Кто такой релятивист: РЕЛЯТИВИСТ | это… Что такое РЕЛЯТИВИСТ?

Релятивизм — Психологос

01 октября 2022 г., 21:46

Релятивизм (этический) (лат. relaiivus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе этических теорий.

Выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер. Нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени.

Но за этим многообразием и изменчивостью моральных представлений релятивисты не усматривают ничего общего и закономерного. В конечном итоге релятивизм приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них какого-либо объективного содержания. Этический релятивизм часто выражал в себе стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматический смысл (Абсолютизм). В истории этических учений релятивистское воззрение на мораль получает развитие уже в рабовладельческом обществе. Софисты, указывая на противоположность нравственных представлений у разных народов (то, что считается добродетелью у одних, осуждается как порок у других), подчеркивали относительность добра и зла (добро есть то, что полезно тем или иным людям).

В релятивизме софистов выразилось стремление развенчать абсолютные моральные установки, узаконенные многовековыми традициями прошлого. Подобное отношение к моральным принципам проявилось также у академиков — поздних последователей Платона. В новое время идеи этического релятивизма развивали Гоббс и Мандевиль, которые пытались подорвать основы религиозно-догматической нравственности феодализма, опровергнуть представление о ее абсолютном характере и божественном происхождении. При этом религиозно-идеалистическому пониманию морали они противопоставили материалистическое ее истолкование: источник нравственности — в интересах и склонностях людей, в их представлениях о полезном и вредном, а также в потребностях государственного устройства. Подчеркивая относительный характер моральных представлений, Мандевиль уделяет особое внимание критике учения о врожденных нравственных чувствах, распространенного в то время.

Крайние формы этического релятивизма сочетаются с полным отрицанием каких-либо объективных оснований нравственности. Наиболее характерна в этом отношении эмотивистская теория (Неопозитивизм). Ее сторонники считают, что моральные суждения не имеют никакого объективного содержания, а выражают лишь субъективные установки тех, кто их высказывает. Отсюда делается вывод, что моральные суждения нельзя считать ни истинными, ни ложными и что не следует даже ставить вопрос об их обоснованности и правомерности: каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, которые ему предпочтительны, и любая точка зрения в морали одинаково оправданна. Такая форма этического релятивизма является теоретическим обоснованием морального нигилизма. Будучи реакцией на догматизм релятивистская точка зрения вместе с тем делает невозможной выработку четкой моральной позиции. Провозглашая принцип безусловной терпимости в морали, эмотивисты тем самым (хотят они этого или нет) теоретически оправдывают всякое социальное зло.

  • Философские термины
  • Методология
  • Этика
  • Мораль

Комментарии (4):

Гость, 18 октября 2014 г., 11:30

Олеся очень хорошая и полезная статья)) мне понравилась.

Мартын, 03 марта 2015 г., 13:07

Самое интересное в том, что попытка отрицания релятивизма само по себе является релятивизмом, ибо для его отрицания необходимо признать его объективное существование. Таким образом, бороться с релятивизмом (если вообще такое желание имеется) с помощью отрицания в принципе невозможно.

Гость, 12 мая 2018 г., 21:06

Если релятивизм использовали софисты, не значит что он плохой и нужно с ним бороться. Бороться нужно с софистами.

Гость, 31 августа 2021 г., 13:24

Арабская женщина вряд ли бы так подумала. Им с детства внушают уважение к мужчинам, она бы не назвала их самцами.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Истина

Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть.

1Подробнее

Что такое культурный релятивизм?

Вопрос

Ответ

Культурный релятивизм является убеждением, что все верования, обычаи и этические нормы являются относительными для человека в его собственном социальном контексте. Иными словами, “правильно” или “неправильно” зависит от культуры; что считается моральным в одном обществе, может считаться аморальным в другом, и поскольку не существует универсального стандарта морали, то никто не имеет права судить обычаи другого общества.

Культурный релятивизм получил широкое признание в современной антропологии. Культурные релятивисты считают, что все культуры равны в своих правах и имеют одинаковую ценность. И разнообразные культуры, даже те, чьи моральные убеждения конфликтуют, не следует рассматривать с точки зрения правильного и неправильного или хорошего и плохого. Современные антропологи считают все культуры одинаково законными проявлениями человеческого существования, которые следует изучать с полностью нейтральной позиции.

Культурный релятивизм тесно связан с этическим релятивизмом, который считает истину относительной, а не абсолютной. Суть правильного и неправильного определяется исключительно индивидом или обществом. Поскольку истина не является объективной, то не может быть никакого объективного стандарта, который мог бы применяться ко всем культурам. Никто не может сказать, что кто-то другой прав или неправ; это вопрос личного мнения, и ни одно общество не может осуждать другое.

Сторонники культурного релятивизма не видят ничего плохого (и ничего хорошего) в каких-либо культурных проявлениях. Таким образом, практика членовредительства и человеческих жертв древних майя не является ни хорошей, ни плохой; это просто культурные отличия, сродни обычаю в некоторых странах запускать фейерверки на Новый год. Человеческие жертвы и фейерверк – это просто разные продукты отдельных обществ.

В январе 2002 года, когда президент Буш назвал террористические нации “осью зла”, культурные релятивисты были поражены. Чтобы одно общество назвало другое “злом”, – это было немыслимым для релятивистов. Но появление движения, направленного на то, чтобы “понять” радикальный ислам, а не бороться с ним, является признаком того, что релятивизм делает успехи. Культурный релятивизм считает, что западный мир не должен навязывать свои идеи об исламском мире, в том числе о том, что убийства гражданских лиц террористами-смертниками являются злом. Релятивисты утверждают, что исламская вера в необходимость джихада является столь же уместной, как и любая другая вера в западной цивилизации, и что Америка так же виновата в нападениях 11-го сентября, как и террористы.

Культурные релятивисты, как правило, выступают против миссионерской работы. Когда Евангелие проникает в сердца и изменяет жизни, всегда следуют определенные культурные изменения. Например, когда Дон и Кэрол Ричардсоны евангелизировали племя сави в Голландской Новой Гвинее в 1962 году, сави изменились: в частности, они отказались от своих давних обычаев людоедства и убийства вдов на погребальных кострах их мужей.

Культурные релятивисты могут обвинить Ричардсонов в культурном империализме, но остальная часть человечества согласится, что прекращение каннибализма – это хорошо. (Полный рассказ о преобразовании сави, а также описание культурной реформы в отношении миссий, вы можете найти в книге “Дитя мира” [англ. “Peace Child”] Дона Ричардсона.)

Как христиане мы ценим всех людей, независимо от культуры, потому что признаем, что все люди созданы по образу и подобию Бога (Бытие 1:27). Мы также считаем, что разнообразие культур – прекрасно, и различия в еде, одежде, языках и т.д. следует ценить и беречь. В то же время, мы знаем, что из-за греха не все верования и практики в разных культурах являются благочестивыми или культурно полезными. Истина не субъективна (Иоанна 17:17), она абсолютна, и существует моральный стандарт, согласно которому все люди из любой культуры будут привлечены к ответственности (Откровение 20:11-12).

Наша цель как миссионеров не заключается в том, чтобы заставить весь мир жить по западной модели. Скорее, она заключается в донесении всему миру благой вести о спасении во Христе. Евангельское послание будет вести к социальной реформе до такой степени, что любое общество изменит свои обычаи, которые противоречат Божьим моральным нормам – например, идолопоклонство, полигамия и рабство придут к концу, если Слово Божье получит должное влияние (Деяния 19). В вопросах, не касающихся морали, миссионеры стремятся сохранить и уважать культуру людей, которым они служат.

English



Вернуться на стартовую страницу

Что такое культурный релятивизм?

Поделиться этой страницей: Определение

в кембриджском словаре английского языка

Это релятивистская точка зрения, согласно которой иерархия стоит на первом месте.

Из журнала The New Yorker