Кризисные возраста у детей – Кризисы у детей 1, 3, 6, 7, 8 лет: возрастная психология ребенка, Комаровский

Содержание

Возрастные кризисы у детей. От рождения до 7 лет

Понятие «возрастной кризис» слышало большинство родителей. Чаще всего при этих словах представляется плачущий малыш, уничтожающий все вокруг и не желающий ничего слышать, или бунтующий подросток с ярко-зелеными волосами и серьгой в носу.

Но это только внешняя сторона кризиса, который не возникает на пустом месте. Истинной причиной является достижение определенного этапа развития нервной системы, без прохождения которого невозможно гармоничное развитие маленького человека. В такие периоды наш ребенок как никогда нуждается в поддержке, внимании и посильной помощи со стороны близких. Борьба только с внешними проявлениями может усугубить переход маленького человека на следующий этап становления личности.

Когда же происходят эти «ужасные» кризисы? На самом деле, границы возрастных изменений достаточно размыты, поскольку развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме.

У детей дошкольного возраста условно выделяют:

Кризис новорожденности. «Я родился!»

Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.

Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру. Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее. На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.

Кризис раннего детства. «Я познаю мир»

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам.

  • Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
  • Отвлекайте малыша. Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
  • Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
  • Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
  • Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
  • Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Малыш требует какую-то вещь, которую ему нельзя и устраивает по этому поводу скандал? Попробуйте поставить себя на место ребенка. С одной стороны, ему интересно, а значит очень важно получить то, что привлекло его внимание. С другой — он ощущает собственную зависимость от желания и мнения взрослых.

Кризис у ребенка 3-х лет

О кризисе 3-х лет наслышаны даже те, у кого еще нет детей. Представляется он как нечто страшное и непонятное, когда малыш из послушного и милого ребенка вдруг превращается в неуправляемого бунтаря.

Тем ни менее, при становлении личности не бывает никаких «вдруг» и подобное поведение ребенка — необходимый этап взросления и осознания себя в этом мире.

В возрасте 2.5-4 лет малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и «выстраивать» собственное «Я». Что на самом деле происходит с малышом, когда он становится неуправляем?

  • У ребенка в этот период начинает формироваться собственное мнение, которое может во многом отличаться от мнения родителей и вытекать в самый настоящий бунт.
  • Малыш начинает определять для себя границы дозволенного во взаимодействии с окружающими. Следовательно, может возникнуть острая реакция на запрет или прямое его нарушение. Нередки случаи, когда дети так же могут ударить или нагрубить.
  • У ребенка формируются собственные взгляды, а им, как известно, нужно следовать. Это может вытекать в упрямство, часто необоснованное с точки зрения взрослых. На самом деле малыш просто старается придерживаться однажды избранной позиции. Ведь это он решил!
  • Свое зависимое положение в этот период малышу принять особенно сложно. У него возникает стремление сделать все самому, он может остро реагировать на предложение помощи.
  • Отрицание прежних авторитетов может вылиться в детский негативизм, когда ребенок начинает отвергать предложения людей, прежде его направляющих. Причем направлено такое поведение, как правило, в первую очередь на самого близкого человека — маму.
  • У малыша появляется желание руководить, указывать родителям, как и что делать, ведь прежде только они могли устанавливать «правила». Теперь юный член семьи пытается отстоять и свое право отдавать команды.

Как справиться

Исходя из вышесказанного, это действительно сложный период в жизни семьи. Не менее труден он и для самого ребенка. Поэтому, если Вы заметили, что малыш переживает кризис, особое внимание следует уделить именно причинам возникновения тех или иных негативных реакций. Только так можно будет наилучшим образом помочь малышу пережить непростой жизненный этап, а родителям сохранить собственные нервы.

Чтобы свести к минимуму негативные проявления кризиса придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Предоставьте малышу делать самому все, что он хочет, разумеется, в рамках разумного. Не старайтесь сделать что-то за него, а подскажите и покажите лишний раз, как он может справиться с проблемой самостоятельно.
  • Научитесь отступать. Это один из лучших способов борьбы с детским негативизмом. Ребенок бунтует против распорядка дня или правила? Найдите компромисс.
  • Предлагайте малышу как можно более широкий выбор, при этом отсекая неприемлемые варианты как можно мягче.
  • Отвлекайте чадо, если оно слишком упорствует в чем-либо.
  • Старайтесь хвалить ребенка за инициативу и самостоятельность в тех аспектах, которые считаете полезными, даже если малыш справился не блестяще. В следующий раз получится лучше.
  • Мягко, но настойчиво устанавливайте собственные границы. Не идите на поводу у ребенка, если он пытается командовать или указывать, что делать.
  • Не позволяйте малышу добиваться своего путем истерики или крика. Подобное поведение может закрепиться в будущем. Если Вы не можете в этот момент успокоить ребенка лучше дать ему побыть одному, а затем предложить компромисс.
  • Используйте хитрость в борьбе с детским негативизмом. Если отвергнутое прежде предложение мамы назвало протест, пусть его попробует повторить другой член семьи.

Что касается запретов, то так или иначе в этот период их станет больше. Ведь малыш будет буквально испытывать Вас на прочность. В этот период важно четко установить границы дозволенного, поскольку именно на них ребенок станет ориентироваться в дальнейшем.

Кризис у ребенка 7 лет

Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.

Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.

Как справиться

Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.

Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процесса — теплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.

Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.

Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.

Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.

Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.

Автор: Екатерина Ефремова

hvatalkin.ru

Возрастные кризисы у детей — как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис

Сегодня хочется поговорить на тему, которая рано или поздно затрагивает любую семью:

Возрастные кризисы у детей — как распознать возрастной кризис, и как помочь ребенку преодолеть кризис возрастного развития.

У всех детей возрастные кризисы проходят примерно в одном и том же возрасте. Проходят через возрастные кризисы все дети. Особенностью развития детей младшего возраста является ее скачкообразность — периоды плавного и спокойно усвоения и переваривания информации сменяются своеобразными скачками в развитии. И, хотя, для родителей периоды детских кризисов становятся проверкой на прочность, большинство детских психологов едины в своем мнении — кризисы необходимы ребенку для полноценного развития.

Каждый возрастной кризис у детей — это переход ребенка на новую ступеньку самостоятельности.

Это, пожалуй, ключевая мысль, которую нужно понять и помнить родителям.  После этого родителям проще понять потребность ребенка и мотивацию его поведения во время кризиса любого возраста. И помните вам тяжело, но ребенку в это время еще тяжелее. Поэтому задача родителей — помочь ребенку научиться понимать себя, свои желания и потребности и таким образом преодолеть очередной кризис возрастного роста.

 

В детской психологии принято выделять 3 кризисных периода у детей младшего возраста:

  • Первый период — это кризис новорожденности. Наступает он примерно в 6-8 месяцев;
  • Второй период — кризис раннего детства или кризис одного года. Он проходит в период от 12 до 18 месяцев;
  • Третий период — так называемый кризис трех лет. Самый яркий из детских кризисов. Его можно ожидать в период от 2х и до 4х лет.

В различной литературе так же часто встречается кризис пяти лет, но по сути своей — это продолжение или развитие кризиса трех лет.

Проявление возрастных кризисов у детей

Первым признаком приближающегося возрастного кризиса у ребенка является увеличивающееся количество негативных проявлений в поведении. Родители замечают, что ребенка как будто подменили. Сладкий и послушный вчера ангелочек сегодня капризничает, раздражается по любому поводу, любую вашу просьбу воспринимает в штуки.

Начало и конец кризисного периода распознать достаточно сложно. В начале родители не могут распознать кризис сразу потому, что не связывают изменения в поведении ребенка с кризисом, а скорее склонны жаловаться на капризность, непослушание или избалованность ребенка. Окончание кризиса подходит незамеченным поскольку отступает он тогда, когда родители и ребенок учатся жить в гармонии, уважать и принимать интересы друг друга, а происходит это обычно не за один день.

 

 

Возрастной кризис 1 года

Возрастной кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что ребенок переходит из состояния ползающего малыша, в малыша самостоятельно ходящего и пытающегося высказывать свои первые потребности и желания.  Часто в этом возрасте ребенок уже хочет делать многое сам — дотянуться до верхней полки, кушать самостоятельно ложкой, исследовать пространство квартиры на уровне выше полуметра от пола, но при этом физическое развитие, развитие координации и

беспокойные заботливые родители не дают ему такой возможности, ограничивая свободу и пространство для исследования и действия.

Самое верное орудие мамы в борьбе с этим кризисом — спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.

Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи с глаз ребенка. Вместо запретов — начинайте объяснять ребенку что это за предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы и не найдя в них ничего интересного для себя ребенок потеряет интерес.

Но только представьте как забавно для малыша наблюдать за мамой, которая каждый раз подрывается и бежит размахивая руками, стоит ему только подойти и потянуться к ручке кухонной плиты 🙂

 

 

Возрастной кризис 3 лет

В возрасте около трех лет у ребенка появляется потребность не только делать что-то самостоятельно, но и принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы и папы личность, со своими желаниями и переживаниями. Переживая этот кризис ребенок понимает свое место в семейной иерархии.

Чтобы максимально спокойно пережить этот период — учитесь (да, да именно Вы, родители, не ребенок) предоставлять ребенку возможность выбора, уважать его как личность, идти с ним на компромиссы и договариваться.

Ребенок не хочет есть кашу? Нет, скорее всего он просто хочет настоять на своем и отказ от той же каши на завтрак для него самый простой способ проявить свое мнение и отрицать ваше мнение. Предложите ему выбрать какую кашу ты хочешь на завтрак рисовую или овсянку? И отвечая вам ребенок озвучит уже свое мнение: Я выбираю на завтрак овсяную кашу. И вот уже и кашу любит, и выбор сделал самостоятельно, и понимает, что его мнение важно.

Важно, что выбор всегда должен быть закрытого типа — с перечислением возможных вариантов и в количестве не более 2-3 штук. Ты будешь овсянку или манную кашу, пойдем гулять на площадку или на горку, оденем вот эту красную или вот эту белую кофту?

Так же не забываем, что у ребенка развивается потребность действовать самостоятельно — расширяйте область действий, которые доступны для ребенка самостоятельно. Активно привлекайте его к помощи и не забывайте хвалить результаты деятельности ребенка.

 

Возрастной кризис 5 лет

Как мы уже упомянули выше, кризис пяти лет — это продолжение и развитие кризиса 3х лет.  Как и предыдущие — это кризис самостоятельности. У ребенка появляется еще больше потребностей в самостоятельных действиях. Оценивайте возможности ребенка и продолжайте расширять перечень дел, которые вы доверяете ребенку. В возрасте 5 лет у ребенка уже могут появиться не просто дела, но и обязанности — полить цветы, подмести пол, помыть свою обувь, накрыть на стол или убрать со стола после еды, убрать свою постель после сна и так далее.

Кроме того, в возрасте 4-5 лет у ребенка начинается период повышенной потребности в общении с окружающими. Родителей часто бывает не достаточно, ребенку становится нужно общение со сверстниками и его отсутствие так же может стать основой для развития кризиса 5 лет.

 

Возрастной кризис 7 лет

Следующим кризисом для ребенка станет кризис 7 лет — это переход ребенка из детского возраста в статус школьника. Игра для ребенка отходит на второй план, а познание мира ребенок продолжает уже другими способами.  В жизни ребенка появляются дополнительные критерии оценки его деятельности.

 

Более подробно о каждом из кризисов мы напишем отдельно в статьях на нашем блоге, а теперь очень важный вопрос — как вести себя родителям и как помочь пережить ребенку кризисные периоды?

 

Как пережить кризисы у детей?

  • Постараться понять потребности ребенка в текущем возрастном кризисе;
  • Старайтесь смотреть на происходящее не только со своей позиции, но и с позиции ребенка;
  • Подстраивайтесь под ребенка. Часто яркое протекание возрастного кризиса у ребенка связано с неправильным поведением по отношению к нему самих родителей;
  • Быть последовательными. Устанавливать запреты там, где они угрожают жизни и здоровью ребенка. Не менять своих решений от того, что ребенок плачет или упрашивает;
  • Мотивировать свои решения на доступном ребенку языке;
  • Оставаться спокойным в любой ситуации!

 

И, в заключении, хочу предложить вам посмотреть видео — вебинар от детского психолога Элеоноры Борисовой Возрастные кризисы детей от года и до 5 лет

 

Похожие статьи:

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Присоединяйтесь к нам в социальных сетяхЧитайте лучшие статьи, узнавайте о новых материалах, принимайте участие в наших обсуждениях.  

happykids.world

Возрастные кризисы у детей — как преодолеть кризис

Кризисами возрастов отмечены определенные периоды в жизни каждого человека, особенно богат такими событиями детский возраст. Для дальнейшего развития ребенку необходимо пройти каждый кризисный этап, чтобы перейти на следующий жизненный уровень. Успешное преодоление детского кризиса является залогом гармоничной взрослой жизни, так как проблемы, решенные в детстве, не следуют тяжелым грузом за человеком всю жизнь. Под термином понятия возрастного кризиса в психологии понимается вспыльчивое, агрессивное или упрямое поведение, сопротивление авторитету взрослых.

Что такое возрастной кризис у детей.

Возрастной кризис – это резкая смена системы ценностей и переход личности на новый этап существования. В результате приобретаются новые качества, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Успешно пройденный кризис ребенка позволяет взрослеть, получать новые знания, навыки и взаимодействовать с другими членами общества.

Спокойное и мягкое течение возрастных кризисов возможно при условии пребывания ребенка в благоприятной окружающей среде. Задача родителей – понять богатство и сложность эмоциональных реакций маленького человека и облегчить ему коммуникацию с другими людьми. Любой кризисный период может иметь два варианта дальнейшего развития:

Приобретение положительных качеств характера (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность), позволяющих достичь необходимых целей в жизни.

Формирование негативных черт (раздражительность, вспыльчивость, инфантильность), затрудняющих нормальную адаптацию и достижение поставленных целей. Острые проявления сложных периодов особенно ярко наблюдаются в неполных и асоциальных семьях. Наиболее напряженным критическим моментом кризисного возраста детей в такой среде  является девиантное поведение, которое сопровождается вредными привычками и употреблением психоактивных веществ, разрушающих психику.

Кризис трех лет.

Кризис трехлетнего возраста является первым, который замечают родители. Всплеск эмоций из-за проблем с адаптацией имеет место у новорожденного, но из-за неумения выразить вербально свои претензии к окружающему миру, поведение младенца обычно объясняют физиологическими причинами.

В  три года ребенок впервые пытается заявить о себе как личности, отдельной от родителей. С этим явлением связаны попытки проявить самостоятельность и инициативу. Поскольку малыш неопытен и возможности его ограничены, родители должны контролировать действия своего чада. Важно в этот момент не пресекать его желание действовать активно и самостоятельно.

Проявление упрямства и строптивости доходят до негативизма, который проявляется в совершении противоположных действий или полном игнорировании мнения и пожеланий окружающих. Часто поступки ребенка противоречат его истинным желаниям и приводят к негативным результатам (отказ правильно питаться, гулять).

Возрастной кризис семи лет.

Период перехода от безмятежного детства к обязанностям школьной жизни часто является стрессом для неокрепшей детской психики. Поэтому следующий возрастной кризис — кризис первоклассника, приходится на семилетний возраст. У ребенка появляются в поведении черты, проявляющиеся психологическим изменением,  которые не были типичны для него раньше:

  • манерность, связанная с желанием казаться старше и ответственнее;
  • утрата детской непосредственности;
  • проявление грубости и своеволия.

Чуткое отношение родителей и педагогов способно помочь в преодолении возникших проблем. Значительную роль играет надлежащая подготовка к школе, которая предусматривает предварительное знакомство с детским коллективом и учителями. Полученные знания в рамках дошкольной подготовки облегчают нагрузку психического и физического характера.

Родителям важно осознавать сложность ситуации и следить, чтобы малыш не был перегружен дополнительными занятиями.

Подростковый кризис.

Наиболее сложным и трудным является подростковый кризис, который обычно приходится на возраст от 12 до 15-ти лет. Продолжительность его индивидуальна и зависит от степени изменения физиологических функций организма и окружающей обстановки.

Кризис 12 лет объясняется началом изменения в сознании, когда в сложившейся ситуации подросток требует к себе отношения как к взрослому человеку. Требования родителей подчиняться контролю часто вызывает бурное негодование и протест. Гормональный всплеск вызывает острый интерес к противоположному полу, что может закончиться романтической влюбленностью или сексуальным контактом.

Причинами подросткового кризиса являются не только психологические проблемы, но и эндокринные изменения в организме.

Степень моральных ценностей, привитых ребенку ранее, определяют возможный вариант развития событий. Особенно опасная ситуация складывается в неблагополучных семьях, так как степень агрессии подростка, направленной на себя или на окружающих может принять опасный характер.

В отношениях с подростком первостепенное значение имеет уровень доверия и душевной близости, который создается в процессе постоянного общения с ребенком.

О специфике и особенностях подросткового периода.

Кризис у подростков кроме психологических проблем несет с собой и проблемы со здоровьем, так как развивается неравномерное формирование различных систем организма в этом сложном возрасте.

Появление вредных привычек может усугубить психологическое напряжение. Даже непродолжительное употребление алкоголя и наркотиков, а также курение может вызвать зависимость. На родителях, близких людях и педагогах лежит серьезная ответственность своевременного выявления нездоровых наклонностей.

Кризис подросткового возраста при неблагоприятном развитии ситуации может привести к уходу ребенка из дома и совершении им неправомерных действий. Негативная энергия, вызванная конфликтными ситуациями или одиночеством, приводит к суицидальным попыткам или завершенному суициду. Довольно часто демонстративные поступки приводят к неконтролируемой  обстановке и заканчиваются трагично.

Несмотря на трудность подросткового кризиса, этот период необходимо преодолеть и трансформировать негативные проявления в положительные черты характера. Любой кризис способствует дальнейшему личностному развитию и закалке характера. Трудности взрослой жизни для ребенка, успешно преодолевшего подростковый период, окажутся по плечу. Последствием кризиса может стать психопатизация личности, которая в дальнейшем не будет поддаваться коррекции. По этой причине все нарушения развития детской личности должны своевременно исправляться.

Как вести себя во время кризиса советы психологов

Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:

Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.

Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.

Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.

Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.

Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.  

Бывают ли кризисы у детей в другом возрасте.

При рассматривании сложившейся ситуации следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не нужно ориентироваться на точное расписание кризисного периода.

Кризис 6 лет также является отражением кризиса первоклассника, так как большинство детей отправляются в школу именно в этом возрасте.

Не следует забывать, что современные дети могут отправиться в школу в 6, 7 лет или даже к восьми годам. Решение о начале образовательного процессе обычно принимают вместе с психологом, который способен точно определить готовность малыша к школе.

В семь лет малыш отправится в школу, исполненный ожиданием преуспеть в учебе и приблизиться к взрослой жизни, а кризис в 8 лет у детей начинается на втором году обучения, который сопровождается разочарованием в своих способностях. Часто временные трудности второго года учебы сопровождаются снижением самооценки и стеснительностью, строгость взрослых может привести к накоплению неразрешенных проблем и кризисному состоянию.

Кризис в 5 лет у детей может проявиться при условии раннего интеллектуального развития. При этом следует учитывать, что по характеру это кризис первоклассника, особенности проявления которого заключаются в желании взросления и потребности в обучении. В данном случае ребенка следует обучать на курсах (например по изучению иностранного языка). Вполне подойдет и поступление в музыкальную или художественную школу, но при этом необходимо учитывать творческие наклонности ребенка и не навязывать ему свою волю.

Кризис в 9 лет у современных детей может активно проявиться в ситуации, когда родители решили повысить интенсивность обучения с помощью дополнительных занятий с репетиторами. Часто дети посещают различные кружки и секции. Это приведет к перегрузкам с несоответствием нагрузок и возможностей малыша. Груз накопленных проблем проявиться раздражительностью, плаксивостью, появлением страхов, ухудшением сна. К концу девятого года при бережном отношении к психике ребенка кризис первоклассника завершиться.

Кризис шести лет объясняется тем, что в школу отправили ребенка, который не готов к систематическим занятиям.

Кризисом полутора лет обозначается своеобразное состояние осознания своей отделенности от матери. В связи с этим ребенок может требовать постоянного ее присутствия в его жизни и следовать за ней как хвостик, раздражаться по поводу ее отсутствия или занятости. Вовлечение детей в развивающие игры и совместное познавание окружающего мира значительно облегчают процесс разделения.

Родителям следует учитывать, что кризисы не имеют четких временных рамок и могут охватывать период в несколько лет. От уровня психологического и интеллектуального развития в значительной мере зависит раннее или позднее начало кризиса.

Нужно принимать во внимание, что скрытность и замкнутость ребенка часто приводит к тому, что родители не замечают сложившейся ситуации. Видимое благополучие не должно усыпить бдительность, так как своевременно принятые меры сглаживают конфликты.

nello.ru

Возрастные кризисы у детей: психология отношений в семье

Семь лет — очередной важный этап в развитии ребенка. Это возраст, характеризующийся подвижностью нервных процессов, особенно процессов возбуждения. Семилетки очень подвижны и подвержены частой смене настроения, переход от слез к смеху происходит в течение 10 минут. Дошкольникам свойственны острые реакции: страх, агрессия, истерика. Как правило, все это совпадает со временем подготовки к школе или поступлением в первый класс. Споры, конфликты, игнорирование просьб, безусловно, ставят родителей в тупик, но таковы особенности кризиса семи лет. Важно понять, что наступил еще один необходимый этап взросления, когда ребенок примеряет на себя новые роли. Формированию собственного «я» характерен этап манерничанья или кривляния, что раздражает порой даже больше, чем непослушание. Кривляние малыша выглядит естественно: дошкольник что думает, то и делает. Младший школьник кривляется, пытаясь выглядеть взрослее. Иначе выражать желание быть взрослым он пока не умеет.  

Выматывающие родителей споры — это всего лишь развитие логического и абстрактного мышления. Так дети учатся отстаивать свою точку зрения. Кризис развития ребенка 7 лет еще и показатель его психологической готовности к обучению. К концу первого класса дети уже способны прийти к пониманию правил, запретов и требований, к осознанию своих возможностей и обязанностей. Однако понимание приходит именно через отрицание или игнорирование этих требований. А как еще ребенок сможет понять и принять то или иное правило, если не попробует нарушить его? И родителям здесь важно не сдавать свои позиции.

В возрасте 6–8 лет происходит и развитие эмоциональной сферы. Ребенок уже способен озвучить свои переживания, связать эмоции  с какой-либо конкретной ситуацией.

«В этом возрасте формируются увлечения и расположенность к определенному виду деятельности. Однако наравне с ними могут сформироваться и комплексы, если сделать что-то не получается», — рассказывает психолог Анатолий Оленев.

Еще одним новшеством кризиса 7 лет становится приобретение социальной позиции. Ребенок наконец-то пошел в школу и стал «большим», ведь именно так чаще всего объясняют детям переход из детского сада в школу. Став «взрослым», первоклассник может отказываться играть с младшим братом или сестрой, считая какое-то время, что это занятие не соответствует его новому статусу школьника.

Вопрос не менее важный — как родителям пережить кризис ребенка 7 лет? Родителям необходимо менять свой стиль общения. К новому образу жизни малыша лучше подготовить заранее, например установить режим дня, познакомить с учительницей и зданием школы, то есть обозначить новые границы возможностей ребенка. Да, малыш стал старше, а значит, у него появилось больше возможностей, однако ему следует объяснить, что вместе с правами приходят обязанности и ответственность, научить видеть последствия своих поступков.

В 7–8 лет дети еще любят играть, а значит, многое им можно объяснить через игру. Пусть ребенок читает книги своим игрушкам, помогает вам составлять список покупок для магазина или выбирать гель для душа. Так ребенок сможет увидеть, что его мнение значимо, а помощь важна. Похвала в этом возрасте имеет огромное значение. Ведь кризису 7 лет, впрочем, как и всем остальным кризисам, свойственны обостренные реакции на критику. Ребенок начинает оценивать себя, сравнивать с другими или с возможным идеалом. Лишь родители могут помочь ребенку, поддержав в нем уверенность в собственных силах.

www.jvlife.ru

Возрастные кризисы в развитии детей

«Что случилось с моим чадом?». Такой вопрос периодически задают себе все родители. Ещё вчера кроха был послушным и тихо-смирно возился с конструктором, а сегодня милый ангелочек бросает любимую игрушку, громко топая ногами. Зачастую родители не понимают, что происходит, и начинают паниковать, злятся на детей и наказывают за плохое поведение. Но ситуация от этого не улучшается. Наоборот, малыш ведёт себя ещё хуже.

Прежде чем действовать, необходимо разобраться в причинах такого поведения, понаблюдать за ребёнком. Нередко родители отмечают резкую смену интересов малыша, стремление узнать новое, склонность к самостоятельности, скачок в умственном развитии. Возможно, ребёнок подошёл к очередному этапу в своём созревании.

В психологии такое явление называется кризисом развития. Это период активной перестройки и появления новообразований в умственной и психической сфере человека. Возникает состояние, при котором имеющиеся у ребёнка средства достижения целей становятся неактуальными, формируются противоречия между тем, что он может, и тем, что он хочет.

Это вызывает сильные переживания, нарушения в поведении. Поэтому у большинства детей кризис проходит довольно болезненно, сопровождаясь капризами, упрямством, а также конфликтами с родителями и ровесниками.

Виды детских кризисов

За всю жизнь человек проходит через множество критических периодов. С большинством из них он сталкивается в детстве, поскольку в это время организм активно развивается. Психологи выделяют пять возрастных кризисов в развитии детей:

Что должны знать родители о возрастных кризисах?

Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.

Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей.

Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Даже наоборот, это свидетельство развития. В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Задача близких на данном этапе поддержать кроху в этот непростой для него период.

Как помочь ребёнку преодолеть кризис?

Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.

В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.

Бездействовать и пускать все на самотёк нельзя. Ребёнок не способен управлять процессом развития. Его необходимо направлять, проявлять некоторую строгость, но и предоставлять возможность малышу самостоятельно действовать тоже крайне важно.

Чрезмерный контроль и жёсткость в воспитании могут спровоцировать у ребёнка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому, прежде всего, ребёнка необходимо окружить заботой, любовью и вниманием. За малейшие успехи и проявления интереса к окружающему хвалить, поощрять к действию. Так у ребёнка сохранится интерес к познанию, а в семье установятся доверительные и дружелюбные взаимоотношения.

Все статьи по теме

kukuriku.ru

Возрастные кризисы у ребенка — как с ними бороться?

Эмоциональные проблемы в развитии ребенка случаются очень часто. Порой многие изменения характера и поведения малыша вызваны такой причиной, как кризис определенного возраста. Всем родителям нужно быть готовыми к этому периоду и помочь ребенку его преодолеть.

Обычно принято разделять кризисы на следующие виды, в зависимости от возраста малыша:

1. Кризис новорожденного ребенка.

Он происходит в возрасте примерно от 6-8 месяцев. Именно в этом возрасте малыш наиболее активно начинает адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Перед ним открываются новые возможности, его переполняют различные чувства и эмоции.

Однако справиться самостоятельно с этим ребенок пока не в состоянии. Поэтому в этот период особенно важна забота и внимание родителей. Кажется, что ребенок капризничает на пустом месте. Если исключены такие причины плохого самочувствия, как болезнь, голод, холод, то, возможно, это и есть эмоциональная перегрузка. Чтобы облегчить состояние малыша, необходимо больше с ним общаться, брать на руки, разговаривать, обнимать, развлекать игрушками. Если он будет чувствовать себя защищенным и окруженным теплом и лаской, ему будет легче справиться с данным этапом в жизни.


2. Кризис одного года.

В этом возрасте малыш способен самостоятельно передвигаться, некоторые детки уже начинают ходить. Многие пытаются произносить свои первые слова, становятся более самостоятельными. А также ребенок после 1 года начинает понимать, что родители могут отвлечься на свои собственные дела и оставить малыша наедине с самим собой, с игрушками, пусть и ненадолго. Тогда ребенок пугается, что может остаться совсем один. Именно в этот период дети особенно привязаны к родителям, чаще к маме. Они начинают постоянно ходить следом, обращать на себя внимание, проситься на руки.

Также малыш начинает понимать, что на его плач и истерику родители реагируют очень быстро, бросая все дела. Поэтому частые капризы, беспричинные истерики являются совершенно нормальным явлением, они обусловлены очередным переходным этапом в жизни малыша. Очень важно проводить много времени с ребенком, больше разговаривать, играть в совместные игры, привлекать к выполнению домашних дел.


3. Кризис трех лет.

Это период, который начинается примерно в 2 года и заканчивается только к 4 годам. Это самый сложный для родителей период. Ребенок уже достаточно взрослый. Казалось бы, никаких проблем возникнуть не должно. Малыш уже понимает все, что ему хотят донести, объяснить. В этом то и заключается суть этого этапа. Ребенок специально может делать все поперек. Это связано с тем, что начинают проявляться черты личности ребенка. Он пытается проявить таким образом себя как полноценного человека, оказаться наравне со взрослыми. Иногда истерики могут сопровождаться физическим воздействием.

Конечно, оставлять ребенка одного в борьбе с таким сложным процессом нельзя. Нужно сохранять терпение, чтобы не срываться лишний раз на ребенка и не травмировать его. Все капризы и истерики нужно анализировать, но только после их окончания. Необходимо говорить ребенку о своей любви, заботе. Нужно чаще проводить время вместе с ребенком обоим родителям, находить совместные увлечения. Рекомендуется так распределить время малыша, чтобы он постоянно был увлечен. Тогда времени на пустые капризы останется куда меньше.


4. Кризис 7 лет.

Этот период приходится как раз на то время, когда ребенок начинает посещать школу. Это очень серьезная нагрузка на детский организм, поэтому родителям необходимо помогать в адаптации к новым условиям. Не нужно нагружать ребенка дополнительными занятиями, домашними делами. Лучше всего вместе делать домашнее задание, обсуждать школьный распорядок дня, разговаривать о новых друзьях. Чем больше заинтересованность родителей в новой жизни ребенка, тем более спокойным он себя чувствует. Не нужно ругать малыша за каждый проступок. Лучше помочь ему справиться со всеми трудностями.


5. Подростковый кризис.

Это самый длительный период, который начинается в 11-12 лет. Часто характеризуется этот этап переменчивым настроением ребенка, агрессией, несдержанностью, ухудшением успеваемости в школе, равнодушием к близким. Все эти и еще многие черты свойственны большинству подростков. Это совершенно не значит, что ребенок вырастит эгоистичный и злым. Просто данный этап в жизни необходимо пережить совместными усилиями. В это время важно сблизиться с ребенком, доверять друг другу. Тогда дети будут делиться с родителями своими проблемами и переживаниями. И родителям легче будет поддержать чадо, подсказать нужное решение. В этом возрасте очень важна забота, внимание к ребенку.

Если родители будут знать о возможных переменах поведения ребенка, им гораздо легче будет подготовиться к ним морально и помочь справиться ребенку с возникающими трудностями. 


Развитие ребенка

Пол ребенка

ЖенскийМужской

Возраст

1 мес2 мес3 мес4 мес5 мес6 мес7 мес8 мес9 мес10 мес11 мес1 год1,5 мес2 года2,5 года3 года3,5 года4 года4,5 года5 лет5,5 лет6 лет6,5 лет7 лет8 лет9 лет10 лет11 лет12 лет13 лет14 лет15 лет16 лет17 лет

mnogo-sil.ru

как справиться с возрастным кризисом

Наступает определенное время, и каждым родителям приходится разрешать такую серьезную проблему, как возрастные кризисы у детей. Достаточно тяжело переживается ситуация, когда любимец всей семьи становится неуправляемым тираном. Ребенок готов на любые поступки, даже самые абсурдные, лишь бы настоять на своем и получить желаемое. Подобные состояния известны как кризис возраста. Они характеризуются прежде всего специфическими негативными проявлениями. Таким образом, преодолевается очередная волна взросления, и родителям нужно проявить терпение и такт, чтобы это время прошло максимально быстро и безболезненно для всех.

Кризис 1 года у ребенка

Существуют определенные периоды, связанные с изменениями привычек и поведения малыша. Они известны как возрастные или личностные кризисы, тесно связанные с процессом взросления. В течение всей жизни они регулярно повторяются. Первый из них, наиболее заметный и ярко выраженный кризис, наступает у ребенка в 1 год.

Суть проблемы заключается в появлении новых потребностей, поскольку старые уже утратили свою актуальность и не соответствуют достигнутому возрасту. Именно в это время ребенок начинает ходить и исследовать все, что его окружает. Однако в большинстве случаев все устремления наталкиваются на категорические родительские запреты. Естественной реакцией малыша становится проявление упрямства, капризы и слезы. Родители должны не пропустить этот момент и заранее настроиться на возможные конфликтные ситуации.

Признаки наступления возрастного кризиса:

  • Упрямство и непослушание. Ребенок уверен в своей самостоятельности и любое подчинение вызывает у него стойкую неприязнь.
  • Настроение постоянно меняется. Это может произойти совершенно неожиданно. Недовольство проявляется буквально во всем. Хорошее настроение очень быстро сменяется агрессивным поведением.
  • В поведении становятся заметны противоречия. Ребенок вначале просит игрушку, а затем ее тут же выбрасывает. Он обнимает кого-то из близких, после чего может сразу же ударить.
  • Проявление обидчивости. Проявляется в частом плаче и капризах без видимых причин. Успокоить ребенка в таких ситуациях практически невозможно.
  • Малыш боится потерять маму и постоянно ходит следом за ней. Он требует постоянного внимания и общения. Проявляются первые признаки ревности.

Основной причиной такого поведения становится всестороннее развитие годовалого малыша – умственное и физическое. Он активно изучает окружающий мир, способен брать и держать в руках предметы, ранее недоступные. Любой запрет вызывает резкую негативную реакцию. В первую очередь это касается еды и ходьбы без посторонней помощи, когда родители продолжают кормить с ложечки и водить за руку.

Другая причина кризиса связана с неправильной реакцией взрослых на сопротивление и агрессию. Очень часто родители начинают злиться, кричать, а в некоторых случаях используют силовые методы. Необходимо перестроить свое отношение, предоставить ребенку больше свободы, уважать его формирующуюся личность. Сам кризис может продолжаться от одной недели до года, в зависимости от характера малыша и поведения взрослых.

Как справиться с возрастным кризисом:

  • Следует максимально избегать запретов. Чтобы лишний раз не провоцировать ребенка на капризы, запрещенную вещь лучше на время спрятать в недоступном месте.
  • Не стоит постоянно пресекать инициативу и проявления самостоятельности. Если ребенок отказывается кушать, не нужно его заставлять. Он обязательно поест после того как проголодается.
  • Нужно с пониманием относиться к просьбам и пожеланиям малыша, несмотря на то, что он еще не может точно выразить свою мысль. Рекомендуется чаще играть с ним, заниматься и проводить вместе как можно больше времени.

Проявление постоянного внимания способствует еще и развитию речи. С ребенком можно разговаривать абсолютно обо всем, спрашивать его мнение по любым вопросам. Такой подход позволяет переключить внимание с кризисного состояния на другие проблемы.

Кризис 2 лет у детей

Следующий возрастной кризис случается у детей в 2 года. Эти явления могут наступить раньше или позже ориентировочного срока, в зависимости от степени развития и особенностей воспитания. Кризисное состояние возникает и развивается по целому ряду причин. К 2 годам активность ребенка значительно повышается. Он проявляет все большее любопытство и стремление к самостоятельности. Границы окружающего мира еще более расширяются, что оказывает влияние на его освоение и построение взаимоотношений.

Однако поведение ребенка в этот период начинает заметно портиться. Он часто впадает в истерику, проявляет упрямство. Все это связано со стремлением к еще большей самостоятельности. Малыш считает, что вполне способен справиться с некоторыми проблемами без помощи и участия родителей. Он пытается подражать матери во время уборки и повторяет все ее действия. Некоторые родители пытаются ограничить доступ ребенка к своим делам, в результате, запреты и сдерживания приводят к истерике.

Малыш в 2 года еще не в полном объеме усвоил разговорную речь и не может донести до родителей все свои желания и потребности. В связи с этим, они не всегда находят общий язык, и общение нередко заканчивается криками и истерикой. Иногда такая реакция вызвана запретами на новые действия, например, рисование фломастерами на обоях или мебели. Чаще всего кризисные состояния проходят в течение короткого периода. За это время ребенок получает толчок для дальнейшего развития и меняет свое поведение. Но, в некоторых случаях кризис может продолжаться больше года, из-за ошибок в поведении родителей и неудачного стечения обстоятельств.

Начало кризиса двухлетнего возраста характеризуется некоторыми специфическими особенностями. Прежде всего, это неуправляемое поведение и непредсказуемые реакции на обычные вещи. Ранее послушный ребенок никак не реагирует на уговоры и прочие проверенные методы воздействия. Малыш полностью игнорирует любимые игры и развлечения.

Истеричное поведение является основной чертой кризисного периода. Ребенок ведет себя агрессивно, кричит и плачет, падает на пол, ломает игрушки, разбрасывает вещи. В такие моменты его очень трудно успокоить. Даже незначительные ситуации могут вызвать истерику, например, тарелка с едой не того цвета или вместо банана было предложено съесть яблоко.

Существуют определенные рекомендации по преодолению кризисной ситуации. Все силы родителей должны быть направлены на поиск новых путей и способов общения с малышом. Нужно помочь ребенку пережить этот сложный период. На капризы следует реагировать спокойно. Хорошим отвлекающим фактором считаются игры. Должен быть определен круг обязательных запретов, которые нельзя нарушать. Однако, если инициатива проявляется в разрешенной области, то в этом случае нужно позволить малышу проявление определенной самостоятельности. Это позволит безболезненно преодолеть неприятную ситуацию и расширить для ребенка границы дозволенного.

Кризис 3 лет у ребенка

Кризис трехлетнего возраста является очередным этапом борьбы ребенка за свою самостоятельность. Фразу «Я сам!» чаще всего можно услышать от малыша. Это важный период, помогающий подняться на следующую ступень развития. Через него проходит практически каждый ребенок.

Во время кризиса ломаются прежние и устанавливаются новые качества личности. Становится заметно отделение малыша от взрослых. Возникает сильная тяга к самостоятельному решению всех вопросов. Поэтому любые попытки давления встречают яростное сопротивление. Часто проявляется упрямство, малыш становится жадным и ревнивым.

Трехлетний ребенок встречает в штыки все предложения взрослых, он затевает ссоры с окружающими, проявляет агрессию, кусается и дерется, ругается бранными словами. Такое поведение приходится на период с 2,5 до 3,5 лет, когда дети уже осознают себя как самостоятельную личность и начинают проявлять собственную волю. Кризис может продолжаться вплоть до 4-х лет в зависимости от обстановки в семье и степени развития самого ребенка.

  • Родители должны отказаться от авторитарных методов воспитания и чрезмерной опеки. Нужно выбрать одну линию поведения и предъявлять одинаковые требования. При общение с малышом нужно быть чутким и терпеливым, особенно при истерике, слезах и сильной раздражительности. Ребенок должен понять, что манипулировать таким образом родителями у него не получится. Как правило, дети сами успокаиваются, когда видят, что их крики и слезы ни на кого не действуют.
  • Не стоит вступать в ненужные споры и переломить упрямство с помощью силы. Нужно всегда помнить, что ребенок проверяет родителей разными способами. Многое из того, что ранее разрешалось, теперь становится запрещенным. Поэтому приходится строить новые взаимоотношения не только со взрослыми, но и с окружающим миром.
  • Трехлетние дети совершенно не терпят, когда ими командуют. Это только усиливает нервное напряжение. Не нужно лишний раз вмешиваться в его действия или торопить, уговаривать во время еды. После приема пищи малыша надо сразу же выпустить из-за стола.
  • Необходимо при каждом удобном случае давать возможность для проявления самостоятельности. Это касается одевания и раздевания, других несложных заданий, которые можно смело поручить. Принятию самостоятельных решений, выбора одежды, игрушек и других позиций, представленных в нескольких вариантах.
  • Родители должны уступать в мелочах и не идти на принцип, когда этого не требуется. В любых конфликтных ситуациях необходим поиск компромиссных решений, удовлетворяющих обе стороны. Основой воспитания становятся в первую очередь не запреты и наказания, а разрешение действовать, в зависимости от конкретных обстоятельств. Регулярные принуждения приводят к снижению самооценки, делают ребенка упрямым, безынициативным, лишают его самостоятельности. Не нужно все делать за него, лучше всего предложить свою помощь.
  • Трехлетние дети уже осознанно реагируют на проявление любви и ласки со стороны близких. Поэтому не стоит ругаться из-за каждого незначительного проступка. Ребенок просто решит, что его разлюбили. Поэтому разбор таких ситуаций должен проходить в спокойной атмосфере, чтобы не дать толчок к развитию комплекса вины.
  • Ведущую роль в этом возрасте играют различные игры. Участие в них взрослых облегчает общение с ребенком. Ролевые игры способствуют обучению новым навыкам, правилам и нормам поведения. Нужно чаще хвалить и поддерживать малыша при достижении им успехов.

Таким образом, кризис у трехлетнего ребенка становится серьезным испытанием для родителей. Если возникшие проблемы кажутся неразрешимыми, необходимо воспользоваться помощью детского психолога для восстановления нормальных взаимоотношений в семье.

Кризис 4 лет у детей

К четырем годам дети взрослеют еще больше и уже более осознанно реагируют на интересные и поучительные факты из окружающей действительности. В этот период начинается формирование характера, который остается в течение всей жизни.

Происходят психологические изменения, связанные со следующими факторами:

  • Недостаток внимания в семье заставляет ребенка предпринимать попытки заполучить его всеми доступными способами.
  • Очень мало общения с посторонними. Отсутствие друзей и постоянное нахождение в домашних стенах приводят к проблемам в общении со сверстниками.
  • Отсутствие интересного насыщенного досуга, увлечений, однообразие повседневной жизни.
  • Причиной кризиса нередко становятся сложные ситуации, связанные с привыканием к новым условиям или новому коллективу.

Кризисные проявления носят индивидуальный характер. В этот период малыш находится в подавленном эмоциональном состоянии, теряет интерес к общению, любимым играм и мультфильмам. Снижается активность, ухудшается аппетит, нарушается сон. Он может постоянно тревожиться, впадать в истерику и плакать без видимых причин. Ребенок становится агрессивным и неуправляемым, нередко сам провоцирует конфликтные ситуации, перестает слушать родителей. Таким образом он пытается проявить свой характер. Все эти проявления соответствуют кризисной ситуации и требуют принятия необходимых мер.

В первую очередь родители должны окружить ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Однако не стоит опускаться до чрезмерной опеки, поскольку это может привести к ухудшению ситуации. Необходимо как можно больше общаться с малышом, это снимет сразу же множество проблем, поможет завоевать доверие. Будет намного легче найти общий язык и совместно решить все проблемы.

Однако возрастные кризисы у детей 4-х лет предполагают определенную строгость в воспитании. Нельзя выполнять любой каприз по первому же требованию. Необходимо находить решения, устраивающие всех. Недопустимы физические наказания, оказывающие негативное влияние на характер малыша, его психику и дальнейшее отношение к родным.

shop-kid.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *