Культурная сфера общества: Духовная сфера общества — урок. Обществознание, 6 класс.

Духовная сфера в обществознании — что представляет собой? Примеры

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Духовная сфера — одна из четырёх основных сфер общественной жизни, причём самая многогранная. Давайте же вместе разберёмся в этом понятии: узнаем, в чём её особенности, какие элементы в неё входят и затронем вопрос ценностей. А в конце проверим ваши знания о том, что представляет собой духовная сфера, на заданиях. Поехали!

Что такое духовная сфера жизни общества

Все мы участвуем в работе этой сферы: когда ходим в школу или университет, когда слушаем музыку, смотрим кино, посещаем музеи. И даже когда просто говорим на родном языке. Пора узнать определение, что представляет собой духовная сфера.

Духовная сфера или сфера духовной культуры — это совокупность процессов, при которых люди создают, распространяют, сохраняют и потребляют духовные ценности.

При этом в обществознании принято разделять эти виды деятельности на две группы: созидательную и сохранно-распространительную. В первом случае человек ищет идеи и создаёт духовные ценности в творческом процессе, а во втором — только взаимодействует с уже готовыми: передаёт другим людям, потребляет сам и сохраняет.

Особенности духовной культуры

Духовная сфера жизни людей отличается от других сфер. В таблице ниже мы собрали её основные особенности, которые отражают то, насколько она уникальна.

Особенности духовной культуры

Люди участвуют в ней не ради выгоды или того, чтобы решить какие-либо задачи. Духовная культура нужна обществу сама по себе, чтобы удовлетворить стремление людей к красоте, мудрости и знаниям.
Духовная культура может воплощаться через материальные ценности, например, предметы искусства: картины, скульптуры, памятники архитектуры, народные костюмы и т.  д.
Ценности духовной культуры создают, распространяют и сохраняют люди различных профессий. Например, сотрудники библиотек, учителя, культурные деятели.
Сохранять, создавать, потреблять и распространять духовные ценности помогают специальные учреждения. Это кинотеатры, библиотеки, научные и образовательные заведения, выставочные залы и другие.

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Что такое духовные ценности и чем они отличаются от материальных

Теперь стоит пояснить, что обществознание понимает под ценностями в сфере духовной жизни.

Духовные (культурные) ценности — это продукты духовной культуры общества, которые помогают удовлетворить высшие потребности человека.

Если кратко, то еда, сон, безопасность и т. д. — это низшие физические потребности. Человеку необходимо их удовлетворять, чтобы выжить. Но есть и потребности другого толка — высшие. Их мы удовлетворяем, когда хотим улучшить качество жизни: стать успешнее, образованнее и прикоснуться к прекрасному. Так вот, духовные потребности относятся к высшим.

Потребности человекаЧитать →

Вот несколько примеров ценностей духовной сферы:

  • культурные традиции;

  • народные обряды;

  • техники живописи;

  • языки и диалекты;

  • научные достижения;

  • высшее образование и т.

     д.

Противоположность духовным ценностям — материальные.

Материальные ценности — это продукты материальной культуры, которые имеют вещественную форму: имущество, товары, предметы.

Это то, что мы можем видеть, слышать, пробовать и осязать. В то же время духовные ценности существуют только в рамках нашего воображения, разума. Это одна из их главных особенностей, которую мы уже упоминали выше.

При этом важно помнить, что духовные и материальные ценности часто бывают связаны. Например, когда первые выражаются через вторые. Давайте подробно разберём, как это работает, на примере.

Пример № 1.

Ира — художница. Она пишет серию картин в жанре импрессионизм, в которые вкладывает особый смысл. Каждая из них отражает одну из 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, торг, гнев, депрессию и принятие.

Эти картины — имущество, материальные ценности, т. к. их можно осмотреть, потрогать и даже продать, если захочется. А со временем они придут в негодность, и люди забудут, как они выглядели. Зато смысл, который вложил в них автор, — духовная ценность. Это идея, которой невозможно причинить вреда.

Теперь важно вспомнить и другие черты, которые отличают духовные ценности от материальных:

  • Ими невозможно «насытиться». В отличие от той же еды, которая считается материальной ценностью, человек может потреблять духовные ценности бесконечно. Например, слушать музыку.

  • Они сохраняются в сознании людей и передаются из поколения в поколение. Вещи со временем портятся, зато идеи могут жить столетиями. Даже когда их материальное воплощение уже давно утрачено.

  • Они в большей степени запечатлевают личность автора. Мир до сих пор помнит имена великих творцов, но и работы неизвестных авторов также ценны для культуры.

Проверьте себя

Подумайте, как лично вы взаимодействуете с духовной сферой: создаёте ценности или только потребляете их? Приведите несколько примеров, как именно.ов, как именно.

Структура духовной сферы

Духовная сфера социума имеет сложную структуру — она состоит из нескольких подсистем. Теперь пришло время разобраться в них подробнее. Итак, в духовную сферу жизни человека входят следующие формы духовной культуры:

  • Мораль — представления людей о добре и зле, в том числе и совокупность правил поведения человека, которые основаны на них.

  • Наука — объективные знания о мире и деятельность, которая помогает добывать их.

  • Образование — процесс, при котором человек получает набор знаний и навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

  • Искусство — сфера духовно-практической деятельности людей, которая помогает постичь прекрасное, доставить эстетическое удовольствие, выразить идеи и вызвать эмоции.

  • Религия — мировоззрение и совокупность практик, которые основаны на вере в высшие силы.

  • Право — система норм и правил поведения в обществе, которые устанавливает государство.

  • Язык — средство передачи культуры с помощью символов.

Всё это помогает каждому отдельному человеку удовлетворить нематериальные потребности, сформировать близкие для себя ценности и вырасти как личность. Поэтому считается, что именно духовная сфера определяет, как именно общество будет развиваться в будущем.

Проверьте себя

Теперь пришло время выяснить, достаточно ли хорошо вы поняли, что представляет собой духовная сфера жизни общества. Для этого предлагаем выполнить задания ниже. Их результаты покажут, стоит ли повторить тему ещё раз.

Задание № 1

Прочтите утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет. Пользуйтесь материалами этой статьи, чтобы проверить себя.

  1. Один из признаков духовной сферы — это её сложная структура.

  2. Существуют специальные учреждения, которые помогают создавать, сохранять, распространять и потреблять духовные ценности.

  3. Человек может «насытиться» и духовными, и материальными ценностями.

  4. Духовные ценности — это предметы искусства: картины, пластинки с музыкой, скульптуры.

  5. Духовные ценности существуют дольше материальных.

  6. Науки — это тоже духовная ценность.

  7. Духовная сфера влияет на развитие личности.

Задание № 2

Изучите примеры ценностей ниже. Определите, какие из них относятся к духовным, а какие — к материальным, через которые выражаются духовные:

  • письма поэтов серебряного века;

  • памятник «Медный всадник»;

  • народные предания;

  • рязанское наречие;

  • «Мона Лиза»;

  • праздничные обряды на день Ивана Купалы;

  • симфония № 6 Людвига ван Бетховена.

В этой статье мы лишь кратко рассказали о духовной сфере жизни, но помните: эта тема за 8 класс встречается и на ОГЭ по обществознанию. Поэтому советуем уделить ей больше внимания, когда начнёте готовиться к экзаменам. А ещё лучше — проработайте её вместе с учителем. Например, на курсах по обществознанию в Skysmart. Так вы сможете готовиться эффективнее: наши ученики, которые занимаются 2 раза в неделю, усваивают школьную программу по обществознанию в 2 раза быстрее. Присоединяйтесь и вы — начните с вводного урока. Это бесплатно!

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Свобода и ответственность личности

К следующей статье

Участие граждан в политической жизни

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Духовная сфера общества – формы и значение кратко (обществознание, 8 класс)

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1323.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1323.

Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 9 класса.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное – эстетическое – религиозное – политическое – научное сознание.

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, хранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

  • Культура;

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой. Культуру называют “второй природой”, все то, что создано человечеством.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой особый путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

  • Образование;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

  • Религия;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в сверхъественные силы, в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

  • Наука;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Что мы узнали?

Духовная сфера жизни общества касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Большое значение в развитии сознания играют институты культуры, науки, образования, религии, искусства.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Юлия Алексеевна

    10/10

  • Иван Лаптенков

    8/10

  • Валентина Зиновьева

    7/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1323.


А какая ваша оценка?

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

9004

966..

.

. 700677.

. 700677777.

7. 7006777777777777676 гг. 200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books   [?]


Точная фраза: «Недохранитель в Америке»

Сферы культуры – исследования

Материальные и нематериальные культурные блага формируют самооценку данного общества, а также его практики общения и размышлений. Исследование (высоко)культурных сфер, таких как литература, философия, музыка или искусство, традиционно занимало центральное место в гуманитарных исследованиях. В последние годы фокус расширился пространственно и тематически. Все большее внимание привлекали новые области, такие как народная культура и повседневная культура, нематериальные культурные ценности, такие как устная история и региональные культурные традиции, а также неевропейские культурные регионы. Соответственно, приоритетная область исследований «Культурные сферы» объединяет широкий спектр дисциплин факультета искусств, факультета гуманитарных наук и факультета католической теологии.

Благодаря своей исследовательской деятельности (например, в ходе написания кандидатской диссертации) ученые и студенты, занимающиеся педагогическим образованием в JMU, также вносят свой вклад в эту приоритетную область исследований, а также в предметную дидактику и педагогику, начиная от лингвистических наук, истории и от географии до математики, информатики, естественных наук и педагогики.

Направление «Образование и общение в цифровом мире»  представляет собой одну из тем исследований факультета гуманитарных наук, которая относится к этому приоритетному направлению исследований. Он сочетает в себе описательный, предписывающе-прикладной и нормативно-аналитический взгляды на цифровые образовательные и перцептивные процессы. Особое внимание уделяется роли образования как центрального культурного достояния в контексте цифровизации.

Известные на международном уровне научные достижения в так называемых «малых дисциплинах» подчеркивают многогранный характер приоритетной области исследований в области культуры. Темы исследований в Институте музыкальных исследований факультета искусств, например, охватывают латинскую музыку Средневековья, жизнь и деятельность Рихарда Вагнера, а также этно-музыку и современную музыку. Область исследований Востоковедения сосредоточена на Анатолии бронзового века и истории религии и литературы Месопотамии с использованием инновационных и цифровых методов для документации, анализа и редактирования клинописных рукописей.

В Институте философии факультета гуманитарных наук исследователи изучают i. а. культурная взаимозависимость между Востоком и Европой, с особым акцентом на философскую и научную историю греко-арабско-латинской традиции.

Интеграция факультета географии в факультет искусств JMU позволяет проводить уникальные исследования в области пространственно ориентированных гуманитарных наук, включенных в профильную область «Пространственные гуманитарные науки, культурное наследие и глобальные изменения» . Здесь «пространственные гуманитарные науки», с одной стороны, очень широко определяются как геопространственные гуманитарные науки. С другой стороны, принимается во внимание и более узкое определение, при котором на первый план выходит цифровое представление пространства. Одним из примеров этого является анализ литературных произведений разных культур и эпох с использованием данных, полученных из географических информационных систем. Кроме того, исследователи в рамках этой области исследований изучают прошлые концепции городского образа жизни в связи с историческими рамками современных городских конструкций. Тема исследования «Мегаполисы как будущие жизненные пространства» объединяет географические и лингвистические методы с технологиями «цифровых гуманитарных наук» для выявления зависимостей между физическим и социокультурным пространством внутри городских территорий, которые по численности населения чрезвычайно велики и разнообразны.

Под названием «Культурное наследие» эта область также охватывает междисциплинарные размышления, построение идентичности и теории, коммеморативные культуры и перформативные практики, основанные на анализе дискурса и/или постколониальных подходах. Исследования сосредоточены, например, на антропогенных изменениях в природных регионах, таких как Франкония. Другой пример — «Культурное пространство Ирландии», которое исследуется с литературной, культурной и лингвистической точек зрения. Еще одним аспектом исследований в рамках тонкой исследовательской области является «Звук», который является неотъемлемой частью нашего культурного наследия.

Местное самоуправление  формирует еще одно направление на факультете искусств в сотрудничестве с факультетом гуманитарных наук. Поскольку местное самоуправление всегда присутствует там, где живут вместе большие группы людей, его можно анализировать во времени и пространстве. С помощью «Многовидовых исследований» исследователи из отдела европейской этнологии анализируют взаимодействие между людьми и другими живыми существами.

Культура(ы) западного мира глубоко сформирована христианской религией(ями) и их различными институциональными и региональными проявлениями. На этом фоне у академического богословия есть шанс переосмыслить и изменить догматические, философские и этнические парадигмы с целью подчеркнуть рациональную состоятельность, а также существенную и практическую значимость христианской веры в меняющемся мире. Факультет католической теологии JMU решает эту проблему, в частности, анализируя и разрабатывая различные способы моделирования отношения бога и мира с точки зрения богословская история и систематическое богословие . Исследования богословских основ автономной этики в контексте христианской веры образуют еще один тематический центр исследования.

Темы исследований практически ориентированных предметов факультета католической теологии, которые относятся к приоритетной области исследований «Культурные сферы», а также к приоритетной области исследований «Институты, нормы и поведение», касаются текущих церковных, правовых, социальных, культурных и процессы религиозной трансформации и сопутствующие вопросы пастырского, литургического и правового развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *