу своего коллеги продолжил Иван Петрович Павлов, разработав учение об условных и безусловных рефлексах.
Безусловные рефлексы являются врожденными и формируются на основе наследственных факторов.
Большинство из них начинает функционировать сразу же после рождения человека. При безусловном рефлексе возбуждение от рецептора передается по проводящим путям в спинной мозг или ствол головного мозга и обратно к рабочему органу. Примерами безусловных пищевых рефлексов являются слюноотделение, отделение желудочного и кишечного соков, рефлекс глотания.К врождённым дыхательным рефлексам относятся чередование вдоха и выдоха, кашель и чихание.
Примерами безусловных защитных рефлексов являются сужение зрачка, мигательный рефлекс.
На основе безусловного образуется условный рефлекс. Термин был впервые предложен И. П. Павловым в 1903 г. при изучении работы головного мозга. Он экспериментально исследовал особенности работы рефлексов пришел к выводу, что для формирования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определенный рефлекс. Биологическая роль условного рефлекса заключается в большей возможности для приспособления организма к разнообразным условиям.
Из этого следует, что деятельность всех отделов центральной нервной системы имеет рефлекторный характер, а по своей функции высшая нервная деятельность является сигнальной.
Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители, поступающие из внешнего мира, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой, которая является общей у человека и животных.
Кора больших полушарий головного мозга человека способна реагировать и на другие раздражители, которые также сигнализируют об определенных предметах и явлениях действительности. Этими раздражителями являются слова и словосочетания, Павлов назвал это второй сигнальной системой.
У современного человека обе сигнальные системы взаимосвязаны, и их взаимодействие помогает приспособиться и существовать в окружающем мире.
Высшая нервная деятельность состоит из двух процессов: возбуждения и торможения.
Возбуждение стимулирует орган к работе, а торможение замедляют эту работу.
Ученые описали два вида торможения, которые характеризуют высшую нервную деятельность.
Во-первых, это безусловное торможение. Оно возникает у человека по принципу безусловного рефлекса. Особенности безусловного торможения в том, что это врожденная форма, и она присуща каждому человеку. Безусловному торможению не нужно время для возникновения, и торможение может развиваться в любом отделе центральной нервной системы. Рассмотрим пример. Человек читает книгу. Книга скучная, человек голоден. Пригласили обедать. Чтение как вид деятельности заторможено, и начинается новый вид деятельности человек идет обедать.
Условное торможение всегда осуществляется по принципу условного рефлекса. Особенность заключаются в том, что это индивидуальная, приобретенная в течение жизни реакция организма. Условное торможение требует создания определенных ситуаций, которые необходимо вырабатывать. Этот вид торможения развивается в нейронах коры головного мозга.
Согласно теории, это угасание временных связей при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным. Например, громкий плач ребенка при закапывании носа не одобряется родителями, ребенок не получает подкрепления своего поведения и его реакции на данную процедуру затормаживаются.
Значение торможения условного рефлекса имеет для человека большое значение.
Постепенно при взрослении человека его взаимодействие с окружающей средой становится более совершенными, осуществляется более полный анализ ситуации и делается выбор действий, формируется динамический стереотип.
Динамическим стереотипом называется определенная последовательность действий на раздражение из внешней среды. Такая деятельность основывается на условных и безусловных рефлексах, которые последовательно чередуются. На основе динамического стереотипа облегчается возникновение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, потому что нейроны находятся в состоянии готовности и это обеспечивает автоматическое выполнение различных действий.
Еще одна особенность высшей нервной деятельности — доминанты.
Явление доминанты открыл выдающихся мыслителей ХХ века Алексей Александрович Ухтомский. Он писал, что «явление доминанты достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах мозга в данный момент, имеющее значение господствующего фактора».
Если одна из потребностей человека перерастает в сильное желание, возникает доминантный очаг в коре больших полушарий головного мозга. Доминантный очаг характеризуется повышенной возбудимостью и стойкостью возбуждения.
В это время выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других. Так, знаменитый испанский художник Сальвадор Дали настолько сильно увлекался написанием картин, что мог целые сутки не принимать пищу. Его внимание концентрировалось на работе, в головном мозге создавался мощный очаг возбуждения, который и подавлял все остальные потребности. При доминанте сильный очаг возбуждения в головном мозге вызывает вокруг себя состояние торможения.
Но бывает и обратное явление. Сильный очаг торможения может вызвать процесс возбуждения в других участках мозга. Такое явление называется законом взаимной индукции. Например, торможение в коре больших полушарий головного мозга, вызванное усталостью, у маленьких детей по закону взаимной индукции вызывает резкое возбуждение подкорки. Это проявится в неадекватном поведении: ребенок может либо громко смеяться, либо плакать, капризничать.
Из всего вышесказанного сделаем вывод:
нервная система обеспечивает взаимоотношение всех систем в организме человека, приспосабливает их деятельность к условиям внешней среды. Высшим отделом нервной системы является головной мозг, в первую очередь, его большие полушария, которые и обеспечивают высшую нервную деятельность человека.
Краткий конспект подготовки к ЗНО по биологии №28 «Высшая нервная деятельность»
Войти
Авторизация
Имя пользователя
Пароль *
Запомнить меня
- Забыли ваш пароль?
- Забыли имя пользователя?
Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 28. Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность (ВНД) – это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. Ее основой являются условные рефлексы.
Безусловные рефлексы – врожденные рефлексы, передаваемые по наследству от родителей. Они являются видовыми, относительно постоянными и осуществляются низшими отделами ЦНС – спинным мозгом, стволом н подкорковыми ядрами головного мозга.
Условный рефлекс – это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).Возникают в течение жизни особи при определённых условиях и исчезают при их отсутствии, не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга.
Образование и биологическое значение условных рефлексов. Условные рефлексы образуются в результате сочетания безусловного рефлекса с действием условного раздражителя. Для этого необходимо соблюдение двух условий:
1. действие условного раздражителя должно обязательно несколько предшествовать действию безусловного раздражителя.
2. условный раздражитель должен неоднократно подкрепляться действием безусловного раздражителя.
Торможение условных рефлексов. При изменении условий существования в организме образуются новые условные рефлексы, а выработанные ранее ослабляются или исчезают благодаря процессу торможения.
Сигнальная система – совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма.
Первая сигнальная система деятельность коры больших полушарий мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например световых, тепловых, болевых и т. д.
Вторая сигнальная система сформировалась у человека вследствие общественного образа жизни и коллективного труда и выступала средством общения. Это речь, письмо
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Сон – специфическое состояние нервной системы, проявляющееся в выключении сознания, угнетении двигательной активности, снижении обменных процессов и всех видов чувствительности. Фазы сна: медленный и быстрый сон.
Онлайн-тест подготовки к ЗНО по биологии №28 «Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Инстинкты. Память»
смотреть все видео >>
События
Новости
С наступающим Новым годом!
28. 12.2016
Поздравляем всех посетителей нашего сайта с наступающими праздниками!От всего нашего коллектива желаем в Новом году свежих впечатлений, новых знаний, приятного…
Подробнее…
З Днем учителя!
30.09.2016
Колектив Освітнього порталу «Внешколы» щиро вітає усіх освітян з Днем учителя! Шановні учителі, дякуємо Вам за вашу важливу і складну…
Подробнее…
Топ-10
ТОП-10 лучших школ Харькова по результатам ЗНО-2014
03.10.2014
Постмайданное образование Вот уже в четвёртый раз мы составляем рейтинг школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО или…
Подробнее…
партнеры
Статья о высшей+нервной+деятельности от The Free Dictionary
Высшая+нервная+деятельность | Статья о высшей+нервной+деятельности The Free DictionaryВысшая+нервная+деятельность | Статья о высшей+нервной+деятельности The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
выше нервный активность
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.Полный браузер ?
- ▲
- Блок проявки более высокого уровня
- Высшее еще физическое воспитание
- Высокопрочная сталь
- Высшее образование за рубежом
- Высшее хирургическое образование
- Высшее хирургическое образование
- высший таксон
- Высшее педагогическое училище
- Высшая программа технических экзаменов
- Высшая программа технических экзаменов
- Высшая программа технических экзаменов (HTX)
- Высший технический институт Кипра
- Высшая техническая школа архитектуры Мадрида
- Высший технологический институт
- выше кошачьей спины
- выше воздушного змея
- Выше небоскреба
- выше, чем воздушный змей Гилдероя
- выше, чем язык высокого уровня
- Выше надежды
- Высшие вещи
- Интермодуляция высшего третьего порядка
- Высшая мысль
- Высшая мысль
- выше
- выше
- вышестоящие
- Высший вокальный центр
- Высшее профессиональное образование
- Более высокое напряжение
- высший+нервный+деятельность
- Высший, Смежный, Нижний, Поддерживаемый и Поддерживающий
- Высшее, Смежное, Нижнее, Поддерживающее
- Высшие, соседние или нижние эшелоны
- Высшее, Смежное, Поддержка, Безопасность
- Высшее, Прилегающее, Вспомогательное
- Высшее, взрослое и непрерывное образование
- Многомерная алгебра
- Многомерная гравитация Эйнштейна
- Многомерная гравитация Эйнштейна
- Более высокая температура, более короткое время
- Высшее образование
- Высшее образование
- Агент высшего уровня
- Требования к качеству контрактов более высокого уровня
- Высокоуровневая обработка изображений
- Интерфейс более высокого уровня, не относящийся к GUI
- язык высокого уровня
- Высшее местное самоуправление
- Язык передачи регистров более высокого уровня
- Абстрактный синтаксис высшего порядка
- Высший порядок и символьные вычисления
- Язык ассемблера высшего порядка
- Метод граничных элементов высшего порядка
- Дисперсия замыкания высшего порядка
- Компонент высшего порядка
- Кондиционирование высшего порядка
- Дифференциал высшего порядка
- Дифференциальный криптоанализ высшего порядка
- Конечная разность высшего порядка во временной области
- Функция высшего порядка
- ▼
Сайт: Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Нервная система — Канал лучшего здоровья
Резюме
Читать полный информационный бюллетень- Нервная система использует электрические и химические средства, чтобы помочь всем частям тела общаться друг с другом.
- Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему.
- Нервы во всем теле являются частью периферической нервной системы.
Нервная система помогает всем частям тела взаимодействовать друг с другом. Он также реагирует на изменения как снаружи, так и внутри организма. Нервная система использует как электрические, так и химические средства для отправки и получения сообщений.
Нейроны являются строительными блоками
Основным строительным блоком нервной системы является нервная клетка или нейрон. Нейроны имеют разную форму в зависимости от того, где они находятся в организме и какую роль играют. Все нейроны имеют пальцевидные отростки, называемые дендритами, и длинное волокно, называемое аксоном.
Во многих случаях аксон покрыт специальной мембраной, называемой миелиновой оболочкой. Аксон выпячивается и имеет несколько бугорков на нем. Каждая шишка находится рядом с дендритом другого нейрона. Пространство между бугорком и дендритом называется синапсом. Сообщения передаются по синапсу от одного нейрона к другому с помощью специальных химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.
В отличие от других клеток в организме, нейроны нелегко заменить, если они погибают или повреждаются инфекцией или травмой.
Центральная нервная система
Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему. Они покрыты тонкой оболочкой, называемой мозговыми оболочками, и омываются спинномозговой жидкостью (ЦСЖ).
Мозг
Мозг является электростанцией тела, несмотря на то, что он составляет всего 2 процента массы тела. Этот мягкий желеобразный орган имеет бесчисленные миллиарды нейронных перекрестных связей. Мозг наблюдает за работой тела, а его высшие функции дают нам сознание и личность.
Спинной мозг
Спинной мозг соединяется с головным мозгом и проходит по всему телу. Его защищают кости позвоночника (позвонки). Нервы ответвляются от спинного мозга в руки, ноги и туловище.
Периферическая нервная система
Нервы соединяют головной и спинной мозг с периферической нервной системой, так называется нервная ткань вне центральной нервной системы. Она состоит из двух основных частей: вегетативной и соматической нервной системы.
Вегетативная нервная система
Вегетативная нервная система является частью периферической нервной системы. Одной из его основных функций является регулирование работы желез и органов без каких-либо усилий со стороны нашего сознания.
Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической . Эти системы действуют на организм противоположным образом. Вместе они координируют множество корректировок, необходимых для наших меняющихся личных потребностей по мере того, как мы перемещаемся в окружающей среде. Например, размер наших зрачков регулируется автоматически, чтобы обеспечить правильное количество света для оптимального зрения, наши потовые железы включаются, когда нам становится слишком жарко, а наши слюнные железы выделяют слюну, когда мы едим пищу (или даже думаем о ней). об этом!).
Соматическая нервная система
Соматическая нервная система также является частью периферической нервной системы. Одной из его функций является передача информации от глаз, ушей, кожи и мышц в центральную нервную систему (головной и спинной мозг). Он также подчиняется командам центральной нервной системы и заставляет мышцы сокращаться или расслабляться, позволяя нам двигаться.
Проблемы с нервной системой
Некоторые распространенные проблемы с нервной системой включают:
- Эпилепсия – бури аномальной электрической активности в мозгу, вызывающие судороги.
- Менингит – воспаление оболочки, покрывающей головной мозг.
- Рассеянный склероз – поражается миелиновая оболочка, защищающая электрические кабели центральной нервной системы.
- Болезнь Паркинсона — гибель нейронов в части головного мозга, называемой средним мозгом. Симптомы включают дрожь и проблемы с движением.
- Ишиас – сдавление нерва, вызванное смещением диска в позвоночнике или артритом позвоночника, а иногда и другими факторами.