Креативность личности
1.05.2011
Креативность (от лат creatio — созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться ученые ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.
Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств критичности и рассудочности в сознании ребенка.
Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность. Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом — минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети). Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем — на продуктивном (поведенческом) уровне.
В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:
- развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности;
- подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.
Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. ИНДИВИД либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.
Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Творцом и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности. Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.
Большинство психологов согласны, что креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.
Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч. Спирмен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У. Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».
По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.
Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:
- беглость — способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
- гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
- оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
- разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность;
- образную креативность;
- отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам
По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.
Ключевые слова: Креативность, Личность
Материалы по теме |
---|
Личностные черты и креативность Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;… |
Особенности личности креативных людей Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Психологическая культура и здоровье личности Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш…. |
Способности в структуре личности Чередниченко И.П., Тельных Н.В. — Психология управления |
Диссоциальное расстройство личности Попов Ю. В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия |
Личность и коллектив И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Опросник креативности Д. Джонсона Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Методы формирования сознания личности Сластенин В.А. — «Педагогика» |
что это означает, развитие креативности личности
Креативность – это в психологии сейчас активно изучаемая тема, поскольку помимо постоянного, неугасающего интереса к природе творчества, развитие креативности имеют прямую ценность в бизнесе, образовании, искусстве. Прикладное значение креативности находит место в востребованных сейчас профессиях маркетолога, дизайнера, стилиста, фотографа, организатора праздничных мероприятий, SMM менеджера, креативного директора. Как в древности изобретение колеса положило начало развитию науки, так сейчас яркие креативные идеи приносят своим правообладателям миллиарды. С необходимостью креативить сталкиваются практически все специальности, она нужна в общественной и личной жизни, ведь овладение ею влияет на общую успешность человека.
Что такое креативность
Понятие креативности в психологии подразумевает целый перечень явлений, описывающих разные стороны творческого мышления.
Креативность, что это означает в распространенном понимании? Креативность — это в психологии умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему. В нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков. Если это есть, то человеку с легкостью дается мыслить в нестандартном ключе и отходить от шаблонных схем.
Во-вторых, под креативностью имеют в виду не только умение свежо посмотреть на предмет, но и найти новые технологии решения всех подобных проблем. То есть креативность мыслящего субъекта не ограничивается тем, что личность выдает частные креативные варианты, но и пытается совершенствовать весь процесс поиска этих решений – чем и отличается от обывателя.
Итак, что такое креативность? Психологи придерживаются мнения, что подлинная креативность людей выделяется тремя свойствами.
Первое – они достаточно умны. Среди творческих мыслителей очень мало представителей с интеллектом ниже среднего – менее 105 баллов по классической шкале. Однако известны примеры того, как люди даже без среднего образования были прекрасными криэйторами в рекламе, менеджменте, машиностроении, технике. У Томаса Эдисона, например, вовсе не было образования, что не воспрепятствовало ему стать выдающимся изобретателем и изменить ход истории.
Второе – гибкость мышления. Это природное свойство, которое можно развить. Иначе говоря, это беглость мышления, позволяющая действовать в ситуациях неопределенности, когда непонятно, как решать проблему, ее неясности в целом.
Креативность мышления обеспечивает способность выйти за рамки того, что уже было кем-то решено и описано.
И третье – так называемое метатворчество, то есть вообще установка человека на творчество как жизненный принцип, как некая внутренняя движущая сила. Обычно творческие люди проявляют креативность везде – и на работе, и в хобби, в одежде, общении – во всех областях жизни. И это тоже возможно в себе развить, поставив такую цель.
Развитие креативности
Когда мы заняты одним видом деятельности – блокируются многие скрытые аспекты работы мозга. Мы включаем однонаправленное линейное мышление, и все мозговые процессы подчинены только ему. Надо заставить мозг работать латерально – в параллельном направлении. Как? Включить любимую негромкую, спокойную музыку без слов или специальную подборку креативной музыки, которых много в интернете. Либо также фоном можно смотреть или слушать телевизор, но не фильм или передачу, которые вы раньше не смотрели и очень хотите посмотреть. Идеально – информационные, новостные, музыкальные каналы, сериалы, которые вы видели, но цель достигнута. Мозг разблокирован, задействованы оба полушария. Соответственно, эффективность работы повышается на порядок.
Развитие креативности личности достигается таким приемом – «зарядиться» чужим креативом. Это знает любой криэйтор, который постоянно испытывает творческие кризисы. Заряжаться можно по-разному – пойти на концерт экспериментальной музыки, обратиться к авторскому кинематографу или театральной постановке, картинам экспрессионистов, кубистов… Главное – в результате задуматься, что же хотел сказать автор? Кто-то черпает у природы, например, ходит в зоопарк. Каждый должен находить свой рецепт, от чего ему можно получить вдохновение.
Очень простой совет – сделать креативную паузу. Стандартная ошибка в том, что перезагрузку даст пассивный отдых на диване или сон. Да, мозг отдыхает, но никакого дополнительного драйва не создается, и развитие креативности не происходит.
Что же советуют психологи, и что используют современные криэйторы? Например, такой занятный способ – заглянуть в холодильник и постараться приготовить новое блюдо из существующих продуктов. Придумывая новый рецепт, вы переключаетесь и заставляете работать правое полушарие. Можно посмотреть вокруг и попробовать мысленно сделать перестановку. Главное очень четко представить результат – тогда и ментальной перестановки достаточно. Также простое действенное упражнение для роста креативности – в воображении представить белый лист и написать цветными красками свое имя, попытаться потрогать эту надпись и ощутить ее текстуру, наделить запахом и почувствовать его, а потом стереть все. И самый, пожалуй, приятный способ – «станцевать проблему». Просто спонтанно, свободно, как хочется, двигаясь танцевать, думая о вашей задаче. Постараться перевести ее на язык тела и преобразовать в движение. Помимо вспыхнувших идей вы гарантированно получите эмоциональный всплеск и улучшите физическое состояние.
Еще один очень хороший совет – изменить что-то в своем повседневном укладе жизни. Что помогает? Смена диеты, разгрузочный день, однодневное голодание, чистка зубов со щеткой в другой руке. В ход идут физические изменения, которые влекут за собой обязательно и мозговые процессы. Можно попробовать стимулировать креативность, вовлекаясь в новые, необычные виды деятельности – сходить на танцевальный мастер-класс или курсы сомелье. Либо это может быть интенсивная прогулка, занятие или даже просто наблюдение за спортивными занятиями. Новая деятельность разблокирует креативную, правополушарную часть мозга, и заставит его творить.
Прикладную ценность имеет следующее упражнение. Это задача написать как можно больше новых применений обыденному предмету или же так называемый «мозговой штурм» – запись всех идей по интересующему вас вопросу, и только по окончанию всех записей их критическая оценка и отбор. Этот способ используется во многих организациях в формате совещания и позволяет получить максимум креативных идей, одновременно устроив психологическую разгрузку сотрудникам.
Креативность и творчество
Слово «креатив» является калькой с английского «creative» – творчество. Также на латинском «creatio» означает создание, сотворение. Поэтому понятие креативность и понятие творчество идентичны. Однако термин креативность чаще применяется в бизнесе, образовании и подразумевает определенное волевое усилие, целенаправленную активность субъекта. Тогда как творчеством обычно называют свободную и даже не структурированную деятельность. В остальном эти термины для нас идентичны и имеют три творческие составляющие: чувствительность, интуиция и синергия.
Чувствительность свойственна всем творческим людям, они чувствуют мир ярче, открыты новому опыту и глубже его переживают. Все дети обладают более высокой чувствительностью, чем взрослые, и это позволяет им открыто творить, без стеснения и рамок. У них мало шаблонных установок, и даже основной вид деятельности – игра. Многие творческие люди похожи на детей как раз в этом, им удается сохранить живость восприятия, что становится неиссякаемым источником для творения.
Интуиция движет человека в нужном направлении, позволяет «идти на поводу» у своего творческого начала. Поэтому о творческих людях есть мнение, что они словно живут в потоке чувств, мыслей, событий, происходящих как бы независимо от субъекта, словно этот поток больше самого человека и подчиняет его.
Синергия – способность сочетать разные явления, иногда даже противоположные, на первый взгляд совершенно не подходящие друг другу. В результате такого синергетического сочетания эффект превосходит сумму эффектов от его частей. Это может быть соединение двух творческих личностей, создающих вместе нечто принципиально новое. Или объединение разных областей, например, психологии и танцевального искусства – с целью психотерапии танцем. Такие подчас удивительные сочетания прокладывают дорогу новым направлениям в науке, бизнесе, общественной жизни. Например, объединение дизайнера и программиста позволяет создать конкретный востребованный продукт – сайт.
Креативность мышления дизайнера и практичность мышления программиста в случае их сплочения дадут лучший результат, как если бы сайт создавал один человек.
Считается, что на 100% новое создать уже невозможно, поскольку за тысячелетия человеческой истории было придумано все, что, так или иначе, будет основой для последующих изобретений. Поэтому именно чувствительность и интуитивность восприятия, а также способность синергетически объединять воспринятый опыт делает человека творческой, креативной личностью.
Однако у творчества есть два постоянных спутника – риск и неопределенность. Не зря говорят, что творение «рождается в муках». Каждое открытие связано с неизвестностью, как оно повлияет на дальнейший ход событий. Поэтому для творческой деятельности нужны еще волевые способности, чтобы побороть лень и противоречия внутри человека. Только, справившись с ними, личность проявит креативность и может раскрыть весь свой потенциал.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как воспитать творческий мозг
Некоторые из нас просто рождаются более творческими, чем другие? Является ли творчество навыком, который может развивать каждый? Что такое «творческий мозг»? Подобные вопросы ставили психологов в тупик на протяжении десятилетий. Несмотря на то, что есть свидетельства аргументов как о природе, так и о воспитании, на креативность явно влияют внутренние и внешние факторы.
Однако творческие инстинкты со временем ослабевают. Психологи Джордж Лэнд и Бет Джарман провели знаменательное исследование в 1919 году.68, в котором тестировались творческие способности 16 000 детей. Тест был разработан для НАСА для выявления инновационных инженеров и ученых в молодом возрасте. Что было особенно интересно, так это то, как резко менялись результаты с возрастом. Пятилетние дети были самой творческой группой, 90% из них набрали высокие баллы. Взрослые были наименее креативной группой: только 2% набрали высокие баллы по творчеству .
Креативность, сложная для измерения черта, сильно зависит от когнитивного развития и подпитывается окружающей средой человека.
Креативность в понимании психологов
Психологи определяют креативность как «способность создавать или развивать оригинальные работы, теории, техники или мысли». Его также часто определяют как наличие идеи, которая по своей сути является новой и ценной.
Творческие люди часто показывают, что они более склонны к таким качествам, как сильное воображение и выразительность.
Одно научное исследование, посвященное сравнению близнецов, опубликованное в журнале Behavioral Genetics, показало, что креативность в большей степени передается по наследству. Они измерили творческую наследственность примерно на 70% из-за генетики. Это по-прежнему оставляет много места для того, чтобы окружающая среда могла влиять на уровень творчества.
Независимо от того, насколько сильно наши гены влияют на творчество, мы все равно можем лелеять эту искру.
Тренировка мозга, чтобы быть более творческим
Для многих предприятий поощрение творчества и инноваций имеет решающее значение для долгосрочного успеха. Кабина уступила место концепции открытого офиса, внутренним стенам для скалолазания и креслам-мешкам.
С научной точки зрения существуют способы повысить вашу креативность. Вот несколько различных способов улучшить свои творческие способности с помощью психологии.
Получите больше сна
Забота о психическом и физическом здоровье — это первое, что нужно сделать. Достаточное количество сна, вероятно, является самым основным и важным средством улучшения вашего творчества.
Кажется, это частично зависит от типа сна. Например, быстрый сон («фаза сновидений») способствует творческому решению проблем. Исследователи полагают, что это происходит потому, что мозг воспроизводит воспоминания, чтобы учиться, и перемещает эти мысли в долговременную память.
Некоторые исследования показали, что творческие люди склонны больше спать. Даже если они не всегда высыпаются наилучшего качества, продолжительность рабочего дня все равно положительно влияет на их творческий потенциал.
В некоторых случаях сами сны привели к научным открытиям. Джеймсу Уотсону, например, приснились две переплетенные змеи. Этот сон в конце концов привел его к открытию двойной спирали ДНК.
Пять других интересных творческих прорывов, которые люди совершили во сне:
- Пол Маккартни проснулся, напевая мелодию Yesterday.
- Идея Терминатора принадлежит Джеймсу Кэмерону.
- Дмитрий Менделеев работал три дня, потом заснул на двадцать минут – и придумал периодическую таблицу элементов.
- Джек Никлаус придумал новый способ махать своей клюшкой для гольфа.
- Элиасу Хоу приснилось, что его должны обезглавить, если он не изобретет швейную иглу. Он проснулся и сделал это за несколько часов.
Не используйте систему поощрений
Часто люди думают, что поощрения или положительное подкрепление — это хороший способ повысить производительность. И хотя это помогает формировать новые постоянные привычки, это не всегда помогает повысить креативность.
Согласно психологии творчества, это происходит из-за явления, известного как Эффект сверхоправдания. Эффект возникает, когда вознаграждение за поведение имеет неприятные последствия, а дополнительный стимул вместо этого заставляет вас больше не хотеть выполнять эту задачу.
Чтобы проиллюстрировать это, представьте, что ваша команда работает над новым логотипом для бренда. Вы, вероятно, занялись графическим дизайном, потому что творческий акт проектирования двигал вами. Однако ваш отдел неожиданно предлагает награду, например, бесплатный обед за лучший дизайн. Награда — это не сам акт творения; это бесплатный обед. Если вы не заинтересованы в обеде, у вас меньше стимулов к выступлению.
Урок состоит в том, что если вы застряли на творческой задаче и упираетесь в стену, не полагайтесь слишком сильно на систему вознаграждений, чтобы мотивировать себя или свою команду. Вместо этого ищите мотиваторы в других формах признания.
Найдите свою творческую среду
Позитивный психолог Михай Чиксентмихайи известен своими теориями изучения психического состояния потока. Краеугольным камнем его концепции является представление о том, что наше окружение играет решающую роль в творческом процессе.
«Творчество происходит не в головах людей, а во взаимодействии мыслей человека с социокультурными мыслями и социокультурным контекстом». — Творчество, Михай Чиксентмихайи
Стимулирующая и хорошо продуманная среда способствует творчеству. Работа в пространстве с элементами, которые вас вдохновляют, может помочь, если вы находитесь в творческом застое или ищете необычный сеанс мозгового штурма.
Для мозгового штурма, разработки идей и других творческих задач вам может понадобиться веселое, увлекательное и энергичное рабочее место. Однако, когда вам действительно нужно выполнить свой творческий проект, избегайте работы в слишком стимулирующем пространстве. Вы не хотите находиться в среде, которая отвлекает вас от текущей задачи.
Креативность — особенно на этапе исполнения — часто должна проявляться в менее чем захватывающих местах. Итак, когда дело доходит до выполнения ваших творческих задач, найдите или создайте пространство, где вы сможете сосредоточиться.
Известно, что Агата Кристи писала свои книги, останавливаясь в отелях. Майя Энджелоу была известна той же творческой привычкой. Они сделали это, потому что в отеле было меньше отвлекающих факторов, чем дома, поэтому они могли сосредоточиться на письме и ни на чем другом.
В зависимости от того, на каком этапе творческого процесса вы находитесь, убедитесь, что ваше окружение ему соответствует.
Работа с ограничениями
Что проще: начать с пустой страницы или почти пустой страницы с одной подсказкой?
Многие художники и писатели уже знают, что пустая страница пугает. Открытый характер затрудняет начало работы из-за бесконечных возможностей. Вот почему многие начинают с подсказок, чтобы дать отправную точку и вдохновение.
Удивительно, но творчество процветает, когда вы помещаете его в коробку.
Успех ограниченного творчества отчасти объясняется теорией нелинейного мышления. Нелинейное мышление — это когда человек связывает обычно несвязанные между собой идеи. Ограничения могут помочь связать эти идеи, потому что вы идете по другому пути, чем обычно. Ограничение может дать вам более линейную отправную точку, но оно также облегчит расширение проблемы новым и нелинейным способом.
Многие из величайших творений нашего времени родились из-за ограничений. Возьмите культовую музыку из видеоигр, созданную Кодзи Кондо для игры Nintendo Super Mario. При создании музыки для игры он мог использовать только шесть нот из-за ограничений технологии того времени. И все же он сочинил запоминающуюся мелодию, которая станет узнаваемой для геймеров всего мира.
Одна из самых успешных книг доктора Сьюза вышла из-под ограничений. За выпивкой его друг предложил ему написать рассказ, используя всего пятьдесят разных слов — ни больше, ни меньше. Это в конечном итоге превратилось в самый успешный рассказ, который он когда-либо публиковал — Зеленые яйца и ветчина .
Для справки: вся книга написана одними словами: а, я, и, где угодно, есть, быть, лодка, ящик, машина, мог, темный, делать, есть, яйца, лиса, коза, хорошо, зеленый, ветчина, здесь, дом, я, если, в, пусть, например, может, мне, мышь, не, на, или, дождь, Сэм, скажи, видишь, так что, спасибо, что, те, их, там, они, поезд, дерево, попробуй, будет, с, будет, ты.
Креативные дизайнерские пространства для совместной работы
Как говорится, две головы лучше, чем одна. Работа с другими людьми — это фантастический способ проявить больше творчества. Но помогает не только обмен идеями с другими людьми, но и пространство вокруг вас.
В 2015 году одно исследование изучало, как физическое пространство влияет на наше творчество, и исследователи обнаружили, что физическая среда, в которой пользователи могут общаться и делиться идеями, повышает результаты творчества.
Некоторые предприятия уже применяют это в своих офисах. В 2017 году Apple анонсировала свой «Apple Park», который был разработан с учетом сотрудничества и творчества. Они сделали это, чтобы способствовать инновациям и новым идеям для своих 12 000 сотрудников.
Подумайте об этом по-другому
«Мы не можем решить наши проблемы с тем же мышлением, которое мы использовали, когда создавали их». – Альберт Эйнштейн
Если вы чувствуете творческий застой, попробуйте подойти к проблеме с другой стороны. Большинство творческих людей склонны относиться к вещам по-разному. Здесь мы возвращаемся к тому нелинейному мышлению, о котором я упоминал ранее.
Другим распространенным методом является Техника Шести Шляп, придуманная доктором Эдвардом де Боно. Эта стратегия пытается бросить вызов вашему мозгу, чтобы подойти к проблеме с 6 разных точек зрения. По сути, вы надеваете разные шляпы, и каждая из них предлагает уникальную перспективу.
Техника разбивки «Шесть шляп»:
- Факты
- Новые идеи/Творчество
- Позитив/Преимущества
- Негатив/Предупреждения
- Чувства
- Общая картина/Процесс
Направляя свои мысли по этим разным направлениям, вы можете подойти к своим идеям с новой точки зрения, о которой раньше никогда не задумывались.
Embrace Boredom
Еще один интересный и, казалось бы, нелогичный совет — выполнять повторяющиеся или монотонные задачи, чтобы повысить свою креативность.
В ходе одного исследования британские исследователи дали участникам два условия для проверки скуки и креативности. Во-первых, участников просили выполнить скучное задание (например, копирование чисел) или не выполнять задание, а затем попытаться выполнить творческое задание. Группа, которая выполняла скучную задачу, показала лучшие результаты по измерениям креативности, чем контрольная группа, которая не выполняла скучную задачу.
Одна из теорий, почему скука способствует творчеству, заключается в том, что она позволяет нам помечтать. Кто не отключался время от времени, делая что-то повторяющееся?
Весь фокус в том, чтобы сознательно использовать это скучное и повторяющееся задание для развития своего творчества.
Творческий мозг: ваша лучшая творческая работа
Хотя творчество имеет естественный компонент, ясно, что вашу лучшую творческую работу можно улучшить, если мыслить нестандартно (или внутри коробки тоже). В следующий раз, когда вы столкнетесь с творческим кризисом, подумайте о науке, подтверждающей психологию творчества. Попробуйте добавить ограничения, выполнить скучные задачи или поработать в пространстве для совместной работы, чтобы зажечь новые концепции.
Креативность — это навык, который каждый может развить и усовершенствовать. Некоторым из нас просто нужна небольшая помощь и, конечно же, немного практики.
Творчество | Введение в психологию
Цели обучения
- Дать определение творчеству, дивергентному и конвергентному мышлению
Что общего у следующего: препарат пенициллин, Эйфелева башня, фильм Властелин колец Общая теория относительности, гимн Amazing Grace , iPhone, роман Дон Кихот , картина Мона Лиза , рецепт шоколадной помадки, безалкогольный напиток Coca-Cola, видеоигра Wii Sports , нападение Западного побережья в футболе и молния? Вы угадали! Все названные предметы были продуктами творческой мысли. Ни один из них не существовал до тех пор, пока кому-то не пришла в голову идея. Творчество — это не то, что вы просто срываете, как яблоки с дерева. Поскольку творческие идеи настолько особенные, создатели, которые придумывают лучшие идеи, часто высоко вознаграждаются славой, богатством или и тем, и другим. Нобелевские премии, Оскары, Пулитцеровские премии и другие награды приносят славу, а большие продажи и кассовые сборы приносят богатство. Но что такое творчество в первую очередь?
Рисунок 1 . Людям часто трудно описать, откуда взялись их творческие идеи. Когда вы думаете о чем-то творческом, как вы обычно это придумываете?
Творчество: что это такое?
Креативность возникает, когда кто-то выдвигает творческую идею. Примером может служить творческое решение сложной проблемы. Но что делает идею или решение креативными? Креативность — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Хотя психологи предложили несколько определений креативности (Plucker, Beghetto, & Dow, 2004; Runco & Jaeger, 2012), вероятно, лучшим определением является определение, недавно адаптированное из трех критериев, которые использует Патентное ведомство США для принятия решения о том, является ли изобретение могут получить патентную защиту (Simonton, 2012).
Первый критерий оригинальность . Идея должна иметь низкую вероятность. Действительно, он часто должен быть уникальным. Специальная теория относительности Альберта Эйнштейна определенно удовлетворяла этому критерию. Никакой другой ученый не придумал эту идею.
Второй критерий полезность . Идея должна быть ценной или работать. Например, решение должно, по сути, решать проблему. Оригинальный рецепт, по которому получается блюдо, вкус которого настолько ужасен, что его невозможно есть, не может быть творческим. В случае с теорией Эйнштейна его принцип относительности дал объяснение тому, что в противном случае было бы необъяснимым эмпирическим результатом.
Рисунок 2 . Даже с учетом трех критериев креативности (оригинальность, полезность и неожиданность) определение того, является ли искусство «творческим», может оказаться трудным. Особенно со всеми примерами художников, чья работа не считалась творческой до их смерти. [Изображение: Линус Боман]
Третий и последний критерий сюрприз . Идея должна быть неожиданной или, по крайней мере, неочевидной (если использовать термин, используемый Патентным ведомством). Например, решение, основанное на приобретенном опыте, нельзя считать удивительным, даже если оно было оригинальным. Теория относительности Эйнштейна не была пошаговым выводом из классической физики, а была построена на новом фундаменте, который бросил вызов самой основе традиционной физики. Применяя эти три критерия, важно понимать, что оригинальность, полезность и неожиданность — количественные, а не качественные атрибуты идеи. В частности, мы действительно должны говорить о степени, в которой идея удовлетворяет каждому из трех критериев. Кроме того, три атрибута должны иметь нулевую точку, то есть должна быть возможность говорить об идее, лишенной какой бы то ни было оригинальности, полезности или неожиданности. Наконец, мы должны предположить, что если идея получает ноль баллов по какому-либо одному критерию, то она также должна иметь нулевую креативность. Например, кто-то, кто заново изобретает колесо, безусловно, создает полезную идею, но в этой идее нет оригинальности и, следовательно, нет никакого творчества. Точно так же тот, кто изобрел парашют, полностью сделанный из железобетона, получил бы много похвалы за оригинальность — и сюрприз! — но не за полезность.
Когнитивные процессы: как думают создатели?
Рисунок 3 . Если бы вам поручили придумать как можно больше применений кирпича, насколько хорошо вы бы справились? Вы бы подумали выточить кирпич в скульптуру? Как насчет того, чтобы использовать его в качестве тротуарного мела? [Изображение: Саймон Хукс]
Ученые-когнитивисты уже давно интересуются мыслительными процессами, которые приводят к творческим идеям (Simonton & Damian, 2013). Действительно, многие так называемые «тесты на креативность» на самом деле являются мерой мыслительных процессов, которые, как считается, лежат в основе творческого акта (Simonton, 2003b). Следующие две меры являются одними из самых известных.
Ссылка на обучение
Проверьте свои творческие способности на этом веб-сайте, пройдя один из пяти распространенных тестов на креативность.
Первым из них является тест удаленных партнеров, или RAT, который был представлен Медником (1962). Медник считал, что творческий процесс требует способности связывать идеи, которые концептуально считаются очень далекими друг от друга. RAT состоит из заданий, требующих от респондента определить слово, которое может быть связано с тремя довольно разными словами-стимулами. Например, какое слово может быть связано со словами «вдова, укус, обезьяна»? Ответ — паук (паук черная вдова, укус паука, паук-обезьяна). Этот конкретный вопрос относительно прост, другие гораздо сложнее, но он дает вам основную идею.
Вторая мера — это задача необычного использования (Guilford, 1967; Torrance, 1974). Здесь участника просят создать альтернативное использование общего объекта, такого как кирпич. Ответы могут быть оценены по четырем параметрам: (a) беглость , общее количество соответствующих использований; (b) оригинальность , статистическая редкость данного использования; (c) гибкость , количество отдельных концептуальных категорий, подразумеваемых различными вариантами использования; и (d) разработка , количество деталей, предоставленных для сгенерированных применений. Например, использование кирпича в качестве пресс-папье представляет собой другую концептуальную категорию, чем использование его объема для сохранения воды в туалетном бачке. Способность к необычному использованию — лишь один из примеров общей когнитивной способности заниматься дивергентным мышлением (Guilford, 1967). В отличие от конвергентного мышления , которое сводится к одному лучшему ответу или решению, дивергентное мышление предлагает множество возможностей, которые могут сильно различаться по полезности.
К сожалению, многие различные когнитивные процессы связаны с творчеством (Simonton & Damian, 2013). Вот почему мы не можем использовать единственное число; не существует такой вещи, как «творческий процесс». Тем не менее, у различных процессов есть одна общая черта: все они позволяют человеку «мыслить нестандартно», навязанному рутинным мышлением, — выходить на территорию, которая в противном случае была бы проигнорирована (Simonton, 2011). Творчество требует, чтобы вы шли туда, куда вы не знаете, куда идете.
Everyday Connection: Creativity
Доктор Том Стейтц, бывший профессор биохимии и биофизики Йельского университета в Стерлинге, посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие может помочь в производстве антибиотиков и предотвращении болезней. В результате своей работы в течение всей жизни он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году. Он написал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерный рост и постоянные личные беседы, дебаты и дискуссии с коллегами на всех этапах исследований. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39).). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?
Попробуйте
Глоссарий
конвергентное мышление : противоположность дивергентному мышлению, способность сузить круг до единственного «правильного» ответа или решения на заданный вопрос или проблему (например, дать правильный ответ на интеллектуальное тесты)
креативность: способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности
дивергентное мышление : противоположность конвергентному мышлению, способность исследовать множество потенциальных ответов или решений данного вопроса или проблемы ( например, придумать много разных способов использования общего предмета)
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.