Культурно историческая психология это: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. А. Пузырей

КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИ­ХО­ЛО́ГИЯ, од­на из ве­ду­щих школ в рос. пси­хо­ло­гии и влия­тель­ное на­прав­ле­ние в ми­ро­вой пси­хо­ло­гии, ста­вя­щее во гла­ву уг­ла уче­ние о со­ци­аль­ной, куль­тур­ной и ис­то­рич. при­ро­де че­ло­ве­че­ских форм пси­хи­ки – пред­мет­но­го вос­при­ятия, про­из­воль­но­го вни­ма­ния и па­мя­ти, соз­на­ния, во­ли, ре­че­во­го мыш­ле­ния, а так­же ре­чи, счё­та, пись­ма и т. д.

Ос­но­ва­ния К.-и. п. за­ло­же­ны в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. Л. С. Вы­гот­ским в его куль­тур­но-ис­то­рич. тео­рии выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций, ге­не­зис ко­то­рых у ин­ди­ви­да вклю­ча­ет тот или иной ис­кус­ствен­ный акт ор­га­ни­за­ции его пси­хи­ки, соз­на­ния, лич­но­сти с по­мо­щью раз­но­го ро­да зна­ко­вых средств (от про­стей­ше­го «узел­ка на па­мять» до слож­ней­ших зна­ко­вых сис­тем). Та­кие пси­хо­тех­ни­ки и спо­со­бы их ис­поль­зо­ва­ния вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в ис­то­рии и за­кре­п­ля­ют­ся в куль­ту­ре и толь­ко за­тем пе­ре­да­ют­ся отд. че­ло­ве­ку и при­сваи­ва­ют­ся им (в спе­ци­аль­но ор­га­ни­зуе­мых прак­ти­ках обу­че­ния и вос­пи­та­ния ли­бо сти­хий­но). Со­глас­но Вы­гот­ско­му, вся­кая выс­шая пси­хич. функ­ция пер­во­на­чаль­но скла­ды­ва­ет­ся в про­стран­ст­ве об­ще­ния и сов­мест­ной дея­тель­но­сти (т. е. она раз­де­ле­на ме­ж­ду людь­ми – ро­ди­те­лем и ре­бён­ком, учи­те­лем и уче­ни­ком, пси­хо­те­ра­пев­том и па­ци­ен­том и т. д.) и толь­ко за­тем, в хо­де ин­те­рио­ри­за­ции («вра­щи­ва­ния»), ста­но­вит­ся дос­тоя­ни­ем отд. ин­ди­ви­да, т. е. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся им са­мо­стоя­тель­но. Сна­ча­ла, как пра­ви­ло, – с опо­рой на внеш­ние зна­ко­вые сред­ст­ва (напр., «узе­лок на па­мять» как сред­ст­во ор­га­ни­за­ции па­мя­ти, жест как спо­соб ор­га­ни­за­ции вни­ма­ния или речь и внеш­ние схе­мы как сред­ст­во ор­га­ни­за­ции мыш­ле­ния) и толь­ко впо­след­ст­вии – с опо­рой уже на чис­то внутр. сред­ст­ва (пси­хич. об­ра­зы и схе­мы, внут­рен­нюю речь и т. п.).

В К.-и. п. скла­ды­ва­ет­ся прин­ци­пи­ально но­вый тип ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ния (в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым изу­че­ние яв­ле­ния воз­мож­но толь­ко че­рез про­сле­жи­ва­ние его ге­не­зи­са и раз­ви­тия) – ис­сле­до­ва­ние че­рез фор­ми­ро­ва­ние и внут­ри спе­ци­аль­но ор­га­ни­зуе­мо­го раз­ви­тия. Пси­хо­лог ока­зы­ва­ет­ся при этом в осо­бой, не­клас­сич. си­туа­ции ис­сле­до­ва­ния, ко­гда его при­сут­ст­вие не толь­ко не мо­жет быть ис­клю­че­но (как то­го тре­бу­ет ме­то­до­ло­гия клас­сич. ес­те­ст­во­зна­ния), но, на­про­тив, ока­зы­ва­ет­ся не­об­хо­ди­мым мо­мен­том са­мой си­туа­ции экс­пе­ри­мен­та и за­да­ёт но­вую еди­ни­цу изу­че­ния: рас­пре­де­лён­ное ме­ж­ду экс­пе­ри­мен­та­то­ром и ис­пы­туе­мым «пси­хо­тех­нич. дей­ст­вие». В рам­ках та­кой не­клас­сич. ме­то­до­ло­гии вы­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ный для К.-и. п. осо­бый, «пси­хо­тех­нич.» тип опи­са­ния изу­чае­мо­го объ­ек­та, не столь­ко фик­си­рую­щий в зна­нии за­ко­ны его «ес­те­ст­вен­ной жиз­ни», сколь­ко за­даю­щий ус­ло­вия его транс­фор­ма­ции. Для К.-и. п. ха­рак­те­рен так­же но­вый тип от­но­ше­ния ме­ж­ду ис­сле­до­ва­ни­ем и прак­ти­кой, ко­гда ис­сле­до­ва­ние ока­зы­ва­ет­ся встро­ен­ным в прак­ти­ку, обес­пе­чи­вая её осу­ще­ст­в­ле­ние, вос­про­из­вод­ст­во и раз­ви­тие.

Идеи Л. С. Вы­гот­ско­го при­ве­ли к об­ра­зо­ва­нию од­ной из наи­бо­лее зна­чит. школ в рос. пси­хо­ло­гии (А. Р. Лу­рия, А. Н. Ле­он­ть­ев, Д. Б. Эль­ко­нин, П. Я. Галь­пе­рин, А. В. За­по­ро­жец, В. В. Да­вы­дов и др.), а так­же, по ме­ре пуб­ли­ка­ции осн. ра­бот Вы­гот­ско­го на др. язы­ках, ока­зы­ва­ют воз­рас­таю­щее влия­ние на ми­ро­вую пси­хо­ло­гию. Ны­не К.-и. п. рас­це­ни­ва­ет­ся как од­на из наи­бо­лее пер­спек­тив­ных про­грамм раз­ви­тия пси­хо­ло­гии. C 2005 из­да­ёт­ся ме­ж­ду­нар. ж. «Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия».

Культурно-историческая психология

«Культурно-историческая психология» — международное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.

Интервью с главным редактором

Журнал аффилирован международному обществу Культурно-деятельностных исследований (ISCAR).

Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Свидетельство регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757. Дата регистрации 17.11.2016.

ISSN (печатная версия): 1816-5435
ISSN (online): 2224-8935
Объединённый  каталог «Пресса России»: 18024
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2005 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на https://psyjournals.ru

Электронная версия журнала находится в свободном доступе.

Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.


Международный научный журнал «Культурно-историческая психология» совместно c Международным летним университетом для аспирантов и молодых учёных ISCAR (МГППУ) открывает возможность молодым исследователям в области культурно-исторической психологии пройти экспертизу дизайна своего исследования (research design review).

Журнал Культурно-историческая психология — рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрировано в установленном законом порядке как средство массовой информации.

Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.

Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов.

Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 3 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.

Сайт издания: На сайте издания в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (cостав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.

Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: https://psyjournals.ru/index.shtml

РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс.

Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ– 0.391 (дата обращения: 23.05.2017).

Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 37 специалистов – кандидатов или докторов наук (либо обладателей иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятых проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.

Публикации в журнале «Культурно-историческая психология» являются бесплатными для авторов.


 


Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК)

при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки.

Журнал включен в российские и международные базы данных:

  • Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)

  • Scopus

  • Реферативный журнал и база данных ВИНИТИ

  • Ядро Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

  • EBSCO publishing

  • PsycINFO Journals Coverage

  • Ulrich’s Periodicals Directory

  • European Reference Index for the Humanities (ERIH PLUS)

  • Directory of Open Access Journals (DOAJ)

  • Journal Scholar Metrics

  • Google Scolar

  • Index Copernicus

  • East View

В 2006 году журнал получил официальный статус аффилированного журнала Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).

Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников  в соответствии с Номенклатурой специальностей):

  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)

Выпускается англоязычный дайджест, содержащий фрагменты опубликованных статей:

Научная значимость журнала «Культурно-историческая психология» заключается в развитии традиции культурно-исторической психологии в контексте  мировой психологической науки, консолидации интеллектуальных сил профессионального сообщества и содействию обсуждений философских, методологических, исследовательских, методических проблем современной культурно-исторической, деятельностной, социокультурной психологии.

Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, методологов и историков науки, философов разносторонней и всеохватывающей профессиональной информацией методического, теоретического характера в области культурно-исторической, деятельностной психологии как в России, так и зарубежом.

Главными целями журнала являются:

  • Консолидация научно-профессионального сообщества в России и за рубежом в решении задач изучения, сохранения и творческого развития наследия культурно-исторической психологии, среди основателей которой были выдающиеся психологи – Л.С. Выготский, Х. Вернер, Ж. Пиаже и др.

  • Обеспечение отечественных и зарубежных психологов актуальной и полной профессиональной информацией методического, теоретического и методологического характера в области культурно-исторической психологии.

  • Стимулирование вклада молодых ученых в развитие фундаментальной проблематики и практических приложений культурно-исторической психологии.

  • Обеспечение профессионального сообщества практикоориентированной информацией о возможностях применения идей и методов культурно-исторической психологии в различных областях психологии, педагогики и общественной жизни.

  • Активизация межотраслевого и международного сотрудничества и интеллектуального обмена в полидисциплинарной области культурно-исторической психологии.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации портала:

Название: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757 от 17.11.2016

Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка 29
Примерная тематика и (или) специализация: Образовательная, научная, информационная (в сфере психологии), реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Форма периодического распространения: периодичкское печатное издание, журнал
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская федерация, зарубежные страны
Учредитель: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет

Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология — международная научная публикация, предназначенная для профессионалов, особенно интересующихся моделями человеческого разработка: психологи, историки и методологи науки, философы, педагоги специального образования, антропологи и специалисты по различные области антропологии.

Журнал, аффилированный с Международным обществом исследований в области культуры и деятельности (ИСКАР).

Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-51249. Дата регистрации 20.09.2012.
ISSN (печатный): 1816-5435
ISSN (онлайн): 2224-8935
Подписной индекс «Роспечати»: 18024 (полугодовой) – для физических лиц абонентов, 18025 (полугодовой) – для организаций.
Периодичность: ежеквартально
Издается с 2005
Полнотекстовая электронная версия доступна по адресу https://psyjournals.ru/kip/

Плата не взимается любые сборы за подачу или публикацию.

Журнал открытого доступа
Это журнал открытого доступа. Весь контент доступен для некоммерческого целях бесплатно для пользователя или его/ее учреждения. Пользователям разрешено читать, скачивать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях со ссылкой на источник. Это соответствует определению открытого доступа BOAI.

Условия лицензии:
Все материалы в этом журнале лицензируются в соответствии с условиями Creative Commons Attribution-Non-Commercial 4.0 International Лицензия: пользователи могут свободно копировать и распространять материал на любом носителе. или форматировать, ремикшировать, преобразовывать и строить на материале, пока они дают соответствующий кредит, предоставить ссылку на лицензию и указать, были ли изменения сделанный. Пользователи не могут использовать материалы в коммерческих целях.


Международный научный журнал « Культурно-историческая психология » вместе с Летний университет 8 th ISCAR для аспирантов и молодых ученых открывает возможность для молодых ученые культурно-исторической научной школы, чтобы получить дизайн исследования обзор.

Культурно-историческая психология является зарегистрированным рецензируемым академическим журнал.

В журнале публикуются оригинальные статьи, научные обзоры и комментарии.

Процесс проверки: Каждая представленная статья, соответствующая нашим общим требований проходит процедуру двойного слепого рецензирования. Все рецензенты являются признанными экспертами по тематике рецензируемых материалов. Отзывы о полученные материалы хранятся в издательстве 3 года. редакция направляет рецензии на представленные материалы авторам в электронную форму.

Веб-сайт журнала: Тезисы, ключевые слова и информация об авторах общедоступна на русском и английском языках для всех опубликованных материалы. Также доступны полные тексты всех докладов. Сайт также предоставляет информацию об Издателе (см. издатель), главный редактор редколлегии (см. Редакционная коллегия), Редакционный совет, Цели и область применения, а также контактная информация на русском и по-английски.

Официальный сайт журнала: https://psyjournals.ru/index.shtml

РИНЦ: Журнал зарегистрирован в РИНЦ (см. Публикация в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию о статьях, опубликованных в этом указателе. Двухлетний импакт-фактор публикации в РИНЦ — 0,391 (дата обращения: 23.05.2017).

Редколлегия/Совет: Редколлегия и Редакционный совет журнала включает 37 специалистов с различными учеными степенями (кандидат наук, доктор наук или эквивалентной квалификации), занимающихся исследованиями или преподаванием в высшее образование. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета членов публикуется в каждом номере журнала и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученых степеней.

Издательские стандарты: Все публикуемые материалы содержат информацию о авторов, их место работы и необходимые контактные данные. Ключевые слова и тезисы на английском и русском языках обязательны при публикации научные статьи на русском языке. Все публикуемые статьи должны содержать ссылку списки, составленные в соответствии с правилами публикации, на основании требования, указанные в действующих стандартах. Руководство по подаче, рецензирование и публикация рукописей доступны на официальном сайте Журнал.

Журнал рекомендован ВАК Министерство образования Российской Федерации за издание докторских результаты исследований.

Журнал также включен в различные российские и международные индексации базы данных:

  • Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)
  • СКОПУС
  • PsycINFO
  • Академический поиск EBSCO
  • Каталог периодических изданий Ульриха
  • Европейский справочный индекс по гуманитарным наукам (ЭРИ ПЛЮС)
  • Справочник журналов открытого доступа (ДОАЖ)
  • Журнал Scholar Metrics
  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • База данных ВИНИТИ РАН
  • Google Scolar
  • Индекс Коперника
  • Восточный вид

В 2006 году журнал официально стал членом Международной Общество исследований культуры и деятельности (ISCAR).

Тематика журнала (по перечню научных отделения) :

  • Психология:19.00.00
  • Педагогика:13.00.00
  • Философия:09.00.00
  • Культурология:24.00.00

Дайджест на английском языке с подборками из опубликованных статей доступный.

Веб-сайт Регистрация СМИ Свидетельство:


Должность: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-51249,дата регистрации 20.09.2012

Редакция: 29 Sretenkastreet, Moscow, Russia 127051
Journaltopics: Образование
Распределительная форма: периоды, журнал
Язы Учредитель: Московская область Университет психологии и образования

 

Представление, рецензирование и публикация руководств

· Подчинение рекомендации

· Процесс рецензирования

Выготский и культурно-исторический подход к человеческому развитию

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/view/10.1093/acrefore/97801

  • 557.001.0001/acrefore-97801557-e-522

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Сводная информация о резервном виде

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/97801
  • 557.013.522
  • Опубликовано в Интернете: 30 октября 2019
  • 9013 8
  • SIMPARLY 9. GLIDLINGHINGHILINGH. Орша, 1896 г. – Москва, 1934 г.) был русским психологом, создавшим культурно-историческую теорию, оказавшую влияние на психологию развития и другие психологические дисциплины. Выготский охарактеризовал свой подход как «психологию высоты» (в отличие от «психологии глубины») и постулировал, что высшие формы разума должны быть отправной точкой для изучения человеческого развития. По его мнению, необходимо изучать психологические процессы в их исторической динамике; эту динамику можно было раскрыть с помощью разработанного им каузально-генетического подхода, предполагающего управляемое формирование сознания в ходе его изучения или экспериментальное развертывание онтогенеза. Выготский утверждал, что механизмы человеческого развития не детерминированы генетически и что мы должны искать его источник в культуре и социальной среде. Развитие человека опосредовано культурными артефактами и знаковыми системами, которые осваиваются в диалоге с другими людьми в спонтанном или управляемом взаимодействии, что стимулирует развитие, создавая зону ближайшего развития. Важнейшим средством превращения врожденного разума в разум высший является язык, позволяющий сохранять и передавать опыт поколений. В этом процессе культурного развития у человека вырабатывается система высших психических функций, которые имеют социальное происхождение, произвольный и опосредованный характер и входят в системное целое. Процесс онтогенеза проходит через ряд устойчивых периодов и кризисов, соответствующих конкретным условиям социальной ситуации развития и задачам развития. Возрастные периоды завершаются развитием новообразований, которые не только формируют результаты, но и являются предпосылками дальнейшего развития. По мере развития словесного мышления и овладения культурными средствами поведения человек овладевает своим врожденным разумом и становится личностью, главной характеристикой которой является свобода поведения.

    Ключевые слова

    • Зона проксимального развития
    • Высшие психологические функции
    • Социальная ситуация развития
    • экспериментальный метод
    • .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *