Как справиться с кризисом 3-х лет у ребёнка? Памятка для родителей
Чаще всего современные родители знают, что по мере взросления поведение их ребёнка иногда может меняться до неузнаваемости. Но когда ласковый и послушный малыш начинает отказываться от любимой еды, категорически против вовремя собираться на прогулку и постоянно повторяет: «Нет!», «Не буду!», «Я сам!», – у многих опускаются руки. А между тем это нормальный этап взросления. Психологи называют его «кризисом 3-х лет», который знаменует собой переход из раннего детства в дошкольное.
Что такое «кризис 3-х лет»?
Кризисы – это бурные, сравнительно кратковременные возрастные периоды, во время которых развитие делает своеобразный скачок. Обычно слово «кризис» ассоциируется у нас с негативным периодом, в котором разрушается всё, что создано. Однако в период возрастного кризиса происходят и значительные позитивные сдвиги в психическом развитии, переводящие ребёнка на новый этап взросления.
Кризис 3-х лет относится к числу острых, его продолжительность может достигать года. В этот период происходит своеобразное отделение ребёнка от мамы. Он начинает понимать себя как отдельного человека, говорить о себе «Я», что является отправной точкой развития самосознания. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка кризис может начаться раньше или позднее 3-х лет. В целом, границы возрастного диапазона его наступления и проявления могут колебаться от 2,5 до 4-х лет.
«Семизвездие» кризиса
Поведение ребёнка начинает меняться, он может становиться неуправляем, порой впадать в ярость. Его поведение почти не поддается коррекции. Симптомы кризиса 3 лет часто называют «семизвездием» кризиса:
-
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию;
-
Упрямство – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
-
Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет;
-
Своеволие – ребёнок стремится всё делать сам;
-
Протест-бунт – ребёнок в состоянии «войны» и конфликта с окружающими;
-
Обесценивание – ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
-
Деспотизм – ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует. Может проявляться в форме ревности.
Как быть родителям?
Родителям нужно запастись терпением, применение жёстких дисциплинарных мер по отношению к ребёнку не поможет, а скорее всего, навредит.
-
Будьте готовы к спокойному, долгому общению с ребёнком. Это наиболее эффективный способ сгладить появляющиеся углы во взаимоотношениях.
-
Ребёнок уже не чувствует себя маленьким и активно пробует вести себя как взрослый, будет противоречить и отстаивать свою точку просто из принципа. Нужно понять, что те особенности взаимодействия с ребёнком, какие существовали раньше, уже не будут срабатывать.
-
Поощряйте любые проявления самостоятельности ребёнка, при необходимости переводя их в приемлемое русло.
-
Нужно научиться находить «золотую середину» между требованиями к ребёнку и его желаниями , спокойно объяснять, почему его желания не всегда могут быть удовлетворены.
-
При этом ребёнок должен понимать, что запреты нарушать нельзя. Иначе он откажется выполнять правила, предложенные родителями.
Кризис 3-х лет труден и для взрослого, и для самого ребёнка. Ему нелегко становиться самостоятельным и постепенно отделяться от родителей, непросто совладать со своими эмоциями по этому поводу. Поэтому не отвечайте на стремление малыша «выйти на тропу войны» с родителями – лучше постарайтесь понять его потребности и помочь отыскать способы, как заявить о них приемлемым для вас (и общества в целом) способом.
Автор: Буянов Александр Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО.
Файл: 
0.46 Мб
Памятка для родителей.pdf
Кризис трех лет – это критический возраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии – переход из раннего детства в дошкольное. Этот кризис, так или иначе проявляется у каждого ребенка, потому что, появление этого кризиса закономерно. Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью, психологи подразумевают, прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает. Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас. Ситуативность поведения присуща только раннему возрасту, ее нет в возрасте младенческом, когда восприятие и физическая активность ребенка ограничены, нет ее и в более старшем возрасте, когда любая ситуация дополняется собственными знаниями ребенка и его замыслами. Постепенное увеличение самостоятельных действий ребенка, осознания им собственных сил и возможностей приводит к тому, чторебенок все чаще начинает произносить знакомое каждой маме: «Я сам». И именно эти слова, как правило, и открывают кризис трех лет. Кризис трех лет – это время, когда на протяжении нескольких месяцев Вы можете наблюдать, как существенно меняется поведение ребенка, его желания, его отношения с окружающими. Основными симптомами «являются» строптивость, крайнее упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм,ревность и обесценивание. Негативизм – это не просто непослушание, это стремление ребенка сделать все наоборот, совсем не так, как ему говорят мама или папа. Негативизм у ребенка, переживающего кризис трех лет, может доходить до крайних проявлений, он может утверждать, что красное – это зеленое, что яблоко – это огурец и т. д. Важно помнить, что действуя наперекор очевидному, а зачастую и наперекор собственным желаниям, ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности, а точнее, настаивает на своем праве иметь такое отношение. Упрямство – Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно. Строптивость – направлена не на конкретного человека, маму, папу, бабушку или няню, она является протестом безличным. Ребенок бунтует против всего, он отрицает те действия, которые раньше являлись неотъемлемой частью образа жизни: не желает чистить зубы, одеваться, идти по улице, держась за руку взрослого. Своеволие – желание ребенка делать самостоятельно все, даже то, с чем он не может справиться. Помощь взрослых яростно отрицается в каждом подобном случае. Деспотизм – чаще встречается в семьях, где один ребенок. Ребенок деспотически подавляет членов семьи, манипулируя с помощью истерик и скандалов. Ревность – если в семье больше одного ребенка, кризис может проявляться в ревности к младшим, требовании неослабевающего внимания к себе. Обесценивание – обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и тд. Кризисы бывают разными….. Кризис трехлетнего возраста не всегда проявляется столь ярко. Кто-то вовсе не обнаруживает в поведении своего ребенка негативных проявлений. У кого-то кризис не наступает совсем, при этом личностное развитие малыша проходит нормально. Если судить объективно — кризис трех лет – это закономерный и обязательный этап развития, который характеризуется появлением личностных новообразований. Вовсе необязательно сопровождение кризиса – негативными проявлениями, и порой, обнаружить его наличие можно по появлению тех самыхличностных новообразований. Личностные новообразования вытекают из осознания ребенком собственного «Я». Недаром именно в этом возрасте большинство детей перестают говорить о себе в третьем лице и начинают называть себя «я». Реализация и утверждение собственного «Я» проявляются, в том числе, и в появлении самооценки. Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном – он может усложниться и затянуться на продолжительное время. Первой реакцией большинства родителей на перечисленное выше поведение любимого чада, становится раздражение и желание быстренько поставить не в меру самостоятельного малыша «на место». Как ни странно, если понаблюдать за поведением взрослого в такой момент, то оно ничем не будет отличаться от поведения 3-хлетнего ребёнка, то же желание настоять на своём, упрямство и ощущение собственной правоты. А в конфликте силы всегда побеждает тот, кто сильнее, вопрос какой ценой. Другая крайность, когда ребёнку начинает позволяться всё, лишь бы не плакал, отстал, любил и тд. — предоставление ребёнку выбора, — уважение к его мнению, — озвучивание для него его переживаний и чувств, — не позволение делать того, что действительно нельзя ( только перед этим обязательно показать, что вы его любите и понимаете: » Перед обедом ,конфеты не едим! Понимаю, хочется съесть конфету и после обеда пожалуйста, а до обеда нет- такие правила»), — что-то ещё подходящее именно вашему ребёнку. Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста). |
Я ищу психологическую помощь для себя
Я ищу психологическую помощь для себя
Если вы находитесь в кризисной ситуации, немедленно обратитесь за помощью.
Ниже приведены некоторые варианты немедленной поддержки.
Если вы или кто-то из ваших знакомых испытывает затруднения или кризис, помощь доступна. Позвоните или напишите 988 или напишите в чат 988lifeline.org.
Отправьте текстовое сообщение MHA на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом из Crisis Text Line.
Позвоните 911 или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи.
Если вам нужна поддержка, но вы не в кризисе, подумайте о том, чтобы позвонить по горячей линии. Warmlines предлагает место для звонка, когда вам просто нужно поговорить с кем-то. Разговор с кем-то по этим звонкам, как правило, бесплатный, конфиденциальный и проводится людьми, которые понимают, что значит бороться с проблемами психического здоровья.
Найдите горячую линию на mhanational.org/warmlines.
Психическое здоровье является важной частью общего состояния здоровья. Если вы чувствуете себя подавленным, есть надежда.
Если вы еще учитесь в школе, наши материалы Back To School или Life On Campus могут лучше соответствовать вашим потребностям.
Что лучше всего описывает ваше самочувствие
В данный момент меня ничего не беспокоит, но я хотел бы оставаться психически здоровым
- Регулярно следите за своим психическим здоровьем, выполняя один из девяти проверенных тестов.
- Узнайте, как хорошо жить и оставаться здоровым.
- Ознакомьтесь с факторами риска и ранними предупреждающими знаками.
- Получите советы по улучшению вашего психического здоровья.
Мне кажется, у меня проявляются симптомы психического расстройства. У меня все хорошо дома, на работе или в школе, но не так легко, как раньше. Что-то неправильно.»
- Пройдите обследование психического здоровья, распечатайте результаты и отнесите их врачу или поставщику психиатрических услуг. Или обсудите результаты с членом семьи или близким другом.
- Попробуйте нашу интерактивную функцию «Где получить помощь».
- Найдите партнера в своем сообществе.
- Узнайте больше о психических заболеваниях.
- Узнайте о различных методах лечения.
- Найдите терапевта.
- Получите советы по номеру , чтобы начать разговор с другом или любимым человеком о своем психическом здоровье.
- Используйте это упражнение для борьбы с негативными мыслями и другими когнитивными искажениями.
- Подумайте заранее и наметьте шаги, которые вы можете предпринять, чтобы получить помощь и почувствовать себя лучше.
У меня начинаются проблемы с семьей, друзьями, работой, школой или другими сферами моей жизни. Ситуация ухудшается, а иногда возникают множественные проблемы.
- Пройдите обследование психического здоровья, распечатайте результаты и отнесите их врачу. Или обсудите результаты с членом семьи или близким другом.
- Попробуйте нашу интерактивную функцию «Где получить помощь».
- Найдите местное представительство MHA.
- Найдите терапевта.
- Найдите группу поддержки.
- Узнайте больше о психических заболеваниях.
- Используйте рабочий лист, чтобы научиться выражать свои мысли и эмоции.
Дела идут плохо. Я теряю контроль над своей жизнью и способность работать, ходить в школу и быть рядом с друзьями и семьей.
- Позвоните или отправьте сообщение 988 или напишите в чат 988lifeline.org или отправьте сообщение MHA на номер 741741, если вы находитесь в кризисной ситуации.
- Найдите местное отделение MHA, чтобы узнать об услугах в вашем регионе.
- Найдите терапевта.
- Найдите группу поддержки.
- Спланируйте кризис, создав предварительную психиатрическую директиву.
- Узнайте больше о стационарных вариантах.
- Подготовьтесь к открытым беседам со специалистом в области психического здоровья.
У меня кризис.
- Позвоните или отправьте сообщение 988 или напишите в чат 988lifeline.org, чтобы связаться с круглосуточным кризисным центром, отправьте сообщение MHA на номер 741741, позвоните по номеру 911 или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи.
- Найдите местное отделение MHA, которое может предоставить услуги.
- Найдите терапевта.
- Найдите группы поддержки.
- Найдите больницу.
Сострадание, усталость и забота о себе для кризисных консультантов
Содержание главной страницы
Узнайте больше об усталости от сострадания, удовлетворении от сострадания и методах ухода за собой, которые вы можете использовать в качестве кризисного консультанта до, во время и после стихийного бедствия.Реагирование на стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации — важная и часто полезная работа. Служа общинам в качестве кризисного консультанта, вы можете присоединиться к пострадавшим от стихийных бедствий на их пути к большей устойчивости. Однако вы также можете испытывать стресс вместе с выжившими после стихийных бедствий, что может привести к усталости от сострадания. Важно, чтобы вы изучили и использовали методы в процессе реагирования на стихийные бедствия, чтобы оставаться здоровым и эффективным в качестве кризисного консультанта.
Усталость от сострадания
Усталость от сострадания представляет собой сочетание выгорания и вторичного травматического стресса.
- Выгорание включает в себя три составляющие: чувство истощения, негативное или циничное отношение к работе и чувство неудовлетворенности или неэффективности своей работы.
- Вторичный травматический стресс может возникнуть, когда вы услышите о травмах, которые пережили другие, особенно когда многие люди рассказывают вам о своих травмирующих переживаниях. Симптомы вторичного травматического стресса могут включать в себя избегание вещей, которые напоминают вам о травме, о которой вы слышали, или постоянное чувство возбуждения или тревоги.
Усталость от сострадания может повлиять на вас по-разному.
Если у вас в анамнезе была травма или воздействие травмирующих событий во время стихийного бедствия, вы, скорее всего, испытаете усталость от сострадания.
Признаки и симптомы
Признаки и симптомы усталости от сострадания различаются, и у вас могут не быть их всех. К ним относятся следующие чувства и переживания:
- Беспомощность, крайняя усталость и подавленность
- Дезориентация или спутанность сознания
- Разочарование, цинизм или гнев и раздражительность
- Физические эффекты, такие как одышка, усиление головной боли, учащенное сердцебиение, проблемы с засыпанием или мышечное напряжение
Если эти признаки и симптомы сохраняются более 2 недель или ухудшают качество вашей жизни, вам следует обратиться за профессиональной помощью. SAMHSA предлагает несколько веб-сайтов и бесплатных телефонных линий, которые помогут вам найти лечение в вашем районе.
Самопомощь
В качестве кризисного консультанта вы помогаете выжившим в стихийных бедствиях повышать устойчивость, находить здоровые методы преодоления трудностей и практиковать самопомощь. Вы можете применять эти же стратегии, чтобы избежать усталости от сострадания и повысить вероятность удовлетворения сострадания.
Удовлетворение сострадания — это чувство удовлетворения и другие положительные чувства, которые кризисные консультанты испытывают в отношении своей работы, основанные на чувствах надежды, силы и стойкости.
Стратегии самопомощи для кризисных консультантов
Чтобы помочь предотвратить усталость от сострадания и повысить удовлетворенность состраданием, используйте следующие стратегии:
- Сосредоточьтесь на четырех основных компонентах устойчивости (адекватный сон, здоровое питание, регулярная физическая активность и активное расслабление ). Создайте план самообслуживания, учитывающий каждый компонент.
- Развивайте позитивные отношения с другими кризисными консультантами. Отмечайте успехи и оплакивайте горести всей командой. Попросите коллегу позаботиться о себе или планируйте посещать регулярные групповые проверки.
- Запланируйте время для релаксации, медитации и отдыха. Регулярно практикуйте дыхательные упражнения и другие методы управления стрессом. Делайте перерывы и отдыхайте от работы и зоны бедствия по мере необходимости.
- Оставайтесь на связи с друзьями и близкими.
- Будьте в курсе ресурсов и событий для кризисных консультантов.
Стратегии для супервайзеров и руководителей групп
Чтобы помочь кризисным консультантам избежать усталости от сострадания и повысить удовлетворенность состраданием, супервайзеры и руководители групп могут использовать следующие стратегии:
- Планируйте регулярные встречи с кризисными консультантами, чтобы они могли поделиться своим опытом и проблемами.
- Регулярно предоставляйте возможности для проведения тренингов, групп поддержки и разборов полетов для групп кризисных консультантов.