Кризис я сам: Как справиться с кризисом 3-х лет у ребёнка? Памятка для родителей

Как справиться с кризисом 3-х лет у ребёнка? Памятка для родителей

Чаще всего современные родители знают, что по мере взросления поведение их ребёнка иногда может меняться до неузнаваемости. Но когда ласковый и послушный малыш начинает отказываться от любимой еды, категорически против вовремя собираться на прогулку и постоянно повторяет: «Нет!», «Не буду!», «Я сам!», – у многих опускаются руки. А между тем это нормальный этап взросления. Психологи называют его «кризисом 3-х лет», который знаменует собой переход из раннего детства в дошкольное.

Что такое «кризис 3-х лет»?

Кризисы – это бурные, сравнительно кратковременные возрастные периоды, во время которых развитие делает своеобразный скачок. Обычно слово «кризис» ассоциируется у нас с негативным периодом, в котором разрушается всё, что создано. Однако в период возрастного кризиса происходят и значительные позитивные сдвиги в психическом развитии, переводящие ребёнка на новый этап взросления.

Кризис 3-х лет относится к числу острых, его продолжительность может достигать года. В этот период происходит своеобразное отделение ребёнка от мамы. Он начинает понимать себя как отдельного человека, говорить о себе «Я», что является отправной точкой развития самосознания. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка кризис может начаться раньше или позднее 3-х лет. В целом, границы возрастного диапазона его наступления и проявления могут колебаться от 2,5 до 4-х лет.

«Семизвездие» кризиса

Поведение ребёнка начинает меняться, он может становиться неуправляем, порой впадать в ярость. Его поведение почти не поддается коррекции. Симптомы кризиса 3 лет часто называют «семизвездием» кризиса:

  1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию;

  2. Упрямство – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

  3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет;

  4. Своеволие – ребёнок стремится всё делать сам;

  5. Протест-бунт – ребёнок в состоянии «войны» и конфликта с окружающими;

  6. Обесценивание – ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

  7. Деспотизм – ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует. Может проявляться в форме ревности.

Как быть родителям?

Родителям нужно запастись терпением, применение жёстких дисциплинарных мер по отношению к ребёнку не поможет, а скорее всего, навредит.

  • Будьте готовы к спокойному, долгому общению с ребёнком. Это наиболее эффективный способ сгладить появляющиеся углы во взаимоотношениях.

  • Ребёнок уже не чувствует себя маленьким и активно пробует вести себя как взрослый, будет противоречить и отстаивать свою точку просто из принципа. Нужно понять, что те особенности взаимодействия с ребёнком, какие существовали раньше, уже не будут срабатывать.

  • Поощряйте любые проявления самостоятельности ребёнка, при необходимости переводя их в приемлемое русло.

  • Нужно научиться находить «золотую середину» между требованиями к ребёнку и его желаниями

    , спокойно объяснять, почему его желания не всегда могут быть удовлетворены.

  • При этом ребёнок должен понимать, что запреты нарушать нельзя. Иначе он откажется выполнять правила, предложенные родителями.

Кризис 3-х лет труден и для взрослого, и для самого ребёнка. Ему нелегко становиться самостоятельным и постепенно отделяться от родителей, непросто совладать со своими эмоциями по этому поводу. Поэтому не отвечайте на стремление малыша «выйти на тропу войны» с родителями – лучше постарайтесь понять его потребности и помочь отыскать способы, как заявить о них приемлемым для вас (и общества в целом) способом.

Автор: Буянов Александр Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент,


ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО.


Файл:&nbsp

0.46 Мб

Памятка для родителей.pdf

КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ

Кризис трех лет – это критический возраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии – переход из раннего детства в дошкольное. Этот кризис, так или иначе проявляется у каждого ребенка, потому что, появление этого кризиса закономерно. Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью, психологи подразумевают,  прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает. Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас. Ситуативность поведения присуща только раннему возрасту, ее нет в возрасте младенческом, когда восприятие и физическая активность ребенка ограничены, нет ее и в более старшем возрасте, когда любая ситуация дополняется собственными знаниями ребенка и его замыслами.   Постепенное увеличение самостоятельных действий ребенка, осознания им собственных сил и возможностей приводит к тому, чторебенок все чаще начинает произносить знакомое каждой маме:

«Я сам».  И именно эти слова, как правило, и открывают кризис трех лет. 

Кризис трех лет – это время, когда на протяжении нескольких месяцев Вы можете наблюдать, как существенно меняется поведение ребенка, его желания, его отношения с окружающими. Основными симптомами «являются» строптивость, крайнее упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм,ревность и обесценивание.

Негативизм – это не просто непослушание, это стремление ребенка сделать все наоборот, совсем не так, как ему говорят мама или папа. Негативизм у ребенка, переживающего кризис трех лет, может доходить до крайних проявлений, он может утверждать, что красное – это зеленое, что яблоко – это огурец и т. д. Важно помнить, что действуя наперекор очевидному, а зачастую и наперекор собственным желаниям, ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности, а точнее, настаивает на своем праве иметь такое отношение. 

Упрямство – Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно. 

Строптивость – направлена не на конкретного человека, маму, папу, бабушку или няню, она является протестом безличным. Ребенок бунтует против всего, он отрицает те действия, которые раньше являлись неотъемлемой частью образа жизни: не желает чистить зубы, одеваться, идти по улице, держась за руку взрослого.

 Своеволие –  желание ребенка делать самостоятельно все, даже то, с чем он не может справиться. Помощь взрослых яростно отрицается в каждом подобном случае. 

Деспотизм – чаще встречается в семьях, где один ребенок. Ребенок деспотически подавляет членов семьи, манипулируя с помощью истерик и скандалов.

Ревность – если в семье больше одного ребенка, кризис может проявляться в ревности к младшим, требовании неослабевающего внимания к себе.

 

Обесценивание – обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и тд.

Кризисы бывают разными….. Кризис трехлетнего возраста не всегда проявляется столь ярко. Кто-то вовсе не обнаруживает в поведении своего ребенка негативных проявлений. У кого-то кризис не наступает совсем, при этом личностное развитие малыша проходит нормально.

Если судить объективно — кризис трех лет – это закономерный и обязательный этап развития, который характеризуется появлением личностных новообразований. Вовсе необязательно сопровождение кризиса – негативными проявлениями, и порой, обнаружить его наличие можно по появлению тех самыхличностных новообразований. 

Личностные новообразования вытекают из осознания ребенком собственного «Я». Недаром именно в этом возрасте большинство детей перестают говорить о себе в третьем лице и начинают называть себя «я». Реализация и утверждение собственного «Я» проявляются, в том числе, и в появлении самооценки.

Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном – он может усложниться и затянуться на продолжительное время.

Первой реакцией большинства родителей на перечисленное выше поведение любимого чада, становится раздражение и желание быстренько поставить не в меру самостоятельного малыша  «на место».   Как ни странно, если понаблюдать за поведением взрослого в такой момент, то оно ничем не будет отличаться от поведения 3-хлетнего ребёнка, то же желание настоять на своём, упрямство и ощущение собственной правоты. А в конфликте силы всегда побеждает тот, кто сильнее, вопрос какой ценой. Другая крайность, когда ребёнку начинает позволяться всё, лишь бы не плакал, отстал, любил и тд.

Путь удачного сопровождения ребёнка в этот довольно сложный для него период видимо где-то посередине. Но он требует как минимум подключения того, чем мы всё таки отличаемся от детей этого возраста: способности взглянуть на ситуацию со стороны, вариативностью мышления и навыками эмоциональной саморегуляции. А также: 
— предоставление ребёнку выбора, 
— уважение к его мнению, 
— озвучивание для него его переживаний и чувств, 
— не позволение делать того, что действительно нельзя ( только перед этим обязательно показать, что вы его любите и понимаете: » Перед обедом ,конфеты не едим! Понимаю, хочется съесть конфету и после обеда пожалуйста, а до обеда нет- такие правила»), 
— что-то ещё подходящее именно вашему ребёнку. 
Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста).

Я ищу психологическую помощь для себя

Я ищу психологическую помощь для себя

Если вы находитесь в кризисной ситуации, немедленно обратитесь за помощью.

Ниже приведены некоторые варианты немедленной поддержки.

Если вы или кто-то из ваших знакомых испытывает затруднения или кризис, помощь доступна. Позвоните или напишите 988 или напишите в чат 988lifeline.org.

Отправьте текстовое сообщение MHA на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом из Crisis Text Line.

Позвоните 911 или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи.

Если вам нужна поддержка, но вы не в кризисе, подумайте о том, чтобы позвонить по горячей линии. Warmlines предлагает место для звонка, когда вам просто нужно поговорить с кем-то. Разговор с кем-то по этим звонкам, как правило, бесплатный, конфиденциальный и проводится людьми, которые понимают, что значит бороться с проблемами психического здоровья.

Найдите горячую линию на mhanational.org/warmlines.


Психическое здоровье является важной частью общего состояния здоровья. Если вы чувствуете себя подавленным, есть надежда.

Если вы еще учитесь в школе, наши материалы Back To School или Life On Campus могут лучше соответствовать вашим потребностям.


Что лучше всего описывает ваше самочувствие

В данный момент меня ничего не беспокоит, но я хотел бы оставаться психически здоровым

  • Регулярно следите за своим психическим здоровьем, выполняя один из девяти проверенных тестов.
  • Узнайте, как хорошо жить и оставаться здоровым.
  • Ознакомьтесь с факторами риска и ранними предупреждающими знаками.
  • Получите советы по улучшению вашего психического здоровья.

Мне кажется, у меня проявляются симптомы психического расстройства. У меня все хорошо дома, на работе или в школе, но не так легко, как раньше. Что-то неправильно.»

  • Пройдите обследование психического здоровья, распечатайте результаты и отнесите их врачу или поставщику психиатрических услуг. Или обсудите результаты с членом семьи или близким другом.
  • Попробуйте нашу интерактивную функцию «Где получить помощь».
  • Найдите партнера в своем сообществе.
  • Узнайте больше о психических заболеваниях.
  • Узнайте о различных методах лечения.
  • Найдите терапевта.
  • Получите советы по номеру , чтобы начать разговор с другом или любимым человеком о своем психическом здоровье.
  • Используйте это упражнение для борьбы с негативными мыслями и другими когнитивными искажениями.
  • Подумайте заранее и наметьте шаги, которые вы можете предпринять, чтобы получить помощь и почувствовать себя лучше.

У меня начинаются проблемы с семьей, друзьями, работой, школой или другими сферами моей жизни. Ситуация ухудшается, а иногда возникают множественные проблемы.

  • Пройдите обследование психического здоровья, распечатайте результаты и отнесите их врачу. Или обсудите результаты с членом семьи или близким другом.
  • Попробуйте нашу интерактивную функцию «Где получить помощь».
  • Найдите местное представительство MHA.
  • Найдите терапевта.
  • Найдите группу поддержки.
  • Узнайте больше о психических заболеваниях.
  • Используйте рабочий лист, чтобы научиться выражать свои мысли и эмоции.

Дела идут плохо. Я теряю контроль над своей жизнью и способность работать, ходить в школу и быть рядом с друзьями и семьей.

  • Позвоните или отправьте сообщение 988 или напишите в чат 988lifeline.org или отправьте сообщение MHA на номер 741741, если вы находитесь в кризисной ситуации.
  • Найдите местное отделение MHA, чтобы узнать об услугах в вашем регионе.
  • Найдите терапевта.
  • Найдите группу поддержки.
  • Спланируйте кризис, создав предварительную психиатрическую директиву.
  • Узнайте больше о стационарных вариантах.
  • Подготовьтесь к открытым беседам со специалистом в области психического здоровья.

У меня кризис.

  • Позвоните или отправьте сообщение 988 или напишите в чат 988lifeline.org, чтобы связаться с круглосуточным кризисным центром, отправьте сообщение MHA на номер 741741, позвоните по номеру 911 или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи.
  • Найдите местное отделение MHA, которое может предоставить услуги.
  • Найдите терапевта.
  • Найдите группы поддержки.
  • Найдите больницу.

Сострадание, усталость и забота о себе для кризисных консультантов

Содержание главной страницы

Узнайте больше об усталости от сострадания, удовлетворении от сострадания и методах ухода за собой, которые вы можете использовать в качестве кризисного консультанта до, во время и после стихийного бедствия.

Реагирование на стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации — важная и часто полезная работа. Служа общинам в качестве кризисного консультанта, вы можете присоединиться к пострадавшим от стихийных бедствий на их пути к большей устойчивости. Однако вы также можете испытывать стресс вместе с выжившими после стихийных бедствий, что может привести к усталости от сострадания. Важно, чтобы вы изучили и использовали методы в процессе реагирования на стихийные бедствия, чтобы оставаться здоровым и эффективным в качестве кризисного консультанта.

Усталость от сострадания

Усталость от сострадания представляет собой сочетание выгорания и вторичного травматического стресса.

  • Выгорание включает в себя три составляющие: чувство истощения, негативное или циничное отношение к работе и чувство неудовлетворенности или неэффективности своей работы.
  • Вторичный травматический стресс может возникнуть, когда вы услышите о травмах, которые пережили другие, особенно когда многие люди рассказывают вам о своих травмирующих переживаниях. Симптомы вторичного травматического стресса могут включать в себя избегание вещей, которые напоминают вам о травме, о которой вы слышали, или постоянное чувство возбуждения или тревоги.

Усталость от сострадания может повлиять на вас по-разному.

Если у вас в анамнезе была травма или воздействие травмирующих событий во время стихийного бедствия, вы, скорее всего, испытаете усталость от сострадания.

Признаки и симптомы

Признаки и симптомы усталости от сострадания различаются, и у вас могут не быть их всех. К ним относятся следующие чувства и переживания:

  • Беспомощность, крайняя усталость и подавленность
  • Дезориентация или спутанность сознания
  • Разочарование, цинизм или гнев и раздражительность
  • Физические эффекты, такие как одышка, усиление головной боли, учащенное сердцебиение, проблемы с засыпанием или мышечное напряжение

Если эти признаки и симптомы сохраняются более 2 недель или ухудшают качество вашей жизни, вам следует обратиться за профессиональной помощью. SAMHSA предлагает несколько веб-сайтов и бесплатных телефонных линий, которые помогут вам найти лечение в вашем районе.

Самопомощь

В качестве кризисного консультанта вы помогаете выжившим в стихийных бедствиях повышать устойчивость, находить здоровые методы преодоления трудностей и практиковать самопомощь. Вы можете применять эти же стратегии, чтобы избежать усталости от сострадания и повысить вероятность удовлетворения сострадания.

Удовлетворение сострадания — это чувство удовлетворения и другие положительные чувства, которые кризисные консультанты испытывают в отношении своей работы, основанные на чувствах надежды, силы и стойкости.

Стратегии самопомощи для кризисных консультантов

Чтобы помочь предотвратить усталость от сострадания и повысить удовлетворенность состраданием, используйте следующие стратегии:

  • Сосредоточьтесь на четырех основных компонентах устойчивости (адекватный сон, здоровое питание, регулярная физическая активность и активное расслабление ). Создайте план самообслуживания, учитывающий каждый компонент.
  • Развивайте позитивные отношения с другими кризисными консультантами. Отмечайте успехи и оплакивайте горести всей командой. Попросите коллегу позаботиться о себе или планируйте посещать регулярные групповые проверки.
  • Запланируйте время для релаксации, медитации и отдыха. Регулярно практикуйте дыхательные упражнения и другие методы управления стрессом. Делайте перерывы и отдыхайте от работы и зоны бедствия по мере необходимости.
  • Оставайтесь на связи с друзьями и близкими.
  • Будьте в курсе ресурсов и событий для кризисных консультантов.

Стратегии для супервайзеров и руководителей групп

Чтобы помочь кризисным консультантам избежать усталости от сострадания и повысить удовлетворенность состраданием, супервайзеры и руководители групп могут использовать следующие стратегии:

  • Планируйте регулярные встречи с кризисными консультантами, чтобы они могли поделиться своим опытом и проблемами.
  • Регулярно предоставляйте возможности для проведения тренингов, групп поддержки и разборов полетов для групп кризисных консультантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *