Крез царь – Крёз (царь Лидии) — Википедия

Царь Лидии Крёз | Русский след

Последний лидийский царь Крёз, правивший в Лидии в VI веке до нашей эры, настолько поразил современников удивительной судьбой, что история его жизни обросла множеством легенд, основанных, впрочем, на реальных событиях. Царь был баснословно богат, но деньги не принесли ему ни счастья, ни признания. 


Впервые использовать сплав золота, серебра для отливки монет начал царь Фригии и Лидии Гордий (др.-греч. Γορδιάς, Γόρδιος, лат. Gordias) в VII веке до н. э. , затем его сын Мидас (др.-греч. Μίδας) , фригийцы, выходцы из Фракии (Балканы).  На архаических лидийский монетах начертано имя лидийского царя Гордия, как Ярдис (YRDYS, ARDYS).

Имя царя Фригии и Лидии Гордия — Ярдис происходит от корня слова из ведического санскрита — Яр — jṝ — зре, жрец

; Яр, Жар– jar — зреть, созревать, жрец. Связь имени Ярдис с солнечным богом Ярило доказывает свастика, изображённая на обратной стороне архаичной лидийской монеты.

В начале I тысячелетия до н. э. Лидия входила в состав могущественного Фригийского царства, но после его ослабления и распада выделилась в самостоятельное государство Лидия со столицей в городе Сарды, где чеканились первые в истории золотые и серебряные монеты.  

Основатель лидийской династии Мермнадов, правившей в 680-547 гг. до Р. Х. в Лидии, царь  Гиг (греч. Γύγης) или Гигес — сын Даскила пришёл к власти ок. 680 года до н. э. Лидийский царь Гиг в VII в. до н. э. впервые начал выпускать монеты из электрума, сплава золота и серебра, с печатью в виде льва и солнца, в качестве гарантии качества. Его сын Ардис II правил 49 лет с 678 по 629 год до н. э., согласно Геродоту, изгнанные из своих обычных мест обитания скифами, киммерийцы захватили и разграбили столицу государства Сарды. Третий царь из династии Мермнадов

 Садиатт правил 12 лет (с 629 по 617 год до н. э.) он унаследовал от деда Гига и отца Ардиса сильное государство. Садиатт вёл войну с ионийским городом Милетом, которую затем продолжил его сын Алиатт  (др.-греч. ᾽Αλλυάττης), отец Крёза.  К югу от своих владений Алиатт, царствовавший в Лидии в 610—560 годах до н. э., покорил Карию, а на востоке — киммерийцев. Сообщается также, что он разрушил Смирну.

После смерти отца — Алиатта II (др.-греч. ᾽Αλλυάττης) , Крёз стал царём, расправившись со своим сводным братом его сторонниками, и прибрал к рукам их богатства.

Царь Лидии Крёз (др.-греч. Κροίσος, Крез, Крес; 595—546 до н. э.) из рода Мермнадов, правивший в 560—546 гг. до н. э.

, продолжил расширение территории Лидийского царства, подчинив греческие малоазийские города (Эфес, Милет и другие) и захватив почти всю западную часть Малой Азии до реки Галис.

Царь Крёз один из первых правителей античности начал чеканить монету, установив стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую печать на лицевой стороне, в виде головы льва и быка. В античном мире царь Крёз слыл баснословным богачом.

Богатство Крёза вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. Согласно одной из них, Крёз спросил греческого мудреца Солона, когда тот однажды посетил столицу Лидии Сарды: можно ли считать владельца столь великих богатств поистине счастливейшим из смертных? На что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти».

 

Около 560 года до н. э. царь Крёз вступил на престол в городе Сарды (по-лидийски Сфарда, др.-перс. Спарда, др.-греч. αἱ Σάρδεις, на ионическом наречии Σάρδιες, кратко греч. Σάρδῑς), библейский Сардис (Отк. 1:11; 3:4), одном из великих городов древнего мира, известный как столица Лидии.

Разговор Солона и Крёза описан у Плутарха:

«Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти.

Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы,
не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека,
если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения»

Беседы скифа Анахарсиса и царём Крёзом.

Согласно легенде, рассказанной Геродотом, у Крёза было два сына: глухонемой калека и великолепный юноша Атис ( греч. Ἄτυς), во всём превосходивший своих сверстников.

Геродот описал, как однажды с

новидение предсказало Крёзу, что Атис погибнет, пораженный насмерть железным копьём. Когда Крёз, пробудившись, пришёл в себя, то в ужасе от сновидения решил, женив сына, впредь никогда больше не отпускать в поход, хотя обычно на войне тот был во главе лидийцев. Царь приказал также вынести из мужского покоя дротики, копья и другое подобное оружие и сложить во внутренних женских покоях, чтобы никакое висящее [на стене] оружие не упало на сына.

35. Когда Крёз был занят свадьбой сына, прибыл в Сарды некий фригиец царского рода. Его постигла страшная беда; а именно он запятнал себя кровопролитием. Пришелец явился во дворец Крёза и просил очистить его [от скверны] по местному обычаю очистительным обрядом. И Крёз очистил его. Этот очистительный обряд у лидийцев такой же, как у эллинов. После очищения Крёз спросил чужестранца, кто он и откуда, сказав: “Чужестранец! Кто ты и из какого места Фригии пришел искать защиты к моему очагу? Кого убил ты, мужчину или женщину?”. А тот отвечал: “Царь!

Я – сын Гордия, сына Мидаса, а зовут меня Адрастом. Я нечаянно убил своего брата; мой отец изгнал меня, и вот теперь я прихожу к тебе лишенный всего”. А Крёз отвечал ему так: “Ты – потомок друзей и пришёл к друзьям. Оставайся у нас, и у тебя не будет ни в чем нужды. И чем легче ты будешь переносить твоё несчастье, тем будет лучше для тебя”. Так‑то чужеземец остался жить во дворце Крёза.

36. В то время на Мисийском Олимпе обитал огромный вепрь. Он спустился с этой горы и опустошал нивы мисийцев. Мисийцы то и дело устраивали охоту на зверя, но не могли причинить ему вреда, и им самим даже приходилось еще терпеть от него. Наконец, к Крёзу пришли вестники от мисийцев и сказали так: “Царь! В нашей земле появился огромный вепрь, который опустошает наши нивы. При всем старании мы не можем его поймать. Поэтому просим послать твоего сына к нам с отборным отрядом воинов и сворой собак и избавить нашу землю от этой напасти”. Так они просили, а Крёз, помня о вещем сне, ответил им: “О сыне моем вы и не помышляйте: я не могу отпустить его с вами,

он ведь новобрачный и теперь у него медовый месяц. Но всё же я отправлю с вами отборный отряд лидийцев со сворой охотничьих собак и велю им постараться избавить вашу землю от этого зверя”.

37. Так отвечал им Крёз, и мисийцы остались довольны. Тогда пришёл сын Крёза, услышав о просьбе мисийцев. Когда царь отказался отпустить сына, то юноша сказал отцу так: “Отец! Самым высшим и благородным удовольствием прежде было для меня и для тебя отличиться в походе или на охоте. А теперь ты запрещаешь мне и то и другое, хотя никогда ты не замечал во мне ни трусости, ни малодушия. Какими глазами будут глядеть на меня люди, когда я пойду в народное собрание и оттуда домой? Что подумают обо мне сограждане и что станет думать моя молодая жена о человеке, с которым ей предстоит жить ? Поэтому или позволь мне идти на охоту, или по крайней мере приведи разумные доводы, что так поступить будет действительно лучше для меня”. Крёз же отвечал сыну так.

38. “Сын мой! Я поступаю так не оттого, что заметил за тобой трусость или какой‑либо другой неблаговидный поступок. Явилось мне сновидение и предрекло, что ты будешь недолговечен и погибнешь от железного копья. Из‑за этого‑то сновидения я и поспешил с твоей свадьбой и теперь запрещаю тебе участвовать в подобных предприятиях, чтобы избавить тебя от таких опасностей, по крайней мере [хоть на время], пока я жив. Ведь ты у меня единственный сын (второго сына, глухонемого калеку, я не считаю)”.

39. Юноша же отвечал: “Я не хочу, отец, винить тебя, что ты из‑за этого видения оберегаешь меня. Но ты неверно понял сон, и я должен тебе объяснить его. Ты говоришь, что сновидение предсказало тебе мою кончину от железного копья. А разве у вепря есть руки или железное копье, которое тебя страшит? Ведь если бы было предсказано, что я погибну от клыков вепря или от чего‑либо подобного, тогда ты поступал бы правильно. Но сновидение говорит – от копья. И так как мы теперь идём не против людей, то отпусти меня!”.

40. Крёз отвечал: “Сын мой! Твои слова о сновидении меня как‑то убедили, и я отпускаю тебя на охоту”.

41. Затем царь велел призвать фригийца Адраста и сказал ему так: “Адраст! Я очистил тебя от тяжкой беды, в которую ты попал, за что я не упрекаю тебя, принял в свой дом, и обеспечил всем необходимым. Поэтому твой долг отплатить мне добром за добро, которое я тебе сделал. Я прошу тебя ныне быть стражем моего сына, который отправляется на охоту, чтобы разбойники внезапно по дороге не напали на погибель вам. Кроме того, тебе также следует отправиться в этот поход, чтобы добыть себе славу. Ведь у тебя жажда славы от предков, и к тому же ты полон юношеской силы”.

42. Адраст отвечал: “Царь! При других обстоятельствах я не стал бы участвовать в таком трудном предприятии. Ведь мне, испытавшему столь ужасное несчастье, не подобает искать общения со счастливыми сверстниками. У меня нет даже стремления к этому, и я по разным соображениям удерживал себя от такого общения. А теперь, раз уж ты настаиваешь и мне приходится тебе угождать (ведь мой долг отплатить тебе за добро), я готов сделать это. Сын твой, которого ты доверяешь мне охранять, возвратится к тебе здравым и невредимым, поскольку это зависит от меня как защитника”.

43. После этого они выступили на охоту с отборными воинами и сворами [охотничьих] псов. Прибыв к горе Олимпу, охотники принялись выслеживать зверя. Найдя затем вепря, они окружили его и стали метать свои дротики. Тут метнул копьё в вепря и чужеземец Адраст, который только что был очищен от пролития крови, но промахнулся и попал в Крёзова сына. Юноша был поражен копьём: так‑то исполнилось пророчество вещего сна. Тотчас же был послан вестник в Сарды сообщить Крёзу о случившемся, и по прибытии в Сарды он рассказал царю о борьбе с вепрем и об участи сына.

44. А Крёз был глубоко опечален смертью сына. Особенно же горько было царю то, что сына убил именно тот человек, кого он сам очистил от пролития крови. Подавленный горем, царь стал призывать Зевса Катарсия в свидетели причиненного ему чужеземцем страдания. Он взывал также к Зевсу Эфестию и Зевсу Этерию (Крёз призывал одного и того же бога, именуя его то Эфестием, потому что принял в свой дом чужеземца, не подозревая в нём убийцу своего сына, то Этерием, потому что тот, кого он поставил стражем сына, оказался злейшим врагом).

45. Затем прибыли лидийцы с телом покойного сына Крёза. За ними последним шёл убийца. Адраст остановился перед телом и отдал себя во власть Крёза. Простирая вперед руки, он требовал заколоть его как жертву над телом покойного. По его словам, после первой своей беды теперь, когда он погубил ещё и сына своего очистителя, жизнь ему стала больше невыносимой. Крёз услышал это и почувствовал жалость к Адрасту, хотя его собственное горе было тяжело. Он сказал ему: “Чужеземец! Я получил от тебя полное удовлетворение: ведь ты сам осуждаешь себя на смерть. Не ты виноват в моём несчастье, поскольку ты невольный убийца, а какой‑то бог, который давно уже предвозвестил мне определенное роком”. Затем Крёз предал тело своего сына погребению по местным обычаям. Адраст же, сын Гордия, внук Мидаса, убийца собственного брата и затем убийца [сына] своего очистителя, когда [близкие покойного разошлись] и у могилы воцарилось спокойствие, заколол себя на могильном кургане: он чувствовал себя самым несчастным из всех людей, которых ему пришлось знать.»

    Крёз был эллинофилом, почитал греческих богов и стремился приобщить Лидию к греческой культуре и посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес). Самому древнему греческому святилищу в Дельфах, храму Аполлона, Крёз преподнёс статую льва из чистого золота.

Завоевание Лидии персами.

Царь Крёз воевал с персидским царём и основателем империи Ахеменидов Киром II, который, покорив Мидию, решил завоевать лежащие к западу от неё страны.

Стремительное возвышение Персии встревожило Крёза, и он стал думать над тем, как бы ему ослабить нового могущественного соседа. Крёз отправил своих послов ко всем известным оракулам в Греции — в Дельфы, Абы, Додона, Амфиарай, Трофоний и Бранхиды, и Египте — к оракулу Аммона в Ливии, чтобы проверить проницательность оракулов. Он велел своим посланникам спросить у оракулов и на сотый день после их отъезда из Лидии, что делает лидийский царь. Послы записали ответы каждого оракула и поехали обратно, в Сарды. Правдивыми оказались только ответы оракула из Дельф и Амфиарая, они правильно ответили, что царь Крёз разрубил черепаху и ягнёнка и варил их в медном котелке, накрытом медной крышкой.

Тогда Крёз посылал богатые дары в Дельфы, в храм Аполлона, надеясь умилостивить его, и отправил послов в Дельфы и Амфиарай с вопросом, стоит ли ему идти войной на персов. Оба оракула дали ответ: «Если царь пойдёт войной на персов, то сокрушит великое царство». Крёз обрадовался, решив, что если начнёт войну с Киром, то сокрушит его державу, и лидийский царь заключил союз с Египтом и Вавилоном. Оракулы посоветовали Крёзу заключить союз с самым могущественным греческим полисом.

Крёз стал узнавать, какой из греческих полисов самый могущественный, и ему ответили, что Спарта и Афины — самые могущественные греческие города-государства. Поразмыслив, лидийский царь решил заключить союз со Спартой. Когда он отправил послов в Спарту, спартанцы согласились и заключили союз с Лидией.

Лидийский царь Крёз напал на Каппадокию (греч. Καππαδοκία — «Страна прекрасных лошадей», от слова ведического санскрита гопада — «gopada» -«след копыта», пута — Puta –«лошадиное копыто»). Ранее Каппадокия входила в состав Мидии, а теперь — Персии. Он переправился через пограничную реку Галис и захватил город Птерию, разбил там лагерь и сделал базой для походов на города и деревни Каппадокии. Персидский царь Кир Великий двинул своё войско к Птерии.

Первое сражение между персами и лидийцами произошло под стенами Птерии, города в Каппадокии. Оно продолжалось целый день и закончилось безрезультатно. Но поскольку лидийское войско численно уступало войску Кира, Крёз решил отступить к Сардам, чтобы подготовиться к новому наступлению. Он отправил послов к своим союзникам, — Египту, Вавилону и Спарте — просьбу о помощи, предлагая явиться к Сардам через 5 месяцев. Лидийский царь думал, что Кир не пойдёт сразу же в наступление после такой нерешительной битвы, и даже распустил наёмников. Однако Кир Великий энергично преследовал противника и неожиданно появился со всей своей армией под стенами лидийской столицы.

На большой равнине Тимбре перед городом Сарды произошло второе решающее сражение. После этой крупной битвы (силы лидийцев Ксенофонт оценивает в 420 тыс. человек, а персов — в 196 тыс. человек, явно завышая оба числа) лидийцы и их союзники египтяне были разбиты, и остатки их отрядов заперлись в Сардах. Город был сильно укреплён, но персам удалось найти тайную тропу, которая вела к городскому акрополю, и внезапным ударом захватить крепость всего через 14 дней после начала осады.

Судьба Крёза. 

Сарды, столица Лидии пала, а сам Крёз был взят в плен (546 г. до н. э.). По версии Геродота и большинства древнегреческих историков, царь Крёз был приговорён к сожжению, но помилован Киром Великим. По версии древневосточных клинописных источников — в повреждённом фрагменте «Хроники Набонида» речь идёт о завоевании Лидии — Кир был казнён.

Согласно сведениям Геродота, пленённый Крёз перед казнью на костре воззвал к Солону, вспомнив его слова. Кир потребовал объяснить, что это значит. Услышав рассказ Крёза о разговоре с мудрецом Солоном, Кир был настолько поражён, что отдал приказ потушить костёр. В рассказе Геродот приписывает Крёзу слова, обращённые к Киру: «Ведь нет столь неразумного человека, который предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы — сыновей».  Однако пламя костра разгорелось настолько, что приказ Кира уже нельзя было выполнить. В этот момент бог Аполлон, к которому не раз обращался Крёз за помощью, обрушил на землю ливень, который и затушил пламя. В более поздних легендах рассказывается о том, что спасший Крёза Аполлон и унёс его на свою родину Гиперборею — страну бессмертных богов.

Согласно другой легенде, пленённый Крёз сказал Киру после взятия Сард следующие слова: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество». Этим Крёз остановил разграбление своей оккупированной столицы.

Греческие источники утверждают, что Кир Великий не просто помиловал Крёза, но и усадил рядом с собой, великодушно назначив его своим советником. Крёз принимал участие в неудачном походе Кира против массагетов и подсказал персидскому войску несколько хитростей. Согласно этой версии, Крёз продолжал служить и преемнику Кира — Камбису II.

Некоторые современные историки, например Стефани Уэст, считают, что Крёз действительно погиб на костре, а историю о его спасении — не более чем легендой, аналогичной повествованиям об Ахиакаре.

Древнегреческие корни рождественских праздников Что ели древние греки и жители Помпеи?

ru-sled.ru

Крёз (царь Лидии) — Циклопедия


Эту статью необходимо переписать.
На странице обсуждения может быть дополнительная информация.
Примечание: В противном случае она может быть удалена.’

Крёз (др.-греч. Κροίσος, Крез, Крес; 595—546 до н. э.) — последний царь Лидии из рода Мермнадов, годы правления 560—546 гг. до н. э.

Став царём после смерти отца Алиатта II, Крёз начал войну против малоазиатских полисов и сумел присоединить их к своему царству, превратив его в империю.

Крёз первым стал чеканить монету и у него было множество несметных сокровищ. Однажды к нему пришёл в гости греческий мудрец Солон и царь лидийский показал ему свои богатства и стал хвастаться, называя себя самым счастливым. Солон на это рассказал о том, что никто не может называться счастливым прежде своей смерти и ещё многое высказал по этому поводу. Однако Крёзу показался мудрец Солон неразумным деревенщиной. Хотя с Солоном должен был встречаться отец Крёза, но и при этом их общение не исключено. Разговор Крёза и Солона по Плутарху:

Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения».

Крёз любил греческую культуру и в своей стране утвердил её. Он посылал щедрые пожертвования в греческие храмы.

По Плутарху известно, что у Крёза было два сына: талантливый Атис и глухонемой калека. Однажды Крезу приснилось, что Атис был убит железным копьём и с той поры он запретил сыну участвовать в войнах. Однако его любимец был убит царевичем Фригии, которого звали Адраст. Он метнул копьё в кабана, сто держал в страхе жителей Малого Олимпа в Мизии, а попал в Атиса

Когда над страной нависла персидская угроза, Крёз послал несметные сокровища к оракулам Греции и Египта, чтоб те предсказали будущее для него. Только храмы Дельфы и Амфиарай сказали правду о нападениии Кира. Тогда он их спросил стоит ли начинать ему войну первым и оракулы дали ему совет пойти первым войной на Персию, чтоб победить и заключить союз самым сильным полисом, что Крёз и сделал, напав на персидскую провинцию Кападокию. Захватив город, после переправы через реку Галис, Птерию, Крёз сделал его базой для дальнейших походов. Кир расценил это, как объявление ему войны и принял ответные действия. Первая битва состоялась под стенами этого города, но не принесла победы обоим сторонам, но город остался под властью Лидии. Затем Крёз видя, что численность вражеских войск значительно превосходит его войска, начал отступление. Он попросил помощи у Спарты, Вавилона и Египта, чтоб они прибыли в течении пяти месяцев, ведь он не ожидал быстрого нападения от Кира. Однако пока те готовились к походу против персов, Кир незамедлительно прибыл со своей армией для осады столицы Лидии, города Сарды. На равнине Тимбре состоялась вторая битва, лидийцы (их было, по утверждению Ксенофонта, 420 тыс.) хоть им на помощь успела прийти армия фараона, были разгромлены персами (их было 196 тыс., по словам того же человека, но эти цифры скорее всего завышены). Хоть Сарды был неприступной крепостью Кир нашёл тайную тропу к к городскому акрополю и за 14 дней завоевал город. Лидия стала персидской провинцией, а сам Крёз попал в плен в 546 году до н. э.

Кир был зол на Крёза за то, что он пошёл на него войной и приказал (по одной из версий) его казнить, спалив живьём на костре. Перепуганный Крёз вспомнил то о чём говорил ему Солон, услышав, что Крёз что-то бормочет Кир велел ему объяснить смысл его слов. Крёз рассказал ему о встрече с мудрецом, этот рассказ произвёл впечатление на Кира и он решил помиловать Крёза, приказав потушить огонь, но пламя сильно разгорелось. Тогда начался ливень и погасил костёр, все подумали, что это сделал Аполлон, ведь Крёз очень чтил его. После этого Кир назначил Крёза своим визирем и вернув ему часть его богатств.

По другой версии Крёз спас столицу свою от разграбления сказав Киру: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество».

Крёз, по ещё одной из версий, служил и приемнику Кира, Камбису II.

  • Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. Глава II. Солон: певец и творец «благозакония». — М: Наука, 2005. — С. 212—271. — ISBN 5-02-010347-0.

cyclowiki.org

Солон, царь Крёз и счастье

Царь Крез и Солон

Оставив своим согражданам первый в мире свод законов демократии, мудрец Солон отправился в путешествия. Он был в Египте, потом прибыл в Лидию, где его принял царь Крёз. Наверное, вы слышли: «Богат, как Крёз!» — это про него. Царь Крёз принял Солона, они говорили о том, что такое счастье, и именно этот разговор спустя годы спас царю Крёзу жизнь.

Дело в том, что позже в его царство вторглись войска Кира, создателя великой Персидской державы. Кир захватил столицу Лидии Сарды, взял Крёза в плен и приговорил к сожжению на костре. А дальше — самое интересное: Кир пришел посмотреть, как сожгут Крёза, и услышал, как из пламени разгорающегося костра тот воззвал к мудрецу: «О Солон, как ты был прав!» Услышал это, Кир заинтересовался, почему перед смертью Крёз поминает Солона, тем более что он тоже слышал это имя, приказал костер раскидать и стал недосожженого Крёза расспрашивать – «В чем дело?» И Крёз рассказал… (далее в изложении Плутарха).

При встрече с Крёзом Солон был равнодушен к несметным сокровищам, которые тот показал ему в своих кладовых. Он сказал: «У нас в Греции величие состоит в другом».

Крёз спросил Солона: «Кого из людей ты считаешь счастливейшим?» Он надеялся, что тот назовет его, а Солон сказал: «Я считаю счастливейшим афинянина Телла». Представьте, что должен был после этого думать властитель Лидии? Кто же это такой, афинян Телл? Какие подвиги он совершил, чем прославился? Солон продолжил: «Это был человек, который жил в родном городе во время расцвета этого города, питался плодами рук своих, был счастлив в семье, и умер, сражаясь за родину».

«Ну а после него?» — еще раз спросил царь. «После него, — сказал Солон, — сыновья жрицы Геры в городе Аргосе». «А эти что? Тоже сражались за родину?» — «Нет, — говорит, — тут другая история». И неторопливо рассказал, как в день торжественного жертвоприношения быки, которые должны были везти колесницу с дарами, не пришли с пастбища. Чтобы спасти от гнева богини Геры свой город и свою мать-жрицу, два ее сына вместо быков впряглись в тяжелейшую колесницу. Они дотащили колесницу до храма, и Гера получила свои дары. Граждане ликовали и носили двух атлетов на руках, а мать упала на колени перед алтарем богини и и попросила: «Богиня, награди моих сыновей». Капризная и строгая богиня Гера их наградила: на следующее утро дети жрицы не проснулись. Они умерли во сне, в счастливейший миг своей жизни.

Тут нервы царя Крёза не выдержали, он прямо спросил: «А меня, меня ты считаешь счастливым?» Уклончиво и очень вежливо Солон ответил: «Боги не дали нам знать границ нашей жизни, объявлять счастливым человека еще живущего все равно, что провозглашать победителем еще сражающегося воина». И на том уехал.

Рассказав эту удивительную историю, Крёз посоветовал Киру остановить своих солдат, грабивших Сарды. Он сказал: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твое имущество!». И добавил: «Ты победил, и войну стоит завершать. Ведь нет столь неразумного человека, что предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне — отцы сыновей». Кир не только помиловал Крёза, но усадил его рядом с собой и сделал своим советником.

Удивительная история. А нам в ней важно то, что для древних греков счастье было не в обладании сокровищами, не в наслаждении и не в ярких переживаниях, а в уважении своих сограждан, выполнении своего человеческого долга и доблестном служении своему отечеству. И о счастье они судили не по текучим переживаниям в процессе жизни, а подводя итоги жизни в целом. Может быть, не случайно они стали родоначальниками всей европейской цивилизации?

А что является самым большим счастьем для вас?

www.psychologos.ru

Крез (царь Лидии) — это… Что такое Крез (царь Лидии)?

Лидийское царство при Крёзе

Крез (др.-греч. Κροίσος, Крес [1]; 595—546 до н. э.) — последний царь Лидии в 560—546 до н. э. из рода Мермнадов.

По смерти отца — Алиатта (правил 600—560 гг. до н. э.) — стал царём после непродолжительной борьбы со своим неполнородным братом.

Значительно расширил территорию Лидийского царства, подчинив греческие малоазийские города (Эфес, Милет и др.) и захватив почти всю западную часть Малой Азии до реки Галис.

Богатство Креза вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. Согласно одной из них, Крез спросил греческого мудреца Солона, когда тот однажды посетил столицу Лидии — Сарды: можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных? На что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти».

Крез был эллинофилом; посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес) и стремился приобщить Лидию к греческой культуре.

Крез воевал с персидским царём Киром II, который, покорив Мидию, решил завоевать лежащие к западу от неё страны. Первое сражение между персами и лидийцами произошло под стенами Птерии, города в Каппадокии. Оно продолжалось целый день и закончилось безрезультатно. Но поскольку лидийское войско численно уступало войску Кира, Крез решил отступить к своей столице — городу Сарды. Однако Кир энергично преследовал того и неожиданно появился со всей своей армией под стенами лидийской столицы. На большой равнине перед городом произошло второе решающее сражение. После этой битвы лидийцы были опять разбиты, и остатки их отрядов заперлись в Сардах. Город был сильно укреплён, но персам удалось найти тайную тропу, которая вела к Акрополю, и внезапным ударом захватить крепость.

Таким образом, столица Лидии была захвачена, а сам Крез взят в плен (546 до н. э.). По одной версии (Геродот и большинство древнегреческих историков) Крез был приговорён к сожжению, но помилован Киром; по другой (древневосточные клинописные источники) — казнён.

Согласно одной из легенд, пленённый Крез перед казнью на костре воззвал к Солону, вспомнив его слова. Кир, потребовав объяснить, что это значит, и услышав рассказ Креза о разговоре с мудрецом, был настолько поражён, что отдал приказ потушить костёр. Но пламя разгорелось настолько, что приказ Кира уже нельзя было выполнить. В этот момент бог Аполлон, к которому обращался Крез, обрушил на землю ливень, который и затушил пламя.

Согласно другой легенде, пленённый Крез сказал Киру после взятия Сард следующие слова: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество». Этим Крез остановил разграбление своей бывшей столицы.

Ссылки

  1. Иногда читается Крёз, на манер немецкого произношения (Krösus).

dic.academic.ru

Крез (царь Лидии) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Крёз. Лидийское царство при Крёзе

Крёз (др.-греч. Κροίσος, Крез, Крес; 595—546 до н. э.) — последний царь Лидии из рода Мермнадов, правивший в 560—546 гг. до н. э. Считается, что Крёз одним из первых начал чеканить монету, установив стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую печать на лицевой стороне (голова льва и быка). По этой причине он слыл в античном мире баснословным богачом.

Правление

По смерти отца — Алиатта II (правил в 600—560 гг. до н. э.) — стал царём после непродолжительной борьбы со своим неполнородным братом.

Значительно расширил территорию Лидийского царства, подчинив греческие малоазийские города (Эфес, Милет и другие) и захватив почти всю западную часть Малой Азии до реки Галис.

Богатство Крёза вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. Согласно одной из них, Крёз спросил греческого мудреца Солона, когда тот однажды посетил столицу Лидии Сарды: можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных? На что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти». Эта встреча упоминается во многих античных источниках, но невозможна по хронологическим соображениям. Крёз вступил на престол около 560 г. до н. э., а Солон был в Сардах на четверть века раньше[1]. Разговор Солона и Крёза описан, в частности, у Плутарха:

Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения»[2].

В действительности Солона должен был принимать отец Крёза, царь Алиатт. Возможно, что афинский законодатель общался и с самим Крёзом, в то время царевичем. Есть предположение, что Солон посвятил царевичу одну из своих элегий, которая и могла стать источником аберрации для позднейших авторов[1].

Ещё одну легенду рассказывает Геродот — согласно с ней, у Крёза было два сына: глухонемой калека и превосходивший своих сверстников Атис, о смерти которого от железного копья приснился сон его отцу. Испугавшийся Крёз более не отпускал сына в военные походы. Однако тот якобы всё равно нашёл свою смерть, когда был случайно убит копьём фригийского царевича Адраста (сына Гордия и внука Мидаса; изгнанного из Фригии за непредумышленное убийство брата), которое тот метнул в свирепого кабана, терроризировавшего население вокруг Малого Олимпа в Мизии.

Крёз был эллинофилом, стремился приобщить Лидию к греческой культуре и посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес). Так, общегреческому святилищу в Дельфах он преподнёс статую льва из чистого золота[3].

Завоевание Лидии персами

Крёз воевал с персидским царём и основателем империи Ахеменидов Киром II, который, покорив Мидию, решил завоевать лежащие к западу от неё страны.

Ещё до войны стремительное возвышение Персии встревожило Крёза, и он стал думать над тем, как бы ему ослабить нового могущественного соседа. Затем он решил отправить своих послов ко всем известным оракулам в Греции (Дельфы, Абы, Додона, Амфиарай, Трофоний и Бранхиды) и Египте (оракул Аммона в Ливии)[4]. Сначала Крёз хотел проверить проницательность оракулов. Поэтому он велел своим послам отправляться к оракулам и на сотый день после их отъезда из Лидии спросить, что делает лидийский царь. Послы записали ответы каждого оракула и поехали обратно, в Сарды. Правдивыми оказались только ответы из Дельф и Амфиарая[5]. Лишь эти оракулы правильно ответили на вопрос, что он делает — он разрубил черепаху и ягнёнка и варил их в медном котелке, накрытом медной крышкой[6].

Затем Крёз посылал дары в Дельфы, надеясь умилостивить бога Аполлона[7]. После этого царь отправил послов в Дельфы и Амфиарай с вопросом, стоит ли ему идти войной на персов. Оба оракула дали ответ, что если он пойдёт на персов, то сокрушит великое царство. Также оракулы посоветовали ему заключить союз с самым могущественным греческим полисом[8]. Крёз обрадовался и подумал, что если начнёт войну с Киром, то сокрушит его державу. Также лидийский царь заключил союз с Египтом и Вавилоном[9].

Крёз стал узнавать, какой из греческих полисов самый могущественный, и ему ответили, что Спарта и Афины — самые могущественные греческие города-государства. Поразмыслив, лидийский царь решил заключить союз со Спартой. Когда он отправил послов в Спарту, спартанцы согласились и заключили союз с Лидией[10].

Затем лидийский царь напал на Каппадокию[11], которая раньше входила в состав Мидии, а теперь Персии. Он переправился через пограничную реку Галис и захватил город Птерию, разбил там лагерь и сделал базой для походов на города и деревни Каппадокии. Кир между тем собрал войско и двинулся к Птерии[12].

Первое сражение между персами и лидийцами произошло под стенами Птерии, города в Каппадокии. Оно продолжалось целый день и закончилось безрезультатно. Но поскольку лидийское войско численно уступало войску Кира, Крёз решил отступить к Сардам, чтобы подготовиться к новому наступлению. Он отправил послов к своим союзникам, — Египту, Вавилону и Спарте — просьбу о помощи, предлагая явиться к Сардам через 5 месяцев. Лидийский царь думал, что Кир не пойдёт сразу же в наступление после такой нерешительной битвы, и даже распустил наёмников. Однако Кир энергично преследовал противника и неожиданно появился со всей своей армией под стенами лидийской столицы.

На большой равнине Тимбре перед городом произошло второе решающее сражение. После этой крупной битвы (силы лидийцев Ксенофонт оценивает в 420 тыс. человек, а персов — в 196 тыс. человек, явно завышая оба числа) лидийцы и их союзники египтяне были разбиты, и остатки их отрядов заперлись в Сардах. Город был сильно укреплён, но персам удалось найти тайную тропу, которая вела к городскому акрополю, и внезапным ударом захватить крепость всего через 14 дней после начала осады.

Судьба Крёза

Столица Лидии пала, а сам Крёз взят в плен (546 до н. э.). По одной версии (Геродот и большинство древнегреческих историков) Крёз был приговорён к сожжению, но помилован Киром; по другой (древневосточные клинописные источники, если в повреждённом фрагменте «Хроники Набонида» речь идёт о завоевании Лидии) — казнён.

Согласно одной из легенд, пленённый Крёз перед казнью на костре воззвал к Аполлону, вспомнив его слова. Кир потребовал объяснить, что это значит; услышав рассказ Крёза о разговоре с мудрецом, он был настолько поражён, что отдал приказ потушить костёр (в рассказе Геродота Крёзу приписываются также следующие слова, обращённые к Киру: «Ведь нет столь неразумного человека, который предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы — сыновей»). Но пламя разгорелось настолько, что приказ Кира уже нельзя было выполнить. В этот момент бог Аполлон, к которому обращался Крёз, обрушил на землю ливень, который и затушил пламя (поздние легенды рассказывают, что спасший его Аполлон и унес Крёза в страну бессмертных гипербореев).

Согласно другой легенде, пленённый Крёз сказал Киру после взятия Сард следующие слова: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество». Этим Крёз остановил разграбление своей бывшей столицы.

Греческие источники утверждают, что Кир не просто помиловал Крёза, но и усадил рядом с собой, великодушно назначив его своим советником. Крёз якобы принимал участие в неудачном походе Кира против массагетов и подсказал персидскому войску несколько хитростей. Согласно этой версии, Крёз продолжал служить и преемнику Кира — Камбису II.

Некоторые современные историки, например Стефани Уэст, считают, что Крёз действительно погиб на костре, а историю о его спасении — не более чем легендой, аналогичной повествованиям об Ахиакаре.

Примечания

  1. 1 2 Суриков, 2005, с. 142.
  2. ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон. 27
  3. Маккуин Дж. Г.  Хетты и их современники в Малой Азии. — М.: Наука, 1983. — 183 с. — С. 179.
  4. ↑ Геродот. История. 1.46
  5. ↑ Геродот. История. 1.49
  6. ↑ Геродот. История. 1.48
  7. ↑ Геродот. История. 1.50-52
  8. ↑ Геродот. История. 1.53
  9. ↑ Геродот. История. 1.77
  10. ↑ Геродот. История. 1.69
  11. ↑ Геродот. История. 1.71
  12. ↑ Геродот. История. 1.76

Источники

Ссылки

wikiredia.ru

Крёз — Богатейший царь Лидии

Крёз (595-546 до н. э.) правил в 560-546 гг. дон. э.

В Лидии, древнейшей стране Малой Азии, многие столетия существовал настоящий родовой строй. В ее столице Сарды правил царь, которому подчинялись крупные землевладельцы, его родственники. Последним царем Лидии был Крёз, прославившийся своим богатством. Жажда еще больше разбогатеть вынуждала Крёза завоевывать все новые близлежащие земли. При нем Лидия стала одной из самых сильных и процветающих стран Древнего мира. Но чрезмерное стремление к богатству привело Крёза и его страну к полному краху.

Золотая монета времен Крёза

Все началось с добычи золота. В землях Лидии этого благородного металла было так много, что, казалось, он никогда не кончится. Крёз отделал золотом свой дворец, потом начал чеканить золотую монету со своим профилем. Он был одним из первых царей Древнего мира, который мог позволить себе такую роскошь. Эти монеты были очень дорогие и не получили широкого хождения.  Торговцы их прятали. Путешественники и купцы, которые заезжали в Сарды, не переставали удивляться красоте города. А Крёз, довольный произведенным впечатлением, хвастал, что он не только самый богатый человек на свете, но и самый счастливый.

Однажды в гости к нему прибыл знаменитый афинский правитель, мудрец Солон, он же поэт и оратор. Крёз приветливо принял мудреца, показал свой дворец, накормил роскошным обедом и пригласил в сокровищницу. Он продемонстрировал знаменитому гостю свои сундуки, полные золота и драгоценностей. И не удержался, спросил, знает ли Солон человека более богатого и счастливого, чем он, Крёз.

Крёз принимает дань от лидийского крестьянина. Художник К. Виньон. 1629 г.

К его удивлению, Солон ответил, что знает таких людей в Греции. Они помогали своему народу отстаивать свободу и независимость, их имена известны всем, они пользуются уважением и почетом. Они самые счастливые люди в Греции. Крёз возмутился. Как можно сравнивать простых граждан с царем, у которого столько богатства? Солон ответил, что не одним богатством измеряется счастье человека. Гораздо важнее, что он сделал для людей. «Когда ты благополучно закончишь свою жизнь и люди скажут, что ты был счастливейший из смертных, значит так и было».

Крёз был недоволен таким ответом, он не поверил мудрецу и продолжал жить как и прежде: воевал с малыми народами, увеличивал запасы благородного металла. Однажды до него дошли слухи, что царем Персии стал воинственный Кир, который захватил Мидию, близкую союзницу Лидии. Крёз должен был пойти войной против Кира, так как родная сестра Крёза была замужем за царем Мидии.

Крёз на костре. Роспись краснофигурной греческой амфоры. Ок. 500-490 гг. до н. э.

Обеспокоенный Крёз, набрав золота, отправился в Дельфы, чтобы спросить оракула, как ему поступить. Дельфийский оракул ответил: если он начнет войну, то сокрушит богатейшее государство. Крёз понял, что он сокрушит богатейшее государство Персию, и начал войну.

Увы, боевые действия не принесли ему удачи. Верблюды персов начали кусать лошадей лидийцев, и те повернули вспять , смяв свою же пехоту. Персы наголову разбили войско Крёза, а потом осадили и штурмом взяли его столицу, схватили самого царя и привели к Киру.

Кир приказал сжечь царя Лидии, так как тот первым начал боевые действия. По преданию, Крёз на костре кричал: «О Солон! О Солон!». Киру стало интересно, что тот кричит, и он приказал остановить казнь.

Тяжелая кавалерия в Древнем мире. Реконструкция костюмов

Через переводчиков Крёз рассказал о Солоне и его высказываниях. Киру понравились слова греческого мудреца. Он спросил также Крёза, почему он начал войну. Тот ответил, что Дельфийский оракул предсказал ему, что если он начнет войну, то сокрушит богатейшее государство. Он подумал, что это Персия.

Кир заинтересовался этим предсказанием и предложил Крёзу еще раз отправить послов в Дельфы и устыдить пифию ее предсказанием. Но дельфийская пифия ответила, что все верно. Крёз начал войну против персов и сокрушил великое царство… свое собственное — Лидию.

О дальнейшей судьбе Крёза ничего неизвестно. Есть разные предания. Согласно одним,

Кир оставил его у себя в качестве советника. Согласно другим, приказал закончить казнь. В любом случае от Крёза в истории остался след — история его несметного богатства. Так родилась хвастливая поговорка: «Богат, как Крёз».

 

100grm.ru

Крёз (царь Лидии) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Крёз (др.-греч. Κροίσος, Крез, Крес; 595—546 до н. э.) — последний царь Лидии из рода Мермнадов, правивший в 560—546 гг. до н. э. Считается, что Крёз одним из первых начал чеканить монету, установив стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую печать на лицевой стороне (голова льва и быка). По этой причине он слыл в античном мире баснословным богачом.

Правление

По смерти отца — Алиатта II (правил в 600—560 гг. до н. э.) — стал царём после непродолжительной борьбы со своим неполнородным братом.

Значительно расширил территорию Лидийского царства, подчинив греческие малоазийские города (Эфес, Милет и другие) и захватив почти всю западную часть Малой Азии до реки Галис.

Богатство Крёза вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. Согласно одной из них, Крёз спросил греческого мудреца Солона, когда тот однажды посетил столицу Лидии Сарды: можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных? На что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти». Эта встреча упоминается во многих античных источниках, но невозможна по хронологическим соображениям. Крёз вступил на престол около 560 г. до н. э., а Солон был в Сардах на четверть века раньше[1]. Разговор Солона и Крёза описан, в частности, у Плутарха:

Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения»[2].

В действительности Солона должен был принимать отец Крёза, царь Алиатт. Возможно, что афинский законодатель общался и с самим Крёзом, в то время царевичем. Есть предположение, что Солон посвятил царевичу одну из своих элегий, которая и могла стать источником аберрации для позднейших авторов[1].

Ещё одну легенду рассказывает Геродот — согласно с ней, у Крёза было два сына: глухонемой калека и превосходивший своих сверстников Атис, о смерти которого от железного копья приснился сон его отцу. Испугавшийся Крёз более не отпускал сына в военные походы. Однако тот якобы всё равно нашёл свою смерть, когда был случайно убит копьём фригийского царевича Адраста (сына Гордия и внука Мидаса; изгнанного из Фригии за непредумышленное убийство брата), которое тот метнул в свирепого кабана, терроризировавшего население вокруг Малого Олимпа в Мизии.

Крёз был эллинофилом, стремился приобщить Лидию к греческой культуре и посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес). Так, общегреческому святилищу в Дельфах он преподнёс статую льва из чистого золота[3].

Завоевание Лидии персами

Крёз воевал с персидским царём и основателем империи Ахеменидов Киром II, который, покорив Мидию, решил завоевать лежащие к западу от неё страны.

Ещё до войны стремительное возвышение Персии встревожило Крёза, и он стал думать над тем, как бы ему ослабить нового могущественного соседа. Затем он решил отправить своих послов ко всем известным оракулам в Греции (Дельфы, Абы, Додона, Амфиарай, Трофоний и Бранхиды) и Египте (оракул Аммона в Ливии)[4]. Сначала Крёз хотел проверить проницательность оракулов. Поэтому он велел своим послам отправляться к оракулам и на сотый день после их отъезда из Ливии спросить, что делает лидийский царь. Послы записали ответы каждого оракула и поехали обратно, в Сарды. Правдивыми оказались только ответы из Дельф и Амфиарая[5]. Лишь эти оракулы правильно ответили на вопрос, что он делает — он разрубил черепаху и ягнёнка и варил их в медном котелке, накрытом медной крышкой[6].

Затем Крёз посылал дары в Дельфы, надеясь умилостивить бога Аполлона[7]. После этого царь отправил послов в Дельфы и Амфиарай с вопросом, стоит ли ему идти войной на персов. Оба оракула дали ответ, что если он пойдёт на персов, то сокрушит великое царство. Также оракулы посоветали ему заключить союз с самым могущественным греческим полисом[8]. Крёз обрадовался и подумал, что если начнёт войну с Киром, то сокрушит его державу. Также лидийский царь заключил союз с Египтом и Вавилоном[9].

Крёз стал узнавать, какой из греческих полисов самый могущественный, и ему ответили, что Спарта и Афины — самые могущественные греческие города-государства. Поразмыслив, лидийский царь решил заключить союз со Спартой. Когда он отправил послов в Спарту, спартанцы согласились и заключили союз с Лидией[10].

Затем лидийский царь напал на Каппадокию[11], которая раньше входила в состав Мидии, а теперь Персии. Он переправился через пограничную реку Галис и захватил город Птерию, разбил там лагерь и сделал базой для походов на города и деревни Каппадокии. Кир между тем собрал войско и двинулся к Птерии[12].

Первое сражение между персами и лидийцами произошло под стенами Птерии, города в Каппадокии. Оно продолжалось целый день и закончилось безрезультатно. Но поскольку лидийское войско численно уступало войску Кира, Крёз решил отступить к Сардам, чтобы подготовиться к новому наступлению. Он отправил послов к своим союзникам, — Египту, Вавилону и Спарте — просьбу о помощи, предлагая явиться к Сардам через 5 месяцев. Лидийский царь думал, что Кир не пойдёт сразу же в наступление после такой нерешительной битвы, и даже распустил наёмников. Однако Кир энергично преследовал противника и неожиданно появился со всей своей армией под стенами лидийской столицы.

На большой равнине Тимбре перед городом произошло второе решающее сражение. После этой крупной битвы (силы лидийцев Ксенофонт оценивает в 420 тыс. человек, а персов — в 196 тыс. человек, явно завышая оба числа) лидийцы и их союзники египтяне были разбиты, и остатки их отрядов заперлись в Сардах. Город был сильно укреплён, но персам удалось найти тайную тропу, которая вела к городскому акрополю, и внезапным ударом захватить крепость всего через 14 дней после начала осады.

Судьба Крёза

Столица Лидии пала, а сам Крёз взят в плен (546 до н. э.). По одной версии (Геродот и большинство древнегреческих историков) Крёз был приговорён к сожжению, но помилован Киром; по другой (древневосточные клинописные источники, если в повреждённом фрагменте «Хроники Набонида» речь идёт о завоевании Лидии) — казнён.

Согласно одной из легенд, пленённый Крёз перед казнью на костре воззвал к Солону, вспомнив его слова. Кир потребовал объяснить, что это значит; услышав рассказ Крёза о разговоре с мудрецом, он был настолько поражён, что отдал приказ потушить костёр (в рассказе Геродота Крёзу приписываются также следующие слова, обращённые к Киру: «Ведь нет столь неразумного человека, который предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы — сыновей»). Но пламя разгорелось настолько, что приказ Кира уже нельзя было выполнить. В этот момент бог Аполлон, к которому обращался Крёз, обрушил на землю ливень, который и затушил пламя (поздние легенды рассказывают, что спасший его Аполлон и унес Крёза в страну бессмертных гипербореев).

Согласно другой легенде, пленённый Крёз сказал Киру после взятия Сард следующие слова: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество». Этим Крёз остановил разграбление своей бывшей столицы.

Греческие источники утверждают, что Кир не просто помиловал Крёза, но и усадил рядом с собой, великодушно назначив его своим советником. Крёз якобы принимал участие в неудачном походе Кира против массагетов и подсказал персидскому войску несколько хитростей. Согласно этой версии, Крёз продолжал служить и преемнику Кира — Камбису II.

Некоторые современные историки, например Стефани Уэст, считают, что Крёз действительно погиб на костре, а историю о его спасении — не более чем легендой, аналогичной повествованиям об Ахиакаре.

Напишите отзыв о статье «Крёз (царь Лидии)»

Примечания

  1. 1 2 Суриков, 2005, с. 142.
  2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон. 27
  3. Маккуин Дж. Г.  Хетты и их современники в Малой Азии. — М.: Наука, 1983. — 183 с. — С. 179.
  4. Геродот. История. 1.46
  5. Геродот. История. 1.49
  6. Геродот. История. 1.48
  7. Геродот. История. 1.50-52
  8. Геродот. История. 1.53
  9. Геродот. История. 1.77
  10. Геродот. История. 1.69
  11. Геродот. История. 1.71
  12. Геродот. История. 1.76

Источники

  • Суриков И. Е. [www.sno.pro1.ru/lib/surikov_politiki_v_kontekste_epokhi/3.htm Глава II. Солон: певец и творец «благозакония»] // [www.sno.pro1.ru/lib/surikov_politiki_v_kontekste_epokhi/index.htm Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика]. — М.: Наука, 2005. — С. 212—271. — 351 с. — ISBN 5-02-010347-0.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Крёз (царь Лидии)

Хотя Ростов и сказал губернаторше, что он не будет иметь никакого объяснения с княжной Марьей, но он обещался приехать.
Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим, точно так же и теперь, после короткой, но искренней борьбы между попыткой устроить свою жизнь по своему разуму и смиренным подчинением обстоятельствам, он выбрал последнее и предоставил себя той власти, которая его (он чувствовал) непреодолимо влекла куда то. Он знал, что, обещав Соне, высказать свои чувства княжне Марье было бы то, что он называл подлость. И он знал, что подлости никогда не сделает. Но он знал тоже (и не то, что знал, а в глубине души чувствовал), что, отдаваясь теперь во власть обстоятельств и людей, руководивших им, он не только не делает ничего дурного, но делает что то очень, очень важное, такое важное, чего он еще никогда не делал в жизни.
После его свиданья с княжной Марьей, хотя образ жизни его наружно оставался тот же, но все прежние удовольствия потеряли для него свою прелесть, и он часто думал о княжне Марье; но он никогда не думал о ней так, как он без исключения думал о всех барышнях, встречавшихся ему в свете, не так, как он долго и когда то с восторгом думал о Соне. О всех барышнях, как и почти всякий честный молодой человек, он думал как о будущей жене, примеривал в своем воображении к ним все условия супружеской жизни: белый капот, жена за самоваром, женина карета, ребятишки, maman и papa, их отношения с ней и т. д., и т. д., и эти представления будущего доставляли ему удовольствие; но когда он думал о княжне Марье, на которой его сватали, он никогда не мог ничего представить себе из будущей супружеской жизни. Ежели он и пытался, то все выходило нескладно и фальшиво. Ему только становилось жутко.

Страшное известие о Бородинском сражении, о наших потерях убитыми и ранеными, а еще более страшное известие о потере Москвы были получены в Воронеже в половине сентября. Княжна Марья, узнав только из газет о ране брата и не имея о нем никаких определенных сведений, собралась ехать отыскивать князя Андрея, как слышал Николай (сам же он не видал ее).
Получив известие о Бородинском сражении и об оставлении Москвы, Ростов не то чтобы испытывал отчаяние, злобу или месть и тому подобные чувства, но ему вдруг все стало скучно, досадно в Воронеже, все как то совестно и неловко. Ему казались притворными все разговоры, которые он слышал; он не знал, как судить про все это, и чувствовал, что только в полку все ему опять станет ясно. Он торопился окончанием покупки лошадей и часто несправедливо приходил в горячность с своим слугой и вахмистром.
Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу. Когда молебствие кончилось, губернаторша подозвала его к себе.
– Ты видел княжну? – сказала она, головой указывая на даму в черном, стоявшую за клиросом.
Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю ее, который виднелся из под шляпы, сколько по тому чувству осторожности, страха и жалости, которое тотчас же охватило его. Княжна Марья, очевидно погруженная в свои мысли, делала последние кресты перед выходом из церкви.
Николай с удивлением смотрел на ее лицо. Это было то же лицо, которое он видел прежде, то же было в нем общее выражение тонкой, внутренней, духовной работы; но теперь оно было совершенно иначе освещено. Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем. Как и прежде бывало с Николаем в ее присутствии, он, не дожидаясь совета губернаторши подойти к ней, не спрашивая себя, хорошо ли, прилично ли или нет будет его обращение к ней здесь, в церкви, подошел к ней и сказал, что он слышал о ее горе и всей душой соболезнует ему. Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость.
– Я одно хотел вам сказать, княжна, – сказал Ростов, – это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено.
Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.
– И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай. – Надо надеяться на лучшее, и я уверен…
Княжна Марья перебила его.
– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *