Куда катится этот мир — Я вам пишу… — ЖЖ
Мир катится, сползает, а может быть правильнее будет сказать медленно дрейфует примерно туда же, куда и Россия, а именно — в направлении днища капитализма, на котором эффективной и хорошо оплачиваемой работой будет обеспечено менее 10% населения, а остальные 90% в рамках существующей экономической системы окажутся просто не нужны.Более 90% населения превратится в нищих иждивенцев, живущих либо на пособия, либо натуральным хозяйством, либо за счет неэффективной и соответственно низко оплачиваемой работы, которая порой вообще никому не будет нужна и будет поддерживаться государством лишь для того, чтобы снизить официальный показатель безработицы.
Никакого золотого миллиарда, живущего за счет эксплуатации остальных миллиардов на днище капитализма уже не будет. Золотой миллиард — это промежуточный этап. На днище капитализма золотым будет едва ли 1% населения планеты, то есть менее 100 миллионов.
Около 500 миллионов будут условным средним классом, составленным из специалистов, занятых на эффективной и достойно оплачиваемой работе. Половина будет приходиться на Европу и США, остальные будут распределены по другим странам.
Менее четверти населения Европы и США будут обеспечены эффективной и высоко оплачиваемой работой, обеспечивающей соответствующий высокий уровень жизни, все остальные будут жить в большей или меньшей бедности. В других регионах ситуация будет еще хуже.
Разные страны и регионы идут к этой ситуации с разной скоростью и немного разными путями.
Россия движется к днищу капитализма по пути сырьевой экономики, для обслуживания и охраны которой достаточно около 10% населения страны. Советская промышленность, наука и система образования, в которой была занята большая часть населения, в значительной части разрушена и продолжает разрушаться, потому что для сырьевой экономики она оказалась не нужна.
После ликвидации СССР процесс разрушения советской промышленности пошел ускоренными темпами из-за разрушения производственных цепочек, глубокого экономического кризиса, возникшего в результате разрушения советской экономической и административной системы, а также из-за варварской приватизации, в результате которой собственниками предприятий становились барыги, заинтересованные лишь в скорейшем обогащении, а не в работе на перспективу. Быстрое поступление на российский рынок импортных товаров тоже подкосило многие предприятия и не позволило адаптироваться к новым условиям — времени и средств на адаптацию просто не было.
В результате произошла ускоренная деиндустриализация и возникла сырьевая экономика, вследствие чего Россия осуществила рывок в направлении днища капитализма, обогнав в этом Европу и лишь немного отставая от Украины.
Однако Европа и США постепенно движутся в том же направлении. Многие страны Восточной и Южной Европы не так уж сильно отстают от России. Там тоже идет процесс деиндустриализации и рост безработицы — как реальной, так и скрытой, когда работа формально есть, но она не отличается эффективностью и не обеспечивает достойный уровень жизни.
Яркий пример — Греция — европейская страна, член Евросоюза. Несколько лет назад Греция оказалась на грани дефолта и с тех пор экономическая ситуация остается крайне сложной, сохраняется высокий уровень безработицы. В прошлом в Греции было развито судостроение и ряд других отраслей, но они не выдержали конкуренции в условиях глобального рынка и сильно сократились. По сути Греция пережила ту же самую деиндустриализацию, что и Россия, просто этот процесс шел дольше и медленней.
Похожая ситуация в Испании и многих других странах. Гданьская судоверфь, в прошлом одно из крупнейших предприятий Польши, на котором в свое время возникла Солидарность Леха Валенсы, сократилась в несколько раз и сейчас является убыточным предприятием, которое власти спасают от банкротства только из-за его исторической ценности. И таких примеров очень много.
Есть примеры деиндустриализации и экономического упадка даже в США. Один из самых ярких — это Детройт, в прошлом центр автомобилестроения, а в наше время город, официально признанный банкротом. Население Детройта сократилось в три раза и в некоторые районы даже перестали выезжать пожарные и полиция, эти районы фактически оказались заброшены. Причина этого — сокращение заводов и возникшая в результате безработица, больше 2/3 населения потеряло работу, что и привело к оттоку жителей.
Еще один интересный факт — единственный американский штат, который никогда не имел дефицита бюджета — это Техас, все остальные штаты пользуются государственными дотациями. Но за счет чего Техасу удается избегать дефицита? За счет того, что в Техасе много нефтедобывающих компаний. Это значит, что даже в США идет процесс деиндустриализации, промышленность сокращается, растет реальная и скрытая безработчица, все больше населения начинает жить на пособия.
Уже сейчас в Европе и США около половины населения либо заняты неэффективной работой, либо живут на пособия, то есть являются иждивенцами с точки зрения существующей экономической системы.
Сокращение среднего класса в США и Европе отмечается на протяжении нескольких десятилетий.
Про Ближний Восток и Африку не приходится даже говорить — большинство стран в этих регионах давно уже находятся на днище капитализма и средний класс там составляет меньше 10% населения. Исключения составляют Израиль, ОАЭ и может быть еще пара-тройка стран, но эти исключения лишь подтверждают правило. Да и население этих стран составляет едва ли 1/10 от населения регионов, так что эти страны сами по себе являются своеобразным средним классом, который составляет примерно 10% региона.
Таким образом, все страны мировой капиталистической системы, в которую не входят разве что Куба, КНДР и Иран, где проживает всего 2-3% населения планеты — можно разделить на тех, кто уже достиг днища капитализма или максимально приблизился к нему и тех, кто движется в этом направлении.
Большинство стран Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, многие страны Азии и страны бывшего СССР, включая Россию — уже находятся либо на днище, либо очень близко к нему.
Страны ЕС, США и Канада — постепенно движутся туда же, причем Греция, Испания и еще ряд стран движутся заметно быстрее других, отдельные американские штаты и города, такие как Детройт — тоже.
Стран, которые двигались бы в обратном направлении, то есть всесторонне развивались бы, в которых уровень жизни рос не среди узкой группы лиц, а по стране в целом, чтобы увеличивался средний класс — практически нет.
Исключения составляют разве что Монако, Швейцария, Израиль, ОАЭ и еще несколько стран, но это, как уже было сказано — исключения, лишь подтверждающие правило. Население всех этих стран вместе взятых — те же 2-3% от населения планеты, что и население Кубы, КНДР и Ирана. Поэтому в мировом масштабе эти страны картину не меняют.
Можно констатировать, что мир в целом, его большая часть, страны с совокупным населением порядка 90-95% от населения планеты — либо уже приблизились к днищу капитализма, либо движутся к нему, отличаясь лишь скоростью этого движения — Греция быстрее, Германия медленнее, Детройт быстрее, Нью-Йорк медленнее, Украина впереди, Россия чуть позади и так далее.
Мне могут возразить про Китай, который якобы является исключением и успешно развивается, демонстрирует уверенный рост и даже дороги начал солнечными батареями мостить.
На самом деле в Китае тоже наблюдается множество экономических проблем и средний уровень жизни, несмотря на весь показанный ранее рост, остается не таким уж высоким. Но главное — причины этого роста. Причинами экономического роста Китая за последние 20-30 лет является перенос промышленности из Европы и США, а также ликвидация СССР, в результате чего Китай стал своего рода «фабрикой мира».
Рост индустриализации в Китае и связанный с этим рост доходов населения и рост уровня жизни — это результат деиндустриализации в Европе, США и России. И этот рост постепенно заканчивается, потому что большая часть производства уже перенесена в Китай, больше переносить становится нечего.
Китай уже стал «фабрикой мира» и захватил большую часть рынка ТНП в США, Европе, России и других странах. Поэтому потенциал роста практически исчерпан, скоро этот рост прекратится и начнутся те же процессы, которые уже идут в большинстве других стран.
Почему так происходит?
Причина заключается в самом устройстве экономической системы, основанной на принципах капитализма, свободного рынка, конкуренции и глобализации.
Транснациональным корпорациям выгодно размещать производства там, где дешевле рабочая сила, лучше климат и логистика — именно поэтому многие производства мигрируют из Европы и США в Китай и другие страны Азии.
В Китае и других азиатских странах дешевая рабочая сила и теплый климат, который позволяет экономить на отоплении складов и производственных помещений. Близость незамерзающих портов позволяет круглый год отгружать продукцию и отправлять ее во все страны мира самым дешевым транспортом — большими морскими контейнеровозами.
Одна из главных причин деиндустриализации в Европе и США и роста экономики в Китае — банальный перенос производства.
В этом же причина деиндустриализации России и других стран бывшего СССР и соцблока — заниматься производством на просторах бывшего СССР менее выгодно, чем в Китае и других странах Азии. В России и других странах бывшего СССР более высокие климатические и логистические (транспортные) издержки — они даже выше, чем в Европе, не говоря уже о Китае.
Другой фактор — это конкуренция.
Конкуренция приводит к тому, что число производителей постоянно уменьшается, они укрупняются, упрощают и унифицируют производство, как следствие — сокращают персонал.
Производитель, получив конкурентные преимущества тем или иным способом (за счет местоположения, лучшей организации производства, конструктивных решений, за счет государственных субсидий или как-то еще) будет пользоваться этим, чтобы наращивать свое превосходство, увеличивать долю рынка и поглощать конкурентов.
Конкуренция производителей похожа на систему плей-офф в спорте, когда после каждого раунда половина участников выбывает из дальнейших соревнований. Но в спорте по окончании плей-офф начинается новый сезон, в котором все участники предыдущего розыгрыша могут играть снова, а в глобальной бизнес-системе сезонности нет, поглощение и банкротство практически необратимо и если какой-то производитель проиграл и выбыл из борьбы, то это уже навсегда, случаи воскрешения крайне редки.
Процесс сокращения числа производителей идет медленно и поэтому не очень заметно, но он идет постоянно. Порой транснациональная корпорация, поглотившая местного производителя, сохраняет его торговую марку и даже какую-то часть производства, поэтому покупателю может еще долгое время казаться, что ничего не изменилось.
К примеру, шоколадная фабрика Россия давно уже принадлежит корпорации Nestle, но на выпускаемой продукции остался логотип Россия и многим покупателям может казаться, что это по-прежнему российский производитель. Нет, это давно уже не российский производитель. Точнее не совсем российский.
То же самое можно сказать про АвтоВАЗ — этот завод перешел под контроль корпорации Рено-Ниссан и последняя модель — Lada Xray — собирается на платформе Рено Сандеро из импортных комплектующих. Поэтому завод АвтоВАЗ уже не совсем российский завод. И сам концерн Рено-Ниссан является примером объединения двух производителей из разных стран.
Подобные примеры можно приводить бесконечно. Производитель телефонов Nokia был поглощен корпорацией Microsoft. В 80-е годы с рынка был выбит крупный производитель вычислительной техники корпорация DEC. В 90-е годы исчез еще целый ряд производителей процессоров, которые не смогли конкурировать с Intel, но не потому, что их разработки были хуже технически — наоборот, они превосходили Intel с инженерной точки зрения, однако производственные и финансовые возможности Intel были так велики, что не позволили конкурентам закрепиться на рынке.
Сокращение числа производителей и их укрупнение ведет к закрытию заводов и сокращению персонала, потому что одному производителю не нужны заводы во всех странах — достаточно одного завода где-нибудь в Китае или в крайнем случае двух-трех заводов в нескольких регионах мира. Точно так же одному производителю не нужны конструкторские бюро в разных странах и городах — достаточно одного КБ где-нибудь в Калифорнии.
Растет автоматизация как производственных процессов, так и сферы услуг, торговли и транспорта.
Один цех современного завода может обслуживать один-два специалиста вместо нескольких десятков рабочих, работавших в аналогичном цехе сто лет назад. При этом производительность современного цеха, в котором работают автоматы, намного выше, чем аналогичного цеха столетней давности.
Автоматизация торговли ведет к тому, что сокращается число продавцов, потому что в интернет-магазинах покупатели сами выбирают товар, сами его оплачивают и от магазина требуется лишь обеспечить доставку. Доставка тоже постепенно автоматизируется, поэтому количество персонала, работающего в сфере торговли, неуклонно сокращается. Вместо десятка или даже сотни магазинов с продавцами, кассирами, бухгалтерами, товароведами, охранниками и грузчиками постепенно остается один интернет-магазин, персонал которого в конечном итоге в несколько раз меньше.
Автоматизация в сфере услуг сводится к тому, что многие виды услуг клиент может оказывать себе сам, купив то или иное оборудование и инструкцию по его использованию. А там, где без специалистов пока не обойтись — автоматизируется их работа, в результате чего один специалист может обслужить больше клиентов.
Автоматизируется даже транспорт — на смену множеству таксопарков приходят глобальные сервисы вроде Uber и национальные вроде Яндекс.Такси. Кроме этого, ведутся разработки автомобилей, которые смогут обходиться без водителей, поэтому со временем число профессиональных водителей тоже сократится.
Даже в сфере строительства растет производительность труда и появляются технологии, которые позволяют сократить число строителей, задействованных на объекте. Технология быстровозводимых каркасных домов позволяет бригаде из двух-трех человек построить больше строений, чем раньше строили десятеро. Разрабатываются «строительные принтеры», которые позволят печатать дома так же, как сейчас 3d-принтеры печатают различные предметы.
Это называется прогресс.
Прогресс сам по себе процесс позитивный, однако при существующей экономической системе, предполагающей конкуренцию и обязательное получение прибыли от любой деятельности, прогресс ведет к тому, что было описано изначально — к ситуации, когда более 90% населения будет лишено эффективной работы, а значит и достойной оплаты.
Сегодня в сельском хозяйстве Европы и США один работник обеспечивает продукцией от 50 до 100 человек. Это значит, что 2% населения может обеспечить сельхозпродукцией всех остальных.
Постепенно рост автоматизации и укрупнение производителей в результате конкурентной борьбы с выбыванием приведет к тому, что 2% населения планеты будут обеспечивать всех остальных любыми промышленными товарами, бытовой техникой и автомобилями.
Затем автоматизация в строительстве приведет к тому, что 2% населения сможет обеспечить всех жильем. Затем автоматизация торговли приведет к тому, что 2% населения будут обслуживать продажу и доставку всех существующих товаров. И автоматизация сферы услуг приведет к тому, что 2% населения будут обеспечивать все остальное.
Один фермер будет обеспечивать сельхозпродукцией от 100 человек и больше, один строитель будет обеспечивать жильем от 100 человек и больше, один администратор интернет-магазина будет обслуживать больше 100 покупателей. Один учитель будет учить больше 100 человек по дистанционной системе, один доктор будет лечить больше 100 человек и так далее.
Так и получится, что примерно 500 миллионов человек, возможно даже меньше, сможет обеспечить весь мир всеми основными продуктами и услугами.
Возникает вопрос: чем 7 миллиардов человек будут платить за те самые товары и услуги, которые производит для них 500 миллионов человек?
Если 90% населения окажется вне сферы производства товаров и услуг, то кто и за что будет платить этому населению деньги, чтобы оно могло покупать производимые товары и услуги?
Если все или почти все товары и услуги будет производить 10% населения планеты, либо автоматика, созданная этими же самыми десятью процентами населения — значит все или почти все деньги будут у тех же 10% населения, которые участвуют в эффективном производстве товаров и услуг.
Фактически 10% населения будут производить абсолютное большинство товаров и услуг и обмениваться ими между собой, а остальные 90% будут получать пособия и гуманитарную помощь, размер которой будет зависеть от доброты и щедрости местного правительства.
Именно к этому движется (катится, ползет, дрейфует) мир, живущий в рыночно-капиталистической парадигме, которая предполагает обязательное получение прибыли и конкурентную борьбу, критерием которой является та же самая прибы
amfora.livejournal.com
Куда катится мир — четыре опасных направления
Куда катится мир — четыре опасных направления
Куда катится мир? Австралийский профессор, именитый эпидемиолог Франк Феннер заявил, что мировое сообщество не доживет до XXII века. Причина в том, что древние общества людей отличались повышенной стабильностью, а сегодняшняя глобальная цивилизация — нет. По мнению Феннера, основную угрозу существованию человечества представляют безудержное потребление, резкий рост численности населения земли, быстрое изменение климата в связи с глобальным потеплением.
Куда катится мир? Для подавляющего большинства сидящих на уютных диванах обывателей этот вопрос покажется странным. Разве с миром что-то не так? Ведь у нас есть работа с перспективой карьерного роста; семья, которую вполне получается обеспечить; банк готов нам предоставить кредит на автомобиль и на ближайшее будущее построены вполне определенные планы. Казалось бы, откуда взяться такой опасности, которая может угрожать сразу всему миру? Все очаги напряженности, будь то Ближний Восток или Корейский полуостров, находятся где-то далеко и не влияют на нашу повседневную жизнь. Конфликты в этих регионах длятся годами и мы уже привыкли к новостям об очередных жертвах или об очередном политическом кризисе. Даже охлаждение отношений России и Запада не выглядит чем-то фатальным, ведь мы это уже все проходили не раз и не два.Настоящая опасность едва различима на фоне относительного достатка и безопасности. Разве вызывает у кого-нибудь тревогу тот факт, что современное общество является «обществом потребления»? Пожалуй об этом задумываются лишь единицы. Мы уже смирились с тем, что жизнь на уровне «потребляй — испражняйся — размножайся» является нормой. Мы думаем о том, как следовать моде, как вкусно поесть, как не пропустить веселое мероприятие и как не умереть с похмелья. А ведь в будущем человечество ждут серьезные испытания и кому-то придется их преодолевать. Будем ли мы к этому готовы? Пригодятся ли для выживания в трудный период наши способности «потреблять»? Например когда мир столкнется с дефицитом энергоресурсов…
Куда катится мир
Ведь ресурсы на планете стремительно истощаются, тогда как альтернативных источников энергии либо недостаточно, либо они являются слишком опасными. Или когда под окнами наших домов прогремят взрывы, раздадутся выстрелы, а толпы молодчиков будут призывать к убийству христиан, мусульман или иудеев… Ведь религиозный фанатизм захватывает умы все большего числа людей, конфликты на религиозной почве стали обыденностью на Ближнем Востоке, в Азии, Африке. Самым страшным в истории человечества может стать тот день, когда начнется открытое противостояние христианского и исламского миров. А что мы будем делать, когда наметившееся глобальное потепление и последующее поднятие уровня мирового океана, подведет мир к черте, за которой жизненное пространство станет дефицитом? Это повлечет за собой новый передел мира со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая уничтожение мира. Предлагаю вкратце рассмотреть эти угрозы и выяснить, куда катится мир.Часть 1 — Общество потребления — Игра по правилам
Флэшмоб «Слепые»
Первая часть статьи называется «Общество потребления». Здесь мы выясним — к чему оно, а соответственно и весь мир, катится. Многие из нас считают себя свободными людьми, принимающими самостоятельные решения в собственных интересах. Мы уверены, что покупаем именно то, что нам нравится и пользуемся услугами более всего удовлетворяющими нашим интересам… Читать далееЧасть 2 — Куда скатится мир без нефти и газа
Нефти и газа больше нет
Вторая часть называется «Мир без нефти и газа». Главный ресурс, благодаря которому только и стала возможной современная цивилизация — нефть, стремительно истощается. Эксперты во всем мире пытаются выяснить — на сколько лет хватит нефти мировому сообществу? Например, по некоторым оценкам, при текущих объемах доказанных запасов человечеству хватит нефти не более чем на 50 лет… Читать далееЧасть 3 — Религиозный фанатизм — болезнь человечества
Религиозный фанатизм
Третья часть статьи называется «Религиозный фанатизм». Этот пережиток прошлого, во все времена приносящий человечеству только боль и страдание, еще соберет свою кровавую жатву. Рано или поздно он станет причиной настоящего конца света — одной из самых кровопролитных войн, в результате которой погибнет большая часть человечества… Читать далееЧасть 4 — Глобальное потепление и человеческий фактор
Всемирный потоп
Четвёртая часть статьи называется «Глобальное потепление». На сегодняшний день имеется достаточное количество доказательств, подтверждающих вывод о том, что именно человеческая деятельность привела к глобальному изменению климата. В части последствий, эти изменения обернутся для человечества, впрочем как и для всего живого на планете, настоящей глобальной катастрофой… Читать далееВ качестве заключения
Друзья, не стоит отчаиваться. Ко всем этим ужасам наш мир ещё не скатился, а только КАТИТСЯ. Это значит, что у нас есть время всё исправить. Мы можем остановится и подумать — а всё ли мы правильно делаем в этой жизни? И делаем ли вообще хоть что-нибудь?
Метки: куда катится мир, угроза миру, уничтожение мира, ядерная война, третья мировая война, конец света, апокалипсис, постапокалипсис
Если статья была полезна
Друзья, если вам понравилась статья, фото или сайт в целом — отметьте нас в любой социальной сети. Желающие могут подписаться на обновления.
kak-spasti-mir.ru
Куда катится этот мир? — Закон Времени
Как бы ужасно и опасно не смотрелась с высоты собственного шестка окружающая нас действительность, если взять на вооружение одинаково ненавидимую консерваторами и либералами диалектику, придется признать, что этот мир, подскакивая на политических неровностях и каменюках, проваливаясь в ухабы и колдобины всеобщего экономического кризиса, катится всё-таки в правильном направлении.
Для обоснования этого тезиса предлагаю пошагово – демонстрацию взаимосвязи напастей с нашими собственными действиями и доказательство того, что системные проблемы — это не результат реализации коварных планов генетических злодеев, а результат давления обстоятельств, вынуждающих людей злодействовать.
Умение увидеть в происходящем только один из вариантов неизбежного избавляет от ненужных иллюзий насчет ХПП и одновременно делает абсолютно бессмысленными многочисленные призывы «убить всех плохих, и тогда останутся только хорошие…», потому что плохими становятся не по вредности характера, а исключительно под давлением внешней среды. Измени среду обитания — изменятся те, кто в ней обитают. Оставь неизменной среду – и она обязательно вырастит новых уродцев вместо революционно утилизированных…
Но начать хотелось бы не с утилизации, а с того, что объединяет живущих в разных странах и на разных континентах, несмотря на все усилия политологов, политтехнологов и политсектантов самых различных верований и направлений.
Первое — это способ приобретения гумилёвской пассионарности, который, независимо от ПМЖ, цвета кожи и цвета паспорта, материализуется исключительно как приложение к инстинкту самосохранения, наглядно иллюстрируя собой русскую народную мудрость про жареного петуха и гром, как необходимый атрибут религиозности.
Второе — это вера в устойчивый стереотип о некоем руле, который , попав на вершину политического Олимпа, можно крутить куда угодно. Развенчать этот стереотип не могут даже побывавшие на этой вершине и не видевшие там никакого руля, как впрочем и других аналогий с автомашиной, зато наблюдавшие множество аналогий с трамваем или паровозом, летящим (ползущим) по рельсам без какой-либо возможности самостоятельно сменить колею.
Приятно, конечно, думать, что все и всякие беды – это результат целенаправленной и осознанной деятельности жидомасонов (рук и ног Кремля, агентов Госдепа, пришельцев-рептилоидов – подчеркнуть нужное), и надо только убрать всех плохих, и наступит счастье…
Гораздо сложнее признать, что возникшие сегодня проблемы – следствие наших вчерашних деяний, и наш собственный поезд едет только по той колее, которую мы проложили сами, а очумевшему правительству, у которого из инструментов остался только молоток, все проблемы, естественно, представляются гвоздём… Нет у него, у правительства, никаких рычагов «против Кости Сапрыкина». Отсюда и шараханье из либерализма в монархизм, и вой про «неправильное население», и стремление распихать всё по карманам, а там хоть трава не расти…
Объективность геополитических и макроэкономических процессов, не способных изменить самые благостные пожелания и планы участников, была неоднократно проверена в ходе лабораторных испытаний, когда дорвавшиеся до власти субъекты неузнаваемо менялись, и возвращались в привычное состояние, только сложив с себя властные полномочия.
Написав несчетное количество программ для различных общественных организаций и партий, и посмотрев, что происходит с горячо одобряемыми идеями на второй день после их прорыва на вожделенный Олимп, я лично понял, что главная и самая общественно-полезная работа – не толкаться у его подножия, а тихо и незаметно заниматься прокладкой и ремонтом жд-колеи.
Теперь о самой колее, которую надо строить, хотя бы на 1 шаг просчитывая последствия своих действий. В противном случае свет в конце тоннеля может оказаться прожектором встречного поезда. Последнее время встречные поезда вообще полетели кучно, видать к дождю (вот только часть пришедших на ум примеров):
1. Еврорусофобы, радостно копая санкционную яму для России, сели со всего размаха в нее сами, потеряв полмиллиона рабочих мест, а Россия хоть как-то начала заниматься насыщением собственного рынка отечественной продукцией.
2. Арабские русофобы решили подсобить своим европейским небратьям, опустив цену нефти ниже плинтуса, в результате воодушевленные потребители опускают теперь их самих, а в России, ради которой, собственно, и зажигали весь сыр-бор, на первое экспортное место выходят сельское хозяйство и «оборонка».
3. Залпы главных медийных калибров «наших западных партнеров», демонизирующие президента России и пугающие всех русских отлучением от «высокой еврокультуры», в результате до усрачки напугали англосаксонских сателлитов, выстроившихся очередью в Кремль с явным намерением очередной раз сменить хозяина.
Интересные процессы идут и в самой России. Сверхлиберальная политика российского руководства к откровенным и ничуть не скрывающимся русофобам внутри страны, вкупе с выходками потерявших всякие берега «бриллиантовых» девочек и «золотых» мальчиков, создают любопытную гремучую смесь, ставящую «вагоновожатых» перед нелегким выбором – организовать зачистку зажравшихся элитариев сверху, или дожидаться, когда их начнут зачищать снизу, но уже с непредсказуемыми последствиями.
Необходимость реиндустриализации и связанной с ней мобилизации, ставших идеями народных масс, в России чудным образом уживается с ненавистью ко всему начальству и диким сопротивлением любой попытке навести порядок на их собственном рабочем месте, потому что «у меня-то всё в порядке и я тоже — в порядке, а вот гада-соседа давно пора уконтрапупить, вот им и занимайтесь…»
В результате умилительного отказа от личной ответственности за результат собственной деятельности на всех уровнях социальной лестницы в российском обществе складывается прелюбопытная комбинация из личных амбиций отдельных социально-активных лиц и массовых патерналистских настроений, в рамках которых «не должно сметь своё суждение иметь» и ожиданий порядка, который должен навести добрый и мудрый правитель, и желательно без нашего участия.
И вот даже рука не поднимается бросить в граждан России за это камень, ибо количество пострадавших за свою инициативность вполне сравнима с количеством пострадавших от стихии, к коей традиционно относится и российская власть. Для нее наказание невиновных и награждение непричастных – стародавняя традиция, что особенно ярко проявляется во время техногенных катастроф, где традиционно не бывает ни одного высокопоставленного виноватого, но зато множество награжденных за героизм.
Такая позиция, продиктованная историческим опытом и территориально-климатическими особенностями существования социума, конечно же добавляет неопределенности, но зато служит прекрасным ручным тормозом для разнообразных социальных экспериментов, лимит которых, по-моему, Россия полностью исчерпала в ХХ веке. Сегодня как раз тот случай, когда надо полностью довериться «нашим западным партнерам», работа с которыми должна состоять из трех составляющих:
1) Не мешать
2) Ждать
3) Не ржать…
Всё происходящее в мировой экономике является объективным и закономерным исправлением системных дисбалансов и противоречий, которые пока еще не революционные, но могут стать таковыми в любой момент, как только шарахнет по-крупному. А шарахнуть может сразу по нескольким причинам:
1 вариант — рухнет Европа, перегруженная непосильными внутренними социальными обязательствами, которые она родила исключительно ради состязания с СССР в «заботе о трудящихся», сама же их извела под корень, перекинув предприятия в Азию. Теперь Европа – это территория плюшевых офисных тушканчиков, активно осваиваемая фанатами шариата. Она же – крупнейший импортер российских товаров. Не станет ее – нужно будет переориентироваться на внутреннего потребителя, который сейчас европейскому не ровня ни по количеству, ни по наличности в карманах.
2 вариант – Трамп под лозунгом экономии шарахнет-таки по непомерным запросам американцев, обеспечивающих сегодня 40% всего мирового потребления. Даже не представляю, что останется после этого от самих США, тотально не готовых к малокалорийной диете. Производство, живущее за счет экспорта на американский рынок, гарантированно накроется медным тазиком, после чего — читай пункт 1й.
Для России это исключительно вопрос перепрофилирования. Страны, резко снижающие потребление товаров массового спроса, почему-то сразу начинают нуждаться в больших поставках оружия, так что ВПК РФ растёт правильно и очень к месту. Впервые за свою историю Россия имеет шанс оказаться вне драки – в роли производителя и подносчика снарядов, то есть в той самой роли, благодаря которой США в своё время превратились из всемирного должника во всемирного кредитора.
Намечающиеся и уже фонтанирующие конфликты разной степени интенсивности:
• Между воинами Аллаха и евротушканчиками – за территорию ЕС и еврохаляву,
• Между самими американцами – за объективно сокращающийся пирог «американской мечты»
• Между США, Китаем и вообще всем третьим миром – за право быть метрополией, а не колонией…
После неудачной попытки глобалистов развязать войну непосредственно в России или хотя бы на её границах, эта самая война бумерангом возвращается в их собственные дома, причем без всякого внешнего вмешательства, а исключительно под давлением самого главного дисбаланса – между потреблением и вложениями «золотого миллиарда». В направлении исправления этого дисбаланса и катится сегодня современный Мир. Не надо ему мешать…
Источник: cont.ws
zakonvremeni.ru
Куда катится мир
«Требуется прыжок через голову существующей действительности, а не продолжение курса на строительство все новых и новых эстакад» — в последние пару десятилетий эти слова все чаще и чаще повторяют ведущие урбанисты. И звучат они по всему миру. Вот и Москва не стала исключением. Правда, в нашей столице мировую концепцию развития транспорта пока озвучивают заезжие эксперты.
«Для развития города стоит не увеличивать, а, наоборот, сокращать количество парковок», — заявил на завершившемся в декабре 2014 года Московском урбанистическом форуме действующий мэр французского Страсбурга Ролан Рис, настаивая на том, что, не имея возможности свободно парковаться где угодно, горожане станут делать выбор в пользу общественного транспорта. Делая доклад, Ролан Рис сообщил, что за последние 25 лет 46% жителей 300-тысячного Страсбурга пересели из своих авто на трамваи и автобусы, а четверть века назад за руль машины ежедневно садились почти 76% горожан. В Москве автомобилисты составляют лишь 20% от общего числа тех, кто живет и работает в столице, а всего в ней насчитывается полтора десятка миллионов жителей — и большинство из них, не говоря уже о городских властях, остаются уверены в том, что строительство новых дорог — один из ключей к решению московских проблем. Но такой взгляд все реже находит понимание в мире.
Дело, похоже, не в колоссальной разнице между численностью населения российской столицы и главного города Эльзаса. От политики строительства новых дорог, а также расширения всей прочей автомобильной инфраструктуры урбанисты отказались не только в Европе, где большинство городов далеко не мегаполисы. В США, где много городов, которые язык не повернется назвать ни маленькими, ни компактными, в последние полтора десятка лет тоже все чаще делают ставку на сдерживание автомобильного спроса.
Когда на дороги Америки выехал первый доступный автомобиль Ford T, это было настоящей транспортной революцией. Она продолжилась, когда автомобили стали еще более надежными, быстрыми и доступными, а спрос на них породил невиданное по размаху дорожное строительство. Машина, несущаяся по трансконтинентальной магистрали, преодолевая границы штатов, — в Америке 1960-х именно так выглядела свобода. Но прошло еще некоторое время — и свобода перемещений обернулась тяжкой повинностью стоять в многокилометровых (а порой и многочасовых) пробках. Первыми в США проблему, кажется, ощутили на себе жители Нью-Йорка — и дружно пересели на такси, а многие вновь спустились в метро.
В том, насколько современный Нью-Йорк зависит от общественного транспорта, его жители и многочисленные туристы смогли убедиться 20 декабря 2005 года, когда в нем началась всеобщая забастовка транспортников.
Уже в первый день она заставила остаться дома порядка 7 миллионов ньюйоркцев. Увидев закрытые двери метро, на которых красовались почти издевательские надписи «Станция закрыта по случаю забастовки. Счастливых праздников!», лишь немногие решились отправиться на работу пешком или оседлать велосипед. В результате только за понедельник городская экономика потеряла около 400 миллионов долларов. Мэр Майкл Блумберг, выйдя к публике в футболке со знаменитым логотипом «I love NY», заявил, что случившееся — ни много ни мало «публичное оскорбление, нанесенное всему городу».
Дело, конечно, не в громких словах. Принимая решения об экстренных мерах, способных хоть как-то наладить привычную жизнь в парализованном городе, Блумберг не только считал прямые экономические убытки. Одна из проблем, с которой столкнулся город, — во много раз удлинившиеся пробки. Те, кто в дни забастовки все-таки не смог остаться дома, были вынуждены заправить свои автомобили, которые многие использовали только для поездок за покупками, и отправиться на них на работу — и встали на несколько часов.
«Двухдневный предрождественский кошмар» в Нью-Йорке до сих пор вспоминают многие урбанисты — как в США, так и за их пределами, — говоря о том, что на создание инфраструктуры для автомобилистов не стоит полагаться в деле решения городских транспортных проблем. Да, можно построить дороги для всех имеющихся в настоящий момент машин — но когда строительство будет закончено, автомобилей окажется еще больше, и дорог снова не хватит на всех. Иными словами, новые возможности рождают новый спрос, а дорожные рабочие никогда не угонятся за продавцами автомобилей. А значит, требуются иные решения.
То, что сегодня стало общим местом в городском планировании, еще вчера казалось радикальными и малоприменимыми к реальной жизни идеями. В 2011-м в России была издана книга американского урбаниста сербского происхождения Вукана Вучика «Транспорт в городах, удобных для жизни».
Обстоятельный труд, который увидел свет в Америке в 1999 году, стал настоящей библией урбанистики, Вучик при жизни оказался причислен к лику величайших урбанистов всех времен и народов, получил множество всевозможных наград и профессорских мантий, а его родной Пенсильванский университет учредил награду его имени.
Вукан Вучик был и остается не только теоретиком, но и практиком транспортной урбанистики: он успел немало поработать в роли консультанта многих транспортных ведомств по всему миру — от министерства транспорта США до городских администраций Перта, Рима, Белграда и Пекина. Солидный опыт практической работы, похоже, и привел пенсильванского профессора к его радикальным идеям.
Livable city — то есть «город, удобный для жизни» — это город со сбалансированной транспортной системой, в которой есть место всем — и автомобилистам, и пассажирам общественного транспорта, и тем, кто хочет прогуляться пешком. Но чтобы этого достичь, большинству современных городов следует подумать о том, как сократить количество автовладельцев, полагает Вучик. «Автомобилеориентированные» города он считает абсолютным злом — и дело не только во многокилометровых пробках и плохой экологической ситуации. Слишком большое количество машин ведет ко все большему разобщению общества — а кроме того, к деградации городской среды в целом, ведь в таком случае огромные пространства приходится отводить под дорожную сеть и системы паркингов. К Москве это тоже относится, считает урбанист, специально для российского издания написавший про нашу столицу отдельную главу.
В городе, стремящемся к идеалу, не только стараются снизить привлекательность использования автомобиля, но и создают реальные альтернативы. Вас должна пугать мысль отправиться на машине в центр — зато на остановку общественного транспорта вы должны бежать с радостью.
С этим солидарны многие коллеги Вучика — урбанисты и архитекторы. Один из главных архитекторов современности, Рем Колхас, по итогам последней Венецианской биеннале зарекомендовавший себя ведущим мировым специалистом в области деталей городской инфраструктуры, еще в 1991-м спроектировал в голландском Гронингене уникальный павильон автобусной остановки, в котором соединились отполированный мрамор и видеоарт.
«Ждать автобуса не должно быть скучно» — так считают и в архитектурном бюро Нормана Фостера. Эти остановки выглядят, конечно, не столь впечатляюще. Но зато, во-первых, они существуют не в единственном экземпляре — их создали в Милане, Праге, Сеуле, Париже и даже Ташкенте. А во-вторых, остановки Фостера не случайно сравнивают со швейцарским ножом: в остановочный павильон вмонтированы и интерактивные средства навигации, и доступ в интернет, и обогрев, и даже телефонная связь. Правда, не везде такие смарт-остановки способны без потерь пережить существование в городской среде: в Париже они подверглись набегам вандалов, и компании JCDecaux, управлявшей этим проектом, пришлось его свернуть.
Основатель компании Жан-Клод Деко, кстати, именно тот человек, который придумал автобусную остановку в том виде, в котором мы ее знаем сегодня — стеклянного павильона со светящимся рекламным коробом. Блестящая идея совместить остановку и рекламный носитель пришла в его голову в начале 1960-х — и с этой идеей 26-летний коммерсант заявился к мэру Лиона, предложив за свой счет заменить ветхие городские остановки на современные в обмен на право бесплатно использовать образовавшееся рекламное место. Власти пошли навстречу — и идея распространилась по миру.
Во Франции уличные остановки с рекламой сегодня почти во всех крупных городах находятся под управлением JCDecaux, но наследники месье Деко на этом не остановились — и в конце концов придумали… новый вид транспорта.
Современные сети городских велопрокатов — с пунктами по всему городу, где можно за копейки взять двухколесную машину и оставить ее на одном из следующих терминалов, не тратясь ни на сам велосипед, ни на средства, чтобы обезопасить его от воров, — также фактически дело рук JCDecaux. Первая сеть с велосипедами особой, разработанной для этого модели появилась в порядке эксперимента в начале 2000-х в австрийской Вене. Источником вдохновения послужили попытки создания подобных, но менее обширных систем в 1990-е в Копенгагене и других городах Северной Европы.
Эксперимент был признан удачным — и в мае 2005 года проект Cyclocity пришел в Лион. А к 2007-му добрался и до Парижа. Здесь он приобрел невиданный размах: сразу были установлены 1202 велостанции, на которых парижан ждали в совокупности 20 тысяч велосипедов, — и заодно продемонстрировал, что система городского велопроката — это самый настоящий новый вид транспорта.
Большинство из тех, кто берет машины на стоянках Velib’, собирается ограничиться всего несколькими минутами — а потом, оставив велосипед на следующей стоянке, сесть в метро, городскую электричку или даже собственный автомобиль. Системы велопрокатов вполне способны не конкурировать с другими видами транспорта, а дополнять их, устраняя лакуны в существующей сети маршрутов.
Однако в деле решения транспортных проблем на велосипед все-таки полагаться не стоит. Он хоть и не создает пробок и не вредит окружающей среде, однако слишком зависит от капризов погоды и автомобилистов. В отличие от других видов транспорта — от автобусов и трамваев до таких, которые пока еще можно только вообразить. Вакуумная петля Илона Маска или что-то со страниц фантастических романов — что в итоге увезет нас в будущее, покажет время.
ВАШ БИЛЕТ
Некоторые города мира могут похвастаться транспортом, ставшим местной достопримечательностью — как двухэтажные трамваи в Гонконге. В других местах городские власти подходят к делу более практично, предлагая туристам универсальные «ключи к городу» — билеты, по которым можно попасть хоть в трамвай, хоть в музей.
Амстердам
Ярко-красная City Card стоимостью €49 в сутки (или €69 за трое суток) заменяет билет на всех видах городского транспорта, дает право бесплатно или со значительной скидкой попасть во многие музеи, отправиться на водную прогулку по каналам Амстердама — и конечно же, предоставляет скидку на велопрокат. А кроме того, возможность получить целых пять подарков в магазинах города.
Барселона
Barcelona Card (от €37 за два дня до €62 за пятидневную версию) открывает двери в 22 музея, включая научно-познавательный CosmoCaixa, дает скидку во множестве других музеев, в кафе, магазинах и ночных клубах и право без ограничений разъезжать на любом общественном транспорте. Кроме того, в придачу к ней предлагают путеводитель по Барселоне на испанском, каталанском, английском, немецком, французском или итальянском языке.
Берлин
Berlin City Tour Card — это дешево и сердито. €19,4 за 48 часов (или €36,9 за пять суток) — и у вас в кармане не только безлимитный проездной на городской транспорт в пределах первых трех тарифных зон (куда включается, например, и Потсдам), но и схема транспорта, и значительные скидки в музеях, магазинах, ресторанах и клубах. В немецкой столице существует и конкурирующая система карт — Berline Welcome Card: стоит чуть дороже, но дает больше преимуществ.
Будапешт
Венгерская столица не зря считается одним из самых гостеприимных городов Европы. Здешняя Budapest Card может похвастаться, пожалуй, самым впечатляющим среди иноземных аналогов набором опций. За €17 в день можно получить право пользования общественным транспортом, трансфер из аэропорта и обратно, вход в ряд музеев, бесплатную пешую экскурсию с гидом (и 50%-ный дисконт на другие), скидку 30% во внушительном списке ресторанов… А напоследок можно совершенно даром посетить термальную купальню Святого Лукача.
Женева
25 швейцарских франков в день (или 45 франков за три дня) — и в Женеве перед туристом открываются любые двери. Карта Geneva Pass дает право доступа практически во все музеи, позволяет совершить сразу несколько экскурсий, отправиться на городской пляж, взять напрокат катамаран, а также бесплатно прокатиться на всех видах городского транспорта.
discovery-russia.ru
Куда катится этот мир | Контрольный выстрел
Мир катится, сползает, а может быть правильнее будет сказать медленно дрейфует примерно туда же, куда и Россия, а именно — в направлении днища капитализма, на котором эффективной и хорошо оплачиваемой работой будет обеспечено менее 10% населения, а остальные 90% в рамках существующей экономической системы окажутся просто не нужны.
Более 90% населения превратится в нищих иждивенцев, живущих либо на пособия, либо натуральным хозяйством, либо за счет неэффективной и соответственно низко оплачиваемой работы, которая порой вообще никому не будет нужна и будет поддерживаться государством лишь для того, чтобы снизить официальный показатель безработицы.
Никакого золотого миллиарда, живущего за счет эксплуатации остальных миллиардов на днище капитализма уже не будет. Золотой миллиард — это промежуточный этап. На днище капитализма золотым будет едва ли 1% населения планеты, то есть менее 100 миллионов.
Около 500 миллионов будут условным средним классом, составленным из специалистов, занятых на эффективной и достойно оплачиваемой работе. Половина будет приходиться на Европу и США, остальные будут распределены по другим странам.
Менее четверти населения Европы и США будут обеспечены эффективной и высоко оплачиваемой работой, обеспечивающей соответствующий высокий уровень жизни, все остальные будут жить в большей или меньшей бедности. В других регионах ситуация будет еще хуже.
Разные страны и регионы идут к этой ситуации с разной скоростью и немного разными путями.
Россия движется к днищу капитализма по пути сырьевой экономики, для обслуживания и охраны которой достаточно около 10% населения страны. Советская промышленность, наука и система образования, в которой была занята большая часть населения, в значительной части разрушена и продолжает разрушаться, потому что для сырьевой экономики она оказалась не нужна.
После ликвидации СССР процесс разрушения советской промышленности пошел ускоренными темпами из-за разрушения производственных цепочек, глубокого экономического кризиса, возникшего в результате разрушения советской экономической и административной системы, а также из-за варварской приватизации, в результате которой собственниками предприятий становились барыги, заинтересованные лишь в скорейшем обогащении, а не в работе на перспективу. Быстрое поступление на российский рынок импортных товаров тоже подкосило многие предприятия и не позволило адаптироваться к новым условиям — времени и средств на адаптацию просто не было.
В результате произошла ускоренная деиндустриализация и возникла сырьевая экономика, вследствие чего Россия осуществила рывок в направлении днища капитализма, обогнав в этом Европу и лишь немного отставая от Украины.
Однако Европа и США постепенно движутся в том же направлении. Многие страны Восточной и Южной Европы не так уж сильно отстают от России. Там тоже идет процесс деиндустриализации и рост безработицы — как реальной, так и скрытой, когда работа формально есть, но она не отличается эффективностью и не обеспечивает достойный уровень жизни.
Яркий пример — Греция — европейская страна, член Евросоюза. Несколько лет назад Греция оказалась на грани дефолта и с тех пор экономическая ситуация остается крайне сложной, сохраняется высокий уровень безработицы. В прошлом в Греции было развито судостроение и ряд других отраслей, но они не выдержали конкуренции в условиях глобального рынка и сильно сократились. По сути Греция пережила ту же самую деиндустриализацию, что и Россия, просто этот процесс шел дольше и медленней.
Похожая ситуация в Испании и многих других странах. Гданьская судоверфь, в прошлом одно из крупнейших предприятий Польши, на котором в свое время возникла Солидарность Леха Валенсы, сократилась в несколько раз и сейчас является убыточным предприятием, которое власти спасают от банкротства только из-за его исторической ценности. И таких примеров очень много.
Есть примеры деиндустриализации и экономического упадка даже в США. Один из самых ярких — это Детройт, в прошлом центр автомобилестроения, а в наше время город, официально признанный банкротом. Население Детройта сократилось в три раза и в некоторые районы даже перестали выезжать пожарные и полиция, эти районы фактически оказались заброшены. Причина этого — сокращение заводов и возникшая в результате безработица, больше 2/3 населения потеряло работу, что и привело к оттоку жителей.
Еще один интересный факт — единственный американский штат, который никогда не имел дефицита бюджета — это Техас, все остальные штаты пользуются государственными дотациями. Но за счет чего Техасу удается избегать дефицита? За счет того, что в Техасе много нефтедобывающих компаний. Это значит, что даже в США идет процесс деиндустриализации, промышленность сокращается, растет реальная и скрытая безработчица, все больше населения начинает жить на пособия.
Уже сейчас в Европе и США около половины населения либо заняты неэффективной работой, либо живут на пособия, то есть являются иждивенцами с точки зрения существующей экономической системы.
Сокращение среднего класса в США и Европе отмечается на протяжении нескольких десятилетий.
Про Ближний Восток и Африку не приходится даже говорить — большинство стран в этих регионах давно уже находятся на днище капитализма и средний класс там составляет меньше 10% населения. Исключения составляют Израиль, ОАЭ и может быть еще пара-тройка стран, но эти исключения лишь подтверждают правило. Да и население этих стран составляет едва ли 1/10 от населения регионов, так что эти страны сами по себе являются своеобразным средним классом, который составляет примерно 10% региона.
Таким образом, все страны мировой капиталистической системы, в которую не входят разве что Куба, КНДР и Иран, где проживает всего 2-3% населения планеты — можно разделить на тех, кто уже достиг днища капитализма или максимально приблизился к нему и тех, кто движется в этом направлении.
Большинство стран Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, многие страны Азии и страны бывшего СССР, включая Россию — уже находятся либо на днище, либо очень близко к нему.
Страны ЕС, США и Канада — постепенно движутся туда же, причем Греция, Испания и еще ряд стран движутся заметно быстрее других, отдельные американские штаты и города, такие как Детройт — тоже.
Стран, которые двигались бы в обратном направлении, то есть всесторонне развивались бы, в которых уровень жизни рос не среди узкой группы лиц, а по стране в целом, чтобы увеличивался средний класс — практически нет.
Исключения составляют разве что Монако, Швейцария, Израиль, ОАЭ и еще несколько стран, но это, как уже было сказано — исключения, лишь подтверждающие правило. Население всех этих стран вместе взятых — те же 2-3% от населения планеты, что и население Кубы, КНДР и Ирана. Поэтому в мировом масштабе эти страны картину не меняют.
Можно констатировать, что мир в целом, его большая часть, страны с совокупным населением порядка 90-95% от населения планеты — либо уже приблизились к днищу капитализма, либо движутся к нему, отличаясь лишь скоростью этого движения — Греция быстрее, Германия медленнее, Детройт быстрее, Нью-Йорк медленнее, Украина впереди, Россия чуть позади и так далее.
Мне могут возразить про Китай, который якобы является исключением и успешно развивается, демонстрирует уверенный рост и даже дороги начал солнечными батареями мостить.
На самом деле в Китае тоже наблюдается множество экономических проблем и средний уровень жизни, несмотря на весь показанный ранее рост, остается не таким уж высоким. Но главное — причины этого роста. Причинами экономического роста Китая за последние 20-30 лет является перенос промышленности из Европы и США, а также ликвидация СССР, в результате чего Китай стал своего рода «фабрикой мира».
Рост индустриализации в Китае и связанный с этим рост доходов населения и рост уровня жизни — это результат деиндустриализации в Европе, США и России. И этот рост постепенно заканчивается, потому что большая часть производства уже перенесена в Китай, больше переносить становится нечего.
Китай уже стал «фабрикой мира» и захватил большую часть рынка ТНП в США, Европе, России и других странах. Поэтому потенциал роста практически исчерпан, скоро этот рост прекратится и начнутся те же процессы, которые уже идут в большинстве других стран.
Почему так происходит?
Причина заключается в самом устройстве экономической системы, основанной на принципах капитализма, свободного рынка, конкуренции и глобализации.
Транснациональным корпорациям выгодно размещать производства там, где дешевле рабочая сила, лучше климат и логистика — именно поэтому многие производства мигрируют из Европы и США в Китай и другие страны Азии.
В Китае и других азиатских странах дешевая рабочая сила и теплый климат, который позволяет экономить на отоплении складов и производственных помещений. Близость незамерзающих портов позволяет круглый год отгружать продукцию и отправлять ее во все страны мира самым дешевым транспортом — большими морскими контейнеровозами.
Одна из главных причин деиндустриализации в Европе и США и роста экономики в Китае — банальный перенос производства.
В этом же причина деиндустриализации России и других стран бывшего СССР и соцблока — заниматься производством на просторах бывшего СССР менее выгодно, чем в Китае и других странах Азии. В России и других странах бывшего СССР более высокие климатические и логистические (транспортные) издержки — они даже выше, чем в Европе, не говоря уже о Китае.
Другой фактор — это конкуренция.
Конкуренция приводит к тому, что число производителей постоянно уменьшается, они укрупняются, упрощают и унифицируют производство, как следствие — сокращают персонал.
Производитель, получив конкурентные преимущества тем или иным способом (за счет местоположения, лучшей организации производства, конструктивных решений, за счет государственных субсидий или как-то еще) будет пользоваться этим, чтобы наращивать свое превосходство, увеличивать долю рынка и поглощать конкурентов.
Конкуренция производителей похожа на систему плей-офф в спорте, когда после каждого раунда половина участников выбывает из дальнейших соревнований. Но в спорте по окончании плей-офф начинается новый сезон, в котором все участники предыдущего розыгрыша могут играть снова, а в глобальной бизнес-системе сезонности нет, поглощение и банкротство практически необратимо и если какой-то производитель проиграл и выбыл из борьбы, то это уже навсегда, случаи воскрешения крайне редки.
Процесс сокращения числа производителей идет медленно и поэтому не очень заметно, но он идет постоянно. Порой транснациональная корпорация, поглотившая местного производителя, сохраняет его торговую марку и даже какую-то часть производства, поэтому покупателю может еще долгое время казаться, что ничего не изменилось.
К примеру, шоколадная фабрика Россия давно уже принадлежит корпорации Nestle, но на выпускаемой продукции остался логотип Россия и многим покупателям может казаться, что это по-прежнему российский производитель. Нет, это давно уже не российский производитель. Точнее не совсем российский.
То же самое можно сказать про АвтоВАЗ — этот завод перешел под контроль корпорации Рено-Ниссан и последняя модель — Lada Xray — собирается на платформе Рено Сандеро из импортных комплектующих. Поэтому завод АвтоВАЗ уже не совсем российский завод. И сам концерн Рено-Ниссан является примером объединения двух производителей из разных стран.
Подобные примеры можно приводить бесконечно. Производитель телефонов Nokia был поглощен корпорацией Microsoft. В 80-е годы с рынка был выбит крупный производитель вычислительной техники корпорация DEC. В 90-е годы исчез еще целый ряд производителей процессоров, которые не смогли конкурировать с Intel, но не потому, что их разработки были хуже технически — наоборот, они превосходили Intel с инженерной точки зрения, однако производственные и финансовые возможности Intel были так велики, что не позволили конкурентам закрепиться на рынке.
Сокращение числа производителей и их укрупнение ведет к закрытию заводов и сокращению персонала, потому что одному производителю не нужны заводы во всех странах — достаточно одного завода где-нибудь в Китае или в крайнем случае двух-трех заводов в нескольких регионах мира. Точно так же одному производителю не нужны конструкторские бюро в разных странах и городах — достаточно одного КБ где-нибудь в Калифорнии.
Растет автоматизация как производственных процессов, так и сферы услуг, торговли и транспорта.
Один цех современного завода может обслуживать один-два специалиста вместо нескольких десятков рабочих, работавших в аналогичном цехе сто лет назад. При этом производительность современного цеха, в котором работают автоматы, намного выше, чем аналогичного цеха столетней давности.
Автоматизация торговли ведет к тому, что сокращается число продавцов, потому что в интернет-магазинах покупатели сами выбирают товар, сами его оплачивают и от магазина требуется лишь обеспечить доставку. Доставка тоже постепенно автоматизируется, поэтому количество персонала, работающего в сфере торговли, неуклонно сокращается. Вместо десятка или даже сотни магазинов с продавцами, кассирами, бухгалтерами, товароведами, охранниками и грузчиками постепенно остается один интернет-магазин, персонал которого в конечном итоге в несколько раз меньше.
Автоматизация в сфере услуг сводится к тому, что многие виды услуг клиент может оказывать себе сам, купив то или иное оборудование и инструкцию по его использованию. А там, где без специалистов пока не обойтись — автоматизируется их работа, в результате чего один специалист может обслужить больше клиентов.
Автоматизируется даже транспорт — на смену множеству таксопарков приходят глобальные сервисы вроде Uber и национальные вроде Яндекс.Такси. Кроме этого, ведутся разработки автомобилей, которые смогут обходиться без водителей, поэтому со временем число профессиональных водителей тоже сократится.
Даже в сфере строительства растет производительность труда и появляются технологии, которые позволяют сократить число строителей, задействованных на объекте. Технология быстровозводимых каркасных домов позволяет бригаде из двух-трех человек построить больше строений, чем раньше строили десятеро. Разрабатываются «строительные принтеры», которые позволят печатать дома так же, как сейчас 3d-принтеры печатают различные предметы.
Это называется прогресс.
Прогресс сам по себе процесс позитивный, однако при существующей экономической системе, предполагающей конкуренцию и обязательное получение прибыли от любой деятельности, прогресс ведет к тому, что было описано изначально — к ситуации, когда более 90% населения будет лишено эффективной работы, а значит и достойной оплаты.
Сегодня в сельском хозяйстве Европы и США один работник обеспечивает продукцией от 50 до 100 человек. Это значит, что 2% населения может обеспечить сельхозпродукцией всех остальных.
Постепенно рост автоматизации и укрупнение производителей в результате конкурентной борьбы с выбыванием приведет к тому, что 2% населения планеты будут обеспечивать всех остальных любыми промышленными товарами, бытовой техникой и автомобилями.
Затем автоматизация в строительстве приведет к тому, что 2% населения сможет обеспечить всех жильем. Затем автоматизация торговли приведет к тому, что 2% населения будут обслуживать продажу и доставку всех существующих товаров. И автоматизация сферы услуг приведет к тому, что 2% населения будут обеспечивать все остальное.
Один фермер будет обеспечивать сельхозпродукцией от 100 человек и больше, один строитель будет обеспечивать жильем от 100 человек и больше, один администратор интернет-магазина будет обслуживать больше 100 покупателей. Один учитель будет учить больше 100 человек по дистанционной системе, один доктор будет лечить больше 100 человек и так далее.
Так и получится, что примерно 500 миллионов человек, возможно даже меньше, сможет обеспечить весь мир всеми основными продуктами и услугами.
Возникает вопрос: чем 7 миллиардов человек будут платить за те самые товары и услуги, которые производит для них 500 миллионов человек?
Если 90% населения окажется вне сферы производства товаров и услуг, то кто и за что будет платить этому населению деньги, чтобы оно могло покупать производимые товары и услуги?
Если все или почти все товары и услуги будет производить 10% населения планеты, либо автоматика, созданная этими же самыми десятью процентами населения — значит все или почти все деньги будут у тех же 10% населения, которые участвуют в эффективном производстве товаров и услуг.
Фактически 10% населения будут производить абсолютное большинство товаров и услуг и обмениваться ими между собой, а остальные 90% будут получать пособия и гуманитарную помощь, размер которой будет зависеть от доброты и щедрости местного правительства.
Именно к этому движется (катится, ползет, дрейфует) мир, живущий в рыночно-капиталистической парадигме, которая предполагает обязательное получение прибыли и конкурентную борьбу, критерием которой является та же самая прибыль и которая приводит к необратимому выбыванию игроков и сокращению числа производителей товаров и услуг в глобальном масштабе.
Однако при сокращении эффективно задействованного в производстве населения будет сокращаться и число платежеспособных покупателей, которые могут приносить производителям дальнейшую прибыль. Какое-то время система будет жить за счет сокращения числа производителей, но в конце-концов их останется так мало, что сокращать будет уже некуда и получать дальнейшую прибыль за счет уничтожения конкурентов станет невозможно.
Когда капиталистическая система достигнет дна, она не сможет дальше существовать, потому что будет утрачена возможность получать прибыль в рамках прежней модели.
Прибыль можно будет получать только виртуально, на уровне манипуляций цифрами, но реальной прибыли уже не будет.
Без прибыли нельзя будет выплачивать дивиденды акционерам и это приведет к тому, что акции обесценятся. Без прибыли нельзя будет платить проценты по кредитам и коммерческие банки обанкротятся из-за невозвратов старых кредитов и невозможности компенсировать убытки выдачей новых кредитов — их просто некому станет выдавать. Станет невозможна инвестиционная деятельность в ее современном виде.
Капиталистическая система выродится, коллапсирует.
На смену капиталистической системе придет другая, которая сможет обеспечить население планеты эффективной и продуктивной работой, а также справедливым распределением производимых товаров и услуг.
На смену капиталистической системе придет такая, которая не требует обязательного получения прибыли с необратимым выбыванием тех, кто не может выполнить это условие. В новой системе не будет места ссудному проценту и финансовому капитализму.
В новой системе будет действовать принцип от каждого по способностям, каждому будет предоставлена возможность свободно трудиться и каждому будет обеспечен достойный уровень жизни.
Что это будет за система — вы наверное уже догадались.
Это значит, что мир движется (катится, ползет, дрейфует) к мировой революции, о которой сто лет назад говорили большевики, но которая не могла случиться сто лет назад ввиду того, что капиталистическая система сто лет назад еще не изжила себя, наоборот — она была на подъеме и только сейчас подходит к моменту своего вырождения.
Этот момент на самом деле не так далек, потому что многие страны уже достигли днища капитализма или приблизились к нему. России до этого днища остались считанные годы «развития», Европа и США примерно на полпути — там около половины населения уже лишены эффективной работы и процент нищих ненамного меньше, чем в России.
Центробанк Японии уже понизил ключевую ставку до отрицательных значений, ключевая ставка ЕЦБ достигла нуля, ключевая ставка ФРС приближается к нулю — это значит, что банковская система уже перестала генерировать прибыль. Нулевая ключевая ставка — это фактически конец ссудного процента на высшем банковском уровне.
Очень показателен финансовый кризис 2008 года — он является результатом того, что строительный рынок в США достиг предела возможностей по извлечению прибыли и рост доходности прекратился, прибыль стала виртуальной и привела к возникновению так называемого пузыря.
Кризис 2008 года был мини-коллапсом капиталистической системы в ограниченном масштабе.
Впереди — глобальный коллапс.
Мир движется к глобальному и неразрешимому кризису перепроизводства, коллапсу банковской, финансовой и капиталистической системы в целом, за которым последует мировая экономическая революция. А вслед за экономической революцией случится и политическая, потому что политика — надстройка над экономикой.
Как скоро это случится — предсказать очень сложно, потому что мир очень большой и поэтому дрейфует к днищу капитализма довольно медленно.
Но учитывая, что капиталистическая система уже прошла пик своего развития и многие страны уже скатились на дно, либо достигнут его в ближайшие годы — ждать осталось не очень долго. Ключевая ставка центробанков развитых стран, достигшая или приближающаяся к нулю, тоже говорит о том, что коллапс не слишком далеко.
Однако ввиду большого масштаба всей системы период ее упадка и даже сам процесс коллапса и революции может растянуться на многие годы и случиться не за один раз.
Прежде, чем исчезнуть насовсем, капиталистическая система еще будет биться в конвульсиях, которые могут принимать формы финансовых кризисов, вооруженных конфликтов, государственных переворотов и даже мировой войны.
Вот ко всему этому и движется (катится, сползает, дрейфует — как угодно) наш многострадальный мир вместе с Россией. В определенном смысле даже во главе с ней, потому что среди всех европейских стран Россия катится одной из первых, лишь немного отставая от Украины.
kv-journal.su
Куда катится мир? Три противоречивых сценария от лучших аналитиков планеты
Каким будет мир в 2020 году ? Несмотря на то, что это очень близкая перспектива, эта магическая дата окутана мраком. Если еще 50 лет назад фантасты и ученые без капли сомнения рисовали будущее — нашу реальность – самыми яркими красками, то теперь эксперты более осторожны в оценках. Мир меняется так быстро, что человеческий разум за ним не успевает.
На этот раз погадать о будущем решили эксперты исследовательского подразделения Deutsche Bank под руководством его управляющего директора, известного аналитика Норберта Вальтера. Их исследование основано на анализе экономической ситуации в 34 странах.
Оказалось, что банкиры «зоны евро» и в 2020 году не представляют мир без доллара как основной мировой валюты и основного платежного средства. Согласно их прогнозам, мир останется однополярным, где будет место только одной сверхдержаве – США, валовой национальный продукт которых достигнет к этому сроку $17-18 триллионов.
Однако с большой долей уверенности можно говорить о том, что эксперты Deutsche Bank в 2020 году ожидают конкуренции для доллара со стороны юаня .
Аналитики Deutsche Bank убеждены, что через 15 лет Китай и Индия войдут в тройку ведущих мировых держав. В частности, Китай, по мнению авторов, займет нишу «всемирного сборочного цеха» и превратится во вторую по значимости супердержаву. Третье место достанется Индии. Правда, для этого ей потребуется более агрессивно проводить реформы, отмечают в Deutsche Bank. «Продолжение реформ позволит Индии оставаться на высоких показателях роста — на уровне 6 % ежегодно в следующие 10-15 лет. Если бы реформы проводились более настойчиво, то реальный рост валового внутреннего продукта мог бы достигнуть 7-8 %», — заявил Норберт Вальтер на семинаре индийско-немецкой Торговой палаты.
Вместе с тем роль объединенной Европы будет и дальше снижаться, говорится в исследовании. Более того, в нем самоуничижительно утверждается, что экономики некоторых стран Евросоюза, включая Францию и Германию, окончательно потеряют свои позиции в мире.
Темпы развития Испании и Ирландии благодаря открытости их рынков будут опережать среднеевропейские. Кроме того, позитивным фактором в развитии этих стран станет динамизм инвесторов, благоприятные демографические перспективы и сбалансированная иммиграционная политика.
В политическом плане эксперты пришли к выводу о том, что европейским государствам необходимо разработать такую структурно-политическую систему, которая стала бы гарантом их дальнейшей интеграции. Для того чтобы преодолеть негативные тенденции, необходимы глубокие изменения — как в экономической инфраструктуре, так и в социальной системе европейских стран.
Неизвестно, было ли что-нибудь в исследовании Deutsche Bank о судьбе России. Когда нам удастся ознакомится с оригиналом доклада, мы обязательно проинформируем об этом наших читателей.
Нельзя не отметить, что исследование Deutsche Bank идет вразрез с прогнозом, разработанным в другом известном европейском аналитическом центре Европы. Напомним, в марте этого года инвестгруппа Goldman Sachs обнародовала работу своего главного экономиста Джима О’Нила о будущем мировой экономики — в том числе и российской. О’Нил – это легендарный экономист,который прославился на весь мир после того, как сбылся главный прогноз его жизни – обвал доллара по отношению к евро.
По мнению О’Нила, к 2050г. по уровню жизни Россия обгонит Италию и Германию, а по валовому внутреннему продукту — еще и Францию с Великобританией.
О’Нил считает, что по совокупному долларовому ВВП четыре развивающиеся страны — Китай, Бразилия, Россия и Индия, которые эксперт объединил в акроним BRIC (Brazil — Russia — India — China), опередят к середине столетия шестерку крупнейших индустриальных государств мира.
«К 2050 г., по нашим оценкам, совокупный ВВП четырех стран BRIC превзойдет совокупный ВВП стран G6 (“большая семерка” без Канады). Китай может обогнать США еще раньше, к 2040 г. Индия может обогнать Японию к 2035 г., а Россия любую западноевропейскую страну — к 2030 г.», — считает О’Нил.
Быстрее всего, по мнению Джима О’Нила, будет расти удельный вес экономик стран BRIC в энергетическом секторе: уже в ближайшие 15 лет они обгонят ЕС и США по потреблению энергии. Чуть дольше будет расти удельный вес этих стран на мировом рынке автомобилей: на лидирующие позиции в мире они выйдут в 2025-2030 гг. Доля “четверки” в мировом рынке капитала тоже может быть весьма велика, но это зависит от того, какую политику будут проводить правительства стран BRIC.
Джим О’Нил больше не считает США локомотивом экономического роста. Он считает, что сейчас в качестве стабильного ускорителя мировой экономики куда более значительную роль играют Китай и другие страны BRIC, которые в 2003-2004 гг. обеспечили 40-50% прироста мировой экономики.
Противоположная мысль о судьбе России содержится в долгосрочном стратегическом прогнозе мирового развития на 2020 год, сделанном ЦРУ. Согласно этим данным, Россия к 2020г. может войти в число стран со стремительно растущей экономикой, но не сумеет стать ведущей экономической державой. В докладе отмечается, что Россия войдет в число таких стран, как Бразилия, ЮАР и Индонезия, где экономика будет расти быстрыми темпами, но при этом будет сильно отставать от мировых лидеров — Китая и США.
По мнению авторов «Проекта-2020», Россия не сможет войти в число экономических супердержав из-за хронической неспособности страны решить множество социальных проблем: в частности, переломить неблагоприятную демографическую ситуацию, распространение СПИДа, а также из-за замедления демократических преобразований. Серьезной угрозой для благополучного развития России будут оставаться организованная преступность и исламский терроризм.
Однако эти проблемы отчасти будут нивелированы способностью России «изменить вектор экономической мощи». В докладе указывается, что причиной этого будет статус России как ведущего поставщика энергоносителей: Россия может покрыть треть энергетических потребностей Европы. При этом экспорт энергоносителей станет важной составляющей внешней политики России.
В докладе также прогнозируется масштабная, но не выходящая из-под контроля миграция из Центральной Азии в Россию: до миллиона человек в год могут перебираться в Россию, снижая социальную напряженность в Азии и восполняя нехватку в России рабочей силы из-за старения населения страны.
Отдел экономики
www.pravda.ru
Куда катится этот мир?
Как бы ужасно и опасно не смотрелась с высоты собственного шестка окружающая нас действительность, если взять на вооружение одинаково ненавидимую консерваторами и либералами диалектику, придется признать, что этот мир, подскакивая на политических неровностях и каменюках, проваливаясь в ухабы и колдобины всеобщего экономического кризиса, катится всё-таки в правильном направлении.Умение увидеть в происходящем только один из вариантов неизбежного избавляет от ненужных иллюзий насчет ХПП и одновременно делает абсолютно бессмысленными многочисленные призывы «убить всех плохих, и тогда останутся только хорошие…», потому что плохими становятся не по вредности характера, а исключительно под давлением внешней среды. Измени среду обитания — изменятся те, кто в ней обитают. Оставь неизменной среду – и она обязательно вырастит новых уродцев вместо революционно утилизированных…Но начать хотелось бы не с утилизации, а с того, что объединяет живущих в разных странах и на разных континентах, несмотря на все усилия политологов, политтехнологов и политсектантов самых различных верований и направлений.
Первое — это способ приобретения гумилёвской пассионарности, который, независимо от ПМЖ, цвета кожи и цвета паспорта, материализуется исключительно как приложение к инстинкту самосохранения, наглядно иллюстрируя собой русскую народную мудрость про жареного петуха и гром, как необходимый атрибут религиозности.
Второе — это вера в устойчивый стереотип о некоем руле, который , попав на вершину политического Олимпа, можно крутить куда угодно. Развенчать этот стереотип не могут даже побывавшие на этой вершине и не видевшие там никакого руля, как впрочем и других аналогий с автомашиной, зато наблюдавшие множество аналогий с трамваем или паровозом, летящим (ползущим) по рельсам без какой-либо возможности самостоятельно сменить колею.
Приятно, конечно, думать, что все и всякие беды – это результат целенаправленной и осознанной деятельности жидомасонов (рук и ног Кремля, агентов Госдепа, пришельцев-рептилоидов – подчеркнуть нужное), и надо только убрать всех плохих, и наступит счастье…
Гораздо сложнее признать, что возникшие сегодня проблемы – следствие наших вчерашних деяний, и наш собственный поезд едет только по той колее, которую мы проложили сами, а очумевшему правительству, у которого из инструментов остался только молоток, все проблемы, естественно, представляются гвоздём… Нет у него, у правительства, никаких рычагов «против Кости Сапрыкина». Отсюда и шараханье из либерализма в монархизм, и вой про «неправильное население», и стремление распихать всё по карманам, а там хоть трава не расти…
Объективность геополитических и макроэкономических процессов, не способных изменить самые благостные пожелания и планы участников, была неоднократно проверена в ходе лабораторных испытаний, когда дорвавшиеся до власти субъекты неузнаваемо менялись, и возвращались в привычное состояние, только сложив с себя властные полномочия.Написав несчетное количество программ для различных общественных организаций и партий, и посмотрев, что происходит с горячо одобряемыми идеями на второй день после их прорыва на вожделенный Олимп, я лично понял, что главная и самая общественно-полезная работа – не толкаться у его подножия, а тихо и незаметно заниматься прокладкой и ремонтом жд-колеи.
Теперь о самой колее, которую надо строить, хотя бы на 1 шаг просчитывая последствия своих действий. В противном случае свет в конце тоннеля может оказаться прожектором встречного поезда. Последнее время встречные поезда вообще полетели кучно, видать к дождю (вот только часть пришедших на ум примеров):
1. Еврорусофобы, радостно копая санкционную яму для России, сели со всего размаха в нее сами, потеряв полмиллиона рабочих мест, а Россия хоть как-то начала заниматься насыщением собственного рынка отечественной продукцией.
2. Арабские русофобы решили подсобить своим европейским небратьям, опустив цену нефти ниже плинтуса, в результате воодушевленные потребители опускают теперь их самих, а в России, ради которой, собственно, и зажигали весь сыр-бор, на первое экспортное место выходят сельское хозяйство и «оборонка».
3. Залпы главных медийных калибров «наших западных партнеров», демонизирующие президента России и пугающие всех русских отлучением от «высокой еврокультуры», в результате до усрачки напугали англосаксонских сателлитов, выстроившихся очередью в Кремль с явным намерением очередной раз сменить хозяина.
Интересные процессы идут и в самой России. Сверхлиберальная политика российского руководства к откровенным и ничуть не скрывающимся русофобам внутри страны, вкупе с выходками потерявших всякие берега «бриллиантовых» девочек и «золотых» мальчиков, создают любопытную гремучую смесь, ставящую «вагоновожатых» перед нелегким выбором – организовать зачистку зажравшихся элитариев сверху, или дожидаться, когда их начнут зачищать снизу, но уже с непредсказуемыми последствиями.Необходимость реиндустриализации и связанной с ней мобилизации, ставших идеями народных масс, в России чудным образом уживается с ненавистью ко всему начальству и диким сопротивлением любой попытке навести порядок на их собственном рабочем месте, потому что «у меня-то всё в порядке и я тоже — в порядке, а вот гада-соседа давно пора уконтрапупить, вот им и занимайтесь…»
В результате умилительного отказа от личной ответственности за результат собственной деятельности на всех уровнях социальной лестницы в российском обществе складывается прелюбопытная комбинация из личных амбиций отдельных социально-активных лиц и массовых патерналистских настроений, в рамках которых «не должно сметь своё суждение иметь» и ожиданий порядка, который должен навести добрый и мудрый правитель, и желательно без нашего участия.
И вот даже рука не поднимается бросить в граждан России за это камень, ибо количество пострадавших за свою инициативность вполне сравнима с количеством пострадавших от стихии, к коей традиционно относится и российская власть. Для нее наказание невиновных и награждение непричастных – стародавняя традиция, что особенно ярко проявляется во время техногенных катастроф, где традиционно не бывает ни одного высокопоставленного виноватого, но зато множество награжденных за героизм.
Такая позиция, продиктованная историческим опытом и территориально-климатическими особенностями существования социума, конечно же добавляет неопределенности, но зато служит прекрасным ручным тормозом для разнообразных социальных экспериментов, лимит которых, по-моему, Россия полностью исчерпала в ХХ веке. Сегодня как раз тот случай, когда надо полностью довериться «нашим западным партнерам», работа с которыми должна состоять из трех составляющих:
1) Не мешать
2) Ждать
3) Не ржать…
Всё происходящее в мировой экономике является объективным и закономерным исправлением системных дисбалансов и противоречий, которые пока еще не революционные, но могут стать таковыми в любой момент, как только шарахнет по-крупному. А шарахнуть может сразу по нескольким причинам:
1 вариант — рухнет Европа, перегруженная непосильными внутренними социальными обязательствами, которые она родила исключительно ради состязания с СССР в «заботе о трудящихся», сама же их извела под корень, перекинув предприятия в Азию. Теперь Европа – это территория плюшевых офисных тушканчиков, активно осваиваемая фанатами шариата. Она же – крупнейший импортер российских товаров. Не станет ее – нужно будет переориентироваться на внутреннего потребителя, который сейчас европейскому не ровня ни по количеству, ни по наличности в карманах.
2 вариант – Трамп под лозунгом экономии шарахнет-таки по непомерным запросам американцев, обеспечивающих сегодня 40% всего мирового потребления. Даже не представляю, что останется после этого от самих США, тотально не готовых к малокалорийной диете. Производство, живущее за счет экспорта на американский рынок, гарантированно накроется медным тазиком, после чего — читай пункт 1й.
Для России это исключительно вопрос перепрофилирования. Страны, резко снижающие потребление товаров массового спроса, почему-то сразу начинают нуждаться в больших поставках оружия, так что ВПК РФ растёт правильно и очень к месту. Впервые за свою историю Россия имеет шанс оказаться вне драки – в роли производителя и подносчика снарядов, то есть в той самой роли, благодаря которой США в своё время превратились из всемирного должника во всемирного кредитора.
Намечающиеся и уже фонтанирующие конфликты разной степени интенсивности:
• Между воинами Аллаха и евротушканчиками – за территорию ЕС и еврохаляву,
• Между самими американцами – за объективно сокращающийся пирог «американской мечты»
• Между США, Китаем и вообще всем третьим миром – за право быть метрополией, а не колонией…
После неудачной попытки глобалистов развязать войну непосредственно в России или хотя бы на её границах, эта самая война бумерангом возвращается в их собственные дома, причем без всякого внешнего вмешательства, а исключительно под давлением самого главного дисбаланса – между потреблением и вложениями «золотого миллиарда». В направлении исправления этого дисбаланса и катится сегодня современный Мир. Не надо ему мешать…
Сергей Васильев
infoportalru.ru