Кто такой выготский: Выготский Лев Семенович | Ученые

Выготский, Лев Семенович — Психологос

«Быть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им».
Л.С. Выготский

Лев Семенович Выготский

Лев Семёнович Выго́тский (17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.

Биография

Выготский родился 17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 года в белорусском городе Орша в семье служащего. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в г. Гомеле. С 1924 года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова.

Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания (его работа «Мышление и речь», 1934 является основополагающей для отечественной психолингвистики). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы.

Дочь Л.С. Выготского — Гита Львовна Выго́тская — известный советский психолог и дефектолог.

Влияние Выготского

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.

В 1970-е гг. теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США.

Лев Семенович Выготский — психолог, отец, человек — психологический центр, помощь психотерапевта, консультация психолога

Выготский Лев Семенович (1896- 1934)– выдающийся советский психолог, основоположник культурно-исторического подхода, получившего мировую известность. Практически, единственный оппонент великого женевского психолога Жана Пиаже. С начала 30-х годов он был вычеркнут из истории отечественной психологии.

Мне повезло. Лет 10 назад, когда я училась в аспирантуре Психологического института РАО, всякий раз спускаясь в подвал к секретарю аспирантуры, я вглядывалась в старые стены, ведь всем было известно, – здесь жил Выготский. Я представляла себе туманные картины того времени и его судьбы. Очень хорошо помню свой трепет в душе и свои грезы. А сегодня я была в доме дочери Выготского – Гиты Львовны Выгодской, и мы говорили об ее отце.
Простой разговор — часа четыре — о ее детских воспоминаниях и чувствах, но мне кажется, что в этой простоте рассказа, необыкновенно живых (в ее 78 лет) глазах, в том, как, прощаясь, она по-детски взяла меня за руку, присутствовал сам Лев Семенович. Ее папа. Таким я его почувствовала.
Елена Шуварикова.

— 9 лет я прожила с ним в одной комнате, не в подвале Психологического Института, где Выготсий жил сразу после приглашения в Москву, а на Серпуховке. В те годы это была глухая провинция… (Смеется).

— Вам было 9 лет, когда папы не стало?

— Не просто 9 лет, а мой день рождения – был последний день, когда он работал. Уходя, он сказал мне: «Постараюсь прийти пораньше». Но на работе у него случилось очень тяжелое кровохарканье. Его привезли домой, положили на кровать, и когда я вбежала в комнату, он только прошептал губами: «Я обещал тебе прийти пораньше. И пришел». Больше он не поднялся. У него была тяжелая форма туберкулеза легких. Был пневмоторакс. Еще в 25-26-х годах его положение было настолько тяжелым, что его жизнь исчислялась месяцами. Ему систематически поддували легкие. Было очень тяжело, но это продлило ему жизнь на 8-9 лет. Он знал, что приговорен, что отпущены месяцы… А прожил еще годы.

— Поэтому он так много работал?

— Да, он так много работал, торопился закончить свои труды. У меня есть письмо отца к любимому ученику — Сахарову. Он пишет: «Я в очень трудных условиях: в палате 6 тяжело больных, койки стоят вплотную, работать очень трудно». Но в таких условиях он писал «Исторический смысл психологического кризиса».
У папы на голове…

— Расскажите, каким Вы его запомнили как папу…

— У мамы был довольно твердый характер, и я всегда была ближе с папой. Маму я бесконечно предано любила, но по духу был ближе папа. И все детство было с ним связано, несмотря на его бешеную загруженность. Мы жили в 23-метровой комнате вчетвером – мама, папа, я и сестренка. Этот дом снесли в 1971 году. И сейчас на месте дома — шахта метро «Серпуховская». Я всегда думаю, когда вижу идущих в метро людей, что они даже не подозревают, какие интересные вещи происходили на том самом месте, где они садятся в поезда…

Жили мы так: стоял письменный стол, стеллажи с книгами до потолка и наше ложе, на котором мы спали – кровать родителей, детская кровать сестренки и довольно узкий диванчик, на котором много лет спала я. Он сидел за столом спиной и работал, а у него «на голове» мы играли. Спинка стула использовалась для строительства домика куклы. С его стороны — никакого возмущения и раздражения, — это считалось вполне нормальным. У меня какие-то игрушки были, а у ребят во дворе совсем не было, и они подговаривали: «Сходи-спроси: можно ли у вас поиграть?». Вот хорошо помню, я спрашиваю у мамы, как у первой инстанции: «Ребята хотят прийти к нам поиграть…» Мама показывает – папа работает. Он тут же поворачивается, как бы ни был сосредоточен: «Можно, конечно, можно. Ко мне приходят товарищи, и было бы несправедливо, если к тебе не могли прийти. Иди, зови ребят». И на оставшихся 7-9 свободных метрах мы играли. Причем ребята, не стесняясь, в полный голос говорили. Он только поворачивался, смотрел на нас и продолжал работать.

Где-то в 31-м году из Берлина вернулась очень верный Выготскому человек — Блюма Вульфовна Зейгарник. Она вспоминала в 1984 году в день, когда отмечали 50-летие со дня его смерти, как была потрясена, когда впервые попала к нам домой. Выготский сидит, работает. Мама делает свои дела по дому. Кто-то входит, выходит, разговаривает. Дети играют. А он работает. Зейгарник не могла себе представить, что в таких условиях можно написать такие труды, какие написал Лев Семенович.

— При такой занятости, сколько же отцовского времени доставалось старшей дочери?

— Специального времени он мне уделять не мог, но я никогда не слышала от него: «Я занят» или что-то в этом роде. Естественно, мы были приучены, если у него сидел кто-то из аспирантов или сотрудников, мы с сестрой не лезли.

А в положенные 8.30 вечера стелила свой диванчик и под эти разговоры засыпали. Мне тогда казалось – какой скукой они занимаются… (Смеется). Иногда со мной договаривались: «Придут друзья, ты, пожалуйста, сиди тихо. Не мешай». Они собирались и, закатив глаза, читали стихи. На греческом, на немецком и, конечно, на русском.

Иногда отец брал меня с собой, когда ходил консультировать в Институт Мозга. Сначала мне показывал все, включая знаменитую банку — мозг Ленина, а потом я ждала во внутреннем дворике, пока он освободится. Зато нам предстояла обратная дорога с разговорами.

В нашем доме творятся несправедливые вещи!

— Фразой: «Это было бы несправедливо – мне можно, а тебе нельзя», я бы описала атмосферу нашего дома. У нас жил Леня – мой двоюродный брат, на 2 года старше. Для меня он был огромным авторитетом. И мы с ним были глубоко уверены, что, то, что можно взрослым, можно и нам. Произошла такая смешная история. За несколько лет до смерти Лев Семенович начал курить. Как легочнику, ему, конечно, не нужно было это делать.

А так как это доставляло ему удовольствие, то ни у кого не хватало духа запретить ему. И в один прекрасный день Леонид говорит мне: «Ты знаешь, у нас в доме творятся несправедливые вещи: вот Лев Семенович курит, а нам не дал». Я была возмущена: действительно! Мне самой это в голову не пришло. Я говорю: «Давай до вечера подождем, он придет, и будем выяснять отношения». Пришел папа. Все ужинали. Мы сидели с двух сторон от него, болтали ногами и с нетерпением ждали, когда он закончит чаепитие. В семье очень любили вечерами пить чай возле печки и разговаривать. А тут он нам был нужен. Мы сгорали от нетерпения… И вот с чаем было покончено, он отодвинул стакан, только хотел достать портсигар, а я ему говорю: «Ты знаешь, у нас творятся несправедливости». Он очень серьезно к этому отнесся. «Вот ты куришь. А нам с Ленечкой и не подумал предложить». Он подумал и спросил: «А ты уже пробовала?» Говорю: «Я нет, а Леня пробовал». Он еще подумал и сказал: «Ты права. Будем курить вместе». Никто из присутствующих, а семья у нас собиралась человек 11-12, не проронил ни слова.
Он достал три папиросы. Размял, дал нам с Леней, объяснил для чего нужно разминать, потом показал как надо примять мундштук у папиросы… Все молчали… Гробовая тишина. А у меня — торжество на душе невероятное! Он поднес зажигалку мне, Лене, себе. «А теперь, — говорит, – надо вдохнуть глубоко»… До этого момента я помню все отчетливо. После этого — ничего не помню. И больше я никогда не пробовала курить. А Леня закурил на 18 году жизни.

— В большой семье – 12 человек – был кто-то старше Льва Семеновича?

— Дедушка и бабушка.

— А кто считался главой семьи?

— Наверное, дедушка. До 31 года, когда дедушка умер. Потом все обязанности за семью и сестер папа взял на себя.

— И все-таки, старшие молчали, когда он дал вам курить…

Да, все молчали. Негласно он был любимцем в семье, но никогда этим не пользовался.

Мой талисман

— Его любили в семье, любили и уважали ученики. А как он сам к себе относился?

— Очень требовательно. Предельно скромный человек, сверхделикатный. Поэтому он в каждом готов был видеть человека, значащего больше, чем он сам. И это не было позой. Никогда. Он слушал своих учеников так, что если бы Вы вошли, то не поняли, кто учитель, а кто ученик. Отношение к людям у него было необыкновенное. У нас в институте дворник работал много лет. Однажды у меня с ним зашел разговор о Льве Семеновиче. «Он как еще от углы улицы меня выдел – он шляпу сымал, и мне кланялся». Уборщицы говорили похожие вещи. Из Ярцево, где отдыхали летом, мы забрали в Москву сына хозяев, у которых снимали квартиру, а на следующий год дочь. Им в институты надо было поступать. И у отца как-то находилось время опекать молодых студентов.

— А все-таки, как к себе он относился? Любил себя?

— Он никогда о себе не думал, не заботился о себе, легко и охотно поступался своими удобствами ради окружающих. Человек по 8-10 часов в день читает лекции на одном легком… Остальное время сидит, пишет. Ночью проснешься – мама, сестренка спят. На столе горит зеленая лампа — он работает. Фактически, он относился к себе по-варварски. Он своей значимости не понимал. Вот еще такой пример. Мне надо было идти в школу. В один из дней в августе он приехал и сказал: «Тебя приняли в школу. И самое интересное, ты – Выгодская, и класс — «в». Легко запомнить». Оказывается, это был самый слабый класс: «нулевку» я не проходила, и меня записали в класс «в». Но его это нисколько не ущемляло. Настало 31 августа (тогда это был первый день учебного года). Завуч в сером халате зачитывал списки. И вдруг, читая список первого «а», зачитывает мою фамилию. Папа говорит: «Это недоразумение. Ты записана в класс «в». Когда завуч закончил читать, Лев Семенович подошел к нему (а отец консультировал эту школу) и говорит: «Тут какая-то ошибка. Моя дочь в классе «в». Я очень хорошо помню этот разговор — папа держал меня за руку. Тот ответил: «Мы просто посчитали, что дочь Выготского может учиться в классе «а». Смущение на лице Льва Семеновича было заметным. Мне самой было неловко идти с ним в этот класс «а»…

— А как он относился к Вашей маме? Каким был мужем?

— Он очень любил маму. Очень гордился ей. У меня сохранилась такая записная книжечка, в которую он вносил записи в Лондоне… И на странице дня рождения мамы он так о ней пишет… Я была так взволнована, когда прочла слова, обращенные к ней… Он очень любил, когда она с ним ходила на конференции, заседания. Мама одно время работала в Институте Дефектологии – в самом трудном, диагностическом отделении, и приводила трудных детей к нам домой, чтобы у них была передышка, когда родители их не брали. Мама работала, и папе это было приятно и интересно. Я вообще в семье не слышала ни одной ссоры, ни разу никто не повысил голос. Ни разу не помню, чтобы бабушку называли иначе, как «мамочка». Уже совсем взрослая, я узнала от мамы такую историю. У нее было серебряное колечко, доставшееся ей когда-то от матери. Когда папа уезжал, он брал его с собой. Сначала просто как материальное напоминание о маме, но постепенно это кольцо стало талисманом. Всегда, расставаясь с мамой, он брал это кольцо с собой. И в день его похорон, в крематории, мама сняла с руки кольцо и надела на палец папе.

«Давай я пойду на психологическое…»

— А как Вам было быть дочерью Выготского?

Как Вам сказать… В общем, трудно. Фамилия была одиозная, хоть и отличалась одной буквой. Отец изменил «д» на «т». Его родственникам этого сделать не разрешили. Многие не знали точно, кто такой Выготский, «он ли украл, у него ли украли», – с чем-то таким он был связан. (Смеется). Я училась во времена «махровые». Страшные. Проректор по кадрам в МГУ, до сих пор помню его фамилию — Почекутов, был страшный человек. Что он делал со мной на распределении! Вы не представляете себе. «Она из Гомеля. Не была ли в оккупации? Нет. А не было ли родственников в оккупации? Нет. А нет ли родственников за границей…» Самое худшее распределение дали мне. И даже после распределения 3 месяца меня не брали на работу. Я уже с грудным ребенком была готова работать кем угодно. Александр Романович Лурия помог, и меня взяли лаборантом.

— А у Вас была внутренняя альтернатива – в психологию идти или куда-то еще?

Я хотела стать историком (меня интересовала древняя история). А мама узнала, что есть отделение психологии. Ей ужасно этого хотелось! Знаете, я считаю, она это заслужила: одна, без высшего образования «тянула» двух детей. Какой ценой, каким трудом… И я решила, что читать книги по истории я могу и сама, в конце концов, и сказала маме: «Давай я пойду на психологическое…»

— Вы не пожалели потом?

— Много сложностей, конечно, было. Заведовал отделением психологии Рубинштейн, а он, по словам его ученика Ярошевского, запрещал произносить даже имя Выготского. Даже когда училась моя дочь на психфаке, она старалась не афишировать, что она — внучка Выготского.

Гита Львовна сказала, что отец был предельно скромным человеком. По-моему, и они – его потомки (кстати, почти все психологи) — похожи на него в этом. Ум, достоинство и простота. Как редко встречается мне в людях такое сочетание…

Как Выготский пришел в психологию? При выборе специальности после окончания гимназии Лев поддался уговорам родителей, которым казалось, что медицинское образование сможет обеспечить сыну в будущем интересную работу и средства к существованию. Но, проучившись около месяца на медицинском факультете Московского Императорского университета, он переводится на юридический факультет (это давало право впоследствии стать адвокатом и жить вне «черты оседлости»). Однако интерес к философии и литературе, проявившийся еще с детства, был так высок, что Лев Семенович одновременно (в 1914г.) поступил на академическое отделение историко-философского факультета народного университета им. Шанявского. Психологию и педагогику в этом негосударственном университете преподавал оригинальный мыслитель и известный русский психолог П.П.Блонский. Он и увлек Выготского своими идеями …

Лев Выготский: кем он был и чем занимался

Лев Выготский был русским психологом, наиболее известным своими теориями психологии развития. Он публиковался на самые разные темы. Его идеи менялись с годами. Он впервые разработал концепцию зоны ближайшего развития (см. Также Леса), а также роль культуры и языка в когнитивном развитии. Выготский хотел «создать новый всеобъемлющий подход к психологическим процессам человека» ( 3 , с. 168).

Лев Семенович Выготский родился 17 ноября 1896 года в Орше, Белоруссия (в то время входившая в состав Российской империи). Блестящий интеллектуал, педагог-психолог, общественный деятель и педагог, чья деятельность связана с образованием, Выготский умер в июне 11 октября 1934 г., 38 лет.

Лев Семенович Выготский

Лев родился в нерелигиозной и обеспеченной семье еврейского происхождения в семье Выгодских. Симха Выгодский, отец Льва, был банкиром и вскоре после рождения Льва был назначен начальником отдела Объединенного банка в городе Гомеле (9).0003 2 ). Вся семья переехала в Гомель, и Лев учился дома до 1911 года. Затем он поступил в частную еврейскую гимназию, которую окончил с отличием. В то время, когда еврейская квота студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга едва достигала 3%, Лев Семенович Выготский участвовал в голосовании «еврейской лотереи» и в 1913 году был принят в Московский университет.

Несмотря на свою страсть к социальным и гуманитарным наукам, юный Лев поддался давлению семьи и подал документы в медицинский институт. Однако ему потребовался всего один семестр, чтобы перейти в юридическую школу. Параллельно с этим Лев также посещал лекции в Шанявском университете, проявляя активный интерес к истории, культуре, традициям и самобытности еврейского народа, языкознанию, литературе, философии и психологии, а также яростно критиковал сионизм и социализм. По его мнению, «еврейский вопрос» может быть решен только путем возврата к традиционному иудейскому православию. К сожалению, Льву так и не удалось получить высшее образование.

В 1917 году, когда Октябрьская большевистская революция в Петрограде и Москве прервала формальную учебу, Лев решил вернуться в Гомель. В 1917 году Гомель находился под административным управлением Украинского государства, и сведения о жизни Льва в этот период скудны. Однако в 1919 году Гомель захватили большевики, и с 1919 по 1923 год Лев активно участвовал в социальных преобразованиях родного города, став видным представителем местной большевистской власти.

К 1920 году он начал подписывать свои журналистские публикации как Лев Семенович Выготский, заменив свою первоначальную еврейскую фамилию на Выготский, а «Симхович» — на славянский вариант Семенович. Две его дочери, родившиеся в 1925 и 1930 годах соответственно, как и другие его родственники, никогда не меняли своих еврейских фамилий. В настоящее время его фамилия пишется как « Выготский » на английском языке.

Выготский, его жена и дочери, дата неизвестна

В январе 1924 г. Лев принял участие во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде, состоявшемся в Петрограде (город, впоследствии переименованный в Ленинград). После съезда Выготскому была предложена возможность стать научным сотрудником престижного Психологического института в Москве. Выготский и его жена Роза Смехова переехали в Москву, и Лев начал свою карьеру в качестве штатного научного сотрудника и учителя средней школы, сосредоточившись на роли языка в обучении и процессах обучения. В 1925 лет он защитил диссертацию под названием « Психология искусства ». Однако только в 1960 году его диссертация была опубликована вместе с книгой «Педагогическая психология», в основе которой лежали конспекты лекций, которыми он пользовался, работая преподавателем психологии в Гомеле.

Лето 1925 года стало поворотным в жизни и карьере Льва. По возвращении из Лондона, где он присутствовал на конгрессе по обучению глухих, у него рецидив туберкулеза, и он был госпитализирован. Вопреки всему, он выжил. Тем не менее до конца 19 века он оставался инвалидом и безработным.26. Осенью 1925 года Выготскому заочно была присуждена докторская степень.

После выписки из больницы Лев продолжил свою методическую и теоретическую работу, связанную с кризисом в области психологии. Хотя он так и не закончил рукопись, он продолжал работать над ней до 1927 года. В 1982 году рукопись наконец была опубликована. Несмотря на то, что он содержал очевидные редакционные искажения и вмешательства, он был представлен как одна из самых замечательных работ Выготского. В своей первоначальной рукописи Выготский предложил развитие общей психологии, которое объединило бы марксистские философские подходы с натуралистическими и объективистскими подходами психологической науки. В той же рукописи он выступил против формирования «марксистской психологии» как действенной альтернативы философским и натуралистическим школам. По его мнению, настоящая марксистская психология должна строиться не просто на цитатах из сочинений Маркса, а на методологии, соответствующей марксистской сути.

Выготский преподает

В период с 1926 по 1930 год Выготский собрал разных учеников – в том числе Алексея Леонтьева , Бориса Варшаву , Леонида Занькова , Александра Лурию – и начал исследовать развитие высших когнитивных функций понимания речи, логическая память, избирательное внимание и способность принимать решения. Это явление исследовалось с трех разных сторон:

  • Культурно-исторический подход : изучение того, как модели культурного и социального взаимодействия изменяют процессы развития и формы посредничества
  • Подход к развитию : изучение того, как дети приобретают высшие когнитивные функции поддержка в рассуждениях и памяти. ( 1 )

Выготский пересмотрел свою теорию в 1930-х годах. Период крупного пересмотра теории Выготского привел к переходу от механистской ориентации в XIX в. 20-х годов к интегративной целостной науке в 1930-х годах.

Начало 1930-х годов стало очень трудным периодом в жизни Выготского как в личном, так и в теоретическом плане. По мере того, как он осознавал недостатки своей теории и под влиянием холистических теорий, отстаиваемых гештальт-психологией, Выготский начал реконструировать свои теории, стремясь построить психологическую теорию сознания. К сожалению, он умер от туберкулеза в 1934 году, оставив свою теорию незавершенной.

Более десяти лет исследований и усердной работы (1024-1934), Выготский опубликовал множество книг и статей по обучению и развитию детей. Однако труды и теории Выготского стали доступны западным психологам только спустя десятилетия после его смерти, в начале 1960-х годов, когда они были переведены, изучены и реализованы.

Работы Выготского

  • Сознание как проблема психологии поведения. Выготский 1925. (полный текст)
  • Методы рефлексологического и психологического исследования. Выготский 1925. (полный текст)
  • Психология искусства. Выготский 1925. (частичный полный текст)
  • Педагогическая психология. Выготский 1926. (частичный полный текст)
  • Исторический смысл кризиса в психологии: методологическое исследование. Незаконченный, Выготский прервал это в 1927 году. (полный текст)
  • Проблема культурного развития ребенка. Выготский 1929. (полный текст)
  • Конкретная психология человека. Выготский 1929. (неопубликовано — полный текст)
  • Основные проблемы дефектологии. Выготского 1929. (полный текст)
  • Социалистическое изменение человека. Выготский 1930. (полный текст)
  • Первобытный человек и его поведение. Выготский 1930. (полный текст)
  • Орудие и символ в развитии ребенка. Выготский 1930. (полный текст)
  • Инструментальный метод в психологии. Выготский 1930. (полный текст)
  • Воображение и творчество в детстве. Выготский 1930. (полный текст)
  • О психологических системах. Выготский 1930. (полный текст)
  • Метод исследования. Выготского 1931. (полный текст)
  • Анализ высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Структура высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Генезис высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Подростковая педагогика. Выготский 1931. (полный текст)
  • Самоконтроль. Выготский 1931. (полный текст)
  • Развитие личности и мировоззрения ребенка. Выготский 1931. (полный текст)
  • Развитие речи. Выготского 1931. (полный текст)
  • Проблема обучения и психического развития в школьном возрасте. Выготский 1931. (полный текст)
  • Динамика психического развития школьника в связи с преподаванием и обучением. Выготский 1931. (полный текст)
  • О Спинозе. Выготский 1921. (полный текст)
  • К проблеме психологии актерского творчества. Выготский 1932. (полный текст)
  • Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Выготский 1933. (полный текст)
  • Думать и говорить . Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема экологии. Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема сознания. Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема возраста. Выготский 1934. (полный текст)
  • Взаимодействие обучения и развития. (полный текст)
  • Психология и локализация функций. (полный текст)
  • Основы социального воспитания глухонемых детей в России. (полный текст)
  • Фашизм в психоневрологии. (полный текст)

Выводы

Лев Выготский — советский психолог, педагог и драматург. Его часто называют «отцом культурно-исторической психологии», и его работа оказала глубокое влияние на развитие и образование детей. Лев Выготский был одним из пионеров психологической школы мысли, известной как конструктивизм.

В 1924 году он опубликовал свою знаменательную работу «Мышление и речь», в которой изложил свою теорию «зоны ближайшего развития». мастерством выполнения все более сложных задач в сотрудничестве с более способными сверстниками или наставниками.

Работа Выготского в значительной степени игнорировалась при его жизни, но с тех пор она оказала большое влияние на теорию образования и развития ребенка. Идеи Выготского оказали большое влияние на теории психологии и образования ( 4 ) и продолжают играть важную роль в образовательной практике сегодня ( 3 ).

Ссылки

  1. Козулин А. (2004). Теория Выготского в классе: Введение. Европейский журнал психологии образования, 3-7.
  2. Паунд, Л. (2019). Как учатся дети (новая ред.). Лондон: Эндрюс ЮК Лимитед. п. 51. ISBN 978-1-909280-73-1
  3. Миллер, П. (2011). Теории психологии развития (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
  4. Дрисколл, член парламента (2000). Психология обучения для обучения (2-е изд.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon

Социокультурная теория когнитивного развития Выготского

Рисунок 4. 11 Лев Выготский

Лев Выготский (1896-1934) был русским психологом, который утверждал, что культура оказывает большое влияние на когнитивное развитие ребенка. Пиаже и Гезелл считали, что развитие происходит непосредственно от ребенка, и, хотя Выготский признавал внутреннее развитие, он утверждал, что именно язык, письмо и концепции, возникающие в культуре, вызывают высший уровень когнитивного мышления (Crain, 2005). Он считал, что социальное взаимодействие со взрослыми и более образованными сверстниками может способствовать раскрытию потенциала ребенка в обучении. Он полагал, что без этого межличностного обучения ум детей не продвинулся бы очень далеко, поскольку их знания были бы основаны только на их собственных открытиях. Давайте рассмотрим некоторые из ключевых концепций Выготского.

Зона ближайшего развития и строительные леса: Самая известная концепция Выготского — это Зона ближайшего развития (ZPD). Выготский заявил, что детей следует обучать в ZPD, что происходит, когда они почти могут выполнить задание, но не совсем самостоятельно без посторонней помощи. Однако при правильном обучении они могут добиться успеха. Хороший учитель определяет ZPD ребенка и помогает ребенку выйти за его пределы. Затем взрослый (учитель) постепенно прекращает поддержку до тех пор, пока ребенок не сможет выполнять задание без посторонней помощи. Исследователи применили к этому способу обучения метафору строительных лесов (временных платформ, на которых стоят строители). Леса — это временная опора, которую родители или учителя дают ребенку для выполнения задания.

Приватная речь: Вы когда-нибудь разговаривали сами с собой? Почему? Скорее всего, это происходит, когда вы боретесь с проблемой, пытаетесь что-то вспомнить или очень эмоционально относитесь к ситуации. Дети тоже разговаривают сами с собой. Пиаже интерпретировал это как Эгоцентрическая речь или практика, связанная с неспособностью ребенка видеть вещи с точки зрения другого вид. Выготский, однако, считал, что дети разговаривают сами с собой, чтобы решить проблемы или прояснить мысли. По мере того, как дети учатся думать словами, они делают это вслух, прежде чем, в конце концов, закрыть рот и начать Частную речь или внутреннюю речь.

Мышление вслух в конце концов становится мыслью, сопровождаемой внутренней речью, а разговор с самим собой становится практикой, которой занимаются только тогда, когда мы пытаемся что-то узнать или что-то запомнить. Эта внутренняя речь не так сложна, как речь, которую мы используем при общении с другими (Выготский, 19).62).

В отличие от Пиаже: Пиаже резко критиковал обучение под руководством учителя, полагая, что учителя, контролирующие обучение ребенка, отводят ему пассивную роль (Crain, 2005). Кроме того, учителя могут представлять абстрактные идеи без их истинного понимания ребенком, и вместо этого они просто повторяют то, что услышали. Пиаже считал, что детям необходимо давать возможность самостоятельно открывать для себя понятия. Как указывалось ранее, Выготский не верил, что дети могут достичь более высокого когнитивного уровня без инструкций более образованных людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *