Признаки зрелой личности — Московская Школа Конфликтологии
Признаки зрелой личности
(из разных источников)
Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас… (Зигмунд Фрейд)
В течение жизни мы становимся более эмоционально зрелыми, развиваем уверенность в себе, стремление к серьезным отношениям, улучшаем собственную жизнь. Психологическая зрелость — важная составляющая при оценке состояния собственной психики. Зрелость способствует раскрытию всех способностей и талантов человека, помогает процветанию как в духовном, так и материальном плане. Сама по себе зрелость — это не какая-то точка, которую можно достигнуть, скорее — это состояние которое смог достигнуть человека и которую можно улучшать.Черты характера, по которым можно судить о зрелости человека:
1. Способность воспринимать конструктивную критику
Это весьма важное качество для справедливой оценки собственных достоинств и недостатков. Следует быть готовыми слышать правду, а не отрицать ее. Убегая от проблем или притворяясь, что их нет, вы не избавитесь от существующих трудностей. Когда людям сложно воспринимать реальность, они ищут спасение в иллюзиях, которые ведут, в конечном счете, лишь к разочарованиям.
2. Умение приспосабливаться к переменам
Перемены не всегда легко совершать. Они способны перевернуть весь мир с ног на голову и стать причиной для возникновения стресса. Ведь меняться могут как ваши планы на день, так и работа, социальный статус, место жительства и многое другое. Нужно быть способными приспосабливаться к изменениям, а не раздражаться, позволяя им выбить себя из колеи.
3. Невосприимчивость к стрессам
Страхи, внутренние переживания, стресс могут привести к ряду физических недомоганий. От того, насколько вы невосприимчивы к стрессам, зависит ваше духовное и физическое здоровье.
4. Способность не только принимать, но и отдавать
Л юди, которые уделяют другим свое время, внимание, оказывают помощь и финансовую поддержку, намного счастливее остальных. Те же, кто больше склонен принимать, зачастую являются эгоистами, завистниками.
5. Умение относиться к людям с пониманием
Жизнь — это процесс взаимодействия с людьми, поэтому очень важно, как вы выстраиваете свои отношения. Любовь и уважение — это два ключевых фактора, ведущих к гармоничной жизни.
6. Способность перенаправить негативную энергию в конструктивное русло
Очень важно уметь перенаправлять свои негативные эмоции, не держать их в себе, а, напротив, стараться использовать во благо.
7. Умение любить
Любовь — это великая сила. Люди рождаются со способностью любить, и очень важно пронести это чувство всю свою жизнь.
8. Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния общественных стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
9. Осознание собственных ограничений (физических, интеллектуальных, эмоциональных) и принятие себя, таким как есть.
10. Отсутствие хищных форм поведения – отношение к другим людям, как к средству достижения своих интересов.
11. Спонтанность проявлений, простота и естественность.
12. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, сознательный конформизм на уровне 12.внешнего поведения.
13. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
14. Позиция рефлексивной отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне.
15. Самокритичность.
16. Автономия и независимость от окружения; устойчивость воздействию фрустрирующих факторов.
17. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
18. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
19. Чувство общности с человечеством в целом.
20. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие.
21. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
22. Демократичность в отношениях.
23. Готовность учиться у других.
24. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.
25. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ограниченность или невзгоды никогда не считаются смешными.
26. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
27. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.
_______________
Педагогическая конфликтология
Конфликтология и конфликты
Зрелая личность
Какова она — принципиальный вопрос психологии личности. Он поставлен уже в древних текстах. Если Ветхий завет представляет человека в тесных рамках элементарных запретов, то Евангелие видит его совсем иначе, как бы в сияющих лучах небесного света. В психологии эта дилемма возникла благодаря А.Адлеру. Именно он предложил образ человека, который вселял удовлетворение и надежду, а не страх и разочарование, связанные с психоанализом и бихевиоризмом. В своих поздних работах А.Адлер предложил понятие креативного Я как первопричины всего человеческого, того, что делает человека творцом своей жизни, придает смысл его существованию.
Альтруизм, человечность, стремление к сотрудничеству, чувство собственного достоинства, творческое начало — вот, пожалуй, основные критерии зрелой личности, по А.Адлеру. Немалый вклад в реабилитацию образа человека принадлежит Э.Фромму с его критикой психоанализа под влиянием работ К.
- Более эффективное или «бытийное» восприятие реальности — такой, какова она в действительности.
- Принятие себя, других и природы во всех проявлениях и без сверхкритики недостатков, без вины, страха и тревоги, но с удовольствием и благодарностью.
- Непосредственность, простота, искренность без желания производить впечатление и следовать условностям, действуя при этом твердо и непримиримо, но вместе с тем терпимо, деликатно.
- Центрированность на проблемах, сосредоточенность на задачах, которые они считают своей личной, когда человек и его работа подходят друг другу и «принадлежат друг другу, как ключ и замок».
- Независимость: осознание неприкосновенности внутреннего мира, защита его от посягательств извне, потребность иметь собственные суждения на тот или иной счет, но не в ущерб их объективности.
- Автономия: независимость от предписаний культуры и окружения — самодостаточность, самоуправление и самодисциплина, внутренняя мотивация.
- Свежесть восприятия: независимость от стереотипов мышления — способность видеть новизну в самых обычных событиях жизни и стремление оценивать по достоинству все, что происходит; индивиду интересно все, скуки он не знает.
- Вершинные или мистические переживания: способность испытывать очень сильные переживания, особенно в кульминационные моменты жизни (собственно мистицизм, оккультизм не имеют к этому никакого отношения).
- Общественный интерес — искреннее стремление помогать людям, способность к подлинному состраданию и бескорыстной помощи, «братская» любовь к людям и человеческому сообществу.
- Глубокие межличностные отношения, особенно с теми, кто более здоров и близок к самоактуализации, нежели «средний» человек.
- Демократический характер — отношение к людям определяется их качествами, а не статусом, расой, рождением или принадлежностью к той или иной социальной группе, без того, чтобы стремиться к превосходству или проявлять предубеждение.
- Разграничение средств и целей, т. е. этическая определенность и твердость, обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения.
- Философское чувство юмора: предпочтение юмора, представляющего общечеловеческие глупости одновременно в веселом и грустном виде. Такой юмор проявляется и воспринимается как вызывающий не смех или хохот, а окрашенную печалью улыбку.
- Креативность — способность к творчеству, естественная и спонтанная, как и свойственная детям. Проявляется в любом деле, даже в быту. В первоклассном супе, говорил А.Маслоу, больше творчества, нежели во второсортной поэзии.
- Преданность важнейшим, фундаментальным ценностям бытия, сопротивление «окультуриванию», независимость от всего случайного, отжившего, нездорового. Личности данного типа — авангард, подлинная элита общества. Именно благодаря им цивилизация не утонула в своих отходах и противодействует разрушительным тенденциям, которые принимают все более угрожающий характер.
Представленные взгляды на зрелую личность встречают упорное сопротивление, часто расцениваются как идеализированные, нереалистические, не подтвержденные объективными методами исследования. Сам А.Маслоу, как известно, формулировал их, изучая здоровых и состоявшихся людей, демонстрирующих зрелость своей деятельностью, реальной практикой собственной жизни. Преобладающие ныне методы изучения личности (тесты, эксперименты и др.) явно не соответствуют чрезвычайной сложности объекта исследования. Человек, пытаясь изучить себя сам, оказался в уникальной ситуации. «Человек, познай себя!» — этот призыв Сократа звучит, похоже, слишком оптимистично.
К содержанию
15 Характеристики эмоционально зрелого человека
Возраст и время имеют мало общего со зрелостью; есть много зрелых молодых людей и столько же ребячливых представителей старшего поколения. Зрелость — это то, как вы действуете и взаимодействуете с окружающим миром.
Как стать зрелым? Вы должны действовать и вести себя определенным образом. Вы должны думать иначе. Зрелый человек воплощает в себе различные черты, отличающие его от других. Выбор из 15 таких признаков обсуждается ниже.
1. Самосознание
Зрелость вырастает из семени осознания; осознание себя и действий, которые вы предпринимаете.
Самосознание означает, что вы можете смотреть на себя глазами наблюдателя. Вы можете занять несколько нейтральную позицию, чтобы наблюдать за своими мыслями, действиями и эмоциями, прежде чем применять к ним рациональный фильтр.
По сути, самосознание — это построение понимания своей личности; его сильные и слабые стороны, его потенциал и ограничения, и каждый маленький нюанс.
2. Самоконтроль
После того, как вы установили устойчивое осознание себя, вы в большей степени способны проявлять некоторую степень самоконтроля.
Вы можете определить побуждения, которые накапливаются в вашем уме, и сопротивляться искушению действовать в соответствии с ними. Это может быть, например, разница между гневом и сохранением спокойствия, когда кто-то делает что-то, что вам не нравится.
Зрелый человек лучше проявляет сдержанность по отношению к вещам, которые могут нанести ущерб его краткосрочному или долгосрочному благополучию. Они могут одержать победу над некоторыми из наиболее разрушительных форм поведения, признав их такими, какие они есть.
3. Ответственность
Когда вы достигаете определенного уровня зрелости, вы понимаете, насколько велика ответственность быть человеком. Вы признаете, что все мы несем ответственность за свой собственный выбор и за более широкое влияние, которое он может оказать на мир.
Вера в то, что с вами что-то случается, разрушается и заменяется проактивным мышлением, которое понимает последствия ваших действий. Вы больше не будете пассивно жить среди мира; вы предпринимаете шаги, чтобы изменить свою ситуацию там, где это необходимо, чтобы вы могли жить по совести.
4. Смирение
Несмотря на то, что вы понимаете важность каждого принятого вами решения, вы остаетесь скромным и скромным человеком.
Вы никогда не ставите себя выше других, независимо от вашего статуса, богатства, власти или влияния. Вы знаете, что, когда дело доходит до этого, мы все рождаемся равными и умираем равными. Вы воздерживаетесь от того, чтобы любой личный успех вскружил вам голову, и вы относитесь к людям справедливо и уважительно, в каком бы качестве он ни выступал.
5. Самопринятие
Зрелые люди способны принимать себя такими, какие они есть; они проявляют доброту даже перед лицом своих недостатков.
Вы можете стремиться к самосовершенствованию и росту как личности, но зрелость позволяет вам принять текущую ситуацию и все прошлые события, которые к ней привели, и примириться с ними. Только тогда, когда вы сможете принять то, где вы находитесь сейчас, вы сможете планировать свой путь на будущее.
6. Благодарность
Наряду с принятием себя приходит чувство благодарности за все прекрасное, что есть в вашей жизни. Вы развиваете способность видеть огромную пользу и ценность как большого, так и малого.
Вы благодарны за людей, с которыми проводите время, за ежедневные основные потребности, за опыт, которым вы наслаждаетесь, и за дар самой жизни. Вы никогда не принимаете вещи как должное, потому что понимаете, что не всем так повезло.
Побочным эффектом благодарности является то, что вы чувствуете больше сочувствия и заботы о других. Зрелая душа не может не желать добра окружающим и стараться помочь всем, чем может.
Они более настроены на взаимосвязь всего и поэтому чувствуют боль других так, как если бы она была их собственной. Это побуждает их к благотворительности всех видов, поскольку они стремятся распространять любовь и позитив в обществе. Они искренние дарители, которые редко ищут награды или признания за проявленную доброту.
8. Ориентированность на других
Сострадание — это лишь часть более общего подхода к жизни, который принимают эмоционально зрелые люди.
Вместо разделения, возникающего из-за того, что вы ставите свои интересы на первое место, вы полны решимости делать все возможное для укрепления единства и единства.
Вы празднуете успех других и поддерживаете движения, которые стремятся улучшить благосостояние всех, а не только избранных.Противостоит ревности, зависти и саморекламе, которые часто возникают у незрелых людей.
Зрелость разрушает ментальные барьеры и пробуждает в человеке чувство либерализма.
Вы больше не видите вещи как черное и белое, правильное и неправильное. Ваш разум открыт для множества идей и мнений, и вы не осуждаете тех, кто думает иначе или предпочитает жить незнакомым вам образом жизни.
Вы также позволяете своим убеждениям смягчиться, чтобы принять возможность того, что время от времени вы можете ошибаться. Вы не относитесь к фактам так высоко, но вместо этого понимаете, что в мире есть множество неизвестных.
Вам также может понравиться (статья продолжается ниже):
- Как избавиться от гнева: 7 этапов от ярости до освобождения
- 7 способов эмоционально зрелого человека обращаться с трудными людьми
- Как контролировать свои эмоции в ситуациях, требующих хладнокровия
- 5 навыков межличностного общения, которые наиболее важны для вашей карьеры, отношений и жизни
10.
Чувство чудаКогда вы взрослеете и вновь открываете непредубежденность, существовавшую в детстве, к вам также возвращаются чувство благоговения и удивления.
Это означает, что вы снова можете смотреть на Вселенную как на невероятную и прекрасную вещь, которой она является. Вас могут волновать чудеса природы и огромная сложность вашего собственного существования.
Это чудо заставляет вас задавать много глубоких вопросов о жизни и искать возможные ответы на них.
11. Оптимизм с оттенком реализма
Зрелый человек — это тот, кто способен смотреть на жизнь с оптимизмом, сохраняя при этом свои корни в реальности.
Вы понимаете, что хорошее не может происходить постоянно, но стараетесь сохранять позитивный настрой в любой ситуации, потому что знаете, что альтернативой являются пораженчество и отчаяние.
Вы с надеждой смотрите в будущее и смотрите на все существующие возможности, но мысленно готовы встречать трудности по мере их возникновения.
12. Гибкость
Один из способов сохранять позитивный настрой — оставаться максимально гибким в обстоятельствах, с которыми вы сталкиваетесь.
Вы не упрямы, ваши взгляды открыты для изменений, и вы принимаете непредсказуемость как неотъемлемую часть жизни. Вы можете думать на ходу и приспосабливаться к вещам по мере их возникновения.
Противоположное этому — упорствовать и отказываться меняться, даже когда вокруг вас что-то меняется; так живет незрелый человек.
С вашей гибкостью и оптимизмом тесно связана жизнестойкая натура, которая помогает вам справляться со всем, что встречается на вашем пути.
Даже когда дела идут плохо, ты держишься за голову и ищешь решения своих проблем. Вы не позволяете событиям подавлять вас; сила, которую вы приобрели в прошлых испытаниях, всегда доступна для вас.
Вы не зацикливаетесь на своих печалях и не ищете жалости у других; у вас есть смелость сделать шаг вперед, преодолеть препятствия, стоящие перед вами, и вернуться на путь, по которому вы хотите идти.
Вы также наделены огромным терпением, которое поможет вам выждать время, прежде чем насладиться плодами своего труда. Вы понимаете, что то, чего вы хотите в жизни, не всегда приходит, как только вы этого хотите; над ними нужно работать и ждать время от времени.
Ваше терпение распространяется и на других людей; вы понимаете и принимаете, что они могут не всегда вести себя так, как вам хотелось бы, но у вас есть огромная способность прощать, когда это необходимо. Вы знаете, что бесполезно проецировать свои ожидания на других, потому что они прожили совершенно другую жизнь, чем вы.
15. Честность
Когда вы взрослеете внутри себя, вы больше не чувствуете необходимости обманывать других. Вы можете быть открытыми, честными и искренними с окружающими и верить, что какой бы ни была их реакция на вас, это лучше, чем скрывать правду.
У вас нет желания носить маску, вам не нужно лгать другим, и вас устраивает то, кто вы есть – бородавки и все такое. Вы понимаете, что честность — почти всегда лучшая политика, потому что она кажется искренней не только другим людям, но и вам самим.
Сколько из этих качеств вы можете выделить в своей жизни и над какими вам нужно поработать? Оставьте комментарий ниже, чтобы сообщить нам.
Трансперсональные лакомые кусочки: 8 признаков здоровой, зрелой личности — Гордон В. Олпорт |
Гордон В. Олпорт (1897–1967)
8 черт здоровой зрелой личности
Гордон У. Олпорт больше известен как основатель современной психологии черт, чем как один из первых психологов в Америке, сосредоточившихся на здоровой личности, а не на невротической. Олпорт (1955/1969) критерии здорового, зрелого человека включают в себя многие личностные диспозиции, которые позже были признаны характеристиками того, что Абрахам Маслоу (1971) назвал «самоактуализаторами» (глава 3) и «трансцендентными самоактуализаторами» (гл. 3). гл. 22).
.
Другие исследователи обнаружили, что эти характеристики личности характеризуют трансцендентность и зрелое мышление во взрослом возрасте (Miller & Cook-Greuter, 1994).
.
Вместимость:
.
1. Расширение себя
2. Теплое отношение себя к другим
3. Самопринятие и самоутверждение,
4. Реальное восприятие
5. Осмысленная работа и служение
6. Само- озарение
7. объединяющая философия жизни
8. религиозное чувство.
.
____________________________________________
.
1. Расширение самоощущения.
.
Гордон Олпорт был одним из первых теоретиков личности, признавших, что по мере того, как личность развивается и взрослеет, а ее опыт растет, ее идентичность и интересы выходят за пределы самости (за пределы эго) в расширяющийся круг людей и объектов, абстрактных ценностей и идеалов. . Это расширение зрелой личности за пределы эгоцентрических частей самости требует, чтобы человек стал непосредственным и полноправным участником подлинной и личностно значимой для него деятельности. Зрелый человек не является пассивным, изолированным, замкнутым и полностью эгоцентричным наблюдателем жизни, он полностью и живо погружен в жизнь, активно вовлечен и предан чему-то или кому-то за пределами себя.
.
2. Теплое отношение себя к другим.
.
Сострадание и близость — это трансперсональные эмоции, которые приводят человека вне себя к идентификации с другим живым существом, которое может быть отделено от себя во времени и пространстве. Что порождает эту способность к близости и состраданию, так это хорошо развитое чувство собственного «я» и саморасширения. Эмпатия включает в себя понимание основных условий человеческого существования и чувство родства со всеми людьми, которое возникает благодаря «воображаемому распространению» собственных чувств на человечество в целом. Здоровый зрелый человек осознает, что мы живем во вселенной, в которой все другие существа также обладают той же неоспоримой индивидуальностью и самоценностью, которую мы воспринимаем в себе.
Таким образом, зрелый здоровый человек не умаляет ценности других и не настаивает на невротическом отношении к тому, чтобы другие обращали внимание на наши нужды. Любовь всегда подразумевает свободу. Здоровая зрелая личность признает, что мы разделяем те же слабости с другими существами, которые также по-своему переживают свои собственные путешествия, и поэтому нам нужно быть нежными не только с самими собой, но и с другими. В глазах любви искупаются даже недостатки. Благополучие любимого человека становится таким же важным, как и собственное благополучие.3. Самопринятие и самоутверждение.
.
Зрелые, здоровые личности способны принять все аспекты своего бытия, включая слабости и недостатки, неуверенность и страхи, без пассивного смирения с ними. Несмотря на неудачи и разочарования, и хотя средства достижения цели могут быть неизвестны в то время, здоровые, зрелые люди верят, что желаемые цели действительно будут достигнуты, если к ним прилагать настойчивость, усилия и дисциплину. Они усвоили, что жизненные проблемы и вызовы — это методы обучения, заданные внутренним Я, и к ним всегда следует подходить в этом свете. Способные принимать человеческие эмоции, они не пленники самих себя, не боятся и не пытаются от них спрятаться. Хотя они и не свободны от жизненных неуверенностей и страхов, они чувствуют себя менее уязвимыми и способны лучше справляться с ними, чем менее здоровые зрелые люди.
.
4. Реалистичное восприятие.
.
Здоровые люди могут распознать то, что они не могут изменить, изменить то, что они могут, и научиться различать. Их восприятие «реальности» имеет тенденцию точно отражать «природу вещей». Они менее склонны искажать свое восприятие событий и других людей, чтобы сделать его совместимым со своими желаниями, потребностями и страхами.
.
5. Значимая работа и обслуживание.
.
Здоровый, зрелый человек использует свои навыки искренне, с энтузиазмом, преданно и полностью отдает себя избранной работе. Здоровые, зрелые люди любят то, что они делают, и делают то, что любят, что приносит превосходство в их работу и жизнь. Их преданность работе связана с понятием ответственности перед видом и будущими поколениями, что придает смысл и ощущение преемственности индивидуальной жизни. Для Олпорта невозможно достичь зрелости и положительного психологического здоровья без выполнения важной работы, а также самоотверженности, приверженности и навыков, необходимых для ее выполнения.
.
6. Самоанализ.
.
Этот критерий воплощен в старом предписании: «Познай самого себя». Адекватное понимание и знание себя требует проникновения в то, что человек думает о себе и чем он является на самом деле, между своим представлением о себе и тем, какой он есть на самом деле, между своим идеальным я и своим реальным я, между тем, что, как нам кажется, есть и чем он является на самом деле. что другие думают о человеке. Чем теснее соответствие между этими двумя идеями, тем выше зрелость личности. Цель состоит в том, чтобы достичь некоторой степени само-
объективация, или самопознание, чтобы сформулировать объективную картину самого себя. Человек, обладающий высокой степенью самоанализа, менее склонен проецировать личные отрицательные качества на других людей, более точно судить о других и обладать чувством юмора, позволяющим смеяться над собой и над кажущейся жизнью. несуразности и нелепости.
.
7. Объединяющая философия жизни.
.
Здоровые зрелые личности устремлены вперед, мотивированы долгосрочными целями и планами, обладают чувством цели и скрытой направленностью, которые делают работу стоящей, дают смысл жизни и обеспечивают непрерывность действий личности. Реализация ценностей и выбор сильных ценностей обеспечивают основную мотивацию личностных действий, что отражено в поговорке: «Если вы чего-то не поддерживаете, вы попадетесь на что угодно». Ценности невротика недостаточно сильны или постоянны, чтобы связать или объединить все аспекты жизни.
.
8. Религиозные настроения.
.
Олпорт (1955/1969, стр. 93-98) признал, что существует естественное религиозное чувство, с которым рождается наш вид, — чувство, которое помещает индивидуума в духовный и естественный мир одновременно. Это «всеобъемлющее отношение, функция которого состоит в том, чтобы осмысленно связать индивидуума со всем Бытием» (Олпорт, 1955/1969, стр. 94). С трансперсональной точки зрения «религиозное чувство» обеспечивает естественное религиозное знание о том, что мы происходим из земли, как и все другие существа и живые структуры, и что наше существование и существование мира возникают из другого источника, который находится как внутри, так и вне природных рамок. . Это ощущение, что наше рождение, наша жизнь и наша смерть смягчаются всеми ресурсами природы, и что сама природа поддерживается более великим источником, породившим ее. Как и во всех фазах становления, полностью развитое религиозное чувство, как правило, возникает только во взрослом возрасте, зависит от темперамента и обучения в семье или в церкви и может быть остановлено так же, как и расти.
.
Неверие, хотя оно может быть продуктом зрелого размышления, также может быть реакцией на родительский или племенной авторитет или может быть следствием одностороннего интеллектуального развития, исключающего другие области нормального любопытства. Мы находим много личностей, которые ревностно и эффективно занимаются всеми фазами становления, за исключением последней задачи осмысленного отношения себя к творению. По какой-то причине их любопытство останавливается на этом месте. (Олпорт, 1955/1969, стр. 97)
.
К сожалению, в то время как основные психологи не могут думать о человеческой личности с точки зрения души, религиозные лидеры и теологи отказываются понимать психологические характеристики души даже в самых простых терминах.
.
Однако другие [например, трансперсональные психологи] полностью посвящают себя этой задаче. Их религиозное стремление является их основной характеристикой. Им кажется достойной только религиозная форма собственного стремления. Он дает им синтез всего, что находится внутри опыта, и всего, что лежит за его пределами. Он отслеживает растущую грань личности. Такие люди проявляют свою способность к самообъективации, беспристрастно рассматривая свой разум и свое неразумие, видя ограниченность того и другого. Они рассматривают в перспективе как свой образ самого себя, так и идеальный образ самого себя, тем самым обеспечивая себе критерий совести. Они проводят различие между своим собственным стремлением и своим оппортунистическим приспособлением, тем самым отделяя важные вещи от простых фактов. Они взвешивают вероятности в теологической сфере и в конечном итоге утверждают взгляд на жизнь, который, кажется, оставляет наименьший возможный остаток. Каким бы сложным ни был этот процесс, кажется, именно таким образом зрелые личности принимают и подтверждают религиозную предпосылку своего пути становления. (Олпорт, 1955/1969, стр. 97-98)
.
Олпорт признал, что люди по своей природе религиозные существа. Религиозное чувство — одно из самых сильных качеств нашего вида и часть человеческой психологии, которую чаще всего упускают из виду поведенческие науки.