Кто такой бихевиорист: бихевиорист | это… Что такое бихевиорист?

Бихевиорист – Финансовая энциклопедия

Что такое бихевиорист?

Бихевиорист – приверженец теорий поведенческой экономики и финансов, согласно которым инвесторы и другие участники рынка не ведут себя рационально и не в своих собственных интересах. Решения об инвестировании, как и вся человеческая деятельность, зависят от сложного сочетания эмоций, окружающей среды и предубеждений. Неспособность следовать чистой причине приводит к неэффективности рынка и возможностям получения прибыли для информированных инвесторов. Поведенческая экономика противостоит традиционной модели рационального выбора и гипотезе эффективных рынков, обе из которых предполагают совершенно рациональное поведение инвесторов на основе доступной информации.

Ключевые выводы

  • Бихевиористы отдают предпочтение теориям поведенческой экономики и поведенческих финансов, которые подчеркивают экономическое поведение, которое, как представляется, нарушает традиционную теорию рационального выбора.  
  • Бихевиористы считают, что эмоциональные, психологические и экологические влияния столь же сильны или сильнее, чем чисто рациональное рассмотрение затрат и выгод при принятии экономических решений.
  • Бихевиористы указывают на широкий спектр когнитивных искажений, которые были описаны исследователями для объяснения различных несовершенств рынка и отклонений от прогнозов экономических моделей, основанных на теории рационального выбора.

Понимание бихевиористов

Бихевиористская теория инвестирования включает в себя элементы психологии для объяснения рыночных недостатков, которые не учитывает гипотеза эффективного рынка (EMH). Бихевиорист видит в неэффективности, такой как всплески волатильности, неустойчивые движения цен и трейдеров-суперзвезд, которые постоянно опережают рынок, как свидетельство того, что предположение ЕМН о совершенно рациональных рынках не объясняет поведение инвесторов в реальном мире.

Бихевиоризм начинается с представления о том, что инвесторы – это люди, и поэтому они не идеальны и не идентичны. Каждый из нас уникален по своим познавательным способностям и опыту. Расхождения в поведении от одного человека к другому можно частично объяснить физиологией человеческого мозга. Исследования показали, что мозг состоит из частей с разными и часто конкурирующими приоритетами. Любой процесс принятия решений человеком, например выбор оптимальных инвестиций, предполагает разрешение этих конкурирующих приоритетов. С этой целью мозг участвует в психологических тиках, которые бихевиористы называют предубеждениями.

Критики поведенческой экономики и поведенческих финансов отмечают, что по большей части теория рационального выбора и вытекающие из нее модели, такие как законы спроса и предложения и подавляющее большинство экономических моделей, действительно неплохо справляются со своей задачей. объяснение и прогнозирование наблюдаемого поведения инвесторов и других участников экономики. В большинстве случаев экономическое поведение кажется рациональным. Другие утверждают, что когнитивные предубеждения, которые бихевиористы выделяют для объяснения якобы иррационального поведения, хотя они могут узко нарушать допущения теории рационального выбора, на самом деле рациональны в некотором более широком смысле. Например, иррациональная самоуверенность может привести к тому, что некоторые люди будут принимать для себя иррациональные экономические решения, но с эволюционной точки зрения присутствие некоторых иррационально самоуверенных людей может дать некоторое реальное преимущество всему населению в организации поведения, возможно, выступая в качестве предпринимателей или других лидеров..       

Предубеждения как основа бихевиоризма

Бихевиористы часто ссылаются на предубеждения, чтобы объяснить повторяющиеся ошибки в человеческих суждениях. Общие недостатки в нашем процессе принятия решений включают:

  • Предвзятость ретроспективного взгляда, вера в то, что прошлые события были предсказуемыми, и это должно влиять на принятие будущих решений
    .
  • Заблуждение игрока, которое относится к вероятности того, что результат подбрасывания монеты каким-то образом зависит от предыдущих подбрасываний. Фактически, каждое подбрасывание монеты – это отдельное и не связанное между собой событие с 50% вероятностью выпадения орла или решки.
  • Предвзятость подтверждения или тенденция полагать, что будущие или настоящие результаты подтверждают существующую теорию или объяснение.
  • Чрезмерная самоуверенность, всеобщее убеждение, что мы умнее, чем есть на самом деле.

Это небольшая выборка из длинного списка поведенческих предубеждений, которые могут помочь объяснить неэффективность на наших рынках. В ответ на эти недостатки бихевиористская теория портфеля рекомендует уровни инвестиций, адаптированные к четко определенным целям, в отличие от подхода EMH, который поддерживает пассивно управляемые индексные фонды.

«В чем отличие когнитивной психологии от бихевиоризма?» — Яндекс Кью

Сперва спасибо за отличный вопрос.

Не такой уж и сложный, как в первом приближении может показаться — нет нужды проводить глубинный сравнительный анализ и перечислять все сходства и различия.

Потому что различаются когнитивная психология и бихевиоризм довольно радикально, на фундаментальном уровне философии науки. Собственно говоря, бихевиоризм — это и есть философия науки в психологии, а не сама наука или теория как таковые.

Если зрить в корень, то можно подчеркнуть, что когнитивная психология, при всей её видимой современности и «компьютерности» — построена на ментализме, архаичной концепции, которая, с поправкой на декоративные изменения в культуре, с человечеством ещё со времён шаманизма, тотемов и родо-племенного строя.

А в целом ментализм VS бихевиоризм — это отражение основного вопроса философии («дух или материя?») в психологической области исследований.

Если упросить, то смысл в следующем: ментализм это учение о том, что первопричиной поведения живого существа является некая скрытая, даже метафизическая (сверхъестественная) сущность — ум, сознание, психика и т.п. Которую мы напрямую наблюдать, измерять и, соответственно, изучать объективными методами не можем.

И просто принимаем как аксиому, что то, что мы всё-таки в состоянии пронаблюдать — это проявление деятельности этого таинственного источника. Даже если называть его конкретнее, как «высшая нервная деятельность головного мозга», суть остаётся такой же. Как утверждал крупнейший бихевиорист ХХ века, Б.Ф. Скиннер — несмотря на всю важность изучения нейрофизиологии, даже в наилучшем обозримом будущем она не сможет автоматически решить те вопросы, которые стоят именно перед наукой о поведении (психологией, как мы её сейчас традиционно называем, то есть).

Похожая ситуация, кстати, примерно как в биологии несколько веков назад исповедовали витализм — доктрину, что живые организмы отличаются от неживых присутствием в них какой-то чудодейственной «жизненной силы». Альтернативная медицина, впрочем, и сейчас частенько чем-то таким оперирует, китайского-индийского происхождения особенно.

Ну а бихевиоризм — исходит из того, что действительные причины поведения организмов всегда находятся в окружающей среде (текущей или ранней, исторической). То, что мы называем умом-сознанием — это уже поведение организма в ответ на стимульную среду, пусть и довольно «микро-масштабное», никому кроме самого субъекта незаметное (свою внутреннюю речь — «мышление», например, слышим только мы), но подчиняется тем же самым законам, что и поведение наблюдаемое.

Такое приватное скрытое поведение можно считать ранней или вспомогательной-сопутствующей фазой поведения внешне явного, большой роли это не играет, так как устроены они принципиально одинаково.

Что ожидаемо, ведь как давно замечают все выдающиеся психологи, никак себя к бихевиористам не относящие (например, советские Выготский, Леонтьев, Рубинштейн) — психика в основном формируется путём интериоризации, усвоения внешней деятельности в скрытую внутреннюю форму.

Бихевиоризм сейчас в широкие массы и обывателей, и психологов до сих пор заходит со скрипом, в силу своих «этически» не вполне удобоваримых следствий из вышеуказанного — как-то, отрицание мифической «свободы воли», житейских и религиозных понятий о нравственности и добродетели, и многое другое.

Поэтому на данный момент настоящее понимание и изучение науки и поведении — прерогатива «авангарда», если хотите; необязательно «элиты», но явно не основной массы учёных и практиков.

То, что когнитивно-поведенческая терапия быстро завоевала популярность среди психотерапевтов, статус «золотого стандарта» и самой доказательно-обоснованной модальности — это, с одной стороны, заслуга крепкой экспериментальной традиции бихевиоральной науки. С другой — совершенно необязательно быть бихевиористом, чтобы успешно применять эти методы; согласитесь, что врачу вообще необязательно глубоко разбираться в биохимии и происхождении назначаемых им препаратов, чтобы успешно ими лечить по показаниям.

И большинство современных специалистов в КПТ это подтверждают, почти ничего не понимая в бихевиоризме и теории научения, кроме скромного ряда общеизвестных терминов, парочки базовых законов и нескольких популярных фамилий. Более того, многие даже совсем не скрываясь относятся к поведенческой теории с заметным презрением, считая её примитивной и ограниченной, годной для работы с животными, но не со «сложными человеческими проблемами». Такое вот психоаналитическое перерождение.

Впрочем — примерно также дела обычно и обстоят с научными теориями, оспаривающими религиозные догмы, даже если эти догмы формально светские. Можем вспомнить Галилея и католическую церковь, Дарвина и вообще креационизм до сих пор. В наше время, правда, и религии уже не так влиятельны, и публика куда толерантнее и любознательнее, так что у бихевиоризма дела продвигаются куда лучше, чем у гелиоцентризма и селекционизма во времена своего соответственно возникновения.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Как произносится бихевиорист ?