Кто такой павлов и п – Павлов, Иван Петрович — Википедия

И. П. Павлов — это… Что такое И. П. Павлов?

Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших ученых России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Биография

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—-1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с

мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) и мнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатиперстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

«Идолизация»

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1884—86 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 01.09.1870 — 13.04.1871 года — доходный дом баронессы Ралль — Средний проспект, 7;
  • 10.1872 года — дом Эбелинг — Миллионная улица, 26;
  • 11.1872 — 01.1873 года — 5-я линия, 40;
  • 01. — 09.1873 года — доходный дом А. И. Лихачевой — Средний проспект, 28;
  • 09.1873 — 01.1875 года — 4-я линия, 55
  • 1876—1886 — главное здание Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 7;
  • 1886—1887 — дворовый флигель дома Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
  • 1887—1888 — квартира Н. П. Симановского в доходном доме Страхова — Фурштатская улица, 41;
  • 1888 — осень 1889 года — дом Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
  • осень 1889—1918 — доходный дом — Большая Пушкарская улица, 18, кв. 2;
  • 1918 — 27.02.1936 года — Николаевская набережная, 1, кв. 11.

Общественная позиция

Цитаты:

  • «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <…>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <…>. Пощадите же родину и нас» (цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 24).
  • «Мы живём в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие волховстрои и днепрогэсы» (выступление в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учёными. М.: Академия, 2003, с. 25)

Из книги Э. А. Асратяна «Иван Петрович Павлов».

Я помню высказывание Ивана Петровича о существовании Бога, сделанное им в узком кругу сотрудников зимой 1932 г. Он говорил: «Когда я был молодым, меня мучил один вопрос — существует ли Бог или не существует? Долго думал на эту тему, в конце концов пришёл к выводу, что Бога не существует. Я рассуждал таким образом. Допустим что Бог существует и что он является творцом вселенной. А кто же тогда является творцом Бога?» Несколько раз я слышал павловские слова: «Естествоиспытатель не может не быть атеистом, естествознание и религия несовместимы.»

Но Иван Петрович относился весьма отрицательно к грубой антирелигиозной пропаганде и политике. Не один раз в моём присутствии он возмущался некоторыми мероприятиями тех или иных организаций в этом направлении. Свою позицию в этом вопросе он однажды аргументировал примерно так: «На свете ещё очень много тёмных, необразованных людей, которые весьма плохо разбираются в явлениях природы и общественной жизни, которые лишены такой мощной моральной опоры как просвещение, образование. Моральная опора для их жизни — религия, вера в Бога. Из за нужды, дурного воспитания или по иным причинам, многие становятся на путь мелких и больших преступлений, обманывают, обворовывают, и т. п. Религия способна облегчить их страдания за эти дурные поступки. Я могу сказать по себе. Бывало, своруешь в детстве лишний кусок сахара у матери, и совесть замучает. А идёшь в церковь к священнику исповедоваться — и легче делается на душе. Вот каково значение этой моральной опоры для тёмного человека.

Хочешь отнять у него эту опору, так будь добр, замени её другой — просвещением, вернее, просвещай его, и религия, как опора, исчезнет сама собой. Необходимости в религии не будет лишь в будущем, когда все члены общества станут просвещёнными людьми. Да ещё вопрос: все ли члены такого общества обойдутся без религии? Может быть ограниченное число лиц со слабой нервной системой даже и тогда будет нуждаться в религии.»

Для характеристики отношения Павлова к религии весьма важное значение имеет один эпизод. За несколько месяцев до своей смерти Иван Петрович в узком кругу рассказал о том, что получил письменную просьбу от английской прогрессивной ассоциации (то ли естествоиспытателей, то ли журналистов) дать своё согласие на звание почётного члена организованного ими общества «рационалистов», которое, в числе других целей, ставит перед собой задачу вести борьбу против религии. Иван Петрович, по его словам, поблагодарил за оказанную ему честь и дал своё согласие стать почётным членом организованного ими общества, но при условии, что борьба с религией будет вестись не насильственным путём, а путём распространения просвещения (содержание его ответа я привожу по памяти).

Рассказ Александра Куприна об академике Павлове: «Чудесный доктор» http://www.lib.ru/LITRA/KUPRIN/doctor.txt[нет в источнике]

Память

Серебряная памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения И. П. Павлова, 1999 г.

Именем Павлова был названы:

  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет,
  • Село Павлово во Всеволожском районе Ленинградской области,
  • Институт физиологии в Санкт-Петербурге,
  • Рязанский Государственный Медицинский Университет
  • Улица академика Павлова в Москве,
  • Станция метро и площадь в Праге (Чешская Республика).
  • Улицы в чешских городах Оломоуц, Карловы Вары, Зноймо, Крнов и Фридэк-Мистэк (Моравскосилезский край).
  • Улица Павлова в городе Рязань. Там же расположен дом-музей Павлова.
  • Памятник И. П. Павлову в Рязани (1949, архитектор А. А. Дзержкович) бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер
  • Памятник И. П. Павлову в Киеве на территории центрального военного госпиталя (историческое Госпитальное укрепление Киевской крепости)
  • Памятник Павлову в Абхазии, город Сухум, на территории обезьяньего питомника.
  • Станция метро в г. Харьков (Украина)

См. также

Литература

  1. Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. — М.: Наука, 1981.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Павлов И. — это… Что такое Павлов И.?

Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших ученых России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Биография

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—-1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) и мнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатиперстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

«Идолизация»

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1884—86 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 01.09.1870 — 13.04.1871 года — доходный дом баронессы Ралль — Средний проспект, 7;
  • 10.1872 года — дом Эбелинг — Миллионная улица, 26;
  • 11.1872 — 01.1873 года — 5-я линия, 40;
  • 01. — 09.1873 года — доходный дом А. И. Лихачевой — Средний проспект, 28;
  • 09.1873 — 01.1875 года — 4-я линия, 55
  • 1876—1886 — главное здание Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 7;
  • 1886—1887 — дворовый флигель дома Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
  • 1887—1888 — квартира Н. П. Симановского в доходном доме Страхова — Фурштатская улица, 41;
  • 1888 — осень 1889 года — дом Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
  • осень 1889—1918 — доходный дом — Большая Пушкарская улица, 18, кв. 2;
  • 1918 — 27.02.1936 года — Николаевская набережная, 1, кв. 11.

Общественная позиция

Цитаты:

  • «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <…>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <…>. Пощадите же родину и нас» (цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 24).
  • «Мы живём в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие волховстрои и днепрогэсы» (выступление в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учёными. М.: Академия, 2003, с. 25)

Из книги Э. А. Асратяна «Иван Петрович Павлов».

Я помню высказывание Ивана Петровича о существовании Бога, сделанное им в узком кругу сотрудников зимой 1932 г. Он говорил: «Когда я был молодым, меня мучил один вопрос — существует ли Бог или не существует? Долго думал на эту тему, в конце концов пришёл к выводу, что Бога не существует. Я рассуждал таким образом. Допустим что Бог существует и что он является творцом вселенной. А кто же тогда является творцом Бога?» Несколько раз я слышал павловские слова: «Естествоиспытатель не может не быть атеистом, естествознание и религия несовместимы.»

Но Иван Петрович относился весьма отрицательно к грубой антирелигиозной пропаганде и политике. Не один раз в моём присутствии он возмущался некоторыми мероприятиями тех или иных организаций в этом направлении. Свою позицию в этом вопросе он однажды аргументировал примерно так: «На свете ещё очень много тёмных, необразованных людей, которые весьма плохо разбираются в явлениях природы и общественной жизни, которые лишены такой мощной моральной опоры как просвещение, образование. Моральная опора для их жизни — религия, вера в Бога. Из за нужды, дурного воспитания или по иным причинам, многие становятся на путь мелких и больших преступлений, обманывают, обворовывают, и т. п. Религия способна облегчить их страдания за эти дурные поступки. Я могу сказать по себе. Бывало, своруешь в детстве лишний кусок сахара у матери, и совесть замучает. А идёшь в церковь к священнику исповедоваться — и легче делается на душе. Вот каково значение этой моральной опоры для тёмного человека.

Хочешь отнять у него эту опору, так будь добр, замени её другой — просвещением, вернее, просвещай его, и религия, как опора, исчезнет сама собой. Необходимости в религии не будет лишь в будущем, когда все члены общества станут просвещёнными людьми. Да ещё вопрос: все ли члены такого общества обойдутся без религии? Может быть ограниченное число лиц со слабой нервной системой даже и тогда будет нуждаться в религии.»

Для характеристики отношения Павлова к религии весьма важное значение имеет один эпизод. За несколько месяцев до своей смерти Иван Петрович в узком кругу рассказал о том, что получил письменную просьбу от английской прогрессивной ассоциации (то ли естествоиспытателей, то ли журналистов) дать своё согласие на звание почётного члена организованного ими общества «рационалистов», которое, в числе других целей, ставит перед собой задачу вести борьбу против религии. Иван Петрович, по его словам, поблагодарил за оказанную ему честь и дал своё согласие стать почётным членом организованного ими общества, но при условии, что борьба с религией будет вестись не насильственным путём, а путём распространения просвещения (содержание его ответа я привожу по памяти).

Рассказ Александра Куприна об академике Павлове: «Чудесный доктор» http://www.lib.ru/LITRA/KUPRIN/doctor.txt[нет в источнике]

Память

Серебряная памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения И. П. Павлова, 1999 г.

Именем Павлова был названы:

  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет,
  • Село Павлово во Всеволожском районе Ленинградской области,
  • Институт физиологии в Санкт-Петербурге,
  • Рязанский Государственный Медицинский Университет
  • Улица академика Павлова в Москве,
  • Станция метро и площадь в Праге (Чешская Республика).
  • Улицы в чешских городах Оломоуц, Карловы Вары, Зноймо, Крнов и Фридэк-Мистэк (Моравскосилезский край).
  • Улица Павлова в городе Рязань. Там же расположен дом-музей Павлова.
  • Памятник И. П. Павлову в Рязани (1949, архитектор А. А. Дзержкович) бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер
  • Памятник И. П. Павлову в Киеве на территории центрального военного госпиталя (историческое Госпитальное укрепление Киевской крепости)
  • Памятник Павлову в Абхазии, город Сухум, на территории обезьяньего питомника.
  • Станция метро в г. Харьков (Украина)

См. также

Литература

  1. Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. — М.: Наука, 1981.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ПАВЛОВ И.П, — ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?


ПАВЛОВ Иван Петрович (1849—1936). В конце прошлого века в ЛАБОРАТОРИИ  Петебургской военно-медицинской академии произошло событие, о котором заговорил весь учёный мир. Малоизвестный до того профессор физиологии Иван Петрович Павлов производил опыты над собаками и получил из их желудков желудочный сок, обладавший чудодейственным свойством: он исцелял некоторые прежде неизлечимые болезни.

Но ещё больше поразило учёных описание самих опытов Павлова. Они оказались совершенно безопасными для животных: собаки оставались живыми и здоровыми. Значит, можно изучать различные процессы в организме, не нарушая его работу? Подобного не знали ещё ни в одной лаборатории мира! И учёные разных стран устремились в Петербург, чтобы собственными глазами увидеть опыты Павлова.

Облачившись в белоснежные халаты, они входили в лабораторию и там часами наблюдали, как из маленькой серебряной трубки, вставленной в желудок собаки, капля за каплей вытекал сок. Он был чист и прозрачен, как слеза, потому что пища, которую глотала собака, не доходила до желудка: она попадала обратно в миску через другую трубку, вставленную в пищевод. «Но если пища не попадает в желудок и не раздражает его, что же заставляет поджелудочную железу выделять сок?» — дивились учёные. Павлов отвечал на это просто: мозг, и только мозг. Именнр он управляет работой сердца, лёгких, желудка и всех других органов человека.

Как только собака касается языком пищи или даже просто видит её, по нервам, будто ток по проводам, немедленно бежит сигнал в головной мозг. В ответ на эти сигналы мозг посылает команду, и железы вырабатывают нужные для пищеварения вещества: слюну и желудочный сок.

ГІока учёные всего мира проверяли и повторяли опыты Павлова, сам он уже задумывался над другим вопросом: почему животные совершают различные поступки? Многие утверждали, что всеми поступками руководит таинственная «душа», которая будто бы есть у каждого живого существа. Но Павлов понимал, что это чепуха. И вместе со своими учениками он ставит новые опыты. Он доказывает, что большинство поступков объясняется РЕФЛЕКСАМИ, проще говоря, привычками, которые образуются у животного. Если, например, собаку какое-то время кормить по звонку, то вскоре звонок будет вызывать у неё АППЕТИТ: у собаки начнёт выделяться слюна ещё до начала кормления. У нее выработался рефлекс. Именно рефлексы заставляют животных добывать себе пищу, обороняться от врага или даже становиться «артистами» в руках дрессировщика.

Это было великим открытием, настоящим переворотом в науке. Перед учёными открывался путь к постижению самой сложной загадки природы — человеческого мозга.

Павлов уже стал известен во всём мире, когда произошла Октябрьская революция. Как ни трудно было стране в первые годы Советской власти, по указанию В. И. Ленина Ивану Петровичу создали все условия для научной работы, которой Павлов отдавал все силы, всю страстность своей души.

Часами не выходил он из лаборатории, стремясь выяснить, что происходит в клетках мозга, понять причины многих тяжёлых болезней. Он читал лекции и посещал больницы, писал книги и выступал на учёных конгрессах. Люди поражались его энергии и трудоспособности: ведь Павлову в то время шёл уже восьмой десяток. Но старый учёный знал секрет долголетия. Он умел не только работать, но и отдыхать. Как и в молодые годы, он много ходил пешком и ездил на велосипеде, купался до первых заморозков, а на городошной площадке по-прежнему не знал себе равных.

Павлов прожил почти девяносто лет. Незадолго до смерти он обратился с письмом к молодёжи. «Помните,— писал он,— что наука требует от человека всей его жизни». Именно таким человеком, отдавшим науке всю свою жизнь, был Иван Петрович Павлов.


 

www.what-who.com

ПАВЛОВ — это… Что такое ПАВЛОВ?

  • Павлов Н. Ф. — Павлов Н. Ф. ПАВЛОВ Николай Филиппович (1805 1864) писатель, сын вольноотпущенника. Получил образование в Московском театральном училище и затем в Московском университете (юридический факультет). Служил в суде и канцелярии московского губернатора …   Литературная энциклопедия

  • ПАВЛОВ —         Иван Петрович [14(26).9. 1849, Рязань, 27.2.1936, Ленинград], рус. физиолог, акад. АН СССР (1907). Нобелевская пр. (1904).         Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистич. традиций рус. философии и… …   Философская энциклопедия

  • Павлов И. Н. — Павлов, Иван Николаевич Иван Павлов Иван Николаевич Павлов (5 (17) марта 1872, деревня Поповка Каширского уезда Тульской губернии  30 августа 1951, Москва)  русский и советский гравёр и художник, наро …   Википедия

  • Павлов — Павлов, Ив. Пет. (1849) академик, профессор физиологии, знаменитый русский ученый, творец учения об условных рефлексах . Главный его труд Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных (сборник статей,… …   1000 биографий

  • ПАВЛОВ — Иван Петрович (род. в 1849 г.), академик, знаменитый русский физиолог, получивший мировую известность благодаря своим работам в области физиологии пищеварения и особенно в области физиологии высшей нервной деятельности. Он является творцом теории …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПАВЛОВ — Иван Петрович (1849 1936), русский физиолог. Его ранние работы акцентировались на физиологии и неврологии пищеварения. В 1904 г. Павлов получил Нобелевскую премию по медицине и физиологии. Однако он больше известен своими классическими трудами по …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Павлов А. П. — Павлов А. П.         Aлексей Петрович сов. геолог и палеонтолог, акад. AH CCCP (1916; чл. корр. 1905). B 1879 окончил естеств. отделение физ. матем. ф та Mоск. ун та, работал там же (c 1886 проф.).          Oсн. труды посвящены стратиграфии… …   Геологическая энциклопедия

  • Павлов Ф. П. — Павлов Ф. П. ПАВЛОВ Федор Павлович (1892 1931) чувашский писатель драматург и композитор. Р. в с. Батыреве, Цивильского района, в семье зажиточного крестьянина. П. начал свою литературную деятельность как беллетрист (на русск. яз.) еще до… …   Литературная энциклопедия

  • ПАВЛОВ — Иван Петрович (1849 1936), российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы. Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения. Ввел в практику хронический эксперимент (длительное… …   Современная энциклопедия

  • Павлов — (Иван Петрович, род. в 1849 г.) физиолог, сын священникаРязанской губ. Окончил курс наук в медико хирургической акд. в 1879 г.,в 1884 г. назначен приват доцентом физиологии и в том же году получилкомандировку на 2 года за границу с научной целью; …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *