Что делать, чтобы стать преподавателем йоги с нуля? | Обучение йоге в Индии
Говорят, что инструкторами йоги не становятся, а рождаются 😉 или просто очень должно повезти с кармой.
Если же серьезно, то чтобы стать инструктором йоги с нуля, необходимо огромнейшее желание учиться, саморазвиваться и передавать проверенные на себе знания и опыт людям. Без понимания, что йога — это не гимнастика и упражнения на коврике, а стиль жизни и мировоззрения, вам будет сложно принимать знания о йоге.
Те, кто готовы овладеть искусством йоги, физически развиваться и непрерывно расти духовно, имеют все возможности стать преподавателями йоги за короткий срок. Во многом это зависит и от индивидуальных возможностей и ограничений практикующего.
Замечено, что желание делиться своим опытом и наработками возникает через несколько лет посещение занятий йогой и личной практики. Приходит понимание, что подошли к определенному уровню в этой области и есть горячее желание начать передавать свои знания другим.
Итак, основные действия, чтобы обучиться йоге и начать преподавать:
✓ Ежедневно заниматься йогой и пройти обучение.
Следует обратить внимание, что сейчас существует много различных стилей йоги, и чтобы понять, какой подходит именно вам, необходимо посетить различные практики йоги (хатха, виньяса, аштанга, айенгара и т.д.) Все они имеют свои особенности и отличия. Помимо этого, стиль обучения может варьироваться в зависимости от учебного заведения и преподавателя йоги. Рекомендуется обратить внимание на эти различия, чтобы найти тип обучения, который вам нравится.
✓ Найти своего наставника, мастера йоги.
Наставник поможет начинающим учителям узнать о различных методах преподавания и стилях йоги. Кроме того, преподаватель йоги поможет начинающему инструктору йоги решить, какая программа обучения подходит ему лучше всего.
✓ Чтобы стать инструктором йоги, вы должны пройти курс подготовки преподавателей йоги.
Обучение преподавателей йоги обычно включает в себя занятия по анатомии и физиологии йоги, методикам преподавания и философии, медитации и пранаяме. Как стать тренером йоги? Необходимо успешно закончить курс, получить практический опыт, наблюдая за своими наставниками и другими стажерами. Многие школы следуют рекомендациям, установленным Международным Альянсом йоги и ведут программы подготовки учителей на 200, 300 и 500 часов.
Но здесь важно правильно выбрать школу, так как перечень требований для зачисления на курс у всех разный. Например, где-то требуется, чтобы вы до начала курса прозанимались в определенном стиле йоги несколько лет и рекомендательное письмо от вашего преподавателя, где-то достаточно делать какие-то базовые асаны, где-то достаточно лишь оплатить курс… Так же следует обратить внимание условия получения сертификата: где-то не требуется никаких экзаменов и даже к посещению относятся не строго; где-то нужно сдать и практический экзамен и письменный плюс учитывается ваше поведение и посещение. Но главное выбрать такие курсы, чтобы вам дали достаточно знаний и показали на своем опыте, что такое настоящая йога.
Некоторые фитнес-центры могут организовать «ускоренные» 10-60 часов курсы для своих тренеров, чтобы и йога заодно была в расписании. Но, как правило, это самый «слабый» вариант.
Кроме того, стоит упомянуть, что есть также преподаватели (но их все меньше и меньше), которые создали себя сами, или обучались у кого-то и получили благословение/разрешение на преподавание йоги.
Многие преподаватели имеют довольно длинную и красивую биографию о том, как, где и у кого они учились йоге, коллекцию сертификатов, дипломов, благословлений, а также большинство постоянно продолжает повышать свою квалификацию и совершенствует свою личную практику.
✓ Общайтесь с наставниками и одногруппниками.
Взаимодействие с единомышленниками вдохновляет на обучение и усвоение новой информации. Важно поддерживать связь со своими одногруппниками и учителями даже после окончания обучения, делиться знаниями и опытом.
✓ Изучите вашу возможную аудиторию
Прохождение курса подготовки преподавателей йоги не гарантирует работу. Важно найти свой рынок. Конкуренция среди учителей йоги в некоторых областях очень высока. Будет полезно рассмотреть уникальный подход к обучению, чтобы выделяться среди других инструкторов йоги. Например, в зависимости от рынка можно предложить адаптированную йогу для работников офисов или ведущих малоподвижный образ жизни.
✓ Получите сертификат об окончании первой медицинской помощи
Работая в сфере здоровья, очень полезно обладать таким знанием и в экстренных случаях суметь помочь на месте.
✓ Зарегистрироваться в Альянсе йоги
Студенты, завершившие программы, соответствующие рекомендациям Yoga Alliance (Йога Альянс), могут подать заявку на регистрацию Yoga Teacher (RYT). Данная регистрация является добровольной, следует отметить, что многие работодатели могут предпочитать выпускников.
✓ Непрерывное самообразование.
Большинство экспертов в этой области посещают семинары и практикумы для поддержания и обновления своих знаний. Учителя, зарегистрированные в Альянсе Йоги, должны проходить 75-часовое обучение каждые три года, чтобы восстановить свои знания. Это включает преподавание йоги в течение 45 часов и посещение дополнительных занятий в течение 30 часов.
Теперь о главном. Как же СТАТЬ преподавателем йоги?
Обладание сертификатами, ряд семинаров и воркшопов за плечами, наличие изношенного от практики коврика для йоги, стопки прочитанных книг, журналов и гигабайтов интернета — не дает вам никаких гарантий. Кстати, популярное мнение, что стоит написать на заборе слово «йога» и тут же жаждущие прибегут со своими ковриками записываться на занятия — это прекрасные фантазии. Сейчас «йога» доступна почти везде.
Есть вариант частичной занятости в качестве йога-инструктора. Вы горячо желаете творить великое и светлое дело — делиться своим опытом в области йоги, вы консультируете друзей и друзей друзей, начинающих свой путь в йоге, пытаетесь иногда преподавать. А также вам начинают доверять иногда заменять вашего преподавателя. Потом знакомых преподавателей становится все больше и они тоже могут попросить вас о замене или позвать работать вместе и вести занятия регулярно. В итоге у вас получается вести несколько занятий в неделю после работы или в выходной день.
Другой вариант — это «полная занятость», для этого нужно подсчитать:
*сколько вам нужно вести занятий в неделю,
*сколько денежных единиц вы готовы запросить за час работы,
*и сколько, и где, желающих будет именно столько вам заплатить, чтобы вы себя, в итоге, хорошо чувствовали и были довольны своей судьбой.
Итак, вы работаете «на себя», а по сути ведете йогу в разных студиях, центрах, беретесь за корпоративные занятия в офисах, больших и не очень больших фирмах. В остальное время ведете индивидуальные занятия для тех, кто скорее заинтересован в йога-терапии, выступаете на благотворительных фестивалях, организуете семинары, посылаете заявки на конференции. Вместо хобби и свободного времени у вас SEO-оптимизация сайта, дизайн визиток, размещение рекламы, написание статей про йогу, а лучше видео, изучение на практике налогового учета, хозяйственного учета, бухгалтерского учета, чудеса менеджмента и внимательности при заключении контрактов.
akshiyogashala.ru
Как стать инструктором по йоге. Советы тем, кто хочет стать преподавателем йоги
Здравия!
Меня зовут Павел Коноровский. В 2012 году курс-интенсив для преподавателей йоги. Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать практиковать полученные знания сразу в качестве преподавателя. Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего. Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте. Данная статья написана исключительно из личного опыта, и ни в коей мере не претендует на окончательную истину. Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать. Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом. Но до этого нужно прожить скорее всего не один год преподавания.
Видео которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:
Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.
- Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40. Включать в неё можно всё что угодно, начиная от Сурья Намаскар, до различных вариаций сукшма-вьяямы. Из собственных и необъяснимых ощущений, стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз. Также пронаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете проводить практику сегодня.
- Продумайте основу для каждой практики. По сути она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению. Вариабельность для меня состоит в том, что в часовое занятие она просто не влезает по времени. Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана. В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации с этого «чего-либо» → Перевёрнутые → Шавасана. Также видел другую классическую схему, но она мне лично по ощущениям не сильно согласуется с моей практикой, хотя при этом из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана. Но выбирайте и пробуйте сами.
- Напиши два плана на практику, а лучше даже три. Особенно если это первая неделя. Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки. Почему три, объяснение в пятом пункте.
- Сделайте заготовки на любой отдел. То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать с проработкой, к примеру, грудного отдела или усиление мышечного корсета рук. Но с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств. Эти шпаргалки принесут вам две пользы. Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуация.
- Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может. Например, что вы будете делать, если занимающийся ломал позвоночник, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера, я на первое занятие всё прописал, спросил нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ — Нет. И начал практику. И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, и тут девушка говорит: «А мне сегодня перевёрнутые нельзя». И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны. Выручило только знание, чем такое заменять и умение быстро в голове рисовать комплексы. А у кого-то этого может и не быть. Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самим оторвать таз от пола.
- Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую. То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам. Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (К примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону. Она здесь и называется второй) обычно короче, и в них нет определённого «клея», который был на первую сторону. Хотя смотря как напишите и планируете проводить.
- Старайтесь написать несколько коротких серий. Почему именно короткие? Потому что длинные серии хоть и предпочтительнее и более красиво ложатся в комплексы, но память, особенно в сочетании с волнением, очень короткая становится. Зачастую, пока сделаете одну сторону, начинаете другую, и тут понимаешь, что уже не помнишь, что давал в самом начале минут пять назад. Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой — почему и что за чем следует. Это позволит даже в случае забывчивость быстро восстановить последовательность.
- Делайте серии с виньясами. То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
- Смотрите ролики других преподавателей с комплексами. Рассмотрите их логику. Я почти уверен, что у любого человека можно многому научится. Как минимум тому, что делать не стоит.
- Ходите на практику к другим преподавателям. Особенно это будет хорошо, если это будут люди продвинувшиеся больше вас в йоге. Но тут проявите здравомыслие. Как говорит Андрей Верба: «Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?» Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.
Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.
- Не бойтесь быть хуже или оказаться в нелепой ситуации. Сядьте загодя дома, и до мелочей прокрутите в голове самые ужасные и конфузные варианты в голове. Чётко переживите их как будто на практике. Если же эти ситуации после возникнут в реальности, то они уже не будут для вас неожиданностью. У вас будут модели более правильных реакций на происходящее. Конечно, на всей планете соломку для падений не постелишь, но если вы склонны испытывать страх и теряться в форс-мажорах, то это вам поможет.
- Когда вам становится страшно или очень волнительно, представьте себе, что вы вышли из тела и смотрите на себя и на ситуацию, происходящую с вами, со стороны. В большинстве случаев, вы поймёте нелепость волнения, а если и не поймёте, то как минимум со стороны не так страшно.
- Придумайте готовые ответы на казусы. К примеру, перед первым занятием я позвонил своему первому преподавателю йоги, и мы говорили о преподавании. Один из важнейших советов был ответ на вопрос: «Что делать, если я что-либо забуду, а мне потом на это укажут?» «Сказать: «А я-то уже подумал, что никто вообще не заметит!»». В этом есть два плюса для вас: во-первых, у вас пропадёт лишний повод переживать; а во-вторых, вы этим приучаете своих занимающихся к участию в практике и в умении чувствовать Поток.
- Хотел бы отметить здесь рекомендацию Дениса Никифорова: «Представляешь перед собой аудиторию… и поехали! С дыханием, рекомендациями, разной степенью нагрузки, исправлениями, противопоказаниями и т.д. Очень всем рекомендую — развивает воображение, и можно сколько хочешь ошибаться :), но главное когда приходят «живые люди» 🙂 никаких заминок уже не происходит». Также можно потренироваться на друзьях, домочадцах, они зачастую готовы один раз потерпеть, ради дорогого друга или родственника, а там глядишь и втянутся.
- Учитесь осознанности на себе. Следите за тем, что вы говорите, как себя ведёте и как реагируете на различные ситуации. Это очень важно, как минимум с двух позиций. Во-первых, вы должны соответствовать тому, что даёте своим занимающимся, а во-вторых, этим вы сможете изучать себя, и постигать очень глубокие слои своего сознания.
- Настраивайтесь на практику до занятия. Постарайтесь выдержать этот день максимально чистым, сделайте пранаяму. При возможности займитесь мантраяной, к примеру, в день авралов стараюсь читать мантру пока еду в метро. Также, можно давать на минуту-две погружение в себя для занимающихся вначале практики.
- Подумайте, что вы можете дать занимающимся. Осознайте свои сильные и слабые стороны. Даже если вы не скажете о том, что вас переполняет и слова, вы отдадите эти энергии занимающимся. Работайте над собой сознательно, а не как получится.
- Наблюдайте за залом до начала практики. Это много вам скажет о том, кто вам пришёл, что им требуется, какие у них зажимы и блоки. То, как они двигаются, сидят и общаются, иногда скажет вам больше, чем недели бесед проведённых вместе. Исходя из этого можно корректировать план практики. Вот тут вам и помогут варианты, написанные ранее.
- Очень хочется говорить о духовности, но, вспоминая себя, каким пришёл, и наблюдая, какие люди приходили в зал, когда был просто практикующим, понимаю, что сразу заговорив о духовности, можно вызвать только раздражение или непонимание. В качестве уловки для себя выбрал акцентирование внимания на осознанности. Начинаю с дыхания, потом старюсь вносить осознанность в мышцы и положение тела, а там недалеко и до токов энергии. Но это очень индивидуально, если у вас хватит тапаса сразу объяснить духовность, то мой вам поклон. Но что стоит делать сразу и не отступать от этого ни на йоту, так это от фразы: «Йога — это не физкультура и не физические занятия».
- Постоянно наблюдайте за залом. Я не преследую цель максимально избавить людей от проблем или правильно отстроить асаны. Приходят люди, которым стоит учиться двигаться, и не важно насколько правильно. Наблюдение даст вам возможность глубже понять зал, а также выделить ленивых, кого нужно стимулировать, и особо рьяных, которых нужно притормаживать, чтобы они себя не убили практикой.
- Говорите чаще на первых практиках. Этому есть несколько причин: во-первых, ум у занимающихся постоянно бегает, и ваш голос помогает им концентрироваться на практике; во-вторых, те комментарии о том, как выстроить асану, будут потихоньку вливаться в их головы; в-третьих, пока вы говорите, вы не успеваете волноваться. Не зря же советуют, когда очень страшно, петь. Пользуйтесь этим инструментарием. Но для уже продвинутых практиков лучше уже наслаждение тишиной в асанах. Они уже всё знают и умеют погружаться с себя.
- Рассказывайте им, какие должны быть ощущения. Для этого вам желательно хорошо попрактиковать эту асану, чтобы понимать, что тянется и в какой последовательности. Но тут есть два подводных камня. Во-первых, если зацикливаться на этом, то занимающиеся будут стремиться жить вашими ощущениями, а не познавать свои. Во-вторых, у всех разная физиология, и то, что вы чувствуете на данный момент, для них может оказаться пройденным этапом, а может и наоборот, вы никогда не сможете почувствовать то, что они будут ощущать всю оставшуюся жизнь.
- Особенно важно смотреть, кто и какие испытывает сложности в асанах. Пока у вас будут небольшие группы, то и занятия будут почти индивидуальными. Помогайте словами им, подскажите, как им лучше преодолеть сложность. Тут уместно рассказать о психосоматике, о карме, об аскезах. Важно, чтобы ваши слова были полезны и соответствовали ситуации.
- Учитесь играть голосом, интонацией. Фраза «Расслабляйтесь в этой асане» и «Тянем ногу выше, выше, выше!» говорятся в разной тональности, в разном ритме. Люди реагируют на это подсознательно, и это способно улучшить их практику.
- Вносите в практику сравнения и гиперболы. Динамику в марджариасане можно рассказывать, как детям, в сравнениях: «Злая кошка» — прогиб спины вверх; «Довольная кошка» — потягивание спиной вниз. В вирабхадрасанах можно говорить о мужественности, о силе, о воле. Гиперболы же помогают объяснять многие асаны, к примеру, показывая открытие (вирабхадрасана 2) и закрытие таза (вирабхадрасана 1) постарайтесь изобразить максимальный мах тазом, чтобы визуально у человека сложилась картинка между «плохо» и «хорошо». Гиперболы в шутливой форме помогают снять излишнее напряжение в телах занимающихся. Очень позитивно показать напряженное лицо со словами: «Такое лицо не помогает держать асану». А улыбка помогает его расслабить. Но смех нежелателен, так как сбивается дыхание и внимание.
- Держите контакт с людьми голосом и взглядом. По началу им важно ваше внимание, ваше одобрение или «осуждение». Когда вам нужно кого-то поправить, а человек стоит лицом вниз, или в другую сторону, просто начните говорить чуть громче, чётче и строго в его сторону. Результат сами проверите 🙂
Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь в стезе преподавания.
- Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни. Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули. Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся. Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
- В конце практики, посмотрите на практикующих. Подумайте и прочувствуйте с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно. К примеру, если у вас почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди, то симхасану с максимально резким и громким выдохом, и задержкой дыхания. Если же много энергии из свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой. Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
- Читайте духовную литературу в слух и с интонацией.
- Не взращивайте своё эго в ментальном плане. Давайте людям то, что им нужно, а не что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать. Будьте скромнее в своих заслугах. Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
- Не взращивайте эго в физическом плане. Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы, и чтобы вы могли помнить, что эти проблемы бывают. Важно какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
- Следите за своим питанием. Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много. Но очень хорошо помогает вспоминать слова сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, и потом ему будет ещё хуже». Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими. Будьте максимально ответственны.
- Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит. Вам в любой момент будут задавать вопросы о любых сферах вашей жизни. Будьте готовы ответить на эти вопросы, или правильно объяснить, почему вы в них не компетентны.
Хотелось бы закончить эту статью словами мной уважаемого человека: «Квалификация преподавателя йоги — это прежде всего личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности. Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие. Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге, именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг.»
Записаться на Курс преподавателей йоги.
С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!
www.oum.ru
7 вопросов для тех, кто хочет стать преподавателем йоги
Самое счастливое для вас время — часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.
Вопросы, которые нужно задать себе:
- Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать — и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
- Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать — и что преподавать?
- Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя — это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие — даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
- Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать — особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах — не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели — те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги — ваше призвание, пора искать курсы.
- Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
- Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя — гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы — те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию — без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
- Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц — опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога — мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём — мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.
Приглашаем принять участие в онлайн пре-тичерз курсе Yoga Journal!
Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.
Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.
Ведущий – Руслан Клейтман, харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.
Фото: istockphoto.com
yogajournal.ru
Чему нас учит йога
Как начать заниматься йогой? Главное — помнить, что эта практика не приемлет насилия, в том числе и над собой. Вполне вероятно, как раз это и поможет преодолеть сопротивление.«Какой йогой ты занимаешься? Хатха? Я – аштанга. А ты? – Айенгара и иногда Бикрам-йогой…» – такой разговор между современными женщинами вряд ли кого-то удивит. Сегодня многие ищут «свою» йогу, «свою» практику, где ритм, последовательность поз и уровень нагрузки оптимальны для индивидуальных физических данных, возраста, характера… Правда, как говорят гуру, есть только одна йога. Какими бы различными на первый взгляд ни были методы, цель всегда одна: избавление от страданий. А для этого предстоит прийти к гармонии с собой, своим телом и духом, с другими людьми и природой, миром – видимым и тонким. Ведь в переводе с санскрита йога означает «союз, соединение, связь».
Но если ее цель – освобождение, изменение нашего духовного состояния, то зачем же мы упорно стараемся завести ногу за голову или освоить стойку на руках? «Все просто: у нас есть тело, и оно должно быть в порядке, как хорошо настроенный инструмент, – считает преподаватель йоги Татьяна Голдман. – Трудно достичь душевного равновесия, если с телом что-то не так. Мы порой раскисаем даже от обычной простуды или зубной боли, не говоря уже о более серьезных проблемах со здоровьем». Хотим мы этого или нет, нам предстоит провести в том теле, которое нам досталось, всю жизнь. Асаны (специальные позы) и пранаяма (особое дыхание) повышают силу и гибкость, знакомят нас с нашими физическими возможностями реальными ограничениями, делают тело нашим союзником на пути к внутренней гармонии. Однако свести йогу к упражнениям значит сильно исказить ее суть. Асаны и пранаяма – самые широко известные, но не единственные ее составляющие. Это только две из восьми основ йоги, описанных в классическом тексте «Йога-сутры». Другие шесть – пратьяхара (управление чувствами), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация), самадхи (чувство единения), яма (отношение к другим) и нияма (отношения с собой).
С двумя последними полезно ознакомиться даже раньше, чем с асанами, считает Татьяна Голдман: «Это фундамент, основы йоги. Без них практикующий как корабль без капитана, управляемый ветром, не всегда попутным». Ненасилие, умеренность, честность, упорство, чистота, самоанализ… Эти принципы не стоит воспринимать как правила поведения, но как качества, которыми обладает тот, кто регулярно занимается йогой.
читайте такжеВесеннее равноденствие: ощутить энергию жизни«Практика – это не вся йога, но практиковать – это все», – утверждал основатель аштанга-виньяса-йога Поттабхи Джойс. «Практикой может быть и медитация и ходьба, не обязательно асаны, – уточняет Татьяна Голдман. – Важно только, чтобы она была регулярной и сосредоточенной. Тогда эти принципы постепенно начнут претворяться в реальность». Вот что значит жить в соответствии с духом йоги.
Узнать больше
Аудиокнига «Йога-сутры» Патанджали. 195 афоризмов, написанных за два века до нашей эры (Энеаграмма, 2006).
Книги «Йога-сутры Патанджали. Прояснение» Айенгара помогает разобраться в «Йога-сутрах» (Альпина нон-фикшн, 2013). «Автобиография йога» П. Йогананда – описание своего опыта практики от учителя, сыгравшего значительную роль в распространении йоги (София, 2012).
читайте также7 легких движений для легкой спины Как заниматься йогой, если категорически не хватает времени? Новички часто задаются этим вопросом. Придется смириться с тем, что время на себя нужно наконец наконец найти.ЯМА – отношение к другим
«Ахимса»: не совершать насилия
Призыв любить все таким, каким оно является. Если в практике бедро не раскрывается, не настаивать. Или в непростых отношениях: не напрягаться, а найти другое решение… Цель – переживать трудности более расслабленно. В йоге этому учит дыхание: с его помощью мы снимаем напряжение. Но иногда трудно определить, заставляем ли мы тело или боимся раздвинуть границы возможностей. Поэтому важно присутствие учителя.
«Астейя»: не красть
Астейя предлагает мыслить самостоятельно. И не желать того, к чему не готов. В практике это значит следовать своему ритму. Не переходить к новой позе, не освоив предыдущую.
«Сатья»: быть честным
Речь не о том, чтобы найти абсолютную истину, а о том, чтобы в каждый момент сознавать свою уникальность. Часто ее мешает воспринять эго: предъявляя себя миру, мы стараемся показать таланты и спрятать слабости. Как отличить то, что мы рассказываем о себе, от того, чем являемся? С помощью практики. Нельзя врать себе в асане, если мы хотим выполнить ее верно. И в жизни: «наше» наполняет энергией, то, что не подходит, опустошает.
читайте такжеВесенняя детокс-программа: очищение без фанатизма«Брахмачарья»: соблюдать умеренность
Скажем, не смотреть на витрины в поисках того, чего нам не хватает, но ощущать наполненность, достаточность своего «Я». Если желать многого, то внимание, а с ним и энергия, рассеивается. Вернуть ее можно, сосредоточившись на том, кем мы являемся и что у нас уже есть. Йога учит управлять энергией через взгляд (дришти). Он направлен в определенную точку и неподвижен.
«Апариграха»: не привязываться
Этот принцип приглашает нас занять позицию отрешенности по отношению к своим мыслям, эмоциям, вещам… Иными словами, уметь отпускать их. Делать вдох – значит быть готовым все принять; выдох – все отдать. До последнего дыхания.
НИЯМА – отношение к себе
«Шауча»: поддерживать чистоту
Внешнюю и внутреннюю. Асаны и пранаяма избавляют от токсинов. Кроме того, речь и о чистоте ума: во время практики надо «очиститься» благодаря концентрации на дыхании, а также определенному ритму и последовательности асан. То, что вначале является усилием – выравнивание, пребывание в асане, сосредоточение, – становится образом жизни и доступом к определенной чистоте: избавлению от лишнего.
«Сантоша»: быть довольным
«Самое большое счастье в том, чтобы быть довольным собой», – сказано в «Йога-сутрах». Речь не о самодовольстве или гордыне. Напротив, сантоша – призыв к скромности, к тому, чтобы довольствоваться тем, кто мы есть. В любых обстоятельствах принимать себя. Не чувствовать недостатка в чем бы то ни было. Практика учит этому, побуждая находить удовольствие в асане, какой бы сложной она ни была.
«Тапас»: упорствовать
Тапас – это огонь, присутствующий в сердце любого сложного действия. Этот огонь также необходим, чтобы оставаться верным своей правде, себе, тому, что дорого, а не тому, что навязывают другие. Этот навык мы обретаем в регулярной практике: она тренирует упорство. А концентрация на собственных ощущениях, без которой йога не существует, учит нас определять, в чем же состоит наша правда.
«Свадхьяя»: слушать себя
Любая деятельность, которая помогает лучше узнать себя, изучить свое поведение, эмоции и мысли, связана со свадхьяей. Обращать внимание на то, что мы чувствуем и думаем во время практики, не менее полезно, чем читать, учиться и перенимать опыт других. Когда мы внимательны к тому, что происходит в нас, то полезные книги и интересные встречи сами приходят в нашу жизнь. Научившись слушать себя, мы открываемся окружающему миру.
«Ишва рапранидхана»: ощутить единство
Благодаря упорству (тапас) и самоанализу (свадхьяя) практика приводит нас к осознанию, что все наши действия – это духовная связь между нашим «Я» и Богом. В зависимости от убеждений этот опыт может называться таинством, природой или великой целостностью… Практика – это жертвоприношение, а не подарок, который мы эгоистично сохраняем, чтобы им любоваться. Этот принцип приглашает нас не оставаться привязанными к физическим «результатам», своему телу, а поддерживать связь с чем-то большим. Это и есть смысл йоги: чувствовать себя «единым» как с самим собой, так и со всей вселенной вокруг нас.
www.psychologies.ru
5 универсальных навыков, которым учит йога
Ирина Сальникова
В прошлом — журналист, сейчас — счастливая мама двоих детей.
Я новообращённая. Заниматься хатха-йогой начала всего год назад. Это решение не было осмысленным, скорее вынужденным. За месяц до начала занятий я перенесла небольшую операцию, после которой врач на шесть месяцев ограничил меня в физических нагрузках. Отпуская на реабилитацию, он запретил мне всё, что я любила: аэробику, степ, тай-бо, бег и другие активные направления фитнеса. Я не могла понять, как же мне жить без привычных активностей. Доктор предположил, что в моём случае особого вреда не нанесёт йога. Вот так и определилась моя дальнейшая судьба.
На первое занятие я пришла в очень скептическом настроении. А вышла из зала другим человеком, и это не преувеличение. Спустя месяц после старта я вдруг поняла, что жду очередной практики с едва ли не большим нетерпением, чем дошколята ждут Деда Мороза.
А ведь я никогда не рассматривала йогу как серьёзную альтернативу физнагрузкам. Кто же знал, что физическая составляющая йоги произведёт на меня меньшее впечатление, чем составляющая духовная. Да, мне стала нравиться моя заметно подтянувшаяся фигура. Однако, глубже погрузившись в занятия, я стала рассматривать физические улучшения только как приятный бонус к происходившим со мной внутренним преобразованиям. Всего год практики вывел меня на новую ступень духовного развития.
Вот чему я научилась.
1. Дышать
Едва ли не первое, что я услышала от инструктора: без правильного дыхания йога — это просто гимнастика. Сначала я не очень понимала это утверждение. Ну предположим, дышу я, а что это меняет? Понимание того, что дыхание — это основной инструмент практики, пришло постепенно. Не будешь правильно дышать — не сумеешь грамотно выстроить асану. Затаишь дыхание, зажмёшься и этим принесёшь себе больше вреда, чем пользы.
Глубокое дыхание расслабляет и успокаивает, быстрое — активизирует. Йога научила меня дышать осознанно. Когда я так дышу, то ощущаю, как внутри меня движется поток энергии, которую я сама могу направлять в нужное русло. Скажи мне кто подобное раньше, я бы только пальцем у виска покрутила.
В каких жизненных ситуациях может пригодиться осознанное дыхание? Да в каждой невразумительной и стрессовой. Когда невозможно последовать известному совету: в любой непонятной ситуации ложись спать или пей чай. Но и когда вы можете «переспать» с проблемой или запить её чаем, нелишним будет её предварительно продышать.
Мой холерический темперамент, например, иногда подводит вспышками праведного гнева. Сейчас же, чувствуя прилив раздражения, я предпочитаю несколько минут просто подышать. Можно глубоко — четыре цикла дыхания в минуту, можно не очень глубоко, считая от 20 до 0. Это невероятно действенная техника, способная привести мысли в порядок и посмотреть на ситуацию под другим углом. Да, у меня далеко не всегда получается вспомнить о волшебной силе дыхания. Но срывов становится всё меньше.
2. Отпускать
Был забавный и поучительный случай на занятии. При выполнении позы перевёрнутого треугольника некоторые из нас пользовались деревянными кирпичиками. Когда асана на одну сторону была выполнена, нужно было принять исходное положение и только потом поставить кирпичик слева. А я, всегда и всюду спешащая, схватила кирпичик, когда поднималась из наклона. Инструктор, конечно, заметил моё движение: «Куда вы так торопитесь?» «Оптимизирую процесс», — отшутилась я. И услышала в ответ: «Оптимизируете или не умеете отпускать?»
Стало ясно, что речь идёт о чём-то значительно более важном, чем перемещение деревянного кирпичика в пространстве. Очень многие люди буквально живут своим прошлым. Цепляясь за давно пройденные ситуации, они не способны увидеть своё настоящее и не готовы планировать будущее.
Как умение отпускать я использую в обычной жизни? У меня, как у любого нормального человека, бывает настроение, когда в памяти всплывают неприятные обстоятельства прошлого. Казалось бы, сто лет прошло, как я незаслуженно кого-то оскорбила под влиянием момента или, например, обманула. Обиженные мной люди давно сошли с горизонта моей жизни. Если я не могу изменить последствия этой ситуации, то какой смысл переживать её снова и снова? Я могу просто извлечь урок, простить себя и шагать дальше. Иначе застряну в прошлом, как мышь в капкане. Потеряю силы на то, чтобы выбраться, вместо того, чтобы продвигаться по своему пути.
3. Контролировать эго
В начале занятий йогой я никак не могла удержаться, чтобы не сравнивать себя с другими участниками процесса. Стоя вниз головой, исподтишка наблюдала за окружающими и отмечала, что у них получается, а что — нет. Когда мне надоело подсматривать за другими, я начала обращать больше внимания на себя. Это было бы то, что нужно, не соотноси я при этом свои умения с умениями коллег по группе. Я сравнивала и расстраивалась, когда видела своё отставание. Радовалась, когда понимала, что выполняю упражнение не хуже остальных или лучше некоторых.
Только со временем до меня дошло, что я занимаюсь не йогой, а кормёжкой своего тщеславия. Поняв, что таким манером ничего в йоге не добьюсь, пришлось спугнуть эго деланным безразличием к окружающим меня коллегам с ковриками. Потом эта индифферентность вошла в привычку.
Опыты с эго имеют к реальной жизни самое непосредственное отношение. Мы все разные — телами, душами, целями и желаниями. Но почему-то обожаем сравнивать себя с другими. Иногда сравнение не в нашу пользу. В этом случае мы отказываемся признавать свои достоинства. Иногда мы видим, что явно превосходим других. И это превосходство отнимает у нас разум.
Когда я поближе познакомилась с йогами из моей группы, поняла, что долго занималась бессмыслицей. У всех нас оказался разный уровень физической подготовки. Бывшие спортсменки перемежались пенсионерками, которые впервые в жизни занялись фитнесом. Кто-то восстанавливался после болезни или родов.
4. Быть в моменте
Быть здесь и сейчас. Это трудно, а иногда невозможно. Подозреваю, что это всегда будет представлять для меня сложность.
Невзирая на старание дышать осознанно и концентрироваться на своей текущей цели — правильно выполнить асану, — я по-прежнему, как и год назад, могу поймать себя блуждающей где-то за пределами зала. То неожиданно вспомню, что дочке нужно помочь с поделкой на конкурс, то судорожно придумываю, чем накормить семью на ужин. В это время моя асана плывёт, как плывут мои мысли. Зато стоит только сконцентрироваться на текущем моменте, как тело само выстраивается в нужных векторах и органично располагается в пространстве, а дыхание становится йоговским.
Как и зачем использовать этот навык в реальной жизни? Замечали, что многие значительные моменты нашей жизни будто стираются из памяти? Потому что, когда они происходят, мы ментально находимся в другом месте. Со мной так бывает, например, когда я захвачена работой над очередным текстом. Могу трижды за полчаса переспросить дочку, как дела в школе. Или положить в тележку в супермаркете три пакета молока, хотя покупать его не планировала.
Настроить себя на текущий момент на самом деле не так уж и трудно. Для этого достаточно вспоминать, что этот момент больше никогда не повторится.
5. Благодарить
В конце каждого занятия наступает мой самый любимый момент. После расслабляющей шавасаны инструктор предлагает нам сесть и принять любую удобную позу.
Я сажусь, скрестив ноги, складываю ладони в намасте и слегка наклоняю голову. Мысленно мы начинаем благодарить этот день, вселенную, себя и всех, кто сейчас рядом, за внутреннюю гармонию и энергию, которыми наполнила нас очередная практика. Из уст инструктора струится любовь и благодарность к нам и окружающему миру. Эту любовь можно почувствовать физически.
Благодарность — это один из лучших навыков, который мы можем перенести из йоги в реальную жизнь. О силе благодарности не слышал только ленивый. Примерно через полгода занятий йогой я ощутила сильную внутреннюю потребность вести личный журнал благодарностей. Каждый вечер перед сном создаю заметку в телефоне. В ней я благодарю всех, кто «сделал» мой день.
И как-то легче и лучше мне живётся после этих записей. Я их потом перечитываю и понимаю, какими прекрасными людьми окружена. И что жизнь моя восхитительна. А если я на неё иногда и жалуюсь, то это означает, что я забыла универсальные уроки йоги.
lifehacker.ru
Где лучше учиться йоге в Индии и к чему стоит быть готовым студенту-йогу?
Меня, как преподавателя йоги, часто спрашивают – где лучше учиться на инструктора: в Индии или в России? Отечественных курсов сейчас полно, и программа на них достаточно обширная: история и философия йоги, асаны, отстройки, анатомия и физиология йоги. С другой стороны, если вы собираетесь узнать все грани йогической практики, то без погружения в индийскую атмосферу не обойтись. Однако при этом стоит знать — к чему надо быть готовым, если планируешь учиться йоге в Индии.
Благодаря пресс-туру в честь Международного дня йоги я смогла освежить свои воспоминания о собственной учебе в Индии, а также получить информацию о том, как строится учебный процесс в других заведениях.
Где и как?
Попасть в Индию на учебу не слишком сложно. Выбор курсов и учебных заведений очень большой: при желании вы можете получить даже высшее образование с дипломом бакалавра или магистра по специальности «Йогатерапия», «Йога и реабилитация» или «Натуропатия и йогические науки». Или даже защитить диссертацию и получить почетное звание доктора философии в йоге (Doctor Philosophy in Yoga).
Все эти специальности преподаются, например, в специализированном институте йоги SVYASA в г. Бангалор (штат Карнатака). Институт является также научным центром: здесь действует научно-исследовательский комплекс: изучается воздействие практик йоги на организм и психическую систему человека, проводятся исследования по лечению методами йоги сахарного диабета и других заболеваний.
Специализированный институт один, но несколько сотен других индийский вузов также имеют факультеты йоги. Во многих из них существуют специальные экспресс-курсы для иностранцев, которые не готовы на 2-3 года полностью погружаться в индийскую жизнь (хотя такие и находятся!). Структура обучения на этих курсах выстроена по-разному.
Так в SVYASA курсы для иностранцев длятся один месяц. Поскольку институт находится за городом, то студент все эти 30 дней проводит безвылазно на его территории – живет в общежитии, питается в столовой. Проживание и питание входят в оплату обучения.
Другое известное учебное заведение — Кришнамачарья йога мандирам в г. Ченнаи -предлагает программы, специально рассчитанные на иностранных студентов. Официально курс обучения длится два-три-четыре года — в зависимости от выбранного профиля. Однако в Институт студенты приезжают один-два раза в год — на месяц. В этот период их ждет интенсивная учеба и экзамены. Жильем и едой на время сессий студенты себя обеспечивают самостоятельно. Все остальное время они применяют знания на практике в своем родном городе под руководством куратора, которому отчитываются о своей работе. Правда, к сожалению, в России пока нет представителей ченнайской школы, среди которых можно было бы выбрать себе ментора.
И, конечно, существует неисчислимое количество просто учебных курсов и ретрит-центров, где можно поучиться на курсах от двух недель до нескольких месяцев.
Как правило, чтобы попасть на краткосрочные курсы, от вас не требуется ничего, кроме желания. Вступительные экзамены не проводятся, уровень вашей практики никого особо не волнует. У нас на курсах были как опытные люди, легко выполняющие стойку на голове, так и те, кто здесь впервые сделал «собаку мордой вниз». Поэтому за уровень своей практики (возьмут или нет?!) можно не переживать. Вас попросят прислать разные документы – заявление на учебу, копии вашего диплома и сертификатов. Но, насколько я поняла, требуется это, скорее, для внутреннее отчетности, чем для оценки будущего студента.
А дальше – вы покупаете билет, получаете визу, и — летите в Индию.
Практика – личное дело практикующего
Если вы рассчитываете вернуться из Индии продвинутым практиком, который умеет делать самые удивительные трюки со своим телом, стоит об этом забыть. В большинстве учебных заведений, будущим инструкторам дается довольно простой набор асан – штук 10-15. Правда, с очень подробным разбором и отстройками. Упор делается на качество. Поэтому, если ваша практика уже на хорошем уровне (вы делаете балансы на руках, сложные скрутки, сидите в лотосе), то на здешних уроках вам будет скучновато. У нас в SVYASA на инструкторских курсах этот вопрос решался тем, что в послеобеденное время были добровольные занятия для продвинутых практиков. Экзамена по ним не сдавали, посещения не отмечали, но желающие могли ходить и заниматься сами для себя. Однако такие бонусные занятия есть не везде.
Есть и еще одна особенность местной практики, которую лично я считаю бонусом: здесь не используются вспомогательные средства – те, к которым мы привыкли к российских залах. Никаких кирпичиков, ремешков и других пропсов. В этом смысле для начинающих практика более суровая. Но зато быстрее учишься доверять собственному телу. Так, до поездки в Индию я делала стойку на голове только около стены. В Индии же быстро пришлось научиться стоять без опоры – просто потому, что выбора не было: мы занимались в круглом зале, где не было возможности опереться на стену.
Начинка
Для большинства русских практиков, особенно начинающих, йога ассоциируется, в первую очередь, с асанами – то есть, с позами йоги. А «йог» — с человеком, который умеет себя завязать в узел.
Однако для индусов йога – это, в первую очередь, духовная практика. А духовность идет рука об руку с наукой. Многие учебные заведения являются одновременно научными и духовными центрами: каждое утро здесь начинается с всеобщего баджана – пения и чтения религиозных текстов. А в течение дня ведутся научные работы. И, окунаясь в здешнюю жизнь, вам не избежать ни того, ни другого.
Помимо практических занятий вас ждет много часов лекций о йоге — о ее философской составляющей, о великих учителях, о влиянии йоги на ум и дух. А также — обязательные лекции о правильном «йогическом» образе жизни. Духовная сторона жизни здесь не ставится под знак вопроса. Карма, дхарма и сансара являются не предполагаемой, а самой что ни на есть настоящей реальностью, которая не подвергается сомнению. Так, если вы будете разбирать асаны, то их влияние будет расписано на трех уровнях: физическом, ментальном и духовном.
Обязательной часть обучения являются бхаджаны и разучивание религиозны гимнов, шлок и мантр. Да, на общих песнопениях можно тихонько молчать, склонившись над книжкой. Но, например, у нас по текстам был отдельный экзамен, на котором требовалось прочитать или пропеть хотя бы одну сутру и одну шлоку. Кроме того, экзамены включают и теоретическую часть – нужно писать тексты и реферат по какой-то теме, связанной с духовным или научным аспектом йоги.
В Кришнамачарья йога мандирам огромное внимание уделяется «чантингу» — правильному чтению и интонированию мантр. В других местах, где существуют краткосрочные курсы, вы также не избежите участия в пуджах (богослужениях) и бхаджанах. Конечно, все зависит от степени вашей религиозности: так, у нас на курсе учились и мусульмане, которых, похоже, ничего не смущало. Но иметь это в виду стоит.
А в знаменитой Бихарской школе в городе Мунгер, где было издано множество замечательных книг по йоге, несколько часов в день посвящено «карма-йоге». А именно – простому физическому труду на благо окружающих: уборке территории, работе в саду, приготовлению еды.
График и быт
Индия, безусловно, страна для жаворонков. Утренние практики начинаются в 5 часов. На долгих формах обучения (от одного года) у студентов есть один выходной в неделю. Но… пятичасовая практика остается обязательной даже в выходной день.
Предполагается, что студенты рано ложатся спать, но по факту с таким насыщенным графиком это не слишком легко. Например, у нас в SVYASA занятия шли до девяти вечера. В десять можно было лечь спать, но почти все мы шли писать письма родным, читать книги, писать какие-то учебные работы. Засыпали в лучшем случае в одиннадцать. В половине пятого нужно было встать. А если хотелось помыться – то и раньше. При больших физически и умственных нагрузках усталость неизбежно накапливается. И в конце курса большинство студентов засыпало уже не только на медитациях, но и на лекциях.
Есть вещи, которые являются нормой для индийского быта. Например, отсутствие горячей воды. Или же – редкое ее наличие в кране, например, с 4 до 6 утра.
Формально нам горячую воду давали в этот промежуток и еще с 9 до 10 утра, чтобы можно было помыться после утренней практики и карма-йоги. Однако фактически, после 9-ти вода в лучшем случае была едва теплая. Что уже тоже было неплохо по сравнению с ее температурой в обычное время. В целом эта норма и для отелей Индии. Когда мы останавливались в Гокарне, хозяин отеля, помнится, удивлялся, что нам недостаточно воды комнатной температуры. «Ну, если вы хотите, мы вам ее погреем!»
В Бихарской школе йоги режим и быт еще более суровы: ученики подчиняются жесткой дисциплине. Подъем в 4 утра, отбой в 20.30. А, чтобы избежать соблазнов, студентов лишают доступа к интернету и магазинам. Во время еды и после 6 время практикуется молчание.
В целом, быт в учебном заведении, если вы там живете, будет, скорее всего, не просто скромным, а довольно скудным. Стирать приходится на руках. А с учетом того, что у нас был всего один комплект униформы на все время, стирать приходилось ежедневно, вывешивая тунику и штаны сушиться на улице. Климат хотя и жаркий, но влажный, поэтому одежда не всегда высыхала к следующему утру. Приходилось натягивать влажную и радоваться тому, что утро не слишком холодное. Хотя, к слову, бывает и прохладно.
Резюме
Если говорить о практических навыках, необходимых для преподавания, то, безусловно, их можно получить сегодня и в России. На хороших долгих курсах вы сможете и повысить свой уровень практики, и получить знания по физиологии йоги. Но если хотите погрузиться в йогу с головой, почувствовать, что значит «йога как мировоззрение», «йога как образ жизни», то используйте возможность, чтобы поучиться в Индии.
Станете ли вы дальше читать тексты Свами Вивекананды, использовать йогу для лечения болезней, петь мантры и молиться Сарасвати – это ваше дело. Но вы будете знать, что стоит за теми практиками и текстами, на которых выросли различные ветви йоги.
Благодарим Министерство туризма Индии и агентство IndeBo за обогащающую и познавательную поездку.
Фото
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Instagram Facebook VK
Telegram
organicwoman.ru
Хотите стать инструктором йоги? Задайте себе эти 5 вопросов.
Решение пройти тичерз-тренинг и стать преподавателем йоги — серьезное. Ведь возможно, для этого надо будет бросить свою основную работу и полностью изменить образ жизни. Даже если вы проходите этот курс «для себя» – с целью узнать что-то новое и углубить свою личную практику, все равно придётся прилагать массу усилий, отводить на это время и платить немалую сумму денег. Поэтому так важно правильно выбрать преподавательский курс — и остановиться на том, какой нужен именно вам. Чтобы было легче сделать этот выбор, задайте себе эти 5 вопросов:
1. Какому стилю йогу обучают на курсах? В какой традиции?
Существует много разных стилей йоги, с корнями в многих разных традициях. Разумеется, вы скорее всего хотите преподавать тот стиль, который вы практикуете и который вам больше всего нравится. Однако вам также важно понимать, что вы будете знать и уметь в конце курса. Удивительно, но некоторые инструкторы даже не знают, откуда происходит та традиция, в которой они преподают. Если вы спрашиваете об этом инструкторов вашей школы, и они не могут четко ответить на вопрос, это тревожный знак. Возможно, стоит поискать другую школу.
2. Что отличает эту школу от других, что делает её уникальной?
Все школы разные, что прекрасно! Йога — живое учение, которое постоянно развивается. Если вам неясно, в чем именно отличие какой-то одной конкретной школы от других, спрашивайте у преподавателей. В разных школах делают акценты на разные моменты — это может быть травмобезопасность, социальный активизм, необходимость вегетарианства или веганства, бхакти-йога, медитация и пр.
3. Какой вы получите сертификат?
Если вы собираетесь преподавать заграницей, то вам придётся обратить особое внимание на этот пункт. Сертификат должен быть того образца, который действителен в этих странах. Например, в США школа, выдающая сертификат, должна быть зарегистрирована с Yoga Alliance – именно такой сертификат будут требовать с молодых преподавателей в местных йога-центрах.
4. Как будет составлено расписание тичерз-тренинга?
Будет ли у вас время для общения с сокурсниками и преподавателями? Время для «переваривания» полученной информации и впечатлений? Будут ли совместные мероприятия, на которых все вы сможете общаться? Многие знакомства, завязанные на тренинге, перерастают в многолетнюю дружбу или успешное деловое сотрудничество.
5. Кто будет преподавать на курсе? Насколько эти люди опытные?
Вы хотите убедиться в том, что у ваших преподавателей достаточно опыта и знаний для того, чтобы правильно вас обучать. Также очень важно, чтобы те, кто вас обучают, вызывали у вас уважение — а лучше, если восхищение. Чем больше у вас будет взаимопонимания с преподавателями, чем лучше пойдет ваше обучение. Вам нужен не просто инструктор, в идеале это должен быть проводник на непростом пути.
Готовы ли вы стать учителем? Понять это вам поможет онлайн пре-тичерз курс Yoga Journal!
Пре-тичерз — это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.
Ведущий — Руслан Клейтман, харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.
Старт курса — 21 ноября.
yogajournal.ru