Теория идентичности Эрика Эриксона
Эриксон разработал теорию личностного развития на протяжении всей жизни человека-от рождения до старости.
Он полагает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Эриксон выделил ставшие широко известными восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные параметры, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности.
Понятие «психосоциальная идентичность» у Эриксона выступает в качестве центрального интегративного начала личности. Групповая, социальная идентичность начинает формироваться очень рано — ребенок с первых дней жизни ориентирован на включение в определенную социальную группу и постепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство его окружения.
Но постепенно у него формируется и индивидуальная идентичность — чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Таким образом, индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность — состояние, то идентификация — процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить «образцами».
В индивидуальной идентичности можно различить личностную идентичность и Я-идентичность. Последняя («эго-идентичность») означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. Значение этого конструкта яснее всего проявляется в психопатологии, когда Я-идентичность утрачивается, меняется, «расщепляется» или человек вынужден бороться за ее сохранение.
Идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно в течение всей жизни, начиная с раннего детства. При этом важнейшее влияние оказывают родители и другие референтные личности. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколько критических фаз. Критическая фаза — не патологическое состояние, а своеобразное состояние нестабильности с мобилизацией созидательных сил. Человек задает себе вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Решение всех этих вопросов определяется уровнем развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Стремление к собственной идентичности и к ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок, стадии личностного развития у него соответствуют в общих чертах фазам психосексуального развития.
Раннее младенчество (до 1 года): главную роль в жизни играет мать (кормит, ухаживает, ласкает), в результате у ребенка формируется «базовое доверие к миру». Динамика развития доверия зависит от матери. Если мать тревожна и невротична или ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в детском доме), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Эмоциональная депривация приводит и к резкому замедлению психического развития.
Позднее младенчество (1-3 года) связано с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, контролировать сфинктеры, приучается к опрятности. Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется стыд. В конце стадии должно быть равновесие автономии и стыда.
Раннее детство (3-6 лет): возникает убеждение у ребенка, что он уже личность. В игре формируется инициативность и предприимчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замедляет формирование инициативности, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.
Среднее детство (6-12 лет): возможности развития в рамках семьи исчерпаны, ребенок овладевает знаниями и новыми навыками в школе. Он спокоен и верит в свои силы, но школьные неудачи приводят к появлению или закреплению чувства своей неполноценности, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь ругают и наказывают за плохую учебу, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.
Отрочество и юность (12-20 лет): формируется окончательно «эго-идентичность». Бурный рост и половое созревание создают озабоченность тем, как он выглядит перед другими. Возникает необходимость профессионального самоопределения. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко находит свое «Я», признание окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, он не может найти свое «Я», не осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с противоположным полом.
Ранняя взрослость (20-25 лет): актуален поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, сотрудничества, интимности с определенными окружающими людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция и одиночество.
Средняя взрослость (25-65 лет): дальнейшее развитие идентичности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей. Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на кого излить свое «Я». В противном случае — опустошенность, застой и косность, психологический и физиологический регресс.
Поздняя взрослость (65 лет и более): создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности, переосмысления всей жизни. Человек должен понять, что жизнь — это неповторимая судьба и ее надо «принять» такой, какая она есть. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.
«Мышление PraktiK». Словарь программы.
См. также: Качества личности и профессиональные компетенции
Кризис идентичности
Пять жизней Ивана Павловича: отец Даниила Хармса
Имя Даниила Хармса знаменито. Его отца, Ивана Ювачева, моряка, революционера, путешественника и религиозного писателя, помнят меньше. В конце 20-х и 30-е годы прошлого века на улицах Ленинграда — чаще всего на Надеждинской, ныне Маяковского — можно было встретить необычного пешехода: высокого молодого человека в крохотной кепочке (а то и в более странном головном уборе: например, чехольчике от самовара), в бархатной курточке и гетрах. Иногда он выгуливал на поводке таксу с диковинным именем Чти Память Дня Сражения При Фермопилах. Ныне имя этого «чудака», Даниила Хармса, известно всем: несколько поколений детей выросли на его детских книгах, а его стихи, рассказы и пьесы для взрослых изданы стотысячными тиражами, переведены на множество языков, им посвящены десятки научных трудов. В те же годы по той же Надеждинской улице часто проходил другой пешеход — сухощавый рослый старик с узкой окладистой бородой, Иван Павлович Ювачев. Нередко он отправлялся на заседания Общества бывших политкаторжан. А иногда — в гости к совсем другим своим знакомым, к «недобитым» церковникам. Эти два человека — Иван Павлович и Даниил Иванович — были отцом и сыном. И жили они в одной квартире. Комната писателя Хармса выглядела так же необычно, как он сам, как избранный им и собственноручно вписанный в паспорт псевдоним: стены, оклеенные розовой бумагой, экстравагантные рисунки Даниила Ивановича и его друзей, ернические лозунги («Мы — не пироги!»), картины художников школы Малевича, фисгармония (Хармс был очень музыкален). А в аскетичной, опрятной комнате Ивана Павловича не было ничего лишнего.
Эрик Эриксон: Кризис идентичности — Объяснение с помощью 1000 слов
Сунак Банерджи
Аннотация : Термин «кризис идентичности» был введен психоаналитиком Эриком Эриксоном, который опирался на собственный жизненный опыт при формулировании теории. Он выделил восемь фаз психосоциального развития индивидуальной личности. Кризис идентичности является фазой этого развития и обычно возникает в подростковом возрасте. Существует два типа кризиса идентичности: дефицит идентичности и конфликт идентичности. Джеймс Марсиа разработал четыре статуса идентичности, по которым можно было распознать степень сформированности личности человека. Разрешение этого кризиса, в конечном итоге, зависит от субъективных действий человека, хотя социальные факторы, такие как социальная поддержка, группы сверстников, семья и другие социальные институты, играют значительную роль в направлении самоидентификации в определенных направлениях.
Эрик Эриксон: кризис идентичности
Эрик Эриксон был американским психологом и психоаналитиком, который ввел термин «кризис идентичности». Его наставником была Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда и сама психоаналитик. Эриксон наиболее известен своей книгой «Детство и общество», в которой он представляет восемь стадий психосоциального развития, являющихся расширением теории Фрейда, а также концепции кризиса идентичности и смешения ролей. Мать Эриксона снова вышла замуж, и его первоначальный отец так и не был раскрыт, а это означало, что у него всегда были проблемы с фамилией, пока он не изменил ее на Эриксон, фамилию, которую он создал.
Развитие идентичности
Эриксон описывает идентичность как представление о себе, включающее в себя сходство характера и твердую веру в сохранение этого сходства во всех социальных взаимодействиях. Как и Зигмунд Фрейд, он тоже верил в поэтапное развитие индивидуальной личности. Он выделил восемь стадий развития личности, причем подростковая стадия (около 12–18 лет) была наиболее заметной в определении личности человека. На каждом из этих этапов человек развивает определенные качества или добродетели, если он может оптимально справиться со своими обстоятельствами.
Однако он делал упор на социальный аспект индивидуального развития, а не на сексуальный аспект, как это делал Фрейд. Более того, он утверждал, что люди развивали свою личность на протяжении всей своей жизни поэтапно, и подростковый возраст не был кульминацией развития, как утверждал Фрейд.
Тем не менее, именно в подростковой фазе возникает вопрос о кризисе идентичности, поэтому мы сначала кратко изложим предыдущие стадии развития. На стадии младенчества (0-1,5 года) оптимальной добродетелью является надежда, а двумя крайностями являются базовое доверие и недоверие. Таким образом, младенец, оптимально воспитанный на этой стадии, научится надеяться на доверие, не будучи наивным или недоверчивым. В фазе раннего детства (1,5-3 года) ребенок развивает силу воли, успешно уравновешивая понятия полной автономии и независимости в противовес стыду и некомпетентности. На дошкольном этапе (3-5 лет) ребенок учится проявлять инициативу, делая что-то самостоятельно. Если ребенку не дают возможности принимать эти решения, у него развивается чувство вины и неуверенность в себе. Оптимальной добродетелью на этом этапе является развитие чувства цели в жизни. Школьный возраст (5-12 лет) – это этап, когда ребенок начинает осознавать свои сильные и слабые стороны и необходимость развития определенных областей. Если их поощрять, они развивают уверенность и компетентность, а ограничения и унижения со стороны старших и друзей приведут к чувству неполноценности. С 12 до 18 лет – это фаза подросткового возраста, хотя Эриксон никогда не делал акцента на жесткости временных периодов стадий развития. Скорее, он считал, что переход от фазы к другой был переходом, а не прыжком через четкие границы.
Подростковый возраст и формирование идентичности
Подростковый возраст – это период, когда ребенок начинает искать индивидуальность. Индивидуальность включает в себя чувство уникальности и развитие образа себя в соответствии со своими наклонностями. Каждый опыт на этом этапе влияет на развитие самоидентификации. Индивид теперь начинает сомневаться в смысле жизни, функции общества, своей роли и предназначении в нем и так далее. Тот, кто успешно достиг добродетели на предыдущих стадиях, скорее всего, достигнет связного чувства самоотождествления и цели в своей жизни. Это позволит им вписаться в общество и уверенно встретить взрослую жизнь. С другой стороны, недостаток смысла и неспособность обычно приводят к формированию негативной идентичности. Эриксон указал, что связь с группами, бандами и культами, поощряющими негативные ценности, такие как хаос, нигилизм и насилие, приводит к смешению ролей. Путаница ролей — это неспособность поддерживать и вписываться в роли, данные человеку в обществе. Например, человек может не хотеть становиться послушным сыном, который заботится о своих родителях, а вместо этого начать самостоятельную жизнь. Он включает в себя постоянное чувство неуверенности, нерешительности, неуверенности в себе и нигилистический подход к жизни. Его взгляды совпадают с теорией навешивания ярлыков Говарда Беккера, которая также утверждает, что, когда человек отклоняется от социальных норм, на него навешивают ярлыки и стереотипизируют. Стереотипы часто связаны со стигматизацией, что означает лишение человека социальной поддержки. Это побуждает человека искать девиантные группы там, где он/она находит другие со схожими взглядами. Девиантные группы поддержки только усиливают девиантные тенденции личности, делая ее склонной к антисоциальным тенденциям и действиям.
Этапы формирования идентичности
Джеймс Марсия, клинический психолог, развил теорию формирования идентичности, установив четыре статуса идентичности: лишение права выкупа, распространение, мораторий и достижение. Лишение права выкупа идентичности относится к приверженности идентичности без исследования. Человек, выросший в консервативной семье, ведущий конформистский образ жизни, может просто унаследовать идентичность, навязанную ему окружающими. Хотя у них будет идентичность, часто упрямого характера, в ней не будет элемента уникальности. Кризис идентичности может возникнуть у таких людей, когда они по какой-либо причине дезориентируются в своем устоявшемся образе жизни. Распространение идентичности происходит, когда человек не исследует и не придерживается какой-либо идентичности. По словам Марсии, это переходная фаза, поскольку в какой-то момент людям придется столкнуться со своей неуверенностью и, таким образом, перейти к статусу моратория или впасть в депрессию и другие психические заболевания, возникающие в результате экзистенциального кризиса. В фазе моратория человек переживает кризис и одновременно активно исследует возможности своей идентичности. При успешном преодолении кризиса человек обретает сильное внутреннее чувство самотождественности. Марсия считала, что эти статусы идентичности цикличны по своей природе, и человек может испытывать повторяющуюся деконструкцию и создание новых идентичностей на протяжении всей своей жизни. В то время как Эриксон определяет подростковый возраст как возраст формирования идентичности и развития кризиса в его отсутствие, Марсия завершает свою теорию, заявляя, что такой кризис может повториться позже во взрослой жизни, что приведет к кризису среднего возраста. Это также означает, что идентичность субъективна, и конкретная самоидентификация для одного человека может оказаться дезориентирующей для другого человека, который ищет другой тип идентичности. Например, чьи-то родители могут быть удовлетворены своей унаследованной идентичностью, включающей консервативные убеждения и этику, но они могут скептически относиться к старым ценностям и желать исследовать новые возможности жизни.
Типы кризиса идентичности
Как описал Юрген Хабермас, существует два типа кризиса идентичности. Один из них — дефицит идентичности, а другой — конфликт идентичности. В первом случае человек сталкивается с мотивационным кризисом и изо всех сил пытается установить личные цели и ценности. Экзистенциалистская философия выдвигает концепцию свободы воли, которая требует, чтобы человек вырвался из всех конформностей и установил свою собственную уникальную идентичность, тем самым создавая шанс столкнуться с дефицитом идентичности, пусть даже на временной период времени. В конфликте идентичности у человека есть несколько обязательств, и развитие конкретной идентичности потребует отказа от одних обязательств в пользу других. Например, было записано, что Чарльз Дарвин находился в серьезном конфликте (включая физическое расстройство) при выборе между своей идентичностью как христианина и публикацией «Происхождения видов», которая опровергала библейское происхождение людей от Адама и Евы. Разрешение кризиса идентичности в конечном итоге зависит от субъективного опыта человека, переживающего кризис. Они могут обращаться за профессиональной помощью во время таких кризисов, но только они могут впитать в свою жизнь определенные смыслы и ценности, которые им нравятся или к которым они склонны.
В современном обществе, где постоянно поощряется исследование нашей внутренней жизни, мы должны быть готовы не только противостоять нашим существующим идентичностям, но и пройти через процесс поиска и кризиса, чтобы найти синхронизированную идентичность для себя. Кроме того, мы должны уметь смотреть на жизнь не как на линейное повествование, а как на циклическое повторение переживаний, обучения, деконструкции и творчества.
Ссылки:
- Баумайстер, Р. Ф., Шапиро, Дж. П., и Тайс, Д. М. (1985). Два вида кризиса идентичности. Журнал личности, 53 (3), 407-424. Два вида кризиса идентичности (umonreal.ca) . По состоянию на 25 августа 2022 г.
Авторские права © 2023 The Sociology Group
Эриксон: идентичность и смешение ролей
Эриксон считал, что основной психосоциальной задачей подросткового возраста является установление личности. Подростки борются с вопросом «Кто я?» Это включает в себя вопросы, касающиеся их внешности, профессионального выбора и карьерных устремлений, образования, отношений, сексуальности, политических и социальных взглядов, личности и интересов. Эриксон видел в этом период путаницы и экспериментов в отношении идентичности и своего жизненного пути. В подростковом возрасте мы испытываем Психологический мораторий , , когда подростки приостанавливают свою личность, изучая варианты . Кульминацией этого исследования является более связный взгляд на себя. Те, кому не удается пройти этот этап, могут либо еще больше уйти в социальную изоляцию, либо затеряться в толпе. Однако более поздние исследования показывают, что немногие покидают этот возрастной период с достижением идентичности, и что большая часть формирования идентичности происходит в молодом взрослом возрасте (Côtè, 2006).
Расширяя теорию Эриксона, Джеймс Марсиа (2010) определил четыре статуса идентичности, которые представляют четыре возможных комбинации измерения приверженности и исследования (см. Таблицу 6.2).
Таблица 6.2 Четыре статуса личности Марсии
Приверженность личности | Разведка | ||
Отсутствует | Настоящее | ||
Отсутствует | Распространение личности | Мораторий на личность | |
Настоящее | Выкупа личных данных | Достижение личности |
Наименее зрелым статусом, характерным для многих детей, является распространение идентичности. Распространение идентичности — это статус, который характеризует тех, кто не изучил варианты и не взял на себя обязательства по идентичности . Те, кто упорствует в этой идентичности, могут бесцельно дрейфовать, не имея связи с окружающими или не имея большого смысла в жизни.
Те, кто находится в лишении права выкупа личности, взяли на себя обязательство сохранить личность, не изучив варианты . Некоторые родители могут принимать такие решения за своих детей и не предоставлять подростку возможности сделать выбор. В других случаях подростки могут сильно отождествлять себя с родителями и другими людьми в своей жизни и желать пойти по их стопам.
Мораторий на удостоверение личности — это статус, который описывает тех, кто исследует деятельность в попытке установить личность, но еще не взял на себя никаких обязательств . Это может быть тревожный и эмоционально напряженный период времени, поскольку подросток экспериментирует с разными ролями и исследует различные убеждения. Ничто не определено, и есть много вопросов, но мало ответов.
Достижение личности относится к тем, кто после исследования взял на себя обязательство . Это длительный процесс, который не всегда достигается к концу подросткового возраста.
В старшей школе и в колледже подростки и молодые люди переходят от распространения идентичности и лишения права выкупа к мораторию и достижениям. Самые большие успехи в развитии идентичности достигаются в колледже, поскольку студенты колледжей сталкиваются с большим разнообразием выбора карьеры, образа жизни и убеждений. Вероятно, это вызовет вопросы об идентичности. Большая часть работы по идентификации, которую мы проводим в подростковом и юношеском возрасте, связана с ценностями и целями, поскольку мы стремимся сформулировать личное видение или мечту о том, чего мы надеемся достичь в будущем (McAdams, 2013).
Психологи, занимающиеся развитием, исследовали несколько различных областей развития идентичности, и некоторые из основных областей включают:
Религиозная идентичность: Религиозные взгляды подростков часто схожи со взглядами их семей (Ким-Спун, Лонго и Маккалоу, 2012). Большинство подростков могут подвергать сомнению определенные обычаи, обычаи или идеи веры своих родителей, но немногие полностью отвергают религию своих семей.
Политическая принадлежность: Политическая идеология подростков также находится под влиянием политических убеждений их родителей. Новой тенденцией 21 века является снижение партийной принадлежности взрослых. Многие взрослые не присоединяются ни к демократической, ни к республиканской партии, а считают себя более «независимыми». Их дети-подростки часто следуют их примеру или становятся более аполитичными (Côtè, 2006).
Профессиональная идентичность: В то время как подростки в предыдущих поколениях представляли себя работающими на определенной работе и часто работали в качестве подмастерьев или неполный рабочий день в таких профессиях, как подростки, сегодня это происходит редко. Для формирования профессиональной идентичности требуется больше времени, так как большинство современных профессий требуют определенных навыков и знаний, которые потребуют дополнительного образования или приобретаются на самой работе. Кроме того, многие из рабочих мест, занимаемых подростками, не относятся к занятиям, которые большинство подростков будут искать во взрослом возрасте.
Гендерная идентичность: Это также становится все более и более продолжительной задачей, поскольку отношение и нормы в отношении пола постоянно меняются. Роли, подходящие для мужчин и женщин, эволюционируют. Некоторые подростки могут отказаться от гендерной идентичности, чтобы справиться с этой неопределенностью, и они могут принять более стереотипные мужские или женские роли (Sinclair & Carlsson, 2013).
Этническая идентичность относится к тому, как люди приходят к соглашению о том, кто они на основе их этнической или расовой принадлежности. «Задача формирования этнической идентичности включает в себя сортировку и разрешение положительных и отрицательных чувств и установок по отношению к своей этнической группе и другим группам и определение своего места по отношению к ним обоим» (Финни, 2006, с. 119). Когда группы различаются по статусу в культуре, представители недоминирующей группы должны быть осведомлены об обычаях и ценностях тех, кто принадлежит к доминирующей культуре. Обратное бывает редко. Это делает этническую идентичность гораздо менее заметной для представителей доминирующей культуры. В Соединенных Штатах лица европейского происхождения меньше занимаются исследованием этнической идентичности, чем лица неевропейского происхождения (Финни, 19 лет).89). Однако, согласно переписи населения США (2012 г.), более 40% американцев в возрасте до 18 лет принадлежат к этническим меньшинствам. Для многих подростков из числа этнических меньшинств раскрытие своей этнической идентичности является важной частью формирования идентичности.
Модель формирования этнической идентичности Финни основана на модели формирования идентичности Эриксона и Марсии (Phinney, 1990; Syed & Juang, 2014). В процессе исследования и приверженности люди приходят к пониманию и созданию этической идентичности. Финни предлагает три стадии или статуса в отношении этнической идентичности:
- Неисследованная этническая идентичность: Подростки и взрослые, которые не сталкивались с проблемами этнической идентичности, могут находиться на первой стадии, неисследованной этнической идентичности. Это часто характеризуется предпочтением доминирующей культуры или когда человек мало задумывается над вопросом своего этнического наследия. Это похоже на диффузию в модели идентичности Марсии. В эту группу также входят те, кто принял этническую принадлежность своих родителей и других членов семьи, мало задумываясь о самих проблемах, подобно статусу лишения права выкупа Марсии (Финни, 19 лет).90).
- Поиск этнической идентичности : Подростки и взрослые, изучающие обычаи, культуру и историю своей этнической группы, находятся на стадии поиска этнической идентичности, аналогично статусу моратория Марсии (Phinney, 1990). Часто какое-то событие «пробуждает» подростка или взрослого к своей этнической группе; либо личный опыт с предубеждениями, случай, получивший широкую огласку в СМИ, либо даже более позитивное событие, признающее вклад кого-то из этнической группы человека. Подростки и взрослые на этом этапе погружаются в свою этническую культуру. Для некоторых «это может привести к неприятию ценностей доминирующей культуры» (Финни, 19 лет).90, с. 503).
- Достигнутая этническая идентичность: Те, кто активно изучал свою культуру, скорее всего, будут глубже ценить и понимать свое этническое наследие, что приведет к прогрессу в достижении этнической идентичности (Phinney, 1990). Достигнутая этническая идентичность не обязательно означает, что человек глубоко вовлечен в обычаи и ценности своей этнической культуры. Можно быть уверенным в своей этнической принадлежности, не желая сохранять язык или другие обычаи.
Развитие этнической идентичности требует времени: около 25% десятиклассников из числа этнических меньшинств изучили и решили проблемы (Phinney, 1989). Чем более этнически однородна средняя школа, тем меньше в ней исследований и достижений идентичности (Umana-Taylor, 2003). Более того, даже в средних школах с более разнообразным этническим составом подростки, как правило, проводят больше времени со своей собственной группой, уменьшая контакт с представителями других национальностей. Это может объяснить, почему для многих колледж становится временем исследования этнической идентичности. «[Переход] в колледж может послужить воспитательным опытом, который послужит толчком к исследованию» (Сайед и Азмития, 2009 г.)., п. 618).
Также важно отметить, что те, кто достигает этнической идентичности, могут периодически пересматривать вопросы этнической принадлежности. Эта цикличность между исследованием и достижением характерна не только для формирования этнической идентичности, но и для других аспектов развития идентичности (Grotevant, 1987) и называется циклом МАМА или , переходя от моратория к достижению и обратно.
Бикультурная/многорасовая идентичность: Этнические меньшинства должны решить вопрос о том, как и в какой степени они будут идентифицировать себя с культурой окружающего общества и с культурой своей семьи. Финни (2006) предполагает, что люди могут справляться с этим по-разному. Некоторые могут хранить идентичности отдельно, другие могут каким-то образом комбинировать их, а третьи могут отвергать некоторые из них.