Кризис идентичности это в психологии – Кризис идентичности — Психологос

Содержание

Что такое кризис идентичности и 5 признаков того, что это происходит с вами

Вы не определились с целью вашей жизни? Вы не уверены, что знаете, кто вы на самом деле наверняка? Если ваш ответ на эти вопросы «да», то вполне вероятно, что вы переживаете кризис идентичности.

Эрик Эриксон создал термин кризис идентичности, считая его одним из самых важных внутренних конфликтов, с которыми люди сталкиваются на протяжении всей своей жизни. Согласно Эриксону, кризис идентичности — это период интенсивного самоанализа. Интерес Эриксона к этому понятию появился еще в юности, когда он сам столкнулся с этой проблемой.

Его родители развелись еще до его рождения. Когда ему было 3 года, его мать вышла замуж за педиатра в Карлсруэ, Германия, по имени Теодор Хомбергер. Это было скрыто от молодого Эрика, который вырос под именем Эрик Хомбергер.

Когда он узнал, что доктор Хомбергер не является его биологическим отцом, Эрик не был уверен, кто он есть на самом деле. Это повлияло на его успеваемость в школе, и он так никогда и не пошел в колледж. Сопротивляясь желанию отчима подтолкнуть его к медицинской карьере, он много лет путешествовал по Европе, отчужденный от всего, что связывало его с семьей.

Таким образом, его последующие исследования культурной жизни способствовали формированию представлений Эриксона о развитии личности и кризисе идентичности.

8 этапов психосоциального развития в паре с кризисом идентичности по теории Эриксона

Согласно Эриксону, на каждом этапе нашей жизни перед нами стоят определенные задачи. Мы должны преодолевать их и решать конфликты, характерные для каждого возраста. Урегулирование первоначальных конфликтов необходимо для того, чтобы человек мог справиться с кризисом идентичности и проблемами, которые его сопровождают.

Первый кризис (0-1 год)

Первый кризис возникает с рождения и до достижения возраста одного года, и обычно называется “доверие против недоверия”. Это время, когда дети зависят от окружающих. На этом этапе формируется чувство доверия против недоверия в зависимости от полученной заботы и любви.

Соответствующее удовлетворение потребностей малыша на данном этапе приведет к развитию уверенного отношения к окружающей среде. С другой стороны, если родители не удовлетворяют надлежащие экзистенциальные потребностям ребенка, у него развиваются чувства недоверия и неуверенности.

Второй кризис (1-3 года)

Второй кризис происходит в раннем детстве, 1-3 года, известный как «автономия против сомнения». Это этап, на котором развивается чувство самостоятельности, уверенности в себе, когда ребенок хочет заниматься рядом видов деятельности.

Поощрение и поддержка родителей повысят безопасность и уверенность ребенка в себе. Если родители высмеивают ребенка, они будут препятствовать развитию его уверенности в себе, что приведет к тому, что ребенок станет застенчивым и нелюдимым.

Третий кризис (3-6 лет)

Третий кризис происходит в среднем детстве, в возрасте 3-6 лет, также называемый “инициатива против виновности”. Это этап, в котором ребенок начинает исследовать мир, открывать новые двигательные навыки, более активно взаимодействовать с окружающими и т. д.

Это трудное время для родителей, потому что дети будут пытаться нарушить правила, установленные ими. По этой причине очень важно как поддерживать, так и дисциплинировать детей, чтобы они знали о последствиях своих действий и научились брать на себя ответственность.

Слишком строгие дисциплинарные ограничения приведут к развитию чувства страха наказания, и впоследствии ребенок будет расти, считая, что любая его инициатива является неправильной.

Четвертый кризис (6-12 лет)

Четвертый кризис происходит между 6-12 годами, и он известен как «компетентность против неполноценности». Это стадия, на которой ребенок приобретает новые знания и навыки преимущественно в школе.

В начале обучения в школе родители склонны сравнивать своего ребенка с другими, что может привести к развитию чувства неполноценности. Это вызвано тем, что ребенок будет чувствовать, что он никогда не оправдает ожиданий своих родителей.

С другой стороны, ощущение должной поддержки от учителей и родителей приведет к развитию уверенности в собственных силах.

Пятый кризис (12-20 лет)

Пятый кризис, который происходит между 12 и 20 годами, известен как «личность против ролевого конфликта». Это этап, на котором подростки стремятся развивать свою личную и профессиональную сферы жизни, а также формировать определенное сексуальное поведение.

Подростки стремятся пробовать себя в различных социальных ролях, но на самом деле не остаются ни в одной. В этот период жизни человека особенно интересует ответ на вопрос «Кто я?». Он хочет проявлять инициативу, но его останавливают ограничения, налагаемые родителями.

Образовательная цель этого этапа заключается в построении автономии личности путем предоставления независимости, которая должна быть несколько контролируемой.

Шестой кризис (20-35 лет)

Шестой кризис, возникающий в молодом взрослом возрасте между 20- 30/35 годами, называется “близость против изоляции”.

Приоритетной задачей в этот период является любовь и отношения, молодые люди ищут спутника жизни. У каждого есть аффективная и сексуальная потребность, а недостаток удовлетворения приводит к социальной изоляции.

Седьмой кризис (35-65 лет)

Седьмой кризис, происходящий в зрелом возрасте, 35-65 лет можно назвать “продуктивность против стагнации”. В этот период акцент делается на необходимости взрослого человека преуспевать в профессиональном плане. Речь также идет о создании семьи и желании иметь детей.

В этот период человек чувствует необходимость поделиться накопленным опытом с другими. Если эти потребности не удовлетворяются и ему не с кем поделиться своими знаниями, взрослый человек проходит через кризис застоя, где прекращается личностный рост.

Восьмой кризис (>65 лет)

Восьмой кризис, возникающий в пожилом возрасте сводится к “психической целостности против отчаяния”. Это этап, на котором человек начинает оценивать свои достижения на протяжении всей жизни.

Если пожилые люди чувствуют благодарность за все, что они сделали, они испытывают чувство удовлетворения за свою собственную жизнь и принимают близость конца, таким образом достигая психической целостности.

Это трудное время, потому что после 65 лет, с выходом на пенсию, как профессиональные, так и родительские роли сводятся на нет. У детей своя жизнь, может наступить смерть спутника жизни. Все это означает, что у человека может возникнуть множество вопросов о роли собственного существования, что часто приводит к страху смерти.

5 признаков того, что вы переживаете кризис идентичности:

  1. Изменения на физическом уровне

Непроходящая усталость, низкий уровень энергии, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость в руках и ногах. Ощущения жжения, высокая температура в некоторых участках тела. Боль в задней части шеи, плеч, или позвоночника.

Эти признаки не возникают одновременно, и не все испытывают эти ощущения. Они являются признаками глубоких внутренних преобразований на клеточном и ДНК уровнях.

  1. Эмоциональная неуверенность

Тревога и депрессия могут появиться в результате отсутствия уверенности в своих силах. Вы больше не признаете себя и не хотите заново решить кто вы есть, и что значит ваша жизнь.

  1. Сожаление о прошлом

Вам кажется, что вы сделали не все, что хотели, или вы чувствуете себя ограниченным вашими обстоятельствами. Из-за этого вы можете думать, что стоите на месте, или что в вашей жизни образовалась пустота, которую ничем не заполнить.

  1. Сомнение в собственной системе ценностей

Из-за вашей неуверенности в себе, вы начинаете задумываться над тем, что именно ваши убеждения могут мешать стать тем человеком, которым вы мечтаете стать. Вы подвергаете сомнению свои чувства, планы, свои мысли, пытаясь понять, что действительно мешает вам быть счастливее.

  1. Отчаянная потребность в стабильности

Желание переосмыслить себя заставляет вас беспокоиться. Следовательно, вы хотите найти ответ как можно скорее и восстановить баланс в своей жизни, поскольку внутренняя суматоха истощает вас.

Почему переживать кризис идентичности — нормально?

Постоянное самокопание и миллион вопросов к самому себе совсем не облегчают нашу жизнь. Вы начинаете сомневаться во всем, в чем были уверены ранее, что лишь увеличивает страх грядущего.

Но давайте посмотрим на это с другой стороны: вы становитесь новым человеком! Все эти испытания и «жажда» ответов направлены только на то, чтобы открыть новые двери, новые приключения и, конечно же, создать нового вас! Так что будьте собой и терпеливо идите по своему жизненному пути, ведь все еще впереди!

Источники:

  1. https://www.simplypsychology.org
  2. https://www.mindbodygreen.com

voljnodum.ru

Кризис идентичности (психология) — Википедия

Кризис идентичности — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором он чувствует утрату собственной идентичности и сталкивается с проблемой самоопределения.

Как правило, наступление кризиса происходит тогда, когда развитие идентичности достигает своей критической точки, что преимущественно характерно для подросткового возраста.

Ведущими исследованиями в области кризиса идентичности являются труды американского психолога 20-го века Эрика Эриксона.

«Эрик Эриксон описывает состоящий из восьми стадий процесс развития Эго в виде последовательности психосоциальных кризисов. В юности главной задачей развития становится разрешение конфликта, названный Эриксоном „идентичность против ролевой диффузии“. В процессе его разрешения может возникнуть кризис идентичности.»

Проблема самоопределения

В попытках избежать наступления кризиса идентичности многие молодые люди прибегают к намеренному ускорению процесса самоопределения. Чаще всего это приводит к тому, что юный разум начинает постепенно оправдывать существование предопределенности и, как следствие, не может полноценно реализовать свой потенциал.

Также у некоторых молодых людей нередко прослеживается склонность к отсутствию мотивации, в связи с чем период неопределенности в социуме приобретает затяжной характер. Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и приводит к формированию «негативной идентичности». «Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения.

Видео по теме

Виды кризиса идентичности

На сегодняшний день можно выделить два основных вида кризиса идентичности: [1]

  • Мотивационный кризис — в условиях мотивационного кризиса индивид страдает от нехватки руководящих обязательств, но при этом стремится к установлению личных целей и ценностей.
  • Легитимационный кризис — в этом случае индивид обладает целом рядом обязательств, поведенческие императивы которых не всегда совпадают, что приводит к уходу по крайней мере одного из них на задний план.

Также выделяют разные степени проявления кризиса идентичности, в частности тяжёлый или глубокий кризис. Кроме того, Э. Эриксон в своих работах обращал внимание на разные категории людей, подверженных кризису идентичности. В более ранних исследованиях Э. Эриксон связывал данный термин с опытом ветеранов Второй мировой войны.[2] В дальнейшем он стал все больше углубляться в проблему самоопределения у представителей молодежи.

Кроме того, термин «кризис идентичности» может быть использован применительно к самой ситуации, с которой столкнулся индивид — потеря рабочего места, прежнего социального статуса, начало самостоятельной жизни и отделение от родительского дома, возникновение неожиданных тяжелых обстоятельств (болезнь, инвалидность).

Способы предотвращения и преодоления кризиса идентичности

Существуют разные способы избежать наступления кризиса идентичности. Они включают в себя как позитивные действия самого индивида по отношению к идентичности, так и рекомендации для близких людей индивида, соблюдение которых поможет снизить вероятность наступления кризиса.

В первую очередь, индивид сможет предотвратить кризис идентичности путем тщательного самоанализа. Регулярный самоанализ не только поможет определить свои сильные и слабые сторон, но и существенно облегчит процесс определения ключевых целей и ценностей, подготовит индивида к переходу на следующий этап. Также следует более внимательно и осторожно относится к своему окружению, так как отношения с другими людьми оказывают сильное влияние на формирование идентичности. Кроме того, следует исследовать и развивать свои интересы, уделять свободное время по-настоящему важному и любимому делу. Еще одним действенным способом предотвращения кризиса идентичности является практика визуализации себя в будущем. Иными словами, рекомендуется представлять лучший возможный вариант себя и своего личностного развития в обозримом будущем. Это не только поможет избежать антимотивационного настроя и проблемы самоопределения, но также поможет быстрее и эффективнее выявить пути достижения желаемых результатов и, как следствие, «лучшего себя».

Что касается рекомендаций близким людям индивида, в частности родителям относительно воспитания ребенка, то выделяются следующие способы предотвращения кризиса идентичности :

  • Поощрение достижений индивида
  • Поддержка индивида в трудных ситуациях
  • Помощь в развитии потенциала индивида
  • Повышение уровня отзывчивости индивида
  • Отсутствие излишней требовательности и категоричности

В случае, если кризис идентичности уже наступил, существуют разные способы его преодоления.

Способы преодоления кризиса идентичности: [3]

  • Переоценка жизни и пересмотр собственных ценностей
  • Адаптация к изменениям
  • Изучение возможных вариантов дальнейшего развития событий, определение наиболее подходящей стратегии

Если рассматривать более частные случаи, как, например, потеря индивидом рабочего места, одной из опций выхода из состояния кризиса может стать нетворкинг. Общаясь с профессионалами в нужной сфере, индивид может получить массу полезной информации, которую он сможет использовать, чтобы открыть для себя новые карьерные перспективы.

В случае с подростковым кризисом идентичности, большую роль в разрешении данной проблемы может сыграть окружение индивида, близкие люди. В таком случае стоит представить индивиду как можно более широкий выбор вариантов дальнейшего позитивного развития, а также актуальных и практически применимых моделей поведения и развития.

Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации

Явление глобализации существенно усложняет процесс разрешения проблемы самоопределения, так как оно создает дополнительные обстоятельства, разрушающие целостность личности. Глобализация оказывает сильное воздействие на мировоззрение современного человека, делая его зависимым от быстрых темпов развития и постоянных изменений во всех сферах жизни. Таким образом, индивид зачастую не может выделить достаточно времени на разрешение кризиса идентичности или просто не прибегает к своевременным мерам предотвращения данной проблемы. Зачастую это приводит к разрушению самоощущения и чувству «беспочвенности».[4]

Глобализация также негативно влияет на эффективность исследований в области кризиса идентичности, препятствуя возможности более детального рассмотрения частных случаев в виду непрекращающегося процесса адаптации индивидов к новым тенденциям и ценностям.

Именно особенности кризиса идентичности в условиях глобализация стали главным предметом критики основной теории кризиса идентичности Э. Эриксона немецким философом, социологом и социальным психологом Эрихом Фроммом. Э. Фромм предлагает иную трактовку проблемы идентичности, критикуя исследования Эриксона в том, что он не учитывает специфику проблем современного индустриального общества:

"Недавно проблема идентичности стала передним планом психологической дискуссии, особенно усиленной прекрасным трудом Эрика Эриксона. Он говорил о «кризисе идентичности» и, несомненно, прикоснулся к одной из главных психологических проблем индустриального общества. Но, по моему мнению, не продвинулся столь далеко и не проник так глубоко, как это необходимо для полного понимания идентичности и кризиса идентичности. В индустриальном обществе люди превращены в вещи, а вещи не имеют идентичности.."[5]

Таким образом, сегодня исследование понятия «кризиса идентичности» подвержено трудностям не только ввиду влияния динамично развивающейся внешней среды, но и из-за разной трактовки самого термина.

Примечания

  1. https://www.psychologos.ru/articles/view/krizis-identichnosti
  2. https://www.wikihow.com/Resolve-an-Identity-Crisis
  3. https://www.socionauki.ru/journal/articles/254785/
  4. https://www.researchgate.net/publication/227632098_Two_kinds_of_identity_crisis

Литература

  1. http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.pdf?tmpl=component&format=pdf

wiki2.red

Кризис идентичности (психология) Википедия

Кризис идентичности — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором он чувствует утрату собственной эго-идентичности и сталкивается с проблемой самоопределения.

Как правило, наступление кризиса происходит тогда, когда развитие идентичности достигает своей критической точки, что преимущественно характерно для подросткового возраста.

Ведущими исследованиями в области кризиса идентичности являются труды американского психолога 20-го века Эрика Эриксона[1].

Проблема самоопределения[ | ]

В попытках избежать наступления кризиса идентичности многие молодые люди прибегают к намеренному ускорению процесса самоопределения. Чаще всего это приводит к тому, что юный разум начинает постепенно оправдывать существование предопределенности и, как следствие, не может полноценно реализовать свой потенциал.

Также у некоторых молодых людей нередко прослеживается склонность к отсутствию мотивации, в связи с чем период неопределенности в социуме приобретает затяжной характер. Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и приводит к формированию «негативной идентичности». «Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения.

Виды кризиса идентичности[ | ]

На сегодняшний день можно выделить два основных вида кризиса идентичности: [1]

  • Мотивационный кризис — в условиях мотивационного кризиса индивид страдает от нехватки руководящих обязательств, но при этом стремится к установлению личных целей и ценностей.
  • Легитимационный кризис — в этом случае индивид обладает целым рядом обязательств, поведенческие императивы которых не всегда совпадают, что приводит к уходу по крайней мере одного из них на задний план.

Также выделяют разные степени проявления кризиса идентичности, в частности тяжёлый или глубокий кризис. Кроме того, Э. Эриксон в своих работах обращал внимание на разные категории людей, подверженных кризису идентичности. В более ранних исследованиях Э. Эриксон связывал данный термин с опытом ветеранов Второй мировой войны.[2] В дальнейшем он стал все больше углубляться в проблему самоопределения у представителей молодежи.

Кроме того, термин «кризис идентичности» может быть использован применительно к самой ситуации, с которой столкнулся индивид — потеря рабочего места, прежнего социального статуса, начало самостоятельной жизни и отделение от родительского дома, возникновение неожиданных тяжелых обстоятельств (болезнь, инвалидность).

Способы предотвращения и преодоления кризиса идентичности[ | ]

Существуют разные способы избежать наступления кризиса идентичности. Они включают в себя как позитивные действия самого индивида по отношению к идентичности, так и рекомендации для близких людей индивида, соблюдение которых поможет снизить вероятность наступления кризиса.

В первую очередь, индивид сможет предотвратить кризис идентичности путем тщательного самоанализа. Регулярный самоанализ не только поможет определить свои сильные и слабые сторон, но и существенно облегчит процесс определения ключевых целей и ценностей, подготовит индивида к переходу на следующий этап. Также следует более внимательно и осторожно относится к своему окружению, так как отношения с другими людьми оказывают сильное влияние на формирование идентичности. Кроме того, следует исследовать и

ru-wiki.ru

Кризис идентичности (психология) Википедия

Кризис идентичности — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором он чувствует утрату собственной эго-идентичности и сталкивается с проблемой самоопределения.

Как правило, наступление кризиса происходит тогда, когда развитие идентичности достигает своей критической точки, что преимущественно характерно для подросткового возраста.

Ведущими исследованиями в области кризиса идентичности являются труды американского психолога 20-го века Эрика Эриксона[1].

Проблема самоопределения

В попытках избежать наступления кризиса идентичности многие молодые люди прибегают к намеренному ускорению процесса самоопределения. Чаще всего это приводит к тому, что юный разум начинает постепенно оправдывать существование предопределенности и, как следствие, не может полноценно реализовать свой потенциал.

Также у некоторых молодых людей нередко прослеживается склонность к отсутствию мотивации, в связи с чем период неопределенности в социуме приобретает затяжной характер. Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и приводит к формированию «негативной идентичности». «Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения.

Виды кризиса идентичности

На сегодняшний день можно выделить два основных вида кризиса идентичности: [1]

  • Мотивационный кризис — в условиях мотивационного кризиса индивид страдает от нехватки руководящих обязательств, но при этом стремится к установлению личных целей и ценностей.
  • Легитимационный кризис — в этом случае индивид обладает целым рядом обязательств, поведенческие императивы которых не всегда совпадают, что приводит к уходу по крайней мере одного из них на задний план.

Также выделяют разные степени проявления кризиса идентичности, в частности тяжёлый или глубокий кризис. Кроме того, Э. Эриксон в своих работах обращал внимание на разные категории людей, подверженных кризису идентичности. В более ранних исследованиях Э. Эриксон связывал данный термин с опытом ветеранов Второй мировой войны.[2] В дальнейшем он стал все больше углубляться в проблему самоопределения у представителей молодежи.

Кроме того, термин «кризис идентичности» может быть использован применительно к самой ситуации, с которой столкнулся индивид — потеря рабочего места, прежнего социального статуса, начало самостоятельной жизни и отделение от родительского дома, возникновение неожиданных тяжелых обстоятельств (болезнь, инвалидность).

Способы предотвращения и преодоления кризиса идентичности

Существуют разные способы избежать наступления кризиса идентичности. Они включают в себя как позитивные действия самого индивида по отношению к идентичности, так и рекомендации для близких людей индивида, соблюдение которых поможет снизить вероятность наступления кризиса.

В первую очередь, индивид сможет предотвратить кризис идентичности путем тщательного самоанализа. Регулярный самоанализ не только поможет определить свои сильные и слабые сторон, но и существенно облегчит процесс определения ключевых целей и ценностей, подготовит индивида к переходу на следующий этап. Также следует более внимательно и осторожно относится к своему окружению, так как отношения с другими людьми оказывают сильное влияние на формирование идентичности. Кроме того, следует исследовать и развивать свои интересы, уделять свободное время по-настоящему важному и любимому делу. Еще одним действенным способом предотвращения кризиса идентичности является практика визуализации себя в будущем. Иными словами, рекомендуется представлять лучший возможный вариант себя и своего личностного развития в обозримом будущем. Это не только поможет избежать антимотивационного настроя и проблемы самоопределения, но также поможет быстрее и эффективнее выявить пути достижения желаемых результатов и, как следствие, «лучшего себя».

Что касается рекомендаций близким людям индивида, в частности родителям относительно воспитания ребенка, то выделяются следующие способы предотвращения кризиса идентичности :

  • Поощрение достижений индивида
  • Поддержка индивида в трудных ситуациях
  • Помощь в развитии потенциала индивида
  • Повышение уровня отзывчивости индивида
  • Отсутствие излишней требовательности и категоричности

В случае, если кризис идентичности уже наступил, существуют разные способы его преодоления.

Способы преодоления кризиса идентичности: [3]

  • Переоценка жизни и пересмотр собственных ценностей
  • Адаптация к изменениям
  • Изучение возможных вариантов дальнейшего развития событий, определение наиболее подходящей стратегии

Если рассматривать более частные случаи, как, например, потеря индивидом рабочего места, одной из опций выхода из состояния кризиса может стать нетворкинг. Общаясь с профессионалами в нужной сфере, индивид может получить массу полезной информации, которую он сможет использовать, чтобы открыть для себя новые карьерные перспективы.

В случае с подростковым кризисом идентичности, большую роль в разрешении данной проблемы может сыграть окружение индивида, близкие люди. В таком случае стоит представить индивиду как можно более широкий выбор вариантов дальнейшего позитивного развития, а также актуальных и практически применимых моделей поведения и развития.

Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации

Явление глобализации существенно усложняет процесс разрешения проблемы самоопределения, так как оно создает дополнительные обстоятельства, разрушающие целостность личности. Глобализация оказывает сильное воздействие на мировоззрение современного человека, делая его зависимым от быстрых темпов развития и постоянных изменений во всех сферах жизни. Таким образом, индивид зачастую не может выделить достаточно времени на разрешение кризиса идентичности или просто не прибегает к своевременным мерам предотвращения данной проблемы. Зачастую это приводит к разрушению самоощущения и чувству «беспочвенности».[4]

Глобализация также негативно влияет на эффективность исследований в области кризиса идентичности, препятствуя возможности более детального рассмотрения частных случаев в виду непрекращающегося процесса адаптации индивидов к новым тенденциям и ценностям.

Именно особенности кризиса идентичности в условиях глобализация стали главным предметом критики основной теории кризиса идентичности Э. Эриксона немецким философом, социологом и социальным психологом Эрихом Фроммом. Э. Фромм предлагает иную трактовку проблемы идентичности, критикуя исследования Эриксона в том, что он не учитывает специфику проблем современного индустриального общества:

"Недавно проблема идентичности стала передним планом психологической дискуссии, особенно усиленной прекрасным трудом Эрика Эриксона. Он говорил о «кризисе идентичности» и, несомненно, прикоснулся к одной из главных психологических проблем индустриального общества. Но, по моему мнению, не продвинулся столь далеко и не проник так глубоко, как это необходимо для полного понимания идентичности и кризиса идентичности. В индустриальном обществе люди превращены в вещи, а вещи не имеют идентичности.."[5]

Таким образом, сегодня исследование понятия «кризиса идентичности» подвержено трудностям не только ввиду влияния динамично развивающейся внешней среды, но и из-за разной трактовки самого термина.

Примечания

  1. https://www.psychologos.ru/articles/view/krizis-identichnosti
  2. https://www.wikihow.com/Resolve-an-Identity-Crisis
  3. https://www.socionauki.ru/journal/articles/254785/
  4. https://www.researchgate.net/publication/227632098_Two_kinds_of_identity_crisis

Литература

  1. http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.pdf?tmpl=component&format=pdf
    1. ↑ «Эрик Эриксон описывает состоящий из восьми стадий процесс развития Эго в виде последовательности психосоциальных кризисов. В юности главной задачей развития становится разрешение конфликта, названный Эриксоном „идентичность против ролевой диффузии“. В процессе его разрешения может возникнуть кризис идентичности.»

    wikiredia.ru

    Кризис идентичности (психология) — WiKi

    Кризис идентичности — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором он чувствует утрату собственной эго-идентичности и сталкивается с проблемой самоопределения.

    Как правило, наступление кризиса происходит тогда, когда развитие идентичности достигает своей критической точки, что преимущественно характерно для подросткового возраста.

    Ведущими исследованиями в области кризиса идентичности являются труды американского психолога 20-го века Эрика Эриксона[1].

    Проблема самоопределения

    В попытках избежать наступления кризиса идентичности многие молодые люди прибегают к намеренному ускорению процесса самоопределения. Чаще всего это приводит к тому, что юный разум начинает постепенно оправдывать существование предопределенности и, как следствие, не может полноценно реализовать свой потенциал.

    Также у некоторых молодых людей нередко прослеживается склонность к отсутствию мотивации, в связи с чем период неопределенности в социуме приобретает затяжной характер. Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и приводит к формированию «негативной идентичности». «Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения.

    Виды кризиса идентичности

    На сегодняшний день можно выделить два основных вида кризиса идентичности: [1]

    • Мотивационный кризис — в условиях мотивационного кризиса индивид страдает от нехватки руководящих обязательств, но при этом стремится к установлению личных целей и ценностей.
    • Легитимационный кризис — в этом случае индивид обладает целым рядом обязательств, поведенческие императивы которых не всегда совпадают, что приводит к уходу по крайней мере одного из них на задний план.

    Также выделяют разные степени проявления кризиса идентичности, в частности тяжёлый или глубокий кризис. Кроме того, Э. Эриксон в своих работах обращал внимание на разные категории людей, подверженных кризису идентичности. В более ранних исследованиях Э. Эриксон связывал данный термин с опытом ветеранов Второй мировой войны.[2] В дальнейшем он стал все больше углубляться в проблему самоопределения у представителей молодежи.

    Кроме того, термин «кризис идентичности» может быть использован применительно к самой ситуации, с которой столкнулся индивид — потеря рабочего места, прежнего социального статуса, начало самостоятельной жизни и отделение от родительского дома, возникновение неожиданных тяжелых обстоятельств (болезнь, инвалидность).

    Способы предотвращения и преодоления кризиса идентичности

    Существуют разные способы избежать наступления кризиса идентичности. Они включают в себя как позитивные действия самого индивида по отношению к идентичности, так и рекомендации для близких людей индивида, соблюдение которых поможет снизить вероятность наступления кризиса.

    В первую очередь, индивид сможет предотвратить кризис идентичности путем тщательного самоанализа. Регулярный самоанализ не только поможет определить свои сильные и слабые сторон, но и существенно облегчит процесс определения ключевых целей и ценностей, подготовит индивида к переходу на следующий этап. Также следует более внимательно и осторожно относится к своему окружению, так как отношения с другими людьми оказывают сильное влияние на формирование идентичности. Кроме того, следует исследовать и развивать свои интересы, уделять свободное время по-настоящему важному и любимому делу. Еще одним действенным способом предотвращения кризиса идентичности является практика визуализации себя в будущем. Иными словами, рекомендуется представлять лучший возможный вариант себя и своего личностного развития в обозримом будущем. Это не только поможет избежать антимотивационного настроя и проблемы самоопределения, но также поможет быстрее и эффективнее выявить пути достижения желаемых результатов и, как следствие, «лучшего себя».

    Что касается рекомендаций близким людям индивида, в частности родителям относительно воспитания ребенка, то выделяются следующие способы предотвращения кризиса идентичности :

    • Поощрение достижений индивида
    • Поддержка индивида в трудных ситуациях
    • Помощь в развитии потенциала индивида
    • Повышение уровня отзывчивости индивида
    • Отсутствие излишней требовательности и категоричности

    В случае, если кризис идентичности уже наступил, существуют разные способы его преодоления.

    Способы преодоления кризиса идентичности: [3]

    • Переоценка жизни и пересмотр собственных ценностей
    • Адаптация к изменениям
    • Изучение возможных вариантов дальнейшего развития событий, определение наиболее подходящей стратегии

    Если рассматривать более частные случаи, как, например, потеря индивидом рабочего места, одной из опций выхода из состояния кризиса может стать нетворкинг. Общаясь с профессионалами в нужной сфере, индивид может получить массу полезной информации, которую он сможет использовать, чтобы открыть для себя новые карьерные перспективы.

    В случае с подростковым кризисом идентичности, большую роль в разрешении данной проблемы может сыграть окружение индивида, близкие люди. В таком случае стоит представить индивиду как можно более широкий выбор вариантов дальнейшего позитивного развития, а также актуальных и практически применимых моделей поведения и развития.

    Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации

    Явление глобализации существенно усложняет процесс разрешения проблемы самоопределения, так как оно создает дополнительные обстоятельства, разрушающие целостность личности. Глобализация оказывает сильное воздействие на мировоззрение современного человека, делая его зависимым от быстрых темпов развития и постоянных изменений во всех сферах жизни. Таким образом, индивид зачастую не может выделить достаточно времени на разрешение кризиса идентичности или просто не прибегает к своевременным мерам предотвращения данной проблемы. Зачастую это приводит к разрушению самоощущения и чувству «беспочвенности».[4]

    Глобализация также негативно влияет на эффективность исследований в области кризиса идентичности, препятствуя возможности более детального рассмотрения частных случаев в виду непрекращающегося процесса адаптации индивидов к новым тенденциям и ценностям.

    Именно особенности кризиса идентичности в условиях глобализация стали главным предметом критики основной теории кризиса идентичности Э. Эриксона немецким философом, социологом и социальным психологом Эрихом Фроммом. Э. Фромм предлагает иную трактовку проблемы идентичности, критикуя исследования Эриксона в том, что он не учитывает специфику проблем современного индустриального общества:

    "Недавно проблема идентичности стала передним планом психологической дискуссии, особенно усиленной прекрасным трудом Эрика Эриксона. Он говорил о «кризисе идентичности» и, несомненно, прикоснулся к одной из главных психологических проблем индустриального общества. Но, по моему мнению, не продвинулся столь далеко и не проник так глубоко, как это необходимо для полного понимания идентичности и кризиса идентичности. В индустриальном обществе люди превращены в вещи, а вещи не имеют идентичности.."[5]
    

    Таким образом, сегодня исследование понятия «кризиса идентичности» подвержено трудностям не только ввиду влияния динамично развивающейся внешней среды, но и из-за разной трактовки самого термина.

    Примечания

    Литература

    ru-wiki.org

    Кризис идентичности | Психолог Юрий Ефимов

    Что такое кризис идентичности?

    Термин «кризис идентичности личности» в психологию впервые ввел Эрик Эриксон, который всю свою жизнь посвятил изучению процесса развития эго человека.

    Основываясь на своих наблюдениях, Эриксон пришел к выводу, что на протяжении становления личности человек переживает несколько кризисных периодов, связанных с определением собственной идентичности.

    Особенно ярко кризисные состояния идентичности личности переживают подростки, в период самоопределения и осознания своей индивидуальности. Очень важно в этот период оказать человеку грамотную психологическую поддержку, чтобы избежать тяжелых внутриличностных конфликтов и депрессий.

    Какие бывают кризисы идентичности?

    Почти все люди переживают сильнейший кризис идентичности в период юношества и взросления. В это время, молодой человек проходит тяжелый процесс социализации, выбора профессии, определения гражданской позиции, выстраивания структуры отношений с окружающими, формирования своего уникального образа.

    На практике, кризис идентичности проходит намного легче в обществах, имеющих обряды и специальные процессы посвящения подростков во взрослую жизнь. В демократических странах молодые люди сталкиваются с множеством вариантов моральных ориентиров, что затрудняет процесс преодоления возрастного кризиса.

    Кроме подросткового кризиса идентичности личности, психологи выделяют целый ряд причин, которые могут вызвать развитие такого состояния у взрослых людей:

    • Эмиграция – люди, вынужденные по каким-либо причинам поменять страну проживания, сталкиваются с кризисом культурной и национальной идентичности. Найти свое место в обществе и преодолеть процессы социализации во взрослом возрасте бывает даже сложнее, чем в период юношества.
    • Увольнение – потеря работы может привести к кризису профессиональной идентичности, что особенно выражено у людей, занимающих высокие и статусные должности и связывающих большую часть своей жизни с работой.
    • Выход на пенсию – переход работающего человека на государственное обеспечение может привести к эмоциональному упадку и кризисному состоянию.
    • Синдром опустевшего гнезда – такое кризисное явление наблюдается, когда дети покидают отчий дом и родители остаются одни, теряя смысл жизни.

    Чем поможет психолог?

    Психологическая помощь в период кризиса идентичности подростка направлена на оказание помощи в раскрытии внутреннего потенциала молодого человека. Психолог проведет ряд тестов и экспериментов, в ходе которых сможет довольно точно определить сферы истинных интересов и черты характера личности. Основываясь на полученных данных, специалист поможет подростку найти себя и осознать свое «я».

    Психологическая консультация необходима также родителям, чтобы сформировать правильное поведение, позволяющее облегчить ребенку сложный кризисный этап. Родители должны поощрять и хвалить подростка, предоставлять ему свободу выбора интересов, предоставлять самостоятельность и возлагать ответственность за совершенные поступки. Ни в коем случае в этот период нельзя давить на ребенка, навязывать свои вкусы и ценности и каким-либо образом унижать его личность.

    Остались вопросы?
    Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно.
    Стоимость консультации - Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
    Возможна также Skype-консультация.

    psychoanalyst.pro

    Кризис идентичности. Юношеский кризис идентичности

    За время своего развития каждый человек неоднократно сталкивается с переломными периодами, которые могут сопровождаться отчаянием, обидой, беспомощностью, а порой и злобой. Причины таких состояний могут быть разными, но самой распространенной является субъективное восприятие ситуации, при котором одни и те же события люди воспринимают с разной эмоциональной окраской.

    Психология кризиса

    Проблема поиска пути выхода из кризисного состояния за последние годы вышла на одно из лидирующих мест по значимости в психологии. Ученые не только занимаются поиском причин и способов предотвращения депрессии, но и разрабатывают способы подготовки человека к резкому изменению статусов персональной жизни.

    В зависимости от обстоятельств, которыми вызван стресс, выделяют такие его виды:

    1. Кризис развития – это затруднения, которые связаны с переходом из одного завершенного цикла развития к следующему.
    2. Травматический кризис может возникнуть как следствие внезапных интенсивных событий или как результат потери физического здоровья через болезнь либо травму.
    3. Кризис утраты или разлуки - проявляется либо после смерти близкого человека, либо при вынужденном долгом расставании. Этот вид очень устойчив и может длиться долгие годы. Часто возникает у детей, чьи родители разводятся. В случае переживания детьми смерти родных кризис может усугубиться из-за размышлений о собственной смертности.

    Длительность и интенсивность каждого кризисного состояния зависят от индивидуальных волевых качеств человека и способов его реабилитации.

    Возрастные кризисы

    Особенность возрастных расстройств в том, что они имеют непродолжительный период и обеспечивают нормальный ход личностного развития.

    Каждый из этапов связан с изменением основного вида деятельности субъекта.

    1. Кризис новорожденности связан с адаптацией ребенка к жизни вне организма матери.
    2. Кризис 1 года обоснован появлением у малыша новых потребностей и увеличением его возможностей.
    3. Кризис 3 лет возникает из-за попытки ребенка создать новый вид отношений со взрослыми и выделить собственное «Я».
    4. Кризис 7 лет вызван появлением нового вида деятельности – учебы, и позиции школьника.
    5. Пубертатный кризис обоснован процессом полового созревания.
    6. Кризис 17 лет, или юношеский кризис идентичности, возникает из-за необходимости самостоятельных решений в связи с выходом во взрослую жизнь.
    7. Кризис 30 лет появляется у людей, которые чувствуют нереализованность своего жизненного замысла.
    8. Кризис 40 лет возможен при нерешении проблем, возникших в период предыдущего переломного периода.
    9. Кризис ухода на пенсию возникает по причине чувства невостребованности человека при сохраненной его трудоспособности.

    Реакция человека на кризис

    Затруднения в любой из периодов приводят к нарушению эмоциональной сферы, что может вызвать 3 типа реакции:

    • Возникновение таких эмоций, как равнодушие, тоска или безразличие, что может свидетельствовать о появлении депрессивного состояния.
    • Появление деструктивных чувств, таких как агрессия, злость и придирчивость.
    • Возможен также уход в себя с проявлением чувств ненужности, безысходности, пустоты.

    Этот тип реакции получил название одиночества.

    Юношеский период развития

    Перед разбором возрастного периода с 15 до 17 лет следует убедиться в точном понимании термина «идентичность». Юность и кризис – это понятия практически неразделимые, поскольку обстоятельства, с которыми сталкивается подросток в этом периоде, требуют овладения новыми видами деятельности и формами реакции на ситуации.

    Идентичность – это отождествление себя с национальными, религиозными, профессиональными группами или окружающими их людьми. Таким образом, кризис идентичности, проявляющийся в юношеском возрасте, обозначает снижение либо целостности понимания окружающего мира, либо собственной социальной роли.

    Юношество же характеризуется повышением самоконтроля и саморегуляции, что приводит к ранимости по причине критической оценки собственной внешности или способностей. Основной вид деятельности этого периода – познание окружающего мира, а главное новообразование – выбор профессии.

    Проявление кризиса идентичности

    Для более глубокого понимания того, что такое кризис идентичности, необходимо рассмотреть, каковы его проявления в период юности:

    1. Боязнь близкого общения с другими людьми, самоизоляция, формирование только формальных отношений.
    2. Неуверенность в своих силах, которая проявляется либо в полном отказе от учебы, либо в чрезмерном усердии к ней.
    3. Потеря гармонии с временем. Проявляется в боязни будущего, в желании жить только сегодняшним днем или устремлении только в предстоящее, не задумываясь о теперешнем.
    4. Отсутствие идеального «Я», что приводит к поиску кумиров и их полному копированию.

    Кризис идентичности

    По мнению большинства психологов, кризис юношеского возраста обоснован появлением философии сознания. В этот период любое действие сопровождается множеством раздумий и сомнений, которые мешают активной деятельности.

    Описывая кризис идентичности, Эриксон отметил, что именно он является решающим в становлении личности.

    Оказавшись под влиянием новых социальных и биологических факторов, юноши определяют свое место в обществе, выбирают будущую профессию. Но не только их взгляды меняются, окружающие тоже переосмысливают их отношение к социальным группам. Это обосновано также значительным изменение внешнего облика и возмужанием подростков.

    Только кризис идентичности по Эриксону может обеспечить образование целостной личности и создать основы для выбора перспективной карьеры в будущем. Если же для прохождения этого периода не созданы соответствующие условия, может возникнуть эффект отвержения. Он проявляется в проявлении враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом кризис идентичности вызовет у молодых людей тревогу, опустошение и изоляцию от реального мира.

    Национальная идентичность

    В каждой социальной группе на протяжении последнего века все ярче проявляется кризис национальной идентичности. Этнос дифференцирует себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. Этот кризис может проявляться как у отдельного индивида, так и у всего населения страны.

    Среди основных проявлений кризиса национальной идентичности следует выделить такие:

    1. Не ценится историческое прошлое. Крайней формой этого проявления есть манкуртизм – отрицание национальной символики, веры и идеалов.
    2. Разочарование в государственных ценностях.
    3. Жажда нарушения традиций.
    4. Недоверие к государственной власти.

    Все вышеперечисленное вызывается целым рядом причин, таких как глобализация разных сфер жизни, развитие транспорта и технологий и нарастание потоков миграции населения.

    Как результат, кризис идентичности приводит к отказу людей от своих этнических корней, а также создает условия для дробления нации на множество идентичностей (наднациональную, транснациональную, субнациональную)

    Влияние семьи на становление идентичности

    Основной залог становления идентичности юноши - появление его самостоятельной позиции. Немаловажную роль в этом играет семья.

    Чрезмерная опека, защита или забота, нежелание давать детям свободу только усугубляет у них кризис идентичности, вызывая в результате психологическую зависимость. Вследствие ее появления молодые люди:

    • постоянно требуют внимания в виде одобрения или благодарности; при отсутствии похвалы ориентируются на негативное внимание, привлекая его с помощью ссор или оппозиционного поведения;
    • совершают поиск подтверждений правильности своих поступков;
    • стремятся к телесным контактам в виде прикосновений и удержаний.

    При развитии зависимости дети остаются эмоционально зависимыми от родителей, имеют пассивную жизненную позицию. Им будет сложно выстраивать собственные семейные отношения в будущем.

    Поддержка молодого человека родителями должна заключаться в отделении его от семьи и принятии ребенком полной ответственность за свою жизнь.

    fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о