Личность И.П. Павлова. Свидетельства современников
Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ |
Академик Иван Петрович ПАВЛОВ |
Путь в науку |
Физиология кровообращения |
Физиология пищеварения |
Физиология высшей нервной деятельности. Учение об условных рефлексах |
Социально-политические взгляды И.П. Павлова |
Личность И. П. Павлова. Свидетельства современников |
Традиции |
Заключение |
Путь И.П. Павлова к Нобелевской премии |
Физиология как экспериментальная наука |
Учителя, наставники и предшественники |
В университете |
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906) |
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904) |
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912) |
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917) |
В Бреслау у Гейденгайна |
Сергей Петрович Боткин (1832–1889) |
Докторская диссертация |
Рудольф Гейденгайн (1834–1897) |
Карл Людвиг (1816–1895) |
Клод Бернар (1813–1878) |
После заграницы |
Врач для командировок |
«Год Великого перелома» |
Предыстория |
Хронический эксперимент |
Мнимое кормление |
Павловский желудочек |
Финишная прямая |
Конкуренты Павлова |
Экспертиза номинированных работ Павлова |
Письмо ректора Каролинского института |
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой |
Реакция прессы |
Нобелевская церемония |
Реакция физиологов на присуждение премии |
Денежная сумма премии и ее судьба |
Пожелания Альфреда Нобеля |
Переход к изучению высшей нервной деятельности |
Вторая Нобелевская попытка |
Досадный промах |
Павловские Колтуши |
Развитие исследований в Колтушах |
Заключение |
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова |
100-летний юбилей И. П. Павлова: 1849-1949 |
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова |
Страница 32
И.П. Павлов в мундире
Военно-медицинской академии.
12×16,5 см. 1911 г.
СПФ АРАН. Ф.259. Оп.8. Д.4. Л.1.
В воспоминаниях современников, лично знавших и работавших с Павловым, отражены разные стороны личности ученого: Павлов профессор-экзаменатор, учитель, оппонент-критик, ученый-мыслитель, организатор науки.
Начиная курс лекций, по традиции первый час Павлов отводил общим темам: политическим, литературным и общественным, при этом всегда проявлял свое личное отношение к событиям, давал им оценку. Второй час посвящал истории физиологии: говорил о роли классиков физиологии в развитии науки и только после этого переходил непосредственно к курсу лекций. Многие из тех, кто стали учениками Павлова, отмечают определяющее значение именно первой лекции в своей будущей судьбе исследователя.
Л.А. Андреев выделил такую черту Павлова – наравне с «неотступным думанием» учиться всю жизнь: 69 лет он регулярно посещал психиатрическую и клинику нервных болезней, в 80 лет начал изучать генетику. «Необходимо самоограничение, концентрация мысли на одной проблеме, умение видеть целое! Научному работнику необходим полет фантазии – стереотипность и предвзятость мышления ограничивают ее. Необходима очистительная работа критического ума, освобождающая науку от ложных взглядов, догм, открыто признавать свои ошибки», – учил Павлов. «Ошибаться не стыдно. Если думаешь, то и ошибаешься» [42].
Личность И.П. Павлова.
Свидетельства современников
Иван Петрович Павлов, премия 1904 года
Подтверждаю Подробнее
- org/ListItem»>ИНВИТРО
- Библиотека
- Полезные статьи
- Иван Петрович Павлов,…
1248 02 Декабря
«В сущности нас интересует в жизни только одно — наше психическое содержание. Его механизм, однако, и был и сейчас еще окутан для нас глубоким мраком. … Все ресурсы человека: искусство, религия, литература, философия и исторические науки — все это объединилось, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в распоряжении человека есть еще один могучий ресурс — естествознание с его строго объективными методами. Эта наука, как мы все знаем, делает каждый день гигантские успехи».
Нобелевская речь физиолога Ивана Петровича Павлова
(12 декабря 1904 г., Стокгольм)
Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии 1904 года.
Выдающийся русский физиолог, создатель современных представлений о процессе пищеварения и учения о высшей нервной деятельности; основатель и научный вдохновитель российской физиологической школы; разработчик и преобразователь методов исследования функций организма, позволяющих вести длительные эксперимента на практически здоровых животных.
Основные научные достижения
- Внедрение особого метода экспериментирования над животными – «хронический опыт», который позволил исследовать физиологию здоровой особи в ее естественном состоянии, что снижало вероятность искажения результатов.
- Исследование роли нервной системы в регуляции кровообращения. Доказал наличие «тройного нервного контроля» на сердце.
- Учение о сигнальных системах. Показал специфическую особенность человека, заключающуюся в наличии у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными, второй сигнальной системы – речи и письма.
- Исследование работы пищеварительной системы и описание физиологии пищеварения. Доказал наличие нервной регуляции деятельности желудочных желез.
- Формулирование понятия условного рефлекса, разработка учения о сигнальных системах.
- Формулирование представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Создание учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.
Образование, степени и звания
1860-1864 гг. Рязанское духовное училище, был принят сразу во второй класс.
1864-1870 гг. Духовная семинария.
1870−1875 гг. Императорский Санкт-Петербургский университет, физико-математический факультет, естественное отделение: кандидат естественных наук. Уже с третьего курса И.П. Павлов начал специализироваться на физиологии.
1875−1879 гг. Медико-хирургическая академия (затем Военно-медицинская академия), специальность – лекарь.
1883 г. Медико-хирургическая академия (затем Военно-медицинская академия), Санкт-Петербург. Защита докторской диссертации «О центробежных нервах сердца» с присвоением степени доктора медицины.
1884 г. Получение звания приват-доцента Военно-медицинской академии, Санкт-Петербург.
1901 г. Императорская Санкт-Петербургская Академия наук, член-корреспондент.
1907 г. Санкт-Петербургская Академия наук, почетный член академии наук.
Профессиональный путь
1875−1924 гг. Медико-хирургическая академия (затем Военно-медицинская академия), Санкт-Петербург, заведующий кафедрой фармакологии (1890-1896 гг.), заведующий кафедрой физиологии (1896-1924 гг.).
1878-1890 гг. Работа в клинике С.П. Боткина, 1886 г. – руководитель клиники.
1890−1924 гг. Институт экспериментальной медицины, Санкт-Петербург, заведующий физиологической лабораторией.
1925−1936 гг. Институт физиологии АН СССР, Ленинградская обл., директор.
Основы физиологии пищеварения созданы Иваном Петровичем Павловым, его учениками и последователями. Ученый предложил и разработал новые принципы и методы изучения данного процесса.
Есть некоторые свидетельства о том, что Альфред Нобель был знаком с научными опытами Павлова. Есть версия, что, называя в завещании одну из наград не просто премией по медицине, а премией по физиологии и медицине, Нобель прежде всего имел в виду работы Павлова. Признавая заслуги Павлова, Альфред Нобель в 1893 году пожертвовал 10 тыс. руб в пользу Петербургского института экспериментальной медицины именно в то время, когда директором института был Иван Петрович Павлов.
В 1904 году Павлову была вручена Нобелевская премия в области медицины и физиологии за многолетние исследования механизмов пищеварения, которые позволили кардинально преобразовать эту область физиологии. Ученый стал первым российским Нобелевским лауреатом.
Из нобелевской речи И. П. Павлова
В своем докладе по случаю вручения Нобелевской премии Иван Петрович Павлов четко сформулировал главную задачу своей науки — «проникать все глубже и глубже в нашем знании организма как чрезвычайно сложного механизма”. Его исследования носили фундаментальный характер и относились к проблемам будущего.
«Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей остальной окружающей их природой. Пища, которая попадает в организм и здесь изменяется, распадается, вступает в новые комбинации и вновь распадается, олицетворяет собою жизненный процесс во всем его объеме, от элементарнейших физических свойств организма, как закон тяготения, инерции и т.п., вплоть до высочайших проявлений человеческой натуры. Точное знание судьбы пищи в организме должно составить предмет идеальной физиологии, физиологии будущего. »
Павлов создал современную физиологию пищеварения, которая остается актуальной и сегодня. Работы ученого стали фундаментом современных представлений о функционировании органов пищеварения, механизмах их регуляции и нарушениях этих механизмов. Научные открытия И.П. Павлова позволили разработать эффективные способы лечения ряда заболеваний системы пищеварения, в частности, язвенной болезни желудка гиперацидного происхождения.
При исследовании и оценке функции органов пищеварения по сей день используют основные методические приемы, разработанные И.П. Павловым, оснащая их современной диагностической аппаратурой. Среди них исследования крови и мочи на концентрацию проферментов, ферментов и гормонов. Вот, например, некоторые из них, которые можно выполнить в современной лаборатории:
- № 294 Пепсиноген I (Pepsinogen I)
- № 295 Пепсиноген II (Pepsinogen II)
- № 11 Альфа-Амилаза (Диастаза, Alpha-Amylase)
- № 12 Альфа-Амилаза панкреатическая (Pancreatic Alpha-amylase, P-изофермент амилазы)
- № 23 Липаза (Триацилглицеролацилгидролаза, Lipase)
Список литературы:
- Е. И.Чугунова «И.П.Павлов – лауреат Нобелевской премии по физиологии пищеварения». Российский медико-биологический вестник имени академика И.П.Павлова, 2014, №2
- В.С.Беляева «И.П.Павлов – «старейшина физиологов мира» (к 160 –летию со дня рождения). Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология, 2009, №7
Рекомендации
Карл Фердинанд Кори, Нобелевская премия 1947 года
21 04 Марта
Зельман Абрахам Ваксман, Нобелевская премия 1952 года
64 18 Февраля
Герти Тереза Кори, Нобелевская премия 1947 года
73 17 Февраля
Показать еще
Рак шейки матки может быть побежден в большинстве стран мира к концу этого столетия
Цель, которую поставила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), – полностью искоренить рак шейки матки – вполне достижима.
Подробнее
Объективно о псевдонаучном. Темные поля крови: Диагностика
Кровь – удивительное творение природы. Можно без преувеличения сказать, что она является источником жизни. Ведь именно через кровь мы получаем кислород и питательные вещества, именно с кровью уносятся из клеток «отходы производства». Любой недуг обязательно находит свое отражение в крови. На этом построен целый ряд диагностических методик. И шарлатанских тоже.
Подробнее
Диагностика рака
Ключ к успешному лечению рака — своевременный диагноз. Новый анализ крови позволит предупредить заболевание ещё до начала роста раковой опухоли. Британские и американские учёные разработали первый точный метод диагностики рака, основанный на особенностях работы иммунной системы человека.
Подробнее
Новый метод диагностики рака позволит отказаться от длительных исследований
Спектральная цитопатология позволяет установить диагноз с 95-процентной точностью (в сравнении с 65-70-процентной точностью традиционной методики)
Подробнее
Главный мотор: технологии и будущее кардиологии
Фитнес-трекеры, датчики здоровья и другие устройства способны не только измерять физическую активность, но и контролировать различные параметры работы сердца. В течение следующих нескольких лет все это должно позволить кардиологии стать более ориентированной на прогнозирование и профилактику, чем на лечение уже случившихся заболеваний.
Подробнее
Подпишитесь на наши рассылки
Введите e-mail
Даю согласие на обработку персональных данных
Подписаться
Павлов как ученый-психофизиолог
. 1990 г., май; 24(5):643-9.
doi: 10. 1016/0361-9230(90)
-ч.
WP Паре 1
принадлежность
- 1 Павловская исследовательская лаборатория, Медицинский центр Департамента по делам ветеранов, Перри Пойнт, Мэриленд, 21902.
- PMID: 2192773
- DOI:
10.1016/0361-9230(90)
-ч
WP Паре. Мозг Рес Бык. 1990 май.
. 1990 г., май; 24(5):643-9.
дои: 10. 1016/0361-9230(90)
-ч.
Автор
WP Паре 1
принадлежность
- 1 Павловская исследовательская лаборатория, Медицинский центр Департамента по делам ветеранов, Перри Пойнт, Мэриленд 21902.
- PMID: 2192773
- DOI:
10.1016/0361-9230(90)
-ч
Абстрактный
Предполагается, что Павлов был не только известным физиологом, но благодаря своей работе над условным рефлексом его можно было считать ученым-бихевиористом. Кроме того, его работа по экспериментальному неврозу дала ему честь быть первопроходцем в области психологического стресса. Исследования Павлова рассматриваются на фоне примитивных инструментов исследования и непродуктивных субъективных теорий. Среди ученых девятнадцатого века, оказавших влияние на Павлова, были Дарвин, Боткин, Гейденхайн, Гаскелл и Бернард. Исследования Павлова пищеварительной системы подчеркивали роль нервной системы, положили начало гастроэнтерологии и подчеркивали концепцию условного рефлекса. Формулировки условного рефлекса Павлова были основаны на теоретических формулировках Сеченова и, возможно, на работах Дэвида Хартли. Открытие Бейлиссом и Старлингом секретина и его влияния на желудок привело к тому, что Павлов сократил свою работу над пищеварительной системой и сосредоточил свои исследования на феномене условного рефлекса. Аргументы, которые предполагают, что Павлов работал ученым-бихевиористом, включают его концептуальные формулировки, его исследования традиционных психологических тем и его исследование психических расстройств. В его исследованиях обусловливания подчеркивались индивидуальные различия его животных, что привело к его исследованиям типологии и экспериментального невроза, которые легли в основу его работы по стрессорам окружающей среды и психопатологии.
Похожие статьи
[Я. П. Павлов и К. Лоренц].
Гороховская Е.А. Гороховская ЕА. Ж Высший Нерв Деят Им И П Павлова. 2000 г., январь-февраль; 50(1):158-62. Ж Высший Нерв Деят Им И П Павлова. 2000. PMID: 10750201 Русский.
Павлов как психолог. Переоценка.
Виндхольц Г. Виндхольц Г. Павлов J Biol Sci. 1987 г., июль-сен; 22(3):103-12. Павлов J Biol Sci. 1987. PMID: 3309839 Обзор.
Павлов и павловцы в лаборатории.
Виндхольц Г. Виндхольц Г. J Hist Behav Sci. 1990 янв; 26(1):64-74. doi: 10.1002/1520-6696(199001)26:13.0.co;2-т. J Hist Behav Sci. 1990. PMID: 2405053
Заметка о физиологии Скиннера и Павлова.
Гарсия-Хоз В. Гарсия-Хоз В. Span J Psychol. 2004 ноябрь;7(2):153-60. дои: 10.1017/s1138741600004856. Span J Psychol. 2004. PMID: 15581236
Жизнь, достижения и наследие великого канадского исследователя профессора Бориса Петровича Бабкина (1877-1950).
Бек ИТ. Бек ИТ. Можно J Гастроэнтерол. 2006 Сентябрь; 20 (9)):579-88. дои: 10.1155/2006/745853. Можно J Гастроэнтерол. 2006. PMID: 17001399 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Личное имя как тема
Собака Павлова — Новое обучение онлайн
Иван Павлов (1849–1936) был русским психологом, интересовавшимся изучением животных и человека, который разработал концепцию обусловленности для описания психологических процессов обучения. Он получил Нобелевскую премию по медицине в 1904 году. Павлов различает безусловный (инстинктивный) и условный (средовой и выученный) рефлексы на раздражитель. Здесь Э.Л. Торндайк описывает эксперимент Павлова.
Собак оперируют, и отверстие одного слюнного протока пересаживают из его естественного места на слизистой оболочке рта на наружную кожу таким образом, чтобы секрет одной слюнной железы стекал в трубку, где количество и скорость расход можно измерить. Затем этих собак приучают стоять в упряжке в комнате, свободной от каких-либо образов, звуков или запахов, кроме тех, которые дает экспериментатор.
В силу врожденного или безусловного или безусловного рефлекса или склонности собака увеличивает поток слюны, когда определенные вещества, такие как пища или неприемлемые объекты, такие как кислота, попадают ей в рот. Предположим теперь, что животному предъявляется определенная ситуация, скажем, звук электрического зуммера, и пока этот звук продолжается, ему предъявляется пища, и что его соединение повторяется ежедневно или все чаще и чаще. Затем, если звучит только зуммер, слюноотделение усилится (Thorndike, E.L. 19).31 (1968). Человеческое обучение. Нью-Йорк: Johnson Reprint Corporation. стр. 104-105.).
Одна из собак Павлова, хранится в музее Павлова, Санкт-Петербург |
Это выводы Павлова:
Оба факта [реакция на пищу или кислоту и реакция на зуммер, который стал ассоциироваться с едой или зуммером] одинаково точны и постоянны; и к обоим следует применять один и тот же физиологический термин «рефлекс»… Но в то же время разница между двумя рефлексами также очевидна… [A]s можно ясно увидеть из приведенных выше опытов, первый рефлекс был произведен без какой-либо подготовки , без каких-либо условий, а второе было получено в силу специальной процедуры… [Мы] можем с полным правом назвать постоянную связь между внешним агентом и деятельностью организма, вызванной в ответ на него, «безусловным рефлексом», в то время как временную связь можно определить как «условный рефлекс». …
Животный организм как система существует в окружающей природе только посредством постоянного уравновешивания этой системы и среды, т. е. посредством определенных реакций живой системы на поступающие к ней извне возбуждения, которые в случае высших животных осуществляется главным образом посредством нервной системы в виде рефлексов. Основными средствами обеспечения этого равновесия, а следовательно, и целостности как отдельного организма, так и его вида, являются простейшие безусловные рефлексы вообще… а также сложнейшие безусловные рефлексы, обычно именуемые инстинктами, — пищевой инстинкт, оборонительный инстинкт, половой инстинкт и т. д. Эти рефлексы вызываются как внутренними агентами, возникающими в самом организме, так и внешними агентами, благодаря чему может быть обеспечено совершенство равновесия. Однако равновесие, достигаемое с помощью этих рефлексов, было бы совершенным только в том случае, если бы окружающая среда была абсолютно постоянной. Но так как среда, кроме того, что она чрезвычайно разнообразна, постоянно колеблется, то безусловные связи, носящие постоянный характер, оказываются недостаточными и должны дополняться условными рефлексами, т.