КРИЗИС это что такое КРИЗИС: определение — Социология.НЭС
Кризис
от гр. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — крайнее обострение противоречий развития, нарастающая опасность банкротства, ликвидации, рассогласование в деятельности экономической, социальной и других систем; переломный момент в процессах изменений [110].
Оцените определение:
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
КРИЗИС
от греч. krisis — решение, повторный пункт, исход) — англ. crisis; нем. Krise. 1. Резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние; острый недостаток, нехватка ч.-л. 2. Состояние, когда существующие средства (механизмы) достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, для преодоления к-рых нужны новые модели мышления и действия.
Оцените определение:
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Кризис
реакция на опасные события, которая переживается как болезненное состояние. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух частей и обозначает опасность и возможность, это слово несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Кризисы случаются в жизни людей, групп, организаций, обществ и наций.
В большинстве случаев кризис является результатом процесса, совершавшегося длительное время, или одновременного действия нескольких факторов. Кризис может возникать в ответ на незначительное событие, по типу «последней капли». Он же может привести к положительным переменам и стать важным личностным опытом. В момент кризиса человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Это ощущение безысходности, с одной стороны, влечет за собой тяжелые переживания, с другой – в этот момент человек максимально открыт новому опыту. Именно в этом смысле психологические кризисы, хотя и являются болезненными, могут рассматриваться как поворотный пункт – к лучшему или к худшему.
Оцените определение:
Источник: Словарь справочник по социальной работе
КРИЗИС
термин Гиппократа; метафорами термина могут быть «страдания», «болезнь». С другой стороны, кризис – закономерный этап развития, в основе которого лежат встреча-конфликт старого и нового. В социальной работе выделяют понятие «жизненный кризис», что касается не только личности, но и группы людей (семьи). Жизненный кризис рассматривают как переходный период жизни, когда происходит разрушение и активная замена жизненных ролей личности, качественный переход из одного
voluntary.ru
КРИЗИС :: психологический словарь
КРИЗИС
— Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. Кризисы различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические, кризисы развития и травматические.Невротические кризисы, предпосылки которых складываются, как правило, в детстве (см. Возраст), могут прогрессировать даже без изменения внешних условий. Типичным является образование порочного круга внутренних защитных конфликтов, производных от основного конфликта, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности (З. Фрейд, К. Хорни).
Кризисы развития или возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в кризисах девиантное, злокачественное проявление (С .Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). Значительно менее изучены кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят, как правило, более скрыто (Э. Эриксон, Ш. Бюллер, П. Жанэ, Б. Ливерхуд).
Кризисы травматические возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию (см. Психическая травма) и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Личность и событие взаимно преломляются (К. Левин). Существуют также определенные личностные предиспозиции к кризисным реакциям (А. Амбрумова, Н. Кфир). Кризисы этого типа могут проявляться в форме острой реакции на непредвиденное несчастье, трагическую потерю или невосполнимый ущерб, горесть.
Как психологический феномен кризис рассматривается: 1) как социально-психологическая (см. Социальная психология) ситуация; 2) как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики; 3) как процесс переживания.
Как социально-психологическая ситуация кризис рассматривается в ряду таких явлений, как «временное отклонение», «хроническое отклонение» и «слом». Как особое состояние кризис проходит 3–4 стадии: шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий), осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность»), острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии), реорганизация и рождение нового (создание образа памяти). Кризис как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации. Можно выделить две формы кризиса: в первом случае кризис — это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором — такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как иерархическому соотношению «жизненных миров», в каждом из которых «кризис» приобретает различный вес и глубину.
testme.org.ua
Психологические кризисы | PSYERA
В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т. п. очень часто употребляемые и актуальные слова. Всем понятно, что они относятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почему. Мы ограничимся таким явлением, как психологический кризис.
Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое «ядро» — смысл жизни. Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и др. механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Психологический кризис — это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны трудно поправимые, тяжелые и даже трагические поступки, человек может заболеть, оказаться психологически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым — «вырасти», подняться на новую ступень в своем развитии.
Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины: кризисы отрыва от семьи, ухода на пенсию, резкой смены профессии, изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса. Грубо можно выделить кризисы: возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (или ролевые) и внутреннего роста.
С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый, и ему можно то, чего нельзя было вчера; он отец ребенка, глава семьи и от него зависит судьба жены и детей. Или — умирает близкий человек, и оказывается — он значил так много, что жизнь без него бессмысленна.
Весьма отчетливо психологическая суть кризиса выступает при кризисе достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чемпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители подчиняют свою жизнь той же задаче — ребенок будет чемпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, звучит гимн, он — олимпийский чемпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет. Возник тяжелый кризис: дальше неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много пустых дней — зачем они, непонятно.
Итак, кризисы — явление закономерное и необходимое для роста личности. Основной вопрос в том, чтобы суметь выйти из кризиса достойно и более зрелым, сильным, чем раньше. Перед каждым человеком всегда стоит вопрос об ответственности за себя: как «вписаться» в жизнь, как распорядиться тем, что заложено в тебе природой, родителями и усвоенной культурой, как организовать свое внутреннее «хозяйство», в том числе и наиболее тонкое — психологическое, особенно, когда нужно как бы умереть и родиться в новом обличьи, пройдя психологический кризис. Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения. Известно, что психологические процессы, которые мы вслед за Ф. Е. Василюком будем называть переживанием, имеют свои внутренние цели. Их четыре:
- Испытать сейчас («здесь и теперь») удовлетворение.
- Реализовать какую-то деятельность соответственно какому-то мотиву.
- Обеспечить упорядоченность своего внутреннего мира.
- Обеспечить личностный рост — прогресс личностной структуры — стать психологически совершеннее. Осуществление совокупности этих целей — в реализации психической жизни. Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.
Первый тип кризиса связан с кризисом удовольствия и часто включает как разрешающий механизм психологическую защиту. Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важно пережить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых — искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходящего блокируется для сознания. Человек не допускает для себя осознание происходящего. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что это — ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведущей роли другим людям и обстоятельствам и т. п. Рационализация (удобное объяснение), девальвация (а виноград-то зелен), проекция (это не я — это он такой) и, наконец, вытеснение из сознания намеренно-ненамеренное, честное забывание неприятных обстоятельств — типичные варианты психологической защиты — включения механизмов искажения реальности. Когда на человека «сваливаются» грозные обстоятельства, ему становится настолько тяжело, что он как бы замирает и отстраняется. Не принимает и не допускает, что это происходит с ним, именно с ним. Эта фаза неприятия характерна для реакции на экстремальные факторы. Биологически это оправдано. У животных многих видов реакция каталептической неподвижности при опасности (прикинуться мертвым) распространена. Нечто подобное, но без внешних выражений происходит в этой фазе и с человеком. Рациональный смысл — авось пронесет. Здесь психика защищается от непосильных переживаний. К сожалению, этот тип реакции у многих людей возникает на значительно менее сильную стимуляцию. Человек включает фильтры и не видит неприятного, в том числе своих дурных поступков, которые он видеть не хочет. В самосознании и в восприятии других возникают устойчивые искажения. Накапливаясь, они делают человека неадекватным обстоятельствам и себе. Он не видит себя и обстоятельства без сильных, угодных ему, искажений. Это ведет к другим типам кризисов. Очень часто неправильное использование механизмов защиты приводит к неврозу. Выход из этого кризиса — только в межличностных отношениях, когда в благожелательной обстановке человек вдруг прозревает и начинает ощущать свою неадекватность. В частности, с этой целью проводятся групповые психологические тренинги коммуникативной способности.
Второй тип кризиса — фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы — механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы. Препятствие — внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбирает поведение, которое может, в принципе, привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации — опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но это поведение уже, в принципе, желательного результата дать не может: сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец, человек как бы «залипает» на цели и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.
Выход из кризиса обеспечивается рационалистическими механизмами: терпением и синтезом новой поведенческой формы. Отставить во времени удовлетворение, прекратить всякую деятельность, осознать степень соответствия поведенческому смыслу; поискать подходящий вариант другой формы поведения с тем же смыслом, проверить важность цели, возможность и осуществимость отказа от нее. Отказаться можно: стало субъективно свободнее. Еще раз вернуться к другим формам адекватного поведения. Тут возможен инсайт (озарение) — «а ларчик просто открывался». Надо попробовать достигнуть желаемого, осознать затраченный ресурс (время, энергия и другие ценности), свободно решить отказаться или продолжить, все время возвращаться к чувству: я могу этого не делать. И самое главное при этом типе кризиса — не подменять реальность, видеть ее такой, какая она есть, запастись терпением, модифицировать свои способности, ни в коем случае не сползти к неадекватным действиям, а искать реальный способ разрешающего поведения: внутреннее поведение нужно точно согласовать с реальностью и помнить, но максимально спокойно, о времени.
Третий тип кризиса — ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведущие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей. Отношения между ценностью и мотивом очень непростые. Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он — двигатель осуществления деятельности. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.
Ценность — это то, что и мое и одновременно взято из общечеловеческой культуры. Ее приоритет среди других мотивов осознается более-менее четко. Это то, «как должно быть» по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствующим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истиной, действительно энергетически значимым мотивом.
Таким образом, суть ценностного кризиса в следующем. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходит ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчется на месте, он не в состоянии решиться. Этот кризис имеет разные варианты. Самый простой — если неадекватна какая-то часть (не центральная) ценностной системы, процессы переделки этой части не так травматичны. Несколько более тяжелый случай, когда ценностная система изменилась в силу необратимого события, например, в случае смерти близкого человека. Его объективно уже нет. Но в нашем сознании он еще живет старой жизнью. Проходит ряд этапов, пока не осознается необратимость события, жизнь образа застывает в завершенности, он идеализируется и становится ценностным образом, занимая уже другое место, в другом ряду ценностной системы. Изменяется иерархия ценностей и мотивов — можно жить дальше.
Наиболее сложный случай возникает, когда вся система ценностей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятельной — она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма противоречивых пути. Один — найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И основываясь на нем, начать жить по-новому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта ценность для человека больше, чем жизнь. Человек идет на все, чтобы не изменить ей и готов платить за это своей жизнью. (Иногда не только своей).
Четвертый тип кризиса — целостный кризис. Суть его такова. Выделяют теоретическое и практическое сознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативности и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие. В нем работают ценности и мотивы. Оно решает вопрос об осуществимости, но не осуществляет. Практическое сознание огрубляет, «пригоняет» к месту и времени, имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического сознания. Практическому сознанию противостоят: теоретическое сознание, с одной стороны, и реальность — с другой. Воля — это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное — это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что казалось очень желаемым до действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательность. «Услужливые» механизмы защиты готовы исказить реальность, чтобы уменьшить негативные переживания. Начнут изменяться образы, ситуации, и система мотивов «поползет»… Центральный механизм для выхода из этого кризиса — воля вместе с напряженно работающим творческим блоком, который все время создает новые комбинации ценностей, мотивов, эмоций, теоретического, практического сознания и реальности. Воля есть не только сила — это механизм управления психикой, который может обещать и угрожать, приказывать и закрывать пути к отступлению … Здесь кризис — это кризис воли и творческого процесса. Такой кризис сопровождается разрывом отношений с близкими людьми. Человек как бы сжигает мосты, и только близкие люди или профессиональные психологи могут вернуть его к значимым контактам. Кто-то на какой-то срок должен взять на себя функции воли и творческого блока, но так, чтобы не разрушить уверенность человека в том, что дальше он справится сам. Иначе другой ему будет нужен всегда.
Психологические кризисы — это необходимые бури, рождающие новое. Вредны кризисы надуманные, когда люди в них играют, чтобы управлять другими. Тогда они разрушают себя, медленно, но верно.
Хотя психологические кризисы бывают различного типа, некоторые моменты выхода из кризиса общие. Для преодоления кризиса можно использовать психотехники — специальные психологические приемы, имеющие различные теоретические истоки. На наш взгляд, наиболее эффективен гештальт-терапевтический комплекс психотехнических средств. Он способствует определенному направлению изменений в ходе психических процессов, как бы помогает вырваться из порочного круга.
Первый процесс, который при всей болезненности требует усиления — это осознавание своего актуального состояния. В кризисе этот далеко не всегда хорошо развитый уровень страдает значительно. Суть движения к развитию осознавания — это воспитание в себе установки «пассивного» наблюдателя своего потока сознания. Есть группа упражнений, способствующих этому. Например, такое. Явно существуют три крупных среза осознавания: то, что я воспринимаю (слышу, вижу, ощущаю), чувствую (приятно, неприятно, горько, обидно, больно, щекотно и т. п.), думаю (мои мысли). Надо постараться не вмешиваться в ход сознания, а только словесно фиксировать происходящее. Сядьте на стул, в кресло и вслух фиксируйте для себя эти стороны потока сознания — последовательно каждую область в течение 2-3 минут. Начинайте с произнесения своего полного имени: я, Федоров Николай, вижу отчетливо … и перечисляйте, что видите перед собой с краткими определениями; потом — я чувствую, что у меня затекла правая нога … неудовлетворенность, досаду и т. п…. И таких 2-3 цикла. Сделайте то же стоя, лежа. Причем желательно не забывать, что у вас есть разные виды чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, «суставное» чувство. Важно сосредоточиться на том, что ощущается в данный момент. Такого нейтрального наблюдателя в себе полезно воспитывать независимо от наличия кризиса, но в кризисной ситуации это поможет высветить для сознания то, что упускается как «деталь», которая, однако, может оказаться важной.
Другое упражнение направлено на осознавание того, что осознается лишь с сопротивлением. Называется этот процесс осознание противоположностей.
Каждое свойство человека и состояние могут быть обозначены точкой на шкале с крайними полюсами: сильный — слабый, робкий — смелый и т. п. Обычно приятное и приемлемое для нас мы осознаем лучше, чем то, что нам неприятно знать о себе. Но это — мы; нельзя оторвать часть себя. С другой стороны, мы не свободны в выборе, если делаем его, закрыв глаза на какие-то свои с трудом осознаваемые чувства. А эта несвобода усиливает тревожность и скованность. Кризис часто делает восприятие себя однобоким, поэтому важно осознавать свои противоположности. Делайте упражнения на обращение. Например: «идет дождь» — что противоположно дождю? Я делаю массаж кому-то — что я ощущаю, если он делает массаж мне и т. п. Сделайте 20-30 таких обращений. Вообще, поиграйте: переворачивайте слова, имеющие привычный смысл и т. п. Напишите список противоположных человеческих качеств. Отметьте свои, представьте, что противоположные качества — ваши. Дайте себе словесный отчет. Следует заметить, что автоматически конфликтная сфера тоже будет обращаться.
Третьим важным моментом для возникновения ситуации выхода из кризиса является интеграция разных сфер осознания. Здесь эффективны упражнения, когда одна и та же ситуация последовательно описывается на языке ощущений, эмоций и, наконец, мыслей. Например: у меня сжаты челюсти, я чувствую напряжение жевательных мышц. Иными словами — я сержусь, я злюсь. Я думаю, что в нашем обществе много несовершенного и т. п. Повторите это 2-3 раза. Понаблюдайте за своими ощущениями. Учтите, что кризисные переживания тоже станут по-своему интегрироваться.
Наконец, поскольку кризис всегда связан с эмоциональным напряжением, которое может приводить к дезорганизации поведения и тонкого согласования психических процессов, то умение регулировать его — расслабляться и мобилизовываться — всегда очень полезно. Мышечное расслабление способствует снятию психического напряжения, поэтому в аутотренинге следует применять упражнения на расслабление. Но эти упражнения лишь часть того, что необходимо. Есть еще одно эффективное упражнение: моя комната («мой дом»). Сядьте, расслабьтесь и начните строить в воображении свою любимую комнату с видом на озеро, в лес или куда-то еще. Обставьте ее, как вы хотите, представьте свое кресло, свое любимое место в ней. Запомните ее и мысленно уходите в нее отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в ней 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил.
Мы перечислили лишь несколько примеров. В литературе можно найти много других упражнений. Но мы хотели только показать некоторые приемы, помогающие продуктивно пройти через кризис.
psyera.ru
Кризис развития — это… Определение, классификация и особенности
Кризис развития – это переломный момент в жизни человека. Все люди переживают сложные перестройки своего сознания по-разному. Кому-то они даются легко, а кого-то мучает сильная депрессия. Большинство серьезных кризисов приходится на детский возраст, поэтому мудрые родители должны помочь своим детям пережить сложный жизненный момент и дать правильный совет.
Определение
Кризис развития – это переломный момент в жизни человека. Меняется психика, ценности и предпочтения. Перемены происходят внутри, но при этом никаких внешних изменений в жизни индивида нет. Кто-то боится кризисов, а кто-то считает их поводом попробовать что-то новое и непривычное.
Кризис развития – это не что-то постоянное. Названное явление происходит с человеком, когда он морально готов к изменениям. Перестройка сознания, а точнее метаморфозы, происходит постоянно, но кризис возникает в тот момент, когда внутренняя работа практически завершена. Так что правильная реакция на внутреннее опустошение – это честный разговор с собой. Человек, который готов к переменам, не должен его бояться.
Этапы
Кризис может застать нас врасплох (именно так будет казаться). На самом же деле в подсознании уже идет работа по перестройке. Давайте рассмотри этапы развития кризиса. Их несколько:
- Потеря цели. Человек теряет смысл жизни, и существование ему кажется бессмысленным. Такое происходит, когда старые ценности отмирают, а новые еще не до конца сформированы.
- Депрессия. Кризис развития – это перелом сознания, поэтому неудивительно, что некоторые люди ощущают паническое состояние, при котором они не знают, что им нужно делать. Эта растерянность, кстати, помогает осознать, что в жизни что-то идет не так.
- Переосмысление картины мира. Когда старые ценности потеряны, а моральные нормы, которые еще вчера казались нерушимыми, падают, приходится переосмысливать смысл своего существования. В этот момент личность вырабатывает новые принципы жизни и строит на основе бывшего мировоззрения новое.
- Постановка новой цели. После того как человек вновь обрел себя, он ставит себе цель дальнейшего существования. Взрослому в этом помогают заложенные родителями в детстве ценности. Кто-то может стремиться к хорошей карьере, а кто-то — к созданию семьи.
Классификация
Кризисы развития личности преследуют людей разного возраста. Начинается все в младенчестве и идет до того момента, когда человек не уйдет на пенсию.
- Кризис новорожденного. Ребенок нуждается в любви и заботе. Когда юному созданию становится мало общения, он вырабатывает новые для себя эмоционально-ситуативные формы общения.
- Младенчество. Ребенок начинает двигаться, и ему нужно, чтобы кто-то из взрослых уделял ему внимание на постоянной основе. В этом возрасте ребенок познает мир через игру.
- Кризис 3 лет. Ребенок научился ходить и говорить, теперь у него возникает желание познать этот мир. Для этого он постоянно задает разнообразные вопросы, стремясь внести ясность в происходящее вокруг него.
- Дошкольный кризис. Ребенок начинает заниматься самопознанием. Ему важно, чтобы взрослые его понимали и воспринимали как сформировавшегося индивида.
- Школьный кризис. Ребенок начинает мыслить логически. Он познает мир через анализ и объяснение учителей. Формируется мышление и способность к долгим рассуждениям.
- Кризис 13 лет. Подросток осознает себя, его социальный круг общения расширяется. Он подчеркивает свое взросление и хочет стать автономным.
- Юношеский период. Человек отделяется от родителей, становится самостоятельной личностью, вырабатывает свое мировоззрение и формирует личные интересы. Поиск своего призвания.
- Кризис среднего возраста. Человек достиг середины жизни и, оглядываясь, старается понять, все ли в жизни хорошо. Часто индивиды сравнивают свою жизнь с жизнью друзей и на фоне этого понимают, все ли у них хорошо или что-то пора менять.
- Кризис старости. Человек выходит на пенсию и переосмысливает свои интересы. Он понимает, что для него важно и что он успел достичь в жизни.
Причины
Кризис только на первый взгляд застает нас врасплох. На самом деле персона готова к переменам. Но все же у каждого следствия есть своя причина. Кризис развития меняет жизнь любого из нас в лучшую сторону, но чего же стоят каждому такие изменения и в какой последовательности они происходят?
- Потеря цели. Человек, который не знает, куда ему идти и что делать, впадает в ступор. Именно этот момент и считается роковым. Личность должна пересмотреть свои приоритеты, свои знания и навыки. И на основе выводов, которые будут сделаны, у нее появится шанс начать новую жизнь.
- Переосмысление ценностей. Человек время от времени вырастает из своей старой системы ценностей. То, что вчера казалось важным, сегодня теряет свою значимость. Не стоит из-за этого расстраиваться, все идет своим чередом, в этом и заключается процесс взросления. Все кризисы развития ребенка происходят по этому сценарию.
- Несчастный случай. Иногда человека к переосмыслению жизненных ценностей может подтолкнуть смерть близкого человека или же катастрофа. Кризис возникнет внезапно, и его придется быстро урегулировать.
Особенности
В чем же заключается сложность прохождения кризисов? Любой из нас не любит ситуации, которые выбивают из колеи. Перемены сознания и изменение жизненных устоев серьезно усложняют нам жизнь. Конечно, в будущем кризис принесет свои дивиденды, но когда человек ищет себя, ему сложно представить, что впереди будет светлое будущее. По этой причине, когда человек входит в кризис, он может начать творить всевозможные глупости. Помочь себе самостоятельно индивид не в силах. Этим должны заняться родные и близкие человека, переживающего внутреннюю перестройку.
Как бороться?
Чтобы быстро перестроиться на новую волну, человек должен сесть и провести мозговой штурм. Желательно выписать на листок все свои желания и затем преобразовать их в цели. Как только появляется четкое представление о том, что именно нам хочется получить, быстро проходит душевное беспокойство.
А когда цели написаны, нужно проработать поэтапно план действий для достижения каждой из них. Кстати, его следует сделать максимально подробным. Это поможет вам чувствовать себя увереннее и придаст сил в движении вперед.
fb.ru
Что такое кризис?
С точки зрения психического здоровья к кризису не обязательно приводит травмирующая ситуация или событие, а скорее реакция человека на произошедшее. Один человек может быть глубоко задет событием, в то время как другой меньше подвержен или вообще не ощущает плохих последствий. Китайский иероглиф слова кризис идеально изображает его составляющие. Слово кризис в китайском формируется из символов опасность и возможность.
Кризис представляет собой препятствие, травму или угрозу, но также он дает возможность и для психологического развития, и для спада.
Разные определения Кризиса
Как различные специалисты характеризуют кризис? Существует несколько разных подходов и определений. Многие в большей степени сосредотачиваются на том, как человек реагирует на событие, чем на самом событии.
«Люди оказываются в состоянии кризиса, когда они сталкиваются с препятствием на пути к их важной жизненной цели, – и это препятствие в течение некоторого времени не преодолевается при помощи обычных способов решения проблем» (Каплан, 1961).
«…расстройство душевного равновесия из-за неудачи привычного подхода к решению проблем, что приводит к дезорганизации, безысходности, грусти, смятению и панике» (Лиллибридж и Клаккен, 1978).
«… кризис – это восприятие или переживание события или ситуации как непреодолимой трудности, на данный момент превосходящей силы человека и методы преодоления» (Джеймс и Гиллиланд, 2001).
Типы психологического кризиса
Мы часто думаем о жизненном кризисе кризисе, как о внезапном неожиданном несчастье, таком как автомобильная авария, природная катастрофа или другое разрушительное происшествие. Однако кризисы могут значительно различаться по типу и степени серьезности.
В число различных типов кризисов входят:
Кризис развития – проявляется как этап процесса взросления и развития в разных периодах жизни.
Иногда кризис – это предсказуемая часть жизненного цикла, например, как кризисы, описанные в «Стадиях психосоциального развития» Эриксона.
Ситуативные кризисы – внезапные и непредвиденные, например, несчастный случай или природная катастрофа. Попасть в автомобильную аварию, пережить наводнение или землетрясение, стать жертвой преступления – это всё разные типы ситуативных кризисов.
Экзистенциальные кризисы – это внутренние конфликты, связанные с жизненной целью, направлением и духовностью. Одним из примеров кризиса, вызванного экзистенциальными переживаниями, является кризис среднего возраста.
Иногда кризис может быть достаточно очевиден, как в случаях, когда человек теряет работу, разводится или попадает в аварию. В других случаях кризис может быть менее явным, но всё равно приводить к заметным изменениям в поведении и настроении. Американская психологическая ассоциация считает, что к распространенным признакам кризиса психического здоровья относятся изменения в привычках сна, внезапные перемены настроения, отказ от обычных видов деятельности, повышенный интерес к школе или работе, пренебрежение личной гигиеной и скачки веса.
Помощь в преодолении психологического кризиса
Цель кризисных консультантов – справиться с текущим состоянием человека, находящегося в кризисе. Хроническая подверженность стрессу или травма могут привести к психическому расстройству, поэтому особенно важно, что кризисные консультанты имеют соответствующую подготовку и знания, чтобы помочь клиентам преодолеть стресс-фактор и травму, чтобы легче перенести жизненный кризис. Кризисное консультирование не предполагает психотерапию, это краткосрочное вмешательство с целью помочь клиенту получить поддержку, обрести силы и вернуться в стабильное состояние.
Кендра Черри, магистр наук в области образования, бакалавр психологических наук, специалист психологической реабилитации, преподаватель, автор книг и статей по психологии
vadimkurkin.com
Понятие психологического кризиса
Введение.
1. Понятие жизненного кризиса и его проявления.
2. Формы переживания человеком психологических кризисов.
Выводы.
Список использованной литературы.
Введение
Психологический кризис — это переломный этап в жизни личности, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другого. Он, как и всякое изменение, имеет два вида детерминации: внутреннюю (обусловленную постепенными внутренними изменениями, которые приводят к качественному прыжку, и внешнюю, обусловленную обстоятельствами жизни, сложностями межличностных отношений, которыми значащими жизненными событиями и т.д. Внутренняя детерминация связана с изменениями в личности человека, когда формируются представление о себе как носителя новых психологических ролей, когда формируется потребность стать субъектом новой роли, для которой еще не создались объективные условия. Если новая жизненная роль не может реализоваться в ролевом поведении, это может стать причиной довольно важного жизненного кризиса, который может иметь более серйозные последствия. Примером может служить подростковый кризис, который связан с противоречием между новым чувством взрослости подростка (подросток стремится играть «роль» взрослого) и непризнанием этой новой роли окружающими. Нереализованные нужды подростка могут стать причиной его негативизма, девиантного поведения и т.п..
Внешняя детерминация связана с изменениями обстоятельств жизни человека, когда существующие жизненные роли человека вступают в разногласие с социальными ролевыми ожиданиями, когда эти роли теряют значение в жизни человека и должны замениться другими Ситуация, когда возникает необходимость менять жизненные роли, которые еще не отжили, также становится причиной жизненного кризиса, который состоит в трудностях рождения новых жизненных ролей человека.
1. Понятие жизненного кризиса и его проявления
С точки зрения содержания и характера психологических проблем или жизненных обстоятельств, которые послужили причиной кризисную ситуации, а также личностных ролей, которые возникают, развиваются и исчезают, можно выделить несколько типов жизненных кризисов:
1.Кризиса становления личности. Наиболее характерными кризисами становления являются возрастные кризисы, которые считаются нормативными, т.е. необходимыми для нормального процесса становления личности. Для возрастных кризисов присущий немалые качественные изменения, которые происходят в психологии человека: формирование психологических новообразований, изменение ведущей деятельности и т.д. Но эти изменения всегда сопровождаются изменением ролей, поскольку определенная деятельность (игра, общение, обучение и т.д.) предусматривает и соответствующую личностную роль человека.
Кризиса становления личности характерные не только для детства, отрочества и юности. На мысль многих авторов, вся жизнь человека закономерно сопровождается дежурством определенных периодов. Так, еще давние мыслители делили жизни человека на возрасты или циклы (у Гиппократа, например, по 7 лет, в других по 9), что начинаются и заканчиваются переломными, критическими фазами (Толстых А.В., 1988, с. 32-34).
Очень интересной есть точка зрения на становление личности взрослого человека современного американского автора Гейл Шиихи, что рассматривает такие кризисы взросления (и здесь отслеживается 7-летняя периодичность): 16 лет — «вырывание корней»; 23 года — «план на всю жизнь»; 30 лет — «коррекция»; 37 лет — «осознание середины жизни» (Sheehy G. 1976; Максимов М., 1986, 1987). Нетрудно заметить, что эти кризисы связаны с изменениями жизненных ролей человека.
Кризис становления во взрослом возрасте могут сопровождаться важными жизненными событиями: изменением специальности, места работы, бегством из семьи, переездом в другой город и т.д. (а иногда и более драматическими, вплоть до самоубийства), что обязательно предусматривает изменение важных социальных ролей человека: профессиональных, семейных, межличностных и других. Г.Шиихи связывает способ переживания кризиса человеком с «стилем проживания жизни», что представляет своеобразные жизненные роли человека: «вечный ребенок», «клозет», «транзит», «интегратор», «наседка», «карьеристка с налаженой семейной жизням» (G.Sheehy , 1976; Максимов М., 1986, 1987).
2. Кризисы здоровья. Часто человек переживает серьезный кризис в связи с потерей здоровья, увечьем или другими серьезными проблемами, которые коренным образом изменяют жизнь. Наиболее фруструющими кризисными факторами является потеря в связи с изменением здоровья каких-то важных жизненных и социальных функций (а итак и важных психологических ролей), отказ от важных жизненны
e-works.com.ua
Кризис это в психологии
Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители информационно-образовательного сайта!
Наша команда рада приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью понять, что означает понятие «кризис в психологии»? Каковы его основные характеристики и особенности?
Стоит отметить, что предмет психология очень обширный и многоуровневый и для эффективного и глубокого понимания темы необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала фундаментное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».
ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека и группы людей. Так, после того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.
Для начала давайте определимся, что же вообще принято считать за понятие «КРИЗИС»? Кризис в психологии определяется как наиболее тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Можно отметить, что в окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Эти состояния насыщены разнообразными эмоциями и переживаниями: страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество. Человек стоит как бы на краю жизни. Этот край (состояние) называется кризисом. Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния. Психологи выделяют всего три типа кризиса, которые имеют разные причины:
- Кризисы развития
- Травматические кризисы
- Кризисы утраты.
А что же мы принимаем за стресс? Как и где он возникает? Стоит отметить, что под стрессом мы понимаем неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Эти условия могут быть внутренними — болезнь, усталость, или внешними — резкое изменение происходящего вокруг человека.
Таким образом мы можем сделать следующий вывод, который заключается в том, что у человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях. На этом занятие подошел к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более конкретной форме.
Желаем удачи и успехов в учебе!
ru.solverbook.com