КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. А. Пузырей
КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, одна из ведущих школ в рос. психологии и влиятельное направление в мировой психологии, ставящее во главу угла учение о социальной, культурной и историч. природе человеческих форм психики – предметного восприятия, произвольного внимания и памяти, сознания, воли, речевого мышления, а также речи, счёта, письма и т. д.
Основания К.-и. п. заложены в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. Л. С. Выготским в его культурно-историч. теории высших психических функций, генезис которых у индивида включает тот или иной искусственный акт организации его психики, сознания, личности с помощью разного рода знаковых средств (от простейшего «узелка на память» до сложнейших знаковых систем). Такие психотехники и способы их использования вырабатываются в истории и закрепляются в культуре и только затем передаются отд. человеку и присваиваются им (в специально организуемых практиках обучения и воспитания либо стихийно). Согласно Выготскому, всякая высшая психич. функция первоначально складывается в пространстве общения и совместной деятельности (т. е. она разделена между людьми – родителем и ребёнком, учителем и учеником, психотерапевтом и пациентом и т. д.) и только затем, в ходе интериоризации («вращивания»), становится достоянием отд. индивида, т. е. осуществляется им самостоятельно. Сначала, как правило, – с опорой на внешние знаковые средства (напр., «узелок на память» как средство организации памяти, жест как способ организации внимания или речь и внешние схемы как средство организации мышления) и только впоследствии – с опорой уже на чисто внутр. средства (психич. образы и схемы, внутреннюю речь и т. п.).
В К.-и. п. складывается принципиально новый тип генетич. исследования (в соответствии с которым изучение явления возможно только через прослеживание его генезиса и развития) – исследование через формирование и внутри специально организуемого развития. Психолог оказывается при этом в особой, неклассич. ситуации исследования, когда его присутствие не только не может быть исключено (как того требует методология классич. естествознания), но, напротив, оказывается необходимым моментом самой ситуации эксперимента и задаёт новую единицу изучения: распределённое между экспериментатором и испытуемым «психотехнич. действие». В рамках такой неклассич. методологии выявляется характерный для К.-и. п. особый, «психотехнич.» тип описания изучаемого объекта, не столько фиксирующий в знании законы его «естественной жизни», сколько задающий условия его трансформации. Для К.-и. п. характерен также новый тип отношения между исследованием и практикой, когда исследование оказывается встроенным в практику, обеспечивая её осуществление, воспроизводство и развитие.
Идеи Л. С. Выготского привели к образованию одной из наиболее значит. школ в рос. психологии (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.), а также, по мере публикации осн. работ Выготского на др. языках, оказывают возрастающее влияние на мировую психологию. Ныне К.-и. п. расценивается как одна из наиболее перспективных программ развития психологии. C 2005 издаётся междунар. ж. «Культурно-историческая психология».
Культурно-историческая психология
«Культурно-историческая психология» — международное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.
Интервью с главным редактором
Журнал аффилирован
международному обществу
Культурно-деятельностных исследований (ISCAR). |
Издатель: ФГБОУ ВО
«Московский государственный психолого-педагогический университет»
Свидетельство регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757. Дата
регистрации 17.11.2016.
ISSN (online): 2224-8935
Объединённый каталог «Пресса России»: 18024
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2005 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на https://psyjournals.ru
Электронная версия журнала находится в свободном доступе.
Условия лицензии:
Материалы
журнала доступны по лицензии Creative Commons
С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается
использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным
указанием имени автора произведения и источника заимствования.
Международный научный журнал «Культурно-историческая психология» совместно c Международным летним университетом для аспирантов и молодых учёных ISCAR (МГППУ) открывает возможность молодым исследователям в области культурно-исторической психологии пройти экспертизу дизайна своего исследования (research design review).
Журнал Культурно-историческая психология — рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрировано в установленном законом порядке как средство массовой информации.
Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.
Рецензирование: Издание
осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих
тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются
признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов.
Сайт издания: На сайте издания в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (cостав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.
Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: https://psyjournals.ru/index.shtml
РИНЦ
издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного
цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет
информацию об опубликованных статьях в данный индекс.
Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 37 специалистов – кандидатов или докторов наук (либо обладателей иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятых проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Публикации в журнале «Культурно-историческая психология» являются бесплатными для авторов.
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК)
при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки.Журнал включен в российские и международные базы данных:
-
Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)
-
Scopus
-
Реферативный журнал и база данных ВИНИТИ
-
Ядро Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
-
EBSCO publishing
-
PsycINFO Journals Coverage
-
Ulrich’s Periodicals Directory
-
European Reference Index for the Humanities (ERIH PLUS)
Directory of Open Access Journals (DOAJ)
-
Journal Scholar Metrics
-
Google Scolar
-
Index Copernicus
-
East View
В 2006 году журнал получил официальный статус
аффилированного журнала Международного общества культурно-деятельностных
исследований (ISCAR).
Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей):
- 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
- 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
- 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
- 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)
Выпускается англоязычный дайджест, содержащий фрагменты опубликованных статей:
Научная значимость журнала «Культурно-историческая
психология» заключается в развитии традиции культурно-исторической психологии в
контексте мировой психологической науки, консолидации интеллектуальных
сил профессионального сообщества и содействию обсуждений философских,
методологических, исследовательских, методических проблем современной
культурно-исторической, деятельностной, социокультурной психологии.
Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, методологов и историков науки, философов разносторонней и всеохватывающей профессиональной информацией методического, теоретического характера в области культурно-исторической, деятельностной психологии как в России, так и зарубежом.
Главными целями журнала являются:
-
Консолидация научно-профессионального сообщества в России и за рубежом в решении задач изучения, сохранения и творческого развития наследия культурно-исторической психологии, среди основателей которой были выдающиеся психологи – Л.С. Выготский, Х. Вернер, Ж. Пиаже и др.
-
Обеспечение отечественных и зарубежных психологов актуальной и полной профессиональной информацией методического, теоретического и методологического характера в области культурно-исторической психологии.
-
Стимулирование вклада молодых ученых в развитие фундаментальной проблематики и практических приложений культурно-исторической психологии.
-
Обеспечение профессионального сообщества практикоориентированной информацией о возможностях применения идей и методов культурно-исторической психологии в различных областях психологии, педагогики и общественной жизни.
-
Активизация межотраслевого и международного сотрудничества и интеллектуального обмена в полидисциплинарной области культурно-исторической психологии.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
портала:
Название: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757 от
17.11.2016
Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка
29
Примерная тематика и (или) специализация: Образовательная, научная,
информационная (в сфере психологии), реклама в соответствии с законодательством
Российской Федерации о рекламе
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская федерация, зарубежные страны
Учредитель: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
Культурно-историческая психология
Культурно-историческая психология — международная научная
публикация, предназначенная для профессионалов, особенно интересующихся моделями человеческого
разработка: психологи, историки и методологи науки,
философы, педагоги специального образования, антропологи и специалисты по
различные области антропологии.
Журнал, аффилированный с Международным обществом исследований в области культуры и деятельности (ИСКАР). |
Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-51249. Дата регистрации
20.09.2012.
ISSN (печатный): 1816-5435
ISSN (онлайн): 2224-8935
Подписной индекс «Роспечати»: 18024 (полугодовой) – для физических лиц
абонентов, 18025 (полугодовой) – для организаций.
Периодичность: ежеквартально
Издается с 2005
Полнотекстовая электронная версия доступна по адресу https://psyjournals.ru/kip/
Плата не взимается любые сборы за подачу или публикацию.
Журнал открытого доступа
Это журнал открытого доступа. Весь контент доступен для некоммерческого
целях бесплатно для пользователя или его/ее учреждения. Пользователям разрешено
читать, скачивать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты
статей или использовать их в любых других законных целях со ссылкой на источник.
Это соответствует определению открытого доступа BOAI.
Условия лицензии:
Все материалы
в этом журнале лицензируются в соответствии с условиями
Creative Commons Attribution-Non-Commercial 4.0 International
Лицензия: пользователи могут свободно копировать и распространять материал на любом носителе.
или форматировать, ремикшировать, преобразовывать и строить на материале, пока они дают
соответствующий кредит, предоставить ссылку на лицензию и указать, были ли изменения
сделанный. Пользователи не могут использовать материалы в коммерческих целях.
Международный научный журнал
« Культурно-историческая психология » вместе с
Летний университет 8 th ISCAR
для аспирантов и молодых ученых открывает возможность для молодых
ученые культурно-исторической научной школы, чтобы получить дизайн исследования обзор.
Культурно-историческая психология является зарегистрированным рецензируемым академическим журнал.
В журнале публикуются оригинальные статьи, научные обзоры и комментарии.
Процесс проверки: Каждая представленная статья, соответствующая нашим общим требований проходит процедуру двойного слепого рецензирования. Все рецензенты являются признанными экспертами по тематике рецензируемых материалов. Отзывы о полученные материалы хранятся в издательстве 3 года. редакция направляет рецензии на представленные материалы авторам в электронную форму.
Веб-сайт журнала: Тезисы, ключевые слова и информация об авторах
общедоступна на русском и английском языках для всех опубликованных
материалы. Также доступны полные тексты всех докладов. Сайт также
предоставляет информацию об Издателе (см.
издатель),
главный редактор редколлегии (см.
Редакционная коллегия),
Редакционный совет, Цели и область применения, а также контактная информация на русском и
по-английски.
Официальный сайт журнала: https://psyjournals.ru/index.shtml
РИНЦ: Журнал зарегистрирован в РИНЦ (см. Публикация в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию о статьях, опубликованных в этом указателе. Двухлетний импакт-фактор публикации в РИНЦ — 0,391 (дата обращения: 23.05.2017).
Редколлегия/Совет: Редколлегия и Редакционный совет журнала включает 37 специалистов с различными учеными степенями (кандидат наук, доктор наук или эквивалентной квалификации), занимающихся исследованиями или преподаванием в высшее образование. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета членов публикуется в каждом номере журнала и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученых степеней.
Издательские стандарты: Все публикуемые материалы содержат информацию о
авторов, их место работы и необходимые контактные данные. Ключевые слова и
тезисы на английском и русском языках обязательны при публикации
научные статьи на русском языке. Все публикуемые статьи должны содержать ссылку
списки, составленные в соответствии с правилами публикации, на основании
требования, указанные в действующих стандартах. Руководство по подаче,
рецензирование и публикация рукописей доступны на официальном сайте
Журнал.
Журнал рекомендован ВАК Министерство образования Российской Федерации за издание докторских результаты исследований.
Журнал также включен в различные российские и международные индексации базы данных:
- Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)
- СКОПУС
- PsycINFO
- Академический поиск EBSCO
- Каталог периодических изданий Ульриха
- Европейский справочный индекс по гуманитарным наукам (ЭРИ ПЛЮС)
- Справочник журналов открытого доступа (ДОАЖ)
- Журнал Scholar Metrics
- Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
- База данных ВИНИТИ РАН
- Google Scolar
- Индекс Коперника
- Восточный вид
В 2006 году журнал официально стал членом Международной
Общество исследований культуры и деятельности (ISCAR).
Тематика журнала (по перечню научных отделения) :
- Психология:19.00.00
- Педагогика:13.00.00
- Философия:09.00.00
- Культурология:24.00.00
Дайджест на английском языке с подборками из опубликованных статей доступный.
Веб-сайт Регистрация СМИ Свидетельство:
Должность: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-51249,дата регистрации
20.09.2012
Редакция: 29 Sretenkastreet, Moscow, Russia 127051
Journaltopics: Образование
Распределительная форма: периоды, журнал
Язы Учредитель: Московская область
Университет психологии и образования
Представление, рецензирование и публикация руководств
· Подчинение рекомендации
· Процесс рецензирования
Выготский и культурно-исторический подход к человеческому развитию
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre.
com/psychology/view/10.1093/acrefore/97801
557.001.0001/acrefore-97801557-e-522 - Поделись этим
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Сводная информация о резервном виде
- https://doi.org/10.1093/acrefore/97801 557.013.522
- Опубликовано в Интернете: 30 октября 2019 9013 8
- SIMPARLY 9.
GLIDLINGHINGHILINGH. Орша, 1896 г. – Москва, 1934 г.) был русским психологом, создавшим культурно-историческую теорию, оказавшую влияние на психологию развития и другие психологические дисциплины. Выготский охарактеризовал свой подход как «психологию высоты» (в отличие от «психологии глубины») и постулировал, что высшие формы разума должны быть отправной точкой для изучения человеческого развития. По его мнению, необходимо изучать психологические процессы в их исторической динамике; эту динамику можно было раскрыть с помощью разработанного им каузально-генетического подхода, предполагающего управляемое формирование сознания в ходе его изучения или экспериментальное развертывание онтогенеза. Выготский утверждал, что механизмы человеческого развития не детерминированы генетически и что мы должны искать его источник в культуре и социальной среде. Развитие человека опосредовано культурными артефактами и знаковыми системами, которые осваиваются в диалоге с другими людьми в спонтанном или управляемом взаимодействии, что стимулирует развитие, создавая зону ближайшего развития.
Важнейшим средством превращения врожденного разума в разум высший является язык, позволяющий сохранять и передавать опыт поколений. В этом процессе культурного развития у человека вырабатывается система высших психических функций, которые имеют социальное происхождение, произвольный и опосредованный характер и входят в системное целое. Процесс онтогенеза проходит через ряд устойчивых периодов и кризисов, соответствующих конкретным условиям социальной ситуации развития и задачам развития. Возрастные периоды завершаются развитием новообразований, которые не только формируют результаты, но и являются предпосылками дальнейшего развития. По мере развития словесного мышления и овладения культурными средствами поведения человек овладевает своим врожденным разумом и становится личностью, главной характеристикой которой является свобода поведения.
Ключевые слова
- Зона проксимального развития
- Высшие психологические функции
- Социальная ситуация развития
- экспериментальный метод
- .