Культурная сфера общества – Сфера культуры — О культуре

Сфера культуры — О культуре

Рассмотрим условия, в которых реализуют свою деятельность  некоммерческие организации в сфере культуры.

А) Нормативно-правовые условия. Деятельность некоммерческих организаций в сфере культуры регулируют разные законы (например, федеральный закон «О народных художественных промыслах», «О библиотечном деле», «Об архивном деле» и пр.). Это происходит потому, что некоммерческие организации в сфере культуры очень разные и для них сложно создать единый законодательный корпус нормативных актов. Правовой статус таких организаций также определяют самые разные нормативные документы – законы, положения, кодексы и пр.

Б) Ведомственная принадлежность. Некоммерческие организации в сфере культуры относятся к разным ведомствам и поэтому ими управляют разные органы власти: министерства, агентства, департаменты и пр. Очень часто взаимодействующие между собой учреждения культуры являются частью разных ведомственных структур (министерств и ведомств). Говоря иначе, управление некоммерческими организациями в сфере культуры осуществляется разными структурами и органами государственной власти, которые, соответственно, предъявляют разные требования к их деятельности.

В) Формы собственности. Некоммерческие организации в сфере культуры могут функционировать на основании тех или иных форм собственности. Большинство таких организаций — государственные (музеи, библиотеки и др.), значительно реже используются частные или смешанные формы собственности (например, государственно-частные).

г) Финансовые условия. Особенности финансовых условий некоммерческих организаций в сфере культуры определяются как формами собственности, так и принадлежностью организации к определенному ведомству. Прежде всего,  нужно отметить, что большинство таких организаций являются бюджетными. Соответственно, организации финансируются из следующих источников: федерального (федеральные организации), регионального (региональные организации) и муниципального, местного (муниципальные организации). Более того, многие некоммерческие организации в сфере культуры привлекают дополнительные финансовые ресурсы из других источников (фонды, гранты, партнерства и пр.). В итоге разные некоммерческие организации имеют абсолютно разный уровень и источник финансирования.

okulture24.ru

Культурная сфера общественной жизни. Сферы жизни общества

Вопрос №4. Культура в духовной жизни общества. Культура и деятельность.

    Духовная жизнь общества — сфера общественной жизни, определяющая специфику определенного общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

    Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

    Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию.

    Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.

    Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

    Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

    Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

    Среди всех видов культур следует выделить

    духовную культуру . Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

    Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

1.Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

2.элитарная зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

3. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

    Духовная жизнь — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Функции культуры в обществе: 1.Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

2.Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека . В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность

3.Функция социализации . Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе.

4.Коммуникативная функция

. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Культура и человеческая деятельность

    Чтобы материальные предметы оставались явлениями культуры, они должны поддерживаться или воспроизводиться человеческой деятельностью. Следовательно, материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще.

    Материальные объекты культуры одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная к

gigafox.ru

Духовная сфера общества

Духовная сфера общества — комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют  деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

 

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для духовного развития личности.

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она — плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек — это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой религии — вера, не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции — борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм — выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений — навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.

Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

mystroimmir.ru

Социально-культурная сфера как социальный феномен и ее научный анализ. Текст научной статьи по специальности «Социология»

Н. А. Михеева

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕЕ НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена разработке проблем теоретического и методологического характера, связанных с анализом феномена «социально-культурная сфера», в которой создается и сохраняется нормативная культурная традиция. Научное изучение этого феномена имеет особое значение для совершенствования управления отраслями СКС.

N. Mikheyeva

SOCIAL AND CULTURAL SPHERE AS A SOCIAL PHENOMENON AND ITS SCIENTIFIC ANALYSIS

The article is devoted to development of problems of theoretical and methodological character, connected with analysis of the phenomenon “social and cultural sphere” (SKS), in which normative cultural tradition is created and kept. Scientific study of this phenomenon has great importance for improvement of management in SKS branches.

Значение социально-культурной сферы (СКС) в процессе модернизации и динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как она создает условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества.

Но на теоретическом уровне сущность социально-культурной сферы как социального феномена не вполне осознана, что является препятствием к ее формированию как социологической категории и созданию дополнительных возможностей для развития различных видов и форм социально-культурной деятельности в границах СКС.

В отечественной социологии «сферно-му» структурированию общественной жизни посвятили свои работы В. Г. Афанасьев, Б. С. Барулин, В. П. Рожин, Л. М. Семашко, В. М. Соколов, А. К. Уледов и др. К сожалению, само понятие «сфера» до сих пор не получило обоснованного с позиций социологии раскрытия. Энциклопедии и словари, опираясь на смысл греческого слова сфера-«шар», трактуют это понятие как область действия, пределы распространения чего-либо, влияния или общественного окружения, как среду, обстановку1.

Сферный подход к анализу общества дает возможность раскрыть его специфическую структуру, выражающую связи между различными сторонами социальной жизни и позволяет анализировать все социальные процессы с позиций развития целостного понимания общества. В этом случае он фиксирует некую взаимодополняемость функций взаимодействующих сфер, обеспечивающих известное единообразие структурных элементов.

Признавая в целом продуктивность сферного подхода к анализу общества, ученые, как правило, были едины в признании существования материальной и духовной сфер, и последнюю чаще всего отождествляли с социальной. Выделение этого фундаментального понятия было обусловлено потребностью в дальнейшем развитии научного знания об обществе. Оно приобрело категориальный смысл, поскольку отражало наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и самого познавательного процесса в науке. Иными словами, за этой категорией стоит реальный опыт развития познания и общественной практики. Именно поэтому категория «социальная сфера» утвердилась в научной литературе,

в правительственных документах, в управленческой практике как инструмент воздействия на социальные отношения и процессы в обществе.

Первые попытки теоретического анализа социальной сферы можно отнести к началу 1980-х гг., когда в работах В. С. Барулина, М. В. Лашиной и ряда других ученых была исследована сущность этой категории. Дальнейшая разработка связана с именами С. И. Бразилова, Н. И. Дрях-лова, В. Н. Иванова, Г. М. Каца, Б. В. Князева, В. Н. Ковалева, В. Я. Нечаева, Г. И.Осадчей, В. З. Роговина, С. А. Шавеля и других ученых.

Но на определенном этапе развития философии, социологии и антропологии и сосредоточения научных интересов на предметном анализе культурной составляющей общественного развития состоялось осознание наличия аналитически самостоятельной социокультурной сферы, в которой создается и сохраняется нормативная культурная традиция, разделяемая в той или иной степени всеми членами общества и передаваемая от поколения к поколению через различные социальные процессы. Выделяя признаки некоторого различия между культурной и социальной системами, или в иной интерпретации — сферами, антропологи стремились подчеркивать культурный аспект этого комплекса, а социологи — аспект взаимодействия. Т. Парсонс утверждал, что «фокус социальной системы — это условие взаимодействия человеческих существ, которые составляют конкретные коллективы, с определяемым членством. Фокус культурной системы — напротив, в смысловых моделях, иными словами, в моделях ценностей, норм, организованного знания и верований, экспрессивных форм»2.

Для лучшего понимания специфики категории «социально-культурная сфера», в которую включаются различные феномены социальной и культурной жизни, отечественные социологи и культурологи

предлагают рассматривать исходные понятия «социум» и «культура» как относительно автономные реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум как явление и предмет анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т. е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики здесь являются социальный институт, статус и социальная роль, социальное взаимодействие.

Культура как результат человеческой деятельности представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (этноса, нации, общества) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих социальную принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфический, присущий человеку способ преобразования природных возможностей, опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления), создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутреннее содержание личности.

«Социальное» и «культурное» тесно переплетены, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Представляя собой единство, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслом.

Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». Культура — это врастание в национальный мир, образуемый языком, национальной психологией и национальными ценностями.

Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению ее социальноролевой ограниченности в процессе ценностно-ориентированной активности.

Анализируя различия между культурной и социальной системами, можно рассматривать их не просто как отдельные и взаимозависимые, но и как взаимопроникающие системы. Определенные аспекты культурной сферы не могут быть поняты безотносительно к фактам социальной сферы, и наоборот, социальная сфера не может анализироваться без ее соотнесения к культуре. В этом смысле культурная и социальная системы не могут быть отделены друг от друга, хотя и могут трактоваться как аналитически независимые.

Социально-культурная сфера в действительности представляет собой совокупность механизмов, посредством которых культурные факторы связываются с эмпирическими системами социальной действительности. Взаимопроникновение этих двух систем, а также наличие между ними отношений контроля и обусловленности составляют в известном смысле важнейшую систему действия3.

Сложный процесс общественного развития, предполагающий взаимодействие и взаимозависимоть социальной и культур-

ной системы, может привести к какому-либо культурному изменению, способному преобразовать ценности социетального уровня. Выявление источника взаимопроникновения этих систем стало определенной трудностью в социологии знания. Но ключ к его разгадке был найден. В качестве источника взаимопроникновения этих систем признаны различные формы институционализации культуры в виде коммуникаций, традиций и обрядов, языка, правовых норм и знаний.

Сейчас особо подчеркивается и возрастание роли такого современного механизма институционализации как индустрия культуры, которая способствует массовому распространению достижений культуры с помощью технических средств тиражирования и публикации и превращается в эффективный элемент новых управленческих технологий4.

Таким образом, институционализации культуры стала основным и общим понятием для интеграции и интеракции обоих аспектов, взаимосвязь которых, опосредованная деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, выраженную понятием «социально-культурная сфера».

Точкой отсчета в этом случае будет культура, которая вносит содержательный смысл в это понятие, указывает на сферу активности субъекта деятельности. В качестве субъектов культурной деятельности можно рассматривать личность, социальную группу или общность, общество, человечество в целом. Именно с субъектами как носителями культурной активности и можно связывать понятие «социальное», хотя само это понятие можно рассматривать гораздо шире, как отчасти и было представлено выше.

Каждое из этих понятий по отношению к субъектам социально-культурной деятельности можно рассматривать в контексте социологической или культурологической проблематики (табл. 1).

Таблица 1

Два аспекта изучения субъекта социально-культурной деятельности5

Социологический аспект Культурологический аспект

1. Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем 1. Личность как носитель «культурных» качеств, субъект культурного творчества и процесса

2. Социальная общность (объединение, организация, движение) как социальный институт, субъект социальных отношений 2. Социальная общность как субъект саморазвития культуры, совокупность индивидов, объединенных общими целями культурной активности, культурными ценностями

3. Население региона как институциональная и административнотерриториальная целостность 3. Население региона как совокупность социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историкокультурное и этнокультурное своеобразие, традиции, предания)

4. Общество (нация) как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных субъектов и институтов 4. Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности

5. Человечество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов 5. Человечество как совокупность национальных культур

Анализ категории «социально-культурная сфера» с точки зрения содержательной взаимодополняемости ее составляющих обнаруживает новые теоретико-познавательные и прикладные возможности этого понятия и позволяет более четко определить его границы. С одной стороны, культурные нормы и ценности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры, определяют смысл и условия существования социума, с другой — социальность не просто фиксирует носителя — субъекта культурной деятельности, но придает феномену культурного социальную определенность.

Более широкое определение этого понятия позволяет рассматривать социальнокультурную сферу как систему разносторонних отношений между людьми, принимающими участие в социально-духовной жизни; широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных, творческих и др.) отношений, при которых удовлетворяются интересы людей и решаются их проблемы в области обра-

зования, науки, культуры и искусства, социальной защищенности, проведения досуга, творческой деятельности и др.6

Основной смысл и содержание этих отношений — в осуществлении процессов создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры — художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической.

Рассматривая социально-культурную сферу на основе анализа всех представленных выше позиций, автор не может согласиться с ограничением ее понимания, с одной стороны, только как совокупности субъектов культурной деятельности, или даже в качестве субъекта историко-культурной самобытности, с другой стороны, представленной экономистами, как совокупности предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспе-

чивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения7.

Только сочетание тех и других представлений, обогащенных смыслом и содержанием социально-культурной деятельности человека в созданных им же условиях, дает нам возможность понять сущность исследуемого понятия. Поэтому социально-культурную сферу следует понимать как подсистему общества, выполняющую функцию воспроизводства социальных субъектов путем включения их в целенаправленный процесс социально-культурной деятельности по освоению и производству культурных ценностей в созданных на данный момент условиях — как в виде субъектно-объектных отношений, так и материально-предметных форм.

Деятельностный, предметный и идеальный «миры культуры» в совокупности и определяют уровень развития человека и одновременно каждый виток культурного развития общества, человечества, ибо человек есть не только творение, но и творец культуры. Этот уровень зависит от культурной среды обитания человека, содержания и качества его предметного и духовного окружения, которое человек осваивает в процессе культурной деятельности.

Исследуя вопрос создания условий жизнедеятельности людей в социально-культурной сфере невозможно не обратить внимание на представление о таком ее атрибуте, как инфраструктура.

Инфраструктура (от лат. infra — под, structura — строение) — это устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, обспечивающая условия для рациональной организации деятельности человека во всех видах общественной жизни. Социальная инфраструктура имеет двоякую трактовку: в экономических науках ее рассматривают как отрасли, которые находятся за пределами непосредственно производственной сферы, но определяются параметрами и показателями отраслей народного хозяйства. С точки зрения социологии она является частью материально-

технической базы, в которой непосредственно создаются условия, направленные на обеспечение эффективной жизнедеятельности человека, на развитие его сущностных сил8.

Сегодня ресурсы социально-культурной сферы связывают с новым видением возможностей, функций и задач инфраструктуры, особенно в контексте целевой ориентации федеральных и региональных культурных программ.

Учитывая, что позже возникло и самостоятельное понятие «инфраструктура культуры» как важнейший элемент социально-культурной среды обитания человека, то здесь возможны нормативы ее развития, соответствие данной инфраструктуры социально-демографической, социально-культурной и этнокультурной структуре населения; а также мера доступности объектов инфраструктуры основным социальным группам и категориям населения.

Развитие инфраструктуры в этом случае выступает в качестве условия и средства совершенствования культурной жизни. С ее помощью создается современная среда обитания людей, включающая все возможные условия для существования и средства культурной деятельности и обеспечивающая процессы социалного и культурного воспроизводства в обществе.

Современное состояние социальнокультурной сферы можно представить путем ее аналитического структурирования, пользуясь возможностями создания тех или иных классификаций видов социальнокультурной деятельности, составляющих субстанциональную основу развития социально-культурной сферы.

Отраслевая классификация, популярная у экономистов и являющаяся основой создания различных классификаторов организаций и услуг, представлена системой взаимоподчиненных уровней отраслевой структуры социально-культурной сферы — и, в частности, отраслью культуры и искусства, двумя подотраслями (организации массового культурного обслуживания и

С

О

Ц

И

А

Л

Ь

Н

О

К

У

Л

Ь

Т

У

Р

Н

А

Я

С

Ф

Е

Р

А

По видам деятельности

Туризм и спортивнооздоровительная деятельность

Театральная, цирковая, концертная деятельность

Клубная деятельность и развлечения

Электронные

виды

деятельности

Полиграфи-

ческая

деятельность

Кино-, видеодеятельность

Музейная, библиотечная и архивная деятельность

По формам собственности

Государственные

Частные Общественные Смешанные

Федеральные

Субъектов федерации

Муниципальные

Рис. 1. Классификации видов деятельности и организаций в СКС

профессионального искусства), видами деятельности в этих подотраслях ( театральные представления, концерты, эстрадные программы, читательские конференции, кинопоказы, дискотеки, народные художественные промыслы, выставки, профессиональные учебные заведения) и т. д.9

Также возможны классификации в зависимости от целей деятельности и функций организаций СКС, оргструктуры управления этих организаций и форм собственности (рис. 1).

Развитие многих выделенных на рис. 1 видов деятельности обусловлено активным

развитием в ХХ в. индустрии культуры. Все ее отдельные сегменты включены в деятельность по производству и распространению культурного продукта. Это:

• теле- и радиоиндустрия, включая кабельное и спутниковое телевидение;

• индустрия производства фильмов, с учетом видео, DVD, а также фильмы на телевидении;

• интернет-индустрия, включая все формы «net art» и «net culture», а также производство сайтов, порталов и иных форматов коллективной и групповой коммуникации;

• музыкальная индустрия: звукозапись (не только собственно музыкальная), распространение записей со всеми формами контроля и соблюдения прав, а также различные виды «live performance»;

• • издательский бизнес, включающий производство книг, компакт-дисков, информационных баз, а также (в определенной части) журналов и газет и сопутствующие ему услуги;

• разного рода образовательные и игровые индустрии (иногда здесь используется обобщенное название «educainment»).

В несколько иной логике классификации по причине важности как в экономическом, так и в смысловом отношении следует упомянуть и такие сегменты, как:

• индустрия рекламы и маркетинга со всеми относящимися к ней технологиями — хотя следует учитывать, что функциональная нагрузка этих видов деятельности выше по сравнению с собственно коммуникативным и смысловым элементом. Тем не менее значительный объем ресурсов обращается именно в этой сфере;

• ряд технологий формирования городской и региональной среды в той части, где уже сформировалась социально-индустриальная модель воспроизводства и распространения этой деятельности — клубы, массовые действия и иные формы наполнения образа жизни, особенно в урбанистических центрах («творческие индустрии», в узком смысле- технологии гостеприимства и туризма).

Начиная с 1980-х г.г. можно наблюдать превращение культурных индустрий в эффективный элемент новых управленческих технологий. Из объекта, испытывающего эффекты турбуленции от других мировых факторов и тенденций, культурные индустрии и стоящие за ними виды деятельности сами превращаются в мотор мировых процессов экономики и культурной политики10.

Представленные подходы к анализу сущности социально-культурной сферы являются, на наш взгляд, необходимыми и важными не только для решения исследовательских задач общеметодологического и теоретического характера. Они способствуют осуществлению эффективного управленческого воздействия на создание условий для жизнедеятельности людей, предопределенной их устремленностью к сохранению и развитию культурного потенциала общества.

Еще раз подчеркивая значение относительно новой для социологии категории «социально-культурная сфера» для изучения духовной жизни общества, хотелось бы выразить надежду на внимание социологов и культурологов к различным аспектам ее формирования и функционирования, дальнейшего развития во благо человечества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 2-е изд. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001. — С. 1168.

2 Парсонс Т. О социальных системах. — М.: Академический проект, 2002. — С. 554—555, 762.

3 Там же. — С. 4, 674, 763-764.

4 Зуев С. Э. В начале был текст // Отечественные записки. — 2005. — № 4 (25). — С. 76-86.

5 Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие для студентов вузов. — СПб.: СПбГУП, 1998. — С. 29.

6 Козбаненко В. А. Государственное управление. — М.: Статут, 2002. — С. 343.

7 Марков А. П., Бирженюк Г. М. Указ. соч. — С. 51; Новотный Н.,Фишер Р. Экономика культуры / Пер. со словац. М. С. Липкина. — М.: Прогресс, 1989. — С. 47.

8 ТощенкоЖ.Т. Социология. Общий курс. — М.: Юрайт-М, 2001. — С. 165.

9 Михеева Н. А. Управление социально-культурной сферой в период общественного переустройства России: Монография. — СПб.: СПбГУСЭ, 2005. — С. 38.

10 Зуев С. Э. В начале был текст // Отечественные записки. — 2005. — № 4 (25). — С. 81.

cyberleninka.ru

информационный подход – тема научной статьи по культуре и культурологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Гуманитарная информатика. 2016. Вып. 10. С. 18-27

УДК 008:301

DOI: 10.17223/23046082/10/2

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

О.Г. Басалаева

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

В статье раскрываются особенности социокультурных процессов XX-XXI вв., демонстрирующих большое разнообразие самоорганизации и саморазвития, где фактор информации активно влияет на смену мировоззренческих приоритетов в культурной сфере общества и формируется более глубокое понимание механизмов развития культуры, человеческой цивилизации в целом. Информация, коммуникация и техника представляют формы и нормы культуры, определяющие собой процесс порождения новых технологий, рефлексии и отбора в социокультурных общностях тех из них, которые могут быть включены в процессы практической деятельности.

Ключевые слова: культурная сфера общества, информационное общество, информационный подход, информационная культура, электронная культура, сетевая культура.

CHANGES IN CULTURAL SPHERE OF SOCIETY: INFORMATION APPROACH

O. G. Basalaeva National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

In the social and cultural processes of the XX-XXI century showing the big variety of self-organising and self-development, the information factor plays the increasing role. It has forced philosophers and culturologists, experts of a humanitarian profile to look at essence of information processes for ways of their existence in culture more steadfastly. The concept of the information of these conditions has advanced to the forefront, having turned to an explanatory principle of social and cultural processes. Thus, in the end of the XX century, there is a change of world outlook priorities in a

cultural world- view and deeper understanding of mechanisms of development of culture, a human civilization as a whole is formed.

The information, communications and technics represent forms and norms of the culture, defining itself process of generation of new technologies, a reflexion and selection in social and cultural society those from them that can be included in practical activities processes. The technics grows out of action of technologies and simultaneously appears as activity and communicative network, which represents not only the information and communications, but also the human relation to the world, images of a world order.

Undoubtedly, the world is changing under the influence of scientific and technological advance including intensive development of information technologies. Not just the content of these or those cultures but also the value normative construction of culture itself are put to the severe test.

The information evolution in communication gives the floor for new forms of the social interactions based on the compartible systems of technological interaction. Integration of the telecommunication and communication means guarantee remote access and immediate exchange for the data, sound and audio images. The new communication medium created conditions for establishment of the virtual relations and links between people.

From our point of view, idea of the information approach are realised in the world of the information field connected by a network of telecommunications, i.e. a global information field.

Thus, disclosing of the information approach to a cultural picture, consists that the information approach represents an image of the world of culture as a combination of special social and cultural institutes to information and communication technologies where the collective consciousness is formed in the course of an information transfer from the individual to the individual, and the global information field actively influences this process.

Key words: cultural sphere of society, informational society, informational approach, information culture, digital culture, network culture.

С конца XX в. становится очевидным, что информатизация — всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации. Доминирующими факторами развития общества становятся знания, информация, информационные услуги и отрасли, связанные с их производством. Формируется информационное общество как новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития общества.

С одной стороны, наблюдается серьезный интерес исследователей к социальной и культурной значимости освоения информации для современного общества. С другой — следует отметить, что большинство исследователей анализируют ситуацию с позиций конкретной науки. В одних случаях исследования носят монодисциплинарный характер — работы Н.А. Войновой, Н.Б. Зиновьевой, А.А. Коряковцевой, В.А. Минкиной, в других технологический — работы Г.И. Калитича, К.К. Колина, Н.М. Яглома и др. В ряде исследований преобладает философско-культурологическая проблематика, объединенная идеей единства мира в информационном аспекте — труды И.А. Арнольдова, В.А. Виноградова, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, И.А. Негодаева, В.М. Петрова, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Проблемная ситуация заключается в выявлении информационной основы формирования культурной сферы современного общества.

Развитие социальной формы, именуемой информационном обществом, может быть описано как глобальная система коммуникации, которая охарактеризована ведущей ролью информационного производства, доминирующего над занятостью в этой сфере и распространенностью информационных отношений в системе социальных связей. Дифференцирование информационных отношений становится встроенным процессом в развитие бесконечной рекурсивной сети. Процесс формирования практики в дифференцировании информационных отношений представляется как бесконечная деятельность в создании теоретической информации, которая выражается в определенных сообщениях. В результате строится определенная последовательность дифференцирования информационных отношений. Установленные первичные различия информационных отношений являются последовательными. Эта последовательность оказывается бесконечной, составленной из многих компонентов, которые формируются в соответствии с развитием области информационных продуктов и изменений потоков информации.

С позиции системного подхода современное общество включает четыре подсистемы, или сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную (духовную). Причем информационные отношения характерны для всех перечисленных подсистем (см. более подробно [1]).

Традиционно исследования культурной сферы общества сформированы на пересечении многих наук, объединяя знание различных

наук о культуре в систему и транслируя идеи о сущности, функциях, структуре и динамике культуры моделирующие культурные конфигурации различных эпох, наций, и классов, показывая и систематизируя отличительные особенности различных культурных миров. Проблематика исследований культуры многоаспектна: это исследования этнологии и семиотики, истории и теории культуры, социальной и культурной антропологии, духовной и материальной, элитарной и массовой, мировой и национальной культуры, а также мифологического и религиозного аспектов культуры.

В информационном обществе культурная сфера имеет свои особенности. Информационно-коммуникационные процессы, изменившие среду обитания людей, разрушившие казавшиеся непоколебимыми базовые человеческие ценности, актуализировали вопросы взаимодействия культур, культурного диалога, культурного заимствования, индивидуализации и коллективизма, специализации культуры и локализации субкультур. Особой проблемой стала глобализация и информатизация культуры. Развитие информационных коммуникаций формирует социальные взаимосвязи, основанные на системе технологического взаимодействия. По мнению М. Ка-стельса, в результате опосредованной компьютером коммуникации, охватившей пространство всей планеты, формируется интерактивная символическая среда. В новой электронной коммуникационной системе «сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [2. С. 26].

С этой точки зрения, весьма перспективным может оказаться применение информационного подхода для изучения информационной составляющей в культурной сфере общества, поскольку информация в современной культуре носит глобальный, всепроникающий характер, выражающийся в многочисленности связей с реальностью и разными способами человеческой деятельности. Так, реальностью современной культуры является информационное пространство — новая среда обитания человека. Новые информационно-коммуникационные технологии проникли во все сферы жизни и стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

На сегодняшний день информационный подход как метод анализа, использующий аналогию с информационно-коммуникационными технологиями для обработки и хранения информации, стал распространенным междисциплинарным инструментом исследования. Суть указанного подхода заключается в выделении и исследовании информационного аспекта самых различных явлений. Его применение очень часто позволяет увидеть многие, казалось бы, привычные и хорошо знакомые процессы и явления в совершенно новом свете, раскрыть их информационную сущность, которая во многих случаях и является главной причиной того или иного развития этих процессов.

Несомненно, культурная сфера общества изменяется под влиянием интенсивного развития информационных технологий. Но речь идет не только о ее содержании, но и о возможности формирования самой культуры на информационной основе. В условиях информационного общества востребован новый тип культуры — информационная культура, выступающая как часть общей культуры, как целостная готовность к освоению образа жизни, определяемого новыми ценностями информационного общества. Под информационной культурой человека подразумевается не только культура работы с информацией, ее создание, обработка, передача, поиск и использование информации, но и культура организации коммуникативного процесса, поскольку информационная культура активизирует мыслительный процесс, позволяет интерпретировать полученную информацию, влияя на действия и чувства отдельный личностей, социальных групп и общностей. Иными словами, в процессе социализации цели исследования коммуникативных норм взаимодействия человека выходят на уровень информационной культуры. В свою очередь, информационная культура коррелирует с личным социальным миром.

Таким образом, информационную культуру человека нужно рассматривать как предварительное условие социальной и культурной интеграции, а также интеграции социальной системы киберпростран-ства, взятой в целом. Информационная культура человека — качественная особенность определенного вида деятельности, завершенной в процессе накопления знания и его практического применения. Информационная культура особенно показательно реализуется в культуре проекта личных домашних страниц, сообщений электронного письма, технологических методов информационного поиска и распространения, а также в этике межабонентской коммуникации. Самые

важные индикаторы личной информационной культуры — это отношение пользователя к полученной информационной целостности, диагностирование пользователем самого себя как информационного создателя и потребителя и понимание коммуникативной ситуации. Получить представление о том, насколько информационная культура воплощается в социальном мире, можно посредством анализа информационных форм поведения человека. Информационным поведением человека является система действий, предпринятых для сбора информации, обработки и извлечения данных, для того, чтобы создать новое знание и передать его в интернет-сообщество. Информационное поведение заключается: в регулярной адресации человека к информационным ресурсам; в качестве переработанной информации и знания; в тематическом разнообразии информации, востребованной человеком независимо от языковых ограничений, и т.д. Заметим, что информационное поведение — это не только индикатор информационной культуры человека, но также и отражение пригодности и доступности совокупных информационных ресурсов общества.

Неоспорим и тот факт, что культурная сфера общества представляет социокультурное бытие. Небывалая ранее быстрота появления и проявления информационных процессов социокультурного бытия современного общества отражается прежде всего в развитии социокультурных институтов (учреждений). С одной стороны, создание принципиально новых информационно-коммуникационных технологий в области информационных практик, которые устойчиво сопровождают социум, создает количественно и качественно новое информационное бытие человека и человечества. С другой стороны, в современном социокультурном пространстве продолжают функционировать традиционные социокультурные институты, которые не только не утрачивают своего культурного смысла и значения, но и обретают в новом информационном социокультурном контексте новые аспекты своего бытия и влияния на общественную жизнь.

Именно эти обстоятельства заставляют обратить внимание на существенную особенность культурной сферы общества, когда информационно-коммуникативные технологии позволяют при активном влиянии сети интернет представить современную культурную картину мира, доступную каждому заинтересованному в ней человеку.

Распространение интернета изменило современную культурную ситуацию. Интернет серьезно намеревается создать определенное

виртуальное мировое сообщество, в котором реализуется идея интерактивности как средство формирования культурной картины мира в условиях киберпространства.

Развитие социально-гуманитарных наук в этом направлении привело к осмыслению электронной и сетевой культур, которые являются составными элементами информационной культуры и имеют специфику своего развития и функционирования. Учет этой специфики -важнейшее условие усвоения и использования всего богатого арсенала культуры эпохи информатизации.

Электронная культура (Digital Culture, или E-culture) — «это новая область деятельности. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура), в перформативных искусствах (музыка, театр, танец и пр.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), в кино, телевидении и пр.» [3]. Кроме того, электронная культура включает в себя произведения, которые сразу создавались в электронной форме, например сетевое искусство, реконструкции в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные произведения. В электронную культуру входят электронные версии коллекций культурного наследия. Качественным итогом развития электронной культуры является феномен сетевой культуры («net-art»), и его проявления достаточно многолики. К настоящему времени сформировались жанры сетевого искусства: это художественные сайты, почтовые проекты («Фотошоп-теннис»), художественный интернет-софт, художественные сетевые конструкции, онлайновые аудио-, видео- или радиопроекты, сетевые перфомансы и т.д. Внутри вышеперечисленных жанров существует большое количество конкретных форм: это, например, браузер-арт, форм-арт и т.д. С некоторыми типичными примерами сетевого искусства можно ознакомиться, посетив обширную коллекцию сетевого искусства AdaWeb, открытый каталог нет-арта, а также место встречи новых сетевых художников BetaSpace.org.

Элементы сетевого искусства используются множеством художников в абсолютно разных жанрах и разнообразными способами. Сейчас никого не удивляет организация трехмерных панорам, которые позволяют совершить виртуальную экскурсию по музеям и в подробностях рассмотреть выставленные экспозиции.

Названные формы экранной культуры, раскрывая новые перспективы для развития информационной культуры в условиях информати-

зации общества, способны многократно усиливать возможности личности за счет увеличения степени свободы выбора информации в пределах Всемирной Паутины (WWW), обеспечения глобальной коммуникации и в максимальной степени учета индивидуальных запросов человека.

Сетевую модель культуры, в контексте постмодернистской идеологии, обосновывает Н.Н. Плужникова [4]. Автор отмечает, что в условиях разрушения традиционных структур реальности культуры общество переходит на качественно новый этап взаимодействий, имеющих сетевой характер. Для обоснования сетевой парадигмы Н. Н. Плужникова обращается к теоретическим воззрениям представителя кибернетической ветви радикального конструктивизма — Г. Бейт-сона. Согласно Г. Бейтсону, сеть состоит из постоянно сменяющих друг друга способов коммуникаций.

Таким образом, наблюдателю, находящемуся в сети, необходимо обладать способностью к различению, чтобы переключаться с одного вида коммуникации на другой. Именно в условиях глобализации формируются основные особенности сетевой модели культуры. Заметим, что глобализация представляет собой не финальный, а переходный этап эволюции социокультурной действительности в качественно новое состояние — состояние сосуществования открытых и закрытых сегментов культуры, что соответствует принципам сетевой методологии концепции радикального конструктивизма.

Таким образом, информационный подход к исследованию культурной сферы общества можно рассмотреть как один из самых эффективных инструментов, несущих «надежду на ликвидацию главного дефицита современного мировосприятия — дефицита цельного взгляда на мир, того недостатка, который явился естественным результатом общественного разделения труда и дифференциации знания и остается главной проблемой современной культуры» [5. С. 11].

В условиях культуры информационного общества, характеризующейся постоянно совершенствующимися информационно-коммуникационными технологиями, тот, кого нет в интернете, почти и не существует для остального мира, так как сформированный постиндустриальной культурой новый тип мышления человека ориентирован в первую очередь на саморазвитие, а постоянно ощущаемый дефицит времени обусловливает стремление к получению конкретной информации [6. С. 256].

Особенно важно создавать свои виртуальные культурные образы, наполнять интернет информацией о культуре, поскольку сфера культуры должна стать одним из основных поставщиков информации для глобального информационного пространства. Кроме того, географическую удаленность, ограниченные финансовые возможности и возможность полноты и масштабности представления картины мира культуры в ее синхроническом и диахроническом развитии можно отнести к факторам, определяющим острую нужду в сохранении культурного наследия в цифровом формате и представлении наследия в сети Интернет. Переход информационного пространства культуры в цифровую форму является свершившимся фактом. Книги, музейные и архивные коллекции, фотографии, другие электронные версии объектов культурного наследия распространяются и потребляются в цифровом виде в масштабах, не уступающих традиционным формам, а во многих случаях — превышающих традиционные формы, так как доля цифровых форм, объектов культуры все время возрастает. При этом основной средой распространения и потребления цифровых форм объектов культуры сегодня стал интернет. С нашей точки зрения, идеи информационного подхода реализуются в мире информационного пространства, связанного сетью телекоммуникаций, т. е. глобального информационного пространства.

Таким образом, раскрытие информационного подхода к культурной сфере общества заключается в том, что информационный подход представляет образ мира культуры как сочетание специальных социокультурных институтов с информационно-коммуникационными технологиями, где коллективное сознание формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а глобальное информационное пространство активно влияет на этот процесс. Использование информационного взгляда на мир культуры позволило определить современную культурную картину как уникальное информационное видение мира, зафиксированное в культуре современного общества как результат переработки информации о социокультурной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукина Н.П., Нургалеева Л.В. Идеологические и аксиологические основания информационного общества. Томск, 2008. 240 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

3. Черных А.В., Куйбышев Л.А., Браккер Н.В. Электронная культура как одно из основных направлений модернизации ФЦП «Электронная Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cpic.ru/Publicat/51-03.htm (дата обращения: 19.04.2016).

4. Плужникова Н.Н. Радикальный конструктивизм как методология исследования культуры : автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2008. 24 с.

5. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб. : Академ. проект, 2000. 182 с.

6. Basalaeva O.G., Balabanov P.I. Modern World-View of Culture and Web-Space // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010 (3). № 2. С. 250-258.

cyberleninka.ru

Духовная сфера жизни общества — МегаЛекции

Роль и место социально-культурной деятельности в общей системе духовной жизни общества.

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры
(от лат. возделывание, обрабатывание)

· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура
(деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитиисознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств



Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

§ религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

§ мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

§ искусство — художественное освоение мира;

§ наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

§ право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

§ образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

 

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности — познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ:

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов

МЕСТО КУЛЬТУРЫ:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

ВЫВОДЫ:

 

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях:

— как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы;

— как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой;

— как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы — менеджера, педагога, технолога — не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Культура и сфера культуры — Textb.net

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

Культура и сфера культуры

  О культуре в данной работе говорится в двух планах. Во-первых, в широком смысле, как о способе бытия человека в качестве социального существа, как о системе порождения, сохранения и трансляции внегенетически наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующуюформированию и возвышению человеческой личности. Во- вторых, в узком — «отраслевом» — смысле, как о конкретной сфере жизни общества (сфера культуры), включающей сохранение и использование культурно-историческо- го наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).
  Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. В дальнейшем все они, краткости ради, часто будут именоваться фирмами.
  В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), к коммерческим относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.
  Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. В России к некоммерческим, согласно ст. 50 части первой ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры.
  Некоммерческие организации культуры, исходя из целей своей деятельности, требуют особого подхода в управлении ими. Являясь разновидностью некоммерческих организаций, они имеют общие и специфические особенности менеджмента.
  В наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту в них. Культура — тем, что современный менеджмент (и об этом ниже будет сказано дополнительно) не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социальнокультурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо предстает (и об этом тоже будет специальный разговор) носителем определенной культуры. Сфера культуры — потому что современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества.
  В свете сказанного очевидно, что рассмотрение менеджмента в сфере культуры представляет особый интерес.
  Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще — как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
  Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
  В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство — нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в соци- ально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.
  Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот — в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нон- профитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе — применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
  Общность проблем и интересов современного бизнеса и сферы культуры обусловлены не только их технологическим содержанием. Сами эти технологические особенности обусловлены глубоким и принципиальным обстоятельством. Современный бизнес и социально-культурная сфера, в том числе и в современной России, обречены на сотрудничество — всерьез и по большому счету.
  Социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями — одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.
  Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социаль- но-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в нем. Формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж — все это просто неосуществимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ, т. е. без обращения к социально-культурным технологиям, а то и прямого сотрудничества с соответствующими организациями и учреждениями социально-культурной сферы.
  Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» — предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества — не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов — по возможности независимо от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления демократии. Но суть дела заключается отнюдь не в желательности сотрудничества бизнеса и культуры. Это не только и не столько даже реаль

textb.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *