Родная литература Ю.Поляков «Работа над ошибками». Подготовка ОГЭ 6-9 задание.
Тема занятия: «Подготовка к ОГЭ. Задание 6-8».
Класс: 9
Планируемые результаты: выполнение задания 6-8 в формате ОГЭ.
Тип занятия: комбинированный
Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал).
Конспект урока русского языка в классе по теме:
«Подготовка к ОГЭ. Задание 6-8». 9 класс
Цели урока: повторить материал по теме урока, создать ситуацию и управлять ситуацией, где учащиеся готовятся к экзамену посредством выполнения заданий в формате ОГЭ.
Образовательные : создание условия для систематизации и обобщения знаний учащихся
Воспитательные: Возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, уметь правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, а также заинтересованности в успешной сдаче ОГЭ.
Развивающие: обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Задачи:
1. заинтересовать учащихся в выполнении упражнений в формате ОГЭ.
2. формировать учебные навыки посредством выполнения заданий в формате ОГЭ.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа.
Планируемые результаты: выполнение задания 6-8 в формате ОГЭ.
Предметные: повторить алгоритм решения задания 6-8 в формате ОГЭ.
Личностные: уважать собеседника, ориентироваться в речевой ситуации.
Метапредметные: уметь обрабатывать информацию: выбрать способы решения заданий в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
План урока:
1. Целеполагание
2. Проблемный вопрос. Чтение текста.
3. Задание 6-8. Формулировка. Алгоритм выполнения.
4. Индивидуальная работа. Задание в формате ОГЭ. Самопроверка по ключу.
5. Подведение итогов
6. Рефлексия
Ход урока
Организационный момент
1.Проверка готовности к уроку.
2. Энергизатор (дать положительный настрой на урок).
3.Мотивация (знакомство с эпиграфом).
«А что, если б человеку, кроме основной жизни,
давалась ещё одна – для работы над ошибками?»
Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?
Согласны ли вы с ним (применительно к предмету «Родная Русская литература»)? Почему?
I Проблемный вопрос:
Домашним задание вам было прочитать или посмотреть произведение Ю. Полякова «Работа над ошибками». Сегодня будем работать с отрывком и данного произведения.
Ответы учеников.
Слово учителя.
II Актуализация знаний
— Я хотела бы начать урок со слов австралийского актера Хита Леджера:
«Жаль, что нельзя остановить время и вернуть все назад, чтобы исправить предыдущие ошибки. Жизнь не дает второго шанса»
Действительно, каждый человек в жизни совершает ошибки. Только важно вовремя их исправить.
— А как вы исправляете свои ошибки?
— Ребята, самое оптимальное решение — избегать ошибок вместо того, чтобы их потом исправлять. Забывать про уже совершенные ошибки — еще одна ошибка и возможное их повторение.
Сообщение цели урока.
Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно выполнить задание 6-8 экзамена по русскому языку.
Знакомство с алгоритмом. Алгоритм выполнения задания 6:
Чтобы с ним справиться, нужно терпение (внимательно прочитать весь текст) и логика (говорится ли в тексте о том, о чем написано в предложенных вариантах). Другими словами, определить, где правда, а где ложь.
Последовательность действий при выполнении задания 6:
Прочитать предложенный для анализа текст.
Ознакомиться с вариантами ответов.
Найти в тексте информацию по каждому из предложенных утверждений.
Если утверждение соответствует содержанию текста, выписать цифру, под которой оно расположено в задании.
Верных ответов может быть несколько.
Знакомство с алгоритмом. Алгоритм выполнения задания 7:
Найти среди 5 предложений те, в которых есть обозначенный в задании троп (эпитет, фразеологизм, метафора, олицетворение), будет легко любителям поэзии и красноречия. В лирике много различных средств выразительности, делающих ее яркой и эмоциональной. Читайте стихи и тренируйтесь находить в них тропы.
Как выполнять задание:
Прочитать формулировку задания.
Вспомнить значение указанного в нем тропа.
Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство. Прилагательное
Фразеологизм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.
Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Прочитать внимательно первое предложение, попытаться найти там это средство выразительности.
Если его там нет, перейти к следующему варианту.
Аналогично проанализировать все предложенные предложения.
Правильных вариантов может быть несколько.
Знакомство с алгоритмом. Алгоритм выполнения задания 8:
Задание 8 Наш язык настолько многогранен, что его лексика делится на много групп по разным факторам: сфера употребления, происхождение, значение и т. д.
Повторите программу 5-6 классов, чтобы вспомнить все о лексике русского языка. Именно эти знания понадобятся для выполнения задания 8.
Алгоритм выполнения:
Внимательно прочитать задание.
Если нужно найти слово или выражение, вспомните, в первую очередь, значение указанного термина (синоним, фразеологизм и т.д).
Найдите в тексте указанные в задании предложения (может потребоваться работа с полным текстом).
Прочитайте, попытайтесь найти слово.
Если вы ищите синоним, антоним, помните, что он должен относиться к такой же части речи, как и названное в задании слово.
Если ищете слово по данному значению, найдите в формулировке ключевое слово.
Что нужно искать: предмет, признак, действие, состояние и т. д.
Выпишите слово или сочетание слов в той форме, в какой они даны в тексте.
III. Первичное усвоение новых знаний.
— К сожалению, иногда случается так, что между учениками и учителями возникают конфликты. Учителя порой бывают слишком резки, а ученики начинают проверять учителя «на прочность».
IV. Первичная проверка понимания
— К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть Юрия Полякова «Работа над ошибками». Послушайте фрагмент повести:
Я написал на доске слова «Работа над ошибками»…
Отряхнув руки, я ещё раз повторил правила работы над ошибками: нужно выписать в тетрадь злополучное слово или предложение, карандашом обозначить орфограмму или пунктограмму и привести примеры. И, разумеется, в другой раз в подобных случаях не ошибаться – все очень просто!
Класс упорно работал над ошибками.
«А что, если б человеку, кроме основной жизни, давалась ещё одна – для работы над ошибками? – мудро подумал я. – Тогда все свои просчёты и нелепицы можно обвести карандашом, подобрать однокоренные промахи и оставшееся до последнего звонка время наслаждаться переменчивым заоконным пейзажем. Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и работаем над ними одновременно.
— А как нужно жить, чтобы не совершать ошибки? (научиться исправлять ошибки, если их совершили; стараться не совершать ошибок, за которые было стыдно) Спасибо, молодцы, это и будут цели к нашему уроку.
V. Первичное закрепление.
— Андрей Петрушов, герой повести, журналист, случайно становится учителем, и отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить и о которой лучше бы не знать. Действительно, девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем — всё это становится составляющим современной школы.
У вас на столах лежат листочки с фрагментами этой повести. Прочитаем их.
…..
— Какую проблему поднимает Ю.Поляков?
(Ю.Поляков поднимает проблему взаимоотношений учащихся и учителей: несерьезное отношение к ученикам и их проблемам вызывает аналогичную реакцию, и дети, чувствуя это, становятся эгоистичными, злыми, бездушными).
— Подумайте и ответьте на вопрос: «А как вы считаете, кто виноват в случившемся?»
(Учитель физики Максим Эдуардович требует от учащихся дисциплины на уроке, Кирибеев нечаянно задел учителя локтем). У каждого своя правда.
Подумайте и ответьте на вопрос:
— Каким образом Андрею Михайловичу Петрушову удается убедить учеников не отправлять жалобу в отдел образования? (Убедить учеников помогло вовремя прочитанное письмо Елены Викентьевны)
— Он смог заинтересовать ребят общей идеей — поиском рукописи, и ребята делают всё, чтобы помочь своему учителю. Даже отдают письмо-жалобу, в котором хотели обвинить учителя физики Максима Лебедева и директора Станислава Фоменко. Ведь и он не стал от них таить письмо от Елены Викентьевны Онучиной-Ферман. Она признается, что роман Николая Пустырева они никогда не найдут, так как он сжег рукопись под нажимом следователей перед отправкой в ополчение. Она говорит о перегибах партии, о роковых ошибках бывших друзей.
VI Самостоятельная работа.
У каждого и вас после текста задания 6-8 ОГЭ. Выполните их самостоятельно, затем мы проверим правильность выполнения по эталону. Напоминаю, что у вас разные варианты.
VII Самопроверка по эталону.
VIII. Оценивание.
— На столах у каждого из вас листочки, подпишите их. А сейчас, пожалуйста, выставьте оценку за урок себе.
IX. Домашнее задание на выбор:
1. написать эссе «Возможна ли жизнь без ошибок?»
2. составить правила жизни для самого себя, чтобы не совершать ошибок.
X. Рефлексия.
- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
- Какие предположения подтвердились?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
- Самая плохая новость, что…
- Я понял, что…
— Каждый человек ошибается в жизни, самое главное — это уметь признавать свои ошибки и неправоту. Даже святые совершали ошибки, но они быстро исправляли себя. Проблема жизненных ошибок в недостаточности опыта и знаний, в невозможности все предвидеть и все осознать. Исправить ошибку можно всегда, главное не упустить время.
— Мы с вами поработали плодотворно, нашли пути решения поставленной проблемы, обсуждая ее в команде. Урок окончен, спасибо за работу!
ФИ обучающегося _________________________________________________________
Вариант 1
Фрагменты этой повести. Прочитаем их.
Моё лицо было ещё повёрнуто к окну, но третья сигнальная система, которой обладают только учителя и чекисты, уже предупреждала: в классе что-то произошло!(1) Я резко обернулся и увидел на пороге Клару Ивановну.(2) Она смотрела на меня совсем не проверяющим, а наоборот, испуганным взглядом и комкала в руке бело-красную гвоздику. (3)
– Андрей Михайлович, вы мне очень нужны! (4) – сказала Опрятина, озирая класс, но даже не пытаясь определить количество отсутствующих учеников.(5)
Я неторопливо подошёл к ней и лишь тогда разглядел: Клара Ивановна сжимала в руке не гвоздику, а испачканный кровью носовой платок. (6)
– Идёмте, идёмте скорее! – попросила Опрятина. (7) Я дисциплинированно двинулся за ней, на пороге задержался и внимательно поглядел на ученический коллектив, давая понять, что свято верю в его высокую сознательность, но в противном случае наказание будет ужасным. (8)
В учительской, откинув голову на спинку кресла, выставив острый кадык и вцепившись побелевшими пальцами в подлокотник, сидел Максим Эдуардович Лебедев. (9) Он зажимал разбитый нос проштампованным вафельным полотенцем. (10) Галстук, завязанный модным маленьким узелком, был распущен, на сорочке расплылись густые пятна крови: алые, свежие – в середине, и бурые, подсыхающие – по краям. (11) Максим, страдая, скосил на меня глаза и зажмурился, чтобы удержать слезы. (12)
Пока я соображал, как бы поделикатнее спросить о случившемся, Клара Ивановна сама начала рассказывать: (13)
– Его Кирибеев ударил… На уроке… Дожили! (14)
В учительскую влетел запыхавшийся Фоменко, а за ним следом печальный завхоз Шишлов с большой банкой масляной краски. (15) Несколько мгновений директор молчал, потрясённый увиденным, и было слышно, как шмыгает носом Лебедев, проверяя, идёт ли ещё кровь. (16)
– Кто? – вымолвил наконец Фоменко. (17)
– Кирибеев… Дожили! – повторила Опрятина. (18)
– Где этот гад? – тяжело задышал Фоменко. (19)
– Ушёл! – доложила завуч. – Надо звонить в милицию! (20)
– В какую милицию?! – предынфарктно вскричал наш руководитель. (21) – В какую милицию?! – Потом он несколько раз глубоко вздохнул и уже спокойнее добавил: (22) – Никаких милиций! Сами разберёмся… (23) Усвоили? Шишлов! Да оставь ты банку! Пока никто не видит, отведи его ко мне в кабинет – пусть очухается! Скорее!.. (24)
Шишлов одной рукой, точно кивер, прижал банку к животу, по-военному кивнул и помог Максу подняться. (25) Как два гренадера, они добрели до двери, но тут Лебедев, почувствовав нелепость ситуации, оттолкнул завхоза и самостоятельно вышел из «курзала». (26)
– Клара Ивановна! – проводив их взглядом, продолжал Фоменко, все более воодушевляясь. – Девятый класс на перемену не выпускать! Будем разбираться. Идите! (27)
Сразу же после звонка вместе с кипой конфискованных дневников я помчался в девятый класс – там шло следствие. (28) Стась стоял у доски, скрестив руки, как капитан Немо, и ждал ответа на заданный вопрос – о местонахождении Кирибеева, но девятый класс хранил свою тайну. (29) Клара Ивановна сидела за столом и рассеянно листала журнал. (30)
– Ладно, я сам выясню! – пообещал директор. – А Кирибееву передайте, чтобы пришёл ко мне. Чем быстрее – тем лучше. Для него. Усвоили? (31)
– Он не виноват! – страстно объяснила Нина Обиход, когда посторонние удалились. (32)
– Кто не виноват? – уточнил я. (33)
– Оба… не виноваты… – неуверенно добавила она. (34)
Конечно же, начались выяснения виноватых. (35) Учителя обвиняют учеников. (36) Ученики стараются защитить своего одноклассника. (37) Родители пытаются избавиться от ненавистных им учителей. …. (38)
….. Я написал на доске слова «Работа над ошибками»… (39)
Отряхнув руки, я ещё раз повторил правила работы над ошибками: нужно выписать в тетрадь злополучное слово или предложение, карандашом обозначить орфограмму или пунктограмму и привести примеры. (40) И, разумеется, в другой раз в подобных случаях не ошибаться – все очень просто! (41)
Класс упорно работал над ошибками. (42)
«А что, если б человеку, кроме основной жизни, давалась ещё одна – для работы над ошибками? (43) – мудро подумал я. – Тогда все свои просчёты и нелепицы можно обвести карандашом, подобрать однокоренные промахи и оставшееся до последнего звонка время наслаждаться переменчивым заоконным пейзажем. (44) Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и работаем над ними одновременно. (45) Мало этого, исправляя одни глупости, мы тут же делаем другие. (46) И так длится до конца, до последнего звонка, когда нужно сдавать свою единственную тетрадь…» (47)
Задание 6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Клара Ивановна смотрела на меня совсем не проверяющим, а наоборот, испуганным взглядом и комкала в руке бело-красную гвоздику.
2. У Максима Эдуардовича Лебедева, сидящего на стуле в учительской, была разбита бровь, и из нее шла кровь.
3. Ударил Максима Эдуардовича Кирибеев.
4. Директор Фоменко распорядился класс на перемену не выпускать.
5. Кирибеев оказался виноватым в том, что ударил учителя.
Ответ: ________________
Задание 7 Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1. Она смотрела на меня совсем не проверяющим, а наоборот, испуганным взглядом и комкала в руке бело-красную гвоздику.
2. Галстук, завязанный модным маленьким узелком, был распущен, на сорочке расплылись пятна крови.
3. В учительскую влетел запыхавшийся Фоменко, а за ним следом печальный завхоз Шишлов с большой банкой масляной краски.
4. Шишлов одной рукой, точно кивер, прижал банку к животу, по-военному кивнул и помог Максу подняться.
5. Мало этого, исправляя одни глупости, мы тут же делаем другие.
Ответ: _________________
Задание 8 Лексический анализ. В предложениях 13–16 найдите синоним к слову «вымотавшийся». Выпишите этот синоним.
Ответ: ______________________________
Рефлексия
Я доволен (довольна) своей работой__________________________________________________
Я не совсем доволен (довольна) своей работой_________________________________________
Я смог (смогла) справиться…_______________________________________________________
Мне было трудно…________________________________________________________________
Мне необходимо поработать над…__________________________________________________
ФИ обучающегося _________________________________________________________
Вариант 1
Фрагменты этой повести. Прочитаем их.
Моё лицо было ещё повёрнуто к окну, но третья сигнальная система, которой обладают только учителя и чекисты, уже предупреждала: в классе что-то произошло!(1) Я резко обернулся и увидел на пороге Клару Ивановну.(2) Она смотрела на меня совсем не проверяющим, а наоборот, испуганным взглядом и комкала в руке бело-красную гвоздику.(3)
– Андрей Михайлович, вы мне очень нужны! (4) – сказала Опрятина, озирая класс, но даже не пытаясь определить количество отсутствующих учеников.(5)
Я неторопливо подошёл к ней и лишь тогда разглядел: Клара Ивановна сжимала в руке не гвоздику, а испачканный кровью носовой платок. (6)
– Идёмте, идёмте скорее! – попросила Опрятина. (7) Я дисциплинированно двинулся за ней, на пороге задержался и внимательно поглядел на ученический коллектив, давая понять, что свято верю в его высокую сознательность, но в противном случае наказание будет ужасным. (8)
В учительской, откинув голову на спинку кресла, выставив острый кадык и вцепившись побелевшими пальцами в подлокотник, сидел Максим Эдуардович Лебедев. (9) Он зажимал разбитый нос проштампованным вафельным полотенцем. (10) Галстук, завязанный модным маленьким узелком, был распущен, на сорочке расплылись густые пятна крови: алые, свежие – в середине, и бурые, подсыхающие – по краям. (11) Максим, страдая, скосил на меня глаза и зажмурился, чтобы удержать слезы. (12)
Пока я соображал, как бы поделикатнее спросить о случившемся, Клара Ивановна сама начала рассказывать: (13)
– Его Кирибеев ударил… На уроке… Дожили! (14)
В учительскую влетел запыхавшийся Фоменко, а за ним следом печальный завхоз Шишлов с большой банкой масляной краски. (15) Несколько мгновений директор молчал, потрясённый увиденным, и было слышно, как шмыгает носом Лебедев, проверяя, идёт ли ещё кровь. (16)
– Кто? – вымолвил наконец Фоменко. (17)
– Кирибеев… Дожили! – повторила Опрятина. (18)
– Где этот гад? – тяжело задышал Фоменко. (19)
– Ушёл! – доложила завуч. – Надо звонить в милицию! (20)
– В какую милицию?! – предынфарктно вскричал наш руководитель. (21) – В какую милицию?! – Потом он несколько раз глубоко вздохнул и уже спокойнее добавил: (22) – Никаких милиций! Сами разберёмся… (23) Усвоили? Шишлов! Да оставь ты банку! Пока никто не видит, отведи его ко мне в кабинет – пусть очухается! Скорее!.. (24)
Шишлов одной рукой, точно кивер, прижал банку к животу, по-военному кивнул и помог Максу подняться. (25) Как два гренадера, они добрели до двери, но тут Лебедев, почувствовав нелепость ситуации, оттолкнул завхоза и самостоятельно вышел из «курзала». (26)
– Клара Ивановна! – проводив их взглядом, продолжал Фоменко, все более воодушевляясь. – Девятый класс на перемену не выпускать! Будем разбираться. Идите! (27)
Сразу же после звонка вместе с кипой конфискованных дневников я помчался в девятый класс – там шло следствие. (28) Стась стоял у доски, скрестив руки, как капитан Немо, и ждал ответа на заданный вопрос – о местонахождении Кирибеева, но девятый класс хранил свою тайну. (29) Клара Ивановна сидела за столом и рассеянно листала журнал. (30)
– Ладно, я сам выясню! – пообещал директор. – А Кирибееву передайте, чтобы пришёл ко мне. Чем быстрее – тем лучше. Для него. Усвоили? (31)
– Он не виноват! – страстно объяснила Нина Обиход, когда посторонние удалились. (32)
– Кто не виноват? – уточнил я. (33)
– Оба… не виноваты… – неуверенно добавила она. (34)
Конечно же, начались выяснения виноватых. (35) Учителя обвиняют учеников. (36) Ученики стараются защитить своего одноклассника. (37) Родители пытаются избавиться от ненавистных им учителей. …. (38)
….. Я написал на доске слова «Работа над ошибками»… (39)
Отряхнув руки, я ещё раз повторил правила работы над ошибками: нужно выписать в тетрадь злополучное слово или предложение, карандашом обозначить орфограмму или пунктограмму и привести примеры. (40) И, разумеется, в другой раз в подобных случаях не ошибаться – все очень просто! (41)
Класс упорно работал над ошибками. (42)
«А что, если б человеку, кроме основной жизни, давалась ещё одна – для работы над ошибками? (43) – мудро подумал я. – Тогда все свои просчёты и нелепицы можно обвести карандашом, подобрать однокоренные промахи и оставшееся до последнего звонка время наслаждаться переменчивым заоконным пейзажем. (44) Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и работаем над ними одновременно. (45) Мало этого, исправляя одни глупости, мы тут же делаем другие. (46) И так длится до конца, до последнего звонка, когда нужно сдавать свою единственную тетрадь…» (47)
Задание 6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Клара Ивановна смотрела на меня совсем не проверяющим, а наоборот, испуганным взглядом и комкала в руке испачканный кровью носовой платок.
2. У Максима Эдуардовича Лебедева, сидящего на стуле в учительской, был разбит нос, и из него шла кровь.
3. Ударил Максима Эдуардовича Кирибеев.
4. Директор Фоменко распорядился класс на перемену выпускать.
5. Кирибеев оказался виноватым в том, что ударил учителя.
Ответ: _________________
Задание 7 Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1. Он зажимал разбитый нос проштампованным вафельным полотенцем.
2. Шишлов одной рукой, точно кивер, прижал банку к животу, по-военному кивнул и помог Максу подняться.
3. Несколько мгновений директор молчал, потрясённый увиденным, и было слышно, как шмыгает носом Лебедев, проверяя, идёт ли ещё кровь.
4. Стась стоял у доски, скрестив руки, как капитан Немо, и ждал ответа на заданный вопрос – о местонахождении Кирибеева, но девятый класс хранил свою тайну.
5. Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и работаем над ними одновременно.
Ответ: _________________
Задание 8 Лексический анализ. В предложениях 25–28 найдите синоним к слову «взбудораживаясь». Выпишите этот синоним.
Ответ: ____________________________
Рефлексия
Я доволен (довольна) своей работой__________________________________________________
Я не совсем доволен (довольна) своей работой_________________________________________
Я смог (смогла) справиться…_______________________________________________________
Мне было трудно…________________________________________________________________
Мне необходимо поработать над…___________________________________________________
Книга: Красный телефон — Юрий Михайлович Поляков Главная страница.
— КнигаГосборник litres Красный телефон
На сайте КнигаГо можно читать онлайн выбранную книгу: Юрий Михайлович Поляков — Красный телефон — бесплатно (ознакомительный отрывок). Жанр книги: Современная проза, год издания — 2019. На странице можно прочесть аннотацию, краткое содержание и ознакомиться с комментариями и впечатлениями о выбранном произведении. Приятного чтения, и не забывайте писать отзывы о прочитанных книгах.
Название: | Красный телефон | |
Автор: | Юрий Михайлович Поляков | |
Жанр: | Современная проза | |
Изадано в серии: | Собрание сочинений Юрия Полякова #3 | |
Издательство: | АСТ | |
Год издания: | 2019 | |
ISBN: | 978-5-17-112367-3 | |
Отзывы: | Комментировать | |
Рейтинг: | ||
Поделись книгой с друзьями! |
Краткое содержание книги «Красный телефон»
В третий том собрания сочинений известного русского писателя Юрия Полякова вошли его знаменитый «Козленок в молоке», признанный одним из самых остроумных романов отечественной словесности, и повесть «Небо падших», которую по праву считают самой пронзительной «историей любви» рубежа веков. Повесть дважды была экранизирована. Новелла «Красный телефон», давшая название третьему тому, является своеобразным дополнением к «Небу падших», развивая тему «любовь и деньги». В третий том также вошло эссе «Как я варил “Козленка в молоке”», приоткрывающее тайны творческой лаборатории Юрия Полякова.
Читаем онлайн «Красный телефон» (ознакомительный отрывок). Главная страница.
Юрий Поляков Красный телефон
Художественное оформление – Андрей Ферез
Редакционно-издательская группа «Жанровая литература»
Представляет
собрание сочинений Юрия Полякова в 12 томах
Том I. «Cто дней до приказа»
«Cто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Работа над ошибками», «Глава, не вошедшая в повесть», «Как я был колебателем основ», «Неуправляемая», «Как я был врагом перестройки»
Том II. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
«Апофегей», «Что такое “Апофегей”?», «Парижская любовь Кости Гуманкова», «Как я писал “Парижскую любовь”», «Пророк», «Ветераныч», «Демгородок», «Как я построил “Демгородок”»
Том III. «Красный телефон»
«Козленок в молоке», «Как я варил “Козленка в молоке”», «Небо падших», «Красный телефон»
Козленок в молоке
Многоуважаемый Иосиф Виссарионович!«Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным. Но я видел в то же время, что, изображая современность, нельзя находиться в том высоко настроенном и спокойном состоянии, какое необходимо было для произведения большого и стройного труда. Настоящее слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно переходит в сатиру…»
Н. ГогольИз письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 г.
1. Пролог на небесах
«Самолет набрал высоту и теперь натужно гудел, точно обожравшийся нектаром шмель, тяжело волокущий по воздуху свое мохнатое тело к скрытой в разнотравье заветной норке…» «Разнотравье» – плохо. В траве… Да, просто в траве! Иногда проще избавиться от избыточного веса, чем от избыточного слова. (Неплохо сказано! Надо бы запомнить.) Пошли дальше. «В иллюминаторе виднелась земля, такая крошечная, что, казалось, отсюда, сверху, можно одним плевком накрыть средний европейский город». Тоже ничего – образно. Но с физиологическим оттенком. Это меня всегда смущает. Попробуйте роденовский «Поцелуй» представить себе в виде интенсивного обмена двух организмов выделениями слюнных желез – стошнит!..
Стюардесса подкатила к моему креслу уставленную бутылками тележку и великодушно предложила на выбор: лимонад – даром, алкоголь – за валюту. От нее прямо-таки разило парфюмерией. Помимо этого, девушка тщательно демонстрировала свою вызубренную в школе стюардесс улыбку, которую, очевидно, перед сном она вынимает изо рта и кладет в стакан с водой, как пенсионер – вставную челюсть. Это тоже надо бы запомнить. Профессия литератора очень напоминает первобытное собирательство. Вырвал корешок, надкусил. Горько – сплюнул и выбросил, вкусно – сунул в торбочку и дальше побрел.
Вот о каких пустяках я думал, даже не подозревая, что он уже рядом и собирается меня убить или в лучшем случае изувечить…
Я взял сто «Смирновской» и порцию оливочек, фаршированных анчоусами, – на закуску. Долгое время я полагал, что анчоусы – это нечто вызывающе растительное, но оказалось – просто рыбки, наподобие килек. Я заплатил пять долларов, получив вместо сдачи все ту же вставную улыбку. Ерунда! Такие расходы я теперь мог себе позволить, потому что возвращался из Катаньи с гонораром, которого мне должно хватить на полгода скромной жизни.
Собственно говоря, эти полгода я собирался провести за письменным столом, чтобы наконец закончить повесть о партийном функционере, оказавшемся жутким вампиром и по ночам пробиравшемся в сектор учета своего райкома, чтобы, контактируя с фотографиями, наклеенными на учетные карточки, пить биоэнергию из ничего не подозревавших рядовых коммунистов. Улетая на Сицилию, я остановился на том, что, лакомясь одной привлекательной кандидаткой в члены КПСС, он – по фотографии – влюбился в нее без памяти и, чтобы познакомиться поближе, пришил ей персональное дело… Что случится дальше, я представлял себе очень смутно, а заканчивать вещь нужно срочно, иначе будет совсем поздно: все издательства просто завалены беллетризированными поношениями предшествующего режима, ибо это единственное, чем сегодня может прокормиться честный, но не упорствующий в своих принципах писатель. Время, когда можно было заработать на пионерских приветствиях, безвозвратно ушло, а написать нечто стоящее или, как я выражаюсь, «главненькое» мне не удалось и уже никогда, наверное, не удастся… Но жить-то надо!
Если же быть совсем откровенным, то повесть у меня застопорилась
Распространенные ошибки в комплексном анализе (Справка по редакции)
Опубликовано Кевин Хьюстон 15 мая 2016 г. в Комплексный анализ, Методы исследования | 2 комментария
Моя новая книга «Комплексный анализ: введение» почти закончена. Чтобы помочь своим студентам с повторением, я составил список распространенных ошибок, и он составляет главу в книге. Как лектор с многолетним опытом преподавания предмета, я видел, как эти ошибки снова и снова появляются на экзаменах. Я уверен, что из-за давления мы все написали на экзамене ерунду, которой в нормальных условиях у нас не было бы. Тем не менее, многие из этих ошибок происходят каждый год, и я подозреваю, что происходит что-то более глубокое.
Нижеследующее не предназначено для критики моих учеников, которые, к счастью для меня, обычно трудолюбивы и умны. И это не попытка издеваться над ними или высмеивать их. Вместо этого цель состоит в том, чтобы выявить распространенные ошибки, чтобы они не повторялись в будущем.
И если этот пост кажется негативным по тону, то более поздний более позитивен, поскольку в нем рассматриваются методы, улучшающие понимание.
Мнимые числа нельзя сравнивать
Первая ошибка, пожалуй, самая распространенная: сравнение мнимых чисел. Например, студенты пишут для комплексного числа. Это не может быть правильным. Если были, что значит быть меньше ? Обычно подразумевается модуль от , т. е. .
Дело в том, что, в отличие от действительных чисел, мы не можем упорядочивать комплексные числа. Например, что больше или ? Это трудно решить! Поскольку комплексные числа могут быть отождествлены с плоскостью, их упорядочивание эквивалентно упорядочиванию точек плоскости, и ясно, что это невозможно сделать — по крайней мере, каким-либо полезным или осмысленным способом.
Последнее замечание. Хотя является неправильным , обратите внимание, что выражения типа могут быть истинными, если это действительное число.
Не осознавая дает круг
Это может не считаться ошибкой, но является настолько распространенным пробелом в знаниях студентов об экзаменах, что его необходимо упомянуть:
Слишком многие учащиеся не могут нарисовать изображение и/или не могут записать контур, изображением которого является круг.
Повторим основы. Контур, определенный как определяет часть круга радиуса . Полный круг может быть задан . Кроме того, круг можно центрировать, просто добавив .
То есть with создает круг радиусом на основе .
Взяв модуль, мы можем показать, что действительно дает круг:
Таким образом, все точки контура имеют одинаковую длину, т. е. находятся на одинаковом расстоянии от начала координат. А круг — это просто все точки, находящиеся на одинаковом расстоянии от указанной точки. Следовательно, изображение дает круг при .
не равно
Как бы ни было заманчиво поверить, что
неравно . Эти два выражения связаны, как мы увидим. Правильное равенство
Разумно знать происхождение этого:
Какое отношение к? Это неравенство:
Это следует из равенства т.к. — строго возрастающая функция и , как мы можем видеть, рисуя диаграмму Аргана. Эта последняя часть — всего лишь теорема Пифагора в действии!
Пределы стандартной геометрической серии
Некоторые учащиеся не могут вспомнить, соответствует ли нижняя граница стандартного геометрического ряда
есть или .
Вот ситуация, в которой простой случай дает ответ. Нам не нужно искать или предоставлять доказательства. Пусть , тогда имеем
и
Итак, нижний предел равен .
Это пример полезного метода: если вы не уверены, что вспомните результат, попробуйте особый случай.
Основные определения
Можно написать целую главу об определениях и возникающих проблемах. (На самом деле, да. См. мою книгу «Как думать как математик ».)
Основные определения в комплексном анализе включают дифференцирование и контурный интеграл. Я регулярно прошу дать определение сложной дифференциации, и регулярно большинство студентов не могут дать его правильно. Довольно часто я получаю
Альтернативы включают as или некоторую искаженную версию вышесказанного, например, со знаками модуля, в знаменателе и так далее.
Так что же не так с выражением в (**)? Для начала нет пояснений что такое , и есть. Важно, чтобы это была комплексная функция, и она определялась как точка, в которой мы определяем дифференцируемость. Таким образом, мы должны сказать что-то вроде «Комплексная функция дифференцируема в точке, если…». Затем мы должны ввести (**), пояснив, что мы хотим, чтобы этот предел существовал, и существовал, когда, а не .
Таким образом, определение должно быть примерно таким:
`Комплексная функция дифференцируема в точке, если
существует’.
Аналогичные проблемы возникают при определении интегрирования контуров. То есть, в чем и находятся, непонятно.
Это может показаться педантичным. Это. В математике очень важна педантичность.
Не путайте определения с процессами вычисления
Не путайте определение объекта с процессом , с помощью которого мы находим этот объект.
Хорошим примером этой ошибки является путаница определения полюса с процессом его поиска. Полюса и их кратности явно играют центральную роль в работе с остатками, поэтому я регулярно спрашиваю определения на экзаменах.
В ответ на вопрос «Определить, что значит быть полюсом, и определить порядок полюса» я получаю неточные (часто длинные и бессвязные) описания того, как полюс обнаруживается в определенных ситуациях. Например,
«Порядок полюса — это степень вещи, когда полюс равен нулю» или «Порядок полюса — это порядок скобки». (Они не получают оценок.)
Вы можете видеть в первом случае, что учащийся частично знает порядок полюсов, но это зависит от того, как вычисляется порядок полюсов, т. е. мы ищем ноль (в знаменателе ) и найти в большинстве случаев мощность, в которую берется. Однако вопрос задавался определением, поэтому следует дать точное определение.
В качестве другого примера рассмотрим определение остатка. Поскольку наиболее полезным методом вычисления остатка является (игнорирование условий на данный момент), я часто получаю это вместо утверждения, включающего коэффициент . Опять же, учащийся видит «остаток» как нечто вычисляемое и дает метод расчета, а не рассматривает «остаток» как понятие.
Неверные формулировки теорем – недостаточная детализация
Следуя предыдущему примеру, если бы я попросил студентов сформулировать формулу, приведенного выше ответа было бы недостаточно. Нет пояснений, что такое и какие условия на них ставятся.
Это распространенная проблема. Когда я спрашиваю студентов на уроках геометрии или во время лекций, которые я преподаю в школах, что такое теорема Пифагора, я получаю быстрый ответ: . Обычно я, к первоначальному замешательству студентов, говорю «нет». Есть две точки, одна из которых , и не определены. Второй глубже. Уравнение является заключением теоремы. предположений отсутствуют. Самым важным из них, конечно же, является то, что нам нужен прямоугольный треугольник. Студенты, безусловно, знают эту деталь, но игнорируют ее важность.
Следовательно, для описанного выше метода вычетов нам нужно сказать: «У нас есть для , аналитическое с , , ».
Наиболее частая проблема искажения теорем состоит в том, чтобы просто сформулировать вывод, особенно если вывод представляет собой формулу. Надеюсь, теперь вы видите, что интегральная формула Коши — это не просто
Порядок полюсов
Еще одна ошибка с полюсами состоит в том, чтобы полагать, что порядок полюса — это порядок нуля в знаменателе рациональной функции. То, что это ошибочно, мы можем видеть на примере функции, которая имеет нуль порядка 3 в точке 0 в знаменателе, но порядок полюса там равен 2. В нестрогих терминах — а это действительно нестрого — числитель имеет нулем порядка 1 и «сократится» с одним из нулей в знаменателе.
Нельзя даже сказать, что порядок полюса не выше порядка нуля в знаменателе. Например, мы можем вычислить, что имеет полюс 3-го порядка в 0, а не полюс 2-го порядка. В этом случае нестрогое объяснение состоит в том, что полюс 1-го порядка в 0 так сочетается с полюсом 2-го порядка для чтобы дать полюс порядка 3.
Это отчасти возникает из-за неоднозначности представления функции как частного. Вот и так можно записать как . Последнее представление имеет в знаменателе нуль порядка 3 (поскольку в 0 имеет нуль порядка 1) и отлично от нуля в числителе, следовательно, мы имеем полюс порядка 3. Дело, возможно, в том, чтобы не одурачен тем, как функция записывается как частное.
Интегралы
Ясно, что интеграл вида , где — действительная функция, должен давать действительное число. Методы, описанные в книге, позволяют нам вычислять такие интегралы с помощью комплексного анализа, и существует опасность того, что незначительный просчет даст мнимое число. Следовательно, любая работа, которая дает мнимое число, неверна и должна быть исправлена.
Радиус сходимости действителен
Радиус сходимости действителен и никогда не имеет мнимой части.
Тест отношения — один из лучших тестов сходимости рядов, который мы можем использовать для вычисления радиуса сходимости степенных рядов.
В большинстве курсов элементарного анализа, где изучаются реальные ряды, тест отношения обычно указывается с помощью . Это приводит к тому, что некоторые студенты неправильно применяют его в сложных случаях. Рассмотрим ряд и пусть . Затем
Все идет нормально. В этом примере распространенной ошибкой является написание чего-то вроде «нам это нужно, поэтому радиус сходимости равен».
(Я предполагаю, что студенты рабски следуют процедуре в реальном кейсе.)
Это не может быть правдой. Как выглядит круг радиуса? Нам нужно, чтобы радиус был реальным.
Чтобы предотвратить эту ошибку, мы могли бы определить или, что то же самое, просто написать
Таким образом, мы требуем , т. е. . Другими словами, радиус сходимости равен .
Мы не всегда можем заменить на
Я часто вижу замену (и аналогичную замену на ) Однако они не равны. Путаница здесь возникает из-за того, что мы имеем дело с интегралами вида где законно заменяется . Важными отличиями являются (i) использование и (ii) его можно использовать только потому, что .
Проблемы с аргументом
Аргумент комплексного числа вызывает ряд проблем.
Во-первых, для аргумента с у нас есть уравнение . Это означает, что многие учащиеся считают с помощью (иногда также ошибочно пишут как ). Мы видим, что это может привести к ошибкам:
но .Более подробную информацию можно найти в книге. Важным моментом является забота о случаях и . Часто помогает построение диаграммы Аргана.
Вторая ошибка заключается в использовании полярной записи: Если , то и для некоторых .
Ошибка в том, что забывают лишнее (иногда студенты берут, а не ).
Это приводит к другой распространенной ошибке, так как предыдущее замечание имеет важное значение для решения . У нас есть, для. Слишком часто этот термин забывают.
Разные
- Модуль числа никогда не бывает комплексным. (Обычно это происходит из-за ошибочного взятия ! Это очень и очень распространенная ошибка. Она приводит к тому, что может в свою очередь привести к мнимому числу. (Пример приведен в книге.)
- равно , а не . Эта ошибка возникает чаще, чем мне кажется удобным.
- Если сложный, то не определен. Однако нормально.
- Если , то не .
- Определение контурного интеграла не включает модуль.
- Теорема Коши требует, чтобы путь был замкнут .
Вам слово
Есть ли у вас примеры типичных ошибок в комплексном анализе, которые я упустил? Оставьте комментарий ниже.
Получить информационный бюллетень!/> Хотите, чтобы информационный бюллетень информировал вас о математических новостях, статьях, видео и событиях, которые вы могли бы пропустить? Тогда зарегистрируйтесь ниже. (Никакого спама, и я никогда не передам ваши данные никому другому. )
5 самых больших ошибок в резюме, по мнению экспертов из Гарварда, и примеры того, что делать
Getty Images | filadendron
На таком неопределенном и конкурентном рынке труда никогда не было более важного времени для полировки своего резюме (даже если вы сейчас не ищете работу).
Прежде чем начать, подумайте о своих сильных и слабых сторонах и целях. Также имейте в виду, кто является вашим конкурентом и какими уникальными навыками вы обладаете, которые могут выделить вас.
После того, как вы немного обдумаете эти вещи, пришло время для самого важного и, возможно, самого сложного шага: изложить все это на бумаге. Вот пять самых больших ошибок в резюме, которых следует избегать (а также примеры того, что делать вместо этого), по мнению консультантов Управления карьеры Гарвардского университета:0003
1. Орфографические и грамматические ошибки
Если вам нужна профессиональная работа, пишите как профессионал. Слишком часто люди игнорируют важность орфографии и грамматики, потому что работа, которую они хотят, не связана с сопутствующими задачами, такими как редактирование рукописей или статей в журналах.
Но орфография и грамматика являются показателями двух навыков, необходимых для любой работы: внимания к деталям и общения. Они сообщают менеджерам по найму, если вы усердны в своей работе и можете четко общаться — как устно, так и по электронной почте — с коллегами, руководителями и клиентами.
Примеры типичных ошибок:
- Пропущенные слова. Перечитав собственное резюме десятки раз, легко пропустить пропустить слов, например, «надзирать за командой инженеров» (в то время как это должно быть «надзирать за командой из четырех инженеров»). Всегда просите друга или кого-то, кому вы доверяете, проверить эти вещи перед отправкой.
- Написание о предыдущих местах работы в настоящем времени . Как правило, вам следует говорить о старой работе в прошедшем времени, а о вашей текущей работе — в настоящем времени.
2. Использование пассивного залога
В пассивном предложении объект действия становится субъектом предложения. Если это звучит сбивающе с толку, то это потому, что так оно и есть.
Резюме, написанное пассивным языком, может сделать чтение скучным, использовать слишком много слов, быть расплывчатым и, что хуже всего, привести к путанице предложных фраз. Для более сильного эффекта эксперты по карьере в Гарварде предлагают использовать активный залог и убедительные «действующие» слова:
Примеры пассивного против активного:
- Пассив: «…за три года наша команда увеличила доход на 35%.»
Активный (с глаголом действия): «…команда достигла роста доходов на 20% за три года.» - Пассив: «…повышение до старшего менеджера я получил всего через полгода работы в компании.»
Активный (с глаголом действия): «… повысил до старшего менеджера всего за шесть месяцев.»
3. Отсутствующая или ненужная контактная информация
В самом верху вашего резюме должны быть: ваше имя (большим шрифтом и жирным шрифтом), адрес (чтобы менеджер по найму знал, где вы находитесь), личный адрес электронной почты и номер телефона (чтобы они могли связаться с вами).
В некоторых случаях может быть уместно включить ссылку на ваш веб-сайт или портфолио. Все остальное — пустая трата места.
Примеры того, что не следует включать:
- Ваша фотография. Сохраните этот профессиональный снимок для своего профиля в LinkedIn, который, скорее всего, найдет менеджер по найму, если сочтет вас сильным кандидатом.
- Список ссылок (или пометка «Ссылки доступны по запросу»). Уже предполагается, что у вас есть коллеги и коллеги старшего уровня, которые поручятся за ваши навыки. Большинство менеджеров по найму будут запрашивать рекомендации только в том случае, если вы дойдете до финальных стадий процесса собеседования.
4. Плохо организованное, краткое или легко просматриваемое
Черно-белое резюме с четкими заголовками и пробелами будет выделяться больше, чем красочное резюме с чрезмерным использованием рамок и линий, идущих со всех сторон.
Сделайте свое резюме легко читаемым и понятным, соблюдая баланс пробелов и используя подчеркивание, курсив, полужирный шрифт и заглавные буквы для выделения. При перечислении деталей в разделе используйте маркеры (вместо цифр или букв).
Примеры неправильного форматирования:
- Предложения и разделы обрезаны. Это часто происходит, когда вы конвертируете свое резюме в PDF-файл, поэтому убедитесь, что ваше форматирование переведено правильно, прежде чем нажимать кнопку отправки.
- Неверный порядок заголовков и информации. Перечислите заголовок «Опыт» в обратном хронологическом порядке (сначала самое последнее место работы) и детали (например, задачи, достижения) каждого места работы в порядке важности.
5. Слишком длинное
Если вы не претендуете на руководящую должность, ваше резюме не должно быть длиннее страницы (максимум две страницы).
Примечание. Это , а не означает, что вы должны сокращать. Что бы это ни было, напишите это по буквам, иначе ваш читатель не поймет, о чем вы говорите.
Примеры того, что сделает ваше резюме длиннее:
- Использование описательного стиля.